Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Русские народные сказки: виды, принципы рассказывания Черты фольклорной сказки
  • Важная фигура Александр горшков фигурист личная жизнь жена
  • Защита населения в чрезвычайных ситуациях
  • Описание опыта работы воспитателя
  • Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ БелГУ)
  • Характеристика наставничества как варианта адаптации новых сотрудников компании Кто участвует в процессе наставничества
  • Особенности русских народных сказок. Русские народные сказки: виды, принципы рассказывания Черты фольклорной сказки

    Особенности русских народных сказок. Русские народные сказки: виды, принципы рассказывания Черты фольклорной сказки

    Сказка - сокровищница народной мудрости.
    Особенности построения сказки.
    Воспитательное значение сказки.

    Сказка — один из основных жанров устного народного творчества. Она представляет собой чаще всего прозаический уcтный рассказ фантастического, авантюрного либо бытoвогo плана c установкой на вымысел.
    По мнению Вас. Александр. Сухомлинского, без сказки нельзя представить детства.
    Сказки возникли в древнейшие времена. Жанр оказался так жизнеспособен потому, что прекрасно подходит для выражения и сохранения фундаментальных человеческих истин, основ человеческого бытия.
    Сказывание сказок было распространенным увлечением на Руси. Сказитель живо реагировал на реакции аудитории и тут же вносил поправки в повествование. Поэтому сказки стали одним из самых отшлифованных фольклорных жанров.
    Сказки наилучшим образом отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии.
    В сказке непременно торжествуют истина и добро. Она всегда на стороне обиженных и притесняемых. Сказка указывает правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки. Т. об., в сказках выражена существенная черта мировосприятия народа — твердая вера в справедливость.
    В сказке ребенку доступно открываются тайны древнего миропонимания. Они находятся самостоятельно, без объяснений, что способствует росту сознания ребенка.
    Фантастический мир сказки есть отображение реального мира. Сравнивая сказочный мир с реальным, ребенок самостоятельно развивают мышление (он сравнивает и сомневается, проверяет и убеждается). Сказка делает ребенка активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу и приучает к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.
    Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.
    Для детей вовсе не важно, кто герой сказки, важно, как он себя ведет, каков он — красив и добр или уродлив и зол. Сказка старается научить ребенка оценивать главные качества героя и никогда не прибегает к психологическому усложнению. Чаще всего персонаж воплощает какое-нибудь одно качество: лиса хитра, медведь силен, Иван в роли дурака удачлив, а в роли царевича бесстрашен. Персонажи в сказке контрастны, что и определяет сюжет.

    Особенности построения сказки

    Сказка строится по принципу цепной композиции - эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются с добавлением какой-либо новой подробности. Эти повторения содействуют запоминанию и пониманию (Репка, Курочка Ряба). Часто сказка содержит песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их.
    Сказка имеет собственный язык - лаконичный, выразительный, ритмичный, он близок уму и сердцу ребенка и запоминается на всю жизнь. Благодаря языку создается особый фантастиеский мир, в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго. Полутонов нет — есть глубокие, яркие цвета. Они влекут к себе ребенка, как все красочное, лишенное однообразия и бытовой серости.
    Сказочный герой - идеальный образец для подражания: добрый, справедливый, красивый, сильный; он обязательно добивается успеха, преодолевая всяческие препятствия не только с помощью чудесных помощников, но прежде всего благодаря личным качествам — уму, силе духа, самоотверженности, изобретательности, смекалке. Таким хотел бы стать каждый ребенок.

    Воспитательное значение сказки

    Сказка представляет большую общественную ценность состоящую в ее познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой.
    Познавательное значение сказки в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны. Ее сюжеты и образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей. Так образы Ивана - крестьянского сына дают представления о русском крестьянстве вообще, один образ характеризует целый социальный слой людей.
    Идейно-воспитательное значение сказки в том, что она вдохновлена стремлением к добру, защитой слабых, победой над злом.
    Эстетическое значение в том, что для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность.
    В сказочном эпосе различают три жанровые разновидности: сказки о животных, волшебные сказки и сказки на бытовые темы. Все они входят в круг детского чтения.

    Сказки о животных. Их особенности

    Сказки о животных - это самый распространенный вид сказок, который рано становится известным ребенку.
    Имеют наиболее архаичные корни, при этом в наст. время почти полностью утратили первоначальное мифологическое и магическое значение. Самым маленьким детям обычно рассказывают специально для них предназначенные «ребячьи сказки» («Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и козлята»). Они невелики по объему, просты по композиции. Большая роль здесь отводится диалогу, повторяемости одного и того же эпизода.
    Повторяющиеся эпизоды, диалоги часто рифмованы и ритмизированы, сопровождаются песенками (например, песенки Колобка). Коза, а затем и Волк в сказке «Волк и козлята» разными голосами распевают:
    Козлятушки, ребятушки!
    Отопритеся, отворитеся.
    Исполнение таких сказок сродни театрализованному представлению с активным участием слушателей. Сказка приближается к игре, что соответствует особенностям восприятия художественного произведения детьми в возрасте от двух до пяти — «содействие и соучастие», как определил его психолог Александр Владим. Запорожец.
    В сказке животные приобретают человеческие черты - думают, говорят и поступают как люди: строят себе жилища, рубят дрова, носят воду. По существу, такие образы несут ребенку знания о мире людей.
    Ребенок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Больше всего детей занимает финал истории (чем кончится очевидная нелепость ловить рыбку хвостом). Самые элементарные и в то же время самые важные представления - об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности - ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения.
    В сказках о животных представители животного мира воплощают какое-то одно качество, котор. и обыгрывается в сюжете: лиса — хитрость, льстивость, волк — жадность и глупость, заяц — трусость, медведь - неуклюжесть.
    Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и главным. Это лев или медведь. Они всегда оказываются на верху социальной лестницы. Это сближает сказки о животных с баснями, что особенно хорошо видно по присутствию в тех и других сходных моральных выводов — социальных и общечеловеческих. У ребенка никогда не возникает сомнения в том, как отнестись к тому или иному сказочному персонажу. Петух - герой, лиса - хитрая обманщица, волк - жадный, медведь - глупый, коза - лживая. Это не примитивность, а та необходимая простота, которая должна быть усвоена малышом прежде, чем он будет готов воспринять сложные вещи. Дети усваивают: то, что волк силен, вовсе не делает его справедливым (например, в сказочном сюжете о семерых козлятах). Сочувствие слушателей всегда на стороне справедливых, а не сильных.
    В сказках о животных много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.
    В сказках о животных много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует. При этом сказки знают и печаль. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить. Плачет заяц у порога своей избушки. Его выгнала коза. Петух прогнал козу - радости зайца нет конца. Весело и слушателю сказки.

    Волшебные сказки. Особенности. Воспитательное значение

    Волшебные сказки. Это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Волшебными они называются потому, что все происходящее в ее сюжете фантастично и значительно по задаче: в такой сказке обязательно есть центральный положительный герой, котор. борется со злом и несправедливостью, ему помогают волшебники и волшебные предметы. В качестве примеров можно привести русские народные сказки о Иван-царевиче.
    Опасность представляется особенно сильной, т. к. главные противники — злодеи, представители сверхъестественных темных сил: Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный. Одерживая победы над нечистью, герой подтверждает свое высокое человеческое начало, близость к светлым силам природы. В борьбе он становится еще сильнее и мудрее, приобретает новых друзей и получает полное право на счастье — к удовлетворению маленьких слушателей.
    Персонаж в волшебных сказках всегда носитель определенных моральных качеств. Герой самых популярных волшебных сказок - Иван-царевич. Он многим помогает, животным и птицам, которые ему за это благодарны, и в свою очередь, помогают ему, братьям, которые часто стараются погубить его. Он представлен в сказках как народный герой, воплощение высших моральных качеств - смелости, честности, доброты. Он молод, красив, умен и силен. Это тип смелого и сильного богатыря.
    Русскому народу свойственно сознание того, что человек всегда встречается на своем пути с жизненными трудностями, а своими добрыми поступками он их обязательно преодолеет. Герой наделенный такими качествами как доброта, щедрость, честность глубоко симпатичен русскому народу.
    Под стать такому герою женские образы — Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Царь-девица, Марья-Моревна. Они так красивы, что «ни в сказке сказать, ни пером описать», и при этом обладают волшебством, умом и смелостью. Эти «мудрые девы» помогают Ивану-царевичу бежать от морского царя, найти Кощееву смерть, выполнить непосильные задания. Сказочные героини идеальным образом воплощают народные представления о женской красоте, доброте, мудрости.
    Противостоят главным героям персонажи резко отрицательные - коварные, завистливые, жестокие. Чаще всего это Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей о трех-девяти головах, Лихо одноглазое. Они чудовищны и безобразны внешне, коварны, жестоки в противоборстве с силами светлыми и добрыми. Тем выше цена победы главного героя.
    В трудные минуты на помощь главному герою приходят помощники. Это либо волшебные животные (Сивка-бурка, щука, Серый волк, Свинка—золотая щетинка), либо добрые старушки, чудесные дядьки, силачи, ходоки, грибки-боровички. Большим разнообразием отличаются чудесные предметы: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, живая и мертвая вода. Спасаясь от преследования, герой бросает гребешок — и встает дремучий лес; полотенце, платок превращается в реку или в озеро.
    Фантастичный мир тридевятого царства, тридесятого государства многоцветен, наполнен множеством диковинок: здесь текут молочные реки с кисельными берегами, в саду растут золотые яблочки, «поют птицы райские да мяукают котики морские».
    Волшебная сказка как бы вбирает в себя многие стилистические приемы других жанров фольклора. Здесь и постоянные эпитеты, свойственные лирической песне («конь добрый», «леса дремучие», «травы шелковые», «уста сахарные»), и былинные гиперболы («бежит - земля дрожит, из ноздрей дым, из ушей пламя пышет»), и параллелизмы: «Тем временем пришла колдунья и навела на царицу порчу: сделалась Аленушка больная, да такая худая да бледная. На царском дворе все приуныло; цветы в саду стали вянуть, деревья сохнуть, трава блекнуть».
    Присказки, традиционные зачины, концовки. Их назначение — отграничить сказку от обыденной жизни. «В некотором царстве, в некотором государстве», «жили-были» — самые характерные зачины русской сказки. Концовка, как и присказка, обычно носит шуточный характер, она ритмизирована, рифмована, произносится скороговоркой. Часто сказочник заканчивал свое повествование описанием пира: «Устроили пир на весь мир, и я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Явно слушателям детского возраста адресована такая присказка: «Вот вам сказка, а мне бубликов связка».
    Повествование в сказочной прозе строится при помощи устойчивых формул. Они служат переходом от одного события к другому («близко ли, далеко ли, скоро ли, коротко ли»), рисуют портрет персонажа («Баба Яга, костяная нога»). Встречаются в усилит. форме троекратного повторения: три раза герой бьется со змеем; проходит через три царства: медное, серебряное, золотое; три брата три раза ходят ловить жар-птицу.
    Среди персонажей волшебной сказки много детей. Их образы поэтичны, трогательны, что подчеркивается и формой имени (Терешечка, Крошечка-Хаврошечка, братец Иванушка, сестрица Аленушка), и всем тоном повествования.

    Бытовые сказки. Юмор. Отражение жизни народа и его отношение к власти.

    Сказки, в которых социальные и бытовые отношения стоят в центре действия получили название социально-бытовых. В этом типе сказок хорошо развит комизм поступков и словесный комизм, что определяется их сатирическим, ироническим, юмористическим характером. Темой одной группы сказок служит социальная несправедливость, темой другой служат людские пороки, в них осмеиваются ленивые, глупые, упрямые.
    Бытовая (сатирическая) сказка наиболее близка к повседневной жизни и даже не обязательно включает в себя чудеса. Одобрение или осуждение всегда подается в ней открыто, четко выражается оценка: что безнравственно, что достойно осмеяния и т.п. Даже когда кажется, что герои просто потешают слушателей, каждое их слово, каждое действие наполнены значительным смыслом, связаны с важными сторонами жизни человека.
    Постоянными героями сатирических сказок выступают «простые» бедные люди. При этом они неизменно одерживают верх над «непростым» — богатым или знатным человеком. В отличие от героев волшебной сказки здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников — лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да еще удачным обстоятельствам.
    Бытовая сатирическая сказка веками впитывала в себя характерные черты жизни народа и его отношения к власть предержащим, в частности к судьям, чиновникам. Все это, конечно, передавалось и маленьким слушателям, которые проникались здоровым народным юмором сказителя. Сказки такого рода содержат «витамин смеха», помогающий простому человеку сохранить свое достоинство в мире, где правят мздоимцы-чиновники, неправедные судьи, скупые богачи, высокомерные вельможи.
    В бытовых сказках появляются порой и персонажи-животные, а возможно и появление таких абстрактных действующих лиц, как Правда и Кривда, Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.
    Порой в сказку вводится такой специфический элемент детского фольклора, как перевертыш. При этом возникает смещение реального смысла, побуждающее ребенка к правильной расстановке предметов и явлений. В сказке перевертыш укрупняется, вырастает до эпизода, составляет уже часть содержания. Смешение и преувеличение, гиперболизация явлений дают малышу возможность и посмеяться, и подумать.

    Обобщающая таблица

    Жанровые разновидности русских народных сказок

    СКАЗКА
    АНИМАЛИСТИЧЕСКАЯ
    (о животных)
    ВОЛШЕБНАЯ БЫТОВАЯ
    (сатирическая)
    ТЕМА защита слабых и обиженных;
    осмеяние негативных черт характера
    борьба со злом борьба с социальной несправедливостью;
    осмеяние людских пороков (лень, глупость, упрямство).
    ЧЕМУ УЧАТ справедливости;
    отзывчивости;
    основам морали и этики
    доброте,
    отзывчивости,
    справедливости
    хитрости,
    находчивости,
    юмору
    ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СКАЗКИ бытовое;
    переосмысленное бытовое (варежка = теремок)
    волшебное (Тридесятое царство),
    наличие волшебных предметов (ковер-самолет, гусли-самогуды, молодильные яблочки)
    бытовое
    ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВ ПЕРСОНАЖЕЙ,
    ГЛАВНОГО ГЕРОЯ
    каждый герой воплощает в себе одно качество (лиса — хитрость, волк - жадность, глупость, заяц - трусость) Герои делятся на:
    злодеев,
    страдальцев,
    заступников,
    их помощников

    Главный герой - воплощение высших моральных качеств: смелости, честности, доброты;
    идеальный образец для подражания;

    Положительные герои красивы, отрицательные безобразны

    главный герой находчив и хитер;
    отрицательные персонажи глупы и наивны.
    ГЕРОЙ животные, наделенные человеческими чертами,
    проживающие жизнь человека

    В основе образов прием антропоморфизма (перенос на животных присущих человеку психических свойств и черт характера)

    былинный тип главного героя (Иван-царевич, Царевна-Лягушка, Василиса Премудрая, Царь-девица, Марья-Моревна);
    наличие у героя помощников (Сивка-бурка, Старичок-Боровичок, серый волк)
    простой человек (солдат, мужик, баба);
    животное, наделенное чертами человека;
    абстрактное понятие (Горе-Злосчастье, Правда и Кривда)
    АНТИГЕРОЙ персонаж, наделенный негативной чертой характера злодеи (Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный) лицо высшее по социальному статусу, притеснитель (царь, поп, барин)
    ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА конфликты отражают реальные жизненные отношения людей наличие очевидной фантастики, волшебства, чуда (волшебные персонажи и предметы) в основе сюжета - необычайное происшествие в рамках реальных человеческих отношений;
    имеет место чудесное допущение, в основе которого гипербола:
    герой настолько хитёр, что может перехитрить всех на свете и остаться безнаказанным;
    вместо волшебства используется смекалка;
    реализм условен (реальные жизненные конфликты получают необычайное сказочное разрешение)
    ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ
    И
    СЮЖЕТА
    невелики по объему,
    просты по композиции,
    одна сюжетная линия;
    быстродействие: сюжет развивается стремительно, наблюдается обилие глаголов;

    Широкое использование диалогов;

    Повторяющиеся эпизоды, кумулятивность (Теремок, Колобок, Курочка Ряба);
    включение в текст малых фольклорных форм: песенок, прибауток и т. п. (Колобок, Волк и семеро козлят)

    большие по объему (у главного героя длинный и тернистый путь, часто встречается образ разветвления дороги),
    осложнённая композиция, несколько сюжетных линий (сказка охватывает достаточно продолжительный период жизни героя).

    Описание доминирует над диалогом;

    Наличие присказок (долго ли, коротко ли…):
    традиционных зачинов (в некотором царстве, в некотором государстве…),
    концовок (и я там был и мед я пил)
    часты троекратные повторы (три раза герой бьется со змеем; проходит через три царства: медное, серебряное, золотое; три брата три раза ходят ловить жар-птицу).

    невелики по объему,
    просты по композиции,
    одна сюжетная линия;
    сюжет развивается стремительно, наблюдается обилие глаголов;

    Широкое использование диалога;

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА суженный набор изобразительно-выразительных средств
    (гипербола, литота, эпитеты)
    расширенный набор изобразительно-выразительных средств (многочисленны эпитеты, метафоры) в основе сюжета - понятный ребенку юмор, гипербола

    Сказки - один из основных видов устного народного поэтического творчества.

    «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки, и замысловатые авантюрные повести, и сатирические анекдоты. Каждый из этих видов устной народной прозы имеет свои отличительные особенности: свое содержание, свою тематику, свою систему образов, свой язык… Сказки эти различаются не только тематически, а всем характером своих образов, особенностями композиции, художественными приемами… всем своим стилем». 1

    Характерным признаком сказки является поэтический вымысел, а обязательным элементом - фантастичность. Особенно ярко это проявляется в волшебных сказках. Сказка не претендует на достоверность своего повествования. Действие в ней часто переносится в неопределенное «тридевятое царство, тридесятое государство». Это подчеркивается и репликами самих сказочников, которые воспринимают сказку как вымысел, со всеми ее фантастическими образами: ковром-самолетом, шапкой-невидимкой, сапогами-скороходами, скатертью-самобранкой и т. д. Сказочник переносит слушателя в сказочный мир, который живет по своим законам. В сказках изображаются не только фантастические лица и предметы, но и реальные явления представлены в фантастическом освещении. В то же время в сказках постоянно присутствует морализирование, пропаганда добра, справедливости, правды.

    Сказки отличаются своими национальными особенностями, но вместе с тем носят интернациональное начало. Одни и те же сказочные сюжеты возникают в фольклоре разных стран, что отчасти сближает их, но они и различны, поскольку отражают национальные особенности жизни того или иного народа.

    Как любой жанр фольклора, сказка хранит черты индивидуального творчества, а вместе с тем является результатом коллективного творчества народа, пронесшего сказку сквозь века. Сказки каждого народа конкретно отражают действительность, на основании которой они бытовали. В сказках народов мира отражаются общие темы, сюжеты, образы, стилистические, композиционные приемы. Для них характерна общая демократическая направленность. В сказках нашли выражение народные чаяния, стремление к счастью, борьба за правду и справедливость, любовь к родине. Поэтому сказки народов мира имеют много общего. Вместе с тем каждый народ создает свой неповторимый и своеобразный сказочный эпос.

    Русские сказки обычно делятся на следующие виды: о животных, волшебные и бытовые. Сюжет является основным признаком сказки, в которой противопоставляются мечта и действительность. Персонажи контрастно противоположны. Они выражают добро и зло (прекрасное и безобразное). Но добро в сказке всегда побеждает.

    Во многих пословицах сказки сравниваются с песнями: «сказка - складка, а песня - быль», «сказка - ложь, а песня - правда». Это говорит о том, что сказка повествует о событиях, которые в жизни произойти не могут. Интересно происхождение термина «сказка». В Древней Руси для обозначения жанра сказки употреблялось слово - «баснь», «байка», от глагола «баять», а сказочников называли «бахарями» 2 . Самые ранние сведения о русских сказках относятся к XII веку. В памятнике древнерусской письменности «Слово о богатом и убогом» в описании отхода ко сну богатого человека, среди окружающих его слуг упоминаются и такие, которые «бают» и «кощунят», т. е. рассказывают сказки. В этом первом упоминании сказки полностью отразилось противоречивое отношение к ней. С одной стороны, сказка - любимое развлечение и потеха, с другой - ее клеймят и преследуют, как нечто бесовское, расшатывающее устои древнерусской жизни.

    Уже в Древней Руси сформировались основные особенности поэтики сказок, влиявшие на древнерусских книжников. В русских летописях можно найти много сказочных оборотов и образов. Несомненно влияние сказки и на известный памятник XIII века «Моление Даниила Заточника», в котором автор, наряду с книжными цитатами, использует сказочные элементы.

    В исторической и мемуарной литературе XVI-XVII веков можно найти ряд упоминаний о сказке, доказывающих, что в это время сказка была распространена среди различных слоев населения.

    «Царь Иван IV не мог заснуть без рассказов бахаря. В опочивальне его обычно ожидали три слепых старца, которые посменно рассказывали ему сказки и небылицы. Известны сказочники Василия Шуйского, Михаила и Алексея Романовых. Как явствует из “Заметок касательно дураков, юродивых и прочих”, приведенных И. Забелиным, сказочники награждались за басни, которые они баяли, “по государеву, цареву и великого князя сия Руси имянному приказу” то лазоревым сукном, то телятинными сапогами, то англицким вишневым кафтаном». 3

    Иностранные путешественники упоминают о том, что русские в XVII веке забавлялись во время пиров слушаньем сказок.


    Виды сказок.

    История сказки

    Структура сказки

    Основные герои

    Особенности русских народных сказок

    — Сказки о животных.

    — Сказка бытовая

    — Волшебная сказка

    Сказка как жанр фольклора имеет свою специфическую поэтику, в установлении которой настаивал А.И. Никифоров и В.Я. Пропп.

    Тексты данного жанра, строятся с помощью установленных традицией клише:

    Сказочные формулы - ритмизованные прозаические фразы:

    - « Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» - сказочные инициалы, зачины;

    - «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» - срединные формулы;

    - «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало» - сказочная концовка, финал;

    2. «Общие места» - кочующие из текста в текст разных сказочных сюжетов целые эпизоды:

    - Приход Ивана-царевича к Бабе-Яге, где проза перемежается с ритмизованными местами:

    — Клишированное описание портрета - «Баба-Яга, костяная нога»;

    — Клишированные формульные вопросы-ответы - «куда путь-дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом», и т.д.;

    Клишированное описание места действия: «на калиновом мосту, на реке смородиновой»;

    Клишированное описание действий: перемещение героя на «ковре-самолёте»;

    Общефольклорные эпитет: «красна девица», «добрый молодец».

    История сказки.

    Сказка или казка, байка, и побасенка (древнейшее ее название басень - от слова «баять», «говорить») - это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том чего не бывает.

    Сказка - вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел.

    История сказки.

    Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVI века. От слова «каза́ть ». Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII-XIX века. Ранее использовалось слово баснь, до XI века – кощуна.

    Структура сказки.

    Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).

    Основная часть.

    Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).

    Основные герои.

    Любимый герой русских сказок Иван-царевич, Иван-дурак, Иван - крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье.

    Основные герои.

    Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам - красивым, добрым, умным и трудолюбивым.

    Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна или Синеглазка.

    Основные герои.

    Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга.

    - Баба Яга - один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе. Чаще всего она вредит героям, но иногда помогает.

    - Змей Горыныч - огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей,- тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля.

    В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец , а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

    Особенности русских народных сказок.

    В русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…
    Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил; и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.

    Особенности русских народных сказок.

    Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: мал-еньк–ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о… Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка…(Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!)

    Сказки о животных.

    C казка о животных - это совокупность разножанровых произведений сказочного фольклора (сказка), в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо 1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза (саней»)), либо 2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).

    Сказки о животных.

    Сказки о животных - широко распространенный жанр. В мировом фольклоре известно около 140 сюжетов сказок о животных, в русском - 119 и составляют около 10% сказочного репертуара, причем значительная их час оригинальна.

    Композиционный прием сказок о животных связан с обманом в разных его видах: коварный совет, неожиданный испуг, изменение голоса и др.

    Сказки о животных.

    В сказках о животных можно проследить забытые верования, обряды, представления.

    В сказках о животных говорится о повадках, проделках и приключениях обыкновенных, всем знакомых диких и домашних зверей, о птицах и рабах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми.

    Сказки бытовые.

    Сказка бытовая - ее еще называют социально-бытовой, сатирической или новеллистической.

    В бытовой сказке говорится о жизни и представлениях русского крестьянина последних двух столетий, хотя некоторые ее сюжеты тоже пришли из очень давних времен.

    Сказки бытовые.

    Местом действия бытовых сказок является русская часто крепостная деревня.

    Герой - деревенский бедняк, батрак или солдат; он воюет с барином, барыней, с богатеем и попом.

    Бытовые сказки высмеивают общечеловеческие пороки: лень, глупость, упрямство, жадность.

    Бытовые сказки полны юмора, они дают комические портреты беспробудных лентяев, дурней, делающих все невпопад, ворчливых, упрямых жен.

    Сказки бытовые.

    Бытовая сказка идеализирует активность, самостоятельность, ум, смелость человека в его жизненной борьбе.

    Для бытовой сказки характерны краткость изложения, разговорная лексика, диалоги. Она не стремится к утроению мотивов и вообще не имеет больших развитых сюжетов.

    В бытовой сказке не используются красочные эпитеты и поэтические формулы. Художественное обрамление бытовой сказки зачинами и концовками также не является обязательным, многие из них начинаются прямо с завязки и завершаются с последним штрихом самого сюжета.

    Волшебные сказки.

    В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.

    В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения - старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее - Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки - смерть родителей.

    Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, т.е. отправка героя из дома.

    Волшебные сказки.

    Развитие сюжета - это поиск потерянного или недостающего.

    Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения - разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).

    Развязка - это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» - то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

    Волшебные сказки.

    Главный герой сказки всегда молод.

    В волшебных сказках герой встречается с:

    - Существами, которых не встретишь в жизни: водяным царем, русалками, лешим, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, многоголовый Змей, великаны и карлики.

    - Невиданными зверями: Олень - Золотые рога, Свинка - Золотая щетинка, Жар - Птица.

    - Властителями стихий, природных сил: Солнце, Месяц, Ветер, Морозко.

    Волшебные сказки.

    Нередко в руки героя попадают чудесные предметы:

    - гусли - самогуды,

    - скатерть-самобранка,

    - шапка-невидимка.

    В такой сказке все возможно. Хочешь стать молодым - поешь молодильных яблочек, надо оживить царевну или царевича спрысни их мертвой, а затем живою водой.

    Волшебные сказки.

    В волшебной сказке особенно ярко сказались обращенные к светлому будущему, мечты народа, представления о справедливой и радостной жизни, добре, правде, красоте. В этих сказках настойчиво звучит оптимистическая вера в победу добра над злом.

















































    Цели урока.

    1. Познакомить с национальными особенностями народных сказок.
    2. Развивать умение наблюдать, обобщать, проводить аналогию.

    Задачи урока.

    1. Углубление знаний о сказках, сказочных героях.
    2. Развитие эмоционально-нравственной сферы.
    3. Развитие познавательного интереса, творческих способностей детей.

    Ожидаемые результаты.

    В результате урока учащиеся смогут:
    – иметь представления о сказочных героях других народов;
    – проявить интерес к дальнейшему изучению данной темы.

    Этапы урока.

    1. Вступление. Сказки создавались веками и передавались из поколения в поколение. Есть теория, что все сказки народов мира были созданы в одном месте, а потом разошлись по всему свету.

    Одинаковые сказки встречаются, потому что желания людей разных народностей похожи между собой, близок их образ жизни, их представления об окружающем мире.

    2. Виды сказок. Сказки могут быть о животных, волшебные, бытовые. Каждый вид имеет свои отличительные особенности.

    Сказки о животных – самый древний вид сказки. В них изображаются животные той страны, где эти сказки появились. В сказках животные наделены “постоянными признаками”. Лиса – льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая. (“Лиса и заяц”, “Кот, петух и лиса”). Серый волк – свирепый, но глупый (“Волк и семеро козлят”, “Зимовье зверей”). Заяц, лягушка, мышь выступают в сказках в роли слабых. Только кот и петух помогают обиженным, верны дружбе. В китайской сказке “ О том, как счет годам вести стали” самой хитрой оказалась маленькая мышь. Свирепому тигру в сказках Востока и Юго-Восточной Азии отводится роль глупца, которого обманывает слабое животное, обычно кролик, заяц. Сказки о животных проникнуты стремлением к справедливости.

    В волшебной сказке возникает таинственный мир. Положительному персонажу помогают сверхъестественные силы, чудесные помощники.

    Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье.

    Образы женщин-героинь волшебных сказок необыкновенно красивы. О них говорят: “Ни в сказке сказать, ни пером описать”. Они мудры, умны, обладают колдовской силой. Находчивостью (Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна).

    Рядом с героями чудесные помощники: Серый волк, Сивка-Бурка, Морозко; предметы– ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка.

    Противники положительных героев – темные силы (Баба – Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Леший, Кикимора). Они коварны, алчны.

    Бытовые сказки возникли позднее остальных. Здесь нет фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, барин, поп). Герои побеждают благодаря находчивости, уму, смелости.

    3. Сказочные герои.

    Между сказками разных стран много общего: сюжеты, герои, чудесные превращения, волшебные предметы, магические задания, всегда побеждает добро.

    Сказки разных народов имеют и ярко выраженные национальные черты. Русские народные сказки чрезвычайно разнообразны. Их национальная специфика сказывается в языке. Бытовых подробностях, характере пейзажа, укладе жизни.

    Известный персонаж сказок – хлеб круглой формы, который принял вид сказочного говорящего существа и проник в народные сказки мира. В русской сказке – Колобок, в американской – Пряничный (имбирный) человечек , в английской – Джонни-пончик . Несмотря на различие главных героев, в сказках осмеиваются тщеславие и другие пороки людей.

    Любимый герой русских сказок – Иван-царевич, Иван-дурак, Иван– крестьянский сын . Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье. На Ивана-дурака похож английский Джек-лентяй . Оба они изначально бедны, но с помощью ума и смекалки преодолевают различные препятствия и в результате женятся на дочке царя. Простоватым человеком в немецких сказках выступает Ганс , который оказывается самым умным и добрым. Близки образы главных героев и других стран: Йиржик и Кубичек у чехов, Гала у поляков. Хитрый Петр у болгар, Эро у сербов.

    Широко известный в сказках персонаж Баба-Яга. Она изображается в русских сказках как существо опасное, демоническое, но она не является воплощением только злого начала, Она может быть и доброй Бабой-Ягой, помощницей, дарительницей. В доме у злобной старухи всегда, хаос, разруха, бардак. Но не стоит забывать о широте русской души. Это видно по тем вопросам, которые задает Баба-Яга своим героям. “Откуда идешь? Куда путь держишь?” И старуха дает путнику поесть, попить, готовит баню и помогает советами.

    В немецких сказках персонаж Бабы-Яги – Нехе (в переводе с немецкого “Ведьма”. Немецкие Ведьмы живут в опрятных, аккуратных домиках, которые сделаны из печенья. сахара, пирогов. Они предсказуемы, последовательны, ответственны. У нее в доме чистота. порядок, все имеет свое место. Все это говорит о менталитете, о национальном характере немцев. Они всегда последовательны, точны, аккуратны.

    Образ Бабы-Яги встречается и в сказках других народов. В Финляндии – это Лоухи, хозяйка сказочной страны. В Японии – Ямауба. Внешне она страшная, уродливая старуха. Волосы длинные, седые. Часто изображается в красном кимоно, грязном и рваном. Огромный рот ведьмы растянут во все лицо. В то же время Ямауба способна менять свою внешность, что помогает ей заманивать доверчивых людей.

    Змей Горыныч – огнедышащее с несколькими головами, летающее высоко над землей. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля. Аналогом Змея в зарубежных сказках является Дракон . Он положительный персонаж, внушающий почтение.

    Кащей Бессмертный – насильник, коварный убийца, скряга. Сказки рисуют его костлявым стариком с запавшими глазами. Смерть его скрыта в яйце, яйцо – в гнезде, гнездо – на дубе, дуб – на острове, а остров – в безбрежном море. Сюжет, связанный с образом Кащея, – древний. В египетской сказке о двух братьях, Анупу и Битью, рассказывается, что сердце Битью было спрятано в цветке акации. Такой мотив встречается в индийских, немецких, норвежских сказках.

    Домовой – у славянских народов покровитель дома, который обеспечивает счастливую семейную жизнь, здоровье, плодородие. У шведов домового зовут Ниссе. Брауни – домовой в Англии. Это маленькие смешные человечки бурого цвета. Они симпатичные сказочные существа, очень любят посещать ферму. Пока хозяева спят, они выполняют всю домашнюю работу. Этих существ можно встретить в сказках “Малютка Брауни”, “Домовой из Хилтона”.

    Леший – частый персонаж русских сказок. Место жительства духа – глухая, лесная чащоба. К добрым людям они помогают выйти из леса. А плохим заставляет ходить кругами, путает. Он свищет, аукает, хохочет, плачет, хлопает в ладоши. Аналогом Лешего в германо-скандинавском и кельтском фольклоре является другой волшебный народ – эльфы. Они очень маленького роста. Эльфы являются духами леса, обычно они дружны с человеком, если бы не одна особенность – склонность к воровству. Они могут похитить скот, унести ребенка.

    Гномы – сказочные карлики из германского и скандинавского фольклора. Они бородаты, живут под землей, славятся богатством и мастерством.

    Легенды о троллях зародились в Скандинавии. Это удивительные волшебные существа. Они порождение гор, лесов, болот, морей. Шкура напоминают по цвету скалы, на теле растут деревья, кусты. Тролль огромен. Он хрюкает как свинья или его рев заставляет сотрясаться утесы.

    Другое сказочное страшное существо из европейского фольклора – гоблин . Гоблины живут в пещерах и не переносят солнечного света. Внешне непревлекателен: длинные уши, когти, страшные глаза.

    В английских сказках эльфы очень близки феям. Это красивые и добрые персонажи. Изначально феи могли быть как женского, так и мужского пола и изображались в виде ангела. Они волшебным образом вмешиваются в дела человека и приходят им на помощь.

    4. Заключение. Изучая сказки народов мира, можно отметить, что они похожи сюжетом, героями и их испытаниями. Отличие связано с особенностями другой культуры, природы, обычаями.

    Сказки сближают разные народы и помогают им лучше понимать друг друга.

    Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.

    Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.

    Сказка - один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

    Народные сказки делятся на три группы:

    Сказки о животных - самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив.

    Бытовые сказки - герои этих сказок - крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.

    Волшебные сказки - герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.

    Композиция сказки:

    1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).

    2. Основная часть.

    3. Концовка. (“Стали они жить - поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).

    Герои сказок:

    Любимый герой русских сказок - Иван-царевич, Иван-дурак, Иван - крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье.

    Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам - красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна или Синеглазка.

    Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга.

    Баба Яга - один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе. Чаще всего она вредит героям, но иногда помогает.

    Змей Горыныч - огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей,- тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля.

    Особенности русских народных сказок:

    В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

    Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…
    Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.

    Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно - ласкательное значение: мал-еньк -ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о…Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка…(Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!)

    Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»