Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Художественные особенности романа «Герой нашего времени
  • Что такое нацизм: отличия от фашизма и национализма Главные отличительные черты итальянского и немецкого фашизма
  • Вавилонская башня: реальная история Вавилонская башня: реальная история
  • Memento mori — перевод и происхождение
  • Ким чен ын - биография, информация, личная жизнь
  • Ледибаг и супер кот, история
  • Отличительные особенности романа герой времени. Художественные особенности романа «Герой нашего времени. Список использованной литературы

    Отличительные особенности романа герой времени. Художественные особенности романа «Герой нашего времени. Список использованной литературы

    «Герой нашего времени» - первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя «одна душа, одни и те же муки». Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не события, а личность человека, его духовная жизнь. Поэтому психологическое богатство романа заключено прежде всего в образе «героя времени». Через сложность и противоречивость Печорина Лермонтов утверждает мысль о том, что нельзя до конца все объяснить: в жизни всегда есть высокое и тайное, которое глубже слов, идей.

    Отсюда одной из особенностей композиции является нарастание раскрытия тайны. Лермонтов ведет читателя от поступков Печорина (в первых трех повестях) к их мотивам (в 4 и 5 повестях), то есть от загадки к разгадке. При этом мы понимаем, что тайной являются не поступки Печорина, а его внутренний мир, психология.

    В первых трех повестях («Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань») представлены лишь поступки героя.

    Лермонтов демонстрирует примеры печоринского равнодушия, жестокости к окружающим его людям, показанным либо как жертвы его страстей (Бэла), либо как жертвы его холодного расчета (бедные контрабандисты). Невольно напрашивается вывод, что психологическим нервом Печорина является и эгоизм: «какое дело мне, странствующему офицеру, до радостей и бедствий человеческих?»

    Но не все так просто. Вовсе не так однотипен герой. Перед нами одновременно совестливый, ранимый и глубоко страдающий человек. В «Княжне Мери» звучит трезвый отчет Печорина. Он понимает скрытый механизм своей психологии: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его.» А позже Григорий Александрович открыто формулирует свое жизненное кредо: «Я смотрю на страдания к радости других только в отношении к себе, как пищу, поддерживающую мои духовные силы...» На основании этого правила Печорин развивает целую теорию счастья: «Быть для кого-нибудь причиной страданий и радости, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастье? Насыщенная гордость». Казалось бы, умный Печорин, знающий, в чем состоит счастье, и должен быть счастлив, ведь он постоянно и неутомимо пытается насытить свою гордость. Но счастья почему-то нет, а вместо него утомление и скука... Почему же судьба героя так трагична?

    Ответом на этот вопрос является последняя повесть «Фаталист». Здесь решаются уже проблемы не столько психологические, сколько философские и нравственные.

    Повесть начинается с философского спора Печорина с Вуличем о предопределении человеческой жизни. Вулич - сторонник фатализма. Печорин же задается вопросом: «Если точно есть предопределения, то зачем же нам дана воля, рассудок?» Этот спор поверяется тре- мя примерами, тремя смертельными схватками с судьбой. Во-первых, попытка Вулича убить себя выстрелом в висок, окончившаяся неудачей; во-вторых, случайное убийство Вулича на улице пьяным казаком; в-третьих, отважный бросок Печорина на казака-убийцу. Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приводит к мысли о том, что нельзя смиряться, быть покорным судьбе. Таким поворотом философской темы автор избавил роман от мрачного финала. Печорин, о смерти которого неожиданно сообщается в середине повествования, в этой последней повести не только спасается от казалось бы верной гибели; но и впервые совершает поступок, приносящий пользу людям. И вместо траурного марша в финале романа звучат поздравления с победой над смертью: «офицеры меня поздравляли - и точно было с чем».

    Герой относится к фатализму предков двойственно: с одной стороны, он иронизирует над их наивной верой в светила небесные, с другой стороны, он откровенно завидует их вере, так как понимает, что любая вера - благо. Но отвергая прежнюю наивную веру, он сознает, что в его время, 30-е годы, нечем заменить утраченные идеалы. Несчастье Печорина в том, что он сомневается не только в необходимости добра вообще; для него не только не существует святынь, он смеётся «над всем на свете...». А безверие порождает либо бездействие, либо пустую деятельность, которые являются пыткой для умного и энергичного человека.

    Показывая мужество своего героя, Лермонтов одновременно утвердил необходимость борьбы за свободу личности. Григорий Александрович очень дорожит своей свободой: «Я готов на все жертвы, кроме этой: двадцать раз поставлю свою жизнь на карту, но свободы своей не продам». Но такая свобода без гуманистических идеалов связана с тем, что Печорин постоянно пытается подавить голос своего сердца: «я давно уже живу не сердцем, а головой».

    Однако Печорин не самодовольный циник. Выполняя «роль палача или топора в руках судьбы», он сам страдает от этого не меньше, чем его жертвы, весь роман - это гимн мужественной, свободной от предрассудков личности и одновременно реквием одаренному, а может быть гениальному человеку, который не смог «угадать своего высокого назначения».

    Прекрасная и величественная природа контрастна мелким, неизменным интересам людей и их страданиям. Беспокойная, капризная стихия моря способствует той романтичности, в какой предстают перед нами контрабандисты из главы «Тамань». Утренний пейзаж, исполненный свежести, включающий золотые облака, составляет экспозицию главы «Максим Максимыч». Природа в «Княжне Мери» становится психологическим средством раскрытия характера Печорина. Перед дуэлью – по контрасту – вводится сияние солнечного света, а после поединка солнце покажется герою тусклым, и лучи его уже не греют. В «Фаталисте» холодный свет сияющих звезд на темно-голубом своде наводит Печорина на философские размышления о предопределении и роке.

    В целом это произведение является социально-психологическим и философским романом, родственным роману-путешествию, близким к путевым запискам. Жанр психологического романа потребовал создания новой романной структуры и особенного психологического сюжета, где Лермонтов отделил автора от героя и расположил повести в особой последовательности.

    «Бэла» представляет собой произведение, соединившее путевой очерк и новеллу о любви европейца к дикарке.

    «Максим Максимыч» – рассказ с центральным эпизодом, данным крупным планом.

    «Тамань» – синтез новеллы и путевого очерка с неожиданной концовкой.

    «Княжна Мери» - «светская повесть» психологического характера с дневником героя и сатирическим очерком нравов «водяного общества».

    «Фаталист» - философская повесть, соединенная с «мистическим рассказом» о роковом выстреле и «таинственном случае».

    Но все эти жанровые формы, отдельные повествования стали у Лермонтова частями единого целого – исследования духовного мира современного героя, личность и судьба которого объединяют все повествование. Предыстория Печорина намеренно исключена, что придает его биографии черты таинственности.

    Интересно узнать, каков же в Печорине второй человек, мыслящий и осуждающий прежде всего самого себя. В «Журнале Печорина» раскрывается характер героя как бы «изнутри», в нем обнажаются мотивы его странных поступков, его отношение к себе, самооценка.

    Для Лермонтова всегда были важны не только поступки человека, но их мотивировка, которые по тем или иным причинам не могли быть реализованы.

    Печорин выгодно отличается от остальных персонажей тем, что его тревожат вопросы сознательного человеческого бытия – о цели и смысле жизни человека, о его назначении. Его беспокоит то, что его единственным назначением является разрушение чужих надежд. Даже к своей жизни он относится равнодушно. Только любопытство, ожидание чего-то нового волнует его.

    Однако, утверждая свое человеческое достоинство, Печорин активно действует, сопротивляется обстоятельствам на протяжении всего романа. Печорин сам себя судит и казнит, и это его право подчеркнуто композицией, в которой последний – Печорин. Все важное, что было скрыто от людей, окружающих его, живших рядом с ним, любивших его, передано самим Печориным.

    Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Художественные особенности романа «Герой нашего времени» . И в закладках появилось готовое сочинение.

    Роман «Герой нашего времени» – первый в русской литературе психологический роман, и один из совершенных образцов этого жанра. Психологический анализ характера главного героя осуществляется в сложном композиционном построении романа, композиция которого причудлива нарушением хронологической последовательности основных его частей. В романе «Герой нашего времени» композиция и стиль подчинены одной задаче: как можно глубже и всесторонне раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни, так как «история души человеческой, - как заявляет автор в Предисловии к «Журналу Печорина», - хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно… когда она… писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление». Следовательно, композиция этого романа является одной из важнейших его художественных особенностей.

    По истинной хронологии повести должны были располагаться следующим образом: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», Предисловие к «Журналу Печорина». Лермонтов ломает порядок событий и рассказывает о них не в хронологической последовательности: «Бэла», «Максим Максимыч», Предисловие к «Журналу Печорина», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Такое расположение частей романа, нарушающее хронологический порядок, усиливает сюжетное напряжение, дает возможность максимально заинтересовать читателя Печориным и его судьбой, постепенно раскрывая во всей противоречивости и сложности его характер.

    Повествование ведется от имени трех рассказчиков: некоего странствующего офицера, штабс-капитана Максима Максимыча и, наконец, самого Григория Александровича Печорина. Автор прибегнул к этому приему, чтобы осветить события и характер главного героя с разных точек зрения, и как можно полнее. У Лермонтова это не просто три рассказчика, а три типа рассказчика: сторонний наблюдатель происходящего, второстепенный персонаж и участник событий, а также сам главный герой. Над всеми тремя главенствует создатель всего произведения – автор. Нам представлены не просто три точки зрения, а три уровня постижения характера, психологического раскрытия натуры «героя времени», три меры постижения сложного внутреннего мира незаурядной индивидуальности. Присутствие трех типов рассказчиков, их расположение в ходе повествования тесно увязывается с общей композицией романа, определяет и хронологическую перестановку событий, одновременно находясь в сложной зависимости от такой перестановки.

    В повести «Бэла» начинает рассказ о Печорине Максим Максимыч: «Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут, - а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвежь от смеха… Да-с, с большими был странностями».


    Лермонтов избегает местных, диалектных или кавказских иноязычных слов, намеренно пользуясь общелитературной лексикой. Простота и точность лермонтовского прозаического языка вырабатывались под прямым воздействием прозы Пушкина.

    Центральным в повести «Бэла» является рассказ Максима Максимыча, включенный в записки странствующего офицера. Вложив рассказ об истории Печорина и Бэлы в уста старого кавказца Максима Максимыча, Лермонтов оттенил трагическую опустошенность Печорина и вместе с тем противопоставил ему цельный характер русского человека.

    В следующей повести «Максим Максимыч» штабс-капитан превращается в действующее лицо. Повествование продолжается от имени автора романа. Здесь единственный раз по всей книге автор встречается с героем, Печориным. Это необходимо для того, чтобы реалистически мотивировать детальный психологический портрет Печорина, включенный во вторую повесть. Введение в ткань романа второго рассказчика корректирует фокус изображения. Если Максим Максимыч рассматривает события как бы в перевернутый бинокль, так что все в поле его зрения, но все слишком общо, то офицер-рассказчик приближает изображение, переводит его с общего плана на более укрупненный. Однако у него как у рассказчика есть недостаток в сравнении со штабс-капитаном: он слишком мало знает, довольствуясь лишь мимоходными наблюдениями. Вторая повесть поэтому в основном подтверждает впечатление, вынесенное после знакомства с началом романа: Печорин слишком равнодушен к людям, иначе своей холодностью не оскорбил бы Максима Максимыча, столь преданного дружбе с ним.

    Не только к Максиму Максимычу равнодушен Печорин, но и к самому себе, отдавая Журнал штабс-капитану. Рассказчик, наблюдая за внешность Печорина, отмечает: «… о глазах его я должен сказать еще несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда смеялся он! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно спокоен». Во второй повести автор как бы подготавливает читателя к дальнейшему «Журналу Печорина», потому что он узнает, каким образом в руки автора попали записки Печорина.

    Вторая повесть способна раздразнить воображение читателя: что же истинного в Печорине – злой ли нрав или глубокая постоянная грусть? Только после этого, возбудив пытливый интерес к столь необычному характеру, заставив читателя, отыскивающего ответ, быть внимательным ко всякой подробности дальнейшего рассказа, автор меняет рассказчика, давая слово самому центральному персонажу: как рассказчик он имеет несомненные преимущества перед двумя своими предшественниками, так не просто знает о себе более других, но и способен осмыслить свои поступки, побуждения, эмоции, тончайшие движения души – как редко кто это умеет. В самоанализе – сила и слабость Печорина, отсюда его превосходство над людьми и в этом одна из причин его скептицизма, разочарованности.

    В Предисловии к «Журналу Печорина» автор сообщает то, чего не мог сообщить сам Печорин: Печорин умер, возвращаясь из путешествия в Персию. Так обосновывается право автора на публикацию «Журнала Печорина», состоящего из трех повестей: «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист».

    «Тамань» – остросюжетная повесть. В этой повести все объясняется и развязывается самым обычным и прозаическим образом, хотя первоначально воспринимается Печориным несколько романтически и подлинно поэтически, что неудивительно: Печорин попадает в непривычную и в нетипичную для дворянского героя обстановку. Ему кажется загадкой бедная хата с ее неприветливыми обитателями на высоком обрыве у Черного моря. И Печорин вторгается в эту непонятную ему, странную жизнь контрабандистов, «как камень, брошенный в гладкий источник» и «едва сам не пошел ко дну». Грустно-ироническое восклицание Печорина подводит правдивый и горький итог всему происшествию: «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!..».

    Вторая поветь, входящая в «Журнал Печорина» «Княжна Мери», разрабатывает тему героя времени в окружении «водяного общества», в окружении которого и в столкновении с ко­торым показан Печорин.

    В повести «Княжна Мери» Печорин выступает перед читателем не только как мемуарист-рассказчик, но и как автор дневника, журнала, в котором точно фиксируются его размышле­ния и впечатления. Это позволяет Лермонтову с боль­шой глубиной раскрыть внутренний мир своего героя. Дневник Печорина открывается записью, сделанной 11 мая, на другой день после приезда в Пятигорск. Под­робные описания последующих событий составляют как бы первую, «пятигорскую» часть повести. Запись от 10 июня открывает вторую, «кисловодскую» часть его дневника. Во второй части события развиваются стре­мительнее, последовательно подводя к кульминации по­вести и всего романа - к дуэли Печорина с Грушницким. За дуэль с Грушницким Печорин попадает в крепость к Максиму Максимычу. Этим и заканчивается повесть. Таким образом, все события «Княжны Мери» укла­дываются в срок немногим больший, чем полтора ме­сяца. Но повествование об этих немногих днях дает возможность Лермонтову с исключительной глубиной и полнотой раскрыть изнутри противоречивый образ Пе­чорина.

    Именно в «Княжне Мери» наиболее глубоко пока­заны безысходное отчаяние, трагическая безнадежность Печорина, умного и даровитого человека, искалеченного средой и воспитанием.

    Прошлое Печорина в пределах «Героя нашего времени» мало интересует Лермонтова. Автор почти не занят вопросом о становлении своего героя. Лермонтов не считает даже нужным сообщить читателю, что делал Печорин в Петербурге в продолжение пяти лет, прошедших после возвращения его с Кавказа и до нового появления во Владикавказе («Максим Максимыч») по пути в Персию. Все внимание Лермонтова об­ращено на раскрытие внутренней жизни своего героя.

    Не только в русской, но и в мировой литературе Лер­монтов одним из первых овладел умением улавливать и изображать «психический процесс возникновения мыс­лей», как выразился Чернышевский в статье о ранних по­вестях и рассказах Льва Толстого.

    Печорин последовательно и убедительно раскры­вает в своем дневнике не только свои мысли и настрое­ния, но и духовный мир и душевный облик тех, с кем ему приходится встречаться. От его наблюдательности не ускользают ни интонации голоса собеседника, ни дви­жения его глаз, ни мимика. Каждое сказанное слово, каждый жест открывают Печорину душевное состояние собеседника. Печорин не только умен, но и наблюдате­лен и чуток. Этим объясняется его умение отлично раз­бираться в людях. Портретные характеристики в «Жур­нале Печорина» поражают своей глубиной и меткостью.

    Природа и пейзаж в «Герое нашего времени», в осо­бенности в «Журнале Печорина», очень часто не только фон для человеческих переживаний. Пейзаж непосред­ственно проясняет состояние человека, а иногда контра­стно подчеркивает несоответствие переживаний героя и окружающей обстановки.

    Первой же встрече Печорина с Верой предшествует грозовой, насыщенный электричеством пейзаж: «Стано­вилось жарко; белые мохнатые тучки быстро бежали от снеговых гор, обещая грозу; голова Машука дымилась, как загашенный факел; кругом него вились и ползали, как змеи, серые клочки облаков, задержанные в своем стремлении и будто зацепившиеся за колючий его ку­старник. Воздух был напоен электричеством».

    Противоречивое состояние Печорина перед дуэлью характеризуется двойственностью образов и красок ут­реннего пейзажа окрестностей Кисловодска: «Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва вы­казалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теп­лоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томленье».

    Тот же прием контрастного освещения применен в описании горного пейзажа, окружавшего дуэлянтов, поднявшихся на вершину скалы: «Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчис­ленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белою грома­дой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уж бродили волокнистые облака, набежавшие с востока, а подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась; там, внизу, казалось темно и холодно, как в гробе: мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи».

    Печорин, умеющий точно определить каждую свою мысль, всякое душевное состояние, сдержанно и скупо сообщает о возвращении с поединка, на котором был убит Грушницкий. Краткое, выразительное описание природы раскрывает читателю тяжелое состояние Печо­рина: «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели».

    Последняя повесть «Журнала Печорина» - «Фаталист». Трагическая гибель Вулича как бы подготавливает читателя «Фаталиста» к не­избежной и близкой смерти Печорина, о которой автор уже сообщил в Предисловии к «Журналу Печорина».

    В этой повести вопрос о судьбе и о предопреде­лении ставится Лермонтовым на совершенно реальном, даже бытовом материале. В идеалистической философской литературе, в рас­сказах, повестях и романах 20-х и в особенности 30-х годов, в период усилившейся европейской реакции, этому вопросу уделялось большое внимание. Ключом к идейному замыслу «Фаталиста» является монолог Печорина, объединяющий первую часть но­веллы со второй ее частью, в которой речь идет о смерти Вулича. Размышления Печорина в этом монологе как бы под­водят итог всему «Журналу Печорина» и даже роману «Герой нашего времени» в целом.

    Именно в «Фаталисте» Печорин трезво и мужественно разглядел источник многих своих бед, узрел причину зла, но не природу соблазна: «В первой молодости я был мечтателем; я любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы, которые рисовало мне беспокойное и жадное воображение. Но что от этого мне осталось? одна усталость, как после ночной битвы с привидениями, и смутное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге».

    Роман «Герой нашего времени», написанный М. Ю. Лермонтовым, считается первым лирико-психологическим романом в русской литературе. Читатели того времени считали, что в образе Печорина воплощены черты характера самого Лермонтова. Но автор стремился создать портрет современника, как он сам признается, «просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить - это уж бог знает!»

    Структура романа

    Композиция романа далека от классической. Классическая структура литературного произведения состоит из пролога (предисловия), экспозиции, завязки, основных действий, кульминации, развязки и эпилога. Соблюдается также хронологическая последовательность. В романе «Герой нашего времени» композиция многокомпонентная, то есть имеет несколько завязок, экспозиций, кульминаций и развязок. Нарушена и хронология событий. Пролог в романе присутствует. В нем Лермонтов пытается объяснить цель написания своего романа. Это своеобразный диалог с читателем. Роман разделен на 5 частей.

    Часть первая

    В 1-й части 3 главы. Связующим является повествование о поездке автора и знакомство его с Максимом Максимычем. Наряду с Печориным – это ключевая фигура, помогающая понять образ главного героя романа.

    Глава 1. Бэла.

    В этой части Лермонтов начинает рассказ от своего имени, повествует о поездке по Военно-Грузинской дороге, о своем знакомстве со штабс-капитаном Максимом Максимычем. Эта часть повествования – экспозиция. А потом передает слово этому старому служаке, и тот рассказывает о своем знакомстве с Печориным и историю его любви с Белой. С рассказа Максима Максимыча о Печорине начинается завязка этой главы и всего романа. Действие главы приобретает свое развитие с момента похищения Бэлы и появления ее в доме Печорина. Кульминация — похищение Бэлы Казбичем, ее ранение и гибель. Печорин переживал гибель девушки, вероятно, винил себя в случившемся.

    Глава 2. Максим Максимыч

    Экспозиция – автор прибывает во Владикавказ и узнает, что ему предстоит здесь пробыть 3 дня в ожидании оказии. Он решает записать рассказ о Бэле. Завязка – на другой день прибывает повозка с Максим Максимычем. Развитие действия – Максим Максимыч узнает о приезде Печорина, ждет его. Автор видит Печорина, описывает его противоречивую внешность. Кульминация – встреча Максима Максимыча с Печориным, обида. Развязка – автор получает тетради Печорина и в этот же день уезжает, расставшись с огорченным Максимом Максимычем.

    Журнал Печорина

    Главу «Журнал Печорина» Лермонтов не пронумеровал, как первые 2 главы. Лермонтов выделил Печоринские записки. Таким образом, журнал Печорина представляет собой книгу в книге. Эту новую книгу, начатую в первой части романа, предваряет предисловие, в котором Лермонтов объясняет причину своего стремление опубликовать Печоринские записи. «Журнал Печорина» начинается первой главой, что только подчеркивает вложенность одного произведения в другое.

    В «Журнале» повествование ведется от лица Печорина. Хронологически оно возвращается назад.

    Глава 1. Тамань

    Глава повествует о приключениях главного героя в Тамани. Здесь судьба свела его с контрабандистами. Экспозиция – приезд Печорина в Тамань и поиск квартиры. Завязка сюжета с момента его знакомства со Слепым. События начинают развиваться с появлением девушки на крыше. Кульминация — момент, когда девушка заманила Печорина и пыталась его утопить. Но мужчина оказался сильнее. За бортом оказалась Ундина. Дитя моря не утонула. Развязка – Печорин оставляет городок контрабандистов – Тамань. На этом первая часть заканчивается.

    Часть вторая

    Продолжение журнала Печорина, а точнее, его окончание – во второй части романа. Часть вторая начинается второй главой, продолжая «Журнал Печорина» которая называется «Княжна Мери».

    Княжна Мери

    Эта часть повествования полна драматизма. Повесть о княжне Мери можно считать кульминационной в романе. Главные герои этой повести: Печорин, Грушницкий, Княжна Мери. Герои второго плана – Вера, Доктор Вернер, капитан. Герои третьего плана – мать Мери, муж Веры, поклонники Мери, товарищи капитана.

    Экспозиция романа – приезд Печорина в Пятигорск, и утренний выход в город. Завязка сюжета начинается со встречи с Грушницким, который представляет Печорину княгиню и княжну Лиговских.

    События начинают развиваться с момента, когда Печорин защищает княжну Мери от пьяного капитана. Капитан озлился на Печорина и решает отомстить ему, но отомстить руками Грушницкого. Дуэль, болезнь Мери и признание Веры мужу — кульминация повести. Развязка тоже наполнена драматизма. Вера уезжает, а Печорин загоняет коня, пытаясь догнать ее. Княгиня Лиговская предлагает Печорину жениться на его дочери, в чем он отказывает, и признается Мери, что никогда не любил ее.

    Повесть о княжне Мери записывалась в крепости, следовательно, ее события произошли раньше, чем Печорин встретил Бэлу.

    Фаталист

    И наконец, третья глава журнала «Фаталист» События этого повествования развивались тоже до встречи с Бэлой, но когда Печорин служил с Максимом Максимычем. В заключение романа читатель еще раз встречается с этим замечательным и простодушным штабс-капитаном. В этой повести Печорин не является главным героем. Он оказывается на втором плане, хотя участвует в споре с Вуличем, одним из офицеров, становится свидетелем его гибели и потом обезоруживает казака. На первом плане в этой повести – серб Вулич и пьяный казак. Кульминацией этой главы романа является выстрел Вулича и осечка. Но развитие действия продолжается до ареста казака, зарубившего серба. Развязка – возвращение Печорина в крепость и разговор с Максимом Максимычем о предопределении.

    Заключение

    Таким образом, композиция романа «Герой нашего времени» имеет несколько характерных особенностей:

    • нарушение хронологии;
    • вложение одного повествования в другое;
    • несколько рассказчиков: автор, Максим Максимыч и сам Печорин.

    Композиция романа подчинена задаче наиболее полного раскрытия характера и внутреннего мира главного героя. После прочтения романа нельзя не согласиться с В.Г. Белинским, который считал, что «это не собрание нескольких рассказов и повестей, а роман, в котором один главный герой и одна основная идея”.

    «Герой нашего времени» - первый прозаический социально-психологический и философский роман в русской литературе. Каждая отдельная повесть, входящая в роман, связана с существовавшей уже жанровой традицией: путевой очерк, кавказская повесть, светская повесть. Но в целом «Герой нашего времени» - качественно новое явление, роман, отличающийся остротой в постановке важнейших проблем социального, нравственного, философского плана. Социальность романа выражена в том, что действия его героев в конечном счете детерминированы, обусловлены историческим временем и средой. Многие поступки и свойства Печорина раскрыты и объяснены через его столкновения с «простым человеком» Максимом Максимычем, с «естественными людьми» - горцами, контрабандистами, которые, в свою очередь, получают объективную оценку, будучи вовлеченными в систему новых отношений «цивилизованного» общества.

    Глубина лермонтовского замысла как раз и проявляется в том, что в романе последовательно подвергается объективному изучению: герой и время, человек и эпоха; устанавливается их взаимная зависимость. Такой подход к изображению человека и среды предопределил возможность нового подхода к «истории души человеческой», позволяющей проникнуть в самые глубины внутреннего мира личности. Лермонтова заключалось в том, что «самораскрытие» героя сочетается и корректируется взглядом на него «со стороны», а это позволяло более объемно воспринимать сложность и противоречивость человеческого характера. Тем самым открывалась возможность для постановки важнейших проблем уже философского характера: человек и судьба, цель и смысл жизни, столкновение добра и зла в душе человека, свобода воли и необходимости и т. д. Наиболее отчетливо философская проблематика романа проявилась в заключительной повести «Фаталист». Печорин, впервые в жизни решившийся пожертвовать собой ради других людей, задумывается над вопросами о роли судьбы в жизни человека.

    Он не приходит ни к каким четким логическим формулировкам, но само направление его размышлений знаменательно: слепую веру в судьбу он решительно отвергает: «Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает». Необычна композиция «Героя нашего времени».