Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Запятая при двукратном повторении союза и
  • Вестминстерское аббатство – символ Британии
  • Две жизни и одна смерть Юкио Мисимы
  • Секреты «Богатырей» Васнецова: кого на самом деле изобразил художник на знаменитой картине
  • Как менялся дизайн русских банкнот Царские деньги красненькая
  • Эмблемы, знаки, униформа военных инженеров инженерные войска и артиллерия, специальное строительство и фортификация, другие технические рода войск и инженерно-технические службы,инженеры военно-промышленного комплекса и дру
  • Русская усадьба 19 века описание. Дворянская усадьба и быт дворян в произведениях А.С. Пушкина. Русское кантри в интерьере и ландшафтном дизайне

    Русская усадьба 19 века описание. Дворянская усадьба и быт дворян в произведениях А.С. Пушкина. Русское кантри в интерьере и ландшафтном дизайне
    Сколько у нас дивных памятных мест!

    Усадьба Архангельское

    Основание усадьбы Архангельское относят к 1660-м годам. Музей-усадьба «Архангельское»

    расположена в Красногорском районе.

    Первоначально усадьбы с постройками или без выделялись государством чиновникам

    и именитым военным в награду за труды, а также на время государственной службы.

    Угодные государству люди как бы «усаживались» на свои места, обживались там.

    Нередко временные владельцы полностью выкупали усадьбы и переводили их в статус вотчины.

    Усадьба Марфино

    Дворцово-парковый ансамбль Марфино - оригинальный памятник русской архитектуры XVIII - XIX веков.

    Усадьба расположена к северу от Москвы.

    Начиная с 15 и вплоть до 17 века усадебные господские дома (ныне усадьбы-музеи) практически ничем

    не отличались от крестьянского жилища ни по типу постройки, ни по материалам, из которых изготавливались.

    Вокруг дома разбивался собственный плодовый сад, в котором редко было больше деревьев,

    чем могло использоваться в домашней консервации или употреблении в свежем виде.

    Усадьба Середниково

    Середниково - родовое гнездо Столыпиных.

    В усадьбе проводит свои летние каникулы поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.

    Существенные изменения в устройство российского быта, и усадеб в частности,

    внесла петровская эпоха.

    Под влиянием государственных реформ, на территорию страны потихоньку начали просачиваться

    некоторые принципы и тенденции европейской архитектуры.

    Близ столиц и на периферии начали появляться дворянские усадьбы из кирпича, камня, гранита или цельных плит.

    Усадьба Горки

    Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские» — э

    то архитектурно-художественный ансамбль последней четверти XVIII века.

    Со временем внешний облик усадеб был адаптирован под нашу культуру, да и сами постройки выполнялись

    не только в соответствии с фантазией, но и с возможностями хозяев усадьбы.

    Поэтому наряду с творениями известных мастеров, укладчиков, художников, резчиков и кузнецов

    Можно увидеть произведения местных зодчих (дома и усадьбы), ничуть не уступающие более

    дорогим аналогам по качеству и красоте.

    Усадьба Дубровицы

    Дубровицы - великолепный усадебный ансамбль недалеко от города Подольска во главе с церковью

    Знамения Пресвятой Богородицы

    Усадьба Шахматово

    Шахматово - подмосковная усадьба А.А. Блока, принадлежала предкам поэта.

    Сегодня - литературный музей-заповедник.

    Усадьба Абрамцево

    Усадьба в Абрамцево известна как центр литературной и художественной жизни XIX - начала XX столети.

    Усадьба Мураново

    Мураново - замечательная усадьба - памятник русской культуры XIX - начала XX веков

    и литературно-мемориальный музей Ф.И. Тютчева.

    Усадьба Глинки

    Cтарейшая усадьба в Подмосковье.

    Принадлежала военному и государственному деятелю, сподвижнику Петра I Якову Вилимовичу Брюсу.

    Усадьба Большие Вяземы

    Вместе с усадьбой в Захарово считается поэтической родиной А.С.Пушкина.

    Здесь прошли детские годы поэта с 1805 по 1810 гг., до поступления в Лицей.

    Усадьба Волынщина-Полуэктово

    Бывшая вотчина бояр Волынских, владевших имением до середины XVIII века.

    Архитектурный ансамбль усадьбы сложился примерно к концу XVIII век.

    Усадьба Остафьево

    Усадьба в Остафьево - один из центров культурной жизни России, прекрасный памятник

    русской усадебной культуры XIX века.

    Усадьба Хмелита

    Усадьба Хмелита является родовым имением Грибоедовых.

    Главный усадебный дом представляет собой выдающийся памятник русского барокко.

    Усадьба Поленово

    Усадьба Поленово построена на живописном берегу Оки в 1892 году.

    В знаменитом "Доме над Окой" жил и работал известный русский живописец В.Д. Поленов.

    Усадьба Поляна

    Облик усадьбы Ясная Поляна - родового имения Л.Н. Толстого - сложился в начале XIX века.

    В Ясной Поляне писатель родился и провел большую часть своей жизни.

    Усадьба И.Е. Репина "Пенаты"

    Музей-усадьба И.Е.Репина «Пенаты», в которой художник прожил последние 30 лет,

    расположенная на берегу Финского залива.

    Усадьба Н.А. Некрасова "Карабиха"

    Литературный музей недалеко от Ярославля, посвященный великому русскому поэту,

    расположенный на территории старинной русской усадьбы.

    Усадебно-парковый ансамбль "Парк Монрепо"

    Оазисом тишины называли парк Монрепо в Выборге, отделенный от городского шума

    и возникший во второй половине XVIII - начале XIX веков.

    Усадьба Н.К. Рериха в п.Извара

    О жизни и творчестве Н.К.Рериха - художника, ученого, общественного деятеля, можно узнать,

    посетив загородное имение Рерихов в п. Извара.

    Большой Екатерининский Дворец в Царском Селе

    Бывший императорский дворец в Царском Селе - Екатерининский является одним из крупнейших

    дворцов в Санкт-Петербурге и пригородах.

    Александровский Дворец в Царском Селе

    Новый дворец в Царском Селе, более известный как Александровский, построен в 1792-1796 годах.

    Стал последней резиденцией Николая II.

    Большой Гатчинский Дворец

    Большой Гатчинский дворец построенный в 1766—1781 по проекту Антонио Ринальди

    был одним из любимых мест отдыха царской семьи.

    Большой Ораниенбаумский Дворец в Ломоносове

    Большой Меншиковский дворец — памятник петровского барокко.

    Строительство вёл архитектор Ф. Фонтана, позже его сменил И. Г. Шедель.

    Павловский дворец

    Парк дворца считается шедевром ландшафтного искусства.

    Большой Петергофский Дворец

    Большой Петергофский дворец выполнен в стиле зрелого барокко стоит на берегу Финского залива,

    поражая своей красотой и великолепием.

    Константиновский Дворец в Стрельне

    Константиновский дворец в Стрельне задумывался Петром I как материальное подкрепление

    могущества на море величественной России.

    Очень жаль,что количество усадеб неуклонно сокращается, финансирование объектов осуществляется

    по остаточному принципу, то есть в большинстве случаев — никак.

    Заниматься усадьбами и вкладывать деньги в их реставрацию государство не хочет.

    А чтобы привлечь покупателей, вместе с некогда жилыми постройками и хозяйственным комплексом

    в некоторых случаях продаются и сотни гектаров примыкающей земли, так как находившиеся под охраной

    государства усадьбы старались сохранять в соответствующем природном окружении.

    Еще одним вариантом является создание корпоративной резиденции.

    Туристы по закону имеют право доступа на территорию памятника независимо от того,

    во что его превратил новый владелец. Но наверняка график посещения усадьбы будет максимально урезан,

    а побродить удастся далеко не везде.

    Кроме этого четко не определен статус земельных территорий бывшего усадебного комплекса,

    ситуация здесь наиболее уязвима для махинаций.

    Земли по кусочкам отошли различным организациям, колхозы, которые использовали земли,

    также местами канули в небытие.

    Зачастую вплотную к территориям большинства усадеб расположены различные жилые и нежилые дома.

    Пока в России еще не появилась мода на восстановление усадеб в их первоначальном смысле —

    для создания семейного гнезда и сопутствующей хозяйственной инфраструктуры.

    Поэтому использование по прямому назначению — исключительное явление.

    И что уж говорить об отдельных усадьбах, если знаменитое Бородинское поле могут пустить под застройку…

    Среди части нашей "духовитой" интеллигенции существует много мифов вокруг понятия "русская дворянская усадьба". Порой диву даешься, читаючи или слушаючи, что люди про сей феномен (φαινόμενον - явление) говорят. Такого наплетут, руку перекреститься поднести не успеваешь. А все почему? А все потому, что просто не хотят задуматься и посмотреть на вещи простО. А как говорил Серафим Саровский? Правильно: "Где просто, там ангелов до ста, а где мудрено, там ни одного".

    Вот и давайте поговорим об этом явлении, без всяких придыханий, а стоя просто на твердой почве обеими ногами, тем более, что русская усадьба стояла на земле в самом прямо смысле, т.е. в деревне. Да, когда говорю: "поговорим", я имею в виду не только себя, но и вас, уважаемые читатели, ибо не имею прискорбной привычки русских публицистов XIX века, вышедших из разночинцев, именовать себя "мы". "МЫ" может именовать себя только монарх. А монархии, увы, у нас нету.

    О каких поместьях будем говорить? А будем мы говорить о средних и вышесредних поместьях, приносящих в середине XIX века доходу от 1 тысячи до 10 тысяч рублей серебром. Не ассигнациями, а именно серебром. Будем говорить только о поместьях, где живут не менее шести месяцев в году. Т.е. поместья богатеев и служилого дворянства (чиновники и военные) выпадают. Т.е. будем говорить о поместьях, где есть хозяйский догляд при проведении основных сельскохозяйственных работ.

    С чего начнем? А начнем мы с дорог. Они, дороги, а вернее их состояние очень важны. Почему? Поймете чуть ниже. Какие были дороги в России. Идем сверху вниз:

    1) Дефилированные шоссе . Самое знаменитое такое шоссе - Петербург-Москва. Пушкин его обновлял. Аналогичны по принципиальной конструкции имперским дорогам во Франции, только там такие дороги были еще и мощеные. Такие дороги по обочине были обнесены валами (дорога проходила в дефиле, т.е. теснине). Это было очень удобно зимой, т.к. сбиться с такой дороги было практически невозможно, плюс еще валы защищали зимой путников в открытых санях от пронизывающего ветра. Но было одно большое "НО". Во Франции имперские дороги весною становились непроезжими на несколько дней, так как таявший снег превращал пространства между валами в реки. Но то во Франции, где снега было мало, да и дороги были мощеные, а в России дорога на недели три превращалась в непроезжее болото. Осенью тоже такие шоссе малопроезжими были. Летом езда была нормальной, если не было сильных дождей и шоссе не раскисало, но было одно неудобство - офигенные тучи пыли, стоявшие над дорогой целый день, оседавшие только к вечеру, когда движение по шоссе прекращалось (дефиле не давали ветру сдуть пыль от дороги). Можете почитать о мучениях французов, наступавших на Москву по "Новой Смоленской дороге". Главная беда была эта самая пыль, которая буквально выкашивала французские полки на марше, отправляя солдат и офицеров пачками в лазареты. Но для зимней езды дефилированные шоссе были то, что "доктор прописал". А шоссе эти строились в первую очередь для транспортировки хлеба, которая производилась в России после уборки урожая, т.е. аккурат зимой. Потому дороги эти были зимой просто забиты бесконечными поездами (так тогда называли гражданские обозы), состоящими порой из сотен санных подвод, груженых хлебом. Понятно, что дороги эти никто зимой от снега не чистил, была колея, но к весне толщина снега на дороге могла превышать и аршин, а то и больше.

    2) Губернские дороги . Ну в принципе это были дороги без особых затей. Но было и благоустройство. Во-первых, такие дороги были широкими, "большими", как тогда говорили, т.е. двухпутными. Там проблемы с разъездом двух встречных экипажей не было. А во-вторых, там стояли верстовые столбы, а с осени по обочинам ставили вехи, и особые палисады для защиты от метели, чтоб дорогу сильно не заметало. Дороги тоже от снега никто не чистил, но вехи и верстовые столбы помогали не сбиться с пути, что сильно помогало путникам. Весной и летом эти дороги также раскисали. Но пыли на них было меньше.

    3) Остальные дороги . Тут как выйдет. Где два пути, где один, у Гоголя в "Мертвых душах" хорошо описано как Чичиков на такой дороге не мог разъехаться с экипажем, где сидела одна юная особа. Вех и верстовых столбов на таких дорогах чаще всего не было. Зимой их никто не чистил, так что сбиться зимой с дороги было явлением обычным. Эти дороги также были малопроезжими весной и осенью.

    Была такое выражение: "Когда дорога встанет". Т.е. когда она либо замерзнет, либо высохнет.

    Переправы . Мостов было не так уж и много. Чаще через реку были паромы, а зимой просто по льду переправлялись. Это тоже ограничивало мобильность населения. Осенью и весной приходилось ждать либо когда реки замерзнут, либо когда ледоход и паводок окончатся.

    Волки и разбойнички . Это также ограничивало мобильность усадебных обитателей, особенно зимой. Выехать за пределы усадьбы без четырех, а порой и шести пистолетов, мало кто отваживался. Говорю без шуток.

    Мороз и метель . Теперешний городской житель, привыкший и в 20-тиградусный мороз ходить без шапки (а на кой она, если только до машины-автобуса добежать?), даже представить себе не может, что даже сейчас зимой в легкий морозец в пять градусов в русской деревне можно замерзнуть, если ехать в открытых санях где-то час без тулупа, особливо если ветерок хороший поддувает. Оно, конечно, можно дать совет, что надо слезть с саней да попрыгать. Можно, сейчас, но не везде. Едешь на санях в какую новгородскую деревеньку, что в пяти километрах от тебя, а по заснеженной дороге это ровно час езды, иногда чуть больше, и с саней слезть боишься, потому как лошадиная сила почти по колено в снег уходит, а ты просто по пояс провалишься. И где ты потом будешь прыгать? Тогда точно такая же ситуация была.

    Учитывая волков, разбойников, занесенные дороги, да мороз с метелью, тогдашние люди зимой, если особой нужды не было, предпочитали за околицу усадьбы нос не высовывать. Впрочем, у некоторых были крытые сани с печками. Но это особый шик был и вещь дорогущая. Да и угореть или сгореть в такой инновации запросто можно было.

    Теперь про такую особенность усадебного быта как ритм .

    Ритм задавался прежде всего кругом сельхозработ и работ по хозяйству. Во-первых, помещик, если не инноватор-кутила какой, должен был сам контролировать самые важные работы: посев, покос (самое начало покоса), сбор урожая и обмолот, т.е. доведение продукта (зерна) до товарного вида.

    Т.е. даже те помещики, что по каким-то причинам (об этом ниже) устремлялись на зиму в города, к посевным работам всяко возвращались в усадьбу. С посевными работами связан один интересный момент. Все привыкли ахать и охать, что глава Всероссийского общества босохождения с палочкой Л.Н. Толстой сам пахал. Ну, да пахал. Но ничего великого в этом не было. Дело в том, что большинство усадебных жителей, помещиков, если не сами умели пахать, то знали, как это надо делать. Например, один из графов Ворнцовых тоже был знатным пахарем, но он на публику не работал. Он просто научился пахать, чтобы знать, обманывает ли его мужик на барщине или нет.

    Посевная начиналась, как и сейчас, где-то ближе к Пасхе (где-то раньше, где-то позже). Т.е. помещику кровь из носу, а к этому времени надо быть в усадьбе, а то ни с чем останешься. Вот и выезжали из Питера в конце первой недели Великого поста, отстояв два-три дня у раки св. Александра Невского. Успевали до раскисания дорог и до ледохода. Иногда ехали по уже слабому льду, порой даже проваливаясь местами под лед. Даже часть поезда иногда оставляли до конца ледохода на одном берегу, а сами шпарили домой.

    Когда шла посевная, барину не до гостей и светских раутов было. Он часа в четыре вставал, садился в двуколочку, которой сам правил, да ехал по полям, смотреть, как мужик пашет и сеет. Тут умение пахать или знание, как это должно делать, и пригождалось. Простой взгляд на борозду, и барин понимал, дурит его мужик или нет. Если мужик дурил, в ход шел кнут, если работал хорошо, наливали стопку. Посевную обычно заканчивали к Николе Вешнему. Чаще раньше. Старались до Красной Горки успеть.

    Вот тут, казалось бы, и самое время барской гульбы подошло. Оно, конечно, так, но отоспаться тоже надо. Да и дороги еще не просохли, чтобы соседи на сеймик съехались. Вот и выходило, что до Троицы бывало не больше двух сеймиков. Иногда три. А там Петров пост, а в посты гулянки не устраивали, разве что уездный или губернский сейм для избрания предводителя дворянства (я пишу "сеймик" и "сейм" не просто так, я тут базируюсь на мемуаре своего прямого предка, где очень живо описан быт усадьбы смоленской шляхты, а это все сплошь потомки кремлевских сидельцев, включая тогоже Глинку, что оперу "Жизнь за Царя" написал). Но чаще сеймы по выбору предводителя были после Петрова поста. Иногда после Успенского. Впрочем, у Михалкова в "Неоконченной пьесе" очень живо показан соседский сеймик перед Троицей, правда в среде уже обедневшего дворянства, впадающего в ничтожество.

    После Петровок начиналась гулянка. Сенокос налажен, старосты, а порой и управляющий получили в рыло благословение барской дланью, и делать особо нечего. Но все-таки одно есть. Надо смотаться на ярмарку. Кой-чего из избытков продать да и прикупить кой-чего. Главное, не в пасть в картежный азарт, ибо шулеры слетались на ярмарки ото всюду. А уж как вернутся с ярмарки и сейма, так и пошли визитации. А почему и нет? Погоды дивныя, дороги сухия, за покосом особо следить не надо, все остальное пока тучнеет и наливается соками, при том само.

    Гуляли основательно. Обычно сеймик - три, а то и четыре дня. Играли ли в карты? Играли, но помелочи. Более пятидесяти рублей не проигрывали, не в Питере чай. Пили и ели вволю. Устраивали променады. Опаивали друг дружку хитрыми наливками. Мой предок любил подносить такую перцовую водку на меду, что у выпившего ее стопку глаза на лоб вылезали.

    Потом приходил Успенский пост. Опять весь кутеж отменялся. Ибо... Ибо, во-первых, пост, а во-вторых, не до кутежа. Это теперь всякие скороспелые сорта ягод и всего прочего, а тогда эти сорта и не нужны были. До 70-х-80-х гг. 19 века сахар был продуктом дорогим, и варенья делали в основном на меду. А мед как раз к Медовому Спасу поспевал. Вот и приходила пора домашних заготовок. И тут хозяйки, не взирая на титулы и чины мужей, подтыкали свои юППки и начинали варить,солить, квасить и сушить. Яблок и слив было много, все не съешь, даже если лопнешь, так из них водки гнали. Водки разные.

    Только бабья страда закончилась, как начиналась страда настоящая. И опять вставал барин в четыре утра, садился в двуколочку, да и катил по полям, наблюдая все своим хозяйским глазом. По уборке, конечно, опять были сеймики, но уже не такие загульные, как летом, да и урожай надо было пристроить, потому ехали к закупщикам и торговали-рядили. Торговали-рядили в губернских городах. Там, где хлебные магазины были.

    Потом возвертались быстро в усадьбу, пока дороги не раскисли. И вот тут и начинался тот самый усадебный быт, из которого и выросла вся русская литература, а с нею и русская культура.

    Лейтмотивом усадебного существования была скука. Если летом она развеивалась на сеймиках, то с октября по май те, кто не уехал на зиму в Питер или Москву, выли со скуки в своих усадьбах. Отсюда и огромные, большей частью несистемные библиотеки, отсюда и знание двух, а то и трех языков - русских книг было мало, а переводы часто были плохими. Один мой предок купил в Питере четыре подводы книг. Вот просто взял, пошел и купил на какой-то ликвидации имущества четыре подводы книг, даже особо не утруждая себя изучением того, что это за библиотека.

    Были и такие, что занимались составлением "винотек", только не винных, а наливочных. Делали на зиму по сорок, а то и больше сортов наливок. Наделают, а потом вовсю с октября по май занимаются их дегустацией.

    Кстати, от этой же поместной скуки и карточные кутежи. Люди сидят по усадьбам по нескольку месяцев, из-за погоды и дорог никуда выехать не могут. И тут бабах курьер сзывает на сеймик дворянства или губернатор кличет.

    Тогда съезжаются все с округи постепенно в одну усадьбу, чтоб общим поездом до уездного или губернского города ехать. Вот и начинают в карты резаться со скуки. Пока меж собой, так и по полушке играют. Ну проиграют рублей пятьдесят, так и то почти понарошку, выигравший еще и будет стоя на коленях умолять, чтоб зять-сосед выигрыш взад взял, потому как иначе ему жена по возвращении домой трепку за этот выигрыш у ее родного брата устроит, а рука у нее тяжкая, как у Василиссы Кашпоровны. А вот как выехали на большую дорогу, тут их и начинают всякие шулеры "щипать".

    Романтика и приключения были в основном летом. А зимой сидели по усадьбам, да читали, либо пили водку.

    Кто-то мемуары писал. А компании были только летом. Либо за компанией надо было ехать в Питер или Москву. Но часто желание съездить туда пресекали карты, а вовсе не недостаток средств. В Питере и Москве, да и в губернских городах, без карт "великатный" человек на правильную ногу себя поставить не мог. А карты дело такое, что все продуть можно, вот и не ездили от греха подальше.

    Ведь люди даже не представляют порой, что те же Сперанский и Аракчеев были жуткими картежниками, склонными к шулерству, а Державин так вообще шулерствовал одно время, даже бежал от следствия ночью...

    Вот такой он был усадебный быт.

    Но таки да, русская литература обязана своим появлением усадьбе, ибо там эту самую литературу в основном и потребляли. Вся русская литература 19 века была по большей части журнальной, а не книжной, именно потому, что так можно было из подписчика (помещика) больше денег вытянуть. Первым, кто всерьез это понял, был Пушкин. Что-что, а рукописи НашеВсе продавать умел.

    Не резался бы он в карты, так вообще был бы одним из богатейших людей своего времени. Кстати, чемпионом по картежничеству был Сперанский, по его смерти оказалось, что у него долгов, не карточных, а вексельных, которые он брал, чтобы расплатится по карточным долгам, оказалось почти на полмиллиона. Жуткая, умопомрачительная цифра по тем временам. У Аракчеева долгов осталось двести тысяч, так что НашеВсе еще очень аккуратно играл.

    У садьбы - это удивительные по атмосфере места, где сохранился дух старины. Именитые владельцы, архитектурные шедевры, старинные парки, аллеи с многовековыми деревьями, тайны прошлого - все это неизменно влечет туристов. И даже руины могут быть интересными, ведь в этих каменных останках прежних дней сохранилась энергетика и история. Сегодня мы расскажем о 10 усадьбах. Возможно, в детстве вы проводили рядом с этими местами свои школьные каникулы, но даже и не подозревали, какие люди оставили здесь свой след. Перемещаемся в Поленово, Вороново, Середниково, Виноградово, Ясную Поляну, Абрамцево, Остафьево, Марфино, Горки и Ольгово.

    Поленово

    Здесь сохранились деревянный оштукатуренный двухэтажный дом, сооруженный в 1911–1912 годах архитектором Карстом по проекту Ивана Рыльского и соединенный остекленным переходом с кухонным флигелем; переделанный и надстроенный конный двор, скотный двор из трех двухэтажных корпусов. По другую сторону Дмитровского шоссе находится церковный комплекс. В него входят Владимирская церковь 1772–1777 годов (предполагаемые архитекторы храма - Василий Баженов или Матвей Казаков), современные колокольня и часовая башня - все в стиле классицизм; остатки кладбища с надгробиями XVIII–XIX веков.

    Ясная Поляна

    В Ясной Поляне и по сей день существует двухэтажный дом Льва Толстого 1800–1810 годов с пристройкой 1871 года (автор - тульский архитектор Гурьев). Природа тоже сохранена: березовая аллея, начинающаяся от двух въездных башен; липовый парк конца XVIII века; пейзажный «Нижний парк» из смешанных пород деревьев с каскадными прудами; яблоневые сады. К усадьбе прилегают входившие в имение старая дубово-липовая роща, еловые и березовые посадки, высаженные Львом и Софьей Толстыми.

    Здесь же находится могила писателя . Недалеко от усадьбы, в селе Кочаки, около Никольской церкви, основанной в конце XVII века и капитально перестроенной во второй половине XIX века, находится некрополь - семейное кладбище Толстых.

    Остафьево

    В Остафьево сохранились построенные в 1801–1807 годах в стиле классицизм, предположительно, по проекту архитектора Ивана Старова, а возможно, и самого князя Андрея Вяземского, двухэтажные главный дом и соединенные с ним колоннадами боковые флигели. Здесь же находится Троицкая церковь 1778–1781 годов, возведенная в стиле классицизм; пейзажный липовый парк с главной аллеей и прудом, образованным запрудой реки Любучи. В парке установлены гранитные памятники - Николаю Карамзину, Василию Жуковскому , Александру Пушкину , все монументы созданы по проекту художника Николая Панова. Поблизости находится комплекс зданий суконной фабрики середины XVIII века, перестроенный в 1820-х годах архитектором Федором Шестаковым.

    Абрамцево

    В усадьбе в разные годы бывали Николай Гоголь , Иван Тургенев , Илья Репин , Валентин Серов . Сохранились деревянный одноэтажный с мезонином главный дом последней трети XVIII века в стиле классицизм с пристройками 1870-х годов; деревянная мастерская 1873 года (архитектор Виктор Гартман), теремок 1878 года (архитектор Иван Ропет), одноэтажный дом управляющего, деревянная одноэтажная дача Василия Поленова; Спасская церковь 1881–1882 годов в неорусском стиле, возведенная архитектором Павлом Самариным по эскизу Виктора Васнецова при участии Поленова; прилегающая к церкви часовня, созданная по проекту Васнецова; парк из смешанных пород деревьев с прудами на берегу реки Вори.

    Марфино

    В усадьбе бывал писатель Николай Карамзин, пьесы которого ставились в марфинском театре. В 1763–1780 годах при фельдмаршале графе Петре Салтыкове и его сыне - генерал-губернаторе Москвы графе Иване Салтыкове усадьба была перепланирована и перестроена; после разорения в 1812 году восстановлена крепостным архитектором Федором Тугаровым; центральная часть в 1832–1846 годах реконструирована архитектором Михаилом Быковским, придавшим усадьбе вид целостного ансамбля в стиле английской готики. До нас дошли главный дом и два флигеля; въездные ворота 1837–1839 годов; два двухэтажных здания псарен второй половины XVIII века в стиле классицизм; двухэтажный дом управляющего начала XIX века в стиле ампир; заброшенные конный двор и каретный сарай XVIII века; церковь Рождества Богородицы 1701–1707 годов в стиле барокко . Здесь же раскинулся липовый парк, благоустроенный в конце XIX века паркостроителем Арнольдом Регелем, - с беседками, прудами и «готическим» мостом через пруд.

    Горки

    В Горках можно увидеть двухэтажный главный дом и парные флигели; оранжерею; сооруженный на рубеже XIX–XX веков архитектором Федором Кольбе хозяйственный корпус, состоящий из конюшни, каретника и прачечной с водонапорной башней; липовый парк конца XVIII века; пейзажный парк XIX–XX веков на склоне к реке Туровке из смешанных пород деревьев с Малым и Большим прудами, гротом, мостиками и двумя беседками-ротондами. Несколько в стороне находится двухэтажный деревянный оштукатуренный флигель. В 1920–30-х годах он использовался как школа.

    Ольгово

    Когда-то здесь бывал Лев Толстой. Это очень красивое место, особенно осенью, когда подъезд к храму украшает упавшая листва. Сохранились руинированный главный дом, в основе которого лежит здание начала XVIII века, расширенное в 1786 году архитектором Франческо Кампорези. Невероятно величественна Введенская церковь 1751 года с колокольней и приделами 1828 года, увеличенными в 1892 году архитектором Иваном Мейснером. Сохранились некоторые липовые деревья, посаженные во второй половине XVIII века.

    История русской дворянской усадьбы насчитывает около шести столетий. Селения Древней Руси были прототипом будущей вотчинной усадьбы, в них обособленно стоял дом наиболее зажиточного хозяина. Усадебное строительство получило развитие при Петре I, который дарил земли своим сподвижникам. Русская дворянская усадьба воплощала мечту их хозяев о создании собственного мира с особыми традициями, обрядами, моралью, специфическим типом ведения хозяйства, расписанием будней и праздников. Несколько столетий основные события в жизни дворянина были связаны с усадьбой, поэтому ее устройство продумывалось до мелочей. Очень часто господские дома были окрашены в желтый цвет и имели белые колонны. Такое сочетание говорило о богатстве хозяина (его олицетворял желтый цвет, напоминающий о золоте) и его духовности (белые колонны демонстрировали стремление к свету). Серые фасады свидетельствовали о том, что их владелец - философ и стремится удалиться от активной жизни и общества. Красный цвет на фасаде говорил о деятельной натуре хозяина, его уверенности и властности. Зелень садов и парков демонстрировали радость, здоровье и успех. Построенный мир дворянской усадьбы обособлялся и отделялся решетчатым забором, каменной стеной, а когда позволял окружающий ландшафт, озерами оврагами и рвами. Помимо парадных элементов - господского дома и парков - дворянские усадьбы имели и «экономию» (термин использовался с 18 века и означал хозяйственные постройки имения: конные и скотные дворы, амбары, оранжереи и теплицы), которые строились в едином стиле с домом и парком

    «Манифест о вольности дворянства» или «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» - указ Петра III от 18 февраля (1 марта) 1762 года, который освобождал дворянство от обязательной государственной службы.

    Расцвет дворянских усадеб пришелся на середину 18- начало 19 века. Усадьбы строились вокруг Москвы и в губерниях. После выхода “Манифеста о Вольности дворянства” строительство охватило практически всю европейскую часть России. В результате после 1762 г. владельцы крупных, средних и мелких поместий начали активно обустраивать свои усадьбы. В архитектуре русской дворянской усадьбы елизаветинских времен была популярной эстетика барокко. Фасады окрашивались в голубые, зеленые, красные, желтые оттенки. К середине 18 века планировка усадеб становилась регулярной с осевым построением, симметрией. Образцом дворянской усадьбы того времени является Ясенево, где во время Лопухиных был сооружен господский дом с флигелями. В Кускове граф Шереметев украсил парк павильонами и беседками, мостами, памятниками, скульптурами.

    После выхода манифеста в пригородах Москвы были построены крупные усадебные комплексы: Братцево, Васильевское (Мамонова дача), Кунцево, Знаменское-Садки, Нескучное, Люблино, Останкино, Покровское-Стрешнево, Очаково, Узкое, Троекурово, Черемушки, большинство из которых были сооружены в стиле классицизм. В некоторых усадьбах использовались элементы неоготики - например, в усадьбе Михалкова (усадьба была построена еще в 16 веке, затем перестраивалась), парадный въезд в Воронцове, хозяйственный комплекс в Черемушках. Образцами российской неоготики стали императорские резиденции - усадьбы - Петровский дворец и Царицыно.

    Постепенно регулярный французский классицизм в устройстве дворянской усадьбы сменился английским пейзажным классицизмом. Иногда в русской дворянской усадьбе, как, например, в Кузьминках, сочеталось пейзажное и регулярное устройство. После войны 1812 г. новые дворянские усадьбы возводились редко, хозяева поместий ограничивались реставрацией и ремонтом старых строений. Некоторые усадьбы активно достраивались. Например, Кузьминки, где здания строились в стиле ампир.

    Но, в основном, в 19 веке усадьбы реставрировались и достраивались в стиле классицизм, что отражалось в колоннах, портиках, скульптурах, фронтонах фасадов. Русские дворянские усадьбы всегда составляли единый ансамбль, кроме того, они никогда не имели фортификационного назначения, так как дворянство не вело военных действий между собой. Сейчас в моде строительство загородных резиденций в стиле дворянской усадьбы с домами с элементами классики и парковыми или садовыми зонами в регулярном или пейзажном стиле. В качестве примера современного особняка, который может стоять обособленно или же представлять собой дом в усадьбе, можно привести здание частного коттеджа, г. Тюмень с элементами классического стиля: