Правило склонения существительных оканчивающихся на ия. Падежи имен существительных. Склонение по падежам. Склонение имён существительных
В этой статье разберем правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения.
Итак, какие же безударные окончания надо проверять, а какие надо просто запомнить. Проверять надо безударные окончания –е , –и в существительных родительного, дательного, а также предложного падежа. Запомнить следует безударные окончания в существительных в творительном падеже.
1-е склонение : -ой (-ей ) памяткой , деревней .
2-е склонение : -ом (-ем ) год ом , пол ем .
Для проверки правильного определения безударного окончания существительного следует определить падеж (как определить см.). Затем определить склонение (как определить см. ). Далее вспоминаем окончание существительного определенного склонения в требуемом падеже.
Летом ребята купались в озере.
Ребята купались (где? в чем?) в озере , значит это предложный падеж .
Озеро (оно, мое) – существительное среднего рода, имеет окончание –о , значит оно относится ко второму склонению. Существительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание –е . Итак, записываем:
Ребята купались (где? в чем?) ПП 2-е скл ., -е ) в озере .
Еще один способ проверить окончание существительного – вставить вместо существительного с безударным окончанием, подставить существительное того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием: ребята купались в реке , в озере .
Теперь разберем правописание безударных окончаний существительных во всех падежах.
Склонение существительного определяется по именительному падежу и об этом мы говорили в .
Родительный падеж
Существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего? (откуда? где?) . Используемые предлоги: от, до, из, без, у, для, около, с .
Окончания:
1-е склонение : -и , -ы .
2-е склонение : -а , -я .
3-е склонение : -и .
Пример: У овцы мягкая длинная шерсть . → Шерсть (у кого?) у овцы – 1-е склонение .
Дательный падеж
Существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему? (где? куда?) . Используемые предлоги: к, по .
Окончания:
1-е склонение : -е .
2-е склонение : -у , -ю .
3-е склонение : -и .
В предложении играет роль второстепенного члена.
Пример: Мальчик бежал к озеру . → Бежал (куда? к чему?) к озеру – 2-е склонение .
В родительном падеже существительные первого склонения имеют окончание –и , в дательном – окончание –е .
Существительные третьего значения в обоих падежах имеет окончание –и .
Винительный падеж
Существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что? (куда? где?) . Используемые предлоги: в, на, за, через, про .
Окончания:
1-е склонение : -у , -ю .
2-е склонение : -а , -я .
Пример: На болотах часто можно встретить цаплю . → Встретить (кого?) цаплю – 1-е склонение .
Существительные в родительном и винительном падеже можно различить по предлогам. В первом склонении существительные в этих падежах различаются по окончанию.
Творительный падеж.
Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? (где? куда?) . Используемые предлоги: с, за, под, над, между .
1-е склонение : -ой (-ей ).
2-е склонение : -ом (-ем ).
3-е склонение : -ю .
В предложении играет роль второстепенного члена.
Пример: Рыбу ловят удочкой . → Ловят (чем?) удочкой – 1-е склонение .
Предложный падеж
Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем? (где?) . Используемые предлоги: о (об), в, на, при .
1-е склонение : -е .
2-е склонение : -е .
3-е склонение : -и .
В предложении играет роль второстепенного члена.
Пример: Мы говорили об осени . → Говорили (о чем?) об осени – 3-е склонение .
В следующей статье мы поговорим о склонении существительных во множественном числе.
Таблица 1 — Падежные окончания существительных в единственном числе
Падежи | I склонение | II склонение | III склонение |
---|---|---|---|
И. п. | -а, -я
жена , земля | ,
-о, -е
конь, село , поле |
ночь, лошадь |
Р. п. | -ы, -и
жены , земли | -а, -я
коня , села , поля | -и
ночи , лошади |
Д. п. | -е
жене , земле | -у, -ю
коню , селу , полю | -и
ночи , лошади |
В. п. | -у, -ю
жену , землю | ,-а, -я, -о, -е
коня , село , поле |
ночь, лошадь |
Т. п. | -ой (-ою), -ей (-ею)
женой , землей | -ом, -ем
конём , селом , полем | -ью
ночью , лошадью |
П. п. | -е
жене , земле | -е, -и
коне , селе , поле | -и
ночи , лошади |
В падежных окончаниях единственного числа пишется:
- буква е : в дательном и предложном падежах существительных I склонения и в предложном падеже II склонения (кроме слов на -ия , -ий , -ие ), например: к фабрике , на фабрике , к земле , о батарее , в статье ; на заводе , на станке ; о море ; в селе ;
- буква и
:
- в родительном падеже существительных I склонения, например: у фабрики , у земли , около батареи , из статьи ;
- в предложном падеже существительных II склонения на -ие , -ий , например: в лектории , в волнении , о мировоззрении ;
- в родительном, дательном и предложном падежах существительных I склонения на -ия , существительных III склонения и разносклоняемых существительных среднего рода на -мя , например: из коллекции , к коллекции , в коллекции ; из шинели , к шинели , в шинели ; у знамени , к знамени , о знамени .
Следует различать формы предложного падежа существительных среднего рода на -ие и -ье , например: находиться в размышлении , быть во всеоружии (окончание -и ); находиться в раздумье , быть на побережье (окончание -е ).
Падежные окончания в фамилиях и названиях
В русских фамилиях на -ин(-ын) и на -ов(-ев) в творительном падеже единственного числа пишется -ым (как у прилагательных), например: с Вячеславом Деминым , с Ростиславом Синицыным , с Кириллом Колосовым . В иностранных фамилиях пишется окончание -ом , например: Дарвином , Чаплином .
В названиях населенных пунктов на -ин(-ын) , -ов(-ев) , -ино(-ыно) , -ово(-ево) в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ом (как у существительных), например: под городом Кашином , селом Бородином , городом Дмитровом .
Падежные окончания существительных множественного числа
Таблица 2 — Падежные окончания существительных во множественном числе
Падежи | I склонение | II склонение | III склонение |
---|---|---|---|
И. п. | -ы, -и
жены , земли | а, -я, -ы, -и
кони , сёла , поля | -и
ночи , лошади |
Р. п. |
жён, земель | -ов, -ей,
коней , сёл, полей | -ей
ночей , лошадей |
Д. п. | -ам, -ям
жёнам , землям | -ам, -ям
коням , сёлам , полям | -ам, -ям
ночам , лошадям |
В. п. | -ы, -и,
жён, земли | -а, -я, -ы, -и, ей, -ов
коней , сёла , поля | -и, -ей
ночи , лошадей |
Т. п. | -ами, -ями
жёнами , землями | -ами, -ями
конями , сёлами , полями | -ами, -ями
ночами , лошадями |
П. п. | -ах, -ях
жёнах , землях | -ах, -ях
конях , сёлах , полях | -ах, -ях
ночах , лошадях |
- В родительном падеже множественного числа после шипящих буква ь не пишется, например: решение задач , ремонт жилищ .
- В родительном падеже множественного числа существительных на -ья
и -ье
в безударном положении пишется -ий
, под ударением — -ей
, например: лгу́ний
(лгунья), разду́мий
(раздумье),
но стате́й
(статья), скаме́й
(скамья)
. Исключения: ру́жей
(ружьё), платьев
(платье), устьев
(устье), верховьев
(верховье), низовьев
(низовье).
У существительных на -ия , -ие в родительном падеже всегда пишется -ий , например: линий (линия), зданий (здание) . - Если в родительном падеже множественного числа существительные оканчиваются на -ен , то мягкий знак не пишется, например: песен, вишен (ср. яблонь, кухонь) . После -ен в родительном падеже буква ь пишется в словах деревень , барышень .
Класс: 5
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Базовый учебник Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 /Т.А.Ладыженская, М.Т.баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2012.
Цель урока: познакомиться с правописанием окончаний имен существительных на -ия, -ие, -ий единственного числа в родительном, дательном и предложном падежах
Планируемые результаты:
- Предметные умения
:
- составление алгоритма действия при написании е -и в падежных окончаниях существительных; знание способа действия при выборе написания букв е-и в окончаниях существительных;
- владение этим способом действия; определение падежных окончаний существительных
- правильное применение правила на письме;
- Метапредметные умения:
- овладение приемами отбора и систематизации материала;
- адекватное восприятие текста на слух;
- умение аргументировать свои мысли при ответе;
- способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- Личностные умения:
- умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- способность к самооценке собственной речи с точки зрения норм общения
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Формы работы учащихся: парная, групповая, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс на 7 мест, мультимедийный проектор, интерактивная доска
Структура и ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Обучающие и развивающие задания каждого этапа |
Диагностирующие задания каждого этапа. УУД |
||
I. Организационный момент
(мотивация к учебной деятельности)
(1 мин.) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
|||||
Приветствие, проверка готовности к
уроку, пожелание успеха. Включение в деловой ритм. |
Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. | – Добрый день, ребята! На столах у вас смайлики №1,2,3, выберите тот, который соответствует вашему настроению, и покажите. – Как много улыбок засветилось. Спасибо! А это моё настроение (Слайд 2) – Вижу: мы готовы к активному и продуктивному сотрудничеству. Всем удачи! |
– Почему так важно настроение на уроке? Личностные результаты Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
||
II. Актуализация и пробное
учебное действие
(4-5 мин.) Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося; подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. |
|||||
Организует повторение знаний, закрепление умений | Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя все слова | (Учащиеся работают в группах по 3
человека) (Слайд 3)
– Найди «третье лишнее» слово в каждой группе: 1) о народ _, к корон _, без туч _ 1 группа : лишнее слово «без тучи», так как в отличие от других слов, оно в Р.п. и имеет окончание -и. У первых двух слов, несмотря на разные склонения (2 и 1) и падежи (П. и Д.), в окончании -е. 2 группа : все существительные П.п., но первые два слова относятся к 1 склонению, поэтому в окончании -е , а «ель» – 3 склонения, окончание -и. Значит, лишнее слово «о ели» 3 группа : все существительные П.п, в 1 и 2 склонениях окончание -е. Существительное « здание» ср.р., 2 склонения – значит, тоже -е ? 4 группа
: все существительные 1 склонения,
Д.п., окончание -е.
|
– Какую роль играет знания русского
языка в вашей жизни? Для чего они вам нужны? Метапредметные
результаты
|
||
III. Проблемное объяснение
нового знания
(15 мин.) Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем), обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что существительные на -ия, -ие, -ий – особые существительные; составление алгоритм его определения постановка целей учебной деятельности |
|||||
Создает проблемную ситуацию
(предлагает задание, не выполнимое в силу
отсутствия ЗУ) и организует работу учащихся по её
исследованию. Вовлекает учащихся в обсуждение проблемных вопросов, определение цели и темы урока |
Участвуют в обсуждении
проблемных вопросов, формулируют собственное
мнение и аргументируют его Ставят цель, формулируют проблему и тему урока |
Постановка проблемы
(2 мин.) –
Какое слово в каждой группе вы можете назвать
третьим лишним? |
– Почему мнения разошлись? В чём проблема? (Мы не знаем, какую букву нужно писать в окончании) . | ||
Организует работу в группах, парах, обеспечивает контроль за выполнением заданий |
Изучают информацию в учебнике, с.69 Работают с электронным образовательным
ресурсом (далее ЭОР), готовят Составляют алгоритм действия (групповая работа) |
Открытие нового
(10 мин) 1. Формулирование проблемного вопроса по новой теме 2. Изучение материала в учебнике на с. 69. (Слайд 5) 3. Отчет о выполненном дома задании: работа с электронным учебным модулем информационного типа. Выступление. (Слайд 6) 4. Составление алгоритма действия при определении безударного окончания существительных на -ия, -ие, -ий (работают в группе 2 минуты, затем выступает одна из групп, другие вносят коррективы) 5. Запись алгоритма в Опоры (тетради для схем и
правил) |
– Сформулируйте проблемный вопрос и
сравните теоретические сведения по новой теме,
полученные из ЭОР, с материалом в учебнике Метапредметные результаты
|
||
Организует физминутку | Выполняют физминутку | Физминутка
– А теперь
все встали! |
|||
IV. Закрепление изученного
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений учащихся; проведение коррекции; обучение правописанию окончаний существительных на -ия, -ие, -ий. |
|||||
Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. | Работают с учебником. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работают в паре). Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Дают самооценку результатам своей учебной деятельности (работа в паре, индивидуально) |
Первичное закрепление
(Слайд 8)
Работают с учебником (упр.538) в группе. Выписывают
существительные, у которых в П.п. ед.ч. в окончании
-и
. |
– В чем разница правописания
существительных? Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Оценка (Р) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.) Личностные результаты Самоопределение (Л) |
||
Организует деятельность по
применению новых знаний, включению
нового знания в систему знаний и повторение Приобщает учащихся к работе с электронными образовательными ресурсами |
Включение нового в систему
знаний и повторение
(Слайд 10) Работа по вариантам с взаимопроверкой «Правописание безударных окончаний имен существительных» (Раздаточный материал) (Приложение 1 ) Самостоятельная работа с целью контроля знаний (Слайд 11) Работа с авторским электронным учебным тренажером контрольного типа «Буквы Е-И в окончаниях имен существительных» с автоматическим выставлением оценки (учащиеся вписывают свою фамилию, класс и дату работы на 1 листе; учитель фиксирует конечный итог) (Приложение 2 ) |
||||
V. Итог урока (рефлексия
деятельности)
Цель этапа : осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
|||||
Организует рефлексию, самооценку
результатов учащихся Предлагает домашнее задание с учетом уровня подготовки учащихся |
Осуществляют оценку урока и
самооценку, соотносят цель и результаты, степень
их соответствия Отвечают на вопросы: |
(Слайд 12)
– Какую цель ставили? – Удалось достичь поставленной цели? – Каким способом? – Какие получили результаты? – Что вызвало особые затруднения? – Где можно применить новые знания? – Назовите ключевые слова темы. – Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению, и покажите. (Слайд 13) Задание на дом. 1) Выполнить – упр.540, 542 (одно на выбор); – тест №5, варианты 1,2, задания 1–4, с. 17, 19 (книга «Тесты. Ч.2»). 2) Задание повышенного уровня: приступая к изучению английского языка, мы узнаем, что в этом языке почти нет падежей. Может быть, и в русском языке падежи – вещь совсем ненужная? Вопрос. Так ли это? Докажите на простейшем примере нужность падежей. (Слайд 14) Спасибо за работу. |
– Сравните свое настроение в начале и
конце урока. – С чем это связано? Метапредметные
результаты
|
Список литературы:
- Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986.
- Ефремова Е.А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс /Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2012.
- Книгина М.П. Русский язык. 5 класс. Тесты: В 2 ч. Ч.2. – 2-е изд., перераб. и доп. – Саратов: «Лицей», 2010.
- Межуева Ю.В. Русский язык. Правописание падежных окончаний имен существительных – Саратов: «Лицей», 2010.
- Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский /. – М.: Просвещение, 2012.
- Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Вставь букву!, 5 класс / Пособие для средней школы / – М.: «Грамотей», 2009.
Электронный учебный модуль информационного типа:
Имена существительные весьма широко представлены в русском языке. Они могут выступать в качестве главных и второстепенных членов предложения. Используя падежи имен существительных, говорящий и пишущий может связывать эти части речи с другими в контексте предложения. С падежами напрямую связана другая категория существительного - его склонение. От правильного определения которого, кстати, зависит орфографическая корректность написанного.
Категория падежа
Падеж имен существительных - такая грамматическая категория, которая указывает на отношение данной части речи к другим словам в предложении. Связи эти могут реализовываться не только с помощью падежных форм - помогают в этом предлоги, а также интонационная окрашенность и даже порядок слов.
В современном русском языке существует всего 6 падежных форм.
Наименование падежа | Вопросы падежей имен существительных | |
Именительный | ||
Родительный | Кого? Чего? | |
Дательный | Кому? Чему? | |
Винительный | Кого? Что? | |
Творительный | ||
Предложный | О ком? О чем? |
Когда-то в древнерусском языке существовал еще один, седьмой, звательный падеж. Но он утратил свое значение в ходе развития языковой культуры. Отголоски звательного падежа остались в просторечиях. Раньше он был сопоставим с именительным и обозначал обращение: отче, человече. На современном этапе развития русского языка он реализуется в таких разговорных обращениях: Петь, Вась, Тань и т. д.
Значение и форма выражения падежей. Именительный падеж
Помимо грамматического значения, падежи имен существительных обладают лексическим. Разберем их.
Именительный падеж . Это основная форма имени существительного. Употребляется в академической литературе (словарные статьи). В данном падеже всегда стоит подлежащее, также слово в им. п. может быть составной частью сказуемого.
Пример: Розы распустились в срок . Подлежащее розы стоит в именительном падеже.
Другой пример: Это дерево - береза. Подлежащее дерево (Им. п., сказуемое береза - именная часть составного именного сказуемого, стоит в Им. п.).
Значения родительного падежа
Родительный падеж . Может связывать существительные с различными частями речи. Так, если родительный падеж связывает два существительных, то он будет обозначать:
- вещество, у которого обозначается мера: литр кваса ;
- принадлежность: мамина обув ь;
- объект какого-либо действия: кипячение воды ;
- отношения определения: красота полей .
Родительный падеж применяется при сравнительной степени прилагательных: сильнее (кого?) быка. При количественном числительном: тысяча (чего?) рублей.
Что касается глагола и глагольных форм, то применяется этот падеж в следующих случаях:
- обозначает конкретный объект, когда связан с переходным глаголом: выписать квитанцию ;
- употребляется после таких глаголов, как бояться, добиваться, лишатьс я и др.: добиваться (чего?) разрешения.
Используется родительный падеж при сообщении точной даты. Например: Она родилась шестого (чего?) марта тысяча девятьсот восемьдесят второго года .
Значения дательного и винительного падежей
Другие падежи имен существительных не так богаты лексическими значениями и грамматическими связями. Так, дательный падеж связывается с глаголами и некоторыми существительными (отглагольными). Имеет значение побочного объекта: помогать родителям (сравним: помогать по дому - прямой объект).
Винительный падеж указывает на то, что перед нами прямое дополнение: пишу поэму .
Творительный и предложный падежи
У существительного в творительном падеже будут следующие значения:
- орудие или способ действия: бить (чем?) кулаком (способ), бить (чем?) молотком (орудие);
- субъект, выполняющий действие: пишется (кем?) мамой ; отмывается (чем?) тряпкой ;
- входит в состав именной части сказуемого: она была (кем?) врачом.
Предложный падеж - особенный, это явствует из его названия. Он всегда требует постановки предлога. Может обозначать:
- тему разговора, мысли и проч.: поговорим (о чем?) о творчестве Гете ; думаю (о ком?) о прекрасной незнакомке ;
- временные и географические показатели: встретились (когда?) на прошлых выходных ; работать (где?) в кафе .
- используется для обозначения даты, но не полной, а с указанием года: я родилась (когда?) в тысяча девятьсот девяностом году.
Склонение существительных
Чтобы писать орфографически грамотно, нужно знать не только падежи. Склонение имен существительных имеет первостепенную роль. В русском языке три типа склонения, каждое из них требует определенных окончаний. Чтобы определить принадлежность к одному из них имен существительных, падеж, род нужно знать в первую очередь.
Такие существительные как родина, земля, рамка, относятся к первому склонению. Их объединяет принадлежность к женскому роду и окончания -а/-я. Также в эти склонения попали малочисленные существительные мужского рода: Витя, дедушка, папа . Кроме рода, их объединяют окончания -а/-я.
Гораздо обширнее группа существительных мужского рода типа: зять, волк, диван . У них нулевое окончание. Относятся такие слова ко второму склонению. В эту же группу включены существительные среднего рода, имеющие флексию -о/-е: море, здание, преступление.
Если перед вами существительное женского рода, оканчивающееся на мягкий знак (нулевое окончание), оно будет относиться к третьему склонению: рожь, молодежь, дочь, брошь.
Могут существительные иметь адъективное склонение, то есть изменяются по падежам они подобно прилагательным и причастиям. Сюда относятся те, которые совершили переход из этих частей речи в существительное: гостиная, встречающие .
Чтобы определить, какие падежи имен существительных употреблены в предложении, необходимо найти то слово, к которому относится существительное и задать вопрос.
К примеру, определим падежи и склонения имен существительных в предложении: Мотоциклист ехал по ровной местности.
Подлежащее мотоциклист не относится ни к какому другому слову, потому что это главный член предложения, следовательно, стоит в именительном падеже. Определяем склонение: нулевое окончание и мужской род обозначают, что слово это 2 склонения. Существительное с предлогом по местности зависит от слова ехал . Задаем вопрос: ехал (где?) по местности . Это вопрос предложного падежа. Местность - женский род, оканчивается на ь , поэтому склонение третье.
Склонение существительных единственного числа
Чтобы определить, с каким окончанием требуется написать имя существительное, род, число, падеж и склонение знать обязательно. Склонение бывает твердым и мягким: слово может оканчиваться на мягкий или твердый согласный. Например: лампа - твердый тип; кастрюля - мягкий.
Приведем примеры склонения имен существительных единственного числа и обратим внимание на окончания в некоторых формах.
Первое склонение
Твердый тип | Мягкий тип | ||
Именительный | Провокаци-я |
||
Родительный | Провокаци-и |
||
Дательный | Провокаци-и |
||
Винительный | Провокаци-ю |
||
Творительный | Провокаци-ей |
||
Предложный | О првокаци-и |
Следует обратить внимание на дательный и предложный падежи. Они требуют постановки окончания -е. В существительном на -ия, наоборот, в этих падежах следует писать окончание -и.
Второе склонение
Мужской род | Средний род |
||||
Твердый тип | Твердый тип | Мягкий тип | |||
Именительный | |||||
Родительный | |||||
Дательный | |||||
Винительный | |||||
Творительный | |||||
Предложный |
Здесь обращаем внимание на предложный падеж: он требует окончания -е. Если существительное оканчивается на -ий/-ие, то в этом падеже необходимо писать -и.
Третье склонение
Обращаем внимание на падежи родительный, дательный и предложный: они требуют окончания -и. Также следует помнить, что после шипящих в единственном числе в этом склонении требуется писать мягкий знак. Во множественном числе он не нужен.
Склонение существительных множественного числа
Разберем падежи имен существительных множественного числа.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
|||
Твердый тип | Мягкий тип | Мужской род | Средний род | ||
Именительный | Кастрюли | ||||
Родительный | Кастрюль | ||||
Дательный | Картинам | Кастрюлям | |||
Винительный | Кастрюли | ||||
Творительный | Картинами | Кастрюлями | Бараками | ||
Предложный | О картинах | О кастрюлях | О бараках |
Существительные в дательном, творительном и предложном падежах имеют идентичные окончания.
Окончания -и/-ы или -а/-я имеют существительные во множественном числе. Первые могут быть у всех трех склонений, вторые - у некоторых существительных второго склонения: директора, сторожа, профессора.
Чтобы различить лексические значения существительных, поставленных в форме множественного числа, используются разные окончания: лист, но листья (у дерева) и листы (у книги).
Такие существительные, как договоры, выборы, инженеры, офицеры, конструкторы требуется писать только с окончанием -ы. Иная флексия - нарушение нормы.
Разносклоняемые существительные
В русском языке есть уникальная группа существительных. При изменении по падежам они имеют окончания различных склонений. В группу входят те слова, что оканчиваются на -мя (к примеру, время, стремя ), а также слово путь .
Единственное число | Множественное число |
|||
Именительный | стремена | |||
Родительный | стремени | |||
Дательный | стремени | стременам | ||
Винительный | стремена | |||
Творительный | стременем | стременами | ||
Предложный | о стремени | о стременах |
Подобно существительным 3 склонения, эти слова в единственном числе, падежах родительном, дательном и предложном требуют окончания -и.
Неизменяемые существительные
Еще одна особая группа существительных - неизменяемые. Они не ставятся в форму числа и падежа. У них всегда одна форма: без кимоно (Р. п.) - о кимоно (П. п.); новое кимоно (ед. ч.) - купленные кимоно (мн. ч.).
Как определить в таком случае, как грамматически выражено имя существительное? Число, падеж смотрим по слову, к которому оно относится. Прмеры:
1. Пешеходы спешили по новому шоссе.
2. Проложены новые шоссе.
В первом предложении определяем число и падеж по прилагательному новому (ед. ч., Д. п.). Во втором - также по прилагательному новые (мн. ч., Им.п.).
Неизменяемые существительные - это, как правило, иноязычные слова, как нарицательные (ситро, кафе ), так и собственные (Баку, Гюго ). Также неизменяемы сложносокращенные слова (аббревиатуры). Например: ЭВМ, АЭС .
"Термин падеж
, как и названия большинства падежей, является калькой с
греческого и латыни
(др.-греч. πτῶσις
- падение, лат. casus
от cadere
- падать).
Выделяют прямой
падеж (именительный и иногда винительный) и косвенные
падежи
(остальные). Эта терминология связана с античным представлением о «склонении»
(declinatio) как «отклонениях», «отпадениях» от правильной,
«прямой» формы слова..."
Русское название падежа |
Латинское название падежа |
Вопросы | Предлоги | Окончание | |||
Единственное число | Множ. число |
||||||
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | |||||
Именительный | Номинатив | Кто? Что? (есть) | --- --- | -а, -я | ---, -о, -е | --- | -ы, -и, -а, -я |
Родительный | Генитив | Кого? Чего? (нет) | без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг | -ы, -и | -а, -я | -и | ---, -ов, -ев, -ей |
Дательный | Датив | Кому? Чему? (дам) | к, по | -е, -и | -у, -ю | -и | -ам, -ям |
Винительный | Аккузатив | Кого? Что? (вижу) | в, за, на, про, через | -у, -ю | -о, -е | --- | ---, -ы, -и, -а, -я, -ей |
Творительный | Инструментатив | Кем? Чем? (горжусь) | за, над, под, перед, с | -ой (-ою), -ей (-ею) |
-ом, -ем | -ю | -ами, -ями |
Предложный | Препозитив | О ком? О чем? (думаю) | в, на, о, об, обо, при | -е, -и | -е, -и | -и | -ах, -ях |
Склонение имён существительных - это изменение имен существительных по падежам.
1-е склонение - все слова женского и мужского рода, оканчивающиеся на «-а» или «-я» (мама, папа, стена, история, тетя, дядя):
- У имен существительных первого склонения единственного числа в дательном и предложном падежах пишется окончание «-е», например: к маме, о тёте. Но если существительное оканчивается на «-ия», то в этих же падежах пишется окончание «-и», например: к истории, о партии. При написании окончаний имен собственных на «-ия» необходимо придерживаться того же правила, например: о Франции, к Марии.
2-е склонение - все остальные слова мужского рода и слова среднего рода (лак, гель, клоп, конь, поле, окно):
Во втором склонении форма винительного падежа в большинстве случаев совпадает с формой именительного (окно, поле) или родительного (клоп, конь).
- У существительных ед. числа второго склонения мужского или среднего рода в предложном падеже пишется окончание «-е», например: о поле, об окне. Но если существительное оканчивается на «-ий» или «-ие», то в том же падеже пишется окончание «-и», например: о сочувствии, о познании, об отличии.
3-е склонение - все остальные слова женского рода (ночь, ткань):
В третьем склонении в большинстве случаев совпадают формы родительного, дательного и предложного падежей единственного числа.
- После шипящих у имен существительных женского рода третьего склонения на конце пишется «ь», например: мышь, ночь. А у имен существительных мужского рода второго склонения «ь» не пишется, например: нож, шалаш.
Тут вот еще мне случайно встретилось в форумах о падежах в русском языке:
Wolliger Mensch:
... (для языков с номинативным строем):
Именительный - падеж подлежащего
родительный - падеж именного определения
дательный - падеж косвенного дополнения, адресата
винительный - падеж прямого дополнения
творительный - падеж инcтрумента действия, действующего лица в пассивной конструкции
предикативный - падеж именного сказуемого
Это основные синтаксические падежи. Существует еще множество семантических падежей...
- Вестминстерское аббатство – символ Британии
- Две жизни и одна смерть Юкио Мисимы
- Секреты «Богатырей» Васнецова: кого на самом деле изобразил художник на знаменитой картине
- Как менялся дизайн русских банкнот Царские деньги красненькая
- Эмблемы, знаки, униформа военных инженеров инженерные войска и артиллерия, специальное строительство и фортификация, другие технические рода войск и инженерно-технические службы,инженеры военно-промышленного комплекса и дру
- Военная история Генерал полковник инженерных войск
- Механика - это фундаментальная наука