Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Вестминстерское аббатство – символ Британии
  • Две жизни и одна смерть Юкио Мисимы
  • Секреты «Богатырей» Васнецова: кого на самом деле изобразил художник на знаменитой картине
  • Как менялся дизайн русских банкнот Царские деньги красненькая
  • Эмблемы, знаки, униформа военных инженеров инженерные войска и артиллерия, специальное строительство и фортификация, другие технические рода войск и инженерно-технические службы,инженеры военно-промышленного комплекса и дру
  • Военная история Генерал полковник инженерных войск
  • Правило склонения существительных оканчивающихся на ия. Падежи имен существительных. Склонение по падежам. Склонение имён существительных

    Правило склонения существительных оканчивающихся на ия. Падежи имен существительных. Склонение по падежам. Склонение имён существительных

    В этой статье разберем правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения.

    Итак, какие же безударные окончания надо проверять, а какие надо просто запомнить. Проверять надо безударные окончания –е , –и в существительных родительного, дательного, а также предложного падежа. Запомнить следует безударные окончания в существительных в творительном падеже.

    1-е склонение : -ой (-ей ) памяткой , деревней .

    2-е склонение : -ом (-ем ) год ом , пол ем .

    Для проверки правильного определения безударного окончания существительного следует определить падеж (как определить см.). Затем определить склонение (как определить см. ). Далее вспоминаем окончание существительного определенного склонения в требуемом падеже.

    Летом ребята купались в озере.

    Ребята купались (где? в чем?) в озере , значит это предложный падеж .

    Озеро (оно, мое) – существительное среднего рода, имеет окончание –о , значит оно относится ко второму склонению. Существительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание –е . Итак, записываем:

    Ребята купались (где? в чем?) ПП 2-е скл ., -е ) в озере .

    Еще один способ проверить окончание существительного – вставить вместо существительного с безударным окончанием, подставить существительное того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием: ребята купались в реке , в озере .

    Теперь разберем правописание безударных окончаний существительных во всех падежах.

    Склонение существительного определяется по именительному падежу и об этом мы говорили в .

    Родительный падеж

    Существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего? (откуда? где?) . Используемые предлоги: от, до, из, без, у, для, около, с .

    Окончания:

    1-е склонение : -и , -ы .

    2-е склонение : -а , -я .

    3-е склонение : -и .

    Пример: У овцы мягкая длинная шерсть . → Шерсть (у кого?) у овцы – 1-е склонение .

    Дательный падеж

    Существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему? (где? куда?) . Используемые предлоги: к, по .

    Окончания:

    1-е склонение : -е .

    2-е склонение : -у , -ю .

    3-е склонение : -и .

    В предложении играет роль второстепенного члена.

    Пример: Мальчик бежал к озеру . → Бежал (куда? к чему?) к озеру – 2-е склонение .

    В родительном падеже существительные первого склонения имеют окончание –и , в дательном – окончание –е .

    Существительные третьего значения в обоих падежах имеет окончание –и .

    Винительный падеж

    Существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что? (куда? где?) . Используемые предлоги: в, на, за, через, про .

    Окончания:

    1-е склонение : -у , -ю .

    2-е склонение : -а , -я .

    Пример: На болотах часто можно встретить цаплю . → Встретить (кого?) цаплю – 1-е склонение .

    Существительные в родительном и винительном падеже можно различить по предлогам. В первом склонении существительные в этих падежах различаются по окончанию.

    Творительный падеж.

    Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? (где? куда?) . Используемые предлоги: с, за, под, над, между .

    1-е склонение : -ой (-ей ).

    2-е склонение : -ом (-ем ).

    3-е склонение : -ю .

    В предложении играет роль второстепенного члена.

    Пример: Рыбу ловят удочкой . → Ловят (чем?) удочкой – 1-е склонение .

    Предложный падеж

    Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем? (где?) . Используемые предлоги: о (об), в, на, при .

    1-е склонение : -е .

    2-е склонение : -е .

    3-е склонение : -и .

    В предложении играет роль второстепенного члена.

    Пример: Мы говорили об осени . → Говорили (о чем?) об осени – 3-е склонение .

    В следующей статье мы поговорим о склонении существительных во множественном числе.

    Таблица 1 — Падежные окончания существительных в единственном числе

    Падежи I склонение II склонение III склонение
    И. п. -а, -я

    жена , земля

    , -о, -е

    конь, село , поле

    ночь, лошадь

    Р. п. -ы, -и

    жены , земли

    -а, -я

    коня , села , поля

    ночи , лошади

    Д. п.

    жене , земле

    -у, -ю

    коню , селу , полю

    ночи , лошади

    В. п. -у, -ю

    жену , землю

    ,-а, -я, -о, -е

    коня , село , поле

    ночь, лошадь

    Т. п. -ой (-ою), -ей (-ею)

    женой , землей

    -ом, -ем

    конём , селом , полем

    -ью

    ночью , лошадью

    П. п.

    жене , земле

    -е, -и

    коне , селе , поле

    ночи , лошади

    В падежных окончаниях единственного числа пишется:

    1. буква е : в дательном и предложном падежах существительных I склонения и в предложном падеже II склонения (кроме слов на -ия , -ий , -ие ), например: к фабрике , на фабрике , к земле , о батарее , в статье ; на заводе , на станке ; о море ; в селе ;
    2. буква и :
      • в родительном падеже существительных I склонения, например: у фабрики , у земли , около батареи , из статьи ;
      • в предложном падеже существительных II склонения на -ие , -ий , например: в лектории , в волнении , о мировоззрении ;
      • в родительном, дательном и предложном падежах существительных I склонения на -ия , существительных III склонения и разносклоняемых существительных среднего рода на -мя , например: из коллекции , к коллекции , в коллекции ; из шинели , к шинели , в шинели ; у знамени , к знамени , о знамени .

    Следует различать формы предложного падежа существительных среднего рода на -ие и -ье , например: находиться в размышлении , быть во всеоружии (окончание ); находиться в раздумье , быть на побережье (окончание ).

    Падежные окончания в фамилиях и названиях

    В русских фамилиях на -ин(-ын) и на -ов(-ев) в творительном падеже единственного числа пишется -ым (как у прилагательных), например: с Вячеславом Деминым , с Ростиславом Синицыным , с Кириллом Колосовым . В иностранных фамилиях пишется окончание -ом , например: Дарвином , Чаплином .

    В названиях населенных пунктов на -ин(-ын) , -ов(-ев) , -ино(-ыно) , -ово(-ево) в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ом (как у существительных), например: под городом Кашином , селом Бородином , городом Дмитровом .

    Падежные окончания существительных множественного числа

    Таблица 2 — Падежные окончания существительных во множественном числе

    Падежи I склонение II склонение III склонение
    И. п. -ы, -и

    жены , земли

    а, -я, -ы, -и

    кони , сёла , поля

    ночи , лошади

    Р. п.

    жён, земель

    -ов, -ей,

    коней , сёл, полей

    -ей

    ночей , лошадей

    Д. п. -ам, -ям

    жёнам , землям

    -ам, -ям

    коням , сёлам , полям

    -ам, -ям

    ночам , лошадям

    В. п. -ы, -и,

    жён, земли

    -а, -я, -ы, -и, ей, -ов

    коней , сёла , поля

    -и, -ей

    ночи , лошадей

    Т. п. -ами, -ями

    жёнами , землями

    -ами, -ями

    конями , сёлами , полями

    -ами, -ями

    ночами , лошадями

    П. п. -ах, -ях

    жёнах , землях

    -ах, -ях

    конях , сёлах , полях

    -ах, -ях

    ночах , лошадях

    1. В родительном падеже множественного числа после шипящих буква ь не пишется, например: решение задач , ремонт жилищ .
    2. В родительном падеже множественного числа существительных на -ья и -ье в безударном положении пишется -ий , под ударением — -ей , например: лгу́ний (лгунья), разду́мий (раздумье), но стате́й (статья), скаме́й (скамья) . Исключения: ру́жей (ружьё), платьев (платье), устьев (устье), верховьев (верховье), низовьев (низовье).
      У существительных на -ия , -ие в родительном падеже всегда пишется -ий , например: линий (линия), зданий (здание) .
    3. Если в родительном падеже множественного числа существительные оканчиваются на -ен , то мягкий знак не пишется, например: песен, вишен (ср. яблонь, кухонь) . После -ен в родительном падеже буква ь пишется в словах деревень , барышень .

    Класс: 5

    Презентация к уроку














    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Базовый учебник Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 /Т.А.Ладыженская, М.Т.баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2012.

    Цель урока: познакомиться с правописанием окончаний имен существительных на -ия, -ие, -ий единственного числа в родительном, дательном и предложном падежах

    Планируемые результаты:

    • Предметные умения :
      • составление алгоритма действия при написании е -и в падежных окончаниях существительных; знание способа действия при выборе написания букв е-и в окончаниях существительных;
      • владение этим способом действия; определение падежных окончаний существительных
      • правильное применение правила на письме;
    • Метапредметные умения:
      • овладение приемами отбора и систематизации материала;
      • адекватное восприятие текста на слух;
      • умение аргументировать свои мысли при ответе;
      • способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
    • Личностные умения:
      • умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;
      • стремление к речевому самосовершенствованию;
      • способность к самооценке собственной речи с точки зрения норм общения

    Тип урока: урок усвоения новых знаний

    Формы работы учащихся: парная, групповая, индивидуальная

    Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс на 7 мест, мультимедийный проектор, интерактивная доска

    Структура и ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Обучающие и развивающие задания каждого этапа

    Диагностирующие задания каждого этапа. УУД

    I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) (1 мин.)

    Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

    Приветствие, проверка готовности к уроку, пожелание успеха.
    Включение в деловой ритм.
    Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. – Добрый день, ребята!
    На столах у вас смайлики №1,2,3, выберите тот, который соответствует вашему настроению, и покажите.
    – Как много улыбок засветилось. Спасибо! А это моё настроение (Слайд 2)
    – Вижу: мы готовы к активному и продуктивному сотрудничеству. Всем удачи!
    – Почему так важно настроение на уроке?
    Личностные результаты
    Самоопределение (Л)
    Метапредметные результаты
    Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
    II. Актуализация и пробное учебное действие (4-5 мин.)

    Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося; подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

    Организует повторение знаний, закрепление умений Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя все слова (Учащиеся работают в группах по 3 человека) (Слайд 3)

    Найди «третье лишнее» слово в каждой группе:

    1) о народ _, к корон _, без туч _
    2) о клумб _, о ворон _, о ел_
    3) в клетк _, в торт _, в здани_
    4) к улиц _, к туч _, к акаци _

    1 группа : лишнее слово «без тучи», так как в отличие от других слов, оно в Р.п. и имеет окончание -и. У первых двух слов, несмотря на разные склонения (2 и 1) и падежи (П. и Д.), в окончании -е.

    2 группа : все существительные П.п., но первые два слова относятся к 1 склонению, поэтому в окончании -е , а «ель» – 3 склонения, окончание -и. Значит, лишнее слово «о ели»

    3 группа : все существительные П.п, в 1 и 2 склонениях окончание -е. Существительное « здание» ср.р., 2 склонения – значит, тоже -е ?

    4 группа : все существительные 1 склонения, Д.п., окончание -е.
    В «к акаци _» -е ? или -и ?

    – Какую роль играет знания русского языка в вашей жизни? Для чего они вам нужны?

    Метапредметные результаты
    Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)
    Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)
    Предметные результаты
    Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

    III. Проблемное объяснение нового знания (15 мин.)

    Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем), обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что существительные на -ия, -ие, -ий – особые существительные; составление алгоритм его определения постановка целей учебной деятельности

    Создает проблемную ситуацию (предлагает задание, не выполнимое в силу отсутствия ЗУ) и организует работу учащихся по её исследованию.
    Вовлекает учащихся в обсуждение проблемных вопросов, определение цели и темы урока
    Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его

    Ставят цель, формулируют проблему и тему урока

    Постановка проблемы (2 мин.)

    – Какое слово в каждой группе вы можете назвать третьим лишним?
    – Что вызвало затруднение?
    – Какую букву вы напишете в окончании существительных «в здании _» и «к акации _» ?
    (Слайд 4) Цель, тема урока (1 мин.)
    2 3 4 – Какова цель нашего урока? (Узнать, какая буква пишется в окончании имен существительных на -ия, -ие, -ий в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа).
    – Значит, тема урока…

    – Почему мнения разошлись? В чём проблема? (Мы не знаем, какую букву нужно писать в окончании) .
    Организует работу в группах, парах, обеспечивает контроль за выполнением заданий

    Изучают информацию в учебнике, с.69

    Работают с электронным образовательным ресурсом (далее ЭОР), готовят
    скриншот и выступление (парная работа)

    Составляют алгоритм действия (групповая работа)

    Открытие нового (10 мин)

    1. Формулирование проблемного вопроса по новой теме

    2. Изучение материала в учебнике на с. 69.

    (Слайд 5)

    3. Отчет о выполненном дома задании: работа с электронным учебным модулем информационного типа. Выступление.

    (Слайд 6)

    4. Составление алгоритма действия при определении безударного окончания существительных на -ия, -ие, -ий (работают в группе 2 минуты, затем выступает одна из групп, другие вносят коррективы)

    5. Запись алгоритма в Опоры (тетради для схем и правил)
    (Слайд 7) 6. Продолжение заполнения таблицы «Буквы Е-И в падежных окончаниях существительных» (в опорах добавляют колонки на -ия, -ие, -ий)

    – Сформулируйте проблемный вопрос и сравните теоретические сведения по новой теме, полученные из ЭОР, с материалом в учебнике
    – Объясните смысл выражения «Правило неправильного ослика».
    – Почему так важно правильно знать данный материал?

    Метапредметные результаты
    Целеполагание (Р)
    Постановка вопросов (К)
    Предметные результаты
    Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)
    Формулирование проблемы (П – лог.)

    Организует физминутку Выполняют физминутку Физминутка

    – А теперь все встали!
    Как же долго мы сидели,
    Наши руки онемели,
    Наши ноги затекли,
    Ими топнем: раз, два, три!
    Руки в сторону, дружок,
    Раз, два, три, потом – прыжок!
    Быстро руки вверх подняли,
    В стороны, вперед, назад.
    Повернулись вправо, влево,
    Тихо сели, вновь за дело!

    IV. Закрепление изученного

    Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений учащихся; проведение коррекции; обучение правописанию окончаний существительных на -ия, -ие, -ий.

    Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Работают с учебником.
    Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работают в паре).
    Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
    Дают самооценку результатам своей учебной деятельности (работа в паре, индивидуально)
    Первичное закрепление

    (Слайд 8) Работают с учебником (упр.538) в группе. Выписывают существительные, у которых в П.п. ед.ч. в окончании -и .
    – Сформулируйте вывод о правописании окончаний существительных
    (Слайд 9) Работают в паре, выполняя упр. 541
    – Выпишите слова с пропусками, обозначая в них окончания.

    – В чем разница правописания существительных?
    Метапредметные результаты
    Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)
    Оценка (Р)
    Управление поведением партнера (К)
    Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)
    Предметные результаты
    Действие по аналогии (П)
    Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)
    Личностные результаты
    Самоопределение (Л)
    Организует деятельность по применению новых знаний, включению нового знания в систему знаний и повторение
    Приобщает учащихся к работе с электронными образовательными ресурсами
    Включение нового в систему знаний и повторение

    (Слайд 10) Работа по вариантам с взаимопроверкой «Правописание безударных окончаний имен существительных» (Раздаточный материал) (Приложение 1 )

    Самостоятельная работа с целью контроля знаний

    (Слайд 11) Работа с авторским электронным учебным тренажером контрольного типа «Буквы Е-И в окончаниях имен существительных» с автоматическим выставлением оценки (учащиеся вписывают свою фамилию, класс и дату работы на 1 листе; учитель фиксирует конечный итог) (Приложение 2 )

    V. Итог урока (рефлексия деятельности)

    Цель этапа : осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

    Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся

    Предлагает домашнее задание с учетом уровня подготовки учащихся

    Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
    Отвечают на вопросы:
    (Слайд 12)
    – Какую цель ставили?
    – Удалось достичь поставленной цели?
    – Каким способом?
    – Какие получили результаты?
    – Что вызвало особые затруднения?
    – Где можно применить новые знания?
    – Назовите ключевые слова темы.
    – Выберите смайлик, который
    соответствует вашему настроению, и покажите.
    (Слайд 13) Задание на дом.
    1) Выполнить
    – упр.540, 542 (одно на выбор);
    – тест №5, варианты 1,2, задания 1–4, с. 17, 19 (книга «Тесты. Ч.2»).
    2) Задание повышенного уровня:
    приступая к изучению английского языка, мы узнаем, что в этом языке почти нет падежей. Может быть, и в русском языке падежи – вещь совсем ненужная?
    Вопрос. Так ли это? Докажите на простейшем примере нужность падежей.
    (Слайд 14) Спасибо за работу.
    – Сравните свое настроение в начале и конце урока.
    – С чем это связано?

    Метапредметные результаты
    Умение выражать свои мысли (К)
    Предметные результаты
    Рефлексия (П)
    Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
    Личностные результаты
    Самооценка на основе успешности (Л)
    Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л)

    Список литературы:

    1. Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986.
    2. Ефремова Е.А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс /Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2012.
    3. Книгина М.П. Русский язык. 5 класс. Тесты: В 2 ч. Ч.2. – 2-е изд., перераб. и доп. – Саратов: «Лицей», 2010.
    4. Межуева Ю.В. Русский язык. Правописание падежных окончаний имен существительных – Саратов: «Лицей», 2010.
    5. Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский /. – М.: Просвещение, 2012.
    6. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Вставь букву!, 5 класс / Пособие для средней школы / – М.: «Грамотей», 2009.

    Электронный учебный модуль информационного типа:

    Имена существительные весьма широко представлены в русском языке. Они могут выступать в качестве главных и второстепенных членов предложения. Используя падежи имен существительных, говорящий и пишущий может связывать эти части речи с другими в контексте предложения. С падежами напрямую связана другая категория существительного - его склонение. От правильного определения которого, кстати, зависит орфографическая корректность написанного.

    Категория падежа

    Падеж имен существительных - такая грамматическая категория, которая указывает на отношение данной части речи к другим словам в предложении. Связи эти могут реализовываться не только с помощью падежных форм - помогают в этом предлоги, а также интонационная окрашенность и даже порядок слов.

    В современном русском языке существует всего 6 падежных форм.

    Наименование падежа

    Вопросы падежей имен существительных

    Именительный

    Родительный

    Кого? Чего?

    Дательный

    Кому? Чему?

    Винительный

    Кого? Что?

    Творительный

    Предложный

    О ком? О чем?

    Когда-то в древнерусском языке существовал еще один, седьмой, звательный падеж. Но он утратил свое значение в ходе развития языковой культуры. Отголоски звательного падежа остались в просторечиях. Раньше он был сопоставим с именительным и обозначал обращение: отче, человече. На современном этапе развития русского языка он реализуется в таких разговорных обращениях: Петь, Вась, Тань и т. д.

    Значение и форма выражения падежей. Именительный падеж

    Помимо грамматического значения, падежи имен существительных обладают лексическим. Разберем их.

    Именительный падеж . Это основная форма имени существительного. Употребляется в академической литературе (словарные статьи). В данном падеже всегда стоит подлежащее, также слово в им. п. может быть составной частью сказуемого.

    Пример: Розы распустились в срок . Подлежащее розы стоит в именительном падеже.

    Другой пример: Это дерево - береза. Подлежащее дерево (Им. п., сказуемое береза - именная часть составного именного сказуемого, стоит в Им. п.).

    Значения родительного падежа

    Родительный падеж . Может связывать существительные с различными частями речи. Так, если родительный падеж связывает два существительных, то он будет обозначать:

    • вещество, у которого обозначается мера: литр кваса ;
    • принадлежность: мамина обув ь;
    • объект какого-либо действия: кипячение воды ;
    • отношения определения: красота полей .

    Родительный падеж применяется при сравнительной степени прилагательных: сильнее (кого?) быка. При количественном числительном: тысяча (чего?) рублей.

    Что касается глагола и глагольных форм, то применяется этот падеж в следующих случаях:

    • обозначает конкретный объект, когда связан с переходным глаголом: выписать квитанцию ;
    • употребляется после таких глаголов, как бояться, добиваться, лишатьс я и др.: добиваться (чего?) разрешения.

    Используется родительный падеж при сообщении точной даты. Например: Она родилась шестого (чего?) марта тысяча девятьсот восемьдесят второго года .

    Значения дательного и винительного падежей

    Другие падежи имен существительных не так богаты лексическими значениями и грамматическими связями. Так, дательный падеж связывается с глаголами и некоторыми существительными (отглагольными). Имеет значение побочного объекта: помогать родителям (сравним: помогать по дому - прямой объект).

    Винительный падеж указывает на то, что перед нами прямое дополнение: пишу поэму .

    Творительный и предложный падежи

    У существительного в творительном падеже будут следующие значения:

    • орудие или способ действия: бить (чем?) кулаком (способ), бить (чем?) молотком (орудие);
    • субъект, выполняющий действие: пишется (кем?) мамой ; отмывается (чем?) тряпкой ;
    • входит в состав именной части сказуемого: она была (кем?) врачом.

    Предложный падеж - особенный, это явствует из его названия. Он всегда требует постановки предлога. Может обозначать:

    • тему разговора, мысли и проч.: поговорим (о чем?) о творчестве Гете ; думаю (о ком?) о прекрасной незнакомке ;
    • временные и географические показатели: встретились (когда?) на прошлых выходных ; работать (где?) в кафе .
    • используется для обозначения даты, но не полной, а с указанием года: я родилась (когда?) в тысяча девятьсот девяностом году.

    Склонение существительных

    Чтобы писать орфографически грамотно, нужно знать не только падежи. Склонение имен существительных имеет первостепенную роль. В русском языке три типа склонения, каждое из них требует определенных окончаний. Чтобы определить принадлежность к одному из них имен существительных, падеж, род нужно знать в первую очередь.

    Такие существительные как родина, земля, рамка, относятся к первому склонению. Их объединяет принадлежность к женскому роду и окончания -а/-я. Также в эти склонения попали малочисленные существительные мужского рода: Витя, дедушка, папа . Кроме рода, их объединяют окончания -а/-я.

    Гораздо обширнее группа существительных мужского рода типа: зять, волк, диван . У них нулевое окончание. Относятся такие слова ко второму склонению. В эту же группу включены существительные среднего рода, имеющие флексию -о/-е: море, здание, преступление.

    Если перед вами существительное женского рода, оканчивающееся на мягкий знак (нулевое окончание), оно будет относиться к третьему склонению: рожь, молодежь, дочь, брошь.

    Могут существительные иметь адъективное склонение, то есть изменяются по падежам они подобно прилагательным и причастиям. Сюда относятся те, которые совершили переход из этих частей речи в существительное: гостиная, встречающие .

    Чтобы определить, какие падежи имен существительных употреблены в предложении, необходимо найти то слово, к которому относится существительное и задать вопрос.

    К примеру, определим падежи и склонения имен существительных в предложении: Мотоциклист ехал по ровной местности.

    Подлежащее мотоциклист не относится ни к какому другому слову, потому что это главный член предложения, следовательно, стоит в именительном падеже. Определяем склонение: нулевое окончание и мужской род обозначают, что слово это 2 склонения. Существительное с предлогом по местности зависит от слова ехал . Задаем вопрос: ехал (где?) по местности . Это вопрос предложного падежа. Местность - женский род, оканчивается на ь , поэтому склонение третье.

    Склонение существительных единственного числа

    Чтобы определить, с каким окончанием требуется написать имя существительное, род, число, падеж и склонение знать обязательно. Склонение бывает твердым и мягким: слово может оканчиваться на мягкий или твердый согласный. Например: лампа - твердый тип; кастрюля - мягкий.

    Приведем примеры склонения имен существительных единственного числа и обратим внимание на окончания в некоторых формах.

    Первое склонение

    Твердый тип

    Мягкий тип

    Именительный

    Провокаци-я

    Родительный

    Провокаци-и

    Дательный

    Провокаци-и

    Винительный

    Провокаци-ю

    Творительный

    Провокаци-ей

    Предложный

    О првокаци-и

    Следует обратить внимание на дательный и предложный падежи. Они требуют постановки окончания -е. В существительном на -ия, наоборот, в этих падежах следует писать окончание -и.

    Второе склонение

    Мужской род

    Средний род

    Твердый тип

    Твердый тип

    Мягкий тип

    Именительный

    Родительный

    Дательный

    Винительный

    Творительный

    Предложный

    Здесь обращаем внимание на предложный падеж: он требует окончания -е. Если существительное оканчивается на -ий/-ие, то в этом падеже необходимо писать -и.

    Третье склонение

    Обращаем внимание на падежи родительный, дательный и предложный: они требуют окончания -и. Также следует помнить, что после шипящих в единственном числе в этом склонении требуется писать мягкий знак. Во множественном числе он не нужен.

    Склонение существительных множественного числа

    Разберем падежи имен существительных множественного числа.

    1 склонение

    2 склонение

    3 склонение

    Твердый тип

    Мягкий тип

    Мужской род

    Средний род

    Именительный

    Кастрюли

    Родительный

    Кастрюль

    Дательный

    Картинам

    Кастрюлям

    Винительный

    Кастрюли

    Творительный

    Картинами

    Кастрюлями

    Бараками

    Предложный

    О картинах

    О кастрюлях

    О бараках

    Существительные в дательном, творительном и предложном падежах имеют идентичные окончания.

    Окончания -и/-ы или -а/-я имеют существительные во множественном числе. Первые могут быть у всех трех склонений, вторые - у некоторых существительных второго склонения: директора, сторожа, профессора.

    Чтобы различить лексические значения существительных, поставленных в форме множественного числа, используются разные окончания: лист, но листья (у дерева) и листы (у книги).

    Такие существительные, как договоры, выборы, инженеры, офицеры, конструкторы требуется писать только с окончанием -ы. Иная флексия - нарушение нормы.

    Разносклоняемые существительные

    В русском языке есть уникальная группа существительных. При изменении по падежам они имеют окончания различных склонений. В группу входят те слова, что оканчиваются на -мя (к примеру, время, стремя ), а также слово путь .

    Единственное число

    Множественное число

    Именительный

    стремена

    Родительный

    стремени

    Дательный

    стремени

    стременам

    Винительный

    стремена

    Творительный

    стременем

    стременами

    Предложный

    о стремени

    о стременах

    Подобно существительным 3 склонения, эти слова в единственном числе, падежах родительном, дательном и предложном требуют окончания -и.

    Неизменяемые существительные

    Еще одна особая группа существительных - неизменяемые. Они не ставятся в форму числа и падежа. У них всегда одна форма: без кимоно (Р. п.) - о кимоно (П. п.); новое кимоно (ед. ч.) - купленные кимоно (мн. ч.).

    Как определить в таком случае, как грамматически выражено имя существительное? Число, падеж смотрим по слову, к которому оно относится. Прмеры:

    1. Пешеходы спешили по новому шоссе.

    2. Проложены новые шоссе.

    В первом предложении определяем число и падеж по прилагательному новому (ед. ч., Д. п.). Во втором - также по прилагательному новые (мн. ч., Им.п.).

    Неизменяемые существительные - это, как правило, иноязычные слова, как нарицательные (ситро, кафе ), так и собственные (Баку, Гюго ). Также неизменяемы сложносокращенные слова (аббревиатуры). Например: ЭВМ, АЭС .

    "Термин падеж , как и названия большинства падежей, является калькой с греческого и латыни (др.-греч. πτῶσις - падение, лат. casus от cadere - падать). Выделяют прямой падеж (именительный и иногда винительный) и косвенные падежи (остальные). Эта терминология связана с античным представлением о «склонении» (declinatio) как «отклонениях», «отпадениях» от правильной, «прямой» формы слова..."

    Русское
    название
    падежа
    Латинское
    название
    падежа
    Вопросы Предлоги Окончание
    Единственное число Множ.
    число
    1 скл. 2 скл. 3 скл.
    Именительный Номинатив Кто? Что? (есть) --- --- -а, -я ---, -о, -е --- -ы, -и, -а, -я
    Родительный Генитив Кого? Чего? (нет) без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг -ы, -и -а, -я ---, -ов, -ев, -ей
    Дательный Датив Кому? Чему? (дам) к, по -е, -и -у, -ю -ам, -ям
    Винительный Аккузатив Кого? Что? (вижу) в, за, на, про, через -у, -ю -о, -е --- ---, -ы, -и, -а, -я, -ей
    Творительный Инструментатив Кем? Чем? (горжусь) за, над, под, перед, с -ой (-ою),
    -ей (-ею)
    -ом, -ем -ами, -ями
    Предложный Препозитив О ком? О чем? (думаю) в, на, о, об, обо, при -е, -и -е, -и -ах, -ях

    Склонение имён существительных - это изменение имен существительных по падежам.

    1-е склонение - все слова женского и мужского рода, оканчивающиеся на «-а» или «-я» (мама, папа, стена, история, тетя, дядя):

    • У имен существительных первого склонения единственного числа в дательном и предложном падежах пишется окончание «-е», например: к маме, о тёте. Но если существительное оканчивается на «-ия», то в этих же падежах пишется окончание «-и», например: к истории, о партии. При написании окончаний имен собственных на «-ия» необходимо придерживаться того же правила, например: о Франции, к Марии.

    2-е склонение - все остальные слова мужского рода и слова среднего рода (лак, гель, клоп, конь, поле, окно):

    Во втором склонении форма винительного падежа в большинстве случаев совпадает с формой именительного (окно, поле) или родительного (клоп, конь).

    • У существительных ед. числа второго склонения мужского или среднего рода в предложном падеже пишется окончание «-е», например: о поле, об окне. Но если существительное оканчивается на «-ий» или «-ие», то в том же падеже пишется окончание «-и», например: о сочувствии, о познании, об отличии.

    3-е склонение - все остальные слова женского рода (ночь, ткань):

    В третьем склонении в большинстве случаев совпадают формы родительного, дательного и предложного падежей единственного числа.

    • После шипящих у имен существительных женского рода третьего склонения на конце пишется «ь», например: мышь, ночь. А у имен существительных мужского рода второго склонения «ь» не пишется, например: нож, шалаш.

    Тут вот еще мне случайно встретилось в форумах о падежах в русском языке:

    Wolliger Mensch:

    ... (для языков с номинативным строем):

    Именительный - падеж подлежащего
    родительный - падеж именного определения
    дательный - падеж косвенного дополнения, адресата
    винительный - падеж прямого дополнения
    творительный - падеж инcтрумента действия, действующего лица в пассивной конструкции
    предикативный - падеж именного сказуемого

    Это основные синтаксические падежи. Существует еще множество семантических падежей...