Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Старый завет читать на русском языке
  • Три версии задержания алексея улюкаева
  • Аврора в римской мифологии богиня утренней зари, отождествляемая с греческой
  • Сильные мира сего: самые влиятельные люди мира
  • Михаил Виноградов, психиатр-криминалист: биография, личная жизнь
  • Кто жил до динозавров на земле Что было до динозавров на земле
  • Семья как она есть. Значение семьи в жизни человека. Педагогическая культура родителей

    Семья как она есть. Значение семьи в жизни человека. Педагогическая культура родителей

    Семья - это счастье, любовь и удача,

    Семья - это летом поездки на дачу.

    Семья - это праздник, семейные даты,

    Подарки, покупки, приятные траты.

    Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

    Мечты о хорошем, волнение и трепет.

    Семья - это труд, друг о друге забота,

    Семья - это много домашней работы.

    Семья - это важно! Семья - это сложно!

    Но жить без семьи никому не возможно!

    Семья для всех ее членов является определенным жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. Это группа людей, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, реализовать, развивать себя и в то же время находиться в теснейшей связи со всеми членами семьи. Для этой «семейной системы» характерно то, что несогласованность психологических потребностей, способов их удовлетворения ведут к распаду семьи или процветанию одного из ее членов за счет другого.

    Ребенок в семье появляется полностью беспомощным, и его жизнь прямо зависит от родителей. Именно они обеспечивают основные его потребности. Это в равной степени относится к физиологическим потребностям (пища, тепло и т. п.) и потребностям психологическим (любовь, внимание, безопасность).

    Если родители показывают способы и средства для удовлетворения потребностей физиологических (показывают, как он должен питаться, как утолить жажду, оградить себя от холода), то по отношению к потребностям психологическим такое воспитание практически отсутствует. Маленький человек сам должен найти способы поведения, которые вызывают одобрение родителей, которые дают ему ощущение собственной значимости.

    Уже в конце первого и начале второго года ребенок становится настоящим «экспертом» своих родителей, он по-разному ведет себя с матерью и отцом, вырабатывает в себе различные «стратегии» влияния на поведение родителей.

    Для душевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они в семье, что их любят, значимы они для родителей или нет, как они сами относятся к родителям. Осмысление себя в семье хотя и не полностью осознается ребенком, но оно определяет его реакции на происходящее и, более того, представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с людьми. Это своеобразные сценарии, на основе которых ребенок предвосхищает, как окружающие будут поступать с ним, интерпретирует, что чувствуют другие люди по отношению к нему. Сценарии очень стабильны, часто человек несет их с собой на протяжении всей жизни.

    На основе своего жизненного опыта ребенок может прийти к разным внутренним позициям:

    Я нужен и любим, и я люблю вас тоже.

    Эта установка выгодно выделяет детей с высокой самооценкой и доверием к окружающим его людям. Возникновению такой позиции способствует обобщенный положительный опыт отношений с людьми, особенно с отцом и матерью. Она может формироваться в семье, в которой ребенок постоянно чувствует собственную близость к родителям, в которой дети и родители часто включены в общую деятельность и вместе испытывают радость.

    Внешне родительским отношениям с ребенком, как правило, характерны такие три особенности:

    а) общий положительный эмоциональный фон взаимодействия;

    б) признание автономности, своеобразности личности ребенка, его права на выбор;

    в) признавая права ребенка, родители в то же время не забывают о своих желаниях и устремлениях, стремятся реализовать собственные жизненные планы.

    При таких, относительно постоянных, условиях жизни в семье ребенок чувствует себя так:

    • Я испытываю удовольствие, когда нахожусь рядом с близкими мне людьми.
    • Моя близость с родителями не ущемляет моей свободы. От меня не требуют постоянно действовать так, а не иначе.
    • Окружающие доверяют мне, и я ощущаю свою силу, зная, что сам смогу преодолеть препятствие, различить зло и добро.
    • Я, как и все люди, могу ошибаться, но это не означает моей «плохости», глупости. Я могу учиться на ошибках и действовать все увереннее.
    • Когда я слаб, я могу попросить помощи, и это не унижает меня.
    • Другие люди, в том числе и мои родители, часто иначе, чем я, относятся к окружающему миру, и они имеют на это право. Я уважаю их выбор, хотя не всегда его понимаю. Я доверяю им.
    • Когда родители меня наказывают, это не означает, что они перестают меня любить. Это значит, что мы не поняли друг друга или действовали в ущерб друг другу. Мы сможем поправить это, если захотим.
    • Мои родители, и другие люди тоже, часто хотят того, чего я не хочу. Если я с ними, я должен не только смотреть на то, что нравится мне, но и учитывать то, чего хотят они. Иначе вместе нам будет тягостно и неприятно.

    Такие базисные установки являются большим достижением всего дошкольного детства. Их можно вычленить из высказываний детей в возрасте шести-семи лет.

    Я нужен и любим, а вы существуете ради меня.

    Такая внутренняя позиция чаще возникает в семьях с преобладающим культом ребенка, в которых все дела и заботы сосредоточены вокруг малыша. В подобных семьях ребенок рано начинает понимать, как значим, он для родителей, как они любят его. Это повышает его самооценку, создает чувство безопасности, однако поведение ребенка уже в дошкольном возрасте часто переходит нормы принятого социального поведения: он не считается с окружающими, действует наперекор их желаниям и требованиям.

    Дело в том, что ребенок не видит, не чувствует, почему ему надо поступать иначе, что существуют интересы других людей, которые не всегда совпадают с его собственными. Ребёнок воспринимает себя как центр, так как родители все время служат его прихотям, жертвуя своими интересами, временем и материальными ресурсами.

    Раз возникнув, позиция «я - всё, вы - ничто» укореняется, так как ребенок начинает защищать свое привилегированное положение. Формируются внутренние установки:

    • Родители существуют ради меня.
    • Мои желания и стремления - самые важные. Я должен их осуществить во что бы то ни стало.
    • Окружающие, даже если не говорят этого, восхищаются мною.
    • Люди, которые не видят моего превосходства, просто глупые. Я не хочу иметь с ними дела.
    • Если другие люди думают и действуют не так, как я, они ошибаются или поступают так назло мне.
    • Мои родители любят меня. Но как у меня, такого славного, умного, красивого, оказались такие «серые» мать и отец?

    Я нелюбим, но я от всей души желаю приблизиться к вам.

    Эта позиция часто встречается среди так называемых проблемных детей. Их самочувствие в среде близких людей зависит не от видимых особенностей жизни семьи, а от более глубоких психологических ее особенностей.

    1. Отсутствие ребенка в жизненных планах родителя (ро дителей).

    Беременность воспринимается как существенное препятствие, как камень преткновения и тем самым вызывает сложный внутренний конфликт, сопровождаемый негативными эмоциями. Нерешенный внутренний конфликт после рождения ребенка решается внешними средствами, то есть через отношения с малышом.

    Общение чаще матери (реже отца) с ребенком по причинам, непонятным ей самой, вызывает неудовлетворенность, раздражение, напряжение. И проявляется в самых различных формах: авторитарности, чрезмерной требовательности или чрезмерной близости с целью постоянно контролировать ребенка, вмешиваться в мир его личных переживаний или же отвержения ребенка, отгорожения от него.

    2. Недовольство ребенком таким, каков он есть.

    Нередко родители, строя свои жизненные планы, представляют себе достаточно конкретный образ, каким должен быть ребенок. Однако, родившись, малыш не соответствует ожиданиям, и родители пытаются исправить «недостатки природы» воспитанием.

    3. Неправомерное требование внимания.

    Во второй половине первого года жизни крик, плач ребёнка могут означать не только то, что он плохо себя чувствует или что-то хочет, но и становятся способом позвать к себе родителей, выражением желания пообщаться с ними.

    Однако уже в этом раннем периоде ребенок может приучиться быть спокойным, веселым лишь только в присутствии взрослого. Такой ребенок впоследствии чувствует себя комфортно только тогда, когда на него обращают внимание.

    Ребёнок может использовать самые различные способы - это зависит от возраста, личностных особенностей и от того, что больше всего затрагивает родителей. Усиленное требование внимания может проявляться в каждом случае по-разному. Одни дети непрерывно хнычут, что чего-то не могут сделать; другие назойливо пристают с разговорами, пытаются рассмешить или даже применяют физические меры - дергают за рукав; третьи создают угрозу для своей жизни - висят на дереве на одной руке.

    Родители испытывают неудобство, потому что ребенок постоянно им мешает, что от него ни минуты нельзя оторваться. Пытаясь огородить себя от назойливого малыша, взрослые применяют различные наказания, но ребёнок не успокаивается и больше обращает на себя внимание. Образуется замкнутый круг:

    Детская «месть» часто имеет скрытое содержание - «посмотрите, как мне плохо» и это крик о помощи, обращенный к родителям.

    Я не нужен и нелюбим. Оставьте меня в покое.

    Ребёнок полностью теряет веру в то, что кто-либо может его любить, что он сам чего-то стоит, он впадает в необычное состояние. Теряя чувство собственной значимости, ребенок стремится отгородиться от всего: от людей, от новых, казалось бы, интересных занятий. Такие дети совершенно не прилагают никаких усилий, чтобы совершить что-то, что привлекло бы внимание других, чтобы заслужить их похвалу. Наоборот, всем своим поведением, выражением лица они говорят: «Оставьте меня в покое».

    Внутренняя установка ребёнка такая: «Вы мне уже доказали, что я недостоин вашего внимания; что я недостаточно силен, чтобы заставить вас заниматься мною; что я не могу поступать с вами так же жестоко, как вы со мной, - так оставьте меня в покое».

    Ребенок демонстрирует свою глупость, неуклюжесть, плохие привычки - все ради того, чтобы быстрее «отпугнуть» взрослого от себя. Естественная реакция взрослого раздражение от своего бессилия и его бездарности.

    Можно сказать, что отношения между мужем и женой имеют большое влияние на развитие личности ребёнка, на его восприятие себя в семейной системе. Так как ссоры между взрослыми не создают в семье тёплой, безопасной атмосферы, родители уделяют меньше внимания воспитанию или их требования несогласованны и необоснованны, случайны. Недовольство взрослых друг другом и семьёй превращается в негативные воздействия по отношению к ребёнку, и могут проявляться в стратегиях поведения: механизм «козла отпущения», отвержение супруга через ребенка, ребёнок - член «военного союза», ребенок - объединяющее родителей звено.

    Механизм «козла отпущения».

    Наиболее распространенный способ выплеска излишнего психического напряжения, недовольства супругов друг другом — механизм «козла отпущения». Можно выделить два варианта его исполнения:

    1. один из супругов явно занимает в семье авторитарную позицию «сверху». Он не терпит возражений со стороны других членов семьи. И считает, что все другие, только не он (она), виновны в неудовлетворительном положении дел. Когда этот член семьи, выражает свое недовольство, ему становиться легче на душе.
    2. оба супруга не лезут за словом в карман, оба никогда не уступят и не дадут себя в обиду. Когда муж или жена исключаются из семьи, либо пытаются воздерживаться от проявления явного недовольства друг другом, то всё раздражение и негативные эмоции выплёскиваются на ребёнка. Во-первых, он не даст сдачи. Во-вторых, всегда можно найти повод сделать ему замечание: то он недостаточно опрятный, то ботинки положил не на место, то вообще не так смотрит.

    Ребенок же, постоянно ощущает недовольство со стороны родителей. Постепенно он начинает осмыслять себя как плохого, ни на что не способного, как человека, достойного всяческих порицаний. Одни дети принимают роль «серой мышки» — пытаются как можно меньше попадаться на глаза, другие - развивают в себе способность противостоять нападкам родителей, с помощью агрессии.

    Отвержение супруга через ребенка.

    Недовольство одного супруга другим в течение совместной жизни, как правило, приобретает конкретные очертания, раздражают повышенная или пониженная активность, манера речи, неопрятность, особенности поведения и т. п. Столкнувшись с непреодолимым, супруги рано или поздно отказываются от попыток перекроить другого. А раздражение по поводу той или иной особенности поведения остается и часто переносится на ребенка, в виде перевоспитания, «исправления». Дети, очутившись в ситуации, когда они по какой-то причине вынуждены менять усвоенную у родителя форму поведения, чувствуют себя крайне растерянно. Они недоумевают, почему то, что разрешено одному из родителей, не позволяется ему, ведь он как раз и стремится стать похожим на него.

    Ребенок - член «военного союза».

    Когда оба супруга не имеют чувства общности, совместных взглядов и планов на будущее, не видят перспективы развития своего «я» в связи с прогрессом всей семьи, между супругами неизбежно возникает межличностное напряжение. Муж и жена постепенно начинают видеть друг в друге не соратника, а препятствие в реализации собственного образа семьи. Таким образом, создаются два враждующих лагеря — муж и жена. Ребёнок, находясь между двумя воинствующими силами, стоит перед дилеммой - с кем быть?

    В борьбе родителей за ребенка больше усилий для привлечения его на свою сторону тратит тот супруг, который чувствует себя слабее, беззащитнее. Вместе с ребёнком он приобретает иллюзорное подтверждение собственной правоты («Если ребенок вместе со мной, значит, я прав!»). И возможность нанести сильный психологический удар другому родителю.

    В семьях, в которых двое и больше детей, вследствие указанных причин создаются своеобразные альянсы.

    Ребенок - объединяющее родителей звено.

    Трения между родителями, очевидные или менее заметные, вызывают негативные эмоциональные переживания и других членов семьи. Дети чрезвычайно чутки к изменению эмоциональной атмосферы в семье и склонны ее изменения связывать либо с происходящими внешними событиями, либо с собственным поведением. Даже не понимая, что он делает, ребенок интуитивно находит способы, устраняющие его психологический дискомфорт, то есть обнаруживает средства, уменьшающие трения между родителями, помогающие всем вместе почувствовать общность, избавиться от эмоционального напряжения.

    1. Объединение родителей посредством болезни ребенка. - Ребенок окружается вниманием и заботой, напряжение во взаимоотношениях родителей куда-то исчезает - оба родителя как бы объединяются. Эти и другие заботы на время вынуждают родителей забыть про собственные ссоры, невзгоды, все начинает крутиться вокруг малыша и его беды.

    В дальнейшем ребенок неосознанно стремится воспроизвести приятное ощущение общности, которое он испытал, заболев.

    Подобный психологический механизм может привести к тому, что ребенок окажется, сам того не замечая в плену разных недугов: ночной энурез, головные боли, показывая родителям полную неспособность заботиться о себе.

    1. Объединение родителей посредством выполнения их нереализованных желаний. В крайне напряженной семейной атмосфере, наполненной нереализованными родительскими желаниями, ребенок находит свой способ примирить взрослых с собственной жизнью и друг с другом. Он пытается добиваться успеха в той деятельности, которая интересна и поддерживается родителями.

    Если ребёнок чувствует, что его неуспех принесет большое огорчение родителям, то он, как правило, прилагает максимум усилий, чтобы этого не произошло и старается за двоих. Поэтому первое следствие повышенной ответственности - перенапряжение. Второе - большая вероятность «застревания» на препятствиях, так как чувствительность к неудаче у такого ребёнка повышена.

    Ребенок, не сумевший преодолеть препятствий и не имеющий возможности «официально» и без потери в самоуважении выйти из ситуации, ищет косвенные пути, например, посредством болезни. У некоторых детей перед занятиями начинает болеть голова, живот, их тошнит, они испытывают слабость и другие болезненные симптомы.

    Другой отрицательной стороной выполнения детьми нереализованных родительских желаний является нестабильность семейной системы. Достаточно ребенку стать неуспешным, отношения между супругами опять резко ухудшаются. Один из родителей начинает обвинять другого в том, что он стал препятствием в достижении его жизненных планов и является причиной неудач ребёнка.

    Дети в семье - дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Они приносят радость и заботу, делают любовь между мужем и женой более глубокой, осмысленной, человеческой. Несомненно, что ребёнку нужны оба родителя - любящие отец и мать. Но нерешённые супружеские проблемы, хотя и спрятанные под девятью замками, пагубно воздействуют на ребёнка, нарушают его эмоциональное состояние, меняет его взаимоотношения с окружающими.

    Самая хорошая профилактика - оздоровление, улаживание супружеских отношений, решение собственных проблем, так как они прямо вплетены в ваши отношения с ребенком и являются важным фактором развития его личности.

    Человек - это живой организм. Организм, имеющий множество потребностей. Так же, как и другие звери, мы вынуждены добывать пищу и воду, искать кров и возможность продолжить род.

    Но в отличие от большинства животных, люди не наделены острым слухом и зрением, цепкими когтями или маскирующим окрасом. Испокон веков выживание человека зависело от других представителей его вида.

    Стая приматов или первобытная родовая община могли добыть больше еды, чем каждый из них по отдельности. Объединённая родственными узами группа обеспечивала своим количеством защиту от хищников и безопасность развивающемуся потомству.

    Семья позволила человечеству занять место в этом мире. Социальная сторона жизни родила множество новых потребностей: в любви, воспитании, эмоциональном тепле и принятии.

    И хотя между примитивным и современным человеком лежат миллионы лет эволюции, нечто осталось неизменным - в моменты острой нужды мы обращаемся к родным (а ещё мы прямоходящие). Можно сказать, что всё человеческое общество родилось в семье. Но что же такое семья?

    Семья - это самое важное, что есть в мире.
    Если у вас нет семьи, считайте, что у вас нет ничего.
    Семья - это самые прочные узы всей вашей жизни.
    Джонни Депп

    Что такое семья: Определение

    Значение семьи в жизни человека столь велико, что невозможно дать её характеристику, при взгляде только с одной стороны. Несмотря на распространённость этого слова в повседневной жизни, его значения широко рознятся. К примеру, сказав, что семья - это брачный союз, мы будем правы, но упустим кучу деталей, не упомянув детей, родителей, да и вообще, что делает эта самая семья.

    Так, взрослый человек оценивает семью, как микрогруппу, в которую входит, и как структуру, способную удовлетворять материальные и духовные потребности. Хотя пребывание в ней и предусматривает множество требований, это окупается своими субъективными выгодами.

    Ребёнок расценивает семью иначе. На вопрос что такое семья – определение для детей будет рассмотрено с другой стороны. Для них это самая первая социальная среда, в которой происходит развитие психических, эмоциональных и интеллектуальных функций личности. Мать и отец являются для ребёнка образцами поведения и ролевыми моделями того, какими являются мужчины и женщины. Опыт, полученный в детстве в семье, человек несёт с собой всю оставшуюся жизнь.

    Общество и государство рассматривают другое – социальное определение семьи. Для них это группа людей, связанных кровными, брачными или родственными узами, а также, как правило, проживающая на одной территории. Это позволяет структурировать индивидов в отдельные кластеры, составляющие основу социума. Состояние и проблемы семей являются проекцией состояния и проблем общества в целом. Таким образом, обеспечивая благополучие семей, общество может обеспечивать собственное «здоровье».

    Наука на вопрос что такое семья определение находит в рамках такого направления, как семейная психология. С точки зрения психологов, семья – это структурно-функциональное объединение людей, связанных общностью быта и имеющих между собой супружеские или родственные связи. Акцент тут делается на функциональном значении. Рассмотрим подробнее, какие функции выполняет семья.

    Что такое семья - определение для детей

    Семья – понятие разностороннее. Определяя его суть, сложно отразить всё в одном предложении. Здесь объединены представления: брачный союз, самые близкие родственники, традиции, жилище, быт, многое другое.

    С ранних лет дети задаются вопросом, что такое семья. Определение для детей с взрослым понятием совпадать не может. Важно направить их любознательность в нужное русло.

    Важность семьи для человека

    Для взрослых семья – определённая структура, микро группа, совместные духовные и материальные заботы. У детей понимание этой структуры развивается постепенно и от взрослых во многом зависит правильность их восприятия.

    Семья создаётся в любви и верности для продолжения рода, взаимной поддержки, стабильности, уверенности в завтрашнем дне. Детей надо подготовить не только к пониманию сути понятия, но и к нормам поведения в этой ячейке общества.

    Формирование у детей понятия «семья»

    Начиная с младшего детского возраста, для понимания, что такое семья, определение для детей важно подкреплять наглядностью. Просто беседа не отложится, не запомнится. Малыш должен видеть, ощущать, соприкасаться с изучаемым понятием, как с предметом.

    Результативными бывают наблюдения за семьями животных, рассматривание фотографий, ролевые игры. Значимым является эмоциональный контекст. Дети знают, что семья – важное место для возникновения добрых взаимоотношений, получения первого опыта во всех сферах жизни.

    Развитие ребёнка в семье

    По мере взросления в определении «семья» для ребёнка появляются новые значения, понятие расширяется. Но всегда главной составляющей семьи остаётся любовь.

    Расширение детского определения семьи с возрастом

    Возраст Понятия в определении семьи (семья – это)
    2-3 года мама и папа, братья, сёстры, бабушки, дедушки
    4-6 лет
    • близкие родственники;
    • совместное проживание;
    • любовь, ласка, уют и тепло.
    7-10 лет
    • забота, внимание, ответственность;
    • чувство защищённости;
    • совместная работа и отдых.
    11-14 лет
    • чуткое и бережное отношение друг к другу;
    • преемственность поколений, взаимопонимание и стабильность;
    • общие финансы, среда для развития.
    15-18 лет
    • генеалогическое древо, родословная, история семьи;
    • основы супружеской любви и рождения детей;
    • виды семей, моральная и правовая ответственность.

    Определение слова семья для детей к 18 годам соответствует взрослому или близко к нему. Детское развитие внутри семьи на всю жизнь оставляет свой отпечаток и отношение к ячейке общества.

    Важность примера

    Стандарты поведения формируются собственным примером и убеждённостью. Дети чувствуют фальшь, как никто другой, и ценят искренность. Образцом для подражания, бесспорно, являются родители. Отношения между мужчиной и женщиной остаются в детском подсознании на всю жизнь как взаимодействие мамы с папой.

    Психологи до сих пор спорят по многим темам семейного воспитания, задаваясь вопросом, что такое семья. Определение для детей особенно интересно для многих. Приглашаем к обсуждению читателей.

    Как вы думаете, какое определение семьи для детей наиболее верно отражает её суть и почему? Выскажите, пожалуйста, ваше мнение. Спасибо.

    Функции семьи

    Под функцией тут подразумевается сфера жизни, в которой удовлетворяются потребности членов семьи – людей, являющихся частью семьи, и состоящих с другими членами семьи в родственных или супружеских отношениях.



    Семьи, которые выполняют все свои функции в полном объёме называются полнофункциональными. Впрочем, значение того, что такое «полный объём» может варьироваться в зависимости от возраста семьи или внешних обстоятельств. Так, в молодой семье, состоящей из двух членов, на первом месте может стоять сексуальная функция, тогда как пожилой брак, как правило, уделяет ей меньше времени, акцентируя внимание на воспитании нового поколения.

    Когда одна или несколько функций не выполняются или нарушены, то мы находим ответ на вопрос что такое «семья социального риска». Определение для данной категории семей раскрывает основную проблему. Разобщённость и отстранённость между членами семьи, отсутствие общих интересов, эмоциональный холод, равнодушие и отсутствие поддержки, взаимное недоверие, жестокость и насилие по отношению к близким - все эти факторы позволяют отнести семью к дисфункциональным.

    Семья заменяет всё.
    Поэтому, прежде чем её завести, стоит подумать, что тебе важнее: всё или семья.
    Фаина Георгиевна Раневская


    Редко встречаются случаи, когда нарушение наблюдается только в одной функции, т.к. они связаны. Поэтому социальная работа ведётся со всеми компонентами и членами семьи.

    Типы семей

    Основным критерием для классификации является состав семьи, т.е. количество людей, являющихся членами семьи.

    К примеру, в зависимости от количества родителей выделяют:

    • неполные семьи (только отец или только мать с ребёнком).
    • полные семьи (членами семьи являются оба родителя и один или несколько детей).
    По числу поколений, входящих в состав семьи , выделяют:
    • нуклеарные семьи (состоят из одного или двух поколений – супругов и их несовершеннолетних детей).
    • расширенные семьи (включают также родителей супругов).
    В зависимости от количества детей , проводят следующую классификацию:
    • бездетная семья (диада супругов без детей)
    • малодетная семья (от одного до двух детей)
    • среднедетная семья (три или четыре ребёнка)
    • многодетная семья (пять детей и более)
    Но, как правило, многодетными признаются семьи, имеющие от трёх детей.

    Несмотря на преимущество в виде богатства и разнообразия внутренних связей, способствующих более скорой и эффективной социализации подрастающего поколения, многодетные семьи подвержены многим рискам. Прежде всего экономическим. Так, семьи с большим количеством детей часто становятся малоимущими в результате бытовых расходов.

    Малоимущей называется семья, имеющая средний доход на человека меньше прожиточного минимума. Учитывается общий доход семьи, который включает:

    • зарплату;
    • доходы от индивидуальной предпринимательской деятельности;
    • стипендии;
    • пенсии;
    • пособия;
    • доходы от сдачи в аренду имущества и др.
    Статус малоимущей присваивается только в том случае, когда семья по объективным причинам имеет низкий уровень доходов. Финансовый вопрос встаёт остро также и в молодых семьях, которые ввиду, как правило, неопытности членов не всегда могут обеспечить себе выживание, а также рационально контролировать расходы.

    Стадии жизненного цикла семьи

    Как и любой другой процесс идущий через время, семья проходит определённые этапы, сопровождающиеся изменениями и кризисами.

    1. Молодая семья

    Охватывает период между вступлением в брак и рождением первого ребёнка. На данном этапе чувства между партнёрами, обычно, наиболее сильны, но и количество разводов наиболее высоко.

    Супруги проходят через сложный период «притирания», обнаруживая в повседневной жизни друг с другом все углы своего характера и характера партнёра. Проблемой также является вынужденное вмешательство родственников в жизнь молодой семьи, т.к. зачастую она не имеет собственного отдельного жилищного пространства.

    Адаптация к совместной жизни является сильным стрессом для психики.

    2. Семья с несовершеннолетними детьми

    Включает минимум 18 лет – промежуток между рождением первенца и совершеннолетием последнего ребёнка. Может быть и дольше, если детей несколько, и они разного возраста.

    Эмоциональное напряжение на данном этапе достигает пика, потому что супругам приходится не только выполнять воспитательную функцию, проводя ребёнка через все возрастные этапы, но и материально обеспечивать нового члена семьи.

    Конец данного периода знаменуется «кризисом пустого гнезда», когда супруги вновь спустя много лет оказываются наедине друг с другом. Для многих пар это становится причиной развода, т.к. подрастающие дети являлись единственным, что было общее у мужа с женой.

    В силу возрастных особенностей пары, это время также часто совпадает с кризисом среднего возраста или кризисом достижений. Человек осознаёт, что перешагнул экватор жизни и, глядя на собственные успехи и статус, остаётся недоволен результатами.

    3. Завершающий этап

    Начинается новый период адаптации супругов друг к другу, а также адаптации к новому, взрослому статусу детей. Этап сопровождается возрастными изменениями в организмах мужа и жены, ухудшениями здоровья, ослаблением физических сил.

    Заключение

    Дойдя до завершения статьи, мы можем теперь однозначно сказать, что такое семья, своими словами. Это союз двух любящих друг друга людей, способный произвести и вырастить новую жизнь.

    Семья, это те люди, которые могут оказать поддержку в трудную минуту и обеспечить любовью и пониманием. Существование семей заложено в самой нашей человеческой природе. И насколько бы ни менялся окружающий мир, мы всё равно будем тянуться друг к другу, чтобы справиться с этими изменениями.

    Это одновременно уникальное в плане глубокой субъективной интимности и самое распространённое в мире явление. В честь него даже существует «День семьи, любви и верности», отмечаемый в России и других странах мира.

    Такое явление как семья существует в множестве форм, но в итоге каждый отдельный человек имеет свой багаж воспоминаний переживаний и образов, связанных с представлением о том, что это такое. А что такое семья для Вас?

    Жизнь любого человека начинается с семьи. Как нет идеально похожих людей, так нет совершенно идентичных семей. Что это такое? Какие они бывают и чем различаются?

    Семья – предмет изучения разных социальных наук. В каждой даётся своё определение данному понятию.

    1. С точки зрения социологии , это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.
    2. Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.
    3. В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.

    Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными отношениями.

    Признаки

    Семья как малая общность обладает отличительными признаками:

    • союз двух людей (традиционно мужчины и женщины), подтверждённый нормами Закона;
    • вступление в брачные отношения на добровольных началах;
    • общность быта и ведения домашнего хозяйства, приобретения материальных ценностей;
    • моральное, психологическое и нравственное единство;
    • вступление в близкие, интимные отношения;
    • рождение, воспитание и социализация детей.

    Основные функции

    Институт семьи подразумевает связи, которые возникают между ней и обществом, направленность её деятельности. Таких связей может быть несколько, и они вариативны для каждой отдельной малой группы.

    Однако выделяется ряд традиционных функций, которые выполняет семья:

    • репродуктивная . Цель: установление сексуальных отношений с последующим рождением детей. Данная функция является ведущей, поскольку предполагает, что, вступив в интимную связь, мужчина и женщина выполняют главное своё предназначение – продолжение рода;
    • хозяйственно-экономическая . Цель: создание общих материальных ценностей, устройство и ведение совместного хозяйства, организация быта, объединение средств и капиталлов, произведение общих расчётов;
    • регеративная . Цель: сохранение семейных, родовых ценностей и реликвий, передача опыта старшего поколения младшему;
    • воспитательно-образовательная . Цель: реализация потребностей родительских качеств в контактах с детьми, их обучение, нравственное и психологическое развитие, воспитание морально-этических норм и т.д. В данном случае говорят о семейном воспитании.

    Структура

    Демографическая статистика выделяет несколько типов семей, характеризующихся определённым набором характеристик.

    Характерный признак Тип семьи Отличительные особенности
    1.Количество партнёров Моногамная 2 партнёра
    Полигамная Более 2-х партнёров Многожёнство (1 мужчина и несколько женщин). Распространена у мусульман.
    Полиандрия (1 женщина и несколько мужчин). Редкое явление.
    Шведская семья (полиаморные отношения между 3 партнёрами)
    2. Половаяпринадлежность партнёров Разнополая Партнёры мужчина и женщина
    Однополая Только мужчины или только женщины. В законодательстве РФ такой вид брака не предусмотрен, поэтому такие семьи не регистрируются.
    3. Количество детей Бездетная (инфертильная) Отсутствие детей
    Малодетная 1 – 2 ребёнка
    Многодетная 3 и более детей Пользуется особым вниманием и поддержкой государства, является наиболее устойчивой целостной ячейкой общества.
    4. Состав Нуклеарная Родители и дети 1)элементарная — 3 человека: муж, жена, ребёнок. Наиболее часто встречается в европейских странах.2)составная – муж, жена и несколько детей.
    Полная – наличие обоих родителей.Неполная –1) есть 1 из родителей;2) бездетная семья.
    Сложная (патриархаль-ная) Несколько поколений, проживающих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Характерно для мусульманских семей.
    5. Место и роль человека. Родительская Роль ребёнка
    Репродуктивная Роль родителя
    6. Место проживания Матрилокальная Проживание с семьёй жены. Отношения: зять – тесть и тёща.
    Патрилокальная Проживание с семьёй мужа. Отношения: невестка – свёкор и свекровь. Традиционный тип семьи: по многим канонам женщина, выходящая замуж, переходит в семью своего мужа.
    Неолокальная Молодая семья живёт отдельно от родителей и самостоятельно организует хозяйство, быт и устанавливает личные взаимоотношения. Наиболее распространённый в современности тип малой группы.
    7. Социальный статус Молодая 1) супруги в возрасте 18-30 лет;2) первый брак ;3) совместная жизнь до 3-х лет.
    Сложившаяся Супруги ведут соместное хозяйство и воспитывают детей более 3-х лет.
    Приёмная Семья, в которой кроме собственных воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей.
    8. Материальное состояние Обеспеченная Материальный достаток выше среднего
    Малоимущая (малообеспечен-ная) Материальный достаток на уровне или ниже прожиточного минимума.
    9. Морально-психологическое состояние Благополучная Материальный достаток, благоприятная обстановка, хороший микроклимат и доброжелательные отношения между всеми членами семьи.
    Неблагополуч-ная Материальные трудности, недостаток средств на ведение общего хозяйства, злоупотребление старшими членами алкоголем и наркотиками. Проблемы во взаимоотношениях. Неблагоприятная обстановка для воспитания детей. Как следствие – конфликты, приводящие к разводам.
    конфликтные семьи – частые ссоры, разногласия, психологическое давление;
    кризисные – семьи достигшие определённого возраста и социального благополучия;
    проблемные – ячейки, в которых периодически или постоянно возникают проблемы социального или психологического характера.
    Группа риска Отрицательный психологический климат, сложные межличностные отношения, неблагополучие ребенка: аномалии в развитии, физическое, психическое и нравственное нездоровье. Следствие – правонарушения, низкий образовательный уровень.
    1) деструктивная : изолированность от общества всей семьи или отдельных её членов. Часто секторальные объединения или религиозные группы.
    2) неполная : наличие только одного родителя;
    3) распавшаяся : развод или уход из семьи одного из её членов (обычно мужчины);
    4) ригидная : низкий уровень гибкости, терпимости, адаптивности, явное превосходство и давление со стороны одного члена семьи.

    Стать успешным в современном мире, не всегда значит иметь хорошую машину, недвижимость или подняться по карьерной лестнице. В успехе любого человека огромную роль играет семья. И в большинстве случаев, она становится самым ценным подарком судьбы для каждого из нас. Членами нашей семьи мы, как правило, дорожим и прислушиваемся к их советам. О том, что такое семья и как добиться гармонии в отношениях с семьей, - мы обсудим в нашей статье.

    Что такое семья: определение

    Семья - это группа людей, основанная на кровном родстве или заключении брака. Возможно, вы уже предполагали, что такое семья. Но не стоит забывать, что согласно определению, члены семьи связаны между собой взаимной помощью, общностью быта и правовой, а также моральной ответственностью. Семья является достоянием общественных ценностей. Каждый человек с момента своего рождения уже обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. В жизни часто можно услышать вопрос: что такое семья? Определение даётся также в семейном праве. Оно гласит, что семья - это группа лиц, связанная имущественными и неимущественными обязанностями и правами, вытекающими из родства, брака или усыновления.

    Чтобы усвоить определение семьи, ознакомьтесь с её главными признаками:

    1. совместное проживание;
    2. наличие общих детей (в большинстве случаев);
    3. соблюдение прав и обязанностей, которые предусматривает законодательство;
    4. наличие материальной и моральной общности;
    5. взаимная поддержка членов семьи.

    Структура семьи

    Структура семьи учитывается во время переписей населения и играет важную роль в жизни общества и государства. На данный момент существуют множество типов семей с её различной организацией:

    • Например, моногамная семья отличается от полигамной тем, что, как правило, состоит из двух партнеров. В то время как в полигамной семье, один из супругов может иметь сразу нескольких брачных партнеров.
    • Семья может быть однополой и разнополой. Шведской семьей называется семья, при которой трое человек (двое из которых одного пола) живут вместе. При этом отношения между партнерами могут быть различными и не всегда подразумевать совместный секс.
    • Семьи могут различаться по количеству детей и подразделяться на несколько видов: бездетная семья; однодетная семья (1 ребенок); малодетная семья (1-2 ребенка); среднедетная семья (3-4 ребенка); многодетная семья (от 5 детей);
    • В современном обществе наиболее распространена нуклеарная семья. Что такое нуклеарная семья и в чём её особенность? Нуклеарная семья состоит из одной брачной пары с детьми или без детей. А сложная семья включает в себя несколько поколений (дедушек, бабушек, сестер и их мужей, братьев и их жён, племянников и т.д.)
    • Одной из незащищенных групп населения является молодая семья. Что такое молодая семья и чем же она отличается от других семей? Дело в том, что семью можно считать молодой, если она отвечает по следующим параметрам: возраст супругов должен быть от 18 до 30 лет; брак должен быть заключен впервые, а продолжительность совместной жизни не должна превышать 3 лет.

    Что такое ресурсы семьи: их виды

    Чтобы удовлетворить потребности членов семьи, необходимо обладать определенными ресурсами, которые смогут обеспечить развитие личности, а также его жизнедеятельность. Ресурсы семьи - это материальные, денежные и производственные средства, возможности, ценности и источники доходов.

    Существует несколько видов ресурсов:

    • Материальные ресурсы. Включают в себя любую недвижимость, бытовую технику и транспортные средства передвижения.
    • Трудовые ресурсы. Подразумевают под собой членов семьи с их возможностью вести домашнее хозяйство.
    • Финансовые ресурсы. Включают в себя деньги, ценные бумаги, банковские счета и т.п.
    • Технологические ресурсы. Используется технология ремонта, технология приготовления пищи и т.д.

    Как построить семейное счастье

    О том, что такое счастье семьи и как достичь той самой гармонии, написано немало книг. Но, чтобы создать прочный фундамент в семье, необходимо работать над собой и развивать нужные качества. Они помогут пережить вам вместе и взлёты, и падения. Таким образом, чтобы построить семейное счастье вы должны обладать пониманием, уважением и самопожертвованием к своему партнеру. Будьте ответственны за ваше счастье и помните, что оно для вас общее. Никаких "я" в семье не существует, только "мы". Так вы создадите крепкую и счастливую семью.

    Что такое семья для детей, и какими должны быть условия для их развития? Для ребенка, семья - это, прежде всего среда, в которую закладываются условия его психического, физического, интеллектуального и эмоционального развития. Чтобы это развитие осуществлялось, вы должны уделять внимание воспитанию ребенка и проводить с ним различные занятия. Также необходимо найти с ребенком тот контакт, при котором вы сможете выявить его интересы и вписаться в них. Если ваш ребенок дошкольного возраста, то уделите внимание развитию смысловой сферы, чтобы в будущем у ребенка не возникли проблемы с получением новой информации и развитием личности.

    Таким образом, для того, чтобы узнать, что такое семья, сочинение будет бессмысленным. Прислушайтесь к изложенной информации в нашей статье, и помните, что счастье семьи зависит только от вас.

    Что же такое семья? Многие на этот вопрос отвечают, что семья – это муж, жена, дети, любовь. Но достаточно ли этих составляющих? Давай попробуем разобраться...

    Семья - это не просто люди, которые живут вместе. Это близкие друг другу люди, которых объединяют чувства, интересы, идеалы, отношение к жизни. Задумайся, что семья может дать ребенку? В чем сила семьи? Родители и дом играют огромную роль в становлении психики малыша.

    Так что же такое семья? Разумеется, у каждого свое представление о семье, но практически всегда оно связано с самыми близкими и дорогими, родными и любимыми. Семья - это когда ты любишь, и тебя любят, и не за что-то, а вопреки всему. Важную роль в семье играет доверие. Жена или муж - это тот человек, на которого можно положиться, должна присутствовать высокая степень доверия и ответственности друг перед другом.

    Ячейка общества

    Многие философы и мыслители, такие как Платон, Кант, Аристотель, пытались дать единое определение семьи. Но к единому, всем подходящему шаблону, так и не пришли. Существует множество признаков семьи, но как выделить самые важные и значимые?

    Чаще всего о семье говорят и пишут как о ячейке общества, которая принимает участие в биологическом воспроизводстве населения. Основной мотивацией для создания семьи служат такие факторы, как: желание иметь детей, стремление избежать одиночества, потребность в понимании, в эмоциональном контакте, поиск психологической защиты. Действительно, что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют? Как построить такой дом? Семья зарождается на чувстве любви двух людей, которые вскоре становятся мужем и женой. На их согласии и любви держится все семейное счастье. Производная этой любви - родительская любовь и любовь деток к своим родителям.

    Поэтому, семья в понимании многих людей - это надежность. Человек счастлив, когда он может реализоваться в жизни. Немаловажную роль в этом играет семья. Недаром рядом с великими людьми были муж или жена, которые были им наставником, музой, гаванью и просто родным человеком. Если в семье не ладится, человек просто не может думать о работе, карьере, творчестве. Поэтому семья – это когда есть поддержка всех начинаний детей или супругов. Семья – это когда стараются помочь в достижении поставленных целей. В семье должно быть комфортно, она должна быть отдушиной, для того чтобы набираться сил и идти дальше, во внешнюю среду. Семья - это отношения, которые построены на взаимном доверии, уважении, где счастливы и родители и дети, когда общение доставляет радость и удовольствие.

    Там, где тепло…

    Выходит, что семья – это теплый дом, любящие муж и жена, их дети, родители, дедушки и бабушки. Это любовь и забота друг о друге, общие радости и печали, традиции и привычки.

    В учебнике по семейной психологии пишут: «семья – это система, члены которой максимально удовлетворяют потребности друг друга». И главная потребность, которую удовлетворяет семья, - это потребность любить и быть любимым. Желаем тебе крепкой семьи, где будут царить любовь, уважение, поддержка и взаимопонимание. Помни, что именно от тебя в большей степени зависит «погода в доме», ты - хранительница домашнего очага. Запомни на всю жизнь: умный человек и умная женщина – это не одно и то же. Будь мудрой и у тебя будет счастливая семья!