Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Аквариум – искусственная экосистема Можно ли аквариум рассматривать как модель экосистемы
  • Три поколения космических кораблей, ссср Космический корабль для детей
  • Батик в России. Страницы истории. Батик - что это такое, описание техники росписи по ткани, необходимые материалы и инструменты Возникновение техники батик
  • Презентация на тему болота болото Презентация роль болот в сельском хозяйстве
  • Презентация на тему: Алкоголь и его влияние на здоровье человека Влияние алкоголя на здоровье презентация
  • цель: - выявление основных мест обитания и причин сокращения численности амурского тигра за последнее время
  • Конспект урока по русскому языку "имя числительное". Конспект урока по русскому языку на тему: "Имя числительное" Конспект урока по русскому языку имя числительное

    Конспект урока по русскому языку

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ
    «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»
    Цель: рассмотреть имя числительное как часть речи.
    Задачи:
    Обучающие: дать учащимся общее представление об имени числительном как о части речи; познакомить с образованием числительных второго десятка; познакомить с понятиями «количественное числительное» и порядковое числительное.
    Развивающие: развивать умение составлять словосочетания «числительное»+ «существительное»; развивать связную речь учащихся;
    Воспитательные: воспитывать наблюдательность, интерес к изучаемому предмету.
    Универсальные учебные действия (УУД):
    Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
    Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану
    Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
    Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.Оборудование: карточки с загадками, карточки-схемы, карточки с числами.
    ХОД УРОКА:
    I. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА
    Беседа.
    – Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте повторим пройденный материал. Какие части речи вы знаете?
    – Какая часть речи называется именем существительным?
    – Какая часть речи называется именем прилагательным?
    – Какая часть речи называется глаголом?
    – Прочитайте слова, определите, к какой части речи они относятся.
    (Запись на доске и в тетради.)
    Двойка –
    Двойной –
    Удвоить –
    Двоякий –
    – Поставьте к каждому слову вопрос. Помогло ли это вам в определении, к какой части речи они относятся?
    – Известно ли вам название части речи, слова которой отвечают на вопрос сколько?
    II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
    Сегодня на уроке вы узнаете как называется такая часть речи, научитесь правильно употреблять слове этой части речи и находить их в текстах; познакомитесь с понятиями порядковые и количественные числительные.
    Историческая справка.
    История русских числительных очень интересна. Наши далёкие предки-славяне осмысливали число как определённое количество каких-либо конкретных предметов: «два дома», «семь быков». И лишь постепенно ими стало осознаваться число само по себе, независимо от предметов и лиц, просто как число два или число семь.
    В давние времена существовало сочетание «подай пясть», то есть подай руку (на которой пять пальцев). Современное слово «пять» связано с существовавшим ранее словом «пясть» («рука») и когда-то имело конкретное значение пять пальцев пясти. Слова, обозначающие в русском языке числа, собирались постепенно, из разных частей речи. «Один», «два», «три», «четыре» – из прилагательных. Как и все прилагательные, они согласовывались с существительными по роду, числу и падежу. «Пять», «шесть», «семь», «восемь», «девять» – из существительных. В давние времена, когда эти слова были существительными, за ними следовали существительные в родительном падеже.
    Слово «тысяча» для обозначения больших чисел появилось раньше других слов. Когда потребовалось обозначить число 10000, использовали слово «тьма». В самом слове чувствуется значение бесконечности. Дальнейшее увеличение числового ряда поставило славян в тупик, и, когда это потребовалось, они заимствовали у греков слова «легион» (сто тысяч) и «леодр» (миллион). Со временем понадобились слова для обозначения десяти, ста миллионов, миллиарда и т.д. Для этого подыскали слова со значением бесконечности: десять миллионов – «ворон» (вечная птица), сто миллионов – «колода» (гроб).
    Таким образом, потребовалось очень много времени, чтобы наши предки стали воспринимать числа как нечто отвлечённое от объектов и явлений конкретно-предметного мира. Процесс этот был очень медленным. Интересно, что долгое время на письме славяне передавали число не цифрой, а буквой: А – один, Б – ничего не значит, В – два, Г – три, Д – четыре, Е – пять… Цифровое обозначение чисел на письме появилось сравнительно поздно.С течением времени счётные имена становились всё больше похожими друг на друга. У них исчезла категория рода и числа – на путях истории счётные имена растеряли эти важнейшие признаки и тем самым окончательно обособились от всех остальных имён. Они образовали самостоятельную часть речи – имя числительное. В середине ХУШ века М.В.Ломоносов в своей грамматике впервые назвал числительные самостоятельной частью речи.
    III. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
    IV. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
    Рассказ учителя с элементами беседы.
    – Перед вами числа: 9, 12, 123. 196.
    – При изучении какого предмета вы постоянно встречаетесь с цифрами и числами? (При изучении математики)
    – В языке часть речи, которая обозначает число, количество или порядок предметов при счете, называется именем числительным. Название этой части речи является производным от слова число и образовано по аналогии с названиями других именных частей речи (существи-тельное, прилага-тельное, числи-тельное).
    – Итак, тема нашего сегодняшнего урока – «Имя числительное»
    – Поставьте вопрос к словам два, двое. (Сколько?)
    – Что обозначит данные числа: 1941-1945‚ 1917, 2014
    – Составьте соответствующий вопрос (в каком году происходило событие?)
    – На что указывает вопрос сколько? (На количество предметов.)
    – А вопросы «какой»‚ «который»? (На порядковый номер предмета при счете).
    – Слова какой еще части речи отвечают на вопрос «какой»? (Имена прилагательные)
    Имена числительные отвечают не только на вопрос каком, но и на вопрос «который»?
    (В ходе беседы на доске составляется схема)
    Имя числительное

    Какой? Который?
    Сколько?
    Количество предметов
    Порядок предметов при счете

    – Так что же такое имя числительное? Дайте полное определение этой части речи.
    – А теперь Вы можете определить к какой части речи относятся слова два и двое.
    III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
    1. Тренировка в распознавании имен числительных в тексте (индивидуальная работа).
    а) Письменные ответы на вопросы.
    – Прочитайте вопросы и дайте на них письменные ответы.
    Сколько тебе лет? (Мне десять лет.)
    В каком классе ты учишься?
    Сколько мальчиков и девочек в твоем классе?
    Какой по счету ваш классный кабинет?
    – Найдите имена числительные и поставьте к ним вопросы.
    б) Работа с загадками.
    – Имена числительные широко употребляются во всех стилях речи: в художественных произведениях, в деловых бумагах, и устном народном творчестве – в загадках, пословицах.
    (На каждой парте – карточки с загадками)
    – Давайте прочитаем несколько загадок.
    (Например: Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поет. (Дверь)
    Два братии впереди бегут, а два догоняют (Колеса)
    Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)
    Танцует крошка, а всего одна ножки. (Юла)
    У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей в семье?
    (Восемь.)
    Два конца, два кольца, посредине – гвоздик. (Ножницы)
    Стоит хлевец – в нем тысяча овец. (Улей)
    Семьсот ворот, а один вход. (Невод)
    Кто ест сено без рта тремя зубами? (Вилы)
    У двух матерей по пяти сыновей – всем одно имя. (Пальцы)
    На одной яме сто ям с ямой. (Наперсток.)
    Стоит дуб, на нем двенадцать гнезд, в каждом гнезде по четыре яйца. в каждом яйце по семи цыплят. (Год, месяц, неделя, дни»– Найдите в загадках имена числительные. Запишите одну из загадок.
    в) работа с пословицами.
    – Какие пословицы с именами числительными вы знаете?
    – В каких пословицах встречаются числительные сто, один, семь? (не имей сто рублей, а имей сто друзей. Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семь бед – один ответ).– Запишите пословицу, которую вам удалось запомнить.
    2. Образование числительных второго десятка (групповая работа).
    Один
    Два
    Три
    Четыре
    Пят + над + цатьШест
    Сем
    ВосемДевят(Учитель с помощью схемы объясняет алгоритм образования числительных второго десятка)
    – обратите внимание, что мягкий знак пишется только в конце данных слов.
    V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
    Почему порядковые числительные так называются?
    Почему количественные имена числительные получили такое название?
    VI. ИТОГ УРОКА
    Беседа.
    – Какую тему начали изучать сегодня на уроке?
    – Какая часть речи называется именем числительным?
    – Расскажите все, что знаете об имени числительном.
    – Как изменяются имена числительные от пяти до тридцати?
    – С какой частью речи обычно связано числительное?
    Рефлексия: ребята, сегодня вы были активными, внимательными и точными в ответах. Скажите, а какое действие, на ваш взгляд, улучшит нашу работу на следующем уроке?

    Имя числительное

    Цели: дать понятие о числительном как части речи;

    Задачи: познакомить с признаками числительных, научить находить числительные в предложении, научить различать количественные и порядковые числительные, развивать речь учащихся, умение работать в паре.

    Ход урока

      Организационный момент.

      Чистописание.

    Запишите пословицу: Один в поле не воин.

    Как вы ее понимаете?

    II. Работа по теме урока.

      На доске записаны слова:

    писать, желтый, дерево, восемь, читать, веселый, стол.

    Необходимо разделить на группы все эти слова. Дети работают в парах.

    На какие группы вы разделили эти слова?

    Зачитайте первую группу. Вторую. Третью.

    А давайте зададим вопрос к слову «восемь» (сколько?).

    Так к какой группе мы его отнесем?

    Видимо, с какой–то частью речи вы еще не знакомы? Чаще всего, на каком уроке встречаетесь с такими словами?
    (На математике)

    Как они называются?
    (Числа)

    Как же будет называться новая часть речи? Давайте откроем учебники на с. _ и узнаем, как же называется эта часть речи.
    2. Р а б о т а с п р а в и л о м (с. 105).

    Давайте подумаем, что же такое имя числительное?

    Откройте учебник и проверьте правильное ли вы дали определение?

    Кто может привести пример числительных.

    III. Работа по теме урока.

    Вспомните загадки, пословицы, в которых есть числительные?(…)

    Продолжите предложения–пословицы:

    (дети записывают предложения в тетради)

    Один ум хорошо, а ….
    - Не имей сто рублей, а ….
    - Семьдесят одежек, а …

    Подчеркните числительные. (…)

    Физкультминутка.

    Если я прочитаю предложение, в котором вы услышите имя числительное, то нужно хлопнуть в ладоши, если в предложении не будет имени числительного, то вы топаете.

    Раньше мы жили в деревянном доме. Теперь нам дали новую квартиру. Квартира на одиннадцатом этаже. В квартире ванна, душ, большая кухня. У дома растут три березы. Рядом две остановки. Очень удобно!

    IV. Продолжение изучения новой темы.

    На доске карточки:

    (работа в парах)

    - Прочитайте числительные. Попробуйте разделить их на группы.(…)

    Объясните, по какому признаку вы это сделали?(...)

    Как можно назвать 1–ую группу числительных?
    (Количественные).

    Как назвать 2–ую группу числительных?
    (Порядковые).

    Что обозначают эти числительные?(…)

    (на доске составляется схема–опора)

    Прочтите правило в учебнике. Совпадает ли оно с тем, что сформулировали вы?
    У каждого на парте лист с заданием:

    Прочитайте. Поставьте вопросы к числительным.

    Был девятый час утра. Наш класс находится на первом этаже. Звонок прозвенел два раза. На втором уроке будет диктант. Лена сидит на третьей парте. Мы решили три примера. До каникул осталось четыре дня.

    Выпиши в столбик сначала количественные, а потом – порядковые числительные.

    V . Т в о р ч е с к а я р а б о т а.

    Составьте и запишите предложения с числительными первого десятка.

    VI. Итог урока.

    Что нового узнали на уроке?

    VII. Рефлексия.

    Домашнее задание: упражнение 494; повторить словарные слова; выучить правило (с. 105).

    Тема. Секреты имён числительных

    Цель. Познакомить с основными признаками имени числительного как части речи, узнать, чем отличаются порядковые и количественные числительные; правописание мягкого знака в числительных.

    План урока.

      Морфологические признаки числительных.

      Синтаксические признаки числительных.

      Виды количественных числительных.

      Простые, сложные и составные числительные.

      Мягкий знак на конце и в середине числительных.

    Ход урока.

      Организационный момент.

    — Здравствуйте, ребята.

    Громко прозвенел звонок,

    Начинается урок.

    Слушаем, запоминаем,

    Ни минутки не теряем.

    Запишите число, «Классная работа». Тема нашего урока: «Секреты имён числительных». Сегодня мы повторим основные сведения об имени числительном. Вы сможете систематизировать и оценить уровень своих знаний, увидеть пробелы по теме «Имя числительное». Эти знания необходимы нам в повседневной жизни. Ведь мы постоянно в своей речи употребляем имена числительные. А владение нормами языка – это показатель культурного человека. Везде и во всем человека окружают числа. Без чисел невозможна наука и сама жизнь…

      Мотивация учебной деятельности.

    Как обойтись бы без числа

    Наука точная могла?

    Расчёт во всяком деле нужен.

    И ты с числительным будь дружен!

    1) — Итак, в каких ситуациях мы употребляем имена числительные? (на уроках математики, делая покупки, встречаем в названиях книг, фильмов и т.д. Приведите примеры.)

    — А что такое имя числительное?

    (Оно обозначает количество предметов, число, порядок при счете и отвечают на вопросы сколько? какой? Делится на порядковые и количественные. Количественные числит. изменяются по падежам. Порядковые изменяются по падежам, родам и числам. В предложении числ. могут быть любыми членами предложения)

    — А как мы отличаем имена числительные от других частей речи? (можно записать словами и числом)

    — Итак, первое задание . Выберите из перечисленных мною слов только имена числительные и запишите их в тетрадь.

    Три, трехместный, утроить, сотый, столетний, пятак, пятерня, пятый, второй, семьдесят.

    2) Занимательный материал:

    Знаете ли вы, почему четыре десятка называются сорок? Ведь это числительное не похоже на тридцать или пятьдесят? А как возникло числительное миллион?

    Об истории возникновения некоторых числительных Вам расскажут Тонян Давид, Агабеков Марат и Лобашов Данил.

    III . Слово учителя.

    1. Имя числительное как часть речи.

    Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.

    По значению слова этой части речи делятся на два разряда: количественные и порядковые.

    (Слайд № 9)

    Порядковые числительные отвечают на вопрос КАКОЙ? И указывают на порядок предметов при счете (пятый номер, первый вопрос, пятисотый маршрут ).

    Количественные числительные отвечают на вопрос СКОЛЬКО? И обозначают количество предметов (двенадцать лет, пять штук ).

    Упражнение 335,336 (в тетради – задачнике)

    2. Морфологические признаки числительных.

    (Слайд № 10)

    Количественные и порядковые числительные изменяются по-разному.

    Количественные числительные изменяются только по падежам. Рода и числа они не имеют, кроме слов ОДИН и ДВА.

    Порядковые числительные изменяются и по родам, и по числам, и по падежам.

    3. Синтаксические признаки числительных

    (слайд № 11)

    В предложении числительные разных разрядов тоже ведут себя по-разному. Количественные могут быть разными членами предложения, а порядковые обычно бывают определениями.

    Обратите внимание: сочетание количественного числительного в именительном или винительном падеже с существительным в родительном падеже является одним членом предложения.

    4. Виды количественных числительных.

    (Слайд № 12)

    Первая часть урока была посвящена отличиям двух разрядов числительных. Один из них – количественные числительные – в свою очередь делятся на три группы: целые, дробные и собирательные.

    Если слово обозначает целое число, такое числительное называется целым. Например: пять, двадцать два.

    Если слово обозначает дробь с числителем и знаменателем, это дробное числительное. Например: две трети, одна десятая.

    Если числительное обозначает несколько предметов как одно целое, такое числительное называется собирательным. Например: семеро, двое.

    5. Простые, сложные и составные числительные.

    (Слайд № 13)

    Некоторые числа обозначаются одним словом, в котором есть только один корень, например, два, пять, сто. Такие числительные называются простыми.

    Есть числа, которые обозначаются одним словом, но в этом слове есть несколько корней, или суффикс –надцать, например, пятьсот, шестнадцать, трёхсотый. Такие слова называются сложными числительными.

    Третий вид чисел – это те, которые обозначаются несколькими словами, причем каждое из этих слов может быть в свою очередь и простым, и сложным. Например, сто двадцать три, двести шестнадцать. Такие числительные называются составными.

    Упражнение 337 (в тетради).

    Упражнение 338 (учебник устно).

    Упражнение 339 (учебник устно).

    Упражнение 340 (в тетради).

    6.Мягкий знак на конце и в середине числительных.

    (слайд № 14)

    Мягкий знак в числительных иногда пишется в середине, иногда – в конце слова. Чтобы не делать ошибок, необходимо запомнить три правила:

    1. В числительных от пяти до двадцати и в числительном тридцать на конце пишется мягкий знак для обозначения мягкости конечной согласной.

    2. В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать и девятнадцать мягкий знак не пишется..

    3. В числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня пишется мягкий знак. Например: пятьсот, девятьсот.

    Чтобы запомнить эти правила выполните упражнение. (Слайды № 15, 16)

    Вставьте мягкий знак в числительные там, где это необходимо.

    За лето прочитал пят…надцать книг.

    В школе пят..сот учеников.

    Напечатано восем..сот экземпляров книг.

    В продаже есть сем..надцать видов обоев.

    Объем бака – шест..десят литров.

    Выполнено двад…цать заданий.

    Вспахали девят..надцать гектаров земли.

    Заработано девят..сот рублей.

    Построено пят..десят километров дороги.

    В здании восем..надцать этажей.

    Физкультминутка.

    Все ребята встают. На слух определить правописание Ь в числительных.

    Если Ь пишется в середине — хлопнуть в ладоши;

    Если Ь пишется в конце — присесть.

    Пятнадцать, пятьдесят пять, шестьсот семьдесят четыре, тройка, восемнадцать, восемьсот сорок, девятьсот семь, пять.

    7. Выводы.

    (Слайд № 17)

      По значению числительные делятся на два разряда: количественные и порядковые.

      Количественные числительные в свою очередь делятся на три группы: целые, дробные и собирательные.

      По особенностям строения числительные бывают трех видов: простые, сложные и составные.

      В числительных от5 до 20 и в числительном 30 на конце пишется мягкий знак. В числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 в середине пишется мягкий знак.

    Выполните тест (слайд № 18-21).

    1. В каком предложении из произведений С.Маршака употреблено порядковое числительное?

    а) «Да послышался вдали выстрел из двустволки».

    б) «Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день».

    в) «Бьют часы Кремлёвской башни, свой салют двенадцать раз».

    г) «На столе он строит башни, строит город в пять минут».

    2. Укажите верное утверждение.

    а) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счете.

    б) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.

    в) Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.

    г) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

    3. Укажите неверное утверждение.

    а) Сорок восемь – это целое число.

    б) Одна треть – дробное числительное.

    в) Сто – собирательное числительное

    г) трое – собирательное числительное.

    4. Цифрами записаны количественные числительные. Укажите строчку, к которой все числительные являются простыми.

    а) 19, 15, 1000

    б) 8, 1000, 100, 1

    в) 19999, 300, 4, 17

    г) 3, 29, 18, 41

    5. Укажите строчку, в которой допущена ошибка.

    а) пять, пятнадцать, пятдесят, пятьсот

    б) семь, семнадцать, семьдесят, семьсот

    в) шесть, шестнадцать, шестьдесят, шестьсот

    г) восемь, восемнадцать, восемьдесят, восемьсот

    Ключи: 1-б, 2 – б, 3 –в, 4 – б, 5 – а.

    8. Занимательный материал. Прочтите фразу (Слайд 22):

    Вскоре 7я о5 сядет за 100л, блистающий чи100тою. Сес3цы-40ки е2 ухи3лись пре2варительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир. (Вскоре семья опять сядет за стол, блистающий чистотою. Сестрицы-сороки едва ухитрились предварительно приготовить обед, отыскать вместо осетрины столько устриц, что предстоит целый пир).

    Запомните: Что? Где? Когда? (слайд 23)

    За тридевять земель. Это сколько? 27

    В старину существовала народная система счета девятками, поэтому тридевять значило 3 по 9, т.е. 27

    9. Выводы по теме. Закрепление.

    “Имя числительное” — один из самых интересных разделов в языкознании. Мы постоянно что-нибудь считаем: дни, часы, минуты. Считаем количество прочитанных страниц, число забитых на футбольном поле голов. И нам постоянно необходимы числительные. А они таят столько загадок. Вот в этом мешке загадки с числительными. Ваша задача не только отгадать загадку, но и найти числительные в них.

    (если останется время)

    Две плетёнки, две сестрёнки

    Из овечьей пряжи тонкой.

    Как гулять, так надевать,

    Чтоб не мерзли пять да пять.

    У него глаза цветные,

    Не глаза, а три огня.

    Он по очереди ими

    Сверху смотрит на меня.

    Игра «Угадай мелодию». Найти числительное в детских песнях (проигрываются на магнитофоне)

    Проживают в трудной книжке

    Хитроумные братишки.

    Десять их, но братья эти

    Сосчитают все на свете.

    Отгадайте-ка, ребятки,

    Что за цифра акробатка?

    Если на голову встанет,

    Ровно на три меньше станет.

    10. Итоги урока:

    Что такое имя числительное?

    На какие две группы делятся числительные?

    Какими могут быть числительные по составу?

    В завершении нашей встречи мне хотелось бы задать вам всего три вопроса.

    Когда мы отправились в путешествие?

      Какое числительное порядковое или количественное поможет нам не забыть об этом дне? (дата проведения урока)

      Как долго длится урок? (40 минут)

      Какие оценки я могу вам выставить? (Четыре, пять)

    Что понравилось на уроке больше всего?

    Что показалось самым сложным? Самым интересным?

    Домашнее задание.

    Важные сведения с. 8,9,10. Упражнение 341.

    Дополнительное задание для шустриков.

    Это интересно…

    Зрительный диктант.

    1)Самое употребительное слово в русском языке – предлог в . Он встречается 42854 раза (на один миллион употреблений), союз и – 36266 раз, частица не – 19 228 раз, предлог на – 17262 раза, местоимение я – 13839 раз… (Из словаря юного филолога)

    13.Творческая работа. «Секреты здоровья»

    Положительные эмоции получили и вновь за работу. Сейчас мы с вами будем открывать секреты здоровья.

    Задание: из данного списка выберите номера высказываний, которые относятся к правилам здорового образа жизни, и прочитайте их как порядковые числительные.

      Соблюдение правил гигиены.

      Неумеренный приём пищи.

      Чтение при плохом освещении.

      Разумное сочетание труда и отдыха.

      Малоподвижный образ жизни.

      Длительная работа на компьютере.

      Правильное питание.

      Занятия физкультурой и спортом.

      Вредные привычки.

      Гармония с собой и окружающим миром .

    Проверка: первый, четвёртый, седьмой, восьмой, десятый.

    Все эти высказывания являются секретами здоровья.

    Мы откроем пять секретов,
    Как здоровье сохранить.
    Выполняя все секреты,
    Без болезней будем жить.

    Секреты здоровья пронумеровать уже в обычном порядке и записать как памятку, заменив существительные глаголами повелительного наклонения.

    Творческая работа.

    Секреты здоровья.

      Соблюдай правила гигиены.

      Разумно сочетай труд и отдых.

      Правильно питайся.

      Занимайся физкультурой и спортом.

      Будь в гармонии с собой и окружающим миром.

    Молодцы! Садитесь. Продолжим работу. Сели правильно.

      «Это интересно…» Работа с текстом №3


    По данным на 2011 год, около 350 тысяч жителей России являются долгожителями, достигшими возраста 90 и более лет.6 800 россиян перешагнули столетний рубеж.
    Фёдор Григорьевич Углов, доживший почти до 104 лет, работал хирургом больше 70 лет, прошёл войну и пережил блокаду Ленинграда. В свои 100 лет он делал хирургические операции, читал без очков и водил машину. Его3 основных правила долголетия: никогда не употребляй спиртное, не кури и не переедай!
    Каждый человек должен знать, что его здоровье, его долголетие во многом находятся в его собственных руках .

    «Современный урок

    в начальной школе»

    по русскому языку

    «Секреты имён числительных»

    Подготовила учитель начальных классов

    МОУ лицея №3 г. Минеральные Воды

    Тимурина Виктория Юрьевна

    УМК «Гармония» 4 класс

    2010-2011 учебный год

    Каргалинского района Актюбинской области Казахстан

    Русский язык 4 класс

    Тема: Имя числительное как часть речи

    Цель: создать условия для формирования понятия часть речи-имя числительное у учащихся через включение их в учебное исследование.

    Ожидаемые результаты: увидят проблему, сформулируют её, поставят цель для исследования; проанализируют результаты исследования; сформулируют понятие « часть речи-имя числительное».

    Ход урока:

    1. Эмоциональный настрой.

    Сегодня у нас необычный урок. На этом уроке мы с вами будем закреплять те знания, которые у вас уже есть и добывать новые знания. Но необычен урок тем, что знания эти вы должны будет найти и сформулировать сами. Работать вы будете в группах.

    Деление на группы

    2. Словарная работа Форма работы – фронтальная.

    На доске написано:

    Л..нейка, уг..ворить, п..сьмо, х..дьба, дв…на..цать, усп…вать, гла…кий, пл…чистый, два..цать, взл…тать, ги..кий.

    Подумайте, на какие группы можно разделить данные слова?

    Какие части речи вы знаете?

    3. Постановка задачи на обнаружение новой части речи . (Форма работы – в паре)

    Я предлагаю вам записать слова в столбик по частям речи. Если вы не сможете определить часть речи, записывайте слово в отдельный столбик.(на белых листах – 4 шт)

    Итак. У вас на столе лежат слова.

    Ваша задача –разложить эти слова в зависимости от того, к какой части речи принадлежит слово.

    Проверим, что у нас получилось.

    (вывешивают и доказывают, дают определение каждой части речи)

    Удалось ли вам определить, к какой известной нам части речи относится слова « двадцать, двенадцать »? Почему? Какова задача нашего урока?

    Формулировка проблемы: нам надо дать характеристику и название новой части речи.

    Как будет называться эта часть речи, связанная с числами?

    Сформулируйте тему нашего урока. (Часть речи-имя числительное.)

    А какую цель мы поставим перед собой? (открыть новое знание: Имя Числительное)

    В ходе нашего урока мы должны получить ответы на следующие вопросы.

    1. Что такое имя числительное?

    2. Что обозначает это часть речи?

    3. На какие вопросы отвечают имена числительные?

    4.Осмысление.

    А) Задайте вопрос к словам « двадцать, двенадцать »

    А что именно называют слова « двадцать, двенадцать » – действие, признак предмета, предмет или что-то другое? (Показ картинок с вопросом сколько?)

    Сколько? Двадцать, двенадцать и т.д.

    Вывод: слова называют количество предметов (вывешивается КОЛИЧЕСТВО – сколько?)

    Б) Разделите слова, данные на доске на две группы. Работа в паре (группе)

    Один, четвертый, седьмой, пять, шесть, третий.

    Поработайте с этими словами, посовещайтесь и определите, нельзя ли их сгруппировать по какому-либо признаку. А потом расскажите, какие группы вы выделили.

    На какие группы вы их бы разделили? (сам-но)

    один четвертый

    пять седьмой

    шесть третий

    Что обозначает первая группа? (кол-во предметов.)

    На какой вопрос отвечают? (сколько? - появляется вопрос над столбиком)

    Что можно сказать про вторую группу?

    Что обозначают эти числительные? (порядок при счёте)

    На какой вопрос отвечают? (какой?) (Порядок - какой?)

    Количество Порядок

    Сколько? Какой?

    один четвертый

    пять седьмой

    шесть третий

    Давайте из наших ответов сформулируем общее правило.

    В) Составим кластер

    Имя числительное

    Самостоятельная часть речи

    обозначает

    Количество предметов порядок предметов

    Сколько? Который?

    (секретик - По значению слова этой части речи делятся на два разряда: количественные и порядковые.)

    Количественные Порядковые

    Что же такое имя числительное? (учащиеся формулируют правило)

    Правило, которое мы вывели и является научным определением.

    Теперь мы прочитаем его в учебнике с. 160. Как вы считаете, правильный вывод мы с вами сделали?

    Итак. Мы поставили перед собой задачу - определить часть речи и мы её определили.

    5. Закрепление
    А) если вы внимательно посмотрите вокруг, то увидите, что числительные окружают нас повсюду.

    Придумайте вопросы для класса, чтобы в ответе на него было числительное.

    – Сколько тебе лет?
    – В каком классе ты учишься?
    – Сколько учеников в нашем классе?
    – На каком этаже находится наш класс?

    В каких из этих словосочетаний есть числительные обозначающие порядок? А в каких количество?

    Б) Напишите числа первого десятка в форме количественных и порядковых числительных.(по вариантам)

    6. Игровая минутка.

    Сейчас я буду называть слова разных частей речи. Ваша задача – хлопнуть в ладоши, когда я назову числительное.

    Шестой, удвоить, четырехэтажный, пять, восьмой, десятичная (дробь), три, пятак

    7. Применение полученных знаний

    А) - Ребята, где мы встречаемся с числительными? А ещё числительные можно встретить в поговорках и фразеологизмах. Вставьте пропущенные числительные в поговорки и в устойчивые сочетания слов.

      ………раз примерь, ……….. раз отрежь.

      За ……….. зайцами погонишься – и ………… не поймаешь.

      ………… ум хорошо, а ………. – лучше.

      …………… пятниц на неделе.

      Знать, как свои ………. пальцев.

      Наговорить с ……….. короба.

      Идти на все …………… стороны.

    Б) - С числительными можно даже ребусы составить.

    А ну-ка, попробуйте отгадать слова.

    ви 3 на, 100 л, те 100, 100 лб, рас 100 яние,

    7 я, 40 а, р 1 а, 5’ ка.

    Г) Упр.421 – списать, числительные записать словами

    По произведениям К.И.Чуковского – упр.422- найди и назови числительные, запиши

    Какие еще произведения К.Чуковского вы знаете?

    8. Итог

    Я буду зачитывать вам тезисы, если вы с ними согласны ДА или НЕТ

      Числительное может обозначать количество предметов.

      Числительное может отвечать на вопрос что?

      Числительные могут отвечать на вопрос какой?

      Количественные числительные обозначают номер по порядку.

      Числительное изменяется по падежам.

      Числительные, обозначающие порядок предметов при счете могут изменяться по родам

    9. Дом. задание: с.160 выучить правило, упр.423

    Учитель: Дмитриева Валентина Леонидовна, МБОУ «Козьмодемьянская СОШ»

    Урок русского языка в 6 классе. Тема: Имя числительное (Вводный урок) «Никто не забыт, и ничто не забыто»

    Эпиграф к уроку

    Покуда сердца стучатся,

    Цели:1.Обучающая - изучить правило «что обозначает имя числительное», формировать умение отличать числительные от слов других частей речи.

    2. Развивающая - развивать логическое мышление, речь, память, творческие способности.

    3. Воспитывающая - воспитывать интерес и уважение к языку, к истории родной страны.

    Ход урока:1.Слово учителя: Эпиграфом к этому уроку будут слова: «Никто не забыт, и ничто не забыто». Урок посвящен Победе в Великой Отечественной войне.

    2.Худ. чтение - рассказы о войне(3 мин про себя, 2 мин - вслух)

    Проведем урок в несколько этапов: (запись на доске)

    Разведка.

    Разведка боем.

    Наступление.

    Контрнаступление.

    Мозговой штурм.

    За каждый пройденный этап будете получать звезду.

    3.Итак, отправляемся в разведку. Я предлагаю послушать отрывок из сочинения о детях войны.

    Война… Что может быть ужаснее и нелепее войны? Я уверена: война - это

    самое страшное, самое жестокое, что только возможно на свете. Война несет

    смерть и разрушения, калечит судьбы миллионов людей, разбивает мечты и

    надежды. Прошло семьдесят лет после окончания войны с гитлеровской Германией.

    С каждым годом остается все меньше и меньше людей, чье детство и юность

    совпали с тем страшным временем, кому пришлось жить, любить и защищать

    Родину в трагически «сороковые роковые».

    Может быть какие - то слова вам показались необычными? Или вы услышали слова какой - то части речи, которую еще не изучали? На доске записаны 3 словосочетания: (закрыты шторкой)

    Миллионов людей (1000000),семьдесят лет (70), сороковые роковые (40)

    Что вы можете сказать об этих словосочетаниях?

    Да, это числительные, их можно записать цифрами.

    Проведем словарную работу. Запишите эти слова в словарь, составьте с ними предложения.

    В разведку сходили удачно, какую - то информацию узнали.

    4.Сообщение темы и цели урока. Запись числа и темы урока в тетрадь.

    5. Итак, отправляемся в разведку с боем. Изучение правила Стр. 240 прочитать

    Что обозначает имя числительное? Спросить с каждого ряда по 1 ученику. (Дети дают определение числительного)

    5(а) Перескажите друг другу в парах это правило.

    Разведка боем закончилась удачно.

    7. Отправляемся в наступление. Предлагаю индивидуальную работу. Прочитайте самостоятельно напечатанное продолжение текста «Дети войны»

    В любую войну дети страдают больше, чем взрослые. Одни не понимают, что происходит. Другие понимают, но в силу своего возраста ничем не могут помочь. Моя мама не воевала, но она пережила все ужасы и тяготы Великой Отечественной войны.

    Она родилась в тысяча девятьсот тридцать третьем году в глухой деревушке Петухи Бородулинского сельского совета Верещагинского района.

    Звали ее простым русским именем Катя. В свидетельстве о рождении полное

    имя записано Октябрина, возможно, в честь даты своего рождения тридцатого октября.

    А может, в честь Великого Октября, тогда это было очень значимо. Ведь на

    Советскую власть возлагали большие надежды.

    Деревня находится в пяти километрах от города Верещагино, в трех километрах от села Бородули.

    Прочитайте текст про себя. Найдите в предложениях имена числительные.

    Прочитайте вслух текст. Поднимите руки, кто нашел 1 числительное.2, 3,4. Назовите их. Молодцы.

    8.А теперь запишите эти числительные в тетрадь. Определите, на какие вопросы они отвечают. Запишите вопросы сверху. Может вы догадались, как они называются? Прочитайте продолжение правила на стр. 241

    9. А теперь пришло время идти в контрнаступление

    Групповая работа. (2 группы) Конструирование текста. Задание: вставьте пропущенные словосочетания в тексте.

    В то время в деревне не было ни одного административного учреждения, в

    том числе не было ни детского сада, ни школы. Это до предела осложняло жизнь местных людей. Детство у Кати было трудным и голодным. В октябре сорок первого года ей исполнилось восемь лет. Кроме нее в семье было еще двое детей - младшие братья: Геннадию два годика и Николаю - четыре года. В сорок первом году их отец, мой прадедушка -

    Савелий Петрович ушел на войну и пропал без вести. Так Прасковья Сергеевна

    осталась одна с тремя детьми.

    Для справок: двое детей, восемь лет, в октябре сорок первого года, два годика, в сорок первом году, одна с тремя детьми, четыре года.

    С заданием справились

    10. А теперь пойдем в атаку.

    заполните табличку. Из предыдущего отрывка выпишите числительные в 2 колонки:

    11.Начинаем Мозговой штурм.

    Перед вами иллюстрации, составьте предложения с использованием числительных.

    (задание по группам)

    12. Организуем привал. Запишите дом. задание:

    Обязательно: стр239 -241 повторить теоретический материал, упр.591

    Желательно: написать рассказ, сочинение о войне, о детях войны, письмо ветерану с употреблением числительных

    Если интересно: сочинить стих о детях - войны, с употреблением числительных.

    13. Отпразднуем победу. Подведем итог.

    1.Что нового вы сегодня узнали на уроке?

    2.На какие вопросы отвечают числительные

    А теперь послушайте продолжение рассказа:

    Все взрослое население отправилось защищать Родину. В деревне остались женщины, дети и старики. Бабушка разрывалась между

    работой и домом. Она работала в колхозе. Уходила очень рано, дети еще спали. Приходила поздно, они уже спали или ждали ее, надеялись, что она принесет им

    что-нибудь поесть. Все заботы по дому легли на хрупкие плечи восьмилетней

    девочки. Катя была и за мамку, и за няньку. Николай был послушный молчун.

    Иногда капризничал или хныкал от слабости. Геннадий все время плакал. Болел

    животик от голода, он не понимал, почему ему ничего не дают.

    Катя была смышленой девочкой. Об этом периоде своей жизни она не любила вспоминать, хотя помнила все до мельчайших деталей. Жизнь была беспросветная, голодная, холодная.

    От мамы она часто слышала: «Надо потерпеть, надо потерпеть, а там все наладится». Лучшими воспоминаниями были - известие о Победе. Радовались все: от мала до велика.

    Спасибо всем за работу

    «Никто не забыт, и ничто не забыто»

    Покуда сердца стучатся,

    Какой ценой завоевано счастье!

    14.Рефлексия. Выберите утверждение:

    1.Я услышал и забыл.

    2.Я увидел и запомнил.

    3.Я сделал и понял.

    15.Практическая работа (если останется время)

    Упр.592, письменно в тетради.