Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Защита населения в чрезвычайных ситуациях
  • Описание опыта работы воспитателя
  • Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ БелГУ)
  • Характеристика наставничества как варианта адаптации новых сотрудников компании Кто участвует в процессе наставничества
  • Школа линейного менеджера
  • Профессия музыкант. Кто такой музыкант? Описание профессии. Профессии, связанные с музыкой Сообщение о любой музыкальной профессии
  • Упражнение 18 по русскому языку. «Знаки препинания при обращении и вводных словах»

    Упражнение 18 по русскому языку. «Знаки препинания при обращении и вводных словах»

    Каталог заданий.
    Задания тренировочных и диагностических работ

    Сортировка Основная Сначала простые Сначала сложные По популярности Сначала новые Сначала старые

    Вернуться к каталогу заданий
    Версия для печати и копирования в MS Word

    Пушкин крайне заинтересовался рассказом П. В. Нащокина и принялся за составление планов, а вскоре и за писание романа (1) герой (2) которого (3) в первоначальном плане (4) фигурирует под фамилией Островского, измененной затем на Дубровского.

    Предложение сложноподчиненное, состоит из двух частей с основами «Пушкин заинтересовался и принялся» и «герой фигурирует». Запятая 1 указывает на начало придаточного определительного.

    Пушкин крайне заинтересовался рассказом П. В. Нащокина и принялся за составление планов, а вскоре и за писание романа, герой которого в первоначальном плане фигурирует под фамилией Островского, измененной затем на Дубровского.

    Запятая должна стоять на месте 1.

    Ответ: 1

    Цель за-да-ния: При такой фор-му-ли-ров-ке ответ может со-дер-жать как одну, так и более цифр. На-пи-са-ние ука­жи­те все цифры(У) очень силь-но об-лег-ча-ет за-да-ние и де-ла-ет его более лёгким, чем осталь-ные. По-это-му на РЕ-ШУ-ЕГЭ фор-му-ли-ров-ка будет толь-ко такой.

    ко-то-рый

    ко-то-рый

    Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

    тайга какая? ,(уди­ви­тель­ной кра­со­той ко­то­рой мы лю­бо­ва­лись ), пред­став­ля­ла

    Вер-ный ответ 1 и 4.

    ко­то­рой

    пред­ста­ви­те­ли ко­то­ро­го ещё до ре­во­лю­ции

    Отец и мать Грея были не­воль­ни­ка­ми бо­гат­ства и за­ко­нов к ко­то­ро­му при­ня­то го-во-рить

    Вер-ный ответ 2 и 4.

    и этот ряд бес-ко-не-чен.

    Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.

    Пояснение (см. также Правило ниже).

    Расставим знаки препинания.

    Идея единого европейского пространства, (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский, (4) обрела множество сторонников.

    Запятые под номерами 1 и 4 выделяют придаточное предложение «поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский».

    Запятые должны стоять на местах 1, 4.

    Ответ: 14|41

    Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная версия ЕГЭ-2015 по рус­ско­му языку.

    Правило: Задание 19. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

    ЗА-ДА-НИЕ 19 ЕГЭ (2016 год): РАС-СТА-НОВ-КА ЗНА-КОВ ПРЕ-ПИ-НА-НИЯ В СЛОЖ-НО-ПОД-ЧИНЁННОМ ПРЕД-ЛО-ЖЕ-НИИ.

    Осо-бен-но-сти вы-пол-не-ния за-да-ния 18.

    От уча-щих-ся тре-бу-ет-ся про-явить уме-ние рас-став-лять знаки пре-пи-на-ния в слож-но-под-чинённом пред-ло-же-нии.

    При этом в 100% слу-ча-ев мо-дель пред-ло-же-ния одна: это слож-но-под-чинённое пред-ло-же-ние с при-да-точ-ным опре-де-ли-тель-ным с со-юз-ным сло-вом ко-то-рый . По-че-му имен-но такой тип? Ви-ди-мо по-то-му, что имен-но в пред-ло-же-ни-ях с дан-ным со-юз-ным сло-вом уча-щи-е-ся не видят гра-ниц пред-ло-же-ния, сле-дуя пра-ви-лу на-чаль-ной школы «Перед сло-вом «ко-то-рый» ставь за-пя-тую». Та-ко-го пра-ви-ла нет.

    Для вы-ра-бот-ки на-вы-ка осмыс-лен-ной по-ста-нов-ки зна-ков пре-пи-на-ния не-об-хо-ди-мо:

    1. По-ни-мать, что такое СПП, для этого об-ра-тим-ся к раз-де-лу Справ-ки;

    2. Уметь опре-де-лять ос-но-вы глав-но-го и при-да-точ-но-го пред-ло-же-ний;

    3. По-ни-мать, что со-юз-ное слово ко-то-рый да-ле-ко не все-гда стоит в на-ча-ле при-да-точ-но-го пред-ло-же-ния и оно может быть в раз-ном роде, числе па-де-же, с пред-ло-гом или без, что перед ним могут сто-ять дру-гие члены при-да-точ-но-го пред-ло-же-ния;

    4. Учи-ты-вать, что глав-ное пред-ло-же-ние может быть ослож-не-но од-но-род-ны-ми чле-на-ми, в част-но-сти, ска-зу-е-мы-ми;

    5. Иметь в виду, что ино-гда в глав-ном пред-ло-же-нии могут быть при-част-ные обо-ро-ты, не-обособ-ля-е-мые за-пя-ты-ми, и ис-кать за-пя-тую для их обособ-ле-ния не нужно. Таких за-пя-тых про-сто не будет.

    Рас-смот-рим пред-ло-же-ния из ка-та-ло-га РЕ-ШУ-ЕГЭ. Начнём с самых про-стых.

    Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

    Мо­гу­чая даль­не­во­сточ­ная тайга (1) уди­ви­тель­ной кра­со­той (2) ко­то­рой (3) мы лю­бо­ва­лись (4) пред­став­ля­ла без­бреж­ный зе­ле­ный океан.

    [Мо­гу­чая даль­не­во­сточ­ная тайга какая? ,(уди­ви­тель­ной кра­со­той ко­то­рой мы лю­бо­ва­лись ), пред­став­ля­ла без­бреж­ный зе­ле­ный океан ].

    Как видно из раз-бо-ра по чле-нам пред-ло-же-ния, в при-да-точ-ном от ос-но-вы ста-вят-ся во-про-сы ко вто-ро-сте-пен-ным чле-нам, и это одно пред-ло-же-ние. Гру-бой ошиб-кой было бы не за-ме-тить, что слова «уди-ви-тель-ной кра-со-той» вхо-дят в при-да-точ-ное, ведь смысл пред-ло-же-ния в том, что лю-бо-ва-лись кра-со-той, а не тай-гой во-об-ще.

    Вер-ный ответ 1 и 4.

    В сти­хо­тво­ре­нии (1) Пуш­кин вспо­ми­на­ет своё двух­лет­нее из­гна­ние и няню (2) шагов (3) ко­то­рой (4) он уже ни­ко­гда не услы­шит.

    [В сти­хо­тво­ре­нии Пуш­кин вспо­ми­на­ет своё двух­лет­нее из­гна­ние и няню], какую? (шагов ко­то­рой он уже ни­ко­гда не услы­шит .)

    При-да-точ-ное стоит после глав-но-го, до-пол-не-ние «шагов» уточ-ня-ет, что не услы-шит автор имен-но их, но они при-над-ле-жат той няне, что на-зва-на сло-вом «ко-то-рой».

    Более слож-ный слу-чай - пред-ло-же-ние очень рас-про-странённое.

    Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство (1) от­дель­ные пред­ста­ви­те­ли (2) ко­то­ро­го (3) ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты (4) в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции.

    Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство , какое? (от­дель­ные пред­ста­ви­те­ли ко­то­ро­го ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты ), в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции.

    За-пи-шем два пред-ло-же-ния от-дель-но, за-ме-нив слово «ко-то-ро-го» на «ду-хо-вен-ство».

    Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции. От­дель­ные пред­ста­ви­те­ли ду-хо-вен-ства (=ко­то­ро­го) ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты.

    Сле-ду-ет об-ра-тить вни-ма-ние на пред-ло-же-ния, в ко-то-рых глав-ная часть имеет од-но-род-ные члены.

    Отец и мать Грея были не­воль­ни­ка­ми (1) бо­гат­ства и за­ко­нов того об­ще­ства (2) по от­но­ше­нию (3) к ко­то­ро­му при­ня­то го­во­рить «выс­шее» (4) и сво­е­го по­ло­же­ния в нём.

    Отец и мать Грея были не­воль­ни­ка­ми бо­гат­ства и за­ко­нов того об­ще­ства, ка-ко-го того? (по от­но­ше­нию к ко­то­ро­му при­ня­то го-во-рить «выс­шее»), и сво­е­го по­ло­же­ния в нём.

    Вер-ный ответ 2 и 4.

    Таким об-ра-зом, сле-ду-ет от-ра-бо-тать навык ви-де-ния слов, свя-зан-ных со сло-вом «ко-то-рый», и не за-бы-вать ста-вить за-пя-тые.

    К маль­чи­ку, стар­шая сест­ра ко­то­ро­го...

    Бол­га­рия, гео­ст­ра­те­ги­че­ское по­ло­же­ние ко­то­рой...

    За­ба­вы, вос­по­ми­на­ния о ко­то­рых...

    На фо­то­гра­фию, ис­то­рию ко­то­рой...

    Кухню, к левой стене ко­то­рой...

    и этот ряд бес-ко-не-чен.

    Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    Отец и мать Грея были невольниками (1) богатства и законов того общества (2) по отношению (3) к которому принято говорить «высшее» (4) и своего положения в нём.

    Пояснение (см. также Правило ниже).

    Расставим знаки препинания.

    Отец и мать Грея были невольниками (1) богатства и законов того общества, (2) по отношению (3) к которому принято говорить «высшее», (4) и своего положения в нём.

    Запятые 2 и 4 выделяют придаточное предложение «по отношению к которому принято говорить «высшее».

    Ответ: 24|42.

    Ответ: 24|42

    Правило: Задание 19. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

    ЗА-ДА-НИЕ 19 ЕГЭ (2016 год): РАС-СТА-НОВ-КА ЗНА-КОВ ПРЕ-ПИ-НА-НИЯ В СЛОЖ-НО-ПОД-ЧИНЁННОМ ПРЕД-ЛО-ЖЕ-НИИ.

    Осо-бен-но-сти вы-пол-не-ния за-да-ния 18.

    Цель за-да-ния:Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые. При такой фор-му-ли-ров-ке ответ может со-дер-жать как одну, так и более цифр. На-пи-са-ние ука­жи­те все цифры(У) очень силь-но об-лег-ча-ет за-да-ние и де-ла-ет его более лёгким, чем осталь-ные. По-это-му на РЕ-ШУ-ЕГЭ фор-му-ли-ров-ка будет толь-ко такой.

    От уча-щих-ся тре-бу-ет-ся про-явить уме-ние рас-став-лять знаки пре-пи-на-ния в слож-но-под-чинённом пред-ло-же-нии.

    При этом в 100% слу-ча-ев мо-дель пред-ло-же-ния одна: это слож-но-под-чинённое пред-ло-же-ние с при-да-точ-ным опре-де-ли-тель-ным с со-юз-ным сло-вом ко-то-рый . По-че-му имен-но такой тип? Ви-ди-мо по-то-му, что имен-но в пред-ло-же-ни-ях с дан-ным со-юз-ным сло-вом уча-щи-е-ся не видят гра-ниц пред-ло-же-ния, сле-дуя пра-ви-лу на-чаль-ной школы «Перед сло-вом «ко-то-рый» ставь за-пя-тую». Та-ко-го пра-ви-ла нет.

    Для вы-ра-бот-ки на-вы-ка осмыс-лен-ной по-ста-нов-ки зна-ков пре-пи-на-ния не-об-хо-ди-мо:

    1. По-ни-мать, что такое СПП, для этого об-ра-тим-ся к раз-де-лу Справ-ки;

    2. Уметь опре-де-лять ос-но-вы глав-но-го и при-да-точ-но-го пред-ло-же-ний;

    3. По-ни-мать, что со-юз-ное слово ко-то-рый да-ле-ко не все-гда стоит в на-ча-ле при-да-точ-но-го пред-ло-же-ния и оно может быть в раз-ном роде, числе па-де-же, с пред-ло-гом или без, что перед ним могут сто-ять дру-гие члены при-да-точ-но-го пред-ло-же-ния;

    4. Учи-ты-вать, что глав-ное пред-ло-же-ние может быть ослож-не-но од-но-род-ны-ми чле-на-ми, в част-но-сти, ска-зу-е-мы-ми;

    5. Иметь в виду, что ино-гда в глав-ном пред-ло-же-нии могут быть при-част-ные обо-ро-ты, не-обособ-ля-е-мые за-пя-ты-ми, и ис-кать за-пя-тую для их обособ-ле-ния не нужно. Таких за-пя-тых про-сто не будет.

    Рас-смот-рим пред-ло-же-ния из ка-та-ло-га РЕ-ШУ-ЕГЭ. Начнём с самых про-стых.

    Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

    Мо­гу­чая даль­не­во­сточ­ная тайга (1) уди­ви­тель­ной кра­со­той (2) ко­то­рой (3) мы лю­бо­ва­лись (4) пред­став­ля­ла без­бреж­ный зе­ле­ный океан.

    [Мо­гу­чая даль­не­во­сточ­ная тайга какая? ,(уди­ви­тель­ной кра­со­той ко­то­рой мы лю­бо­ва­лись ), пред­став­ля­ла без­бреж­ный зе­ле­ный океан ].

    Как видно из раз-бо-ра по чле-нам пред-ло-же-ния, в при-да-точ-ном от ос-но-вы ста-вят-ся во-про-сы ко вто-ро-сте-пен-ным чле-нам, и это одно пред-ло-же-ние. Гру-бой ошиб-кой было бы не за-ме-тить, что слова «уди-ви-тель-ной кра-со-той» вхо-дят в при-да-точ-ное, ведь смысл пред-ло-же-ния в том, что лю-бо-ва-лись кра-со-той, а не тай-гой во-об-ще.

    Вер-ный ответ 1 и 4.

    В сти­хо­тво­ре­нии (1) Пуш­кин вспо­ми­на­ет своё двух­лет­нее из­гна­ние и няню (2) шагов (3) ко­то­рой (4) он уже ни­ко­гда не услы­шит.

    [В сти­хо­тво­ре­нии Пуш­кин вспо­ми­на­ет своё двух­лет­нее из­гна­ние и няню], какую? (шагов ко­то­рой он уже ни­ко­гда не услы­шит .)

    При-да-точ-ное стоит после глав-но-го, до-пол-не-ние «шагов» уточ-ня-ет, что не услы-шит автор имен-но их, но они при-над-ле-жат той няне, что на-зва-на сло-вом «ко-то-рой».

    Более слож-ный слу-чай - пред-ло-же-ние очень рас-про-странённое.

    Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство (1) от­дель­ные пред­ста­ви­те­ли (2) ко­то­ро­го (3) ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты (4) в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции.

    Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство , какое? (от­дель­ные пред­ста­ви­те­ли ко­то­ро­го ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты ), в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции.

    За-пи-шем два пред-ло-же-ния от-дель-но, за-ме-нив слово «ко-то-ро-го» на «ду-хо-вен-ство».

    Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции. От­дель­ные пред­ста­ви­те­ли ду-хо-вен-ства (=ко­то­ро­го) ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты.

    Сле-ду-ет об-ра-тить вни-ма-ние на пред-ло-же-ния, в ко-то-рых глав-ная часть имеет од-но-род-ные члены.

    Отец и мать Грея были не­воль­ни­ка­ми (1) бо­гат­ства и за­ко­нов того об­ще­ства (2) по от­но­ше­нию (3) к ко­то­ро­му при­ня­то го­во­рить «выс­шее» (4) и сво­е­го по­ло­же­ния в нём.

    Отец и мать Грея были не­воль­ни­ка­ми бо­гат­ства и за­ко­нов того об­ще­ства, ка-ко-го того? (по от­но­ше­нию к ко­то­ро­му при­ня­то го-во-рить «выс­шее»), и сво­е­го по­ло­же­ния в нём.

    Вер-ный ответ 2 и 4.

    Таким об-ра-зом, сле-ду-ет от-ра-бо-тать навык ви-де-ния слов, свя-зан-ных со сло-вом «ко-то-рый», и не за-бы-вать ста-вить за-пя-тые.

    К маль­чи­ку, стар­шая сест­ра ко­то­ро­го...

    Бол­га­рия, гео­ст­ра­те­ги­че­ское по­ло­же­ние ко­то­рой...

    За­ба­вы, вос­по­ми­на­ния о ко­то­рых...

    На фо­то­гра­фию, ис­то­рию ко­то­рой...

    Кухню, к левой стене ко­то­рой...

    и этот ряд бес-ко-не-чен.

    Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    Света подошла к мальчику (1) старшая сестра (2) которого (3) училась с ней в одном классе (4) и поздоровалась.

    Пояснение (см. также Правило ниже).

    Расставим знаки препинания.

    Света подошла к мальчику, (1) старшая сестра (2) которого (3) училась с ней в одном классе, (4) и поздоровалась.

    Запятые 1 и 4 выделяют придаточное предложение «старшая сестра (2) которого (3) училась с ней в одном классе».

    Ответ: 14|41.

    Ответ: 14|41

    Правило: Задание 19. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

    ЗА-ДА-НИЕ 19 ЕГЭ (2016 год): РАС-СТА-НОВ-КА ЗНА-КОВ ПРЕ-ПИ-НА-НИЯ В СЛОЖ-НО-ПОД-ЧИНЁННОМ ПРЕД-ЛО-ЖЕ-НИИ.

    Осо-бен-но-сти вы-пол-не-ния за-да-ния 18.

    Цель за-да-ния:Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые. При такой фор-му-ли-ров-ке ответ может со-дер-жать как одну, так и более цифр. На-пи-са-ние ука­жи­те все цифры(У) очень силь-но об-лег-ча-ет за-да-ние и де-ла-ет его более лёгким, чем осталь-ные. По-это-му на РЕ-ШУ-ЕГЭ фор-му-ли-ров-ка будет толь-ко такой.

    От уча-щих-ся тре-бу-ет-ся про-явить уме-ние рас-став-лять знаки пре-пи-на-ния в слож-но-под-чинённом пред-ло-же-нии.

    При этом в 100% слу-ча-ев мо-дель пред-ло-же-ния одна: это слож-но-под-чинённое пред-ло-же-ние с при-да-точ-ным опре-де-ли-тель-ным с со-юз-ным сло-вом ко-то-рый . По-че-му имен-но такой тип? Ви-ди-мо по-то-му, что имен-но в пред-ло-же-ни-ях с дан-ным со-юз-ным сло-вом уча-щи-е-ся не видят гра-ниц пред-ло-же-ния, сле-дуя пра-ви-лу на-чаль-ной школы «Перед сло-вом «ко-то-рый» ставь за-пя-тую». Та-ко-го пра-ви-ла нет.

    Для вы-ра-бот-ки на-вы-ка осмыс-лен-ной по-ста-нов-ки зна-ков пре-пи-на-ния не-об-хо-ди-мо:

    1. По-ни-мать, что такое СПП, для этого об-ра-тим-ся к раз-де-лу Справ-ки;

    2. Уметь опре-де-лять ос-но-вы глав-но-го и при-да-точ-но-го пред-ло-же-ний;

    3. По-ни-мать, что со-юз-ное слово ко-то-рый да-ле-ко не все-гда стоит в на-ча-ле при-да-точ-но-го пред-ло-же-ния и оно может быть в раз-ном роде, числе па-де-же, с пред-ло-гом или без, что перед ним могут сто-ять дру-гие члены при-да-точ-но-го пред-ло-же-ния;

    4. Учи-ты-вать, что глав-ное пред-ло-же-ние может быть ослож-не-но од-но-род-ны-ми чле-на-ми, в част-но-сти, ска-зу-е-мы-ми;

    5. Иметь в виду, что ино-гда в глав-ном пред-ло-же-нии могут быть при-част-ные обо-ро-ты, не-обособ-ля-е-мые за-пя-ты-ми, и ис-кать за-пя-тую для их обособ-ле-ния не нужно. Таких за-пя-тых про-сто не будет.

    Рас-смот-рим пред-ло-же-ния из ка-та-ло-га РЕ-ШУ-ЕГЭ. Начнём с самых про-стых.

    Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

    Мо­гу­чая даль­не­во­сточ­ная тайга (1) уди­ви­тель­ной кра­со­той (2) ко­то­рой (3) мы лю­бо­ва­лись (4) пред­став­ля­ла без­бреж­ный зе­ле­ный океан.

    [Мо­гу­чая даль­не­во­сточ­ная тайга какая? ,(уди­ви­тель­ной кра­со­той ко­то­рой мы лю­бо­ва­лись ), пред­став­ля­ла без­бреж­ный зе­ле­ный океан ].

    Как видно из раз-бо-ра по чле-нам пред-ло-же-ния, в при-да-точ-ном от ос-но-вы ста-вят-ся во-про-сы ко вто-ро-сте-пен-ным чле-нам, и это одно пред-ло-же-ние. Гру-бой ошиб-кой было бы не за-ме-тить, что слова «уди-ви-тель-ной кра-со-той» вхо-дят в при-да-точ-ное, ведь смысл пред-ло-же-ния в том, что лю-бо-ва-лись кра-со-той, а не тай-гой во-об-ще.

    Вер-ный ответ 1 и 4.

    В сти­хо­тво­ре­нии (1) Пуш­кин вспо­ми­на­ет своё двух­лет­нее из­гна­ние и няню (2) шагов (3) ко­то­рой (4) он уже ни­ко­гда не услы­шит.

    [В сти­хо­тво­ре­нии Пуш­кин вспо­ми­на­ет своё двух­лет­нее из­гна­ние и няню], какую? (шагов ко­то­рой он уже ни­ко­гда не услы­шит .)

    При-да-точ-ное стоит после глав-но-го, до-пол-не-ние «шагов» уточ-ня-ет, что не услы-шит автор имен-но их, но они при-над-ле-жат той няне, что на-зва-на сло-вом «ко-то-рой».

    Более слож-ный слу-чай - пред-ло-же-ние очень рас-про-странённое.

    Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство (1) от­дель­ные пред­ста­ви­те­ли (2) ко­то­ро­го (3) ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты (4) в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции.

    Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство , какое? (от­дель­ные пред­ста­ви­те­ли ко­то­ро­го ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты ), в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции.

    За-пи-шем два пред-ло-же-ния от-дель-но, за-ме-нив слово «ко-то-ро-го» на «ду-хо-вен-ство».

    Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции. От­дель­ные пред­ста­ви­те­ли ду-хо-вен-ства (=ко­то­ро­го) ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты.

    Сле-ду-ет об-ра-тить вни-ма-ние на пред-ло-же-ния, в ко-то-рых глав-ная часть имеет од-но-род-ные члены.

    Отец и мать Грея были не­воль­ни­ка­ми (1) бо­гат­ства и за­ко­нов того об­ще­ства (2) по от­но­ше­нию (3) к ко­то­ро­му при­ня­то го­во­рить «выс­шее» (4) и сво­е­го по­ло­же­ния в нём.

    Отец и мать Грея были не­воль­ни­ка­ми бо­гат­ства и за­ко­нов того об­ще­ства, ка-ко-го того? (по от­но­ше­нию к ко­то­ро­му при­ня­то го-во-рить «выс­шее»), и сво­е­го по­ло­же­ния в нём.

    Вер-ный ответ 2 и 4.

    Таким об-ра-зом, сле-ду-ет от-ра-бо-тать навык ви-де-ния слов, свя-зан-ных со сло-вом «ко-то-рый», и не за-бы-вать ста-вить за-пя-тые.

    К маль­чи­ку, стар­шая сест­ра ко­то­ро­го...

    Бол­га­рия, гео­ст­ра­те­ги­че­ское по­ло­же­ние ко­то­рой...

    За­ба­вы, вос­по­ми­на­ния о ко­то­рых...

    На фо­то­гра­фию, ис­то­рию ко­то­рой...

    Кухню, к левой стене ко­то­рой...

    и этот ряд бес-ко-не-чен.

    От уча-щих-ся тре-бу-ет-ся про-явить уме-ние рас-став-лять знаки пре-пи-на-ния в слож-но-под-чинённом пред-ло-же-нии.

    При этом в 100% слу-ча-ев мо-дель пред-ло-же-ния одна: это слож-но-под-чинённое пред-ло-же-ние с при-да-точ-ным опре-де-ли-тель-ным с со-юз-ным сло-вом ко-то-рый . По-че-му имен-но такой тип? Ви-ди-мо по-то-му, что имен-но в пред-ло-же-ни-ях с дан-ным со-юз-ным сло-вом уча-щи-е-ся не видят гра-ниц пред-ло-же-ния, сле-дуя пра-ви-лу на-чаль-ной школы «Перед сло-вом «ко-то-рый» ставь за-пя-тую». Та-ко-го пра-ви-ла нет.

    Для вы-ра-бот-ки на-вы-ка осмыс-лен-ной по-ста-нов-ки зна-ков пре-пи-на-ния не-об-хо-ди-мо:

    1. По-ни-мать, что такое СПП, для этого об-ра-тим-ся к раз-де-лу Справ-ки;

    2. Уметь опре-де-лять ос-но-вы глав-но-го и при-да-точ-но-го пред-ло-же-ний;

    3. По-ни-мать, что со-юз-ное слово ко-то-рый да-ле-ко не все-гда стоит в на-ча-ле при-да-точ-но-го пред-ло-же-ния и оно может быть в раз-ном роде, числе па-де-же, с пред-ло-гом или без, что перед ним могут сто-ять дру-гие члены при-да-точ-но-го пред-ло-же-ния;

    4. Учи-ты-вать, что глав-ное пред-ло-же-ние может быть ослож-не-но од-но-род-ны-ми чле-на-ми, в част-но-сти, ска-зу-е-мы-ми;

    5. Иметь в виду, что ино-гда в глав-ном пред-ло-же-нии могут быть при-част-ные обо-ро-ты, не-обособ-ля-е-мые за-пя-ты-ми, и ис-кать за-пя-тую для их обособ-ле-ния не нужно. Таких за-пя-тых про-сто не будет.

    Рас-смот-рим пред-ло-же-ния из ка-та-ло-га РЕ-ШУ-ЕГЭ. Начнём с самых про-стых.

    Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

    Мо­гу­чая даль­не­во­сточ­ная тайга (1) уди­ви­тель­ной кра­со­той (2) ко­то­рой (3) мы лю­бо­ва­лись (4) пред­став­ля­ла без­бреж­ный зе­ле­ный океан.

    [Мо­гу­чая даль­не­во­сточ­ная тайга какая? ,(уди­ви­тель­ной кра­со­той ко­то­рой мы лю­бо­ва­лись ), пред­став­ля­ла без­бреж­ный зе­ле­ный океан ].

    Как видно из раз-бо-ра по чле-нам пред-ло-же-ния, в при-да-точ-ном от ос-но-вы ста-вят-ся во-про-сы ко вто-ро-сте-пен-ным чле-нам, и это одно пред-ло-же-ние. Гру-бой ошиб-кой было бы не за-ме-тить, что слова «уди-ви-тель-ной кра-со-той» вхо-дят в при-да-точ-ное, ведь смысл пред-ло-же-ния в том, что лю-бо-ва-лись кра-со-той, а не тай-гой во-об-ще.

    Вер-ный ответ 1 и 4.

    В сти­хо­тво­ре­нии (1) Пуш­кин вспо­ми­на­ет своё двух­лет­нее из­гна­ние и няню (2) шагов (3) ко­то­рой (4) он уже ни­ко­гда не услы­шит.

    [В сти­хо­тво­ре­нии Пуш­кин вспо­ми­на­ет своё двух­лет­нее из­гна­ние и няню], какую? (шагов ко­то­рой он уже ни­ко­гда не услы­шит .)

    При-да-точ-ное стоит после глав-но-го, до-пол-не-ние «шагов» уточ-ня-ет, что не услы-шит автор имен-но их, но они при-над-ле-жат той няне, что на-зва-на сло-вом «ко-то-рой».

    Более слож-ный слу-чай - пред-ло-же-ние очень рас-про-странённое.

    Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство (1) от­дель­ные пред­ста­ви­те­ли (2) ко­то­ро­го (3) ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты (4) в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции.

    Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство , какое? (от­дель­ные пред­ста­ви­те­ли ко­то­ро­го ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты ), в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции.

    За-пи-шем два пред-ло-же-ния от-дель-но, за-ме-нив слово «ко-то-ро-го» на «ду-хо-вен-ство».

    Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции. От­дель­ные пред­ста­ви­те­ли ду-хо-вен-ства (=ко­то­ро­го) ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты.

    Сле-ду-ет об-ра-тить вни-ма-ние на пред-ло-же-ния, в ко-то-рых глав-ная часть имеет од-но-род-ные члены.

    Отец и мать Грея были не­воль­ни­ка­ми (1) бо­гат­ства и за­ко­нов того об­ще­ства (2) по от­но­ше­нию (3) к ко­то­ро­му при­ня­то го­во­рить «выс­шее» (4) и сво­е­го по­ло­же­ния в нём.

    Отец и мать Грея были не­воль­ни­ка­ми бо­гат­ства и за­ко­нов того об­ще­ства, ка-ко-го того? (по от­но­ше­нию к ко­то­ро­му при­ня­то го-во-рить «выс­шее»), и сво­е­го по­ло­же­ния в нём.

    Вер-ный ответ 2 и 4.

    Таким об-ра-зом, сле-ду-ет от-ра-бо-тать навык ви-де-ния слов, свя-зан-ных со сло-вом «ко-то-рый», и не за-бы-вать ста-вить за-пя-тые.

    К маль­чи­ку, стар­шая сест­ра ко­то­ро­го...

    Бол­га­рия, гео­ст­ра­те­ги­че­ское по­ло­же­ние ко­то­рой...

    За­ба­вы, вос­по­ми­на­ния о ко­то­рых...

    На фо­то­гра­фию, ис­то­рию ко­то­рой...

    Кухню, к левой стене ко­то­рой...

    и этот ряд бес-ко-не-чен.


    Пройти тестирование по этим заданиям

    ЕГЭ 2017 Задание 18

    Знаки препинания в сложноподчинённом предложении


    Так выглядит это задание в демоверсии 2017

    Расставьте знаки препинания:

    Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея

    Малиновский (4) обрела множество сторонников.

    Ответ: 14


    Что требуется от Вас при выполнении этого задания?

    Правило

    Как правило, грамматические основы отделяются друг от друга запятыми.

    ( Мелеховы выехали на покос], ( когда уже на лугу была чуть не половина хутора) .

    (Как дерево роняет листья),[так я роняю грустные слова] (С. Есенин).


    Повторим основные понятия

    Сложноподчиненное предложение – предложение, которое включает главное и одно или несколько придаточных.

    Ловушка №1!

    В простых предложениях, входящих в состав сложного, могут быть либо только подлежащие, либо только сказуемые. Не ошибись, когда определяешь основы!

    [ Скоро пять лет] , ( как я работаю в институте).


    Ловушка №2!

    Придаточное предложение может находиться внутри главного предложения.

    Его необходимо выделять запятыми с двух сторон!

    Помни!

    В сложном предложении есть вводные конструкции, определения, приложения и обстоятельства, которые требуют выделения запятыми!


    Не ставится запятая в сложном предложении ПОСЛЕ главной грамматической основы:

    с одним придаточным

    1) если придаточное = одно союзное слово (относительное местоимение или наречие):

    с двумя однородными придаточными (зависят от одного и того же слова или основы и отвечают на один и тот же вопрос)

    2) если перед ним слова особенно, в частности, а именно, то есть, а также. Запятая будет стоять перед этими словами:

    Меня упрекают , но не знаю в чем

    1) если перед ними стоит отрицание не:

    , но (в чем).

    2) если придаточные предложения соединяются с помощью союзов и, или, либо, ни (обычно повторяющихся):

    Экспедицию придется закончить досрочно при неблагоприятных условиях, а именно если начнется сезон дождей.

    Я пришел НЕ чтобы помешать вам, а чтобы помочь .

    Студент не мог вспомнить ни как называется произведение , ни кто его автор .

    , а именно (если).

    (не чтобы), а (чтобы)

    (ни как), (ни кто)


    При составных союзах:

    благодаря тому что

    ввиду того что

    В начале предложения - запятой НЕ разделяется

    вследствие того что

    (После того как я послушал скрипку), [мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга].

    в силу того что

    собирался стать геологом] , (потому что геологом был Сергей) .

    В середине предложения – запятая – ОДИН РАЗ!

    НЕ + составной союз:

    оттого что

    потому что

    пришел на спектакль НЕ потому], (что он был интересный).

    Усилительная частица + составной союз :

    несмотря на то что

    [ Слушатели набились в концертный зал ТОЛЬКО потому], (что представление было бесплатное ).

    вместо того чтобы

    Вводное слово + составной союз:

    для того чтобы

    с тем чтобы

    [Мы проиграли футбольный матч, ВОЗМОЖНО, в силу того], (что были просчеты в тактике игры).

    в то время как

    после того как

    перед тем как

    с тех пор как

    так же как


    Алгоритм действий

    1. Выделить грамматические основы.

    2. Выделить союз или союзное слово.

    3. Определить границы главного и придаточного предложений.

    4. Выяснить, есть ли условия, при которых запятая перед придаточным не ставится.

    5. Проставить знаки препинания.

    6. Выбрать вариант ответа.

    7. Выписать все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    В КИМах ЕГЭ последних лет чаще всего задание касается расстановки знаков препинания в СПП с придаточным ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ , поэтому более подробно рассмотрим этот тип предложений.


    Придаточные определительные относятся к члену главного предложения, выраженному существительным или другим словом, употреблённым в значении существительного, и отвечают на вопросы определений (какой? какая?...).

    Придаточные определительные предложения прикрепляются к главному чаще всего с помощью союзных слов: какой, который, что, когда, где и др.

    Придаточное определительное ВСЕГДА стоит либо после главного предложения, либо внутри главного:

    На пригорке стоит дом, в котором мы живём.

    Дом, в котором мы живём, стоит на пригорке.


    Обратите внимание!

    • Никогда не ставится запятая после союзного слова который:

    События, свидетелями которых мы стали , потрясли город.

    2. Если союзное слово который является зависимым словом при деепричастии, запятая ставится перед деепричастным оборотом, а после слова который – нет:

    Вот книга, прочитав которую ты многое для себя откроешь .

    3. Если придаточные определительные однородные и соединяются неповторяющимся союзом И, между ними запятая не ставится:

    Книги, которые я прочитал и которые бы посоветовал вам , написаны нашими современниками.


    Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) было известно всему городу.


    2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Цицерон (1) речи (2) которого (3) признаны образцом ораторского искусства (4) был убежденным сторонником сохранения и укрепления «сенатской республики».


    3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    На Кольском полуострове (1) до сих пор сохранились места (2) добраться (3) до которых (4) можно только вертолётом или гусеничной техникой.


    4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Мы те(1), которые(2) здесь(3) роясь в темноте(4) питаем вас.


    5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Вот книга(1) прочитав (2) которую (3) ты многое для себя откроешь.


    6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Теплота(1) с которой дочь говорила о своей матери(2) и (3)которая освещала её лицо(4) невольно привлекала внимание.


    7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Принесен был к чаю черничный пирог (1) от вида которого все оживились (2) задвигались (3) и весело заговорили.


    8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    История научной фантастики - это история идей (1) которые (2) изменяли мир (3) но (4) которые сначала были осмеяны и отвергнуты.


    8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Спелеологи при свете фонаря (1) освещавшего всю пещеру (2) увидели осколок скалы (3) на котором (4) нарисованы были фигурки людей и животных.


    9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    На высоком (1) зеленом стержне Столетника расцвели пышные гроздья белоснежных цветов (2) невиданной красоты (3) которые издавали неописуемый аромат (4) сразу наполнивший всю оранжерею.


    Спасибо за внимание!

    Успешной сдачи ЕГЭ - 2017

    Формулировка задания ограничивает материал только случаями постановки запятых. Это существенное сужение темы.

    Запятые ставятся в следующих случаях:

        Придаточное отделяется от главного запятой, если стоит перед или после главного:

        Когда она вошла в комнату, я встал.

        (Когда…), .

        Я встал, когда она вошла в комнату.

        , (когда…).

        Придаточное отделяется от главного запятыми с двух сторон, если находится внутри главного:

        Вчера, когда раздался звонок от Ивана, я был занят.

        [ , (когда…), ].

        Однородные придаточные, соединённые без союза, разделяются запятой:

        Он знал, что учительница позвонит маме, мама будет крайне недовольна, ему влетит.

        , (что …), (), ().

        Однородные придаточные соединены повторяющимися союзами, запятые ставятся так же, как и при однородных членах:

        Он знал, что учительница позвонит маме, и что мама будет крайне недовольна, и что ему влетит.

        , (что…), и (что…), и (что …).

        Придаточные предложения со сложными подчинительными союзами потому что, благодаря тому что, ввиду того что, вместо того чтобы, для того чтобы, после того как, в то время как и др. подобными отделяются от главного одной запятой, которая ставится на границе главного и придаточного предложения:

        По мере того как он рассказывал, я всё более и более недоумевал.

        (По мере того как…),.

        Я всё более и более недоумевал, по мере того как он рассказывал.

        , (по мере того как…).

        Я, по мере того как он рассказывал, всё более и более недоумевал.

        [ (по мере того как…) ].

        Сложные союзы могут распадаться на две части, если:

        1) перед ними есть отрицательная частица не :

        Она не ответила потому, что испугалась.

        2) перед ними есть частицы лишь, только, именно и др., выражающие ограничительное значение:

        Она ответила только потому, что испугалась.

        Внимание:

        Союзы тогда как, словно как, даже если, лишь когда не разбиваются.

        Если рядом два подчинительных союза, то между ними ставится запятая во всех случаях, кроме тех, когда это сложные союзы с то .

        Нужна запятая: Они решили, что, если наутро будет хорошая погода, они поедут за город.
        Запятая не ставится: Они решили, что если наутро будет хорошая погода, то они поедут за город.

        Придаточные определительные с союзным словом который. Запятая после союзного слова который не ставится. Это правило работает, даже если слово который входит в состав деепричастного оборота:

        Я не знаю, как реагировать на ситуацию, выхода из которой не вижу.

        Мы расположились на берегу озера, берега которого заросли брусникой.

        (Запятая после деепричастного оборота узнав которое не ставится).

    Вконтакте

    Одноклассники

    Справочник для подготовки к ЕГЭ

    • Задание 16. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)
    • Задание 17. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

    Вводные слова – это слова, которые входят в состав предложения, но не вступают в грамматическую связь с членами предложения.

    Вводные слова и словосочетания могут выражать разные значения:

    1. Различная степень уверенности : конечно, разумеется, несомненно, без сомнения, бесспорно, действительно, может быть, возможно, кажется, очевидно и др.
    2. Чувства : к радости, к сожалению, к счастью, к удивлению, к удовольствию, к несчастью и др.
    3. Источник сообщения (кому оно принадлежит): по мнению, по словам, по сообщению и др.
    4. Порядок мыслей и их связь : во-первых, во-вторых, в-третьих, следовательно, значит, итак, например, наоборот, наконец и др.
    5. Замечания о способах оформления мыслей и привлечение внимание слушателей : одним словом, по правде сказать, иначе говоря, попросту говоря и др.

    Знаки препинания в предложениях с вводными словами и предложениями

    • Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми.
    • Если вводное слово и словосочетание образует неполную конструкцию (т.е. пропущено какое-нибудь слово, восстанавливаемое из контекста), то вместо одной из запятых ставится тире. С одной стороны, это был человек добрый, с другой – вспыльчивый и резкий.
    • Вводное слово, стоящее между однородными членами и обобщающим словом выделяется знаками препинания. Если вводное слово стоит после ряда однородных членов перед обобщающим словом, перед вводным словом ставим тире, а после него – запятую: Питанием, одеждой, жилищем, лекарствами от разных болезней, дровами и углём – словом, всем, обеспечивает природа человека. Если же вводное слово стоит перед однородными членами и после обобщающего слова, то перед вводным словом ставим запятую, а после него – двоеточие: Хорошо принялись многие саженцы, например: тополь, клён, берёза.
    • При употреблении в одном предложении двух вводных слов они оба выделяются запятыми: По его мнению, как правило, люди настойчивые достигают своих целей.
    • Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то никаким знаком препинания от оборота не отделяется. Если же вводное слово стоит в середине обособленного оборота, то оно выделяется запятыми с обеих сторон: Вероятно поражённая этим сообщением, она замерла. Женщина, поражённая, вероятно, этим сообщением, замерла.
    • Между сочинительным союзом и вводным словом запятая не ставится в том случае, если вводное слово нельзя опустить или переставить без нарушения структуры предложения. Если же изъятие или перестановка возможны, то запятая между сочинительным союзом и вводным словом ставится. Мы не только не опоздали в аэропорт, а напротив, у нас осталось время купить сувениры перед отлётом.
    • Прошёл дождь, и, конечно, мы остались дома.

    Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания:

    • якобы,
    • словно,
    • даже,
    • едва ли,
    • вдруг,
    • буквально,
    • будто,
    • ведь,
    • вряд ли,
    • всё-таки,
    • как раз,
    • к тому же,
    • по решению,
    • по представлению,
    • поэтому,
    • вдобавок,
    • в конечном счете,
    • небось,
    • как будто

    Вводные предложения выполняют те же функции, что и вводные слова. Они также могут содержать в себе различного рода добавочные замечания, попутные указания. В таких случаях при вводных предложениях могут использоваться скобки и тире. Но обычно вводные предложения, как и вводные слова, обособляются с помощью запятых (особенно, если они небольшие или начинаются подчинительными союзами):

    Этот мальчик, как мне кажется, очень талантлив.
    Синее платье, я считаю, гораздо красивее жёлтого.
    Боязнь пустыни (хотя я пустыню и не видел) приобрела у меня навязчивый характер.
    Мы посетили все кинотеатры – их было несколько в городе – и начали скучать.

    Необходимо отличать вводные слова от омонимичных конструкций

    Вводные слова можно опустить, убрать из предложения, они не выполняют никакой синтаксической функции.

    В задании 18 ЕГЭ по русскому языку вы работаете со сложноподчиненными предложениями, состоящими из главного и придаточного предложения. Вам известно, что на границах простых предложений в составе сложного должны стоять запятые. Какие трудности могут встретиться при определении этих границ?

    Формулировка задания:

    Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

    в предложении должны стоять запятые.

    насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений(4) отражает развитие русского искусства начиная с XI века.

    Напомним, что нужно знать, чтобы определить границы между главным и придаточным предложением.

    Придаточное предложение присоединяется к главному с помощью союзов или союзных слов, которые, как правило, располагаются на границе предложений, т. е. начинают придаточную часть. Но есть некоторые предложения, в которых союз или союзное слово стоит не после запятой на границе предложений, а внутри придаточного предложения.

    Придаточное может стоять перед главным предложением, после него и внутри него. Запятые ставим на границе предложений:

    1) , (союз или союзное слово) 2) (союз или союзное слово),

    3) [ , (союз или союзное слово), ]

    Какие синтаксические конструкции чаще всего встречаются на экзамене? Сложноподчиненные предложения с придаточной частью, которая располагается внутри главного предложения (см. схему 3) и присоединяется к нему с помощью союзного слова который. (Не забудьте, что это слово склоняется и может иметь предлог.)

    Как выполнить такое задание? Прочитайте предложение выразительно, смысловые паузы укажут вам на границу предложений. Прочитайте каждое простое предложение (не забудьте, что вам надо соединить две части главного предложения, если придаточное разделило его). Убедитесь, что вы правильно определили союз или союзное слово, соединяющее предложения.

    Выполним задание :

    Государственная Третьяковская галерея (1) коллекция (2) которой (3)

    насчитывает более шестидесяти тысяч художественных

    произведений (4) отражает развитие русского искусства начиная с

    XI века.

    Прочитаем выразительно, делая смысловые паузы.

    Прочитаем отдельно главное: Государственная Третьяковская галерея отражает развитие русского искусства начиная с XI века.

    Прочитаем придаточное предложение: коллекция которой насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений .

    Определим средство связи: которой.

    Ответ: запятые стоят на границе предложений 1, 4.

    Еще примеры:

    Он поинтересовался, возле какого дома остановить машину, и снова замолчал. Главное предложение: Он поинтересовался и снова замолчал . Союз И соединяет сказуемые в главном предложении. Придаточное предложение: возле какого дома остановить машину . Союзное слово возле какого .

    Схема: , (возле какого)

    Мы увидели замок, непривычный архитектурный стиль которого так и не смогли определить . Союзное слово которого стоит внутри придаточного предложения. Схема: , (которого)

    Он спросил, хотим ли мы есть, и пригласил всех к столу . Главное предложение: Он спросил и пригласил всех к столу . Придаточное предложение: Хотим ли мы есть . Соединяющее слово ли .

    Схема: [ , (ли…), ]