Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Презентация на тему болота болото Презентация роль болот в сельском хозяйстве
  • Презентация на тему: Алкоголь и его влияние на здоровье человека Влияние алкоголя на здоровье презентация
  • цель: - выявление основных мест обитания и причин сокращения численности амурского тигра за последнее время
  • Запятая при двукратном повторении союза и
  • Вестминстерское аббатство – символ Британии
  • Две жизни и одна смерть Юкио Мисимы
  • Как найти ошибку образовании формы слова. Русский язык. теория А3. Трудные случаи образования форм местоимений

    Как найти ошибку образовании формы слова. Русский язык. теория А3. Трудные
случаи образования форм местоимений

    Морфологические нормы (образование форм слова)

    Имя существительное

    Образование множественного числа:

    Слова на Ы - И:

    инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, шофёры;

    векторы, ветры, выговоры, джемперы, свитеры, договоры, контейнеры, плееры, полисы, прожекторы, склады;

    возрасты, выборы, порты, почерки, кремы, торты

    Слова на А - Я:

    директора, доктора, инспектора, профессора, повара, сторожа, фельдшера, тенора, кучера;

    округа, ордера, векселя, катера, отпуска, вороха, колокола, кузова, купола, округа, паспорта, погреба, сорта, хутора, тополя, штабеля, штемпеля, якоря

    Образование форм родительного падежа множественного числа :

    Форма на ОВ - ЕВ:

    несколько килограммов (килограмм), граммов (грамм), гектаров, каратов, помидоров, томатов, апельсинов, абрикосов, ананасов, бананов, гранатов, лимонов, мандаринов, баклажанов, гольфов, носков, погон, кедов (кед), рельсов, нервов;

    много платьев, верховьев, кореньев, лохмотьев, низовьев, подмастерьев, хлопьев, устьев

    Форма с нулевым окончанием:

    пара полотенец, чулок, шаровар, шорт, сапог, туфель, ботинок, тапок, тапочек, галош, бахил, бутс, валенок, яблок, дынь, слив;

    отряд солдат, гусар, драгун, гренадёр (гренадер), кадет, улан, партизан;

    сто ампер, ватт, вольт;

    много башен, басен, блюдец, брызг, дел, макарон, петель, нянь, манжет, полотенец, серёг, сплетен, яблонь;

    много раздумий, оладий, сидений, солений, ущелий, печений, кушаний, побережий, ожерелий, подземелий

    Употребление существительных разного рода:

    хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, какаду, гну;

    страшная цеце (муха), свежая иваси (сельдь);

    старый Тбилиси, Сухуми, красивый евро;

    широкая Миссисипи, Янцзы, Хуанхэ;

    новое метро, кашне, пальто

    Употребление несклоняемых имён собственных :

    издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко

    Имя прилагательное

    Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней:

    Ошибочно: более позднее, выше, ниже; менее чётче, более страшнее; самый красивейший (просторечие).

    Правильно: более поздний - позднее; выше, ниже; менее чётко, менее страшно; самый красивый или красивейший.

    Образование сравнительной степени:

    Ошибочно: красивше, лучшее, хужее (неверный выбор модели словоизменения, просторечие).

    Правильно: красивее, лучше, хуже.

    Имя числительное

    Словоизменение числительных - традиционно трудный учебный материал. Более подробно см. Как устроен наш язык. Раздел 9. Морфология. Числительные.

    1. Образование и изменение форм составных числительных:

    в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году,

    восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью

    2. Склонение сложных и составных числительных:

    двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах

    Совет:

    Обратите внимание на склонение слов: сорок, девяносто, сто.

    И.п. сорок, девяносто, сто (рублей)

    Р.п. сорока, девяноста, ста (рублей)

    Д.п. сорока, девяноста, ста (рублям)

    В.п. сорок, девяносто, сто (рублей)

    Т.п. сорока, девяноста, ста (рублями)

    П.п. (о) сорока, девяноста, ста (рублях)

    Обратите внимание на склонение числительных: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят. При склонении в них изменяются обе части:

    И.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)

    Р.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)

    Д.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)

    В.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)

    Т.п. пятьюдесятью, шестьюдесятью, семьюдесятью, восемьюдесятью (рублями)

    П.п. (о) пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублях)

    Обратите внимание на склонение числительных: пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот. При склонении в них изменяются обе части:

    И.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)

    Р.п. пятисот, шестисот, семисот, восьмисот, девятисот (рублей)

    Д.п. пятистам, шестистам, семистам, восьмистам, девятистам (рублям)

    В.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)

    Т.п. пятьюстами, шестьюстами, семьюстами, восемьюстами, девятьюстами (рублями)

    П.п. (о) пятистах, шестистах, семистах, восьмистах, девятистах (рублях)

    Обратите внимание на склонение числительных полтора, полторы, полтораста, в которых часто допускаются ошибки:

    И.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)

    Р.п. полутора (часов, минут), полутораста (рублей)

    Д.п. полутора (часам, минутам), полутораста (рублям)

    В.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)

    Т.п. полутора (часами, минутами), полутораста (рублями)

    П.п. (о) полутора (часах, минутах), полутораста (рублях)

    Обратите внимание на склонение составных количественных числительных: в них изменяется каждое слово:

    И.п. две тысячи четырнадцать (рублей)

    Р.п. двух тысяч четырнадцати (рублей)

    Д.п. двум тысячам четырнадцати (рублям)

    В.п. две тысячи четырнадцать (рублей)

    Т.п. двумя тысячами четырнадцатью (рублями)

    П.п. (о) двух тысячах четырнадцати (рублях)

    Обратите внимание на склонение составных порядковых числительных: в них изменяется только последнее слово:

    И.п. две тысячи четырнадцатый (год)

    Р.п. две тысячи четырнадцатого (года)

    Д.п. две тысячи четырнадцатому (году)

    В.п. две тысячи четырнадцатый (год)

    Т.п. две тысячи четырнадцатым (годом)

    П.п. (в) две тысячи четырнадцатом (году)

    3. Употребление собирательных числительных:

    двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых.

    Совет:

    Поскольку тема вызывает много проблем, запомни случаи, когда правильно употреблять собирательные числительные, списком:

    1. С существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней.

    2. С существительными дети, люди: трое детей, четверо людей.

    3. С существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят.

    4. С существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток.

    5. С существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж.

    6. С местоимениями: нас двоих, их пятерых.

    4. Употребление числительных оба, обе:

    Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе стороны, обе книги.

    С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба друга, оба окна.

    Ошибочно: оба тропки, к обоим дорожкам, обоими звёздами.

    Правильно: обе тропки, к обеим дорожкам, обеими звёздами.

    Местоимение

    Образование форм:

    Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их; скольких книг, сколько учеников.

    Правильно: был увлечён ею - Т.п., у неё - Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников

    * Посреди, среди - предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н.

    Глагол

    1. Образование личных форм:

    У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.

    Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.

    Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч.

    Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие).

    Правильно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят.

    2. Образование возвратных форм:

    Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие).

    Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся, а -сь), извините (употребление возвратной формы с этим

    глаголом – грубая ошибка).

    3. Образование форм повелительного наклонения:

    Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь, ложь, ложи, бежи, лазь, покупи, ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие).

    Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг.

    Совет:

    Обрати внимание на образование форм повелительного наклонения ошибкоопасных глаголов, которые часто встречаются в КИМах:

    Лечь - (ты) ляг, (вы) лягте

    Ехать - (ты) поезжай, (вы) поезжайте

    Ездить - (ты) езди, (вы) ездите

    Положить - (ты) положи, (вы) положите

    Класть - (ты) клади, (вы) кладите

    Лазать -(ты) лазай, (вы) лазайте

    Бежать - (ты) беги, (вы) бегите

    4. Образование форм прошедшего времени:

    Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные.

    Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.

    Причастие

    Образование причастий:

    Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения); сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются).

    Правильно: полощущий, машущий, хотящий; не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного

    вида.

    Деепричастие

    Образование деепричастий:

    Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-).

    Правильно: смотря в мою сторону или

    посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки),

    поехав.

    Наречие

    1. Образование наречий:

    Правильно: оттуда, открываться внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам.

    2. Образование сравнительной степени наречий:

    Правильно:плохо - хуже, красиво - краси´вее, хорошо - лучше, тяжело - тяжеле

    Задание 7 проверяет:
    1) Формы существительных (И.п. множественного числа и Р.п. множественного числа, а также род некоторых существительных.
    2) Степени сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная степень).
    3) Склонение всех разрядов числительных (сложных, составных, дробных, собирательных, порядковых) по падежам.
    4) Склонение местоимений по падежам.
    5) Формы глаголов (повелительное наклонение, форма будущего времени, прошедшего времени и настоящего времени).
    6) Формы образования причастий.
    7) Формы образования деепричастий.

    Материалы для подготовки к :

    Формулировка задания 7 в ЕГЭ по русскому 2020:


    "В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
    опытные ТРЕНЕРЫ
    по ОБОИМ сторонам
    звучит не менее ГРОМКО
    ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд
    нет ТУФЕЛЬ "

    Правильный ответ: ОБЕИМ

    Алгоритм выполнения:

    1) Внимательно прочитайте задание. Важно именно исправить ошибку, а не только найти.
    2) Определите части речи выделенных слов. От части речи зависит правило.
    3) Вспомните правило, соответствующее каждой части речи, если оно есть.
    3) Действуйте методом исключения. Лучше всего начать с прилагательных, числительных, глаголов, а на "десерт" оставить существительные, так как там бОльшее количество информации.
    4) После того как ошибка будет найдена, не забудьте: вписать в окно ответа необходимо уже ИСПРАВЛЕННЫЙ вариант.

    Морфологические нормы.

    Задание А3 (морфологические нормы русского языка) проверяет твое умение правильно выбирать форму слова следующих частей речи:

    имени существительного;

    имени прилагательного и наречия;

    имени числительного;

    местоимения;

    Подробно об остальных частях речи можно почитать в статье морфологический анализ слова .

    Имя существительное.

    Правило.

    1) Предложный падеж единственного числа (окончания – у или –е):

    У используется в случае обстоятельственного значения: в шкафу, в саду.

    Е при объектном значении: разбираться в саде.

    2) Именительный падеж множественного числа (окончания –а или –ы).

    Различай!


    3) Употребление форм рода

    Различай!

    Имя прилагательное и наречие (степени сравнения).

    степень сравнительная степень ( обозначает признак, проявляющийся в большей или меньшей степени) превосходная степень ( обозначает признак, проявляющийся в каком-либо предмете в наибольшей степени)
    простая форма: суффиксы: -Е, -ЕЕ, -ЕЙ, -ШЕ суффиксы –АЙШ, -ЕЙШ,

    иногда: приставка НАИ- + суффиксы –АЙШ, -ЕЙШ

    У наречия простой превосходной степени нет!

    составная форма: БОЛЕЕ, МЕНЕЕ + прилагательное (наречие) в начальной форме 1) простая сравнительная степень + ВСЕХ (ВСЕГО)

    2) САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ + прилагательное в начальной форме (только для прилагательного)

    Правило.

    НЕЛЬЗЯ соединять формы превосходной и сравнительной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения!

    Например, НЕЛЬЗЯ самый тончайший, более худшее, наименее красивее.

    МОЖНО самый тонкий или тончайший, более худой или хуже, наименее красивый или красивее.

    Помни!

    бойкий – бойчее и бойче,

    гибкий – гибче,

    гладкий – глаже,

    глубокий – глубже,

    горький (опыт) – горше,

    горький (на вкус) – горче,

    дикий – диче или дичее,

    ловкий – ловче или ловчее,

    мелкий – мельче,

    узкий – уже,

    хлёсткий – хлестче

    Имя числительное.

    склонение числительных

    Различай!

    количественные числительные

    (сколько?)

    порядковые числительные

    (который по счету?)

    склоняются все слова:

    Р.п. (нет) семисот восьмидесяти двух

    Т.п. (чем?) семьюстами восьмьюдесятью двумя

    • полтора:

    И.,В. – полтор а (м., ср.р.), полтор ы (ж.р.)

    Р., Д., Т., П. – пол у тор а

    • сорок, девяносто, сто:

    И., В. – нулевое окончание ,

    Р., Д., Т., П. – окончание –а

    • десятки

    обе части оканчиваются одинаково

    пят и десят и , пять ю десять ю

    • сотни:

    склоняются обе части, в случае затруднения подставь вместо слова сот – нота

    И.,В. пять нот – пять сот.

    Р. пяти нот – пят и сот.

    Д. пяти нотам – пят и ст ам

    Т. пятью нотами – пять ю ст ами

    П. о пяти нотах – о пят и ст ах

    склоняется только последнее слово

    до тысяча шестьсот восемьдесят шестого (года)

    в две тысячи пятьсот девяносто седьмом (году)

    При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже:

    к пятому января,

    перед первым сентября

    сочетание собирательных числительных с существительными

    Местоимение.

    Ошибка Пример Исправленный вариант
    случаи неверного употребления личного местоимения 3-го лица в косвенных падежах с предлогом (без начального н) я к ей с душой я к ней с душой
    Ловушка! После некоторых предлогов у местоимений нет начального н-:благодаря ему, включая его, вне его, вопреки ему, вслед ему, навстречу ему, наперекор ему, наподобие его, подобно ему, посредине его (но: посреди него!), посредством его, согласно ему
    сочетания с ней, для ней, от ней имеют архаический характер от ней что годно можно ожидать от нее что годно можно ожидать
    ошибочное образование формы родительного падежа вопросительного (относительного) местоимения сколько Ейное отношение к игрокам возмутительно. Ихняя коза бодается Её отношение к игрокам возмутительно. Их коза бодается
    неоправданный пропуск возвратного местоимения себя Она ничего не представляет!

    Позволю перейти к следующему вопросу

    Она ничего собой не представляет!

    Позволю себе перейти к следующему вопросу

    местоимение как лишнее слово Эта ведущая, она сама – слабейшее звено Она, эта ведущая, слабейшее звено
    нарушение связи между подлежащим и сказуемым и нарушение согласования с замещаемым словом.

    Со словами КТО и ЧТО – сказуемое ставится только в ед.ч.!

    У тех, кто выступают против меня, будут проблемы

    Все, кто не знают ответов, должен покинуть игру

    У тех, кто выступает против меня, будут проблемы

    Все, кто не знает ответов, должны покинуть игру

    двусмысленность при употреблении местоимения Аркадий и Борис заспорили, и его (кого именно?) не удивило, почему я его не поддержал

    Глагол.

    Правило.

    У глаголов УБЕДИТЬ, ПОБЕДИТЬ, ОЩУТИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ПРОНЗИТЬ, ВИСЕТЬ, ДЕРЗИТЬ, ЧУДИТЬ, ДУДЕТЬ, КОЛОСИТЬСЯ, ОТНЯТЬСЯ, ГОРЧИТЬ, ОТПОЧКОВАТЬСЯ, БУЗИТЬ, РЖАВЕТЬ и некоторых других не употребляются формы 1-го лица единственного числа: я дерзю, дудю, бузю.


    Алгоритм действий.

    1) Определи, формы какой части речи представлены в вариантах ответа.

    2) Выяви основные признаки данной формы (определи род, число, падеж, лицо и т.д.)

    3) Подумай, где могут содержаться ошибки.

    Разбор задания.

    Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    1) в тысяча восьмисотом году

    2) несколько горячих оладий

    3) лягте на пол

    4) идти навстречу ним

    Вариант №1.

    В тысяча восьмисотом году – нас интересует порядковое числительное в форме предложного падежа. Вспоминаем: в порядковом числительном при склонении должна изменяться только последняя часть, то есть тысяча остается неизменной, изменяется только восемьсот. Значит, форма образована правильно.

    Вариант №2.

    Несколько горячих оладий . Обращаем внимание на существительное оладий , которое стоит в форме родительного падежа множественного числа. Необходимо вспомнить правила использования вариантов окончаний: -ов, нулевого, -ей. Ставим в начальную форму – оладья , это существительное женского рода с безударным окончанием –ья. Таким образом, окончание в Р.п. мн. ч. должно быть нулевое: оладий образовано правильно.

    Морфологических форм у русских изменяемых слов много. К счастью, большинство из них усваивается ребятами в раннем детстве и проблем при подготовке к ЕГЭ не вызывает. Но есть формы, в образовании и употреблении которых и ребята, и взрослые допускают ошибки. Ниже приведен перечень таких морфологических форм.

    Ошибкоопасные формы. Запомните примеры списками.

    Имя существительное

    Образование множественного числа :

    Слова на Ы — И:

    инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, шофёры;
    векторы, ветры, выговоры, джемперы, свитеры, договоры, контейнеры, плееры, полисы, прожекторы, склады;
    возрасты, выборы, порты, почерки, кремы, торты

    Слова на А — Я:

    директора, доктора, инспектора, профессора, повара, сторожа, фельдшера, тенора, кучера;
    округа, ордера, векселя, катера, отпуска, вороха, колокола, кузова, купола, округа, паспорта, погреба, сорта, хутора, тополя, штабеля, штемпеля, якоря

    Образование форм родительного падежа множественного числа :

    Форма на ОВ — ЕВ:

    несколько килограммов (килограмм), граммов (грамм), гектаров, каратов, помидоров, томатов, апельсинов, абрикосов, ананасов, бананов, гранатов, лимонов, мандаринов, баклажанов, гольфов, носков, погон, кедов (кед), рельсов, нервов;

    много платьев, верховьев, кореньев, лохмотьев, низовьев, подмастерьев, хлопьев, устьев

    Форма с нулевым окончанием:

    пара полотенец, чулок, шаровар, шорт, сапог, туфель, ботинок, тапок, тапочек, галош, бахил, бутс, валенок, яблок, дынь, слив;
    отряд солдат, гусар, драгун, гренадёр (гренадер), кадет, улан, партизан;
    сто ампер, ватт, вольт;
    много башен, басен, блюдец, брызг, дел, макарон, петель, нянь, манжет, полотенец, серёг, сплетен, яблонь;
    много раздумий, оладий, сидений, солений, ущелий, печений, кушаний, побережий, ожерелий, подземелий

    Употребление существительных разного рода:

    хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, какаду, гну;
    страшная цеце (муха), свежая иваси (сельдь);
    старый Тбилиси, Сухуми, красивый евро;
    широкая Миссисипи, Янцзы, Хуанхэ;
    новое метро, кашне, пальто

    Употребление несклоняемых имён собственных:

    издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко

    Имя прилагательное

    Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней :

    Ошибочно: более позднее, выше, ниже; менее чётче, более страшнее; самый красивейший (просторечие).

    Правильно: более поздний — позднее; выше, ниже; менее чётко, менее страшно; самый красивый или красивейший .

    Образование сравнительной степени:

    Ошибочно: красивше, лучшее, хужее (неверный выбор модели словоизменения, просторечие).

    Правильно: красивее, лучше, хуже .

    Имя числительное

    Словоизменение числительных — традиционно трудный учебный материал.

    1. Образование и изменение форм составных числительных :

    в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году,
    восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью

    2. Склонение сложных и составных числительных:

    двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах

    Совет:

    Слов: сорок, девяносто, сто.

    И.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
    Р.п. сорока, девяноста, ста (рублей)
    Д.п. сорока, девяноста, ста (рублям)
    В.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
    Т.п. сорока, девяноста, ста (рублями)
    П.п. (о) сорока, девяноста, ста (рублях)

    пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят . При склонении в них изменяются обе части:

    И.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
    Р.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
    Д.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
    В.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
    Т.п. пятьюдесятью, шестьюдесятью, семьюдесятью, восемьюдесятью (рублями)
    П.п. (о) пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублях)

    Обратите внимание на склонение числительных: пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот. При склонении в них изменяются обе части:

    И.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
    Р.п. пятисот, шестисот, семисот, восьмисот, девятисот (рублей)
    Д.п. пятистам, шестистам, семистам, восьмистам, девятистам (рублям)
    В.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
    Т.п. пятьюстами, шестьюстами, семьюстами, восемьюстами, девятьюстами (рублями)
    П.п. (о) пятистах, шестистах, семистах, восьмистах, девятистах (рублях)

    Обратите внимание на склонение числительных полтора, полторы, полтораста, в которых часто допускаются ошибки:

    И.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
    Р.п. полутора (часов, минут), полутораста (рублей)
    Д.п. полутора (часам, минутам), полутораста (рублям)
    В.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
    Т.п. полутора (часами, минутами), полутораста (рублями)
    П.п. (о) полутора (часах, минутах), полутораста (рублях)

    Обратите внимание на склонение составных количественных числительных : в них изменяется каждое слово:

    И.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
    Р.п. двух тысяч четырнадцати (рублей)
    Д.п. двум тысячам четырнадцати (рублям)
    В.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
    Т.п. двумя тысячами четырнадцатью (рублями)
    П.п. (о) двух тысячах четырнадцати (рублях)

    Обратите внимание на склонение составных порядковых числительных : в них изменяется только последнее слово:

    И.п. две тысячи четырнадцатый (год)
    Р.п. две тысячи четырнадцатого (года)
    Д.п. две тысячи четырнадцатому (году)
    В.п. две тысячи четырнадцатый (год)
    Т.п. две тысячи четырнадцатым (годом)
    П.п. (в) две тысячи четырнадцатом (году)

    3. Употребление собирательных числительных:

    двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых.

    Совет:

    Поскольку тема вызывает много проблем, запомни случаи, когда правильно употреблять собирательные числительные, списком:

    1. С существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней.
    2.
    С существительными дети, люди: трое детей, четверо людей.
    3. С существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят.
    4. С существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток.
    5. С существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж.
    6. С местоимениями: нас двоих, их пятерых.

    4. Употребление числительных оба, обе:

    Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе стороны, обе книги.

    С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба друга, оба окна.

    Ошибочно: оба тропки, к обоим дорожкам, обоими звёздами.

    Правильно: обе тропки, к обеим дорожкам, обеими звёздами.

    Местоимение

    Образование форм:

    Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их; скольких книг, сколько учеников.

    Правильно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников

    * Посреди, среди — предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них . После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н .

    Глагол

    1. Образование личных форм :

    У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.

    Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.

    Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч.

    Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие).

    Правильно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят.

    2. Образование возвратных форм :

    Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие).

    Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся , а -сь ), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом - грубая ошибка).

    3. Образование форм повелительного наклонения :

    Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь, ложь, ложи, бежи, лазь, покупи, ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие).

    Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг.

    Совет:

    Обрати внимание на образование форм повелительного наклонения ошибкоопасных глаголов, которые часто встречаются в КИМах:

    Лечь — (ты) ляг, (вы) лягте
    Ехать — (ты) поезжай, (вы) поезжайте
    Ездить — (ты) езди, (вы) ездите
    Положить — (ты) положи, (вы) положите
    Класть — (ты) клади, (вы) кладите
    Лазать —(ты) лазай, (вы) лазайте
    Бежать — (ты) беги, (вы) бегите

    4. Образование форм прошедшего времени:

    Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные.
    Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.

    Причастие

    Образование причастий :

    Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения); сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются).

    Правильно: полощущий, машущий, хотящий; не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.

    Деепричастие

    Образование деепричастий :

    Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-).

    Правильно: смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки ), поехав.

    Наречие

    1. Образование наречий:

    Ошибочно: оттудова, открываться вовнутрь, навряд ли смогу, разделим напополам (просторечие).

    Правильно: оттуда, отрываться внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам.

    2. Образование сравнительной степени наречий:

    Ошибочно: плохо — плоше, красиво — красивше и красившее, хорошо — лучшее и хорошее, тяжело — тяжельше (просторечие).

    Правильно: плохо — хуже, красиво — краси´вее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее

    Для подготовки к экзамену, мы рекомендуем занятия с репетиторами онлайн у себя дома! Все выгоды очевидны! Пробный урок бесплатно!

    Желаем Вам успешной сдачи экзамена!

    Морфологических форм у русских изменяемых слов много. К счастью, большинство из них усваивается ребятами в раннем детстве и проблем при подготовке к ЕГЭ не вызывает. Но есть формы, в образовании и употреблении которых и ребята, и взрослые допускают ошибки. Ниже приведен перечень таких морфологических форм. Обратись к примерам. Если в образовании или употреблении форм ты допустишь ошибки, то список с примерами, служащими образцами, нужно выучить наизусть.

    Как ты говоришь? Выбери правильный вариант.

    А3. Формы с уществительных

    • абхазских мандаринов или абхазских мандарин
    • административные округа или административные округи
    • бабушкиных валенков или бабушкиных валенок
    • белых гольфов или белых гольф
    • быстроходные катеры или быстроходные катера
    • Виктора Кулик или Виктора Кулика
    • все возраста или все возрасты
    • двести двадцать ватт или двести двадцать ваттов
    • демократичные директора или демократичные директоры
    • десять ампер или десять амперов
    • десять вольтов или десять вольт
    • детских ботинков или детских ботинок
    • долгих раздумий или долгих раздумьев
    • домашних тапочек или домашних тапочков
    • зачитываться Дюма или зачитываться Дюмой
    • крупных яблоков или крупных яблок
    • крыловских басен или крыловских басней
    • лучшие профессора или лучшие профессоры
    • Миссисипи широкая или Миссисипи широкое
    • молодые инженеры или молодые инженера
    • морские порты или морские порта
    • мягких тапок или мягких тапков
    • нарядных туфлей или нарядных туфель
    • новые ордеры или новые ордера
    • отличные лектора или отличные лекторы
    • отряд партизан или отряд партизанов
    • очередные отпуски или очередные отпуска
    • пара полотенец или пара полотенцев
    • парламентские выборы или парламентские выбора
    • плохие повары или плохие повара
    • поэзия Шевченко или поэзия Шевченки
    • резиновых галошей или резиновых галош
    • рота солдатов или рота солдат
    • свежие торты или свежие торта
    • сладких апельсинов или сладких апельсин
    • смелые офицеры или смелые офицера
    • спелых помидор или спелых помидоров
    • старые сторожа или старые сторожи
    • старые Сухуми или старый Сухуми
    • талантливые конструкторы или талантливые конструктора
    • тёмных носков или тёмных носок
    • тёплых чулок или тёплых чулков
    • фарфоровых блюдцев или фарфоровых блюдец
    • футбольные тренеры или футбольные тренера
    • шампунь хорошая или шампунь хороший
    • шимпанзе весёлое или шимпанзе весёлый
    • эскадрон гусар или эскадрон гусаров
    • эффективные кремы или эффективные крема

    Правильные ответы:

    1. абхазских мандаринов
    2. административные округа
    3. бабушкиных валенок
    4. белых гольфов
    5. быстроходные катера
    6. Виктора Кулика
    7. все возрасты
    8. двести двадцать ватт
    9. демократичные директора
    10. десять ампер
    11. десять вольт
    12. детских ботинок
    13. долгих раздумий
    14. домашних тапочек
    15. зачитываться Дюма
    16. крупных яблок
    17. крыловских басен
    18. лучшие профессора
    19. Миссисипи широкая
    20. молодые инженеры
    21. морские порты
    22. мягких тапок
    23. нарядных туфель
    24. новые ордера
    25. отличные лекторы
    26. отряд партизан
    27. очередные отпуска
    28. пара полотенец
    29. парламентские выборы
    30. плохие повара
    31. поэзия Шевченко
    32. резиновых галош
    33. рота солдат
    34. свежие торты
    35. сладких апельсинов
    36. смелые офицеры
    37. спелых помидоров
    38. старые сторожа
    39. старый Сухуми
    40. талантливые конструкторы
    41. тёмных носков
    42. тёплых чулок
    43. фарфоровых блюдец
    44. футбольные тренеры
    45. шампунь хороший
    46. шимпанзе весёлый
    47. эскадрон гусар
    48. эффективные кремы

    Ошибкоопасные формы. Запомни примеры списками.

    Образование мн.ч .:

    инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры;
    возрасты, выборы, порты, кремы, торты;
    директора, инспектора, профессора, повара, сторожа;
    округа, ордера, катера, отпуска.

    Образование форм Р.п. мн.ч. :

    помидоров, апельсинов, мандаринов, гольфов, носков;
    пара полотенец, чулок, сапог, туфель, ботинок, тапок, тапочек, галош, гольфов, валенок, яблок;
    отряд солдат, гусар, партизан;
    сто ампер, ватт, вольт;
    много башен, басен, блюдец, раздумий.

    Употребление существительных разного рода:

    хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, какаду, гну;
    страшная цеце (муха), свежая иваси (сельдь);
    старый Тбилиси, Сухуми, красивый евро;
    широкая Миссисипи, Янцзы, Хуанхэ;
    новое метро, кашне, пальто.

    Употребление несклоняемых имён собственных:

    издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко.

    А3. Формы прилагательных

    Как ты говоришь?

    • более старше или более старший
    • более выше или более высокий
    • более выше или выше
    • более старше или старше
    • красивше или красивее
    • менее страшнее или менее страшный
    • менее чётче или менее чёткий
    • самый красивейший или красивейший
    • самый красивейший или самый красивый
    • самый любимейший или самый любимый
    • самый новейший или новейший
    • самый новейший или самый новый
    • самый старейший или самый старый
    • самый старейший или старейший

    Правильные ответы:

    1. более старший
    2. более высокий
    3. старше
    4. красивее
    5. менее страшный
    6. менее чёткий
    7. красивейший
    8. самый красивый
    9. самый любимый
    10. новейший
    11. самый новый
    12. самый старый
    13. старейший

    Ошибкоопасные формы. Пойми, в чём ошибка.

    Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней :

    Ошибочно: более позднее, выше, ниже; менее чётче, страшнее; самый красивейший (просторечие).
    Правильно: более поздний - позднее, выше, ниже; менее чётко, менее страшно; самый красивый или красивейший .

    Образование сравнительной степени:

    Ошибочно: красивше, лучшее, хужее (неверный выбор модели словоизменения, просторечие).
    Правильно: красивее, лучше, хуже .

    А3. Формы числительных

    Как ты говоришь?

    • в две тысячи девятьсот девяносто девятом году или в двух тысяча девятьсот девяносто девятом году
    • восьмидесяти или восемьдесяти
    • два седьмых или две седьмых
    • двое сестёр или две сестры
    • к полтора часам или к полутора часам
    • к трём пятым или к трём пятых
    • от обоих мальчиков или от обеих мальчиков
    • от обоих сестёр или от обеих сестёр
    • пятеро дней или пять дней
    • пятидесятью или пятьюдесятью
    • пятистами или пятьюстами
    • пятидесяти или пятьюдесяти
    • тремя пятых или тремя пятыми
    • три пятым или три пятых
    • три тысячи шестьсот семьюдесятью или тремя тысячами шестьюстами семьюдесятью
    • трое котят или три котята
    • трое собак или три собаки
    • шестьюстами или шестистами
    • нас двоих или нас двух
    • нас обоих или нас двух

    Правильные ответы:

    1. в две тысячи девятьсот девяносто девятом году
    2. восьмидесяти
    3. две седьмых
    4. две сестры
    5. к полутора часам
    6. к трём пятым
    7. от обоих мальчиков
    8. от обеих сестёр
    9. пять дней
    10. пятьюдесятью
    11. пятьюстами
    12. пятидесяти
    13. тремя пятыми
    14. три пятых
    15. тремя тысячами шестьюстами семьюдесятью
    16. трое котят
    17. три собаки
    18. шестьюстами
    19. нас двоих
    20. нас обоих

    Ошибкоопасные формы. Разберись, в чём проблема

    1. Образование и изменение форм составных числительных :

    в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году,
    восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью.

    2. Склонение сложных и составных числительных:

    двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах.

    3. Употребление собирательных числительных:

    двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых.

    А3. Формы местоимений

    Как ты говоришь?

    • Мы сдаём экзамен после них. или Мы сдаём экзамен после их.
    • Скольких друзей ты встретил по дороге в школу? или Сколько друзей ты встретил по дороге в школу?
    • Скольких книг у тебя не было? или Сколько книг у тебя не было?
    • Среди их не было моего сына. или Среди них не было моего сына.
    • Там был большой зелёный двор. Посреди его детская площадка. или Там был большой зелёный двор. Посреди него детская площадка.
    • У неё трое детей. или У ней трое детей.
    • Учительница довольна ей. или Учительница довольна ею.
    • Я забыл код их подъезда. или Я забыл код ихнего подъезда

    Правильные ответы:

    1. Мы сдаём экзамен после них.
    2. Скольких друзей ты встретил по дороге в школу?
    3. Сколько книг у тебя не было?
    4. Среди них не было моего сына.
    5. Там был большой зелёный двор. Посреди него детская площадка.
    6. У неё трое детей.
    7. Учительница довольна ею.
    8. Я забыл код их подъезда.

    Ошибкоопасные формы. Пойми, в чём ошибка

    1. Образование форм :

    Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их; скольких книг, сколько учеников.
    Правильно: был увлечён ею - Т.п., у неё - Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников.

    * Посреди, среди - предлоги. Ели ты говоришь: из них, от них, говори: среди них. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н .

    Примечание:

    В современном языке звук н добавляется, если местоимение стоит после любого из простых, или первообразных, предлогов (без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через ), а также после многих наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади и некоторых других, употребляющихся с родительным падежом). Однако с такими предлогами, как внутри, вне , местоимения употребляются в основном без вставки начального н .

    без него, для него, к ней, перед ней

    внутри её, внутри его, вне её, вне его

    Не добавляется н к местоимению также после предлогов наречного происхождения, управляющих дательным падежом; ср. : вопреки ему, наперекор ей, согласно им, вслед ему, навстречу ей, подобно им, соответственно им ; также: благодаря ему.

    Не требуют после себя вставки н также предложные сочетания, состоящие из простого предлога и имени существительного, например: в отношении его, при помощи её, не в пример им, в противовес ему, по поводу её, за исключением их, со стороны его, по причине её; также: наподобие его, насчёт их.

    Не добавляется начальное н в тех случаях, когда местоимение стоит после сравнительной степени прилагательного или наречия, например: старше его, выше её, лучше их.

    Если личному местоимению предшествует определительное местоимение весь , то допустимы обе формы (с начальным н и без него), например: у всех их - у всех них, для всех их - для всех них, за всеми ими - за всеми ними, над всеми ими - над всеми ними.

    Вариантные формы встречаются и в других случаях отрыва местоимения 3-го лица от предлога в результате вставки между ними какого-либо другого слова, например: между вами и ими - между вами и ними, между мной и им - между мной и ним . Ср.: Видишь разницу между нами и ими… (

    (Справочник по правописанию и стилистике. — М.: Комплект. Д. Э. Розенталь. 1997)

    А3. Формы глаголов

    Как ты говоришь?

    • встретились или встретилися
    • делающий или сделающий
    • ехай или поезжай
    • ляжь или ляг
    • махаю или машу
    • машущий или махающий
    • отъедь или отъезжай
    • поезжай или едь
    • поинтересующийся или интересующийся
    • поклади или положи
    • положи или положь
    • положущий или кладущий
    • полоскаю или полощу
    • полоскающий или полощущий
    • пробоваем или пробуем
    • разъехайтесь или разъезжайтесь
    • хотелось или хотелося
    • хотят или хочут
    • хочущий или хотящий