Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Секреты «Богатырей» Васнецова: кого на самом деле изобразил художник на знаменитой картине
  • Как менялся дизайн русских банкнот Царские деньги красненькая
  • Эмблемы, знаки, униформа военных инженеров инженерные войска и артиллерия, специальное строительство и фортификация, другие технические рода войск и инженерно-технические службы,инженеры военно-промышленного комплекса и дру
  • Военная история Генерал полковник инженерных войск
  • Механика - это фундаментальная наука
  • Художественные особенности романа «Герой нашего времени
  • Методический семинар по биологии. Методика уроков-лекций и уроков-семинаров по биологии. Лектор О.Б.Макарова. Тема семинаров по биологии в школе

    Методический семинар по биологии. Методика уроков-лекций и уроков-семинаров по биологии. Лектор О.Б.Макарова. Тема семинаров по биологии в школе

    КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения учащимися основной общеобразовательной программы, моделируют образ личности, умеющей творчески мыслить, анализировать, находить нестандартные решения, способной ставить цели, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность. Новому обществу нужны люди, не только обладающие глубокими знаниями, но и способные применять полученные знания на практике.

    Я работаю в МОУ Берёзовской СОШ на протяжении 25 лет. Наша школа со смешанным контингентом обучающихся: здесь учатся одаренные и обычные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из неполных и социально неблагополучных семей, дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении.

    Работая учителем биологии на протяжении многих лет, в последние годы я столкнулась с проблемой отсутствия должного интереса к предмету. Выяснилось, что ученики зачастую не понимают практического значения предмета биологии, не видят возможности применения знаний в дальнейшей жизни. Мотивация к изучению предмета биологии снижается. Действительно, небольшой процент выпускников выбирает профессию, связанную с биологией. Однако простейшее биологическое образование необходимо каждому человеку, которому, так или иначе, придется принимать участие в решении различных жизненных задач, связанных как с экологическими проблемами, так и проблемами здоровья: собственного и окружающих. Проблема развития мотивации к изучению биологии в моей педагогической практике родилась именно из этих противоречий.

    Не только заинтересовать учащихся своим предметом, но и удержать этот интерес, доказать значимость полученных знаний в дальнейшей жизни, мотивировать на изучение биологии – в этом я вижу свою цель.

    Мотивация - общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Любое педагогическое взаимодействие с обучаемым становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации. Согласно закону Йеркса-Додсона, эффективность учебной деятельности находится в прямой зависимости от силы мотивации - чем сильнее побуждение к действию, тем выше результат деятельности. Другими словами, образы мотивации держат в своих руках совместно учителя (внешняя, мотивация обучения, его отношение к профессиональным обязанностям) и учащихся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация).

    В основе системы моей педагогической деятельности по развитию мотивации к учению на уроках биологии лежат идеи классиков психологии и педагогики: А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, А.К. Марковой. Реализацию этих идей мы находим в ФГОС по биологии. Сказать новое слово в этой области невозможно, однако возможно развить технологические аспекты преподавания предмета: придумать приёмы, и отобрать методы, наиболее актуальные в обучении биологии именно для учащихся нашей школы.

    Компетентность педагога в области мотивирования обучающихся может проявляться в различных аспектах. Это и организация постановки учащимися цели учения, предложение заданий, способствующих, с одной стороны, актуализации у них имеющихся знаний и личностного опыта, а с другой - пониманию ограниченности имеющихся умений для решения поставленной задачи или учебной проблемы. От меня как учителя зависит не только подбор разнообразных, интересных заданий, но и использование их таким образом, чтобы ученики почувствовали свой успех. В то же время необходимо поддержание интереса к познанию на протяжении всего урока: например, посредством организации самооценивания учениками степени достижения цели учения или использования таких методических приёмов, которые бы вовлекали учеников в деятельность при изучении нового материала, побуждали их самостоятельно рассуждать. А ещё нужно организовать деятельность учеников на каждом из этапов урока: вводном, основном, обобщающем и заключительном. И для этого мне было необходимо овладеть методиками интерактивного обучения, научиться использовать новые образовательные, в том числе информационно-коммуникационные, технологии обучения, научиться сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки учащихся, овладеть методами организации индивидуальной, парной, групповой деятельности обучающихся, и (что очень важно!) научиться организовывать рефлексию относительно поставленной учащимися цели учения.

    Всему этому надо было «учиться – учиться – и – учиться»: на курсах повышения квалификации, заседаниях методического объединения, семинарах и вебинарах, в неформальном общении с коллегами, посредством самообразования и даже во время путешествий. В итоге были усовершенствованы уже известные и родились мои собственные приёмы и находки.

    Приёмы «Я пакую свой багаж», «Весы» для постановки обучающимися цели учения

    В первом случае - «Я пакую свой багаж» - ученикам предлагается собрать «свой багаж знаний», составить список того, что они уже знают и список того, что им необходимо, как они считают, узнать на уроке.

    Во втором случае - «Весы» - учащиеся «взвешивают» свой личностный опыт и знания: ставят на одну чашу весов всё, что они уже знают и умеют в рамках данной темы, а на другую - то, что «я не знаю и не умею, но хочу научиться делать и узнать на уроке»

    Особую трудность у учащихся вызывает самостоятельная учебная деятельность, нахождение межпредметных связей и применение знаний на практике. Для развития мотивации к изучению биологии использую межпредметные связи не только с науками естественного цикла (география, химия, физика), но и с литературой, кинематографом, искусством. Данные методы позволяют не только повысить интерес к биологии и к другим естественным наукам, но и к литературе, что я считаю достаточно важным и особенно актуальным в настоящее («нечитающее») время.

    Разнообразить формы деятельности обучающих на уроке, способствовать развитию мотивации к изучению предмета биология мне помогают методики деловых игр (на обобщающих уроках, например, урок «Суд над бактериями»), лабораторные опыты:

    10 класс, тема «Белки»: почему пероксид водорода бурно реагирует с сырым картофелем, а с вареным – нет? (10 класс, тема «Белки-ферменты», видеофрагмент урока)

    6 класс, тема «Семя»: опыт «Условия, необходимые для прорастания семян».

    Повысить результативность учебного процесса по предмету посредством использования исследовательской деятельности , которая способствует повышению мотивации детей к обучению, обеспечивает прирост их знаний, умений, навыков, способов деятельности, ориентированных на практику. Как известно, во-первых, формирование практически любого исследовательского умения и навыка дает метапредметный результат. Во-вторых, исследования можно проводить в урочное и внеурочное время. В-третьих, объектом исследования может быть любой биологический организм, явление, проблема (например, «Разнообразие орнитофауны села», «Определение чистоты воздуха по усыханию хвоинок сосны»).

    Проектная деятельность позволяет развивать интерес к предмету у обучающихся не только посредством урочной, но и внеурочной деятельности. В результате появляются как индивидуальные, так и коллективные проекты биологической направленности. В ходе работы над проектом происходит формирование УУД: познавательных (постановка и решение проблемы), регулятивных (участники работают единой командой, разделяют задачи), коммуникативных (общаются, принимают совместное решение, слушают мнение других), личностных (высказывают свою точку зрения). Так, например, учащимися был разработан и реализован проект «Вред курения»: составлены вопросы и проведено анкетирование среди учеников 8-х классов; по результатам анкетирования был разработан социальный проект; затем ученики выступили на классных часах и родительских собраниях.

    В целях развития мотивации к изучению предмета, выявления талантливых, одарённых детей привлекаю учащихся к различным предметным конкурсам, олимпиадам и созданию социальных проектов, что отвечает и задачам программы развития МОУ Берёзовской СОШ.

    Результативность опыта можно оценить по таким критериям, как результаты анкетирования учащихся по методике Г.Н. Казанцевой «Изучение отношения к учению и отдельным предметам», показывающие, что мотивация к изучению биологии у учащихся выросла; увеличение количества выпускников школы, выбравших сдачу биологии в форме ЕГЭ; динамика и эффективность участия школьников в предметных конкурсах; увеличение количества учащихся, посещающих элективные курсы по биологии; п озитивная динамика обученности и качества знаний учащихся.

    Таким образом, можно сделать вывод: развитие технологических аспектов в преподавании биологии расширяет возможности мотивирования школьников к изучению предмета.

    Бубякина

    Светлана Вениаминовна

    учитель биологии

    МОУ Берёзовской СОШ

    Семинарские занятия по общей биологии: нетрадиционный подход к организации и проведению

    Т. В. Афанасьева, Л. Н. Сухорукова

    Решению задач обучения и развития способствует активизация познавательной деятельности учащихся, формирование у них умений самостоятельной работы.

    Большими возможностями для развития познавательной активности учащихся обладают семинарские занятия - организационная форма урока, в процессе которой учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний и коллективно обсуждают результаты своей работы.

    Семинары находят применение в практике обучения биологии в старших классах. Подготовка к семинару сводится к следующему плану:

    1.Выбор темы, определение задач.

    2.Подбор дополнительной литературы.

    3.Подготовка вопросов для обсуждения.

    4.Распределение заданий и тем для сообщений.

    5.Организация предварительной работы, консультации.

    6.Определение критериев оценки выступлений.

    7.Выбор методов и приемов проведения.

    8.Подбор средств наглядности.

    9.Составление плана проведения семинара.

    Структура семинарского занятия может быть различной, она зависит от сложности обсуждаемых вопросов, дидактических задач, степени подготовленности учащихся к самостоятельной работе.

    В практике обучения общей биологии семинары традиционно организуются с целью повторения и обобщения знаний учащихся по теме или разделу и сводятся к следующей структуре:

    1.Вводное слово учителя:формулировка задач, постановка проблемы, знакомство с планом проведения семинара.

    2.Выступления учащихся (сообщения по заданным вопросам).

    3.Обсуждение вопросов семинара в процессе беседы.

    4.Подведение итогов (анализ сообщений учащихся, оценка их выступлений).

    На наш взгляд, следует выделять два основных подхода к организации и проведению семинарских занятий. Первый близок к лекционно-семинарской системе обучения в высшей школе. Он заключается в том, что сначала содержание учебного материала излагается учителем в лекционной форме, затем прорабатывается самостоятельно школьниками и обсуждается на семинарском занятии. Такой подход оптимателен в том случае, если изучается сложный, насыщенный новыми терминами материал. Семинарские занятия при этом проводятся с целью углубления, повторения и обобщения знаний по конкретному вопросу или целой теме. Второй подход предлагает организацию семинара как самостоятельной формы обучения, то есть в процессе подготовки к нему школьники самостоятельно изучают материал, с которым они не были раньше знакомы. Такой подход целесообразен при изучении материала, доступного для самостоятельного осмысления учащимися. Ведущей дидактической задачей такого семинара будет изучение нового материала и включение его в систему уже имеющихся знаний. Если семинар организуется с целью обобщения, важно систематизировать знания школьников вокруг ведущих идей, опустив второстепенный материал в развитии понятий. Повторение на таком уроке должно сопровождаться образованием многосторонних связей между изученными объектами, явлениями, процессами на основе проблемных вопросов и решения познавательных задач.

    Для активизации мыслительной деятельности учащихся, возбуждения интереса к уже известному материалу большое значение имеет элемент нового: тщательно продуманный подбор новых по формулировке и обобщающих по смыслу вопросов, приведение новых фактов, использование новых наглядных средств обучения и т.д.

    Темы обобщающих уроков-семинаров в разделе общей биологии могут быть следующими: "Клетка - структурная и функциональная единица жизни", "Клеточный метаболизм", "Генетические основы эволюционной теории", "Практическое и мировоззренческое значение эволюционного учения", "Селекция продуктивных сортов и пород", "Эволюция человека: проблемы и перспективы", "Экология сегодня" и др.

    Наш опыт показывает, что при организации и проведении таких семинаров целесообразно использовать групповую форму организации самостоятельной работы учащихся. Она заключается в следующем. Учащиеся класса разбиваются на группы. В группе выделяется консультант, который выполняет координационную функцию, устанавливая связи между всеми учащимися. Каждая группа получает задание по подготовке выступлений, подбору наглядного материала и т.п. Работая над заданием, ученики читают материал по учебнику, подбирают дополнительную литературу, используют данные периодической печати. Этот прием способствует повышению активности учащихся и объективной оценке их выступлений, воспитывает культуру общения.

    Эффективность групповой работы во многом зависит от степени подготовленности учащихся, сформированности у них умений самообразования (выделять существенное при работе с текстом, конспектировать, делать выводы и др.). Поэтому важно в процессе подготовки к семинару проводить подробный инструктаж, давать дополнительные консультации группам и отдельным учащимся. Важно правильно комплектовать группы, учитывать уровень знаний и умений, познавательный интерес к теме семинара, количественный состав групп (оптимальное число учащихся в группе - 7-9 человек).

    Активности старшеклассников в ходе проведения семинара, объективности в оценке их выступлений способствует прием "рецензия рецензии". Суть его в том, что если на семинаре работают три группы, то после выступления представителей первой группы члены второй группы дают рецензию на прослушанное сообщение, а третьей - рецензию рецензии. Затем группы меняются ролями. В итоге каждая группа сделает сообщение, выступит в роли рецензента и выскажет свое согласие или несогласие с рецензентом. План рецензии может быть следующим:

    1.Соблюдение регламента выступления.

    2.Соответствие содержания выступления теме.

    3.Логика построения выступления.

    4.Использование наглядного материала, культура речи.

    5.Эмоциональность.

    Рецензия рецензии: согласны ли вы с данной рецензией? Оцените ее по пятибалльной системе.

    Конкретизируем методику обобщающего урока-семинара на примере урока "Клеточный метаболизм". Материал о клеточном метаболизме в теме "Биология клетки" является одним из самых сложных в разделе общей биологии X класса. Тем не менее, усвоение процессов фотосинтеза, аэробного и анаэробного расщепления глюкозы, биосинтеза имеет огромное значение для понимания сущности жизни, позволяет выяснить особенности не только клеточного уровня организации природы, но всесторонне подойти к изучению других уровней жизни, рассмотреть их в эволюционном и экологическом аспектах.

    Тема семинара вызывает большой интерес, имеет значительные возможности для развития не только самостоятельности учащихся, но и требует от учителя глубокого понимания затрагиваемых проблем, дает стимул к самообразованию.

    Цель семинара: привести в систему знания учащихся о механизмах обмена веществ в клетке, выяснить биохимические, биофизические, структурные, экологические основы процессов дыхания, фотосинтеза и биосинтеза белков, раскрыть их роль в эволюции живой природы.

    Подготовка к семинару

    За две недели до семинара учащиеся разбиваются на три группы, равные по силам и возможностям.

    С целью эффективности групповой работы за каждой группой закрепляются консультанты. Кроме того, все учащиеся получают инструктивные карточки "Организация самостоятельной работы при подготовке к семинару "Клеточный метаболизм". В инструкции говорится о том, где и какой материал необходимо прочитать. С целью закрепления знаний предлагаются дифференцированные задания и задачи, проверяющие усвоение учебной информации на разных уровнях и соответственно оценивающиеся на "3", "4", "5". При затруднении выполнения заданий в карточке подчеркивается необходимость обратиться к консультантам или учителю.

    Инструктивная карточка нацеливает учащихся на проведение взаимоконтроля и самоконтроля, на активное участие в обсуждении вопросов семинара, знакомит с индивидуальными контрольными заданиями, которые школьники должны будут выполнить после семинарского занятия.

    Вопросы предстоящего семинара формулируются в общей форме и готовятся учащимися всех групп.

    Вопросы к семинару

    "Клеточный метаболизм"

    1.В чем сущность и значение фотосинтеза? Дайте характеристику световой и темновой фазам. Какие процессы происходят в каждой фазе и каковы их результаты? Как связаны между собой проблемы фотосинтеза и обеспечения продовольствием населения Земли?

    2.В чем сущность и значение гликолиза? Какие вещества вступают в энергообмен и какие изменения претерпевают? Какова роль "ферментативного конвейера"? Объясните потребность большинства животных организмов в кислороде. Когда и при каких условиях анаэробный гликолиз может преобладать над аэробным процессом?

    3.Каковы условия и механизмы реализации генетической информации в клетке? Что представляет собой генетический код и каковы его свойства? Как отражены в процессе транскрипции принципы комплементарности и матричного синтеза? Где и как происходит процесс трансляции? Какие перспективы открывает перед человечеством овладение механизмами реализации генетической информации?

    Дополнительные вопросы (для учащихся, собирающихся поступать в вузы биолого-медицинского профиля)

    1.Раскройте эволюционные и экологические аспекты процессов фотосинтеза, аэробного гликолиза (дыхания) и биосинтеза белков.

    2.Почему клетки, содержащие в ДНК одинаковую генетическую информацию, производят разные белки? Каков механизм регуляции биосинтеза белков?

    Структуру проведения семинара можно представить в виде следующей схемы:

    вводное слово учителя - групповая работа - выступление учащихся I группы - рецензия II группы - рецензия рецензии III группы - выступление II группы - рецензия III группы - рецензия рецензии I группы - выступление III группы -рецензия I группы - рецензия рецензии II группы - оценка групповой работы - сообщения учащихся по вопросам углубленного изучения темы - подведение итогов.

    Во вводном слове учитель ставит задачи семинара, проводит жеребьевку, в результате которой определяется задание для каждой группы (каждая группа готовит сообщение по одному из трех вопросов семинара). В группах работают консультанты. На групповую работу затрачивается 5-7 минут урока. Затем от каждой группы выступают один-два учащихся, учащиеся других групп задают вопросы, рецензируют выступления. В заключение подводятся итоги, выслушиваются мнения учителя, консультантов, рецензентов, оценивается не только групповая работа, но и участие каждого ученика в обсуждении вопросов семинара, выполнение им контрольных вопросов инструктивной карточки.

    Если время остается, то заслушиваются сообщения учащихся по дополнительным вопросам. В крайнем случае (по заданиям углубленного изучения) учитель работает с учащимися индивидуально, во внеурочное время.

    Другой подход предполагает организацию семинара с целью самостоятельного изучения нового материала. Наш опыт показывает, что эффективности проведения семинара как урока получения новых знаний также способствует большая предварительная работа, включающая групповую работу под руководством консультантов и индивидуальную подготовку по инструктивным карточкам. Вопросы семинара едины для учащихся всех групп. Некоторые ученики получают индивидуальные задания, требующие более углубленного раскрытия изучаемой темы.

    В процессе проведения семинара групповая работа не организуется, весь класс участвует в обсуждении и рецензировании вопросов.

    Рассмотрим методику семинара, дидактической задачей которого является изучение нового материала, на примере урока "Вирусы - неклеточные формы жизни". Самостоятельное изучение вирусов целесообразно организовать после обобщения знаний о биосинтезе белка и рассмотрения задач и методов генной инженерии, так как для понимания строения и жизненных циклов вирусов учащиеся должны свободно оперировать такими понятиями, как "редупликация", "транскрипция", хорошо знать строение и функции белков, нуклеиновых кислот. Благодаря опорным знаниям о строении и значении биополимеров, этапах синтеза белка, материал о функционировании вирусов в клетках живых организмов становится доступным для самостоятельного изучения учащимися. Вопросы для обсуждения на семинаре могут быть следующими:

    1. Особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их классификация.

    2. Жизненные циклы вирусов.

    3. Происхождение вирусов, их роль в эволюции клеточных организмов.

    Дополнительные вопросы

    1.Строение вируса иммунодефицита человека (ВИЧ), его жизненный цикл.

    2.Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД): объяснение особенностей протекания болезни с позиций знаний о строении ВИЧ, механизме его развития в клетках человека.

    Основные вопросы семинара учащиеся готовят самостоятельно по действующим учебникам и пособиям, включая учебник общей биологии (авторы: А.О.Рувинский, Л.В.Высоцкая, С.М.Глаголев и др.).

    Для освещения дополнительнвх вопросов важно рекомендовать статью Б.М.Медникова "СПИД с позиции биолога" (Биология и современность. М.: Просвещение, 1990).

    Семинар проводится по следующей схеме: вводное слово учителя - обсуждение основных вопросов - рецензирование - заслушивание сообщений - подведение итогов - оценка результатов самостоятельной работы учащихся.

    Семинар как урок получения новых знаний может широко применяться при изучении общей биологии, темы таких уроков могут быть самыми разными, например: "Значение белков в клетке", "Немембранные компоненты клетки", "Генетика пола. Сцепленное с полом наследование", "Взаимодействие генотипа и среды. Модификационная изменчивость", "Предпосылки и основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина" и другие.

    Наш опыт свидетельствует, что проведение семинарских занятий с целью изучения и обобщения материала, организация в процессе подготовки к семинару групповой самостоятельной работы, использование приемов и методов активизации учебной деятельности способствуют более глубокому усвоению учащимися биологических понятий, повышают познавательные возможности старшеклассников.

    15 мая 2019 года состоялся республиканский семинар «Физиологические основы здоровьесберегающих педагогических технологий: поколение Z» на базе Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского

    для методистов районных, городских методических кабинетов (центров), курирующих преподавание химии и биологии, руководителей методических объединений учителей химии и биологии, учителей химии и учителей биологии.

    На семинаре были рассмотрены вопросы организации учебно-воспитательного процесса с применением здоровьесберегаюших педагогических технологий в условиях информатизации и глобализации:

    В. М. Ефимова, заведующая кафедрой валеологии и БЖДЧ, обобщила современные исследования педагогов, психологов, социологов, медицинских работников по проблемам обучения и социального взаимодействия с подростками поколения Z.

    Н.Н. Скоромная, доцент кафедры, проанализировала основные тенденции, характерные для показателей здоровья и физического развития современных обучающихся.

    Ю.М Гавриленко , директор Таврического колледжа, осветила основные особенности обучения в Таврическом колледже КФУ, привела примеры здоровьесберегающих технологий, применяемых преподавателями колледжа в работе со старшими подростками.

    Так же вниманию учителей были предложены возможные способы решения проблем невербального общения в школьной среде, формирования положительной мотивации в учебной деятельности старшеклассников и другие вопросы, касающиеся профилактики несчастных случаев, а так же подготовки учащихся поколения Z к государственной итоговой аттестации.

    Материалы семинара можно скачать, пройдя по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/1PrIeDl4p5jiRF24-IK8homflnE3SYAAr?usp=sharing

    Материалы семинара, состоявшегося 25.04.2018г. на базе ГБОУ ДПО РК КРИППО по теме: «Красная книга как средство формирования экологической культуры современных школьников», можно скачать, следуя по ссылке:

    27 марта 2018 состоялся семинар "Структурно-содержательные особенности УМК по биологии «Сферы» (5-9), издательства «Просвещения»". Материалы семинара можно скачать, следуя по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1_X0B7RsDREpgQfX9eaRyMlK9cZb8OAUR?usp=sharing

    Материалы семинара "Заповедники Республики Крым". Биологическое и ландшафтное разнообразие, охрана и управление", состоявшегося 06.11.2017г. на базе ГБОУ ДПО РК КРИППО, можно скачать, следуя по ссылке:

    Материалы семинара "Красная книга Республики Крым. Биологическое и ландшафтное разнообразие, охрана и управление", состоявшегося 25.10.2017г. на базе ГАУ РК УНЦ "Экопарк" с. Береговое Бахчисарайского района, можно скачать, следуя по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0B2sJq0XvQU3dblpjOHRtVEx5d1k?usp=sharing

    27 сентября 2017г. ГБОУ ДПО РК КРИППО совместно с Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым на базе ГАУ РК «Учебно-научный центр Республики Крым по экологии и природным ресурсам» (ГАУ РК УНЦ «ЭКОПАРК») проведен семинар «Заповедники Республики Крым. Биологическое и ландшафтное разнообразие, охрана и управление» для учителей биологии и учителей физики общеобразовательных организаций Республики Крым.

    На семинаре были заслушаны доклады зам. директора ГАУ РК "Управление особо охраняемых природных территорий Республики Крым" Ермакова Ю.А. "Охрана и управление ООПТ, подведомственными ГАУ РК "УООПТ РК", доцента кафедры землеведения и геоморфологии Таврической Академии КФУ им. В.И. Вернадского Епихина Д.В. "Сеть особо озраняемых природных территорий РК" и др.

    Презентации докладчиков можно скачать по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0B2sJq0XvQU3dN2dxcTRsUEVhb0k?usp=sharing

    В соответствии с Планом основных мероприятий по проведению в 2017 году в Республике Крым Года экологии, утвержденным распоряжением Совета Министров Республики Крым от 17.01.2017 №17-р «О проведении в Республике Крым Года экологии» 21.06.2017г. проведен третий из цикла семинар для учителей химии, учителей биологии, учителей физики по теме: «Экология Крыма» на базе ГАУ РК «Учебно-научный центр Республики Крым по экологии и природным ресурсам» (с. Береговое Бахчисарайского района).

    На семинаре выступили:

    Карпенко С.А., доцент Таврической академии ФГУ им. В.И. Вернадского с докладом "Методологические подходы к оценке экологического состояния окружающей среды территории Крыма и его регионов"

    Иванов С.П., профессор кафедры экологии и зоологии Таврической академии ФГУ им. В.И. Вернадского с докладом "Красная книга Республики Крым как инструмент экологического воспитания и просвещения населения и сохранения биологического разнообразия"

    Ким М.А., зав. отделом мониторинга водных объектов и использования вод Государственного комитета по водноиу хозяйству и мелиорации Республики Крым с докладом "Современное состояние водных ресурсов Республики Крым" и другие докладчики.

    Материалы семинара можно найти по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0B2sJq0XvQU3dRVBBeWNtbkNoRHM?usp=sharing

    25 августа в ГБОУ ДПО КРИППО состоялся Республиканский семинар «Об особенностях преподавания биологии в образовательных организациях Республики Крым в 2017/2017 учебном году». В работе семинара приняли участие специалисты органов управления образования муниципальных районов и городских округов, курирующие преподавание биологии, руководители методических объединений учителей биологии из всех регионов Республики Крым.

    В ходе проведения семинара участники были ознакомлены с особенностями преподавания биологии в условиях интеграции Республики Крым в образовательное поле Российской Федерации в 2016/2017 учебном году, содержанием и учебно-методическим обеспечением предметов, особенностями рабочих программ по биологии, а так же намечены пути реализации рекомендаций по внедрению основополагающих документов по методике преподавания биологии в основной и старшей школе.

    На семинаре особое внимание было уделено вопросу качественной подготовки обучающихся к сдаче государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, даны практические рекомендации. Председателем предметной комиссии Дризуль А.В. приведен сравнительный анализ результатов ЕГЭ по биологии в Республике Крым в 2015 и 2016 году, проведен анализ типичных ошибок, обозначены темы разделов биологии и типы заданий, вызвавших затруднения у выпускников, освещены особенности подходов к оцениванию ответов.

    Не потерял своей актуальности вопрос о подготовке учащихся к Всероссийским олимпиадам школьников по биологии, экологии в 2016/2017 учебном году, который так же был рассмотрен в ходе семинара. семинар для учителей биологии

    От учителя на современном этапе развития школьного образования, требуется система форм обучения, обеспечивающая активизацию познавательной деятельности учащихся.

    Конечно, активность или пассивность занятия не всегда определяется видом урока, а чаще всего способностью учителя будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию, иначе говоря, творческим трудом учителя и учащихся.

    В этом плане эффективной формой обучения является семинар.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок - семинар в системе групповых технологий, как эффективная форма обучения старшеклассников.

    От учителя на современном этапе развития школьного образования, требуется система форм обучения, обеспечивающая активизацию познавательной деятельности учащихся.

    Конечно, активность или пассивность занятия не всегда определяется видом урока, а чаще всего способностью учителя будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию, иначе говоря, творческим трудом учителя и учащихся.

    В этом плане эффективной формой обучения является семинар.

    Семинары - важная форма выработки у школьников самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать. Проведение семинаров может быть составной частью лекционно - семинарской системы обучения, расширяющей область их применения. Это подтверждается, например, возможностью ее применения в такой разновидности совместной учебной деятельности учителя и учащихся, как "погружение".

    Уроки-семинары имеют специфическое содержание:

    1. их целесообразно проводить по таким темам, в ходе обсуждения которых ученик не просто усвоит определенные знания, но и находит решение проблемы;
    2. они отличаются особым характером деятельности учащихся;
    3. им предшествует основательная подготовительная работа, часто исследовательского характера.
    4. при подготовке к нему учитель может прибегнуть к «разумному распределению труда», где учитываются интересы и способности учащихся.

    Семинары отличаются от уроков:

    1. большой степенью самостоятельности при подготовке к семинару;
    2. большой активностью учащихся при обсуждении результатов подготовки;
    3. владением навыков работы с литературой;
    4. изменением организации этапов обучения (их последовательности и содержания), например, домашнее задание носит опережающий характер, а его проверка совпадает с изучением нового материала;
    5. изменением функций, выполняемых учителем и учащимися; учащиеся выполняют информационную функцию, а учитель - регулятивную и организаторскую.

    Методика подготовки семинара, ее сориентированность на привлечение к активному участию большинства учащихся класса состоит:

    1. в своевременности информирования учащихся о цели, теме и плане семинара, продуманности плана, внесении корректив в него в соответствии с пожеланиями учащихся;
    1. системе подготовки: подбора основной и дополнительной литературы, характера консультаций, работе консультантов, совета дела, творческих групп, использование материалов стенда “Готовимся к семинару”, алгоритмов (как работать с литературой, как писать тезисы, как готовить доклады, как выступать);
    2. разработке системы дифференцированных заданий (подготовке докладов, рецензирование, оппонирование, задания для сбора материалов в музеях, интервьюирование, подготовка схем, таблиц, графиков, демонстраций и т.д.).

    Здесь широко применяются:

    Фронтальные задания (составление плана, чтение справочной литературы);

    Групповые задания (подготовка доклада, вопросов для групповой работы, работа с групповыми заданиями, подготовка стенда, газеты, поиск литературы, распределение ролей в групповой работе);

    Индивидуальные задания (подготовка сообщения и комментария, обдумывание собственного мнения о проблеме, доклад, анализ исследуемой проблемы, темы).

    Методика проведения семинара, ее направленность на раскрытие творческих возможностей учащихся состоит:

    1. в четкости определения темы и цели семинара;
    2. психологической подготовке учащихся к обсуждению вопросов;
    3. форме стимулирования их активности и познавательного интереса;
    4. соотношении деятельности учителя и учащихся: краткости и целенаправленности вводного слова учителя, уместности и продуманности замечаний и коррекции, организации коллективного обсуждения, дискуссии.

    В форме семинаров можно организовывать уроки:

    После проведения вводных, установочных и текущих лекций;

    При обобщении и систематизации знаний и умений учащихся по изучаемой теме;

    При изучении нового материала, если он доступен для самостоятельной

    Проработки учащимися;

    При проведении уроков, посвященных реализации модельного, проблемного метода обучения, различным методам решения заданий, задач т.д.

    При организации семинара целесообразно создавать рабочие группы, поручая им различные задания.

    В группах учащиеся между собой распределяют обязанности. При такой форме деятельности может найтись посильная работа для учеников разного уровня знаний.

    Семинар пройдет интереснее, когда, кроме докладчиков, имеется и группа оппонентов.

    Она заранее знакомятся с основными положениями выступлений учащихся, готовят вопросы, рецензируют выступления.

    На семинаре каждый отвечает за какой-то участок общей работы, поэтому возрастает ответственность ученика за подготовку домашнего задания.

    С этим связаны и цели семинаров:

    Определение собственной позиции ученика, его личного мнения;

    Выявление способностей учащихся

    Где главная цель семинарского занятия - формирование умения самостоятельно трудиться, искать решения проблемы.

    Поэтому семинары характеризуются, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками:

    Самостоятельным изучением учащимися программного материала;

    Обсуждением на уроке результатов познавательной деятельности школьников.

    Семинарская форма занятий создает благоприятные условия для реализации возможностей каждого ученика, для самопознания и творчества, способствует развитию познавательных и исследовательских умений учащихся, повышению культуры общения.

    На семинарах отрабатываются умения:

    1. выступать с самостоятельными сообщениями
    2. дискуссировать
    3. отстаивать свои суждения

    Семинары желательно проводить, начиная с 9 класса, т. к. к этому моменту у учащихся накапливаются определенные умения и навыки, необходимые для проведения подобных уроков. Существуют разнообразные виды семинаров, отличающиеся по организации их проведения. Приводим один из примеров классификации семинаров по В.В.Гузееву.

    1.Аналитический семинар. Учащиеся самостоятельно анализируют тексты, конструируют задания для групп, решают задачи, составляют планы, схемы.

    2. Эвристический семинар предполагает применение знаний в измененной ситуации, в лабораторном опыте, докладе, диспуте.

    3. Контрольно – обобщающий, проверяет навыки, базовые знания по тематическому циклу, готовность к экзаменационным испытаниям.

    Пример. Схема аналитического семинара с использованием групповых технологий.

    Время

    2 мин.

    Вводный инструктаж. Учитель обращает внимание на содержание плана работы, наличие информационных листов, инструкций, тестов, карточек- заданий, немых рисунков.

    10 мин.

    Практическая работа . Конструирование и выполнение заданий разного уровня с использованием схем, немых рисунков, дополнительной литературы.

    7 мин.

    Защита выполненных работ . Группы обмениваются заданиями и проверяют правильность выполнения заданий других групп. Результаты данной работы оценивают консультанты совместно с учителем. Выставляются баллы в листки самоконтроля.

    8 мин.

    Обсуждение предложенных вопросов в группах. Проводят ученики – консультанты в каждой группе совместно с учителем.Результаты обсуждения заносятся в листки самоконтроля в виде баллов.

    3 мин.

    Общий вывод

    8 мин.

    Индивидуальная работа «Проверь себя». Тестирование. Предлагаются тесты разного уровня сложности на выбор ученика.

    2 мин.

    Подведение итогов . Выставление оценок в лист самоконтроля. Учащиеся сдают листки самоконтроля, выполненные тесты, которые проверяет учитель совместно с консультантами

    По характеру деятельности выделяют три разновидности семинара:

    1. семинары с развернутыми выступлениями учащихся по заранее поставленным вопросам и обсуждению проблем и выступлений;
    2. семинары, где осуществляется обсуждение докладов или рефератов учащихся;
    3. семинары-диспуты.

    Различают уроки семинары:

    По учебным задачам,

    По источникам получения знаний,

    По формам их проведения

    По формам проведения выделяют: семинары – развёрнутые беседы, семинары доклады, заключительный семинар, семинар-диспут, семинар-решение задач, семинар конференция.

    Семинар - развёрнутая беседа наиболее распространённая форма семинарских занятий.

    Данный семинар предполагает:

    1. подготовку всех учащихся по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем обязательной и дополнительной литературы;
    2. выступления учащихся и их обсуждение;
    3. выступление и заключение преподавателя.

    Развёрнутая беседа не исключает, а предполагает и заранее запланированные выступления отдельных учащихся по некоторым дополнительным вопросам.

    Но данные сообщения выступают здесь в качестве дополнения к уже состоявшимся выступлениям, а не как основа для обсуждения.

    Семинары – доклады готовятся по заранее предложенной тематике.

    Кроме общих целей учебного процесса преследует задачи:

    1. привить навыки научной, творческой работы;
    2. воспитать самостоятельность мышления;

    Вкус к поиску новых идей и фактов, примеров.

    Целесообразно выносить на обсуждение не более 2-3 докладов продолжительностью в 12-15 минут (при двухчасовом семинаре).

    Иногда кроме докладчиков по инициативе преподавателя или же по желанию самих учащихся назначаются содокладчики и оппоненты.

    Последние обычно знакомятся предварительно с текстами докладов, чтобы не повторять их содержание.

    Заключительный семинар проводится по какой-либо большой теме, когда ее основные вопросы уже обсуждены ранее.

    Семинар-диспут имеет ряд достоинств:

    1. кроме других задач, обычно реализуемых на семинаре, эта форма наиболее удобна для выработки навыков полемиста;
    2. диспут может быть и самостоятельной формой семинара и элементом других форм практических занятий;
    3. как самостоятельная форма наиболее интересно проходят такие занятия при объединении двух или нескольких семинарских групп, когда с докладами выступают учащиеся одного класса, а оппонентами - другого, о чем договариваются заранее.
    4. вопросы, выносимые на подобные семинары, должны всегда иметь теоретическую и практическую значимость.
    5. диспут как элемент обычного семинара может быть вызван преподавателем в ходе занятия или же заранее планируется им. Полемика возникает подчас и стихийно.

    Выбирая форму урока и методы обучения необходимо помнить,

    Что «учащиеся удерживают в памяти:

    1. 10 % того, что читают;
    2. 26 % того, что слышат;
    3. 30 % того, что видят;
    4. 50 % того, что видят и слышат;
    5. 70 % того, что обсуждают с другими;
    6. 80 % того, что основано на личном опыте;
    7. 90 % того, что проговаривают в то время, как делают;
    8. 95 % того, чему они обучаются сами»

    (Джонсон Дж.,1996г.)