Общественная мысль России второй половины XIX в. Общественно-политическая мысль россии во второй половине xviii в Метод экспертной оценки в управлении персоналом
ü Либеральное движение (К.Д. Каверин, Б.Н. Чичерин, «Вестник Европы», земские либералы).
ü Консервативное движение (П.А. Валуев, М.Н. Катков, К.П. Победоносцев).
ü Революционно-демократическое движение (социализм) (Н.Г. Чернышевский).
ü Революционное народничество (анархистско-бунтарское, пропагандистское и заговорщическое направления; «Земля и воля»; «Народная воля» и «Черный передел»).
ü Распространение марксизма в России.
ü Анархистское движение.
ü Национальные партии.
Консерватизм (фр. conservatisme, от лат. conservo - сохраняю) - идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике - направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях - протекционизм.
В консерватизме главной ценностью принимается сохранение традиций общества, его институтов, верований и даже «предрассудков».
Либерализм (фр. libéralisme) - философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общества и экономического порядка.
Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания. Фундаментальные принципы либерализма включают признание:
Данных от природы естественных прав (включая право на жизнь, личную свободу и собственность), а также других гражданских прав;
Равноправия и равенства перед законом;
Рыночной экономики;
Ответственности правительства и прозрачности государственной власти.
Социализм - экономическая, социально-политическая система социального равенства, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества; важнейшей категорией, которая отличается от коммунистической идеологии тем, что сохраняется собственность на свои результаты труда у членов общества на все времена развития общества и отсутствует присвоение результатов чужого труда, является общественная собственность на территориальное, интеллектуальное пространство и пространство производства продуктов, но при этом основополагающими являются индивидуальная собственность и групповая собственность (трудовых коллективов – тех кто производит продукт) на средства производства продукта, но и при этом природные, т.е. общественные средства производства именно арендуются у общества.
Основная цель социализма в отличие от марксистской государственной монополизации, заключается именно в демонополизации всего общества людей, между людьми, которая приводит именно к равенству людей, сотрудничеству, свободе, братству, взаимопомощи.
Т.е. основной целью социализма является упразднение эксплуатации людей людьми.
Марксизм-ленинизм не имеет цели упразднения эксплуатации, он меняет эксплуатацию частными лицами, на эксплуатацию лицами от государства, превращая последних так же в эксплуататоров не только от государства, а уже в частных и именно за счёт государственной собственности на средства производства.
На основе философских идей социализма была также создана политическая идеология, выдвигающая в качестве цели и идеала установление общества, в котором:
Отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение;
Утверждаются социальное равенство и справедливость.
Монархические партии стали возникать в России после выхода в свет Манифеста 17 октября 1905 г. Крупнейшими из них были «Союз русского народа» во главе с А. И. Дубровиным, объединявший до 400 тыс. человек, и «Русский народный союз имени Михаила Архангела», руководимый В. М. Пуришкевичем и насчитывавший до 100 тыс. членов. Эти партии называли черносотенными, потому что они имели боевые вооруженные дружины, называвшиеся «черной сотней».
Значительное внимание черносотенцы уделяли борьбе с революцией и анархией в стране и наведению в ней жесткого порядка. По данным прессы, только за осень 1905 г. от рук черносотенцев погибло около 4 тыс. человек, в том числе большевики Н. Э. Бауман и Ф. А. Афанасьев. Около 10 тыс. было искалечено. Программы этих партий содержали следующие основные положения: сохранение самодержавной формы правления как исконной и единственно возможной в России; сохранение единой и неделимой России; отстаивание интересов единственного «государственного» народа - великороссов («Россия для русских!»); запрещение евреям иметь собственность и выезжать за пределы «черты оседлости», а также выселение в будущем всех российских евреев в Палестину. По сути, это были первые фашистские партии в Европе.
Возникшее в XIX веке индустриальное общество подняло острейшие проблемы социального бытия. Ни просветители, ни революционные потрясения предыдущего века, не сумели разрешить противоречия в обществе, углубившиеся на заре индустриальной эры. В новых условиях свои способы решения проблемы предложили сформировавшиеся в разных слоях общества течения, воплощенные в общественно-политической мысли.
Таким образом, на протяжении всего XIX века в российском общественно-политическом движении происходила поляризация сил. Правительство, проводя реформы в социально-экономической сфере, уходило от преобразования средневекового самодержавия в феодальную монархию. Слабая и неоформленная либеральная оппозиция не была востребована властью, что дало возможность революционным элементам овладеть сознанием масс.
Революционное народничество, перейдя к тактике террора, спровоцировали контрреформы, покончившие с народничеством. Царское правительство, само того не желая расчистило путь марксистам, которые вначале следующего века поставили на дыбы Российскую империю.
Социально-политические движения продукт промышленной революции
В Западноевропейских странах сложился запрос от социальных групп на воплощение своих чаяний в конкретные программы преобразования государства и общества. Откликнувшиеся на запрос мыслители развили общественно-политические учения по пяти основным направлениям. Каждое из этих течений имело особый взгляд на пути общественного развития и обеспечение личности правами.
Идеологи | Выражает интересы | Основополагающие идеи | Способы добиться целей |
|
---|---|---|---|---|
Консерватизм | Бёрк, Гоббс, де Местр | Аристократии и духовенства | Отстаивание традиционных ценностей и порядков. Верность социальным или религиозным доктринам. Главная ценность — сохранение традиций социума, его институтов и ценностей | Умеренные преобразования |
Локк, Юм, Кант, Руссо | буржуазии | Права и свободы любого человека – это высшая ценность, государственные и церковные средства влияния на жизнь граждан и социума ограничиваются конституцией. Принципы — незыблемость частной собственности, свободные торговля и предпринимательство. | Выборы, реформы |
|
Сен-Симон, Фурье, Оуэн | буржуазии, наемных рабочих, крестьян | Социальная справедливость, свобода и равенство. Общественная собственность или всеобщий контроль над природными ресурсами. | Природный выбор граждан, выборы, реформы. |
|
Маркс и Энгельс | Рабочего класса (пролетариата) | Неотвратимость борьбы между классами и социалистической революции. Главная роль пролетариата в революции. Удаление товарного производства и ликвидация частной собственности. Коммунистическое общество всестороннее развивает каждого социального индивида. | Социальная революция |
|
Анархизм | Прудон, Кропоткин, Бакунин | Трудящегося народа | Уничтожение обязывающего управления и власти человека над человеком, социальные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности каждого. | самоорганизация граждан |
Глубинная трансформация мировоззрения европейцев стала следствием промышленной революции XIX века. Все оформившиеся в этот период направления общественно-политической мысли отражали существенные изменения во взглядах на государство, политику и роль личности в истории.
Особенности развития социально-политической мысли в России
На протяжении XIX века в Российской империи предпринимались попытки сначала подправить, а потом и полноценно реформировать социальный порядок и вековые устои общества. В первую четверть столетия зародились общественные движения и начали формироваться главные направления отечественной общественно-политической мысли.
Идеологи | Выражает интересы | Основополагающие идеи | Способы достижения целей |
||
---|---|---|---|---|---|
Консервативное | Устрялов, | Привилегированных сословий и бюрократии |
| Всемерное укрепление основ самодержавия |
|
Либеральное | Киреевский, Аксаков, Самарин, Хомяков. | Патриотической интеллигенции | Россия должна развиваться по собственному пути. Самодержавие может сохраняться, но народ может через Земские соборы выражать свою волю. | Реформы сверху с учетом мнения народа. |
|
Грановский, Соловьев, Кавелин, Чичерин | Либеральной интеллигенции | Путь развития России и Западной Европы един. Благо страны в следовании западному примеру и стремлении стать частью единой, общечеловеческой культуры. | Мирная реализация реформ. |
||
Революционно-демократическое | Буташевич-Петрашевский, Герцен, Огарев | Студенческая молодежь | Упразднение самодержавия и крепостничества. Установление истинного народовластия. | Радикальные реформы и бунты. |
|
Марксизм | Плеханов, | Рабочий класс | Капитализм исчерпал свои возможности и должен преобразоваться в коммунизм. | Социальная революция. |
|
Анархизм | Кропоткин, | Трудовой народ | Отрицание государства как политического института. | Самоорганизация общества сознательных индивидов. |
В середине и последующей второй половине XIX века, отечественная общественно-политическая мысль достигла своего расцвета. Наступающая индустриальная эпоха несла колоссальные социально-экономические изменения, ставившие во главу угла проблему переустройства государственной власти в стране.
Дорогие читатели!
Мы рады представить Вашему вниманию первый выпуск электронного журнала «сайт». Наш журнал посвящен актуальным вопросам управления персоналом, как в России, так и за рубежом.
Создавая журнал, мы стремились к тому, чтобы все публикуемые в нем статьи отвечали на самые животрепещущие вопросы управления персоналом.
Важность эмоционального интеллекта в трудовой деятельности: почему он важнее, чем свойства личности
Когда, если не сейчас?! Оценка персонала в условиях кризиса
Шевченко Надежда Валерьевна
Работа с персоналом как направление деятельности сильно пострадало от обрушившегося на нас кризиса. А ведь кризис – самое время обратить внимание на человеческие ресурсы. В данной статье мы рассмотрим систему оценки персонала компании «РОДЭКС Групп» и ее практическое значение для преодоления кризиса. В основе оценки лежит методика «360 градусов», что позволяет рассмотреть сотрудника с разных точек зрения и одновременно повысить объективность и эффективность оценки. Модели компетенций, которые разрабатываются для каждой должности, помогают более точно определить соответствие сотрудника требованиям компании и зоны его развития. Если оценка проведена добросовестно как со стороны менеджера по оценке, так и всех остальных участников процесса оценки, то полученная информация поможет намного эффективнее использовать человеческий капитал компании. Результаты оценки в условиях кризиса применимы при принятии всех кадровых решений, будь то увольнение, передвижение или повышение. Обладая информацией о потенциале сотрудников, об их сильных и слабых качествах, мы сможем гораздо эффективнее организовать их деятельность, выделить лучших и подумать, что делать с теми, кто недотягивает до нашей высокой планки. Таким образом, оценка персонала как никогда важна для компании в условиях кризиса, когда работать надо активнее и интенсивнее, чтобы его преодолеть.
Руководители первичных трудовых коллективов как агенты службы персонала: теория, анализ и результаты исследований
Джон Парсел и Сью Хатчинсон
В исследованиях, направленных на изучение взаимосвязей между HRM и эффективностью деятельности, недостаточно внимания уделяется роли руководителей первичных трудовых коллективов, на которых возлагается ответственность за реализацию тех или иных HR-инициатив. Нами был проведен опрос работников 12 «высокоэффективных» компаний, целью которого было установить, насколько приверженность работников организации и эффективность их работы зависят от особенностей лидерского поведения и удовлетворенности от реализации программ в области управления персоналом. Установлено, что оба параметра в значительной степени влияют на особенности поведения работников и их эффективность. В конце статьи приводятся результаты исследования, направленного на развитие менеджерских навыков у руководителей.
Подбор лидеров: анализ объявлений
Метод экспертной оценки в управлении персоналом
В настоящее время все большее число процедур и методов оценки персонала, строится на экспертных оценках. Основным при использовании этих методов является умение грамотно спланировать и провести опрос экспертов. В статье рассмотрен перечень требований, которым должен отвечать эксперт, приведен ряд методов оценки достоверности полученных результатов, рассмотрены процедуры присвоения весов, построения рейтингов, а также описаны способы оценки степени согласованности мнений экспертов. Кроме того, даны практические рекомендации и приведены примеры использования данного подхода в практике.
Корпоративные университеты в Германии
Иевлева Валерия Валерьевна
Целью исследования является изучение корпоративных университетов в немецких компаниях, которые успешно реализовали данный проект. Материал носит практический характер и дает информацию для подготовки рекомендаций, способных повысить эффективность КУ.
В этом аналитическом обзоре использованы материалы, предоставленные федеральным министерством образования Германии, а также других открытых источников информации, в том числе корпоративных сайтов.
Все сферы духовной жизни России второй половины XVIII в. пронизывали идеи Просвещения - идущего из Франции направления, последователи которые выступали за установление «царства разума» на земле и придавали поэтому большое значение распространению образования и науки. По мнению просветителей, задачу создания гармонического общества способен решить просвещенный монарх, издающий справедливые законы.
Самым крупным деятелем Просвещения в России был писатель, журналист, издатель НИ. Новиков. В 1768-1775гг. он издавал сатирические журналы «Трутень», «Живописец», «Пустомеля». В своих изданиях Новиков клеймил невежество, чванство крепостнического дворянства. Объектом сатиры была политическая система: он высмеивал взяточничество, казнокрадство, административный и судебный произвол.
Виновником всех пороков являлся деспотизм, отсутствие свобод. Важной стороной деятельности Новикова было книгоиздательство: публикация словарей, справочников, журналов. Деятельность Новикова подтолкнула Екатерину II к репрессивным действиям. В 1792г. он был арестован и заключен в Шлиссельбургскую крепость, где находился до 1796г.
Взгляды А.Н. Радищева выходили за рамки идей Просвещения. С его именем связано формирование революционной идеологии, т.е. требования уничтожения самодержавно-крепостнического строя революционным, насильственным путем. Образование Радищев получил в Москве и Петербурге, учился в Лейпцигском университете, по возвращении в Россию поступил на государственную службу. Формирование его взглядов происходило в обстановке крестьянского восстания Е. Пугачева. Будучи в эти годы военным прокурором, он знакомился с делами беглых рекрутов, в которых ярко отражалась действительность крепостнической России. Все это, а также события французской буржуазной революции 1789г. подвели его к осознанию необходимости революционных перемен в стране. Эти мысли прозвучали в его оде «Вольность».
Наиболее значительным произведением Радищева стало «Путешествие из Петербурга в Москву». Книга была написана в 1784-1789 гг. в форме путевых заметок. Здесь впервые была отображена реальная жизнь крепостных. Радищев отрицал возможность реформ «сверху». По его мнению, ликвидация крепостничества и предоставление крестьянам земли будут возможны исключительно в результате народного восстания. Для России Радищев видел только одну форму государственного устройства - республику с равными правами всех граждан. Екатерина II назвала его «бунтовщиком, хуже Пугачева». По ее приказу он был арестован и приговорен к смертной казни, которую заменили 10-летней ссылкой в Илим. Павел I вернул его из ссылки и 1796г. При Александре I Радищев был привлечен для работы в Комиссии по составлению законов, но его радикальные идеи противоречили идеям реформизма и либерализма начала века. В 1802г. Радищев покончил жизнь самоубийством.
Радищев не был единственным русским революционером. Известны имена его единомышленников: Ф.В. Каржавин, драматург и поэт В. В. Капнист, публицист Я. Я. Пнин и т.д.
Диаметрально противоположную позицию занимал М.М. Щербатов - идеолог консервативного дворянства. В своих сочинениях он развивал два тезиса: необходимость сохранить господствующее положение в обществе дворян и оставить неизменными крепостнические порядки. В своем памфлете «О повреждении нравов в России» Щербатов подвергал резкой критике деятельность Екатерины II, обвинял ее в безнравственности. Обличительная сила изображения дворцовых порядков, показанных в этом сочинении, была такова, что оно было использовано Герценом в борьбе с самодержавием. Он впервые опубликовал его в 1858г.
Консерваторы
Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. В начале XIX в. русский историк Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия. Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.
С целью идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С. С. Уваров создал теорию официальной народности.
Теория Уварова была основана на трех принципах : самодержавие, православие, народность. Самодержавие декларировалось как единственно возможная форма правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая нравственность и религиозность. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права. Эти идеи развивались журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем, профессорами Московского университета М. П. Погодиным и С. П. Шевыревым. Теория официальной народности пропагандировалась через прессу, внедрялась в систему просвещения и образования.
Славянофилы и западники
В XIX в. произошло знакомство русского общества с Западной Европой, что не только повлекло за собой всплеск интереса к иностранной культуре, но и возродило тему русской самобытности. Становление самобытной русской философии началось с постановки вопроса об исторической судьбе России. В полемике конца 30-40-x гг. ХIX в. о месте России в мировой истории оформились противоположные течения русской социально-философской мысли — славянофильство и западничество . Начало дебатам об исторической судьбе России было положено опубликованием П. Я. Чаадаевым на страницах журнала «Телескоп» в 1829-1831 гг. его «Философских писем». Он выступил с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. Спасение России он видел в использовании европейского опыта. Труды П. Я. Чаадаева были запрещены к публикации в России. Позже его сторонники оформились в западников, а его критики — в славянофилов.
Лидерами славянофильства были А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин, которые выступили с обоснованием самобытного пути развития России. Свои труды славянофилы публиковали в журналах «Европеец», «Русская беседа», «Московский сборник».
Славянофилы обосновали идею самобытности исторического развития русского народа и уникальности русской культуры. Воззрениям славянофилов была присуща идеализация старой, допетровской Руси. По мнению славянофилов, Петр I нарушил традиционное развитие России, дворянство и интеллигенция, усвоив западноевропейскую культуру, оторвались от народной жизни. Славянофилы призывали интеллигенцию к сближению с народом, к изучению его жизни и быта, культуры и языка.
В московский кружок западников входили А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, Н. П. Огарев, К. Д. Кавелин и др. К западникам относился писатель И. С. Тургенев. Западники объединялись вокруг руководимых В. Г. Белинским журналов «Отечественные записки» и «Современник». Западники критиковали русскую действительность, видели причину отставания России от Западной Европы в приверженности традициям. Они считали, что православие во многом тормозит развитие страны.
В целом славянофилов и западников объединяло чувство недовольства утвердившейся в России политической и социальной действительностью. И те, и другие искали пути, которые могли бы исправить неверное, на их взгляд, положение вещей.
Утопический социализм
К середине XIX в. в среде российской интеллегенции приобрела популярность идея утопического социализма .
Утопический социализм — это теории и учения о справедливом устройстве общества.
Идеи социалистов-утопистов нередко представляли собой фантастическое описание будущего справедливого общества. Термин «социализм » впервые был употреблен в 1834 г. в книге французского писателя Пьера Леру «Об индивидуализме и социализме». Социалистические теории принято называть утопическими , потому что осуществить их либо невозможно, либо крайне затруднительно. Социалистические идеи возникли в XIX в., когда в экономике развитых государств Европы утвердился капитализм. Он разрушил традиционные основы жизни крестьянства, мелких торговцев, дворянства. Появился рабочий класс, положение которого было чрезвычайно тяжелым.
Социалистический идеал возник как реакция на трудности и лишения значительной части населения Европы.
Основоположниками утопического социализма в России были А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Они считали, что Россия в своем развитии может перескочить стадию капитализма и сразу же оказаться в социализме. А. И. Герцен и Н. П. Огарев возлагали надежды на крестьянскую общину, в которой видели зародыш будущего социалистического общества. Для достижения своих целей они предлагали усовершенствовать систему народного образования, чтобы крестьяне поняли свою историческую миссию и начали строить социализм. Из-за преследования властей А. И. Герцен и Н. П. Огарев вынуждены были эмигрировать за границу.
Значительное место в истории общественного движения 40-х гг. XIX в. занимает общество, сложившееся вокруг социалиста-утописта М. В. Буташевича-Петрашевского. С 1845 г. у него дома по пятницам собирались знакомые для обсуждения философских, литературных и общественно-политических вопросов. Здесь бывали Ф. М. Достоевский, А. Н. Майков, М. Е. Салтыков-Щедрин. К 1849 г. часть петрашевцев, возлагавших надежды на крестьянскую революцию, начала обсуждать планы создания тайного общества, целями которого было бы свержение самодержавия и уничтожение крепостничества. В апреле 1849 г. наиболее активные члены кружка были арестованы. Их намерения следственная комиссия расценила как заговор. Военный суд приговорил 21 петрашевца к смертной казни. В последний момент приговоренным было объявлено о замене смертной казни каторгой, арестантскими ротами и ссылкой на поселение.
- Общая характеристика Насекомых
- Власть заставляет людей умирать от голода или от холода, но мы национализируем недра и снизим тарифы втрое, - вадим рабинович Рабинович м ц пластическая анатомия челове
- "В связи с чем": запятая нужна?
- Православная молитва святой великомученице екатерине
- Перевал Дятлова: что случилось на самом деле?
- Воронцов михаил семенович Князь михаил павлович воронцов краткая биография
- Боевой путь вывод дивизии в резерв