Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Аврора в римской мифологии богиня утренней зари, отождествляемая с греческой
  • Сильные мира сего: самые влиятельные люди мира
  • Михаил Виноградов, психиатр-криминалист: биография, личная жизнь
  • Кто жил до динозавров на земле Что было до динозавров на земле
  • Русские народные сказки: виды, принципы рассказывания Черты фольклорной сказки
  • Важная фигура Александр горшков фигурист личная жизнь жена
  • Окончание среднего рода в предложном падеже. Cклонение существительных в русском языке: правила и примеры. Падежные окончания существительных множественного числа

    Окончание среднего рода в предложном падеже. Cклонение существительных в русском языке: правила и примеры. Падежные окончания существительных множественного числа

    Для преодоления ошибок в написании окончаний имен существительных необходимо помочь учащимся полностью разобраться в правилах изменения этой части речи.

    Имена существительные изменяются по числам и по падежам, или склоняются. Существует три типа склонений имен существительных, для которых характерны разные падежные окончания как в единственном, так и во множественном числе.

    К 1-му склонению относятся все имена существительные, имеющие в именительном падеже единственного числа окончания -А, -Я. В основном это имена существительные женского рода (МАМА, ВОДА, ВОЛЯ) и лишь очень небольшое число существительных мужского рода (ЮНОША, ДЕДУШКА, ДЯДЯ и ряд мужских имен, оканчивающихся на -А, -Я: ЮРА, ВОЛОДЯ, СЕРЕЖА, ТОЛЯ, КОЛЯ, ПЕТЯ, ФЕДЯ, БОРЯ, ВАНЯ и др.).

    Ко 2-му склонению относятся все остальные имена существительные мужского рода, не имеющие окончаний в именительном падеже (СТОЛ, МЕЧ, КОНЬ), а также все имена существительные среднего рода (ОКНО, ДЕРЕВО, СОЛНЦЕ, МОРЕ).

    К 3-му склонению относятся все имена существительные женского рода, оканчивающиеся в именительном падеже на мягкий знак (МЫШЬ, НОЧЬ, ДВЕРЬ, СОЛЬ). Приведем падежные окончания имен существительных всех трех склонений. В дальнейшем к этой таблице нам придется обращаться неоднократно.

    1-е склонение

    2-е склонение

    3-е склонение

    И. Кто? Что?

    Роза

    Дядя

    Море

    Мышь

    Р. Кого? Чего?

    домА

    морЯ

    Д. Кому? Чему?

    домУ

    морЮ

    В. Кого? Что?

    розу

    дядю

    морЕ

    мышь

    Т. Кем? Чем?
    П. О ком? О чем?

    Как видим, вариантов окончаний здесь много. Наша задача состоит в том, чтобы помочь ребенку не запутаться во всем этом многообразии и научить его четко разграничивать те окончания, которые он чаще всего смешивает на письме. На правописании остальных окончаний его внимание можно не фиксировать.

    Если внимательно посмотреть на подчеркнутые слова, то мы увидим, что в именительном и винительном падежах всех трех склонений правописание окончаний не вызывает никаких сомнений: они слышны ясно и пишутся так, как слышатся. То же самое можно сказать о родительном и дательном падежах второго склонения (существительные ДОМ, МОРЕ). Поэтому обратимся лишь к «сомнительным», смешиваемым учащимися окончаниям родительного и дательного падежей 1-го и 3-го склонений и предложного падежа всех трех склонений. (Окончания творительного падежа будут рассмотрены отдельно, поскольку они не смешиваются с окончаниями этих трех падежей).

    Первое, что необходимо сделать при разборе приводимых ниже конкретных примеров склонений — это убедить ребенка в одинаковости окончаний любых имен существительных в каждом определенном падеже определенного склонения. Это поможет ему понять, что никаких случайностей здесь нет и что твердое знание правил склонения имен существительных полностью гарантирует от ошибочного написания их окончаний. Кроме того, нужно обратить внимание ученика колледжа или школы на одинаковость некоторых падежных окончаний у имен существительных разных склонений, что значительно облегчит ему усвоение этого материала. Привлечение ребёнка к музыке способствует развитию языка и речи.

    Обратимся к конкретным примерам смешиваемых Детьми падежных окончаний.

    1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение
    Р. Кого? Чего?
    Д. Кому? Чему?
    П. О ком? О чем?
    розЫ
    розЕ о розЕ
    дядИ
    дядЕ
    одядЕ

    О домЕ

    мышИ
    мышИ
    о мышИ
    Р.
    Д.
    П.
    рекИ
    рекЕ
    о рекЕ
    рукИ
    рукЕ
    о рукЕ

    О котЕ

    тишИ
    тишИ
    о тишИ
    Р.
    Д.
    П.
    лужИ лужЕ
    о лужЕ
    банИ
    банЕ
    о банЕ

    О стулЕ

    вещИ
    вещИ
    о вещИ
    Р.
    Д.
    П.
    веткИ веткЕ
    о веткЕ
    сеткИ
    сеткЕ
    о сеткЕ

    О тигрЕ

    дверИ
    дверИ
    о дверИ
    Р.
    Д.
    П.
    вилкИ вилкЕ
    о вилкЕ
    ложкИ ложкЕ
    о ложкЕ

    О камнЕ

    речИ
    речИ
    о речИ

    Поможем ребенку разобраться в приведенных примерах. Как видим, в родительном падеже во всех трех склонениях пишется только И или Ы (нет розЫ, дядИ, мышИ и т. д.) » никогда не бывает окончания Е. Для лучшего зрительного запоминания окончаний этого падежа ниже приведены слова, употребленные только в родительном падеже. Попросите ребенка прочитать их не по столбикам, а по строчкам (рекИ, рукИ, тишИ, глушИ...), поскольку каждая из строчек дана в легко запоминающемся ритме.


    Окончания этого падежа помогут запомнить и такие две строчки:
    Нет ни рекИ, ни лужИ и ни мышИ.
    Падеж родительный. Здесь И всегда мы пишем.

    Важно также объяснить учащимся, что с родительным падежом чаще всего употребляются предлоги У (ВОЗЛЕ, ОКОЛО), ОТ, ДЛЯ, ИЗ .

    Уже само по себе наличие этих предлогов при именах существительных должно помочь в «узнавании» родительного падежа и выборе соответствующих окончаний (при названных предлогах не может |быть окончания Е, поэтому нужно писать «У клеткИ», а не «У клетке»; «ОТ клеткИ», а не «ОТ клетке», «ДЛЯ клеткИ», а не «ДЛЯ клетке», «ИЗ клеткИ», а не «Из клетке»).
    Для лучшего усвоения употребляемых с родительным падежом предлогов приводим легко запоминающиеся примеры.

    Был У тётИ и У дядИ,
    Шёл ОТ тётИ и ОТ дядИ,
    Пел ДЛЯ тётИ и ДЛЯ дядИ.

    Был У сестрЫ,
    Шёл ОТ сестрЫ,
    Пел ДЛЯ сестрЫ.

    Был У мамЫ,
    Шёл ОТ мамЫ,
    Пел ДЛЯ мамЫ.

    Достань ДЛЯ ЗинЫ
    Гриб ИЗ корзинЫ.

    Поешь ИЗ тарелкИ, ИЗ мискИ, ИЗ плошкИ.
    Свяжи мне ИЗ шерстИ носочки ДЛЯ кошкИ.

    В дательном падеже в существительных 1-го склонения всегда пишется окончание Е (подошел к розЕ, к дядЕ), тогда как в существительных 3-го склонения — И (подошел к мышИ, к ночИ).

    В дательном падеже
    Пишется буква Е,
    Однако мы И напишем,
    Когда подойдём мы к МЫШИ.

    С дательным падежом чаще всего употребляется предлог «К», одно наличие которого говорит о необходимости написания в этом случае окончания Е, что, однако, не распространяется на имена существительные 3-го склонения, имеющие в этом падеже окончание И.

    Шел я К рощЕ, К рекЕ, К полянЕ,
    Шел К волчицЕ, К лисЕ, К обезьянЕ,
    Но шел К печИ, К насыпИ, К мышИ.
    Почему же здесь «И» мы пишем?

    В предложном падеже в именах существительных 1-го и 2-го склонения пишется окончание Е (вспоминал о розЕ, о дядЕ, о домЕ), тогда как в существительных 3-го склонения и в этом падеже всегда пишется И (думал о ланИ, о мышИ).

    В предложном падеже
    Также пишется Е,
    Но снова мы И напишем,
    Коль речь поведём о МЫШИ.

    Предложный падеж чаще всего употребляется с предлогами О, В, НА:

    0 домЕ, о школЕ, о полЕ
    В домЕ, в школЕ, в полЕ
    На домЕ, на школЕ, на полЕ.

    В копотИ, в обувИ, в прорубИ.

    В городЕ, но в прорубИ,
    В комнатЕ, но в обувИ.

    Необходимо обратить внимание детей и на то, что некоторые существительные мужского рода, употребляемые с предлогами В и НА, Игредложном падеже имеют окончание У (в шкафУ, на полУ).

    Во ртУ, во рвУ, в шкафУ, в углУ.
    На лугУ, на шкафУ, на снегУ, на полУ.

    Деревья В лесУ,
    Одежда В шкафУ,
    Веник В углУ,
    Метла НА полУ.

    Сено В стогУ,
    Стог НА лугУ,
    Луг НА берегУ,
    Берег В снегУ.

    Таким образом, существительные 3-го склонения сразу в трех падежах (родительном, дательном и предложном) имеют окончание И:

    Говоря о МЫШИ,
    Всюду И мы пишем:
    Нет у нас мышИ,
    Подходим мы к мышИ
    И помним о мышИ.

    Естественно, что слово МЫШЬ здесь взято чисто условно, как символ для обозначения всех существительных 3-го склонения, оканчивающихся на мягкий знак (НОЧЬ, РЕЧЬ, ДВЕРЬ и др.).
    Важно специально привлечь внимание детей к тому, что в существительных мужского рода, также оканчивающихся на мягкий знак (КОНЬ, ОЛЕНЬ), но относящихся не к 3-му, а ко 2-му склонению, в предложном падеже пишется Е: о конЕ, об оленЕ, о тюленЕ, о селез-нЕ. По этой причине следует писать: думаю о ленИ, о ланИ, но думаю об оленЕ, о тюленЕ.

    В склонении третьем, там, где МЫШЬ и ЛЕНЬ,
    В трёх падежах мы пишем букву И.
    Скажи, сюда подходит ли ОЛЕНЬ?
    Внимательно ещё раз посмотри!

    Для лучшего запоминания (в том числе и зрительного) окончаний родительного, дательного и предложного падежей приводим ряд однотипных примеров:

    Р. Был я у тётИ
    Д. Цветы дарил тётЕ
    П. И думал о тётЕ.

    Р. Был я у дядИ,
    Д. Письмо писал дядЕ
    П. И помнил о дядЕ.

    Р. Давно я не видел сестрЫ
    Д. Решил я поехать к сестрЕ
    П. Потом вспоминал о сестрЕ.

    Р. Скучал я без бабушкИ
    Д. Поехал я к бабушкЕ
    П. И думал о бабушкЕ.
    Но:
    Р. Нет ещё ночИ
    Д. Дело к ночИ
    П. Думал о ночИ.

    Р. Не видел я ланИ
    Д. Приблизился к ланИ
    П. Подумал о ланИ.

    В третьем классе ученики знакомятся с понятием «падеж» и узнают, что имена существительные изменяются по падежам. Не смотря на то, что в школьной программе изучают всего 6 падежей, для детей эта тема - одна из самых сложных тем при изучении в начальной школе. Детям предстоит выучить падежи и падежные вопросы, научиться задавать правильные вопросы, чтобы верно определить падеж существительного в тексте. Зачем определять падеж? Чтобы в последующем на основании падежа и склонения существительного правильно писать окончания слов.

    Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются (склоняются) по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам. В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.

    Падежи уточняют роль имен существительных и их связь с другими словами в предложении.

    Список падежей

    Именительный
    Родительный
    Дательный
    Винительный
    Творительный
    Предложный

    Сухие названия падежей ребенку запомнить очень сложно. Ему нужны ассоциации. Поэтому знакомство ребенка с падежами можно начать со сказки.

    Сказка про падежи

    Жил был Падеж.
    Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – Именительный.
    Родился - стал Родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
    Он был малышом, ему давали еду и игрушки, и он стал Дательным.
    Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он становился Винительным.
    Потом подрос, стал творить добрые дела, и назвали его Творительным.
    Он всем стал предлагать свою помощь, о нём вскоре все заговорили и назвали теперь Предложным.
    Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели:
    Именительный, Родительный,
    Дательный, Винительный,
    Творительный, Предложный.

    Для запоминания порядка пажедей используйте мнемотехническую фразу:

    Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку.

    Таблица падежей русского языка

    Обратите внимание, что почти во всех падежах по первым буквам можно вспомнить опорное слово.

    Родительный - родители
    Дательный - дал
    Винительный - вижу, виню
    Творительный - творю

    Предлоги падежей и смысловые вопросы

    Именительный падеж – предлогов нет. Смысловые вопросы: кто? что?

    Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с. Смысловые вопросы: где? откуда? чья? чьи? чьё?

    Дательный падеж: к, по. Смысловые вопросы: где? как?

    Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за. Смысловые вопросы: где? куда?

    Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с. Смысловые вопросы: где? как?

    Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на. Смысловые вопросы: где?

    Падежи подразделяются на прямой и косвенные

    Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.

    Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.

    Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:

    1. Найти в предложении слово, к которому относится существительное, поставить от него вопрос;
    2. По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.

    Над волнами кружили чайки. Кружили (над чем?) над волнами (Т. п.)

    Есть такой прием, который позволяет точно определить падеж лишь по заданным вопросам. Формулируем оба вопроса. Если у нас имеется существительное неодушевленное, заменяем его в предложении на подходящее одушевленное и ставим вопрос. По двум вопросам безошибочно определяем падеж.

    Я поймал (кого?) кошку. Заменяем кошку на неодушевленный предмет: Я поймал (что?) пёрышко. Кого? Что? - Винительный падеж.

    Я не мог дотянуться до (кого?) кошки. Заменяем на неодуш.: Я не мог дотянуться до (чего?) ветки. Кого? Чего? - Родительный падеж

    Чтобы правильно определить падежное окончание существительного, нужно определить его падеж и склонение.

    Подробная таблица падежей и падежных окончаний существительных 1,2,3 склонения

    Русское

    Название

    Падежа

    Латинское

    Название

    Падежа

    Вопросы

    Предлоги

    Окончание

    Единственное число

    Множ.

    Число

    1 скл.

    2 скл.

    3 скл.

    Именительный

    Номинатив

    Кто? Что? (есть)

    --- ---

    А, -я

    О, -е

    ---

    Ы, -и, -а, -я

    Родительный

    Генитив

    Кого? Чего? (нет)

    без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг

    Ы, -и

    А, -я

    Ов, -ев, -ей

    Дательный

    Датив

    Кому? Чему? (дам)

    к, по

    Е, -и

    У, -ю

    Ам, -ям

    Винительный

    Аккузатив

    Кого? Что? (вижу)

    в, за, на, про, через

    У, -ю

    О, -е

    ---

    Ы, -и, -а, -я, -ей

    Творительный

    Инструментатив

    Кем? Чем? (горжусь)

    за, над, под, перед, с

    Ой (-ою),

    Ей (-ею)

    Ом, -ем

    Ами, -ями

    Предложный

    Препозитив

    О ком? О чем? (думаю)

    в, на, о, об, обо, при

    Е, -и

    Е, -и

    Ах, -ях

    Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами

    Как отличить именительный и винительный падежи:

    Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.

    Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.).

    Как отличить родительный и винительный падежи:

    Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ -ы(и). В В. п. окончания –у (ю).

    Лапа (кого?) куницы - Р.п. / вижу (кого?) куницу – В. п.

    Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).

    Лапа (кого?) медведя – вижу (кого?) медведя.

    Проверяем:

    Лапа (кого?) (лисы) медведя – Р. п. – вижу (кого?) (лису) медведя – В. п.

    Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с»:

    При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.

    Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.

    Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:

    Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.

    Д. п. - написала письмо бабушке Наташе [и] – бабушку зовут Наташа

    Р. п. – написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка

    Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:

    В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.

    Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по

    П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на

    Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:

    В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.

    Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом

    В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод

    Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:

    При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.

    В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент

    П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте

    Стихи о падежах

    Я Именительный падеж,
    И нет на мне чужих одежд.
    Меня легко все узнают
    И в подлежащие зовут.
    Предлогов с детства не люблю,
    С собою рядом не терплю.
    Мои вопросы КТО? и ЧТО?
    Ни с чем не спутает никто.

    А я падеж Родительный
    Характер мой общительный.
    КОГО? ЧЕГО? И вот он я!
    Предлоги часто мне друзья.
    Предлоги часто мне друзья.
    Похож я на винительный
    Бываю иногда,
    Но в тексте различите вы
    Два падежа всегда.

    Я называюсь Дательным,
    Работаю старательно.
    КОМУ отдать? К чему призвать?
    Лишь только я могу сказать.

    А я Винительный падеж,
    И я во всем виню невежд.
    Зато отличников люблю,
    Для них «пятерки» я ловлю.
    Кого назвать, во что играть,
    Готов ребятам подсказать.
    Не прочь с предлогами дружить,
    Но и без них могу прожить.

    А я творительный падеж
    Исполнен всяких я надежд.
    Творите! – Чем? Творите! - С кем?
    Я подскажу вам - нет проблем!

    А я падеж предложный,
    Со мною случай сложный.
    Мне без предлогов свет не мил.
    О КОМ? О ЧЕМ? Я говорил?
    Ах да нужны предлоги
    Без них мне нет дороги.
    Тогда смогу я рассказать
    О чем мечта.

    Именительный, родительный,
    Дательный, винительный,
    Творительный, предложный…
    Все их запомнить сложно.
    Ты в памяти всегда держи
    Названья. Это падежи.

    Именительный

    Он – начинающий падеж,
    Вопросы – КТО? и ЧТО?
    В нём – мама, папа, слон, манеж,
    И школа, и пальто.

    Родительный

    Вопросы: Нет КОГО? ЧЕГО?
    Вот у меня нет брата
    И хомяков – ни одного…
    Всё мама виновата!

    Дательный

    Это яблоко, скажите,
    Я отдам КОМУ? ЧЕМУ?
    Может, Лене? Или Вите?
    Нет, пожалуй, никому…

    Винительный

    Ой! В игрушках – кавардак!
    Не пойму сама никак:
    Обвинить КОГО? и ЧТО?
    Куклу? Кубики? Лото?

    Творительный

    Хочу я песни сочинять.
    С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать?
    Писать мне ручкой иль пером,
    Или цветным карандашом?

    Предложный

    Я думаю О КОМ? О ЧЁМ?
    О школе, о глаголах.
    Верней, я думаю о том,
    Как надоела школа…

    Зато теперь все падежи
    Я твёрдо заучила.
    Попробуй тоже так учи,
    Ведь знанья – это СИЛА!!!

    Полак Фрида

    Именительный - это ты,
    собирающая цветы,
    а родительный - для тебя
    трель и щелканье соловья.
    Если дательный - все тебе,
    счастье, названное в судьбе,
    то винительный… Нет, постой,
    я в грамматике не простой,
    хочешь новые падежи
    предложу тебе? - Предложи!
    - Повстречательный есть падеж,
    узнавательный есть падеж,
    полюбительный, обнимательный,
    целовательный есть падеж.
    Но они не одни и те ж -
    ожидательный и томительный,
    расставательный и мучительный,
    и ревнительный есть падеж.
    У меня их сто тысяч есть,
    а в грамматике только шесть!

    Кирсанов Семён

    Воскликнул ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ:
    - Мой именинник ТОТ,
    Который изумительно
    Науку познаёт!
    - ТОГО, - сказал РОДИТЕЛЬНЫЙ, -
    Я отрицаю, кто
    Не может без родителей
    Надеть своё пальто.
    - ТОМУ, - ответил ДАТЕЛЬНЫЙ, -
    Плохое имя дам,
    Кто не любил старательно
    Уроки делать сам.
    - ТОГО, - сказал ВИНИТЕЛЬНЫЙ, -
    Я буду обвинять,
    Кто книжку выразительно
    Не может прочитать.
    - С ТЕМ, - заявил ТВОРИТЕЛЬНЫЙ, -
    Я только лишь в ладу,
    Кто очень уважительно
    Относится к труду.
    - О ТОМ, - сказал ПРЕДЛОЖНЫЙ, -
    Я предложу рассказ,
    Кто в жизни делать может
    Полезное для нас.

    Тетивкин А.

    Весенние падежи

    Всё пробудилось ото сна:
    По миру шествует ВЕСНА.

    Как будто расцветаем мы,
    Почувствовав приход ВЕСНЫ.

    И захотелось выйти мне
    Навстречу молодой ВЕСНЕ.

    В листве зелёной утону
    И в этом обвиню ВЕСНУ.

    Природа дышит лишь одной
    Неповторимою ВЕСНОЙ.

    Скворец, присевший на сосне,
    Горланит песни О ВЕСНЕ.

    Другим об этом расскажи
    И повторишь ты падежи.

    Ключкина Н.

    Родительный падеж

    Я из дома убежал,
    Я до вечера гулял,
    С дерева в сугроб нырял,
    Без уроков жить мечтал.
    Для коллекции снежинки
    Языком я собирал.
    Около костра плясал
    И вокруг двора скакал.
    Мне уроки надо делать?
    Я на это наплевал!
    Вот стою я у доски
    И вздыхаю от тоски.
    Но родительный падеж
    Не забуду, хоть зарежь. (Т. Рик)

    Дательный падеж

    Если б я названия
    Падежам давал,
    Я б тогда дарительным
    ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!
    А еще как размечтаюсь,
    Дед Морозом наряжаюсь
    И подарки всем несу:
    Братику, сестричке, псу.
    А еще КОМУ? ЧЕМУ?
    Птенчику, коню, сому,
    Кошке, зайцу, бегемоту,
    Крокодилу и слону!
    К паровозу тороплюсь,
    По земле лечу, несусь!
    Всем подарки развезу я
    И тогда домой вернусь! (Т. Рик)

    Винительный падеж

    Я – Винительный падеж,
    Обвиняю всюду всех.
    Нету никаких надежд,
    Что не допущу огрех.
    Слово «вижу» подставляй
    И меня определяй.
    - «Если хочешь много знать,
    Поскорей учись читать!»
    Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить,
    Научилась я… летать!
    Как взлечу под потолок
    Да махну через порог,
    Вылетаю за окошко,
    Курс держу я на лужок.
    Ненавижу обвинять,
    Буду все перечислять.
    ЧТО увижу и КОГО –
    Назову до одного!
    Вижу реку, вижу сад –
    Называю все подряд!
    Вижу вишню, вижу сливу.
    До чего вокруг красиво!
    Строят клуб невдалеке,
    Красят лодку на песке…
    Хватит, в школу возвращаюсь,
    В класс влетаю налегке. (Т. Рик)

    Творительный падеж

    Чтоб от всех не отставать,
    Слыть сообразительным,
    Надо всё теперь понять
    В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.
    Что там долго говорить.
    Вот решился я… творить!
    Карандаш, бумагу взял
    И пейзаж нарисовал.
    Я – художник, я – творец!
    Ух, какой я молодец!
    Перед замком куст цветет,
    Под корягой змей живет,
    Над дорогой реет сокол,
    За оградой лошадь ржёт.
    Я творю карандашом
    На листе своем большом.
    Вид украсил я с трудом
    Лесом, тучкой над прудом.
    Ну-ка, лист переверну
    И опять творить начну.
    Мой герой идет войной,
    Хочет править он страной,
    Поразить врагов стрелой,
    С башни их полить смолой.
    Стоп! Подумай головой,
    Для чего идти войной!
    Лучше миром кончить дело!
    Я альбом закрою свой (Т. Рик)

    Предложный падеж

    На уроке я скучаю.
    Что ж, я лучше помечтаю.
    Очень я люблю мечтать!
    Вот бы мне царевной стать!
    Я мечтаю о короне:
    Буду в ней сидеть на троне.
    Я мечтаю о слоне,
    Чтоб кататься при луне.
    Я мечтаю о сережках,
    Я мечтаю о сапожках.
    Вечерами в полумгле
    Я мечтаю об орле:
    Буду с ним летать на воле.
    Буду я учиться в школе…
    Ой, мечтаю я уже …
    О ПРЕДЛОЖНОМ падеже! (Т. Рик)

    Все существующие падежи русского языка

    1) Именительный падеж - кто?, что?
    2) Родительный падеж - нет кого?, чего?
    3) Дательный падеж - дать кому?, чему?, определяет конечную точку действия.
    4) Винительный падеж - вижу кого?, что?, обозначает непосредственный объект действия;
    5) Творительный падеж - творю кем?, чем?, определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности (ночью);
    6) Предложный падеж - думать о ком?, о чём?

    7) Звательный падеж. От церковно-славянского звательного падежа нам осталось только слово «Боже!» (ну и Отче, наставниче Амвросие, Пантелеимоне и т.п. для тех, кто читает молитвословия). В современном русском языке этот падеж возникает, когда мы обращаемся: Мам, Пап, Дядь, Тетя Ань, где образуется путем «обрезания» окончания или специально добавленным окончанием: Ванюш (Танюш), выходи!

    8) Местный падеж. Обычно употребляется с предлогами «При», «В» и «На». Характеризующий вопрос: Где? При чем? На чем? - В лесу (не в лесе), На шкафу (не на шкафе), При полку (не при полке) - а как же на Святой Руси, на Украине?

    9) Разделительный падеж. Образуется как производное от родительного падежа: Налить в стакан кефира (Выпить кефиру), Лежит головка чеснока (съесть чесноку) Сделать глоток чая (напиться чаю), Задать жарУ (не жарА), Прибавить ходУ (не ходА), Молодой человек, огонькУ не найдется?

    10) Счетный падеж - встречается в словосочетаниях с числительным: Два часА (не прошло и чАса), Сделать три шагА (не шАга).

    11) Отложительный падеж - определяет исходную точку передвижения: Из лесУ, Из домУ. Существительное становится безударным: я Из лесу вышел; был сильный мороз.

    12) Лишительный падеж - используется исключительно с глаголами отрицания: не хочу знать правды (не правду), не может иметь права (не право).

    13) Количественно-отделительный падеж - похож на родительный падеж, но имеет отличия: чашка чаю (вместо чая), задать жару (вместо жАра), прибавить ходу (вместо прибавить ход).

    14) Ждательный падеж - Он же родительно-винительный падеж: Ждать (кого? чего?) письма (не письмо), Ждать (кого? что?) маму (не мамы), Ждать у моря погоды (не погоду).

    15) Превратительный (он же включительный) падеж. Производное от винительного падежа (в кого? во что?). Применяется исключительно в оборотах речи на подобие: Пойти в летчики, Баллотироваться в депутаты, Взять в жены, Годиться в сыновья.

    "Термин падеж , как и названия большинства падежей, является калькой с греческого и латыни (др.-греч. πτῶσις - падение, лат. casus от cadere - падать). Выделяют прямой падеж (именительный и иногда винительный) и косвенные падежи (остальные). Эта терминология связана с античным представлением о «склонении» (declinatio) как «отклонениях», «отпадениях» от правильной, «прямой» формы слова..."

    Русское
    название
    падежа
    Латинское
    название
    падежа
    Вопросы Предлоги Окончание
    Единственное число Множ.
    число
    1 скл. 2 скл. 3 скл.
    Именительный Номинатив Кто? Что? (есть) --- --- -а, -я ---, -о, -е --- -ы, -и, -а, -я
    Родительный Генитив Кого? Чего? (нет) без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг -ы, -и -а, -я ---, -ов, -ев, -ей
    Дательный Датив Кому? Чему? (дам) к, по -е, -и -у, -ю -ам, -ям
    Винительный Аккузатив Кого? Что? (вижу) в, за, на, про, через -у, -ю -о, -е --- ---, -ы, -и, -а, -я, -ей
    Творительный Инструментатив Кем? Чем? (горжусь) за, над, под, перед, с -ой (-ою),
    -ей (-ею)
    -ом, -ем -ами, -ями
    Предложный Препозитив О ком? О чем? (думаю) в, на, о, об, обо, при -е, -и -е, -и -ах, -ях

    Склонение имён существительных - это изменение имен существительных по падежам.

    1-е склонение - все слова женского и мужского рода, оканчивающиеся на «-а» или «-я» (мама, папа, стена, история, тетя, дядя):

    • У имен существительных первого склонения единственного числа в дательном и предложном падежах пишется окончание «-е», например: к маме, о тёте. Но если существительное оканчивается на «-ия», то в этих же падежах пишется окончание «-и», например: к истории, о партии. При написании окончаний имен собственных на «-ия» необходимо придерживаться того же правила, например: о Франции, к Марии.

    2-е склонение - все остальные слова мужского рода и слова среднего рода (лак, гель, клоп, конь, поле, окно):

    Во втором склонении форма винительного падежа в большинстве случаев совпадает с формой именительного (окно, поле) или родительного (клоп, конь).

    • У существительных ед. числа второго склонения мужского или среднего рода в предложном падеже пишется окончание «-е», например: о поле, об окне. Но если существительное оканчивается на «-ий» или «-ие», то в том же падеже пишется окончание «-и», например: о сочувствии, о познании, об отличии.

    3-е склонение - все остальные слова женского рода (ночь, ткань):

    В третьем склонении в большинстве случаев совпадают формы родительного, дательного и предложного падежей единственного числа.

    • После шипящих у имен существительных женского рода третьего склонения на конце пишется «ь», например: мышь, ночь. А у имен существительных мужского рода второго склонения «ь» не пишется, например: нож, шалаш.

    Тут вот еще мне случайно встретилось в форумах о падежах в русском языке:

    Wolliger Mensch:

    ... (для языков с номинативным строем):

    Именительный - падеж подлежащего
    родительный - падеж именного определения
    дательный - падеж косвенного дополнения, адресата
    винительный - падеж прямого дополнения
    творительный - падеж инcтрумента действия, действующего лица в пассивной конструкции
    предикативный - падеж именного сказуемого

    Это основные синтаксические падежи. Существует еще множество семантических падежей...

    1. Имена существительные принадлежат к одному из трёх родов : мужскому, женскому, среднему.

    Род существительного можно определить, согласовав с ним притяжательное местоимение мой :

    мой сын, мой воевода, мой занавес, мой домишко - мужской род ;
    моя жена, моя стена, моя ночь - женский род ,
    моё окно, моё небо, моё животное - средний род .

    Кроме того, у большинства существительных, обозначающих людей, род можно определить по полу - мой подмастерье, мой дедушка (мужской род); моя мать, моя сестра (женский род).

    2. Род неизменяемых существительных опреде-ляется следующим образом.

      Род неизменяемых существительных, называющих людей, определяется по полу.

      Храбрый идальго, изысканная леди.

      Существительные, обозначающие профессии и род занятий, относятся к мужскому роду.

      Военный атташе, ночной портье.

      Неизменяемые существительные, называющие животных, относятся к мужскому роду, хотя при указании на самку могут употребляться как существительные женского рода.

      Австралийский кенгуру, смешной шимпанзе, маленький колибри.
      Шимпанзе кормила своих детёнышей.

      Исключения: цеце, иваси - женский род.

      Неизменяемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду.

      Ночное такси, вкусное рагу, новое жалюзи.

      Исключения: кофе, пенальти, сирокко (мужской род), авеню, салями (женский род).

    3. Особую группу составляют существительные общего рода , которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола.

    Какой ты неряха ! Какая ты неряха !

      Существительные общего рода характеризуют лицо, обычно дают оценочную характеристику лицу, имеют окончания -а , -я и относятся к 1-му склонению.

      Неряха , заводила , запевала , работяга , грязнуля , стиляга , пьяница , неженка , соня , плакса .

    Обратите внимание!

    Некоторые существительные 2-го склонения с нулевым окончанием, называющие лиц по профессии (врач, профессор, доцент, шофёр и т.д.), хотя и могут использоваться по отношению к лицам женского пола, всё же являются существительными мужского рода!

    4. Род существительных определяется по форме единственного числа. Если существительное не имеет формы единственного числа, его нельзя отнести ни к одному из трёх родов.

    Ясли, макароны, брюки, вилы.

    Б) Число имени существительного

    1. Большинство существительных имеют два числа - единственное и множественное . В форме единственного числа существительное обозначает один предмет, в форме множественного числа - несколько предметов.

    Карандаш - карандаши; врач - врачи.

    2. Только одну форму (единственного или множественного числа) имеют вещественные, собирательные, отвлечённые и некоторые конкретные существительные.

    Только форму единственного числа имеют:

      большинство вещественных существительных;

      Нефть, цемент, сахар, жемчуг, сметана, молоко.

      большинство отвлечённых существительных;

      Радость, добро, горе, веселье, краснота, бег, седина.

      большинство собирательных существительных;

      Учительство, студенчество, листва, зверьё, вороньё, детвора.

      большинство имён собственных.

      Воронеж, Кавказ, Каспий, Урал.

    Обратите внимание!

    В ряде случаев существительные, имеющие форму только единственного числа, могут образовывать формы множественного числа. Но такое образование обязательно связано с изменением значения слова:

    1) у вещественных

    а) видов, сортов вещества:

    вино - десертные вина, масло - технические масла;

    б) значение большого пространства, покрытого этим веществом:

    вода - воды океана, песок - пески Каракумов;

    2) у отвлечённых существительных форма множественного числа имеет значение:

    а) различных проявлений качеств, свойств, состояний:

    возможность - новые возможности, радость - наши радости;

    б) длительности, многократности и степени проявления признака, состояния, действия:

    мороз - длительные морозы, боль - сильные боли, крик - крики.

    Только форму множественного числа имеют:

      некоторые вещественные существительные;

      Чернила, опилки, очистки.

      некоторые отвлечённые существительные;

      Именины, выборы, нападки, козни, побои.

    • некоторые собирательные существительные;

      Деньги, финансы, дебри.

    • некоторые имена собственные;

      Каракумы, Карпаты, роман «Бесы».

      слова, обозначающие парные предметы, то есть предметы, состоящие из двух частей;

      Очки, брюки, сани, ворота, ножницы, клещи.

      некоторые названия отрезков времени.

      Сумерки, сутки, будни, каникулы.

    Обратите внимание!

    У существительных, которые имеют только форму множественного числа, не определяется не только род, но и склонение!

    В) Падеж и склонение имён существительных

    1. В русском языке шесть падежей :

      Все падежи, кроме именительного, называются косвенными .

    Обратите внимание!

    1) Чтобы правильно определить падеж существительного, необходимо найти слово, от которого зависит существительное, и задать от этого слова вопрос к существительному, причём лучше использовать одновременно оба вопроса.

    Ср.: Он верил другу : верил [кому? чему?] другу - Д. п.

    Форму И. п. обычно имеет подлежащее, и такое существительное не зависит от других членов предложения, но связано со сказуемым.

    Ср.: У меня есть [кто? что?] друг - И. п.

    2) Особенно важно задавать оба вопроса в том случае, если существительное стоит в именительном, родительном или винительном падеже, поскольку у одушевлённых существительных совпадают вопросы родительного и винительного падежей (кого?), а у неодушевлённых существительных совпадают вопросы именительного и винительного падежей (что?).

    3) Если существительное имеет при себе предлог, то вопрос надо задавать, используя этот предлог.

    Ср.: Он посмотрел в книгу: посмотрел [в кого? во что?] в книгу .

    4) Предлог может быть отделён от существительного прилагательным, местоимением. Учтите, что предлог связан с существительным, а не с зависимым от существительного определением.

    Ср.: Он ссорился со своим другом: ссорился [с кем? с чем?] с другом .

    2. Изменение существительных по падежам и числам называется склонением .

      Неизменяемые существительные (пальто, ситро, метро, такси, кенгуру, ООН, ГАИ ) склонения не имеют! Их число и падеж можно определить в словосочетаниях и предложениях по вопросу.

      Он сидел [в ком? в чём?] в пальто - единственное число, предложный падеж; Он пришёл [без кого? без чего?] без пальто - единственное число, родительный падеж.

    3. Склонение изменяемых существительных определяется по форме именительного падежа единственного числа . Большинство существительных в единственном числе распределяются по трём типам склонения.

    Тип склонения определяется по начальной форме (единственное число, именительный падеж):

    1-е скл. -а, -я Существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я . Весна, земля, линия, дядя, владыка, грязнуля.
    2-е скл. нулевое Существительные мужского рода с нулевым окончанием. Дом , край , мяч , планетарий .
    -о, -е Все существительные с окончаниями -о, -е . Окно, поле, подозрение - средний род; волчище, подмастерье - мужской род.
    3-е скл. нулевое Существительные женского рода с нулевым окончанием. Мать , дочь , ночь , степь .

    4. Десять существительных среднего рода на -мя (окончание -я ): время, бремя, стремя, племя, пламя, знамя, темя, семя, имя, вымя , а также существительные путь, дитя относятся к разносклоняемым (они имеют окончания разных склонений).

    5. Существительное человек имеет разные корни в единственном и множественном числе (человек - люди ), поэтому имеет разные типы склонения в единственном и множественном числе:

    человек (единственное число) - склоняется как существительное 2-го склонения;
    люди (множественное число) - склоняется как существительное 3-го склонения.

    6. Субстантивные прилагательные и причастия (существительные, образованные путём перехода из одной части речи в другую: мороженое, столовая, гостиная, горничная и др.) не относятся ни к одному из трёх типов склонения. Они продолжают склоняться, как склоняются прилагательные и причастия!

    Г) Образцы склонения имён существительных

    1-е склонение

    Падеж Единственное число Множественное число
    И. п. Мама Няня Ария Мамы Няни Арии
    Р. п. Мамы Няни Арии Мам Нянь Арий
    Д. п. Маме Няне Арии Мамам Няням Ариям
    В. п. Маму Няню Арию Мам Нянь Арии
    Т. п. Мамой(-ою) Няней(-ею) Арией(-ею) Мамами Нянями Ариями
    П. п. О маме О няне Об арии О мамах О нянях Об ариях

    Обратите внимание!

    Существительные 1-го склонения на -ия (окончание -я ): армия, ария, симфония, Мария и др. - в дательном падеже и предложном падеже единственного числа имеют окончание -и , как существительные 3-го склонения.

    Ср.: к армии, об арии, к симфонии, о симфонии, к Марии, о Марии .

    На существительные на -ья (окончание -я ): Марья, лгунья, келья

    Ср.: к Марье, о Марье.

    2-е склонение. Мужской род

    Падеж Единственное число Множественное число
    И. п. Дом Конь Кий Дома Кони Кии
    Р. п. Дома Коня Кия Домов Коней Киев
    Д. п. Дому Коню Кию Домам Коням Киям
    В. п. Дом Коня Кий Дома Коней Кии
    Т. п. Домом Конём Кием Домами Конями Киями
    П. п. О доме О коне Об кии О домах О конях Об киях

    Обратите внимание!

    Существительные 2-го склонения на -ий (нулевое окончание): кий, радий, пролетарий, планетарий и др. - в единственном предложном падеже имеют окончание -и , как существительные 3-го склонения.

    Ср.: о радии, о планетарии.

    На существительные на -ей, -ай (нулевое окончание): край, воробей и др. - это правило не распространяется (!).

    Ср.: о крае, о воробье .

    2-е склонение. Средний род

    Разносклоняемые существительные

    Падеж Единственное число Множественное число
    И. п. Время Путь Времена Пути
    Р. п. Времени Пути Времён Путей
    Д. п. Времени Пути Временам Путям
    В. п. Время Путь Времена Пути
    Т. п. Временем Путём Временами Путями
    П. п. О времени О пути О временах О путях

    Обратите внимание!

    В косвенных падежах существительные на -мя имеют суффикс -ен- (времени, семени, имени ).
    Исключение составляют формы множественного числа родительного падежа существительных семя, стремя - нет семян, нет стремян .

    Грамматика русского языка — это одна из самых важных частей языка. Грамматика позволяет нам говорить уверенно, правильно и без ошибок . Зачастую речь людей, не знающих грамматику, звучит очень забавно, ведь все слова при этом звучат нелепо и несвязно. Например, ведь всем доводилось слышать как какой-нибудь иностранец пытается общаться на русском языке. Откровенно говоря, у них ничего не получается и они выглядят нелепо. Для того чтобы не выглядеть как они необходимо знать грамматику.

    Вконтакте

    Имя существительное — это одна из самых главных самостоятельных частей речи, которая является практический самой часто встречающейся частью речи. Она обладает такими непостоянными признаками, как число, падеж. Падежная парадигма — это изменение существительного в зависимости от смысла, которым он обладает в предложении. В этой статье вы узнаете, как определять падежи у существительных , что такое косвенные падежи, как правильно задавать им вопросы, а также про сами падежи и их вопросы.

    Падежи

    Единственным правилом правильного изменения существительных является правильная постановка окончания в связи с заданными вопросом. Для носителей языка это является легким занятием, но иностранцам требуется запоминать окончания и правильно их определять.

    Склонения

    Также существует 3 вида склонения у существительных.

    • Первое склонение. Имя существ. мужского и женского рода с окончанием -а, -я. Например, фляга, свинья.
    • Второе склонение. Имя существ. мужского и среднего рода с окончанием -о, -е. Например, дерево, колодце.
    • Третье склонение. Имя существ женского рода с нулевым окончанием, либо на -ь. Например, конь, лошадь.

    Изменение существительных разных склонений .

    Вопрос 1 склонение (множественное число) 2 склонение (множественное число) 3 склонение (множественное число)
    Именительный пад. кто?, что? покрышка(покрышки), мамы(мамы) космолет(космолеты) лошадь(лошади)
    Родительный пад. кого?, чего? покрышки(покрышек), мамы(мам) космолета(космолетов) лошади(лошадей)
    Дательный пад. кому?, чему? покрышке(покрышкам), маме(мамам) космолету(космолетам) лошади(лошадям)
    Винительный пад. кого?, что? покрышку(покрышки), маму(мам) космолет(космолеты) лошадь(лошадей)
    Творческий пад. кем?, чем? покрышкой(покрышками), мамой(мамами) космолетом(космолетами) лошадью(лошадьми)
    Предложный пад. о ком?, о чем? о покрышке(о покрышках), о маме(о мамах) о космолете(о космолетах) о лошади(о лошадях)

    В русском языке существует такое понятие, как косвенные падежи — это все падежи, кроме именительного.

    Все они имеют свой смысл :

    Определители

    Существует много путей определения падежа существительного. Самым быстрым, легким и эффективным путем на сегодняшний день является использование определителей. Разные падежи возможно определить, употребляя следующие определители.

    Использование определителей помогает легче изменять существительные по падежам. Для этого достаточно поставить это слово перед существительным, а затем задать вопрос и поставить правильное окончание. Для каждого падежа достаточно запомнить по одному слову.

    Кроме того, для определения падежа большое значение имеет вопрос. Таблица дает представление о том, какие предлоги употребляются с падежными формами имен существительных в русском языке.

    Падежи являются фундаментом грамматики русского языка и все обязаны наизусть знать каждый из них. Но запомнить все их очень легко, двух дней зубрежки хватит, чтобы запомнить их на всю жизнь. Удачи!