Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Запятая при двукратном повторении союза и
  • Вестминстерское аббатство – символ Британии
  • Две жизни и одна смерть Юкио Мисимы
  • Секреты «Богатырей» Васнецова: кого на самом деле изобразил художник на знаменитой картине
  • Как менялся дизайн русских банкнот Царские деньги красненькая
  • Эмблемы, знаки, униформа военных инженеров инженерные войска и артиллерия, специальное строительство и фортификация, другие технические рода войск и инженерно-технические службы,инженеры военно-промышленного комплекса и дру
  • Рисунок к произведению золотой петух автор куприн. Конспект урока по литературе на тему "Золотой петух" (5 класс). Прием: репродуктивная беседа

    Рисунок к произведению золотой петух автор куприн. Конспект урока по литературе на тему

    Тема : «Простое и прелестное чудо» (по рассказу А. И. Куприна «Золотой петух»)

    Цели урока:

    Образовательные: формировать осознание себя как части природы

    Воспитательные: - усвоение общечеловеческих ценностей

    Привития любви к природе

    Воспитание вдумчивого читателя

    Развивающие : - развитие бережного отношения к природе

    Тип урока : Открытия новых знаний

    Оборудование : интерактивная доска, слайды

    Литература : учебник Меркина, рассказ А. Н Куприна «Золотой петух»

    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

      Оргмомент

    Здравствуйте, ребята! Садитесь. Мы начинаем урок.

      Мотивация

    Ребята, знакомы ли вам такие произведения как «Белый пудель», «Барбос и Жулька», «Слон»?

    Да, эти произведения вы изучали в начальной школе и их автором является А.Куприн. С каким рассказом Куприна вы познакомились дома?
    (проверка ДЗ с помощью кроссворда)

    3. Целеполагание

    Верно, в ходе нашей работы мы проверим, как вы справились с этим заданием.

    Ребята, обратите внимание на доску(слайд с темой). Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

    Давайте сформулируем цели нашего урока и запишем их в тетрадь. Лена, прочти свои цели.

    Хорошо. Сегодня мы узнаем о каком простом и прелестном чуде говорит Куприн в своем рассказе, но сначала давайте познакомимся с биографией писателя.

    4. Новый материал

    А. И. Куприн был очень ярким человеком, интересной личностью. Я думаю, что некоторые факты его биографии вам будут особенно интересны.

    Александр Иванович Куприн прожил 68 лет. Куприн был мускулистым силачом с зоркими глазами, человеком энергичным, волевым, азартным и даже рискованным. Обратите внимание на его портрет.

    Он жил в постоянном движении и поиске: в 43 года начал учиться плавать у мирового рекордсмена (вы представляете, в 43 года!), с другим известным спортсменом поднялся на воздушном шаре, одним из первых в мире спустился на морское дно в водолазном костюме.

    Он любил жизнь, любил цирк, животных , особенно лошадей. Детство Куприна было тяжелым.

    Его мама рано стала вдовой и в 6 лет его отдали на воспитание в сиротское училище.

    Александр Инванович с детства узнал горечь жизни, стал чуток к чужим страданиям .

    Писать Куприн начал рано. Он работал много и упорно. Чтобы знать жизнь и лучше писать, он много ездил, переменил несколько профессий: был рыбаком, актером, грузчиком, певцом.

    Александр Иванович был человек очень смелый. Однажды он вошел в клетку со львами . Побыв в клетке несколько мгновений, пока звери не опомнились, он благополучно вышел. А львы были свирепы и злы и могли растерзать его.

    Куприн горячо любил Россию, хотя и прожил долгое время во Франции. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных.

    Александр Иванович написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах, птицах. С одним из таких рассказов мы и будем работать сегодня.

    (сообщение ученика об истории создания рассказа по учебнику)

    Давайте теперь обратимся к самому рассказу «Золотой петух». Какое событие описывается в рассказе?

    Да, верно, мы видим рождение нового дня.

    Давайте обратимся к началу рассказа, к нашей 1 части. Какое словосочетание, прозвучавшее в данной части текста, передает впечатление, испытанное рассказчиком при виде картины пробуждающийся природы?

    Что пробуждает природу?

    Подумайте, что восхитило рассказчика в петушином хоре? Что он услышал в нем? Найдите ответ в тексте.

    Если человек называет чудом такое обыденное ежедневное для деревни явление, то как это характеризует человека? Каким вы представляете себе героя?

    (Звук петушиного крика)

    Ребята, что это за звук?

    Приходилось ли вам когда-нибудь слышать его?

    Подумайте, где и когда происходит это чудо?

    Верно, и сам Куприн долгое время жил во Франции. Можно ли сказать, что в рассказе отражены реальные факты жизни писателя?

    Да, это автобиографичный рассказ, т.е. рассказ, который содержит элементы из жизни автора.

    Обратите внимание на описание пейзажа. Какие средства выразительности использует автор? Давайте назовем их, а потом найдем в тексте.

    Правильно. То есть как герой воспринимает природу?

    Совершенно верно. В описании мы с вами отметили одну любопытную деталь – паникадила каштанов. Давайте посмотрим что это такое (слайд). Мы видим, что паникадила – это атрибут храма. Герой не случайно использует это сравнение в характеристике. Он относится к природе не только, как к человеку, как к живому организму, но и как к храму, к священному месту.

    Подумайте, кто может так точно, так красиво, возвышенно и поэтично описать природу?

    Верно! Наш герой автобиографичен, это и есть сам Куприн. Потому что только писатель может так тонко чувствовать природу, так владеть искусством слова. И действительно, природа – сама по себе является хоть и такой привычной нам, но в то же время имеет много тайн и загадок, она является настоящим чудом.

    Перейдем ко второй части рассказа. Давайте прочитаем эпизод со слов «Я знаю силу и пронзительность петушиного крика» до слов «Я слушал эту чудесную музыку…».

    А почему стыдливым?

    Правильно. С чем сравнивает автор петушиный крик?

    А какие ещё ассоциации вызывает у героя петушиный крик? Давайте найдем в тексте.

    Верно.Давайте посмотрим на слайд, как выглядят римские воины (слайд)

    Мы видим их воинственность, мощь, силу.

    Как вы понимаете это сравнение?

    Давайте посмотрим на значение новых слов: Когорта – отряд войск, десятая часть легиона (5-7 тыс пехотинцев инесколько сотен всадников) в Древнем Риме. Триумфатор-Цезарь – император-победитель. Цезарь – известнейший правитель Древнего Рима. Обратите внимание на картины на доске, где изображается Триумфальное шествие в Риме, и послушайте информацию об этом: Триумф в Риме – торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь главнокомандующий. Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряжённой четырьмя конями. Сзади шли музыканты. Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял раб, державший над головой золотой венок. Далее двигались его помощники; солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Триумфаторы имели право в праздники носить триумфальное одеяние.

    (картинки на слайде)

    Опишите, что вы видите на картинках.

    Какие ощущения вы испытываете, глядя на эти картинки?

    Вам когда-нибудь доводилось видеть петуха?

    Боялись ли вы его?

    Петухи действительно сильные и иногда опасные существа. Они иногда дерутся друг с другом, борются за лидерство, устраивая петушиные бои. Давайте почитаем этот фрагмент в тексте. (не празднуют ли они самый долгий солнечный день).

    Хорошо. Давайте посмотрим, как выглядят петушиные бои (слайд).

    Хорошо. В тексте нам встретилось упоминание Древнего Петуха. На самом деле, петух всегда был не просто птицей для людей, с ним связано много различных мифов. Например, в греческой мифологии петух является атрибутом богини Афины, покровительницы ремесел, так как своим пением он поднимает людей на работу. Так же является символом воинственности, независимости. Изображение петуха – бдительного стража – часто помещали на крышах домов, на шпилях и башнях в виде флюгера.

    У восточных славян считалось, что петух своим утренним криком отгоняет нечистые тёмные силы.

    Почитаемой птицей является золотой петух в Китае. Каждый день он участвует в том, чтобы разбудить солнце. Вы знаете, что по китайскому календарю у нас есть год петуха.

    (индивидуальное задание миф о Фениксе)

    Молодец, спасибо. Мы прослушали различные мифы о петухе, о фениксе. И мы убедились, что петух – не просто птица. Что общего имеют все эти сказания?

    Правильно. Давайте посмотрим видеофрагмент восхода солнца, обратим внимание, какая используется цветовая палитра. (видеофрагмент)

    Какие цвета мы видим при восходе солнца?

    Правильно. И что же общего у солнца и петуха? Чем они похожи?

    Верно. И солнце, как и птица-феникс каждый день как бы умирает и рождается каждый день. Как вы считаете, является ли это чудом?

    Хорошо. Таким образом, что является главным в данном фрагменте?

    Правильно. Солнце взошло и петухи перестают петь. Третьей частью нашего рассказа является встреча героя с петухом.

    Перескажите этот фрагмент от 3-его лица

    Учитель: Можно ли назвать рассказчика сказочником?

    Учитель: Поч ему рассказчик называет лоншанского петуха на «вы», а себя «слабым, жалким человеком, не более»?

    Обратите внимание на фотографию лоншанского петуха. Чем примечателен этот петух? Чем он отличается от других? Опишите его. Действительно ли он имеет статный и важный вид?

    Как вы понимаете финальный вопрос рассказа: «Но разве не позволено и мне скромно, по-своему, быть влюбленным в вечное, прекрасное, животворящее, доброе солнце?»

    Правильно. Герой понимает то, что не понимают другие. Автор преклоняется перед природой, не ставит себя выше неё. Об этом свидетельствует его фраза «Я знаю, что я всего лишь слабый, жалкий человек, не более». Он понимает, что природа сильнее, мощнее человека. И петух – как символ природы, её воплощение. Автор любит природу, а значит и саму жизнь. Такую обычную но в то же время такую загадочную! Жизнь является простым прелестным чудом. Давайте ещё раз вспомним характеристики нашего героя и запишем их. (выведено на слайде)

    6. Рефлексия

    Наш урок подходит к концу. В чем же смысл называния «Золотой петух»?

    Правильно. Так что же автор называет простым прелестным чудом?

    Хорошо. Мы сегодня хорошо потрудились. Желаю вам так же полюбить природу, беречь её и заботиться о ней. Ведь природа – это и есть наша с вами жизнь. Такая простая и такая волшебная одновременно.

    2 УРОК(письменная работа)

    - Ребята, сегодня вы попробуете себя в роли писателей. Перед вами стоит задача: написать сказку про петуха. Главным героем рассказа Куприна является петух. Давайте составим группу поэтических образов к слову «Петух» по тексту. Каким предстает Петух перед нами? Он певец восходящего солнца, воин, царь, трубач, кудесник, глашатай нового дня; солнцепоклонник; царь.

    Каким предстает перед нами пение петуха?

    Пение петуха-мощное, звонкое, от которого дрожала каждая частица воздуха; победоносный крик; волшебный и могучий хор; человеческий оркестр; гимн, огонь, костер.

    Можете преступать к работе над сочинением.

    Да!

    С рассказом «Золотой петух»

    Мы будем говорить о биографии Куприна и о его рассказе «Золотой петух».

    Цели нашего урока: познакомиться с биографией Куприна и выяснить, что он называет «простым и прелестным чудом».

    В рассказе описывается восход солнца, как просыпается природа.

    Простое и прелестное чудо

    Петушиный крик

    Удивили мощные звонкие звуки, казалось, дрожала каждая частица воздуха, казалось, трубят золотые и серебряные трубы, посылая ввысь звуки изумительной частоты, красоты и звонкости.

    - Главный героя рассказа тонко чувствует природу (В еще холодном воздухе стояли наивные ароматы трав, листьев, коры, земли... Мне казалось, что по всей земле трубят золотые и серебряные трубы, посылая ввысь звуки изумительной чистоты, красоты

    и звонкости), он был охотником, а значит, хорошо знает природный мир (В прежние времена, охотясь на весенних глухариных токах в огромных русских лесах, я перед восходом солнца улавливал своим напряженным слухом лишь два звука, напоминающих о человеке: изредка отдаленный паровозный свисток и петушиные крики в ближних деревнях), герой относится к природе с большим уважением и считает ее живым существом (Но деревья уже проснулись и поеживались, открывая радостно и лениво миллионы своих глаз: разве деревья не видят и не слышат?)

    Это и есть петушиный крик

    Да, приходилось слышать крик петуха в деревне

    Летом, в июне, недалеко от Парижа в городке Виль д;Авре, на даче.

    Да.

    Нежная ясность утра – эпитет; наивные ароматы трав – метафора; паникадила каштанов – метафора; обрывки ночного тумана – метафора; деревья проснулись и поёживались – олицетворение; деревья не видят и не слышат – олицетворение; дрожала каждая частица воздуха – олицетворение;

    Герой воспринимает природу как живого человека, как единый организм, который живет, дышит, просыпается.

    Писатель, поэт.

    (Ученик читает)

    Стыдливым часом

    Это утренний час, когда природа тоже только проснулась, и ей нужно «одеться». Автор застал её как бы без одежды.

    С человеческим оркестром. Но он жалок по сравнению с петушиной песней, которую автор называет волшебной, восторженной.

    С римскими войсками, встречающими своего триумфатора-цезаря, с когортами, с легионами.

    (ответы учеников)

    Ощущение величественности и торжественности. Автор не случайно сравнивает песнь петуха с приветствием римского войска, она такая же торжественная и величественная, как и крики людей, приветствующих своего правителя.

    Феникс – мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя, а затем возрождаться. Известна в мифологиях разных культур. Считалось, что феникс имеет внешний вид, похожий на орла с ярко-красным или золотисто-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям, из пепла возрождается сам Феникс. Феникс – символ вечного обновления и бессмертия. Этот миф связан с солнцем. Феникс – это и есть солнце, а солнце – это жизнь на земле.

    То, что петух и солнце имеют много общего. Они неразрывно связаны друг с другом в понимании людей.

    Желтый, золотой, красный, оранжевый, розовый, белый. Все цвета очень яркие, переливающиеся.

    Солнце и петух оба просыпаются рано, петух возвещает приход солнца, петух имеет такой же яркий окрас, как и солнце – золотой, огненный.

    Солнце, как и феникс каждый день умирает на заре, а на рассвете возрождается.

    Главным является восход солнца.

    Ученик: « В ярких солнечных лучах почти ослепительно сверкало золото его мундира, блестели зеленые и голубые отливы его доспехов вороненой стали, развевались атласные ленты: красные, черные и белые.»

    (ученик пересказывает)

    Ученик: Да, можно, т.к. он изображает петуха в мундире, в доспехах, с лентами. Петух смотрит с презрением на человека. Такое описание птиц свойственно сказкам.

    Ученик: Человеку свойственно ощущать свое несовершенство перед лицом идеально прекрасной природы, исполненной величия и гармонии.

    Петух очень статен и горд, это боевой петух, который сравнивается с военным.

    Несмотря на свою ничтожность, герой хочет любить такую огромную и мощную природу.

    Любит природу, жизнь;

    Внимательный;

    Чувствительный;

    Тонко понимает природу;

    Ощущает себя частью природы

    Петух такой же золотой, как солнце, они имеют много общего. Они воплощают жизнь.

    «Золотой петух» - это рассказ Александра Ивановича Куприна, где чётко выражен характерный пример лирических зарисовок этого писателя. «Золотой петух» входит в цикл живописных миниатюр, основная тема которых – поэтический, гармоничный и прекрасный мир природы.

    Сюжет этой истории тесно связан с личностью самого автора. Почему? Да всё очень просто, потому что в рассказе говориться о случае, произошедшем с ним ранним летним утром на даче недалеко от Парижа. Герой, распахнув окно, садится на подоконник и наслаждается ярким светом и утренней свежестью. Он с наслаждением вдыхает в себя ароматы растений и земли, внимательно и чутко наблюдает за пробуждением всего живого мира. Особый трепет в сердце героя, он называет чудом, звонкий и пронзительный петушиный крик, который разносится по всей округе. Этот удивительный по своей чистоте и силе звук вызывает целую цепочку воспоминаний в душе героя. Не раз ему приходилось слышать пение петухов на родине, и сейчас, во Франции, он вновь ощутил прелесть этой чудесной музыки.

    В описании петушиного пения проявляется концепция природы Куприна, которая затрагивалась им ранее во многих других его произведениях. Столкновение со всем живым становится для героя, и самого автора, попыткой приблизиться к таинству мира, хотя бы ненадолго отвлечься от дел и бытовых забот и ощутить совершенно иное чувство времени. Простое пение петухов, казалось бы, совершенно заурядный звук, который у простого обывателя не вызвал бы никаких эмоций, воспринимается героем как волшебная музыка. А сами петухи представляются ему особыми царственными существами, несущими на Землю свет и поклоняющимися своему золотому богу.

    Каждая деталь, каждый момент жизни природы, по Куприну, - это великое таинство. Все художественные средства и приёмы, использованные в рассказе, призваны подчеркнуть эту мысль. Простая композиция, практически лишенная любых сюжетных поворотов, показывает, что важными в данном случае являются только те чувства и ощущения, которые рождаются в душе героя.

    Таким образом, я могу сказать, что рассказ «Золотой петух» - одна из лучших лирических миниатюр Куприна, прекрасный образец импрессионизма в литературе. В этом произведении автор выразил всю глубину переживаний, которые происходят в сердце чуткого тонко чувствующего человека, и те особые ни с чем не сравнимые впечатления, которые дарит ему мир природы.

    Несколько интересных сочинений

      Есть очень много вариантов как провести свободное время. Иногда так хочется посмотреть фильм или сходить на концерт. Лучшим вариантом провести свое дорогое время станет пойти в театр.

    • Характеристика и образ Бориса в пьесе Гроза Островского сочинение

      Одним из главных героев драмы стал Борис Григорьевич. Это молодой мужчина, приехавший в Калинов из Москвы.

    • Беречь в себе человека – доминирующая идея чеховского Ионыча

    • Герои произведения Бедная Лиза Карамзина
    • Сочинение Взаимоотношения человека и природы рассуждение

      Изначально все человечество связано с природой. Этот союз существовал всегда, взаимодействие было, есть и будет. Без этого людям никак не прожить, как собственно говоря, и природе не развиваться и не сохраниться без участия человека.

    другие презентации на тему «Александр Иванович Куприн «ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ»»

    «Рассказы Куприна» - Рассказ «Барри». О собаках. Невыдуманные рассказы. А.И. Куприн и Э.Сетон -Томпсон. Олицетворение земной красоты. А.И.Куприн и А.П.Чехов. Рассказ «Барбос и Жулька». Рассказ «Бальт». Рассказ «Сапсан». Рассказ «Ю-ю». По страницам рассказов Куприна. Рассказ «Изумруд». Свои рассказы о животных Куприн не выдумывал.

    «Жизнь Куприна» - Рассказ автобиографичен: мать писателя получала письма от анонимного влюбленного. 7. Расскажите историю любви Желткова. Александр Иванович Куприн (1870 – 1938). Как отнеслась к самоубийству Желткова Вера Николаевна? 14. Отец умер от холеры. Куприн в звании подпоручика служит в 46-ом пехотном Днепровском полку.

    «Урок Куприн» - Гостиная – комната для приема гостей. Сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство. Воспитывать доброту силой художественного слова. Словарь толкований: Щеколды – род дверного запора; металлические пластинки с рычажком. Публикум, или публика – люди, находящиеся в качестве зрителей, слушателей. Составить план.

    «Куприн Олеся» - Повесть "Олеся". Не буду же я несчастнее других?». Какой цвет сопровождает образ Олеси? Тема «волшебной любви» сменяется темой недостижимости счастья. С молодыми елочками, выросшими в приволье старого бора. Как построен сюжет повести? С чем сравнивает Куприн героиню? Слову вы своему не господин…

    «А.И.Куприн» - В 1862 году в Петербурге была открыта первая русская консерватория. А.И.Куприн в своем кабинете.1912 -1913г. Полотеры – работник, занимающийся натиркой паркетных полов. Александр Иванович Куприн. Наставления –настоятельный совет, поучение. При мысли о Куприн хочется сразу сказать: добрый талант. А.И.Куприн.Кадет.1880г.

    «Куприн Слон» - Прыгали, скакали, В школу прибежали. Гостиная – комната для приема гостей. Итог урока Что вы узнали о жизни и творчестве А.И. Куприна? Делать из мухи слона. Слон в посудной лавке. Удивляюсь! Весной 1937, тяжелобольной, вернулся на родину. А теперь все тихо встали, встали… Попона – покрывало, закрывающее спину или туловище.

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    КУПРИН Александр Иванович русский писатель-реалист. Одно из самых громких имен первой четверти 20 века, автор вошедших в золотой фонд русской литературы произведений «Молох», «Поединок», «Гранатовый браслет», «Гамбринус» и других.

    Cлайд 3

    Цитатный план рассказа «ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ». 1. « Случилось это чудо.» 2. « Я не вдруг понял, что это пели петухи.» 3. « Я знаю силу и пронзительность петушиного крика.» 4. « Что за странное, что за необыкновенное утро!» 5. « Великий золотой петух выплывает на небо в своем огненном одиночестве.» 6. « Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки.» 7. « Золотой Петух сразу же был восторженно принят литературной критикой.»

    Cлайд 4

    Ответы на вопросы. 1. Что восхитило рассказчика в петушином хоре, что он ус-лышал в нём? Ответ №1. Последними земными звуками, которые я слышал, поднимаясь в беззвучном полёте на воздушном шаре, всегда были свистки уличных мальчишек, но ещё дольше доносился победоносный крик петуха.

    Cлайд 5

    2. Передаётся ли Куприным особое звучание петушиного пения? Как это сделано в рассказе? Да. Например:«Какой человеческий оркестр не показался бы жалким в сравнении с этим волшебным и могучим хором, где уже не было слышно отдельных колен петушиного крика, но полнозвучно льётся мажорный аккорд на фоне пурпурно-золотого do! »

    Cлайд 6

    В рассказе я заметила много эпитетов. Например: чудесная, солнечный, горячий(песок), пахучие вкусные(травы), бесконечных, бурных, сияющий и т.д. 3. Какие образные средства позволяют почувствовать настроение писателя? Ответ №3.