Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • "В связи с чем": запятая нужна?
  • Православная молитва святой великомученице екатерине
  • Перевал Дятлова: что случилось на самом деле?
  • Воронцов михаил семенович Князь михаил павлович воронцов краткая биография
  • Боевой путь вывод дивизии в резерв
  • Задания на прощание с артефактами станут доступны в среду утром!
  • Эмоциональный интеллект как критерий успешности и эффективного лидерства. Дэниел Гоулман - Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта Для того чтобы обучение было эффективным

    Эмоциональный интеллект как критерий успешности и эффективного лидерства. Дэниел Гоулман - Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта Для того чтобы обучение было эффективным

    Эмоциональная компетентность важна для людей любого возраста и рода занятий. Она позволяет лучше ориентироваться в жизненных ситуациях, определять родные ценности, добиваться поставленных целей. имеет прямую связь с уровнем личной эффективности. Такой навык не даётся с рождением, он является результатом усердной работы над собой и своими привычками.

    • Содержание:

    Понятие эмоциональный интеллект

    Само понятие появилось в конце 20 века благодаря Дж. Мейеру и П. Сэловею, определявшими его как осознание и управление собственными эмоциями , а также эмоциями других людей. Это один из ментальных навыков, находящийся в ряду прочих личностных качеств человека.

    В широком понимании — это умение обрабатывать поступающую информацию, которая содержится в эмоциях, и предпринимать действия на основе полученной информации. Он является составной частью общего понятия социальный интеллект .

    Основные составляющие

    Управление собой и другими можно представить в виде пирамиды, в фундаменте которой лежит осознание себя, а на вершине — владение общей ситуацией, умение повернуть её в нужное русло. Поступательное движение к вершине и есть личностный рост человека.

    Самосознание

    Самосознание необходимо для анализа собственных эмоций. Нужно учиться выявлять взаимосвязь между проявлением своих настроений и последствиями, каким образом то или иное поведение влияет на окружающих. Понимание себя это первый шаг к пониманию окружающих и база для управления собой.

    Эмоции могут быть положительными и отрицательными. Наше внутреннее состояние напрямую влияет на восприятие окружающего мира, формируя соответствующий образ мыслей. Сообразно мыслям мы начинаем действовать. Поддерживая высокий эмоциональный фон, можно легко и быстро решать вопросы, заряжая окружающих позитивной энергией. С негативными ощущениями также надо уметь работать, прорабатывать их и отпускать, иначе запущенные отрицательные мысли могут стать причиной болезней.

    Самомотивация

    Начать движение по целям помогает особый настрой. Верно установленные ценности не требуют дополнительной мотивации, вас несёт в потоке событий в нужном направлении. При возникновении трудностей необходим самоконтроль, умение отказать себе в сиюминутных удовольствиях ради большой цели. Формула «Плохо сейчас, хорошо потом» не позволит отступить от намеченного плана. Если цели родные, в большей степени нужна самодисциплина, нежели мотивация. Таким образом развивается воля к действию .

    Распознавание эмоций окружающих

    Кто умеет контролировать себя и имеет желание действовать, получает доступ к следующей ступени — возможности улавливать социальные сигналы, несущие в себе информацию о настроении и переживаниях окружающих людей. Зная свои слабости и способы их преодоления, человек тонко чувствует настроения окружающих. Один из показателей общего уровня интеллекта — умение распознать эмоциональное состояние собеседника. В этом случае можно выбрать модель поведения и взять ситуацию в свои руки.

    • распознавание эмоций окружающих + воля к действию = управление ситуацией

    Управление отношениями

    Через работу над собой зарождаются лидерские качества. На вершине эмоциональной осознанности приходит понимание законов человеческих отношений. Уверенный в себе, спокойный, проницательный, волевой — всё это характеристики сильного лидера. Каждый руководитель обязан продолжать саморазвитие в области эмоционального интеллекта, применяя новые знания на практике. Иначе он рискует попасть под влияние более сильной личности и утратить нити управления. Переворот может произойти как внутри руководимой им группы, так и путём поглощения со стороны.

    Темп жизни постоянно ускоряется, возрастает частота и интенсивность нагрузок на нервную систему. Тревожность, тоска, беспомощность, стрессовые реакции - все эти негативные симптомы являются результатом низкого уровня эмоциональной культуры . Увеличивается число людей, у которых проявляется непринятие собственной личности, непонимание и отвержение окружающих.

    Если вас что-то не устраивает в других, проще изменить собственное отношение к ситуации, чем пытаться всех переделать. Вместо предъявления требований к окружающим, следует для начала повысить требования к себе. Хороший руководитель это эмоционально компетентный человек. Эффективное управление коллективом возможно тогда, когда вы в ладу с самим собой.

    • путь к управлению другими лежит через умение управлять собой

    Можно самостоятельно развивать эмоциональный интеллект или записаться на специальные тренинги. Это должны быть в основном практические занятия в той последовательности, о которой мы написали выше. То есть начать движение от понимания себя и развития своей воли. Принимайте участие в командных играх, станьте судьёй в игровом виде спорта, организуйте мероприятие, найдите возможность выступить перед аудиторией. это мощный инструмент управления вниманием и настроением окружающих.

    Тренировка эмоционального интеллекта важна в той же степени, как и физическая подготовка. Людям свойственно ослаблять усилия, погружаясь в зону комфорта. В запущенных стадиях это приводит к потере уверенности в себе и снижению качества жизни. Покидать зону комфорта надо для выхода на новый уровень или возвращения прежней формы. Как и в спорте, набирать ход надо размеренно, постепенно повышая нагрузку. Фокус должен быть направлен на приобретение трёх групп навыков.

    • ЭИ = ЭН + КН + ПН

    I. Эмоциональные навыки направлены внутрь своей личности:

    • определение настроений;
    • выражение эмоций;
    • определение интенсивности эмоций;
    • владение своими и управление чужими состояниями;
    • понимание того, когда действия основаны на эмоциональных импульсах;
    • умение контролировать импульсы;
    • умение направить эмоции для достижения определенных целей, воздержавшись от сиюминутных удовольствий.

    II. Когнитивные навыки дают представление о себе в окружающем мире:

    • осознание настоящего момента, мысли о прошлом и будущем уместны только тогда, когда в этом есть польза;
    • умение ставить цели, предвидение последствий и поиск альтернативных путей;
    • усвоение поведенческих норм;
    • уважение чужого мнения и отличных точек зрения;
    • направление мыслей на решение проблем, исключая пустые переживания;
    • установление своей роли в обществе;
    • позитивная настроенность к себе, жизни и окружающим.

    III. Поведенческие навыки направлены на совершение действий во внешнем мире:

    • умение вести себя сдержанно в любой ситуации;
    • совершенствование речевых навыков;
    • внутренний самоконтроль тела во избежание неосознанных движений;
    • придерживание здорового образа жизни.

    Считается, что в деловой сфере нельзя полагаться на эмоции и они не должны влиять на результат. Однако в действительности эмоциональное взаимодействие в бизнесе очень важно, поскольку позволяет выработать эффективные решения и обеспечить их выполнение.

    Надо правильно разграничивать понятия эмоциональный интеллект и эмоциональность . Последняя обнаруживает себя в нестандартном проявлении настроений, имеющем яркий и эксцентричный характер. Высокая интенсивность эмоций становится препятствием для принятия взвешенных решений, ими невозможно управлять, поэтому они идут во вред общему делу. Эмоции умеренной интенсивности содержат большой объём полезной информации.

    Перемены настроения присущи всем без исключения людям, и часто определяют их поведение. Нобелевскую премию по экономике в 2002 году получил Даниэль Канеман. Он доказал, что эмоциональные факторы влияют на принятие важных экономических решений.

    Связь лидерства и эмоционального интеллекта

    В каждой общности есть человек, который стремится занять лидирующую позицию. Успеха достигает тот, кто имеет развитый эмоциональный интеллект . Это не всегда самый начитанный представитель коллектива, но тот, кто на деле не боится взять в свои руки ответственность за себя и остальных. Именно совокупность практических навыков и воля к действию определяют успех.

    • сильный лидер — эмоционально зрелая личность

    Высокий уровень эмоционального интеллекта избавляет от пустых страхов и сомнений, делает понятными чужие мотивы, позволяет наладить эффективное взаимодействие с окружающими. Умение окружить себя профессионалами намного целесообразнее, чем делать всё самостоятельно. Сильный лидер умеет ставить чёткие цели, обладает высокой степенью самоактуализации, уверен в себе, умеет признавать свои промахи и ошибки. Иными словами, он способен проявлять эмоциональную зрелость.

    Примеры успеха в развитии эмоциональной компетентности

    Об эмоциональном интеллекте говорят уже давно, но не во всех странах ему уделяют одинаковое внимание. На Западе его преподают в школах и институтах, как основу успеха в трудоустройстве и личной жизни. Программы MBA делают упор на управление эмоциями и лидерство .

    Зарубежный пример

    Компания American Express с выводом на рынок нового продукта «Страхование жизни» столкнулась с огромным сопротивлением. Негативное отношение наблюдалось и у клиентов, и сотрудников, ведь данная услуга наводила на мысли о смерти. Агрессивный стиль продаж не сработал, нужно было срочно предпринимать эффективные меры. Тогда в American Express всех сотрудников отправили на обучение по развитию эмоционального интеллекта . В результате продажи резко увеличились.

    Отечественный пример

    В России концепция не так популярна, но в последнее время к ней стали относиться с повышенным интересом. Всё больше и больше компаний целенаправленно способствуют развитию эмоционального интеллекта своих сотрудников. Хорошим примером являются компании «СИБУР», «Сбербанк». Этот навык имеет хороший отклик в производственной сфере, где результат внедрений виден практически сразу.

    Многие люди обладают талантами, умом и сообразительностью, но это не делает их состоятельными. Они часто находятся в одном шаге (знании) от полноценного преуспевания. Возможно, для вас это недостаточный уровень эмоционального интеллекта?

    Не секрет, что качество нашей жизни определяется качеством взаимоотношений. Каждому человеку хочется чувствовать себя наполненным, а значит любить, а также быть значимым для других, то есть быть любимым другими. Лидер – это тот человек, от которого зависит климат в коллективе и готовность каждого гореть, но не сгорать на работе. Задача лидера — быть сфокусированным на взаимоотношениях, чувствовать поле группы и слабые места. Когда в команде все получается, задача лидера — выделить тех людей, благодаря которым команда добилась успеха. Когда что-то идет не так, задача лидера — взять на себя ответственность за ситуацию, проанализировать полученный опыт и поддержать других в их готовности исправлять ошибки. Чтобы не бояться, лидеру необходимо постоянно повышать уровень своей осознанности, работать над собой и знать: Внешние процессы в коллективе – это частичное отражение внутренних процессов лидера. Разрешая свои внутренние противоречия, лидер влияет на эффективность бизнеса в целом. Поэтому, развивая свой эмоциональный интеллект* с помощью повышения уровня своей осознанности, лидер дает возможность развиваться бизнесу. Сейчас я докажу Вам это.

    «До сегодняшнего дня учёные предполагали, что чувства и мысли связанны только с головным мозгом. По мнению исследователя стрессовых ситуаций, американского учёного из Калифорнии Дока Чайлдре , такая позиция не отвечает последним научным результатам. Док Чайлдре выдвигает новую концепцию: «Сердце обладает собственной нервной системой. Сердце способно самостоятельно чувствовать, учиться, вспоминать, принимать решения — и всё это независимо от головного мозга». Док Чайлдре называет этот феномен “The Intelligent Heart” – “Разумное Сердце”. Именно оно является самым мощным оружием человека против стрессовых ситуаций. По словам другого учёного Дэвида Сервана-Шрайбера , изучающего мозговую деятельность, «при правильном сердечном ритме головной мозг может противостоять стрессовым атакам путём удержания сознания от страхов, и придачи всем органам тела необходимых сильных импульсов для борьбы со стрессом». (http://lebendige-ethik.net/4-Razum_serdza.html)
    __________________________________________________
    * Эмоциональный интеллект — по определению Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо, группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих.

    Развитие эмоционального интеллекта – это:

    • восприятие и выражение эмоций
    • повышение эффективности мышления с помощью эмоций
    • понимание своих и чужих эмоций и управление эмоциями (Материал из Википедии - свободной энциклопедии www.wikipedia.com)

    Сердце подает сигналы в мозг, в котором формируется восприятие ситуации. От восприятия ситуации зависит поведение. Последствия любой ситуации это есть следствие реакции человека. Она может быть конструктивной, а может быть деструктивной. От настроя и поведения лидера зависят не только общая атмосфера в коллективе, но и качество тех управленческих решений, которые он принимает.

    Решения можно принимать из чувства неполноценности, обиды, страха и тогда все, что возникает из этого состояния негармонично по своей природе, не приносит ни значимости, ни наполненности, как самому лидеру, так и тем людям, которые его окружают. В таком случае трудно говорить о работе с душой, полной самоотдаче и самореализации тех, кто рядом. Упущенная выгода налицо.

    Лидеру важно иметь ясное видение, куда он ведет команду. Подлинное видение не связано с рациональными факторами. Известно, что за ясновидение отвечает правое полушарие нашего мозга. Оно еще отвечает за творчество и интуицию. От уровня развития нашего правого полушария на 85% зависит успех любого дела (исследования Дэниела Големана).

    Чтобы сформировать видение, нужно дать картинке сложиться. У талантливых людей это происходит спонтанно. Не складывалась, не складывалась и вдруг … появилась ясность. Многим руководителям кажется, что им лично не зачем учиться, что лишние знания только рождают внутренний шум, так как они работают «на приходах». С одной стороны они где-то правы, важнее чувствовать момент, нежели следовать чьим-то теориям.

    Однако иногда очень полезно выйти за пределы привычного образа мысли, замедлиться, остановить свой внутренний диалог, чтобы ясно услышать себя и увидеть новые возможности для развития бизнеса. Работа над собой может сделать процесс формирования видения не спонтанным, а управляемым. Такую возможность дают тренинги личной эффективности. Они скорее не учат чему-то новому, а позволяют понять, как мы принимаем свои решения, что нам мешает в достижении успеха, что хочет наше сердце на самом деле.

    Многие бояться этого. Кажется: «Вот услышу голос своего сердца и все брошу». Это не так. Вы сможете услышать правду. Любой рост начинается с понимания того, где вы есть на самом деле, а не от того, куда вы хотите прийти. Если вы занимаетесь не своим делом и делаете что-то не так, лучше вовремя это понять и перестроиться, чем терять время.

    Лидер — это роль в коллективе. Через того, кто отождествляется с этой ролью проходит сила. Если предназначение лидера совпадает с тем, что он делает, например – помогать людям, то работа дает силы. Если нет – то возникает внутренний конфликт, который лишает сил. Развивая эмоциональный интеллект, лидер развивает доверие к себе, миру, окружающим, в результате более рационально использует имеющиеся ресурсы.

    Приведу конкретный пример из практики. Два учредителя в компании, два лидера, решили разделить между собой роли согласно своим чертам характера. Один стал играть роль «хорошего» полицейского, а другой – «плохого». Такой расклад не плохо работал первые десять лет, хотя быть хорошим явно более приятно, чем наоборот. Эти отношения с одной стороны давали обоим чувство равновесия, с другой стороны – он были гармоничны, так как в них присутствовала зависть. Один руководитель стал заложником своего образа «хорошего» и когда возникали проблемные ситуации, где можно было потерять своего лицо, он просто избегал проявлять себя в невыгодном свете. Другой же, взрывался вспышками гнева, за которыми следовали вина и желание изолироваться от общения. В коллективе ходили слухи, что руководители «сидят очень высоко, очень далеко». Люди в анонимных опросах жаловались, что им не хватает лидера, а работают они в этой компании из-за того, что страшно потерять работу». Все бы ничего, до кризиса товар продавал сам себя, от людей много не требовалось. В условиях кризиса, когда конкуренция возрастает и от людей требуется энергия и инициатива, такой расклад стал выражаться в финансовых потерях.

    Что значило для каждого из этих руководителей развитие эмоционального интеллекта, Такого абстрактного слова на фоне всеобщего развала производства? Для руководителей понимание внутренних конфликтов стало возможностью вернуть себе ту энергию, которая постоянно уходила на внутренние конфликты, а значит возможностью дать людям недостающей энергии и вдохновения. Для первого руководителя дверью в новые возможности стала, прежде всего, внутренняя готовность быть «плохим», отойти от привычного образа «интеллигента». Для второго – дверью в новые возможности стала готовность выйти из тени, взять ответственность за независимую часть бизнеса и стать там лидером в полный рост.

    Таким образом, развитие эмоционального интеллекта для этих руководителей проявилась в умении осознавать свои чувства и управлять ими, а также готовность соприкасаться с чувствами других людей. Когда порог напряжения очень высокий, то это сделать очень трудно. Но никакой буфер в виде тренера, менеджера по персоналу не сделает за лидера его работу. Конечно, поздно пить боржоми, когда печень разрушена. Иногда проще расстаться с чем-то и начать что-то новое. Однако важно, чтобы нечто новое начиналось из полной осознанности и переосмысления полученного опыта. Иначе, все повторится вновь.

    Итак, лидер должен принимать решения из точки наблюдателя, в спокойном состоянии. Если вы заметили свое не спокойствие – возьмите тайм-аут для саморегуляции.

    Ниже привожу практику для умиротворения, которую полезно делать в конце рабочего дня, чтобы тренировать свою способность к осознанию.

    1. Сделайте пять глубоких вдохов через рот и выдохов через нос.
    2. Сказать себе: «я разрешаю себе чувствовать все, что я чувствую».
    3. Сфокусироваться на ощущениях в теле, мыслях, проживании болезненных ситуаций, не убегать от них, позволить им проявиться. Когда мы позволяем себе чувствовать, то наша внутренняя мудрость, наш эмоциональный интеллект, с помощью которого мы воспринимаем мир целостно, помогает нам найти верный курс, как выйти из проблемной ситуации.
    4. Скажите себе: «Правда не в других. Правда не во мне, правда в том, что есть». Эта фраза переключит вас с детской позиции обвинителя, на наблюдателя.
    5. Осознайте, чего же Вы хотите на самом деле.

    Эмоциональный интеллект – это чувственно-образное восприятие действительности, способствующее расширению сознания, выхода за пределы проблемы.

    Только если вы сможете посмотреть на ситуацию со стороны, только тогда можно найти правильное решение.
    Вот еще один способ, как можно самостоятельно тренировать свой эмоциональный интеллект, заодно увидеть, как ваша внутренняя работа сказывается на ваших поступках, а в конечном счете – на внешних обстоятельствах.

    Если у вас отсутствует ясность, что делать дальше, начните с трансформации своего настроения. Для этого сравните ваше душевное состояние с внешним явлением. Представьте себя режиссером, которому нужно в динамике показать душевное переживание на экране. Будет еще лучше, если Вы сможете озвучить свое кино, придумать запах и вкус вашему переживанию. Итак, вы режиссер, поэтому в ваших силах развернуть сюжет так, чтобы неприятный образ превратился в жизнерадостный и ободряющий. Представьте себе, как происходит эта метаморфоза. Например, ваше душевное состояние можно сравнить с тяжелой, давящей тучей. Достаточно впустить в эту картинку движение, как вы увидите, что налетел теплый ветер, прошел дождь, вышло солнце и перед вами окрылись просторы, умытые и напитанные влагой.

    В связи с этой практикой хочу напомнить вам притчу.

    В одном из селений вот уже полгода не было дождя. Люди мучились из-за засухи. Когда им стало совсем плохо, они решили пригласить к себе мастера, который умел вызывать дождь.
    Это человек пришел, сел и просидел три дня, прежде чем дождь случился. Когда жители стали спрашивать мастера, как ему удалось вызвать дождь, тот ответил: «Когда я пришел к вам, я почувствовал в своем сердце сухость. Я не мог с ней справиться целых три дня, когда же мне это удалось, я смог увидеть дождь и после этого он пролился».

    Как же работает эта практика? Суть техники в том, чтобы переключиться с кинестетического канала чувств на визуальный канал образов и трансформировать «внутреннюю картинку»: убрать рамку, добавить цвета и движения, расширить горизонты.

    Все лидеры – мастера от бога, даже если не знают до конца об этом. Они способны влиять на других, занимаясь саморегуляцией.

    Итак, помните:

    1. Части одной системы взаимосвязаны и влияют друг на друга, даже если физически не соприкасаются между собой. Поэтому, если вы сможете расширить область своей осознанности, то автоматически повлияете на уровень осознанности в вашей системе.**
    2. Любые процессы развиваются в геометрической прогрессии, т.е. в начале приложенные действия не столь ощутимы, но наступает критический момент, когда за 20% времени случается 80% событий (принцип Парето) Поэтому, прикладывая усилия, не ждите от себя и других слишком многого сразу же.
    3. Развивайтесь вместе со своей командой (7 плюс или минут два человека). Пусть у вас будет поддерживающая и питающая среда для роста. Со временем возникнет критическая масса осознанных и мотивированных людей, которая повлияет на всех остальных в компании.

    Ждем ваших отзывов, где вы поделитесь с нами вашими достижениями.
    _______________________________________________________________________________
    **Пример исследований В.Г. Ванярхо в области устойчивого развития и взаимосвязи систем (http://www.newscience.ru/konferencia/konfer2004/vanyarkho):
    В двух пробирках, большой и маленькой, одновременно запускается одинаковая химическая реакция. Пробирки не связаны между собой, как сообщающиеся сосуды. Они находятся на значительном расстоянии друг от друга. При этом устойчиво прослеживается следующая взаимосвязь: процессы в маленькой пробирке начинают протекать медленнее, а в большой – быстрее по сравнению с экспериментом, когда такая же химическая реакция производилась по отдельности в каждой из пробирок.

    Подобное явление о взаимосвязи процессов в коллективном сознании описывают духовные мастера Востока и Запада. Кто, как не эти люди, являются примером осознанности. Они говорят, что если 64 000 людей на Земле достигнут определенного уровня осознанности, или другими словами просветления, то это положительно скажется на всем человечестве. Подобное может происходить и в вашем коллективе. Нужна небольшая критическая масса тех людей, которые работают над собой и действуют осознанно. Это приведет к глобальным изменениям на уровне компании.

    Я сама на своем опыте убедилась, как это работает на своем тренерском опыте. Проводить тренинг в очень большой группе, легче, чем в маленькой. С одной стороны, такой зал труднее раскачать, зато, если несколько человек в зале включились в процесс, то они автоматически включают всю группу.

    Приглашаем вас на

    Не всегда хорошие менеджеры могут стать подлинными лидерами, способными реформировать деятельность организации и противостоять конкуренции. Причина (вернемся к табл. 19.1) кроется в особенностях мышления, интеллекта. Обычные менеджеры стремятся поддерживать порядок, обеспечивать выполнение поставленных задач в рамках выделенных бюджетов, перепоручая задания своим подчиненным; основой их мотивации является карьера. Менеджеры-лидеры, напротив, нацелены на кардинальные изменения, вовлекая в них как можно большее количество работников; главным мерилом успеха они считают рост эффективности компании. Обычные менеджеры хорошо проявляют себя в анализе индикаторов и составлении финансовых прогнозов, но только менеджеры-лидеры могут достучаться до сердец своих сотрудников; они всегда найдут доходчивые слова, которые остудят страсти, вдохнут в людей энергию и позволят сохранить их доверие.

    Интеллект в лидерстве - это специфическая форма организации индивидуального и коллективного ментального опыта, сочетающая академический (память и аналитические способности) и другие разновидности интеллекта (практический, социальный, эмоциональный).

    В организации, как известно, корпоративные совещания являются традиционным информационным каналом, но, как правило, особой популярностью среди руководителей они не пользуются. Как использовать совещания с наибольшей эффективностью для организации и ее сотрудников? Как превратить их в действенный инструмент управления знаниями? Чтобы ответить на эти вопросы, менеджер-лидер должен использовать свой практический интеллект.

    Практический интеллект представляет собой способность адаптироваться к окружающей среде, ее изменениям, а также способность находить новую рабочую среду, используя приобретенный опыт и знания.

    Практический интеллект в рассматриваемом нами случае приводит лидера к единственному правильному выводу: время совещания будет потрачено с пользой, если в ход будет пущей коллективный разум всех присутствующих, и только при условии, что это поможет продвижению группы вперед. Высший приоритет для этого типа совещаний - разработка такой повестки дня, которая будет способствовать обучению и развитию навыков. А лучшее использование времени участников совещания - разбор уроков и ситуаций, гипотетически возможных при обслуживании клиентов и решении их проблем.

    Так, благодаря введенной менеджерами-лидерами практике постоянного информирования рабочих о ситуации на отраслевом рынке корпорации General Electric удалось реорганизовать производство электромоторов в одном из штатов таким образом, что рентабельность инвестиций выросла от нуля до 25%. В рамках такого подхода, нацеленного на стимулирование инновационной активности и увеличение производительности труда, используются самые разнообразные методы - визиты клиентов корпорации на завод, анализ выпускаемых конкурентами товаров, а также быстрая разведка рынка - проведение еженедельных совещаний, на которых производственные руководители обмениваются накопленными за неделю сведениями о событиях в тех или иных секторах рынка. Это позволяет им не только быть в курсе событий, но и немедленно принимать необходимые меры при получении информации о слабых местах конкурентов.

    О практическом интеллекте и успехах в бизнесе

    Несколько лет назад крупнейшие американские корпорации заинтересовались, почему лучшие выпускники бизнес-школ Гарварда, Стэнфорда и Уортона (Пенсильванский университет), получающие первую зарплату в размере $175 тыс. в год, не стоят этих денег. Исследование дало удивительный результат: академическая успеваемость не является ключевым фактором успеха.

    Отбор молодых сотрудников по рейтингу оценок не позволял вылавливать самых способных: отличники редко становятся лидерами корпораций. Сами по себе академические знания, безусловно, полезные, не позволяют менеджерам принимать верные решения. В кризисных условиях отличники всегда рекомендуют немедленно сокращать расходы и персонал. Они проводят целые дни, вникая в особенности работы уборщиков, водителей, секретарей. Потом начинают формализовать работу менеджеров, формировать объемы их полномочий и придумывать показатели успешности, критерии эффективности. Начинают вводить аттестации, увольнять. Напряжение в коллективе возрастает. Люди перестают думать о своих делах, они курят и пьют кофе в преддверии увольнения, беспрерывно шушукаются в коридорах и кабинетах на тему, кто следующий, начинают интриговать и сплетничать. Моральный климат в таком подразделении безвозвратно загублен. На содержательные вопросы стратегии и развития ни у кого времени нет. Сокращенные издержки подрывают перспективы.

    Лет десять назад корпорации при отборе кадров стали обращать внимание на так называемый эмоциональный интеллект, способность работать в команде, быть лидером коллектива. Учебники и спецкурсы но лидерству вошли в обязательные программы всех университетов. Это был, безусловно, шаг вперед. Люди проводили вместе часы досуга, играли в гольф, ездили на семинары и в круизы. Атмосфера в корпорациях улучшилась. Веселая компанейская молодежь из бизнес-школ легко вписывалась в коллектив. Но это также не вело автоматически к успеху.

    И тогда появилось новое измерение, новый параметр оценки выпускника престижного университета, который стал интересовать крупные корпорации. Имя ему - практический интеллект. В отличие от академического интеллекта практический интеллект трудно поддается формализации по 100-балльной системе. Он выявляется при помощи качественных тестов. Например, вопросов типа: идет сильнейший снегопад, ураган, Вы - за рулем машины. Ваши действия:

    • 1) Вы продолжаете движение;
    • 2) Вы остаетесь в машине и пережидаете стихию;
    • 3) Вы покидаете машину и ищете пристанище.

    Выяснилось, что именно практический интеллект лежит в основе успеха самых знаменитых руководителей корпоративной Америки.

    "Мне, - пишет К. Ремчуков, - довелось весьма плотно общаться с большинством крупнейших предпринимателей нашей страны, включая тех, кого называли олигархами. Я уже знал об этом исследовании и попытался применить описанную методику к анализу их управленческих и деловых способностей. Результаты оценки по 10-балльной системе оказались любопытными. Академический интеллект - 5-8, эмоциональный интеллект - 2-3 (на редкость вредные характеры), практический интеллект - 10! Между возникающей проблемой и способом ее решения эти люди всегда находили кратчайший путь".

    Социальный интеллект как личностная характеристика относится к категории общих и отчасти специальных умений и является необходимым условием возникновения лидерства в открытых динамических системах. Социальный интеллект способствует более тонкому пониманию других людей и социальных групп (социальная нерцептивность), а также изменению своего поведения с учетом новых задач и новых требований (поведенческая гибкость).

    Социальный интеллект - это способность понимать людей и взаимодействовать с ними.

    На рис. 19.2. приведены краткие характеристики психологических свойств, оцениваемых традиционным способом.

    Лидеры с высоким уровнем социального интеллекта лучше других разбираются в ситуациях, своевременно принимают адекватные решения и гораздо эффективнее претворяют их в жизнь.

    Эмоциональный интеллект. Внимание к этой форме неакадемического интеллекта во многом стимулировано работами Д. Гоулмана, который считает, что эмоциональная задача для лидера является первичной и первостепенной. Лидер обязан направлять коллективные эмоции в нужное русло, создавать атмосферу дружелюбия и умело бороться с негативными настроениями. Ключ к развитию эмоционального лидерства - в развитии эмоционального интеллекта.

    Работая с лидерами, Гоулман установил, что на потенциал успеха личности гораздо большее влияние оказывает не академический интеллект, а эмоциональный. Соотношение этого влияния составляет 15:85. Иными словами, успех лидера на 85% зависит от умения управлять своими и чужими эмоциями и лишь на 15% - от умственных способностей.

    Эмоциональный интеллект - это способность осознавать смысл собственных эмоций и использовать полученные при этом знания для управления собой и отношениями с другими людьми.

    Эмоциональный интеллект формируется самосознанием, самоконтролем, социальной чуткостью и социальным опытом (управлением отношениями).

    Рис. 19.2.

    Самосознание - это понимание характера собственных эмоций, а также осознание своих сильных и слабых сторон, ценностей и мотивов. Наделенные самосознанием лидеры обладают прекрасной интуицией, а потому знают, куда держат курс и почему. Они прозорливы и проницательны, склонны обдумывать происходящее, а не реагировать на ситуацию импульсивно. Исходя из эмоционального состояния, они могут проявить жесткость и отклонить заманчивое предложение, если оно противоречит принципам или долгосрочным планам. Поскольку решения лидеров с развитым самосознанием согласуются с их человеческими ценностями, они, как правило, увлечены своей работой.

    Из самосознания вытекает самоконтроль - элемент эмоционального интеллекта, который спасает от воздействия разрушительных эмоций. Именно он придает ясность уму, наделяет лидера энергией, оптимизмом, настраивает на позитив. Функция самоконтроля - первейшая задача лидера, потому что если он не научится справляться со своими эмоциями, как же сможет эффективно управлять эмоциями других? Значима роль самоконтроля в конкурентной борьбе: лидеры, которые приручили свои эмоции, лучше других приспосабливаются к новым веяниям и адаптируются к новым порядкам.

    Для лидерства, основанного на эмоциональном интеллекте, чрезвычайно важна социальная чуткость, или умение переживать. Такая эмоциональная подстройка дает возможность лидеру распознать коллективные ценности и приоритеты группы, ориентироваться в событиях организационной жизни, создавать структуры для выработки решений. У социальной осведомленности есть еще одна особенность - сервисная ориентация, т.е. способность осознавать потребности клиентов и вовремя их удовлетворять.

    Социальный опыт , или управление отношениями, можно определить как доброжелательное воздействие для достижения определенной цели: подвигнуть людей в нужном направлении. Включает наиболее явные элементы лидерства: умение убеждать, способность принимать правильные решения в ситуации кризиса. Если лидеры поступают в соответствии с собственным видением и ценностями, уверены в себе, понимают окружающих, тогда навыки управления отношениями вызовут у людей положительный отклик.

    Эмоциональные лидеры, исходя из собственных ценностей, способны нарисовать подчиненным привлекательный и правдивый образ будущего, зажечь их и повести за собой. Благодаря эмоциональным лидерам деятельность команды обретает смысл, а у членов команды повышается мотивация. Разделенное чувство общей миссии помогает эмоциональным лидерам проявлять твердость в руководстве подчиненными.

    Приемы эффективного лидерства

    Эффективный лидер в кризисной ситуации демонстрирует сохранение и упрочение своей власти за счет знания и продуманного использования психологических механизмов. К примеру, он может воспользоваться такими приемами, как "власть информации". Обладая некой важной информацией, можно усилить ощущение надежности, идущее от лидера. Именно поэтому руководитель должен участвовать и в поездках глав региона, сопровождать премьер-министра или президента.

    Аналогично работает психологический механизм усиления властного потенциала лидера за счет еще одного приема - "власть компетенции". Этот прием реализуется при условии наращивания собственного профессионализма, компетентности. Демонстрировать этот прием можно самостоятельно - на различных форумах и встречах, а также привлекая к бизнесу новых компетентных советников.

    В ситуации кризиса имидж менеджера-лидера может быть усилен за счет использования в качестве субъектов управления (воздействия) лидеров общественного мнения. Происходит это, как правило, в ходе неформального общения. Внутри компании руководитель также может применить прием "нейтрализации неконструктивных тенденций". С его помощью лидер, формируя негативный образ "чудаков", "людей со странностями" или, наоборот, приближая к себе "критиков", не допускает того, чтобы паникеры, нытики, капитулянты влияли на коллектив и ситуацию.

    Большое число исследований подтверждает тот факт, что мы все обладаем множеством интеллектов. Наиболее общепринятым является когнитивный, он же познавательный, он же умственный интеллект (измеряемый тестами на определение коэффициента интеллекта, или IQ). При всей неоднозначности понимания сущности и происхождения умственного интеллекта и сложности его измерения, признается, что интеллект этот находится вне сферы нашего контроля, особенно в первые годы нашей жизни. Он определяется нашей наследственностью или нашим генетическим кодом. Интересен тот факт, что корреляция между уровнем IQ и успехом в жизни (т.е. занятием высоких постов, достатком, общественным признанием, удовлетворением от жизни, высоким профессиональным рейтингом среди коллег и руководства), по существу, равна нулю. Очень умные люди ничуть не счастливее и не благополучнее тех, у кого низкий уровень IQ. (Sternberg, 1996; Spencer & Spencer, 1993; Goleman, 1998). Что касается эмоционального интеллекта, то он способен оказать очень позитивное влияние на жизненный успех и снизить уровень стресса, возникающего от противостояния чему-либо или кому-либо.

    Эта взаимосвязь подтверждена многими исследованиями (Goleman, 1995). В исследовании, проводившемся сотрудниками Стенфордского университета, четырехлетние дети были вовлечены в активную деятельность, позволявшую оценить уровень развития их эмоционального интеллекта. (К примеру, им показывался леденец и предлагался следующий выбор: съесть его сразу или подождать минут 15, когда взрослый наставник вернется из другой комнаты, и получить уже не один, а два леденца.) Продолжено исследование было через 14 лет, когда эти же дети стали студентами. Так вот, те студенты, которые в детстве продемонстрировали больший эмоциональный интеллект (т.е. отсрочившие получение вознаграждения в задании с леденцами), вообще реже испытывали стресс, отличались меньшей раздражительностью и меньшей подверженностью стрессу в условиях межличностных трений, чаще достигали поставленных перед собой целей и набрали в ходе вступительных экзаменов в колледж в среднем на 210 баллов больше других (Goleman, 1998). IQ студентов при этом практически не отличались друг от друга, а показатели эмоционального интеллекта существенно различались. Согласно дополнительным исследованиям у этих студентов именно эмоциональный интеллект предопределяет жизненный успех и способность противостоять стрессовым ситуациям.

    Американский ученый Д. Гоулман (D. Goleman) использует концепцию эмоциональных способностей, или эмоционального интеллекта (emotional intelligence) (ЭИ), для определения группы навыков, близких по смыслу таким понятиям, как "коммуникативная компетентность" и "социальная компетентность". Эмоциональный интеллект (выражаемый через EQ – коэффициент эмоционального развития), согласно Гоулману, представлен способностями к самоосознанию, саморегуляции или самоконтролю, умением стимулировать других, способностью сопереживать чужим эмоциональным и поведенческим проявлениям (эмпатией) и навыками общения, или коммуникативными навыками. В отличие от когнитивного интеллекта, или коэффициента интеллекта (IQ), который в течение жизни данного индивида не претерпевает особых изменений, эмоциональные способности могут развиваться и совершенствоваться. На деле, как показали результаты ряда исследований, успех организационной деятельности во многом зависит именно от этих эмоциональных способностей менеджеров .

    Сорокалетние исследования, проводившиеся в Калифорнийском университете (Беркли), показали, что успех в той или в иной сфере деятельности, включая фундаментальную науку, зависит прежде всего от EQ, причем степень его влияния на успех вчетверо превышала влияние уровня IQ. Всемирные же исследования показали, что при найме новых сотрудников компании в 67% случаев считали самым желательным их качеством именно наличие высоких EQ. При исследовании двух групп сотрудников консалтинговой компании, которые имели высокие и средние EQ, оказалось, что 41% представителей первой группы за два года сумели добиться существенного продвижения по службе, в то время как для второй группы этот же показатель составил всего 10%. Помимо прочего, сотрудники с высоким EQ принесли своей компании в два раза большую прибыль, чем сотрудники с низким EQ. Вывод совершенно ясен.

    Не без сожаления можно считать установленным фактом, что происходивший в течение последних 50 лет известный рост IQ сопровождался ослаблением эмоциональных способностей или навыков. В общем, сегодняшний человек хуже руководит как самим собой, так и другими. Если средний показатель IQ подскочил на целых 25 пунктов, то EQ подростков и людей среднего возраста заметно снизился. Если период "технологического созревания" сократился во много раз (время между появлением новой технологии и ее распространением или пересмотром сегодня составляет уже не годы, а всего лишь недели), то время "человеческого созревания" осталось практически тем же. На развитие поведенческих навыков и умений сегодня уходит столько же времени, сколько и всегда. И поныне не появилось никаких методик или средств, которые позволили бы сократить этот период, – развитие эмоциональных способностей и навыков общения происходит все так же медленно. Развитие методов управления чрезвычайно отстает от технологического прогресса, что ставит менеджеров в крайне непростое положение. Выход из этого положения – в создании такой системы управления людьми в организациях, которая бы способствовала постоянному их развитию, прежде всего, в части эмоционального интеллекта.

    Возникает естественный вопрос: если этот вид интеллекта столь важен, то как его развить? Многие навыки напрямую связаны с эмоциональным интеллектом. При развитии таких лидерских навыков, как самооценка, решение проблем, поддерживающие коммуникации, самомотивация и стимулирование других, управление конфликтами и воодушевление других, возрастает и уровень собственной эмоциональной компетентности. Этот момент крайне важен, поскольку проводившиеся в общенациональных масштабах исследования работников показали, что работники, оценивающие своих руководителей как способных оказать поддержку и компетентных в межличностных отношениях, нс так быстро изматываются на работе, меньше подвержены действию стрессов, реже болеют по причинам, связанным со стрессами, работают более продуктивно и более лояльны по отношению к организации, чем работники, находящиеся под началом безразличных к их проблемам и некомпетентных в области межличностных отношений менеджеров (Nothwestern National Life, 1992). Эмоционально интеллектуальные лидеры способствуют не только собственному успеху, но и успеху деятельности своих подчиненных.

    Мы предлагаем достаточно простой рецепт: одним из самых эффективных средств устранения стрессов, возникающих от противостояния, является развитие эмоционального интеллекта. Благодаря этому развитию число конфликтов сокращается, люди, с которыми мы общаемся, становятся более склонными к сотрудничеству, у нас устанавливаются более эффективные и удовлетворительные межличностные отношения со всеми, с кем мы работаем. Итак, уровень эмоционального интеллекта и успешность в роли лидера непосредственно связаны друг с другом; кроме того, развитие ЭИ позволит избавиться и от ряда стрессоров противостояния.

    • См.: Бэттен Д. А ., Камерон К. С. Развитие навыков менеджмента. С. 30-31.

    В мире бизнеса среди отраслевых лидеров можно проследить различные виды личностей: первые — более сдержанные аналитики, вторые – обладают невероятной харизмой, иные влияют на работников своей импульсивностью. И этому есть свое объяснение, ведь лидер должен быть убедительным, а таким он окажется только тогда, когда будет самим собой. Разные ситуации требуют разных стилей лидерства, что также является важным. А разные стили лидерства — по-разному эффективны. Последние исследования свидетельствуют о следующем: все лидеры, добивающиеся желаемых результатов, имеют общую характерную черту — эмоциональный интеллект. И именно он заставляет лидеров сделать скачок от «обычного» к «исключительному».

    Вы уже читали про ?

    Важность эмоционального интеллекта

    Эмоциональный интеллект — способность понимать и влиять на свои эмоции и на эмоции других. Лидерство, базирующееся на нем, укрепляет чувство собственного достоинства у лидеров. Благодаря этой способности они излучают энергию и энтузиазм, мобилизуют к действиям других. Кроме того, лидеры с высоким уровнем эмоционального интеллекта создают положительный образ организации как для внешнего окружения, так и для работников, которые в этой среде работают.

    EQ (Эмоциональный интеллект) является мощным инструментом, с помощью которого лидеры ведут за собой команду. Однако это не означает, что теперь, когда эмоциональный интеллект становится все чаще одним из обязательных и наиболее желаемых компетенций, которыми должен обладать лидер, IQ теряет свою ценность — безусловно, технические умения и сейчас является двигателем выдающихся достижений и необходимым условием для попадания на руководящую должность. Однако эмоциональная неграмотность может бросить тень на карьеру лидера. В конце концов, кто имеет больше шансов на успех: лидер, для которого характерны внезапные взрывы необдуманных слов и шагов или тот, который свои эмоции контролирует?

    Интересное видео по теме:

    Как обойти «думающую» часть мозга?

    В ситуациях, когда внешний импульс, попадая в мозг, подтолкнул нас почувствовать очень интенсивные эмоции, он обходит «думающую» часть, перед тем, как она успеет мельком взглянуть, что же происходит и то, как мы собираемся отреагировать, и является ли это действительно хорошей идеей. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе и для того, чтобы этот импульс все-таки попал туда, где мозг думает и анализирует, не вызывая к плачевным последствиям из-за нашего поведения, Даниэль Гоулман (американский психолог) разработал весьма интересную теорию. В своей теории эмоционального интеллекта он выделил четыре ключевые умения, которые стоит развивать для совершенствования нашей эмоциональной грамотности. Ими являются самосознание, саморегуляция, эмпатия и общественные навыки.

    Эмоциональный интеллект: Самосознание

    Первым шагом к эмоциональной эрудированности является осознание того, что вы чувствуете, то есть самосознание.
    Без умения определить эмоции мы будем эмоционально потерянными, и нами будут руководить подсознательные силы, лишая влияния на поведение. Это оставит отпечаток на отношениях с подчиненными, что, в свою очередь, повлияет на успешность бизнеса. Лидеры с сильным самосознанием понимают, как эмоции влияют на них, на других и на качество выполненной работы. Они точно знают, чего хотят в жизни, поэтому их решения совпадают с их жизненными ценностями и приоритетами.

    Чувствуя эмоциональный комфорт с собой, они могут выйти на более высокий уровень и позаботиться также об организации: осознавая, где она сейчас находится и к чему стремится, лидеры сумеют подвести ее к желаемому состоянию с одновременным осознанием и учетом потребностей и самих работников. Самосознательные лидеры не является чрезмерно критически настроенными или нереалистично оптимистичными. Зато скорее всего являются честными — с собой и другими.

    Особенности лидера:
    Оценивает себя реалистично;
    Готов к конструктивной критике: знает свои слабые и сильные стороны;
    Может быть откровенным, когда нужно признать ошибки;
    Уверен в своих умениях.

    Саморегуляция

    Другой составной частью эмоционального интеллекта является саморегуляция эмоций, то есть умение отказаться от субъективных взглядов и посмотреть на ситуацию с реальной точки зрения — реакция по принципу «подумай, прежде чем сделаешь» . Хотя на рабочем месте возникает много ситуаций, которые вызывают сильные эмоции, лидеры с хорошими способностями к управлению эмоциями, способны взять власть над ними — например, разрешить конфликты без учета собственных симпатий, которые имеют шанс вылиться в большее доверие работников к лидеру. Саморегуляция является важной также со стороны конкурентоспособности. В сегодняшней бизнес-среде, которая является очень переменным и неоднозначным предметом, умение держать свои эмоции под контролем — является ключом к успеху, залогом здоровья лидера и его команды: спокойный лидер — спокойные и работники.

    Остановитесь

    Когда вы чувствуете сильные эмоции, задержите их перед тем, как позволить вулкану извергнуться, и проанализируйте, почему вы так себя чувствуете. Помните: несмотря на сложность ситуации, вы всегда можете выбрать, как на нее отреагировать.
    Умейте сказать «нет» импульсивным порывам.
    Будьте эластичными и готовыми к изменениям. Воспринимайте каждую смену или иной амбициозный вызов, как неоценимую возможность развить свой потенциал и стать лучшими.
    Практикуйте взвешенность и спокойствие.

    Эмпатия

    Эмпатия — умение понимать эмоции участников своей команды, принимать и учитывать их эмоциональную натуру. Осознание эмоциональных состояний других открывает для вас возможность увидеть вещи с их точки зрения. В свою очередь, эта компетентность является важной при улучшении условий труда, эффективной мотивации и развитии работников, поскольку мы познаем их желания и потребности. Почему интуитивное осознание потребностей работников является важным? Лидеры не ведут за собой людей, говоря им, что те должны сделать. Но лидеры побуждают людей хотеть помочь им. Чтобы этого добиться, нужно культивировать собственное желание подставить плечо другим, удовлетворяя их потребности. Когда другие чувствуют ваше желание помочь, они, в свою очередь, захотят помочь и вам. Замечательный лидер знает: для того, чтобы повести за собой и реализовать стратегические цели, нужно удерживать баланс между потребностями организации и потребностями работников.

    Поставь себя на место другого человека

    Уделяйте внимание языку тела работника. Умение понимать язык тела является ценной чертой у лидера — это позволит вам оценить, как человек чувствует себя на самом деле.

    Ответьте на чувства других. Вы просите своего работника остаться допоздна на работе — уже во второй раз. Он соглашается, но в его голосе явственно ощущается недовольство. Ответьте чувствам работника. Скажите, что вы высоко цените его настойчивость и желание поработать несколько дополнительных часов, и вы обеспокоены по поводу работы поздно ночью. Если возможно, придумайте, как решить вопрос «поздних ночей», чтобы в будущем это не было проблемой (например, когда нужно поработать больше и дольше, предложите своему работнику увеличенную плату или свободные утра по понедельникам).

    Общественные навыки

    В работе лидерам помогают также общественные навыки, то есть умение управлять отношениями и создавать сети контактов. Лидеры, которые имеют такие способности, умеют управлять изменениями в жизни организации и дипломатично решать конфликты. Развить эту способность можно с помощью ангажирования в активный диалог с командой и позитивного отношения к работникам.


    Однако общественная компетенция — это не просто умение быть дружелюбным со своими работниками. Это дружелюбие с целью заставить людей двигаться в желаемом направлении. Общественная компетенция является самой высокой точкой трех вышеупомянутых аспектов эмоционального интеллекта. Лидеры эффективны в межличностных отношениях, когда понимают свои эмоции, контролируют их и занимаются чувствами другого человека. В конце концов, лидер — это не необитаемый остров. Его задача заключается в выполнении работы с помощью людей, а общественная компетенция позволяет это — это то, что заставляет эмоциональный интеллект работать.

    Улучшайте коммуникативные способности: Совершенствуйся в регулировании и разрешении конфликтов

    Есть очень много путей для развития своего эмоционального интеллекта. Посещение семинаров, курсов и является одним из способов, который позволяет начать процесс. Сам процесс не будет легким, поскольку касается изменения врожденного темперамента, наших глубоко закоренелых привычек, поведения и взглядов и требует самостоятельной работы над собой. Продолжайте практиковать эти умения и не бойтесь ошибаться. Помните, что мы никогда не научимся водить машину, если не сядем за руль; не выиграем матч, если только наблюдать за ним по ту сторону голубого экрана; не вырастим цветок, если не будем поливать саженец… И не будем настоящими лидерами, если не коснемся сердец работников.ⓂⒷ