Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • За что Николай II причислен к лику святых?
  • Святой праведный старец феодор томский Тропарь святому праведному Феодору Томскому
  • Более века под красным знаменем
  • Аквариум – искусственная экосистема Можно ли аквариум рассматривать как модель экосистемы
  • Три поколения космических кораблей, ссср Космический корабль для детей
  • Батик в России. Страницы истории. Батик - что это такое, описание техники росписи по ткани, необходимые материалы и инструменты Возникновение техники батик
  • Батик в России. Страницы истории. Батик - что это такое, описание техники росписи по ткани, необходимые материалы и инструменты Возникновение техники батик

    Батик в России. Страницы истории. Батик - что это такое, описание техники росписи по ткани, необходимые материалы и инструменты Возникновение техники батик

    Встречается в голландских текстах 17-го века, так называли любую покрытую узорами ткань.

    Слово это индонезийское, но родом пришло из Явы. Термин«амбатик» связан со словом «тик», которое означает «печать точками».

    История батика: до наших дней

    Именно здесь, на Яве, роспись ткани стала развитым декоративным искусством, но его корни все же можно найти в более ранних временах.

    Доподлинно неизвестно, какой именно народ впервые стал использовать воск, чтобы резервировать ткань при ее окрашивании, историки называют цифру 2000. Именно столько лет примерно всеми нами любимому искусству батика.

    Это стало известно при обнаружении египетских гробниц: некоторые ткани там были окрашены с помощью батика. Также есть исторические данные, что расписанные в этой технике ткани продавались в Китае еще в V веке н.э, потомбатик распространился на Японии и весь Дальний восток. В это время в Индии батик выполняют не на шелке, а на хлопке. появились уже в то время.

    Вероятнее всего, как раз из Индии батик привезли на Яву. Причем, батиком занималась не прислуга, это искусство очень полюбилось высокопоставленным особам, став их развлечением и способом самовыражения. По стилю и можно было определить статус человека, его носившего.

    Существуют данные о том, как японские женщины часами сидели со скрещенными ногами над кусочком ткани, при помощи чантинга и воска заполняя каждый миллиметр пространства. Эта кропотливая работа могла длиться месяцами. Мужчины тоже не оставались не у дел: они замачивали и крахмалили ткань, красили ее в чане с краской индиго.

    После колонизации Явы голландцами в 17 веке яванский батик стал продаваться всюду, не только в Голландии. К 1830 году батиком заболевает Европа, однако, здесь этот процесс был доведен до автоматизма, не был таким многосложным. Вообще, надо сказать, постепенно, батик упрощался, чего только стоит современная , когда используется контур или резерв вместо воска и закрепляемые утюгом краски.

    В 19 веке Япония забеспокоилась: Европа настолько постигла искусство были настолько изощренными, что батик стал приобретать массовость. Японцы тоже стремительно стали делать этот вид искусства массовым.

    И тут был придуман метод нанесения воска на ткань с помощью медного штампа, который называется колпаком. Он имеет единственный мотив или рисунок, который выложен медными полосками и булавками, они припаяны к медной рамке. До сих пор эту технику любят на Яве, она позволяет довольно быстро расписать ткань так, как нужно, чем, если бы вы это делали с помощью чантинга.

    История батика рассказывает о второй волне любви к этому искусству. Это произошло после второй мировой войны. Батик вновь стал популярен в Индонезии.

    Другие страны, практикующие роспись ткани: Африка, Нигерия, Мали, Индия. У всех народов свой подход, свои особенности, в Индии, к примеру, красят хлопковые, а не шелковые ткани.

    Сегодня все больше людей увлечены этим видом декоративно-прикладного творчества. Более того, из практических предпочтений, батик начинает приобретать эстетическое значение, все больше творческих людей применяют художественный подход к батику.

    Об этом написано в статьях.

    Зародившись в Азии и на Востоке, много веков развивалось именно там. Эта плодовитая земля родила немало мастеров, оставивших свой след в искусстве батика на многие, многие десятилетия.

    А как же обстоят дела с российской стороной? На Руси у нас явно не рисовали на тканях с помощью воска и природных красителей, хотя одежда, конечно, была цветная — ткани в то время окрашивали . Об этом и поговорим.

    Итак, все «расписную» одежду знать на Руси, а потом и в России, закупала в Европе, которая уже тогда переняла традиции восточных мастеров. Но пришло время становления и наших художников.

    Интерес к батику в нашей стране возник довольно поздно — в 20-х годах ХХ века . В это время активно развивается новомодный стиль «модерн». Русские художники без ума от этой стилистики и творческих приемов. Центр всего, как обычно — Москва, Санкт-Петербург , также батиком начинают интересоваться мастера в Киеве, Одессе, Тбилиси.

    Читайте также:

    Интересно, что «русский батик» пошел по своему собственному пути, ведь истоков художники не знали, а, значит, не могли отследить преемственность традиций или какие-то конкретные технологические приемы. Вот почему первые работы батичистов начала прошлого века отличает некоторая размытость технологии и неопытность творческой манеры.

    В это время активно расцветают творческие артели — своеобразные объединения мастеров различных областей. Не обошла эта участь и батичистов. Художники по ткани занимались в то время производством шалей, платков, одежды с росписью. Чаще всего это были мелкие заказы, но иногда судьба улыбалась такому объединению: они получали заказ из театра на создание сценических занавесей или ресторана — на оригинальную роспись штор.

    В моду в ту пору входила асимметрия рисунка и , вот художники и находили вдохновение в собственной фантазии.

    Однако, время НЭПа поубавило творческий пыл. Все, что с любовью создано талантливыми руками, ручная работа, штучный товар, а особенно — роскошные, витиеватые узоры и роспись — было объявлено как «несоответствие моральному облику советской женщины», как мещанство…

    У страны была большая потребность в вымпелах, флагах и других атрибутах советской эпохи. Театральные занавеси с изображением серпа и молота — вот какие заказы стали получать художники. Если где-то штучный товар и продавался, то свой след в истории батика в эти годы не оставил.

    И хотя в 30-40-х годах издавались книги по технологии росписи ткани и воспитано целое поколение , всеобщая уравниловка не способствовала развитию столь индивидуального и стильного вида искусства.

    А вот в 50-е годы ситуация изменилась. Трудно поверить, но даже лозунг такой существовал: «Каждой советский женщине — по красивому платку». Текстильная и легкая промышленность возрождались, в московские и ленинградские фабрики приглашались для работы известнейшие художники.

    Вот фамилии мастеров того поколения:

    • А. Алексеева,
    • К. Малиновская,
    • Т. Алексахина,
    • Н. Вахмистров,
    • С. Марголина,
    • Н.С. Балагурова,
    • И. Иноземцева и др.

    Именно этим людям советские женщины обязаны появлению в свое гардеробе красивых платков (названия говорят сами за себя: «Труд», «Москва», «Весна» и т.д.). Чаще всего росписью становилось сочетание растительного орнамента и строгой геометрии рисунка.

    В Москве появился художественно-производственный Фонд, помогавший начинающим мастерам росписи, устраивающий постоянные выставки и продвигающий интересные проекты. Батикистов стали отправлять за границу — чтобы перенять опыт познакомиться с традициями росписи других культур.

    К концу ХХ-го века и началу ХХI-го тот вид декоративно-прикладного искусства активно развивается, он весьма полюбился россиянам.

    Самые известные батикисты нашего времени это:

    • Сергей Давыдов
    • Ирина Трофимова
    • Татьяна Шихирева
    • Виктория Кравченко
    • Юрий Булычев
    • Виктор Парийский
    • Евгений Архиреев
    • Юрий Ярин
    • Александр Талаев и многие другие.

    Батик Сергея Давыдова

    Сегодня батик в России находится на высоком профессиональном уровне. Законодателями «моды» выступают московские мастера, многочисленные победы на международных выставках это подтверждают.

    Наши художники переняли опыт своих предшественников и сумели выработать свой собственный индивидуальный стиль, сделав батик не только прикладным видом искусства, но и одним из самых талантливых способах художественного самовыражения. Модельеры, и интерьера — это лишь малая толика тех, кто сегодня трудится на этой ниве.

    С незапамятных времен люди научились раскрашивать и украшать ткани, сделав это занятие одним из важнейших ремесел. Первые мастера крашения и набойки тканей проживали на территориях современных Китая и Индия. Учеными установлено, что природные красители были открыты и стали применяться за несколько тысячелетий до нашей эры. Многие слышали об индонезийском острове Ява. Это место по праву считается мировым центром зарождения батика. Само это слово появилось именно там. В буквальном переводе на русский язык оно подразумевает процедуру рисования при помощи горячего воска. От явайцев это искусство переняли индусы и китайцы, египтяне и жители древнего Перу.

    Большинство историков сходятся во мнении, что зарождение батика следует отнести к XIII-XIV вв. Однако широкого распространения оно достигло только через несколько столетий - к XVII веку. Именно тогда был создан особый инструмент, который на местном наречии получил название «чан-тинг». Он и был предназначен для нанесения узоров на поверхность ткани при помощи расплавленного воска. Внешне чан-тинг представлял собой маленькую медную емкость, снабженную ручкой из бамбука или дерева, а также имел несколько загнутых носиков. В настоящее время использование этого инструмента отошло на второй план, так как наиболее популярной на Яве стала штамповка «чап».

    Как происходит роспись по ткани

    При оформлении тканей мастера используют резерв различных смесей. Им покрывают те участки ткани, которые остаются незакрашенными. В состав этого резерва могут входить самые различные компоненты: растительные и древесные смолы, парафин, пчелиный воск. Резерв призван пропитать материю и надежно защитить ее от воздействия краски.

    Когда ткань подготовлена, ее опускают в краску, а еще через некоторое время удаляют имеющийся резерв. На холсте остается белый рисунок, тогда как остальной фон полностью закрашен.

    Несмотря на то, что в последнее время повсеместно используется штамповка, ткани часто расписываются ручным способом. Существует несколько способов ручной росписи, и у каждого имеются свои особенности.

    Когда резерв имеет вид наносимого на ткань замкнутого контура, и уже внутри него изделие подлежит росписи - это холодный батик. Рисунки в этой технике отличаются четкой графикой, а количество используемых красок не ограничено. Если резерв служит и для нанесения контура и для покрытия отдельных участков ткани - такая живопись называется горячим батиком. При свободной росписи узоры наносятся свободными мазками. Наконец, техника узелкового батика предполагает уже не роспись ткани, а исключительное ее окрашивание. Отдельные участки материала могут перевязываться узелками.

    Человек всегда, с самых ранних времен своего существования, стремился украсить мир вокруг себя. В ход шло все, что только могло хоть немного изменить предметы, обстановку, окружающие его. И стория батика рассказывает как раз об этом.

    Батик - рисунок на ткани

    Расписывать ткань человек учился всегда, как только научился ткать или вязать полотна. Конечно же, батик - это искусство, а не утилитарная необходимость разнообразить быт, причем оно может быть очень тонким и изящным, требующим от мастера огромного навыка работы в этой интересной технике.

    Технические особенности батика

    Несмотря на развитие технологий, материалов, ручное искусство батика по-прежнему остается актуальным и востребованным. Его используют как самостоятельный вид искусства и как способ украшения текстильных вещей - одежды, платков, занавесей, театральных кулис. Само слово "батик" происходит от древнеиндийского "капля воска". И именно воск изначально использовался как основа частичного окрашивания ткани для получения узоров и орнаментов. Причем этот материал и поныне применяется в технике Сама же технология окрашивая ткани в искусстве батика имеет несколько направлений, которые объединяет один принцип - резервирование, то есть защита отдельных участков полотна с целью сохранения их цвета при дальнейшем окрашивании. Осуществляется этот принцип по-разному, в зависимости от техники батика.

    Помимо технической стороны, батик имеет и свои художественные особенности, ведь его уникальность - сочетание многих Здесь можно найти элементы графики, акварели, пастели, даже витража и мозаики. Искусство же самого батика уникально тем, что его очень просто осваивать. Это благодарный вид творчества, ведь любая работа в этой технике представляет собой уникальный экземпляр, который можно доработать, при необходимости, дополнительными приемами украшения вплоть до вышивки или аппликации.

    Южная Азия - родина батика

    Как считают историки, родилось искусство окрашивания тканей (батик) в Индонезии. "Анбатик" на местном наречии значит "рисовать". Уже в те далекие времена женщины стремились украсить одежду. Это, конечно, преследовало свои цели - подчеркнуть принадлежность к определенному роду конкретной цветовой гаммой и узорами. Хотя красителей было немного, но искусство батика позволяло создавать многокрасочные расписные плотна.

    В Индонезии батик приобрел оттенки охры и цвет индиго - песчаные полутона от густой тени до цвета слоновой кости разбавлялись ярко-синими пятнами высокого неба. Каждый род бережно хранил секреты приготовления красящих растворов, способы нанесения краски, а также рисунок батика. По окрашенной узорчатой одежде можно было точно сказать, к какому роду принадлежит тот или иной человек. Рисунки использвались различные - абстрактные, графические орнаменты, сюжетные истории. Последние в основном служили для создания полотен для украшения храмов.

    Индонезия и Индия, куда искусство батика плавно переместилось и получило название "бандхана", использовали хлопковые полотна. Вытканые вручную ткани тщательно выбеливались, сушились, чтобы рисунок на них ложился как можно четче и ровнее. Уникальной традицией народов древней Индонезии и Индии стали хлопковые полотна, окрашенные в технике батика. История возникновения этого вида творчества берет свое начало в древних юго-восточных государствах.

    Традиции Китая и Японии

    В мире все взаимосвязано. Искусства проходили сложные пути по разным странам, от народа к народу, вбирая в себя что-то новое, уникальное и передавая приобретения все дальше и дальше. Такое произошло и с техникой батика, история возникновения и развития которой говорит о том, что она прошла сложный, удивительный путь . Он постепенно оказался востребованным творчеством, а затем и тончайшим искусством Китая и Японии. Китай подарил батику натуральный шелк. С этого момента окрашивание тканей приобрело невероятную легкость красок, вернее, даже тонов и полутонов, настолько тонкая работа оказалась подвластна мастерам стран Востока. О красоте кимоно японок ходили легенды, но мало кто задумывался о том, как получается такая прекрасная ткань.

    Японцы привнесли в искусство окрашивания в частности, особенную технику так называемого обратного батика, когда ткань окрашивалась, а затем выбеливалась на нужных участках при помощи щелочи. Но искусство горячего батика, защищавшего участки ткани во время процесса крашения при помощи воска, позволило мастерам Японии и Китая сделать эту технику верхом совершенства искусства росписи на ткани. Восточные мотивы, яркие, насыщенные цвета или же легкие полуоттенки красок восхищали всех, кто мог их видеть.

    Промышленная Европа и батик

    Как батик из Азии и Востока попал в Европу? С помощью голландских путешественников, налаживавших торговые связи со странами Юго-Восточной Азии. Когда голландцы впервые оказались в Индонезии, то они были поражены красотой и уникальностью текстильного убранства местных храмов. Необычные рисунки на простой хлопковой ткани заинтересовали торговцев. И они привезли технику батика в Голландию, откуда вся Европа научилась красить хлопок и шелк в столь интересной и необычной технике. Но не прошло и столетия, как это удивительное, но трудоемкое искусство стало уступать позиции изобретенной в Англии набивной технике. Машины, станки, быстро штамповали на растянутых полотнах рисунок, ткани выходили достаточно нарядными и дешевыми, чтобы о батике вспоминали лишь те, кто ценил единичность этого вида творчества и мог позволить себе заплатить мастеру. Так чуть было не закончилась, если бы не кустари-одиночки, сохранившие верность уникальному виду украшения полотен.

    Российский батик

    История батика в России прошла очень сложный путь, обусловленный закрытостью СССР от большей части мировых государств. Да и появилось это искусство в России лишь в начале 20 века, когда в моду вошел стиль модерн - красивые расписные платки-шали в восточных мотивах, интересного кроя женские платья с рисунками по нему. К тому же этот стиль прижился лишь в крупных городах, провинции же эта новинка была практически незнакома. Художники по ткани. занимавшиеся росписью в стиле батик, не имели возможности учиться этому мастерству, а часто шли опытным путем, что не способствовало развитию популярности батика как способа украсить быт.

    Единственное, что в этой технике изготавливались театральные кулисы и занавесы, монументальность которых была насыщена советской символикой. Батик как вид искусства долгое время не мог реализовать себя в России по многим обстоятельствам. Но середина 20 века стала для этого ткани точкой отсчета в возрождении. В стране, восстанавливающейся после страшной войны, были организованы мастерские, куда приглашали мастеров по батику и учеников, чтобы создавать для советских людей красивые, достойные вещи. Поначалу батиком расписывались платки и шали для женщин, а так же создавались декоративные панно для оформления общественных развлекательных и культурных заведений.

    Театральные художества

    История возникновения батика (кратко изложенная в статье) говорит о том, что эта техника прошла сложный путь. Если свести ее к появлению, путешествию по планете и совершенствованию, то это никак не отразит сути: батик - многокомпонентное искусство, вобравшее в себя все самое значимое, что только могли дать ему страны и народности, которые полюбили батик и стали его использовать для украшения мира. Например, в России батик получил свое театральное "образование" - его активно использовали мастера для создания кулис и сценических задников к различным театральным постановкам, балетным спектаклям. В стране сложилась целая плеяда мастеров-батикистов, которые создавали уникальные картины в технике батик, наполненные сюжетом, многочисленными элементами, а ведь это очень тонкий, кропотливый труд.

    Платочное искусство

    Даже если история батика кратко излагается, то нельзя обойти стороной и искусство создания платков и шалей в этой технике. В России оно зародилось в 20 годы прошлого столетия как компонент модного течения - модернизма. НЭП требовал яркости и вычурности, а батик позволял украшать шали яркими рисунками японскими мотивами, что было тогда высшей точкой соответствия моде. С течением времени в результате слагающихся обстоятельств батик утратил все массовое предназначение, и платочное искусство практически сошло на нет. Но вторая половина века вновь оживила этот вид искусства, а платки и шали вновь стали полотнами для художественных экспериментов и высококлассных творческих работ мастеров батика.

    Ирина Трофимова и другие

    Холодный батик

    История возникновения техники батик развивалась как единое целое на протяжении столетий, но само творчество состоит нескольких направлений:

    • горячий батик;
    • холодный батик;
    • свободная роспись.

    Уникальна история холодного батика. Именно с него началось развитие этой техники росписи ткани. В древней Индонезии ткани раскрашивали поначалу по участкам, отдельно один от другого, заполняя промежутки разными цветами и оттенками. Они смешивались, образуя новую цветовую гамму. Это было очень сложное искусство, так как влажная ткань хорошо впитывает в себя краску, требуя от мастера предельной аккуратности. Тогда-то, чтобы предотвратить ненужное и некачественное смешивание краски на ткани, и был придуман горячий батик-"анбатик" - капля воска. Но и "холодная" техника продолжила свое развитие. Были разработаны специальные клеящие составы, так называемые резервы, которые предотвращают проникновение красящего вещества в волокна ткани. Затем этот высохший клей можно легко удалить, получая неокрашенные участки полотна.

    Горячий батик

    Искусство росписи ткани получило температурную характеристику не случайно. Горячий воск - основа этой техники. История батика во многих народностях, включая шелковую японскую роспись "рокэти", это развитие именно техники горячего батика. Разогретый воск наносится на ткань, заполняя целые участки или же только обрисовывая контуры, затем воск соскабливается и вновь наносится для защиты другого участка от другого цвета. Это тонкая техника, дающая потрясающие результаты. Об этом говорят красочные кимоно японок, многие из которых и по сей день расписываются в технике батика.

    Никаких запретов!

    Но история техники батика - это не только нанесение пограничных составов для получения окрашенного участка полотна. В батике есть особая техника, называемая свободной росписью. Она использует несколько приемов:

    • акварельную технику, по влажной ткани наносится краска при помощи кистей или распылителя, растекаясь и образуя цветовые переходы;
    • трафаретная техника использует нанесение узора на ткани через трафареты при помощи поролоновых губок с краской;
    • свободная графика, использующая графические элементы, полученные путем резервирования участков ткани при помощи узлов, перетяжек нитками и солевого раствора.

    Свободная роспись - современного искусства батика. Она широко используется ремесленниками-любителями, пытающимися в домашних условиях без специальных инструментов и материалов расписать ткань. Эта техника проста, но позволяет украсить примитивную одежду - джинсы, футболки, майки.

    Инструменты для рисунка по ткани

    Многовековая история батика - это история развития материалов и инструментов, использующихся в росписи ткани. Мастера-батикисты имеют целые арсеналы таких средств. Это различные по ширине и жесткости специальные и клея или воска, тонкие стеклянные трубочки для нанесения резервирующего состава, спринцовки, губки, формочки, рамки для ткани, ножи, трафареты, воронки, пластмассовые или деревянные палочки. Инструменты при желании можно купить в специализированных магазинах товаров для рукоделия.

    Безопасность важна

    Несмотря на то что батик - это искусство росписи по ткани, при работе необходимо соблюдать правила безопасности. Это связано с теми инструментами и материалами, которые используются в процессе творчества. Техника горячего батика подразумевает использование открытого огня или же для плавления воска. Краски не всегда используются натуральные, особенно у кустарных любителей творчества. Использование химических красителей и растворителей может вызвать раздражение кожи и слизистых или аллергию. Батик не требует защитного костюма, но все же соблюдать меры безопасности следует неукоснительно. Аккуратно нужно работать со всеми инструментами, начиная с ножей и ножниц и заканчивая стеклянными трубочками для нанесения резерва.

    Искусство батика не завершило свое развитие, новые материалы и технологии постоянно сопутствуют развитию всех видов творчества, и батика в том числе. Удивительный вид искусства делает жизнь намного красочнее и ярче при помощи старинных методов и современных мастеров.

    Техника батик. Созданием рисунков на ткани люди занимались с незапамятных времён. Разнообразные техники росписи материи были известны в древней Японии, Шумере, Шри-Ланке, Перу, в африканских странах и на Индокитае.
    Однако, родиной батика (в современном понимании этой техники) принято считать индонезийский остров Ява. Мастера острова достигли небывалых высот и изыска в окрашивании тканей, и в очень короткие сроки данное ремесло превратилось в настоящее искусство.

    На создание одного уникального полотна могли уходить месяцы, а иногда и целые годы из-за многоступенчатого этапа подготовки материи (вымачивания, кипячения, отбеливания) и продолжительного процесса окрашивания (нанесения воска, окраски, сушки – повторяющиеся для каждого цвета). Поэтому первоначально одежду, покрытую такими узорами, позволяли себе носить исключительно аристократы. Имея много свободного времени, они с увлечением занимались росписью тканей, постепенно привлекая к этой кропотливой и трудоёмкой работе своих слуг.

    Яванские мастера, как правило, использовали хлопковые ткани и передавали секреты своего ремесла из поколения в поколение, причём узоры в разных семьях существенно отличались друг от друга. Выполненные рисунки могли носить самую разнообразную тематику, от геометрических узоров и растительных орнаментов до различных мифологических сюжетов с изображением богов и фантастических птиц. Вообще на северном побережье используют более светлые тона красок, нежели в центральной части острова. Достоверно известно, что по рисункам можно было определить кастовую принадлежность человека и категорически запрещалось повторять королевские орнаменты.

    Каждая девушка в своём приданном должна была обязательно иметь вещи, изготовленные в технике батик , например настенные панно, занавеси, красочные материи, предметы гардероба. Даже на сегодняшний день у жителей Явы одежда из расписанных вручную тканей пользуется огромной популярностью и в своём большинстве она изготавливается в коммерческих целях.


    Хотя мастера острова Ява и считаются основоположниками техники батик , тем не менее, самые первые упоминания о раскрашивании материи можно обнаружить в древних китайских текстах датируемых приблизительно 2500 годом до н.э. Художники наносили тушью на шёлковую ткань изображения бабочек, птиц и прекрасных цветов, рисовали бытовые сценки и воздушные удивительные пейзажи.

    Именно из Китая вместе с шёлком батик распространился повсеместно. Великий Шёлковый путь принёс лёгкую и нежную ткань, ценящуюся на вес золота сначала в Японию и Центральную Азию, а уже затем в Индию и на Ближний Восток. В современном Китае созданием батика занимаются в основном этнические группы, живущие возле юго-западной границы. Они изготавливают уникальные вещи, сочетающие в себе батик, аппликацию и вышивку.

    Примерно в 7-8 веках батик из Китая экспортировался в Японию. По сей день в музее в Нара сохранились образцы шёлковых ширм выполненных в технике батик , период изготовления которых относится к началу 8 века. С помощью кимоно, являющегося традиционной японской одеждой, человек мог обозначить свой статус в обществе. Этот фактор способствовал развитию разнообразных декоративно-прикладных искусств, в том числе и батика. Часто применялась узелковая техника окрашивания, которая заключалась в завязывании на ткани определённо расположенных узлов и уже после этого опускании материи в красильный раствор. Также с начала 9 века стали использовать трафареты и производить окрашивание со специальным защитным составом.

    Несмотря на то, что в Индии на художественных полотнах можно увидеть расписанные одеяния, напоминающие технику батик, однако образцов, достоверно свидетельствующих об этом, обнаружено не было. В этих местах расцвет индустрии батика пришёлся на 17-18 века. Использовалась хлопковая ткань, на которой сочеталось ручное раскрашивание с рисованием воском. Существует мнение, что именно из Индии раскрашивание тканей пришло на остров Ява, а уже там трансформировалось в настоящий батик.

    В 17 веке после того, как Ява становится колонией Голландии, батик начинает импортироваться в страны Европы. Впоследствии европейцы изобрели электрический прибор батик-штифт, который позволял хранить воск в расплавленном состоянии. Вскоре Жозе-Мари Жаккар в 1801 году создал автоматический станок, использующий специальные перфокарты с заложенными ткацкими программами. Благодаря этому станку стало возможным изготавливать ткани с созданными художниками рисунками и техника батика перешла на новый уровень. К 1830 году в Швейцарии и Англии были открыты фабрики специализирующиеся на производстве имитаций батика. Но после возникновения определённых технических трудностей в Голландию были привезены яванские мастера для обучения европейцев всем премудростям техники батик . В свою очередь голландские представители направились в Индонезию для формирования специализированных государственных кооперативов.

    Самая большая популярность к батику в Европе пришла лишь в конце 19 века. Постепенно навыки изготовления традиционного батика канули в лету и на смену им пришли технологические методы. В это же время японцы под натиском конкуренции Запада придали производству батика массовый характер. Они разработали специальный медный штамп – “колпак” для нанесения воска на ткань. Подобные штампы по сей день используются на Яве.


    В наше время вещи , расписанные в технике батик , пользуются большой популярностью. Мастера в качестве рабочего материала наиболее часто используют прочную игривую шёлковую ткань. Шёлковые полотна батика при бережном отношении могут храниться несколько сотен лет. Современные техники создания батика вобрали в себя художественные приёмы мозаики, графики, акварели, . Для упрощения процесса созидания производят множество специальных средств позволяющих даже новичкам с успехом заниматься и оформлением ткани.

    Как мне кажется, прежде, чем начинать заниматься рисованием по ткани не имея опыта, стоит попробовать что то попроще, проверить свои силы. Прекрасным подспорьем могут стать картины по номерам (http://iteso.ru/), которые за короткое время обрели популярность среди начинающих художников-любителей, особенно тех, кто рисует не профессионально, но это является для них увлекательным хобби.

    Творческих Вам успехов!

    Предлагаем Вашему вниманию Модульные картины для украшения интерьера, если рисование батиком у Вас не пойдет.