Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Актеры воевавшие в ВОВ - история в фотографиях — LiveJournal Известные люди участники афганской войны
  • Олег Смолин: биография Олег смолин депутат госдумы биография семейное положение
  • Как предсказать курс доллара
  • Искусство витража средних веков западная европа как Изобразительное искусство средних веков витража
  • Презентация на тему наследственные болезни
  • За что Николай II причислен к лику святых?
  • С. М. Соловьев о становлении Древнерусского государства. Вечный варяжский вопрос становления руси Города и окрестное население

    С. М. Соловьев о становлении Древнерусского государства. Вечный варяжский вопрос становления руси Города и окрестное население

    О деятельности полусказочного Рюрика (по-древнескандинавски Hroerekr) в Новгороде почти не сохранилось преданий. Рассказывали, что он первоначально жил не в Новгороде, а в Ладоге, на устье р. Волхов, в Новгород же перешел после смерти братьев. Правление его возбуждало будто бы неудовольствие и вызвало даже мятеж под предводительством какого-то Вадима Храброго; но Рюрик убил Вадима и одолел восставших. Недовольные им бежали в Киев, где сидели уже варяжские дружинники Аскольд и Дир, оставившие дружину Рюрика и основавшие в Киеве свое княжество. Трудно, конечно, сказать, насколько справедливы все эти предания.

    По смерти Рюрика (879) княжить в Новгороде стал его родственник Олег (по-древнескандинавски Helgi). Он пользовался властью как опекун малолетнего сына Рюрикова Игоря (по-древнескандинавски Ingvarr). Олег не остался в Новгороде: вместе с Игорем он двинулся на юг, по великому пути «из варяг в греки», покорил на Днепре Смоленск и Любеч и подошел к Киеву. Обманом он захватил здесь и погубил Аскольда и Дира на том основании, что они «не князья и не княжеского рода», между тем как сам он князь, а Игорь - Рюриков княжич. Заняв Киев, Олег основался в нем и сделал его столицею своего княжества, говоря, что Киев будет «матерью городов русских». Так удалось Олегу объединить в своих руках все главнейшие города по великому водному пути. Это и была его первая цель. Из Киева он продолжал свою объединительную деятельность: ходил на древлян, затем на северян и покорил их, далее подчинил себе радимичей. Под его рукою собралися, таким образом, все главнейшие племена русских славян, кроме окраинных, и все важнейшие русские города. Киев стал средоточием большого государства и освободил русские племена от хазарской зависимости. Сбросив хазарское иго, Олег старался укрепить свою страну крепостями со стороны восточных кочевников (как хазар, так и печенегов) и строил города по границе степи.

    Но объединением славян Олег не ограничился. По примеру своих киевских предшественников, Аскольда и Дира, сделавших набеги на Византию, Олег задумал поход на греков. С большим войском «на конях и на кораблях» подошел он к Константинополю (907), опустошил его окрестности и осадил город. Греки завели переговоры, дали Олегу «дань», то есть откупились от разорения, и заключили с Русью договор, вторично подтвержденный в 912 г. Удача Олега произвела глубокое впечатление на Руси: Олега воспевали в песнях, и его подвиги изукрасили сказочными чертами. Из песен летописец занес в свою летопись рассказ о том, как Олег поставил свои суда на колеса и посуху на парусах «через поля» пошел к Царюграду. Из песни же, конечно, взята в летопись подробность о том, что Олег, «показуя победу», повесил свой щит в вратах Царяграда. Олегу дали прозвание «вещего» (мудрого, знающего то, что другим не дано знать). Деятельность Олега в самом деле имела исключительное значение: Олег создал из разобщенных городов и племен большое государство, вывел славян из подчинения хазарам и устроил путем договоров правильные торговые сношения Руси с Византией ; словом, он был создателем русско-славянской независимости и силы.

    По смерти Олега (912) вступил во власть Игорь , по-видимому, не имевший таланта воина и правителя. Он сделал два набега в греческие владения: на Малую Азию и на Константинополь. В первый раз он понес жестокое поражение в морском бою, в котором греки применили особые суда с огнем и пускали «трубами огнь на лодьи русские». Во второй раз Игорь не дошел до Царяграда и помирился с греками на условиях, изложенных в договоре 945 г. Этот договор считается менее выгодным для Руси, чем договоры Олега. В походе Игоря против греков принимали участие и печенеги (§2), впервые при Игоре напавшие на Русскую землю, а затем помирившиеся с Игорем. Игорь окончил жизнь свою печально: он погиб в стране древлян, с которых хотел собрать двойную дань. Его смерть, сватовство древлянского князя Мала, желавшего взять за себя вдову Игоря Ольгу, и месть Ольги древлянам за смерть мужа составляют предмет поэтического предания, подробно рассказанного в летописи.

    Поход князя Игоря на Константинополь в 941 г. Миниатюра из Радзивилловской летописи

    Ольга (по-древнескандинавски и по-гречески Helga) осталась после Игоря с малолетним сыном Святославом и взяла на себя правление княжеством. По древнему славянскому обычаю, вдовы пользовались гражданскою самостоятельностью и полноправием, и вообще положение женщины у славян было лучше, чем у других европейских народов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что княгиня Ольга стала правительницею. Отношение к ней летописца - самое сочувственное: он считает ее «мудрейши всех человек» и приписывает ей большие заботы об устроении земли. Объезжая свои владения, она везде устанавливала порядок и везде оставляла по себе добрую память. Главным же ее делом было принятие христианской веры и благочестивое путешествие в Царьград (957). По рассказу летописи, Ольгу крестили «царь с патриархом» в Цареграде, хотя вероятнее, что она крестилась дома, на Руси, ранее своей поездки в Грецию. Император Константин Багрянородный, с честью принявший Ольгу в своем дворце и описавший ее прием (в сочинении «Об обрядах Византийского двора»), повествует о русской княгине сдержанно и спокойно. Предание же, сложившееся на Руси о путешествии княгини, рассказывает, что император был поражен красотою и умом Ольги настолько, что даже хотел на ней жениться; однако Ольга уклонилась от этой чести. Она держала себя почтительно по отношению к патриарху, но вполне независимо по отношению к императору. Летописец даже уверен, что ей удалось дважды перехитрить императора: во-первых, она ловко сумела отказаться от его сватовства, а во-вторых, она отказала ему в дани или дарах, на которые он будто бы легковерно рассчитывал. Таково было наивное предание, усвоившее Ольге исключительную мудрость и хитрость. С торжеством христианства на Руси память княгини Ольги, во святом крещении Елены, стала почитаться православною церковью и княгиня Ольга была причтена к лику святых.

    Княгиня Ольга. Крещение. Первая часть трилогии "Святая Русь" С. Кириллова, 1993

    Сын Ольги Святослав носил уже славянское имя, но нравом был типичный варяг-воин и дружинник. Едва успел он возмужать, как составил себе большую и храбрую дружину и с нею стал искать себе славы и добычи. Он рано вышел из-под влияния матери, «гневался на мать», когда она убеждала его креститься. «Как мне одному переменить веру? Дружина начнет смеяться надо мною», - говорил он. С дружиною он сжился крепко, вел с нею суровую походную жизнь и поэтому двигался необыкновенно легко: «легко ходя, аки пардус (барс)», по выражению летописи.

    Еще при жизни матери, оставив на попечении Ольги Киевское княжество, Святослав совершил свои первые блестящие походы. Он пошел на Оку и подчинил вятичей, которые тогда платили дань хазарам; затем обратился на хазар и разгромил Хазарское царство , взяв главные города хазар (Саркел и Итиль). Заодно Святослав победил племена ясов и касогов (черкесов) на р. Кубани и овладел местностью у Азовского моря под названием Таматарха (позднее Тмутаракань, а теперь Тамань). Наконец, Святослав, проникнув на Волгу, разорил землю камских болгар и взял их город Болгар. Словом, Святослав победил и разорил всех восточных соседей Руси, входивших в состав Хазарской державы. Главною силою в Черноморье становилась теперь Русь. Но падение Хазарского государства усиливало кочевых печенегов. В их распоряжение попадали теперь все южнорусские степи, занятые раньше хазарами; и самой Руси скоро пришлось испытать большие беды от этих кочевников.

    Возвратясь в Киев после своих завоеваний на востоке, Святослав получил приглашение от греков помочь Византии в ее борьбе с дунайскими болгарами. Собрав большую рать, он завоевал Болгарию и остался там жить в г. Переяславце на Дунае, так как считал Болгарию своею собственностью. «Хочу жить в Переяславце Дунайском, - говорил он, - там - середина моей земли, там собираются всякие блага: от греков золото, ткани, вина и плоды, от чехов и угров - серебро и кони, из Руси - меха, воск и мед и рабы». Но ему пришлось на время вернуться из Болгарии в Киев, потому что на Русь в его отсутствие напали печенеги и осадили Киев. Киевляне с княгинею Ольгою и детьми Святослава едва отсиделись от грозного врага и послали к Святославу с упреками и с просьбою о помощи. Святослав пришел и прогнал печенегов в степь, но в Киеве не остался. Умиравшая Ольга просила его подождать на Руси до ее кончины. Он исполнил ее желание; но, похоронив мать, сейчас же ушел в Болгарию, оставив князьями на Руси своих сыновей. Однако греки не желали допустить господства русских над болгарами и потребовали удаления Святослава назад в Русь. Святослав отказался покинуть берега Дуная. Началась война, и византийский император Иоанн Цимисхий одолел Святослава. После ряда тяжелых усилий он запер русских в крепости Дористоле (теперь Силистрия) и вынудил Святослава заключить мир и очистить Болгарию. Войско Святослава, истомленное войною, на пути домой было захвачено в Днепровских порогах печенегами и рассеяно, а сам Святослав убит (972). Так печенеги довершили поражение русского князя, начатое греками.

    Памятник князю Святославу в Запорожье

    После смерти Святослава на Руси между его сыновьями (Ярополком, Олегом и Владимиром) произошли кровавые междоусобия, в которых погибли братья князя Владимира, и он остался единодержавным государем. Потрясенное усобицами, Киевское княжество являло признаки внутреннего разложения, и Владимиру пришлось потратить много сил, чтобы усмирить варягов, служивших у него, и подчинить отложившиеся племена (вятичей, радимичей). Пошатнулось после неудач Святослава и внешнее могущество Руси. Владимир вел много войн с разными соседями за пограничные волости; воевал также с волжскими болгарами. Втянулся он и в войну с греками, в результате которой принял христианство по греческому обряду. Этим важнейшим событием окончился первый период власти варяжской династии на Руси.

    Появление государства у восточных славян. К началу IX в. в восточнославянских землях появились сначала племенные союзы, а позднее благодаря их объединению — сильные межплеменные группировки. Вся жизнь вела славян к объединению. Центрами объединения стали Среднее Поднепровье во главе с Киевом и северо-западный район во главе с городами Ладогой и . Это были наиболее развитые во всех отношениях восточнославянские земли. Там и складывалась начальная .

    Государство Русь на Днепре. Одним из признаков государственности, как уже говорилось, стало появление княжеской власти, дружин. В IX в. они показали всю свою мощь в отношениях с соседями. Ряд ударов был нанесен по Хазарии, и поляне освободились от уплаты ей дани. К этому же времени относятся нападения русской рати на крымские владения Византии. Именно от тех времен доходят первые известия византийских и восточных авторов о наименовании восточных славян, жителей Поднепровья «росами» , «Русью» . Поэтому мы и будем называть восточных славян так, как их называл остальной мир, как их называли древние летописи,— Русь, руссы, русины.

    Удар по крымским владениям Византии — первое известное нам упоминание о государственном образовании Русь. Руссы завоевали все побережье Крыма до Керченского пролива, взяли штурмом город Сурож (нынешний Судак) и разграбили его. Сохранилось легендарное известие о том, что вождь руссов, дабы вылечиться от недуга, принял крещение из рук местного греческого епископа, и болезнь тут же отступила. Факт этот многозначительный. К этому времени большинство стран Европы приняли христианство. Переход от язычества к новой монотеистической вере знаменовал собой наступление для этих стран новой цивилизации, новой духовной жизни, новой культуры, сплочения в рамках государства всего народа. Русь тоже сделала на этом пути первый, довольно робкий шаг, который еще не покачнул устоев славянского язычества.

    Через несколько лет Русь предприняла вторую атаку, на этот раз на южный берег Черного моря. Правда, атаковать сам Константинополь русская рать еще не решилась. А в 838 — 839 гг. в Константинополе, а потом во Франкской империи появляется посольство от государства Русь.

    Наконец, 18 июня 860 г. произошло событие, которое буквально потрясло тогдашний мир. Константинополь неожиданно подвергся яростной атаке русского войска. Руссы подошли с моря на 200 ладьях. Неделю они осаждали город, но тот выстоял. Взяв огромную дань и заключив почетный мир с Византией, руссы ушли восвояси. Сохранились имена русских князей, возглавлявших поход. Ими были Аскольд и Дир. С этого времени Русь была официально признана великой империей.


    Русская боевая ладья.

    Через несколько лет греческие священники появились в земле Руссов и крестили их вождя и его дружину. Предположительно это был Аскольд. Так от 60-х гг. IX в. доходит известие о втором крещении руссов.

    Киевские рати идут и на север, с тем чтобы подчинить Киеву всю славянскую часть пути «из варяг в греки» и выходы к Балтийскому морю. Славянский Юг начинает активное наступление на славянский Север.

    Первые варяжские князья

    Варяги. В те же десятилетия в районе озера Ильмень и реки Волхов, на берегах Ладожского озера сформировался другой мощный союз славянских и угрофинских племен, центром которого стали земли приильменских словен. Объединению способствовала борьба словен, кривичей, мери, чуди с варягами, которые незадолго до этого установили контроль над здешним населением. И точно так же, как поляне скинули на юге власть хазар, так на севере союз местных племен прогнал варягов. Однако в дальнейшем между местными племенами начались раздоры. Междоусобицу решили прекратить традиционным для той эпохи способом — пригласить правителя со стороны. Выбор пал на варяжских князей, и они появились на русском северо-западе со своими дружинами.

    Кто же такие были варяги ? Этот вопрос уже давно не дает покоя историкам.

    Одни считали варягов норманнами, скандинавами, исходя из того, что тогда был период норманнских морских нашествий на европейские страны.


    Долгое время господствовала точка зрения, что именно норманны и создали государство в землях славян. А сами славяне были неспособны создать государство, что говорило об их отсталости. Особенно популярны были эти взгляды на Западе в периоды противостояния нашей Родины и ее западных противников. Тех, кто придерживался данной точки зрения, называют норманистами, а их взгляды — норманнской теорией создания Русского государства. Противники этой теории получили название антинорманистов. Позднее ученые доказали, что государственность вызревала у славян задолго до появления варягов.

    Но и сегодня существуют норманисты и антинорманисты. Только спор идет уже о другом — кто были варяги по национальности. Норманисты считают их скандинавами (шведами) и полагают, что само название «Русь» скандинавского происхождения. Антинорманисты же доказывают, что никакого отношения к Скандинавии варяги, появившиеся на русском северо-западе в IX в., не имеют. Они были либо балты, либо славяне с южных берегов Балтийского моря. По существу, продолжается спор о судьбах России, славянства, об их исторической самостоятельности.

    А что же говорит по этому поводу Нестор-летописец, сведениями которого в первую очередь пользуются и те и другие? Он пишет, что по просьбе различных племен в славянских землях в 862 г. появились варяжские князья. «Те варяги назывались русью»,— отмечает он, точно так же как свои этнические названия имели шведы, норманны, англичане и др. Таким образом, для него «Русь» — это прежде всего национальное определение.

    Варяги , по его мнению, «сидят» к востоку от западных народов, по южному берегу Варяжского (Балтийского) моря. «А славянский язык и русский одно есть»,— подчеркивает летописец. Это значит, что те князья, которых пригласили приильменские словене и кривичи, были им родственны. Это объясняет безболезненное и быстрое внедрение пришельцев в их среду, отсутствие в Древней Руси названий, связанных с германскими языками.

    Происхождение слова «Русь». Почему названия «Русь», «руссы» появились в IX в. одновременно и на славянском северо-западе, и на юге, в Поднепровье?

    С V—VI вв. славяне занимали обширные территории в Центральной и Восточной Европе. Среди них было немало племен с названиями руссы, русины. Их называли также рутенами, рутами, ругами. Потомки этих руссов до сих пор живут в Германии, Венгрии, Румынии. На славянском языке «русый» означает «светлый» . Это типично славянское слово и типично славянское название племен. Переселение части славян, живших первоначально на Дунае, в Поднепровье (о чем рассказывал в своей летописи Нестор), принесло туда это название.

    Другие руссы жили в землях, примыкающих к южным берегам Балтийского моря. Там издавна существовали сильные славянские племенные союзы, которые вели суровую борьбу с германскими племенами. В пору создания племенных союзов у восточных славян прибалтийские славяне уже имели свои государственные образования с князьями, дружинами, детально разработанной языческой религией, очень близкой к восточнославянскому язычеству. Отсюда шли постоянные переселения на восток, на берега озера Ильмень. Поэтому летописец позже написал: «Новгородцы — от рода варяжского».

    Зато нет никаких данных о существовании имени «Русь» в Скандинавии, как нет данных и о том, что там в IX в. существовала княжеская власть или какое-то государственное образование. Но спор о происхождении варягов продолжается.

    Рюрик в Новгороде. Летопись рассказывает, что в 862 г. в славянские и угрофинские земли прибыло три брата-варяга — , Синеус и Трувор. Старший из них — Рюрик сел княжить у ильменских словен. Его первой резиденцией стал город Ладога. Затем он перешел в Новгород, где «срубил» крепость. Второй брат сел в землях племени весь в городе Белоозеро, а третий — в землях кривичей в городе Изборске. В дальнейшем, после смерти братьев, Рюрик объединил под своим началом весь север и северо-запад восточнославянских и угрофинских земель.



    Неизвестный художник - Рерих(Рюрик).


    Неизветсный художник - Варяжские князья.

    Оба государственных центра, образовавшихся в восточнославянских землях, называли себя Русь. В Руси южной утвердилась местная полянская династия, а в северной Руси власть взяли выходцы из славянских земель южной Прибалтики. Соперничество между этими центрами началось сразу же после их образования.

    После смерти Рюрика остался его малолетний сын Игорь, но все дела в Новгороде взял в свои руки то ли воевода, то ли родственник Рюрика Олег. Но официальным новгородским князем оставался Игорь. Власть от отца к сыну была передана по наследству. Так получила начало династия Рюриковичей, которая правила в русских землях много сотен лет.

    Создание единого государства Русь. Именно Олегу выпала доля объединить два древнерусских государственных центра. В 882 г. он собрал большую рать и предпринял поход на юг. Ударную силу его войска составила варяжская дружина. Вместе с ним шли отряды, представляющие все северо-западные русские земли: здесь были ильменские словене, кривичи, а также их союзники и данники — чудь, меря, весь. Вместе со всеми в княжеской ладье плыл и маленький Игорь.

    Олег овладел главным городом кривичей Смоленском, затем взял Любеч. Приплыв к Киеву, он понял, что взять штурмом хорошо укрепленный и многолюдный город ему будет трудно. Кроме того, здесь княжил опытный воин Аскольд, отличившийся в схватках с Византией, хазарами и новыми степными кочевниками — печенегами. И тогда Олег пошел на хитрость. Спрятав воинов в ладьях, он послал к киевскому князю весть о том, что приплыл купеческий караван. Ничего не подозревавший Аскольд пришел на встречу и был убит тут же на берегу.

    Олег утвердился в Киеве и сделал этот город своей столицей. Можно думать, что киевские язычники не вступились за своего правителя христианина Аскольда и помогли язычникам Олега овладеть городом. Так идеологические взгляды впервые на Руси повлияли на смену власти.

    Итак, новгородский север победил киевский юг. Новгород стал объединителем русских земель в единое государство. Но это была лишь чисто военная победа. В хозяйственном, торговом, культурном смысле Среднее Поднепровье намного обогнало другие славянские земли. В конце IX в. это был исторический центр русских земель, и Олег, сделав Киев своим стольным городом, подтвердил это положение.


    Свои военные успехи Олег на этом не завершил. Он продолжал объединение восточнославянских земель. Правитель упорядочил свои отношения с северной Русью, обложил данью подвластные ему территории — «уставил дань» новгородским словенам, кривичам, другим племенам. Он заключил договор и с варягами, который действовал около 150 лет. По нему Русь обязывалась уплачивать варяжскому южнобалтийскому государству по 300 серебряных гривен (гривна — самая крупная денежная единица на Руси) ежегодно за мир на русских северо-западных границах и за регулярную военную помощь варягов Руси.

    Затем Олег предпринял походы на древлян, северян, радимичей и обложил их данью мехами. Здесь он столкнулся с Хазарией, чьими данниками были радимичи и северяне. Но военный успех вновь сопутствовал Олегу. Теперь эти восточнославянские племена прекратили свою зависимость от Хазарии и вошли в состав Руси. Данниками Хазарии попрежнему оставались вятичи.

    Русь в X веке

    Русь в начале X в. Объединив восточнославянские земли, освободив многие из них от дани чужеземцам, Олег придал княжеской власти невиданный доселе авторитет и международный престиж. Теперь он принимает на себя титул великого князя, т. е. князя всех князей. Остальные же властители отдельных племенных княжений становятся его данниками, вассалами, хотя и сохраняют еще права по управлению своими княжествами.

    Новое государство Русь не уступало по своим размерам Франкской империи Карла Великого или Византийской империи. Однако многие районы Руси были малозаселены и мало пригодны для жизни. Слишком велика была и разница в уровне развития различных частей государства. Кроме того, оно сразу же стало многонациональным государством, включало в свой состав разные народы. Все это делало его рыхлым и непрочным.

    Был известен не только своей объединительной политикой и борьбой с хазарами. С самого своего возникновения Русь ставила перед собой масштабные задачи: овладение устьем Днепра, устьем Дуная, утверждение в Северном Причерноморье и на Балканах, прорыв через хазарские кордоны на восток и подчинение своему контролю Таманского полуострова и Керченского пролива. Некоторые из этих задач были намечены еще антами, а позднее — Полянскими князьями, и теперь возмужавшая Русь вновь пыталась повторить порыв предков.

    Частью этой политики стал поход Руси на Византию в 907 г.

    В начале лета огромная русская рать на ладьях и конным строем по берегу двинулась на Константинополь. Руссы «повоевали» окрестности города, взяли огромную добычу, а потом вытащили суда на сушу, подняли паруса и под прикрытием ладей, защищавших их от неприятельских стрел, двинулись под самые стены города. Греки ужаснулись при виде необычного зрелища и запросили мира.

    По мирному договору греки обязались выплатить Руси денежную контрибуцию, ежегодно уплачивать дань и широко открыть византийский рынок для рус. ских купцов. Те получили даже право беспошлинной торговли в пределах империи, что было делом неслыханным. В знак окончания войны и заключения мира русский великий князь повесил свой щит на воротах города. Таков был обычай многих народов Восточной Европы.

    В 911 г. Олег подтвердил свой договор с Византией. В Константинополь прибыло русское посольство, которое заключило с империей первый в истории Восточной Европы письменный договор. В одной из статей шла речь об установлении между Византией и Русью военного союза.

    Так государство Русь сразу же заявило о себе как о крупной силе на международной арене.

    Варяги это - древнее скандинавское племя. В русских летописях с варягами связывают начало государственности на Руси.

    Слово "русь" у восточных славян появляется с приходом сюда варягов из Скандинавии, которые принадлежали к племени русь. По преданию, из этого племени вышли и первые князья: Рюрик, Трувор и Синеус, которые положили начало Русскому государству. Сначала словом "русь" назывались представители высшего слоя русского общества, преимущественно княжеская дружина, состоявшая из тех же варягов, а также купцы-варяги, которые к тому времени разошлись по многим городам и селениям восточных славян. Уже позднее слово Русь или Русская земля, приобретает официальный характер как географическое название территории, на которой жили славянские племена вперемешку с пришлыми варягами. Впервые в таком значении оно появляется в договоре, который в 945 году подписал князь Игорь. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XIIвв). / И.Н. Данилевский. Изд. 2-е. - М.: Аспект Пресс, 2001. - Лекция 4. С.225-227

    В 862 году новгородские славяне и кривичи, устав от внутренних распрей и беспорядков, решили найти себе нового князя в чужих землях. Они отправились за море к соседям - варягам и сказали им: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами". Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. - М.: Айрис-пресс, 2005. - С.156.

    И вызвались три брата со своими родами и дружиной. Старший из братьев, Рюрик, сел княжить в Новгороде, другой - Синеус - в Белоозере, а третий - Трувор - в Изборске (близ Пскова).

    После смерти в 864 году Синеуса и Трувора Рюрик остался полновластным правителем Новгородской земли и основал династию князей, которые затем правили всей Русью.

    Это, конечно, легенда. Историкам ясно, что к рассказам летописцев о самых древних фактах прошлого надо подходить осторожно: здесь правде может сопутствовать вымысел. Поэтому, чтобы установить истину, следует привлекать и другие источники.

    Часть историков продолжает связывать с призванием варягов образование древнерусского государства и предлагает рассматривать это в общем контексте европейской истории. Основания для этого есть: период с конца VIII по XI век - это время викингов в Европе, походов скандинавов в Западную Европу, когда они захватили весь континент, даже южную оконечность (в ХI в. скандинавы образовали норманнское Королевство в Сицилии). Хотя в Западной Европе существовали более развитые, чем у скандинавов формы общественной и политической жизни, военная демократия викингов становилась организующим элементом, катализатором для появления европейской государственности. Викинги стимулировали процесс образования государств в Западной Европе.

    В восточнославянских землях процесс образования государства шел аналогично европейскому, хотя и имел свои особенности. Древние русские земли испытывали давление со стороны Хазарии. Существовала угроза потери независимости не только Южной Русью (она платила дань), но и северной. Поэтому призвание варяжских дружин для защиты рубежей естественно. При этом утверждается давно сложившаяся точка зрения о том, что варяги это норманны.

    В этом случае название Русь производят от финского Ruotsi (Швеция, шведы), которое в свою очередь происходит от шведского - гребцы, гребля. Заметьте, Швеция давно признала Рюрика "своим", недалеко от Стокгольма ему поставлен памятник.

    У этой позиции много противников. Поставлен вопрос, а действительно ли варяги - это скандинавы, или, конкретнее, норманны, шведы? Исследователи давно обратили внимание на то, что понятие "Русь" встречается в документах, в том числе в "Повести временных лет", безотносительно к эпизоду с призванием варягов. Слово "Русь" было распространено в Европе. Руги, русы - это название часто встречается и в Прибалтике (остров Рюген), и в Южной Германии (Reisland до 1924 г. существовала на границе Саксонии и Тюрингии), и на территориях по Дунаю. Были ли русы славянским племенем или нет, сказать определенно нет оснований, очевидно, русы жили рядом с древлянами, полянами и другими восточнославянскими племенами, имели европейское происхождение. Варягами же в средние века называли любые наемные дружины, независимо от того, откуда они пришли. Одной из таких дружин и были русы, приглашенные славянами. Некоторые исследователи склонны считать, что варяги - это племя с берегов Южной Балтики. Особо подчеркивается близость балтийцев и славян, которые жили рядом, имели много общего. Л. Н. Гумилев считает, что русы - это скорее, племя южных германцев. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. - М.: Айрис-пресс, 2005. - С.254 Однако точных оснований утверждать, что варяги - это балты или кельты (германцы), практически нет.

    В последние два-три года появились утверждения, что русы являлись племенем западных славян, которые издревле жили в районе Новгорода, и именно дружина западных славян была приглашена новгородцами.

    Этот спор вряд ли удастся разрешить. Круг источников узок, речь идет о гипотезах.

    Безусловно, сам факт привлечения варяжских князей и их дружин к службе у славянских князей не вызывает сомнения. Приглашенные предводители рюриковской наёмной рати в дальнейшем, очевидно, приобрели функции арбитров, возможно, гражданскую власть.

    Другая точка зрения антинорманнистов - отрицание роли скандинавов в политических процессах - противоречит известным фактам. Смешение родов и племён, преодоление былой замкнутости, установление регулярных сношений с ближними и дальними соседями, этническое объединение северорусских и южнорусских племён - всё это характерные черты продвижения славянского общества к государству. Развиваясь аналогично Западной Европе, Русь одновременно с ней подошла к рубежу образования большого раннесредневекового государства. И викинги, как и в Западной Европе, стимулировали этот процесс.

    Споры идут вокруг того, кто же был легендарный Рюрик и откуда изначально произошло слово Русь. Расширять пределы спора и переносить его на процесс возникновения Древнерусского государства нет оснований. Становление государственности - это длительный процесс, развивающийся лишь на определенной стадии развития и связанный с построением соответствующей общественной структуры. Как уже отмечалось, этот процесс разворачивался на протяжении трех столетий и отдельный эпизод не мог определить ни его ход, ни исход.

    ... > Мы видим, что племена германское и славянское, чем ближе к языческой древности, тем сходнее между собою в понятиях религиозных, нравах, обычаях; история не провела еще между ними резких разграничивающих линий, их национальности еще не выработались, а потому не могло быть и сильных национальных отвращений. Последующая наша история об"ясняет как нельзя лучше призвание варяжских князей: после новгородцы и псковитяне охотно принимают к себе на столы князей литовских, да и вообще в наших предках мы не замечаем вовсе национальной нетерпимости: немец, лях, татарин, бурят становились полноправными членами русского общества, если только принимали христианство по учению православной церкви - это была единственная основа национального разлмчия, за которую наши предки держались крепко, но в половине IX века ее не существовало: поклонник Тора так легко становился поклонником Перуна, потому что различие было только в

    названиях. С другой стороны, с варягами скандинавскими у наших северных славян была связь издавна; издавна были они знакомы друг с другом. Наконец, если бы новгородцы и кривичи по нашим нстоящим понятиям непреиенно хотели иметь своим князем славянина, то ненадобно забывать, что в союзе с ними были племена финские, у которых не могло быть этого желания.

    ... > варяги и Русь... под именем варягов разумелись дружины, составленные из людей, волей или неволей покинувших свое отечество и принужденных искать счастье на морях или в странах чуждых; это название, как видно, образовалось на западе, у племен германских, на востоке, у племен славянских, финских, греков и арабов таким же общим названием для подобных дружин было русь(рос), означая, как видно, людей-мореплавателей, приходящих на кораблях, морем, входящих по рекам внутрь стран, живущих по берегам морским. Прибавим сюда, что название русь было гораздо более распространено на юге, чем на севере, и что, по всем вероятностям, русь на берегах Черного моря была известна прежде половины IX века, прежде прибытия Рюрика с братьями.

    ... > При изображении нравов и обычаев славян вообще замечено уже было, что родовой быт условливал между ними вражду... не стало у них правды, то есть беспристрастного решения споров, не было у них устава, который бы все согласились исполнять, не было власти, которая бы принудила ослушников к исполнению принятого устава. При столкновениях между родами, при общих делах решителями споров долженствовали быть старшины родов. Но могли ли они решать споры беспристрастно? Каждый старшина был представителем своего рода, блюстителем его выгод; ...кто будет посредником в распре между старшинами? Разумеется, для ее решения род должен встать на род, и сила должна утвердить право. ... Роды, столкнувшиеся на одном месте и потому самому стремившиеся к жизни гражданской, к определению отношений между собою, должны были искать силу, которая внесла бы к ним мир, наряд, должны были искать правительство, которое было бы чуждо родовых отношений, посредника в спорах беспристрастного, одним словом, третьего судью, а таким мог быть только князь из чужого рода. Установление наряда, нарушенного усобицами родов, было главною, единственною целию призвания князей, на нее летописец прямо и ясно указывает... князь призывается для установления наряда внутреннего как судья миротворец.

    Обратим теперь внимание на <... > обстоятельства, встречающиеся в летописи при рассказе о призвании князей. Первое обстоятельство - это соединение племен славянских и финских, что произвело этот союз? Без всякого сомнения, означенные племена были приведены в связь завоеванием варяжским, как впоследствии остальные разрозненные славянские племена были приведены в связь князьями из дома Рюрикова.

    Второе обстоятельство в рассказе о призвании князей - это их расселение: старший брат, Рюрик, поселился у славян ильменских, второй, Синеус, - между чудью и весью на Белоозере, третий, Тувор, - у кривичей в Изборске. ... Почему Рюрик избрал Ладогу, а не Новгород, об"яснение найти нетрудно: ... Рюрику нужно было удержаться при непосредственном сообщении с заморьем в случае, если бы его дело пошло не так успешно в новой стране; ... также обезопасить себя и свою область от нападения других варягов, и вот он прежде всего строит крепость в Ладоге... Призвание первых князей имеет великое значение в нашей истории, есть событие всероссийское, и с него справедливо начинают русскую историю. Главное, начальное явление в осмовании государства - это соединение разрозненных племен через появление среди них сосредоточивающего начала, власти. Северные племена, славянские и финские, соединились и призвали к себе это сосредоточивающее начало, эту власть. Здесь, в сосредоточении нескольких северных племен, положено начало сосредоточению и всех остальных племен, потому что призванное начало пользуется силою первых сосредоточившихся племен, чтоб посредством их сосредоточивать и другие, соединенные впервые силы начинают действовать. <... > Рюрик роздал города мужам своим, ... Так, с Рюрика началась уже эта важная деятельность наших князей - построение городов, сосредоточение народонаселения. Касательно определения отношений между призванным князем и призвавшими племенами сохранилось предание о смуте в Новгороде, о недовольных, которые жаловались на поведение Рюрика и его родичей или единоземцев, и в главе которых был какой-то Вадим; этот Вадим был убит Рюриком вместе со многими новгородцами и его советниками. <... > от Рюрика из Новгорода в Киев бежало много новгородских мужей.

    <... > Так Аскольд и Дир отпросились у Рюрика в Грецию <... > среди славянского племени полян, плативших дань хазарам, в городке Киеве, Аскольд и Дир остановились. Как видно, Киев в то время был притоном варягов, всякого рода искателей приключений, чем впоследствии были Тмутаракань и Берланд; видно <... > Киев был сборным местом для варягов, собиравшихся в Черное море.

    <... > Но владение, основанное варяжскими выходцами в Киеве, не могло иметь надлежащей прчности, ибо основано было сбродною шайкою искателей приключений, <... > и не имели ввиду основать какой-нибудь прочный порядок вещей <... > Это могли сделать только северные князья,

    <... > повинуясь общему историческому закону, новорожденное владение вследствие сосредоточения своих сил через единство власти стремится употребить в дело эти силы, подчинить своему влиянию другие общества, другие племена, менее сильные. <... > Сила северного князя основывается на его правительственных отношениях к северным племенам, соединившимся и призвавшим власть, - отсюда видна вся важность призвания, вся важность тех отношений, которые утвердились на севере между варяжскими князьями и призвавшими племенами. ... Олег представлен не завоевателем, но только князем, восстановляющим свое право, право своего рода, нарушенное дерзкими дружинниками. Быть может, само предание о том, что Аскольд и Дир были члены дружины Рюриковой, явилось вследствие желания дать Рюрикову роду право на Киев. В некоторых списках летописи встречаем также подробности о неприязненных отношениях Аскольда и Дира к Рюрику. <... > Как бы то ни было, убив Аскольда и Дира, [Олег в 872 г. - ред. ] утвердился в Киеве <... > Первым делом Олега в Украине было построение городов, острожков, сколько для утверждения своей власти в новых областях, столько же и для защиты со стороны степей. Потом нужно было определить отношения к старым областям, к племенам, жившим на северном конце водного пути, что было необходимо вследствие нового поселения на юге; главноя форма, в которой выражались отношения этих племен к князю, была 1дань 0, и вот Олег установил дани славянам <... > Олег установил дани, строил города. Ольга объехала всю землю, повсюду оставила следы своей хозяйственной распорядительности. [ 946 г. -ред. ]. Ольга с сыном и дружиною пошла по их земле, установляя уставы и уроки: на становища ее и ловища, т. е. на места, где она останавливалась и охотилась, указывали еще во время летописца. Под именем 1устава 0должно разуметь всякое определение, как что-нибудь делать; под именем урока - всякую обязанность, которую должно выполнять к определенному сроку, будет ли то уплата известной суммы денег, известного количества каких-нибудь вещей или какая-нибудь работа<... > русские князья в ноябре месяце отправлялись с дружиною к подчиненным племенам на полюдье и проводили у них зиму: обязанность племен содержать князя и дружину во время этого полюдья называлась, кажется, оброком. <... > Естественно, что для большого удобства эти места княжеской стоянки, гощения эти погосты могли быть определены навсегда, <... > могли легко получить значение небольших правительственных центров. <... >

    Общим родоначальником почти всех княжеских племен (линий) был Ярослав I, которому приписывают первый письменный устав гражданский, так называемую Русскую Правду. <... > Князья не теряют понятия о единстве, нераздельности своего рода; это единство, нераздельность выражались тем, что все князья имели одного старшего князя, которым был всегда старший член в целом роде, следовательно, каждый член рода в свою очередь мог получать старшинство, не остававшееся исключительно ни в одной линии. <... > Единство княжеского рода поддерживалось тем, что каждый член этого рода, в свою очередь, надеялся достигнуть старшинства и соединенного с старшинством владения главным столом киевским. <... > [Боголюбский в 1169 г. - ред. ] Андрей <... > берет старшинство <... > Андрей не сам привел войска свои к Киеву, не пришел в стольный город <... > и после, отдал его опустошенный младшему брату, а сам остался на севере, в прежнем месте своего пребывания - во Владимире-на Клязьме. Этот поступок Андрея был событием величайшей важности, событием 1поворотным 0, от которого история принимала новый ход, с которого начинался на Руси новый порядок вещей. Это не было перенесение столицы из одного места в другое, потому что на Руси не было единого государя; в ней владел большой княжеский род, единство которого поддерживалось тем, что ни одна линия в нем не имела первенствующего значения и не подчиняла себе другие в государственном смысле, но каждый член рода в свою очередь вследствие старшинства физического имел право быть старшим, главным, великим князем, сидеть на главном столе, в лучшем городе русском - Киеве: отсюда для полноправных князей-родичей отсутствие отдельных волостей, отчин; отчиною для каждого была целая Русская земля; отсюда общность интересов для всех князей, понятие об общей, одинаковой для всех обязанности защищать Русскую землю - эту общую отчину, складывать за нее свои головы;

    отсюда то явление, что во все продолжение описанных выше княжеских усобиц пределы ни одной волости, ни одного княжества не увеличивались по крайней мере приметно, на счет других, потому что князю не было выгоды увеличивать волость, которой он был только временным владельцем; <... > следовательно, главная цель усобиц была поддержать свое право на старшинство, свое место в родовой лестнице, от чего зависело владение тою или другою волостию. <... > достижение первой степени старшинства в целом роде <... > связывалось владение лучшим городом на Руси, матерью городов русских - Киевом.

    И вот нашелся князь. <... > который предпочел славному и богатому Киеву бедный, едва только начавший отстраиваться город на севере -Владимир-Клязменский. <... > на севере, в области Ростовской, вокруг старых вечников, вокруг одинокого Ростова, князь создал себе особый мир городов, где был властелином неограниченным, хозяином полновластным, считал эти города своею собственностию, которою мог распоряжаться: неудивительно после того, что здесь явился первый князь, которому летописец приписывает стремление к единовластию, неудивительно, что здесь впервые явились понятия об отдельной собственности княжеской, которую Боголюбский поспешил выделить из общей родовой собственности Ярославичей, оставив пример своим потомкам, могшим беспрепятственно им воспользоваться <... > и в этом усилении является возможность уничтожения родовых отношений между князьями, общего родового владения, является возможность государственного об"единения Руси.

    Соловьев С. М. История России с древнейших времен. В пятнадцати книгах. М. : Изд-во Соц. -эконом лит-ры,

    1960-1962. Кн. 1. С. 60, 62-66, 69, 70, 72, 74-76, 78, 125, 126, 128-130, 135-140, 156-158, 343, 344, 346, 347, 529, 530-534, 666.

    Появление торговых городов с тянувшими к ним пригородами нарушило прежнее разделение восточных славян на племена. Торговые города возникали там, где это было удобнее для торговцев и промышленников: на большой реке, близко к Днепру, в такой местности, куда было удобно свозить свою добычу семьям и задругам различных племен. А это привело к тому, что отдельные семьи различных племен отставали от своих, соединялись с чужими и привыкали к такому соединению.

    К XI веку почти забываются старинные племенные названия - древлян, полян, кривичей, северян, и славяне начинаюсь называть себя по городам, в которые ездят торговать: киевляне, смольняне, новгородцы, полочане…
    Вся страна восточных славян стала, таким образом, распадаться не на племенные земли, а на городские области, или волости. Во главе каждой стал большой город. Мелкие города, находившиеся в волости крупного, назывались пригородами и во всем зависали от „великих «, старинных городов, самых богатых и сильных. Не во всех землях славянских племен одновременно образовались городовые волости. Возникновение их происходило постепенно; в то время, как в одних частях населенной славянами страны появлялись большие города и образовали вокруг себя волости, собирая людей торговым интересом и выгодой, в других краях славяне продолжали жить по-прежнему разбитыми на мелкие общества, около своих маленьких городков, „пашуще нивы своя». .
    Возникновение городов и образование городских волостей в стране славян положило начало разделению славян на горожан и сельчан гили смердов, как тогда называли земледельцев. Главным занятием первых сделалась торговля, смерды же занимались лесными промыслами и земледелием, доставляли, так сказать, тот материал, тот товар, которым торговали горожане с иноземцами.
    Большому торговому городу было, конечно, очень важно, чтобы на его рынок доставлялось как можно больше товару. Поэтому обитатели городов издавна стремятся привлекать к себе и лаской и оружием население своей округи, чтобы оно только в их город свозило и приносило для продажи плоды своих трудов. Не довольствуясь естественным тяготением окружного населения к городу, как к месту сбыта товара, добываемого в лесу и на пашне, горожане начинают силой обязывать смердов, „примучивать" их платить известную дань или оброк городу, как бы в уплату за ту защиту, какую дает им город в минутуопасности, пряча их за своими стенами или ограждая мечом, и за ту выгоду, которую обеспечивает смердам город, давая возможность верного сбыта всего, что они добудут в своих лесных угодьях.
    В целях наилучшей защиты главному занятии жителей- торговле и промыслам, весь город устраивался, как укрепленный торговый склад, и обитатели его являлись сберегателями и защитниками этого лагеря-склада.
    Во главе большого города, а следовательно и всей его округи, стояло вече, т.-е. сходка всех взрослых горожан, которые и решали всё дела по управлению. На вече выбирали и всю городовую старшину, „старцев градских “, как называешь их летопись. Торговля, разделив людей на богатых и бедных, отдала малоимущих в услужение более состоятельным или поставила в денежную зависимость от них. Поэтому болыпим значением в городе и на вече пользовались те, кто были богаче, самые богатые. Они держали в руках всю сходку, из их среды выбиралось все начальство города, они воротили, как хотели, городскими делами. Это и были „старцы градские", старейшины города, наиболее богатые и сильные горожане..
    Отправляясь торговым караваном в далекие страны, купцы тех времен снаряжались как в военный поход, составляли целое военное товарищество-артель, или дружину, и шли походом под начальством выбранного вождя, какого-нибудь опытного воина-купца., К торговому каравану славянских купцов охотно примыкали направлявшиеся в Византию большие и малые партии северных купцов -воинов варягов, или норманнов. Военная помощь и сотрудничество варягов стали особенно важны для славянских городов с начала IX века, когда хазары, не справившись с уграми, а потом с печенегами, должны были пропустить их чрез свои владение в черноморские степи. Степняки и засели по торговым путям: по Днепру ниже Киева , по побережью Черного моря от днепровских устьев до дунайских, и своими нападениями сделали не- безопасным путь „в Греки".


    Варяги были жителями Скандинавская края, нынешних Швеции, Норвегии и Дании. Суровый край рано заставил варягов искать средств для жизни на стороне. Прежде всего они обратились к морю и занялись рыболовством и грабежом поморских жителей. На легких судах, с малолетства привыкшие к борьбе с бурями и к тягостям военно-морской жизни, варяги дерзко налетали на побережья Балтийского и Немецкого морей.
    Еще в VI веке грабили они берега Галлии. Карл Великий не мог справиться с отважными пиратами; при его слабых потомках норманны держали в страхе и осаде всю Европу. С начала IX века не проходило года без норманнских походов в Европу. На сотнях судов, реками, впадающими в Немецкое море и Атлантический океан, - Эльбой, Рейном, Сеной, Луарой, Гаронной, - даны, как еще называли в Европе норманнов, пробирались в глубь той или иной страны, опустошая все вокруг, не раз жгли Кельн, Трир, Бордо, Париж, проникали в Бургундию и Овернь; они знали дорогу даже в Швейцарии, грабили Андалузию, овладели Сицилией, опустошали берега Италии и Пелопоннеса.
    В 911 году норманны овладели северо-западной частью Франции и заставили французского короля признать этот край его государства своим владением, герцогством; эта часть Франции и до сих пор известна под именем Нормандии. В 1066 году норманский герцог Вильгельм покорил Англш. Отдельные дружины норманнов завладели Исландией, а оттуда проникали даже до берегов Северной Америки.
    На легких парусных и гребных судах забирались они в устья больших рек и плыли вверх, пока было можно. В разных местах они высаживались на сушу и жестоко грабили прибрежных жителей. На мелях, перекатах, порогах они вытаскивали свои суда на берег и волокли их посуху до тех пор, пока не миновали препятствие. Из больших рек они вторгались в меньшие и, перебираясь из реки в реку, забирались далеко в глубь страны, всюду неся с собой смерть, пожары, грабеж. В устьях больших рек они занимали обыкновенно острова и «укрепляли их. Это были их зимние квартиры, сюда сгоняли они пленников, сюда же сносили все награбленное добро. В таких укрепленных местах они водворялись иногда на много лет и грабили окрестную страну, но чаще, взяв с побежденных откуп, сколько хотели, шли с огнем и мечом в другую страну, заливая кровью и уничтожая пожарами все на своем пути. Известны случаи, когда одна какая-нибудь норманская шайка, хозяйничавшая по одной реке Франции, обязывалась франкскому королю за известную плату прогнать или перебить соотчичей, грабивших по другой реке, нападала на них, грабила и истребляла, или соединялась с ними и вместе отправлялись грабить дальше. Норманнов очень боялись в Западной Европе, потому что двигались они необыкновенно быстро и сражались так храбро, что устоять против их стремительных натисков казалось невозможным. На своем пути они ничего и никого не щадили. Во всех церквах Западной Европы возносилось тогда одно моление к Богу: „От свирепости норманнов избави нас, Господи!»
    На запад отправлялись большею частью норманны-обитатели Дании и Норвегии. Норманны же Швеции нападали преимущественно на побережье Балтийского моря. Устьями Западной Двины и Финским заливом проникали они в страну восточных славян, Невой плыли они в Ладожское озеро и оттуда Волховом и Ильменем доходили до Новгорода, который назывался у них Голмгард, т. е. островной город, может быть, по тому острову, который образует Волхов при выходе из Ильменя- озера. Из Новгорода, пользуясь великим водным путем, норманны пробирались до Киева. Они знали хорошо Полоцк и Ладогу, и названия этих городов встречаются в их сказаниях - сагах. Упоминают саги и о далекой Перми, Пермском крае. Что норманны часто и большими отрядами проникали в страну славян, говорят и надгробные памятники, встречающееся в юго-восточных провинциях Швеции и относящееся к X и XI вв. На этих памятниках древним норманским письмом, рунами, стоят надписи, гласящие, что покойный пал „в битве на Востоке", „в стране Гардар «,. или „в Голмгарде“.
    Добираясь до верхней Волги, норманны спускались вниз по реке, торговали и воевали с камскими болгарами и доходили до Каспийского моря. Apa6cКиe писатели впервые отмётили их появление на Каспии в 880 г., В 913 году норманны появились здесь целым флотом, будто бы в 500 кораблей, по сотне воинов на каждом.
    По свидетельству арабов, которые именовали норманнов руссами, это был народ в высшей степени деятельный, неутомимый и до безумия отважный: они рвутся наперекор опасностям и препятствием в отдаленный страны Востока и являются то мирными купцами, то кровожадными воинами, нападают врасплох, с быстротой молнии, грабят, убивают и уводят пленников.


    В отличие от других воинственных племен, руссы никогда не передвигались по суше - но всегда водой в ладьях. Попадали они на Волгу и из Черного или Азовскогоморей, поднимаясь по Дону; около нынешнего Калача перетаскивали они свои суда в Волгу и плыли по Каспию. „Руссы производят набеги на славян,-рассказывает арабский писатель Ибн -Даста,-подъезжают к их поселениям на лодках, высаживаются, забирают в плен славян и отводят пленников к хазарам и болгарам и продают их там … пашен они не имеют, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян. Когда у кого из них родится сын, отец берет обнаженный меч, кладет его перед новорожденным и говорит: „Не оставлю тебе в наследство никакого имущества, а будешь иметь только то, что обретешь себе сам этим!»

    Варяжская ладья

    Варяги стройны, как пальмовые деревья; они рыжи; не носят ни курток ни кафтанов; мужчины надевают грубую ткань, которую накидывают с одного боку, и одну руку выпускают из -под нее. Каждый из них имеет при себе всегда меч, нож и секиру. Мечи же их широки, волнообразны, с клинками франкской работы; на одной стороне их, от острея до рукоятки, изображены деревья и различные фигуры"…
    Арабские писатели рисуют нам норманнов теми же чертами, как и европейские летописи, т.-е. как речных и морских воителей, которые живут тем, что зарабатывают мечом.
    По Днепру норманны спускались в Черное море и нападали на Византию. „В 865 г., - сообщает летописец, - норманны осмелились напасть на Константинополь на 360 кораблях, но, будучи в состоянии нанести вред самому непобедимому городу, они храбро повоевали его предместья,-перебили народа, сколько могли, и затем с торжеством вернулись домой".
    Кремонский епископ посетил Константинополь в 950 и 968 гг. В своем рассказе о Греческой империи он упоминает и норманнов, которые незадолго до него сделали большое нападете на Константинополь. „На севере, - говорить он, - живет. народ, который греки называют русью, мы же норманнами. Царем этого народа был Ингер (Игорь), который пришел к Константинополю более чем с тысячью кораблей".
    В славянских землях, по Волхову и по Днепру, норманны - варяги появились сначала, так сказать, мимоходом; здесь они сперва мало застаивались, а больше направлялись по великому водному пути в богатые южные страны, преимущественно в Греции, где не только торговали, но и служили за хорошее вознаграждение.
    При их воинственном характере и пиратских наклонностях, варяги, по мере того, как их все больше скоплялось в славянских городах, стали, конечно, определенно клонить к тому, чтобы сделаться господами славянских городов и овладеть великим водным путем. Араб Аль-Бекри около половины X века писал, что „племена севера завладели некоторыми из славян и до сей поры живут среди них, даже- усвоили их язык, смешавшись с ними". Вот тогда-то и произошло то событие, о котором упоминает наша лётопись перед повестью о призвании князей.
    „В лето 6367 (859 г.) имаху дань варязи из заморья на чуди и на словенех, на мери и на весех и на криви- чех «, т. е. с новгородских славян и их ближайших соседей, славян и финнов. Утвердились, значит, на северном конце великого водного пути. В то же время хазары брали дань с полян, северян и вятичей, т. е. с обитателей южного конца водного пути.
    Новгородские славяне не вытерпели и года через два, как читаем в лётописи, „изгнаша варяги за море и не даша им дани, почаша сами в собе володети». Но тогда начались в стране ссоры и раздоры из -за властвования, и „не бе в них правды и в ста род на род,- читаем в летописи,-и быша в них усобице и воевати почаша сами на ся". И вот тогда все северные племена „реша сами в собе: пошцем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву. И идоша за море к варягом, к Руси: сице бо варязи звахуся русь, яко же друзи зовутся cвеи (шведы), друзи же урмане (норвежцы), англяне (англичане), друзи те (готы), тако и си". Посланные от славян, чуди, кривичей и веси сказали варягам руси: „Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет; да пойдете княжити и володети нами". Но, несмотря на такой зазыв, „едва из брашеся три брата с роды своими, взяли с собой всю русь и пришли" (862 год). То были три брата-конунга, так назывались по-варяжски князья, Рюрик, Синеус и Трувор.
    Братья-князья, прибыв в страну, стали „города рубить и воевать всюду", т. е. начали оборонять славян от врагов их, для чего всюду воздвигали укрепленные городки и часто ходили в походы. Князья и поселились по краям страны: Рюрик -в Ладоге, Синеус -на Белоозере, а Трувор -в Изборске. Немного времени спустя умерли братья.


    Норманн Рюрик решил переехать на житье в Новгород. Составился даже заговор среди новгородцев с целью прогнать Рюрика с его варягами обратно за море. Но Рюрик убил вождя этого заговора, „храброго Вадима", и перебил многих новгородцев. Это событие резко изменило взаимные отношение Рюрика и новгородцев. До того Рюрик был только призванный новгородцами князь-охранитель новгородской торговли и третейский судья в различных новгородских недоразумениях, и за это новгородцы платили, ему условленную дань. Он и жил на границе новгородской области, в Ладоге; после победы над восставшими Рюрик переселился, на житье в Новгород. Теперь Новгород сделался его военной добычей. Рюрик княжил в Новгороде „сильно", как князь-завоеватель, требовал дани, сколько хотел, и множество новгородцев бежало от него на юг.
    А на юге, в Киеве, в это время тоже утвердились варяги. Как можно думать, в одно время с Рюриком нахлынуло в славянские земли много этих пришельцев с севера. Быть может, подражая Рюрику, они стремились тверже основываться в славянских городах. В Полоцке вокняжился тогда Рогволод, у племен, обитавших по Припяти, образовалось княжество некоего Тура, или Тора.
    О занятии южного конца водного пути варягами наша летопись повествует так: „Были у Рюрика два мужа, не племени его, но боярина; и они отпросилися ко Царю-городу с родом своим. Пошли по Днепру, на пути увидели на горе городок и спросили: „Что се градок е" Им объяснили, что городок прозывается Киев и платит дань хазарам. Аскольд и Дир, так звали этих Рюриковых бояр, предложили киевлянам освободить их от хазар. Те согласились, и Аскольд с Диром остались в Киев княжить: „Много варягов собрали и начали владеть Полянской землей. Рюрик же княжил в Новгороде".
    Во второй половине IX века на обоих концах великого водного пути возникли княжества. Варяжские князья - Рюрик на севере, Аскольд и Дир на юге - заняты одним делом строят крепости, берегут землю. До прихода Аскольда и Дира в Киев, киевлян обижали древляне и другие племена. Аскольд и Дир, утвердившись в Киеве, предприняли борьбу с древлянами и избавили от них Киев. Когда греки обидели славянских купцов, Аскольд и Дир сделали набег на греческую землю. Все это, конечно, вызывало сочувствие населения и способствовало утверждению князей в занятых ими городах.
    Но оба конца великого водного пути находились в руках разных князей. Неудобства от этого могли происходить немалые, и рано или поздно должна была возгораться борьба северных князей с южными за обладание великим водным путем.
    Для северных князей и горожан было очень неудобно то, что исходный конец великого водного пути, Киев, находился не в их руках. Киев стоял почти на границе славянских земель, п южнее его начиналось царство степи. Через Киев шли сухопутные пути с Запада на Восток и в Тавриду. Ни одного сколько-нибудь крупного, текущего по населенной стране притока не впадает в Днепр южнее Киева. Все большие реки„ протекающие по населенным местам, впадают в него севернее Киева. От Киева начиналась прямая дорога к морю. К. Киеву, следовательно, по бесчисленным рекам и речкам, притокам самого Днепра и притокам его притоков, сплавлялись богатства славянских земель. Обитатели всех городов, лежавших по северным притокам Днепра, направляя свои товары в Византии, должны были плыть мимо Киева. Следовательно, кто владел Киевом, у того в руках находились и главный ворота внешней русской торговли того времени, а кто держал в своих, руках торговлю славянских городов - их главное занятие, тот, естественно, владел и всей славянской страной. Стоило задержать у Киева торговые ладьи с севера, и все города от Любеча до Новгорода и Ладоги несли огромные убытки. Таким образом центр и перекресток сухопутных и речных торговых путей, каким был Киев, естественно должен был стать и политическим центром страны, объединявшейся варяжскими князьями. Это значение Киева, как средоточие государственной жизни, выросло из его значение, как центра народно-хозяйственной жизни, тянувшей к Киеву и только из Киева имевшей выход на широту и простор международная обмана.
    Рюрику не пришлось пробиться к Киеву. Овладел Киевом родич и преемник Рюрика - Олег. Из Новгорода, по издавна проторенному пути, по Волхову, Ильменю и Ловати спустился он до верховьев Днепра и овладел здесь, в стране кривичей, городом Смоленском. По Днепру добрался он до Любеча и захватил этот город. Подплыв к Киеву, он выманил из города Аскольда и Дира и убил их, а сам остался в Киеве - „матери городов русских «, как он, по предании, назвал этот город. Утвердившись здесь, Олег продолжал дело Аскольда и Дира; строил вокруг Киева новые городки-крепостцы для защиты Киевского края от набегов со стороны степи, ходил в походы против хазар и других соседей Киева. Соединив под своей рукой ополчение всех занятых им славянских городов, Олег пошел на Царьград и, по предании, пригвоздил свой щит на воротах великого города в знак победы над греками.
    Следовавшие за Олегом князья - Игорь, вдова его Ольга, сын Игоря Святослав -с успехом продолжали объединение славянских городов и областей. Олег захватил всю страну древлян, северян и радимичей; Игорь продолжал захваты Олега и забрал под свою руку весь средний Днепр; Ольга окончательно „примучила» древлян, Святослав захватил вятичей.
    К половине X века большинство славянских племен и городов собралось около Киева и киевского князя.
    Земля Киевских князей занимает к этому времени обширное пространство. С севера на юг подвластная им земля простиралась тогда от Ладожского озера до устьев речки Роси- степного притока Днепра, а с востока на запад -от впадение Клязьмы в Оку до верхнего течение Западного Буга. В этом обширном крае жили все племена восточных славян и некоторые финские: чудь прибалтийская, весь белозерская, меря ростовская, а по средней Оке и мурома. Среди этих племен князья строили городки-крепости, чтобы из стен этих городков держать вооруженной рукой в повиновении инородцев и собирать с них верную дань.


    В старых и новых городах князья сажали своих наместников, „посадников « Еще Рюрик после того, как „,прие власть», „раздал мужем своим грады - овому Полотеск, овому Ростов, другому Белоозеро". Посадники должны были творить суд людям от имени князя, собирать дань в пользу князя и на прокорм себе, беречь землю, защищать ее от нападении врагов, и держать местное население в повиновении своему князю. Каждый год князь сам объезжал часть своей земли, собирая дань, творя суд и правду людям, „уставляя уставы и уроки", назначая новые дани и порядок их сбора.
    Местные жители были обязаны свозить следуемую с. них дань в определенные сроки в раз навсегда установленный местности. Это называлось повозом. Так, „в лето 6455 (947) иде Ольга Новугороду и устави по Мете повосты и дани",-читаем в летописи. Когда князь сам отправлялся „в дань*, то это называлось „полюдье“.
    Князь отправлялся на полюдье обыкновенно поздней осенью, когда станут заморозки и скуют невылазную грязь путей прочным ледком. Вся зима проходила в разъездах от города к городу, от погоста к погосту. Это было трудное, полное опасностей путешествие. В глухих диких лесах не было „дороги прямоезжие", приходилось пробираться по занесенным сугробами снега охотничьим тропинкам, с трудом разбирая „знаменья и места", которыми охотники обозначали направление своих троп. Приходилось отбиваться от дикого зверя, да и лесные жители далеко не всегда с покорностью и приветом встречали князя и его дружину.
    Дань часто приходилось „вымучивать, т.-е. брать силой, а насилие встречало вооруженный отпор, и не всегда князю и его хорошо вооруженной и достаточно многочисленной дружине удавалось добиться своего, особенно когда князь допускал какую-либо несправедливость в сборе, хотёл взять больше, чем уставил сам или его предшественник.
    Сыну Рюрикову, Игорю, пришлось жестоко поплатиться за свою жадность к дани. В 945 году, когда „приспе осень", обычное время полюдья, Игорь, как читаем в летописи, „нача мыслити на древляны, хотя примыслити большую дань". Кстати дружина Игорева указывала ему, что мало дани идет, что даже слуги Свенельда, воеводы Игорева, ходят наряднее княжеекпх дружинников.
    „Отроци Свенельжи изоделися суть оружием и порты, а мы нази, - жаловались Игоревы дружинники, - поиди княже с нами в дань, да и ты добудеши и мы". Игорь послушал своих дружинников и пошел в землю древлян; собирая с них дань, он „примышляше к первой дани", т. е. брал больше установленного. Дружинники тоже не теряли своего и вымогали дань с древлян. Собрав дань, пошли домой. Дорогой Игорь „размыслив, рече дружинё своей: идете с данью домови, а я возвращу ся, похожу и еще. С малой дружиной Игорь вернулся к древлянам, „желая больше именья". Древляне, услыхав о возвращении Игоря, собрались на вече и порешили: „аще ся в вадит волк в овце, то выносит все стадо, аще не убьют его; тако и сей. Аще не убьем его, то вся ны погубить". А Игорю послали сказать: «Почто идеши опятье поимал еси всю дань!» Игорь не послушал древлян. Древляне напали на князя и «убиша Игоря и дружину его: бе бо их мало».
    Собранная на полюдье и доставленная с погостов, привезенная туда данщиками дань поступала в княжескую казну. Дань собиралась преимущественно натурой, разным лесным продуктом, который добывали жители лесов. Эта дань, собираемая в очень большом количестве, делала князя самым богатым поставщиком лесного товара на тогдашний международный рынок. Князь был поэтому важнейшим и богатейшим участником торговли с Византией, с европейским западом и с азиатским востоком. В обмен на свои товары и рабов, которых он захватывал в борьба с ближайшими соседями, князь получал в Византии и на восточных рынках драгоценные металлы, пышные ткани, вино, оружие, ювелирные изделие, с Запада серебро, ткани и оружие.
    В погоне за добычей князь стремился подчинять себе земли ближайших соседей и облагал их данью. Заинтересованный в скорой и безопасной доставке своих богатств на иноземные рынки, князь заботился об охрана путей, зорко смотрел, чтобы степные кочевники и свои разбойники не „засоряли" торговые пути, берег мосты и перевозы, устраивал новые. Так торговая деятельность князя тесно сплеталась с военной и обе вместе широко и далеко распространяли власть и значение варяжско-славянского князя, владевшего Киевом и всем великим водным путем из Варяг в Греки. Это была суровая, полная лишении и опасностей, служба князя и своим выгодам и выгодам всей подвластной ему земли. О князе Святославе летописец рассказывает, что этот князь „легко ходя аки пардус войны многи творяше. Ходя воз по себе не возяше, ни котла, ни мяс варя, но по тонку конину ли, зверину ли или говядину на углех испек ядяше; ни шатра имяше, но под клад постлав и седло в головах; такоже и прочей вой его вси бяху"… Святослав сложил свою голову в бою с печенегами у порогов днепровских.
    Объединив под своим мечом славянскую землю, приняв деятельное участие в торговле-главном занятш этой страны, варяжские князья от имени всей земли отстаивают торговые интересы, когда им грозит опасность от иноплеменников, и, полагаясь на свой меч и совокупную силу подвластных им племен, умеют особыми договорами обеспечить выгоды торговли и интересы своих купцов на чужбине.


    Примечательны походы варяжских князей на Византии и договоры, каше они заключали с греками. За время с IX по XI века известно шесть таких больших походов: поход Аскольда и Дира, поход Олега, два похода Игоря, один Святослава и один Владимира, сына Ярослава Мудрого. Народное предание, записанное летописью, особенно запомнило поход Олега и разукрасило его легендарными сказаниями. „В лёто 907,-читаем в летописи,-пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве. Он взял с собою множество варягов, славян, чуди, кривичей, мери, древлян, радимичей, полян, северян, вятичей, хорватов, дулёбов и тиверцев, „си вси,-замечаешь летописец,- звахуться от грек Великая Скуфь".
    С ними со всеми пошел Олег на конях и на кораблях; число же кораблей достигало 2.000. Когда Олег подошел к Царю-городу, греки заперли со стороны моря доступ к столице, а сами укрылись за стены. Олег, высадившись на берегу, начал воевать; множество греков было убито, многие палаты разрушены, церкви сожжены, из взятых в полон одних рубили, других мучили, иных разстреливали, иных бросали в море, и много другого зла причинили pyccкиe грекам, „елико же ратнии тво- рят “. И велел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на них корабли. Попутный ветер надул паруса с поля, и суда двинулись к городу. Видя это, греки испугались и послали сказать Олегу: „Не губи города, дадим тебе дань, какую хочешь". Олег остановил своих воинов, и греки вынесли ему кушанье и вино, но Олег не принял угощение, „бе бо устроено с отравою".
    И убоялись греки и сказали: „Это не Олег, а святой Димитрии послан на нас от Бога". И повелел Олег грекам дать дани на 2.000 кораблей по 12 гривен на человека, а было в корабле по 40 человек. Греки согласились на это и стали просить мира, чтобы не воевал Олег греческую зе:млю. Олег, отступив немного от города, „нача мир творити со царьма грецкими со Леоном и Александром, посла к нима в град Карла, Фарлофа, Вельмуда, Рулава и Стемида, глаголя: „имште ми ся по дань". Греки спросили: „Чего хощеши дамы ти".
    И Олег предписал грекам свои условие мира, требуя не только выкупа для воинов, но и дани на pyccкиe города: „первое на Киев, таже на Чернигов, на Переяславль, на Полоцк, на Ростов, на Любеч и на пpoчие города, по тем бо городом седяху велиции князи под Олгом суще".
    Затем были установлены, условие торговли славяно-русских купцов в Византии. Мирный договор был скреплен обоюдной клятвой. Цари греческие целовали крест на верность договору, а Олег и мужи его клялись по русскому закону-оружием своим и Перуном богом своим и Волосом скотьим богом. Когда мир был утвержден, Олег сказал: „Сшейте паруса из паволок (шелковые) руси, а славянам кропинные (тонкого полотна)".
    Так и сделали. Повесил Олег свой щит на вратах, в знак победы, и пошел от Царьграда. Подняли русь паруса из паволок, а славяне кропинные, и разодрал их ветер, и сказали славяне: „примемся за свои холстины, не годятся славянам паруса кропинные"… Пришел Олег в Киев и привез золото, паволоки, овощи, вина и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, ибо люди были поганые (язычники) и невежественные".
    В 941 г. князь Игорь напал на малоазиатское побережье Черного моря и разграбил всю страну за то, что греки обидели русских купцов. Но греки собрали достаточно войска и потеснили воинов Игоря. Русь отошла к своим лодкам и направилась в море. Но здесь Игоревы суда были встречены греческим флотом; греки „пущати нача трубами огнь на лодьи русские". Это был знаменитый греческий огонь. Почти весь флот Игоря погиб, и немнопе воины вернулись домой рассказать „о бывшем огни": „якоже молонья, рече, иже на небесех, греци имуть у собе и се пущающе жежагаху нас; сего ради не одолехом их «.
    В 944 году Игорь, желая отомстить за поражение, „совокупив вой многи» снова двинулся на Византию. Греки, узнав об этом, предложили Игорю мир и дань, какую брал Олег. Дружина Игорева уговаривала князя согласиться, указывая, что лучше без битвы взять дань, „егда кто весть, кто одолеет, мы ли, они лие ли с морем кто советен е се бо не по земли ходим, но по глубине моря; обча смерть всем «. Князь послушался дружины, взял с греков дань и заключил с ними выгодный торговый договор.
    Последний поход на Византии Русь предприняла в 1043 г. Князь Ярослав послал на греков сына своего Владимира и воеводу Вышату. До Дуная русские лодки дошли благополучно. Но когда двинулись дальше, то случилась буря „и разби корабли pyccкиe и княжий корабль разбил ветр и взя князя в корабль Иван Творимирич воевода Ярославль»; 6.000 русских воинов буря выбросила на берег. Эти воины должны были вернуться домой, но никто из воевод не хотел вести их. Тогда Вышата сказал: „Аз пойду с ними и выседе из корабля к ним и рече: Аще жив будус ними, аще погыну, то с дружиною". Греки, узнав, что русский флот разбит бурею, послали сильную эскадру, которая принудила Владимира отступить. Вышату и весь его отряд греки взяли в плен, привели в Царьград и здесь ослепили всех пленников. Через три года только отпустили они слепого воеводу с ослепленным войском домой.
    Военные походы варяжских князей на Византии заканчивались мирными договорами. До нас дошло четыре договора русских с греками: два договора Олеговых, один Игорев и один Святослава.
    По договорам Олеговым 907 г. и 911 г. греки обязывались:

    • 1) платить дань на каждый из старших городов
    • 2) давать корм тем русским, которые приходят в Царь-град, а купцам русским месячное содержание, причем полагалась и даровая баня.

    От Руси греки потребовали:

    • 1) «чтобы pyсcкиe останавливались в цареградском предместье у монастыря Св. Мамонта,
    • 2) чтобы входили русичи в город только через определенные ворота и в сопровождении греческого чиновника;

    По Игореву договору греки, очень опасавшиеся русских, добились некоторых ограничений в свою пользу. Пусть приходить Русь в Царьград,- гласят статьи Игорева договора,-но если придут без купли, то месячины не получают; да запретит князь своим словом, чтобы приходящая Русь не творила пакости в наших селах; входить в город разрешается не более пятидесяти человек за один раз; все приходящие в Грецию из Руси должны иметь особую грамоту от киевского князя, подлинно удостоверяющую, что pyccкиe пришли с „миром “; пришедшие торговать не имели права остаться на зиму и должны были осенью ехать домой.
    Договоры варяжских князей с греками важны и интересны тем, что являются древнейшею у нас записью законов и судебных обычаев; они свидетельствуюсь о том первенствующем положении, которое занимали в тогдашнем обществе князья и их варяжская дружина; затем договоры очень важны тем, что сохранили черты торговых сношений и международных отношений; далее, в них мы имеем древнейшее свидетельство о распространены христианства; наконец, договоры хранят в себе черты бытового значение, когда описываюсь; например, присягу, или рассказывают об условиях суда над похитителями чужой собственности.
    В тех же.торговых целях первые князья ходили войной на хазар и камских болгар. Торговля с этими народами была тоже значительна. В 1006 г. Владимир Святой, победив камских болгар, заключил с ними договор, в котором выговорил для русских право свободного проезда в болгарские города с печатями для удостоверения от своих посадников и предоставил болгарским купцам ездить на Русь и продавать их товары, но только в городах, а не по селам.


    Своим мечом, заботами о внешней безопасности и устройстве внутреннего мира, участием в главной жизненной деятельности страны и охраной ея торговых интересов варяжскиe князья довольно прочно соединили в одно государство отдельные славянские волости и племена, тянувшие к Днепру. Это новое государство получило свое название по племенному прозвищу варяжских князей - Русь.
    В договорах, как и в других местах летописи, повествующей о времени первых варяжских князей, „русь» почти всегда противопоставляется названию „словене"; для летописца это не одно и то же.
    Самое слово „русь" загадочного происхождение. Ближайшие соседи словен ильменских и кривичей-прибалтийские финны называли норманнов ruotsi. От них, можно думать, и славяне стали называть русью норманских находников. Когда варяжские конунги утвердились в славянских городах, славяне называли русью дружину князей; когда варяжские князья со времен Олега утвердились в Киевё и отсюда держали всю землю, Русью стали называть Киевскую область, прежнюю землю полян.
    Описывая расселение славян, летописец замечает: „тако разыдеся словеньский язык (народ), тем же и грамота прозвася словеньская". А далее, под 898 годом, рассказав уже о призвании князей и о походах на Царьград, летописец, точно желая предупредить какие-либо сомнения, говорит: „А словеньскый язык и русьскый одно есть, от варяг бо прозвашася русью, а первое беша словене".

    Вооружение варяжских дружинников

    Но было “время, когда умели различать оба языка. Различие между ними было еще очень заметно в X веке. И в летописи и в других памятниках нашей древней письменности славянские имена чередуются с „русскими" и отличаются, как слова чуждого один другому языка. Отмечает славянские и русские названия днепровских порогов в своем описании русской торговли и Константин Багрянородный. Среди имен первых князей и их дружинников насчитывается около 90 имен скандинавского происхождение; Рюрик, Синеус, Трувор, Аскольд, Дир, Олег, Игорь, Ольга - это все Скандинавские, т. е. варяжские или норманские имена: Hroerekr, Signiutr, Torwardt, Hoskuldr, Dyri, Helgi, Ingvar, Helga.
    Сами князья и пришлая с ними их дружина быстро ославянились. Арабский писатель Ибрагим „людей севера", т.-е. норманнов, называет руссами, отличает их от славян, но замечает при этом, что эти „люди севера", завладевшие славянской страной, „говорят по-славянски, потому что смешались с ними". Внук Рюрика, Святослав - истый варяг по всем своим поступкам и привычкам, носит чистославянское имя.
    Пришедшие в страну восточных славян варяги, можно сказать, растаяли в славянском море, слились в одно племя со славянами, среди которых поселились, и пропали, оставив по себе незначительные сл^ды в языке славян. Так, от варягов сохранились в славяно-русском языке следующие слова: гридь (младший дружинник), кнут, ларь, лавка, стяг, хоругвь, ябедник (судебный чиновник), тиун (дворецкий из холопов), якорь, луда (плащ), витязь (викинг), князь (конунг) и некоторые другие.
    {jcomments on}