Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Секреты «Богатырей» Васнецова: кого на самом деле изобразил художник на знаменитой картине
  • Как менялся дизайн русских банкнот Царские деньги красненькая
  • Эмблемы, знаки, униформа военных инженеров инженерные войска и артиллерия, специальное строительство и фортификация, другие технические рода войск и инженерно-технические службы,инженеры военно-промышленного комплекса и дру
  • Военная история Генерал полковник инженерных войск
  • Механика - это фундаментальная наука
  • Художественные особенности романа «Герой нашего времени
  • Есть ли прототипы у былинных богатырей. Секреты «Богатырей» Васнецова: кого на самом деле изобразил художник на знаменитой картине. Победа над Идолищем поганым

    Есть ли прототипы у былинных богатырей. Секреты «Богатырей» Васнецова: кого на самом деле изобразил художник на знаменитой картине. Победа над Идолищем поганым

    Репин Илья

    Проектная работа для научно-исследовательской конференции. Поиск прототипов былинных богатырей на основе изучения как самих былин,так и их литуроведческих материалов о них

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский»

    Тема «Прототипы русских былинных богатырей»

    Выполнил: Репин Илья

    Руководитель: Мурсалимова И.А.

    Город Йошкар-Ола

    2017г

    Введение…………………..………………………………………………………3

    Глава 1. Происхождение былин и история их открытия….……………………5

    Глава 2. Прототипы былинных богатырей.……………….…………………….8

    2.1. Илья Муромец………………………………………………………………..8

    2.2. Добрыня Никитич и Алеша Попович……………………………………...10

    2.3. Прототипы «старших» богатырей…………………………………………13

    2.4. Прототипы других богатырей……………………………………………...17

    Заключение……………………………………………………………………….24

    Использованная литература………………………………………………….....25

    Введение

    Большинство народов имеют в своей фольклорной сокровищнице полу сказки - полу легенды, в которых участвуют и реальные исторические персонажи, и вымышленные, совершаются сверхъестественные подвиги, но при этом упоминаются широко известные географические названия и события. К таким эпосам можно отнести британские легенды о короле Артуре и рыцарях круглого стола, средневековую германскую «Песнь о Нибелунгах», скандинавские «Сказания о Беовульфе». У русского народа такое содержание имеют былины, или старины, как их принято было называть ранее.

    Трудно представить человека, который с детства не знает о подвигах трех богатырей – Илья Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Даже тот, кто не читал достаточно сложных тексов записанных былин, наверняка смотрел современные мультипликационные фильмы о богатырях. Конечно, они совершенно по-новому интерпретируют подвиги былинных богатырей, в фильме много современных шуток, сленга, сказочных персонажей. Однако неоспоримым является факт, что былинные герои, насчитывающие несколько сотен лет, интересны и сегодня.

    Кем же были эти мифические чудо-богатыри - защитники земли русской, гонители врагов и всяческого зла? Да и были ли они реальными людьми или являют собой собирательные образы, которым легенды приписывают невероятную силу и доблесть?

    Целью настоящей работы является поиск ответов на эти вопросы, поиск прототипов былинных богатырей на основе изучения как самих былин, так и литературоведческих материалов о них. Большинство трудов по изучению прототипов былинных героев были созданы в XIX-XX в.в., когда былины были открыты, и интерес к ним был особенно высок. Эти, «классические», исследования к настоящему времени неоднократно пересказаны в энциклопедиях и на специализированных сайтах. Из современных исследований следует выделить книгу к.и.н., славяниста Льва Прозорова «Времена русских богатырей», который «переворачивает» представления о былинах. Его выводы очень интересны, однако не бесспорны.

    Приступая к анализу материалов, следует отметить, что былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. Их создателем является народ, их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков, приукрашивая на свой вкус. Известно не так уж много былинных сюжетов, но вариаций каждого сюжета с различными подробностями, запевами и т.д. имеется несколько десятков, если не сотен.

    Глава 1. Происхождение былин и история их открытия

    Считается, что слово «былина» происходит от слова быль, т.е. в этих старинных песнях поется о том, что было, о том, что происходило на самом деле. Однако слово «былина» получило широкое распространение в русском языке менее двухсот лет назад. Впервые этот термин был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Народное название этих произведений – старина, старинушка, старинка. И это название гораздо полнее отражает содержание былин: ведь в их текстах используется множество устаревших слов, непривычных эпитетов, отсутствует традиционная рифма, часто встречаются повторы. Возможно, И.Сахаров взял термин «былина» из «Слово о полку Игореве», в котором рассказчик ведет речь «по былинам сего времени», противопоставляя их «замышлениям Бояню». Таким образом подчеркивается историчность былин, ведь Бояном именуется певец-сказитель, личность не менее мифическая, чем богатыри.

    Впервые былины были изданы в 1804г. в Москве. Это были 26 песен из 70, собранных казаком Киршей Даниловым для уральского богача заводчика Демидова. Затем последовали более расширенные и полные переиздания сборника Данилова. Эпоха романтизма пробудила интерес интеллигенции к народному творчеству и национальному искусству. На волне этого интереса в 1830-1850-е гг. развернулась деятельность по собиранию произведений фольклора, организованная славянофилом Петром Васильевичем Киреевским (1808 – 1856 гг.). Корреспондентами Киреевского и им самим было записано около сотни былинных текстов в центральных, поволжских и северных губерниях России, а также на Урале и в Сибири.

    Настоящим потрясением для научного мира стало открытие в середине XIX в. живой традиции былинного эпоса, причем недалеко от Санкт-Петербурга – в Олонецкой губернии. Честь этого открытия принадлежит Павлу Николаевичу Рыбникову (1831–1885 гг.), народнику, высланному в Петрозаводск под надзор полиции. Ободренные находкой П. Н. Рыбникова, отечественные фольклористы во 2-й половине XIX – начале XX вв. предприняли множество экспедиций, в основном на Русский Север, где были открыты новые очаги сохранности песенного эпоса и от сотен сказителей сделаны записи тысяч былинных текстов (всего исследователь эпоса профессор Ф. М. Селиванов насчитывал к 1980 г. около 3000 текстов, представляющих 80 былинных сюжетов). Заслуга этих собирателей заключается в их стремлении к максимальной точности записи и указании, у какого сказителя сделана запись.

    Условно былины делятся на два цикла - киевский и новгородский. При этом с первым связано значительно большее количество персонажей и сюжетов. События былин киевского цикла приурочены к стольному городу Киеву и двору князя Владимира, былинный образ которого объединил воспоминания по меньшей мере о двух великих князьях: Владимире Святом (ум. 1015 г.) и Владимире Мономахе (1053–1125 гг.). Герои этих старин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Михайло Потык, Ставр Годинович, Чурило Пленкович и др., основная тема - защита Русской земли от южных кочевников. Да и большинство известных нам былин складывалось в эпоху Киевской Руси (IX-XIII в.в.). К новгородскому циклу относятся сюжеты о Садко и Василии Буслаеве.

    Также существует разделение на «старших» и «младших» богатырей. «Старшие» - Святогор и Вольга (иногда также Микула Селянинович), представляют собой останки догосударственного эпоса времен родового строя, олицетворяют старинных богов и силы природы – могучие и часто разрушительные. Когда время этих исполинов проходит, им на смену приходят «младшие» богатыри. Символически это отражено в былине «Илья Муромец и Святогор»: древний воин умирает и Илья, похоронив его, отправляется на службу князю Владимиру.

    В науке существует несколько подходов к изучению русского эпоса, основные из них – мифологический, исторический и компартивистский. Представители мифологической школы (Буслаев, Афанасьев, Орест Миллер) полагали, что былины первоначально возникали как мифы о божествах и, таким образом, возводили их к глубочайшей древности. Владимир, прозванный в былине Красным солнышком, рассматривался как древнее божество солнца, Илья Муромец – как бог-громовержец и т.д. Согласно взгляду компартивистов (так называемое сравнительно-историческое языкознание), эпические сюжеты «кочуют» от одного народа к другому. Будучи созданными в определенном месте и в определенную эпоху, они путем заимствования переносятся в другие земли, где могут приобрести некоторые местные черты. Однако основная канва сюжета все же остается и может быть узнана. Русские былины представители этой научной школы возводили к эпосу восточных, азиатских народов, либо к заимствованиям из Византии или Западной Европы. Представители исторической школы во главе с Всеволодом Миллером считали, что эпос отражает и регистрирует события той эпохи, в которую он создан. Былины рассматриваются как своего рода устная историческая хроника, подобная письменной хронике – летописям. При этом летопись, однажды записанная, не претерпевала изменений, а былины при многовековой устной передаче могли довольно сильно исказить исторические реалии. Изучая летописные тексты, ученые с великим старанием выискивали в них параллели былинным событиям и персонажам. Так, были названы исторические лица, легшие в основу образов Добрыни Никитича, Ильи Муромца, Садко и других богатырей.

    Итак, кто же стал прототипом былинных богатырей?

    Глава 2. Прототипы былинных богатырей

    2.1. Илья Муромец

    В русском былинном эпосе – это «главный», самый могучий богатырь. Он стал воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Чтобы подчеркнуть силу героя, величие подвига, сказители изображают его сражающимся в одиночку против вражьих сил, которых «черным-черно, как черных воронов»...

    В образе Ильи Муромца наиболее ярко и выразительно воплощена основная идея былин - идея защиты родной земли. Именно он чаще других богатырей выступает как отважный и сознающий свой долг страж Русской земли. Он чаще других стоит на заставе богатырской, чаще других вступает в бой с врагами, одерживая победу.

    Илье свойственно чувство собственного достоинства, которым он не поступится даже перед князем. Он защитник Русской земли, защитник вдов и сирот. Он ненавидит «бояр кособрюхих», говорит всем правду в лицо. Обиду он забывает, а когда речь идет о беде, нависшей над родной землей, призывает других богатырей встать на защиту не князя Владимира или княгини Опраксы, а «ради матушки-свято-Русь земли».

    Лучшее свидетельство огромной популярности в народной среде образа Ильи Муромца - количество былин и былинных сюжетов о нем. Именно этому образу суждено было стать центральным в русском эпосе, воплотить в себе лучшие идеалы и чаяния народа, его понятия о добре и зле, о бескорыстии, о верности родной земле, о богатырской удали и чести. Никто из богатырей - ни Добрыня Никитич, ни тем более Алеша Попович - не могут сравниться в этом отношении с Ильей Муромцем.

    Илья Муромец – единственный богатырь, причисленный к лику святых, он был канонизирован в 1643 году как Илия Печерский. Его нетленные мощи, хранившиеся в Киево-Печерской Лавре, в 2003 году были переданы храму Святителя Дмитрия Ростовского (Ростов-на-Дону), где им можно поклониться и поныне.

    Трижды (в 1963, 1982 и 1988 годах) учеными были проведены исследования мощей преподобного Ильи Муромца. Врачи констатировали следы заболевания позвоночника (согласно былине, Илья не ходил до 33 лет), исключительное развитие мышц плечевого пояса и огромные кисти рук (он вынужден был долгое время передвигаться, используя только руки). Рост Ильи должен был составлять около 178 см, что по стандартам той эпохи очень много! На мумии обнаружены следы многочисленных прижизненных переломов ребер и двух ран, от которых богатырь уже не оправился, – на руке и в области сердца. В момент смерти ему было около 40–45 лет. На основании останков была выполнена скульптурная реконструкция облика героя по методу антрополога Герасимова.

    Но даже эти исследования не ответили на вопрос, кто же был прототипом Ильи Муромца. Сторонники мифологической школы считают, что богатырь Илья Муромец – это олицетворенный языческий бог Перун, а в последствии пророк Илья Громовержец. Но тогда чьи же останки покоятся в храме?

    Между тем, в зарубежных источниках имя Ильи давно известно. Например, в германских эпических поэмах, записанных в ХIII веке, но основанных на еще более ранних эпических сказаниях, упоминается Илья Русский. В поэме «Ортнит» рассказывается о царствующем в Гарде короле Ортните и о его дяде по материнской линии Илье Русском. Но все это отдаленные и весьма условные параллели. В русских летописных и литературных источниках не сохранилось сведений об Илье Муромце.

    Первые известия о богатырских мощах в Киево-Печерской лавре также не называют их обладателя Муромцем. Посол австрийского императора Рудольфа II к запорожцам, иезуит Эрих Лясотта, первый описывает в 1594 году останки «исполина Ильи Моровлина». Двадцатью годами ранее, вне связи с мощами и лаврой, оршанский староста Филон Кмита Чернобыльский в письме Троцкому кастеляну Остафию Воловичу упоминает былинного богатыря Илью Муравленина.

    Еще в конце XIX - начале XX века русские ученые Д.И. Иловайский и Б.М. Соколов убедительно доказали, что причиной превращения Муравленина в крестьянского сына Муромца стало появление в начале XVII века сподвижника известного повстанца Ивана Болотникова, казака-самозванца Илейки Иванова сына Муромца, выдававшего себя за несуществующего «царевича Петра». Многочисленные местные муромские легенды, связывающие названия урочищ, возникновение родников и пригорков с деятельностью Ильи Муромца, изначально, видимо, посвящались именно разбойному казаку. Подобные «борцы за народное счастье», гиганты вроде Степана Разина, Емельяна Пугачева были в Российской империи любимыми героями народных преданий и песен.

    Скорее всего, в древние времена на Руси действительно существовал некий богатырь Илья, останки которого и хранятся в храме. Вероятно, был он низкого происхождения, с раннего детства приученный к тяжелой работе, отчего и имел чрезвычайно развитую мускулатуру, большие руки. Из-за низости происхождения не имеется описаний его жития. А мощи его были сохранены после какого-либо подвига (хотя бы участия в отражении набега кочевников), который поразил современников и стал для Ильи последним. А затем народная фантазия провела параллель между Перуном – пророком Ильей – богатырем Ильей – другими народными предводителями, создав собирательный, объемный образ богатыря-защитника, ставший самым популярным былинным героем.

    2.2. Добрыня Никитич и Алеша Попович

    Безусловно, образ Добрыни тоже является собирательным, хотя у этого богатыря имеются реальные прототипы. Считается, что былинный Добрыня – это знаменитый дядя князя Владимира Святославовича, посадник новгородский, а затем воевода Киевский, рассказы о котором есть и в «Повести временных лет», и в других летописных источниках. Однако русские летописи упоминают, по крайней мере, семь Добрынь:

    В сведениях по Х век упоминается несколько раз Добрыня, дядя Владимира I Святославовича;

    По ХI век - Добрыня Рагуилович, воевода Новгородский;

    По ХII век - новгородский посадник Добрыня, киевский боярин Добрынка и суздальский боярин Добрыня Долгий;

    По ХII - век Добрыня Галичанин и Добрыня Ядрейкович, епископ новгородский.

    Кроме того, имя «Добрыня» было одним из самых распространенных на Киевской Руси.

    Объединяет всех перечисленных Добрынь одно: все они занимали государственные посты, были людьми знатного происхождения и высокого социального статуса. Эти факты нашли свою трактовку в былинах. Добрыня, хотя и уступает Илье Муромцу в силе, признает его первенство, отличается от «главного» богатыря сдержанностью, тактичностью, дипломатическим складом ума. Человеческие качества Добрыни определяются тем свойством, которое в былинах именуется «вежеством», которое «роженное», то есть врожденное, а не внешне приобретенное и потому нередко утрачиваемое.

    Былинная «биография» Добрыни Никитича разработана в русском народном эпосе даже более тщательно, чем Ильи Муромца. Известно имя Добрыниной матери - Амельфа Тимофеевна, отца - Никита Романович; жены - Настасья Микулична (кстати, дочери другого богатыря – Микулы Селяниновича); тетушки крестовой - Авдотья Ивановна. Все это свидетельствует о том, что образ Добрыни имел реально живущих прототипов, запомнившихся людям. С этим богатырем в песенно-эпический фольклор вошел тип общественного деятеля, который целиком связал свои подвиги, дела и помыслы с укреплением могущества Киевской державы - залога самостоятельности и единства Русской земли и русского народа.

    Алеша Попович, в отличие от старших собратьев по оружию, еще молод, любит шутить и озорничать. Алеша – образ этакого рубахи-парня, смелого и доброго, который, когда требуется, становится серьезным и, не колеблясь, встает на защиту Отечества. Хотя в некоторых былинах отмечается его жадность, стремление забрать себе лучшую долю добычи. Вероятно, этому служит причиной прозвище – Попович. Из-за него негативные черты некоторых церковников переносятся на богатыря.

    Прототип Алеши Поповича упоминается в летописях в связи со знаменитой Калкской битвой: на этом поле погиб ростовский богатырь Александр Попович вместе с другими 70 «храбрами», в том числе с каким-то «Добрыней Рязаничем - златым поясом». Ученые уже давно установили тождество этого Александра Поповича с былинным Алешей Поповичем (тем более, что уменьшительное Алеша одинаково производилось и от Алексея и от Александра). В былине о Камском побоище среди гибнущих в битве богатырей тоже называется Алеша Попович. Летописные сказания донесли до нас мотивы о наказанном хвастовстве двух «братьев суздальцев», в которых можно усматривать суздальских хвастливых князей Юрия и Ярослава, побежденных ростовским князем Константином в битве при Липице (1216), причем Тверская летопись приписывает решающее значение в этой битве «храбру» Константина - Александру Поповичу.

    Есть исследования, которые ведут родословную Алеши из Польши. В «Великой хронике» поляков сохранилось предание о неком «ткаче», наследнике рода Попелюшей, который одолел Александра Македонского не силой, а «хитростью и подвохом», В честь этого подвига герой получил имя-прозвище Лешко, то есть обманщик, плут. Алеша Попович тоже не чурается использовать хитрость и подвох ради победы над врагом. Имена Алешка Попович и Лешко Попелюш кажутся созвучными. А в словаре живого великорусского языка Владимира Даля указывается, что в русских диалектах алёха, алёшка обозначает лгуна, хвастуна, «алёшки подпускать» - обманывать. Как греческое имя Алексей могло получить такое значение, как не по созвучию с более древним Лешко - «плут, обманщик, лгун»? Популярностью же своей эта трактовка имени обязана явно былинному образу плута и обманщика Алешки-Лешки Поповича-Попелюша.

    Однако, нам больше верится русским летописям, чем польским сказкам, которые, к тому же, сделали свои персонажем Александра Македонского, жившего задолго до возникновения былин. Следовательно, Алеша Попович действительно имел реального прототипа, как и Добрыня. Сведений о нем сохранилось очень мало, но понятно, что он был родом из Ростова и погиб еще молодым в одной из битв.

    2.3. Прототипы «старших» богатырей

    Первым богатырем, с которым встречается Илья Муромец, отправляясь на службу к Владимиру, был Святогор. Он передал Илье часть своей силы и повелел забрать свой меч.

    Святогор в эпосе является огромным великаном, «выше леса стоячего, ниже облака ходячего»; его с трудом носит мать-сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а живёт на высоких Святых горах; при его поездке мать-сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов. Поэтому непонятно, защищал ли Святогор русскую землю или приносил ей больше вреда, из-за чего сказители старин и решили его умертвить, поставив его преемником менее сильного Илью, но имеющего гораздо более ясные цели: защита и оберег Отечества.

    Прообраз Святогора встречается в кавказских легендах под именем нарта Сослана, сказание о чудесном гробе, из которого не мог выбраться богатырь, присутствуют у украинцев, кашубов, итальянцев, цыган, мадьяр, в Древнем Египте. Есть версия, что Святогор – это библейский Самсон.

    Однако более вероятным кажется мнение, что прототипом Святогора был русский князь Святослав, сын княгини Ольги. Во-первых, имена созвучны. Во-вторых, Святослав, как и Святогор, очень редко бывал на родине. Святослав стремился завоевать и присоединить к Руси новые земли, укрепить границы, но пока он воевал на чужбине, на Русь неоднократно совершали набеги половцы и однажды чуть даже не пленили в Киеве княгиню Ольгу с внуками. Поэтому и непонятно, больше вреда или пользы приносили для Руси бранные подвиги Святослава.

    Есть и еще один аргумент. Святослав был веротерпимым князем, но принимать христианство, как учила его мать Ольга, отказывался. Поэтому логичным кажется то, что его былинный образ Святогор своевременно окончил свой земной путь, передав свою силу христианину Илье. Так как на Руси грамотой обладали в основном монахи, которые не только записывали летописи, но и формировали эпос с идеологически верным содержанием, то вполне естественно, что вместе со Святогором они похоронили последние остатки язычества.

    Истинный сын земли русской - Микула Селянинович, крестьянин-пахарь. У него и отчество соответствующее – сын селянина, а в других прочтениях - Сеятелевич, Селягинович (сельга, старинное слово, обозначающее нивы, запущенные под траву и лес). Пахать поросшую лесом и травой сельгу было крайне трудно: приходилось постоянно наскакивать на коренья деревьев, хотя еще не слишком глубокие, - и действительно из былины видно, что Микула Селянинович орал (пахал) не ниву, а сельгу, так как вывертывал сохой коренья.

    Однако былины упоминают необычайно дорогие наряды пахаря Микулы. Это дает повод искать прототипов богатыря в европейских и более древних сказках, где образ царя-пахаря встречается нередко. Плуг сам по себе был предметом культа - существовал обычай ходить на Коляду с плугом, чествуя его. Это дает основания полагать, что прототипом Микулы было славянское языческое божество Велес (Волос) – покровитель скота, земледелия, крестьянского труда. Но гораздо более интересное исследование делает Л.Прозоров. По его мнению, Микула не пашет, а опахивает (определяет границы) своему народу земли для житья, ограждающий его валом и рвом борозды от земель недоброжелательных соседей. Такая прерогатива была в древности у очень могущественных и родовитых князей. Далее, беседуя с Вольгой, Микула заявляет, что соберет пир. А в былинах организация пира есть монополия князя. Фактически своим заявлением Микула оглашает свой статус. «Я устраиваю пиры» - то есть «Я князь!».

    Итак, в речи Микулы три слоя. Первый - обманчиво-буквальный: заявление, что он собирается вырастить и снять урожай ржи, наварить из него пива и устроить пир. Второй - заявляя о себе как организаторе пира, Микула иносказательно сообщает о своем княжеском достоинстве. Но он скорее опахивает, нежели пашет, и никакого урожая и пира в буквальном смысле ожидать не приходится. Третий смысл раскрывает последние загадки. Речь Микулы оказывается мрачной похвальбой воина, грозящего кровавым «пиром» врагам. Этим он вторично подтверждает свое подлинное происхождение. Микула, богатырь-землепашец, оказывается могущественным князем и великим воином. Но князем какого конкретно племени или союза племен был Микула?

    К сожалению, нет возможности установить это племя по этнографическим, антропологическим или иным особенностям этого ареала. Можно лишь догадываться, что оно населяло северо-западные земли, так как в киевском, более южном, цикле былин Микула не упоминается вообще. Самое близкое к образу Микулы предание (князь-пахарь, опахивающий пределы своей земли), это белорусское предание о Радаре. В былине о Микуле встречается очень близкое фонетически слово «ратарь» (пахарь). Белорусы же ближе всего к области распространения былин чисто географически. В сложении белорусского этноса принимали участие два племенных союза - дреговичи и кривичи. Но именно кривичи составляли один из трех племенных союзов, упоминаемых в сказании о призвании варягов. Именно кривичи заселяли, судя по археологическим данным, один из трех концов древнего Новгорода. Таким образом, представляется вероятным видеть в Микуле героя кривичей, а в былине о его встрече с Вольгой - предание о столкновении на севере Восточной Европы двух колонизационных потоков, двух способов колонизации - общинной, земледельческой («отпахивание» земли Микулой) колонизации кривичей и дружинной, так сказать, прото-разбойниьей колонизации варяжских предков словен. За встречей последовало объединение, союз для совместного, в частности, господства над «мужиками злыми, разбойными» из местных, преимущественно охотничьих, племен.

    А впоследствии военный союз племен был скреплен брачными связями. Две дочери Микулы были замужем за русскими богатырями из киевского цикла: Настасья – за Добрыней, Василиса – за Ставром Годиновичем. Причем последняя явилась героиней самостоятельной былины.

    Соответственно, столь же мифичен прототип богатыря Вольги. Основными отличительными чертами этого героя являются способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Поэтому иногда Вольгу отождествляют с Волхвом, кудесником или Волхом, древнеславянским богом охоты.

    Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий, которого молва считала чародеем, активно участвовавший в междоусобной борьбе, посягавший на Новгород и Киев. Одно время было принято отождествлять Вольгу Святославича с Вещим князем Олегом, княжившим после Рюрика. Отождествление основывается на сходстве имен, поход Олега на Царьград соотносили с походом Вольги в Индию, а в рождении Вольги от змеи находили подобие смерти Олега от змеи же. Существует мнение, что прототипом Вольги мог быть князь Олег древлянский, однако он погиб примерно в 20-летнем возрасте и ничем особенным в летописях не отмечен.

    2.4. Прототипы других богатырей

    Одним из самых древних былинных богатырей является Полкан. Но это вовсе не собака, как можно было бы подумать по имени. Полкан – это сокращенное «полуконь», полконя, то есть в русском былинном эпосе присутствует кентавр - дух со сверхъестественной силой и невообразимой прыткостью бега, имеющий до пояса человеческое телосложение, а ниже пояса телосложение коня. Упоминания о кентаврах в русской письменной традиции начинаются с XI века. Известны многочисленные изображения кентавров, например, на стенах Дмитриевского собора во Владимире (1194г.) или на стенах Георгиевского собора в Юрьеве-Подольском (1230г.). Во время сражений эти отважные и воинственные создания часто выступали на стороне русичей и потому почитаются наравне с великими воинами и князьями.

    Мало известно о прототипах Никиты Кожемяки и Ставра Годиновича.

    Никита Кожемяка - герой народной сказки времен Киевской Руси, записанной в нескольких вариантах в разных областях Украины, Беларуси и России. Относясь к широко распространённому сюжету змееборства, сказки о Кожемяке имеют ту специальную черту, что герой-змееборец раньше совершения обычного подвига - убиения змея и освобождения царевны - даёт доказательства своей богатырской силы, разрывая несколько сложенных вместе бычьих шкур.

    Главный интерес сказки о Никите в том, что древность её на русской почве засвидетельствована первоначальной летописью - рассказом о юном богатыре, поборовшем при Владимире Святом печенежского великана, в память чего будто бы Владимиром был построен г. Переяславль («зане перея славу отрокот»). Заявляя о необычайной силе своего сына, отец его рассказывает, что однажды он бранил сына, в то время, когда тот мял кожи: сын, раздражённый отцовской бранью, разорвал кожи руками. Владимир испытывает силу юного богатыря, выпустив против него разъярённого раскалённым железом быка: юноша вырывает у быка кусок мяса с кожей. Далее описывается в эпических чертах бой богатыря с печенежским великаном. Впоследствии исторические черты народного сказания были забыты; герой получил имя Никиты или Кирилла и борется уже не с историческим врагом, а с фантастическим существом, змеем, похитителем девиц.

    Ставр Годинович - былинный персонаж, в наиболее известной версии - черниговский боярин. Заточение Ставра князем Владимиром - исторический факт 1118 года: в Новгородской первой летописи кратко и неясно сообщается о каких-то беспорядках в Новгороде, вызвавших гнев Великого князя Владимира Мономаха. Из контекста ясно, что Мономах устроил полномасштабное следствие в Киеве, вытребовав туда всех новгородских бояр; большая часть была отпущена, а признанные виновными в беспорядках заточены, а с ними и сотский Ставр (вина которого летописцем не указывается). Кроме того, имя боярина Ставра Гордятинича упомянуто в одном из граффити XII века на стенах Киевского Софийского собора. Но в былине о Ставре сам богатырь играет второстепенную роль. Главная отводится его жене Василисе, дочери богатыря Микулы Селяниновича, которая при помощи своих талантов, храбрости и хитрости вызволила мужа из темницы.

    Следующие былинные герои – Василий Буслаев, Евпатий Коловрат, Пересвет – имеют вполне реальных исторических прототипов.

    Так, историческим прототипом первого героя считается новгородский посадник Васка Буславич, умерший, согласно Никоновской летописи, в 1171 году. В старину посадниками называли княжеских наместников, но к 1171 году Господин Великий Новгород уже сам выбирал себе посадника. Наряду с владыкой-архиепископом и главой новгородского ополчения – тысяцким – посадник возглавлял всё Новгородское государство. Вместе с ними посадник закладывал города на новгородских землях, ведал городской казной, отправлял и принимал посольства, вершил суд и руководил вечем. Он распределял начальства, всех этих старост, побережских, сотских, подвойских, позовников, изветников, межников, биричей и приставов, по «волостям» - подчиненным Новгороду землям. У посадника была своя печать и своя дружина, а жалование он получал с особого налога.

    Правда, согласно исследованиям Л.Прозорова, новгородские летописи ни о каком Буслае не упоминают, а Никоновская летопись – московская. И в списках посадников вольного Новгорода от легендарного Гостомысла до последних, правивших последние десятилетия новгородской вольности, про былинного героя молчат.

    Тем не менее, в былинах Василий Буслаев остался идеалом молодецкой безграничной удали. И олицетворяет, скорее всего, могущество самого вольного Новгорода.

    А что касается Евпатия Коловрата, то известны даже годы его жизни - 1200 - 11 января 1238. Он был рязанским боярином, воеводой, вошел в эпос как герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя. О подвиге Евпатия рассказано в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем».

    Родился Евпатий, по преданию, в селе Фролово Шиловской волости. Находясь в Чернигове с посольством с просьбой о помощи Рязанскому княжеству против монголов и узнав об их вторжении в Рязанское княжество, Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся в Рязань. Но застал город уже разорённым «…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжены, а иные потоплены». Тут к нему присоединились уцелевшие «…коих Бог сохранил вне города», и с отрядом в 1700 человек Евпатий пустился в погоню за монголами. Настигнув их в Суздальских землях, внезапной атакой полностью истребил их арьергард. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими». Изумлённый Батый послал против Евпатия богатыря Хостоврула, «…а с ним сильные полки татарские». Хостоврул обещал Батыю привести Евпатия Коловрата живым, но погиб в поединке с ним. Несмотря на огромный численный перевес татар, в ходе ожесточённой битвы Евпатий Коловрат «…стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…». Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия - «Что вы хотите?» И получил ответ - «Умереть!». Согласно некоторым преданиям, монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений. Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.

    В некоторых редакциях «Повести» указывается отчество Евпатия - Львович и рассказывается о торжественных его похоронах в Рязанском соборе 11 января 1238 года.

    Александр Пересвет (? - 8 сентября 1380) - легендарный монах-воин, инок Троице - Сергиевского монастыря. Вместе с Родионом Ослябей участвовал в Куликовской битве и сразил в единоборстве перед основным сражением татарского богатыря Челубея, погибнув при этом сам. В Русской православной церкви причислен к лику святых.

    Некоторые источники указывают, что Пересвет родился в Брянске и до пострижения в монахи был боярином. Возможно, участвовал в ряде походов и боёв. Житие Пересвета и Осляби сообщает, что они были учениками и постриженниками Преподобного Сергия Радонежского.

    Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием. Этими иноками были Александр Пересвет и Родион (имя в иноческом постриге) Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую схиму (высший монашеский чин) и заживо отпел.

    По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского, где впоследствии основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь, что в 7 км от г. Скопина. Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Этот посох после революции хранился в краеведческом музее г. Рязани.

    По наиболее распространённой версии, перед началом битвы Пересвет участвовал в традиционном «поединке богатырей». Со стороны татар ему противостоял богатырь Челубей, который не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки. Некоторые источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком, которого татарские войска наняли специально для подобных поединков. Оба противника были на конях, вооружение составляли копья. После первого же столкновения копья обоих переломались, после чего оба поединщика рухнули на землю и скончались.

    Существует также другая версия поединка, в соответствии с которой Пересвет и Челубей пронзили друг друга копьями. В соответствии с этой версией, копьё мастера конных поединков Челубея было на метр длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побеждённым и выпадал из седла. Александр Пересвет пошёл вопреки логике поединка - сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой схиме (монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды). Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Получив смертельную рану, он продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя и только там умер.

    Сразу после гибели поединщиков началась сама битва - татарская конница атаковала Передовой полк русских войск.

    И, наконец, двое последних из наиболее известных былинных богатырей относятся к сказочным персонажам. Это Бова Королевич и Садко. Бова Королевич - герой русского фольклора, богатырской повести, а также многочисленных лубочных произведений ХVI века. Повесть является аналогом средневекового французского романа о подвигах рыцаря Бово д’Антона, известного так же с XVI в. в лубочных итальянских изданиях поэтических и прозаических произведений. Старейший русский вариант этого романа датирован ХVI в., старейший вариант французского романа, дошедший до наших дней - «Бэв из Антона», датируемый первой половиной XIII века, написан на англо-нормандском диалекте. Наряду с русской повестью о Бове, аналогичные произведения были созданы и на многих других европейских языках, например, английский роман «Бэв из Антона».

    Из всех рыцарских и авантюрных произведений, бытовавших на Руси в допетровское время, повесть о Бове пользовалась наибольшим успехом. Известно около 100 рукописей и около 200 лубочных изданий, последние из которых выходили даже после революции в 1918 году. Образ Бовы был очень популярен в народном фольклоре.

    Споры о происхождении Садко, певца и гусляра, а впоследствии купца, попавшего в подводный мир, ведутся до сих пор. Садко сравнивают с героем французского романа по имени Садок, сброшенного в море за грехи, с певцом Вяйнамененом, героем финно-угорского эпоса, играющим для морского бога. Некоторые исследователи считают прототипом Садко героя новгородской летописи 1167 года Садко Сытинца, заложившего церковь Бориса и Глеба.

    «Садко» отличается от большинства героических древнерусских былин и мирным сюжетом, и родом занятий главного героя, и сказочно-фантастическим эпизодом в подводном царстве, счастливый исход из которого герою помогает совершить почитаемый христианский святой Микола, покровитель мореходов.

    Заключение

    Былинных богатырей можно разделить на несколько групп по наличию у них прототипов и их характеристикам.

    Первая группа – это богатыри, являющие собой широкий собирательный образ, объединяющий черты языческих славянских божеств, христианских святых, древнерусских князей, реально живших могучих и отважных людей. К этой группе богатырей можно отнести Илью Муромца, Святогора, Микулу Селяниновича, Вольгу.

    Следующая группа богатырей – Добрыня Никитич, Алеша Попович, Василий Буслаев, Никита Кожемяка, Ставр – имеют в качестве прототипов нескольких реально живших богатырей и воинов, о которых сохранились лишь небольшие упоминания в летописях.

    Есть и такие богатыри, которые имели лишь одного прототипа – Евпатий Коловрат, Пересвет. Их подвиги настолько поразили современников, что были воспеты в былинах.

    Есть группа богатырей – сказочных персонажей: Садко, Полкан, Бова Королевич.

    Однако былина не делит богатырей на группы. Былина создает особый фантастический, героический мир. Былины не имеют четкой последовательности и не придерживаются хронологии, поэтому в былинах нередко встречаются богатыри из разных земель и разных времен.

    В целом, образ былинного богатыря – это образ защитника земли русской, бесстрашного и могучего воина, смелого, справедливого. Для русского народа, практически постоянно живущего под страхом то набегов кочевников, то западных рыцарей, богатырь был символом защитника, на которого уповали и стар, и млад.

    (дата обращения 12.08.2013).

  • Три богатыря: былины /Сост.: В. Гришин; Худож. И.Е. Щукин. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1982. – 200 с.
  • Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И.Новиков. М.: Педагогика, 1988. – 416 с.
  • Имя Алеши Поповича известно многим людям. Этот богатырь является легендарным русским героем. Его образ считается фольклорным, а также собирательным, однако многие историки называют имена тех людей, которые могли стать его прототипами. Какие подвиги совершил Алеша Попович? Об этом пойдет речь в данной статье.

    Характер

    Богатырь Алеша Попович младше Добрыни Никитича и Ильи Муромца. Он является самым молодым в этой троице. Это объясняет его поведение и некоторые черты характера. Так, если взглянуть на известную картину Виктора Михайловича Васнецова, можно заметить, что Алеша Попович изображен менее воинственным, чем другие богатыри. Оружие, которым он пользуется, - это лук со стрелами. На полотне «Богатыри» можно увидеть гусли, которые привязаны к седлу. Это говорит о веселом нраве Алеши Поповича.

    Его вид нельзя назвать грозным, он в некоторой степени скучающий. Это объясняется тем, что молодой богатырь был склонен к авантюрам, брани, приключениям. Даже врагов он побеждал при помощи хорошо развитой смекалки и хитрости, а не силы. В некоторых былинах сказано о хромоте героя. Он был удалым, ловким, хитроумным и находчивым, что позволяло ему находить нестандартные решения для победы над врагами.

    Богатырь Алеша Попович является самым нетипичным из тех, которые известны русскому народу. Он хвастлив, не слишком добродетелен, падок до женщин. Люди, которые слагали былины о нем, выделяли как положительные, так и отрицательные черты его характера. Например, он был способен на коварные и даже злые шутки.

    Происхождение

    Существует несколько версий, кто мог стать прототипом Алеши Поповича. Большинство историков сошлись во мнении, что огромную роль в создании образа богатыря сыграл боярин Александр Попович родом из Ростова. О нем не единожды упоминается в знаменитой Он является участником Липецкой битвы, а также сражения на Именно в этой битве он погиб в 13 веке. Какие подвиги совершил Алеша Попович? Два важнейших подвига - это победа над Идолищем и над Тугариным змеем. Однако эти победы были одержаны задолго до сражения на Калке, почти за два столетия до него. Таким образом, сопоставляя Алешу Поповича и ростовского боярина, историки не объясняют два его важнейших подвига.

    Искусствовед по имени А.М. Членов представил другую версию того, кто же на самом деле явился прототипом богатыря. Он убежден, что наиболее правильно будет сопоставлять его с Ольбергом Ратиборовичем, который является боярином по происхождению и соратником Владимира Мономаха по службе.

    Кроме этих версий, существуют другие. Так, прототипом Алеши Поповича мог стать либо сын попа, либо житель г. Пирятина, расположенного на Полтавщине, либо богатырь Олеша, он же - Александр-хоробр. Он известен как исторический и общественный деятель. Жил он в Ростовской земле в 12-13 столетиях.

    Список их достаточно большой, практически все они описаны в многочисленных былинах. Среди них - сражения с Тугариным змеем, Идолищем, а также спасение сестры Збродовичей. В этих былинах богатырь является главным героем. В других же рассказах он выступает в качестве второстепенного персонажа.

    Победа над Идолищем поганым

    Первым подвигом Алеши Поповича является победа над Идолищем. Об этом сказано в «Повести временных лет». Согласно сохранившемуся тексту, случилось это в 95 году 11 столетия. Так, на переговоры с русским князем приехал половецкий хан по имени Итларь. Встреча должна была состояться в Переяславле. Князь приказал Алеше Поповичу убить противника, что тот и сделал, расстреляв хана из лука через дыру в крыше.

    Историк Борис Рыбаков утверждает в своих трудах, что Идолище - это искаженное половецкое имя Итларь, а точнее - форма «Итларище поганый». Именно этот подвиг стал уникальным случаем во всей традиции былин. Дело в том, что только в нем совершено убийство врага во дворце, а не в «чистом поле».

    Победа над Тугариным змеем

    Какие три подвига Алеши Поповича известны лучше всего? Один из них - это победа над Тугариным змеем. Уже в 19 столетии ученые догадывались, кого именно так называли, а в 20 веке это предположение озвучил историк В. Ф. Миллер. Итак, «Тугарын змей» - это хан половцев по имени Тугоркан, принадлежавший династии Шураканидов. Это означало «змея» на его родном языке.

    Согласно былинам, Тугарин змей был непобедимым чудищем, обладающим невиданной силой. Только Алеша Попович решился сразиться с ним в чистом поле. По преданиям, чудище было окружено огненными змеями, а его конь обладал бумажными крыльями. Перед началом боя Алеша помолился, чтобы на землю пролился дождь. Его крылья намокли, после чего Тугарин не смог летать. На земле же он не обладал такой огромной силой, что обеспечило Алеше победу в поединке.

    Алеша и сестра Збродовичей

    Какие подвиги совершил Алеша Попович? Спас сестру Збродовичей. Князь Владимир, который правит в Киеве, пирует. В разгар празднества участники пира начинают хвастаться. Только братья Петровичи-Збродовичи молчат. Тогда князь Владимир интересуется, почему они не хвастаются. Они рассказывают, что их любимая сестрица Оленушка Петровна заточена в горнице, спрятана от посторонних глаз.

    Тогда Алеша заявляет, что живет с ней, как «муж с женой». Чтобы доказать правдивость своих слов, он бросает снежком в окно Оленушке. Когда она спускает из окна белое полотно, братья злятся и везут сестру в поле, чтобы отрубить ей голову. Однако Алеша Попович спасает девушку и везет ее под венец.

    Алеша Попович в культуре и искусстве

    Какие подвиги совершил Алеша Попович, мы вспомнили. Этот русский богатырь вместе с Добрыней Никитичем и Ильей Муромцем не раз становился персонажем литературы, полотна, музыки. Один из пароходов, известный в настоящее время как «Володарский», раньше назывался в честь Алеши Поповича.

    В литературе образом богатыря вдохновился писатель Николай Радищев. Этот персонаж появился в его поэме «Алеша Попович, богатырское песнотворение», изданной в 1801 году. Также была создана одноименная баллада А.К. Толстого. Образ этого героя появился в операх А. Гречанинова и А.П. Бородина. Алексей Шутов, и исполнили роли богатыря в кинофильмах «Приключения в Тридесятом царстве», «Илья Муромец» и «Реальная сказка» соответственно. Кроме фильмов, были созданы мультики, в которых также можно было увидеть Алешу Поповича. Такая мультипликационная картина, как «Алеша Попович и Тугарин Змей», премьера которой состоялась в 2004 году в России, посвящена одному из подвигов богатыря.

    Одна из наиболее известных картин, на которой изображен Алеша Попович, называется «Богатыри». Она написана русским живописцем Виктором Михайловичем Васнецовым. Кроме того, написал полотно с изображением героя. В настоящее время оно находится в Доме ученых в Санкт-Петербурге. Это самые известные изображения Алеши Поповича, хотя, безусловно, их намного больше.

    Часто в основе сказки или другого литературного произведения лежит реальная история, а под литературными персонажами скрываются реальные люди, жившие давно или не очень давно и послужившие прототипом для описанного автором персонажа.

    Прообразом былинного персонажа часть исследователей считает исторического персонажа, силача по прозванию «Чоботок», родом из Мурома, принявшего монашество в Киево-Печерской лавре с именем Илия, и причисленного в 1643 году к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец». По этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года.

    В XVII веке был известен Илейко Муромец (Илья Иванович Коровин) - самозванец Лжепётр времён Смутного времени, казнённый в 1607 году. Б. М. Соколов писал, что существенным фактом крестьянской переработки былин явилось превращение Ильи Муравленина из Муровийска и города Карачева на Черниговщине в крестьянского сына Илью Муромца и село Карачарово под Муромом

    Прототипом богатыря в историческом плане можно смело называть воеводу Добрыню, который приходился родным дядей и воеводой князя Владимира, брата матери Малуши. Добрыня исполняет личные поручения, используя не только силу, храбрость, но и дипломатические способности, что говорит о его образованности и уме.

    Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил ростовский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году.

    Кто же был прототипом данного сказочного героя? Не так уж много Иванов было в нашей истории. Князей с таким именем можно не рассматривать, поскольку сказано ясно — Иван — ЦАРЕВИЧ. Царев сын. Царь на Руси — это был всегда верховный правитель. Был только один известный мне Иван, который вполне заслуживал такой всенародной любви. (Вдобавок все упомянутые монеты отчеканены в Твери при жизни и сразу после гибели этого Ивана.) Это — Иван Иванович Молодой, сын царя Ивана III и тверской княжны Марии, внук тверского князя Бориса Александровича и потомок великих Литовских князей Кейстута и Гедимина. Заметим, что «Молодой» — это не фамилия, а определение, чтобы отличать его от его отца, царя Ивана III.

    Сопоставим основные эпизоды из жизни Ивана Царевича и известные биографические детали Ивана Ивановича Молодого:

    по сказкам

    1. У Ивана имеется два брата-злодея — Василий и Дмитрий.
    2. В царской казне начинают таинственно пропадать некие золотые раритеты. Братья Ивана закрывают на это глаза и Иван — единственный, кто смог поймать таинственного казнокрада за руку.
    3. Царь боится отпускать Ивана из царства — «…неприятель под наши области подступит, а управлять войсками будет некому.»
    4. Женился Иван на королевне Елене Прекрасной (или Премудрой), которую привез домой из-за тридевять земель, из тридесятого государства.
    5. Ивана коварно убили собственные братья.
    6. Царь осерчал на Ивановых братьев и посадил их в темницу.

    прототип

    1. У Ивана есть братья (по мачехе) Василий (III) и Дмитрий (Жилка).
    2. Софья Палеолог тайно расхищала царскую сокровищницу. Видимо не без инициативы Ивана возникла ситуация с «подвесками королевы» и расхитительница была уличена.
    3. Иван Молодой командовал русскими войсками при стоянии на Угре, проявив себя как смелый и решительный полководец. Во время стояния царь Иван III было дрогнул и попытался отозвать войска домой, но Иван Молодой не послушал венценосного отца и дело окончилось триумфом.
    4. Женился Иван на Елене — дочери молдавского господаря Стефана III Великого и киевской княжны Евдокии Олелькович. Елена переехала из Молдавии в Москву.
    5. Иван был отравлен своей мачехой, византийской принцессой Софьей, чтобы расчистить дорогу к престолу ее сыновьям.
    6. Вскоре после смерти Ивана, при попытке отравить и его сына Дмитрия, Софья была разоблачена и была посажена вместе с сыном Василием в тюрьму.

    Жена Ивана Елена, Елена Волошанка (Молдаванка), родившаяся и воспитанная в европейской стране, отличалась умом и прогрессивными взглядами. В правление ее отца в Молдавии развивались культура и искусство рукописной книги.

    Что интересно, в сказке про Ивана-царевича Елена упрекает коварных братьев такими словами:»Вы б тогда были добрые РЫЦАРИ, если б выехали с ним в чисто поле, да живого победили, а то убили сонного и тем какую похвалу себе получите?» Сама эта реплика говорит о том, что Елена безусловно происходила из европейской страны с рыцарскими кодексами чести. Молдавия вполне относилась к таким странам.

    Елена была весьма образована и в Москве образовался кружок свободно мыслящих людей. В него входил, в том числе, вольнодумец Федор Курицын. В своей книге «Написание о грамоте» он пропагандировал — подумать только! — свободу воли («самовластие души»), достигаемую путем образования и грамотности.

    Как минимум четыре самые распространенные версии в равной степени доказывают существование Робина, да только спорят по поводу прототипов. Так, например, родившийся в 1290 году Роберт Гоуд (он же Гуд или Ход) жил во времена правления английского короля Эдуарда II. В 1322 году Роберт стал слугой графа Ланкастерского. Граф поднял восстание против короля и был, казнен, владения его перешли в государственную казну, а участники восстания объявлены вне закона. И тогда Роберт скрылся в Шервудском лесу, организовав преступную группировку с миссией выбивать деньги из богачей – дворян и королевских угодников.

    Другая несколько похожая по хронологии событий легенда гласит, что Роберт Гоуд жил в Уитерби и сбежал от правосудия короля – об этом факте говорится в судебном документе от 1226 г., найденном в Лондонском общественном архиве. В документе также прописано, что шериф Йорка завладел имуществом сбежавшего «Робин Гуда», однако в казну деньги не передал, а через год объявил в розыск, называя его «преступником и злодеем нашей земли». Чуть позже разбойника нашли и казнили.

    В еще одной распространенной версии о загадочном Робин Гуде подчеркивается, что тот был из сословия йоменов (свободный ремесленник) из деревни Локсли, одержимый жаждой справедливости и склонный к различным незаурядным играм.

    И, наконец, по четвертой современной версии считается, что Робин Гуд жил во времена Ричарда I, Иоанна I и Генриха III, т.е. в конце XII - середине XIII веков. Поскольку герой долгое время находился вне закона и очень прославился своими подвигами, вскоре каждого пятого разбойника стали нарицать «Робин Гудом». Дела всех Робин Гудов суммировались, из чего складывались баллады и легенды.

    Влад Цепеш был правителем Трансильвании (области, находящейся на северо-западе Румынии) с 1448 по 1476 год. Его любимым занятием были садистские пытки врагов и мирных жителей, среди которых и одно из ужасных — прокалывание ануса. За то что Влад Цепеш любил сажать на кол живых людей, его прозвали Владом-Прокалывателем. Однако его самое жестокое зверство заключалось в другом: как-то румынский воевода пригласил в свой замок на званый ужин большое количество нищих. Когда бедняги мирно трапезничали, граф Дракула запер их в комнате и поджёг. Кроме того, в летописи описан случай, когда этот садист приказал своим слугам прибить гвоздями к головам турецких послов их головные уборы только потому, что те отказались снять их перед правителем.

    Прототип «змея» филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. «Тугарин змей» — это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз «змея».

    «Синяя Борода» и не думал убивать никого из своих жен. Прототипом этой сказки был французский маршал Жиль де Рэ, и его единственная жена намного его пережила. А нехорошая слава марша была связана с его алхимическими опытами и не вполне, скажем так, нормальными ритуалами с принесением жертв. Золота де Рэ так и не получил, залез в долги и всем ужасно надоел. На него донесли соседи (и кредиторы), и по приговору инквизиции он был казнен.

    Еще один известный душегуб, Отелло. Реально существовал итальянец Маурицио Отелло, командовавший отрядом венецианских наемников во время войны на Балканах в XVI веке. Шекспир ошибочно интерпретировал его сокращенное имя как принадлежность к народу и превратил Маурицио в мавра.

    В 1895 году в Москве был очень популярен французский доктор Жак Булемард. Эта экзотическая личность была в свое время любимым поводом для шуток и анекдотов. Доктор был страстным поклонником метода лечения пиявками и показывал опыты на себе. Пиявок он ловил сам, и поэтому одевался в длинный балахон (от комаров). Дуремаром его дразнили русские дети, коверкая французскую фамилию.

    Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен (нем. Karl Friedrich Hieronymus Freiherr von Münchhausen, 11 мая 1720, Боденвердер - 22 февраля 1797 там же) - немецкий барон, потомок древнего нижнесаксонского рода Мюнхгаузенов, ротмистр русской службы, историческое лицо и литературный персонаж. Имя Мюнхгаузена стало нарицательным как обозначение человека, рассказывающего невероятные истории.

    После удачной охоты он обязательно созывал всех своих друзей на товарищеский ужин и за кружечкой доброго хмельного напитка травил небылицы, клятвенно заверяя, что все, о чем он рассказывает, было на самом деле. То поведает о коне, которого он, увязнув в русских снегах, привязал к шпилю колокольни, то расскажет, будто в России водятся зайцы, за которыми не может угнаться даже самая быстрая гончая, потому что у этих ушаcтых есть четыре запасные лапы на спине.

    На дворе стоял 1760 год, когда в самой обычной и небогатой семье Санчесов на свет появился младший ребенок. Младенца нарекли Пиноккио – «кедровый орешек» в переводе с итальянского. Мальчик жил, как и все его сверстники, резвился и бегал по узким улочкам Флоренции. А когда садился за обеденный стол, мать, подвигая ему полную тарелку, заботливо напоминала: «Не будешь есть кашу – никогда не вырастешь».

    Но сколько бы ни ел Пиноккио, он по-прежнему смотрел на друзей снизу вверх и походил больше на маленького ребенка, чем на взрослеющего отрока. Если бы Пиноккио был нашим современником, то врачи бы давно поставили пациенту диагноз – нанизм. Это, как пишут в медицинских справочниках, – патологическое состояние, характеризующееся аномальной низкорослостью. У мужчин – ниже 130 сантиметров.

    На войне Пиноккио остался без конечностей и так и провел бы всю оставшуюся жизнь обрубком человека, если бы не встретил великого Карло Бестуьджи, изготовившего для маленького солдата деревянные протезы рук и ног.

    Карлик с деревянными конечностями напоминал больше живую куклу-марионетку и пользовался бешеным успехом на ярмарочных представлениях. Балаганный театр стал для Пиноккио и домом, и могилой: исполняя один из трюков, Санчес размозжил себе голову, и тут был бессилен даже маг и кудесник Бестульджи.

    Одним из прототипов Штирлица стал советский разведчик Рихард Зорге.

    Ещё один реальный прототип Штирлица - Вилли Леман, гауптштурмфюрер СС, сотрудник IV отдела РСХА (Гестапо) . Немец, страстный игрок на скачках, он был завербован в 1936 году советской разведкой, сотрудник которой ссудил ему денег после проигрыша, а затем предложил поставлять секретные сведения за хорошую плату (по другой версии, Леман самостоятельно вышел на советскую разведку, руководствуясь идейными соображениями). Носил оперативный псевдоним «Брайтенбах». В РСХА занимался противодействием советскому промышленному шпионажу.

    По сообщению газеты «Вести», прототипом Штирлица был советский разведчик Исай Исаевич Боровой, живший в Германии с конца 1920-х годов, а позднее работавший в ведомстве Гиммлера. В 1944 году был арестован, после смерти Сталина был главным свидетелем обвинения на процессе по делу Берия.

    Д’Артаньян

    Прототип главного героя знаменитых «Трех мушкетеров» появился на свет в Гаскони, в семье дворянина Бертрана де Батц Кастельморо. Мальчика назвали Шарль. У старого Кастельморо было только одно богатство - пятеро сыновей, отличавшихся храбростью и умом. Каждый из них в свой срок отправился в Париж, чтобы стать королевским мушкетером. Для того, чтобы их имена звучали более благородно, при дворе молодые Кастельморо представлялись фамилией Д’Артаньян - названием одного из поместий в Гаскони. Но прав на эту фамилию молодые гасконцы не имели.

    Шарль де Батц, самый младший сын Кастельморо, появился в Париже в 1640 году. По дороге в столицу он пережил немало приключений - он был несколько раз избит, успел посидеть в тюрьме, кроме того, исчезли все его деньги и вещи, в том числе и рекомендательное письмо к командиру роты мушкетеров господину де Тревилю. До Парижа Шарль добирался пешком. В городе он рассчитывал встретить старших братьев, но выяснилось, что один из них погиб, а остальные находятся на войне в Италии.

    В одной из харчевен Шарль познакомился с юношей по имени Исаак Порто (в «Трех мушкетерах» он превратился в Портоса). Шарль представился ему под именем Д’Артаньян и рассказал о своих злоключениях. Порто служил в роте гвардейцев и тоже мечтал стать королевским мушкетером. Для этого он сводил знакомства с нужными людьми. Так, его приятелями были близкие родственники де Тревиля - мушкетеры Анри Арамиц и Арман де Силлек д’Атос д’Отевилль, которые позже вошли в историю литературы как Арамис и Атос.

    С именем Ильи Муромца в древнерусских летописях связаны 14 из 53 уникальных сюжетов. Каждый такой сюжет имеет множество вариаций и пересказов. Но практически все версии имеют общее – происхождение и чудесное исцеление, бой с Соловьем-разбойником.
    Ученые предполагают, что прототипом былинного Ильи стал святой Илия Киево-Печерский, мощи которого покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры среди 69 святых угодников. Именно эти мощи были обследованы и дали следующие результаты для историков.

    Илья Муромец (реконструкция С.Никитина)

    1. Исцеление каликами перехожими

    Первая часть жизни Ильи выглядит во всех былинах одинаково. Он был сильным мужчиной, но провел 33 года практически в полной неподвижности, не было у него силы ни в руках, ни в ногах. Но вот однажды дом Ильи посетили «калики перехожие», которые полностью мужчину исцелили и отослали на службу княжескую.

    Оказалось, что останки святого Ильи действительно принадлежали высокому мужчине 177 см роста. В те времена 160-165 считались нормальными для мужчин. Кроме того кости имели развитые бугристости, что свидетельствовало о отлично развитой мышечной системе хозяина.

    Ученые провели рентгенологическое обследование мощей и нашли признаки акромегалии. Это заболевание характеризуется непропорциональным ростом костей и внутренних органов. Для больных этим заболеванием обычным является наличие больших конечностей, крупной головы, широких плеч. Кроме того, оказалось, что святой страдал спондилоартрозом, эта болезнь могла затруднять движения. А вылечить ее мог бы хороший мануальный терапевт путем вправления на место позвонков. Так что проходящие целители действительно могли вернуть Илье подвижность.

    2. Илья и Соловей-разбойник

    Это второй обязательный сюжет разных версий былин о богатыре Илье Муромце . Говорят, что первым заданием Ильи после прибытия ко двору киевского князя Мстислава стало освобождение прямого торгового пути в город. В тот исторический период (около 1168 года) торговые караваны постоянно грабили половцы. Соловей, скорее всего, был разбойником, «сидевшим» на дороге, имя свое разбойник получил за таланты к свисту. Муромцу удалось победить Соловья, тем самым освободив прямую дорогу. Этот подвиг имел действительно колоссальный экономический эффект.

    С именем Ильи Муромца неразрывно связаны истории еще о двух богатырях - Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче, а также набор подвигов по борьбе с Диким Полем, Змеем Горынычем и т.д. Эти сюжеты стали основой современных русских мультфильмов.

    3. Гибель Ильи Муромца

    В былинах конец жизни Муромца практически не отражен. Судя по историческим данным и данным обследования в монастырь Илья ушел уже в солидном (для своего времени) возрасте 40-55 лет. Причиной, возможно, стало ранение. Судя по монастырским записям, в иноках святой пробыл не долго. Предполагается, что погиб Илья в 1204 году защищая монастырь от половцев, союзников Рюрика Ростиславича бравшего Киев. У останков обнаружены ранения левой стороны грудной клетки, которые привели к мгновенной смерти.
    И ведь богатыри продолжали рождаться и позже! Только про некоторых из них подробнее можно узнать в посте

    Мы знаем их с самого детства, хотим быть похожими на них, ведь они настоящие супергерои - былинные витязи. Они совершают нечеловеческие подвиги, но и у них, русских богатырей, были свои реальные прототипы…

    Алёша Попович

    Алёша Попович - младший из троицы былинных богатырей. Он выглядит наименее воинственным, вид его не грозный, скорее скучающий. Это объяснимо - ему скучно без брани, без авантюр, на которые он был склонен, поскольку врагов побеждал скорее не силой, а смекалкой и хитростью. Он самый нетипичный из всех богатырей, не слишком добродетельный, хвастливый, падок до слабого пола.

    Традиционно Алешу Поповича соотносят с ростовским боярином Александром Поповичем, о котором есть не одно упоминание в Никоновской летописи. Он участвовал в Липецкой битве, а погиб в 1223 году в битве на реке Калке.

    Однако, как из песни не выкинешь слов, так из былины не выкинешь подвига. Алеша Попович прославился двумя главными подвигами - победой над Тугарином змеем и над Идолищем поганым. Версия сопоставления былинного богатыря с Александром Поповичем не объясняет ни одно из этих достижений, поскольку победы над Идолищем поганым, и над Тугарнином змеем были одержаны за два века до битвы на Калке.

    Другую версию о том, кто был прототипом Алёши Поповича рассказал искусствовед Анатолий Маркович Членов. Он считает, что более правильно сопоставлять Алешу Поповича с сыном боярина и соратником Владимира Мономаха Ольбергом Ратиборовичем.

    По "Повести временным лет" именно он убил в 1095 году по приказу князя приехавшего на переговоры в Переяславле половецкого хана Итларя, расстреляв его из лука сквозь дыру в крыше. Борис Рыбаков, в частности, писал, что имя Идолище, по всей вероятности, является искажением Итларя через форму "Итларище поганый". Характерно, что во всей былинной традиции именно убийство Идолища поганого является единственным примером убийства врага во дворце, а не в "чистом поле".

    Второй подвиг Алеши Поповича - победа над Тугарином змеем. Прототип "змея" филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. "Тугарин змей" - это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз "змея".

    Таким образом, все складывается. По версии Бориса Рыбакова, имя Ольберг с течением времени трансформировалось в христианское Олеша, а сопоставление Алеши Поповича с историческим воеводой Александром Поповичем, по версии Дмитрия Лихачева, более позднее.

    Добрыня Никитич

    На картине Васнецова Добрыня изображен в виде зрелого ратника с окладистой бородой, тогда как во всех былинах Добрыня - добрый молодец. Есть мнение, что во внешность Добрыни Васнецов писал отчасти самого себя. Окладистая борода как бы намекает.
    Имя "Добрыня" обозначает "мягкосердие богатырское".

    Былинный Добрыня также имеет прозвище "млад", он силен, является защитником "несчастных жен, вдов и сирот". Кроме того, он креативен - играет на гуслях и поет, азартен - не избегает игры в тавлеи. В речах Добрыня разумен, знает тонкости этикета. По всему видно, что он не простолюдин. Как минимум - князь-дружинник.

    Былинный Добрыня сопоставляется филологами (Хорошев, Киреевский) с летописным Добрыней, дядей князя Владимира Святославовича. Исторически, Никитич - это не отчество, отчество у реального Добрыни вполне голливудское - Малкович. А были Малковичи из села Низкиничи. Считается, что "Никитич" - как раз трансформированное народом "Низкинич".

    Летописный Добрыня сыграл большую роль в истории Руси. По "Повести временных лет" именно он посоветовал новгородским послам позвать к себе княжить Владимира, он же посодействовал женитьбе племянника на половчанке Рогнеде. За свои дела Добрыня, после смерти брата Владимира Ярополка, стал новгородским посадником и участвовал в крещении Новгорода.

    Если верить Иоакимовской летописи, крещение проходило болезненно, "Путята крести мечом, а Добрыня огнем", дома строптивых язычников приходилось жечь. Раскопки, к слову, подтверждают большой новгородский пожар в 989 году.

    Илья Муромец

    Илья Муромец - старший из "младших богатырей". В нем все - наше. Сначала сидел на печи, потом чудесным образом исцелился, затем служил на князя, время от времени ссорился с ним, после дел ратных - ушел в монахи.

    Прототип нашего главного витязя - Святой Илия Печерский, мощи которого покоятся в ближних пещерах Киево-Печерской лавры. У Ильи Муромца было прозвище, его называли также "Чоботок". Чоботок - это сапожок. О том, как Илья Муромц получил это прозвание можно прочесть в сохранившемся документе Киево-Печерского монастыря:

    «Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».

    То, что Илия Печерский и есть Илья Муромец подтверждает и изданная в 1638 году книга "Тератургима". В ней монах из лавры Афанасий Кальнофойский говорит, что в пещерах почивает Святой Илия, которого таке называют Чибитьком. Земную жизнь богатыря "Тератургима" относит к XII веку.

    Новые доказательства идентичности исторического Илии Печерского и Ильи Муромца появились в 1988 году, когда в Киев-Печерскую лавру была направлена Межведомственная комиссия Минздрава УССР. Рост Илии Печерского при жизни составлял 177 см, что для Древней Руси было внушительно. Указанию былин на неподвижность св. Илии до 30 лет соответствуют данные о долгой болезни позвоночника.

    По заключению ученых, подвижник был воином, об этом свидетельствовали костные мозоли на ребрах, сросшихся после переломов. Кроме этого, на теле обнаружено много других боевых ран, одна из которых стала, по-видимому, смертельной.