Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Аквариум – искусственная экосистема Можно ли аквариум рассматривать как модель экосистемы
  • Три поколения космических кораблей, ссср Космический корабль для детей
  • Батик в России. Страницы истории. Батик - что это такое, описание техники росписи по ткани, необходимые материалы и инструменты Возникновение техники батик
  • Презентация на тему болота болото Презентация роль болот в сельском хозяйстве
  • Презентация на тему: Алкоголь и его влияние на здоровье человека Влияние алкоголя на здоровье презентация
  • цель: - выявление основных мест обитания и причин сокращения численности амурского тигра за последнее время
  • Тема лекции общество как социальная система. Современный человек. Человек в современном мире Современное общество обществознание

    Тема лекции общество как социальная система. Современный человек. Человек в современном мире Современное общество обществознание

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Федеральное агентство по образованию

    Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

    Кафедра политологии и правоведения

    Дисциплина: Социология

    РЕФЕРАТ НА ТЕМУ

    «Традиционные общества в современном мире»

    Выполнила ст. гр. 2-А-V

    А.И. Кирячек

    Руководитель к.ф.н., доцент

    Л. В. Балтовский

    Санкт-Петербург - 2012

    Введение

    Заключение

    традиционный модернизация индустриальный

    Введение

    Неравномерность, присущая развитию человеческой цивилизации вообще, обуславливает и в наше время существование глубоких различий в развитии стран и народов. Если одни страны имеют высокоразвитые производительные силы, другие выходят уверенно на уровень среднеразвитых стран, то в третьих еще только происходит процесс становления современных структур и отношений.

    Основополагающие события последних десятилетий, такие, как глобализация, локальная и международная нестабильность, рост фундаментализма в исламском мире, национальный ренессанс (выражающийся во все усиливающемся интересе к самобытным, национальным культурам), создавшаяся в связи с человеческой деятельностью угроза экологической катастрофы делают актуальным вопрос о закономерностях и направленности тенденций мирового социального развития.

    Однако значительная их часть может быть сведена к проявлениям такого глобального процесса, как модернизация традиционных обществ, затрагивающего все общества и государства. На наших глазах культуры и цивилизации, на протяжении веков сохранявшие более или менее незыблемые основы своего жизнеустройства, стремительно меняются и приобретают новые черты и качества. Начало этому процессу было положено во время европейской колонизации, когда традиционные общества Азии, Африки и Латинской Америки стали трансформироваться - либо извне, усилиями самих колонизаторов, либо изнутри, чтобы сохранить свою самостоятельность и противостоять новому и сильному противнику. Толчком модернизации стал именно вызов со стороны западной цивилизации, на который традиционные общества вынуждены были давать «ответ». Российские авторы, говоря о громадной разнице в уровнях развития передовых и развивающихся стран, оперируют выразительным образом «расколотой цивилизации». «Итог ХХ столетия, почувствовавшего вкус земного изобилия, познавшего вкус «позолоченного века», века научно-технического прорыва и интенсивнейшего прорыва производительных сил общества, - пишет А.И. Неклесса, - итог этот, в общем и целом все же неутешителен: на пороге третьего тысячелетия существования современной цивилизации социальное расслоение на планете Земля не уменьшается, а растет» Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). СПб, 2000. С.55.

    Условия существования в бедных странах Третьего мира: около миллиарда людей там оторваны от производительного труда. Каждый третий житель Земли все еще не пользуется электричеством, 1,5 млрд. не имеют доступа к безопасным источникам питьевой воды. Все это порождает социально-политическую напряженность. Количество эмигрантов и жертв межэтнических конфликтов стремительно возросло с 8 млн. человек в конце 1970-х гг. до 23 млн. человек к середине 1990-х гг. Еще 26 млн. человек являются временными переселенцами. Эти факты дают основание говорить об «органической недемократичности глобального универсума, его…сословности» Неклесса А.И. Конец цивилизации, или конфликт истории // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 3. С.33.

    Модернизация происходит в обществах, в которых вплоть до настоящего времени в значительной степени сохраняется традиционное мировоззрение, влияющее как на особенности экономического и политического устройства, так и на характер и направленность изменений, вызванных модернизацией.

    Современные ученые считают, что 2/3 населения земного шара в большей или меньшей степени имеет в своем образе жизни черты традиционных обществ.

    Противостояние «современного» и «традиционного» возникло в результате крушения колониальной системы и необходимости адаптировать вновь появившиеся на политической карте мира страны к современному миру, современной цивилизации. В период с XVII и до начала XX века западные страны, используя в случае необходимости свое военное превосходство, превратили районы, ранее занятые традиционными обществами, в свои колонии. И хотя сегодня практически все колонии добились независимости, колониализм радикально изменил социальную и культурную карту земного шара. В некоторых регионах (в Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии), которые были населены относительно немногочисленными племенами охотников и собирателей, европейцы теперь составляют большинство населения. В других частях света, включая большую часть Азии, Африки и Южной Америки, пришельцы остались в меньшинстве. Общества, принадлежащие к первому типу, такие, как Соединенные Штаты, со временем превратились в индустриальные страны. Общества второй категории находятся, как правило, на гораздо более низком уровне индустриального развития, и нередко их называют странами третьего мира. Мировой рынок, начал складываться в эпоху Великих географических открытий, но только к началу 900-х гг. охватил весь мир. Практически весь мир оказался открытым для экономических связей. Европейский мир-экономика принял планетарный масштаб, он стал глобальным.

    В конце XIX в. сложилась система глобального капитализма. Синцеров Л.М. Длинные волны глобальной интеграции // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 5. Но на деле процессы модернизации начались намного раньше, еще в колониальные времена, когда европейские чиновники, будучи твердо уверены в благотворности и полезности своей деятельности для «туземцев», истребляли их традиции и верования, которые, по их мнению, были вредны для прогрессивного развития этих народов. Тогда предполагалось, что модернизация, прежде всего, подразумевает внедрение новых, прогрессивных форм деятельности, технологий и идей, что она является средством ускорения, упрощения и облегчения пути, который все равно предстоит пройти этим народам.

    Разрушение многих культур, последовавшее за насильственной «модернизацией», привело к осознанию порочности подобного подхода, необходимости создания научно обоснованных теорий модернизации. Группа американских антропологов под руководством М. Херсковица в ходе подготовки Всеобщей декларации нрав человека, проходившей под эгидой ООН, предложила исходить из того, что в каждой культуре стандарты и ценности имеют особенный характер, поэтому каждый человек вправе жить согласно тому пониманию свободы, которое принято в его обществе. К сожалению, возобладала универсалистская точка зрения, вытекавшая из эволюционного подхода, и сегодня в этой Декларации записано, что права человека едины для представителей всех обществ, независимо от их традиций. Но ведь не секрет, что записанные там права человека представляют собой постулаты, сформулированные именно европейской культурой.

    Считалось, что переход от традиционного общества к современному (а он считался обязательным для всех культур и народов) возможен только через модернизацию.

    Научное осмысление модернизации нашло выражение в целом ряде разнородных концепций, стремящихся объяснить процесс закономерного перехода от традиционных обществ к современному, далее -- к эпохе постсовременности. Так возникли теория индустриального общества (К. Маркс, О. Конт, Г. Спенсер), концепция формальной рациональности (М. Вебер), теория механической и органической модернизации (Э. Дюркгейм), формальная теория общества (Г. Зиммель). Различаясь своими теоретическими и методологическими установками, они, тем не менее, едины в своих неоэволюционистских оценках модернизации, утверждающих, что:

    Изменения в обществе являются однолинейными, следовательно, менее развитые страны должны пройти путь вслед за развитыми:

    Эти изменения необратимы и ведут к неизбежному финалу -- модернизации;

    Изменения носят постепенный, накопительный и мирный характер;

    Все стадии этого процесса должны быть неизбежно пройдены;

    Особую важность имеют внутренние источники этого движения;

    Модернизация улучшит жизнь в этих странах.

    Также было признано, что процессы модернизации должны начинаться и контролироваться «сверху» интеллектуальной элитой. По сути, это осознанное копирование западного общества.

    Механизм модернизации все теории рассматривали как спонтанный процесс. Предполагалось, что, если устранить мешающие барьеры, все пойдет само собой, достаточно показать преимущества западной цивилизации (хотя бы по телевизору), как всем тут же захочется жить так же.

    Но действительность опровергла эти теории. Далеко не все общества, увидев поближе западный образ жизни, устремились ему подражать. А те, кто пошел по этому пути, быстро познакомились с изнанкой этой жизни, столкнувшись с ростом нищеты, социальной дезорганизацией, аномией, преступностью. Кроме того, десятилетия показали, что далеко не все в традиционных обществах плохо и некоторые их черты прекрасно уживаются с суперсовременными технологиями. Это доказали прежде всего Япония, Южная Корея, чем поставили под сомнение прежнюю твердую ориентацию на Запад. Исторический опыт этих стран заставил отказаться от теорий однолинейного мирового развития как единственно верных и сформулировать новые теории, которые возродили цивилизационный подход к анализу этнокультурных процессов.

    1. Концепции традиционного общества

    Под традиционным обществом понимают докапиталистические (доиндустриальные) общественные уклады аграрного типа, для которых характерны высокая структурная устойчивость и способ социокультурной регуляции, основанный на традиции. В современной исторической социологии как традиционное общество рассматриваются стадии доиндустриального общества - малодифференцированная (общинная, родоплеменная, существующие в рамках "азиатского способа производства"), дифференцированная, многоструктурная и классовая (типа европейского феодализма) - в основном по следующим концептуальным соображениям:

    · пo сходству отношений собственности в первом случае непосредственный производитель имеет доступ к земле только через род или общину, во втором - через феодальную иерархию владетелей, что равно противостоит капиталистическому принципу неделимой частной собственности);

    · некоторым общим особенностям функционирования культуры (огромная инерционность однажды принятых культурных образцов, обычаев, способов действия, трудовых навыков, неиндивидуальный характер творчества, преобладание предписанных моделей поведения и т. п.);

    · наличию в обоих случаях относительно простого и устойчивого разделения труда, тяготеющего к сословному или даже к кастовому закреплению.

    Перечисленные особенности подчеркивают отличие всех прочих типов общественной организации от индустриально-рыночных, капиталистических обществ.

    Традиционное общество является чрезвычайно устойчивым. Как пишет известный демограф и социолог Анатолий Вишневский, «в нём все взаимосвязано и очень трудно изъять или изменить какой-либо один элемент» Знание-Сила, № 9, 2005, «Демографические странности»

    2. Специфические черты и особенностей развития развивающихся стран

    В группу РС входит свыше 120 государств. К чертам (признакам) стран развивающегося мира, прежде всего, относят:

    Переходный характер внутренних социально-экономических структур (дальность, многоукладность экономики PC);

    Относительно низкий в целом уровень развития производительных сил, отсталость сельского хозяйства, промышленности, сферы услуг; и, как следствие,

    Зависимое положение в системе мирового хозяйства.

    Подразделение развивающихся стран осуществляется по таким индикаторам, как уровень и темпы их экономического развития, положение и специализация в мировом хозяйстве, структура экономики, обеспеченность топливно-сырьевыми ресурсами, характер зависимости от основных центров соперничества и т. п. Среди развивающихся стран принято выделять экспортеров и неэкспортеров нефти, а также государства и территории, которые специализируются на экспорте готовых изделий.

    Можно подразделить их следующим образом: верхний эшелон составляют «новые индустриальные страны» - НИС (или «новые индустриальные экономики» -- НИЭ), далее следуют страны со средним уровнем экономического развития и, наконец, наименее развитые (или часто - беднейшие) государства мира.

    Для доиндустриальной стадии производства характерны следующие черты:

    · преобладает первичная сфера экономики (сельское хозяйство);

    · подавляющая часть трудоспособного населения занята земледелием и животноводством;

    · в хозяйственной деятельности господствует ручной труд (прогресс наблюдался только в переходе от простых инструментов к сложным);

    · в производстве очень слабо развито разделение труда и веками сохраняются примитивные формы его организации (натуральное хозяйство);

    · в массе населения преобладают самые элементарные потребности, находящиеся вместе с производством в застойном сосании.

    · Слабость инфраструктуры.

    · Численность населения менее 75 млн. чел.

    Исходная стадия производства до сих пор типична, например, для некоторых стран Африки (Гвиана, Мали, Гвинея, Сенегал и др.), где в сельском хозяйстве занято две трети населения). Примитивные орудия ручного труда позволяют работнику 4ю-кормить не более двух человек.

    К странам, находящимся в процессе вялотекущего втягивания в систему капиталистических отношений , относятся

    1) Страны Латинской Америки

    Производство в этих странах, за исключением Чили и Мексики, либо модернизируется слабо (Аргентина, Бразилия), либо не модернизируется совсем, что предопределяет низкую конкурентоспособность экспортных товаров (например, аргентинских и бразильских автомобилей).

    Преобразования в экономике зачастую осуществляются в отрыве от социальной сферы.

    2) Развивающиеся страны Африки, для которых характерно:

    Характер и темпы экономического роста находятся под воздействием ряда сдерживающих факторов, среди которых, помимо негативного влияния расточительного государственного сектора и неразвитой экономической инфраструктуры, следует назвать внутреннюю политическую нестабильность, межгосударственные конфликты, сокращение притока финансовых ресурсов извне, ухудшение условий торговли, затруднение доступа к международным рынкам.

    Сильная зависимость экономики африканских государств от внешних факторов, и прежде всего от торговли с зарубежными странами; ее оздоровление может быть напрямую связано с принятием и осуществлением таких мер, как снижение импортных таможенных тарифов, отмена налогов на экспорт сельскохозяйственной продукции, сокращение налога на корпорации.

    Высокий уровень корпоративного налога (40% и выше) фактически душит африканских предпринимателей, закрывая им доступ на внешние рынки, и создает питательную среду для коррупции и уклонения от налогов.

    Нестабильность экономики (плохо развиты рынки капитала, нет хорошо разработанных схем страхования).

    Перспективы выработки и проведения самостоятельной экономической политики в странах Африки ныне напрямую связаны с их обязательствами выполнять рекомендации МВФ и Мирового банка по осуществлению политики «структурной корректировки».

    Новые индустриальны е стран ы (НИС).

    Новые индустриальные страны (НИС) - азиатские страны, бывшие колонии или полуколонии, экономика которых за сравнительно короткий период совершила скачок от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой. К НИС "первой волны" относят Республику Корея, Сингапур, Тайвань. К НИС "второй волны" относят Малайзию, Таиланд, Филиппины. В основе интенсивного экономического роста в ряде стран Юго-Восточной Азии лежали следующие особенности хозяйственного развития:

    · высокий уровень сбережений и инвестиций;

    · экспортная ориентация экономики;

    · высокая конкурентоспособность в связи с относительно низкими ставками заработной платы;

    · значительный приток иностранных прямых и портфельных инвестиций в силу относительной либерализации рынков капиталов;

    · благоприятные институциональные факторы становления "рыночноориентированной" экономики.

    · высокий уровень и доступность образования

    Перспективы развития:

    Индонезия и Филиппины обладают богатым природно-ресурсным потенциалом для развития промышленности. Хотя сельскохозяйственный сектор занимает важную часть экономики, постепенно индустриализация наращивает темпы развития и растет доля непроизводственной сферы. Туризм является важным сектором экономики, привлекающий иностранный капитал в страны.

    Природная часть рекреационных ресурсов Сингапура не так богата как индонезийская и филиппинская, но техногенная составляющая значительно больше и находится на одном из самых высоких уровней Юго-Восточной Азии и мира в целом.

    Удобное географическое положение стран на перекрестке морских и воздушных путей также играют огромную роль в развитие экономики.

    экономического роста, чем многие промышленно развитые страны, а также и существенно более высоким уровнем умственного развития по сравнению с основной группой развивающихся стран.

    Страны НИС олицетворяют новые тенденции в развитии капитализма в современную эпоху, демонстрируют те возможности, которые несет с собой модернизация, ориентированная на западную цивилизацию с учетом национальных традиций и устоев. Новые индустриальные страны, опираясь на опыт и помощь ведущих капиталистических стран, осуществили чрезвычайно быстрое, всего за несколько десятилетий прохождение пути от неразвитости к индустриальной стадии развития и заняли определенное место в международном разделении труда, мировой экономике, развертывании современной технологической революции.

    Одной из форм модернизации бывших колоний, наряду с капиталистической, стала социалистическая, открыв для некоторых стран путь некапиталистического развития или социалистической ориентации. Однако неспособность их к самостоятельному развитию, ошибки руководства в выборе экономической стратегии и методов ее реализации выявили несостоятельность этой модели развития. Здесь важно выяснить как внутренние, так и внешние факторы, повлиявшие на отказ этой группы стран от данной формы модернизации.

    3. Изменения социально-классовой структуры традиционных обществ в процессе экономического развития

    Развивающиеся страны в отличие от западных государств еще не преодолели общинный тип социальности, восходящий к родовому строю. Он определяется личностным характером социальных отношений, связями, основанными на родстве, соседстве, роде, племени и т.д. В целом ряде развивающихся стран не сформировалось разветвленное и прочное гражданское общество -- социально организованная структура, состоящая из самодеятельных организаций добровольного членства.

    Как известно, институты гражданского общества выполняют в социальной жизни структурообразующую роль. В развивающихся странах становление современного хозяйства и рост государственного аппарата значительно обгоняют формирование институтов гражданского общества. Элементы гражданского общества, возникшие на самостоятельной основе, еще не образуют целостной и единой системы. Гражданское общество еще не вычленилось из государственных структур. До сих пор преобладают вертикальные социальные связи при слабых горизонтальных.

    Особого внимания требует изучение вопроса о проблемах перехода от традиционного к непрерывно меняющемуся современному индустриальному обществу. Модернизация традиционных обществ современного мира существенно отличается от той, которая осуществлялась в период перехода от феодализма к капитализму. Для развивающихся стран в наше время нет необходимости повторять вариант промышленной революции, равно как и осуществлять социальные революции. Модернизация в этих странах протекает при наличии социально-культурных и экономических образцов, представленных развитыми странами. Однако ни одно из традиционных обществ не может заимствовать в чистом виде ту или иную модель социально-экономического развития, апробированную в западных странах.

    Большинство исследователей глобализации отмечают, что ее «оборотной стороной» является процесс «регионализации» или «фрагментации», т.е. усиление социально-политической гетерогенности мира на фоне усиливающегося вестернизационного давления со стороны Запада. По замечанию М. Кастельса, «Эра глобализации экономики есть также эра локализации политики» Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. Под науч. ред. О.И. Шкаратана. М., 2000. С.125

    Непосредственным содержанием модернизации является несколько направлений изменений. В историческом аспекте это синоним вестернизации или американизации, т.е. движения к тому типу систем, которые сложились в США и Западной Европе. В структурном аспекте -- это поиск новых технологий, движение от сельского хозяйства как способа существования к коммерческому сельскому хозяйству, замена мускульной силы животных и человека в качестве основного источника энергии современными машинами и механизмами, распространение городов и пространственная концентрация рабочей силы. В политической сфере -- переход от авторитета вождя племени к демократии, в сфере образования -- ликвидация неграмотности и рост ценности знания, в религиозной сфере -- освобождение от влияния церкви. В психологическом аспекте -- это формирование современной личности, которой свойственны: независимость от традиционных авторитетов, внимание к общественным проблемам, способность приобретать новый опыт, веру в науку и разум, устремленность в будущее, высокий уровень образовательных, культурных и профессиональных притязаний.

    4. Концепции модернизации

    Сегодня модернизация рассматривается как исторически ограниченный процесс, узаконивающий институты и ценности современности: демократию, рынок, образование, разумное администрирование, самодисциплину, трудовую этику. При этом современное общество определяется в них либо как общество, приходящее на смену традиционному общественному укладу, либо как общество, вырастающее из индустриальной стадии и несущее в себе все се черты. Информационное же общество представляет собой стадию современного общества (а не новый тип общества), наступающую вслед за фазами индустриализации и технологизации и характеризующуюся дальнейшим углублением гуманистических основ существования человека.

    Ключевые положения в концепциях модернизации традиционных обществ:

    * В качестве движущей силы процессов модернизации признается уже не политическая и интеллектуальная элита, а самые широкие массы; если появляется харизматический лидер, они начинают активно действовать.

    * Модернизация в таком случае зависит не от решения элиты, а от массового стремления граждан изменить свою жизнь в соответствии с западными стандартами под влиянием средств массовой коммуникации п личных контактов.

    * Сегодня акценты делаются не на внутренние, а на внешние факторы модернизации -- мировую геополитическую расстановку сил, внешнюю экономическую и финансовую поддержку, открытость международных рынков, доступность убедительных идеологических средств -- доктрин, обосновывающих современные ценности.

    * Вместо единой универсальной модели современности, которой долго считали США, появилась идея движущих эпицентров современности и образцовых обществ -- не только Запад, но и Япония, и «азиатские тигры».

    * Уже ясно, что не может быть унифицированного процесса модернизации, ее темп, ритм и последствия в различных областях социальной жизни в разных странах будут различны.

    * Современная картина модернизации намного менее оптимистична, чем прежняя, -- не все возможно и достижимо, не все зависит только от политической воли; признано, что весь мир никогда не будет жить так, как живет современный запад, поэтому современные теории уделяют много внимания отступлениям, провалам.

    * Сегодня модернизация оценивается не только по экономическим показателям, которые долгое время считались главными, но и по ценностям, культурным кодам.

    * Предлагается активно использовать местные традиции.

    * Сегодня основной идеологический климат на Западе -- отказ от идеи прогресса (основной идеи эволюционизма), господствует идеология постмодернизма, в связи с чем рухнула сама концептуальная основа теории модернизаций. 3 Коллонтай В.М. О неолиберальной модели глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 1999. №10

    Несмотря на обилие модернизационных концепций, их анализ позволяет сделать вывод о существовании ряда общих характеристик, сопровождающих процесс модернизации, в политической (расширение функций государства, реформирование традиционных властных структур), экономической (индустриализация, создание воспроизводственного хозяйственного комплекса в национальном масштабе, использование достижений науки в практике), социальной (рост социальной мобильности, дифференциация социальных групп, урбанизация) и духовной (секуляризация и рационализация, возрастание автономии личности, внедрение всеобщего стандартизированного образования) сторонах жизни общества. Тем не менее, влияние модернизации на изменения, происходящие в ходе модернизации, сильно отличается в зависимости от ее типа. Основными из них являются: вестернизация, то есть уподобление Западу, и самобытное развитие, представляющее собой поиск альтернативного пути трансформации, сочетающего западный опыт с сохранением традиционного базиса модернизирующегося общества.

    Вестернизация является наиболее распространенным в настоящее время типом модернизации, при котором изменения в традиционных обществах обслуживают, в первую очередь, интересы западной цивилизации. Вестернизация традиционных обществ приводит к тому, что они, фактически, раскалываются на две неравные части. Первая включает в себя небольшую часть населения, так или иначе связанную с западными центрами и воспринявшую ценности западного образа жизни. Большинство же населения страны отбрасывается в своем развитии назад. Эксплуатация Западом своей периферии, нещадное выкачивание из нее продукта, необходимого для развития самих традиционных обществ, приводит к их обеднению и архаизации на фоне относительного благополучия анклавов передового производства, ориентированных, впрочем, в значительной части на нужды самого Запада. Важнейшие элементы политической вестернизации (демократизация, внедрение многопартийной системы и т.д.), будучи неорганичными и привнесенными, в условиях традиционных обществ порождают совершенно иные эффекты, нежели на Западе. Это приводит к политизации религиозных и этнических идентичностей, всплеску этнических конфликтов, распаду традиционных ценностей и норм, трайбализму и коррупции, оказывая дестабилизирующее действие на ситуацию в традиционных обществах. Однако сопротивление современной глобализации реализуется в интернациональном, то есть как раз глобальном масштабе, правда, иногда и в форме уличных беспорядков. Вельяминов Г.М. Россия и глобализация // Россия в глобальной политике. 2006.

    Самобытное развитие как альтернативный тип модернизации традиционных обществ в значительной степени позволяет избежать свойственные вестернизации отрицательные последствия. Существует несколько идеологических концепций, заявляющих о необходимости самобытного развития: национализм, социализм и фундаментализм. Несмотря на значительные различия, все эти течения обладают и общими свойствами, которые позволяют сделать вывод о существовании самобытного развития как самостоятельного типа модернизации.

    Основная суть самобытного развития заключается в соединении традиционного базиса и прогресса, сохранении культурных ценностей и интеграции на их основе новейших достижений человечества с целью ответить на вызовы современности, сохранить собственную политическую, экономическую независимость и культурную идентичность. Важнейшими характеристиками самобытного развития являются: синтез традиций и инноваций, учет культурных особенностей страны при осуществлении целей модернизации; сильная роль государственного сектора, который становится основным локомотивом модернизационных изменений и сохраняет ведущие позиции в экономике страны; стремление к сохранению социальной гармонии и единства общества, ограничение тенденций к социальному расслоению. В эпоху глобализации, когда изначально присущий западной цивилизации агрессивный универсализм претендует на мировое господство, данный тип модернизации является залогом самостоятельного политического развития, спасением культурного и цивилизационного разнообразия на Земле.

    Существует несколько моделей самобытного развития (восточноазиатская, исламская, латиноамериканская, евразийская). Модернизация в этих странах не вступила в разрушительный конфликт с традиционным базисом, творчески используя многие из его позитивных элементов -- таких, как коллективизм, солидарность, превалирование общественных интересов над частными.

    Заключение

    В условиях глобализации и многочисленных вызовов современности (начиная от угрозы государственному суверенитету со стороны западной цивилизации и заканчивая экологическими и демографическими проблемами) общества, вставшие на путь самобытного развития, не испытывают драматичных и разрушительных столкновений традиции и «современности», сохраняют подлинный государственный суверенитет, культурную идентичность. Общественные блага в них распределяются более или менее равномерно, что позволяет избежать раскола общества и связанных с этим негативных последствий. Кроме того, существуют смешанные типы модернизации, сочетающие черты самобытного развития и вестернизации. Характерный пример представляют собой республики Центральной Азии, в которых начавшаяся на рубеже 1980 - 1990-х гг. вестернизация натолкнулась на барьеры менталитета местного населения, в большинстве своем отвергающего осуществление данного типа модернизации. В итоге на сегодняшний день можно наблюдать специфическое смешение, когда под тонкой пленкой декларируемой вестернизации скрываются мощные самобытные пласты, оказывающие огромное влияние на политическое развитие, экономику и духовные ценности жителей Центральной Азии. Несмотря на декларативное принятие демократии и свободного рынка, правящие элиты в Центральной Азии разработали те или иные варианты «национальных идей», в большей или меньшей степени включающие именно традиционные ценности.

    Центральная Азия в целом, и Кыргызстан в частности на сегодняшний день стоят перед несколькими возможными вариантами самобытного развития - исламским, восточноазиатским и евразийским, ориентирующимся на Россию, соседей Кыргызстана по региону и в целом постсоветское пространство. Последний вариант в наибольшей степени отвечает потребностям региона. Евразийская интеграция позволит осуществлять развитие без нарушения историкоментальной специфики обществ. Основными партнерами Центрально-азиатских республик в этом случае становится Россия и страны-участницы СНГ, ШОС, ОДКБ и ЕврАзЭС. Впрочем, это не исключает и тесной взаимосвязи с такими государствами, как Китай, Иран и другими, выбравшими в качестве типа модернизации самобытное развитие. Ссылаясь на «устрашающие данные о плачевных перспективах третьего мира», приводимых многими изданиями, в том числе на уровне ООН, Шишков утверждает, что они в значительной мере результат своего рода статистической аберрации, неспособности или нежелания отличать относительные показатели ухудшения условия жизни в ряде периферийных регионов мира с по сравнению с быстро прогрессирующими регионами от абсолютных данных, свидетельствующих о постепенном улучшении этих условий для подавляющего большинства населения Земли, в том числе и наиболее отсталых регионов Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). С.205. .

    Без влияния глобализации, считает долгов, разрыв между бедными и богатыми странами был бы более значительным, по крайней мере, по двум причинам: импорт в развитые страны и прямые иностранные инвестиции в страны периферии стимулируют экономический рост в развивающихся странах и потому смягчают неравенство.

    Список литературы

    1. Вельяминов Г.М. Россия и глобализация // Россия в глобальной политике. 2006.

    2. Голенков Э.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.Н. Общая социология. М. 2005.

    3. Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). СПб, 2000.

    4. Знание-Сила, № 9, 2005, «Демографические странности»

    5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. Под науч. ред. О.И. Шкаратана. М., 2000.

    6. Коллонтай В.М. О неолиберальной модели глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 1999. №10

    7. Неклесса А.И. Конец цивилизации, или конфликт истории // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 3.

    8. Павлов Е.В. Политическая система переходного общества в условиях глобализации: центрально-азиатская специфика. -- М.-Бишкек: Издательство КРСУ, 2008

    9. Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология: Учебник. М., 2005.

    10. Синцеров Л.М. Длинные волны глобальной интеграции // Мировая экономика и международные отношения. 2000.№ 5.

    11. "Экономическая социология": 2010. Т. 11. №5

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Сущность социально-классовой структуры советского общества. Анализ состава интеллигенции. Исследование структуры рабочего класса. Особенности формирования среднего класса в СССР. Современный российский средний класс. "Новые бедные" и "новые богатые".

      контрольная работа , добавлен 20.02.2010

      Особенности социального положения пожилых людей, их социально-экономическое положение в современном обществе. Проблемы социальной работы с пожилыми людьми в настоящее время. Исследование социально-экономического положения пожилых в Агинском округе.

      курсовая работа , добавлен 27.11.2012

      Социально-философское исследование правовой культуры в условиях общественной модернизации России. Характерные черты традиционного и современного общества. Политика Горбачева по демократизации страны, провал либеральной модели и построение капитализма.

      контрольная работа , добавлен 05.01.2011

      Типология общества в классический период становления социологии. Традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества. Харизматический тип господства. Концепции постэкономического общества. Данилевский Н.Я.: теория культурно-исторических типов.

      реферат , добавлен 23.01.2015

      Теоретические основания изучения положения инвалидов в современном обществе. Восстановление работоспособности и создание равных возможностей. Положение инвалидов в развивающихся странах. Занятость инвалидов в РФ в начале XXI века. Программа реабилитации.

      курсовая работа , добавлен 09.11.2012

      презентация , добавлен 01.12.2010

      Определение негативных последствий глобализации как неотъемлемого элемента процесса модернизации. Принципы взаимоотношения экономики и общества в эпоху постмодерна. Проблемы осуществления программ модернизации в колониальных странах незападных обществ.

      курсовая работа , добавлен 25.08.2010

      Классификация миграции населения по организации, направленности, продолжительности и мотивам. Влияние переселения людей на изменения половозрастной, культурной и социальной структуры населения и уровень социально-экономического развития регионов.

      курсовая работа , добавлен 26.09.2012

      Определение природы гетерогенности и неравенства как базовых характеристик общества. Формирование социальных классов в результате процесса дифференциации. Функционалистская и конфликтологическая теории стратификации. Модели классовой структуры социума.

      контрольная работа , добавлен 04.05.2011

      Трансформация института семьи на протяжении столетий и его состояние на современном этапе. Изменения в социальной структуре общества, приведшие к уменьшению роли в нем семьи, последствия такого положения. Негативные проявления в современной семье.

    Современное общество представляет собой постиндустриальное общество, которое вступило в новый этап общественного исторического развития.

    Современное общество

    Главным продуктом производства современного общества являются знания и информация. Современное общество сохранило некоторые черты капиталистического строя, так как индустриальное производство по-прежнему занимает лидирующие позиции в экономике всех государств.

    Приобретенными новыми чертами современного общества являются:

    • - увеличение значения информации, и информационных технологий в жизни общественности;
    • - возрастание числа людей, занятых в сфере предоставления информационных услуг;
    • - повсеместное использование достижений научно- технического прогресса: телефонов, компьютеров, интернета;
    • - появление электронных СМИ, которые представляют собой конкуренцию для традиционных печатных СМИ;
    • - становление информационного пространства: информация приобретает статус продукта и услуги, на которой с каждым днем повышается спрос потребителей.;
    • - развитие цифровых рынков, электронных хозяйственных и социальных сетей.

    Современное производство: его черты

    Качественные и структурные изменения традиционного для 20 века производства, произошли в середине 90- х годов. Современное производство основано на активном внедрении достижений науки и техники, которые были достигнуты в конце 20 века и нашли свое практическое применение в 21 веке.

    Современное производство характеризуется подразделением на два типа производственной деятельности. Так различают материальные услуги - грузовые перевозки, обслуживание производства, жилищно-бытовой сферы, туризм, торговля. К нематериальным услугам относятся здравоохранение, просвещение, социальное обслуживание, научная деятельность, страхование.

    Современное производство обладает следующими особенностями:

    • - постиндустриальное производство может удовлетворить не только реальные, но и потенциальные потребности потребителя. Независимо от массового или индивидуального характера таких потребностей;
    • - экономика многих государств состоит не только из материального производства, но также из доходов от нематериальных сфер - искусства и культуры;
    • - увеличение роли услуг в производстве;
    • - поддержка правительства развития информационных технологий, которые применяются в процессе производства.

    Многообразие современного мира

    Почему сохраняется цивилизационное многообразие мира? Как выглядит сегодня традиционное общество? Выдержит Восток напор ценностей западной цивилизации? Есть ли будущее у индустриального общества? Каким будет мир в постиндустриальную эпоху?

    ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ:

    Что такое цивилизация? Основные черты традиционного общества. Ценности Востока и Запада. Переход к индустриальному обществу.

    ПРИЧИНЫ РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО ЖИЗНЬ

    Современное человечество - это 6 млрд. Землян, тысячи больших и малых народов, около двухсот государств; это многообразие экономических укладов, форм социально-политической и культурной жизни.

    Одна из причин многообразия мира - различие природных условий, физической среды обитания людей. Эти условия влияют на многие стороны общественной жизни, но, в первую очередь, на хозяйственную деятельность человека. В древние времена климат, плодородие почв, растительность определяли способы обработки земли и разведения домашнего скота, стимулировали создание тех или иных орудий труда и производство различных изделий. Природные условия сказываются не только на характере жилья, стилях одежды, домашней утвари и боевого оружия. Естественная среда обитания влияет и на политический строй государств, и на отношения между людьми, и на формы собственности, которые складываются.

    Действительно, почему появилась частная собственность на землю в Древней Греции и Риме? Этому способствовали природные условия. Разнообразный ландшафт - горы, долины, леса, множество небольших рек - усложнял образования в древних греков и римлян больших общин. Твердые почвы требовали тяжелого труда земледельцев, суровые зимы побуждали заботиться о создании запасов продуктов, семян для будущего урожая. Все это заставляло надеяться прежде всего на собственные силы.

    Наряду с природными условиями - разнообразие общественной жизни связана с исторической средой существования обществ, которая складывается в результате взаимодействия их с другими племенами, народами, государствами.

    Вы уже знаете, что в каждую историческую эпоху, с момента появления первых цивилизаций, существовали различные их типы. Сохранилась эта цивилизационная отличие и в современном мире?

    ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

    В мире еще немало народов, сохраняющих традиционный уклад жизни (вспомните основные черты традиционного общества). Отдельные, уже немногочисленные народы и племена подвержены очень древних форм общественной организации. Например, племена Кадара в Южной Индии по-прежнему занимаются собирательством: значительную часть года они проводят в длительных походах за лесными продуктами. Но сегодня это уже скорее экзотика.

    В большинстве стран так называемого третьего мира (вспомните, какие государства и народы охватываются этим понятием) основной отраслью экономики остается сельское хозяйство, в нем занята большая часть населения. Сохранился в ряде регионов и властвуй традиционному обществу тесная связь человека с первичным коллективом, группой - родом, семьей, кастой, религиозной общиной. Другой стороной такой солидарности выступает стремление отделиться от чужаков. Так, во многих африканских странах существуют десятки этнических групп, между которыми нередко вспыхивают прямые столкновения, ведущие к многочисленным человеческим жертвам.

    В то же время государства и народы, сохранившие многие черты доиндустриальных цивилизаций, уже существенно отличаются от традиционных обществ прошлого. Как известно, в таких обществах производство ориентировано главным образом на удовлетворение непосредственных потребностей, а не на продажу. Сегодня почти все страны интегрированы в мировую экономику и значительная часть сельскохозяйственной продукции, создаваемая в странах третьего мира, производится для продажи на мировом рынке. Даже уже упоминавшееся племя Кадар собирает не съедобны корни, а плоды, которые в данный момент пользуются большим спросом на мировом рынке; в их жизни также вошли товарно-денежные отношения.

    Традиционное и новое причудливым образом переплетается в жизни отдельных народов. Вот как описывают жизнь современных аборигенов, то есть коренных жителей, Австралии некоторые исследователи: "Тысячи австралийцев отказываются от стандартных жилищ в пользу временных зданий, не пользуются многими предметами фабричного производства. Но при всем том они овладевают... вполне современными методами хозяйствования. Не считают нужным отказываться от лекарств. На охоту ездят нередко в автомобилях и с ружьями, на рыбную ловлю отправляются в моторных лодках ".

    Что же привело к таким изменениям в традиционных обществах, еще три века назад определяли социальный вид человечества и считались символом его стабильности? В качестве главной причины исследователи называют индустриализацию.

    К сегодняшнему дню традиционные государства совершенно исчезли с лица земли. Хотя племена охотников и собирателей, а также скотоводческие и земледельческие общины, продолжают существовать до сих пор, их можно встретить лишь в изолированных районах - и, в большинстве случаев, даже эти немногие группы распадаются. Что же явилось причиной разрушения обществ, определявших всю человеческую историю еще два века назад? Ответ, если сформулировать его в одном слове, будет индустриализация - появление машинного производства, основанного на использовании неодушевленных источников энергии (таких, как пар и электричество). Индустриальные общества во многом принципиально отличаются от любого из предшествовавших типов социального устройства, и их развитие привело к последствиям, сказавшимся далеко за пределами их европейской родины.

    Индустриальные общества

    Современная индустриализация возникла в Англии, в результате "промышленной революции", начавшейся в XVIII веке. Этим понятием обозначается целый ряд сложных технологических изменений в способах добычи средств к существованию. Изменения эти связаны с изобретением новых машин (например, ткацкого станка), использованием в производстве новых источников энергии (в особенности воды и пара), а также с применением научных методов для совершенствования производства. Темпы технологического обновления в индустриальных обществах, по сравнению с традиционными, необыкновенно высоки, поскольку изобретения и открытия в одной области ведут к еще большему числу открытий в других областях.

    Основной отличительной чертой индустриальных обществ является то, что, подавляющая часть трудоспособного населения занята на заводах и в конторах, а не в сельском хозяйстве. В традиционных обществах, даже в самых передовых, лишь малая часть населения не работала на земле. Относительно низкий уровень развития технологии просто не позволял освободить от сельскохозяйственного производства больше, чем незначительную группу. В индустриальных же странах, напротив, лишь около 2-5% населения занято в сельском хозяйстве, и их усилий достаточно, чтобы обеспечить продовольствием остальных.

    По сравнению с предыдущими социальными системами индустриальные общества гораздо более урбанизированы. В некоторых индустриальных странах свыше 90% граждан живет в городах, где сосредоточена большая часть рабочих мест и постоянно создаются новые. Размеры этих городов далеко превосходят те, которые существовали в традиционных цивилизациях. В городах нового типа социальная жизнь стала обезличенной и анонимной, и с незнакомыми людьми мы контактируем гораздо чаще, чем с теми, кого знаем лично. Появляются организации огромного масштаба, например, промышленные корпорации и правительственные учреждения, деятельность которых затрагивает жизнь практически каждого из нас.

    Еще одна черта индустриальных обществ связана с их политическими системами - гораздо более развитыми и действенными, чем традиционные формы правления. В эпоху традиционных цивилизаций политическая власть в лице монарха или императора практически не имела прямого влияния на нравы и обычаи большинства подданных, которые жили вполне самостоятельными поселениями. С процессом индустриализации транспорт и связь стали намного быстрее, что способствовало большей интеграции "национальных" сообществ. Индустриальные общества явились первыми национальными государствами.

    Таблица - Типы человеческих обществ

    Основные характеристики

    Время существования

    Сообщества охотников и собирателей

    Состоят из небольшого количества людей поддерживающих свое существование охотой, рыбной ловлей и сбором съедобных растений. Неравенство в этих обществах слабо выражено; различия в социальном положении определяются возрастом и полом.

    С 50 000 до н, э. до настоящего времени хотя сейчас находятся на грани полного исчезновения.

    Земледельческие общества

    В основе этих обществ - мелкие сельские общины; городов нет. Основной способ получения средств к существованию - земледелие, иногда дополняемое охотой и собирательством. Эти общества характеризуются более сильным неравенством, чем сообщества охотников и собирателей; во главе этих обществ стоят вожди.

    С 12 000 до н. э. до настоящего времени. Сегодня большая их часть входит в состав более крупных политических образований и постепенно утрачивает свой специфический характер.

    Общества скотоводов

    Эти общества основываются на разведении домашних животных для удовлетворения

    материальных нужд. Размеры таких обществ варьируются от нескольких сот до тысяч человек. Для этих обществ обычно характерно ярко выраженное неравенство.

    Управляют ими вожди или военачальники.

    Тот же отрезок времени, что и у земледельческих обществ. Сегодня общества скотоводов также входят в состав более крупных государств; и их традиционный образ жизни разрушается.

    Традиционные государства, или Цивилизации

    В этих обществах основой экономической системы по-прежнему является земледелие, однако существуют города, в которых сосредоточены торговля и производство. Среди традиционных государств встречаются очень большие, с многомиллионным населением, хотя обычно их размеры по сравнению с крупными индустриальными странами невелики. Традиционные государства имеют особый правительственный аппарат, во главе которого стоит царь или император. Между различными классами существует значительное неравенство.

    Примерно с 6000 до н. э. до девятнадцатого века. К настоящему времени все традиционные государства исчезли.

    Общества первого мира

    Эти общества основываются на промышленном производстве, причем значительная роль отводится свободному предпринимательству. В сельском хозяйстве занята лишь незначительная часть населения, подавляющее большинство людей живет в городах. Существует значительное классовое неравенство, хотя и менее выраженное, чем в традиционных государствах. Эти общества составляют особые политические образования, или национальные государства.

    С восемнадцатого века до настоящего времени.

    Общества второго мира

    Общества, которые имеют индустриальную базу, но в их экономической системе господствует централизованное планирование. Лишь относительно небольшая часть населения занята в сельском хозяйстве, большинство проживает в городах. Существует значительное классовое неравенство, хотя целью марксистских правительств этих стран является создание бесклассовой системы. Подобно странам первого мира, образуют особые политические общности, или национальные государств?

    С начала двадцатого века (после Октябрьской революции 1917 года в России) до настоящего времени.

    Общества третьего мира

    Общества, в которых большая часть населения занята в сельском хозяйстве, живет в сельской местности и применяет в основном традиционные методы производства. Однако часть сельскохозяйственной продукции реализуется на мировом рынке. В некоторых странах третьего мира существует система свободного предпринимательства, в других - централизованного планирования. Общества третьего мира также являются национальными государствами.

    С восемнадцатого века (как колонизированные страны) до настоящего времени.

    Национальные государства - это политические общности, разделенные четкими границами, отделяющими их друг от друга и заменившими расплывчатые пределы традиционных государств. Правительства национальных государств обладают исключительной властью над многими сторонами жизни своих граждан и устанавливают законы, обязательные для всех, живущих в пределах их границ.

    Применение индустриальных технологий отнюдь не ограничивалось мирным процессом экономического развития. Уже с первых шагов индустриализации промышленное производство было призвано служить военным целям, и это радикально изменило, способы ведения войны, поскольку были созданы вооружения и типы военной организации гораздо более совершенные, чем в неиндустриальных культурах. Экономическое превосходство, политическая цельность и военная мощь создали основу того неудержимого распространения западного образа жизни, которое пережил мир в течение последних двухсот лет.

    Некогда многочисленные традиционные культуры и государства исчезли не потому, что их образ жизни был "низшим". Они оказались неспособны противостоять воздействию того сочетания промышленной и военной мощи, которое развивалось в западных странах.

    Идея власти, и тесно связанное с ней понятие идеологии, занимают в социологии очень важное место. Под властью подразумевается способность индивидов или групп соблюсти свои интересы даже тогда, когда остальные этому противятся.

    Иногда власть связана с прямым использованием силы, но почти всегда ей сопутствует появление идей (идеологий), которые оправдывают действия власть имущих. В случае экспансии Запада захватчики оправдывали свои" действия тем, что они якобы несли "цивилизацию" "языческим" народам, с которыми вступали в контакт.

    Современное общество отличается умением анализировать ситуацию. Глобализация проблем, быстрое распространение информации позволяет находить и добывать те знания, которые необходимы для практической деятельности человека, его творчества и развития.

    Понятия и термины

    Современное общество - это новый этап в развитии общественных отношений. Что играет важную роль в его становлении? Глобализация мировых процессов. Начинать необходимо с понятий:

    • Глобализация - это процесс взаимопроникновения технологий, разработанных разными государствами. Остановить интеграцию невозможно. Причем, унификация особенностей касается политики, экономики, идеологии. Глобализация строится на учете распределения ресурсов, имеющихся на планете. Термин введен в 19 веке Карлом Марксом. Он использовал его для характеристики состояния мирового рынка.
    • Второе понятие, необходимое для рассмотрения темы, – постиндустриальное общество или информационное . Этап современности в развитии стран отличается проникновением информационных технологий во все сферы жизнедеятельности государств. Общество открыто для решения и выявления глобальных процессов.

    Современное общество меняет общение между людьми, переходит на уровень информационных технологий, но следует помнить, что привычная форма общения не должно заменяться компьютерами и телефонами.

    Отличие современного общества

    Наука предлагает рассмотреть особенности современного состояния государственных устройств и общественных отношений и признаки современного общества :

    • Усиление конфликтов среди людей и стран.
    • Терроризм выходит за границы одной страны: международный характер терроризма и преступности.
    • Угрозы катастроф становятся катастрофой для всей планеты.
    • Коммуникационные системы потеряли границы, получить информацию можно из любой точки проживания.

    Современное развитие привело к созданию концернов экономики, охватывающих 10 или сотни стран. Транснациональные компании (ТНК) позволяют использовать модернизацию процессов, разработанную в одной стране, на производствах других государственных структур. ТНК открывают филиалы в разных странах, распределяют свою продукцию по мировому рынку. ТНК оказывают влияние на развитие всей мировой экономики и отдельных сегментов.

    Информация стала требовать защиты, поэтому в 2000 году в РФ принята доктрина о соблюдении безопасности информационной среды и национальных достояний, выполняющая роль защиты интересов России.

    Слои общества

    Роль среднего класса в современном обществе невозможно недооценивать. Ученые с древности выявили значение класса. Чем больше средний слой, тем стабильнее общество. Первым делить общество на слои начал Аристотель. Его идеи поддерживаются учеными сегодняшнего времени. Примерная типология классов :

    ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

    • Низший, бедный;
    • Средний, зажиточный;
    • Богатый, высший.

    Средний класс резко увеличился в количественном составе в 20 веке с развитием собственников и предприятий. Состав среднего класса постоянно меняется. В него входят те профессии, которые по достатку достигают нужного уровня. Основные характеристики среднего класса: наличие образования, определенный уровень дохода, достаточный для жизнедеятельности человека на среднем уровне, интеллектуальная и материальная собственность. Семья в современном обществе также распределяется на группы, но в ней могут быть члены из разных слоев.

    Споры ученых по определению критериев для характеристики среднего класса идут постоянно. В разных странах свой перечень слоев и свои показатели. 4.6 . Всего получено оценок: 66.