Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Старый завет читать на русском языке
  • Три версии задержания алексея улюкаева
  • Аврора в римской мифологии богиня утренней зари, отождествляемая с греческой
  • Сильные мира сего: самые влиятельные люди мира
  • Михаил Виноградов, психиатр-криминалист: биография, личная жизнь
  • Кто жил до динозавров на земле Что было до динозавров на земле
  • Презентация по логопедии на тему "логопедический массаж". Презентация на тему "логопедический массаж" Краткие анатомо-физиологические сведения

    Презентация по логопедии на тему

    Логопедический массаж активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.


    Основные цели логопедического массажа: 1) нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры; 2) уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата; 3)снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.); 4) стимуляция кинестетических ощущений; 5) увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений; 6) активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность; 7) формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.


    Противопоказания к массажу делятся на 3 группы: кожные заболевания грибковые, гнойничковые, герпес, трещины, а так­же гематомы, онкологические заболевания; инфекционные ангины, острые лихорадочные состояния, детские инфекции, другие инфекционные заболевания; стоматологические стоматиты (!), любые оперативные вмешательства, удаления или выпадения зубов.


    В логопедии используют следующие виды массажа: массаж, основанный на приёмах классического (укрепляющий или расслабляющий); точечный (лучше всех им владеют врачи китайской народной медицины у них мы и призываем вас учиться этому методу); зондовый; аппаратный; самомассаж.


    В классическом массаже есть четыре основных приема, всё остальное их модификации: Поглаживание - рука скользит по коже или слизистой, не сдвигая её, не собирая в складки. Если приём проводить медленно, он снижает тонус. С поглаживания обычно начинают и им заканчивают процедуру, оно же применяется в промежутках между другими приёмами. Растирание- смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях. Рука смещает кожу, но не давит вглубь. Быстрое растирание стимулирует, а медленное (9 движений в минуту) расслабляет


    Разминание - смещение тканей с их захватом действие, стимулирующее даже при локальном воздействии. Разминание аналогично пассивной гимнастике. Избыточное разминание ведёт к запредельному расслаблению. Если разминание занимает четверть массажного времени, будет оказано только трофическое воздействие, если половину массажного времени стимулирующее. Вибрация- передача колебаний руки логопеда на массируемые ткани ребёнка. Вибрация бывает двух типов: Прерывистая - с отрывом руки от поверхности кожи (поколачивание, посту­кивание). Она стимулирует мышцы; Непрерывная - колебания передаются без отрыва руки. Она расслабляет.


    Комплексы сегментарного массажа по Новиковой Е.В После общего расслабления можно переходить к логопедическому массажу «Солдат и тряпичная кукла». Необходимо отметить, что при расслаблении мышц шеи рефлекторно расслабляются мышцы корня языка. 1. Медленное поглаживание шеи в области горла попеременно ладонями обеих рук сверху вниз. 2. Поглаживание от околоушной области лица по боковой поверхности шеи до подмышечных впадин. 3. Поглаживание задней поверхности шеи ладонями обеих рук от затылка вниз, через боковую поверхность шеи до подмышечных впадин..


    Массаж лицевой мускулатуры На детском лице поглаживание и разминание проводится 24 пальцами обеих рук. Движения проводятся обеими руками равномерно с двух сторон: 1. От середины лба к вискам. 2. От середины лба до ушных раковин. 3. От середины лба до ушных раковин и далее через щёки к подбородку. 4. От бровей к волосистой части головы. 5. От спинки носа к ушным раковинам. 6. От мочек ушей по щекам к крыльям носа.


    Применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Использование логопедического массажа приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект.


    Физиологическое действие массажа В основе физиологического механизма массажа лежат сложные взаимообусловленные рефлекторные, нейрогуморальные и обменные процессы, регулируемые центральной нервной системой. Механическое раздражение в виде массажа вызывает деформацию нервных окончаний кожи. Энергия массажных манипуляций превращается в энергию нервного возбуждения. Возбуждения рецепторов в форме центростремительных (афферентных) импульсов передаются по чувствительным путям в центральную нервную систему, а обратная импульсация по эфферентным путям поступает в ткани и мышцы. В результате меняется общая нервная возбудимость, оживляются утраченные или сниженные рефлексы. В целом, формирующиеся ответные реакции способствуют нормализации регулирующей и координирующей функции центральной нервной системы.




    Логопедический массаж выполняется в области мышц речевого аппарата. Мышцы артикуляционного аппарата, мимические мышцы лица, мышцы, обеспечивающие работу голосовых связок и мышцы дыхательного аппарата, представляют собой единую мышечную систему, обеспечивающую речепроизводство. В силу этого, логопедический массаж обязательно должен включать все вышеперечисленные области, даже в тех случаях, когда отмечается поражение мышц лишь на локальном участке.


    На нервную систему: под влиянием массажа улучшается функциональное состояние проводящих путей, усиливаются различные рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами, сосудами и внутренними органами. Глубокое влияние оказывает массаж на периферическую нервную систему, ослабляя или прекращая боли, улучшая проводимость нерва, ускоряя процесс регенерации при его повреждении.


    На кровеносную и лимфатическую систему. Массаж вызывает расширение функционирующих капилляров, раскрытие резервных капилляров, благодаря чему создается более обильное орошение кровью не только массируемого участка, но, рефлекторно, и на большом отдалении от него, в результате чего увеличивается кислородный газообмен между кровью и тканью и происходит как терапия тканей так и лимфатической системы..


    Поглаживание по всей линии подбородка, массирование точек под углами нижней челюсти тоже способствуют расслаблению жевательных мышц и открыванию рта. Ребёнку предлагают открыть рот, высунуть язык. Удерживая кончик языка марлевой салфеткой, проводят массаж языка. После выполнения нескольких массажных движений ребёнку дают отдохнуть.


    Массаж языка Массаж языка удобно проводить соской, надетой на шпатель, или пальцем напальчнике. Можно массировать язык и просто чисто вымытыми руками через носовой платочек. Именно в мышцах языка наиболее выражено спастическое напряжение, которое затрудняет его подвижность и препятствует работе над звукопроизношением. Массаж мышц языка следует проводить после общего расслабления и описанного выше массажа шеи и лицевой мускулатуры. Следует помнить, что мышцы языка тесно связаны с мышцами нижней челюсти. Движение языка вниз в полости рта и его расслабление проще всего достигается при одновременном опускании нижней челюсти. Для того чтобы ребёнок научился опускать нижнюю челюсть, можно применять следующую пассивную гимнастику.


    Поместить большой палец (в напальчнике) на нижние зубы, а остальные пальцы подвести под подбородок. Под тяжестью большого пальца нижняя челюсть плавно опускается вниз. Пальцы логопеда помещаются на точки, находящиеся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Пальцы легко раздвигаются с упором на нижнюю губу, нижняя челюсть опускается.


    Проводят следующие приёмы массажа языка. Поглаживание языка от его средней части к кончику. Постепенно можно продвигаться ближе к корню языка Зигзагообразное поглаживание от середины языка к кончику. Поглаживание от серединной линии языка в стороны. Поглаживание переднего края языка (по периметру) и от серединной линии в стороны по краю языка




    Плавные поглаживания по боковым краям языка большим и указательным пальцами одновременно. Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, кончик языка придерживается салфеткой. Поглаживание проводится от кончика языка к корню и обратно. Лёгкое надавливание большим и указательным пальцами одной руки по бо ­ ковым краям языка. Пальцы продвигаются от кончика к корню и обратно.


    «Перетирание» боковых поверхностей языка большим и указательным паль­цами одной руки. Сжать пальцами с двух сторон боковые края средней части языка и массировать захваченную область в течение 5 секунд. Передвинуть пальцы, «перетирать» следующий участок.


    После массажа языка, особенно при спастичности, попросите ребёнка спокойно уложить язык во рту («язычок лёг на кроватку»). Можно помочь ребёнку: аккуратно положить на язык шпатель, прикрывая им кончик языка и часть спинки, чуть прижать язык («язычок накрыли одеялом») на несколько секунд. Регулярное выполнение этого приёма помогает значительно уменьшить спастичность языка. Для этого можно использовать шпатель.








    Универсальный комплекс упражнения для массажа языка Цель: укрепление язычной мускулатуры. Логопедический массаж может проводиться как на индивидуальных занятиях с логопедом, так и заботливым родителем дома. Массаж языка может проводиться с помощью деревянного шпателя, массажного зонда, зубной щетки или носового платка. Упражнения 1, 2, 3 повторяют по 4-6 раз. Легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через шпатель в течение секунд, способствуют активизации мышц языка. Эффективен при задержки речи, при тяжелых речевых расстройствах




    Под влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, их сократительная функция, замедляется мышечная атрофия, а также уменьшается уже развившаяся гипотрофия. Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции. Связочный аппарат и суставы приобретают большую подвижность.



    Тема: «Логопедический массаж в комплексной системе преодоления заикания»

    (слайд № 1)

    В последние годы сильно возросло число заикающихся детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь негативного влияния средств массовой информации, компьютерных игр, которые обрушиваются на неокрепшую нервную систему ребенка и разрушают её.

    В настоящее время мы непосредственно связаны с этой проблемой, так как работаем с детьми с заиканием.

    (слайд № 2)

    Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

    (слайд № 3)

    Ведущие признаки заикания

    1) Судороги в периферических отделах речевого анализатора (дыхательном, голосовом, артикуляционном), лицевые судороги;

    2) Расстройство общей моторики;

    3) Нарушения вегетативной нервной системы (усиление потовыделения и покраснение кожного покрова);

    4) Нарушение эмоционально волевой сферы.

    Мы убедились в этом при первичном обследовании группы детей с заиканием, первого года обучения. У всех детей наблюдался повышенный тонус мышц в общей, мимической и артикуляционной мускулатуре, судороги речевого аппарата, синкинезии, тремор и т.д. Скованность, напряжение, зажатость, повышенная тревожность, плаксивость наблюдались и в психо - эмоциональном состоянии детей, а также нарушения в просодической стороне речи и звукопроизношении.

    Изучив методы и приёмы комплексного коррекционного воздействия на заикающихся, а также опираясь на результаты первичной диагностики, мы пришли к выводу: что использование в своей работе логопедического массажа, как одного из методов воздействия, будет необходимо для эффективного преодоления патологических проявлений у наших детей.

    (слад № 4)

    Так как: логопедический массаж - это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей речевого аппарата. Способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

    (слайд № 5)

    Цели логопедического массажа

    1) нормализация мышечного тонуса общей; мимической и артикуляционной мускулатуры;

    2) уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

    3) снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата;

    4) стимуляция проприоцептивных ощущений;

    5) увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

    6) активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;

    7) формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

    На фоне массажа осуществляются разные формы логопедической работы: дыхательная гимнастика, упражнения для голоса, коррекция звукопроизношения и т.д. Логопедический массаж, как правило, предваряет иные логопедические приемы, используемые на занятиях.

    (слайд № 6)

    В современной логопедической практике используются несколько видов массажа:

    · дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа;

    · точечный массаж;

    · массаж с применением специальных инструментов (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и т.п.);

    · самомассаж.

    (слайд № 7)

    Существует множество методик по проведению логопедического массажа, в том числе при заикании: Е.В. Новикова «Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения», Е.А. Дьякова «Логопедический массаж», Е.Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии», И.В. Блыскина «Логопедический массаж», методика самомассажа З.А. Репиной «Уроки логопедии», «Артикуляционный массаж при заикании» Е.Е.Шевцовой и т.д.

    Мы изучили эти методики и пришли к выводу, что для наиболее эффективного результата в преодоления заикания у наших детей, мы будем использовать в своей работе следующие методики:

    (слайд № 8)

    · «Логопедический массаж » О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева;

    · «Артикуляционный массаж при заикании» Е.Е.Шевцовой;

    · «Логопедический массаж при дизартрии» Е.Ф. Архиповой;

    · «Точечный массаж при заикании» М.А. Поволяевой;

    При наличии временной и технической возможностей лучше всего выполнять полный массажный комплекс – все виды массажа. Это займёт 50 – 60 минут.

    Если же такой возможности нет, как в условиях д/с, вариативность выбора видов массажа произвольная, в зависимости от патологических проявлений.

    Для достижения наиболее эффективных результатов, исходя из патологических проявлений, мы в своей работе используем все виды логопедического массажа, но избирательно, исходя из временных условий. По степени тяжести дефекта, мы разделили детей на три подгруппы.

    · группа детей с легкой степенью заикания;

    · группа детей со средней степенью заикания;

    · группа детей со средне – тяжелой и тяжёлой формами заикания.

    Опираясь на тяжесть дефекта, мы подобрали для каждой подгруппы детей свой план массажных мероприятий, который, в зависимости от изменений патологических проявлений, по необходимости будет меняться.

    (слайд № 9)

    Для детей с заиканием легкой степени тяжести основными видами проведения массажа является:

    · самомассаж, (проводится в детском саду с воспитателями и дома);

    · классический ручной массаж, точечный и артикуляционный массаж (проводят родители в домашних условиях.)

    Предварительно с педагогами и родителями были проведены обучающие консультации по этим темам.

    (слайд № 10)

    Для детей с заиканием средней степени тяжести основными видами логопедического массажа является:

    · самомассаж (проводится в детском саду и дома);

    · классический ручной массаж, артикуляционный массаж на индивидуальных логопедических занятиях (с логопедом в детском саду);

    · классический ручной массаж, точечный и артикуляционный массаж (с родителями дома);

    (слайд № 11)

    Для детей с заиканием тяжелой (средне – тяжелой) степени тяжести:

    · самомассаж, (проводится в детском саду и дома);

    · классический ручной массаж, точечный массаж и артикуляционный массаж на индивидуальных логопедических занятиях (с логопедом в детском саду);

    · классический ручной массаж, точечный и артикуляционный массаж (с родителями дома).

    (слайд № 12)

    Методы и приёмы логопедического массажа при заикании

    Классический дифференцированный массаж мы проводим по методике Елены Евгеньевны Шевцовой. В методике, которой при выполнении классического массажа в основном используются такие приемы, как: поверхностное охватывающее поглаживание, слабая вибрация и плотное нажатие. Так как при заикании отмечается повышенный тонус в артикуляционной и лицевой мускулатуре, каждый массажный прием необходимо завершать поглаживанием.

    Массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении. Руки логопеда должны быть чистыми, теплыми, без ссадин, царапин или каких-либо очагов воспаления, с коротко остриженными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа. Перед массажем руки можно слегка смазать “Детским” кремом или использовать “Детскую присыпку”.

    Массаж рекомендуется проводить ежедневно или через день. Обычно проводят 10-20 процедур. Массаж длится 5-7 минут. При необходимости рекомендуются повторные курсы массажа. Массаж следует начинать с принятия правильной позы, или позы покоя, которая способствует расслаблению мышц и не затрудняет дыхание. Важно использовать психотерапевтический метод – звучание спокойной музыки, лучше фортепианной.

    (слайд № 13)

    Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией. Этот вид массажа мы проводим по методике Ольги Игоревны Крупенчук и Татьяны Анатольевны Воробьевой.

    Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

    Самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. В нашей группе самомассаж проводится воспитателем с детьми после утренней гимнастики., перед проведением артикуляционной гимнастики. Естественно, что перед проведением самомассажа ребенок должен быть тщательно умыт.

    (слайд № 14)

    Точечный массаж БАТ (биологически активных точек) мы выполняем по методике М.А.Поволяевой.

    В основу точечного массажа положен тот же принцип, что и при проведения метода иглоукалывания, с той лишь разницей, что на БАТ воздействуют пальцами или кистью. При заикании воздействие на точки стоит проводить успокаивающим методом, приемом легкого надавливание в течении 3-5 минут.

    При заикании точечный массаж проводят ежедневно в течении 12 дней, 7 дней перерыв, затем повторить. Автор рекомендует последовательно провести 3-4 курса.

    (слайд №15)

    Артикуляционный массаж с применением специальных инструментов мы проводим по методике Елены Филипповны Архиповой

    «Логопедический массаж при дизартрии», целью которого также является устранение патологической симптоматики в мышечной системе.

    Результаты диагностики детей по окончанию первого периода обучения показывают, что эти методики являются эффективными в коррекционной работе по преодолению заикания у детей первого года обучения в условиях детского сада. У большинства детей улучшилось судорожное состояние мышц периферических отделов артикуляционного аппарата, мимической и общей мускулатуре, улучшилось психо - эмоциональное состояние детей: дети стали намного спокойнее, общительнее, менее ранимы, улучшилось состояние плавной речи детей. Выбранная нами тема «Логопедический массаж в комплексной системе преодоления заикания» актуальна для нашей работы и требует дальнейшего изучения и применения в работе.

    (слайд №16)

    Спасибо за внимание!

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Логопедический массаж при дизартрии Составил: учитель –логопед, Черникова Елена Геннадьевна МБОУ «Октябрьская школа-гимназия»

    2 слайд

    Описание слайда:

    Массаж в логопедической практике используется при коррекции различных нарушений: дизартрии, ринолалии, афазии, заикания, алалии. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Противопоказания к массажу 1. кожные заболевания грибковые, гнойничковые, герпес, трещины, а также гематомы, онкологические заболевания. 2.инфекционные ангины, острые лихорадочные состояния, детские инфекции, и др. инфекционные заболевания. 3. стоматологические любые оперативные вмешательства.

    4 слайд

    Описание слайда:

    В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Роль логопедического массажа Логопедический массаж ~ активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Основными задачами логопедического массажа являются: нормализация мышечного тонуса, преодоление гипогипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре; подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции; уменьшение гиперсаливации; нормализация мышечного тонуса, преодоление гипогипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре; устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.; стимуляция положительных кинестезии; улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.); увеличение силы мышечных сокращений; активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения

    7 слайд

    Описание слайда:

    Основные виды логопедического массажа: Классический ручной массаж. Лечебный классический массаж – применяется без учета рефлекторного воздействия и проводится вблизи от поврежденного участка тела или непосредственно на нем. Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. Для выполнения данных приемов при массаже языка логопеды часто используют зубные щетки с мягкой щетиной, шпатели, соски и др.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Точечный массаж – разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям при заболевании или нарушении функции.

    9 слайд

    Описание слайда:

    10 слайд

    Описание слайда:

    Зондовый массаж (по методу Новиковой Е.В.). Новикова Е.В. создала свой комплект зондов и разработала особый массаж языка, губ, щек, скул, мягкого неба с их помощью. Цель зондового массажа – нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее. Благодаря своим достоинствам методика получила патент и внесена в международный реестр комплиментарной медицины.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Самомассаж. Определение массажа вытекает из его названия. Массаж ребенок делает себе сам. Это может быть как массаж лица руками, так и, например, массаж языка с помощью зубов (артикуляционной упражнение “Причешем язычок”, когда ребенок с силой проталкивает язык через сомкнутые зубы).

    12 слайд

    Описание слайда:

    Самомассаж мышц лица Расслабление лицевой мускулатуры: поглаживание от середины лба к вискам; поглаживание от бровей к волосистой части головы; поглаживание от линии лба вокруг глаз; поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей; поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее; поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа; легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти; надавливающий массаж лица от корней волос вниз. Расслабление губной мускулатуры: поглаживание верхней губы от углов рта к центру; поглаживание нижней губы от углов рта к центру; поглаживание верхней губы (движение сверху вниз); поглаживание нижней губы (движение снизу вверх); поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ; точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке); легкое постукивание губ пальцами.

    13 слайд

    ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ. Составила: учитель-логопед Шубарова И.А. Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. МЕСТО МАССАЖА В КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. Логопедический массаж – часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия. ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ МАССАЖА. Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. При массаже воздействие оказывается не только на структурные слои кожи, её сосуды и железистый аппарат, но и на ЦНС. Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. Дифференцированное применение различных приёмов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. Основные цели логопедического массажа: нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры; уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата; снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т. п.); стимуляция проприоцептивных ощущений; увеличение объёма и амплитуды артикуляционных движений; активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность; формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции. КРАТКИЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Логопедический массаж выполняется в основном в области мышц головы, шеи, а также плечевого пояса. Особое внимание в процессе логопедического массажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся мышцы языка, губ, щёк, мягкого нёба. Логопед должен хорошо представлять себе строение и функции тех мышц, в области которых будет проводиться логопедический массаж. МЫШЦЫ ГОЛОВЫ. МЫШЦЫ ШЕИ. МЫШЦЫ ОКРУЖНОСТИ РТА. ПОЛОСТЬ РТА. ПОЛОСТЬ РТА И НОСА В РАЗРЕЗЕ. МЫШЦЫ ЯЗЫКА (ВИД СНИЗУ). ПОЛОСТЬ РТА. МЫШЦЫ ЗЕВА И ЯЗЫКА. НЕРВЫ ГОЛОВЫ И ШЕИ 1 – лицевой нерв; 2 – ветви лобного нерва; 3– подглазничный нерв (от второй ветви тройничного нерва) ; 4– подбородочный нерв (от третьей ветви тройничного нерва) ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА. Назначению логопедического массажа должна предшествовать медицинская диагностика, проводимая врачом. Медицинское заключение содержит указание на наличие неврологической симптоматики, в том числе указание на форму пареза (или паралича), локальные нарушения иннервации мышц и пр. Даже при наличии медицинского заключения логопед должен самостоятельно провести диагностику состояния мышц (путём осмотра, пальпации, наблюдения при выполнении динамических и статических движений). Это поможет определить тактику массажа в каждом конкретном случае. Показания к применению массажа в логопедической практике. Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и её стёртые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ МАССАЖА. Любое соматическое или инфекционное заболевание в остром периоде. Конъюнктивиты. Острые и хронические заболевания кожных покровов. Гингивиты. Стоматиты. Наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта. Наличие увеличенных лимфатических желёз. Резко выраженная пульсация сонных артерий. Перед проведением курса массажа необходимо получить заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ МАССАЖА. Логопедический массаж проводится в чистом, уютном, тёплом и хорошо проветриваемом помещении. В среднем может быть достаточно двух-трёх процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Обычно массаж проводят циклом по 10-20 процедур. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более. Длительность одной процедуры может варьироваться в зависимости от степени поражения и возраста пациента. Начальная длительность процедуры обычно составляет 5-7 мин., а конечная – 20-25 мин. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ МАССАЖА. Поглаживание. Растирание. Разминание. Вибрация и поколачивание. Плотное нажатие. Поглаживание – это обязательный приём, с которого начинается каждая процедура. Его чередуют с другими приёмами и им заканчивают каждый массажный комплекс. Лёгкое поглаживание готовит мышцы для более сильного воздействия. Мышечный тонус снижается. Устанавливается диафрагмальное дыхание. Поверхностное поглаживание – самый мягкий, щадящий приём. Работает вся кисть (ладонь), контакт еле ощутимый. Этот массаж не вызывает покраснений. Выполнять движения надо: медленно (1,2,3 – 4 руки убрали); ритмично (имеет седативный эффект + форма аутогенной тренировки, ритм речи и движений совпадает). Глубокое, обхватывающее поглаживание. Данный приём оказывает расслабляющее и регулирующее воздействие (лёгкое возбуждение). Ладони плотно и равномерно прилегают к контуру лица и шеи («обтекают» все контуры). Поглаживание непрерывное, медленное, ритмичное. Граблеобразное поглаживание. Это дополнительный метод воздействия для общей релаксации. Пальцы широко разведены, производим поглаживание подушечками пальцев под волосами (по сухожильному шлему) в разных направлениях: от затылка кпереди. Чем больше угол, тем сильнее воздействие. Растирание. Этот приём проводится, как правило, на малых, ограниченных участках, в области отдельных мышечных групп. Разминание. Этот приём выполняется так же, как и растирание на малых, ограниченных участках, в области отдельных мышечных групп. Разминание максимально активизирует работу мышц. Вибрация (лёгкая.) Снижает тонус мышц. Улучшает внутритканевый обмен. Сильная, жёсткая вибрация повышает тонус мышц, а лёгкая, слабая – снижает их тонус. Поколачивание применяется на лице, особенно в местах выхода нервов, а также там, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть). Плотное нажатие. Проводится в местах выхода пучков нервных окончаний, БАТ. Плотное нажатие – это окончание поглаживания. МАССАЖ расслабляющий активизирующий Выбор приёмов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики. При пониженном тонусе речевой мускулатуры используются следующие приёмы: поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, поколачивание. При повышенном тонусе (спастическом состоянии мышц) используется в основном поглаживание и лёгкая вибрация.






    Показания к применению массажа в логопедической практике Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевы­ми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нару­шения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.


    Место массажа в комплексной системе коррекционно-педагогического воздействия Логопедический массаж часть комплексной психолого- педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы.





    Логопедический массаж может осуществлять логопед, дефектолог или медицинский работник, который владеет техникой логопедического массажа, т.е. прошедший специальную подготовку и знающий анатомию и физиологию мышц, обеспечивающих речевую деятельность, а также этиопатогенез речевых нарушений.









    Физиологическое действие массажа Лицо человека, в отличие от других частей тела, наиболее богато снабжено нервными окончаниями, кровеносными и лимфатическими сосудами. Это отражается на состоянии мьшц лица, с помощью которых передаются тончайшие изменения эмоционального состояния человека.


    Именно выражение лица в первую очередь отражает настроение и самочувствие человека. Кожа лица особенно чувствительна к механическим воздействиям. Благодаря этому существует тончайшая обратная связь между состоянием мышц и нервов лица, возникающим под влиянием массажа, и самочувствием и настроением человека.


    Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. Под влиянием массажа в организме возникает ряд местных и общих реакций, в которых принимают участие все ткани, органы и системы. Поверхность кожи представляет собой огромное чувствительное поле, которое является периферической частью кожного анализатора, а значит, она неразрывно связана с центральной нервной системой.


    При массаже воздействие оказывается не только на структурные слои кожи, ее сосуды и железистый аппарат, но и на состояние ЦНС. В связи с этим меняется общая нервная возбудимость, оживляются утраченные либо сниженные рефлексы, меняется в целом функциональное состояние ЦНС, Массаж улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо и кровообращение, а следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы.


    Массаж оказывает большое влияние на состояние капилляров кожи. Капиллярная система является рефлексогенной зоной в сосудистой системе. Это означает, что изменения состояния капилляров под влиянием массажа вызывают отчетливые изменения во всей сосудистой системе. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей). Ритмические массажные движения облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной крови.


    Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов. Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки.


    Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению- активных произвольных, координированных движений органов артикуляции. Функция мышц неразрывно связана с сухожильно- связочным аппаратом. Под влиянием массажа увеличивается подвижность и эластичность связочного аппарата.


    Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей. Это оказывает успокаивающее воздействие, возникает приятное чувство тепла, улучшается самочувствие. Энергичные и быстрые движения при массажном воздействии повышают раздражимость массируемых тканей.




    Основные цели логопедического массажа: 1) нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры; 2) уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляцион­ного аппарата; 3) снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);


    4) стимуляция проприоцептивных ощущений; 5) увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений; 6) активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность; 7) формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.


    Противопоказания к массажу делятся на 3 группы: кожные заболевания грибковые, гнойничковые, герпес, трещины, а так­же гематомы, онкологические заболевания; инфекционные ангины, острые лихорадочные состояния, детские инфекции, другие инфекционные заболевания; стоматологические стоматиты (!), любые оперативные вмешательства, удаления или выпадения зубов.


    В логопедии используют следующие виды массажа: массаж, основанный на приёмах классического (укрепляющий или расслабляющий); точечный (лучше всех им владеют врачи китайской народной медицины у них мы и призываем вас учиться этому методу); зондовый; аппаратный; самомассаж.






    1. Поглаживание рука скользит по коже или слизистой, не сдвигая её, не собирая в складки. Если приём проводить медленно, он снижает тонус. С поглаживания обычно начинают и им заканчивают процедуру, оно же применяется в промежутках между другими приёмами.




    3. Разминание смещение тканей с их захватом действие, стимулирующее даже при локальном воздействии. Разминание аналогично пассивной гимнастике. Избыточное разминание ведёт к запредельному расслаблению. Если разминание занимает четверть массажного времени, будет оказано только трофическое воздействие, если половину массажного времени стимулирующее.


    4. Вибрация передача колебаний руки логопеда на массируемые ткани ребёнка. Вибрация бывает двух типов: прерывистая с отрывом руки от поверхности кожи (поколачивание, посту­ кивание). Она стимулирует мышцы; непрерывная колебания передаются без отрыва руки. Она расслабляет.


    О ТОНУСЕ МЫШЦ Перед массажем главное, что нужно сделать, это определить тонус мышц речевого аппарата. Он может быть нормальным, повышенным (тогда он называется «гипертонус») пониженным (гипотонус). Определение тонуса лучше проводить в положении лёжа, когда мышцы ребёнка максимально расслаблены.


    В норме мышцы находятся в состоянии некоторого напряжения. Здоровая мышца мягкая, упругая, эластичная, её ощупывание безболезненно. При гипертонусе мышцы более плотные, напряжённые, пассивные движения совершаются с трудом. При гипотонусе мышцы вялые и дряблые.










    ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА Для проведения массажа необходимо оборудовать место. Это может быть прямая кушетка (без подголовника), на которой ребёнок лежит на спине. На кушетку можно постелить лёгкое одеяло и простыню. Под шею ребёнка и колени подкладывается валик, чтобы шейный отдел позвоночника был зафиксирован, а голова была слегка запрокинута назад.




    Массаж не рекомендуется проводить сразу после приёма пищи. Перед проведением процедуры логопед должен тщательно вымыть руки и протереть их спиртом. Руки должны быть тёплыми. Лучше не употреблять для мытья рук мыло с сильным запахом (т. к. это может быть неприятно ребёнку).




    Расслабление шейной и грудной мускулатуры. Расслабление мышц рук и ног Сеанс массажа начинают с приёмов общего расслабления (релаксации). Релаксирующей является любая поза, при которой мышцы максимально расслаблены и ребёнок дышит свободно. Наиболее удобными позами являются положение лёжа или полулёжа:




    Расслабление ног Ноги согнуты в коленях, ступни стоят на кушетке. Логопед покачивает ноги ребёнка, удерживая их за колени, из стороны в сторону, как бы легко перекидывая их из одной руки в другую вправо-влево. Затем с высоты 5 см ноги легко «бросаются» на кушетку.


    Расслабление рук Поочерёдное потряхивание паль­цев руки, затем предплечья и всей руки. Логопед при этом приговаривает: «Пальчики полетели, кисть полетела, вся ручка полетела. Полетела, полетела и упала». Затем рука «бросается» на кушетку со словами: «Отдыхают ручки, отдыхают ножки».






    Массаж мышц шеи Необходимо отметить, что при расслаблении мышц шеи рефлекторно расслабляются мышцы корня языка. 1. Медленное поглаживание шеи в области горла попеременно ладонями обеих рук сверху вниз. 2. Поглаживание от околоушной области лица по боковой поверхности шеи до подмышечных впадин. 3. Поглаживание задней поверхности шеи ладонями обеих рук от затылка вниз, через боковую поверхность шеи до подмышечных впадин. Сюда можно включить расслабляющие упражнения для мышц шеи, описанные выше.


    Массаж лицевой мускулатуры На детском лице поглаживание и разминание проводится 24 пальцами обеих рук. Движения проводятся обеими руками равномерно с двух сторон. 1. От середины лба к вискам. 2. От середины лба до ушных раковин. 3. От середины лба до ушных раковин и далее через щёки к подбородку. 4. От бровей к волосистой части головы. 5. От спинки носа к ушным раковинам. 6. От мочек ушей по щекам к крыльям носа.


    Массаж щёк и круговой мышцы рта 1. Лёгкое разминание щёк подушечками 23 пальцев. Движения круговые по всей поверхности щеки. 2. Пощипывание указательным и большим пальцами. Выполнять очень легко. Рекомендуется при гипотонусе. (При спастичности мышц и на первых сеансах массажа выполнять не рекомендуется!) 3. «Пальцевой душ», или лёгкое похлопывание подушечками пальцев по всей поверхности щеки. 4. Похлопывание по надутым щекам. Губы ребёнка сжаты, щеки надуты. При похлопывании щёк ребёнок старается удержать их в надутом состоянии


    5. Массаж щёк и круговой мышцы рта. Массаж круговой мышцы рта проводится с внутренней сто­роны щёк шпателем с соской или пальцем в на­пальчнике. Ребёнка просят открыть рот, соской (или пальцем в напальчнике) щёки масси­ руются с внутренней стороны лёгкими круговыми движениями. Таким же образом соска проходит под верхней губой, затем массируются другая щека и внутренняя сторона нижней губы. И так 35 раз


    После массажа щёк и круговой мышцы рта рекомендуем выполнить упражнения, укрепляющие мускулатуру щёк. 1. Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удер­живая их в каждом положении 35 секунд «толстячки худышки». 2. Ребёнок поочерёдно надувает щёки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую, «шарики». 3. Круговые движения языка с внутренней стороны щёк и губ: правая щека под верхней губой левая щека под нижней губой. «Нарисовать» 5 6 кругов в одну и другую стороны «рисуем кружок». 4. Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 23 секунды и выпустить через губы, произнося: «Пых!» «самовар». 5. Изотонические упражнения для щёк.


    Массаж, расслабляющий мышцы языка 1. Вибрация указательными пальцами под углами нижней челюсти. Установить пальцы на этих точках и производить лёгкие вращательно-вибрирующие движения в течение 1015 секунд. 2. Поглаживание по краю нижней челюсти в направлении от подбородка к ушам тыльными сторонами ладоней. 3. Установить указательный или средний палец в подчелюстной области и производить лёгкие вращательные движения в течение 1015 секунд.


    Массаж носогубных складок Данный массаж особенно рекомендуется при асимметрии, сглаженности носогубных складок. 1. Поглаживание вдоль носогубных складок сверху вниз указательными или средними пальцами. 2. Поглаживание от носогубных складок в стороны. Указательные пальцы помещаются на носогубные складки и выполняют лёгкие поглаживающие движения в стороны


    3. Спиралевидные движения с одновременным продвижением по носогубным! складкам вниз. 4. Разминание носогубных складок. Лёгкие точечные движения по носогуб-ным складкам. 5. «Пальцевой душ». Лёгкое похлопывание подушечками 12 пальцев по ходу носогубной складки.


    Массаж губ Массаж губ ребёнка выполняется указательными или средними пальцами обеих рук. 1. Поглаживание над верхней и под нижней губой от середины к краям. 2. Поглаживание по верхней и нижней губе от середины к уголкам губ. 3. Разминание губы между большим и указательным пальцами. Указательный палец вводится между губой и зубами подушечкой «к себе». Большой «перетирает» губу вокруг подушечки указательного. Массаж проводится с верхней и нижней губами


    Далее можно сделать пассивную гимнастику. Предлагаем следующие приёмы. 4. Собираем губы в «складочку». Указательные пальцы помещаются на точку, находящуюся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Дви­жения направлены к средней линии так, что губа собирается в вертикальную складку. Такое же движение проделывается и с нижней губой. 5. Пальцы логопеда помещаются в то же положение, но движения направле­ны вниз по нижней губе, обнажая нижнюю десну и вверх по верхней губе, обнажая верхнюю десну. 6. «Улыбка трубочка». Пальцы логопеда помещаются в углы рта, губы рас­тягиваются в улыбку, а затем собираются в «трубочку».


    Данные приёмы пассивной гимнастики помогают детям перейти к самостоятельному выполнению этих упражнений: похлопывание, или «пальцевой душ», по всей поверхности губ; выполняется очень легко указательным и средним пальцами руки; пощипывание проводится от средней линии к уголкам губ; рекомендуется при гипотонии мышц губ.


    Массаж языка Массаж языка удобно проводить соской, надетой на шпатель, или пальцем напальчнике. Можно массировать язык и просто чисто вымытыми руками через носовой платочек. Именно в мышцах языка наиболее выражено спастическое напряжение, которое затрудняет его подвижность и препятствует работе над звукопроизношением. Массаж мышц языка следует проводить после общего расслабления и описанного выше массажа шеи и лицевой мускулатуры.


    Следует помнить, что мышцы языка тесно связаны с мышцами нижней челюсти. Движение языка вниз в полости рта и его расслабление проще всего достигается при одновременном опускании нижней челюсти. Для того чтобы ребёнок научился опускать нижнюю челюсть, можно применять следующую пассивную гимнастику.


    Поместить большой палец (в напальчнике) на нижние зубы, а остальные пальцы подвести под подбородок. Под тяжестью большого пальца нижняя челюсть плавно опускается вниз. Пальцы логопеда помещаются на точки, находящиеся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Пальцы легко раздвигаются с упором на нижнюю губу, нижняя челюсть опускается.


    Поглаживание по всей линии подбородка, массирование точек под углами нижней челюсти, описанное выше, тоже способствуют расслаблению жеватель­ных мышц и открыванию рта. Ребёнку предлагают открыть рот, высунуть язык. Удерживая кончик языка марлевой салфеткой, проводят массаж языка. После выполнения нескольких мас­сажных движений ребёнку дают отдохнуть.








    Плавные поглаживания по боковым краям языка большим и указательным пальцами одновременно. Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, кончик языка придерживается салфеткой. Поглаживание проводится от кончика языка к корню и обратно. Лёгкое надавливание большим и указательным пальцами одной руки по бо­ковым краям языка. Пальцы продвигаются от кончика к корню и обратно.


    «Перетирание» боковых поверхностей языка большим и указательным паль­ цами одной руки. Сжать пальцами с двух сторон боковые края средней части языка и массировать захваченную область в течение 5 секунд. Передвинуть пальцы, «перетирать» следующий участок.


    После массажа языка, особенно при спастичности, попросите ребёнка спокойно уложить язык во рту («язычок лёг на кроватку»). Можно помочь ребёнку: аккуратно положить на язык шпатель, прикрывая им кончик языка и часть спинки, чуть прижать язык («язычок накрыли одеялом») на несколько секунд. Регулярное выполнение этого приёма помогает значительно уменьшить спастичность языка. Для этого можно использовать шпатель.


    Список литературы: АрхиповаЕ.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии. – М.: АСТ. Астрель, 2008 Белая Н.А. Массаж лечебный и оздоровительный. – М., Блыскина И. В., Ковшиков В. А. Массаж в коррекции артикуляторных рас­стройств. СПб.: Сатис, Дедюхина Г.В., Могучая Л.Д., Яньшина Т.А. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. – М., 2001.


    Дьякова Е. А. Логопедический массаж. М.: Академия, Левченко И.Ю, Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М.: Просвещение, Мещерякова Н.П., Жуковская Л.К., Терешкова Е.Б. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников. – Волгоград: Учитель., 2009


    Новикова Е. В. Зондовый массаж. Коррекция звукопроизношения. М.: Гном и Д, Сиротюк В. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М.: Сфера, Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. – СПб.: «Детство- пресс», 2007.