Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Медведев д а в контакте. Дмитрий медведев. Участие в выборах Президента России
  • Вероника, значение имени, характер и судьба для девочек
  • Как писать сочинение (эссе) по истории в ЕГЭ
  • Проблема сохранения русского языка по тексту М
  • Алкогольный ступор. Ступор. Определение и виды этого состояния. Психоделическая литература, галлюцинозный или галлюцинаторный реализм
  • Актеры воевавшие в ВОВ - история в фотографиях — LiveJournal Известные люди участники афганской войны
  • Особенности работы с проблемными семьями и семьями, находящимися в соп. Презентация на тему "организация профилактической работы с семьями обучающихся, находящихся в социально - опасном положении" Социально опасные семьи

    Особенности работы с проблемными семьями и семьями, находящимися в соп. Презентация на тему



    Усиление воспитательской функции ОУ обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей. Нестандартный подход со стороны педагога необходим к тем семьям и тем родителям, которые вызывают особую тревогу и озабоченность.




    Общий критерий таких семей - это деформация или полное разрушение воспитательной функции семьи Истоки деформации: 1. в искаженном понимании целей воспитания; 2. в деформированном характере родительского авторитета и методах воспитания; 3. конфликтные супружеские и детско- родительские отношения; 4. асоциальный образ жизни семьи.


    ПЕДАГОГИЧЕСКИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНАЯ СЕМЬЯ. /Как правило, занимается воспитанием детей, но для неё характерны неправомерные подходы к воспитанию, беспомощность в построении взаимоотношений с детьми. Главная цель воспитательных усилий родителей-достижение послушания детей./ КОНФЛИКТНАЯ СЕМЬЯ. /родители сосредоточены на затяжных конфликтах друг с другом, тяжёлая морально-психологическая атмосфера для всех членов семьи, непроизвольное вымещение на ребенке нервного напряжения настраивании ребенка друг против друга/ АСОЦИАЛЬНАЯ СЕМЬЯ А) родители не имеют постоянной работы, семейного уклада нет, нет заботы о детях (главное, чтобы не мешали). Жестокость, отсутствие должной заботы, равнодушно-отстраненный стиль отношения к детям- как следствие воспроизводства негативного опыта. Б)дети воспитываются в нетерпимой обстановке пьяных дебошей, сексуальной разнузданности, лишены элементарного ухода, запущены, физически истощены.




    Принципы организации профилактической и коррекционной работы с проблемными семьями: 1. Принцип своевременности /раннего выявления/ 2. Принцип гуманизма/готовность педагогов прийти на помощь ребенку и его семье/ 3. Принцип индивидуального подхода/учет социальных, психологических, функциональных характеристик семьи/ 4. Принцип стимулирования семьи к самопомощи/активизация собственных внутренних ресурсов семьи для изменения образа жизни/ 5. принцип комплексности/объединение усилий всех соц. служб/




    Педагог, пытающийся установить контакт с семьей часто сталкивается с открытым проявлением настороженности, демонстрацией права семьи на закрытость, а нередко и с грубостью. Классный руководитель может предотвратить многие конфликты, если без амбиций, внимательно отнесется к проблемам семьи, сможет расположить к себе родителей, наладить контакт, даже если партнеры не вызывают симпатии, и ему трудно принять их манеру общения, и принять их позицию. Iэтап. Для первой беседы важно отобрать позитивную информацию, ибо она поможет общению. Для бесед с родителями важно выбрать такие темы, которые не дадут повода вступить с вами в конфликт/о будущем ребенка, о его здоровье, о трудностях сегодняшней жизни и т.д./ II этап. Выяснение существа семейных проблем. Учитель неизбежно выйдет на негативную информацию, связанную с образом жизни родителей, методам их воспитания и др. Однако общение не должно строиться на обвинении. Проблемная тональность беседы- озабоченность учителя сложившейся ситуацией, надежда и вера в возможность изменить положение. III этап. Оценка ситуации. Вывод семьи из сложной ситуации. Выявление собственных ресурсов семьи, побуждение к поиску решений.


    Многим родителям сложно в короткий срок изменить свою манеру, тон, стиль общения с детьми. Поэтому с ними стоит проводить тренинги по коррекции общения. В работе с конфликтной семьей ведущая роль принадлежит психологу и психотерапевту, но классному руководителю отведена особая роль – роль координатора.


    Опыт показывает, что благодаря последовательной работе всех школьных специалистов и различных государственных и общественных структур социальная деградация асоциальных семей может быть ослаблена, что позволит избежать лишения родительских прав и полного отторжения ребенка от семьи.



    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении Подготовила: социальный педагог МБОУ СШ г.Горбатов Долгова И.А.

    2 семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Потенциальный риск может реализоваться в неблагоприятных для воспитания детей экономических и психологических условиях, конфликтах, алкогольной и наркотической зависимости членов семьи, жестоком обращении внутри нее, прежде всего по отношению к детям. Семья, находящаяся в социально опасном положении, далее «СОП»

    Жестоким обращением с детьми считают умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка. 3

    Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми и пренебрежения их интересами: Физическое; сексуальное (развращение); психическое (эмоциональное) насилие; пренебрежение основными нуждами ребёнка (моральная жестокость). 4

    5 умышленное нанесение ребенку телесных повреждений, а также любе иное использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ и др.), в результате чего причиняется вред его физическому или психическому здоровью, нарушается нормальное развитие или создается реальный риск для жизни. Физическое насилие может проявляться в форме бездействия, когда ребенок умышленно оставляется в опасной или неблагоприятной обстановке. Физическое насилие:

    6 Сексуальное насилие: Вовлечение ребенка взрослым в совершение действий сексуального характера с помощью насилия, угроз или путем злоупотребления доверием (с использованием беспомощного состояния), что причинило вред его физическому или психическому здоровью либо нарушило психосексуальное развитие ребенка.

    7 Психическое (эмоциональное) насилие: Периодические или постоянные оскорбления и унижения ребенка, высказывание в его адрес угроз, демонстрация негативного отношения к нему или отвержение, которые приводят к возникновению устойчивых эмоциональных или поведенческих нарушений. Психическим насилием будет также однократное воздействие тяжелой психической травмы, приведшее к возникновению посттравматического стрессового расстройства, а также случаи повторного воздействия менее тяжелых психических травм, в результате чего возникает расстройство адаптации.

    8 Пренебрежение основными потребностями ребёнка: Постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребёнка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребёнка, нарушению его развития или получению травмы. Отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии.

    9 Выявление и распознавание как физического, так и других форм насилия, представляет непростую задачу, потому что ребёнок может скрывать происходящее, не доверяя взрослым, боясь наказаний со стороны родителей, которые отрицают факт применения силы, опасаясь последствий и осуждения.

    10 Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога: Психическое и физическое развитие ребёнка не соответствует его возрасту. Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребёнка. Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми). Проблемы с обучением, в связи с плохой концентрацией внимания. Отказ ребёнка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле. Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.). Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери. Сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определённого взрослого. Судорожное реагирование на поднятую руку (ребёнок сжимается, как бы боясь удара). Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всём и обо всех. Демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса.

    11 Какие наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны подтвердить ваши опасения? в беседе о ребёнке родители проявляют настороженность или безразличие; на жалобы по поводу поведения сына (дочери)реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально; часто меняют участкового врача, переводят ребёнка из одного учреждения в другое.

    12 Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком? Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением. В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам: ваше предположение подтверждается (не подтверждается); решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

    13 Признаки, которые требуют НЕМЕДЛЕННОГО информирования администрации антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними; систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна; ребенка выгоняют из дома. Следы побоев, истязаний и другого физического воздействия; Следы сексуального насилия; Запущенное состояние детей (педикулёз, дистрофия и т.д.); Отсутствие нормальных условий существования ребёнка:

    14 Алгоритм работы с неблагополучной семьёй: Первый этап: изучение семьи и существующих в ней проблем. Второй этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи. Третий этап: установление контакта с членами семьи или её представителем; изучение личностных особенностей членов семьи; оценка качества отношений в семье, изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, целей, ценностных ориентаций. Четвёртый этап: формулировка проблемы, лежащей в основе неблагополучия семьи; составление социальной карты семьи. Пятый этап: постановка задач на взаимодействие педагога, специалистов с ребенком/родителем/семьей. Шестой этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (отдел опеки и попечительства управления образования, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.). Седьмой этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй, текущие и контрольные посещения семьи. Восьмой этап: реализация действий по улучшению ситуации в семье. Девятый этап: оценка эффективности. Десятый этап: обратная связь.

    Педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию родителей и других членов семьи. Педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. 15

    16 Позиция педагога (специалиста), работающего с неблагополучной семьёй: Безусловное безоценочное принятие человека. Ориентация на ответственное поведение семьи. Актуализация ресурсов, а не на нахождение ошибок. Использование главного метода помощи неблагополучным семьям – сопровождения. Контакт между педагогом (специалистом) и ребенком/родителем/представителем семьи, основанный на уважении, принятии и внимании к их жизненному миру.

    Ты мне поможешь?

    Наш метод воспитания – любовь, забота, понимание. 19


    Слайд 2

    СОЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ СЕМЬИ

    Никого не может оставить равнодушным воспитание детей в семьях, находящихся в социально опасном положении: утрачивается значительное число семейно – нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям и, в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи. Постепенно семья, находящаяся в социально опасном положении, обретает статус асоциальной семьи. В такой семье, родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы.

    Слайд 3

    Статистика свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально опасное положение, среди них нередко встречаются и многодетные семьи. На это повлияли объективные факторы, в частности низкий уровень жизни, «хроническая» безработица, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств. Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и детей. Не удивительно, что дети уходят из дома, большую часть времени проводят на улице, тем самым пополняют асоциальные группы.

    Слайд 4

    Сегодня возникла необходимость создания целевой программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении. Необходимо проводить последовательную работу с семьями из группы «риска», просматривать шаги их медленного возрождения. Однако стоит помнить, что здоровый микроклимат в семье – результат работы всех компетентных структур, поэтому работу по охране прав детства в семьях, находящихся в тяжелой жизненной ситуации и социально опасной жизненной ситуации, целесообразно проводить совместными усилиями социального работника и администрации ОУ, районным инспектором по охране прав детства, классных руководителей, участковым педиатром и представителями органов внутренних дел. Данная программа составлена на основе комплексно – целевой программы «Развитие МОУОО «Шелаболихинская средняя общеоОсновные понятия

    Слайд 5

    Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию.

    Слайд 6

    Асоциальная семья – семья, в которой нарушаются права ребенка. Основными критериями, по которым семья может быть отнесена к категории, находящейся в социально опасном положении: Жестокое обращение с ребенком, представляющее опасность для его жизни и здоровья. Систематическое неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетнего. Отрицательное влияние родителей на ребенка (употребление алкоголя, аморальный образ жизни, употребление наркотических средств). Вовлечение ребенка в совершение противоправных или антиобщественных действий (в употреблении спиртного, наркотиков, в занятие попрошайничеством, проституцией).

    1 из 24

    Презентация - Алгоритм работы по социально неблагополучными семьями

    Текст этой презентации

    Алгоритм работы с семьями «группы социального риска»

    Под «здоровой семьей» подразумевается семья, не подверженная деструктивному психическому, психологическому и социальному влиянию и способная воспроизводить здоровое поколение. Отличительные признаки здоровой семьи (Всемирная организации здравоохранения): Наличие обоих родителей, состоящих в зарегистрированном браке, детей, воспитывающихся на основе преемственности поколений; Духовно- нравственное благополучие; Медицинское благополучие; Социально- бытовое благополучие; Материальное благополучие; Отсутствие хронических (неразрешимых) семейных конфликтов; Удовлетворенность браком, отношениями в нем; Единый подход к воспитанию детей со стороны родителей, бабушек и дедушек; Здоровый семейный образ жизни.

    Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; (ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» редакция от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

    Образовательное учреждение выступает одним из субъектов межведомственного взаимодействия наряду с органами соцзащиты, органами опеки, комиссиями по делам несовершеннолетних, медицинскими учреждениями и т.д. (ФЗ от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних«) Дошкольное образование является первым и самым ранним звеном в системе общего образования в России. Именно поэтому, особая роль в выявлении семей на ранней стадии неблагополучия лежит на специалистах дошкольных учреждений и является одним из наиболее значимых условий эффективности коррекционной работы, социальной, психологической и педагогической поддержки.

    Таким образом, в дошкольных учреждениях осуществляется социальная работа с неблагополучными семьями, которая включает социально-педагогическую, социально-психологическую, социально-организационно-координационную и информационную помощь. Работа строится поэтапно, в несколько шагов: ШАГ 1 . Организационный. ШАГ 2. Диагностический. ШАГ 3. Проблемный. ШАГ 4. Деятельностный. ШАГ 5. Мониторинговый. ШАГ 6. Рефлексивный.

    ШАГ 1. Организационный
    Изучение нормативной документации (составление перечня федерального законодательства, обязательное его наличие в печатной, либо в электронной форме, а так же на сайте учреждения); Составление на основе нормативной документации локальных актов внутри образовательного учреждения (положения, приказы и пр.): Положение о Совете профилактики ДОУ; Положение об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса; Положение о постановке и снятии с внутрисадовского учета Совета профилактики и др. Выбор и назначение Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса, создание Совета профилактики ДОУ.
    1. Создание нормативно-правовой базы

    Конституция РФ; Семейный кодекс РФ (01.03.1996) (ст. 54,55,56,57,58,60,61,62,63,64,65,68,69,121,122); Гражданский кодекс РФ; Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63- ФЗ с. 156; Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции от 13.07.2015) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (редакция от 02.07.2013 № 185-ФЗ) Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (редакция от 13.07.2015) Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (редакция от 13.07.2015 N 230-ФЗ) Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (редакция от 31.12.2014) Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (редакция от 13.07.2015) Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (редакция от 23.05.2015) Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (редакция от 30.09.2015 N 273-ФЗ) Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (редакция от 31.12.2014 N 500-ФЗ) Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (редакция от 06.04.2015 N 68-ФЗ) Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (редакция от 22.12.2014 N 432-ФЗ) и др.
    Перечень нормативно-правовой документации:

    ШАГ 1. Организационный
    2. Подбор диагностического инструментария
    3. Разработка методических рекомендаций
    Понятие «неблагополучная семья», виды неблагополучных семей и их характеристика. Классификация семей, оказавшихся в трудном социальном положении. Факторы социального риска семей. Признаки внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей. Признаки физического насилия Алгоритм выявления неблагополучной семьи и методы работы с данными семьями. Формы и методы работы с неблагополучными семьями. Коррекционно-развивающая работа с детьми, из неблагополучных семей. Разработка программа «Особенности работы педагога-психолога с социально-неблагополучными семьями» и др.
    С методическими рекомендациями и другой необходимой документацией родители и педагоги могут ознакомиться, изучив стенд «Социальная поддержка»

    ШАГ 2. Диагностический
    определение статуса семьи и диагностического минимума; изучение причин неблагополучия семьи
    Организация диагностической работы с семьями «группы социального риска» должна проводиться: с максимальным использованием потенциала семьи на основе добровольного сотрудничества с соблюдением этических принципов.

    ШАГ 2. Диагностический
    1. Диагностика детско-родительских отношений
    Методы диагностики Методы диагностики Методы диагностики Методы диагностики
    Опрос (анкетирование/ интервью) Биографический метод Тестирование, проективные и др. методики Включенное наблюдение
    Анкета для родителей «Знаешь ли ты своего ребенка» Тест-опросник «Типовое семейное состояние» Сбор сведений о семье с целью создания банка данных по семьям воспитанников, изучение документов (медицинских карт, данных, поступивших от КПДН, отд. охраны детства и др.) Проективный тест Эдмиллера Э.Г. «Семейная циклограмма» Методика «Социальный портрет семьи» Посещение семьи ребенка, наблюдение за детско-родительскими взаимоотношениями педагогами группы и т.д.
    Свод данных по результатам анкетирования Заполнение учетных карт, индивидуальной карты сопровождения, составление социального паспорта учреждения и т.д. Протоколы методик Составление актов посещения семьи, дневник наблюдения и др.

    ШАГ 2. Диагностический
    2. Диагностика психического состояния ребенка
    Методы диагностики Методы диагностики
    Тестирование, проективные и др. методики Включенное наблюдение
    Методика «Рисунок семьи» Тест Люшера Посещение семьи ребенка, наблюдение за ребенокм в ДОУ в разных ситуациях (на занятиях, в режимных моментах и др.)
    Протоколы методик Составление актов посещения семьи, дневник наблюдения и др.

    ШАГ 3. Проблемный
    1. Выявление и постановка проблемы
    2. Определение сферы деятельности специалистов
    Распределение специалистов в соответствии с должностными обязанностями и квалификацией для оказания необходимой помощи Составление индивидуального маршрута сопровождения семьи и ребенка
    На основе Списков семей «группы социального риска» членами Совета профилактики принимается совместное решение о постановке семьи, нуждающейся в социальной поддержке и сопровождении на внутрисадовский учет Определение направлений работы с конкретной семьей, на основании данных диагностического этапа


    1 Разработка нормативно – правовой документации, регламентирующей профилактическую работу с семьёй Заведующий ДОУ
    2 Контроль за качеством исполнения проводимой профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении Заведующий ДОУ
    3 Взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Уполномоченный, заведующий
    4 Курирование деятельности специалистов по работе с «семьями группы риска» Уполномоченный
    5 Знакомство педагогов с нормативно - правовой базой по проблеме защиты прав детства, повышение уровня педагогического мастерства в этой области через разнообразные формы работы Уполномоченный
    6 Ведение необходимой учетной документации (индивидуальная карта сопровождения, учетная карточка семьи и др.). Постановка на учет внутри ДОУ и представление на снятие с учёта Уполномоченный
    7 Ведение пропаганды правовых знаний среди родителей воспитанников, привлекая их к участию в мероприятиях ДОУ Уполномоченный, старший воспитатель
    8 Разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации Уполномоченный, старший воспитатель
    9 Диагностика воспитанников, семей. Выступление на родительских собраниях, проведение семинаров, консультаций. Педагог-психолог

    Распределение функциональных обязанностей сотрудников ДОУ в отношении воспитанников и их семей, находящихся с социально опасном положении.
    № Функциональные обязанности Ответственные
    11 Контроль за посещением ДОУ детьми без уважительных причин. Контроль за посещением родителей родительских собраний. Посещение семей на дому. ежедневный осмотр и беседа с детьми из неблагополучных семей; Сбор сведения о семьях для социального паспорта. (Списки неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей.) Привлечение родителей к деятельности группы и ДОУ. Воспитатели
    12 Осуществление медицинского осмотра ребёнка на предмет исключения жестокого обращения; Участие в посещении семьи; Обеспечение своевременной диспансеризации воспитанников. Медицинская сестра
    13 Организация рейдов в неблагополучные семьи Уполномоченный, воспитатели
    14 Обеспечение учёта и анализа информации о деятельности ДОУ в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений воспитанников. Уполномоченный, члены комиссии СП
    15 Участие в деятельности Совета по работе с неблагополучными семьями. Весь педагогический коллектив ДОУ
    16 Организация совместной деятельности с родителями воспитанников (спортивные праздники, творческие мастерские, логотренинги, игровые тренинги, встречи в семейном клубе «Разноцветная игра» и т.д.). Весь педагогический коллектив ДОУ
    17 Оформление протоколов заседания Совета профилактики, ведение журнала Секретарь СП

    Взаимодействие специалистов в работе с семьями «группы социального риска»
    Ребенок “Группы риска”

    Заместитель заведующего по ВМР
    Психолог
    медицинский работник
    Совет профилактики
    Заведующий ДОУ
    ОпДН
    КпДН
    Уполномоченный УОП
    Родитель, законный представитель
    Заведующий ДОУ
    Ребенок “Группы риска”
    Старший воспитатль

    ШАГ 4. Деятельностный
    Системная коррекционно-развивающая работа на основе составленного индивидуального маршрута (плана) сопровождения семьи и ребенка
    Кто проводит (ответственный) Форма работы Цель Краткое содержание Сроки
    Работа с ребенком Работа с ребенком Работа с ребенком Работа с ребенком Работа с ребенком

    Работа с родителями Работа с родителями Работа с родителями Работа с родителями Работа с родителями

    Примерная форма плана сопровождения специалистами ДОУ семьи воспитанника группы № __ «___________» __________________ /ФИО ребенка/.

    ШАГ 4. Деятельностный
    В системную работу по социальному сопровождению семей «группы риска» входят:
    консультации для педагогов и родителей; разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации; групповых папок на тему «Права детей» и т.п.; заседания Совета профилактики с приглашением родителей из неблагополучных семей; рейды в неблагополучные семьи (частота рейдов согласно положению); сотрудничество с муниципалитетом (органы опеки и попечительства), КДН, ОВД и др.; ежедневный осмотр и беседа с детьми из неблагополучных семей; совместная деятельность с родительской общественностью и родительским комитетом по выявлению неблагополучных семей и оказанию им посильной помощи; совместная деятельность с администрацией СОШ по передаче необходимой информации о неблагополучных семьях выпускников ДОУ в целях непрерывного социально-педагогического сопровождения; организация совместной деятельности с родителями воспитанников (спортивные праздники, творческие мастерские, логотренинги, игровые тренинги, встречи в семейном клубе «Разноцветная игра» и т.д.).

    ШАГ 4. Деятельностный
    Деятельность Совета профилактики (СП) (согласно Положению о Совете профилактики): Состав СП утверждается приказом руководителя, в него входят: Заведующий МБДОУ Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса Старший воспитатель Представитель совета родителей Педагог-психолог Медицинская сестра
    Заседания СП проходят не реже 3 раз в год.
    3. На СП приглашаются родители несовершеннолетнего ребенка (составляется Вызов, родители ставят подпись о получении Повестки о явке на СП определенным числом).
    4. Деятельность СП оформляется в следующих документах: Приказ о создании СП, Положение, Журнал протоколов заседаний и др.

    ШАГ 5. Мониторинговый
    1. Отслеживание полученных результатов
    2. Определение дальнейших форм работы с семьей
    Проведение контрольной диагностики Выполнение качественного и количественного анализа результатов проведенной работы, с целью выявления ее эффективности.
    Выявление изменений в функционировании семьи после проведенной работы Определение дальнейших форм работы с семьей группы риска с учетом плюсов и минусов проведенной ранее работы

    ШАГ 6. Рефлексивный
    1. Выработка оптимальных путей реализации проблемы
    2. Коррекция дальнейшего сопровождения
    Осуществляется на основе анализа эффективности проведенной работы
    Организация деятельности специалистов для осуществления более эффективного психолого-педагогического сопровождения семьи «группы риска» с учетом выявленных недостатков в работе с опорой на сильные стороны.

    Формирование информационного банка данных
    Диагностика и классификация семей группы риска
    Планирование работы с привлечением специалистов ДОУ
    Оказание специальной помощи семьям группы риска
    Социально-информационная помощь
    Социально-правовая помощь
    Социально-экономическая помощь
    Социально-психологическая помощь
    Медико-социальная помощь
    Социально-педагогическая помощь
    Информация о пособиях и льготах
    Психолого-педагогическое просвещение родителей
    Правовое просвещение
    Правовое воспитание детей
    Контроль над соблюдением прав ребенка
    Содействие в получении пособий
    Контроль над обстановкой в семье
    Привлечение родителей к участию в жизни ДОУ
    Диагностика здоровья
    Медико-социальный патронаж
    Психологическая диагностика и поддержка
    Создание благоприятного микроклимата в семье и ДОУ
    Участие в конкурсах и выставках
    Индивидуальное консультирование родителей
    Коррекционные занятия с детьми
    Совместные праздники и развлечения
    Индивидуальные консультации специалистов ДОУ
    Посещение семьи
    Алгоритм работы с семьями группы риска в МБДОУ № 42

    Таким образом, на каждого ребенка заводится папка, включающая в себя следующие документы:
    Акт обследования материально-бытового положения семьи Соглашение родителей (законных представителей о постановке на внутрисадовский учет) Представление о постановке на внутрисадовский учет Учетная карточка семьи Индивидуальная карта сопровождения семьи План сопровождения специалистами ДОУ семьи воспитанника Психолого-педагогическая характеристика на ребенка (отразить семейные взаимоотношения) Акты каждого посещения семьи Письма в органы КПДН и Охраны детства Дневник наблюдения за семьей, находящейся в социально-опасном положении (на всех детей, состоящих на учете)

    Папка «Деятельность ДОУ по работе с семьями «категории социального риска» включает в себя следующие документы:
    Нормативно-правовая база Должностная инструкция уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса Положение об уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса Приказ о создании Совета профилактики (назначается уполномоченный, состав и т.д.) Положение о Совете профилактики Положение о постановке на внутрисадовский учет График работы Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса План работы Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса План работы Совета профилактики Социальный паспорт учреждения Дневник наблюдения Журнал обращений к уполномоченному Журнал регистрации протоколов заседания Совета профилактики, протоколы заседаний совета. Отчеты о работе совета профилактики, о работе уполномоченного.

    Спасибо за внимание!
    Сохраним ребенку счастливое детство!

    Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

    Слайд 2

    Стандарты различного уровня устанавливают критерии и индикаторы, обеспечивающие качество проведения рабочих процессов на предприятии (в том числе и малом), отвечая на вопрос - что нужно делать правильно. Однако стандарты не отвечают на второй вопрос обеспечения качества - как нужно делать правильно, когда, где и кому. На эти вопросы отвечают документы иного уровня и иной структуры. Такие документы принято называть Стандартные Операционные Процедуры. Разрабатываются и применяются они на самом предприятии.

    Слайд 3

    Стандартные операционные (рабочие) процедуры (СОП/SOP/StandardOperationProcedures) - это документально оформленный набор инструкций или пошаговых действий, которые надо осуществить, чтобы выполнить ту или иную работу.СОП делает процесс работы и его результаты последовательными, согласованными, предсказуемыми и воспроизводимыми. Несомненны преимущества, достигаемые при применении СОП: чёткое распределение задач по компетенции, обеспечение качества и логической последовательности действий, СОП полезны для обучения нового персонала, служат в качестве справочника для проверки на соответствие, дают возможность чётко работать персоналу в отсутствие руководства. СОП - это документ, где записаны применяемые на предприятии процедуры и отражена его политика.

    Слайд 4

    Фактически каждый СОП должен содержать ответы на 3 вопроса:

    1. кто? - участвует в реализации, выполняет его требования и что? - какие ресурсы необходимы для его реализации; 2. где? - в каком подразделении, отделении фирмы следует выполнять требования СОПа; 3. когда? - в какой временной промежуток необходимо уложиться, выполняя требования СОПа, в какой последовательности и при каких обстоятельствах.

    Слайд 5

    В целом СОПы должны быть краткими, четкими, конкретными, желательно их представление в табличной форме или в виде схем и алгоритмов с минимальным объемом текстовой части. Так же СОП применяются на предприятиях с внедренной системой менеджмента качества по международным стандартам ISO 9001:2008. Формирование и повсеместное использование ясных, четких, правильно и подробно составленных, отвечающих современному развитию бизнеса Стандартных Операционных Процедур может стать гарантией четкой работы, логической последовательности действий и одним из действенных элементов системы управления качеством производства (предоставления услуг).

    Слайд 6

    1. Общие положения. 1.1. Стандартные операционные процедуры (СОПы) являются основным типом рабочих документов СМК лаборатории. 1.2. СОПы содержат информацию о конкретике выполняемой работы. 1.3. СОПы разрабатываются для каждой ключевой операции в рамках реализуемых основных, вспомогательных и управленческих процессов лаборатории. 1.4. СОПы создаются наиболее квалифицированным в данной области персоналом лаборатории. 1.5. СОПы согласовываются по принципу «вытягивающего» качества теми сотрудникам, кто будет пользоваться результатам работ, выполняемых по СОПу. 1.6. СОПы согласуются ответственным за СМК лаборатории. 1.7. СОПы лабораторных подразделений согласуются с заведующим(и) лабораторий, к которым относится подразделение. 1.8. СОПы актуализируются не реже одного раза за три года. Основные СОПы актуализируются раз в год. 1.9. СОПы лабораторных подразделений создаются с учетом принципов правильной лабораторной практики. 1.10. В виде СОПа оформляется любой документ, детально регламентирующий выполнение конкретных работ, операций, процедур. То есть синонимом СОПа является: инструкция, рабочая инструкция и т.п. Исключение – инструкции по технике безопасности и охраны труда, которые создаются и оформляются в соответствие с действующем законодательством РК

    Слайд 7

    4. Титульная страница СОПа должна содержать: 4.1. Название СОПа 4.2. Идентификатор (код) СОПа 4.3. ФИО и должность разработчика СОПа 4.4. ФИО и должность лица, утвердившего СОП 4.5. ФИО и должность сотрудников, согласовавших СОП (если применимо) 4.6. Дату разработки 4.7. Дату утверждения / введения в действие 4.8. Подписи всех указанных лиц 4.9. Печать учреждения 4.10. Лист рассылки 4.11. Ниже представлен титульный лист СОПа Учреждения:

    Слайд 8

    Стандартная операционная процедура Название стандартной операционной процедуры СОП буквенно – цифровой идентификатор Согласовано:

    Слайд 9

    5. Стандартная операционная процедура должна содержать следующие разделы: 5.1. Назначение и область применения В данном разделе необходимо указать в общем виде цель СОПа, подразделения (процессы/сотрудники и т.п.) для которых данный СОП является обязательным для применения. 5.2. Нормативные ссылки Указать все применяемые при создании СОПа нормативные документы, в т.ч. федеральные законы, технические регламенты, документы по стандартизации, ведомственные документы, приказы, распоряжения и т.п. Важно, что если СОП создается без использования внешних нормативных документов, то лаборатория будет обязана доказывать его соответствие законодательным требованиям. 5.3. Термины и определения Указать используемые в СОПе специальные термины и дать их определения 5.4. Используемые сокращения Расшифровать все используемые в СОПе сокращения и аббревиатуры 5.5. Применяемое оборудования/инструменты Указать, какое оборудование/инструменты необходимо для выполнения СОПа. Помимо простого перечисления рекомендуется указывать технические и иные требования к применяемому оборудованию/инструментам

    Слайд 10

    5.6. Требования к условиям окружающей среды Указать параметры окружающей среды, необходимые для правильного выполнения работ 5.7. Перечень записей Указать записи, которые должны возникать в процессе реализации СОПа. В приложении к СОПу полезно привести формы записей и правила их ведения 5.8. Ответственность Указать ответственных за выполнение работ 5.10. Квалификация исполнителей Указать требования к квалификации персонала, допущенного к работе с СОПом 5.11. Процедура выполнения Детально описать последовательность шагов для реализации работы. В рамках процедуры необходимо отразить как общие для медицинских лабораторий требования, так и уникальные для данной лаборатории. 5.12. Действия при обнаружении несоответствий Указать правила поведения персонала при обнаружении несоответствий, сбоев и т.п. 5.13. Приложения

    Слайд 11

    6. Разработка буквенно-цифрового идентификатора. Каждый документ полезно снабжать уникальным буквенно-цифровым кодом. Пример кодирования стандартной операционный процедуры: ХХХ YYY CCC ZZ GGGG ХХХ – сокращенное наименование документа YYY – код отделения CCC – код подразделения внутри отдела (если есть) ZZ – порядковый номер внутри отдела GGGG – год актуализации СОП ЛБ-003-01-2012 «Порядок приема биоматериала» Стандартная операционная процедура лаборатории биохимических исследований «Порядок приема биоматериала»

    Слайд 12

    7. Ведение реестра внутренних документов Необходимо вести реестр СОПов. В идеале, в лаборатории должна быть установлена система электронного документооборота, интегрированная с ЛИС. Если этого нет, реестр можно вести в excel или любой аналогичной программе.

    Слайд 13

    8. Обучение сотрудников работе с СОПами Основную ошибку, которые совершают лаборатории, можно описать так. Тратится множество усилий на написание СОПов, после чего СОПы кладутся в красивую папку на стол заведующей (иногда СОПы «доходят» до рабочих мест сотрудников, и даже на них появляются подписи, что сотрудники с ними «ознакомлены»). При этом серьезным обучением работе с СОПам нет. А это – 90% всей работы с СОПами. Написать СОП мало. Важно научить сотрудников работать с ними. Обучение персонала разработанным (новым) и модифицированным СОП проводится до их утверждения. Обучение проводится разработчиком СОП. Если СОП описывает новую процедуру, или если в существующую процедуру вносятся изменения, обучение проводится для получения объективной оценки применимости требований СОПа и его соответствия требованиям и практики. Обучение проводится для тех сотрудников в чьи должностные обязанности входит выполнение действий описанных в СОП. Период обучения зависит от типа СОП. Организация обучения проводится по подготовке СОП разработчиком и по завершению первичной проверки СОП заведующим лаборатории в течении 3-5 рабочих дней. По итогам обучения выносятся рекомендации по оптимизации процессов и/или текста СОП (если таковые имеются), которые разработчик корректирует и вносит в финальный вариант СОП. Если СОП просто описывает известную и хорошо отлаженную работу, то обучение проводится для новых сотрудников, поступивших в лабораторию. Ведется журнал обучения, где указано, какие сотрудники прошли обучение по конкретному СОПу и допущены к работе.

    Посмотреть все слайды