Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Общая характеристика Насекомых
  • Власть заставляет людей умирать от голода или от холода, но мы национализируем недра и снизим тарифы втрое, - вадим рабинович Рабинович м ц пластическая анатомия челове
  • "В связи с чем": запятая нужна?
  • Православная молитва святой великомученице екатерине
  • Перевал Дятлова: что случилось на самом деле?
  • Воронцов михаил семенович Князь михаил павлович воронцов краткая биография
  • Антропологический подход к анализу культуры. Введение Антропологический методологический подход был обоснован в трудах

    Антропологический подход к анализу культуры. Введение Антропологический методологический подход был обоснован в трудах
    1

    Статья посвящена описанию антропологического подхода в сфере образовательного знания, намечены ориентиры по обеспечению перехода от традиционного образования к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития человека.

    Ключевые слова : антропологическая парадигма, антропологический подход в сфере образовательного знания, системно-деятельностный подход, культурно-деятельностная психология, деятельностно-ориентированное обучение, учение, направленное на решение проблем (задач), проектные формы организации обучения.

    В современной образовательной системе все большее признание получает антропологическая парадигма как ориентация на человеческую реальность во всех ее духовно-душевно-телесных измерениях; выступающая как поиск средств и условий становления человека как творца собственной жизни, как индивидуальности .

    Слободчиков В.И. подчеркивает: «Одним из безусловных вызовов отечественному образованию в настоящее время является требование прямого и профессионально обеспеченного решения проблемы производства и воспроизводства собственно человеческого в человеке , а не только его отдельных компетенций, способностей или - психических функций. Фактически, речь идет о постановке беспрецедентной задачи для образования: оно действительно должно стать универсальной формой становления и развития базовых, родовых способностей человека, позволяющих ему быть и отстаивать собственную человечность; быть не только материалом и ресурсом социального производства, но прежде всего - подлинным субъектом культуры и исторического действия, субъектом собственной жизни» .

    В настоящее время философы и ученые пытаются сформулировать третью антропологическую парадигму современности , контуры которой выглядят следующим образом:

    - «возврат» к персоналистическому взгляду на человека, который в себе будет гармонично совмещать телесное, разумное и духовное и начала в человеческой сущности и его деятельности;

    Формирование нового гуманизма в современных условиях, построенного на нравственности и любви, на соблюдении прав человека, его социальной защите; на утверждении практики не соперничества, а сотрудничества человека с человеком, нации с нацией;

    Эмансипация таких человеческих качеств, как свобода, творчество, самосовершенствование, трудовая деятельность, которые бы способствовали интеграции и коммуникации современного сообщества, не исключая естественных противоречий .

    Очевидно, что будущая антропологическая парадигма будет носить плюралистический характер, вобрав в себя самое позитивное из предшествующих ей парадигм и философских течений XIX-XX столетий. Она должна будет обращена непосредственно к человеку как личности, что предполагает свободу и ответственность за выбор мировоззренческой, гражданской, нравственной или иной позиции.

    Антропологический подход в сфере образовательного знания - это в первую очередь его ориентация на человеческую реальность во всей ее полноте , во всех ее духовно-душевно-телесных измерениях. Это поиск средств и условий становления полного человека ; человека - как субъекта собственной жизни, как личности во встрече с Другими, как индивидуальности перед лицом Абсолютного Смысла бытия человека.

    Одно из предельно общих определений образования звучит так - это всеобщая культурно-историческая форма становления и развития родовых способностей человека быть субъектом собственной жизни и деятельности .

    Хорошо известно, что освоение именно деятельностного содержания в образовании обеспечивает главное в развитии человека - становление его субъектности как онтологического основания всех последующих уже собственно личностных обретений.

    Одним из подходов, отвечающих стратегии социокультурной модернизации образования, является системно-деятельностный подход , развиваемый в рамках культурно-деятельностной психологии .

    Системно-деятельностный подход интегрирует конструктивные элементы компетентностного подхода и подхода, основанного на бихевиористской методологии формирования знаний, умений и навыков .

    В рамках системно-деятельностного подхода выделяются две неотъемлемые друг от друга характеристики: стандартизация образования, вариативность образования.

    Эволюционный смысл стандартизации заключается в обеспечении устойчивости процесса трансляции образцов познания, присущих данному уровню развития цивилизации.

    Эволюционный смысл вариативности образования заключается в наращивании творческого потенциала подрастающих поколений. Вариативность выступает как необходимое условие расширения возможностей развития личности при решении жизненных задач в ситуациях роста разнообразия.

    Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками . В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения.

    Хорошо известно, что освоение именно деятельностного содержания в образовании обеспечивает главное в развитии человека - становление его субъектности как онтологического основания всех последующих уже собственно личностных обретений. В этой связи особое внимание следует уделить педагогическому проектированию.

    В настоящее время можно говорить о нескольких типах педагогического проектирования (В.И. Слободчиков, 1995):

    1. Психолого-педагогическое проектирование развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия становления человека как подлинного субъекта собственной жизни и деятельности. В частности, обучения - как освоения общих способов деятельности; формирования - как освоения совершенных форм культуры; воспитания - как освоения норм общежития в разных видах общности людей.

    2. Социально-педагогическое проектировани е образовательных институтов и развивающих образовательных сред, адекватных определенным видам образовательных процессов, традициям, укладу и перспективам развития системы образования.

    3. Собственно педагогическое проектирование как построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности.

    Именно здесь, по В.И. Слободчикову, возникает особая задача проектно-исследовательской деятельности по обеспечению перехода от традиционного образования (традиционной школы, традиционных систем управления, традиционного обучения и воспитания) к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития человека.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Антропологическая соразмерность: материалы II Всероссийской научной конференции, Казань, 12-13 марта 2010 г. // http://professionali.ru/Topic/19240735
    2. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа //Педагогика. - 2005. - №4. - С.19-27.
    3. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества. // Развитие личности № 1 / 2009. С. 38-63.
    4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С.34-42.
    5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
    6. Конструирование идентичности и развитие человеческого потенциала как образовательная политика современности: материалы V Российской научно-практической конференции с международным участием по проблемам открытого образования, Красноярск - 2-3 апреля 2010 г. // http://www.firo.ru/ru/news/events/213-2010-04-02.html
    7. Лебедев О.Е. Комптентностный подход в образовании //Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.
    8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопр. психол. 1998. № 6. С. 317.
    9. Слободчиков В.И. Антропологический смысл исследовательской работы школьников // Развитие личности №1 / 2006. С. 236-244.
    10. Слободчиков В. И., Исаев Е. И.С48 Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
    11. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.

    Библиографическая ссылка

    Шайхутдинова Р.В. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРЕХОДА ОТ ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОМУ, РЕАЛИЗУЮЩЕМУ ОБЩИЙ ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 5. – С. 86-88;
    URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8129 (дата обращения: 26.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
    Еще одним концептуальным подходом в методологии сравнительно-правовых исследований является антропологический. Как известно, антропология понимается как наука о происхождении и эволюции человека, которая получила мощный импульс благодаря относительно недавним открытиям этнографов, историков, археологов, филологов и др. Что касается юридической антропологии, которую называют еще антропологией права, то она является научной и учебной дисциплиной, изучающей процессы юридизации человеческого бытия, обусловленные конкретными историческими типами цивилизаций. В результате этого выявляются закономерности, разъясняющие основные моменты, связанные с социальной и правовой жизнью человечества.
    Юридическая антропология в своих исследованиях основывается на анализе устных и письменных памятников права, с одной стороны, и практике общественной жизни, с другой. По мнению B.C. Нерсесянца, юридическая антропология является наукой о человеке как о социальном существе в его правовых проявлениях, измерениях, характеристиках. Она изучает правовые формы общественной жизни людей от древности до наших дней. В ее предметную область входят правовые системы,и в целом - весь комплекс правовых явлений (все правовые формы в широком смысле этого слова - правовые нормы, отношения, идеи и представления, институты, процедуры, способы регуляции поведения, защиты порядка, разрешения конфликтов и т.п.), которые складываются в различных сообществах (первобытных, традиционных, современных), у разных этносов (народов, наций), в разные эпохи и в разных регионах мира. Данное положение имеет принципиальное значение при изучении правовых систем, правовых традиции и их многообразия.
    Юридическая антропология помогает отбросить собственные национальные предрассудки в пользу восприятия других обществ с их образом жизни.
    Поскольку главным субъектом правовых отношений практически во всех правовых системах считается человек, то его социальное и правовое бытие (что является предметом юридической антропологии) имеет большое значение для изучения его формирования и функционирования. Данное обстоятельство позволяет рассматривать эволюцию разных правовых систем. Достижения юридической антропологии способствуют изучение правовой культуры, правового сознания и правового менталитета. Особенно это проявляется, например, при изучении семейноправовых и наследственно-правовых отношений в рамках различных правовых систем.
    Антропологический подход позволяет раскрыть сущность отношений, сложившихся в человеческом обществе, которые, впоследствии, послужили основанием для формирования разных правовых отношений в рамках различных правовых систем. Как отмечает Н. Рулан, не существует системы родства, единой для всех обществ: нам известны примерно восемьсот таких систем. Кроме того, в каждом конкретном случае идентичные родственные связи не означают идентичных родственных отношений. Это обстоятельство во многом объясняет разные варианты регулирования семейно-правовых отношений в рамках различных правовых семей, обусловленных цивилизационными особенностями.
    Как справедливо отмечает О.Ф. Скакун, антропологический подход позволяет рассмотреть человека как биосоциальный индивид, служит «мерой всех вещей», в том числе сравниваемых правовых систем.
    Таким образом, использование антропологического подхода в рамках методологии сравнительно-правовых исследований позволяет определить реальное место человека в правовой жизни общества, что обеспечивает объективное рассмотрение закономерностей формирования и функционирования различных правовых систем.

    Еще по теме Антропологический подход:

    1. 19.4. Политическая символика и политико-культурный подход
    2. 1.1. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД: ГЕНЕЗИС И МЕСТО В ИСТОРИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ

    Понятие психологической антропологии вошло в научный обиход значительно раньше, чем понятие педагогической антропологии. Впервые термин психологической антропологии появился с появлением работы Гескела «антропологическая психология» в 1547г.

    Психологическая антропология выполняет роль связывающего звена между философской и биомедицинской антропологиями, давая вместе с тем основное научное обоснование. Психологическая антропология ставит познавательной задачей выяснение иерархических уровней интегральной индивидуальности (по Мерлину). При ином подходе (Слободчиков, Исаев) она раскрывает в человеке его проявления как индивида – субъекта – индивидуальности – универсума.

    Термин психологическая антропология воспринимается многими исследователями неоднозначно и поэтому нуждается либо в определенных ограничениях, либо в известной трансформации. Поэтому психологическую антропологию можно рассматривать как оценивающую человеческую специфичность психики.

    Итак, психологическая антропология понимается как наука о формах и факторах изменчивости психических свойств и психофизиологических проявлений человека. Она включает в себя изучение влияний генетико-экологических факторов, Деятельности и духовности на психике психико-физиологические показатели в их развитии.

    Термин педагогическая антропология возник на особом научном и нравственном фоне 19 в. Его впервые употребил Пирогов в «Вопросах жизни», уточнил и наполнил содержанием Ушинский в книге «Человек как предмет восприятия».

    Слободчиков и Исаев охарактеризовали ее общий настрой и задачи:

    • восприятие воспитания и образования как естественный состав частей человеческого бытия;
    • признание целостной природы и сущности человека;
    • привлечение к воспитательному процессу материалов и наработок ряда частных конкретных антропологических наук;
    • включение в категориальный аппарат педагогическую антропологию новых понятий гуманитарного характера (смысл жизни, душевное совершенство).

    Основную задачу педагогической антропологии можно свести, таким образом, к индивидуализации и оптимизации восприятия и обучения при учете возможностей и способностей каждого ребенка, которые можно выяснить методами психологической диагностики. При этом нельзя забывать тенденцию постепенности в самораскрытии свойств индивида и личности, зависимость этих состояний от внешнего окружения, природных условий, материального достатка, приемов родительского восприятия, нормального климата в семье.

    Таким образом, в психологической антропологии и педагогической антропологии объектом рассмотрения служит человек единый в самом себе, то есть, в виде соматопсихичекой целостности, состояние которой обсуждается в связи с ее природным или культурным окружением при выяснении механизмов взаимодействия в системе человек- среда и выделением в пограничных областях соответствующих иерархических уровней.

    Антропологический подход: особенности методологии и возможности применения.

    Антропологический подход возник в 20-е годы XX века в европейской историографии в рамках французской «Школы Анналов». В соответствии с этим появилась методика изучения истории с точки зрения ментального подхода, повседневной жизни и т.п. На сегодняшний день антропологический подход находится на стадии разработки. Антропологическим подходом считается совокупность приемов и способов преподавания и изучения истории, где предметом изучения выступает человек, его менталитет, картина мира, мировоззрение…

    Можно выделить следующие особенности методологии антропологического подхода:

      Обширная источниковая база,

      Межпредметные связи,

      Проблемный метод изучения,

      Ментальный подход,

      Понимание духовного мира человека разных эпох.

    Применение антропологического подхода открывает следующие возможности:

      Перспектива расширения и обновления проблематики исследования,

      Привлечение новых источников,

      Сближение изучения отдельных национальностей и культурных общностей.

    Также существуют ограничения:

      Проблема репрезентативности изучаемого явления,

      Вопрос применения этого подхода к изучению эволюции общества на длительном отрезке времени,

      Зависимость от источниковой базы в применении.

    Достаточно четко можно выделить плюсы и минусы этого подхода.

    Плюсы антропологического подхода:

      Проблемное изучение истории,

      Исследователь свободен в выборе предмета изучения,

      Используются новые методы работы с источником,

      Интерпритация исследовательских методов из различных областей научного знания.

    Но также присутствуют существенные минусы:

      Нельзя проверить достоверность результатов исследования,

      Сложно проследить изменения в ментальности длительное время.

      Не разработанность методики.

    В последние 10 лет антропологический подход стал актуален и историки разных уровней заинтересовались не только теорией, но и практикой.

    В 2008 году прошла всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы преподавания социокультурных наук в технических ВУЗах в современных условиях», на которой делились опытом преподавания, в том числе и истории, используя элементы антропологического подхода и выдвигались тезисы о необходимости применения этого подхода в технических ВУЗах, т.к. с его помощью:

      Повышается познавательный интерес к предмету и профессии,

      Формирует личностные качества и способствует воспитанию профессиональных и гражданских чувств, необходимых для успешной самореализации в современном мире.

      Развивает внеучебную деятельность.

    Таким образом, становится очевидным еще один плюс антропологического подхода – тесная связь с воспитанием современного успешного человека. Но минусы остаются те же.

    Но многие методисты заинтересовались устранением третьего минуса из перечисленных выше. Поэтому можно сказать о том, что изучение истории повседневной культуры возможно в школе при изучении различных периодов, что доказал и анализ учебника А.Я. Гуревича и Д.Э. Харитоновича. Но также анализ методических разработок, представленных в сборнике М.В. Коротковой, и учебника подтверждают, что в школе возможно лишь частичное применение антропологического подхода. Очевидно, что историю войн, революций, экономического развития нельзя свести к изучению ментальности и повседневности.

    Но также более ярко выделились и плюсы использования антропологического подхода в преподавании истории в школе:

      Междисциплинарный подход,

      Подростковый возраст наиболее удачен для работы с заданиями в рамках антропологического подхода,

      Использование антропологического не предполагает изменения учебных программ или пособий,

      Изучение мировоззрения людей разных социальных групп, стран и эпох.

    Список литературы

      Амосова, И.В. Изучение повседневности на уроках во внеучебной работе // Короткова М.В. Методика изучения истории повседневной культуры в школе // М.: Русское слово – РС-2006. с. 98-105.

      Банникова, Н.Ф. К вопросу о роли исторической подготовки в формировании современного специалиста в техническом вузе //www.bmstu.ru/mstu/life/sobitiya?newsyear=2008

      Баткин, Л.М. О том, как А.Я. Гуревич возделывал свой аллод [текст]/Л.М. Баткин «Одиссей - научное издание»/М.:Наука-1991.с.103-115

      Блок, М. Апология истории, или Ремесло историка [текст]/М. Блок; под. общ. ред. А.Я. Гуревича - Изд. 2-е, доп.-М.: Наука,1986.-247с.

      Бордова Е.В., Калинов В.В. Социокультурный этап в эволюции инженерной деятельности//www.bmstu.ru/mstu/life/sobitiya?newsyear=2008

      Васильев, Л.С. Вневременный феномен выдающейся личности и европейский феномен индивидуальности [текс]/Л.С. Васильев// Одиссей: научное издание/ М.: Наука-1990.с.29-32.

      Волохова Г.А. Инновации в преподавании истории и формирование компетенции инженера //www.bmstu.ru/mstu/life/sobitiya?newsyear=2008

      Гаврилов, А.К. Традиционные историко-филологические приемы- необходимое условие новизны [текст]/А.К. Гаврилов// Одиссей: научное издание/М.: Наука-1990.с.18-21

      Гуревич, А.Я. Еще несколько замечаний к дискуссии о личности и индивидуальности в истории культуры [текс]/ А.Я. Гуревич// Одиссей: научное издание/М.: Наука-1990.с.76-90.

      Гуревич, А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии; о новом направлении в зарубежной историографии [текст]/А.Я. Гуревич//Одиссей: научное издание/ М.: Наука-1994.с.115-133.

      Дигеленский, Г.Г. историческая динамика человеческой индивидуальности [текст]/ Г.Г. Дигиленский // Одиссей: научное издание /М.: Наука-1992. с79-109.

      Зайцев, А.И. о применении методов современной психологии к историко-культурному материалу [текст]/ А.И. Зайцев// Одиссей: научное издание/ М.: Наука-1990. с.11-18.

      Иванов, В.В. Культурная антропология и история культуры [текст]/В.В. Иванов// Одиссей: научное издание/М.: Наука-1990. с 11-15.

      Игнатова Е.В. Изучение темы «Быт и культура послевоенного десятилетия» в курсе истории Отечества XX в.» // Короткова М.В. Методика изучения истории повседневной культуры в школе // М.: Русское слово – РС-2006. с. 50-59.

      Илюкина Ю.И. Изучение этикета императорской России на уроках Отечественной истории // Короткова М.В. Методика изучения истории повседневной культуры в школе // М.: Русское слово – РС-2006. с 89-98

      Короткова, М.В. Методика изучения истории повседневной культуры в школе [текст]/ М.В. Короткова// М.: Русское слово – РС-2006. с. 151.

      Короткова, М.В. Методологические и методические проблемы изучения культуры повседневности // Короткова М.В. Методика изучения истории повседневной культуры в школе // М.: Русское слово – РС-2006. с. 4-8.

      Короткова, М.В. Изучение культуры повседневности на уроках истории в школе (костюм, жилище, питание) // Короткова М.В. Методика изучения истории повседневной культуры в школе // М.: Русское слово – РС-2006. с. 9-36

      Короткова, М.В. Элективный курс «Бытовая культура России IX - XX вв.» Короткова М.В. Методика изучения истории повседневной культуры в школе // М.: Русское слово – РС-2006. с. 119-132.

      Левинсон, А.Г. Массовые представления об «исторических личностях» [текст]/ А.Г. Левинсон// Одиссей: научное издание/ М.: Coda,1996.с. 252-268.

      Ле Гофф, Ж Цивилизация средневекового Запада [текст]/ Ж. ЛеГофф; под.общ.ред. В.А. Бабинцева- Изд.: перераб.и доп.-Екатеринбург: У-Фактория, 2005.-568с.

      Методика преподавания и изучения истории. 4.2 [текст]: учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений/А.Т. Степанищев; отв.ред. М. Донского- М.: Владос. 2002-208с.

      Методика преподавания истории в школе [текс], учеб. пособие для студентов высш. учеб. заве6дений/ М. Т. Студеникин: отв.ред. Н.В. Шмитько- М.: Владос,2003-240с.

      Одиссей [текст]: Научное издание/ Институт Всеобщей истории-1990г.

      Одиссей [текст]: научное издание/ Институт Всеобщей истории-1991г.

      Одиссей [текст]: научное издание/ Институт Всеобщей истории-1992г.

      Одиссей [текст]: научное издание/ Институт Всеобщей истории-1994г.

      Одиссей [текст]: научное издание/ Институт Всеобщей истории-1996г.

      Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / М.: АЗЪ – 1994.

      Панченко, Д.В. Личности свойственно некое благородство [текст]/Д.В. Панченко//Одиссей: научное издание/М. Наука-1990.с 18-21.

      Педагогика 4.1 [текст]: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений/ И.П. Подласый; отв.ред. В.А. Салахетдинова- М.: Владос, 2000-576с.

      Подосинов, А.В. Ориентация по странам света в древних культурах как объект антропологического исследования [текст]/ А.В.Подосинов// Одиссей: научное издание/ М.: Наука-1994. с. 37-54

      Поршева, О.С. Антропологический подход в изучении Февральской революции 1917 г.: достижения и перспективы

      Рагиновский. Е.Б. Личность как облик и как самостоянье [текст]/ Е.Б. Рашковский// Одиссей: научное издание/ М.: Наука-1990. с.13-15.

      Светова Е.А. Изучение повседневной жизни русской женщины на уроках Отечественной истории // Короткова М.В. Методика изучения истории повседневной культуры в школе // М.: Русское слово – РС-2006. с. 78-88.

      Силина И.Ю. Изучение мира человека индустриальной цивилизации в курсе Новой истории // Короткова М.В. Методика изучения истории повседневной культуры в школе // М.: Русское слово – РС-2006. с. 60-77.

      Суздалева, Т.Р., Берснева, И.В. Воспитание толерантности как фактор национальной безопасности // www.bmstu.ru/mstu/life/sobitiya?newsyear=2008

      Харитонович, Д.Э. Ремесло и искусство [текст]/ Д.Э. Харитонович// Одиссей: научное издание/ М.: Наука- 1992. с. 160-176.

      Хомякова А.Н. Социокультурный портрет российского министра эпохи Александра II Короткова М.В. Методика изучения истории повседневной культуры в школе // М.: Русское слово – РС-2006. с. 106-118.

      Шкуратов, В.А. Историческая психология на перекрестках человекознания [текст]/ В.А. Шкуратов// Одиссей: Научное издание/ М. Наука-1991. с. 103-115.

      http://www.bmstu.ru/mstu/life/sobitiya?newsyear=2008

    Антропологический подход широко применяется в педагогике. Он имеет довольно интересную историю, заслуживающую пристального изучения.

    Идеи Руссо

    Глубокие и парадоксальные наблюдения, которые были сделаны Жаном Жаком Руссо, оказали существенное влияние на антропологический подход к культуре. Им была показана взаимосвязь между окружающей средой и воспитанием подрастающего поколения. Руссо отмечал, что антропологический подход к личности позволяет формировать чувство патриотизма в детях.

    Теория Канта

    Иммануил Кант выявил значимость педагогики, подтвердил возможность саморазвития. Антропологический подход в педагогике в его понимании представлялся как вариант развития моральных качеств, культуры мышления.

    Идеи Песталоцци

    В начале девятнадцатого века Иоганн Песталоцци подхватил идею гуманного подхода в педагогике. Им были определены следующие варианты развития личностных способностей:

    • созерцание;
    • саморазвитие.

    Суть созерцания заключалась в активном восприятии явлений и предметов, выявлении их сущности, формировании точного образа окружающей действительности.

    Теория Гегеля

    Антропологический подход в исследовании, предложенный Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем, взаимосвязан с воспитанием человеческого рода путем формирования отдельной личности. Он отмечал важность использования нравов, традиций истории для полноценного развития подрастающего поколения.

    Антропологический подход в понимании Гегеля - это постоянная работа над собой, желание познать красоту окружающего мира.

    Именно в этот исторический период в педагогике наметились определенные воспитательные ориентиры, которые позволяли формировать личность, способную к самореализации, самовоспитанию, самопознанию, успешной адаптации в социальной среде.

    Теория Ушинского

    Антропологический подход в педагогике, выдвигающий в качестве «предмета воспитания» изучение человека, был предложен К. Д. Ушинским. Его последователями стали многие прогрессивные учителя того времени.

    Ушинский отмечал, что полноценное формирование личности маленького человека происходит под воздействием внешних и внутренних, общественных факторов, которые не зависят от самого ребенка. Такой антропологический подход в воспитании не предполагает пассивности самого человека, отображающего внешнее действие определенных факторов.

    Любая воспитательная доктрина, независимо от ее специфики, предполагает определенные нормы, алгоритм.

    Принципы антропологического подхода формируются с учетом социального заказа общества.

    Современный подход

    Несмотря на изменения сознания, коснувшиеся общества, сохранена гуманность общественной природы. В наше время антропологический методологический одно из основных направлений работы школьных психологов и педагогов. Несмотря на те дискуссии, которые периодически возникают в учительской среде, именно гуманность остается основным приоритетом российского образования.

    Ушинский отмечал, что воспитатель должен иметь представление о той среде, в которой находится ребенок. Такой антропологический подход сохранился в коррекционной педагогике. В качестве отправной точки рассматривается именно сам ребенок, а уже потом анализируются его интеллектуальные способности.

    Адаптация детей, которые имеют серьезные проблемы с физическим здоровьем, стала основной задачей коррекционных педагогов.

    Такой антропологический подход позволяет «особенным детям» адаптироваться в современной социальной среде, помогает им развивать свой творческий потенциал.

    Идеи гуманизации, которые все чаще озвучиваются представителями министерства образования, к сожалению, не привели к полному отказу от классического подхода, основывающегося на формировании у подрастающего поколения системы навыков, знаний, умений.

    Не все педагоги используют культурно-антропологический подход при преподавании учебных дисциплин подрастающему поколению нашей страны. Ученые выделяют несколько объяснений сложившейся ситуации. Учителя старшего поколения, основная педагогическая деятельность которых прошла при традиционной классической системе, не готовы менять свое представление о воспитании и обучении. Проблема состоит и в том, что не разработан новый педагогический стандарт учителя, который бы содержал основные антропологические подходы.

    Этапы становления педагогической антропологии

    Сам термин появился во второй половине девятнадцатого века в России. Он был введен Пироговым, потом уточнен Ушинским.

    Этот философско-антропологический подход появился далеко не случайно. В народном образовании проводился поиск методологической основы, которая бы в полной мере способствовала выполнению социального заказа общества. Появление атеистических взглядов, новые экономические тенденции, привели к необходимости изменения образовательной и воспитательной системы.

    В конце девятнадцатого века на Западе разрабатывалась собственная концепция, в которой антропологический подход к культуре стал отдельной отраслью педагогического и философского знания. Именно стал первопроходцем, который выделил воспитание в виде основного фактора развития человека. Он учел все инновационные тенденции, применяемые в тот исторический период в европейских странах, разработал собственный социально-антропологический подход. Движущими силами воспитательного процесса, он сделал умственное, нравственное, физическое формирование личности. Такой комбинированный подход позволяет учитывать не только требования со стороны общества, но и индивидуальность каждого ребенка.

    Антропологический подход в исследовании, введенный Ушинским, стал настоящим научным подвигом этого удивительного ученого. Его идеи использовались педагогами - антропологами, психологами, послужили основой для создания специальной теоретической педагогики Лесгафта.

    Антропологический подход к изучению культуры, направленный на учет духовности и индивидуальности каждого ребенка, лег в основу выделения коррекционной педагогики.

    Отечественным врачом-психиатром Григорием Яковлевичем Трошиным был опубликован научный труд в двух томах, который касался антропологических основ воспитания. Он сумел дополнить идеи, предлагаемые Ушинским, психологическим содержанием, базируясь на своей собственной практике.

    Вместе с педагогической антропологией происходило и развитие педологии, предполагающей всесторонне и комплексное формирование подрастающего поколения.

    В двадцатом веке и образования стали эпицентром дискуссий и споров. Именно в этот исторический период появляется дифференцированный подход к учебному процессу.

    Антропологический подход в науке, провозглашенный Теодором Литтом, основывался на целостном восприятии человеческой души.

    Также необходимо отметить и тот вклад, который внес в педагогическую антропологию, Отто Больнов. Именно он отмечал значимость самоутверждения, ежедневного бытия, веры, надежд, страха, реального существования. Психоаналитик Фрейд пытался проникнуть в человеческую природу, познать связь между биологическими инстинктами и умственной активностью. Он был убежден в том, что для окультуривания биологических признаков необходимо постоянно работать над собой.

    Вторая половина 20 века

    Историко-антропологический подход взаимосвязан с бурным развитием философии. На стыке психологии и философии трудился Ф. Лерш. Именно он занимался анализом связи между характерологией и психологией. Базируясь на антропологических идеях о взаимосвязи окружающего мира и человека, им была предложена ценная классификация мотивов человеческого поведения. Он говорил об участии, познавательном интересе, стремлении к позитивному творчеству. Лерш отмечал важность метафизических и долга, любви, религиозных изысканий.

    Рихтер вместе со своими последователями вывел взаимосвязь между гуманитарными дисциплинами и искусством. Они поясняли двойственность человеческой природы, возможность индивидуализации путем использования общественных благ. Но Лерш утверждал, что справиться с подобной задачей могут только образовательные учреждения: школы, университеты. Именно общественная образовательная работа спасает от саморазрушения человечество, способствует применению исторической памяти для воспитания подрастающего поколения.

    Особенности возрастной и педагогической психологии

    В начала двадцатого века часть функций педагогической антропологии были переданы возрастной психологии. Отечественные психологи: Выготский, Эльконин, Ильенков выделили основные педагогические принципы, которые основывались на серьезном знании природы человека. Эти идеи стали подлинным новаторским материалом, который лег в основу создания новых методик воспитания и обучения.

    Существенное влияние на современную антропологию и педологию оказал Жан Пиаже, основавший женевскую генетическую психологию.

    Он опирался на практических наблюдениях, собственном общении с детьми. Пиаже сумел описать базовые этапы обучения, дать полную характеристику особенностей восприятия ребенком своего «я», познания им окружающего мира.

    В целом педагогическая антропология является способом обоснования образовательных методик. В зависимости от точки зрения, для одних философов она рассматривается в виде эмпирической теории. Для других такой подход является частным случаем, используется для поиска комплексного подхода к воспитательному процессу.

    В настоящее время педагогическая антропология является не только теоретической, но и прикладной научной дисциплиной. Ее содержание и выводы широко применяются в педагогической практике. Отметим, что подобный подход направлен на практическое внедрение «гуманистической педагогики», приема ненасилия, рефлексии. Он является логическим продолжением теории природосообразного воспитания, предложенной польским педагогом Яном Амосом Каменский в девятнадцатом веке.

    Методы антропологии

    Они направлены на аналитическое исследование человека в качестве воспитуемого и воспитателя, осуществляют педагогическую интерпретацию, позволяют синтезировать информацию из различных областей человеческой жизни. Благодаря этим методам можно экспериментальным и опытным путем изучать факторы, факты, явления, процессы, которые осуществляют в коллективах, касаются отдельных личностей.

    Кроме того, такие методики дают возможность строить индуктивно-эмпирические и гипотетически-дедуктивные модели и теории, связанные с определенными научными областями.

    Особое место занимает в педагогической антропологии исторический метод. Применение исторической информации позволяет проводить сопоставительный анализ, сравнивать разные эпохи. Педагогика при проведении таких сравнительных методик, получает прочную базу для применения национальных обычаев и традиций в формировании патриотизма в подрастающем поколении.

    Синтез стал важным условием для совершенствования образовательной системы, поиска эффективных образовательных технологий. Понятийная система стоится на синтезе, анализе, аналогии, дедукции, индукции, сравнении.

    Педагогической антропологией осуществляется синтез человекознания, который не может существовать вне интегративных усилий. Благодаря использованию информации из других научных сфер, в педагогике была разработана собственная проблематика, определены основные задачи, выявлены специальные (узкие) методы исследований.

    Без взаимосвязи между социологией, физиологией, биологией, экономикой и педагогикой, возможны ошибки неосведомленности. Например, отсутствие в нужном объеме информации об определенном явлении либо объекте, неизбежно приводит к искажению теории, выдаваемой учителем, появлению несоответствия между реальностью и предлагаемыми фактами.

    Интерпретация (герменевтика)

    Такой метод в педагогической антропологии используется для понимания человеческой природы. Исторические события, которые произошли в отечественной и мировой истории, можно использовать для воспитания в подрастающем поколении патриотизма.

    Анализируя особенности определенного исторического периода, ребята вместе со своим наставником находят в нем положительные и отрицательные характеристики, предлагают свои пути развития общественных строев. Такой подход дает возможность педагогам искать смысл определенных действий, поступков, обнаруживать источники интерпретации. Суть ее в модификации для педагогических целей методов, позволяющих проводить проверку знаний.

    Дедукция также широко применяется в современном образовании, дает возможность учителю проводить не только фронтальную, но и индивидуальную деятельность со своими воспитанниками. Интерпретация позволяет внедрять в педагогику сведения из религии, философии, искусства. Основной задачей педагога является не только применение научных терминов, подача ребятам определенной информации, но и воспитание, а также развитие личности ребенка.

    К примеру, в математике важно выявить связь между результатами и причинами, проводя измерения, различные вычислительные действия. Образовательные стандарты второго поколения, введенные в современную школу, направлены именно на внедрение антропологического метода в педагогику.

    Казусный метод предполагает изучение конкретных ситуаций и случаев. Он подходит для проведения анализа нетипичных ситуаций, конкретных характеров, судеб.

    Педагоги - антропологи в своей работе уделяют пристальное внимание наблюдениям. Предполагается ведение индивидуальных исследований, результаты которых заносят в специальные опросные листы, а также комплексное изучение классного коллектива.

    Теоретические технологии в сочетании с практическими опытами и исследованиями, позволяют получать желаемый результат, определять направление воспитательной работы.

    Экспериментальная работа связана с инновационными методиками и проектами. Актуальными являются модели, которые направлены на профилактику, коррекцию, развитие, формирование творческого мышления. Среди применяемых учителями в настоящее время, особый интерес представляет проектная и Педагог уже не выступает в роли диктатора, заставляющего детей учить наизусть нудные темы и сложные формулы.

    Инновационный подход, внедряемый в современную школу, позволяет учителю быть наставником для школьников, выстраивать индивидуальные образовательные маршруты. В задачу современного воспитателя и учителя входит организационная поддержка, а процесс поиска и усвоения навыков и умений ложится на самого обучающегося.

    В ходе проектной деятельности ребенок учится выявлять предмет и объект своего исследования, выявлять методики, которые ему потребуются для проведения работы. Учитель лишь помогает юному экспериментатору в выборе алгоритма действий, проверяет математические расчеты, вычисления абсолютной и относительной погрешности. Помимо проектной работы, в современной школе используется и исследовательский подход. Он предполагает изучение определенного объекта, явления, процесса, с помощью определенных научных методик. В ходе исследовательской деятельности школьник самостоятельно изучает специальную научную литературу, выбирает нужный объем информации. Педагог выполняет роль тьютора, помогает ребенку проводить экспериментальную часть, находить взаимосвязь между поставленной в начале работы гипотезой и полученными в ходе эксперимента результатами.

    Изучение законов антропологии в педагогике начинается с выявления фактов. Существует огромная разница между научной информацией и житейским опытом. Научными считают законы, нормы, категории. В современной науке используют два средства обобщения сведений на уровне факта:

    • статистическое массовое обследование;
    • многофакторный эксперимент.

    Они создают общее представление из отдельных признаков и ситуаций, формируют общий педагогический подход. В результате появляется полноценная информация о методах и средствах, которые можно использовать для образовательного и воспитательного процесса. Вариационная статистика является основным аппаратом для проведения педагогических исследований. Именно в результате внимательного анализа различных фактов, педагоги и психологи принимают решение о методике и приемах воспитания и обучения.

    Заключение

    Современная педагогика базируется на исследованиях, линейном и динамическом программировании. Для любого свойства и качества человеческой личности, элемента мировоззрения, можно найти определенный воспитательный подход. В современной отечественной педагогике в приоритете развитие гармоничной личности, способной адаптироваться в любой социальной среде.

    Воспитание рассматривается в качестве антропологического процесса. В задачу классного руководителя уже не входит вдалбливание, он помогает ребенку формироваться как личности, самосовершенствоваться, искать определенный путь получения определенных навыков и социального опыта.

    Воспитание чувства патриотизма в молодом поколении, чувства гордости и ответственности за свой край, природу, является сложным и кропотливым делом. Невозможно за короткий промежуток времени, не применяя инновационные подходы, донести до ребят различия между добром и злом, правдой и ложью, порядочностью и бесчестием. Научно-педагогическое и общественное сознание рассматривает воспитание в качестве специальной деятельности, которая направлена на изменение либо формирование школьником в полном соответствии с социальным заказом. В настоящее время антропологический подход считается одним из самых эффективных вариантов формирования личности.