Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Вестминстерское аббатство – символ Британии
  • Две жизни и одна смерть Юкио Мисимы
  • Секреты «Богатырей» Васнецова: кого на самом деле изобразил художник на знаменитой картине
  • Как менялся дизайн русских банкнот Царские деньги красненькая
  • Эмблемы, знаки, униформа военных инженеров инженерные войска и артиллерия, специальное строительство и фортификация, другие технические рода войск и инженерно-технические службы,инженеры военно-промышленного комплекса и дру
  • Военная история Генерал полковник инженерных войск
  • Что такое баллада кратко и понятно. Значение слова баллада. Баллада в русской литературе

    Что такое баллада кратко и понятно. Значение слова баллада. Баллада в русской литературе

    БАЛЛАДА

    - (от франц. ballade - танцевальная песня) - жанр лиро-эпической (см. лиро-эпический жанр) поэзии: повествовательная песня или стихотворение относительно небольшого объема, с динамичным развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Часто в Б. присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого. По происхождению Б. связаны с преданиями (см. предание), народными легенда ми, соединяют черты рассказ а и песни. Б. - один из главных жанров в поэзии сентиментализм а и романтизм а. Например: баллады В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова. См. также балладная строфа

    Словарь литературоведческих терминов. 2012

    Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БАЛЛАДА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

    • БАЛЛАДА в Словаре музыкальных терминов:
      (франц. ballade , от лат. ballo - танцую) - первоначально (в средние века) в странах романского языка народная танцевальная песня, …
    • БАЛЛАДА в Этнографическом словаре:
      (франц. ballade, от лат. ballo, танцую), фольклорный жанр у народов Европы, первоначально - хороводная песня с рефреном (у романских …
    • БАЛЛАДА в Словаре этнографических терминов:
      (франц. ballade, от лат. ballo, танцую), фольклорный жанр у народов Европы, первоначально - хороводная песня с рефреном (у романских народов) …
    • БАЛЛАДА в Литературной энциклопедии:
      [от народно-латинского «ballare» — «плясать»] — общее обозначение нескольких, различных по существу, жанров лирической поэзии, лишь до известной степени представляющих …
    • БАЛЛАДА в Большом энциклопедическом словаре:
      (франц. ballade от позднелат. ballo - танцую),во французской литературе 14-15 вв. лирический жанр твердой формы (Ф. Вийон).Лироэпический жанр английской народной …
    • БАЛЛАДА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      (франц. ballade, прованс. balada, от позднелат. ballo - танцую), наименование нескольких весьма различных поэтических и музыкальных жанров. Первоначально у романских …
    • БАЛЛАДА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      (от франц. ballade, итал. ballata, от ballare — плясать) — означала у южно-романских народов, приблизительно с XII столетия, небольшое лирическое …
    • БАЛЛАДА
      [французское ballade] 1) первоначально небольшая незамысловатая песенка для сопровождения танцев; позднее форма небольшого лирического стихотворения; в дальнейшем баллада как жанр …
    • БАЛЛАДА в Энциклопедическом словарике:
      ы, ж. Стихотворение особой формы, преимущ. на историческую, обычно легендарную, тему. Балладный - относящийся к балладе, балладам. | Первоначально (в …
    • БАЛЛАДА в Энциклопедическом словаре:
      , -ы, ж. 1. Лирическое или лиро-эпическое стихотворение особой формы на историческую, обычно легендарную, тему. 2. Сольное музыкальное произведение повествовательного …
    • БАЛЛАДА в Большом российском энциклопедическом словаре:
      БАЛЛ́АДА (франц. ballade, от позднелат. ballo - танцую), во франц. лит-ре 14-15 вв. лирич. жанр твёрдой формы (Ф. Вийон). Лироэпич. …
    • БАЛЛАДА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
      (от франц. ballade, итал. ballata, от ballare ? плясать) ? означала у южно-романских народов, приблизительно с XII столетия, небольшое лирическое …
    • БАЛЛАДА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
      балла"да, балла"ды, балла"ды, балла"д, балла"де, балла"дам, балла"ду, балла"ды, балла"дой, балла"дою, балла"дами, балла"де, …
    • БАЛЛАДА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
      -ы, ж. 1) Один из видов лиро-эпической поэзии: небольшое сюжетное стихотворение исторического, героического или фантастического содержания. Баллады Шиллера. Баллада развивалась …
    • БАЛЛАДА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
      Опус о солдате или об …
    • БАЛЛАДА в Новом словаре иностранных слов:
      (фр. ballade) 1) в провансальской поэзии - песня с рефреном, сопровождаемая танцем; во французской и итальянской поэзии - стихотворная …
    • БАЛЛАДА в Словаре иностранных выражений:
      [фр. ballade] 1. в провансальской поэзии - песня с рефреном, сопровождаемая танцем; во французской и итальянской поэзии - стихотворная форма …
    • БАЛЛАДА в словаре Синонимов русского языка:
      корридо, …
    • БАЛЛАДА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
      ж. 1) Жанр лирической поэзии с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, сказочную или бытовую тему. 2) Отдельное произведение такого жанра. …
    • БАЛЛАДА в Словаре русского языка Лопатина:
      балл`ада, …
    • БАЛЛАДА в Полном орфографическом словаре русского языка:
      баллада, …
    • БАЛЛАДА в Орфографическом словаре:
      балл`ада, …
    • БАЛЛАДА в Словаре русского языка Ожегова:
      лирическое или лиро-эпическое стихотворение особой формы на историческую, обычно легендарную, тему баллада сольное музыкальное произведение повествовательного или героико-эпического …

    Баллада это лиро-эпический фольклорный и литературный жанр.

    1. Во французской поэзии – стихотворная форма из трех строф с одинаковой схемой рифмовки и рефреном в конце;
    2. Песенное произведение или инструментальная пьеса с драматическим сюжетом.

    Сюжет баллады, в котором зачастую заложены трагические события, основан на фольклоре: связан с преданиями, народными поверьями, сказками и легендами; в жанре сочетаются признаки рассказа и песни, чем обусловлено распространение музыкальных баллад. Баллада в период сентиментализма и романтизма является одним из основных жанров поэзии.

    Возникновение и развитие баллады

    Баллада появилась в средневековой Франции в конце XIII века , ее термин впервые применяется к провансальской поэзии. Первоначально баллада в средние века – народная танцевальная песня, распространенная трубадурами и труверами; позже в культуре Западной Европы – повествовательная песня или стихотворение социально-бытового, исторического, мифического либо героического характера с элементом фантастики.

    Классическая литературная форма баллады определяется к концу французского Средневековья и являет собой лирическое стихотворение из трех строф, каждая из которых состоит из восьми 8-сложных или десяти 10-сложных стихов, с одинаковыми тремя или четырьмя рифмами в определенной последовательности, повторяющимися из строфы в строфу. Примеры балладного жанра в XIV в. оставил французский поэт и композитор, автор около двухсот баллад Гийом де Машо.

    Пример баллады

    В ХV в. существенно расширил тематику баллад французский поэт Франсуа Вийон, часто затрагивающий исторические, политические и патриотические темы:
    Принц, пусть Эол могучий унесет
    Того, кто края родимый предает,
    Позорит святость дружеских союзов,
    И навсегда да будет проклят тот,
    Кто посягнет на родину французов!
    (отрывок из «Баллады проклятий врагам Франции», перевод Ф. Мендельсона)

    В ХVI в. французская баллада все меньше применяется, в XVII веке простые и остроумные баллады писал знаменитый французский баснописец Лафонтен, но окончательно балладный жанр вернулся во французскую поэзию в ХVIIІ-ХІХ вв. благодаря поэтам-романтикам Ж. де Нервалю, В. Гюго и др., утвердившись одним из основных жанров поэзии романтизма и сентиментализма.

    Баллада в Италии

    Средневековая баллада проникла в Италию и служила лирическим стихотворением в XIII–XIV вв. В отличие от первоначальной французской баллады, итальянская баллада не была связана с народной плясовой песней, ее форма несколько видоизменилась, включая изменение строфы и устранение рефрена. Такие баллады имеют место в творчестве Д. Алигьери, Ф. Петрарки и др.

    Баллада в Англии, Шотландии

    В XVIII веке впервые появились записи баллад народов Англии и Шотландии. В особый лирический род англо-шотландской поэзии баллада образовалась в XIV–XVI вв. Целый цикл народных баллад более сорока произведений сложился вокруг доброго и отважного защитника, народного героя Робин Гуда, в котором воплотились сила и непобедимость английского народа, его свободолюбие и решительность, готовность всегда прийти на помощь, сочувствие чужому горю. К примеру:
    – Я помню тебя и твоих сыновей.
    Давно я пред ними в долгу.
    Клянусь головою, – сказал Робин Гуд, –
    Тебе я в беде помогу!
    (отрывок из баллады «Робин Гуд и шериф», перевод С. Маршака)

    В период романтизма англо-шотландскую литературную традицию баллады, воспроизводя старые предания, продолжили Р. Бернс, В. Скотт, Т. Кэмпбелл и др. Лиро-эпические стихотворения, написанные в жанре баллады, были изданы в поэтическом сборнике «Памятники старинной английской поэзии» (1765 г.) английским писателем, священником Т. Перси и представляют ценное англо-шотландское культурное наследие.

    Баллада в Германии

    Значение баллады в Германии соответствовало ее происхождению: стихотворение, написанное в духе давних народных английских и шотландских песен.
    Развитие баллады в немецкой литературе пришлось на ХVIII-ХІХ вв., время расцвета романтизма, когда были написаны баллады Ф. Шиллера, Г. А. Бюргера, Л. Уланда, И. В. Гете, Г. Гейне и др., одна из самых известных среди которых – трагическая баллада И. В. Гете «Лесной царь» (1782 г.).

    Баллада в России

    Вследствие влияния немецкого романтизма в начале XIX века балладный жанр начал свое развитие в России. Главным его представителем был выдающийся русский поэт, «балладник» В. А. Жуковский, в переводе которого значатся баллады австро-немецких, шотландских и английских авторов. Наиболее знаменитая баллада В. А. Жуковского «Светлана» (1813 г.) является вольным переложением баллады «Ленора» Г. Бюргера. Произведение написано в форме сновидения, в нем преобладают трагические мотивы:
    О! не знай сих страшных снов
    Ты, моя Светлана…
    Будь, создатель, ей покров!
    Ни печали рана
    (отрывок из баллады «Светлана»)

    В русской поэзии жанр баллады также представлен в А. С. Пушкиным («Песнь о вещем Олеге»), М. Ю. Лермонтовым («Воздушный корабль»), А. К. Толстым («Илья Муромец»), А. А. Фетом («Геро и Леандр») и др.

    Слово баллада произошло от французского ballade, и от провансальского balada, что в переводе означает – танцевальная песня.

    Баллада (франц. ballade, прованс. balada, от позднелат. ballo - танцую) - лиро-эпический жанр, стихотворение, в основе которого какой-либо остродраматический сюжет, не­обыкновенный случай. Истоки данного жанра - в произведе­ниях фольклора (народных преданиях и легендах). Жанровые особенности баллады: наличие сюжета с мистическим элемен­том, наличие пейзажа в зачине баллады (иногда и в конце), диалог персонажей или монолог, обращенный к условному со­беседнику, музыкальность (в балладе синтезированы черты пес­ни и рассказа). Существовали баллады исторические, ге­роические, семейно-бытовые, комические, лирические, раз­бойничьи, страшные (с участием сверхъестественных сил), бал­лады о несчастьях. В XIII веке в Европе баллада становится излюбленным жанром поэзии трубадуров и труверов. Также жанр был очень популярен у сентименталистов, романтиков и в эпоху неоромантизма. Французская баллада XIV-XV вв. - это бессюжетное лирическое стихотворение, имеющее устой­чивую форму: три строфы на сквозные рифмы, обращение к адресату, рефрен. К жанру баллады в европейской поэзии обращались Ф. Вийон, Р. Бернс, Ф. Шиллер, Г. Гейне; в русской - В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов.

    Здесь искали:

    • что такое баллада в литературе
    • что такое баллада
    • что такое баллада в литературе определение

    (франц. ballade, от лат. ballo, танцую), фольклорный жанр у народов Европы, первоначально - хороводная песня с рефреном (у романских народов) или лироэпическая песня с хоровым рефреном (у германских народов).

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    БАЛЛАДА

    (фр. Ballade - танцую) - наименование нескольких различных поэтических и музыкальных жанров: 1) в провансальской поэзии - песня, сопровождаемая танцем; 2) во французской и итальянской поэзии - стихотворная форма из трех-четырех строф с определенной системой рифмовки; 3) остросюжет-ный стихотворный рассказ, часто легендарного, героического или исторического содержания. Создателями баллад были трубадуры и труверы, а исполнителями - менестрели и жонглеры.

    Первоначально возникла у романских народов средневековья как лирическая хоровая песня с обязательным рефреном. К XIII в. в качестве обязательного жанра во-шла в поэзию трубадуров и труверов, представляла собой бессюжетное лирическое стихотворение из трех строф. Особенное распространение получила в XVIII–XIX вв. в поэзии сентиментализма и романтизма (Р. Бернс, С. Колридж, У. Блейк, Ф. Шиллер, Г. Гейне, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лер-монтов и др.). Вокальная баллада также связана с роман-тическими идеям и в музыке и представлена в творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, А. Н. Верстовского, А. Е. Варламова. Инструментальные баллады писали Ф. Лист, Э. Григ и Ф. Шопен.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Слово «баллада» (balada, также в уменьшительной форме - baladeta) применительно к поэзии впервые регистрируется в рукописях с провансальскими стихами XIII в. Судя по немногим (шести) сохранившимся образцам слово употреблялось описательно (как синоним «танцевальной песни»). Какой-либо особенной формальной структуры и закрепленной семантики жанра в провансальской «балладе» не было.

    Средние века

    В Средние века словом «баллада» (фр. balade, ballade ) называлась стихотворная (так называемая твёрдая) и текстомузыкальная форма , жанр куртуазной лирической поэзии и музыки. Возникла во Франции в конце XIII века ; к числу первых авторских образцов жанра относятся одноголосные баллады Жанно де Лекюреля (около г.)

    Стихотворная форма включает три строфы на одинаковые рифмы (ababbcc для семистрочной, ababccdd для восьмистрочной, ababbccdcd для десятистрочной строфы; возможны и другие схемы рифмовки) с рефреном в конце строфы. Музыкальная форма разбивает каждую строфу текста на три части: AAB. Иногда вторая половины строфы повторяется (AABB). Классические образцы жанра XIV в. оставил Гийом де Машо - автор 200 баллад, из которых 42 он положил на музыку (наиболее знаменита «De toutes flours» - «Из всех цветов»). Многоголосные баллады Машо - профессиональные сочинения любовно-лирического жанра, без каких-либо элементов танцевальности (несмотря на название). Особенно сложны для восприятия его политекстовые баллады (несколько текстов распеваются одновременно), написанные по аналогии с политекстовыми мотетами . Одна из баллад Машо написана на два текста (такие баллады называют «двойными»), две - на три текста («тройные» баллады). В дальнейшем политекстовые баллады практически не встречаются .

    В классической балладе число стихов в строфе варьировалось от 7 до 10. В XV веке мы видим тяготение к квадратной строфе : восемь восьмисложников или десять десятисложников. С конца XIV века (например, в балладах Эсташа Дешана) обычно завершается полустрофой-«посылкой», которая, как правило, начинается со слова «Prince» (или «Princesse»), восходящего к этикетному титулу «Пюи» поэтических состязаний XIII века, но может приобретать различный смысл в зависимости от обстоятельств. В «двойной балладе» та же схема развертывается в шести строфах. В силу своей относительной длины баллада может включать любые описательные и дидактические амплификации.

    Известный автор поэтических баллад (стихи не предназначены для распевания) - Кристина Пизанская , автор «Книги ста баллад» (Le Livre des cent ballades, ок. 1399); по другой версии, около г. эту книгу составили стихотворцы из окружения Людовика Орлеанского , на основе первого сборника Сенешаля Жана д"Э. Последним крупным автором (поэтической) средневековой баллады, существенно расширившим тематику этой формы, был Франсуа Вийон .

    Баллада в Новое время

    Англия и Шотландия

    Из баллад не исторических замечательна баллада о детях в лесу , отданных дядей-опекуном двум разбойникам для того, чтобы они их убили. Литературную обработку баллад дал Роберт Бернс . Он мастерски воспроизводил старые шотландские предания. Образцовым произведением Бернса в этом роде признается «Песня о нищих» (переведена на русский язык). Вальтер Скотт , Соути , Кэмпбелл и некоторые другие первоклассные английские писатели также пользовались поэтической формой баллады. Вальтеру Скотту принадлежит баллада «Замок Смальгольм», в переводе В. А. Жуковского увлекавшая русских любителей романтизма. В общем, слово баллада получило в Англии своеобразное значение, и стало применяться преимущественно к особому роду лирико-эпических стихотворений, которые были собраны Перси в «Reliques of ancient English poetry» () и имели большое влияние на развитие не только английской, но и немецкой литературы. Поэтому слово «баллада» в Германии употребляется в том же смысле, то есть как обозначение стихотворений, написанных в характере старинных английских и шотландских народных песен.

    Франция

    Россия

    Баллада появилась в русской литературе в начале XIX века , когда отжившие свой век традиции старого псевдоклассицизма стали быстро падать под влиянием немецкой романтической поэзии . Первая русская баллада, и притом - оригинальная и по содержанию, и по форме - «Громвал» Г. П. Каменева ( -). Но главнейшим представителем этого рода поэзии в русской литературе был В. А. Жуковский ( -), которому современники дали прозвище «балладника» (Батюшков), и который сам в шутку называл себя «родителем на Руси немецкого романтизма и поэтическим дядькой чертей и ведьм немецких и английских». Первая его баллада «Людмила» () переделана из Бюргера («Lenore»). Она произвела сильное впечатление на современников. «Было время, - говорит Белинский , - когда эта баллада доставляла нам какое-то сладостно-страшное удовольствие, и чем более ужасала нас, тем с большей страстью мы её читали. Она коротка казалась нам во время оно, несмотря на свои 252 стиха». Жуковский перевёл лучшие баллады Шиллера , Гёте , Уланда , Цедлица , Соути , Мура , В. Скотта . Оригинальная его баллада «Светлана» () была признана лучшим его произведением, так что критики и словесники того времени называли его «певцом Светланы».

    Баллада как сюжетное стихотворное произведение представлено такими образцами, как «Песнь о вещем Олеге» Пушкина . Ему принадлежат также баллады «Бесы» и «Утопленник», Лермонтову - «Воздушный корабль» (из Зейдлица); Полонскому - «Солнце и месяц», «Лес» и др. Целые отделы баллад находим в стихотворениях графа А. К. Толстого (преимущественно - на древнерусские темы) и А. А. Фета .

    Баллада как музыкальный жанр

    Начиная с XVIII века распространились песни на тексты поэтических баллад. Образцы песенной баллады оставили видные представители австро-немецкого романтизма: К. Лёве , Ф. Шуберт (особенна знаменита его баллада «Лесной царь»), Р. Шуман , Г. Вольф . В России песенная баллада появилась в XIX веке под влиянием немецкой. Таковы, например, баллады А. Н. Верстовского «Чёрная шаль» (на стихи А. С. Пушкина), «Бедный певец» и «Ночной смотр» (на стихи В. А. Жуковского), «Море»