Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Вестминстерское аббатство – символ Британии
  • Две жизни и одна смерть Юкио Мисимы
  • Секреты «Богатырей» Васнецова: кого на самом деле изобразил художник на знаменитой картине
  • Как менялся дизайн русских банкнот Царские деньги красненькая
  • Эмблемы, знаки, униформа военных инженеров инженерные войска и артиллерия, специальное строительство и фортификация, другие технические рода войск и инженерно-технические службы,инженеры военно-промышленного комплекса и дру
  • Военная история Генерал полковник инженерных войск
  • Король Артур — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Биография короля артура Легенды англии король артур

    Король Артур — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Биография короля артура Легенды англии король артур

    ГЕРАЛЬДИКА - система опознавательных знаков;

    впоследствии наука о составлении и описании гербов.

    Гербы и особые знаки на щите и шлеме, призванные помочь опознать рыцаря во время битвы или турнира, традиционно являлись едва ли не самой явно чертой, выделявшей рыцаря среди прочих членов средневекового общества. Считается, что обычай использования гербов возник в XII в., когда появился шлем с забралом, совершенно скрывающий лицо, а однообразный типовой доспех превратил рыцарское войско в единую стальную массу. Все это способствовало развитию «опознавательных знаков» - геральдики. Еще более настоятельная потребность в разработанном гербе возникла у участников крестовых походов, в которых могли принимать участие рыцари разных стран. Возникла необходимость найти какую-то систему знаков и символов, которые позволили бы – помещенные, например, на щите – распознавать рыцарей.

    Гербом называли (и называют в теоретической геральдике сегодня) особые фигуры или символические изображения, созданные на основании известных, точно определенных правил и служащие постоянными отличительными знаками отдельного лица, рода, сообщества или организации, а также города, области или целого государства.

    Известны случаи использования отдельных символов и знаковых изображений прославленными воинами античности и Темных веков. Эти знаки оставались исключительной принадлежностью определенного лица, тогда как средневековый герб перешагнул за рамки просто опознавательного знака, поскольку стал наследственным и приобрел юридическую значимость (при использовании герба в печатях). Конец XII в. и весь XIV в., эпоха расцвета рыцарского романа, одновременно были эпохой расцвета рыцарской геральдики. Грамотность в те времена оставалась уделом лишь очень узкого круга, поэтому особое значение имел общепринятый язык гербов, эмблем и символов. Геральдика XIII – XIV вв. фактически заняла место образного языка этой эпохи, говорить на котором умели практически все. Поэтому неудивительно, что геральдика наложила свой отпечаток едва ли не на все стороны быта Средневековья.

    Гербы украшали знамена, штандарты и городские постройки, красовались на чепраках лошадей. Вернувшиеся из крестовых походов рыцари привезли с собой обычай подражания восточной роскоши одежд, и в моду вошел так называемый surcot, или cotte-hardie, одеваемые поверх длинной туники с узкими рукавами. Знатные лица носили одежду цветов, соответствующих своему гербу; обыкновенные дворяне получали такие геральдические одежды от короля или от своих сеньоров, причем также носили их гербовые цвета. При Карле V (1330 – 1380, правление с 1364г.) во Франции в моду вошли костюмы двух гербовых цветов: правая половина костюма соответствовала одному гербовому цвету, а левая – другому. Так возникли двухцветные платья и ферязи, над которыми потешался, начиная Марк Твена, едва ли не каждый юморист и сатирик, но которые вовсе не казались шутовскими тем, кто носил их в XIV в.

    Геральдика, или блазон (как ее называли во времена написания рыцарских романов), появилась в виде специального знания именно в эпоху крестовых походов. Получивший примерно в то же время широкое распространение обычай турниров и связанные с ним церемонии также способствовали выработке терминологии геральдики и даже так называемого геральдического языка. Правилами этого языка поначалу владели очень немногие, к тому же с увеличением числа личных гербов эти правила становились очень путанными. Геральдика, с ее своеобразными знаками, фигурами, их бесконечными сочетаниями, различными делениями герба и т.д., превратилась в весьма сложную науку. Геральдика настолько прочно укрепилась как часть рыцарской культуры, что ни сами авторы, ни их аудитория не могли представить себе рыцарей Круглого Стола без верно составленных геральдических эмблем.

    «Исторический» Артур, официальную биографию которого приводит в своей хронике Гальфрид Монмутский, жил в Темные века, когда никакой геральдики еще не существовало. Его прославленное знамя с драконом определенно позаимствовано у боевого штандарта наемной кавалерии поздней Римской империи. Эмблемой на щите Артура, возможно, были поначалу крест и / или изображение Девы Марии – об этом упоминают и валлийские «Анналы Камбрии», и хроники Ненния. Хотя у Ненния сказано, что он «нес этот знак на плече», речь здесь может идти о путанице, возникшей при переводе на латынь двух графически похожих валлийских слов «плечо» и «щит».

    С конца XII в. крест и икону Девы в гербе Артура сменяют три короны, которые должны, очевидно, обозначать его превосходство над остальными королями. В XV в. с распространением убеждения, что эти три короны означают три королевства (Северный Уэльс, Южный Уэльс и Логрию), число корон в гербе возросло до 13, с тем, чтобы представить все королевства, принесшие королю Артуру вассальную присягу. Поле герба Артура обычно красного цвета в английских источниках и голубого – во французских текстах (в соответствии с голубым полем французского королевского герба).

    Что касается рыцарей Круглого Стола, то из текстов рыцарских романов и из иллюстрированных рукописей видно, что различные авторы расходятся относительно гербовых эмблем их героев в той же степени, в какой они расходятся относительно того, что есть Грааль. Тем не менее, какими бы гербами они не наделяли своих героев, выстроены эти гербы были в строгом соответствии с правилами геральдики.

    Прежде чем обратиться к наиболее известным гербам рыцарей Круглого Стола, следует разъяснить несколько геральдических терминов.

    Поскольку с самых первых шагов развития гербов отличительные знаки помещали прежде всего на щитах, то и сам герб вскоре приобрел очертание щита. Поверхность герба (как поверхность щита) называют полем герба. Старинная геральдика различала четыре цвета и два металла. Щиты зачастую украшали золотом и серебром, и эти металлы перешли и на герб, где стали обозначать соответствующие цвета. В приведенных ниже названиях первым стоит французский термин, поскольку английская геральдика опиралась на французскую, как это произошло несколько столетий спустя с геральдикой русской.

    Or – «золото» (впоследствии этим же термином стали обозначать желтый цвет).
    Argent – «серебро» (впоследствии этим же термином стали обозначать белый цвет).

    Принятые в геральдике цвета называют тинктурой (это слово учитывает оттенок цвета). При описании герба речь идет об «эмалях», поскольку первоначально краски на гербы наносились именно посредством эмали. Старинная геральдика признавала следующие эмали:

    Gules (geules) – красная, или червень.
    Azur – синяя, или лазурь.
    Vert (sinople) – зелень.
    Sable – чернь.

    В XV в. к этим основным цветам добавились еще несколько составных, наиболее распространенные из которых – пурпур (pourpur), пепельный (в немецких гербах) и оранжевый (tenne) (в английских гербах). Очень редко, но применялись также и так называемые естественные цвета. Делалось это в том случае, когда по особому указанию в гербе следовало изобразить какое-либо животное (оленя, лисицу, быка), известное растение или часть человеческого тела – цветом, какой им свойствен в действительности: бурого, рыжего, серого, розового или телесно и др. В Средние века герольды в таких случаях вместо естественных прибегали к ближайшим подходящим к ним по характеру цветам геральдической тинктуры. Так появились в гербах серые или красные олени, собаки и быки; львов изображали золотыми или красными, части человеческого тела – красными или серебряными.

    Приблизительно в середине XV в. был составлен перечень гербов «Имена, гербы и блазоны рыцарей Круглого Стола» («Les Noms, Arms et Blasons des Chevalliers et Compaignes de la Table Ronde»), где приводятся рисунки и описания 175 гербов рыцарей Круглого Стола. Перечень существовал как приложение к знаменитой «Книге турниров» короля Рене Анжуйского (ок. 1455г.), в которой содержались подробные указания по устроению турниров «согласно правилам, установленным во времена короля Утера Пендрагона и короля Артура и его рыцарей Круглого Стола».

    Некоторые из приводимых в этом списке гербов непосредственно связаны с сюжетами рыцарских романов. Например, герб Ивейна, «Рыцаря со Львом» - золотой лев в лазурном поле, или герб Ланселота: три червленые перевязи слева в серебряном поле. Последнее – отсылка на упоминание о том, что Ланселот обладал силой трех воинов. Приведенные здесь гербы Ланселота и Ивейна относятся к так называемым гласным гербам. Первоначально гласными считались только те гербы, эмблема которых прямо указывала на имя владельца; при названии гласной эмблемы одновременно называлось имя владельца герба. Впоследствии гласными стали называть и гербы-ребусы, подобные упомянутым выше. К гласным относится, например, и герб Тристана, содержащий игру слов на основе имени героя: зелень, золотой лев.

    Герб Мордреда: ранний

    Герб Тристана

    Герб Мордреда: поздний

    Иногда в результате ошибки переписчика гербовые эмблемы могли меняться. Так, например, изменился герб Кэя, который первоначально блазонировался как Серебряная глава в черни – голова здесь обозначала положение Кэя при дворе короля Артура (сенешаль). В результате ошибки слово «chief» (глава – геральдическая фигура, представляющая собой широкую полосу в верхней части щита) превратилось в «clefs» (ключи), и на гербе Кэя - Сенешаля вместо Серебряной главы появилось два серебряных ключа. В некоторых случаях в результате ошибки при прочтении герба появлялся совершенно новый персонаж. Подобного «двойника» Саграмура Желанного породило неверное прочтение его герба во «Втором продолжении» «Персеваля» Кретьена де Труа.

    Герб Кая: ранний

    Герб Кая: поздний

    Поскольку в артуровском эпосе переплелось несколько различных традиций, главные его герои, в различных романах, обладают двумя, а то и тремя совершенно различными гербами. Нечто подобное произошло, например, с Гавейном. Во французской традиции щит Гавейна – правый передний угол червень в серебряном поле. Согласно Гальфриду Монмутскому, Гавейн получил посвящение в рыцари от папы Сульпиция, который пожаловал ему также и герб. В романе «Перлесво» этот герб назван щитом Иуды Маккавея – золотой орел в червленом поле. В приложении к «Книге турниров» этот герб вновь оказывается несколько видоизменен: двуглавый золотой орел в червленом поле. Еще один герб Гавейна (быть может, наиболее известный из всех) приводится в романе «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь»: золотая пентаграмма в червленом поле. В Средние века такой символ именовали Печатью Соломона, или «бесконечным узлом». В том же романе говорится, что данный герб – исключительно личный, получен за особые заслуги и не может быть передан по наследству. В XIV в. в связи с развитием турниров оружие турнирное стало значительно отличаться от оружия боевого, и среди рыцарства вошло в обычай иметь набор из двух щитов: «щиты войны» традиционной треугольной формы с помещенным на нем родовым гербом, и «щит мира», квадратный тарч с прорезью, в которую вставлялось копье. На этот щит помещали личный герб – для турниров и мирных приключений. Следовательно, отправляясь на поиски Зеленой Часовни, Гавейн берет с собой щит с личным гербом, «щит мира».

    Герб Гарета: ранний

    Герб Гарета: поздний

    Стоит упомянуть и об еще одном знаке, часто встречающемся в рыцарских романах, - о белом щите. С белым щитом, то есть щитом с пустым полем безо всяких гербов и эмблем или каких-либо других изображений, рыцарь выходил на турнир, если по каким-то причинам желал остаться неузнанным. Вообще описания турниров в рыцарских романах пестрят упоминаниями о том, как то один, то другой герой, чтобы остаться неузнанным, «меняет цвета», то есть выступает с щитом других гербовых цветов. Подобный «маскарад» или нежелание путешествовать со своим, всем известным щитом, однако, нередко оборачивался трагедией. Например, сражались, не узнав друг друга, Персеваль и Борс, которые отправились на поиски Святого Грааля, поместив на щитах перелетных ласточек. От смерти их обоих спасло лишь чудо Грааля. В неведении Гавейн убил на поединке своего названного брата Ивейна Отчаянного, путешествовавшего с белым (пустым) щитом.

    Хотя гербы артуровского перечня были признаны аутентичными и приводились во всех учебниках по геральдике вплоть до конца XIX в., лишь один из них попал на страницы «Смерти Артура» Мэлори – герб Галахада.

    Анна Комаринец. Энциклопедия Короля Артура и Рыцарей Круглого стола

    (А. Комаринец - М.:ООО "Издательство Аст", 2001, стр. 115-118)

    Данный материал любезно предоставила Narwen

    (администратор сайта "ГРААЛЬ: легенды о Короле Артуре и Рыцарях Круглого Стола"

    Иллюстрации гербов рыцарей (кроме герба Гавейна с пентаграммой) разработал Paul (по вышеупомянутой энциклопедии),
    отредактировала Narwen (с использованием графики
    WHP - Heraldry Gallery )



    Шествует по залам Камелота
    Незнакомка с запахом самшита.
    Плащ её - из тьмы ночной, и котта
    Шелестом лесов и трав расшита;

    Взмах - вокруг пурпур и позолота,
    Взмах - и пригоршни блестящей меди
    Щедрой дланью рассыпает леди,
    Шествуя по залам Камелота...

    Я хочу рассказать Вам о Камелоте...Я хочу помечтать с Вами вместе о недосягаемом,но желанном во все времена мире,который пленяет не только своей красотой, но и гармонией, где царствуют любовь, доблесть, справедливость и равенство.Не открою секрет,что такой мир существует в каждом из нас,в нашем сердце,нашей душе,в наших мечтах,эмоциях и переживаниях.Каждый из нас,которого чем-то привлек наш клуб потихоньку открывается своими самыми добрыми и прекрасными качествами,способностью к сопереживанию,состраданию,пониманию,готовности помочь...

    Вы Все- чудесные жители нашего города-замка Камелот и пусть, как в древних преданиях,мы будем собираться вокруг Нашего круглого стола...В добре и уважении друг к другу спорить,дискутировать,обсуждать.Пусть придуманный много веков назад Камелот станет и нашим маленьким островком доброго общения и взаимопонимания...

    Легенда о Камелоте расцвела прекрасным цветком во времена мрачного средневековья, превратившись в манящий оазис доброты посреди жестокой реальности. Людям хотелось верить, что этот лучший из миров мог существовать на самом деле…


    "Edyrn with His Lady and Dwarf Journey to Arthur"s Court"

    Впервые легенды об отважном короле Артуре в письменном виде появились в X веке, однако широкую известность они обрели только в середине XII века, благодаря сочинениям английского писателя и историка Гальфрида Монмутского.

    Оригинал рукописных листов Джеффри Монмутского(Geoffrey of Monmouth"s)- священника и писателя, который сыграл важную роль в развитии истории в Британии и заложил основы артуровской традиции в известном сегодня виде. Эти листы писаны скорей всего в в 1130 году в Оксфорде, где Джеффри и начал свою карьеру. Как раз на этом листе берёт начало история. Тут рассказывается о короле бриттов и отце Артура - Утере Пендрагоне.

    Согласно легенде, Камелот правил Британией, Ирландией и Бретанью (Франция) до саксонского завоевания. В Камелоте Артур создал блестящий двор, который привлёк к себе самых известных рыцарей Европы, которые и стали рыцарями Круглого стола. Камелот был начальным пунктом поисков Священного Грааля.

    Иллюстрация к рукописи «Истории королей Британии» Гальфрида Монмутского

    Спустя несколько десятилетий после, французский поэт Кретьен де Труа, работавший при дворе английской королевы, увеличил популярность легенды, привнеся в нее романтичность, культ прекрасной дамы и рыцарской любви.

    А также именно он придумал безымянному ранее городу имя — Камелот…

    Гербы Карла Великого, Короля Артура и Годфрида Бульонского из Кодекса Ингерама.1459 г

    Согласно этим сказаниям, Артур, юный воспитанник белого мага Мерлина, обосновался в замке Камелот лишь после того, как чудесным образом доказал свои права на трон и женился на прекрасной леди Гиневре. Разные авторы в разные времена размещали Камелот в разных местах.

    Так Гальфрид Монмутский утверждал, что Артур со своим двором жил в местечке Карлеон в районе Южного Уэльса, где находятся развалины римского города. Галфрид превратил античные руины в руины Камелота.


    Маг Мерлин-наставник Артура

    Сэр Томас Мэлори (в романе «Смерть Артура») разместил замок в Винчестере.Джеффри Монмут в своей «Истории королей Британии» отождествлял Камелот с замком Карлеон в Уэльсе.Также к валлийской земле отсылает город Криммих. Предположительно, поглощённые Ирландским морем развалины находятся у побережья Криммихской земли.


    Камелот - золотой город мечты, где царили мир и гармония. Это был город-замок, обнесенный стеной с высокими башнями, там находился королевский двор, там благородный Артур и его рыцари жили по законам чести и рыцарской любви. Благородный рыцарь поклоняется своей любви и посвящает ей себя и всю свою жизнь. Ради нее он совершает отважные подвиги.


    Камелот вне времени и пространства - в волшебной стране заколдованных лесов и замков.

    Однако,вероятно, Камелот располагался на месте замка Кэдбери в местечке Саут-Кэдбери. Согласно легенде, в середине лета и на рождество Артур и его рыцари спускались с холма напоить своих коней из близлежащего родника. Именно там во времена, когда, как предполагается жил Артур, находились крупнейшие укрепления бриттов и жил король, который мог собрать самую большую армию на острове. Первым эту гипотезу выдвинул Джон Лиланд, хранитель древностей при дворе короля Генриха VIII.

    Это утверждение подкрепляется и некоторыми археологическими данными - в 60-х годах во время раскопок, проводившихся в этом районе археологом Лесли Элкоком, было обнаружено, что относящийся к железному веку форт Саут-Кэдбери был заново укреплен в V веке, то есть в то время, когда вполне мог существовать король Артур.

    Построили форт еще в I веке до н.э., а в 83 году н.э. он был захвачен римлянами. Еще один претендент на звание древнего Камелота - замок Тинтаджел на северном побережье Корнуолла, где, как предполагается, и появился на свет Артур. Правда, замок там стоит только с 1145 года и по возрасту не дотягивает до Камелота, но раскопки показали, что на его месте когда-то был кельтский монастырь, а найденные в земле глиняные черепки свидетельствуют о том, что кто-то жил там и в V веке.


    На круглом столе видение Святого Грааля. По Évrard д"Espinques

    Рыцари Круглого стола или рыцари короля Артура — персонажи британского эпоса о короле Артуре и более поздних рыцарских романов и фэнтези. По некоторым легендам, число рыцарей составляло до 150 человек. Некоторые из рыцарей, возможно, имели исторические прототипы.

    Если сам король Артур — исконно кельтский (бриттский) герой, то о его рыцарях писали авторы куртуазных романов самых разных национальностей — валлийские, германские, английские, французские. Самые знаменитые из них — Кретьен де Труа (XII в.), Вольфрам фон Эшенбах (XII в.), анонимные авторы Вульгатского цикла (XIII в.) и сборника «Мабиногион». Большинство из них использовали королевство Артура как сеттинг для подвигов новых героев-рыцарей — Гавейна, Ланселота, Галахада, Персиваля и пр.; а сам Артур отодвигался на второй план. (Аналогичную роль в русских былинах играл князь Владимир Красное Солнышко). Окончательно соединил этих разрозненных героев в единое братство сэр Томас Мэлори в своем монументальном эпосе «Смерть Артура».


    Поскольку рыцари круглого стола — герои разных произведений, часто менявшихся при пересказе и переписывании, установить их не представляется возможным. Даже количество рыцарей у разных авторов разное, подчас и вовсе фантастическое: — во французских текстах XIII века упоминаются 150, 240 и 366, а в поэме Лайамона «Брут» указаны 1600 рыцарей.

    В более позднее время было принято уже подчёркивать избранность и ограничивать количество рыцарей: Джон Драйден описывал 12 рыцарей, Вальтер Скотт — 16 рыцарей, безупречных в рыцарском этикете. Никаких единых и последовательных правил или принципов, по которому формировалось членство клуба Круглого стола, в средневековой литературе не указано. Говорится только о том, что за Круглым столом заседали самые лучшие или самые важные рыцари.

    Ниже приведены самые известные

    1.Сэр Гавейн Оркнейский — рыцарь Круглого стола, один из центральных персонажей Артурианского цикла, в повествовании был третьим по доблести рыцарем Круглого стола (после Галахада, Персеваля, равный Ланселоту).

    2.Галахад —сын Ланселота, святой рыцарь, воспитанный монахами,рыцарь Круглого стола Короля Артура и один из искателей Святого Грааля. В легендах, где он фигурирует, часто подчёркивается его непорочность и покровительство ему высших сил и судьбы, а сам Галахад считается «святым рыцарем».


    3.Ланселот Озёрный— в легендах о короле Артуре и основанных на них рыцарских романах — знаменитейший из рыцарей Круглого стола.


    4.Парцифаль, также Персиваль, Парсифаль — герой куртуазного эпоса. Миф о Парцифале образует одну из ветвей сказания о короле Артуре и его рыцарях, входит в цикл романов Круглого стола.


    Галахэд, Борс Младший и Персиваль достигли Грааля

    5.Борс-соратник Персиваля, искатель Грааля.

    6.Сэр Кей, худ. Говард Пайл.Сэр Кей — рыцарь Круглого стола, молочный брат короля Артура и его сенешаль. В легендах обычно комический отрицательный персонаж, хвастун и трус.

    7.Мордред — рыцарь Круглого стола, один из главных отрицательных персонажей мифов о Короле Артуре. Сын и одновременно племянник короля Артура и его сестры Моргаузы. Мордред — один из персонажей легенд о короле Артуре, известный как подлый предатель Артура, который дрался с ним насмерть на поле Камланна, где был убит правителем, а сам Артур был смертельно ранен

    8.Гарет Белоручка повергает Красного Рыцаря. Картина Артура Хьюза. Та же сцена в представлении Артура Рэкхема,.младший брат Гавейна, из скромности работавший при дворе слугой, прежде чем стать рыцарем.


    9.Уриенс — шурин Артура.


    10.Ивейн (Увейн) — сын злой колдуньи Феи Морганы, вопреки матери, ставший благородным рыцарем, сын Уриенса.

    11.Оуэн — сэр Оуэн, граф фонтана.


    12.«Сэр Бедивер бросает меч Экскалибур в воду». Иллюстрация Обри Бёрдслея, 1894.Сэр Бедивер в Артуриане — рыцарь Круглого стола, который возвращает Экскалибур Владычице Озера. Он один из приближенных короля Артура, часто ассоциируется с сэром Кеем. Его брат — сэр Лукан, кузен — сэр Грифлет.

    13.Гахерис — еще один младший брат Гавейна и его оруженосец.

    14.Агравейн — брат Гавейна, Гахериса и Гарета. В сговоре с Мордредом разоблачил связь Ланселота и Гвиневры.
    Кроме того, к артуровскому циклу примыкает роман о Тристане и Изольде. Хотя Тристан, согласно основному сюжету, служит королю Марку, а не Артуру, некоторые авторы помещали его в число артуровских охотников за Граалем.


    Когда родится твой Король,
    То зацветет твой лес,
    И ты узнаешь этот день
    По радуге небес,
    А может быть, то будет дождь
    Иль зимний снегопад -
    Но все же лес твой зацветет,
    Как королевский сад.
    Ты будешь молод или стар,
    Но знаю - будешь жив,
    И ты узнаешь этот день,
    Колени преклонив,
    Твой конь вернется за тобой
    И тоже будет ждать,
    Чтоб унести тебя туда,
    Где соберется рать.

    Во многих произведениях рыцари занимаются поисками Грааля — предположительно, чаши, в которую собрал кровь Иисуса Христа Иосиф Аримафейский.

    Святой Грааль — в средневековых кельтских и нормандских легендах одно из орудий Страстей — чаша, из которой Иисус Христос вкушал на Тайной вечере и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь из ран распятого на кресте Спасителя.

    О круглом столе впервые рассказывает англо-нормандский поэт Вас около 1150 года в своих историях о короле Артуре. В это время в Европе процветало местничество — правила и нормы, разработанные в ходе формирования сословий, которые определяли ранг семьи (прежде всего, знатной) и её отдельных членов, их взаимоотношения с другими семьями при назначении на воинскую службу, административную должность, участии в официальных торжествах. Формальным выражением знатности в этой системе являлось право находиться (сидеть) как можно ближе к суверену, отсюда и происходит русское название этого явления. Среди феодалов часты были споры о месте, приводившие к тяжёлым конфликтам, вплоть до вооружённых.


    Согласно легенде, король Артур ввёл именно круглый стол для того, чтобы участники пиршеств не спорили друг с другом о лучшем месте и чувствовали себя равноправными. Позднее истории о короле Артуре стали распространяться в фольклоре и европейской (английской, французской, немецкой) литературе, Круглый стол стал одним из основных атрибутов этих историй.

    В Винчестере до сих пор организуется Круглый стол из 24 участников, который претендует на преемственность на протяжении многих сотен лет.


    Город Честер

    В британской "Дейли телеграф" промелькнула сенсационная новость: обнаружено место, где стоял замок Камелот, где находился двор короля Артура и был расположен Круглый стол. Этим местом британский историк, специалист по Камелоту Крис Гидлоу называет город Честер. Однако как такового "специально отстроенного" замка Камелот, как считает Гидлоу, скорее всего, не было. Камелотом был недавно обнаруженный в Честере древнеримский амфитеатр.


    Свидетельством в пользу Честера как столицы царства короля Артура является, по словам Гидлоу, первое жизнеописание этого монарха, сделанное в шестом веке монахом Гилдасом. Тот рассказал о городе легионеров и памятнике мученикам в этом городе. Именно каменную плаху и деревянный памятник христианским мученикам обнаружили в недавно найденном британскими археологами древнеримском сооружении.

    Артур в качестве иллюстрации к "Сэру Гавейну и зеленому Рыцарю" (конец 14 века)

    Что же касается Круглого стола, за которым накануне битвы Артур давал указания Ланселоту, Галахаду, Персивалю и другим рыцарям, то он, как считает Крис Гидлоу, не был столом в современном понимании слова, а представлял собой капитальное сооружение из камня и дерева, установленное в центре амфитеатра. Собираться в амфитеатре Камелота могли, как полагают, свыше тысячи человек. Дворяне того времени, вероятнее всего, сидели за Круглым столом в первом ряду, а простолюдины - на каменных скамьях в задних рядах амфитеатра.


    Честер (латинское название - Дева) был основан римским II Вспомогательным легионом во второй половине I века нашей эры как опорная военная база в землях кельтского племени корнубиев. Амфитеатр был построен тогда же, а затем дважды (в конце I и в конце III века) перестроен ХХ Победоносным Валериевым легионом.

    В начале V века римские войска были отозваны из Британии ради защиты от варваров рейнской границы империи, и на островах началась кровопролитная война между бриттами (романизированными кельтами, христианами) и пришлыми саксами (германцами-язычниками). Король Артур был, по-видимому, одним из вождей бриттов. Легенды о его доблести и благочестии, пользовавшиеся большой популярностью уже в Средние века, были собраны в XIV веке Томасом Мэлори в цикл романов "Смерть Артура", издание которого Уильямом Кэкстоном в 1485 году стало одной из первых английских печатных книг.


    Таким образом, согласно этой версии Камелот был не специально отстроенным для короля Артура замком, а просто амфитеатром, оставленным древними римлянами. Крис Гидлоу заявил: "Первые упоминания о Круглом столе показывают, что это был никакой не обеденный стол, а место для собраний, вмещавшее более тысячи человек. Мы знаем, что он был размещен там, где состоялось одно из двух основных сражений короля Артура. А именно, в так называемом Город легионов. Есть лишь два места, которые удостоились такого наименования. Одно - это Сент-Олбанс, местонахождение же другого оставалось загадкой". И лишь обнаружение амфитеатра с каменной плахой и деревянным памятником христианским мученикам привело исследователей к выводу, второй Город легионов - это город Честер.

    По словам Криса Гидлоу, в VI столетии монах Гилдас, составивший первое жизнеописание короля Артура, рассказал о Городе легионов и о памятнике мученикам, расположенном в нем. Это и стало решающим аргументом. Рядом с амфитеатром был обнаружен мемориал абсолютно совпадающий с описанием данным в VI веке.


    Король Артур Чарльз Эрнест Батлер (1903)

    Таким образом, это археологическое открытие решает три исторические проблемы. Во-первых подтверждает сам факт существования короля Артура, как исторической личности. Во-вторых, свидетельствует о наличии своеобразной представительской власти легендарного Круглого стола - прообраза европейских дворянских ассамблей). В-третьих это означает, что именно Честер был столицей прото-Британии и местом, где располагался двор короля Артура и институты его власти.

    Что же думают об этой версии британские ученые? Я дозвонилась в прославленный университет Оксфорда. Однако, как выяснилось, новость об обнаружении Камелота еще не дошла к тому времени до оксфордских академиков, и поэтому мне самой пришлось знакомить собеседников с содержанием газетной заметки.

    Историк, доктор Сюзанна Липскомб восприняла услышанное с энтузиазмом:"Это открытие может в самом деле стать поворотным в долгой истории поисков правды о короле Артуре. И если все подтвердится, то открытие будет весьма и весьма значительным. Я знаю Криса Гидлоу. Это очень серьезный ученый, заслуживающий доверия".

    Промослайды фильма "Камелот"

    Почему так трудно было найти реальный след двора короля Артура?

    Доктор Липскомб: Дело в том, что после ухода в четвертом веке римлян из Англии наступил двухвековой период, получивший название "мрачного периода". В Англии той поры не существовало письменности. Оставить свидетельства посему не представлялось возможным. Все следы оказались попросту никем не зафиксированными, а стало быть - утерянными. Самое поразительное, что до сего дня короля Артура традиционно связывали с Корнуоллом. И никто никогда не предполагал местом дислокации Камелота Честер. То, что сейчас впервые указано на Честер, - уже само по себе сенсация, так как это меняет основополагающие представления о дворе короля Артура.

    Насколько упорно искали британские историки следы короля Артура?

    Доктор Липскомб: Я не стала бы преувеличивать масштаб этих исследований. Хотя, конечно же, поиски предпринимались.

    Любопытно, что не все, с кем мне довелось беседовать в университете Оксфорда, разделяют подобное мнение. Один из авторитетнейших британских экспертов - профессор средневековой археологии Оксфордского университета Мартин Биддл, с которым мне довелось беседовать, не скрывал своего сомнения в том, что под сенсацией о нахождении Камелота есть сколько-нибудь серьезные основания.

    Профессор Биддл: Указанное в статье "Дейли телеграф" место не является Камелотом. Камелот - это легенда, ничего общего не имеющая с реальностью. Амфитеатр Честера нельзя считать новым открытием. О нем было известно уже десятилетия. Точно так же Честерский амфитеатр не является Круглым столом.

    Значит, вы не верите в существование короля Артура?

    Иллюстрация Густава Доре к поэме Теннисона

    Профессор Биддл: Замечательная история о короле Артуре - не более чем вымысел. У нее нет оснований как у "научного исторического факта". И данная "сенсация" не имеет научной ценности. Сожалею, но все, о чем идет речь, выглядит чушью.

    Но это только одно мнение.есть и другие...


    Гобелен с якобы изображением Артура

    В I в. до н.э. Британию заселяло кельтское племя бриттов. К III в. н.э. завоевание острова римлянами завершилось, и появилась имперская провинция со смешанным бритто-римским населением, ставшая в конце III-IV вв. христианской. В 407 году, ввиду угрозы для Рима со стороны готов, римские легионы ушли из Британии, фактически бросив ее на произвол судьбы. Началось кратковременное кельтское возрождение и забвение римских обычаев.

    В бою Артура и Мордреда, проиллюстрированные Н. С. Уайета для Сидни Ланье"ы мальчик король Артур

    Но в середине V в. на остров обрушились с моря германские языческие племена: юты, англы и саксы, захватившие часть земель на побережье. В начале VI в. бритты и потомки римлян объединились и начали борьбу с завоевателями. К середине века им удалось нанести захватчикам ряд поражений, но в 60-70-е гг. вторжение продолжилось, и к 600 г. завоевание основной части острова было завершено. Таковы точно установленные исторические факты. Далее — зыбкая почва предположений.


    Статуя короля Артура в Хофкирхе в Инсбруке, разработанная Альбрехтом Дюрером в концепции Фишера старшего

    Первое косвенное упоминание, которое можно отнести к Артуру, появилось в исторической хронике "О разорении и завоевании Британии" валлийского монаха Гильдаса (около 550 г.). Так, он писал о некоем короле, пригласившем в страну саксов для того, чтобы дать отпор пиктам. Но когда союзники-саксы вместо войны с пиктами начали резать самих бриттов, те избрали своим правителем с титулом "император" потомка римлян Амвросия Аврелиана, разгромившего варваров у горы Бадон (около 516 г.). Текст хроники весьма неясен: непонятно, кто руководил этой битвой; но упоминается некий Медведь (лат. Ursus), на валлийском языке — "atru" (почти Arthur!).

    Еще один монах из Уэльса, Ненниус, в своей "Истории бриттов" (точное время написания не установлено — от 796 до 826 гг.) также упоминает некого великого воина по имени Артур.


    "История бриттов" весьма путана и переполнена откровенными байками. Вот, например, как, по Ненниусу, появились в Британии германцы. Король бриттов Вортигерн, опоенный колдовским напитком, влюбляется в дочь вождя саксов Хенгиста Ронвену и позволяет язычникам завоевать свою страну. Далее в повествование вплетается Амвросий, который оказывается то знатным римлянином, вождем бриттов и наследником Вортигерна, то неким ясновидящим, прорицателем, родившимся без отца (Мерлин?). Позднее упоминается безо всякой связи с Амвросием вождь Артур, разгромивший саксов в двенадцати битвах, причем решающая произошла при горе Бадон.


    Доставание меча из камня Роберта Де Бора" .13 века. Говард Пайл (1903)

    По данным археологических раскопок, в местах, указанных Ненниусом, действительно произошло много сражений, но они никак не могли состояться на протяжении жизни одного человека. И можно ли доверять источнику, созданному через двести лет после описываемых событий?


    Около 956 г. неизвестный валлиец составил историческую хронологию "Камбрийские анналы" (Камбрия — древнее название Уэльса), где написал: "516 г. — Битва при Бадоне, во время которой Артур носил на своих плечах крест Господа нашего Иисуса Христа три дня и три ночи, и бритты были победителями... 537 г. — Битва при Камланне, во время которой Артур и Медраут убили друг друга, и мор наступил в Британии и Ирландии". Это последнее упоминание об Артуре в относительно историческом труде

    Король Артур. Иллюстрация 15-го века версии Валлийского языка Гальфрида Монмутского в книге " historia Regum Britanniae"

    Современные же ученые отмечают следующий вполне реальный факт, подтверждаемый археологическими изысканиями: во второй половине V в. экспансия саксов в Британии замедлилась, фактически прекратившись. Из чего делается вывод, что бриттов в течение почти 50 лет возглавлял некий великий вождь и воитель, коему удалось порядком потрепать захватчиков. Этот правитель, возможно, Амвросий Аврелиан, вождем дружины которого мог быть валлиец Артур, нанесший саксам ряд существенных поражений, особенно при горе Бадон. Начавшиеся затем усобицы в стане победителей привели к гибели Артура.

    Киллох, встречает Артура в Валлийской легенде "Киллох и Олуэн" (1881)

    А вот еще одно весьма любопытное место,куда ведут следы Артура и его верных друзей


    Вот это я встретила в библиотеке замка Кардифф-герб короля Артура?

    Аббатство Гластонбери в Сомерсете — уникальный исторический объект. В свое время здесь проводили обряды друиды, их сменили римляне, но наиболее значимый след оставили христиане.Церковные руины, сохранившиеся до наших дней, относятся к XIII веку, они остались от храма, разрушенного по приказу короля Генриха VIII во время его борьбы с католицизмом.


    Гластонбери.Руины аббатства


    Давно ходили слухи, что именно в Гластонбери похоронен король Артур, и когда в 1184 г. страшный пожар уничтожил аббатство, во время реконструкции монахи попутно занялись поисками могилы легендарного короля. В 1190 г. их усилия увенчались успехом! Простукивая каменные плиты пола, на трехметровой глубине бенедиктинцы обнаружили древнюю кладку с полой камерой, где находилась дубовая колода в форме гроба, пропитанная сохраняющими дерево смолами, откуда и извлекли два человеческих скелета.


    В архивах аббатства сохранился подробный отчет об осмотре тел усопших. Скелет мужчины поражал исполинским ростом — 2,25 м. У него был поврежден череп (след от ранения?). На голове женщины прекрасно сохранились пряди белокурых волос.


    Над новой могилой царственных супругов вырос большой свинцовый крест с латинской надписью: "Здесь, на острове Авалон, покоится прославленный король Артур". Этот крест то ли был обнаружен монахами на первоначальной могиле, то ли установлен при повторном погребении (источники здесь расходятся). В 1278 г. останки "Артура" были перенесены в саркофаг из черного мрамора перед главным алтарем монастырской церкви. Там они и оставались вплоть до разрушения обители в 1539 г.


    В 1934 г. на месте главного алтаря были найдены остатки гробницы, и теперь там стоит мемориальная доска. Уцелевшие кости были направлены на медицинское обследование, которое датировало останки V-VI вв. Раскопки в 1962 г. обнаружили место первоначального захоронения и подтвердили, что некогда там существовало углубление. Что до свинцового креста, то он исчез более двухсот лет назад.
    Действительно ли найденные останки принадлежали Артуру и Гвиневере? Хм, с тем же успехом это могли быть тела любого короля или вождя того времени, даже предводителя саксов...?


    Вот на такой гравюре в музее Ротердама руки Boijmans Van Beuningen.

    Время от времени появляются и иные версии о жизни легендарного воителя. Так, некий Ховард Рэйд в книге "Король Артур — Дракон" выдвинул версию, что Артур был... представителем кочевых племен сарматов из русских степей, которого римляне привезли в Британию. По мнению Рэйда, за стенами аббатства Гластонбери монахи разыграли обыкновенный фарс под названием "обнаружение святых мощей", для того чтобы попросту срубить деньжат побольше. Писатель также развенчал старинную легенду, согласно которой король Артур восстанет из могилы, когда на Англию нападут враги. Истоки этой и остальных легенд об Артуре и его рыцарях, по мнению Рэйда, лежат в преданиях сарматов.

    Тинтагель

    Что здесь сказать? При желании Артура можно записать хоть в эфиопы... Похоже, мистер Рэйд не слишком отличается от монахов, чьи козни он так рьяно разоблачает.

    Вряд ли мы когда-нибудь узнаем правду, наш удел — догадки и предположения. И ничего удивительного. Ведь прямо на наших глазах творится история — а много ли мы на самом деле знаем? А тут Артур... 15 веков насмешливо взирают на нас, и остается только бессильно развести руками...

    Английские ученые, химики, историки и генетики объединили накопленные знания, решив раз и навсегда дать ответ на все вопросы, которые ставило перед ними аббатство Гластонбери на протяжении многих веков. Скелеты королевской четы Артура и Гвиневеры были изучены на специальном обследовании, которое датировало останки V-VI веками нашей эры, то есть временем, когда и жил легендарный король.


    Dante Gabriel Rossetti

    В 1965 году была образована специальная исследовательская экспедиция под говорящим названием «Камелот», которая направилась в графство Сомерсет, где ориентировочно и должен был править Артур. Исследователи надеялись не только найти реальное подтверждение того, что Камелот существовал на самом деле, но и главное сокровище рыцарей Круглого стола - Святой Грааль. Отчасти поиски исследователей увенчались успехом.

    Проведя множество анализов остатков материальной культуры в Сомерсете, археологи пришли к выводу, что руины замка Кэдбери на берегу Бристольского залива - и есть тот самый легендарный Камелот. Несмотря на то, что выводы археологов не были признаны официальной властью, поклонники книг о короле Артуре получили дополнительное доказательство того, что их герой существовал на самом деле


    Смерть Артура, Джон Гаррик (1862)

    Очарование героев средних веков, к XIV веку скорее заснувшее, пробудилось в XV, в том самом столетии, которое, как замечательно показал Йохан Хейзинга в «осени средневековья», оказалось жертвой самых невероятных вымыслов на рыцарские темы. Пробуждает к жизни Артура английский поэт Мэлори в своей большой поэме 1485 года «Смерть Артура».


    Винчестерский Круглый стол. Винчестерский замок, Гемпшир.По словам Томаса Мэлори, на месте Винчестера располагался легендарный Камелот. Вероятно, сочинитель пришел к такому выводу, поскольку Круглый стол уже висел в Винчестерском замке, когда «рыцарь-узник», как Мэлори называл себя, писал роман «Смерть Артура».

    И в XV веке сладостная память об этом средневековом герое так свежа, что другой поэт, спенсер, дарует ему новую жизнь в The Fairy Queen («Королева фей») (1590). На крыльях британского национализма Артур с легкостью переносится в воображение XVII века. Особенно он обязан великому композитору Пёрселлу, который написал оперу «Король Артур» на либретто великого Джона Драйдена, — король Карл II поначалу покровительствовал ему, и тем не менее увидеть свое творение на сцене он смог лишь незадолго до смерти, в 1691 году.

    Наконец, в эпоху романтизма Артуру суждено пережить настоящее возрождение средневекового имагинарного. Ему повезло стать героем одного из самых великих романтических английских поэтов, Теннисона, который опубликовал свою «Смерть Артура» в 1842 году и до конца жизни составлял The Idylls of the King («Идилии короля»), которые все вместе были изданы в 1885-м. Примерно в то же время Артур обретает новую жизнь в произведениях художников-прерафаэлитов, особенно Данте Габриэля Россетти (1828-1882) и Эдварда Берн-Джонса (1833-1898). В музыке Шоссон под влиянием Вагнера — которому принадлежит решающая роль в возрождении героев и чудес средневекового имагинарного (особенно германского) — с 1886 по 1895 год сочиняет свою единственную оперу «Король Артур».


    Наконец, новую жизнь достоинству средневекового героя Артура и главных его героических сотоварищей придает кинематограф. Жан Кокто начинает с переложения артуровской легенды для театра в пьесе «Рыцари круглого стола» (1937). После войны как настоящие шедевры, так и фильмы, в которых средние века изображены в искаженном и неверном свете, получают широкое распространение и хорошо воспринимаются публикой — это такие зрелищные произведения, как голливудские «Рыцари круглого стола» Ричарда Торпа в 1953-м; «Камелот», музыкальная комедия Джошуа Логана, в 1967-м. Назовем и великие образцы — «Ланселот озерный» Робера Брессона (1974), «Парцифаль уэльский» Эрика Ромера (1978) и «Экскалибур» Джона Бурмена (1981).

    В знаменитом фильме «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989) Стивен Спилберг отправляет Харрисона Форда на поиски Грааля. Пародия, что тоже суть свидетельство популярности, заставляет посмеяться над Артуром как в превосходном фильме «Монти Пайтон и священный Грааль» (1975), так и в «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» Тэя Гарнетта (1949) с Бингом Кросби. Да в конце концов, если придать мифическому королю черты Джорджа Буша — чем не новый облик героя Артура?


    Голливудский продюсер и ультраконсерватор Джерри Брюкхеймер недавно согласился финансировать впечатляющий по размерам бюджет роскошного кинозрелища Антуана Фукуа «Король Артур» (2004), где он изображает Артура, Гениевру и рыцарей круглого стола как героев Англии, решившейся после окончания оккупации Римом разбить саксов, чтобы дать стране возможность следовать по пути прогресса. Он утверждает: «Есть отголоски между историей Артура и ситуацией в Афганистане и в Ираке — некогда Рим оккупировал Великобританию, и, когда эта страна избавилась от римлян, она встала перед необходимостью исполнить свою цивилизаторскую миссию борьбы против варварства». Королю Артуру еще не надоело повергать нас в изумление...

    Король Артур — легендарный вождь бриттов V—VI века, разгромивший завоевателей-саксов; центральный герой британского эпоса и многочисленных рыцарских романов. До сих пор историки не нашли доказательств исторического существования Артура, хотя многие допускают существование его исторического прототипа.

    Артур — сын короля Британии . Утер воспылал любовью к прекрасной , жене старого герцога из замка . Чтобы провести с ней ночь, король попросил волшебника придать ему облик герцога Тинтагеля. В качестве платы Мерлин потребовал отдать ему младенца на воспитание, когда тот родится. Мерлин наложил на мальчика чары, придав силу и отвагу. Затем чародей отдал Артура на воспитание старому рыцарю сэру Эктору. Через несколько лет Утера отравили приближённые, и страна погрузилась в безвластие и междоусобицу.

    Спустя двадцать лет Мерлин и епископ Кентерберийский в Лондоне представили собравшимся рыцарям меч, воткнутый в камень, на котором была надпись: «Кто вытащит сей меч из-под наковальни, тот и есть по праву рождения король над всей землёй английской». Его случайно вынул юный Артур, который искал меч своему названому старшему брату — сэру . Мерлин раскрыл юноше тайну его происхождения и провозгласил Артура королём. Однако правители удельных королевств, метившие на трон Утера, отказались его признать и пошли на юного Артура войной. Призвав на помощь заморских королей-полководцев Бана и Борса, Артур отстоял свой трон и начал править.

    Артур сделал своей столицей город и собрал за одним столом лучших рыцарей Земли. Чтобы между ними не было раздоров из-за высоких и низких мест, Мерлин подарил королю Круглый Стол. Артур женился на прекрасной , дочери короля Лодегранса, но их брак был бездетным.

    После того, как Меч-из-Камня сломался в поединке Артура с сэром Пелинором, Мерлин пообещал молодому королю новый чудо-меч. Его выковали эльфы озера Вателин, и вручила меч Артуру с условием: обнажать только во имя правого дела и вернуть ей, когда придёт срок. Меч, названный Экскалибур, разил без промаха, а его ножны защищали лучше любой брони.

    Однажды Гвиневру во время прогулки похитил Мелегант. , не дожидаясь подмоги, ворвался в замок Мелеганта, освободил королеву и прикончил злодея. Между ним и спасённой дамой вспыхнул роман, и Гвиневра изменила мужу.

    Об этом узнал , племянник Артура. Он доложил королю об измене. Артур послал Мордреда с отрядом арестовать Ланселота и Гвиневру. Королеве грозила казнь на костре за её прегрешение, но Ланселот освободил королеву из-под стражи, заодно по ошибке убив безоружных племянников короля и Гахериса. Ланселот и Гвиневра бежали за море, Артур отправился за ними в погоню, оставив наместником Мордреда. Воспользовавшись случаем, коварный бастард узурпировал власть и провозгласил себя королем. Попытавшийся навести порядок сэр был убит.

    Узнав о смуте в Британии, Артур вернулся из-за моря. Войска короля и самозванца встретились на Каммланском поле для переговоров. Но во время встречи змея укусила одного из рыцарей, и он выхватил меч, что стало сигналом для атаки обеим сторонам. В битве погибло всё воинство Британии. Предатель Мордред пал, пронзённый копьём Артура, но и сам смертельно ранил отца.

    Умирающий король попросил сэра Бедивера вернуть меч Экскалибур Владычице Озера. Затем его самого на лодке печальные леди увезли на остров . По преданию, Артур дремлет на Авалоне в ожидании дня великой нужды, когда он воспрянет ото сна, чтобы спасти Британию.

    Наиболее древними легендарными источниками об Артуре, его роде, и героях Артурианы считаются так называемые «Триады острова Британия» — поэтические трёхстишия, рассказывающие о чертах того или иного персонажа.

    Другим важным источником для легенд об Артуре явился сборник валлийских легенд — . Так или иначе с Артуром связаны практически все персонажи сборника. Наиболее старой частью сборника считается «Килух и Олвен» . Романтические герои повести отодвигаются на второй план, уступая главную роль в истории Артуру — племенному вождю и грозному военачальнику. Другая часть цикла, в которой активно участвует Артур, — «Сон Робанави» , где он предстаёт уже феодалом-сеньором; эта часть полна фантастических элементов.

    Окончательно закрепил образ Артура в литературе и массовом сознании сэр Томас Мэлори (XV в.) в своем масштабном эпосе «Смерть Артура» , в котором он объединил и литературно оформил все самые распространённые легенды об Артуре и рыцарях Круглого стола. Именно книга Мэлори является основным источником для всей последующей «Артурианы».

    Король Артур , герой британского эпоса, в XX века стал одним из самых популярных персонажей мировой массовой культуры.

    Его приключениям, классическим и осовремененным, посвящают свои произведения писатели разных стран. Король Артур является главным героем множества кинофильмов, а также компьютерных игр. В 1982 году Международный Астрономический Союз назвал в честь короля Артура кратер на одном из спутников Сатурна.

    Чем больше росла популярность короля, собравшего вокруг себя рыцарей Круглого стола, тем чаще звучал вопрос — какова историческая основа у этого эпоса? Кем был реальный король Артур?

    Первое упоминание имени Артура датируется примерно 600 годом нашей эры. Валлийский бард Анейрин , описывая битву при Катраэте между англосаксами и королями «Старого Севера» из рода Койля Старого , сравнивает вождя бриттов с Артуром.

    Бард Талиесин примерно в то же время посвящает поэму путешествию Артура в Аннун — валлийский потусторонний мир. Надо отметить, что биография обоих бардов известна не слишком хорошо, что и их самих делает легендарными персонажами.

    Король Артур и рыцари Круглого стола. репродукция

    Он написал Артура

    Первая историческая хроника, в которой упоминается Артур — это «История бриттов», написанная примерно в 800 году валлийским монахом по имени Ненний. В ней об Артуре говорится, что он одержал двенадцать побед над саксами, окончательно разгромив их в Битве при горе Бадон.

    В XII веке священник и писатель Гальфрид Монмутский создал труд «История королей Британии», в которой появляется первый последовательный рассказ о жизни короля Артура.

    Гальфрид Монмутский считается основоположником артуровской традиции в ее нынешнем виде.

    Надо сказать, что даже ряд современников Гальфрида Монмутского считали его труды псевдоисторическими. Вильям Ньюбургский , автор «Истории Англии», в которой описывается история этого государства в период с 1066 по 1198 годы, отзывался о Гальфриде Монмутском так: «Совершенно ясно, что все, написанное этим человеком об Артуре и его наследниках, да и его предшественниках от Вортигерна, было придумано отчасти им самим, отчасти другими — либо из неуёмной любви ко лжи, либо чтобы потешить бриттов».

    Тем не менее, произведение Гальфрида Монмутского стало хорошо известно в Европе, и на его основе стали появляться новые переложения истории короля Артура. Таким образом, народные легенды, собранные и обработанные Гальфридом Монмутским, стали основой для создания новых преданий.

    Артур получает меч Экскалибур от Леди Озера. Рисунок Н. К. Уайета, 1922 год. репродукция

    Вождь против саксов

    В XV веке Томас Мэлори создал эпос «Смерть Артура», объединивший все самые распространённые легенды об Артуре и рыцарях Круглого стола.

    Историкам, которые спустя столетия пытались найти реальную основу, оттененную впоследствии Мерлином, Ланселотом и Экскалибуром , приходилось очень непросто.

    По мнению большинства исследователей, Артур мог быть вождём или военачальником кельтского племени бриттов, населявшего территорию Англии и Уэльса в начале VI века.

    Кельтская Британия в этот период столкнулась с нашествием варваров-саксов. Реальному Артуру, согласно этой гипотезе, в течение своей жизни удавалось успешно противостоять саксам, что и сделало его популярным героем народных преданий. Однако впоследствии, после смерти или в конце жизни Артура, нашествие продолжилось и привело к захвату варварами южной части Британских островов.

    Есть несколько конкретных исторических фигур, которых «пробовали» на роль Артура.

    Смерть короля Артура. Джеймс Арчер. репродукция

    Претенденты на «роль» легенды

    Римский военачальник Луций Арторий Каст командовал вспомогательными кавалерийскими подразделениями Легиона VI Победоносного во II веке нашей эры. Легион базировался в Британии, на Андриановом валу. Исследователи, однако, отмечают, что Луций Арторий Каст жил на триста лет раньше предполагаемой «эпохи Артура».

    Амвросий Аврелиан. репродукция

    Римско-бриттский полководец, живший в V веке, как и Артур, смог дать серьёзный отпор захватчикам-саксам. Это позволяет некоторым считать его прототипом самого короля Артура. Однако у Гальфрида Монмутского Амвросий Аврелиан тоже упоминается как дядя Артура, брат и предшественник на королевском престоле Утера Пендрагона , отца легендарного короля.

    Еще один кандидат в прототипы Артура — Артуис ап Мор , король Пеннин, Эбрука и Калхвинеда, живший в V - VI веках в Британии. Артуис, получив в наследство часть владений отца, успешно расширил территорию государства и отражал нападения врагов, в том числе саксов.

    Исследователи отмечали сходство в биографии легендарного Артура еще с целым рядом реальных исторических персонажей, действовавших как в «эпоху Артура», так и несколько раньше. В результате большинство историков приходят к мнению, что Артур - это собирательный персонаж, чья история возникла как из реальных сюжетов, имевших место в жизни вождей и военачальников Британии, так из выдумки безвестных и известных сочинителей, таких как Гальфрид Монмутский.

    В Игрейну, супругу герцога Корнуэльского влюбляется английский корольУтёр Пендрагон. Для того чтобы завоевать сердце Игрейны он обращается к чародею и прорицателю Мерлину. Мерлин, в свою очередь, соглашается помочь Пендрагону, но только с одним условием - будущее дитя Пендрагона и Игрейны будет отдано ему. По магическому стечению обстоятельств герцог Конуэльский погибает в битве. А Игрейна становится женой Пендрагона. Через некоторое время, Игрейна рождает на свет мальчика. Соблюдая уговор, между ним и Мерлином, Пендрагон отдает мальчика Мерлину. Дитя получает имя - Артур, и его воспитывает барон Эктор.

    Проходят годы, и король Пендрагон умирает. Все английские бароны вызываются архиепископом Канберберийским в город Лондон для того, чтобы избрать нового короля. В то время, когда приехавшие бароны собираются на молитву - происходит чудо. Двор храма озаряется светом и в середине двора появляется волшебная наковальня, стоящая на большом камне, под наковальней лежит меч, а на самом камне проявляется надпись, которая говорит о том, что королем станет только тот человек, который вытащит из-под наковальни этот волшебный меч. Пробуют все бароны и рыцари, но только Артур смог вытащить этот меч из под наковальни. Бароны не довольны тем, что человек столь низкого происхождения стал новым королем Англии и решают идти против него войной. Словам Мерлина о том, что Артур является законным сыном Пендрагона и новым королем Англии, бароны не верят. В войне баронов и Артура побеждает Артур.
    Артур влюбляется в жену Лота Оркнейского, которую он встречает в городе Карлионе. Артур остается у нее на всю ночь, и за эту ночь она зачинает от Артура ребенка. Артур не знает, что она является его сестрой по линии его матери Игрейны. Маг и чародей Мерлин открывает Артуру эту тайну, и говорит о том, что зачатый сестрой Артура ребенок, в будущем убьет Артура и всех его рыцарей. Владычица Озера отдает Артуру меч Эскалибур и говорит, что эти ножны меча уберегут Артура от тяжелых ранений в боях и сражениях.
    Мерлин сказал, что Мордред родился 1 мая. И поэтому Артур говорит своим рыцарям принести к нему младенцев всех знатных родов, которые родились в этот день. Как только всех младенцев собрали, их по приказу Артура, сажают на корабль. Во время плавания корабль тонет. Гибнут все младенцы, но Мордред, по счастливому стечению обстоятельств, выживает. Владычица Озера гибнет от руки рыцаря Балина Свирепого. А Балин убивает владычицу заколдованным мечом, за то, что Владычица погубила его мать. После чего сам Балин и его брат Балан также гибнут из-за того, что у них есть этот заколдованный меч.
    Артур получает в подарок от короля Лодегранса - Круглый стол, потому что берет себе в жены его дочь. Особенностью стола является то, что за ним могут сидеть сразу сто пятьдесят рыцарей. Но у Артура есть только сто рыцарей, поэтому он приказывает магу и чародею Мерлину найти ровно пятьдесят рыцарей. Мерлин, в свою очередь, находит только сорок восемь доблестных рыцарей, и два места за Круглым столом остаются не занятыми. Артур говорит своим доблестным рыцарям, чтобы они сражались храбро и только исключительно во имя правды.
    В одну из дев Владычица Озера влюбляется маг и чародей Мерлин. Но ей не нравится то, что он ей постоянно докучает, поэтому она хитроумным способом заводит его в волшебную пещеру и закрывает вход в нее тяжелым камнем. Мерлин не может оттуда выйти и умирает в этой пещере. Король Артур едва не погибает в схватке с возлюбленным его сестры феи Морганы. До поединка она подменяет волшебный меч Артура Эскалибур на обычный меч. Но в бою Артур выживает и в будущем совершает много подвигов.
    Из города Рима от императора Луция к Артуру приезжают послы с требованием выплатить императору дань. Артур отказывается выплачивать дань и решает объявить императору войну. В Нормандии, где высаживает Артур, он убивает великана-людоеда. После чего, в схватке за схваткой Артур побеждает римлян. В одном из сражений погибает император Луций. Артур коронуется новым императором Италии и Аллемании. В короновании принимают участие все сенаторы и кардиналы. А процесс коронования проводит сам папа Римский. На спящего под деревом Ланселота Фея Моргана насылает чары и уводит его в замок. Она хочет, чтобы Ланселот выбрал одну из четырех королев себе в возлюбленные. Однако, Ланселот хранит верность королеве Гвинере и поэтому отвергает всех четырех королев. Позже, Ланселот спасается из плена дочерью короля Багдемагуса.
    Во дворе Артура появляется некий молодой человек, который не называет своего имени и просит Артура права остаться у него на один год. Артур разрешает ему остаться и нарекает его прозвищем Бомейн. Бомейн весь год проводит вместе со слугами Артура в одном помещении. Живя там и разделяя с ними всю пищу. По прошествии года, Бомейн просит короля Артура отпустить его, так как его дама подвергается нападкам со стороны Красного Рыцаря. Бомейн открывает свое истинное имя Гарета Оркнейского. Король Артур посвящает Гарета в рыцари Круглого стола наравне с остальными. Леди Лионесса выходит замуж за Гарета, который побеждает в битве Красного Рыцаря.
    Мачеха Тристрама хочет его отравить, с тем, чтобы после его смерти всеми землями владели ее собственные дети. Но коварный замысел раскрывается, и мачеха приговаривается к сожжению. Но Тристрам не хочет, чтобы ее сжигали. Он старается упросить своего отца-короля помиловать ее. Король соглашается помиловать мачеху, но отправляет Тристрама во Францию. После нескольких лет пребывания во Франции, Тристрам возвращается на родину. Его дядя Марк Корнуэльский приглашает его жить при своем дворе.Тристрам соглашается и участвует в войне Марка Корнуэльского против его недображелателей и врагов. Через некоторое время Тристрам становится рыцарем и бьется в поединке с рыцарем Мархольтом, побеждает его и тем самым избавляет Корнуэлл от выплаты дани. Тристрам уезжает в Ирландию. Лишь там он сможет полностью излечить все свои раны, полученные в поединке.
    Тристам исцеляет свои раны, благодаря дочери ирландского короля Ангвисанса Изольде Прекрасной. Об убийстве Мархольта узнает королева и поэтому Тристам должен срочно уехать из Ирландии. Происходит прощание Тристама и Изольды, во время которого, Тристам обещаем любить только Изольду, а Изольда обещает Тристаму семь лет не выходит замуж ни за кого кроме него. Проходит время, и Тристам приезжает к Изольде с целью сосватать ее за короля Марка. Но планы рушатся, так как напиток, приготовленный королевой Ирландии для короля Марка, случайно выпивают Тристам и Изольда. Любовные отношения между ними остаются даже тогда, когда Изольда выходит замуж на Марка. В свою очередь Марк очень расстроен этим положением дел. Поэтому в голове короля созревает план убить Тристама. Но коварным планам не суждено сбыться, Тристам по совету Изольды тайно бежит в Бретань, где через некоторое время встречает Изольду Белорукую и обручается с ней, совершенно позабыв про Изольду Прекрасную. Но Тристам не находит себе спокойствия и после свадьбы. Он постоянно вспоминает Изольду Прекрасную и грустит о ней.
    О женитьбе Тристама узнает его давняя возлюбленная Изольда Прекрасная, которая зовет его обратно к себе и часто пишет ему письма. Тристам отправляется к ней, и на пути к ней избавляет короля Артура от верной гибели от рук чародейки Аннауры. Но Тристама ждала плохая весть, в его руки попадает письмо влюбленного в Изольду Прекрасную Кахидина. Тристам сходит с ума и уходить жить к пастухам. Через некоторое время, Тристам получает приют во дворе Марка. Изольда узнает своего давнего возлюбленного, и силой этого у Тристама вновь появляется разум. Марк узнает в лице странника - Тристама, и принимает решение изгнать его из страны на 10 лет.
    Происходит поединок между Тристамом и Ланселотом. После того, как они узнали имена друг друга, они оба в радостных чувствах возвращаются к королю Артуру. Король Артур не дает Марку убить Тристама и мирит их друг с другом. Однако Тристам, как и в прошлые времена, все еще любит Изольду Прекрасную, и не стесняется в выражении своих чувств. Все же Тристаму не удается полностью обезопасить себя от действий Марка, и король Марк заточяет Тристама в темницу. Но Персивадь освобождает Тристама из заточения и Тристаму вместе с Изольдой Прекрасной удается спастись от Марка в замке Ланселота.
    Властитель Нездешней страны король Пелес встречается с Ланселотом, во время его путешествия. Пелес рассказывает Ланселоту свою историю о том, что он является кровным родственником Иосифа Аримафейского. В свою очередь, Иосиф Аримафейский является учеником святого Иисуса Христа. Также, Пелес показывает Ланселоту Святой Грааль и говорит о том, что в будущем он будет утрачен, а также говорит, что орден Круглого стола распадется. Но будущему сыну Ланселота уготована великая судьба, он должен будет спасти Нездешнюю страну и получить Святой Грааль. Король Пелес знает, что Ланселот никогда не изменит своей любимой Гвиневере с его дочерью, и во имя исполнения пророчества, Пелес просит чародейку Брузену подсыпать Ланселоту в вино волшебное зелье. Под действием великих чар, Ланселот проводит ночь вместе с дочерью Пелеса и та от него зачинает ребенка. Даже когда Ланселот узнает о примененных чарах он прощает Элейну.
    Родившегося у Элейны мальчика называют Галахад. Элейна вместе с Брузеной едут на праздник к королю Артуру в его замок. Кроме них на празднество собираются множество английских лордов и их дам. Гвиневера знает, что к Ланселоту едет Элейна и ревнует своего возлюбленного к ней. Элейна хочет, чтобы Ланселот провел ночь именно с ней, и поэтому просит Брузену наслать на Ланселота чары. Ланселот под действием чар проводит ночь вместе с Элейной. Гвиневера узнав об этом выгоняет Элейну и Брузену со двора. Ланселота объявляют изменником и он сходя с ума уединяется в дикие леса. Через несколько лет Ланселота узнает рыцарь Блиант. Блиант увозит Ланселота к себе в замок. Ланслот спасает Блианта от врагов, сорвав с себя оковы, в которые Блинат усадил Ланселота.
    Проходит время, но Ланселот так же безумен как и был, и все также не помнит себя. В отчаянии он уходит из замка Блианта, и долгое время скитается по свету. Однако, случается так, что он попадает в замок Карбеник, в котором живет его возлюбленная Элейна. Элейна узнает в его лице своего любимого. Она берет бесчувственное тело Ланселота и передает его своему отцу, королю Пелесу. Пелес, в свою очередь, переносит Ланселота на своих руках в башню, где хранится священный кубок Грааля. С помощью него рыцарь Ланселот исцеляется. Возрадовалась душа рыцаря, и он просит короля Пелеса, отца своей возлюбленной Элейны, чтобы тот разрешил им остаться в этой земле. Король Пелес разрешает им остаться и дает им остров. На этом острове они живут мирно и счастливо вместе с другими кавалерами и их дамами. Но в один прекрасный день, Ланселот решает провести турнир на который приглашает всех рыцарей Круглого стола. Рыцари Круглого стола узнаю в лице пригласившего их человека своего друга Ланселота. Они отчаянно просят его вернуться в Камелот во дворец короля Артура. Ланселот соглашается и возвращается к Артуру. По прошествии некоторого времени, Ланселот посвящает в рыцари Галахада. Однако, сам Ланселот не знает, что этот молодой человек его сын. Все проясняется тогда, когда Галахад приезжает в Камелот. На его месте за Круглым столом проявляется надпись, которая гласит о том, что он является сэром Галаходом, Высокородным принцем. Но само место было плохо. Ибо оно было погибельным, и навлекало на своего рыцаря множество несчастий и смерть.
    Великое чудо представляется взорам рыцарей Круглого стола. Перед их глазами по реке проплывает большой волшебный камень, в середину которого вонзен волшебный меч. Внизу камня имеется надпись, согласно которой меч сможет вытащить только избранный рыцарь, только тот который является лучшим из всех рыцарей мира. И тут, сказанные некогда слова мага и чародея Мерлина начинают сбываться. Галахад с легкостью вытаскивает волшебный меч из камня. Этот меч когда-то принадлежал Балину Свирепому. Всем придворным дамам становится известно, что сын Ланселота, Галахад по своей крови происходит из великого рода. Ведь его отец происходит от господа Иисуса Христа. Случается чудо в самый канун праздника Пятидесятницы. В зале, где проходит главное торжество появляется Священный Грааль. А столы становятся уставленными винами и яствами. Рыцари Круглого стола и Гавейн дают свою клятву всегда делать только добро и совершать все свои подвиги только во имя добра. Но Артур мрачен. В душе он понимает, что он и его рыцари Круглого стола уже никогда не смогут собраться все вместе за этим столом. После праздника, Галахад получает священный щит на котором Иосиф Аримафейский начертил красный крест своей собственной кровью. И рыцарь Галахад, сын Ланселота совершает множество подвигов во имя Священного Грааля вооруженный священным щитом и мечом.
    Ланселот начинает замечать, что перед его глазами появляются видения. В первом случае, перед ним встает старая часовня. Но голос за его спиной говорит ему покинуть это место, так как он греховен и не достоин тут находиться. Ланселот хорошо понимает, что он греховен. Грусть заполоняет его душу. Он решает пойти к отшельнику, чтобы исповедоваться перед ним. Отшельник говорит о том, что Ланселоту, для того чтобы полностью излечиться, следует закончить все отношения с Гвиневерой. Персиваль также отправляется на поиски Святого Грааля. И на пути своих странствий он встречает свою родную тетку. Его тетка истолковывает ему значение Круглого стола и ордена рыцарей. Круглый стол знаменует собой круглую землю и мир. А Рыцари имеют великую часть предстать за столом мира. Тетка, также, говорит, что сын Ланселота Галахад во много раз превзойдет своего отца в славе и вере. Персиваль ставит себе задачу разыскать Галахада. Во время своих странствий по миру, Персиваль отчаянно борется со всеми искушениями, встречающимися на его пути. В знак своей борьбы, он рассекает себе бедро. Ланселот также ищет Святой Грааль. Встретив на своем пути затворницу, та говорит ему, что Галахад его сын, а также говорит о том, что Ланселот должен исправиться душевно. Ведь он греховен перед богом.
    Путешествие в поисках Грааля затянулось. Гавейн и рыцарь Боре решают исповедоваться в своих грехах отшельнику. Тот, в свою очередь, истолковывает Гавейну его сон. Согласно толкованию, все рыцари Круглого стола грешны. И пока они не покаются перед господом Богом за свои грехи, они не смогут войти в священную комнату и не смогут найти священный Грааль. Прислушавшись к словам отшельника, Персиваль, Борс и Галахад отправляются в странствия, чтобы делать подвиги по имя Святого Грааля. Ланселот тоже не может получить Святой Грааль. Он оказывается в чудесном замке и пытается войти в священную комнату, но у него это не получается. Волшебный огонь опаляет его, и он падает на пол без сознания и проводит так более 25 дней. После чего, Ланселот узнает от встретившего его короля Пелеса, что его возлюбленная Элейна, которая родила ему сына Галахада, умерла. Ланселот, в горестном состоянии, уезжает в Камелот. Почти все рыцари Круглого стола к тому времени уже погибли в странствиях.
    В замке короля Пелеса три рыцаря Галахад, Персиваль и Боре получают священную чашу Грааль и престол. После того, как Галахад стал царем целого города, ему во сне снится Иосиф Аримафейский. Иосиф причащает Галахада перед его смертью. В момент, когда Галахад умирает, небо расходится и появляется рука, которая забирает с собой священную чащу Грааль. С того момента Святой Грааль навсегда потерян для всех людей. Рыцарь Персиваль принимает постриг и проживя два года вместе с отшельниками умирает.Между Ланселотом и Гавейном происходит поединок во имя королевы Гвиневеры. Ланселот побеждает в этом поединке, однако получает очень опасные раны и в скором времени уезжает к отшельнику, чтобы тот излечил его от ран.
    Королева Гвиневера попадает в плен к рыцарю Мелеганту. Но храбрый Ланселот спасает ее из плена. Он бьется с Мелегантом и Мелегант гибнет в бою. Король Артур узнает о любовных похождениях Гвиневеры с Ланселотом из уст Агравейна и Мордреда, и поэтому он приказывает захватить их в плен. Гавейн отказывается отвести Гвиневеру на костер, не выполнив приказ короля Артура. В этом время Ланселот спасает Гвиневеру от верной гибели на костре, убив Агравейна и его рыцарей. После чего, Ланселот уезжает с ней в свой замок, который называется «Веселая стража». Король Артур очень недоволен сложившейся ситуацией и приказывает своим рыцарям осадить замок Ланселота. Однако, следуя указаниями папы римского, король Артур мирится с ним. Королева Гвиневера возвращается обратно к королю Артуру, а сам Ланселот уезжает в далекую Францию. Но Гавейн не может простить Ланселоту смерть своих братьев и рыцарей. Поэтому Гавейн говорит королю Артуру собрать войско и убить Ланселота. Король Артур следует словам Гавейна и вместе со своим войском отправляется во Францию.
    Мордред пользуется тем, что король Артур отсутствует. В это время он распространяет ложную информацию, и говорит о том, что король Артур мертв. По прибытии Артура в Дувр, случается схватка, в ходе которой от ранений погибает Гавейн. После своей смерти дух Говейна приходит к королю Артуру и говорит о том, что скоро будет сражение между ним и его сыном Мордредом. Все происходит так, как говорил дух. Артур тяжело ранен, а его сын Мордред был убит. Артур чувствует приближающуюся гибель и принимает решение избавиться от своего волшебного меча, бросив его в воду. После этого, король Артур уплывает на корабле вместе с тремя королевами и другими дамами, которые также были на судне. В ночь Артур умирает и его хоронят в часовне под могильным камнем. Известие о смерти Артура передают Гвиневере и Ланселоту. Он и она принимают постриг. После смерти Ланселота, епископу снится сон, в котором он его видит вместе с ангелами. У Англии появляется новый король под именем Константин. Он правит Англией с достоинством и честью.