Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Защита населения в чрезвычайных ситуациях
  • Описание опыта работы воспитателя
  • Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ БелГУ)
  • Характеристика наставничества как варианта адаптации новых сотрудников компании Кто участвует в процессе наставничества
  • Школа линейного менеджера
  • Профессия музыкант. Кто такой музыкант? Описание профессии. Профессии, связанные с музыкой Сообщение о любой музыкальной профессии
  • Отличается профессиональное обучение профессионального образования. Школа линейного менеджера. Профессиональное обучение персонала. Понятие и сущность обучения специалиста

    Отличается профессиональное обучение профессионального образования. Школа линейного менеджера. Профессиональное обучение персонала. Понятие и сущность обучения специалиста

    Профессиональное обучение осуществляется посредством реализации программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, программ переподготовки рабочих и служащих, программ повышения квалификации рабочих и служащих

    Сегодня существует много путей получения профессионального образования. Обучение может проходить как в стенах учреждения, для которого профессиональная подготовка является основным видом деятельности, так и на базе организации, не занимающейся собственно образованием, но производящей подготовку для определённой профессиональной деятельности. Учебные заведения в своей работе решают целый ряд задач:

    Первая - профессиональная подготовка по определённой специальности.

    Вторая - переподготовка кадров (например, экономист получает второе высшее юридическое образование, чтобы работать следователем по раскрытию экономических правонарушений или адвокатом в арбитражном суде). Формы переподготовки могут быть и краткосрочные, когда учащиеся получают особый диплом о профессиональной переподготовке за один-два года.

    Третья задача - повышение квалификации специалистов или получение ими смежных специальностей, как правило, для расширения круга обязанностей по основному месту работы либо получения допуска к новым видам деятельности. Например, базовое образование электрика позволяет ему работать с установками до 1000 В, а после прохождения курсов у него появляется право работать с оборудованием, рассчитанным на напряжение более 1000 В.

    Различают следующие уровни профессионального обучения:

    Высшее послевузовское профессиональное образование (докторантура, аспирантура, адъюнктура)

    Высшее профессиональное образование (университет, академия, институт)

    Начальное профессиональное образование (Профессиональное училище, учебно-производственный комбинат)

    Профессиональное обучение взрослого человека, как правило, сильно отличается от обучения ребенка. Конечно, какие-то методы оказываются универсальными, однако любой преподаватель, привыкший на протяжении 20-30 лет работать с детьми, не должен слепо переносить свой профессиональный подход на взрослого. Это чревато серьезным снижением эффективности обучения и прочими проблемами, в том числе психологического характера. Вот почему, говоря об обучении взрослых, в последние десятилетия все более активно в противовес педагогике используют понятие "андрагогика" Андрагогика - обучение взрослого человека. Слово произошло от греческих andros - мужчина и аgо - веду, воспитываю.

    Исторически сложилось, что в прежние века в основном учили детей. На базе данной деятельности и сложилась наука педагогика. Студентов просто рассматривали как детей старшего возраста, чему соответствовал и их юридический статус: в большинстве стран Европы совершеннолетие наступало в 21 год.

    В ХХ веке с усложнением профессиональной деятельности в результате бурного научно-технического прогресса остро встал вопрос об обучении взрослых людей, уже давно вышедших из студенческого возраста. Это было связано с тем, что знания, полученные ими в детстве и юности, через пару десятилетий уже морально устаревали.

    Для решения данной проблемы поначалу применяли средства педагогики без каких-либо изменений, но довольно быстро обнаружилась потребность в выработке нового подхода. Это и отразилось в появлении андрагогики - науки об обучении взрослого человека. При этом вовсе не планировалось полностью перечеркивать все научные и практические достижения педагогики, пытаясь "изобрести велосипед". К тому же большинство андрагогов вышло из педагогов. Вопрос состоял в необходимости адаптировать профессиональный капитал педагогов к требованиям новой ситуации и попытаться выработать особые методы обучения, максимально отображающие специфику работы с учениками зрелого возраста. В результате все больше стала проявляться специализация учителей, они сосредоточивались на работе с аудиторией того или иного возраста. С каждым годом растет число преподавателей, работающих исключительно со взрослыми. несмотря на преимущественно педагогическое образование, их правильнее называть андрагогами. Те же, кто работает со всеми категориями учеников, вынуждены при смене слушателей формировать у себя способность переключаться с одного профессионального подхода на другой. Поэтому есть смысл специально рассмотреть основные различия между обучением детей и взрослых.

    Запрос на обучение. Маленького ребенка, идущего в детский сад или школу, никто не думает всерьез спрашивать, желает ли он этого, а если желает, то чему хотел бы учиться преимущественно. Обучение детей - это откровенное принуждение, которое гуманным воспитателем может быть смягчено средствами убеждения, стимулирования интереса к процессу, приобщения к миру взрослых через освоение социальных ролей. Но чаще всего учителя в этом плане с детьми особо не возятся, прибегая к испытанным средствам физического наказания, ограничения свободы, лишения удовольствий и тому подобное.

    Для взрослого ученика вопрос принуждения лишен всякого смысла, поскольку инициатором обучения является он сам. Бывают, конечно, случаи, когда кто-то из работников выражает равнодушие или даже протест по поводу программы профессионального обучения, реализуемой руководством его организации. Однако следует признать, что для области профессионального обучения такая ситуация все-таки нехарактерна. Обычно здесь сам ученик на основе четко оформившихся профессиональных планов и карьерных устремлений проявляет активность и понимание того, что именно ему нужно из новых знаний и навыков.

    В соответствии с этой особенностью взрослых у андрагога появляется возможность применять значительно более эффективные методы обучения, так как активные восприятие и мышление совсем по-другому позволяют усваивать новый материал. Стержнем деятельности учителя в данном случае оказывается уже не вопрос принуждения, а задача максимально быстрого удовлетворения аппетитов ученика в получении знаний и формировании навыков. Оно и понятно: взрослый человек, заплатив за обучение немалые деньги, желает получить за них максимум возможного. И, естественно, при каждом удобном случае он пытается сэкономить, стремясь обойтись собственными силами. Поэтому его организованное обучение, как правило, сочетается с активным процессом самообучения. Это порождает такую особенность андрагогики, как большой рынок не только учебных услуг, но и материалов для самостоятельного образования.

    Учет низкой или снижающейся обучаемости. Ни для кого не секрет, что ребенок даже под принуждением усваивает новый материал намного быстрее, чем, скажем, сорокалетний человек. Например, по статистике количество часов, необходимых для обучения вождению автомобиля, с увеличением возраста на каждые десять лет удваивается. Из-за этого андрагогу приходится проявлять чудеса изобретательности при выработке методики обучения, чтобы выжать максимум возможности из такого непластичного материала, которым является мозг стареющего человека. А заинтересованный ребенок, что называется, схватывает все на лету, и педагогу не приходится особенно задумываться над формой обучения. Для андрагога же методология становится одной из главных составляющих профессии.

    Психологический статус учителя относительно ученика. Учитель для ребенка обычно является одним из главных авторитетов в детской жизни, образцом для подражания, а нередко даже объектом первой любви подростка. В такой ситуации учителю легко работать, ведь любое слово автоматически воспринимается как истина. К тому же педагог, как правило, выполняет сразу две функции - учителя и воспитателя. Он фактически формирует личность человека в процессе обучения. Это может привести к развитию у педагога синдрома демиурга (Демиург - созидающее начало, созидательная сила, творец, обычно отождествляемый с богом), когда он начинает отождествлять себя с полубогом. Появляется пресловутый менторский тон, привычка смотреть на всех свысока, поучать даже тогда, когда об этом не просят.

    Отношения андрагога со взрослым учеником строятся совсем на другой основе. Здесь учитель является наемным работником. Материальное благополучие преподавателя зависит от удовлетворенности ученика его работой, что в худшем случае приводит к угодничеству некоторых учителей перед своим слушателем. Гораздо лучше, если преподаватель и взрослый ученик становятся равными в психологическом плане партнерами по взаимодействию. Процесс учебы для них - это деловые отношения уважающих себя и друг друга людей, в которых учитель далеко не всегда занимает ведущую позицию. Вопрос выбора ведущего и ведомого в процессе обучения, как правило, решается выяснением соотношения психологической силы, весом авторитета и профессионального капитала каждого.

    Обучение параллельно работе. Если для ребенка учеба всегда является основным видом деятельности, то взрослый обычно совмещает учебу с работой. Это порождает некоторые затруднения. Из-за того что различные виды деятельности конкурируют за мозговые ресурсы взрослого, его и так не лучшая обучаемость еще сильнее снижается. Сложности с организацией занятий, длительные перерывы между ними вынуждают андрагогов изыскивать дополнительные способы и формы построения учебного процесса, подстраиваясь под далеко не оптимальные для него условия. Педагоги же с подобными проблемами обычно не сталкиваются, являясь диктаторами в своей деятельности. Они выбирают наиболее оптимальный режим работы и вынуждают всех остальных участников процесса приспосабливаться к своим требованиям.

    Не только учить, но и переучивать. Для педагогов ребенок - табула раса (чистая доска), если перевести с латыни, на которой они могут "писать свои картины". В отличие от них андрагоги имеют дело с уже сложившимися людьми, которых ранее уже чему-то научили и у которых сформировались определенные привычки в жизни и работе. Поэтому при обучении взрослого человека обычно сталкиваются с противодействием большого количества прежних стереотипов мышления и поведения. И андрагог, если сравнить его с фермером, вынужден не только выращивать новые растения, но и выпалывать старые, превратившиеся в мешающие сорняки. А это намного усложняет задачу, требует дополнительных профессиональных знаний и навыков. Ведь в процессе "борьбы с сорняками" могут быть повреждены какие-то жизненно важные наработки человека. Одна и та же привычка в труде для него может быть помехой, а в житейских делах основой благополучия. Это требует от андрагогов высокого интеллекта, знания психологии и особой аккуратности в обращении с учениками

    Заполнить таблицу, требования к целям общая характеристика

    Цель урока

    Образовательные

    Развивающие

    Воспитательные

    Сформировать на уроке новое понятие

    Развитие аналитического мышления

    Формирование интереса к будущему страны

    Обучить новому способу действий

    Развитие познавательных умений

    Формирование чувства гордости за Родину

    Устранить пробелы в знаниях

    Развитие умений учебного труда

    Воспитание гуманного отношения к людям

    Отработать навыки

    Формирование ответственности

    Закрепить способы действий

    Развитие требовательности к себе и другим

    Обучить выполнению задания по образцу

    Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям

    Научить делать выводы

    Воспитание мотивов труда

    Показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений

    Формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку.

    Формирование умения активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве.

    Научить самостоятельно делать выводы, разбираться.

    Образовательные требования.

    1. Целенаправленность урока.

    К цели предъявляются следующие требования:

      цель должна быть конкретна;

      четко ориентирует на усвоение фактов, понятий и т.д.;

      цели конкретизируется в задачах, все задачи объясняются учащимся

    2. Рационализация и дифференциация информационного наполнения урока:

      научность содержания;

      дифференциация содержания (по степени сложности, глубине, объему усвоения и видам помощи);

      структурирование содержания (в содержании предусмотрены задания в соответствии со всеми целями урока и этапами усвоения; структурное основание блоков знаний идет с опорой на модели, схемы, таблицы совместно с учащимися на всех этапах урока).

    3. Обоснованный выбор средств, методов и приемов, ориентированных на обучение, развивающее личность:

      выбранные методы соответствуют целям урока, оптимально соотносятся с содержанием урока (широкий арсенал, оптимальное сочетание);

      оптимальное сочетание репродуктивных (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный) и продуктивных методов обучения (проблемный, частично-поисковые, исследовательский);

      оптимальное сочетание методов работы под управлением учителя и самостоятельной работы учащихся;

      диалогичность методов, создание условий для того, чтобы каждый ученик мог выразить собственную точку зрения, соотнести ее с позицией других;

      ориентация методов на самостоятельность и активность учащихся в процессе обучения, частичную передачу функции организации и управления от учителя ученикам, сотворчество учащихся и преподавателя (деятельностный подход к обучению).

    4. Разнообразие форм организации учебной деятельности учащихся:

      оптимальное соотношение форм организации учебной деятельности учащихся с целями и содержанием урока;

      преимущественное использование таких форм организации учебной деятельности учащихся, которые обеспечивают сотрудничество, совместную деятельность учащихся.

    5. Вариативный подход к формированию структуры урока:

      использование современных технологий обучения;

      рациональное использование уроков традиционных и нетрадиционных форм;

      творческая основа конструирования структуры урока.

    Также структура урока должна соответствовать цели урока и логике усвоения знаний (восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение).

    6. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил из них вытекающих.

    В настоящее время выделяют следующие дидактические принципы обучения: воспитывающего и развивающего обучения; научности; связи теории с практикой, обучения с жизнью; наглядности; доступности; систематичности и последовательности; самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения; сознательности и прочности усвоения знаний и умений; целенаправленности и мотивации обучения; индивидуального и дифференцированного подхода к обучению учащихся.

    Из дидактических принципов вытекают правила обучения, которые подчиняются принципу, конкретизируют его, определяют характер отдельных методических приемов, используемых преподавателем, и ведут к реализации данного принципа. Принципы отражают сущность процесса обучения, а правила - его отдельные стороны.

    Развивающие требования.

    1. Развитие умений творческого характера (формирование опыта творческой деятельности).

    2. Развитие речи, развитие мышления, развитие памяти, развитие сенсорной сферы, развитие двигательной сферы, развитие познавательного интереса и любознательности.

    3. Формирование и развитие у учащихся системы не только специальных предметных, но и общеучебных умений и навыков, которые служат основой для реализации любой деятельности (развитие умений учебно-познавательной деятельности).

    4. Изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование "зоны ближайшего развития".

    5. Проведение учебных занятий на "опережающем" уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии.

    6. Развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной сфер личности.

    Воспитательные требования.

    1. Выявление и использование на уроке воспитательных возможностей:

      системы отношений, складывающейся на уроке.

    2. Четкая постановка воспитательных целей и реализация этих целей через систему воспитательных задач.

    Постановка воспитательных целей урока осуществляется в русле целостного подхода к процессу формирования базовой культуры личности, основными направлениями которой являются духовно-нравственная, экологическая, трудовая, интеллектуальная, эстетическая культура.

    Достижение почти всех воспитательных целей невозможно на одном уроке и поэтому необходимо из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, ставить различные воспитательные задачи эту цель реализующие.

    Профессиональное обучение - это имеющее определенную форму, систематическое изменение поведения через формирование новых навыков, которое происходит в результате получения образования, инструктажа, развития и планомерного практического опыта.

    Основная задача профессионального обучения состоит в том, чтобы помочь организации достичь своих целей, увеличив стоимость ее ключевого ресурса - работников, которых она нанимает.

    Профессиональное обучение означает инвестирование в работников; оно дает им возможность лучше выполнять работу и максимально использовать данные им от природы способности. Как правило, цели профессионального обучения состоят в том, чтобы:

    развить навыки и компетенции работников и повысить показатели их труда; способствовать росту работников внутри организации, чтобы в будущем, насколько это возможно, удовлетворять ее потребности за счет внутренних человеческих ресурсов;

    ускорить процесс формирования новых навыков у начинающих работников - принятых на работу, переведенных на другую должность или повышенных, - и как можно быстрее и экономичнее сделать их вполне компетентными.

    Эффективное профессиональное обучение может:

    свести к минимуму затраты на обучение;

    повысить показатели отдельного работника, группы и организации - количество, качество, скорость выполнения работы и общую производительность;

    повысить гибкость в работе, за счет расширения круга навыков, которыми владеют работники (универсальность);

    привлечь высококвалифицированных работников, поскольку оно предлагает им возможности обучения и развития, повышает их компетентность, улучшает навыки и, в конечном итоге, позволяет им получить большее удовлетворение от работы, более высокое вознаграждение и перспективы карьерного роста;

    повысить приверженность работников, поощряя их идентифицировать себя с миссией и целями организации;

    способствовать управлению изменениями: оно позволяет лучше понять причины изменений и дает работникам знания и навыки, необходимые, чтобы адаптироваться к новым ситуациям;

    способствовать развитию в организации позитивной культуры, такой, которая, к примеру, ориентирована на повышение показателей труда;

    обеспечить более высокий уровень обслуживания покупателей.

    ПОНИМАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

    Для того, чтобы понять, каким образом разрабатывать и проводить профессиональное обучение внутри организации, вначале необходимо оценить теории и подходы к обучению и развитию, которые обсуждались в главе 35. Затем необходимо оценить другие подходы к профессиональному обучению. Они описываются в этой главе, а именно:

    философия профессионального обучения - та основа, на которой будут разрабатываться философия и политика профессионального обучения;

    процесс профессионального обучения - каким образом можно запланировать, осуществить и оценить критерии профессионального обучения, программы систематического обучения и вмешательства;

    выявление потребностей в профессиональном обучении - определение того, какой тип обучения требуется и предоставление гарантий в том, что он соответствует потребностям работника и организации;

    планирование профессионального обучения - решение о том, как удовлетворить долгосрочные и краткосрочные потребности организации, групп и отдельных сотрудников в профессиональном обучении, отбор и использование соответствующих методов обучения;

    проведение профессионального обучения - реализация программ обучения для различных категорий работников;

    ответственность за профессиональное обучение - определение того, кто планирует и реализует программы обучения;

    оценка профессионального обучения - определение того, в какой степени обучение удовлетворяет существующим потребностям.

    ФИЛОСОФИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

    Философия профессионального обучения показывает, какое значение организация придает обучению. Некоторые организации применяют подход невмешательства, считая, что работники выяснят, что им делать сами или наблюдая за опытным работником. Если фирма такого типа испытывает недостаток квалифицированных работников, она нанимает их из тех фирм, которые действительно делают инвестиции в профессиональное обучение.

    Другие компании только на словах поддерживают профессиональное обучение и в хорошие времена без разбора выделяют на него деньги, но в плохие - первым делом сокращают бюджет на обучение.

    Организации с позитивной философией обучения понимают, что они живут в мире, в котором конкурентное преимущество зависит от наличия более квалифицированных работников, чем персонал других фирм, и что эту потребность не удовлетворить без инвестиций в развитие навыков и компетентности своих работников. Они также признают, что нехватка квалифицированных работников может представлять угрозу их будущему росту и процветанию. Со строго коммерческой точки зрения эти фирмы убеждены, что инвестиции в обучение возвращаются сполна. Они понимают, что может быть сложно рассчитать доход на такие инвестиции, но они уверены, что материальные и нематериальные выгоды от профессионального обучения, которые описаны ранее в этой главе, будут более чем оправдывать затраты.

    Недостаточно просто верить в профессиональное обучение. Эту веру должна поддерживать позитивная и реалистичная философия, объясняющая, каким образом повышение квалификации вносит вклад в решение основных задач. В основе этой веры лежит потребность точно установить цели профессионального обучения, чтобы было видно, каков доход от инвестиций в него, точно также как другие инвестиции должны демонстрировать свою окупаемость. Ниже описываются области, в отношении которых такая философия должна разрабатываться.

    Стратегический подход к профессиональному обучению

    Стратегия профессионального обучения имеет долгосрочный характер, она касается того, какие навыки, знания и уровень компетентности работников необходимы компании. Философия профессионального обучения подчеркивает, что обучение и развитие должны быть неотъемлемой частью процесса управления. Управление показателями труда требует, чтобы менеджеры регулярно проводили с подчиненными им группами и работниками обзоры показателей труда, согласовывали цели и выясняли, какие факторы влияют на показатели труда, и каковы потребности в обучении и развитии. Чтобы удовлетворить эти потребности менеджеры должны работать совместно со своими группами и отдельными работниками. Для этого используется наставничество, консультации и соответствующие виды деятельности по профессиональному обучению и повышению квалификации. Управление показателями труда приводит к созданию планов личного развития и соглашений об обучении или учебных договоров.

    Обучение значимое

    В то время как некоторые организации не занимаются профессиональным обучением вообще, другие склонны увлекаться «обучением, ради обучения». Хотя во время спада такая деятельность менее вероятна, организации, связывающие себя обучением в тех сферах, где выгоды (в виде возросших показателей труда в ключевых сферах деятельности) не выяснены до конца, рискуют. Профессиональное обучение должно быть значимым, т. е. оно должно удовлетворять существующим потребностям.

    Обучение проблемно ориентированное

    Профессиональное обучение должно быть проблемно ориентированным. Оно должно быть спланировано так, чтобы ликвидировать расхождение между тем, что работники могут делать и тем, что они должны делать сейчас и в будущем.

    Проблема может быть сформулирована негативно, в форме недостатков, которые необходимо исправить, или позитивно и указывать на то, каким образом можно удовлетворить потребность в развитии новых навыков или углубить знания, чтобы отвечать будущим требованиям.

    Обучение, ориентированное на действия

    Философия профессионального обучения должна подчеркивать, что обучение существует для того, чтобы что-то происходило: чтобы работники работали и могли лучше делать то, что они делают сейчас, или то, чего они не могли делать прежде. Цели любого учебного мероприятия или программы следует определять с точки зрения результатов - того, что работники смогут делать после обучения, и того, чего они смогут достичь.

    Профессиональное обучение, связанное с показателями труда

    Философия обучения, связанного с показателями труда, подразумевает установление прямой связи профессионального обучения с требованиями к показателям труда и компетентности - например требованиями, сопутствующими внедрению нового продукта, процесса или системы.

    Постоянное развитие

    Профессиональное обучение не следует рассматривать просто как короткие, обособленные курсы, читаемые в различные периоды карьеры работника. Профессиональное обучение - это непрерывный процесс, и следует проводить политику постоянного развития, как это описано в главе 33.

    Политика обучения

    Политика обучения выражает философию организации в отношении профессионального обучения. Она дает указания о количестве учебных курсов, которые должны быть проведены (например, каждый, кто занимает должности менеджеров, специалистов или бригадиров, должен проходить, по крайней мере, пятидневный, стандартный тренинг каждый год), процентах от оборота, которые должны быть отведены на обучение, масштабе и целях обучающих программ и ответственности за их проведение.

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

    (training) Процесс повышения квалификации, который может осуществляться путем обучения на специальных курсах, организуемых работодателями или образовательными институтами, до поступления на работу либо во время работы. Такие курсы могут быть с отрывом от производства или с частичной занятостью. Профессиональное обучение обеспечивается также на рабочем месте под наблюдением более опытных работников. Большинство фирм, которые организуют профессиональное обучение, используют оба метода. Обучение может завершиться приобретением какого-либо формального диплома, но стоит ли к этому стремиться?


    Экономика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .


    Экономический словарь . 2000 .

    Смотреть что такое "ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ" в других словарях:

      - (vocational training) Обучение профессии или коммерции. В Великобритании в 1983 г. был создан Совет делового и технического обучения, который разрабатывает национальную систему профессионального обучения, а в 1991 г. введена система Национальная… … Словарь бизнес-терминов

      профессиональное обучение - — EN training The process of bringing a person or a group of persons to an agreed standard of proficiency, by practice and instruction. (Source: CED)… … Справочник технического переводчика

      профессиональное обучение - rus профессиональное обучение (с) eng vocational training fra formation (f) professionnelle deu Berufsausbildung (f) spa formación (f) profesional … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

      профессиональное обучение - profesinis mokymas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Mokymas, kurio tikslas – suteikti asmenims profesiją arba juos perkvalifikuoti. Tai darbui reikalingų žinių, mokėjimų ir įgūdžių perteikimas besimokantiems bendrojo lavinimo, profesinio… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

      профессиональное обучение - процесс взаимодействия преподавателя и обучающихся, в ходе которого осуществляется профессиональное образование. П.О. осуществляется с помощью образовательных программ, разработанных и реализуемых государственными и негосударственными… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

      ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ - направлено на стимулирование у учащихся психологических качеств, необходимых для успешного прохождения этапов профессионализации (выбора профессии, освоения профессии, адаптации к профессии, овладения мастерством и творчеством в профессии,… … Словарь по профориентации и психологической поддержке

      - (on the job training) Обучение на работе под контролем более опытного сотрудника. Эта форма подготовки отличается от обучения на курсах, которое проводится работодателем или другой организацией со стороны. Многие работодатели используют обе формы … Экономический словарь

      Профессиональное обучение рабочих - одна из форм подготовки и повышения квалификации кадров без отрыва от произв., получившее развитие в пром. У. П.О.Р составная ч. системы профессионально технического образования. П.О.Р. стало осуществляться на з дах У. в первой четв. XVIII в.… … Уральская историческая энциклопедия

      ТРУДОВОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ - уч. предмет в ср. общеобразоват. школе Рос. Федерации (до 1985/86 уч. г. трудовое обучение); один из осн. элементов системы подготовки школьников к труду, важное средство их проф. самоопределения. Осн. задача Т. и п. о. приобретение учащимися… … Российская педагогическая энциклопедия

      Трудовое и профессиональное обучение - в Рос. Федерации учебный предмет в общеобразовательной школе (до 1985/86 учебного года трудовое обучение). Трудовое обучение (под названием Ручной труд) как самостоятельный учебный предмет впервые было включено в учебные планы начальных школ … Педагогический терминологический словарь

    Книги

    • Профессиональное обучение детей с интеллектуальными нарушениями в условиях образовательного учрежд. , Матвеева Марина Викторовна, Станпакова Светлана Дмитриевна. В учебно-методическом пособии изложены современные подходы к профессиональному обучению детей с интеллектуальными нарушениями. Рассмотрены вопросы включения в образовательное пространство…
    • Профессиональное обучение детей с интеллектуальными нарушениями в условиях образовательного учреждения. Учебно-методическое пособие , Матвеева М.В.. В учебно-методическом пособии изложены современные подходы к&160;профессиональному обучению детей с интеллектуальными нарушениями. Рассмотрены вопросы включения в образовательное пространство…

    Важнейшим средством профессионального развития персонала является профессиональное обучение - процесс непосредственной передачи новых профессиональных навыков или знаний сотрудникам организации. Примером профессионального обучения могут служить курсы по изучению новой компьютерной программы для секретарей-референтов, программа по обучению агентов по продажам, финансовый курс для высшего управленческого аппарата компании. Формально профессиональное развитие шире, чем профессиональное обучение, и часто включает в себя последнее, однако в реальной жизни различие между ними может быть чисто условным и не столь важным, поскольку и профессиональное обучение, и развитие служат одной цели - подготовке персонала организации к успешному выполнению стоящих перед ним задач. Иногда утверждают, что профессиональное обучение ориентируется прежде всего на задачи сегодняшнего дня, а развитие на будущие потребности организации. Однако с ускорением изменений во внешней среде и в самих организациях это различие становится все более условным.

    В современных организациях профессиональное обучение представляет собой комплексный непрерывный процесс, включающий в себя несколько этапов (см. рис. 23). Управление этим процессом профессионального обучения начинается с определения потребностей, которые формируются на основе потребностей развития персонала организации, а также необходимости выполнения сотрудниками организации своих текущих производственных обязанностей.

    Рис. 23. Процесс профессионального обучения

    Выполнение должностных обязанностей требует от сотрудников организации знания рабочих процедур и методов выпускаемой продукции и оказываемых услуг, умения работать на установленном оборудовании и т. п. Потребности, связанные с выполнением производственных обязанностей, определяются на основе заявок руководителей подразделений и самих работников (см. рис. 24), путем проведения опросов руководителей и специалистов (отдел профессиональной подготовки рассылает анкету с просьбой указать в ней потребности в профессиональном обучении), анализа результатов работы организации, тестирования сотрудников.

    Заявка на профессиональное обучение на 2002 г.
    Ф., И., О. сотрудника: Должность:
    Отдел: Ф., И., О. руководителя:

    1. Обучение по

    Требуемый уровень
    Сроки обучения
    2. Обучение по
    (Опишите как можно более подробно Ваши потребности в профессиональном обучении. Например, если речь идет о компьютерном обучении, отметьте «Эксел», «Виндовс» и т. д.)
    Требуемый уровень
    Сроки обучения
    3. Обучение по
    (Опишите как можно более подробно Ваши потребности в профессиональном обучении. Например, если речь идет о компьютерном обучении, отметьте «Лотус», «Виндовс» и т. д.)
    Требуемый уровень
    Сроки обучения
    Подпись сотрудника: Утверждение руководителя:

    Компания, занимающаяся техническим обслуживанием лифтов, провела анализ сбоев в их работе и на основании этого анализа подготовила 8 программ обучения механиков устранению 6 наиболее часто возникающих причин сбоев в работе лифтов.

    Еще один источник информации о потребностях в профессиональном обучении - индивидуальные планы развития, подготавливаемые сотрудниками в момент аттестации (см. главу 7), а также заявки и пожелания самих сотрудников, направляемые непосредственно в отдел профессиональной подготовки.

    Стратегия развития компании, зафиксированная в специальных документах и выступлениях ее высших руководителей, также является важным источником сведений о потребностях в профессиональном обучении. Задача специалистов часто состоит в том, чтобы перевести достаточно общие положения организационной стратегии на язык профессионального обучения.

    Петербургский филиал американской многонациональной компании подготовил план профессионального обучения, стоимость реализации которого оценивалась в 155 тысяч долларов. Однако руководство одобрило бюджет профессионального обучения в размере 80 тысяч долларов. План был пересмотрен: были сокращены программы. по изучению английского языка, обучению компьютерной грамотности, водительские курсы. Без изменения остались программы обучения специалистов по продажам и закупкам.

    бюджет профессионального обучения. Профессиональное обучение связанно со значительными материальными издержками, поэтому формирование и контроль за исполнением бюджета являются важнейшими элементами управления профессиональным обучением. Два фактора влияют на величину бюджета - потребности компании в обучении и ее финансовое состояние. Высшее руководство определяет, сколько может быть потрачено на профессиональное обучение в течение следующего года, и, сопоставляя размер бюджета с выявленными потребностями, устанавливает приоритеты в профессиональном обучении.

    При расчете бюджета профессионального обучения необходимо учесть все компоненты издержек. Часто организации подсчитывают только прямые издержки - компенсацию приглашаемым инструкторам, расходы на аренду учебных помещений, приобретение материалов и оборудования и т. п., и стараются сократить их за счет использования в качестве инструкторов сотрудников компании или проведения обучения в собственных помещениях, игнорируя другие виды затрат, связанные с отсутствием сотрудников на рабочем месте, расходами на их командировки, питание и т. д. Только наличие полной информации о связанных с профессиональным обучением издержках дает возможность принять оптимальное решение о методе проведения обучения (см. Приложение. Статистика профессионального обучения).

    определение целей профессионального обучения и критериев оценки его эффективности. На основании анализа выявленных потребностей отделу человеческих ресурсов нужно сформулировать цели каждой программы обучения. Цели профессионального обучения должны быть:
    конкретными и специфическими;
    ориентирующими на получение практических навыков;
    поддающимися оценке (измеримыми).

    При определении целей необходимо помнить о принципиальном различии между профессиональным обучением и образованием: первое - формирует конкретные навыки и умения, необходимые данной организации, второе - направлено на общее развитие обучающегося в определенной сфере знаний.

    Целью курса профессионального обучения коммерческих агентов автомобильного дилера является развитие навыков продажи определенных моделей автомобилей в конкретной географической зоне. Целью магистерской программы по маркетингу и продажам является формирование у выпускников базы знаний в этой области управления организацией.

    Оценка эффективности программ обучения является важнейшим моментом управления профессиональным обучением в современной компании. Все чаще затраты на профессиональное обучение рассматриваются как капиталовложения в развитие персонала организации. Эти инвестиции должны принести отдачу в виде повышения эффективности деятельности организации (более полной реализации ее целей). Так, многие экономические организации ожидают от профессионального обучения дополнительной прибыли. Корпорация Х считает желательной 10 %-ную отдачу на вложенный капитал. Потратив на профессиональное обучение 100 000 долларов, корпорация рассчитывает получить дополнительную прибыль по крайней мере в 10 000 долларов (10 % капиталовложений).

    Оценить эффективность каждой отдельной программы таким образом достаточно сложно, поскольку далеко не всегда удается определить ее влияние на конечные результаты деятельности всей организации. В таком случае эффективность может оцениваться по степени достижения стоявших перед программой целей. В приведенном выше примере организация по обслуживанию лифтов создала специальные программы по устранению и профилактике основных причин сбоев в работе лифтов. Эффективность этого обучения можно оценить по тому, насколько сократилось число сбоев по данным причинам, время и расходы, на их устранение.

    Некоторые программы обучения создаются не для выработки конкретных профессиональных навыков, а для формирования определенного типа мышления и поведения (характерно для программ, направленных на профессиональное развитие персонала, например молодых сотрудников организации). Эффективность такой программы довольно сложно измерить напрямую, поскольку ее результаты рассчитаны на долговременный период и связаны с поведением и сознанием людей, которые не поддаются точной оценке. В подобных случаях можно использовать косвенные методы:
    тесты, проводимые до и после обучения и показывающие, насколько увеличились знания обучающихся;
    наблюдение за поведением прошедших обучение сотрудников на рабочем месте;
    наблюдение за реакцией обучающихся в ходе программы;
    оценку эффективности программы самими обучающимися с помощью анкетирования или в ходе открытого обсуждения.

    В любом случае критерии оценки должны быть установлены до обучения и доведены до сведения обучающихся, обучающих и управляющих процессом профессионального обучения в организации. После завершения обучения и проведения его оценки результаты сообщаются в отдел человеческих ресурсов, руководителям обучавшихся сотрудников и самим сотрудникам, а также используются при дальнейшем планировании профессионального обучения. Очень полезным является проведение повторной оценки эффективности обучения путем анализа изменений в результатах работы прошедших его сотрудников через определенный период времени (полгода или год), что дает возможность оценить долгосрочный эффект программы.

    разработка и реализация программ профессионального обучения. Определив потребности в профессиональном обучении, получив в свое распоряжение бюджет, зная критерии оценки эффективности и будучи знакомым с различными методами обучения, отдел профессиональной подготовки организации может приступить к подготовке самих программ. Разработка программы предполагает определение ее содержания и выбор методов профессионального обучения. Содержание программы определяется в первую очередь стоящими перед ней целями, отражающими потребности в профессиональном обучении конкретной организации. Программа обучения маркетингу для руководителей инженерной компании будет во многом отличной от курса с тем же названием для руководителей фармацевтического предприятия. При определении содержания программы, также необходимо учитывать характеристики потенциальных обучающихся. Очевидно, что курс по внутриорганизационной коммуникации для высших руководителей должен отличаться от подобного курса для коммерческих агентов.

    При выборе методов обучения (см. параграф 5.2) организация должна прежде всего руководствоваться эффективностью их воздействия на конкретную группу обучающихся. При этом необходимо учитывать принципы обучения взрослых людей. Таких принципов четыре:
    1. актуальность. То, о чем говорится во время обучения, должно иметь отношение к профессиональной или частной жизни обучающегося. Взрослые плохо воспринимают отвлеченные и абстрактные темы;
    2. участие. Обучающиеся должны активно участвовать в учебном процессе и непосредственно использовать новые знания и навыки уже в ходе обучения;
    3. повторение. Оно помогает новому закрепиться в памяти и превращает приобретенные навыки в привычку;
    4. обратная связь. Обучающимся нужно постоянно предоставлять информацию о том, насколько они продвинулись вперед. Наличие такой информации позволяет им скорректировать свое поведение для достижения более высоких результатов.

    Наиболее распространенной формой обратной связи являются выставляемые преподавателем оценки. Однако при этом следует быть предельно внимательным: несоответствующие ожиданиям оценки могут оказать демотивирующее воздействие на обучаемых. Более эффективными могут быть такие формы обратной связи, как подведение итогов соревнования между участниками, определение процента выполнения задания и т. п. В обратной связи взрослые ценят не столько абсолютную оценку, сколько возможность сделать предложения по усовершенствованию, «быть услышанными».

    Как показывают исследования, успех программы профессионального обучения на 80 % зависит от ее подготовки и на 20 % от желания и способности обучающихся. Обучение будет в одинаковой степени неэффективно в случае отношения к нему как к «оплачиваемым каникулам» или как к «наказанию». Поэтому отдел человеческих ресурсов должен уделить особое внимание созданию соответствующего отношения к планирующемуся обучению. Следующие факторы могут мотивировать сотрудников на активное участие в программе профессионального обучения:
    стремление сохранить работу, остаться в занимаемой должности;
    желание получить повышение или занять другую должность;
    заинтересованность в увеличении заработной платы;
    интерес к самому процессу овладевания новыми знаниями и навыками;
    желание установить контакты с другими участниками программы.

    Понимание того, как профессиональное обучение может заинтересовать сотрудника, позволяет соответствующим образом преподнести ему информацию о предстоящей программе. В данном случае решающую роль должен сыграть руководитель подразделения, в котором работает отправляемый на обучение сотрудник. Как правило, руководитель лучше других понимает его мотивацию и обладает возможностью увязать интересы сотрудника с предстоящим курсом.

    Также важно определить способность сотрудника участвовать в конкретном курсе профессионального обучения, т. е. степень его подготовленности. Косвенными индикаторами этого являются уровень образования, профессиональный опыт, результаты аттестации. Довольно часто используется предварительное тестирование кандидатов для участия в курсе обучения. Присутствие в группе даже одного недостаточно (или слишком) подготовленного участника может значительно снизить эффективность всего курса.

    Специалисты в области обучения давно поняли, что не существует одного универсального метода обучения - каждый имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому большинство современных программ профессионального обучения представляют собой сочетание различных приемов подачи материала - лекций, видеофильмов, деловых игр, моделирования и т. д. Сотрудники отдела профессиональной подготовки должны хорошо понимать сильные и слабые стороны каждого из методов и разрабатывать программы с учетом этого. Пятидневная программа «Финансы для нефинансовых руководителей» транснациональной американской корпорации включает в себя обзорные лекции (50 % времени), индивидуальные задания и их разбор с инструктором (20 %), групповую деловую игру (30 %). Трехдневная программа по охране труда той же компании состоит из видеоматериалов (10 %), лекций инструкторов (10 %), индивидуальных заданий (20 %), групповых упражнений (20 %), деловых игр (40 %).

    Программы могут быть разработаны и реализованы самой организацией, или же она может прибегнуть к помощи внешних консультантов. Как уже отмечалось выше, сегодня многие крупные корпорации обладают мощными образовательными структурами, однако они же являются важнейшими потребителями услуг по профессиональному обучению. Выбор метода организации обучения зависит от таких факторов, как наличие необходимых ресурсов (инструкторов, материалов, помещений) внутри организации, уровень подготовленности инструкторов и т. д. Как и в любом случае, когда организация должна принять решение типа «производить или закупать на стороне», решающим фактором является анализ преимуществ и издержек (cost-benefits analysis).

    Российское отделение многонациональной компании получило директиву из Всемирной штаб-квартиры - в течение года обучить всех руководителей технике проведения собеседований по отбору персонала. По подсчетам отдела человеческих ресурсов обучение должно было охватить около 200 человек. Руководство рассмотрело следующие варианты: обучение на базе иностранной консультационной компании (отработанная стандартная программа, которая может быть скорректирована по желанию заказчика, продолжительность обучения 2 дня, стоимость 500 долл. за одного участника), обучение на базе местной школы бизнеса (специально разрабатываемая новая программа, продолжительность обучения 2 дня, стоимость 200 долл. за одного участника) и обучение внутри организации (специальная вновь разрабатываемая программа неопределенной продолжительности, отсутствие опытных инструкторов). Альтернативы были рассмотрены с точки зрения содержания программ, квалификации инструкторов, стоимости. В результате было принято решение обучить пятнадцать сотрудников с помощью консультационной компании и использовать их в качестве инструкторов для последующего обучения руководителей по той же самой программе.

    Обучать или не обучать свой персонал - каждый работодатель вправе решать сам. Это зависит от потребностей конкретного производства, финансовых и технических возможностей компании. Однако не нужно забывать, что есть такие категории работников, повышение квалификации которых - предусмотренная законом необходимость. Скажете, у вас таких сотрудников нет? Что же, жизнь не стоит на месте, и даже если вы подобрали высококвалифицированный персонал, его знания и умения просто необходимо постоянно развивать, а значит, вопросы профессионального обучения сотрудников всегда будут актуальны.

    Право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации Трудовой кодекс РФ (ст. 21) относит к числу основных трудовых прав работника. Порядок реализации этого права определен в ст. 196 и 197 ТК РФ. Впрочем, признание его за работником не означает, что работодатель обязан удовлетворить любые пожелания своих сотрудников относительно переподготовки и повышения квалификации. По общему правилу необходимость профессиональной подготовки кадров и их переподготовки работодатель определяет самостоятельно.

    ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

    Статья 196 ТК РФ предусматривает четыре различные формы профессионального обучения. К таковым относятся:

    Форма 1. Профессиональная подготовка.

    Форма 2. Переподготовка.

    Форма 3. Повышение квалификации.

    Форма 4. Обучение вторым профессиям.

    Обратите внимание! По общему правилу необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров работодатель определяет самостоятельно

    Кроме того, работник может быть направлен на обучение за счет средств работодателя в соответствующее образовательное учреждение по одной из профессиональных образовательных программ:

    Программа 1. Начальное профессиональное образование.

    Программа 2. Среднее профессиональное образование.

    Программа 3. Высшее профессиональное образование (программы бакалавриата, подготовки специалиста, магистратуры).

    Программа 4. Послевузовское профессиональное образование.

    Профессиональная подготовка

    Обратите внимание!
    Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося

    Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. При этом она не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

    Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, а также в порядке индивидуальной подготовки - у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией (ст. 21 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»).

    Профессиональная переподготовка и повышение квалификации

    Профессиональная переподготовка является одним из видов дополнительного профессионального образования. Она проводится с учетом профиля образования специалиста и предполагает расширение его квалификации в целях адаптации к новым экономическим и социальным условиям, ведения новой профессиональной деятельности, в т. ч. с учетом международных требований и стандартов. Цель профессиональной переподготовки -получение специалистами дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для нового вида профессиональной деятельности (п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 610; далее - Положение об образовательном учреждении).

    Порядок и условия профессиональной переподготовки специалистов регулируются одноименным Положением, утв. приказом Минобразования России от 06.09.2000 № 2571.

    В соответствии с указанным Положением профессиональная переподготовка специалистов проводится по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов.

    Тип 1. Обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Такая профессиональная переподготовка осуществляется на основании установленных квалификационных требований к конкретным профессиям или должностям.

    Нормативная длительность прохождения такой профессиональной переподготовки должна составлять свыше 500 часов аудиторных занятий.

    Обратите внимание! Профессиональная переподготовка проводится на базе высшего и среднего профессионального образования

    Тип 2. Обеспечивает совершенствование знаний специалистов для получения дополнительной квалификации.

    Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится по дополнительным профессиональным образовательным программам, формируемым в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения дополнительной квалификации, устанавливаемым Минобразования России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Такая подготовка реализуется для специалистов, освоивших одну из основных образовательных программ высшего или среднего профессионального образования, для которых предназначена данная дополнительная квалификация.

    Повышение квалификации также является одним из видов дополнительного профессионального образования, который осуществляется с целью обновления теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

    В соответствии с п. 7 Положения об образовательном учреждении повышение квалификации включает в себя три вида обучения (табл. 1 ).

    Таблица 1

    Виды обучения при повышении квалификации

    Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов осуществляются в образовательных учреждениях повышения квалификации:

    • академиях (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);
    • институтах повышения квалификации (усовершенствования) - отраслевых, межотраслевых, региональных;
    • на курсах (школах, центрах) повышения квалификации, в учебных центрах службы занятости.

    Образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов могут реализовывать также структурные подразделения повышения квалификации образовательных учреждений высшего профессионального образования (факультеты повышения квалификации преподавателей и специалистов, межотраслевые региональные центры, факультеты по переподготовке специалистов с высшим образованием и др.) и образовательных учреждений среднего профессионального образования (отделения переподготовки специалистов, курсы повышения квалификации специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений).

    Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации проводятся в различных формах.

    Форма 1. С отрывом от работы.

    Форма 2. Без отрыва от работы.

    Форма 3. С частичным отрывом от работы.

    Форма 4. По индивидуальным формам обучения.

    Сроки и формы повышения квалификации устанавливает образовательное учреждение повышения квалификации - в соответствии с потребностями заказчика - на основании заключенного с ним договора.

    Обратите внимание! Освоение образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации завершается обязательной итоговой аттестацией

    Освоение образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации завершается обязательной итоговой аттестацией. Итоговую аттестацию слушателей проводят специально создаваемые комиссии, составы которых утверждаются руководителем образовательного учреждения.

    Слушателям, успешно завершившим курс обучения в государственных образовательных учреждениях повышения квалификации, а также прошедшим аккредитацию в негосударственных образовательных учреждениях повышения квалификации, выдаются следующие документы государственного образца:

    • удостоверение о повышении квалификации - для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;
    • свидетельство о повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;
    • диплом о профессиональной переподготовке - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов;
    • диплом о присвоении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.

    Сведения о результатах повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов направляются в кадровые службы по месту их основной работы.

    Словарь кадровика

    Академии - ведущие научные и учебно-методические центры дополнительного профессионального образования преимущественно в одной области знаний, осуществляющие обучение кадров высшей квалификации, проводящие фундаментальные и прикладные научные исследования и оказывающие необходимую консультационную, научно-методическую и информационно-аналитическую помощь другим образовательным учреждениям повышения квалификации.

    Институты повышения квалификации - образовательные учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов отрасли (ряда отраслей) или региона, деятельность которых направлена на: удовлетворение потребностей

    предприятий (объединений), организаций и учреждений в повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов; проведение научных исследований; оказание консультационной и методической помощи.

    Курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости - образовательные учреждения повышения квалификации, где специалисты, безработные граждане, незанятое население и высвобождаемые работники предприятий (объединений), организаций и учреждений проходят обучение в целях получения новых знаний и практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности.

    Обучение вторым профессиям

    Обучение работников вторым профессиям - это профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию, с целью дать им новую с начальным либо более высоким уровнем квалификации. Обучение работников вторым профессиям организуется для расширения их профессионального профиля, а также по совмещаемым профессиям. Перечень вторых профессий, по которым проводится обучение работников, определяет работодатель, исходя из конкретных условий производства (п. 14 Типового положения о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утв. постановлением Госкомтруда СССР, Госкомобразования СССР и Секретариата ВЦСПС от 15.06.1988 № 369/92-14147/20/18-22, действующего в части, не противоречащей ТК РФ).

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ – РОСКОШЬ ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?

    Необходимость адекватного реагирования на изменения конъюнктуры рынка товаров, развитие новых направлений хозяйственной деятельности зачастую влечет за собой перепрофилирование производства. Это, в свою очередь, требует обновления кадрового состава. В такой ситуации работодатель может задействовать имеющийся кадровый потенциал, обеспечив переподготовку, обучение вторым профессиям работников, которые не могут быть использованы в дальнейшем с учетом имеющихся у них знаний и навыков. Кроме того, работодатель может обеспечить свои потребности в кадрах той или иной специальности путем профессиональной подготовки лиц, не имеющих профессии, с последующим заключением с этими лицами трудового договора.

    Обратите внимание! Для некоторых категорий работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения трудовой функции

    К ведению работодателя относится и решение вопроса о необходимости повышения квалификации работников. Наличие квалифицированного персонала - залог успешной деятельности любой организации. В этой связи в качестве основных задач работодателя выступает не только подбор кадров необходимой квалификации, но и поддержание соответствия их профессионального уровня динамично повышающимся квалификационным требованиям. Постоянное совершенствование образовательных стандартов, модернизация технологических процессов, усложнение стоящих перед работниками профессиональных задач и другие факторы обуславливают потребность в непрерывном повышении квалификации.

    При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 7 Положения об образовательном учреждении повышение квалификации проводится не реже чем один раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работника. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливает работодатель.

    Для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения трудовой функции (табл. 2 ). В таких случаях работодатель обязан обеспечить работникам повышение квалификации в порядке и на условиях, предусмотренных соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ.

    Таблица 2

    Специалисты, для которых предусмотрено обязательное повышение квалификации

    И все же предположим, что ваш работодатель решил проводить профессиональное обучение и переобучение сотрудников. Что дальше? Оформление необходимых документов, предоставление обучающимся гарантий и создание необходимых условий. Вот об этом и пойдет речь в следующем номере.