Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Искусство витража средних веков западная европа как Изобразительное искусство средних веков витража
  • Презентация на тему наследственные болезни
  • За что Николай II причислен к лику святых?
  • Святой праведный старец феодор томский Тропарь святому праведному Феодору Томскому
  • Более века под красным знаменем
  • Аквариум – искусственная экосистема Можно ли аквариум рассматривать как модель экосистемы
  • Художники и ученые. Терминология научная и обиходная. Презентация на тему "художник и ученый" Сообщение на тему художник и ученый

    Художники и ученые. Терминология научная и обиходная. Презентация на тему

    Михаил Васильевич Ломоносов как ученый, поэт и художник.

    За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы научились россияне, чтобы показали своё достоинство.

    М.В. Ломоносов

    ПЛАН КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ:

    1. Вступление…………………………………………………….2

    2. М.В. Ломоносов как величайший ученый………………..2

    3. М.В. Ломоносов как поэт……………….…………………..7

    4. М.В. Ломоносов как выдающийся художник……………9

    5. Заключение…………………………………………………….12

    6. Используемая литература…………………………………13

    ВСТУПЛЕНИЕ

    Великий русский ученый-энциклопе­дист-Ломоносов оказал громадное влияние на развитие науки и куль­туры России. Его гений вторгся во все области человеческого знания: он и поэт, который от­крыл новые способы стихосложения, и художник, создатель грандиозных мозаичных панно, и автор первого учебника древней истории России, и картограф, и географ, и геолог, Один из выдающихся естествоиспы­тателей своего времени, Ломоносов известен также как автор книг по ме­таллургии, как талантливый инже­нер, педагог, один из создателей пер­вого в стране университета. Основными достижениями Ломоно­сова в области естественных наук, в первую очередь химии, были мате­риалистическое истолкование хими­ческих явлений, широкое введение физических методов и представле­ний, создание корпускулярной тео­рии и общая формулировка закона сохранения вещества и движения. Считая науку одним из главных факторов развития общества, он стремился использовать её на благо экономического и культурного процветания родины. Забота о могуществе Российского государства обратила Ломоносова к воспитательным проблемам, к вопросам подготовки молодой научной смены.

    М.В. ЛОМОНОСОВ КАК ВЕЛИЧАЙШИЙ УЧЕНЫЙ

    Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711г. в деревне, Куростовской волости, Архангельской губернии в семье крестьян-поморов Василия Дорофеевича и Елены Ивановны (урождённой Сивковой) Ломоносовых.

    Годы, прожитые в Поморье, сыграли большую роль в формировании мировоззрения Ломоносова и наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши.

    Михаил Васильевич гордился своим поморским происхождением. Разнообразная природа севера, богатый животный мир обогащали и расширяли кругозор мальчика, а суровый климат и житейские трудности делали его упорным и выносливым. С большим уважением он относился к своим землякам-поморам. Их энергия, настойчивость и трудолюбие запечатлелись в его памяти на всю жизнь.

    С ранних лет Михаил помогал отцу в его трудном и опасном деле. Рано научившись читать, любознательный и вдумчивый мальчик очень быстро перечитал все книги, какие только он мог достать в деревне. В 14 лет он дошел до границ книжной премудрости, до русской физико-математической энциклопедии того времени – “Арифметики” Магницкого и славянской грамматики Смотритского.

    В зимнюю стужу 1730 года Михаил Васильевич почти без денег, пешком отправился в Москву. Чтобы поступить в Заиконоспасскую славяно-греко-латинскую академию, он выдал себя за сына холмогорского дворянина.

    Успехи Ломоносова в учебе были поразительны. И в 1735 году, по запросу президента Петербургской Академии наук барона Корфа, Михаил Васильевич вместе с другими двенадцатью учениками “в науках достойными” был направлен в Петербург в качестве студента университета, организованного при Академии наук

    В университете Ломоносов старался как можно больше накопить впечатлений, “испытать” законы науки в их непосредственном проявлении, дознаться до первопричин явлений. Часто засиживался допоздна в академических мастерских, лабораториях, библиотеке.

    Эта редкая работоспособность воспитанника Спасских школ была замечена и, когда появилась возможность послать за границу трех наиболее подготовленных студентов для специализации в области химии, металлургии и горнорудного дела, президент академии без колебаний принял кандидатуру Ломоносова.

    Почти 5 лет длилась заграничная жизнь Михаила Васильевича. Это время, главным образом, было проведено в Марбургском университете в Германии. Студенты слушали лекции по механике, гидравлике, теоретической физике и логике. С большим интересом изучали посланцы северной столицы теоретическую химию, посещали лабораторные занятия по экспериментальной химии, учились ставить опыты, обобщать анализы, делать научно обоснованные выводы и заключения.

    Химия к середине XVIII века становилась едва ли не самой влиятельной и перспективной наукой. Химия казалась наукой реального волшебства, ее торопили, щедро финансировали.

    В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию. Через полгода после возвращения в Петербург 30-летний ученый был назначен адъюнктом Академии по физическому классу.

    Основным направлением в своей научной работе Ломоносов избрал химию. Значение этой дисциплины в связи с развитием промышленного производства возрастало с каждым годом. Но для внедрения химических опытов нужна была экспериментальная база, лаборатория. Михаил Васильевич разработал проект лаборатории и в январе 1742 года передал его на рассмотрение в академию. И только через шесть лет, после его неоднократных просьб и протестов, руководство Петербургской академии согласилось на постройку химической лаборатории. Она была построена и открыта благодаря усилиям Ломоносова в 1748 году.

    Очень печально, что потомки не сумели сохранить до нашего времени ни химической лаборатории, ни дома на Мойке, где размещалась домашняя лаборатория, ни многочисленных приборов, изготовленных собственноручно Ломоносовым. Остался только замечательный лабораторный дневник “Химические и оптические записи”, который раскрывает огромную экспериментальную работу, охватывающую самые разнообразные научные, инструментальные и технические задачи.

    Как гениальный ученый, Ломоносов страстно верил в силу человеческого разума, в познаваемость мира. При этом он определял и верные пути достижения истины. Ломоносов рекомендовал в изучении действительности опираться на опыт, выводить из опыта мысленное рассуждение. “Из наблюдений устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения – есть лучший всех способ к изысканию правды”, - писал он. Данное высказывание свидетельствует о том, что Ломоносов выступал за союз, как мы бы сказали теперь, теории и практики. И в этом источник многих его успехов в сфере научных исследований.

    На первый план здесь надо поставить, вероятно, химические исследования. Михаил Васильевич Ломоносов был самым выдающимся химиком своего времени. Он и официально значился в академии как профессор химии. Химия была его любимицей, страстью, но это, конечно, не каприз, не причуда. Дело в том, что химия, показывающая, как “из нескольких взятых тел порождаются новые”, вела к познанию внутренней структуры веществ, что было (и остается теперь) заветной целью многих наук о неживой материи.

    Но как подступиться к тому, что сокрыто от человеческого глаза за “семью печатями” владычицей-природой? Нужны эксперименты. Эпоха Ломоносова требовала видимых результатов, годных для практического использования в производстве. Этим объясняется настойчивость, с которой Ломоносов добивался открытия при академии химической лаборатории, без которой невозможно проведение даже элементарных химических анализов.

    Еще до постройки лаборатории Михаил Васильевич предложил ряд новых химических решений. Так, он разработал более совершенные способы весового анализа. В диссертации “О действии химических растворителей вообще” (1744) Ломоносов пришел к выводу о том, что растворение металлов в кислоте осуществляется посредством давления воздуха. Получив в свое распоряжение химическую лабораторию, ученый смог подтвердить прежние свои научные догадки и высказать новые.

    В особенности большое значение имеет открытый им закон о сохранении материи, точнее – веса и движения. Обоснование этого закона впервые дано Ломоносовым в письме к Л. Эйлеру. Там он писал: “Но все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования и т.д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому”. В работе “Об отношении количества материи и веса” (1758) и в “Рассуждении о твердости и жидкости тел” (1760) открытый Ломоносовым “всеобщий естественный закон” получил полное обоснование. Обе работы были опубликованы на латинском языке, следовательно, были известны и за пределами России. Но осознать значение сделанного Ломоносовым многие ученые тех лет так и не смогли.

    Не менее ценными были исследования Ломоносова в области физики. Собственно физика и химия в опытах, в теоретических анализах ученого дополняли друг друга. В этом также сказывалось его новаторство как ученого, который не оставлял без внимания никакие стороны эксперимента. В итоге он стал родоначальником новой науки – физической химии.

    До наших дней дошел перечень того, что Михаил Васильевич Ломоносов сам считал наиболее важным среди своих результатов в области естественных наук. На втором месте в этом списке стоят исследования по физической химии и, в особенности, по теории растворов.

    В теории растворов важное значение имеет разделение растворов на такие, при образовании которых теплота выделяется, и на такие, для составления которых нужно затратить тепло. Ломоносов исследовал явления кристаллизации из растворов, зависимость растворимости от температуры и другие явления.

    В основе всех его теоретических заключений были законы постоянства материи и движения.

    Мнение свое о неизменности вещества ученый доказывал химическими опытами. В 1756 году он делает такую запись: “Делал опыты в заплавленных накрепко стеклянных сосудах, чтобы исследовать, прибывает ли вес металлов от чистого жару. Оными опытами нашлось, что … без пропущения внешнего воздуха вес отожженного металла остается в одной мере”. Увеличение веса металла при обжигании он приписывал соединению его с воздухом.

    Записка Ломоносова с перечнем его главных результатов в науке им не окончена, а ее можно было бы продолжать очень долго, перечисляя огромное множество фактов, мыслей, догадок, найденных или высказанных великим ученым в химии, физике, астрономии, метеорологии, геологии, минералогии, географии, истории, языкознании и других науках.

    М.В.ЛОМОНОСОВ КАК ПОЭТ

    Ломоносов стоит впереди на­ших поэтов, как вступление впе­реди книги.

    Н. О. Гоголь

    Как только не называли Ломоносова современники и потомки!.. И “наш Пиндар”, и “наш Цицерон”, и “наш Вергилий”, и “наш Лео­нардо”, и “наш Декарт”, и “наш Галилей”, и “наш Лейбниц”, и “наш Гё­те”, и “наш Франклин”.., Одно слово-энциклопедист! Поневоле за­плутаешь в мировом “пантеоне” подыскивая ему компаньона по бес­смертию.

    В общем-то, в этих и подобных этим определениях не так-то уж много чести Михаиле Васильевичу, ибо их “престижный” смысл, как ни поверни, преобладает над познавательным. Сам Ломоносов, как и положено гению, будто предчувствовал, что его не так поймут, вернее-не то извлекут для себя из его примера. Упреждая всяческую суету вок­руг своего имени, он еще двести с лишним лет назад писал. “Сами свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля, Картезия (т.е. Декарта), Невтона не почитайте. Если же вы мнеих имя дадите, то знайте, что вы холопи, а моя слава падает и с вашею”.

    Ломоносов-просто другой. Ни на кого, кроме самого себя, не похожий. Чего бы стоил его энциклопедизм, если бы сам он не был уникальной личностью?

    Вот почему среди всех доступных Ломоносову сфер культурной деятельности поэзия, его занимает особое, исключительное место. Имен­но в ней наиболее полно отразилось головокружительное многообразиеего творческих и чисто человеческих устремлений. И вот почему прав был К. С. Аксаков, когда в середине прошлого века писал: “Ломоносов был автор, лицо индивидуальное, первый, восставший как лицо из ми­ра национальных песен, в общем национальном характере поглощав­ших индивидуума; он был освободившийся индивидуум в поэтическом мире, с него началась новая полная сфера поэзии, собственно так на­зываемая литература”.

    А ведь в XVIII веке сохранить свое лицо было куда как труд­но...- и в поэзии, где требовалось, прежде всего, умение подражать непререкаемым образцам и соблюдать жесткие правила, предписанные теоретиками... и в жизни, где поэзия еще не заняла подобающего ей места, еще не была обласкана обществом...

    Можно вспомнить, как А. П. Сумароков пытался наставлять Екатерину II в искусстве управлять страной, а она через своих придворных отвечала ему: “Господин Сумароков-поэт и до­вольной связи в мыслях не имеет”. В пушкинской статье “Путешест­вие из Москвы в Петербург” можно прочесть, как часто Сумарокова “дразнили, подстрекали и забавлялись его выходками” и как он стра­дал от этого.

    “Ломоносов был иного покроя,-добавлял Пушкин.-С ним шу­тить было накладно. Он везде был тот же: дома, где все его трепе­тали; во дворце, где он драл за уши пажей; в Академии, где, по свидетельству Шлецера, не смели при нем пикнуть”. Однако ж и Ло­моносову довольно часто приходилось оказываться в таких положе­ниях, когда и его характер проходил, скажем так, суровую “провер­ку на прочность”.

    Можно вспомнить в связи с этим знаменитую комедию примире­ния между непримиримыми литературными врагами-Ломоносовым и тем же Сумароковым, устроенную 19 января 1761 года фаворитом Елизаветы Петровны графом И. И. Шуваловым, который, хоть и счи­тался их “покровителем”, “предстателем”, “российским Меценатом”, не смог устоять перед искусом потешить себя и своих гостей забавной сценкой, где первым в ту пору поэтам России были уготованы отнюдь не возвышенные роли.

    Надо было быть Михайлой Ломоносовым, человеком мощной и не­повторимой индивидуальности, который и в парике оставался помором, потомком вольных новгородцев, чтобы дать просвещенному вель­може отповедь, полную внутреннего благородства, силы и одновремен­но гражданской боли.

    Нынче, в исходе ХХ века, было бы наивно упрекать читателей в прохладном отношении к Ломоносовской поэзии, если в том же 1825 году тот же Пушкин писал: “ … странно жаловаться, что светские люди не читают Ломоносова, и требовать, чтобы человек умерший 70 лет тому назад, оставался и ныне любимцем публики. Как будто нужны для славы великого Ломоносова мелочные почести модного писателя”.

    Кто же спорит: после Пушкина читать Ломоносова трудно. Между прочим, гораздо труднее, чем ломоносовских современников Вольтера и Гёте или других зарубежных поэтов еще более отдаленого времени, с которыми современый писатель может познакомиться в современных добротных переводах. Несмотря на то, что мы сейчас смотрим на Ломоносова как на ученого по преимуществу, душа-то ломоносовская, все по тому же пушкинскому слову, была исполнена страстей. Для такой души обращение к поэзии было совершенно естественно, то есть и неизбежным и благотворным одновременно.

    М.В. ЛОМОНОСОВ КАК ВЫДАЮЩИЙСЯ ХУДОЖНИК

    М.В. Ломоносов обладал незаурядными художествеными способностями. Об этом свидетельствуют егоизвестные мозаичные портреты и картины, которые являются непревзойденными образцами русского мозаичного искусства ХV111 в. Мозаикой древние называли картины, посвященные музам. Как вечны музы, так вечны, должны были быть и эти картины. Поэтому их писали не краской, а набирали из кусочков цветного камня, а затем из кусочков специально сваренного глушенного (непрозрачного) стекла – смальты.

    Систематические уроки рисования Ломоносов начал брать еще в Марбурге. Среди его рукописного наследия еще сохранились ученические рисунки, один из них изображает Каина. Однако подлинный талант Ломоносова-художника раскрылся в мозаичном искусстве. Здесь наиболее четко проявились его научные и художественные дарования.

    В 1745 году канцлер М.И. Воронцов привез из Рима мозаичные произведения. Однако способ изготовления мозаик, широко распространенный в Древней Руси, к ХV111 в. оказался утерянным. Ломоносов поставил задачу возродить в Росии это забытое искусство.

    Постройка в 1748 году химической лаборатории позволила ученому начать большие работы по химии и технлогии силикатов, а так же по теории цветов. Ему удалось в результете больших усилий создать рецептуру смальт и наладить их производство, а так же производство стекляруса и бисера.

    Ломоносов открыл ряд новых составов цветных стекол, в том числе, так называемый “золотой рубин” – винно-красное стекло получаемое на основе добавления в стекольную массу соединений золота. “Золотой рубин” нередко использовался для подделки натуральных рубинов и гранатов. Впервые этот состав был открыт одним из европейских алхимиков, и его держали в большом секрете, используя для изготовления дорогих ювелирных украшений.

    Увлеченный мозаичным искусством, Ломоносов разработал методы отливки и шлифовки смальт, отыскал лучшие рецепты мастики, с помощью которой смальта крепилась на медном подносе. Уже в марте 1752 года он закончил первую художественную мозаичную картину – образ богоматери по картине итальянского живописца Солимены.

    Свое мастерство Ломоносов – художник стремился передать ученикам, которых он отбирал и Рисовальной палаты академии и из других учреждений Петербурга. Вместе с учениками он создает высокохудожественные мозаичные портреты, в том числе несколько изображений Петра 1.

    Желание Ломоносова освободить страну от экспорта ряда изделий из стекла и наладить производство этих предметов заставляет его построить специальную фабрику. В 1752 году он добился от сената разрешения на ее сооружение в окрестностях Ораниенбаума (ныне г. Ломоносов), где были все условия для организации стекольного производства.

    Весной 1753 г. близ деревни Усть-Рудицы началось строительство фабрики, которое было в основном завершено к лету следующего года.

    Археологические раскопки в Усть-Рудице, проведенные в 1949-1953 годах, раскрыли огромный объем производственной деятельности на фабрике цветного стека. Здесь Ломоносов создал единственное в своем роде промышленно-художественное предприятие, решил обширный комплекс производственных задач и, кроме того, вел научно-исследовательские работы, производил метеорологические наблюдения, изучал атмосферное электричество и т.д.

    Начиная строительство фабрики в Усть-Рудице, Ломоносов рассчитывал на большие государственные заказы. Он надеялся широко развернуть мозаичное искусство, готовить монументальные памятники, которые бы прославляли величие России, боевые подвиги и исторические свершения русского народа.

    Но правительственные заказы не поступали. Финансовое положение фабрики было тяжелым. Ее изделия не находили сбыта. Так, за два года и восемь месяцев доход фабрики составил 500 рублей, а на ее постройку и содержание было израсходовано более 9 тысяч рублей.

    В 1758 году не отступая от своих замыслов, Ломоносов разработал проект художественного убранства внутренних стен Петропавловского собора мозаичными картинами, прославляющими ПЕТРА 1. Однако рассмотрение Ломоносовского проекта затянулось на несколько лет. С приходом к властиЕкатерины 11 сановники, поддерживающие Ломоносова, сошли с политической сцены. Все труднее становилось ученому осуществлять свои художественные планы. Несмотря на многочисленные преграды в 1761 году он вместе с помощниками преступил к работе над картиной “Полтавская баталия”. Набор этой грандиозной мозаики проходил в мозаичной мастерской при доме Ломоносова. Смальты для этого панно изготовлялись в Усть-Рудице. В середине 1764 года мозаика “Полтавская баталия” была закончена, и Ломоносов собирался начать изготовление другой картины этой же серии – “Азовской взятие”. Но этот замысел художника остался неосуществленным.

    Отдавая дань художественному творчеству Ломоносова, высоко оценивая созданные им произведения мозаичного искусства, Академия художеств 10 октября 1763 года избрала его почетным членом.

    Вопрос о судьбе мозаичного дела в России, которому Ломоносов отдал много знаний сил и творческих поисков, волновал его. Незадолго до кончины им был составлен “Проект прошения в сенат о лицах, которым может быть доверено мозаичное дело после смерти Ломоносова”.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    М.В. Ломоносов, прожив яркую, полную творческих дерзаний жизнь, оставил глубокий след в науке и художественной литературе, в искусстве и просвещении.

    Еще при жизни имя великого ученого было широко известно на только в России, но и за рубежом. Он был единственным из русских ученых XV111 в., при жизни которого дважды печатались его Собрания сочинений, хотя это была только небольшая часть его трудов. Многие из них еще долгое время оставались неизвестными.

    Враждебное отношение к великому ученому, которое существовало в академических “верхах”, особенно отчетливо проявилось после его кончины. Реакционное руководство академии надеялось похоронить все величайшие заслуги русского ученого с его прахом. Но этого произойти не могло, слишком значительны были научные достижения Ломоносова во всех отраслях знания, слишком прочны оказались традиции, заложенные им в русскую науку.

    Материалистическая устремленность мировоззрения, смелость и решительность в постановке важных научных проблем, постоянная связь теоретических исследований с жизнью, борьба с косностью и рутиной за независимость, честь и достоинство отечественной науки и культуры, высокий патриотизм и беззаветное служение своему народу - эти Ломоносовские традиции были продолжены его учениками и последователями в ХV111 – X1Х вв. Этими традициями проникнута и Российская наука.

    Несмотря на то, что со времени, когда жил и работал великий русский ученый, прошло более двух столетий, его имя живет в памяти народов нашей страны и за рубежом. Его жизнь и деятельности посвящено много книг и статей; его образ запечатлен в произведениях живописи, графики, скульптуры; его имя носят в нашей стране города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы. Имя Ломоносова присвоено открытому Российскими учеными подводному горному хребты в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне луны; экваториальному противотечению в Атлантическом океане. Именем Русского ученого названа одна из малых планет и один из минералов.

    В 1961 году отмечая большие заслуги основоположника отечественной науки, академик М.В. Келдыш писал: “Ломоносов принадлежит к числу величайших деятелей науки и культуры всего человечества…необычайно широкая и плодотворная научная, литературная и общественная деятельность Ломоносова – это целая эпоха в истории отечественной науки и культуры.

    Деятельность Ломоносова была всегда целеустремленно связана с наиболее важными потребностями страны, с ее промышленным, культурным развитием, направлена на ее процветание. Историческое значение Ломоносова состоит т.ж. и в том, что он настойчиво добивался широкого развития образования в России, привлечения в науку способных людей из народа показав на личном примере на какие подвиги способны люди ради Родины…”

    История, конечно, не повторяется. И, вероятно, уже не будет людей с таким универсальным диапазоном научной деятельности, как у Ломоносова. Науки сейчас ушли далеко вперед, и одному человеку просто невозможно достичь вершин одновременно в нескольких областях познания. И всегда Михаил Васильевич Ломоносов – ученый, философ, поэт – будет вызывать глубокий интерес как личность, продемонстрировавшая силу человеческого разума, как борец с тьмой и невежеством.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Энциклопедический словарь юного художника. Москва “Педагогика” 1983 год.

    2. Энциклопедический словарь юного химика. Москва “Педагогика” 1983 год.

    3. Поэтическая Россия. “М.В. Ломоносов”. Москва “Советская Россия” 1984 год.

    4. “Московский университет в воспоминаниях современников”. Москва “Современник” 1989 год.

    5. Сборник Ученые школьнику. А.Ю. Ишлинский Г.Е. Павлова. М.В. “Ломоносов – великий русский ученый”. Москва “Педагогика” 1986 год.

    ВВЕДЕНИЕ

    Возрождение (франц. Renaissance, итал. Rinascimento) -- это эпоха больших экономических и социальных преобразований в жизни многих государств Европы, эпоха радикальных изменений в идеологии и культуре, эпоха гуманизма и просвещения.

    В этот исторический период в различных областях жизнедеятельности человеческого общества возникают благоприятные условия для небывалого взлета культуры. Развитие науки и техники, великие географические открытия, перемещение торговых путей и появление новых торговых и промышленных центров, включение в сферу производства новых источников сырья и новых рынков существенно расширяло и изменяло представление человека об окружающем мире. Высокого расцвета достигают наука, литература, искусство.

    Эпоха Возрождения дала человечеству целый ряд выдающихся ученых, мыслителей, изобретателей, путешественников, художников, поэтов, деятельность которых внесла колоссальный вклад в развитие общечеловеческой культуры.

    В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную личность, как основателя искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи. Феноменальная исследовательская мощь Леонардо да Винчи проникала во все области науки и искусства. Даже спустя столетия исследователи его творчества изумляются гениальности прозрений величайшего мыслителя. Леонардо да Винчи был художником, скульптором, архитектором, философом, историком, математиком, физиком, механиком, астрономом, анатомом.

    Художник и ученый

    Леонардо да Винчи (1452--1519) -- одна из загадок в истории человечества. Его разносторонний гений непревзойденного художника, великого ученого и неутомимого исследователя во все века повергал человеческий разум в смятение.

    "Леонардо да Винчи - титан, существо почти сверхъестественное, обладатель настолько разностороннего таланта и такого широкого круга познаний, что его просто не с кем сравнить в истории искусств".

    Для самого Леонардо да Винчи наука и искусство были слиты воедино. Отдавая в "споре искусств" пальму первенства живописи, он считал ее универсальным языком, наукой, которая подобно математике в формулах отображает в пропорциях и перспективе все многообразие и разумное начало природы. Оставленные Леонардо да Винчи около 7000 листов научных записок и поясняющих рисунков являются недосягаемым образцом синтеза и искусства.

    Задолго до Бэкона он высказал великую истину, что основа науки - это прежде всего опыт и наблюдение. Специалист по математике и механике, он первый изложил теорию сил, действующих на рычаг в косвенном направлении. Занятия астрономией и великие открытия Колумба привели Леонардо к мысли о вращении земного шара. Специально занимаясь анатомией ради живописи, он разобрался в предназначении и функциях радужной оболочки глаза. Леонардо да Винчи изобрел камеру-обскуру, проводил гидравлические опыты, вывел законы падения тел и движения по наклонной плоскости, имел ясное представление о дыхании и горении и выдвинул геологическую гипотезу о движении материков. Уже одних этих заслуг было бы достаточно для того, чтобы считать Леонардо да Винчи выдающимся человеком. Но если учесть, что ко всему, кроме скульптуры и живописи, он относился несерьезно, а в этих искусствах проявил себя как настоящий гений, то станет понятно, почему он произвел такое ошеломляющее впечатление на последующие поколения. Его имя вписано на страницы истории искусств рядом с Микеланджело и Рафаэлем, но беспристрастный историк отведет ему не менее значимое место в истории механики и фортификации.

    При всех обширных научных и художественных занятиях, у Леонардо да Винчи хватало времени и на изобретение различных "несерьезных" приспособлений, которыми он развлекал итальянскую аристократию: летающих птичек, надувающихся пузырей и кишок, фейерверков. А еще он руководил проведением каналов из реки Арно; строительством церквей и крепостей; артиллерийскими орудиями при осаде Милана французским королем; всерьез занимаясь искусством фортификации, он успел тем не менее параллельно сконструировать необыкновенно гармоничную серебряную 24-струнную лиру.

    "Леонардо да Винчи -- это единственный художник, о котором можно сказать, что все, к чему прикасалась его рука, становилось вечной красотой. Структура черепа, фактура ткани, напряженный мускул... -- все это выполнено с удивительным чутьем на линии, цвет и освещенность превращены в истинные ценности" (Бернард Беренсон, 1896).

    В его работах вопросы искусства и науки практически неразделимы. В "Трактате о живописи", например, он добросовестно начинал излагать советы молодым художникам, как правильно воссоздавать на холсте материальный мир, потом незаметно переходил к рассуждениям о перспективе, пропорциях, геометрии и оптике, затем об анатомии и механике (причем к механике как одушевленных, так и неодушевленных объектов) и, в конце концов, к мыслям о механике Вселенной в целом. Очевидным представляется стремление ученого создать своеобразный справочник -- сокращенное изложение всех технических знаний, и даже распределить их по их важности, как он себе это представлял. Его научный метод сводился к следующему: 1) внимательное наблюдение; 2) многочисленные проверки результатов наблюдения с разных точек зрения; 3) зарисовка предмета и явления, возможно более искусная, так чтобы они могли быть увидены всеми и поняты с помощью коротких сопроводительных пояснений.

    Для Леонардо да Винчи искусство всегда было наукой. Заниматься искусством значило для него производить научные выкладки, наблюдения и опыты. Связь живописи с оптикой и физикой, с анатомией и математикой заставляла Леонардо становится ученым.

    Министерство образования и науки РФ

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    "Тверской государственный технический университет"

    (ГОУ ВПО "ТГТУ")

    по дисциплине "История науки"

    на тему: "Леонардо да Винчи - великий учёный и инженер"

    Выполнила: студентка I курса

    ФАС АУ АТП 1001

    Иванова Татьяна Любомировна

    Тверь, 2010 год

    I. Введение

    II. Основная часть

    1. Художник и ученый

    2. Леонардо да Винчи - гениальный изобретатель

    . "Лучше быть лишенным движения, чем устать приносить пользу"

    3.1 Летательные аппараты

    3.2 Гидравлика

    3 Автомобиль

    4 Леонардо да Винчи как пионер нанотехнологий

    5 Другие изобретения Леонардо

    Заключение

    Список литературы

    Приложение

    I. ВВЕДЕНИЕ

    Возрождение (франц. Renaissance, итал. Rinascimento) - это эпоха больших экономических и социальных преобразований в жизни многих государств Европы, эпоха радикальных изменений в идеологии и культуре, эпоха гуманизма и просвещения.

    В этот исторический период в различных областях жизнедеятельности человеческого общества возникают благоприятные условия для небывалого взлета культуры. Развитие науки и техники, великие географические открытия, перемещение торговых путей и появление новых торговых и промышленных центров, включение в сферу производства новых источников сырья и новых рынков существенно расширяло и изменяло представление человека об окружающем мире. Высокого расцвета достигают наука, литература, искусство.

    Эпоха Возрождения дала человечеству целый ряд выдающихся ученых, мыслителей, изобретателей, путешественников, художников, поэтов, деятельность которых внесла колоссальный вклад в развитие общечеловеческой культуры.

    В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную личность, как основателя искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи. Феноменальная исследовательская мощь Леонардо да Винчи проникала во все области науки и искусства. Даже спустя столетия исследователи его творчества изумляются гениальности прозрений величайшего мыслителя. Леонардо да Винчи был художником, скульптором, архитектором, философом, историком, математиком, физиком, механиком, астрономом, анатомом.

    II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    1. Художник и ученый

    Леонардо да Винчи (1452-1519) - одна из загадок в истории человечества. Его разносторонний гений непревзойденного художника, великого ученого и неутомимого исследователя во все века повергал человеческий разум в смятение.

    "Леонардо да Винчи - титан, существо почти сверхъестественное, обладатель настолько разностороннего таланта и такого широкого круга познаний, что его просто не с кем сравнить в истории искусств".

    Для самого Леонардо да Винчи наука и искусство были слиты воедино. Отдавая в "споре искусств" пальму первенства живописи, он считал ее универсальным языком, наукой, которая подобно математике в формулах отображает в пропорциях и перспективе все многообразие и разумное начало природы. Оставленные Леонардо да Винчи около 7000 листов научных записок и поясняющих рисунков являются недосягаемым образцом синтеза и искусства.

    Задолго до Бэкона он высказал великую истину, что основа науки - это прежде всего опыт и наблюдение. Специалист по математике и механике, он первый изложил теорию сил, действующих на рычаг в косвенном направлении. Занятия астрономией и великие открытия Колумба привели Леонардо к мысли о вращении земного шара. Специально занимаясь анатомией ради живописи, он разобрался в предназначении и функциях радужной оболочки глаза. Леонардо да Винчи изобрел камеру-обскуру, проводил гидравлические опыты, вывел законы падения тел и движения по наклонной плоскости, имел ясное представление о дыхании и горении и выдвинул геологическую гипотезу о движении материков. Уже одних этих заслуг было бы достаточно для того, чтобы считать Леонардо да Винчи выдающимся человеком. Но если учесть, что ко всему, кроме скульптуры и живописи, он относился несерьезно, а в этих искусствах проявил себя как настоящий гений, то станет понятно, почему он произвел такое ошеломляющее впечатление на последующие поколения. Его имя вписано на страницы истории искусств рядом с Микеланджело и Рафаэлем, но беспристрастный историк отведет ему не менее значимое место в истории механики и фортификации.

    При всех обширных научных и художественных занятиях, у Леонардо да Винчи хватало времени и на изобретение различных "несерьезных" приспособлений, которыми он развлекал итальянскую аристократию: летающих птичек, надувающихся пузырей и кишок, фейерверков. А еще он руководил проведением каналов из реки Арно; строительством церквей и крепостей; артиллерийскими орудиями при осаде Милана французским королем; всерьез занимаясь искусством фортификации, он успел тем не менее параллельно сконструировать необыкновенно гармоничную серебряную 24-струнную лиру.

    "Леонардо да Винчи - это единственный художник, о котором можно сказать, что все, к чему прикасалась его рука, становилось вечной красотой. Структура черепа, фактура ткани, напряженный мускул... - все это выполнено с удивительным чутьем на линии, цвет и освещенность превращены в истинные ценности" (Бернард Беренсон, 1896).

    В его работах вопросы искусства и науки практически неразделимы. В "Трактате о живописи", например, он добросовестно начинал излагать советы молодым художникам, как правильно воссоздавать на холсте материальный мир, потом незаметно переходил к рассуждениям о перспективе, пропорциях, геометрии и оптике, затем об анатомии и механике (причем к механике как одушевленных, так и неодушевленных объектов) и, в конце концов, к мыслям о механике Вселенной в целом. Очевидным представляется стремление ученого создать своеобразный справочник - сокращенное изложение всех технических знаний, и даже распределить их по их важности, как он себе это представлял. Его научный метод сводился к следующему: 1) внимательное наблюдение; 2) многочисленные проверки результатов наблюдения с разных точек зрения; 3) зарисовка предмета и явления, возможно более искусная, так чтобы они могли быть увидены всеми и поняты с помощью коротких сопроводительных пояснений.

    Для Леонардо да Винчи искусство всегда было наукой. Заниматься искусством значило для него производить научные выкладки, наблюдения и опыты. Связь живописи с оптикой и физикой, с анатомией и математикой заставляла Леонардо становится ученым.

    2. Леонардо да Винчи - гениальный изобретатель

    Леонардо да Винчи обогатил мировоззрение Возрождения идеей ценности науки: математики и естествознания. Рядом с эстетическими интересами - и выше их - он поставил научные.

    В центре его научных конструкций - математика. "Никакое человеческое исследование не может претендовать на название истинной науки, если оно не пользуется математическими доказательствами". "Нет никакой достоверности там, где не находит приложения одна из математических наук, или там, где применяются науки, не связанные с математическими". Не случайно наполнял он свои тетради математическими формулами и вычислениями. Не случайно пел гимны математике и механике. Никто не почуял острее, чем Леонардо, ту роль, которую в Италии пришлось сыграть математике в десятилетия, протекшие между его смертью и окончательным торжеством математических методов в работах Галилея.

    Материалы у него были собраны и в значительной мере научно обработаны по самым разнообразным дисциплинам: по механике, по астрономии, по космографии, по геологии, по палеонтологии, по океанографии, по гидравлике, по гидростатике, по гидродинамике, по различным отраслям физики (оптика, акустика, териология, магнетизм), по ботанике, по зоологии, по анатомии, по перспективе, по живописи, по грамматике, по языкам.

    В его записях есть такие удивительные положения, которые во всех своих выводах раскрыты только зрелой наукой второй половины XIX века и позднее. Леонардо знал, что "движение есть причина всякого проявления жизни" (il moto e causa d"ogni vita), ученый открыл теорию скорости и закон инерции - основные положения механики. Он изучил падение тел по вертикальной и наклонной линии. Он анализировал законы тяжести. Он установил свойства рычага как простой машины, самой универсальной.

    Если не раньше Коперника, то одновременно с ним и независимо от него он понял основные законы устройства вселенной. Он знал, что пространство беспредельно, что миры бесчисленны, что Земля - такое же светило, как и другие, и движется подобно им, что она "не находится ни в центре круга Солнца, ни в центре вселенной". Он установил, что "Солнце не движется"; это положение записано у него, как особенно важное, крупными буквами. Он имел правильное представление об истории Земли и о ее геологическом строении.

    Леонардо да Винчи обладал весьма солидной научной подготовкой. Он был, без сомнения, отличный математик, и, что весьма любопытно, он первый в Италии, а может быть и в Европе, ввел в употребление знаки + (плюс) и - (минус). Он искал квадратуру круга и убедился в невозможности решения этой задачи, то есть, выражаясь точнее, в несоизмеримости окружности круга с его диаметром. Леонардо изобрел особый инструмент для черчения овалов и впервые определил центр, тяжести пирамиды. Изучение геометрии позволило ему впервые создать научную теорию перспективы, и он был одним из первых художников, писавших пейзажи, сколько-нибудь соответствующие действительности.

    Более других областей науки занимали Леонардо да Винчи различные отрасли механики. Ученый также известен как гениальный усовершенствователь и изобретатель, одинаково сильный и в теории, и в практике. Теоретические выводы Леонардо да Винчи в области механики поражают своей ясностью и обеспечивают ему почетное место в истории этой науки, в которой он является звеном, соединяющим Архимеда с Галилеем и Паскалем.

    С замечательной ясностью излагает ученый-художник в общих, крупных чертах, теорию рычага, поясняя ее рисунками; не остановившись на этом, он дает чертежи, относящиеся к движению тел по наклонной плоскости, хотя, к сожалению, не поясняет их текстом. Из чертежей, однако, ясно, что Леонардо да Винчи на 80 лет опередил голландца Стевина и что он уже знал, в каком отношении находятся веса двух грузов, расположенных на двух смежных гранях треугольной призмы и соединенных между собою посредством нити, перекинутой через блок. Леонардо исследовал также задолго до Галилея продолжительность времени, необходимого для падения тела, спускающегося по наклонной плоскости и по различным кривым поверхностям или разрезам этих поверхностей, то есть линиям.

    Еще более любопытны общие начала, или аксиомы, механики, которые пытается установить Леонардо. Многое здесь неясно и прямо неверно, но встречаются мысли, положительно изумляющие у писателя конца XV века. "Ни одно чувственно воспринимаемое тело,- говорит Леонардо,- не может двигаться само собою. Его приводит в движение некоторая внешняя причина, сила. Сила есть невидимая и бестелесная причина в том смысле, что не может изменяться ни по форме, ни по напряжению. Если тело движимо силой в данное время и проходит данное пространство, то та же сила может подвинуть его во вдвое меньшее время на вдвое меньшее пространство. Всякое тело оказывает сопротивление в направлении своего движения. (Здесь почти угадан Ньютонов закон действия, равного противодействию). Свободно падающее тело в каждый момент своего движения получает известное приращение скорости. Удар тел есть сила, действующая в течение весьма недолгого времени".

    Еще более отчетливы и замечательны воззрения Леонардо да Винчи на волнообразное движение. Чтобы пояснить движение частиц воды, Леонардо да Винчи начинает с классического опыта новейших физиков, то есть бросает камень, производя круги на поверхности воды. Он дает чертеж таких концентрических кругов, затем бросает два камня, получает две системы кругов и задается вопросом, что произойдет, когда обе системы встретятся? "Отразятся ли волны под равными углами? - спрашивает Леонардо и прибавляет.- Это великолепнейший (bellissimo) вопрос". Затем он говорит: "Таким же образом можно объяснить движение звуковых волн. Волны воздуха удаляются кругообразно от места своего происхождения, один круг встречает другой и проходит далее, но центр постоянно остается на прежнем месте".

    Этих выписок достаточно, чтобы убедиться в гениальности человека, в конце XV века положившего основание волнообразной теории движения, которая получила полное признание лишь в XIX столетии.

    3. "Лучше быть лишенным движения, чем устать приносить пользу"

    Леонардо да Винчи - гений, чьи изобретения, безраздельно принадлежат как прошлому, настоящему, так и будущему человечества. Он жил, опережая время, и если хотя бы малая часть того, что он изобрел, была воплощена в жизнь, то история Европы, а возможно и мира, была бы другой: уже в 15 веке мы разъезжали бы на автомобилях и пересекали бы моря на подводных лодках.

    Историки техники насчитывают сотни изобретений Леонардо, рассеянных по его тетрадям в виде чертежей, иногда с короткими выразительными ремарками, но часто без единого слова пояснения, как если бы стремительный полет фантазии изобретателя не позволял ему останавливаться на словесных разъяснениях.

    Остановимся на некоторых наиболее известных изобретения Леонардо.

    3.1 Летательные аппараты

    "Большая птица начинает своей первый полет со спины исполинского лебедя, наполняя вселенную изумлением, наполняя молвой о себе все писания, вечной славой гнездо, где она родилась".

    Наиболее дерзновенной мечтой Леонардо-изобретателя, без сомнения, был полет человека.

    Одной из самых первых (и самых известных) зарисовок на эту тему является схема устройства, которое в наше время принято считать прототипом вертолета. Леонардо предлагал сделать из тонкого льна, пропитанного крахмалом, воздушный винт диаметром 5 метров. Он должен был приводиться в движение четырьмя людьми, вращающими рычаги по кругу. Современные специалисты утверждают, что мускульной силы четырех человек не хватило бы для поднятия данного устройства в воздух (тем более что даже в случае подъема эта конструкция стала бы вращаться вокруг своей оси), однако если бы в качестве "двигателя" использовалась, например, мощная пружина, такой "вертолет" был бы способен на полет - пускай и кратковременный.

    Вскоре Леонардо охладел к винтовым летательным аппаратам и переключил внимание на механизм полета, который успешно работал уже миллионы лет, - крыло птицы. Леонардо да Винчи был убежден, что "человек, преодолевающий сопротивление воздуха с помощью больших искусственных крыльев, может подняться в воздух. Лишь бы члены ее были большей стойкости, способные противостоять стремительности и импульсу спуска связками из прочной дубленой кожи и сухожилиями из сырцового шелка. И пусть никто не возится с железным материалом, потому что последний быстро ломается на изгибах или изнашивается".

    Леонардо думал о полете с помощью ветра, т. е. о парящем полете, справедливо заметив, что в этом случае требуется меньше усилий для удержания и продвижения в воздухе. Он разработал конструкцию планера, прикреплявшегося к спине человека так, чтобы последний мог балансировать в полете. Пророческим оказался чертеж устройства, которое сам Леонардо описывал так: "Если у вас есть достаточно льняной ткани, сшитой в пирамиду с основанием в 12 ярдов (примерно 7 м 20 см), то вы сможете прыгать с любой высоты без всякого вреда для своего тела".

    Мастер сделал эту запись в промежутке между 1483 и 1486 годом. Несколько веков спустя такое устройство получило название "парашют" (от греческого para - "против" и французского "chute" - падение). Эту идею Леонардо довел до логического конца лишь русский изобретатель Котельников, создавший в 1911 году первый ранцевый спасательный парашют, крепившийся к спине пилота.

    3.2 Гидравлика

    Леонардо да Винчи начал интересоваться гидравликой, работая в мастерской Вероккио во Флоренции, занимаясь фонтанами. Будучи главным инженером герцога, Леонардо да Винчи разрабатывал вопросы гидравлики для использования в сельском хозяйстве и обеспечения энергией машин и мельниц. "Вода, движущаяся в реке, или призываемая, или гонима, или движется сама. Если гонима - кто тот, кто гонит ее? Если призываема или требуема - кто требующий".

    Леонардо часто использовал деревянные или стеклянные модели каналов, в которых он окрашивал создаваемые потоки воды, отмечал их маленькими буйками, чтобы удобнее было следить за течением. Результаты этих экспериментов нашли свое практическое применение в решении проблем канализации. Среди его рисунков - порты, затворы и шлюзы с раздвижными дверями. Леонардо да Винчи даже планировал прорыть судоходный канал, отводящий р. Арно, чтобы связать Флоренцию с морем через Прато, Пистойю и Серраваль. Другой гидравлический проект был задуман для Ломбардии и Венеции. Он предполагал затопление долины Исонцо в случае турецкого вторжения. Существовал и план осушения Понтинских топей (о чем советовался с Леонардо да Винчи папа Медичи Лео Х).

    Леонардо да Винчи создавал спасательные круги и противогазы как для военных, так и для практических нужд. Имитируя очертания рыбы, он совершенствовал форму корпуса корабля для увеличения его быстроходности, для этой же цели он использовал на нем устройство, управляющее веслами. Для военных нужд Леонардо да Винчи изобрел двойную обшивку корабля, способную противостоять обстрелу, а также потайное приспособление для установки корабля на якорь. Эту задачу решали при помощи водолазов, которые опускались под воду в специальных костюмах или на несложных подводных лодках.

    Для ускорения плавания ученый разработал схему перепончатых перчаток, которые со временем превратились в общеизвестные ласты.

    Одна из самых необходимых вещей для обучения человека плаванию - спасательный круг. Это изобретение Леонардо осталось практически без изменений.


    3.3 Автомобиль

    Именно в голове Леонардо да Винчи родилась идея автомобиля. К сожалению, чертежи кузова не были до конца прорисованы, потому что во время разработки своего проекта мастер был очень увлечен двигателем и ходовой частью.

    На этом знаменитом рисунке прототип современного автомобиля. Самодвижущаяся трехколесная телега движется с помощью сложного арбалетного механизма, который передает энергию приводам, соединенным с рулем. Задние колеса имеют дифференцированные приводы и могут двигаться независимо. Кроме большого переднего колеса, было еще одно - маленькое, поворотное, которое размещалось на деревянном рычаге. Первоначально это транспортное средство предназначалось для увеселения королевского двора и относилось к тому ряду самодвижущихся машин, которые были созданы другими инженерами средневековья и Возрождения.

    Сегодня словом "экскаватор" ни кого не удивишь. Но вряд ли кто задумывался над историей создания этой универсальной машины. Экскаваторы Леонардо были предназначены скорее для подъема и транспортировки вырытого материала. Это облегчало труд рабочих. Экскаватор устанавливался на рельсы и, по мере продвижения работ, передвигался вперед при помощи винтового механизма на центральном рельсе.

    3.4 Леонардо да Винчи как пионер нанотехнологий

    художник винтовой гидравлический пила

    Группа исследователей из лаборатории Центра исследований и реставрации музеев Франции под руководством Филиппа Вальтера однажды нагрянула в Лувр и, отодвинув музейных работников в сторону, провела рентгенофлюоресцентный анализ работ Леонардо да Винчи. Под лучи портативного рентгеновского аппарата попали семь портретов кисти великого мастера, включая "Мону Лизу".

    Анализ позволил определить толщину отдельных слоёв краски и лака на картинах и выяснить некоторые особенности техники живописи сфумато (sfumato - ит. "расплывчатый, размытый"), позволявшей смягчать переход между светлыми и темными участками на картине и создавать правдоподобные тени. Собственно, сфумато - это и есть изобретение да Винчи, и именно он достиг в этой технике наибольших высот.

    Как оказалось, Леонардо использовал лак и краску с уникальными добавками. Но самое главное - да Винчи был в состоянии наносить глизаль (лессировку) слоем толщиной в 1-2 микрона. Суммарная толщина всех слоев лака и краски на портретах кисти Леонардо не превышает 30-40 мкм; однако преломление лучей света в различных прозрачных и полупрозрачных слоях создаёт мощный эффект объёма и глубины. Любопытно, что современные покрытия для экранов, формирующие стереоскопический эффект, устроены по тому же принципу (см. Приложение).

    Вопрос о том, каким образом Леонардо удавалось наносить краску и лак столь тонким слоем (до 1/1000 миллиметра!), исследование оставило открытым. Дополнительно интригует тот факт, что следов от мазков и тем более отпечатков пальцев ни в одном слое картин обнаружено не было.

    3.5 Другие изобретения Леонардо

    Теоретический вклад Леонардо в науку содержится в его исследованиях по "тяжести, силе, давлению и удару... детям движения...". Остались его рисунки составных частей механизмов и устройств для передачи движения. Пять основных типов механизмов известны с античных времен: лебедка, рычаг, блок (ворот), клин и винт. Леонардо применял их в сложных устройствах, автоматизирующих различные операции. Особое внимание он уделял винтам: "О природе винта и его применении, о том, сколько вечных винтов можно изготовить и как дополнить их зубчатыми колесами"

    С проблемой трансмиссии движения тесно связаны исследования трения, которые привели к появлению подшипников, применяемых и в наши дни. Леонардо испытывал подшипники, сделанные из антифрикционного материала (сплава меди и жести), и в конечном итоге остановился на разнообразных шарикоподшипниках - прообразах современных.

    Упомянем еще наиболее известные изобретения Леонардо: приспособления для преобразования и передачи движения (например, стальные цепные передали, и сейчас применяемые в велосипедах); простые и переплетенные ременные передачи; различного вида сцепления (конические, спиральные, ступенчатые); роликовые опоры для уменьшения трения; двойное соединение, называемое теперь "кардановым" и применяемое в автомобилях; различные станки (например, точный станок для автоматического нанесения насечки или молотобойная машина для формовки слитков золота); приспособление (приписывавшееся Челлини) для улучшения четкости чеканки монет; скамья для опытов над трением; подвеска осей на расположенных вокруг нее подвижных колесах для уменьшения трения при вращении (это приспособление, вновь изобретенное Атвудом в конце XVIII века, привело к современным шариковым и роликовым подшипникам); приспособление для опытной проверки сопротивления металлических нитей растяжению; многочисленные ткацкие машины (например, стригальная, сучильная, чесальная); механический ткацкий станок и прядильная машина для шерсти; боевые машины для ведения войны ("жесточайшего помешательства", как он ее называл); различные замысловатые музыкальные инструменты.

    Как ни странно, лишь одно изобретение да Винчи получило признание при его жизни - колесцовый замок для пистолета, который заводился ключом. Сначала этот механизм был мало распространён, но уже к середине XVI века приобрёл популярность у дворян, особенно в кавалерии, что даже отразилось на конструкции латы: доспехи ради стрельбы из пистолетов стали делать с перчатками вместо рукавиц. Колесцовый замок для пистолета, изобретённый Леонардо да Винчи, был настолько совершенен, что продолжал встречаться и в XIX веке.

    Но, как это часто бывает, признание к гениям приходит спустя века: многие его изобретения были дополнены и модернизированы, а сейчас используются в повседневной жизни.

    Архимедовы винты и водяные колеса

    Гидравлическая пила

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В истории науки, являющейся историей человеческого познания, важны люди, совершающие революционные открытия. Без этого фактора история науки превращается в каталог или инвентарную книгу открытий. Самым ярким примером этого и является Леонардо да Винчи.

    Леонардо да Винчи - итальянский художник, скульптор, архитектор, ученый, инженер, естествоиспытатель. Его необычайная и разносторонняя одаренность вызывала изумление и восхищение современников, видевших в нем живое воплощение идеала гармонически развитого совершенного человека. Во всех своих начинаниях он был исследователем и первооткрывателем, и это самым непосредственным образом сказалось на его искусстве. Он оставил после себя немного произведений, но каждое из них явилось этапом в истории культуры. Ученый известен также как разносторонний ученый. О масштабе и уникальности дарования Леонардо да Винчи позволяют судить его рисунки, занимающие в истории искусства одно из почетных мест. С рисунками Леонардо да Винчи, зарисовками, набросками, схемами неразрывно связаны не только рукописи, посвященные точным наукам. Леонардо да Винчи принадлежат многочисленные открытия, проекты и экспериментальные исследования в математике, механике, других естественных наук.

    Искусство Леонардо да Винчи, его научные и теоретические исследования, уникальность его личности прошли через всю историю мировой культуры и науки, оказали на нее огромное влияние.

    Легендарная слава Леонардо прожила столетия и до сих пор не только не померкла, но разгорается всё ярче: открытия современной науки снова и снова подогревают интерес к его инженерным и научно-фантастическим рисункам, к его зашифрованным записям. Особо горячие головы даже находят в набросках Леонардо чуть ли не предвидение атомных взрывов.

    Леонардо верил в идею homo faber, человека - творца новых орудий, новых вещей, которых не было в природе. Это не противление человека природе и ее законам, а творческая деятельность на основе тех же самых законов, ибо человек - "величайшее орудие" той же самой природы. Разливам рек могут быть противопоставлены плотины, искусственным крыльям суждено поднять человека в воздух. В этом случае уже нельзя сказать, что человеческие силы расточаются даром и бесследно тонут в потоке времени, "разрушителя вещей". Тогда наоборот нужно будет сказать: "Несправедливо жалуются люди на бег времени, виня его в чрезмерной быстроте, не замечая, что протекание его достаточно медленно". И тогда будут оправданы слова Леонардо, которые он написал на 34-м листе "кодекса Тривульцио":

    Хорошо прожитая жизнь - долгая жизнь.

    La vita bene spesa longa `e.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Аршинов, В. И., Буданов В.Г. Когнитивные основания синергетики. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. - М., 2002, С. 67-108.

    2. Волошинов, А.В. Математика и искусство. - М., 1992, 335 с.

    Гастеев А.А. Леонардо да Винчи. Жизнь замечательных людей. - М.: Молодая гвардия, 1984, 400 с.

    Гнедич П.И. История искусств. Высокое Возрождение. - М.: Изд-во Эксмо, 2005, 144 с.

    Зубов В.П. Леонардо да Винчи. - Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1962, 372 с.

    Каминг Р. Художники: жизнь и творчество 50 знаменитых живописцев. - М., 1999, 112 с.

    7. КОМПЬЮЛЕНТА. Наука и техника / Прикладные исследования / <#"526349.files/image003.gif">


    Многие выдающиеся ученые ценили искусство и Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке.


    "Для Пифагора музыка была произ­водной от божественной науки мате­матики, и ее гармонии жестко конт­ролировались математическими про­порциями. Пифагорейцы утвержда­ли, что математика демонстрирует точный метод, которым Бог устано­вил и утвердил Вселенную, Числа, следовательно, предшествуют гармо­нии, так как их неизменные законы управляют всеми гармоническими пропорциями. После открытия этих гармонических соотношений Пифа­гор постепенно посвятил своих по­следователей в это учение, как в вы­сшую тайну своих Мистерий. Он раз­ делил множественные части творения на большое число плоскостей или сфер, каждой из которых он приписал тон, гармонический интервал, число, имя, цвет и форму. Затем он перешел к доказательству точности его дедукций, демонстрируя их на различных плоскостях разума и суб­станций, начиная с самых абстракт­ных логических посылок и кончая наиболее конкретными геометриче­скими телами. Из общего факта со­гласованности всех этих различных методов доказательства он установил безусловное существование опреде­ленных естественных законов."




    Французский физик XIX в. Пьер Кюри Французский физик XIX в. Пьер Кюри Французский физик XIX в. Пьер Кюри провел исследования по симметрии кристаллов. Он обнаружил интересную и важную для науки и искусства вещь: частичное отсутствие симметрии порождает развитие предмета, в то время как полная симметрия стабилизирует его вид и состояние. Это явление было названо диссимметрией (не симметрия). Закон Кюри гласит: диссимметрия творит явление.


    Фракта́л (лат. fractus дроблёный, сломанный, разбитый) сложная геометрическая фигура, обладающая свойством самоподобия, то есть составленная из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком. В более широком смысле под фракталами понимают множества точек в евклидовом пространстве, имеющие дробную метрическую размерность либо метрическую размерность, отличную от топологической.


    Голландский художник и геометр Мауриц Эшер () на основе антисимметрии строил свои декоративные работы. «День и ночь»



    СИММЕ́ТРИЯ СИММЕ́ТРИЯ (греч. symmetria "соразмерность",СИММЕ́ТРИЯ (греч. symmetria "соразмерность", от syn "вместе" и metreo "измеряю") основополагающий принцип самоорганизации материальных форм в природе и формообразования в искусстве. Закономерное расположение частей формы относительно центра или главной оси.Уравновешенность, правильность, согласованность частей, объединенных в целое.от syn "вместе" и metreo "измеряю") основополагающий принцип самоорганизации материальных форм в природе и формообразования в искусстве. Закономерное расположение частей формы относительно центра или главной оси.Уравновешенность, правильность, согласованность частей, объединенных в целое.


    Изучение проблем оптического восприятия натолкнуло французского живописца Робера Делоне () в начале ХХ в. на идею образования характерных кругообразных поверхностей и плоскостей, которые, создавая разноцветную бурю, динамично овладевали пространством картины.


    Под влиянием открытий радиоактивности и ультрафиолетовых лучей в науке русский художник Михаил Федорович Ларионов () в 1912 г. основал одно из первых в России абстрактных течений лучизм. Он считал, что изображать надо не сами предметы, а идущие от них энергетические потоки, представляемые в виде лучей.


    Русский художник Павел Николаевич Филонов () выполнил в 20-е гг. ХХ в. графическую композицию одну из «формул Вселенной». В ней он предугадал движение субатомных частиц, с помощью которых современные физики пытаются найти формулу мироздания.

    Леонардо да Винчи (полное имя - Леонардо ди сер Пьер да Винчи) появился на свет в 1452 г. в селении Анкиано, что близ Флоренции, в семье нотариуса и крестьянки. В детстве будущего творца разлучили с матерью, её образ он всю жизнь стремился воссоздать в своих полотнах.

    Искусство

    Современному поколению Леонардо известен, прежде всего, как художник. При том, что итальянский гений считал себя именно учёным. В живописи он работал немного, но успел внести огромный вклад в развитие изобразительного искусства. Леонардо да Винчи сумел создать новую живописную технику. До него пейзаж на картине был вторичен, линия чётко очерчивала предмет, холст представлял собой раскрашенный рисунок. Леонардо же сумел увидеть и запечатлеть размытую линию, показать явление рассеяния света в воздухе.

    Самые известные картины художника: «Мона Лиза», «Дама с горностаем», «Иоанн Креститель».

    Наука и инженерия

    Как конструктор Леонардо да Винчи во многом опередил свою эпоху. Он создал немало проектов, ставших прообразами выдающихся достижений в последующие столетия. При жизни же мастера признание получило только одно изобретение инженера - колесцовый замок для пистолета.

    Особенно интересовали Леонардо проблемы полёта. Он детально изучал летательный механизм птиц разных пород, был уверен, что изобретёт-таки выдающийся летательный аппарат. Первая идея аэроплана принадлежит именно ему.

    Руке выдающегося учёного своего времени принадлежит и схема зрительной трубы (телескопа). Приписывают Леонардо да Винчи и такие изобретения, как парашют, катапульта, робот, прожектор, велосипед и даже танк.

    Медицина и анатомия

    Немало интересовало этого талантливого человека и строение человеческого тела. За свою жизнь Леонардо сделал тысячу заметок и рисунков, посвящённых анатомии, но издать их ему так и не удалось. Мастер делал вскрытие животных и людей, описывал строение организма в мельчайших деталях. Специалисты утверждают: эти записки Леонардо настолько уникальны, что опережают своё время на триста лет.

    Гения интересовали и другие сферы жизни и творчества: музыка, литература, архитектура, философия, естествознание. Свои мысли по вопросам этих областей он подробно изложил в своём дневнике. Своеобразную энциклопедию Леонардо расшифровывают до сих пор.

    В конце жизни Леонардо да Винчи переехал во Францию, служил там придворным художником, механиком и архитектором. В 1519 году он умирает от болезни. Загадочная личность гения эпохи Возрождения и сегодня волнует умы исследователей. К счастью, у Леонардо были ученики, которые стали преемниками его идей и открытий.

    Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя