Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Три версии задержания алексея улюкаева
  • Аврора в римской мифологии богиня утренней зари, отождествляемая с греческой
  • Сильные мира сего: самые влиятельные люди мира
  • Михаил Виноградов, психиатр-криминалист: биография, личная жизнь
  • Кто жил до динозавров на земле Что было до динозавров на земле
  • Русские народные сказки: виды, принципы рассказывания Черты фольклорной сказки
  • Какие проблемы возникают при развитии ууд. К проблеме формирования универсальных учебных действий в условиях дошкольного образовательного учреждения джиоева а.р.,бжинаева к.а. Текст научной работы на тему «Проблема развития у школьников регулятивных УУД:

    Какие проблемы возникают при развитии ууд. К проблеме формирования универсальных учебных действий в условиях дошкольного образовательного учреждения джиоева а.р.,бжинаева к.а. Текст научной работы на тему «Проблема развития у школьников регулятивных УУД:

    Проблема формирования универсальных учебных действий

    магистрант, 1 курс, ТГУ

    Волкова Александра Александровна

    д-р пед. наук, профессор ТГУ

    Руденко Ирина Викторовна

    г. Тольятти

    Идея новомодных и популярных универсальных учебных действий не нова. «Учусь учиться!» -- выражение, которое можно встретить во многих классах общеобразовательных учреждений. Термин «Универсальные учебные действия» есть не что иное, как конкретизация термина «умение учиться», то есть способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. С точки зрения психологии этот термин определяется как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса .

    Руководствуясь новыми государственными документами, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи иноязычного начального образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

    Способность учащегося самостоятельно успешно осваивать предметные области, в том числе и «Литературное чтение», и «Иностранный язык», включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают ему «возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик» .

    Понимание того, что в основе успешности, результативности и самостоятельности учения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение по отношению к узко предметным знаниям и умениям, признаётся сегодня всеми ведущими психологами и дидактами, такими как: М. Р. Гинзбург, Н. И. Гуткина, В. В. Давыдов, А. З. Зак, Т. А. Нежнова, К. Н. Поливанова.

    Формирование умения учиться, или способность к самостоятельной продуктивной иноязычной деятельности, предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

    • 1. мотивы (игровые, познавательные, учебные мотивы);
    • 2. учебную цель;
    • 3. учебную задачу;
    • 4. учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль, оценка и самооценка).

    Очевидно, что формирование универсальных учебных действий связано с формированием основных компонентов учебной деятельности младших школьников при овладении иноязычной речевой деятельностью .

    Почему же учебные действия называются универсальными? Они называются так потому, что они носят надпредметный или метапредметный характер и лежат в основе регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

    Именно несформированностью учебных действий психологи объясняют несформированность учебно-познавательной мотивации, низкий уровень любознательности и активности учащихся, трудности планирования своей деятельности и проблемы школьной адаптации, хроническую не успешность, эмоциональную усталость, рост девиантного поведения.

    При выделении универсальных учебных действий, опираются на концепцию развития универсальных учебных действий, разработанную на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н, Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов).

    В состав основных видов универсальных учебных действий входят четыре блока:

    • 1. личностный;
    • 2. регулятивный;
    • 3. познавательный;
    • 4. коммуникативный.

    Представим характеристику универсальным учебным действиям.

    • 1. Личностные действия сформируют у учащегося нравственную, моральную, ценностно-смысловую и социальную ориентацию. На наш взгляд, данная сфера является ведущей в Программе формирования универсальных учебных действий. Личностные учебные действия обеспечивают формирование норм внутренней позиции школьника («что такое хорошо и что такое плохо») и межличностных отношений.
    • 2. Регулятивные действия обеспечивают учащемуся организацию его учебной деятельности. Важнейшая задача начального образования -- развитие способности учащегося к саморегуляции и принятия ответственности за свои поступки. Как известно, ведущей учебной деятельностью младшего школьного возраста является учебная деятельность. Регулятивные учебные действия отражают содержание именно этой деятельности. учебный иностранный самостоятельный школьник
    • 3. Познавательные действия представляют собой самый обширный блок УУД, поскольку включают
    • ·общеучебные действия;
    • ·логические действия;
    • ·действия по постановке и решению проблемы.
    • 4. Коммуникативные действия в рамках любой предметной деятельности обеспечивают социальное взаимодействие партнёров по общению или деятельности.

    Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

    Целесообразно привести примеры тех видов упражнений и заданий для учащихся, через выполнение которых, на наш взгляд, будут формироваться, и развиваться вышеперечисленные блоки универсальных учебных действий. Педагоги не должны оставлять без внимания процесс планомерного формирования и развития универсальных учебных действий. Примеров заданий -- масса, но остановимся лишь на некоторых из них.

    Таблица 1. Универсальные учебные блоки

    Основные виды универсальных учебных действий

    Тип/характер задания, формирующего данное УУД

    личностные

    • -- на этапе рефлексии урока предложить учащемуся самому оценить уровень успешности на данном учебном занятии;
    • -- проведение физминуток (установка на здоровый образ жизни);
    • -- задания типа «Оцени поведение главного героя. Хорошо он поступил? Как бы повёл себя ты на его месте?»

    регулятивные

    • -- составление различного рода плана (ключевые слова, утверждения, вопросы, тезисы) при работе над текстом по чтению;
    • -- составление плана как последовательности речевых действий при подготовке устного монологического и диалогического высказывания;
    • -- задания типа «Посмотри на заголовок рассказа и скажи, о чём будет идти речь в данном тексте», «Прочти последний абзац истории и догадайся, что произошло с главной героиней», «Прочитай первые три предложения рассказа и предположи, что будет дальше»;
    • -- контрольные задания, в том числе тестового характера

    познавательные

    • -- формулировка познавательной задачи самими учащимися;
    • -- организация проектной деятельности учащихся;
    • -- подготовка устного и письменного речевого высказывания;
    • -- формулирование проблемы (главной идеи) текста;
    • --извлечение необходимой информации из прочитанного (услышанного) аутентичного текста;
    • --преобразование модели утвердительного предложения в вопросительные предложения различных типов;
    • -- составление таблиц, схем-моделей;
    • -- замещение буквы звуком;
    • -- выделение гласных и согласных букв/звуков в словах;
    • --самостоятельное достраивание

    выражение/предложения/диалога/текста с

    восполнением недостающих компонентов (слов, словосочетений, предложений);

    • -- классификация слов по частям речи/правилам чтения/общности тематики и т.д.;
    • -- самостоятельное выведение правил (грамматические явления, словообразование)

    коммуникативные

    Организация совместной работы учащихся (парная, групповая формы)

    В заключении, хотелось добавить, что формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение предметными линиями, как средством межкультурного общения и взаимодействия.

    Список литературы

    • 1. Алексеева Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева [и др.]. М.: Просвещение, 2010. 125 с.
    • 2. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.: ил.
    • 3. Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Воронцов [и др.] М.: Просвещение, 2010. 220 с.
    • 4. Давыдов В. В. Виды общения в обучении. М.: Просвещение, 1972. 253 с.

    Королева Мария Александровна

    Современное состояние проблемы формирования УУД при обучении биологии

    Ключевые слова: универсальные учебные действия, формирование универсальных учебных действий, федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, урок биологии.

    Аннотация: статья посвящена актуальному вопросу введения новых образовательных стандартов и изменению основных подходов в их осуществлении. В связи с этим приводятся результаты анализа понятия «универсальные учебные действия». Существенное внимание уделено исследованию ряда проблем, появляющихся в связи с формированием универсальных учебных действий у учащихся на уроках биологии в школьной практике, а также рассмотрены пути их решения.

    В современном обществе сугубо специализированные отрасли стремительно теряют свои лидерские позиции. Каждое явление, каким бы оно ни было, сегодня можно (и даже необходимо) рассматривать полифункционально. Различные термины и виды деятельности свободно перетекают из одной области науки в другую, сближая их, объединяя, смывая границы между ними.

    Соответственно, чтобы быть успешным в такой ситуации, теперь недостаточно иметь только большой объем косных знаний (под «косными» подразумеваются инвариантные, фундаментальные знания, накопленные в каждой из областей наук). Сегодня гораздо важнее уметь быстро получить ту или иную информацию, перестроиться под новые обстоятельства, обновить свои знания и умения в соответствии с новыми требованиями.

    Именно поэтому так много внимания со стороны научной и педагогической общественности привлекла категория «универсальные учебные действия», заявленная в Федеральных государственных образовательных стандартах последнего поколения, и вызвала на себя большое количество обсуждений и споров.

    Рассматривая это понятие с разных сторон, современные деятели психологии, педагогики и методики предлагают различные его определения.

    Глоссарий ФГОС дает следующее определение, в котором акцентируется внимание на глобальном значении универсальных учебных действий: универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного присвоения нового социального опыта .

    А.Г. Асмолов предлагает уточнить и конкретизировать данное определение еще и в узком смысле:

    Универсальные учебные действия – совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ним навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса .

    М. Пак и А.Н. Лямин в своей статье говорят об универсальных учебных действиях как о разносторонних и многофункциональных учебных действиях интегративного характера, пригодных для достижения образовательных, а также социально-значимых и жизненно важных целей .

    Слово «универсальный» в этом понятии отражает все те особенности, которые рассмотрены выше. То есть, полифункциональность, гибкость, вариативность, и даже скорость, актуальность, современность и своевременность.

    Слово «учебный» в контексте этого понятия следует рассматривать скорее как процесс присвоения опыта на протяжении всей жизни, а не как процесс, приуроченный к обучению в каком-либо образовательном учреждении.

    И, наконец, слово «действия» предполагает активное участие школьников в образовательном процессе. Превращение их во многом из пассивной «впитывающей губки», как говорят многие педагоги, в исследователя, конструктора и контролера своей познавательной деятельности.

    То, что мы вкладываем сегодня в понятие «универсальные учебные действия» должно обеспечить развитие способности обучающихся не только к поиску и отбору новых знаний, но и к формированию готовности ценить и оценивать их. Следовательно, универсальные учебные действия должны обеспечить развитие потребности получать знания, различать ценность той или иной информации, критически оценивать ее достоверность, отбирать те знания, которые необходимы в данной ситуации.

    Созвучны требованиям времени и современные цели биологического образования, которые заключаются не только в передаче знаний, умений и навыков от учителя к ученику, но и в переводе их взаимодействия на уровень формирования компетентности. Это позволит учащимся «научиться учиться», разовьет в них способность к постоянному непрерывному самообразованию, стремление к поиску новой информации из различных источников, ее осмыслению и творческому использованию в своей деятельности.

    В связи с этим нам представляется важным исследование современного состояния проблемы формирования универсальных учебных действий в школе в процессе обучения биологии.

    В рамках нашего исследования приняли участие 73 учителя биологии школ города Мурманска и Мурманской области и школ города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Анализ ответов респондентов позволяет нам сделать следующие выводы.

    Как показало анкетирование учителей, 63% опрошенных неверно определяют понятие «универсальные учебные действия» или толкуют его с допущением ошибок. 13% учителей оставили данный вопрос без какого-либо ответа. Такие показатели могут быть вызваны тем, что ознакомление педагогов с нормативными документами зачастую носит лишь формальный характер. Также можно предположить непосредственное влияние устоявшегося негативного отношения к изменениям и реформам образовательной сферы, существующим в нашей стране.

    Данные опрошенных учителей биологии свидетельствуют о том, что им зачастую трудно разграничить понятия «универсальные учебные действия» и «общеучебные» умения. Об их значительном отличии друг от друга говорят лишь 37% респондентов. А 39% отмечают, что отличий почти не наблюдается. 16% педагогов оставили данный вопрос без какого-либо ответа.

    Вместе с тем подавляющая часть педагогов – 77% - считает, что развивать универсальные учебные действия на уроках биологии необходимо. Кардинально противоположного мнения придерживается лишь 1% респондентов. Одна шестая опрошенных учителей считает, что достаточно будет только эпизодически обращаться к вопросу формирования универсальных учебных действий на уроках биологии. А 6% затруднились ответить, что, возможно, связано с непониманием значения понятия «универсальные учебные действия», а, соответственно, и его места в учебном процессе.

    43% учителей руководствуются принципом формирования универсальных учебных действий на практике систематически, а 39% осуществляют его лишь эпизодически. Совсем не развивают или затрудняются ответить 17% респондентов. Сравнивая эту информацию с полученной ранее, мы можем заметить, что не все педагоги, считающие необходимым развивать универсальные учебные действия на уроках биологии, осуществляют эту деятельность в реальной практике. Зато процент педагогов, обращающихся к данному виду деятельности эпизодически, значительно возрастает. Но известно, что любую деятельность можно сформировать лишь путем систематических тренировок и эпизодического обращения не может быть достаточно.

    Чаще всего универсальные учебные действия подразделяют на 4 группы: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Они формируются в результате взаимодействия обучения всем предметам, в каждом из которых преобладают определенные виды учебного действия. При обучении биологии особое внимание, по мнению респондентов, следует уделять познавательным универсальным учебным действиям. Этот вариант ответа отметил 91% респондентов. Почти в два раза меньшее количество педагогов считают необходимым развивать коммуникативные и личностные универсальные учебные действия. Последнее место по значимости (23%) отведено регулятивным универсальным учебным действиям.

    Такое внимание педагогов к формированию познавательных универсальных учебных действий при обучении биологии можно объяснить несколькими причинами.

    Во-первых, умения, входящие в группу познавательных универсальных учебных действий, наиболее удобно развивать в рамках предмета «биология», опираясь на его содержание, методы и средства обучения.

    Во-вторых, преобладание познавательной группы универсальных учебных действий может объясняться также тем, что школа в течение долгого времени выполняла функцию, прежде всего, транслятора готовых знаний, поставив познавательный аспект деятельности превыше остальных.

    Кроме того, не существует четкой границы, разделяющей универсальные учебные действия на группы. Они все взаимосвязаны между собой, схожие элементы и операции встречаются в разных группах универсальных учебных действий. Поэтому любые задания на формирование личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, построенные на материале предмета «биология», будут нести в себе также и познавательный аспект.

    Значительное отставание регулятивной группы может говорить о том, что учителя еще не готовы выпустить контроль учебной деятельности школьников из своих рук и передать эту инициативу самим учащимся.

    На вопрос: «Какие виды универсальных учебных действий необходимо в первую очередь формировать при обучении биологии в основной школе?» - большинство учителей отметили существенным создание алгоритмов деятельности при решении проблем учебного, исследовательского и творческого характера применения методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств, анализ полученной информации. Чуть менее половины опрошенных учителей биологии указали на такие виды, как самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Рефлексия способов и условий деятельности, контроль, оценка и коррекция процесса и результатов деятельности, а также учебная коммуникация с учителем и одноклассниками – были указаны в анкетах 43 и 41% опрошенных соответственно.

    Чуть больше трети респондентов выделили в качестве приоритетных видов универсальных учебных действий планирование учебной деятельности. Аутсайдерами оказались умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и выделять нравственный аспект поведения. Следует отметить, что лидирующие позиции снова остались за теми видами универсальных учебных действий, которые относятся к познавательной группе. Последнее место по значимости было отведено личностным универсальным учебным действиям.

    Такая ситуация может быть вызвана тем, что, понимая необходимость личностного развития ребенка и привития ему общепринятых моральных норм, учителя зачастую не находят для этого времени непосредственно на уроке. Такого рода работа, по их мнению, прежде всего, должна осуществляться во внеурочной и внеклассной работе, в процессе воспитания детей в семье. Как показывает практика, эти надежды не редко остаются неоправданными.

    Развивая универсальные учебные действия при обучении биологии, учителя-предметники опираются преимущественно на практические работы и исследовательскую деятельность школьников. При этом они отводят главную роль традиционному уроку биологии и крайне редко отступают от уже устоявшихся форм. Лишь 11% респондентов отметили значение творческих заданий, учебных проектов, практикумов, лекционно-семинарских занятий, смарт-уроков и применение различных педагогических технологий в качестве возможных способов формирования универсальных учебных действий.

    Категория универсальных учебных действий была введена в науку и школьную практику относительно недавно, поэтому учителя биологии сталкиваются с рядом трудностей при их формировании. Основными из них по результатам исследования выступают: нехватка времени на уроках, отсутствие специальных методик, пооперациональных алгоритмов формирования и оценивания универсальных учебных действий. Были отмечены и проблемы развития мотивационного компонента учебной деятельности, трудности, связанные с установлением межпредметных связей в целях формирования универсальных учебных действий. Также учителя ссылались на нехватку опыта в новом для них ракурсе деятельности.

    Универсальные учебные действия обладают рядом функций, которые выделили Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Наиважнейшей из них, по мнению педагогов-предметников, является создание условий для развития компетентности «умения учиться»; на треть менее значимым выступает создание условий для гармоничного развития личности и обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений и навыков. Менее важной, со стороны опрошенных, оказалась функция обеспечения возможности обучающихся самостоятельно осуществлять деятельность учения.

    Несмотря на большое отставание последней функции, учителя отмечают возрастание самостоятельности школьников при полном овладении универсальными учебными действиями (значительное – 69% и незначительное – 26%). 61% учителей считает, что развивать самостоятельность на основе универсальных учебных действий эффективно.

    В результате анализа современных школьных учебников по биологии, допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных школах было отмечено, что далеко не все из них включают задания, ориентированные на развитие универсальных учебных действий. В учебных книгах до сих пор не редко преобладают вопросы репродуктивного характера, направленные на воспроизведение знаний, количество заданий, способствующих развитию различных видов деятельности учащихся, в целом не велико.

    Таким образом, анализ психологической, педагогической литературы, результатов анкетирования учителей биологии и организация экспериментального обучения по развитию универсальных учебных действий у школьников позволили сделать вывод, что успех их формирования определяется следующими методическими условиями:

    1. мотивацией учащихся на необходимость выполнения определенных действий в процессе решения учебных задач;
    2. четкостью и доступностью задач, которые учащиеся должны решить в ходе учебной деятельности;
    3. организацией деятельности учащихся по овладению отдельными действиями на основе использования системы заданий; в том числе, включением заданий межпредметного характера, позволяющих «перенести» учебное действие на новое содержание;
    4. наличием четкого и ясного представления о структуре формируемого умения и способах выполнения деятельности; разработка и применение в целях развития универсальных учебных действий специальных алгоритмов, раскрывающих сущность и последовательность выполнения операций, методические «подсказки» и др.;
    5. опорой на внутренние психические механизмы развития способов деятельности, предложенные выдающимися психологами - Л.С. Выгодским, П.Я Гальпериным и др. (для традиционной методики обучения биологии характерно акцентирование внимания на внешних факторах, направляющих процесс освоения общеучебных и специальных умений);
    6. постепенным повышением уровня самостоятельности школьников при выполнении учебных действий;
    7. всесторонней оценкой уровня сформированности универсальных действий, которая включает оценку сформированности всех ее компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий (операций), контроля и рефлексии .

    Важно отметить, что универсальные учебные действия могут быть сформированы только в процессе специально организованной учебной работы с учащимися на основании использования педагогами новых технологий, методов и приемов организации учебной деятельности. А значит, необходимо значительное внимание уделять просветительской работе среди учителей и разрабатывать методические пособия, направленные на формирование универсальных учебных действий у школьников в отдельных предметных областях.

    Результаты анкетирования учителей биологии также убедили нас в необходимости включения системы заданий, направленных на развитие различных универсальных учебных действий, в содержание школьных учебников. При этом данные задания должны выступать в виде одного из критериев экспертной оценки качества учебника или учебного пособия. Сопровождать и методически поддерживать процесс развития универсальных учебных действий могут соответствующие рекомендации для учителей и учащихся. В случае необходимости целесообразно осуществить специальную психолого-педагогическую и методическую подготовку учителей в рамках существующих форм повышения квалификации или подготовки кадров по данной проблеме.

    Библиографический список

    1. Глоссарий ФГОС – URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=313 (дата обращения: 12.11.2012)
    2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
    3. Пак М., Лямин А.Н. Формирование универсальных учебных действий школьника при обучении химии // Концепт. 2012. №6. URL: http://www.covenok.ru/koncept/article/94/2012_iyun_art12079.html (дата обращения: 23.03.2013)
    4. Королева М.А. Формирование универсальных учебных действий при обучении биологии в школе // Биологическое и экологическое образование: традиции и инновации: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 26-29 ноября 2012 г., Вып. 11, Санкт-Петербург. – СПб. Изд-во «ТЕССА», 2012. 241-244 с.
    5. Королева М.А. Формирование универсальных учебных действий при обучении биологии // Развитие педагогической науки в современной России: результаты исследований аспирантских школ: Материалы Интернет-конференции / Ред. сов.: Т.Б. Алексеева, И.В. Гладкая, Н.М. Федорова – СПб., Изд-во «Свое издательство», 2013. 67-70 с.

    Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова


    Ключевые слова

    дошкольное образовательное учреждение, универсальные учебные действия, познавательная деятельность, pre-school educational establishment, universal study actions, cognitive activity

    Просмотр статьи

    ⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

    Аннотация к статье

    В статье рассматриваются вопросы развития познавательной деятельности дошкольников через формирование у них умения учиться. Последнее осуществляется на основе развития у индивида универсальных учебных действий, характеризующихся авторами в контексте учебно-воспитательного процесса ДОУ. Делается вывод о том, что сформированность у ребенка комплекса универсальных учебных действий обеспечивает ему возможность овладения умениями и навыками для реализации основных видов деятельности.

    Текст научной статьи

    Поступление ребенка в первый класс знаменует его переход к следующему возрастному периоду, начало нового, большого пути, предполагающее кардинальное изменение в образе жизни не только самого юного гражданина, но и всех членов семьи. Налицо новые требования и новые обязанности, связанные с целым рядом ограничений, оставляющих гораздо меньше места для детской беззаботности и беспечности. Став школьником, ребенок активно овладевает новой для него деятельностью - учебной, которая увлекает его, приносит радость и чувство удовлетворения, способствует формированию желания и умения учиться. В данной связи чрезвычайно важным представляется формирование у детей еще до поступления в школу познавательных интересов, всемерно способствующих активизации их способностей. Познавательная деятельность ребенка требует особого научно-практического интереса, ибо в ходе ее реализации осуществляется формирование у него интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств, характера и способностей, происходит становление психических процессов: восприятия, произвольного внимания, мышления, памяти, воображения, речи. Именно через данную деятельность осуществляется и обогащение его социального опыта, познание окружающей действительности, овладение знаниями, умениями и навыками, что и составляет основу формирования его личности. Вот почему развитие познавательной деятельности служит главным орудием подготовки ребенка к школе . Неотъемлемой составляющей развития познавательной деятельности дошкольников является воспитание у них познавательных интересов как важного фактора формирования личности каждого ребенка. Правильность подхода к решению этой сложной и многоаспектной проблемы служит залогом продуктивности образовательного процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Определяющее значение в организации познавательной деятельности дошкольников имеет формирование у них умения учиться через реализацию определенного комплекса универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающего им возможность саморазвития и самосовершенствования путем усвоения знаний через практическую деятельность, путем сознательного и активного приобретения нового социального опыта Комплекс универсальных учебных действий реализуется в педагогическом процессе образовательного учреждения посредством четырех блоков: личностного, регулятивного, познавательного, коммуникативного . Охарактеризуем их более подробно в контексте учебно-воспитательного процесса ДОУ. Состав личностных действий представлен такими их видами, как самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая оценка. Самоопределение дошкольника представляет его внутреннюю позицию, выражающуюся в его личностном, профессиональном, жизненном определении. Ребенок размышляет над тем, каков он есть, каким желает стать, что он может и знает, к чему стремится и т.д. Смыслообразование выражается в постижении будущим школьником значения, смысла и мотивации учебно-познавательной деятельности. Нравственно-этическая оценка предполагает формирование у ребенка способности соотнесения своих поступков с действующими в социуме морально-этическими нормами и правилами. В качестве основных предпосылок личностных универсальных учебных действий следует указать развитие у детей умений: 1) осознания своих возможностей и качеств, 2) соотнесения своих поступков с принятыми нравственными принципами, 3) ориентировки в системе социальных ролей и межличностных отношений. Немаловажным является воспитание таких необходимых свойств личности, как познавательная и социальная мотивация, адекватная самооценка, терпимое отношение к чужой точке зрения, комплекс нравственных ориентиров (уважительного отношения к окружающим, любви к близким, к большой и малой родине, бережного отношения к природе и т.д.). В качестве основных видов регулятивных универсальных учебных действий выступают целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Данные УДД находят выражение соответственно в формировании у дошкольника умения планировать свои действия исходя из поставленной задачи, предвидеть результат своей работы, контролировать собственные действия, видеть и исправлять указанные ошибки, осуществлять оценку правильности или неправильности совершаемых или наблюдаемых поступков. Блок познавательных универсальных учебных действий представлен такими их видами, как умение ребенка ориентироваться во времени и пространстве, пользоваться правилами, инструкциями и алгоритмами, оценивать результаты своих действий. Информационные познавательные УУД предполагают развитие у дошкольников умений пользования школьными принадлежностями, работы с книгой и ориентировки по условным обозначениям в ней, работы с иллюстрациями. Логический характер познавательных УДД обеспечивается овладением дошкольниками на элементарном уровне следующим рядом операций: классификацией, анализом, синтезом, сравнением, обобщением, сериацией, исключением лишнего, установлением причинно-следственных связей, а также моделированием. В числе коммуникативных универсальных учебных действий выделяются уме-ния, связанные с взаимодействием и сотрудничеством дошкольников со взрослыми и сверстниками, организацией совместной деятельности в парах или труппах, ведением монолога и диалога, ответами на вопросы, использованием вербальных и невербальных средств общения и построением высказываний, понятных для собеседника. Главные предпосылки формирования описанных действий представлены опре-деленным комплексом возможностей и умений, состоящих в развитости мелкой мото-рики рук, осуществлении действий по правилу или образцу, сохранении заданной цели и удерживании поставленной задачи в ходе всего выполнения работы, удерживании внимания при слушании короткого текста или рассматривания репродукции, готовно-сти к выбору интересного для себя рода занятий из нескольких предложенных и вы-полнению работы по инструкции взрослого. Не менее важными являются, на наш взгляд, и такие предпосылки, как стремление ребенка к общению со сверстниками и взрослыми, умение выслушивать партнера по общению, положительное эмоциональ-ное отношение к процессу взаимодействия и сотрудничества, четкое формулирование собственного мнения, собственной позиции. В качестве основных средств становления у дошкольников рассматриваемых действий выступают задания, требующие в элементарной форме что-либо объяснять, проверять, доказывать, оценивать, придумывать, выбирать, сравнивать, подбирать, находить закономерности, определять верность или неверность утверждений, догадываться, наблюдать, делать выводы и т.д. Такие задания направлены на выполнение дошкольниками разнообразных учебных операций, способствующих развитию умения ставить перед собой цель и двигаться к ее достижению. Анализируя те или иные объекты, дошкольники выделяют в них существенные и несущественные детали, выявляют сходные и различные элементы, сравнивают, классифицируют, рассуждают, обобщают и на этой основе конструируют довольно простые суждения о наблюдаемых объектах, об их сущности, их структурах, признаках и пр. В результате систематического осуществления работы по формированию у дошкольников универсальных учебных действий выпускник ДОУ должен обладать следующими характеристиками: в контексте личностных УУД: сформированностью основных физических качеств и потребностью в двигательной активности, соблюдением действующего комплекса правил, призванных обеспечить здоровый образ жизни; любознательностью и активностью; эмоциональной отзывчивостью; наличием первичных представлений о себе, о членах семьи, о социуме; в контексте регулятивных УУД: способностью управления собственным поведением и планирования своих действий с опорой на первичные ценностные представления, соблюдение функционирующих в обществе поведенческих правил и норм, владение элементарными основами учебной деятельности; в контексте познавательных УУД: способностью к решению адекватных дошкольному возрасту интеллектуальных и личностных проблем, предполагающих творческое использование полученных знаний в решении или преобразовании способов решения поставленных задач, проектирование собственного замысла и его воплощения в рисунках, рассказах, постройках и пр.; в контексте коммуникативных УУД: владением способами взаимодействия с ровесниками и взрослыми, обеспечивающими правильное примение средств коммуникации (вербальных и невербальных), выбор и изменение стиля общения в соответствии с обстоятельствами. Таким образом, сформированность у дошкольника необходимой совокупности УУД обеспечивает ему широкие возможности для овладения речевыми, изобразительными, музыкальными, трудовыми и другими умениями и навыками как прочной базой оптимальной реализации главных видов деятельности.

    Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня. К сожалению, все более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими родным языком. В «Фундаментальном ядре содержания общего образования» справедливо отмечается: «В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом». Глобальное реформирование системы образования в России, ключевой идеей которого стала идея развития, предопределяет изменение концепции образования от центрически-знаниевского подхода к системно-деятельностному. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания-догмы» к «знанию-мышлению». Именно успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования , которые, в свою очередь, порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире. [Фунд.Ядро, с. 67]

    В последнее десятилетие ведутся активные поиски рационального . В результате в системе начального и среднего образования Российской Федерации обучение русскому языку ведется по целому ряду учебных комплексов с использованием традиционных и развивающих технологий, авторских и индивидуальных программ, выбор которых предоставлен школам и гимназиям. Актуальность исследования данной работы обусловлена тем, что в данный момент особенно актуальной становится задача преемственности в период перехода учащихся из начальной школы, в которой уже , в общеобразовательную. Поэтому определение средств формирования УУД школьников 5-6 классов для педагогов, и в частности, учителей русского языка, является бесспорной необходимостью уже сегодня.

    Объектом исследования данной работы является процесс формирования коммуникативных УУД школьников на уроках русского языка и литературы. Предмет исследования — средства формирования коммуникативных УУД. Цель — теоретически разработать и определить средства формирования УУД школьников на уроках русского языка, практически подкрепить результативность данного исследования.

    Для достижения данной цели предстоит решить ряд задач:

    • провести анализ педагогической литературы по проблеме формирования универсальных учебных действий школьников;
    • разработать средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников 5-6 классов на уроках русского языка;
    • подтвердить результативность работы учителя русского языка по формированию коммуникативных УУД школьников.

    Практическая новизна данной работы состоит в том, что она может стать основой для создания собственной методики преподавания учителя русского языка средней общеобразовательной школы в условиях модернизации российского образования, повысить эффективность процесса обучения. Предложенные в данной работе методические рекомендации могут быть использованы учителями-словесниками на уроках русского языка в школе.

    К вопросу об УУД: значимость

    Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют как основной приоритет системы образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин.

    Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

    Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий:

    • личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания),
    • регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование),
    • познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные УУД.

    Выделение условий развития универсальных учебных действий в образовательном процессе позволило сформулировать общие рекомендации по формированию УУД в ходе образовательного процесса с учетом специфики учебных предметов, которые закреплены в следующих документах: «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», «Фундаментальное ядро содержания общего образования», «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа».

    В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного — квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество, запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

    В широком значении термин «УУД» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

    Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

    • познавательные и учебные мотивы;
    • учебную цель;
    • учебную задачу;
    • учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)

    «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

    УУД в процессе обучения в школе выполняют следующие функции:

    • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
    • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
    • обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

    УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Общение выступает основой дифференциации и развития форм психической деятельности в раннем онтогенезе. Так, происхождение личностных, познавательных и регулятивных действий определяется развитием коммуникации и общения ребенка с социальным (учитель) и близким (родители) взрослым и сверстниками. Из общения и саморегуляции вырастает способность ребенка регулировать свою деятельность. Из оценок окружающих, и в первую очередь оценок близкого взрослого, формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, то есть и Я-концепция как результат самоопределения. Из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребенка.

    Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов: «Русский язык», «Литература», в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.

    Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

    Владение УУД позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться.

    Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»

    Статья на тему: Проблемы формирования УУД на уроках русского

    Выполнила: студентка курса ПНК-41

    Стульникова Лидия

    Проблема развития познавательной активности учащихся особенно актуальна в настоящее время для построения учебного процесса, т.к. школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям, расширять свой общий и специальный кругозор. Забота о создании, поддержании и развитии интереса к предмету, процессу познания – важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем.

    Так как в начальных классах активно совершенствуются достижения дошкольного развития либо компенсируются пробелы дошкольного образования. Решается приоритетная обще-учебная задача: формируются желание и умение учиться, готовность к самообразованию; активно развиваются речь и логическое мышление. Формируются умение общаться и жить вместе, базовые учебные умения; закладываются социальные, ценностные и поведенческие нормы и навыки. Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании современного молодого поколения. Остановимся на некоторых из них:

    Происходит постепенное вымывание видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает ведущего места, что приводит к трудностям развития произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению.

    Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению.

    Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной.

    Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения.

    Термин универсальные учебные действия является психологическим. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

    1) личностный;

    2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

    3) познавательный;

    4) коммуникативный.

    Познавательные универсальные действия включают: обще-учебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

    Познавательные учебные действия связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня учащихся на определение ступени образовательного процесса. Это умения:

    Правильно и осмысленно читать тексты различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

    Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтаксиса, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    Выявлять сущность особенности объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

    Использовать в своей деятельности базовые предметные и межпредметные понятия, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами;

    Использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

    Находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

    Общеучебные универсальные действия:

    Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

    Структурирование знаний;

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

    Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

    Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

    Смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

    Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

    Учебный предмет "Русский язык" обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий - замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщенные способы действий (В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин,).

    В начальном обучении предмет "Русский язык" занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его "проживания" в детском обществе. Метапредметными результатами изучения курса "Русский язык" является формирование универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

    Реализуя новый стандарт, каждый учитель начальных классов задает себе вопрос: как научить младших школьников учиться, как обучить их деятельности, сформировать личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия (УУД)? Одним из эффективных средств формирования УУД является использование интерактивных образовательных технологий. Ярким примером таких технологий является педагогическая мастерская. «Педагогическая мастерская - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности» . Мастерские могут быть разно образны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет общий алгоритм: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, творчество, рефлексия. Рассмотрим этапы мастерской с точки зрения возможности формирования УУД. Системно-образующим элементом мастерских является проблемная ситуация, приз ванная создать такое эмоционально-психологическое состояние ученика, которое бы заставило его задуматься, захотеть открыть (усвоить) новые знания о предмете. Такая проблемная ситуация в мастерской называется индукцией, или индуктором. Индуктор направлен на включение эмоциональной сферы учащихся, обращение к их чувствам. Он как бы настраивает каждого ученика на саморазвитие, мотивирует его. Самоконструкция, так же как и индуктор, позволяет развивать такие личностные УУД, как построение своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям и поступающей информации, а так же самостоятельное решение творческих задач. Работа в малых группах - основа для формирования коммуникативных УУД: до говариваться, находить общее решение практической задачи в спорных обстоятельствах; не только высказывать, но и аргументировать свое мнение, умение убеждать и уступать, сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора. Кроме того, работа в группе легко выводит каждого ученика на самооценку, самокоррекцию, помогает осмыслить учебные действия. Используя технологию проблемного обучения на уроках русского языка, у детей меняется мотив учения, появляется интерес к обучению, в частности, к урокам русского языка, желание участвовать в творческой и исследовательской работе, в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах.

    Дети имеют хорошие результаты по русскому языку.

    Основным методом мониторинга реализации программы УУД для учителя остается метод наблюдения и фиксация результатов наблюдений. Контрольно-измерительные материалы для выпускников начальной школы содержат комплексные задания для проверки компетентности учащихся (освоения универсальных учебных действий).