Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Эмблемы, знаки, униформа военных инженеров инженерные войска и артиллерия, специальное строительство и фортификация, другие технические рода войск и инженерно-технические службы,инженеры военно-промышленного комплекса и дру
  • Военная история Генерал полковник инженерных войск
  • Механика - это фундаментальная наука
  • Художественные особенности романа «Герой нашего времени
  • Что такое нацизм: отличия от фашизма и национализма Главные отличительные черты итальянского и немецкого фашизма
  • Вавилонская башня: реальная история Вавилонская башня: реальная история
  • Славный сын армянского народа маршал инженерных войск сергей аганов. Военная история Генерал полковник инженерных войск

    Славный сын армянского народа маршал инженерных войск сергей аганов. Военная история Генерал полковник инженерных войск

    Лишь 6 человек в Советской Армии удостоилось высшего звания в инженерных войсках СССР - маршала инженерных войск. И среди них был армянин Сергей Аганов. Поначалу мало кто знал о его армянском происхождении. Даже армяне раньше не очень верили в это. Ведь его фамилия была не Оганов, а Аганов. Хотя трудно было не заметить в нём выразительные армянские черты лица: густые тёмные брови, ярко выраженную носогубную складку, характерный крупный нос.

    Родился будущий маршал 4 июня 1917 года в Астрахани в семье служащего армянина Христофора Аганова и русской актрисы и певицы Марии Фроловой. Настоящее имя отца изначально было Хачатур Оганян. Поэтому во многих довоенных источниках и биографичных листках, Сергей Аганов был записан, как Сергей Хачатурович Оганян. А дед Сергея по отцовской линии, приехавший в Астрахань, был выходцем из Нагорного Карабаха. Именно этот потрясающий армянский край дал всех самых прославленных армянских маршалов, генералов и адмиралов.

    Сначала Сергей учился в школе в Астрахани, а затем до 1929 года учился в средней школе в Баку. После её окончания он поступил в Московское училище трамвайных электриков-слесарей. С 1935 по 1937 год Аганов работал на Московском электрокомбинате помощником слесаря, а затем стал бригадиром слесарей-сборщиков. В это же время он учился на вечернем отделении рабфака МГУ.

    Сергей Христофорович был человеком с техническим, а не гуманитарным складом ума. Именно поэтому в 1938 году он поступил в Московское военно-инженерное училище. Таким образом с 1938 года Аганов начал свою военную службу в Красной Армии. В 1940 году он с отличием окончил училище и получил звание офицера инженерных войск.

    Сергей Аганов был направлен в Ленинградский военный округ. Он добро­вольцем участвовал в советско-финской войне в боях на Карельском перешейке в должности командира сапёрного взвода 257-го отдельного сапёрного батальона 123-й стрелковой дивизии, а с марта 1940 года командовал сапёрной ротой. Уже в этот период начальство разглядело таланты Аганова, и он был назначен начальником школы младших командиров инженерно-сапёрной бригады Ленинградского военного округа.

    А вскоре началась Великая Отечественная война. В первые же дни войны в июне 1941 года Сергей Аганов отправляется на фронт в действующую армию. Он участвовал в многочисленных боях. В начале он командовал сапёрной ротой, с октября 1941 года - старший адъютант (по современной терминологии это соответствует должности начальника штаба) сапёрного батальона, с февраля 1942 года - заместитель командира мотоинженерного батальона, а с апреля 1942 года - помощник начальника штаба инженерных войск 54-й армии. Аганов воевал на Ленинградском и Волховском фронтах. В октябре 1941 года он получил звание старшего лейтенанта, а в феврале 1942 года звание капитана. В рядах героических защитников Ленинграда он перенёс все тяготы блокады.

    Сергей Христофорович был полон сил, амбиций и желания применить свои знания, умение и опыт в деле. Война способствовала их выявлению и это помогло ему в его карьере военного. Он отлично справлялся с любыми поставленными задачами. В ноябре 1942 года командование заметило талант и способности Аганова, получившего звание майора, и он был отозван с фронта для прохождения дальнейшей военной службы в штабе инженерных войск Красной Армии.

    В штабе он служил помощником начальника оперативного отдела. В 1943 году Аганов был награждён орденом Отечественной войны II степени. В 1944 он получил звание подполковника и до окончания войны служил старшим помощником начальника оперативного отдела. В составе группы представителей Ставки Верховного Главнокомандования он неоднократно выезжал в действующую армию. Оказывал большую помощь войскам в организации инженерного обеспечения операций на Юго-Западном, Брянском, Воронежском, 3-м Белорусском, 1-м Прибалтийском и 2-м Прибалтийском фронтах.

    Удивительно, но некоторые недоброжелатели позже укоряли Аганова в желании прикрыться телами и жизнями простых солдат из-за того, что на фронте он пробыл лишь около полтора лет. Не зная его заслуг, они тем самым незаслуженно обижали его. Сам Сергей Христофорович говорил по этому поводу: "Да, признаюсь честно, мне было очень обидно слышать в свой адрес такие обвинения. Ведь многие воевали, не находясь непосредственно на поле боя. И это ничуть не умаляет их заслуг перед Отчизной. Я неоднократно выезжал на поле боя, помогал ребятам, консультировал, объяснял многие планы. И, что поразительно, ни один из них не обвинял меня в том, в чём обвиняли эти люди, которые родились после войны".

    После окончания войны Аганов продолжал службу в штабе инженерных войск Советской Армии. В 1946 - 1951 годах он старший офицер, затем с 1951 года - заместитель начальника отдела, а с января 1952 года - начальник отдела штаба. Сергей Христофорович был человеком, который постоянно самосовершенствовался. В 1947 году он поступил на заочный факультет Военной академии имени М. В. Фрунзе, который окончил в 1950 году с золотой медалью. В 1953 году он поступил и в 1955 году успешно окончил Высшую военную академию Генерального штаба имени К. Е. Ворошилова, после чего его карьера стремительно пошла вверх. Звания и должности сменяли друг друга.

    С ноября 1955 года Аганов 5 лет возглавлял инженерные войска 8-й гвардейской армии в Группе советских войск в Германии. В 1959 году ему было присвоено звание генерал-майора инженерных войск. Затем он был переведён на преподавательскую работу. В августе 1960 года Сергей Христофорович назначается старшим преподавателем Военной академии Генерального штаба СССР. А в декабре 1963 года - заместителем начальника военно-инженерной кафедры Военной академии Генерального штаба. В 1964 году он успешно защищает диссертацию на соискание учёной степени кандидата военных наук.

    С января 1967 года Аганов - начальник инженерных войск Группы советских войск в Германии. С января 1970 года генерал-лейтенант инженерных войск Аганов стал заместителем начальника инженерных войск Министерства обороны СССР. С апреля 1974 года он начальник Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева. В марте 1975 года Сергей Аганов назначается начальником инженерных войск Министерства обороны СССР. Эту должность он занимал до марта 1987 года. 25 апреля 1975 года ему было присвоено звание генерал-полковника инженерных войск. А 7 мая 1980 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил Сергею Христофоровичу Аганову высокое звание маршала инженерных войск СССР. За умелое руководство инженерными войсками в ходе учений "Запад-81" он был награждён орденом Кутузова I степени.

    Аганов много работал и мало отдыхал. Один из его близких друзей говорил: "Сергей Христофорович попросту не умел отдыхать. Даже находясь в отпуске, он умудрялся постоянно что-то проектировать. Всегда имел при себе блокнот или тетрадку для записей". Всю свою жизнь он посвятил модернизации инженерных войск, внедряя новшества и собственные разработки. Аганов уделял большое внимание улучшению организационной структуры инженерных войск и их техническому оснащению, выработке эффективных способов инженерного обеспечения боевых действий войск, подготовке инженерных кадров. Он прилагал усилия для повышения образовательного уровня командного состава инженерных войск страны.

    Под умелым руководством Аганова с 1975 по 1987 год инженерные войска Министерства обороны СССР прошли серьёзную реконструкцию, были основательно модернизированы и усовершенствованы, разработаны новые средства как нападения, так и защиты. В этот период было принято на вооружение и снабжение 263 образца инженерных боеприпасов, инженерных машин электронных средств, значительно повысивших боевую готовность войск. За разработку и внедрение в войска новых комплексов инженерных вооружений и их проверку в боевой обстановке в 1981 году маршал инженерных войск Сергей Аганов был удостоен Государственной премии СССР.

    В 80-х годах Сергей Аганов, рискуя жизнью, часто бывал в Афганистане. Тут инженерным войскам под его руководством пришлось решать сложные задачи в ходе боевых действий. Благодаря его усилиям и внедрённым техническим новшествам удалось сохранить многие жизни советских солдат.

    Приведу любопытный факт. В декабре 1985 года начальник инженерных войск Министерства обороны СССР Сергей Христофорович Аганов способствовал назначению начальником штаба - первым заместителем начальника инженерных войск СССР генерал-лейтенанта Степана Хореновича Аракеляна. Конечно, не потому, что он был армянином, а ввиду того, что он был талантливым военачальником, прошедшим Афганистан, а позже Чернобыль. Аракелян занимал этот пост до февраля 1988 года. А в 1990 году ему было присвоено звание генерал-полковника инженерных войск. Таким образом в 1985 - 1987 годах во главе советских инженерных войск стояли два армянина - Аганов и Аракелян.

    Своими воспоминаниями о маршале Аганове со мной поделился хорошо знавший его прославленный советский и армянский полководец Норат Григорьевич Тер-Григорьянц. Они часто встречались и в Афганистане, и позднее, и тесно общались. С 1980 года в звании генерал-майора Тер-Григорьянц возглавлял оперативную группу Туркестанского военного округа в Афганистане. С середины 1981 года до конца 1983 года он был начальником штаба 40 армии. В конце 1983 года был назначен на должность заместителя начальника Главного штаба Сухопутных войск Вооруженных Сил СССР, и ему было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта.

    Норат Тер-Григорьянц очень тепло вспоминает Сергея Аганова. Он ему запомнился в виде этакого мудрого аксакала. По его словам это был умный, добрый, порядочный, дисциплинированный, уважаемый человек. Аганов был очень прост в общении, с ним всегда можно было посоветоваться и получить дельный совет. Он отлично наладил инженерное обеспечение сухопутных войск. По воспоминаниям Тер-Григорьянца Аганова высоко ценили и очень считались министры обороны СССР Андрей Антонович Гречко, Дмитрий Фёдорович Устинов и Сергей Леонидович Соколов. .

    Особая страница в жизни Сергея Аганова - это Чернобыль. Он внёс большой вклад в организацию и осуществление мероприятий по ликвидации последствий страшного взрыва на Чернобыльской атомной электростанции 26 апреля 1986 года. Уже 2 мая он одним из первых прибыл на место аварии с группой своих офицеров и на месте возглавил работу созданной оперативной группы инженерных войск. Аганов руководил решением многих первоочередных задач по обеспечению доступа к ядерному реактору и созданию саркофага. Тогда многие ещё не осознавали масштаб бедствия и не понимали ужасные последствия катастрофы. Но Сергей Христофорович всё прекрасно знал. Он отважно действовал, рискуя собственной жизнью и собственным здоровьем.

    Под руководством маршала Аганова группировка инженерных частей из 26 батальонов общей численностью 8 тысяч человек, имевших более 900 единиц специальной инженерной техники, выполнила огромный объём задач по дезактивации местности, строительству дамб и плотин в районе 4-го энергоблока в зоне Чернобыльской АЭС. В 1986 году Сергей Христофорович внёс большой вклад в организацию и осуществление мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Именно он разрабатывал и реализовывал самые удачные проекты, которые помогли минимизировать ужасающие последствия взрыва на станции. И именно ему многие жители города и ликвидаторы обязаны жизнью. За свой героизм и мужество Сергей Аганов был удостоен ордена Ленина.

    Разумеется, пребывание в Чернобыле не прошло даром и для него самого. Но всё же после этого он прожил ещё 10 лет. С марта 1987 года Сергей Аганов находился в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. С 1992 года он был в отставке и жил в Москве. На склоне лет Аганов посетил Армению и помог в организации работы инженерных войск, в создании оборонных сооружений, строительстве дорог и мостов. 1 февраля 1996 года Сергей Христофорович Аганов скончался. Его похоронили на Троекуровском кладбище Москвы. На могиле был установлен красивый памятник прославленному полководцу в маршальском кителе со всеми наградами.

    За заслуги перед Родиной маршал Сергей Христофорович Аганов был награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Кутузова I степени, орденом Отечественной войны I степени, орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в Вооружённых Силах" III степени, многими медалями СССР, а также орденами и медалями иностранных государств.

    В 2012 году в Ереване была издана книга Климента Арутюняна "Маршал инженерных войск Сергей Христофорович Аганов". А 12 декабря 2017 года в Армении 40-тысячным тиражом в обращение вышла почтовая марка, посвящённая 100-летию со дня рождения прославленного маршала. В Москве в Управлении начальника инженерных войск Вооружённых Сил Российской Федерации была установлена мемориальная доска с портретом маршала, напоминающая о том, что с 1975 до 1987 года, в период наибольшей военной мощи СССР, инженерные войска страны возглавлял Аганов.

    Выдающийся советский военачальник, талантливый военный инженер и учёный Сергей Христофорович Аганов не раз рисковал своей жизнью во имя жизни других людей, во имя благополучия родной страны. Поэтому его помнят, любят и чтут и в России, и в Армении, и на родине его предков в Нагорном Карабахе.

    Александр ЕРКАНЯН

    ПЕРВЫЕ СОВЕТСКИЕ ГЕНЕРАЛЫ ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК

    СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ
    от 4 июня 1940 года № 945
    О ПРИСВОЕНИИ ВОИНСКИХ ЗВАНИЙ ВЫСШЕМУ НАЧАЛЬСТВУЮЩЕМУ СОСТАВУ КРАСНОЙ АРМИИ

    Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:
    Утвердить предложения Правительственной Комиссии о присвоении лицам высшего начальствующего состава Красной Армии воинских званий, установленных Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 7 мая 1940 года.
    ...
    X. Присвоить звание ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК
    Гундоров Александр Семенович ,
    Карбышев Дмитрий Михайлович ,
    ...
    XVIII. Присвоить звание ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК
    Баранов Николай Парфеньевич ,


    Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР
    В. Молотов
    Управляющий делами Совета Народных Комиссаров Союза ССР
    М. Хломов

    Москва, Кремль 4 июня 1940 г. № 945

    НОВИКОВ
    Федор Васильевич

    (20.11.1893 – 4.6.1970)

    Советский военный инженер


    Награды: медали: «20 лет РККА», «За оборону Москвы», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

    Русский.
    Уроженец д. Деркины (Починковский район Смоленской области).
    1907 – окончил 2-классную ЦПШ.
    ...
    Более 2 лет служил в царской армии. Рядовой 6зап.сапб .
    В рядах РККА с 1.4.1918 г. Добровольно вступил в Усть-Ижорский инженерный отряд. Красноармеец. Телефонист-надсмотрщик. Член РКП(б) с 1918 г.
    Участник Гражданской войны .
    Воевал против белополяков на Западном фронте (1919-20) и банд Булак-Балаховича (1920-21).
    1.1920 – секретарь военного комиссара 17инжб 16А Западного фронта.
    Награжден орденом Красного Знамени РСФСР (1920).
    6.1922-9.1925 – военком 17инжб 17сд, военком 3СК Московского ВО, военком 5понб Воронежского ВО, военком 4сапб 4СК.

    1930 – окончил ВТА им. Ф.Э. Дзержинского. Военный инженер.

    10.1930 – дивизионный инженер 80сд Уральского ВО.
    2.1932 – помощник инспектора в Инспекции инженерных войск РККА.
    9.1933 – помощник начальника отдела УНИ РККА.
    Окончил (1936) Отдельные военно-инженерные курсы управления при РККА. Военинженер 1 ранга (26.11.1936).12.1937 – начальник инженеров военного соединения 1459 Киевского ВО.

    5.1938 – районный инженер приемного аппарата Инженерного управления РККА.

    Начальник 1 Управления ВПС. Комбриг (29.11.1939).
    Генерал-майор инженерных войск

    8.1940 – начальник Отдела инженерных войск Харьковского ВО.
    Участник Великой Отечественной войны .
    Начальник 2 Управления ВПС, строившего укрепления в районе Калинина.
    В Действующей армии с 8.1941 г.
    8.1941 – помощник генерал-инспектора Инспекции инженерных войск КА.
    1.1942 – начальник Отдела инженерных войск 51А в Крыму. Командующим армией был отстранен от должности.
    9.1942 – НИВ Северо-Кавказского ВО.

    На 1943 – помощник (заместитель) генерал-инспектора Инженерных войск КА.
    Возглавлял комиссию НИВ КА (8.1943) по проверке Ленинградского КВИУ им. А.А. Жданова .
    Проделал большую работу по проверке подготовленности запасных, резервных и действующих частей, на месте добиваясь устранения недостатков и повышения боеготовности. Неоднократно организовывал разминирование освобожденных от врага территорий. Заместителем НШ ИВ КА генерал-майором инженерных войск Г.Н. Яковлевым представлен (15.4.1944) и награжден орденом Отечественной войны 1 ст. (Указ Президиума ВС СССР от 17.5.1944 г.).
    Специалист в области понтонных железнодорожных мостов.
    За оказание помощи 3 Украинскому фронта в деле создания железнодорожных мостов (1943-44) НИВ фронта генерал-полковником Л.З. Котляром представлен (17.5.1944) и награжден орденом Красного Знамени (Указ Президиума ВС СССР от 19.9.1944 г.).

    За выслугу лет в КА награжден орденом Красного Знамени
    Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (акт вручения от 15.8.1945 г. ИВ КА).
    2.4.1946 – уволен в запас по болезни.
    ...
    Жена Ольга Ильинична. Дети: Владимир (1922 – ?); Людвиг (1924 – ?).
    Умер (4.6.1970) в Москве.


    Источники информации

    1. Под редакцией В.В. Жигайло. Школа военных инженеров. – М.: Воениздат, 1980.
    2. Наградные документы.

    3. Белозеров В.А. Краткий очерк истории военных представительств инженерных войск (2 изд.) – М.: Сенат-Пресс, 2013.


    Брюховецкий Р.И.


    Русский.
    Уроженец г. Ростов-на-Дону.

    Встречается написание фамилии – ПОЗДНЕЕВ .
    Кадровый офицер инженерных войск.
    ...
    Участник Первой мировой войны .
    На 1915 – служил в 5сапб . Штабс-капитан.
    За отличия в делах против неприятеля пожалован орденом св. Анны 4 ст. с надписью «За храбрость» (ВП 11.6.1915).

    Остался в Советской России. Вступил в ряды РККА.

    ...
    Начальник факультета ВИА им. В.В. Куйбышева. Комбриг (26.4.1940).
    Генерал-майор инженерных войск (Постановление СНК СССР № 945 от 4.6.1940 г.).
    Академия участвовала в подготовке обороны Москвы.
    Вместе с ВИА им. В.В. Куйбышева эвакуирован (10-11.1941) в столицу Советской Киргизии – г. Фрунзе (до 12.5.1926 – Пишпек), занятия на новом месте начались 14.11.1941 г.
    Начальник кафедры ВИА им. В.В. Куйбышева.
    Проживал по адресу: Фрунзе, ул. Дзержинского, д. 50.
    Тяжело заболел. Направлен в эвакогоспиталь № 1081.
    Диагноз при поступлении (13.8.1943): гриппозное воспаление правого легкого, ишиас, левостороннее воспаление седалищного нерва, менингит.
    Умер (16.8.1943) в эвакогоспитале, похоронен в отдельной могиле на Братском кладбище в Первомайском районе г. Фрунзе (с 1991 – г. Бишкек, Кыргызстан).


    Источники информации


    Брюховецкий Р.И., Поблагуев В.А.

    СУДЬБИН
    Павел Иванович

    (24.9.1895 – 31.3.1990)

    Русский и советский военный инженер
    Прапорщик
    Генерал-лейтенант инженерных войск КА


    Русский. Православный.
    Родился в д. Зубово Галичского уезда Костромской губернии. Из крестьян.
    Окончил Костромское нижнее химико-техническое училище им. Ф.В. Чехова.
    Вступил в службу (19.5.1915). Назначен (17.10.1915) сапером в 5зап.сапб .
    23.12.1915 – окончил курс саперного класса. Ефрейтор (7.9.1916).
    10.10.1916 – командирован на учебу в Московскую школу подготовки прапорщиков пехоты. Младший унтер-офицер (5.12.1916).
    11.2.1917 – окончил Школу по 1 разряду. Выпущен прапорщиком армейской пехоты в 88зап.пп.
    ...
    В рядах РККА с 17.9.1918 г.
    Участник Гражданской войны .
    17.9.1918 – заведующий саперной командой Галического советского полка.
    10.1918 – командир роты Воронежского запасного полка.
    6.1919 – командир сапр 40сд.
    10.1920 – временный дивизионный инженер, дивизионный инженер 2 Донской сд.
    4.1922 – командир сапр, временный дивизионный инженер 37 дивизии Северокавказского ВО.
    9.1924 – дивизионный инженер 33сд.
    8.1925 – слушатель ВТА. Член ВКП(б) с 1927 г.
    3.1930 – адъюнкт при ВТА.
    4.1932 – начальник отделения ВИА РККА.
    10.1934 – слушатель КУНС ВВА РККА им. Можайского.
    5.1935 – начальник отделения ВВС Командного факультета ВИА им. В.В. Куйбышева.
    11.1936 – начальник Инженерно-командного факультета ВИА им. В.В. Куйбышева.
    2.1937 – старший инструктор ВИА им. В.В. Куйбышева.
    1.1938 – начальник Инженерного управления ВМФ. Комбриг (27.7.1938).
    Награжден юбилейной медалью «20 лет РККА» (22.2.1938).
    Генерал-майор инженерных войск (Постановление СНК СССР № 945 от 4.6.1940 г.).
    Участник Великой Отечественной войны .
    Награжден орденом Красной Звезды (1942).
    Генерал-лейтенант инженерных войск (22.1.1944).
    Награжден медалью «За оборону Москвы» (акт вручения от 11.10.1944 г. ИУ ВМФ).
    За выслугу лет в КА и ВМФ заместителем народного комиссара ВМФ СССР адмиралом Г.И. Левченко представлен (29.9.1944) к ордену Ленина, награжден орденом Красного Знамени (Указ Президиума ВС СССР от 3.11.1944 г.).

    В годы войны умело руководил Инженерным управлением и направлял строительства на совершенствование обороны ВМБ. Широко внедрял опыт по использованию плавучих пирсов, оборудованию причалов перебазированных кораблей. Был на всех действующих флотах, руководил важнейшими работами. Заместителем народного комиссара ВМФ СССР адмиралом Г.И. Левченко представлен и награжден орденом Красного Знамени (Указ Президиума ВС СССР от 5.11.1944 г.).За выслугу лет в КА и ВМФ заместителем народного комиссара ВМФ СССР адмиралом Г.И. Левченко повторно представлен (8.1.1945) и награжден орденом Ленина
    За образцовое выполнение заданий командования награжден орденом Нахимова 1 ст. (Указ Президиума ВС СССР от 28.6.1945 г.).
    Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (акт вручения от 28.2.1946 НКВМФ).
    2.1949 – начальник инженерной секции Комитета технических исследований.
    7.1951 – генеральный инспектор Инженерно-строительной службы ВМФ.
    4.1952 – заместитель Министра ВМФ.
    9.1952 – начальник ГИУ ВМФ.
    5.1953 – начальник Инженерного управления ВМФ.

    С 8.1954 – в отставке.
    ...

    К юбилею Победы награжден орденом Отечественной войны 1 ст. (6.4.1985).
    Жена Мария Ивановна (? – 20.4.1971). Сын Павел (27.6.1930 – 12.11.1999).
    Умер (31.3.1990) в Москве, похоронен на Введенском кладбище.


    Источники информации


    Брюховецкий Р.И.


    Награды: ордена: царские: св. Станислава 3 ст. (16.3.1907), св. Анны 2 ст. (19.3.1915), св. Владимира 4 ст. (6.12.1916); советские: Ленина (1945), Красного Знамени (1944), Трудового Красного Знамени (1943); медали: «20 лет РККА» (1938), «За оборону Ленинграда», другие.

    Русский.
    Из дворян.

    Вступил (1899) в службу в Инженерное училище в Санкт-Петербурге. Портупей-юнкер.
    – окончил Николаевское ИУ . Выпущен подпоручиком (ст. 9.8.1900) в 21сапб .

    Поручик 21сапб (на 1907). За отлично-усердную службу и труды, понесенные во время военных действий пожалован орденом св. Станислава 3 ст. (16.3.1907).
    На 1.1.1909 – служил во 2 Восточносибирском сапб . Штабс-капитан.

    1911 – окончил Николаевскую ИА. Военный инженер . Капитан.
    На 1.1.1913 – старший производитель работ. Комендант о. Нарген. Подполковник.
    24.8.1917 – помощник строителя крепости по Приморскому фронту. Полковник (1917).
    В рядах РККФ с 2.1918 г. Беспартийный.
    2.1918 – член-докладчик ликвидационного совещания Межведомственного совещания по делам Морского Комиссариата.
    9.1919 – старший прораб и начальник части ГМТУ.
    11.1921 – начальник Технического отдела Инспекции строительных работ при ГМТХУ.
    6.1922 – преподаватель и главный руководитель Интернациональной военной школы.
    12.1922 – адъюнкт, преподаватель ВИА РККА.
    9.1925 – преподаватель, старший руководитель ВТА РККА.
    7.1932 – старший преподаватель, начальник кафедры ВИА РККА (с 9.1935 – им. В.В. Куйбышева). Бригинженер (17.2.1936).

    Доктор технических наук.
    Награжден юбилейной медалью «20 лет РККА» (22.2.1938).

    Комитетом по делам Высшей Школы присвоено ученое звание профессора (1938).
    Дивинженер (1939).

    Генерал-майор инженерных войск (Постановление СНК СССР № 945 от 4.6.1940 г.).
    11.1940 – начальник кафедры береговой фортификации ВИТУ ВМФ.
    С 9.1941 – в распоряжении НК ВМФ.
    С 10.1941 – в распоряжении начальника Инженерного управления ВМФ.
    С 5.1942 – начальник кафедры береговой фортификации ВИТУ ВМФ.
    Награжден медалью «За оборону Ленинграда» (1942).
    Подготовил свыше 400 военных инженеров, работающих в системе ВМФ, создал научную школу береговой фортификации. Автор ряда научных работ и учебников. Активно участвовал в рассмотрения ряда проектов крупнейших ВМБ и обороны побережья Советского Союза в качестве члена Технического Совета ИУ ВМФ. Консультировал строительства оборонительных сооружений в Прибалтике. С началом Великой Отечественной войны кафедра возглавила большую работу Училища по созданию под Ленинградом оборонительных рубежей. Начальником ВИТУ ВМФ генерал-майором инженерных войск Ф.Я. Бугровым представлен (8.2.1943) и награжден орденом Трудового Красного Знамени (Указ Президиума ВС СССР от 24.7.1943 г.).

    Генерал-лейтенант инженерных войск ВМФ (25.9.1944).
    Вел активную научно-исследовательскую и литературную работу, принимал участие в решении практических задач. За выслугу лет в КА и ВМФ (на 11.1944 – 26 лет 8 мес.) начальником ВИТУ ВМФ генерал-майором инженерных войск Ф.Я. Бугровым представлен (11.9.1944) к ордену Ленина, награжден орденом Красного Знамени (Указ Президиума ВС СССР от 3.11.1944 г.).
    Принимал постоянное участие в решении практических задач инженерной подготовки морских границ СССР. За выслугу лет в КА и ВМФ (на 11.1944 – 26 лет 8 мес.) начальником ВИТУ ВМФ генерал-майором инженерных войск Ф.Я. Бугровым представлен (22.12.1944) и награжден орденом Ленина (Указ Президиума ВС СССР от 21.2.1945 г.).
    Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (акт вручения от 9.8.1945 г. ВИТУ ВМФ).
    ...
    На 1950 – начальник кафедры береговой фортификации ВИТКУ.

    .
    Подпоручик (на 14.10.1914).
    Переведен (4.11.1914) в 265 Вышневолоцкий пп 67пд.
    Дивизия несла (до 11.1914) охрану Балтийского побережья, а затем в составе 35АК участвовала в отступлении (1915) из Польши, в Нарочском наступлении (1916) и в наступательных Скробовских боях (7.1916) под Барановичами.
    Штабс-капитан (на 1916).
    Пожалован орденом св. Станислава 2 ст. с мечами (ВП 2.11.1916).
    1.1918 – 265 Вышневолоцкий пп добровольно полным ставом перешел в новую 2 дивизию Народной социалистической гвардии.
    ...
    В рядах РККА с 24.3.1919 г. Беспартийный.
    Участник Гражданской войны .
    ...
    Комбриг.
    Награждён юбилейной медалью «20 лет РККА» (22.2.1938).
    Генерал-майор инженерных войск (Постановление СНК СССР № 945 от 4.6.1940 г.).
    9.1941 – начальник инженерной службы Харьковского гарнизона (Харьковского ВО).
    С 16.9.1941 – согласно утверждённому ГКО СССР плану началась эвакуация предприятий и населения Харькова и Харьковской области.
    В конце 9.1941 г. в ГКО СССР было принято решение о проведении в случае отступления в Харькове и области целого ряда спецмероприятий по выведению из строя промышленных и пищевых предприятий, железнодорожных узлов и узлов связи, мостов, путей сообщения, электростанций и прочих важнейших объектов городского хозяйства путём подрыва, поджога и минирования. Кроме Харькова подобные меры за весь период Великой Отечественной войны применялись лишь к Москве, Ленинграду и Киеву.
    Участник Великой Отечественной войны .
    Воевал на Юго-Западном фронте.
    Умело организовал подготовку укреплений в г. Харькове. В разгар боев (24.10.1941) находился на КП, узнав, что один из мостов не уничтожен, немедленно отправился на передовую для установления причин и принятия мер. Попал под огонь автоматчиков, машина была разбита, но добился выполнения задачи. Вернулся на КП и продолжил работу. Награжден орденом Красного Знамени (пр. № 4/н от 9.11.1941 г. Юго-Западного фронта). Наградной лист подписали (4.11.1941) командующий 6А генерал-майор Р.Я. Малиновский и член Военного совета бригадный комиссар И.И. Ларин .
    C 11.1941 – находился на преподавательской работе в Военно-хозяйственной академии (г. Ташкент), переведенной (1942) в Калинин на базу бывшего Калининского военно-химического училища и переименованной в Военную академию тыла и снабжения (пр. Народного комиссара обороны от 11.9.1942 г.).
    Старший преподаватель кафедры общей тактики и войскового тыла.
    Сложность и напряженность службы военных лет, с которыми столкнулся 57-летний генерал, могли негативно отразиться на здоровье.
    Скончался в январе 1944 г.


    Источники информации


    Брюховецкий Р.И., Настенко С.С.

    Ведение боевых действий, как локальных, так и широкомасштабных в современных условиях обязательно предполагает их полновесное инженерное сопровождение и обеспечение. Именно в таком ракурсе ныне готовятся к выполнению поставленных задач инженерные части и подразделения Южного военного округа. О ходе боевой учебы, освоении новой техники и вооружения читателям журнала «Ориентир» рассказал начальник инженерных войск ЮВО генерал­-майор Константин СМЕШКО.

    ­ Товарищ генерал­майор, какие формы обучения личного состава ратному искусству являются приоритетными в подчиненных частях и подразделениях, а методы работы предпочтительнее?

    ­ Сейчас нам приходится решать целый ряд задач, важнейшей из которых является поддержание высокой боевой готовности соединений и частей. Боевая учеба организована в рамках системы боевой подготовки войск Южного военного округа и включает в себя последовательное приобретение солдатами и сержантами теоретических знаний и практических навыков по специальности, их закрепление в ходе регулярных полевых выходов, лагерных сборов и учений различного уровня. В таких мероприятиях принимает участие весь личный состав инженерной бригады округа, инженерно-­саперных батальонов мотострелковых бригад и других специальных подразделений. Например, на горном учебно­-тренировочном комплексе «Цабал» состоялся полевой выход инженерно­саперного подразделения российской военной базы, дислоцированной в Республике Абхазия.

    В условиях горно-­лесистой местности военнослужащие учились управлять минными полями, осуществлять подрыв взрывоопасных

    предметов огневым и электрическим способами, вести инженерную разведку местности, возводить фортификационные сооружения, а также выполняли упражнения по вождению специальной и автомобильной техники.

    Особое внимание в ходе полевых занятий уделялось освоению современной станции добычи и очистки воды СКО­10 «Гигиена» и новейшего бесконтактного миноискателя «Коршун». Возможности последнего позволяют обнаруживать взрывные устройства на дальности до 30 м как в грунте и снегу, так и в различных конструкциях и за преградами.

    Далее, более 200 военнослужащих инженерных подразделений общевойсковых соединений, дислоцированных на территории Чеченской Республики, с привлечением около 50 единиц боевой и специальной техники провели отработку задач по предназначению в рамках полевых выходов на учебных комплексах «Альпийский», «Гвардейский» и «Калиновский».

    В ходе тренировок военнослужащие отработали нормативы по инженерному обеспечению действий мотострелковых, танковых и артиллерийских подразделений.

    В завершение полевых выходов они выполнили задачи по проделыванию проходов в минно­взрывных заграждениях при помощи специального заряда установки разминирования.

    Полевые занятия проводились на специально оборудованных учебных местах и инженерных полях учебных комплексов соединений.

    Но своеобразным апогеем хода боевой учебы за истекшее время стало участие военнослужащих в стратегическом командно­штабном учении «Кавказ ­ 2012», в ходе которого пришлось выполнять широкий спектр задач. Напомню, что накануне активной фазы учения проводилось специальное учение тыла. Здесь были показаны виды переправ через крупные водные преграды. В частности, через реку Дон наводился понтонный мост длиной 452 метра. Также были организованы паромная и десантная переправы, переправа танков под водой.

    При подготовке к проведению учения нами также были решены задачи по фортификационному оборудованию рубежей, позиций и районов, разминированию местности и объектов. Мы занимались подготовкой и содержанием путей движения и маневра, скрытием и имитацией важных районов и объектов с применением средств инженерного вооружения, местных средств и материалов, полевым электроснабжением войск. А уже в ходе практических действий важное место было отведено инженерной разведке противника, местности и объектов. Причем такая разведка велась как наземными, так и воздушными средствами. Кроме того, нам было приказано заняться устройством и содержанием инженерных заграждений, проделыванием и содержанием проходов в инженерных заграждениях и разрушениях.

    При этом могу заметить, что командование оценило наши действия на «хорошо» и «отлично». Что стало для личного состава не только предметом гордости, но и стимулом для поддержания профессиональной выучки на высоком уровне и ее совершенствования. Ряд военнослужащих были награждены медалями Министерства обороны.

    ­ Константин Евгеньевич, специфика службы ваших подчиненных такова, что они как, пожалуй, никто другой должны «держать порох сухим», быть готовыми в любую минуту и в любой обстановке выполнить реальную боевую задачу. Удается ли, и в какой мере, с этим справиться?

    ­ Это в том смысле, что и в мирное время военнослужащим инженерно­саперных подразделений приходится непосредственно заниматься реальным разминированием местности, обезвреживанием тех или иных боеприпасов. Так, Верховным Главнокомандующим и Правительством Российской Федерации перед нами поставлена задача по разминированию территорий Чеченской Республики и Республики Ингушетия.

    Здесь очень большой объем работ, всего необходимо разминировать 15000 га. Занимается этим батальон разминирования численностью около 500 человек. Как правило, все очищенные от взрывоопасных предметов земли потом используются в качестве сельхозугодий. А в Ингушетии, кроме того, планируется создание туристского кластера. Действительно, места эти очень красивы и привлекательны для отечественных и зарубежных туристов. Взять хотя бы Джейрахское ущелье, район средневекового замкового селения Вовнушки. Так что наша работа напрямую связана с укреплением в регионе Северного Кавказа мирной жизни, мы помогаем сделать ее процветающей и безопасной.

    Работы проводятся в Шелковском, Грозненском, Урус­Мартановском, Шалинском и Курчалойском районах Чеченской Республики, а также в Сунженском и Джейрахском районах Республики Ингушетия.

    При разминировании саперы применяют бронированные машины разминирования БМР­М на базе танка Т-­72 с колейным минным тралом, инженерные машины разграждения ИМР­3, а также поступившие в ЮВО в 2012 г. миноискатели «Коршун» и защитные костюмы сапера «Дублон». Кроме того, в поиске взрывоопасных предметов принимают участие специалисты минно­розыскной службы со специально обученными собаками.

    Всего в 2013 г. саперами инженерных войск ЮВО будут очищены от взрывоопасных предметов более 600 га сельскохозяйственных угодий, а также ряд важных объектов экономического комплекса республик.

    В прошлом году силами инженерных войск военного округа проверено около 1350 га, обезврежено около 3,5 тыс. различных боеприпасов и взрывоопасных предметов.

    Плановые годовые показатели были выполнены на 150%. Мероприятия по разминированию спланированы до 2015 г. К этому времени силами инженерно­саперных подразделений ЮВО будут полностью очищены от взрывоопасных предметов около 15 000 тыс. га сельхозугодий.

    Должен сказать, что выполнение таких задач требует от личного состава большого профессионализма и высокой ответственности. Здесь саперы действуют, можно сказать, в реальной боевой обстановке, и известная пословица о сапере, который не имеет права на ошибку, здесь актуальна как нигде. Вот свежий пример. Нашими военнослужащими на территории разминирования были обнаружены минные поля, установленные неизвестными подразделениями, никакой документации на них в архивах найти не удалось. Боеприпасы были смешанного типа, как противотанковые, так и противопехотные, установленные к тому же на неизвлекаемость. И только высочайшая выучка личного состава, правильно и качественно организованные работы дали возможность обеспечить разминирование без потерь и происшествий. В этом большая заслуга начальника оперативной группы ЮВО полковника Александра Нестеренко и командира батальона разминирования подполковника Сергея Маторина.

    ­ Легко предположить, что профессиональная подготовка военнослужащих батальона разминирования предполагает наличие особых качеств, знаний и опыта. Как и где людей готовят к такой непростой работе? Где вообще черпаете, так сказать, кадры?

    ­ Прежде всего обращу внимание на тот факт, что в батальоне разминирования служат исключительно по контракту. То есть, это уже зрелые, опытные бойцы, хорошо понимающие, на какой ответственный шаг пошли. Каждый из них в обязательном порядке прошел курс обучения в учебных центрах Минобороны России в Волгоградской и Московской областях. Они имеют допуск на работу с взрывоопасными предметами. Кроме того, существует отработанная система доподготовки таких военнослужащих. Это позволяет исключить случаи гибели или травматизма личного состава, которых нам на сегодняшний день удается избегать.

    Можно добавить, что схожий сценарий подготовки личного состава реализуется и при выполнении задач по очистке от взрывоопасных предметов наших военных полигонов, а также обезвреживании боеприпасов времен Великой Отечественной войны.

    Несколько слов добавлю о том, что принято называть эхом минувшей войны. Как известно, одна из величайших битв Великой Отечественной развернулась под Сталинградом, а это территория нынешнего Южного военного округа. И нам до сих пор очень часто приходится очищать землю от зловещих посланцев тех грозных лет. В 2013 году более 1,5 тысяч взрывоопасных предметов и различных боеприпасов времен Великой Отечественной войны массой более 2 тонн было извлечено, транспортировано к месту утилизации и обезврежено инженерно­саперными подразделениями Южного военного округа. За это время группами разминирования было выполнено более 170 заявок от отделов областного военного комиссариата с выездом к месту обнаружения в 6 городах и 33 районах Волгоградской области.

    Немного подробнее о подготовке младших специалистов для наших частей и подразделений. Большинство из них проходят обучение в межвидовом Учебном центре Южного военного округа, дислоцированном в Волгоградской области. Не так давно состоялся выпуск более 1000 младших специалистов инженерных войск, которые были подготовлены более чем по 20 военно­учетным специальностям, которые нами востребованы.

    По завершении 3,5­месячного курса и успешной сдачи итоговых экзаменов военнослужащие направляются для прохождения дальнейшей службы в воинские части и соединения Южного, Центрального и Западного военных округов.

    Центр осуществляет подготовку экскаваторщиков, крановщиков, механиков­водителей бульдозеров, тягачей, мостоукладчиков, водителей гусеничных плавающих транспортеров и инженерно­разведывательных машин.

    Здесь также проходят подготовку военные водолазы, которые учатся проводить инженерно­технические, специальные, спасательно­эвакуационные и инженерно­разведывательные водолазные работы с погружением на глубину до 60 метров.

    Они должны уметь находить на глубине взрывные устройства и извлекать их на поверхность, работать по металлу, производить расчистку русла реки. За период обучения водолазы проводят под водой до 60 учебных часов.

    Что касается офицеров, то абсолютное большинство из них к нам ныне приходят после окончания филиала Военной академии войск РХБ защиты и инженерных войск (г. Тюмень). Для нас это сейчас основная кузница кадров.

    ­ А все ли из них получают возможность служить по избранной в военном вузе специальности, нет ли разочаровавшихся? Есть ли перспективы совершенствования в профессии?

    ­ К счастью, эта проблема сейчас для нас не актуальна. Из прибывших к нам молодых офицеров в прошлом году все получили соответствующие должностные назначения. Более того, у нас наблюдался небольшой некомплект офицерского состава, который мы восполнили за счет офицеров ­ выпускников 2013 года.

    Факторов, влияющих на такую ситуацию, несколько. Важным, конечно, является тот, что руководство страны проявило реальную заботу об уровне социальной обеспеченности и защищенности военнослужащих. При условиях хорошей службы люди сейчас получают вполне приличное денежное вознаграждение, пользуются рядом установленных действующим законодательством льгот и преимуществ. Далее, у нас практически полностью решен квартирный вопрос. Все имеющие на то право военнослужащие служебным жильем обеспечены. Сейчас своей очереди на получение квартир дожидаются буквально несколько человек, и то потому, что ждут их в избранном регионе.

    И это еще не все. За последние 2­3 года к нам вернулись около 20 офицеров, ранее уволенных по организационно­штатным мероприятиям. Многие и сейчас обращаются в призывные пункты с просьбой вновь заключить контракт с Минобороны, возникла даже определенная конкуренция, у нас появился выбор.

    Немаловажным, считаю, и тот момент, что служить у нас в округе престижно и интересно с профессиональной точки зрения, есть стимулы. Именно в наши части и подразделения поступают образцы новейшей техники и вооружения: бронекостюмы нового образца «Дублон», новейшей разработки костюмы «Соболь» и так далее. Вновь развернутая инженерная бригада ЮВО также получила на вооружение самые современные образцы техники. Даже 2 западноевропейских бульдозера фирмы «Liebherr» для нас по оборонному заказу закупили. Они уже поступили на вооружение и приняли участие в проведении лагерного сбора, отлично зарекомендовав себя при выполнении реальных задач.

    Новейшая отечественная техника и образцы вооружения проходят у нас апробацию, мы выявляем возможные недоработки и перспективы модернизации. У нас ведь действительно иногда складываются непростые условия для боевого применения: высокогорье, высокая влажность, значительные перепады температур. Затем эта техника поступает уже в другие части и подразделения Вооруженных Сил России в усовершенствованном виде.

    Могу добавить, что серьезное внимание мы уделяем повышению квалификации специалистов, их профессиональному росту. Мне довелось служить в различных регионах и военных округах нашей страны. И могу с уверенностью заявить, что нигде так основательно и системно не относятся к изучению и пропаганде передового опыта, как это делается в инженерном соединении и инженерно­саперных частях ЮВО. Может быть, потому что до недавнего времени это был самый «воюющий» округ, здесь очень ценят достижения коллег. Ведь нередко опыт окроплен кровью. В каждый период обучения мы разрабатываем, утверждаем у командующего войсками и отправляем в подразделения методические рекомендации и учебно­методические пособия по воинским специальностям. Особое внимание сейчас уделяем способам и приемам обезвреживания самодельных взрывных устройств, увы, это актуально и сегодня.

    В этом году перед нами была поставлена новая задача по обнаружению и захоронению останков советских воинов, погибших в Приэльбрусье в период битвы за Кавказ. Дело для нас необычное, но очень ответственное и почетное. Мы обучили задействованный в этой операции личный состав необходимым навыкам. В сложных условиях высокогорья поставленная н ам задача была выполнена.

    Так что наши военнослужащие, как всегда, на переднем крае и в овладении новой техникой, и в реальной боевой работе. А это вселяет гордость за свою профессию и желание делать порученную работу как можно лучше.

    Интервью взял

    Юрий СЕЛЕЗНЕВ



    Г алицкий Иван Павлович – заместитель командующего войсками - начальник инженерных войск 1-го Украинского фронта, генерал-полковник инженерных войск.

    Родился 9 февраля 1897 года в деревне Зимницы Куйбышевского района Калужской области в семье рабочего. Русский.

    В 1918 году призван в ряды Красной Армии. Принимал участие в Гражданской войне: помощник командира взвода Обоянского запасного полка, исполняющий должность командира саперной роты, командир взвода, командир инженерного парка. В 1919 году окончил 2-е Екатеринославские инженерные курсы, в 1926 году - Ленинградские курсы усовершенствования командного состава инженерных войск, в 1931 году - курсы при Военно-технической академии РККА имени Ф.Э. Дзержинского.

    С 1921 года командовал отделением санитарной роты на Западном фронте, затем командир санитарной роты. С ноября 1922 года - помощник командира санитарного батальона 5-го стрелкового корпуса. С апреля 1924 года - дивизионный инженер 5-1 стрелковой дивизии, с апреля 1925 года - помощник корпусного инженера 16-го стрелкового корпуса. С 1929 года вновь был дивизионным инженером.

    С декабря 1932 года - начальник Научно-испытательного инженерно-технического полигона Военно-инженерного управления РККА. С марта 1935 года - помощник начальника отдела инженерных войск Московского военного округа по боевой подготовке. С апреля 1938 года - начальник отдела инженерных войск Московского военного округа.

    Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 4 июня 1940 года № 945 Галицкому И.П. присвоено воинское звание "генерал-майор инженерных войск".

    С июля 1940 года - заместитель начальника Главного военно-инженерного управления Красной Армии (в марте – начале июля 1941 года исполнял обязанности начальника ГВИУ). Член ВКП(б)/КПСС с 1940 года.

    Участник освободительного похода в Западную Украину и Западную Белоруссию в 1939 году. В боях Великой Отечественной войны с 1941 года.

    Во время Великой Отечественной войны И.П. Галицкий занимал должности - заместителя начальника Главного военно-инженерного управления (до ноября 1941 года) и начальника штаба инженерных войск Красной Армии (ноябрь 1941 года – апрель 1942 года), одновременно - начальник оперативно-инженерной группы на Западном фронте (ноябрь – декабрь 1941 года), в Приморской армии Южного фронта (декабрь 1941 года – январь 1942 года) и на Крымском фронте (январь – апрель 1942 года); заместитель командующего – начальник инженерных войск Западного (апрель 1942 года – февраль 1944 года) и 1-го Украинского (с февраля 1944 года и до конца войны) фронтов.

    В январе 1942 года оперативная группа инженерных заграждений во главе с начальником штаба инженерных войск Красной Армии генерал-майором Галицким И.П., созданная Ставкой, когда враг был на подступах к Москве, оказала Севастополю большую помощь в инженерном оборудовании обороны.

    Как только наши части, отстояв столицу, пошли в наступление, оперативная группа под руководством генерал-майора Галицкого И.П. была направлена в Севастополь. В эшелон было погружено 20 тысяч противотанковых и 25 тысяч противопехотных мин, 200 тонн взрывчатки. В Новороссийске все это было переправлено на крейсер и рано утром 1 января 1942 года как новогодний подарок прибыло в Севастополь.

    Работы велись каждую ночь, нередко под вражеским огнём, силами армейских сапёров. Руководители группы были очень загружены; ночью - с сапёрами на передовой, днём - там же на рекогносцировках или за расчётами над картой. Одновременно И.П. Галицкий, А.Ф. Хренов и их помощники готовили план инженерно-заградительных мероприятий второй и третьей очереди.

    Он предусматривал создание плотных минных полей на всех танкоопасных направлениях и прикрытие противопехотными препятствиями всего переднего края, кроме участков, которые сама природа защитила крутыми каменными откосами. Намечалось также поставить взрывные заграждения перед ключевыми позициями в глубине обороны - на Инкерманских высотах, у Сапун-горы.

    Этот расширенный план, правда, уже не обеспечивался имевшимися минами и другими инженерными средствами и зависел от дальнейшего поступления их с Большой земли или увеличения местного производства.

    Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 14 февраля 1943 года № 176 генерал-майору инженерных войск Галицкому И.П. присвоено воинское звание "генерал-лейтенант инженерных войск".

    Значительно раньше, чем всё намеченное могло быть осуществлено, группа под руководством генерал-лейтенанта И.П. Галицкого из Севастополя отбыла - штаб фронта добился переброски её на Керченский полуостров для укрепления Ак-Монайских позиций.

    В середине февраля 1944 года, буквально за день до отъезда, И.П. Галицкому пришло письмо от отца. В котором он сообщал, что перед отступлением гитлеровцы расстреляли его престарелую мать, Александру Петровну, и старшую сестру Марию Павловну. Их расстреляли за связь с партизанами и за принадлежность к семье генерала Красной Армии.

    Начальник инженерных войск 1-го Украинского фронта генерал-лейтенант инженерных войск И.П. Галицкий умело руководил инженерными войсками в Берлинской и Пражской операциях. Показал себя истинным мастером своего дела. Работал с вдохновением и подлинно новаторской смелостью.

    На Сандомирском плацдарме под руководством И.П. Галицкого было отрыто полторы тысячи километров траншей и ходов сообщения; построено 1160 командных и наблюдательных пунктов; подготовлено 11 тысяч артиллерийских и минометных позиций, 10 тысяч землянок и разного рода укрытий для войск; проложено заново и приведено в порядок больше 2 тысяч километров автомобильных дорог в расчете на то, чтобы к началу наступления на каждую дивизию и каждую танковую бригаду имелось по две дороги. Это позволяло избежать пробок.

    Кроме того, инженерные войска навели через Вислу 13 мостов и организовали три паромные переправы большой грузоподъемности. К этому стоит добавить, что для предполагавшегося нами маскировочного маневра инженерные войска изготовили 400 макетов танков, 500 макетов автомашин и 1000 макетов орудий.

    Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 20 апреля 1945 года № 813 генерал-лейтенанту инженерных войск Галицкому И.П. присвоено воинское звание "генерал-полковник инженерных войск".

    У казом Президиума Верховного Совета СССР от 29 мая 1945 года за умелое руководство инженерными войсками и проявленные при этом личное мужество и героизм генерал-лейтенанту инженерных войск Ивану Павловичу Галицкому присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6570).

    После войны И.П. Галицкий занимал ряд ответственных должностей в войсках. В 1951-57 годах он - начальник Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева. Кандидат военных наук, доцент.

    Во второй половине 50-х годов, когда министром обороны СССР был Маршал Советского Союза Жуков Г.К., военная прокуратура расследовала типичное дело. В 1938 году был арестован, судим и расстрелян начальник инженерных войск Московского военного округа бригадный инженер С. Асланов. Жена его была отаправлена в ссылку, где сошла с ума и умерла, дети были определены в детский дом...

    При проверке данного уголовного дела в 1957 году выяснилось, что единственным основанием для расправы явился донос майора Галицкого И.П., который и занял место казнённого Асланова.

    Когда военная прокуратура занялась пересмотром этого уголовного дела, Галицкий был процветающим генерал-полковником инженерных войск. Он всячески отрицал свою причастность к гнусному преступлению, но был уличён сохранившимся в архивах собственноручным доносом.

    Прокуратура проинформировала министра обороны Г.К. Жукова об этом позорном факте биографии генерала Галицкого. По приказу Г.К. Жукова Галицкий был отстранён от должности начальника Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева. По представлению Министерства обороны СССР постановлением Совета Министров СССР № 784-366 от 4 июля 1957 года Галицкий лишён воинского звания "генерал-полковник". А партийная организация исключила его из партийных рядов.

    Суровое, но справедливое возмездие!

    Когда же Г.К. Жукова убрали с поста министры обороны СССР, то Галицкий бросился в высшие партийные инстанции с жалобами на «расправу». Главному военному прокурору А. Горному и прокурору генерал-лейтенанту юстиции Викторову Б.А., который руководил группой по пересмотру дел Главной Военной прокуратурой, недовольно заявили в ЦК КПСС: «Вы зачем подсунули Жукову этот факт? Вы что, не знаете, какой нрав у Жукова – рубить сплеча?».

    Галицкий И.П. практически отделался лёгким испугом, и очень скоро относительно его был издано другое постановление (без публикации), в котором предыдущее изменялось - не лишить, а снизить в звании до генерал-лейтенанта и уволить в запас. И в партии, в конечном итоге, И.П. Галицкий также остался. «Не стоило удивлятья. Уже была принята на вооружение концепция «выгодной» и «невыгодной» правды...»

    С 1957 года генерал-лейтенант инженерных войск Галицкий И.П. - в запасе. Жил в городе-герое Москве. Скончался 8 марта 1987 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище (участок 9-2).

    Карпов В.В. Полководец. М., 1985. Командный и начальствующий состав Красной Армии в 1940-1941 гг. М.,СПб.2005.

    (Я) К:Учебные заведения, основанные в 1932 году

    Вое́нный институ́т (инжене́рных во́йск) Общевойсково́й акаде́мии Вооружённых Сил Росси́йской Федера́ции - структурное подразделение ОВА ВС России . В советское время Военно-инженерная ордена Ленина, Краснознамённая академия имени В. В. Куйбышева . В настоящее время является основным учебно-методическим центром инженерных войск Вооружённых Сил Российской Федерации.

    История

    Инженерная академия в Петербурге

    На правопреемство в отношении Николаевской инженерной академии претендуют как Военный инженерно-технический университет в Петербурге, так и Военный институт инженерных войск в Москве (бывшая академия имени Куйбышева). Петербуржцы ссылаются на то, что 10 июня 1939 года было подписано постановление Комитета Обороны при СНК СССР , и издан приказ Наркома ВМФ о образовании в Ленинграде Высшего военно-морского инженерно-строительного училища РККВМФ, куда был возвращен морской инженерный факультет академии и присоединена отделённая часть - Ленинградский институт инженеров промышленного строительства .

    Академия имени Куйбышева

    Военно-инженерная академия была создана приказом Реввоенсовета СССР от 21 марта 1932 года на основе переместившегося в Москву инженерного факультета академии и использованием базы высшего инженерно-строительного училища . Через три года академии было присвоено имя В. В. Куйбышева .

    Занимала академия старинный дом Дурасовых на Покровском бульваре. В 1932 году для Военно-инженерной академии построено новое здание на месте правого флигеля усадьбы на углу улицы Воронцово поле (архитектор А. Круглов). С ноября 1941 по декабрь 1943 года академия находилась в эвакуации в г. Фрунзе .

    Много лет председателем государственной комиссии по защите дипломных проектов Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева был выпускник Николаевского училища Д. М. Карбышев . Преподавали в академии видные учёные: Герой Социалистического Труда И. М. Рабинович, профессора М. М. Филоненко-Бородич, В. К. Дмоховский, В. М. Келдыш, А. Ф. Лолейт .

    После присоединения к Общевойсковой академии ВС России Военный институт (инженерных войск) остался основным учебно-методическим центром инженерных войск. Он готовит офицеров для Вооружённых Сил , МЧС , Внутренних войск МВД, Пограничной службы ФСБ, а также для ряда иностранных армий.

    В институте функционируют факультеты : командно-инженерный, командный Внутренних войск, командный Пограничной службы, геодезический, переподготовки и повышения квалификации, Гражданской обороны. Существует отделение заочного обучения. Работает 17 кафедр , в том числе тактики инженерных войск, управления инженерными войсками, фортификации и маскировки, инженерных заграждений, дорожных машин и переправ и т. д..

    В институте действует научно-исследовательский центр, основными направлениями исследований которого являются инженерное обеспечение боя, тактика инженерных войск, фортификационное оборудование местности, применение и преодоление заграждений, подготовка и содержание путей движения войск и переправ, маскировка войск и др.

    С 1998 года в соответствии с постановлением Правительства РФ Военно-инженерная академия имени В. В. Куйбышева (г. Москва) преобразована в Военно-инженерный университет с тремя филиалами: Санкт-Петербургским, Нижегородским и Тюменским.

    Начальником института был назначен заместитель начальника Общевойсковой академии ВС России генерал-майор (2004 г., с 2008 года генерал-лейтенант) Ю. П. Балховитин (1958 г. рожд.), с 1 августа 2008 года - начальник инженерных войск Сухопутных войск . Уволен с военной службы 24 ноября 2009 года в связи с крупным пожаром на 31-м арсенале МО РФ в Ульяновске 13 ноября 2009 года.

    Известные преподаватели

    • Д. М. Карбышев , Герой Советского Союза
    • И. М. Рабинович , Герой Социалистического Труда
    • М. М. Филоненко-Бородич , профессор, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР
    • В. К. Дмоховский , профессор
    • В. М. Келдыш , профессор
    • Г. Г. Карлсен , профессор
    • А. Ф. Лолейт , профессор
    • А. А. Зубков , старший преподаватель
    • А. С. Фисенко , профессор, руководитель кафедры промышленных сооружений
    • Б. Ф. Зарако-Зараковский , советский и польский военачальник, генерал-лейтенант Советской Армии и генерал дивизии Войска Польского

    Выпускники

    Воспитанниками Санкт-Петербургской и Московской академий были видные военачальники инженерных войск:

    • начальник инженерных войск Красной Армии в 1941-1942 годы генерал-майор инженерных войск Л. З. Котляр ;
    • начальник инженерных войск Красной Армии с 1942 года, первый маршал инженерных войск М. П. Воробьев ;
    • начальник инженерного управления Народного комиссариата Военно-Морского Флота в период войны генерал-лейтенант инженерных войск П. И. Судьбин;
    • начальник штаба инженерных войск Советской Армии Б.В. Благославов
    • начальник штаба инженерных войск Красной Армии генерал-полковник инженерных войск К. С. Назаров;
    • Маршал Советского Союза Н. В. Огарков .

    Начальниками инженерных войск фронтов в годы войны были выпускники академии Н. П. Баранов, Б.В. Благославов , Ю. В. Бордзиловский , Б. В. Бычевский , И. П. Галицкий , В. Ф. Зотов, Н. Ф. Кирчевский, З. И. Колесников , В. В. Косарев, Г. Г. Невский, И. А. Петров, Н. М. Пилипец, А. И. Прошляков, А. И. Смирнов-Несвицкий, А. Ф. Хренов, А. Д. Цирлин , В. Ф. Шестаков.

    Среди выпускников академии - выдающиеся военные инженеры и учёные Е. В. Александров, Г. Г. Азгальдов , М. Г. Бархин , С. А. Ильясевич, Н. С. Касперович, Н. Л. Кирпичёв, А. Р. Шуляченко, Г. М. Саламахин, Б. Г. Скрамтаев, ст. преподаватель В. М. Зайцев (кандидат тех. наук) и другие.

    Напишите отзыв о статье "Военный институт (инженерных войск) Общевойсковой академии Вооружённых Сил Российской Федерации"

    Примечания

    Литература

    • Под общей редакцией А. Д. Цирлина, Военно-инженерная Краснознаменная академия имени В. В. Куйбышева, Краткий исторический очерк. - Москва (М.), ВИА, 1966 г..
    • Военно-инженерная академия им. Куйбышева 150 лет, М.: Воениздат , 1969 г..
    • 150 лет Военно-инженерной ордена Ленина Краснознаменной академии имени В. В. Куйбышева., М., Фабрика им. Дунаева, 1969 г..
    • Цирлин А. Д., Бирюков П. И., Истомин В. П., Федосеев Е. Н. Инженерные войска в боях за Советскую Родину. - М.: Воениздат, 1970 г..
    • Шевчук А. Б. и др. Военно-инженерному университету 180 лет. - М.: ВИУ, 1999 г..
    • Военный энциклопедический словарь инженерных войск. - М.: ВИА, 2004 г..
    • Зеленский В. Е. Памятники военно-инженерного искусства: историческая память современного общества и новые объекты культурного наследия России

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Военный институт (инженерных войск) Общевойсковой академии Вооружённых Сил Российской Федерации

    Для человеческого ума недоступна совокупность причин явлений. Но потребность отыскивать причины вложена в душу человека. И человеческий ум, не вникнувши в бесчисленность и сложность условий явлений, из которых каждое отдельно может представляться причиною, хватается за первое, самое понятное сближение и говорит: вот причина. В исторических событиях (где предметом наблюдения суть действия людей) самым первобытным сближением представляется воля богов, потом воля тех людей, которые стоят на самом видном историческом месте, – исторических героев. Но стоит только вникнуть в сущность каждого исторического события, то есть в деятельность всей массы людей, участвовавших в событии, чтобы убедиться, что воля исторического героя не только не руководит действиями масс, но сама постоянно руководима. Казалось бы, все равно понимать значение исторического события так или иначе. Но между человеком, который говорит, что народы Запада пошли на Восток, потому что Наполеон захотел этого, и человеком, который говорит, что это совершилось, потому что должно было совершиться, существует то же различие, которое существовало между людьми, утверждавшими, что земля стоит твердо и планеты движутся вокруг нее, и теми, которые говорили, что они не знают, на чем держится земля, но знают, что есть законы, управляющие движением и ее, и других планет. Причин исторического события – нет и не может быть, кроме единственной причины всех причин. Но есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами. Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы вполне отрешимся от отыскиванья причин в воле одного человека, точно так же, как открытие законов движения планет стало возможно только тогда, когда люди отрешились от представления утвержденности земли.

    После Бородинского сражения, занятия неприятелем Москвы и сожжения ее, важнейшим эпизодом войны 1812 года историки признают движение русской армии с Рязанской на Калужскую дорогу и к Тарутинскому лагерю – так называемый фланговый марш за Красной Пахрой. Историки приписывают славу этого гениального подвига различным лицам и спорят о том, кому, собственно, она принадлежит. Даже иностранные, даже французские историки признают гениальность русских полководцев, говоря об этом фланговом марше. Но почему военные писатели, а за ними и все, полагают, что этот фланговый марш есть весьма глубокомысленное изобретение какого нибудь одного лица, спасшее Россию и погубившее Наполеона, – весьма трудно понять. Во первых, трудно понять, в чем состоит глубокомыслие и гениальность этого движения; ибо для того, чтобы догадаться, что самое лучшее положение армии (когда ее не атакуют) находиться там, где больше продовольствия, – не нужно большого умственного напряжения. И каждый, даже глупый тринадцатилетний мальчик, без труда мог догадаться, что в 1812 году самое выгодное положение армии, после отступления от Москвы, было на Калужской дороге. Итак, нельзя понять, во первых, какими умозаключениями доходят историки до того, чтобы видеть что то глубокомысленное в этом маневре. Во вторых, еще труднее понять, в чем именно историки видят спасительность этого маневра для русских и пагубность его для французов; ибо фланговый марш этот, при других, предшествующих, сопутствовавших и последовавших обстоятельствах, мог быть пагубным для русского и спасительным для французского войска. Если с того времени, как совершилось это движение, положение русского войска стало улучшаться, то из этого никак не следует, чтобы это движение было тому причиною.
    Этот фланговый марш не только не мог бы принести какие нибудь выгоды, но мог бы погубить русскую армию, ежели бы при том не было совпадения других условий. Что бы было, если бы не сгорела Москва? Если бы Мюрат не потерял из виду русских? Если бы Наполеон не находился в бездействии? Если бы под Красной Пахрой русская армия, по совету Бенигсена и Барклая, дала бы сражение? Что бы было, если бы французы атаковали русских, когда они шли за Пахрой? Что бы было, если бы впоследствии Наполеон, подойдя к Тарутину, атаковал бы русских хотя бы с одной десятой долей той энергии, с которой он атаковал в Смоленске? Что бы было, если бы французы пошли на Петербург?.. При всех этих предположениях спасительность флангового марша могла перейти в пагубность.
    В третьих, и самое непонятное, состоит в том, что люди, изучающие историю, умышленно не хотят видеть того, что фланговый марш нельзя приписывать никакому одному человеку, что никто никогда его не предвидел, что маневр этот, точно так же как и отступление в Филях, в настоящем никогда никому не представлялся в его цельности, а шаг за шагом, событие за событием, мгновение за мгновением вытекал из бесчисленного количества самых разнообразных условий, и только тогда представился во всей своей цельности, когда он совершился и стал прошедшим.
    На совете в Филях у русского начальства преобладающею мыслью было само собой разумевшееся отступление по прямому направлению назад, то есть по Нижегородской дороге. Доказательствами тому служит то, что большинство голосов на совете было подано в этом смысле, и, главное, известный разговор после совета главнокомандующего с Ланским, заведовавшим провиантскою частью. Ланской донес главнокомандующему, что продовольствие для армии собрано преимущественно по Оке, в Тульской и Калужской губерниях и что в случае отступления на Нижний запасы провианта будут отделены от армии большою рекою Окой, через которую перевоз в первозимье бывает невозможен. Это был первый признак необходимости уклонения от прежде представлявшегося самым естественным прямого направления на Нижний. Армия подержалась южнее, по Рязанской дороге, и ближе к запасам. Впоследствии бездействие французов, потерявших даже из виду русскую армию, заботы о защите Тульского завода и, главное, выгоды приближения к своим запасам заставили армию отклониться еще южнее, на Тульскую дорогу. Перейдя отчаянным движением за Пахрой на Тульскую дорогу, военачальники русской армии думали оставаться у Подольска, и не было мысли о Тарутинской позиции; но бесчисленное количество обстоятельств и появление опять французских войск, прежде потерявших из виду русских, и проекты сражения, и, главное, обилие провианта в Калуге заставили нашу армию еще более отклониться к югу и перейти в середину путей своего продовольствия, с Тульской на Калужскую дорогу, к Тарутину. Точно так же, как нельзя отвечать на тот вопрос, когда оставлена была Москва, нельзя отвечать и на то, когда именно и кем решено было перейти к Тарутину. Только тогда, когда войска пришли уже к Тарутину вследствие бесчисленных дифференциальных сил, тогда только стали люди уверять себя, что они этого хотели и давно предвидели.

    Знаменитый фланговый марш состоял только в том, что русское войско, отступая все прямо назад по обратному направлению наступления, после того как наступление французов прекратилось, отклонилось от принятого сначала прямого направления и, не видя за собой преследования, естественно подалось в ту сторону, куда его влекло обилие продовольствия.
    Если бы представить себе не гениальных полководцев во главе русской армии, но просто одну армию без начальников, то и эта армия не могла бы сделать ничего другого, кроме обратного движения к Москве, описывая дугу с той стороны, с которой было больше продовольствия и край был обильнее.
    Передвижение это с Нижегородской на Рязанскую, Тульскую и Калужскую дороги было до такой степени естественно, что в этом самом направлении отбегали мародеры русской армии и что в этом самом направлении требовалось из Петербурга, чтобы Кутузов перевел свою армию. В Тарутине Кутузов получил почти выговор от государя за то, что он отвел армию на Рязанскую дорогу, и ему указывалось то самое положение против Калуги, в котором он уже находился в то время, как получил письмо государя.
    Откатывавшийся по направлению толчка, данного ему во время всей кампании и в Бородинском сражении, шар русского войска, при уничтожении силы толчка и не получая новых толчков, принял то положение, которое было ему естественно.
    Заслуга Кутузова не состояла в каком нибудь гениальном, как это называют, стратегическом маневре, а в том, что он один понимал значение совершавшегося события. Он один понимал уже тогда значение бездействия французской армии, он один продолжал утверждать, что Бородинское сражение была победа; он один – тот, который, казалось бы, по своему положению главнокомандующего, должен был быть вызываем к наступлению, – он один все силы свои употреблял на то, чтобы удержать русскую армию от бесполезных сражений.
    Подбитый зверь под Бородиным лежал там где то, где его оставил отбежавший охотник; но жив ли, силен ли он был, или он только притаился, охотник не знал этого. Вдруг послышался стон этого зверя.
    Стон этого раненого зверя, французской армии, обличивший ее погибель, была присылка Лористона в лагерь Кутузова с просьбой о мире.
    Наполеон с своей уверенностью в том, что не то хорошо, что хорошо, а то хорошо, что ему пришло в голову, написал Кутузову слова, первые пришедшие ему в голову и не имеющие никакого смысла. Он писал:

    «Monsieur le prince Koutouzov, – писал он, – j"envoie pres de vous un de mes aides de camps generaux pour vous entretenir de plusieurs objets interessants. Je desire que Votre Altesse ajoute foi a ce qu"il lui dira, surtout lorsqu"il exprimera les sentiments d"estime et de particuliere consideration que j"ai depuis longtemps pour sa personne… Cette lettre n"etant a autre fin, je prie Dieu, Monsieur le prince Koutouzov, qu"il vous ait en sa sainte et digne garde,
    Moscou, le 3 Octobre, 1812. Signe:
    Napoleon».
    [Князь Кутузов, посылаю к вам одного из моих генерал адъютантов для переговоров с вами о многих важных предметах. Прошу Вашу Светлость верить всему, что он вам скажет, особенно когда, станет выражать вам чувствования уважения и особенного почтения, питаемые мною к вам с давнего времени. Засим молю бога о сохранении вас под своим священным кровом.
    Москва, 3 октября, 1812.
    Наполеон. ]

    «Je serais maudit par la posterite si l"on me regardait comme le premier moteur d"un accommodement quelconque. Tel est l"esprit actuel de ma nation», [Я бы был проклят, если бы на меня смотрели как на первого зачинщика какой бы то ни было сделки; такова воля нашего народа. ] – отвечал Кутузов и продолжал употреблять все свои силы на то, чтобы удерживать войска от наступления.
    В месяц грабежа французского войска в Москве и спокойной стоянки русского войска под Тарутиным совершилось изменение в отношении силы обоих войск (духа и численности), вследствие которого преимущество силы оказалось на стороне русских. Несмотря на то, что положение французского войска и его численность были неизвестны русским, как скоро изменилось отношение, необходимость наступления тотчас же выразилась в бесчисленном количестве признаков. Признаками этими были: и присылка Лористона, и изобилие провианта в Тарутине, и сведения, приходившие со всех сторон о бездействии и беспорядке французов, и комплектование наших полков рекрутами, и хорошая погода, и продолжительный отдых русских солдат, и обыкновенно возникающее в войсках вследствие отдыха нетерпение исполнять то дело, для которого все собраны, и любопытство о том, что делалось во французской армии, так давно потерянной из виду, и смелость, с которою теперь шныряли русские аванпосты около стоявших в Тарутине французов, и известия о легких победах над французами мужиков и партизанов, и зависть, возбуждаемая этим, и чувство мести, лежавшее в душе каждого человека до тех пор, пока французы были в Москве, и (главное) неясное, но возникшее в душе каждого солдата сознание того, что отношение силы изменилось теперь и преимущество находится на нашей стороне. Существенное отношение сил изменилось, и наступление стало необходимым. И тотчас же, так же верно, как начинают бить и играть в часах куранты, когда стрелка совершила полный круг, в высших сферах, соответственно существенному изменению сил, отразилось усиленное движение, шипение и игра курантов.

    Русская армия управлялась Кутузовым с его штабом и государем из Петербурга. В Петербурге, еще до получения известия об оставлении Москвы, был составлен подробный план всей войны и прислан Кутузову для руководства. Несмотря на то, что план этот был составлен в предположении того, что Москва еще в наших руках, план этот был одобрен штабом и принят к исполнению. Кутузов писал только, что дальние диверсии всегда трудно исполнимы. И для разрешения встречавшихся трудностей присылались новые наставления и лица, долженствовавшие следить за его действиями и доносить о них.
    Кроме того, теперь в русской армии преобразовался весь штаб. Замещались места убитого Багратиона и обиженного, удалившегося Барклая. Весьма серьезно обдумывали, что будет лучше: А. поместить на место Б., а Б. на место Д., или, напротив, Д. на место А. и т. д., как будто что нибудь, кроме удовольствия А. и Б., могло зависеть от этого.
    В штабе армии, по случаю враждебности Кутузова с своим начальником штаба, Бенигсеном, и присутствия доверенных лиц государя и этих перемещений, шла более, чем обыкновенно, сложная игра партий: А. подкапывался под Б., Д. под С. и т. д., во всех возможных перемещениях и сочетаниях. При всех этих подкапываниях предметом интриг большей частью было то военное дело, которым думали руководить все эти люди; но это военное дело шло независимо от них, именно так, как оно должно было идти, то есть никогда не совпадая с тем, что придумывали люди, а вытекая из сущности отношения масс. Все эти придумыванья, скрещиваясь, перепутываясь, представляли в высших сферах только верное отражение того, что должно было совершиться.
    «Князь Михаил Иларионович! – писал государь от 2 го октября в письме, полученном после Тарутинского сражения. – С 2 го сентября Москва в руках неприятельских. Последние ваши рапорты от 20 го; и в течение всего сего времени не только что ничего не предпринято для действия противу неприятеля и освобождения первопрестольной столицы, но даже, по последним рапортам вашим, вы еще отступили назад. Серпухов уже занят отрядом неприятельским, и Тула, с знаменитым и столь для армии необходимым своим заводом, в опасности. По рапортам от генерала Винцингероде вижу я, что неприятельский 10000 й корпус подвигается по Петербургской дороге. Другой, в нескольких тысячах, также подается к Дмитрову. Третий подвинулся вперед по Владимирской дороге. Четвертый, довольно значительный, стоит между Рузою и Можайском. Наполеон же сам по 25 е число находился в Москве. По всем сим сведениям, когда неприятель сильными отрядами раздробил свои силы, когда Наполеон еще в Москве сам, с своею гвардией, возможно ли, чтобы силы неприятельские, находящиеся перед вами, были значительны и не позволяли вам действовать наступательно? С вероятностию, напротив того, должно полагать, что он вас преследует отрядами или, по крайней мере, корпусом, гораздо слабее армии, вам вверенной. Казалось, что, пользуясь сими обстоятельствами, могли бы вы с выгодою атаковать неприятеля слабее вас и истребить оного или, по меньшей мере, заставя его отступить, сохранить в наших руках знатную часть губерний, ныне неприятелем занимаемых, и тем самым отвратить опасность от Тулы и прочих внутренних наших городов. На вашей ответственности останется, если неприятель в состоянии будет отрядить значительный корпус на Петербург для угрожания сей столице, в которой не могло остаться много войска, ибо с вверенною вам армиею, действуя с решительностию и деятельностию, вы имеете все средства отвратить сие новое несчастие. Вспомните, что вы еще обязаны ответом оскорбленному отечеству в потере Москвы. Вы имели опыты моей готовности вас награждать. Сия готовность не ослабнет во мне, но я и Россия вправе ожидать с вашей стороны всего усердия, твердости и успехов, которые ум ваш, воинские таланты ваши и храбрость войск, вами предводительствуемых, нам предвещают».