Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Художественные особенности романа «Герой нашего времени
  • Что такое нацизм: отличия от фашизма и национализма Главные отличительные черты итальянского и немецкого фашизма
  • Вавилонская башня: реальная история Вавилонская башня: реальная история
  • Memento mori — перевод и происхождение
  • Ким чен ын - биография, информация, личная жизнь
  • Ледибаг и супер кот, история
  • К механизмам социализации не относится. Механизмы и процессы социализации. Связь социальной педагогики с другими науками

    К механизмам социализации не относится. Механизмы и процессы социализации. Связь социальной педагогики с другими науками

    Социализация происходит под действием различных влияний и средств, которые происходят от макро- или микросреды. Если речь идет о целенаправленном воздействии, что осуществляет общество на формирование личности, то это, как уже отмечалось, - агенты социализации. Они действуют на макроуровне через средства массовой коммуникации (телевидение, радио, компьютер, периодические издания), культуру, искусство и т.д. Влияют на становление «Я-концепции», формирование убеждений, представлений, ценностных ориентаций личности. Современный этап характеризуется актуализацией выяснения основных детерминант и закономерностей данного воздействия на каждом из возрастных периодов развития индивида .

    Психологические воздействия, или средства, с помощью которых осуществляется социально-психологическое отражение человеком реалий социальной жизни, а, следовательно, переход внешних воздействий социального окружения во внутренние регуляторы поведения индивида, называются социально-психологическими механизмами. Другими словами, это процесс совмещения в социально-психологическом отображении человека факторов, характеризующих условия социума, с особенностями личности.

    Систематического анализа и четкой классификации социально-психологических механизмов социализации в психологической науке нет. Одни ученые до механизмов социализации относят подражание, внушение, убеждение, заражение. Другие - социальную фасилитацию, конформизм, соблюдения норм. Третьи - усвоение стандартов поведения, принятия групповых норм, чувство стыда, самоконтроль, социальный обмен. По мнению Г. Тарда, механизм социализации охватывает имитацию, идентификацию, руководство .

    По признаку «организованность - неорганизованность» социально-психологические механизмы делятся на:

    целенаправленные (к ним относятся обучение, воспитание, инструктаж и т.п.)

    стихийные воздействия (идентификация, подражание, престиж, авторитет, лидерство и т.д.).

    Вторая группа механизмов преимущественно базируется на эффекте доверия к человеку (что осуществляет воздействие), занижением самокритичности, повышенной суггестии индивида, неуверенности в себе и т.д.

    По признаку «осознанности - неосознанности» выделяют:

    осознанные (убеждение, групповые экспектации, воздействие авторитета)

    неосознанные механизмы социализации (они проявляются в основном в раннем детстве и выражаются через такие явления, как внушение, подражание, психологическое заражение, идентификация).

    Социальное окружение действует на индивида не только непосредственно, примерами, поведением, соображениями отдельных людей, групп, но и через книги, средства массовой коммуникации, установленные в обществе законы, правила, нормы, моральные ценности.

    Одновременно социальная среда - это также и предметы труда, культуры, науки, которые входят в плоть и кровь жизни человека и являются ее непременными атрибутами.

    Различные составляющие социума неравноценные и имеют неодинаковое влияние на индивида в разные периоды его становления. С одной стороны, здесь большое значение играют особые возрастные периоды в жизни человека, а с другой - различные экономические, политические, религиозные, бытовые, социокультурные, социально-психологические условия и катаклизмы общества, действие стабилизации и деструктивных факторов в нем .

    Относительно изменений в психике человека они могут происходить медленно и постепенно, что является соединительным с так называемыми эволюционными изменениями, которые характеризуются количественными, качественными и структурными преобразованиями психики личности.

    Однако наряду с такими медленными изменениями фиксируются бурные, быстрые и глубокие революционные преобразования, связанные с кризисными периодами развития и становления индивида.

    В общественных науках, в том числе и в социологии, таким сдвигом человека соответствует понятие «социальный переход» индивида из одного социального состояния в другое. Критические периоды и социальные переходы нередко сопровождаются болезненной психологической перестройкой, повышенной сенситивностью к определенным внешним воздействиям, что приводит к нарушению равновесия, появлению новых потребностей и т.д.

    В современной психологии не сложилось на сегодняшний день единого мнения по поводу кризисных периодов или возрастных кризисов. Определенная часть психологов считает, что кризис - это ненормальное, мучительное явление, результат неправильного воспитания, другие видят в кризисах конструктивную функцию и считают их закономерными, неизбежным явлением, которое обусловливается биологическими факторами, в частности половым созреванием.

    Так, 3. Фрейд подчеркивал, что кризис - это результат разногласий между сексуальным развитием и общественными ограничениями . К. Левин связывал кризисные периоды в жизни человека с изменением его социального статуса . Л. Выготский рассматривал чередование кризисных и стабильных периодов как закон психологического развития. Он отмечал, что в критические периоды не прекращается конструктивная работа человека, а разрушительная деятельность осуществляется в связи с тем, что она вызывается необходимостью развития новых свойств и черт личности .

    Переход к высшей возрастной фазе нередко вызывает замедление темпов развития личности, что дало возможность Л. Выготскому выдвинуть гипотезу об отсутствии совпадения между тремя составляющими созревания человека в подростковом возрасте - полового, общего и социального.

    Кризис, по мнению Т. Титаренко, это продолжительный внутренний конфликт по поводу жизни в целом, ее смысла, основных целей и путей их достижения. И переживания человеком кризиса тесно связано со степенью осознания кризисного состояния, с уровнем личностной зрелости, с его способностью к рефлексии . Соответствующий возрастной кризис готовится изнутри, время его прихода определяется тем, насколько человек усвоил все то, что надо было освоить на этой возрастной ступеньке.

    Г. Шихи замечает, что в переходные моменты образа жизни человек подвергается изменениям в четырех измерениях:

    первое измерение связано с внутренним ощущением себя в отношении других;

    второй - с чувством безопасности и опасности;

    третий - характеризуется восприятием времени (достаточно ли его, или не хватает);

    четвертый - ощущением физического спада .

    Названные ощущения задают основной тон жизни и подталкивают человека к тем или иным решениям.

    И. Томан, соглашаясь с определением кризиса как состояния чувственных и духовных стрессов, что требует значительного изменения жизненных позиций в течение короткого времени, анализирует его (это понятие) как структурированное явление: во-первых, появление события нарушает чувственное и духовное равновесие человека, во - вторых, событие изменяет нормальный ход жизни индивида, в-третьих, событие требует изменить жизненную позицию и способы, которыми человек действует в обычной ситуации; в-четвертых, кризис требует поиска новых методов выхода из необычной ситуации .

    Говоря о кризисных и стабильных периодах жизни человека, следует обратить также внимание на тот факт, что периодизация психического развития учитывает прежде психофизиологические изменения в организме человека, а периодизация социального развития опирается на особенности взаимодействия индивида с социумом на разных этапах его жизни (то есть меру его участия в общественной деятельности, социальных контактах, характере усвоения социального опыта, воспроизведения социальных связей). Именно поэтому периодизация социального развития имеет несколько иные возрастные пределы, чем периодизация психического развития.

    Например, согласно периодизации психического развития старший подростковый возраст (14-15 лет) и ранний юношеский возраст (16-17 лет) относятся к разным возрастных периодам, тогда как в периодизации социального развития они считаются единственным маргинальным (переходным) периодом социализации и через сходство ее механизмов, институтов, способов и т. п. не рассматриваются отдельно.

    В юридической психологии возраст 14-17 лет также не делится на отдельные периоды, а для его характеристики используется термин «несовершеннолетний», т.е. такой, что сказывается определенным социальным статусом индивида, его гражданскими правами, привилегиями и обязанностями .

    Итак, характеристики, вмещающиеся в понятиях «психологический возраст» и «социальный возраст», не всегда совпадают: наша жизнь дает неединичные примеры, когда индивид соответствует своему психофизиологическому возрасту, а в плане социальной зрелости считается инфантильным.

    Американские психологи Г. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант выделили такие особые периоды жизни индивида:

    • 16-22 года - это время, когда человек пытается доказать себе и другим, что он способен к самостоятельной жизни; характерным признаком поведения в этом возрасте является демонстрация собственной независимости;
    • 23-28 лет - этот период самоутверждения личности; у человека формируется устойчивое представление о месте, которое он занимает или хотел бы занять в жизни, этому периоду свойственна резкая смена жизненного курса;
    • 29-32 года - период между двумя жизненными стадиями, когда происходит довольно резкая переоценка ценностей и возникают вопросы типа: «Разве я так представлял себе свою жизнь?»; это чрезвычайно трудный период, которому свойственна эмоциональная неуравновешенность, частая смена настроения;
    • 33-39 лет - в этот период семейная жизнь теряет свое обаяние и люди отдают предпочтение работе, которая способствует достижению серьезных результатов в профессиональной сфере; вместе с тем и достигнутое кажется недостаточным;
    • 40-42 годы - это сложный переходный период: достигнутые результаты кажутся недостаточными, возникает ощущение, что жизнь проходит зря; к такому депрессивному душевному состоянию прилагаются ухудшение здоровья, признаки утраты молодости;
    • 43-50 лет - это новое равновесие; в этом возрасте большинству людей присуща стабильность, возможно творческий подъем; деятельность, обычно очень продуктивная;

    после 50 лет - период зрелости, когда человек пришел к соглашению с собой; вместе с тем вновь встает вопрос о смысле жизни и ее ценности, о том, что сделано и что осталось сделать, это период, когда человек старается избегать любых конфликтов; производительность труда может быть высокой благодаря опыту в работе .

    Приведенная периодизация особых периодов в жизни человека заслуживает внимания, в то же время она не учитывает весь его жизненный путь (от рождения до смерти), такие важные возрастные периоды, как один, три, семь лет (это критические периоды в жизни ребенка); 8 - 9 лет (этот период характеризуется творческим подъемом); 12-15 лет (это подростковый переходный период, ребенок критически относится к себе и окружению, пытается переосмыслить окружающий мир); 55-60 лет (это критический период в жизни мужчин и женщин, ведь в этом возрасте большинство из них выходят на пенсию, что вызывает острое чувство ненужности).

    Современная отечественная психологическая наука все большее значение придает проблеме помощи личности в преодолении ею кризисных состояний, особенно на этапе приобретения и закрепления профессионального опыта, что по времени может совпадать с так называемым кризисом середины жизни человека, как перехода от молодости к зрелости, нового этапа в осмыслении ею оглавления собственного бытия и назначения в обществе. В психологической науке нет однозначного взгляда на хронологию жизненного цикла личности относительно особенностей данного периода.

    Так, если Э. Эриксон относит кризис середины жизни человека к сорокалетнему возрасту , а Г. Шихи - к периоду между 35 и 45 годами , то Т. Титаренко считает, что кризис середины жизни приходится на пределе возраста 37-40 лет .

    Э. Эриксон характеризует данный период жизни личности как генеративность, т.е. на этой стадии происходит борьба между установкой на продуктивное развитие и состоянием стагнации. При этом производительность и творчество в различных сферах жизни тесно связаны с заботой о других.

    Г. Шихи замечает, что данный период является состоянием обостренного ощущения времени, что «сокращается»: утрата молодости, угасание физических сил, изменение первоначальных ролей - любой из этих моментов может вызывать кризисную ситуацию.

    По мнению Т. Титаренко, середина жизни - это период экстраординарного роста и внутренних изменений, которые недаром сравнивают с подростковым возрастом. Именно поэтому его называют вторым и последним шансом сделать свое дело, стать глубоким и более существенным, ведь в этот период максимальные ожидания со стороны социума сочетаются с реорганизацией личностных черт, консолидацией интересов, целей и обязанностей.

    Одновременно личность начинает ставить перед собой вопрос о целесообразности прожитой жизни, ее насыщенности, задумывается над тем, почему она не достигла целей, поставленных, когда то перед собой.

    К. Юнг рассматривал средний возраст как время максимального проявления потенциала человека и изменений в его психике, которые быстрее начинаются у женщин, чем у мужчин .

    В основе теории развития человека Ш. Бюлера лежит интенция (намерение). Интенциональность личности проявляется в течение жизни в выборах человека для достижения поставленных целей, формирование и достижение которых предопределяет основные фазы жизненного цикла.

    Первая фаза продолжается до пятнадцати лет и характеризуется отсутствием у человека каких-либо целей, развитием в основном физических и умственных способностей индивида.

    Вторая фаза длится до двадцати лет и отвечает периоду юности, когда человек осознает свои потребности, способности и интересы, планирует большие изменения, связанные с выбором профессии, партнера, смысла бытия.

    Третья фаза продолжается до сорока пяти лет и отвечает зрелости человека. В этот период ставятся четкие цели, достигается стабильность на профессиональном уровне и в личной жизни, принимаются решения о создании собственной семьи и рождении детей.

    Четвертая фаза длится до 65 лет. В этот период человек подводит итог прошлой деятельности, пересматривает цели с учетом своего профессионального статуса.

    Пятая фаза начинается в 65-70 лет, когда большинство людей перестают достигать целей, которые ими были поставлены в юности. На этом этапе человек пытается осмыслить свое существование как целое, проанализировать выполнение запланированных целей, в связи, с чем возникает чувство удовлетворения (цели выполнены) или разочарования (цели оказались недосягаемыми) .

    А. Милтс решает вопросы развития и становления личности в обществе путем разрешения проблемы гармонии и дисгармонии личности. Гармонию автор рассматривает как понятие, которое охватывает проблему согласования между природой, обществом и человеком, которое предусматривает взаимное соответствие, равновесие, порядок, пропорциональность различных предметов и явлений.

    Понятием «дисгармония» сказывается нехватка согласованности, проявление диспропорций, антагонизм, хаос, потеря равновесия, деградация, несоответствие предметов и явлений или их несоответствие имеющейся норме, образцу, ритму. Часто данное понятие сочетают с характеристиками драматических или трагических проявлений в человеческой жизни.

    Здесь ученый справедливо ставит вопрос о том, всегда ли трагизм и драматизм - это разрушительная или опустошительная сила, разве они не способствуют появлению великих достижений культуры и не обогащают внутренний мир человека, и имеем ли мы право в любой ситуации утверждать, что там, где есть согласованность, то это хорошо, а где этого нет - плохо?

    Спор, который длится тысячелетиями, о том, кто настоящий владелец природы, общества и человека - дисгармония или гармония, хаос или порядок вовсе не закончена.

    Дисгармония вносит обеспокоенность, тревогу, изъедает, мучает и грызет человеческие души, в то же время та же дисгармония порождает прекрасное. В связи с этим высказывалась мысль: для того, чтобы создать яркую звезду, нужен хаос.

    Нельзя не согласиться и с другим утверждением: формирование нового общества предусматривает переход к доминанте гармоничного сочетания природы, общества и человека, которое вовсе не означает, что драматическое и трагическое полностью исчезнут - они воплотятся в великие ценности человеческой культуры и человеческих отношений .

    Социализация личности: понятия, механизмы, этапы, институты, агенты социализаци. Влияне социальной среды и собственная активность личности.

    Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает в себя как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.

    В процессе социализации индивид включается в активную деятельность по усвоению социального опыта и превращению его в собственное достояние, а также - в воспроизводство, предполагающее развитие социального опыта предшествующих поколений и продвижение его на новую ступень.

    Различают направленную и ненаправленную формы социализации.

    Направленная форма социализации - это специально разработанная система средств воздействия на человека для формирования определенного типа личности в соответствии с целями и интересами общества. Она обусловлена общественным сознанием, совокупностью отношений и интересов, всей окружающей средой. Ее методы используются социальными институтами, в деятельности которых учитываются социальная структура общества, специфические жизненные условия людей, их социальный опыт, уровень образования и культуры, особенности психики, закономерности восприятия и др.

    Ненаправленные, или стихийные, формы, социализации - это как бы автоматическое восприятие определенных социальных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном окружении. Способом стихийной социализации является непосредственное общение людей, в процессе которого происходит обмен деятельностью, умениями, навыками, а также результатами деятельности, материализованными в культуре. Эта форма социали­зации обусловлена сферой непосредственного общения индивидов. Она развивается без включения механизмов направленной социализации и может стать опасной для человеческой личности и общества в целом, так как микросреда часто несет в себе устаревшие, отжившие формы, правила, а также отклонения от морально-этических норм в сторону патологии. Именно микросреда порождает различные виды девиантного поведения.

    Социализация осуществляется под воздействием множества факторов, среди которых решающую роль играет социальная среда, т. е. социально-экономические, политические, экологические, морально-нравственные и другие условия, в которых оказывается индивид. На него с рождения и на протяжении всей жизни воздействуют семья, детские, школьные и внешкольные учреждения, трудовой коллектив, референтная группа, так или иначе приобщая к системе ценностей и норм. В условиях общества могут быть и факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на индивида.

    Механизмы социализации

    Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов».

    По Г. Тарду (1843-1904) существуют следующие механизмы социализации:

    - Закон подражания (повторения): дети подражают взрослым, подчиненные – руководителям. Моды, традиции и ритуалы зиждятся на подражании.

    - Закон противопоставления . Это противостояние происходит в душе каждого человека, который выбирает одну из нескольких моделей поведения.

    - Закон приспособления . В процессе борьбы идей и людей происходит их адаптация друг к другу с достижением согласия и компромисса.

    Э. Дюркгейм , критикуя концепцию подражания, считает важным механизмом социализации принуждение индивида обществом, социальный контроль.

    По П. А. Сорокину механизмами социализации являются: 1) имитация; 2) идентификация (осознание принадлежности к той или иной общности); 3) стыд (индивидуальный контроль); 4) вина (социальный контроль).

    Также выделяют следующие группы механизмов социализации:

    1). Социально-психологические механизмы - Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. - Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами. - Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта. - Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

    2). Социально-педагогические механизмы

    Традиционный механизм социализации - усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. - Институциональный механизм социализации - функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями. В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. - Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры - комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него. - Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители, любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.

    Наиболее распространенным механизмом социализации является конформность. Понятие конформности связано с термином «социальный конформизм» т. е. некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, авторитетами идеологии. Посредством группового давления и распространения стереотипов массового сознания формируется тип обезличенного обывателя, лишенного самобытности и оригинальности. Мера развития конформности может быть разной. Есть внешняя конформность, которая проявляется лишь во внешнем согласии. При внутренней индивид действительно преобразует внутренние установки в зависимости от мнения окружающих. Негативизм – это конформизм наоборот, стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою точку зрения.

    Выделяют также механизм полоролевой идентификации (половой идентификации) или полоролевой типизации. Его сущность состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола.

    Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля (С. Парсонс). Он работает на основе изученного З. Фрейдом принципа удовольствия страдания – чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от других людей. Это эффекты действия механизма социальной оценки: социальная фасилитация (или фацилитация) и социальной ингибиция.

    Социальная фасилитация предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение других. Социальная ингибиция проявляется в тормозящем влиянии одного человека на другого.

    Определены и другие явления, рассматриваемые как механизмы социализации: внушение, групповые экспектации, ролевое научение и др.

    социализация личность общество

    Существуют различные подходы к рассмотрению "механизмов" социализации. Так, французский социальный психолог Г. Тард 7 считал основным подражание. Американский ученый У. Бронфенбреннер 8 механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В. С. Мухина 9 рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию обособления личности.

    Обобщая имеющиеся данные, с точки зрения педагогики можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.

    Различают два вида механизмов социализации:

    • - психологические и социально-психологические;
    • - социально-педагогические.

    К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

    Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.

    Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

    Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

    Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

    Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

    К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

    Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, "как надо", "что надо", но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованны или блокированны в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут "всплыть" в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

    Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

    Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д.

    Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы

    Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.

    Рефлексивный механизм социализации осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников и т. д.

    Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах существенную роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма.

    Социализация, развитие, воспитание

    Развитие «природное» - физическое, физиологическое и «социальное» - усвоение и воспроизводство культурных ценностей и социальных норм, саморазвитие и самореализацию.

    Развитие человека – общий процесс становления человека.

    Социализация – развитие, обусловленное конкретными социальными условиями:

    Стихийное взаимодействие с обществом в различных жизненных обстоятельствах;

    Влияние государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий людей;

    Целенаправленное создание условий для развития человека (воспитание);

    Саморазвитие и самовоспитание человека.

    Воспитание – относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации.

    Задача социальной педагогики – охарактеризовать картину социально-педагогической действительности:

    Понять, что может произойти;

    Создать услловия для социализации;

    Уменьшить эффект влияния неблагоприятных обстоятельств.

    Связь социальной педагогики с другими науками

    Механизмы социализации

    Импринтинг (запечатление -впечатывание) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особен­ностей воздействующих на него жизненно важных объектов.

    Экзистенциальный нажим (от лат. ex (s) istentia - существо­вание) - влияние условий бытия человека, определяющее неосо­знаваемое усвоение норм социального поведения, непреложных в его социуме и необходимых для выживания в нем; овладение им родным языком (в раннем детстве) и неродными языками на дру­гих возрастных этапах (в ситуации изменения языковой среды).

    Подражание - произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми чело­век сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми (в первую очередь со значимыми лицами), а также с теми, кото­рые предлагаются средствами массовой коммуникации.

    Идентификация (отождествление ) - эмоционально­когнитивный процесс усвоения человеком норм, установок, цен­ностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодей­ствии со значимыми лицами и референтными группами.

    Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассма­тривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные цен­ности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.

    Традиционный механизм социализации (стихийной) пред­ставляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и бли­жайшего окружения (соседского, приятельского и др.).

    Институциональный механизм социализации , как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодей­ствия человека с институтами общества и различными организа­циями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллель­но со своими основными функциями (производственные, обще­ственные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации).

    Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры.

    Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами благодаря эмпатии, идентификации и т.д.

    Социокультурная воспитательная среда семьи.

    Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответствен­ностью. Чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

    Современная семья признана быть своеобразным пси­хологическим укрытием для человека. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность.

    Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, так как объединяет не только супру­гов, но и детей, других родственников.

    Виды отношений в семье:

    а) психофизиологические - отношение биологического родства и половые отношения;

    б) психологические - отношения открытости, доверия, заботы друг о друге, взаимной моральной и эмоциональной поддержки;

    в) социальные - распределение ролей, материальная зависимость в семье, а также статусные отношения (авто­ритет, руководство, подчинение и др.);

    г) культурные - особого рода внутрисемейные связи и отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях определенной культуры (нацио­нальной, религиозной и т.п.), внутри которой данная семья возникла и существует.

    Важнейшие функции семьи:

    репродуктивная (рождение детей);

    экзистенциальная (функция социальной и эмоцио­нальной защиты своих членов);

    хозяйственно-потребительская (соблюдение домаш­него бюджета, управление семьей, ведение домашнего хозяйства);

    воспитательная (семейная социализация, воспитание детей);

    социально-статусная (воспроизводство социальной структуры общества через предоставление определенного социального статуса членам семьи);

    восстановительная (поддержание здоровья, жизнен­ного тонуса, организации досуга и отдыха);

    коммуникативная (общение, обмен информацией).

    Под структурой семьи понимается совокупность отно­шений между ее членами.

    На основе различных критериев выделяют следующие типы семей:

    По составу семьи - нуклеарная (наиболее распро­страненный ныне тип семьи) и расширенная. Нуклеарная семья состоит из одной пары супругов с детьми или без детей; она может быть полной или неполной. Расширенная семья состоит из проживающих совместно либо поблизо­сти друг от друга нескольких, чаще всего трех, поколений людей, находящихся в кровном родстве (бабушек и деду­шек, мужей и жен, внуков и внучек, братьев и сестер, пле­мянников и племянниц и т.д.).

    По количеству детей - однодетная, малодетная, мно­годетная.

    По типу главенства в семье - эгалитарная (равно­правная), патриархальная, матриархальная.

    По качеству отношений - благополучная, неблагопо­лучная (конфликтная, проблемная, кризисная).

    Выделяют также семьи социального риска, в которых по объективным или субъективным причинам затруднено социальное функционирование в связи с неблагополуч­ными условиями воспитания.

    Формально на семье лежит основная доля ответственности за развитие личности ребенка, однако фак­тически в современных условиях семья не всегда домини­рует в воспитательном воздействии. Влияние оказывают: школы, средств массовой культуры и информации, друзей, сверстников, внешкольных и внесемейных организаций.

    Семья имеет наибольшую длительность воздействия. Здесь закладываются основы лично­сти ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного , так и отрицательного фактора воспитания.

    Тем не менее воспитательное воздей­ствие семьи ограничено.

    В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Например, у тревожных матерей часто вырастают тревожные дети. Честолю­бивые родители так подавляют своих детей, что это приво­дит к появлению у них комплекса неполноценности.

    Как развить положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка. Для этого сначала необходимо точно определить внутрисемей­ные социально-психологические факторы, имеющие воспи­тательное значение.

    Взаимной удовлетворенности супругов, их соответ­ствии друг другу во всех видах внутрисемейных отно­шений; соответствие семейным ролям: супруга, супруги, отца, матери и т.п.;

    Этика вну­трисемейных отношений;

    Доверие, внимание и забота, уважение, психологическая поддержка и защиты;

    Совместимость нравствен­ных позиций супругов, точек зрения на честь, мораль, совесть, долг, обязанности перед семьей, меру ответственности за состояние дел в семье.

    В семье роди­тели обращаются к разнообразным средствам воздействия : поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом.

    Семейное воспитание - система воспитания и обра­зования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

    Воспитательный потенциал семьи составляет сово­купность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемых ее особенностями (типом, структурой, традициями и др.).

    Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:

    гуманность и милосердие к растущему человеку;

    вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как рав­ноправных участников;

    открытость и доверительность отношений в семье;

    оптимальность взаимоотношений в семье;

    последовательность старших в своих требованиях;

    оказание посильной помощи ребенку, готовность отве­чать на его вопросы.

    Различают четыре типа семейного воспитания:

    в) либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля);

    г) индифферентный (холодные отношения, низкий уро­вень контроля).

    Стили семейного воспитания определены на основе сле­дующих критериев:

    степень протекции и контроля;

    удовлетворенность потребностей ребенка;

    предъявляемые требования и способы общения с ребенком;

    применяемые санкции по отношению к ребенку;

    степень эмоциональной отзывчивости и воспитатель­ной умеренности родителей.

    Демократический стиль семейного воспитания опреде­ляется высоким уровнем вербального (речевого) обще­ния между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готов­ностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, и одновременно верой в успех самостоятельной деятельно­сти ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка. Как правило, в семьях с демократиче­ским стилем семейного воспитания дети имеют умеренно выраженную способность к лидерству, умеренную агрес­сивность, стремление контролировать других детей, но сами с трудом поддаются внешнему контролю. Они физически развиты, социально активны, легко вступают в контакт со сверстниками, однако им не слишком присущи альтру­изм, сензитивность и эмпатия.

    Контролирующий стиль семейного воспитания вклю­чает значительные ограничения поведения детей, четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсут­ствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер. Дети родителей с контролирующим типом семейного воспитания послушны, внушаемы, бояз­ливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны.

    При смешанном типе воспитания детям присущи внуша­емость, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедность фантазии.

    Исследователи выделили несколько аномальных стилей семейного воспитания (А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллер):

    Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за пове­лением ребенка, иногда доходящий до полной безнадзор­ности; чаще проявляется недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребенка, егоделам, интересам, тревогам. Этот стиль способствует фор­мированию различных форм безнадзорности.

    Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о подростке сочетаются с мелочным контролем, оби­лием ограничений и запретов. Данный стиль способствует формированию либо несамостоятельности, конформного поведения (при слабом типе высшей нервной деятельности), либо (при сильном типе высшей нервной деятельности) пове­дения, связанного со стремлением выйти из-под контроля взрослого (протестное поведение, уходы из дома и т.п.).

    Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмер­ное покровительство и обожание, результирующее непомерно высокий уровень притязаний подростка, безудержное стрем­ление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недоста­точным упорством и опорой на собственные ресурсы.

    Эмоциональное отвержение : игнорирование потребно­стей подростка, нередко жестокое обращение с ним. Скрыва­емое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой».

    Повышенная моральная ответственность-, не соответ­ствующие возрасту и реальным возможностям ребенка тре­бования бескомпромиссной честности, чувства долга, поря­дочности, возложение на подростка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни в сочетании с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недоста­точным вниманием к его психофизическим особенностям.

    функции социального педагога:

    диагностическую (изучение особенностей семьи, выяв­ление ее потенциала);

    охранно-защитную (правовая помощь семье, обеспе­чение социальных гарантий, создание условий для реали­зации ее прав и свобод);

    организационно-коммуникативную (организация обще­ния, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

    социально-психолого-педагогическую (психолого­педагогическое просвещение членов семьи, оказание неот­ложной психологической помощи, профилактическая под­держка и патронаж);

    прогностическую (моделирование ситуаций и разра­ботка определенных программ адресной помощи);

    координационную (установление и поддержание объ­единение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного небла­гополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб).

    Принципы Работы социально-психологических служб с семьей:

    принцип конгруэнтности - соответствие выдвигае­мых целей, задач и направлений деятельности возможно­стям и потребностям семьи;

    принцип конфиденциальности - корректное использо­вание сведений социально-психологического характера;

    принцип компетентности - сотрудничество психоло­гов, педагогов и социальных работников на заинтересован­ной и компетентной основе, научно обоснованная профес­сиональная деятельность, опора на результаты новейших социально-психологических исследований;

    принцип активности - целенаправленное влияние службы на весь комплекс социально-психологических составляющих жизнедеятельности семьи.

    Социально-психологическая работа в области укрепления и совершенствования семейных отношений предполагает:

    содействие адаптации семьи к изменяющимся соци­ально-экономическим условиям; улучшение экономиче­ского и социально-бытового положения семьи;

    оказание помощи в решении проблемы трудовой заня­тости;

    адресную поддержку малообеспеченных и социально уязвимых категорий семей;

    материальную помощь многодетным семьям, детям- инвалидам, выпускникам детских домов и т.п.;

    выявление семей с медико-социальными отклонениями и обеспечение их необходимой медицинской помощью;

    содействие в осуществлении социальной реабилита­ции и адаптации семей, где имеются лица с физическими или психическими отклонениями;

    разработку и реализацию мероприятий, связанных с экологической безопасностью семьи;

    социально-правовую защиту семьи и социальную реа­билитацию детей и подростков с отклоняющимся поведе­нием;

    реабилитацию детей из групп социального риска;

    предупреждение безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

    профилактику негативных явлений;

    диагностирование, анализ и прогнозирование инте­гральных социально-психологических характеристик раз­вития семьи и ее влияния на процессы обучения и воспита­ния детей (психологический климат, общественное мнение, социометрическая структура, лидерство);

    содействие интеграции и согласованности в социально­психологическом режиме работы членов семьи;

    помощь в реализации основных гуманистических под­ходов к развитию и воспитанию личности в семье - возраст­ного (учет возрастных особенностей), индивидуального (учет индивидуальных особенностей), дифференцированного (учет значимых критериев жизнедеятельности), личностного (опора на проявление субъектности, самосознания);

    информирование семьи об актуальных социально­психологических проблемах через работу лекториев, соци­ально-психологических служб различных организаций и учреждений;

    педагогическую и социально-психологическую про­филактику возникновения и развития отклоняющегося поведения и личностной деструктивности членов семьи;

    помощь в проведении семейного досуга (организа­ция праздничных мероприятий, конкурсов, соревнований, распространение льготных билетов в театр, на выставки) и др.

    Предупреждение социального сиротства:

    поддержка гражданских прав семьи на заботу о ребенке, его физическом, психологическом и духовном здоровье;

    утверждение высокой ценности родительства, мате­ринства, повышение престижа отцовства;

    разработка качественно новой социальной модели личностной подготовки молодежи к семейной жизни;

    формирование ценностных ориентаций индивида на семейную жизнь;

    возрождение лучших российских семейных традиций и обычаев, утверждение духовной ценности семьи в обще­стве;

    организация педагогического консультирования Родителей с оказанием практической помощь в семейном носпитании, преодолении конфликтов между взрослыми и Детьми в семье;

    государственная поддержка талантливых детей и подростков;

    реабилитация детей-сирот и подростков с девиациями;

    организация семейного досуга, особенно в создании условий для физического развития детей в экологически неблагоприятных районах.

    В систему учреждений социального обслуживания семей и детей входят Центры психолого-педагогической помощи населению. Основными задачами деятельности центров являются:

    повышение психологической культуры населения, особенно в форме межличностного, семейного, родитель­ского общения;

    помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаи­мопонимания и взаимного уважения, преодоления конфлик­тов и иных нарушений супружеских и семейных отношений;

    повышение потенциала формирующего воздействия семьи на детей, их психическое и духовное развитие;

    помощь семьям, испытывающим различного рода трудности в воспитании детей, овладении знаниями воз­растных психологических особенностей детей, предотвра­щении возможного эмоционального и психологического кризиса у детей и подростков;

    психологическая помощь семьям в социальной адап­тации к изменяющимся социально-экономическим усло­виям жизни;

    регулярный анализ обращений граждан и разработка рекомендаций для местных органов государственной вла­сти по профилактике кризисных проявлений в семье.

    Социализация — это процесс формирования человека посредством обучения, воспитания, образования, защиты и адаптации. Процесс , в данном случае, — это последовательность действий, в результате которых из родившегося существа формируется человек. Когда какой-то процесс рассматривается со стороны предметов, орудий, операций, результатов, он называется механизмом - в данном случае механизмом социализации.

    Социализацию изучают психология, педагогика, социология, антропология и другие науки, обращая внимание на разные стороны этого процесса. Педагогика обращает внимание на обучение, психология — на образование, а социология — на обучение и воспитание. Так, Т. Парсонс считает социализацию обучением (1) ролевому поведению; (2) мотивам и ценностям: это «обучение любым ориентациям, имеющим функциональное значение для действия системы взаимных ролевых ожиданий».

    - это процесс целенаправленного формирования в человеке определенных умений: практических (одеваться, здороваться и т. п.) и мыслительных (думать, анализировать и т. п.). В нем формируется разнообразное ролевое поведение, нормы и ценности которого человек может и не осознавать. Обучение происходит преимущественно в семье.

    - это процесс целенаправленного формирования в человеке, с одной стороны, мотивов, а с другой стороны, — нравственных, эстетических, мировоззренческих ценностей, убеждений, верований, определяющих его жизнедеятельность. Оно осуществляется в семье, школе, через телевидение, прессу и т. п.

    - это процесс целенаправленного формирования в человеке знаний: о себе, ближайшем окружении, природе, обществе, смысле жизни и т. п. Оно может носить бытовой, технический, исторический и т. п. характер и происходит в школе и вузе.

    Защита - это психические и практические процессы, посредством которых люди преодолевают внутренние конфликты: между различными потребностями, интересами и ценностями и внутри их (но вертикали) в процессе социализации. Защита опирается на волю человека.

    Адаптация - это психические и практические процессы, посредством которых человек справляется с напряженностью в своих отношениях с ситуацией, частью которой являются и другие люди. В рамках этого механизма человек преодолевает угрозу потерять предмет потребности, интереса, ориентации. Адаптация опирается на познание, память, волю человека.

    Средствами социализации родившегося человека становятся (1) подражание поведению взрослых; (2) ролевые пробы и ошибки в процессе собственной деятельности; (3) язык, речь, познание (чувственное и мыслительное). В жизни данные способы социализации тесно переплетены с самого детства каждого человека.

    Первый способ социализации основан на генетически присущей человеку способности запоминать и воспроизводить различные типы поведения. Вначале он сознает их непосредственную пользу, затем начинает понимать скрытый моральный и мировоззренческий смысл, что сопровождается развитием мышления.

    Второй способ социализации предполагает использование имеющихся навыков поведения в новой ситуации. Он связан с обобщением полученного навыка и переносом его в новую ситуацию. При положительном результате происходит усвоение этого навыка.

    Третий (и главный) способ социализации — это научение становящегося человека языку и речи как способам передачи, понимания и хранения информации (знаний). Он связан с развитием эмпирического, теоретического, философского познания.

    Формирование мышления (анализа и синтеза, обобщения и выдвижения гипотез и т. д.) начинается с конкретных действий: уборка постели (практика), изучение (познание) родного языка и т. п. В первом случае человек будет переносить навыки уборки постели в другой контекст, а во втором — навыки мышления на незнакомый текст: узнавать, понимать и толковать его. Для формирования творческого восприятия и мышления (что составляет важнейшую задачу социализации) нужно ставить изучаемый предмет в разнообразные связи, отделять существенное от несущественного, случайное от необходимого, причину от следствия и т. д., т. е. решать мыслительные задачи.

    В результате решения теоретических задач индивид видит предмет с разных сторон, переходит от одного его определения к другому, обнаруживает отдаленные аналогии (распад СССР и распад Римской империи). Формирование творческого мышления — это не запоминание на уроках каких-то формулировок, ведущее к развитию памяти , а научение анализу, синтезу, обобщению.

    Смысловое развитие языка, речи, мышления формирует ментальность человека., в которой уровень мышления связан со смысловым содержанием. Например, для западной ментально- сти «социализм» часто — тоталитарный, неэффективный, стаг- нируюший общественный строй. В СССР такое же смысловое содержание имело слово «капитализм». Это касается и множества других слов: общество, государство, народ, патриотизм, свобода. личность и т. п. При одинаковом уровне мышления можно иметь разный по смыслу менталитет.

    С социологической стороны социализация представляет собой процесс формирования системы статусов — ролей , образующих социологическую структуру человека: ребенка, школьника, товарища, работника, гражданина, родителя и т. п. Подобная система включает в себя прежде всего формирование совокупности мотиваций: потребностей и интересов, когнитивных и оценочных способностей. Кроме того, в нее входит формирование ценностей, верований и убеждений, соответствующих культуре данного общества. И, наконец, она включает в себя формирование способности согласовывать мотивы и ценности людей, их индивидуальные и общественные потребности.

    В мире происходят процессы дифференциации и интеграции человеческой деятельности, ролей, сознания (познания, воли, памяти). Люди становятся профессионалами во все более узкой сфере, что сопровождается их отчуждением (непониманием и зависимостью) от других сфер жизнедеятельности людей и общества. Профессиональную специализацию компенсирует социализация общечеловеческих моральных, научных, художественных ценностей, формирование общей ментальности жителей Земли.

    Привязанность к людям , возникающая в процессе социализации, является основой общества. Вместе с развитием человечества происходит усиление ее универсализма - от ближних к дальним. Ему противостоят другие ценности и нормы: например, привязанность к родственникам, семейственность и т. п., — оставшиеся от традиционного общества; универсализм может противоречить и личному долгу, и нормам права. Поэтому социализация должна включать в себя и усвоение все более универсальных норм и ценностей, сочетать как освобождение от некоторых норм и ценностей традиционного общества, так и сохранение некоторых из них.

    Механизм социализации личности

    Для того чтобы воздействовать на личность, необходимо четко представлять общий процесс становления личности, его факторы и стадии. Процесс становления личности часто называют социализацией , так как в его осуществлении большую роль играют различные общественные организации и институты.

    Социализация — многоэтапный процесс изменения и развития психических качеств личности под воздействием окружающей социальной среды.

    По теме социализации в научном мире обсуждаются следующие основные проблемы:

    • стихиен ли этот процесс или организован, упорядочен, т.е. имеются ли в нем определенные закономерности, стадии, этапы или он беспорядочен?
    • возможно ли управление этим процессом или он не поддастся управлению?

    Так, сторонники поведенческой психологии (бихевиоризма) считают, что процесс становления личности происходит на основе случайности, под влиянием тех или иных обстоятельств, целиком от них зависим и поэтому плохо управляем.

    Другие психологи, например И. П. Павлов , признают упорядоченность, закономерность в развитии человеческой психики, наличие в процессе ее становления ряда последовательных этапов и, следовательно, возможность целенаправленного воздействия на нее, управления ею. Эту точку зрения разделяет большинство современных психологов. Каковы же устойчивые черты процесса социализации?

    Этот процесс включает в себя две основные формы взаимодействия личности и среды:

    • пассивную форму потребления уже накопленного до ее проявления социального опыта, который обеспечивает вхождение личности в жизнь, в систему сложившихся социальных связей; это репродуктивная по своему характеру деятельность:
    • активную форму , проявляющуюся в создании или разрушении существующих социальных связей путем активной, творческой, креативной деятельности.

    Эти формы социализации личности проявляются на всех этапах социализации, хотя и в разной степени. Обычно выделяют три этапа:

    • дотрудовой — детство, юность;
    • трудовой — зрелость:
    • послетрудовой — старость.

    От этапа к этапу расширяются формы связей человека с миром, увеличивается количество выполняемых им социальных ролей — в семье, обществе, на производстве.

    Первый этап - время учебы, усвоения социального опыта. Здесь преобладает первая, пассивная форма социализации; человек некритически усваивает социальный опыт, приспосабливается к среде.

    Второй этап - период зрелости, трудовой деятельности. По своей форме — это время сочетания пассивной формы усвоения опыта и начала воспроизводства, творческого обогащения накопленного опыта, своего рода вершина в развитии личности, ее, как говорили древние греки, акме, т.е. полный расцвет.

    Третий этап — «осень жизни», этап сохранения, консервации опыта, его воспроизведения для подрастающих поколений, вступающих в жизнь.

    На каждом этапе становления личности роль различных социальных институтов неодинакова. В этом процессе прежде всего участвуют организации макроуровня , т.е. высшего уровня: государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации, система образования. 11о велика роль в социализации и организаций микроуровня , таких как семья трудовой коллектив, спортивные организации и др.

    Однако на всех этапах и уровнях на процесс становления личности действуют сходные механизмы (методы) влияния, воздействия на психологию человека. Главными из них являются два способа влияния.

    1. Механизм идентификации , т.е. осознание, определение личностью своей связи, своей принадлежности к определенной социальной группе: половой, возрастной, профессиональной, этнической, конфессиональной. Этот механизм функционирует под влиянием совокупности социальных воздействий, импульсов, идущих от социальной среды и обеспечивающих тождественность, одинаковость психики и поведения людей, относящихся к одной социальной группе.

    3. Механизм самопознания, идентификации находится в тесной связи с другим важнейшим механизмом формирования психики личности — это механизм взаимодействия, общения людей, который является важнейшим родовым качеством человека. О способах влияния этого механизма на становление психики людей речь пойдет далее.

    Хотя в психологии существует множество определений личности, тем не менее все психологи признают, что личность является результатом развития психики индивидуума, прошедшей через все указанные этапы, уровни и механизмы.

    Современная наука при описании психологии личности представляет ее в виде структуры, включающей в себя следующие компоненты: ; характер; направленность; ; волевые качества; эмоции; мотивации.

    Эти компоненты, интегрируясь в психическую структуру личности. выражают се индивидуальность и определяют свойственный данному человеку ход мыслей и поведения в различных ситуациях. Взаимосвязанные компоненты личности существуют на базе индивидуальных физических особенностей организма.

    Организм и личность составляют единство: компоненты личности, такие как темперамент, способности, характер, мотивация, объединены системообразующими признаками: направленностью, саморегуляцией, эмоциональностью.