Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Общая характеристика Насекомых
  • Власть заставляет людей умирать от голода или от холода, но мы национализируем недра и снизим тарифы втрое, - вадим рабинович Рабинович м ц пластическая анатомия челове
  • "В связи с чем": запятая нужна?
  • Православная молитва святой великомученице екатерине
  • Перевал Дятлова: что случилось на самом деле?
  • Воронцов михаил семенович Князь михаил павлович воронцов краткая биография
  • Ясир Арафат. Биография. Арафат ясир биография Краткое сообщение о я арафат

    Ясир Арафат. Биография. Арафат ясир биография Краткое сообщение о я арафат

    Ясир Арафат считается одной из самых противоречивых фигур в мировой политике.

    Арафат долгое время символизировал волю палестинского народа к свободе и независимости. Ему приходилось бывать и в Белом доме, и в Кремле, в его жизни было много разных испытаний.

    На него много раз покушались, но всякий раз он уходил от гибели. Его политические взгляды были противоречивыми, и поэтому он получил прозвище «Человек с тысячью лиц».

    Биография Ясира Арафата

    Место и время рождения Ясира Арафата подвергаются сомнению, существует много сведений на этот счет. Официально принято считать, что он родился 24 августа 1929 года в Каире. Но сам Арафат не раз называл в качестве места своего рождения Иерусалим.

    Отцом Арафата был богатый землевладелец, а матерью – Захва Абу-Сауд Аль-Хусейни. Арафат был пятым ребенком в семье, его мать рано ушла из жизни. В 1937 году семьи переехала в Египет.

    К 17 годам Ясир хотел перевозить в Палестину вооружение, но его не пустили. Он учился в Каирском университете, стал инженером. Но в итоге оказалось, что его настоящее призвание – политика. Поэтому даже успешный строительный бизнес в Кувейте не смог отвлечь Арафата от революционной борьбы.

    Он становится главой движения за национальное освобождение Палестины. В 1965 году его группа под названием ФАТХ пробирается на территорию Израиля. Но терпит поражение, после чего исчезает в Иордании. К 1969 году Арафат становится фигурой мирового значения, символом палестинской революции.

    В 1988 году Ясир Арафат выступил на совете ООН, и признал терроризм международной проблемой. Он призвал Израиль и Палестину к примирению и заявил о том, что он будет активно участвовать в решении ближневосточного конфликта мирным путем. В 1989 году Арафат получил Нобелевскую премию мира, также ее получили Шимон Перес и Ицхак Рабин.

    Потом Ясир активно работает в Национальном совете Палестины, и становится его исполнительным главой. В 1999- 2001 годах президент США Билл Клинтон инициирует проведение мирных переговоров между Израилем и Палестиной. В них принимают участие Ясир Арафат со стороны Палестины и премьер-министр Израиля Эхуд Барак. Но переговоры оказываются неудачными, Арафата обвиняют в том, что он провоцирует нападения палестинских террористов на мирное население Израиля.

    Он прячется в своей резиденции в Рамалле, но ее подвергают бомбардировкам. В 2004 году у Арафата резко ухудшается здоровье, и его отправляют в госпиталь в Париже. Там он и скончался 11 ноября 2004 года.

    Журналисты выяснили, что Арафат по происхождению является марокканским евреем. Но сам он утверждал, что у него только арабские корни.

    Деятельность

    Арафат часто утверждал, что дело всей его жизни – это палестинская революция. Его поступки часто вызывали недоумение у многих. Он одновременно мог пропагандировать джихад – священную войну ислама против неверных, и призывать к мирному урегулированию процесса на Ближнем Востоке. Поэтому у него было много врагов и среди израильтян, и среди арабов.

    Причина смерти

    Арафат умер в 2004 году в Париже. Причины смерти до сих пор не выяснены. Многие утверждают, что он был отравлен полонием. Но есть мнение, что он умер от СПИДА. Есть утверждения, что причиной смерти стал цирроз печени. В 2012 году вдова Суха хотела, чтобы провели эксгумацию его останков. С этой целью она создала обращение в Палестинскую национальную администрацию.

    • Ясир Арафат женился в возрасте 60 лет на своей советнице по экономическим вопросам Сухе Тауиль. Суха была христианкой, но перешла в ислам. Через пять лет после свадьбы у них родилась дочь Захва. Суха стал наследницей Ясира Арафата, и получила несколько десятков тысяч евро после его кончины.
    • Арафат никогда не читал книг, не ходил в театры и музеи. Его любимое произведение – это мультфильм «Том и Джерри».
    • Питался тем, что готовили его помощники.
    • Известно, что на Арафата неоднократно покушались. Сначала его пытались убить израильские спецслужбы, потом он мог погибнуть в результате налета израильской авиации на Тунис. Его хотели убить палестинские экстремисты, которые пытались остановить мирный процесс на Востоке. Поэтому Арафат пытался быть неуловимым. Он не ночевал два раза подряд в одном и том же месте, часто менял машины и пути передвижения.

    Его невысокая полная фигура, полувоенный френч, трехдневная щетина и клетчатая "куфия" (национальный платок) на лысой голове, повторяющая контуры Палестины, давно известны во всем мире. А сам он вызывает у людей далеко не однозначные чувства.

    Для одних он - "миротворец", для других - "террорист". Даже среди палестинцев о нем нет единого мнения: кто-то считает его "вождем", кто-то "предателем".

    Больше того, председателю Исполкома Организации освобождения Палестины, руководителю одной из составляющих ООП - организации ФАТХ, главнокомандующему палестинскими вооруженными силами, главе Палестинской национальной администрации, президенту Государства Палестина Ясиру Арафату уже не однажды предсказывали политический крах. Но всякий раз он выходил из, казалось бы, самых безвыходных ситуаций. Да еще приумножал свой авторитет.

    Как удается ему три с лишним десятилетия оставаться палестинцем ©1? Для многих (а быть может, для всех) - это до сих пор неразгаданная загадка...

    Его полное и известное только специалистам имя - Мухаммед Абдель Рауф Арафат аль-Кудва аль-Хусейни. В молодости он изменил его на нынешнее - Ясир Арафат. Сделано это было с определенной целью: он не хотел, чтобы его как-то связывали с командующим палестинскими силами Абдель Кадером аль-Хусейни, на которого возложили ответственность за поражение арабов в первой войне против израильтян. Дело в том, что Арафат после окончания лицея работал личным секретарем Абделя аль-Хусейни.

    Следует подчеркнуть, что биография лидера ООП так же противоречива и спорна, как и его политические взгляды. До конца неизвестна даже точная дата и место его рождения.

    Если верить официальным документам, то Арафат родился 24 августа 1929 года в Каире в богатой мусульманской семье. Сам палестинский лидер не раз заявлял, что появился на свет 4 августа того же года в Иерусалиме.

    Лучшие дня

    Сподвижники объясняют такое несоответствие по-разному. Одни говорят, что Арафат, называя местом рождения Иерусалим, как бы хочет теснее "сродниться" с этим городом, который он и его соплеменники мечтают сделать столицей независимого палестинского государства. Другие высказывали более прозаическую причину: родившегося в Иерусалиме мальчика отец с матерью зарегистрировали в Каире, что открывало возможность учиться и работать в Египте.

    Так где же родился лидер ООП?

    Многие факты указывают на то, что Арафат родился все же не в Иерусалиме, как он заявил журналу "Плейбой", и не в Газе, Акко или Цфате, как он говорил в других интервью, а в Каире. Его отец Абдель Рауф Арафат, землевладелец из Газы, и мать - Захва Абу Сауд, принадлежавшая к знатному иерусалимскому клану, чьи корни восходили к семье пророка Мухаммеда, в 1927 году переселились в Египет. Когда Арафату (шестому по счету ребенку в семье) исполнилось четыре года, родился еще брат - Фатхи, а мать внезапно скончалась. Тяжело перенесший потерю отец отправил двух малышей в Иерусалим к их дяде (брату жены) Салиму Абу Сауду.

    Семья, в которой воспитывался будущий палестинский лидер, была тесно связана с националистическими кругами. В дом Салима Абу Сауда частенько наведывались видные деятели мусульманской общины и вели политические беседы. Арафат часто вспоминает ту ночь, когда в дом ворвались английские солдаты и принялись избивать всех подряд.

    Мне тогда было семь лет, а Фатхи совсем маленький. Нас они не тронули, а дядю арестовали и куда-то увели.

    Шесть лет спустя отец, женившись вторично, а потом и в третий раз, вызвал братьев к себе в Каир. Во время второй мировой войны столица Египта напоминала бурлящий котел, в котором кипели политические страсти, сталкивались различные мировоззрения и взгляды. В те годы основными тенденциями, повлиявшими на жизненную позицию Арафата, были арабский патриотизм и национализм.

    Эти два фактора наложились на уверенность будущего палестинского лидера в том, что важнейший залог успеха на политическом, да и любом другом поприще - хорошее образование. Когда пришло время, Арафат подал заявление в Техасский университет на инженерный факультет, но государственный департамент США отказал ему в визе.

    К тому времени он уже был замечен как участник борьбы между палестинцами и созданным государством Израиль. Поэтому он поступил в Каирский университет. В 1948 году, когда началась первая арабо-израильская война, он оставил занятия и отправился сражаться против израильтян.

    После жестокого поражения в той войне он ненадолго перебирается в сектор Газа, который оказался в руках Египта. В 1950 году возвращается в Каир, чтобы продолжить учебу на инженерном факультете. Здесь встречает своих будущих соратников по борьбе, вместе с ними участвует в операциях против англичан.

    По свидетельству однокашников, Арафат очень болезненно воспринял поражение арабов в войне с Израилем. В студенческих спорах он называл ошибкой отказ арабских стран от раздела Палестины в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. Судя по всему, именно тогда у него зародилась мысль о том, что палестинцы должны сами позаботиться о своей судьбе, а не ждать, когда за них это сделают "братья арабы".

    В 1952 году Арафат, создает Союз палестинских студентов в Египте и избирается его председателем. Судя по тому, что его учеба продолжалась восемь лет (вместо трех), можно с уверенностью сказать, что на первом плане были дела союза. Энергичный, волевой и выносливый, он не только участвовал в политических дискуссиях, но и активно осваивал военное дело. Со временем он даже получил диплом офицера - в этом помогло решение родителей о регистрации его рождения в Египте. А в 1956 году, когда англо-франко-израильские силы рвались к национализированному Насером Суэцкому каналу, лейтенант Арафат уже командовал отрядом подрывников в составе палестинских формирований.

    Год спустя после окончания университета он уезжает в Кувейт, где к тому времени сложилась процветающая палестинская община. Там вместе с партнерами создает три строительные фирмы, которые приносят хорошие доходы.

    Я не был миллионером, - признается Арафат позднее. - Но я был богат...

    Кстати сказать, он никогда не брал и до сих пор не берет денег из кассы ООП.

    Одновременно со строительным бизнесом Арафат активно налаживает политические связи. Тогда же и сложилось ядро той, поначалу небольшой организации, с которой будет связана его карьера и жизнь. Речь идет о "Движении палестинского освобождения", которое он возглавил в 1959 году.

    Любопытная деталь. Аббревиатура этого названия оказалась похожей на арабское слово "гибель". Как быть? Арафат решил эту проблему: он предложил поменять местами буквы. Получилось известное - ФАТХ, что в переводе с арабского означает "открытие, завоевание, победа".

    Тогда же он взял себе подпольный псевдоним - Абу Аммар. Многие тогдашние палестинские лидеры призывали арабов к единству, чтобы "сбросить евреев в море" и создать на освободившемся пространстве независимое палестинское государство. Арафат и его сподвижники выдвинули принципиально новую программу. Ее главный принцип - "освобождение Палестины - это прежде всего дело самих палестинцев".

    Не арабское единство - путь к Палестине, - подчеркивал тогда и повторяет сейчас лидер ООП, - а Палестина - путь к арабскому единству.

    Добиться этого, как считали руководители ФАТХа, можно только "вооруженной партизанской борьбой против Израиля". Рост популярности ФАТХа, влияние на палестинские массы не могли не насторожить некоторых арабских лидеров. Желая постоянно держать палестинцев на "коротком поводке", главы арабских режимов, собравшиеся в 1964 году на встречу в верхах в Каире, создали Организацию освобождения Палестины.

    Арафат расценил этот шаг как попытку подмять под себя палестинцев. Чтобы сохранить ФАТХ как боевую независимую организацию, следовало дать решительный ответ, заявить о себе делами, причем ни у кого не спрашивая разрешения. Проведенная бойцами ФАТХа 1 января 1965 года первая партизанская операция на территории Израиля вошла в историю как начало палестинского движения сопротивления.

    Поражение арабов в "шестидневной войне" в июне 1967 года лишний раз убедило Арафата и его сторонников в том, что надо полагаться на собственные силы и самим бороться за освобождение Палестины. С этого момента "фатховцы" активизировали боевые операции на оккупированных территориях и превратились из немногочисленной организации в ведущую военно-политическую силу.

    21 мая 1968 года Арафат принимает участие в сражении под местечком Караме (Иордания), где небольшой отряд палестинцев успешно противостоял регулярной израильской армии. В ожесточенном бою были убиты 29 израильтян, уничтожены 4 танка и 4 бронетранспортера.

    Победа в этом бою еще больше укрепила авторитет главы ФАТХа. Название его движения уже не сходит со страниц мировой прессы. В феврале 1969 года национальный совет Палестины (парламент в изгнании) избирает Арафата председателем Исполкома ООП. А еще через год он становится главнокомандующим силами палестинской революции. Теперь его принимают на высшем уровне все арабские страны.

    Но, пожалуй, переломным годом для ООП и, естественно, Арафата стал 1974-й. Тогда была принята новая политическая программа, которая призывала бороться за создание палестинского государства "не вместо, а наряду с Израилем", то есть на оккупированной территории Западного берега реки Иордан и в секторе Газа. Арафат выступил на Генеральной Ассамблее ООН и предложил Израилю оливковую ветвь мира. После этого ООП признали более ста государств, а ее лидер стал центральной фигурой на ближневосточной политической сцене.

    Но впереди Арафата ожидали серьезные испытания. Самое суровое - вторжение Израиля в июне 1982 года в Ливан, где размещалась штаб-квартира ООП.

    В эти дни я в качестве корреспондента "Литературной газеты" находился в осажденной ливанской столице, не раз встречался с Абу Аммаром и могу засвидетельствовать: лидер ООП ни на минуту не терял присутствия духа, уверенности. Он не дрогнул, умело руководил палестинцами. И уходил из Бейрута со своими бойцами организованно, с оружием в руках и национальными флагами. Что бы ни говорили его оппоненты, я убежден, что решение Арафата покинуть окруженный израильтянами город было единственно верным - он сохранил людей для будущей борьбы.

    Не были для него безоблачными и годы в послебейрутский период, хотя в апреле 1987 года Арафат переизбирается председателем Исполкома ООП. Через два года - президентом Государства Палестина, провозглашенного в ночь на 15 ноября 1988 года. И, наконец, 4 мая 1994 года он подписывает в Каире соглашение с Израилем о введении автономии на части оккупированных территорий - в секторе Газа и в районе Иерихона, что приоткрыло плотно закрытую дверь к миру на Ближнем Востоке.

    Что же помогает палестинцу N1 сохранять свое лидерство?

    Ответ, пожалуй, заключается в качествах, делающих его не только личностью, но и вождем. Если о многих политических деятелях можно сказать, что они "преданы национальной идее", то у Арафата эта преданность супергипертрофирована. Она выражается не только в том, что он посвятил ей всю свою жизнь, но и в его удивительной осведомленности, в глубоком понимании того, что происходит на Ближнем Востоке. Чтобы постоянно быть в курсе событий, он создал специальные группы, которые 24 часа в сутки снабжают его информацией о положении дел на местах.

    Во всех своих контактах Абу Аммар старается создать атмосферу сердечности и доверия. При этом всякий раз выясняется, что он знает если не отца, то деда или соседа своего собеседника. Среди палестинцев эта система надежно работает.

    Он прямой и обаятельный человек, полный очарования, наполовину - рассчитанного, наполовину - естественного.

    Следует особо подчеркнуть аскетический образ жизни, который ведет лидер ООП. В то время как большинство его сподвижников обзаводились семьями, он оставался холостяком.

    Моя жена - палестинская революция... - любил повторять он журналистам.

    Однако в 1992 году в 63-летнем возрасте Арафат "изменил" своей единственной любви - палестинской революции и женился на 28-летней красавице Сухе Тауиль, своей советнице по экономическим вопросам. Ради любви православная христианка Суха даже приняла исламскую веру и перешагнула через 35 лет разницы в возрасте.

    Впрочем, справедливости ради следует отметить, что поженились они еще в ноябре 1989 года, но хранили этот факт в тайне, пока он не стал достоянием вездесущих журналистов. О свадьбе Арафата и Сухи знали лишь ближайшие соратники, но предпочитали не распространяться о личной жизни своего лидера.

    Те же журналисты "раскопали" данные, свидетельствующие о том, что Суха - это вторая жена Арафата. Его первая супруга - Наджла Ясин, о существовании которой мало кто знал даже среди палестинцев и с которой лидер ООП так и не зарегистрировал официально свои отношения. Наджла, известна больше под псевдонимом Умм-Наср.

    В интервью израильской газете "Гаарец" она поведала, что познакомилась с Абу Аммаром еще в 1966 году и знала его по совместной деятельности в ФАТХ.

    Мы были долгие годы неразлучны, - рассказала Наджла. - Я была единственной, кто по-настоящему понимал его. Знала, что раздражает и веселит его, что заботит и радует. Я понимала его до конца...

    По словам бывшей жены Арафата, с 1972 по 1985 год она являлась его личным секретарем. До этого канцелярии как таковой у лидера ООП не было.

    Абу Аммар доверял мне все свои тайны, - утверждает Наджла. - Я знала все и обо всем до мельчайших подробностей и помогала мужу, чем могла.

    В 1985 году Наджла и Арафат расстались. Рассказывают, что это произошло так. Советники пришли к нему в кабинет и заявили, что жена мешает ему руководить палестинской национально-освободительной борьбой. Абу Аммар, не колеблясь, выбросил "княжну" за борт челна своей жизни.

    К браку Арафата его бывшая супруга относится сдержанно.

    Это его личное дело, - считает она. - Но я думаю, что он не забыл меня.

    В 1995 году лидер ООП стал отцом. Кроме того, в семье воспитываются еще 12 палестинских ребятишек, усыновленных Арафатом еще до женитьбы.

    Соратники Абу Аммара подтверждают, что даже сейчас, после женитьбы, у него нет собственного дома, имущества, хотя он контролирует финансы ФАТХ и ООП. Его одежда - это два-три комплекта полувоенной формы и неизменная клетчатая "куфия". Все получаемые им подарки он, не вскрывая, отдает своим сотрудникам.

    Еда его также не интересует. На работе ест то, что готовят его помощники. Куриный бульон, рис, сэндвичи, овощи, а на десерт - халва и чай. Причем он любит приглашать на эти трапезы тех, кто в данный момент находится в приемной. Он не курит, не употребляет спиртного.

    Такой образ жизни - это своего рода ключ к власти над людьми. Думаю, что Арафат умело пользуется тем, что его сподвижники не хотят отказываться от жизненных благ и удовольствий. Не исключено, что он даже поощряет или делает вид, что не замечает "шалостей" своего окружения.

    Арафат не занимается спортом, если не считать нескольких упражнений по утрам. Не читает книг, не слушает музыки, не посещает театры или музеи. Лишь в поездках, находясь в своем самолете, смотрит мультфильмы. Его любимой мультяшкой является "Том и Джери", поскольку мышь всегда оказывается победительницей.

    Абу Аммар мастер символики. Не будучи особенно похож на солдата, он выбрал для своего повседневного костюма материал военного цвета "хаки" и постоянно носит на поясе кобуру. Клетчатый платок-куфия выделяет его в толпе, что, может быть, опасно для человека, живущего в столь сложных условиях, но ценно, когда речь идет об утверждении имиджа. Головной убор не имел особого значения, пока Арафат не начал носить его так, как носили в подмандатной Палестине. Вскоре этот головной убор стал эмблемой палестинской принадлежности.

    Многие арабские лидеры (в их числе король Иордании Хусейн и президент Сирии Хафез Асад) не раз обвиняли Арафата в обмане и предательстве, предупреждали, что на него "нельзя полагаться". Подобные обвинения против лидера ООП звучали и в Израиле.

    Дело в том, что он сделал ряд заявлений, противоречивших подписанному в Каире израильско-палестинскому соглашению. Выступая перед мусульманами в мечети Йоханнесбурга, он призвал к "джихаду" ("священной войне") за освобождение Иерусалима. При этом заверил слушателей, что соглашение, которое он заключил с Израилем, подобно договору пророка Мухаммеда с племенем курейшитов. И дал понять, что если пророк два года спустя нарушил договор, то и он, Арафат, способен пойти на такой же шаг.

    Трудно сказать, с какой целью лидер ООП сделал эти заявления и тем самым взбудоражил израильскую общественность. Допускаю, что он, пойдя на слишком большие уступки Израилю, хотел таким образом ублажить мусульман и успокоить палестинцев. Поэтому его слова можно считать тактическим ходом. Впрочем, не эти ли ходы помогают ему сохранять лидерство?

    За все эти годы убить Абу Аммара пытались чаще, чем любого другого политического деятеля. Причем в первую очередь израильские спецслужбы. Так, например, когда в 1982 году палестинцы покидали Бейрут, израильские снайперы держали в перекрестье прицела знаменитую клетчатую "куфию". Но были вынуждены повиноваться приказу "Арафата не трогать!"

    Позднее, в 1985 году, они могли похоронить его под руинами во время налета израильской авиации на Тунис, в результате которого погибли 73 человека. Но лидер ООП в тот злополучный день не работал, как обычно, допоздна.

    Теперь же лидеры Израиля хотят, чтобы он оставался живым, ибо для них он, и только он, - гарант мирного сосуществования. Но зато сегодня убить Арафата намерены уже палестинские экстремисты, которые рассчитывают вместе с ним похоронить и мирный процесс. Вот почему он не ночует в одном месте два раза подряд, постоянно меняет маршруты передвижения.

    Только я знаю, где буду на следующий день, - признается лидер ООП. - Указания отдаю, лишь когда сажусь в машину.

    Бытует мнение, что у Арафата есть ангел-хранитель. Достаточно вспомнить, в каких перипетиях он оказывался за тридцать с лишним лет военно-политической карьеры. Его не сломил "черный сентябрь" 70-го, когда в ходе конфликта с Иорданией палестинцы были вытеснены из этой страны. Он уберег ООП от развала и после поражения в Ливане, где до 1982 года действовала мощная инфрастуктура организации. Пережил он в 1992 году и авиакатастрофу в ливийской пустыне Сахара, где в ожидании помощи провел 13 часов, помогая товарищам согреться и отгоняя диких животных.

    Кстати сказать, тогда жизнь Арафату и его команде спас... израильский радиолюбитель. Он поймал посылаемые экипажем сигналы бедствия и позвонил советнику лидера ООП. Тот в свою очередь связался с властями Ливии, которые и знать не знали об авиакатастрофе.

    Позже Арафат расскажет:

    В ожидании помощи у меня было два видения. Первое - мои братья по борьбе, которые уже умерли. А вслед за ними мне привиделась мечеть Аль-Акса. Я понял, что останусь жив, и буду молиться в Иерусалиме.

    Не исключено, что именно тогда Арафат осознал, что единственный путь для осуществления этой мечты состоит в том, чтобы решиться на мир с Израилем. Как бы то ни было, но 13 сентября 1993 года в Вашингтоне на лужайке Белого дома после подписания соглашения он обменялся рукопожатием с израильским премьер-министром Ицхаком Рабином. А в следующем году вместе с ним и тогдашним министром иностранных дел Шимоном Пересом получил Нобелевскую премию мира.

    Тем не менее, когда Арафат прибыл в палестинскую автономию, он с первых шагов столкнулся со многими проблемами. Местные лидеры Газы и Иерихона откровенно ненавидели его и не желали с ним сотрудничать. Они настаивали на том, чтобы установить в ООП и в автономии демократическое правление и коллективное руководство. Иными словами, они потребовали отстранения лидера ООП от власти. Добиться этого, однако, не удалось. Более того, Арафат к уже имевшимся постам добавил еще один - председателя Совета палестинской автономии.

    И все-таки Абу Аммаром были тогда (думаю и сегодня тоже) недовольны многие. Жители автономии, испытывавшие нужду. Экстремистская организация ХАМАС и движение "Исламский джихад", сторонников которого по его приказу бросили в тюрьмы (они спровоцировали кровавые столкновения с палестинской полицией). И, наконец, израильтяне, которые считали, что его действия в борьбе с террором малоэффективны.

    Поэтому первое время Арафату пришлось вести борьбу не столько за укрепление своей власти в автономии, сколько за выживание. Хотя Израиль старался не вмешиваться, чтобы не дать повод обвинить лидера ООП в том, что он действует под диктовку "сионистского врага", его положение было двойственным. Ему хотелось покончить с террором или хотя бы держать его под контролем. Сделать этого он, однако, не мог. Прежде всего потому, что 30% жителей автономии поддерживали в то время "Исламский джихад" и ХАМАС. Бить по ним - означало провоцировать гражданскую войну.

    Абу Аммар весь в делах... Иногда кажется, что у него вообще нет личной жизни. За его внешним спокойствием и оптимизмом порой не всегда можно уловить те проблемы, с которыми приходится ежедневно сталкиваться палестинской администрации. Ведь переход от многолетней вооруженной борьбы к мирному строительству своей национальной государственности осложняется не только тяжелым наследием израильской оккупации, преодолением сопротивления оппозиции, но и тем, что большая часть палестинских земель все еще находится под контролем Израиля.

    Биография Ясира Арафата представляет большой интерес для всех, кто занимается изучением Ближнего Востока. Этот человек является одним из самых известных радикальных политиков второй половины 20 столетия. Не только его жизнь, но и вся его общественная деятельность получает неоднозначные оценки. Многие цитаты Ясира Арафата вошли в историю и широко используются. Многие его достижения не в силах повторить ни один политик.

    Биография Ясира Арафата: ранние годы

    Герой нашей статьи говорил, что родился в 1929 г., 4 августа, в Иерусалиме. Согласно официальным документам, местом его рождения был Каир, а появился он на свет 24 августа 1929 г. Его отец был знатным землевладельцем и торговцем из Газы. Мать Ясира происходила из иерусалимского рода, который восходил к пророку Мохаммеду. Когда она умерла, Арафату было всего 4 года. После этого его перевезли в Иерусалим. Здесь семья жила рядом со Стеной плача и мечетью аль-Акса, находящейся внутри Храмовой горы.

    После смерти матери отец Арафата еще несколько раз женился. В 1937 г. семья переехала в Каир. В основном воспитанием Ясира занималась Инам - его старшая сестра. По ее словам, в детстве у брата проявлялись лидерские качества, ему нравилось командовать сверстниками.

    Смена имени

    При рождении Арафату дали имя Мухаммад Абд ар-Рахман Абд ар-Рауф аль-Кудва аль-Хусейни. В юношеском возрасте он взял себе новое имя Ясир ("легкий"). Сделал он это для того, чтобы его не связывали с Абдуль-Кадиром аль-Хусейни, командовавшим палестинскими силами. На этого человека была возложена ответственность за поражение в первой арабо-израильской войне. Дело в том, что после окончания обучения в лицее Арафат был личным секретарем командующего.

    Начало политической деятельности

    Будучи еще 17-летним юношей, Ясир Арафат принимал участие в нелегальной перевозке вооружения в Палестину для ведения борьбы с евреями и англичанами. Кроме этого, он занимался и революционной агитацией. В годы войны, в 1948 г., Ясир бросает учебу, берет в руки оружие и совместно с другими палестинцами пытается отправиться на родину. Однако попытки были неудачными - их остановили и разоружили египтяне, отказавшиеся пропустить в зону боев необученных студентов.

    Арафат, разозлившись на "предательство" братских арабских стран, вступает в "Мусульманское братство". В период с 1952 по 1956 гг. юноша руководил Лигой палестинских студентов. Ясир Арафат всегда считал ошибкой отказ от раздела Палестины согласно резолюции Генассамблеи ООН. Политик полагал, что не арабские государства, а непосредственно сами палестинцы должны решить свое будущее.

    В 1956 г. Ясир Арафат в звании лейтенанта в составе египетской армии участвовал в отражении наступления объединенных сил англичан, французов и израильтян на Суэцкий канал, национализированный Насером. Именно тогда его впервые увидели в куфии - головном платке бедуинов. Все последующие годы жизни Ясира Арафата этот платок был символом сопротивления палестинцев.

    ФАТХ

    В 1956 г. Ясир Арафат переезжает в Кувейт. Здесь к этому времени сформировалась вполне процветающая община палестинцев. В Кувейте Ясир занимается (и довольно успешно) строительным бизнесом. Однако истинные его намерения были связаны с революционной деятельностью. "Палестину могут освободить только сами палестинцы", - яркая цитата Ясира Арафата, ставшая лозунгом всей его последующей деятельности. Он не стал рассчитывать на поддержку других арабских государств.

    В середине 20 века на территории Египта существовало несколько разрозненных отрядов федаинов, которые вели борьбу за независимость Палестины. Однако не было единой структуры, организации, штаба, который координировал бы эту деятельность. Ясир Арафат решил его создать.

    В 1957 г. он участвовал в формировании Движения за освобождение Палестины (ФАТХ). Впоследствии Ясир возглавил эту организацию. В то время большую часть членов движения составляли беженцы, которые сначала осели в секторе Газа, студенты Бейрутского и Каирского университетов, а также люди, работавшие в разных арабских государствах.

    Первоначально объединение получило название "ХАТФ". Но аббревиатура эта была похожа на слово, означающая в переводе с арабского "поражение". Поэтому в 1959 г. ее стали писать наоборот. "Фатх" означает "завоевание", "победа". В тот же год Ясиру в партии дали прозвище. Его стали звать Абу Аммар.

    В ночь с 31 декабря 1964 на 1 января 1965 г. члены ФАТХ совершили первый террористический акт на израильской территории. Они попытались подорвать акведук, обеспечивавший пресной водой половину Израиля. Эта дата считается палестинцами началом борьбы за образование своего независимого государства.

    ООП

    Арафат обратился за поддержкой к ЛАГ (Лиге арабских государств). Он утверждал и доказывал, что арабам необходимо объединиться, только тогда они смогут быть сильными. Безусловно, для объединения и ведения войны необходимы были средства, базы, люди, оружие. ЛАГ выделяет в 1964 г. деньги, на которые создается Организация освобождения Палестины (ООП). По данным некоторых источников, она была сформирована руководителями арабских стран в противовес ФАТХ. ООП была нужна для контроля палестинского национального движения.

    Слияние ФАТХ и ООП

    В середине марта 1968 г. в районе Эйлата на мине, заложенной с иорданской стороны, подорвался автобус, перевозивший детей. Два человека тогда погибли. Через 3 дня израильская армия, авиация, танковые войска и артиллерия выступили против солдат ФАТХ, находящихся в иорданском поселке аль-Караме. В ходе сражения селение было почти полностью уничтожено.

    Надо сказать, что, несмотря на огромные потери, сторонники и участники ФАТХ говорили о полной и безоговорочной победе, т. к. лучше вооруженная израильская армия отступила, получив достойный отпор. После нанесенного арабам поражения в Шестидневной войне, сражение в аль-Караме в разы повысило авторитет Ясира Арафата, сделав его национальным героем, осмелившимся противостоять израильтянам. Что касается Израиля, то там операцию оценивали как крайне неудачную. ФАТХ стало стремительно набирать популярность. Ряды движения постоянно пополнялись молодыми арабами. В такой ситуации неудивительно, что спустя год Ясир был назначен новым председателем Организации освобождения Палестины.

    В конце 1960-х гг. ФАТХ окончательно влился в состав ООП и занял там центральное место. В феврале 1969 г. на Национальном конгрессе Арафат был официально избран на пост руководителя ООП. На этой должности он сменил Ахмеда Шукейри. Спустя 2 года Арафат получил пост главнокомандующего армией "Палестинской революции", в 1973 - стал руководителем политического комитета ООП.

    В эти годы Арафат создает эффективную (как покажет будущий опыт) структуру, в которой формирует военное и политическое крыло. С этого момента израильтяне официально имели дело с руководителями национально-освободительного движения, политиками, борющимися за независимость и свободу палестинского народа.

    Деятельность в Иордании

    Она осуществлялась в течение трех лет. За этот период палестинцам удалось превратить Иорданию в основной плацдарм. Отсюда регулярно они наносили удары по территории Израиля. В аэропорту Аммана постоянно принимались самолеты, угоняемые палестинцами с международных авиалиний. В результате Иордания принимала образ рассадника терроризма.

    Король Хусейн безуспешно пытался успокоить палестинцев. Ключевым козырем Арафата были беженцы, приютившиеся в Иордании. Он угрожал Хусейну, что вооружит людей и они разобьют королевскую армию. В итоге вооруженные палестинские отряды контролировали и объединяли лагеря беженцев, создавая государство в государстве.

    Летом 1970 г. начался открытый вооруженный конфликт. Руководители других арабских государств попытались решить ситуацию мирно. Однако непрекращающиеся теракты палестинских боевиков на территории Иордании (в частности, захват и уничтожение 3-х самолетов, угнанных с международных линий) заставили короля Хусейна пойти на крайние меры и объявить в середине сентября военное положение в стране. В этот же день Ясир Арафат занял пост главнокомандующего военного крыла ООП - Армии освобождения Палестины.

    В ходе начавшейся гражданской войны ООП получила поддержку сирийского правительства, направившего в Иорданию 200 танков. Израиль и Америка тоже собирались ввязаться в боевые действия. США, в частности, направили 6-й флот в Восточное Средиземноморье, а Израиль хотел поддержать Иорданию. В результате к концу сентября иорданской армии удалось взять верх над ООП. В столкновениях погибло порядка 5 тыс. боевиков. Арафату пришлось бежать в Ливан. После этих событий король Хусейн превратился в его личного врага.

    Палестинский террор

    На территории Ливана Арафату удалось сформировать почти независимое государство. Отсюда боевики совершали рейды на гражданские и военные объекты, расположенные на территории Израиля. В свою очередь, израильская авиация и армия наносили удары по позициям палестинцев.

    В 1972-74 гг. ООП, а также отдельные группировки, отколовшиеся от нее, совершили несколько терактов. В 1974 г. продолжались нападения на мирных граждан Израиля, захваты евреев и граждан других государств для обмена на палестинских заключенных. Однако часто в ходе освобождения часть заложников погибала, а захватчики просто уничтожались. В других случаях боевики намеренно открывали огонь по заложникам, не выдвигая требований.

    Арафат причастность к таким терактам отрицал, указывая на то, что их совершают члены военного крыла ООП - молодые люди, потерявшие на войне близких и поэтому радикально настроенные. При этом он предлагал начать переговоры с политическим крылом организации. Надо сказать, что его члены создавали впечатление умеренных, образованных, цивилизованных людей.

    Участие в ООН

    В 1974 г. была утверждена новая программа ООП, призывающая создавать палестинское государство вместе с Израилем, а не вместо него. То есть, оно должно было занять территорию Западного берега р. Иордан и сектора Газа. После обнародования этой программы ООП признали более 100 стран. Лидер организации - Арафат - стал центральной фигурой на политической арене.

    Принятие программы, предполагающей готовность признать Израиль, широкая мировая поддержка в борьбе палестинцев за образование собственного государства обеспечили руководителю ООП возможность выступить на трибуне ООН. Арафат стал первым членом неправительственной организации, получившим слово на пленарной сессии Генассамблеи. В 1974 г., 13 ноября, он произнес с трибуны историческую фразу. Обратившись к Израилю, Арафат сказал: "Я пришел с оружием борца в одной руке и оливковой ветвью - в другой. Не дайте оливковой ветви выпасть из моей руки".

    В итоге ООН признала единственным легитимным представителем палестинских граждан ООП, которая в 1984 г. получила членство в ЛАГ.

    Начало урегулирования ближневосточного конфликта

    В 1993 г. Ицхак Рабин (премьер-министр Израиля) и Ясир Арафат провели серию секретных переговоров. Результатом их стало подписание так называемых "соглашений Осло". Оно состоялось в середине сентября 1993 г. В соответствии с документами, ООП принимала на себя обязательство признать права Израиля на безопасность и мир, а также прекратить теракты. После подписания соглашений была сформирована Палестинская национальная администрация, под контролем которой оказалась часть Западного берега р. Иордан и сектор Газа. Стороны планировали окончательно урегулировать конфликт в течение пяти лет.

    За усилия, предпринятые в вопросе достижения мира на ближневосточных территориях, были удостоены Нобелевской премии мира Ясир Арафат, Ицхак Рабин и Шимон Перес (глава МИД Израиля). Эксперты по-разному оценивают это событие. Однако несомненно одно - эта премия является главной наградой Ясира Арафата.

    Новый этап конфликта

    Несмотря на усилия израильтян и палестинцев достичь запланированного мира так и не удалось. В 1996 г. произошло огромное количество терактов против израильтян с участием смертников. Вместо социалиста Переса, на пост премьера Израиля был выдвинут Беньямин Нетаньяху из партии "Ликуд" (правые).

    Непрекращающиеся теракты и ответные атаки привели к усилению враждебности и обострению израильско-палестинского конфликта. В 1998 г. Билл Клинтон, стремясь помочь сторонам в урегулировании конфликта, организовал их встречу, на которой был подписан меморандум. В нем участники изложили шаги, которые они будут совершать для реализации принятых ранее договоренностей. Однако это не привело к существенному прогрессу в отношениях. Следующий раунд переговоров начался уже в 2000 г. в Кэмп-Дэвиде. В них участвовал Билл Клинтон, Эхуд Барак (преемник Нетаньяху) и Ясир Арафат. Предложения Барака вызвали негативную реакцию лидера палестинцев. Отвергнув их, Арафат объявил начало второй интифады (восстания палестинцев), а поводом к ней стало посещение Храмовой горы Ариэлем Шароном и беспорядки, последовавшие за этим.

    Смерть лидера палестинцев

    После объявления о втором восстании, жена Ясира Арафата Суха вместе с матерью и дочерью переехала в Париж. Со своей супругой лидер палестинцев оформил отношения в шестидесятилетнем возрасте. Суха Тауиль была его советником по финансовым вопросам. Ради вступления в брак она отказалась от православной веры и приняла ислам. В 1995 г. у супругов родилась дочь. Ясир Арафат назвал ее Захвой в честь своей матери.

    В 2004 г. близкие объявили о серьезном заболевании палестинского лидера. 29 октября этого же года его перевезли в военный госпиталь Парижа. Однако уже 11 ноября он скончался.

    Существовало несколько версий о причинах смерти Ясира Арафата. Одни источники говорили о том, что он умер из-за цирроза печени, другие указывали на признаки отравления полонием.

    В 2007 г. в Рамалле был возведен мавзолей Ясира Арафата. Недалеко от него находится резиденция "Муата", в которой палестинский лидер провел последние свои годы. Рядом была сооружена мечеть.

    Ясир Арафат (Yasir Arafat) (21.03.1929 года [Каир]- 11.11.2004 года [Париж]), палестинец номер один.

    Арафат Ясир (полное имя - Mухаммад Aбд Aр-Рауф Aл-Кудвах Aл-Хусейни. Ясиром его стали называть позднее, Ясир означает "легкий") (24.08.1929 - 11.11.2004). Родился 24 августа 1929 года в Каире. Арафат был одним из семи детей богатого торговца. По материнской линии Арафат был родственником муфтия Иерусалима Амина аль-Хусейни, лидера палестинских арабов, который во время Второй мировой войны выступал за союз арабов с фашистской Германией, призывал к джихаду против англичан, к борьбе с сионизмом. После войны 1948 года Арафат эмигрировал в Египет, где вошел в состав организации "Мусульманское братство", а также Палестинского Союза Студентов, в котором с 1952 года по 1956 год был на должности президента.

    В 1956 году Арафат закончил инженерный факультет в Каирском университете. Затем он прошел военную подготовку, чтобы участвовать в диверсионной деятельности против израильтян на Палестинских территориях. В том же 1956 году Арафат принимал участие в Суэцком конфликте в составе египетской армии.

    В 1957 году Арафат переехал в Кувейт, где им была основана диверсионная организация Аль-Фатах, с 1959 года ставшая частью ООП. Первые диверсии организации Арафата были направлены против водных объектов Израиля, у которого был всего один стабильный источник пресной воды - озеро Кинерет. В 1964 году Аль-Фатах окончательно соединился с ООП, Арафат становится одним из самых влиятельных политиков в освободительном движении палестины.

    До 1967 года Арафат находился в Иерусалиме, затем перебрался в Иорданию, а еще позднее, после войны в Иордании в1969 году, штаб-квартира ООП переехала в Бейрут.

    В 1969 году Арафат стал Председателем Исполнительного комитета ООП. В 1970 году Арафат становится верховным главнокомандующим вооруженных сил палестинского движения сопротивления. В 1973 году он возглавил политический департамент ООП.

    В сентябре 1970 года Хусейн разгромил отряды боевиков Арафата при помощи танков и вытеснил ООП с территории Иордании. В память об этом событии вновь организованная террористическая группа, которая вошла в состав Фатха, стала называться "Черный Сентябрь".

    После войны 1973 года ООП и ФАТХ отказались от проведения акций международного терроризма, что позволило Арафату в ноябре 1974 выступить на сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

    В 1987 году началась палестинская "интифадa", продолжавшаяся шесть лет. 2 апреля 1989 Генеральным Советом Палестинского Национального Совета Арафат избирается президентом палестинского государства. В 1988 году Арафат признает право Израиля на существование, что открывает возможность для достижения мирного соглашения между палестинскими арабами и израильтянами.

    Во время войны в Персидском заливе в 1990-91 году Арафат поддержал Саддама Хуссейна, что негативно отразилось на международной репутации лидера палестинского государства. Несмотря на это Арафат пошел на переговоры с Израилем, их результатом стало подписание в сентябре 1993 года в Вашингтоне Декларации принципов, согласно которым в секторах Газа и Иерихон вводилось палестинское самоуправление.

    В июле 1994 года Арафат вернулся в Палестину уже в качестве главы администрации палестинского самоуправления.

    В 1995 году у Арафата и его жены Сухи (девичья фамилия - Тауиль) родилась дочь Захва. В том же году Арафат вместе с израильскими руководителями Ицхаком Рабином и Шимоном Пересом стал лауреатом Нобелевской премии мира.

    В январе 1996 Ясира Арафата избрали исполнительным главой Национального совета Палестины. Тем не менее столкновения между палестинцами и израильтянами продолжались, к началу 2002 года надежд на мирное урегулирование конфликта практически не оставалось.

    В 2002 году "Исламский джихад" объявил, что достиг договоренности с Арафатом не нападать на израильтян, после чего премьер-министр Израиля Шарон снял трехмесячную блокаду Арафата в Рамалле. Однако, когда был совершен очередной палестинский теракт, израильские войска разрушили оборонный комплекс Арафата в Рамалле. Арафат был объявлен врагом. Сам Арафат сказал, что он осуждает теракты против израильских граждан, и призвал палестинцев к их прекращению.

    В 2004 году здоровье Арафата резко ухудшилось, осенью того же года в тяжелом состоянии он был доставлен в Париж, в госпиталь Перси. Вечером 4 ноября Ясир Арафат впал в кому и не приходя в сознание, 11 ноября 2004 года, скончался.

    В своем завещании Арафат написал, что хотел быть похороненным на эспланаде перед мечетью Аль-Акса на Храмовой горе в центре Иерусалима.

    Его невысокая полная фигура, полувоенный френч, трехдневная щетина и клетчатая "куфия" (национальный платок) на лысой голове, повторяющая контуры Палестины, давно известны во всем мире. А сам он вызывает у людей далеко не однозначные чувства.

    Для одних он - "миротворец", для других - "террорист". Даже среди палестинцев о нем нет единого мнения: кто-то считает его "вождем", кто-то "предателем".

    Больше того, председателю Исполкома Организации освобождения Палестины, руководителю одной из составляющих ООП - организации ФАТХ, главнокомандующему палестинскими вооруженными силами, главе Палестинской национальной администрации, президенту Государства Палестина Ясиру Арафату уже не однажды предсказывали политический крах. Но всякий раз он выходил из, казалось бы, самых безвыходных ситуаций. Да еще приумножал свой авторитет.

    Как удается ему три с лишним десятилетия оставаться палестинцем ©1? Для многих (а быть может, для всех) - это до сих пор неразгаданная загадка...

    Его полное и известное только специалистам имя - Мухаммед Абдель Рауф Арафат аль-Кудва аль-Хусейни. В молодости он изменил его на нынешнее - Ясир Арафат. Сделано это было с определенной целью: он не хотел, чтобы его как-то связывали с командующим палестинскими силами Абдель Кадером аль-Хусейни, на которого возложили ответственность за поражение арабов в первой войне против израильтян. Дело в том, что Арафат после окончания лицея работал личным секретарем Абделя аль-Хусейни.

    Следует подчеркнуть, что биография лидера ООП так же противоречива и спорна, как и его политические взгляды. До конца неизвестна даже точная дата и место его рождения.

    Если верить официальным документам, то Арафат родился 24 августа 1929 года в Каире в богатой мусульманской семье. Сам палестинский лидер не раз заявлял, что появился на свет 4 августа того же года в Иерусалиме.

    Сподвижники объясняют такое несоответствие по-разному. Одни говорят, что Арафат, называя местом рождения Иерусалим, как бы хочет теснее "сродниться" с этим городом, который он и его соплеменники мечтают сделать столицей независимого палестинского государства. Другие высказывали более прозаическую причину: родившегося в Иерусалиме мальчика отец с матерью зарегистрировали в Каире, что открывало возможность учиться и работать в Египте.

    Так где же родился лидер ООП?

    Многие факты указывают на то, что Арафат родился все же не в Иерусалиме, как он заявил журналу "Плейбой", и не в Газе, Акко или Цфате, как он говорил в других интервью, а в Каире. Его отец Абдель Рауф Арафат, землевладелец из Газы, и мать - Захва Абу Сауд, принадлежавшая к знатному иерусалимскому клану, чьи корни восходили к семье пророка Мухаммеда, в 1927 году переселились в Египет. Когда Арафату (шестому по счету ребенку в семье) исполнилось четыре года, родился еще брат - Фатхи, а мать внезапно скончалась. Тяжело перенесший потерю отец отправил двух малышей в Иерусалим к их дяде (брату жены) Салиму Абу Сауду.

    Семья, в которой воспитывался будущий палестинский лидер, была тесно связана с националистическими кругами. В дом Салима Абу Сауда частенько наведывались видные деятели мусульманской общины и вели политические беседы. Арафат часто вспоминает ту ночь, когда в дом ворвались английские солдаты и принялись избивать всех подряд.

    Мне тогда было семь лет, а Фатхи совсем маленький. Нас они не тронули, а дядю арестовали и куда-то увели.

    Шесть лет спустя отец, женившись вторично, а потом и в третий раз, вызвал братьев к себе в Каир. Во время второй мировой войны столица Египта напоминала бурлящий котел, в котором кипели политические страсти, сталкивались различные мировоззрения и взгляды. В те годы основными тенденциями, повлиявшими на жизненную позицию Арафата, были арабский патриотизм и национализм.

    Эти два фактора наложились на уверенность будущего палестинского лидера в том, что важнейший залог успеха на политическом, да и любом другом поприще - хорошее образование. Когда пришло время, Арафат подал заявление в Техасский университет на инженерный факультет, но государственный департамент США отказал ему в визе.

    К тому времени он уже был замечен как участник борьбы между палестинцами и созданным государством Израиль. Поэтому он поступил в Каирский университет. В 1948 году, когда началась первая арабо-израильская война, он оставил занятия и отправился сражаться против израильтян.

    После жестокого поражения в той войне он ненадолго перебирается в сектор Газа, который оказался в руках Египта. В 1950 году возвращается в Каир, чтобы продолжить учебу на инженерном факультете. Здесь встречает своих будущих соратников по борьбе, вместе с ними участвует в операциях против англичан.

    По свидетельству однокашников, Арафат очень болезненно воспринял поражение арабов в войне с Израилем. В студенческих спорах он называл ошибкой отказ арабских стран от раздела Палестины в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. Судя по всему, именно тогда у него зародилась мысль о том, что палестинцы должны сами позаботиться о своей судьбе, а не ждать, когда за них это сделают "братья арабы".

    В 1952 году Арафат, создает Союз палестинских студентов в Египте и избирается его председателем. Судя по тому, что его учеба продолжалась восемь лет (вместо трех), можно с уверенностью сказать, что на первом плане были дела союза. Энергичный, волевой и выносливый, он не только участвовал в политических дискуссиях, но и активно осваивал военное дело. Со временем он даже получил диплом офицера - в этом помогло решение родителей о регистрации его рождения в Египте. А в 1956 году, когда англо-франко-израильские силы рвались к национализированному Насером Суэцкому каналу, лейтенант Арафат уже командовал отрядом подрывников в составе палестинских формирований.

    Год спустя после окончания университета он уезжает в Кувейт, где к тому времени сложилась процветающая палестинская община. Там вместе с партнерами создает три строительные фирмы, которые приносят хорошие доходы.

    Я не был миллионером, - признается Арафат позднее. - Но я был богат...

    Кстати сказать, он никогда не брал и до сих пор не берет денег из кассы ООП.

    Одновременно со строительным бизнесом Арафат активно налаживает политические связи. Тогда же и сложилось ядро той, поначалу небольшой организации, с которой будет связана его карьера и жизнь. Речь идет о "Движении палестинского освобождения", которое он возглавил в 1959 году.

    Любопытная деталь. Аббревиатура этого названия оказалась похожей на арабское слово "гибель". Как быть? Арафат решил эту проблему: он предложил поменять местами буквы. Получилось известное - ФАТХ, что в переводе с арабского означает "открытие, завоевание, победа".

    Тогда же он взял себе подпольный псевдоним - Абу Аммар. Многие тогдашние палестинские лидеры призывали арабов к единству, чтобы "сбросить евреев в море" и создать на освободившемся пространстве независимое палестинское государство. Арафат и его сподвижники выдвинули принципиально новую программу. Ее главный принцип - "освобождение Палестины - это прежде всего дело самих палестинцев".

    Не арабское единство - путь к Палестине, - подчеркивал тогда и повторяет сейчас лидер ООП, - а Палестина - путь к арабскому единству.

    Добиться этого, как считали руководители ФАТХа, можно только "вооруженной партизанской борьбой против Израиля". Рост популярности ФАТХа, влияние на палестинские массы не могли не насторожить некоторых арабских лидеров. Желая постоянно держать палестинцев на "коротком поводке", главы арабских режимов, собравшиеся в 1964 году на встречу в верхах в Каире, создали Организацию освобождения Палестины.

    Арафат расценил этот шаг как попытку подмять под себя палестинцев. Чтобы сохранить ФАТХ как боевую независимую организацию, следовало дать решительный ответ, заявить о себе делами, причем ни у кого не спрашивая разрешения. Проведенная бойцами ФАТХа 1 января 1965 года первая партизанская операция на территории Израиля вошла в историю как начало палестинского движения сопротивления.

    Поражение арабов в "шестидневной войне" в июне 1967 года лишний раз убедило Арафата и его сторонников в том, что надо полагаться на собственные силы и самим бороться за освобождение Палестины. С этого момента "фатховцы" активизировали боевые операции на оккупированных территориях и превратились из немногочисленной организации в ведущую военно-политическую силу.

    21 мая 1968 года Арафат принимает участие в сражении под местечком Караме (Иордания), где небольшой отряд палестинцев успешно противостоял регулярной израильской армии. В ожесточенном бою были убиты 29 израильтян, уничтожены 4 танка и 4 бронетранспортера.

    Победа в этом бою еще больше укрепила авторитет главы ФАТХа. Название его движения уже не сходит со страниц мировой прессы. В феврале 1969 года национальный совет Палестины (парламент в изгнании) избирает Арафата председателем Исполкома ООП. А еще через год он становится главнокомандующим силами палестинской революции. Теперь его принимают на высшем уровне все арабские страны.

    Но, пожалуй, переломным годом для ООП и, естественно, Арафата стал 1974-й. Тогда была принята новая политическая программа, которая призывала бороться за создание палестинского государства "не вместо, а наряду с Израилем", то есть на оккупированной территории Западного берега реки Иордан и в секторе Газа. Арафат выступил на Генеральной Ассамблее ООН и предложил Израилю оливковую ветвь мира. После этого ООП признали более ста государств, а ее лидер стал центральной фигурой на ближневосточной политической сцене.

    Но впереди Арафата ожидали серьезные испытания. Самое суровое - вторжение Израиля в июне 1982 года в Ливан, где размещалась штаб-квартира ООП.

    В эти дни я в качестве корреспондента "Литературной газеты" находился в осажденной ливанской столице, не раз встречался с Абу Аммаром и могу засвидетельствовать: лидер ООП ни на минуту не терял присутствия духа, уверенности. Он не дрогнул, умело руководил палестинцами. И уходил из Бейрута со своими бойцами организованно, с оружием в руках и национальными флагами. Что бы ни говорили его оппоненты, я убежден, что решение Арафата покинуть окруженный израильтянами город было единственно верным - он сохранил людей для будущей борьбы.

    Не были для него безоблачными и годы в послебейрутский период, хотя в апреле 1987 года Арафат переизбирается председателем Исполкома ООП. Через два года - президентом Государства Палестина, провозглашенного в ночь на 15 ноября 1988 года. И, наконец, 4 мая 1994 года он подписывает в Каире соглашение с Израилем о введении автономии на части оккупированных территорий - в секторе Газа и в районе Иерихона, что приоткрыло плотно закрытую дверь к миру на Ближнем Востоке.

    Что же помогает палестинцу N1 сохранять свое лидерство?

    Ответ, пожалуй, заключается в качествах, делающих его не только личностью, но и вождем. Если о многих политических деятелях можно сказать, что они "преданы национальной идее", то у Арафата эта преданность супергипертрофирована. Она выражается не только в том, что он посвятил ей всю свою жизнь, но и в его удивительной осведомленности, в глубоком понимании того, что происходит на Ближнем Востоке. Чтобы постоянно быть в курсе событий, он создал специальные группы, которые 24 часа в сутки снабжают его информацией о положении дел на местах.

    Во всех своих контактах Абу Аммар старается создать атмосферу сердечности и доверия. При этом всякий раз выясняется, что он знает если не отца, то деда или соседа своего собеседника. Среди палестинцев эта система надежно работает.

    Он прямой и обаятельный человек, полный очарования, наполовину - рассчитанного, наполовину - естественного.

    Следует особо подчеркнуть аскетический образ жизни, который ведет лидер ООП. В то время как большинство его сподвижников обзаводились семьями, он оставался холостяком.

    Моя жена - палестинская революция... - любил повторять он журналистам.

    Однако в 1992 году в 63-летнем возрасте Арафат "изменил" своей единственной любви - палестинской революции и женился на 28-летней красавице Сухе Тауиль, своей советнице по экономическим вопросам. Ради любви православная христианка Суха даже приняла исламскую веру и перешагнула через 35 лет разницы в возрасте.

    Впрочем, справедливости ради следует отметить, что поженились они еще в ноябре 1989 года, но хранили этот факт в тайне, пока он не стал достоянием вездесущих журналистов. О свадьбе Арафата и Сухи знали лишь ближайшие соратники, но предпочитали не распространяться о личной жизни своего лидера.

    Те же журналисты "раскопали" данные, свидетельствующие о том, что Суха - это вторая жена Арафата. Его первая супруга - Наджла Ясин, о существовании которой мало кто знал даже среди палестинцев и с которой лидер ООП так и не зарегистрировал официально свои отношения. Наджла, известна больше под псевдонимом Умм-Наср.

    В интервью израильской газете "Гаарец" она поведала, что познакомилась с Абу Аммаром еще в 1966 году и знала его по совместной деятельности в ФАТХ.

    Мы были долгие годы неразлучны, - рассказала Наджла. - Я была единственной, кто по-настоящему понимал его. Знала, что раздражает и веселит его, что заботит и радует. Я понимала его до конца...

    По словам бывшей жены Арафата, с 1972 по 1985 год она являлась его личным секретарем. До этого канцелярии как таковой у лидера ООП не было.

    Абу Аммар доверял мне все свои тайны, - утверждает Наджла. - Я знала все и обо всем до мельчайших подробностей и помогала мужу, чем могла.

    В 1985 году Наджла и Арафат расстались. Рассказывают, что это произошло так. Советники пришли к нему в кабинет и заявили, что жена мешает ему руководить палестинской национально-освободительной борьбой. Абу Аммар, не колеблясь, выбросил "княжну" за борт челна своей жизни.

    К браку Арафата его бывшая супруга относится сдержанно.

    Это его личное дело, - считает она. - Но я думаю, что он не забыл меня.

    В 1995 году лидер ООП стал отцом. Кроме того, в семье воспитываются еще 12 палестинских ребятишек, усыновленных Арафатом еще до женитьбы.

    Соратники Абу Аммара подтверждают, что даже сейчас, после женитьбы, у него нет собственного дома, имущества, хотя он контролирует финансы ФАТХ и ООП. Его одежда - это два-три комплекта полувоенной формы и неизменная клетчатая "куфия". Все получаемые им подарки он, не вскрывая, отдает своим сотрудникам.

    Еда его также не интересует. На работе ест то, что готовят его помощники. Куриный бульон, рис, сэндвичи, овощи, а на десерт - халва и чай. Причем он любит приглашать на эти трапезы тех, кто в данный момент находится в приемной. Он не курит, не употребляет спиртного.

    Такой образ жизни - это своего рода ключ к власти над людьми. Думаю, что Арафат умело пользуется тем, что его сподвижники не хотят отказываться от жизненных благ и удовольствий. Не исключено, что он даже поощряет или делает вид, что не замечает "шалостей" своего окружения.

    Арафат не занимается спортом, если не считать нескольких упражнений по утрам. Не читает книг, не слушает музыки, не посещает театры или музеи. Лишь в поездках, находясь в своем самолете, смотрит мультфильмы. Его любимой мультяшкой является "Том и Джери", поскольку мышь всегда оказывается победительницей.

    Абу Аммар мастер символики. Не будучи особенно похож на солдата, он выбрал для своего повседневного костюма материал военного цвета "хаки" и постоянно носит на поясе кобуру. Клетчатый платок-куфия выделяет его в толпе, что, может быть, опасно для человека, живущего в столь сложных условиях, но ценно, когда речь идет об утверждении имиджа. Головной убор не имел особого значения, пока Арафат не начал носить его так, как носили в подмандатной Палестине. Вскоре этот головной убор стал эмблемой палестинской принадлежности.

    Многие арабские лидеры (в их числе король Иордании Хусейн и президент Сирии Хафез Асад) не раз обвиняли Арафата в обмане и предательстве, предупреждали, что на него "нельзя полагаться". Подобные обвинения против лидера ООП звучали и в Израиле.

    Дело в том, что он сделал ряд заявлений, противоречивших подписанному в Каире израильско-палестинскому соглашению. Выступая перед мусульманами в мечети Йоханнесбурга, он призвал к "джихаду" ("священной войне") за освобождение Иерусалима. При этом заверил слушателей, что соглашение, которое он заключил с Израилем, подобно договору пророка Мухаммеда с племенем курейшитов. И дал понять, что если пророк два года спустя нарушил договор, то и он, Арафат, способен пойти на такой же шаг.

    Трудно сказать, с какой целью лидер ООП сделал эти заявления и тем самым взбудоражил израильскую общественность. Допускаю, что он, пойдя на слишком большие уступки Израилю, хотел таким образом ублажить мусульман и успокоить палестинцев. Поэтому его слова можно считать тактическим ходом. Впрочем, не эти ли ходы помогают ему сохранять лидерство?

    За все эти годы убить Абу Аммара пытались чаще, чем любого другого политического деятеля. Причем в первую очередь израильские спецслужбы. Так, например, когда в 1982 году палестинцы покидали Бейрут, израильские снайперы держали в перекрестье прицела знаменитую клетчатую "куфию". Но были вынуждены повиноваться приказу "Арафата не трогать!"

    Позднее, в 1985 году, они могли похоронить его под руинами во время налета израильской авиации на Тунис, в результате которого погибли 73 человека. Но лидер ООП в тот злополучный день не работал, как обычно, допоздна.

    Теперь же лидеры Израиля хотят, чтобы он оставался живым, ибо для них он, и только он, - гарант мирного сосуществования. Но зато сегодня убить Арафата намерены уже палестинские экстремисты, которые рассчитывают вместе с ним похоронить и мирный процесс. Вот почему он не ночует в одном месте два раза подряд, постоянно меняет маршруты передвижения.

    Только я знаю, где буду на следующий день, - признается лидер ООП. - Указания отдаю, лишь когда сажусь в машину.

    Бытует мнение, что у Арафата есть ангел-хранитель. Достаточно вспомнить, в каких перипетиях он оказывался за тридцать с лишним лет военно-политической карьеры. Его не сломил "черный сентябрь" 70-го, когда в ходе конфликта с Иорданией палестинцы были вытеснены из этой страны. Он уберег ООП от развала и после поражения в Ливане, где до 1982 года действовала мощная инфрастуктура организации. Пережил он в 1992 году и авиакатастрофу в ливийской пустыне Сахара, где в ожидании помощи провел 13 часов, помогая товарищам согреться и отгоняя диких животных.

    Кстати сказать, тогда жизнь Арафату и его команде спас... израильский радиолюбитель. Он поймал посылаемые экипажем сигналы бедствия и позвонил советнику лидера ООП. Тот в свою очередь связался с властями Ливии, которые и знать не знали об авиакатастрофе.

    Позже Арафат расскажет:

    В ожидании помощи у меня было два видения. Первое - мои братья по борьбе, которые уже умерли. А вслед за ними мне привиделась мечеть Аль-Акса. Я понял, что останусь жив, и буду молиться в Иерусалиме.

    Не исключено, что именно тогда Арафат осознал, что единственный путь для осуществления этой мечты состоит в том, чтобы решиться на мир с Израилем. Как бы то ни было, но 13 сентября 1993 года в Вашингтоне на лужайке Белого дома после подписания соглашения он обменялся рукопожатием с израильским премьер-министром Ицхаком Рабином. А в следующем году вместе с ним и тогдашним министром иностранных дел Шимоном Пересом получил Нобелевскую премию мира.

    Тем не менее, когда Арафат прибыл в палестинскую автономию, он с первых шагов столкнулся со многими проблемами. Местные лидеры Газы и Иерихона откровенно ненавидели его и не желали с ним сотрудничать. Они настаивали на том, чтобы установить в ООП и в автономии демократическое правление и коллективное руководство. Иными словами, они потребовали отстранения лидера ООП от власти. Добиться этого, однако, не удалось. Более того, Арафат к уже имевшимся постам добавил еще один - председателя Совета палестинской автономии.

    И все-таки Абу Аммаром были тогда (думаю и сегодня тоже) недовольны многие. Жители автономии, испытывавшие нужду. Экстремистская организация ХАМАС и движение "Исламский джихад", сторонников которого по его приказу бросили в тюрьмы (они спровоцировали кровавые столкновения с палестинской полицией). И, наконец, израильтяне, которые считали, что его действия в борьбе с террором малоэффективны.

    Поэтому первое время Арафату пришлось вести борьбу не столько за укрепление своей власти в автономии, сколько за выживание. Хотя Израиль старался не вмешиваться, чтобы не дать повод обвинить лидера ООП в том, что он действует под диктовку "сионистского врага", его положение было двойственным. Ему хотелось покончить с террором или хотя бы держать его под контролем. Сделать этого он, однако, не мог. Прежде всего потому, что 30% жителей автономии поддерживали в то время "Исламский джихад" и ХАМАС. Бить по ним - означало провоцировать гражданскую войну.

    Абу Аммар весь в делах... Иногда кажется, что у него вообще нет личной жизни. За его внешним спокойствием и оптимизмом порой не всегда можно уловить те проблемы, с которыми приходится ежедневно сталкиваться палестинской администрации. Ведь переход от многолетней вооруженной борьбы к мирному строительству своей национальной государственности осложняется не только тяжелым наследием израильской оккупации, преодолением сопротивления оппозиции, но и тем, что большая часть палестинских земель все еще находится под контролем Израиля.

    Как бы то ни было, но Арафат может заслуженно гордиться тем, что предложенный им израильтянам еще в 1988 году "мир смелых" все же воплотился в реальность. А палестинская национальная автономия, хотя и ограничена пределами сектора Газа и районом города Иерихона (Западный берег реки Иордан), является прообразом будущего независимого Государства Палестина.

    Константин Капитонов

    Перепечатывается с сайта People"s History

    АРАФА́Т Ясир (Мухаммад Абдел Рауф ал-Кудва ал-Хусейни, прозвище - Абу-Аммар; 1929, Каир, - 2004, Париж, похоронен в Рамаллах е), глава Палестинской автономии , председатель центрального комитета организации Фатх и председатель исполкома Организации освобождения Палестины (ООП).

    Относительно точной даты и места рождения Арафата мнения палестинских биографов расходятся: одни утверждают, что он родился в Иерусалиме, другие - в Газе . Арафат происходил из зажиточной семьи, переехавшей в Каир из Газы по экономическим соображениям. По-видимому, он состоял в родстве с известной арабской семьей Хусейни (см. Хусейни Хадж Амин ал-).

    Арафат окончил университет в 1956 г. и тогда же, чтобы участвовать в Синайской кампании , вступил в ряды египетской армии. Спустя год был изгнан из Египта вместе с другими ведущими членами палестинского студенческого союза из-за связей с организацией Мусульманские братья. Арафат отправился в Кувейт, где около года работал в качестве инженера-дорожника.

    Спорной является также дата первого значительного достижения Арафата - создания совместно с другим бывшим лидером студенческого союза Абу-Ийадом организации Фатх. Согласно наиболее распространенной версии, Фатх была основана в 1959 г. в Кувейте, где Арафат был преуспевающим строительным подрядчиком. В отличие от предшествовавших ей палестинских организаций Фатх считала, что палестинцы должны взять судьбу в свои руки и самостоятельно вести борьбу за «освобождение Палестины», а не ждать, когда это сделают арабские государства. Члены Фатх избрали тактику «вооруженной борьбы», то есть террора, с целью вовлечь арабские государства в конфликты, а затем и в полномасштабную войну с Израилем.

    Фатх стала соперником основанной в 1964 г. Организации освобождения Палестины (ООП) и оппонентом ее покровителя Г. А. Насера. С 1963 г., но особенно после переворота 1966 г. в Сирии, приведшего к власти левое крыло партии Ба‘ас (см. Сирия), Фатх сотрудничала с сирийским режимом в осуществлении террористических актов против Израиля. Это способствовало обострению арабо-израильского конфликта, вылившегося в Шестидневную войну. Поражение арабских армий в этой войне побудило ООП активизировать террористическую деятельность внутри Израиля, на контролируемых территориях и в других странах. После неудачной попытки организовать сопротивление на контролируемых Израилем территориях Арафат был вынужден бежать. В 1968 г. Фатх вошла в состав ООП. Арафат стал лидером ООП и в феврале 1969 г. был избран председателем ее исполнительного комитета.

    К тому времени большинство групп палестинских террористов сосредоточилось в столице Иордании Аммане и других городах, которых не достигали снаряды израильской артиллерии. Арафат пытался предотвратить столкновение палестинцев с королем Иордании Хусейном, однако ему не удалось сдержать радикальные фракции ООП. Столкновения между палестинцами и иорданским правительством в сентябре 1970 г. («Черный сентябрь») привели к бегству палестинских террористов из Иордании (июль 1971 г.). Большинство из них нашло убежище в Ливане, где обосновался и Арафат. К 1971 г. Ливан из-за слабости центральной власти остался единственной арабской страной, граничащей с Израилем, где свобода действий палестинцев не была ограничена и террористические акты могли совершаться без разрешения властей. Южный Ливан практически полностью контролировался ООП.

    Потерпев военное поражение, Арафат старался укрепить политический статус своей организации. Он завязал прочные связи с Советским Союзом, с восточным блоком и одновременно с консервативными арабскими государствами, разбогатевшими в результате нефтяного кризиса 1973 г. Помощь этих союзников заставила Арафата проявить первые признаки политической умеренности: в июне 1974 г. он убедил ООП принять план «поэтапного освобождения Палестины», предполагавший временный тактический отказ от полного уничтожения Государства Израиль.

    Важным политическим успехом Арафата стало выступление на Генеральной Ассамблее ООН в ноябре 1974 г., обеспечившее советскую поддержку идее созыва международной конференции с участием ООП, а также обильное финансирование организации арабскими нефтяными монархиями.

    Однако ни Арафат, ни его организация не сумели воспользоваться плодами этого успеха. Вспышка гражданской войны в Ливане в апреле 1975 г. и взаимоотношения с Сирией в мае–июне 1976 г. серьезно ослабили позиции как Арафата, так и ООП. Подписание мирного договора между Израилем и Египтом в марте 1979 г. еще более ухудшило положение Арафата и его организации. Однако Арафат продолжал пользоваться политической поддержкой советского блока и финансовой помощью консервативных арабских государств, что позволило ему приступить к созданию полурегулярной армии в южном Ливане. В дальнейшем в результате разгрома ООП в Ливанской войне Арафат был вынужден покинуть Ливан с основной частью своих сил и обосноваться в Тунисе (декабрь 1982 г.).

    Арафат упустил возможность заручиться поддержкой США, отказавшись во время переговоров с Иорданией (1985–86) признать резолюцию 242 Совета безопасности ООН, согласно которой все государства имеют право жить в мире. В 1990 г. Арафат одобрил действия Ирака, захватившего Кувейт, чем вызвал осуждение западных стран и нефтяных монархий, столь щедро финансировавших ООП. Тяжелым ударом для Арафата и ООП стал распад Советского Союза. Однако мирный процесс, начатый Мадридской конференцией (сентябрь 1991 г.), в которой приняла участие совместная иорданско-палестинская делегация, открыл перед Арафатом новые возможности.

    В начале 1993 г. новоизбранный глава правительства Израиля И. Рабин принял решение вступить в секретные переговоры с ООП при посредничестве правительства Норвегии. Секретные переговоры завершились подписанием в Вашингтоне И. Рабином и Арафатом Декларации о принципах (сентябрь 1993 г.), в которой Израиль признал ООП «представителем палестинцев», а ООП признала Государство Израиль и его право жить в мире. Было предусмотрено образование временной Палестинской автономии сроком на пять лет; детали и пути реализации проекта были определены рядом соглашений, достигнутых в Табе в мае 1994 г. и сентябре 1995 г. Согласно первому, была создана палестинская администрация в Газе, Иерихоне и их окрестностях; согласно второму - ее юрисдикция была распространена на шесть городов Западного берега с прилегающими к ним территориями.

    Окончательное соглашение должно было быть достигнуто к маю 1999 г., однако переговоры между Арафатом и израильской стороной зашли в тупик. Главным препятствием к достижению соглашений стала позиция Арафата, настаивавшего на возврате к границам 1967 г., палестинском суверенитете в Иерусалиме и «праве на возвращение» палестинских беженцев - условиях, абсолютно неприемлемых для Израиля.

    В сентябре 2000 г. Арафат стал инициатором нового витка обострения отношений с Израилем («интифада ал-Акса»), сопровождающегося многочисленными актами террора, исполнителями которых являются члены экстремистских мусульманских организаций Хамас и Исламский джих ад , а также других организаций в составе ООП, в том числе Фатх. Террористические акты направлены против жителей израильских поселений, расположенных на контролируемых территориях, и против мирного населения в самом Израиле. Нежелание и неспособность Арафата положить конец террору крайне обострили отношения Израиля с палестинской администрацией и поставили перед израильским руководством вопрос о целесообразности продолжения переговоров с Арафатом и сохранения палестинской администрации на территориях.

    Сторонники продолжения переговоров считали, что устранение Арафата привело бы к хаосу на территориях и вытеснению «умеренной» ООП экстремистскими организациями, переговоры с которыми были бы невозможны. Другие полагали, что Арафат из-за своего нежелания бороться с террором не мог быть партнером по переговорам.

    Прошлое Арафата давло достаточно оснований для последнего утверждения: его решение санкционировать похищение и убийство израильских спортсменов во время Олимпийских игр 1972 г. в Мюнхене и другие многочисленные акты террора, поддержка Ирака во время Войны в Персидском заливе (1991), нежелание отменить Палестинскую хартию, призывающую к уничтожению Израиля, фиктивные аресты некоторых деятелей экстремистских организаций с последующим освобождением были аргументами в пользу тех, кто считал, что переговоры с Арафатом были лишены смысла. Кроме того, в тех редких случаях, когда Арафат высказывался за примирение с Израилем, он, как правило, ссылался на соглашения о прекращении вражды, заключенные Мухаммадом с еврейским кланом Курайза города Медины , которые, как было хорошо известно его аудитории, носили лишь тактический характер и были вероломно нарушены основателем ислама .

    Сторонники переговоров с Арафатом указывали на его гибкость и умение преодолевать серьезное сопротивление экстремистов в рядах ООП. Хотя эта «умеренность» всегда оказывалась вынужденной, обусловленной внешним давлением, тем не менее те, кто выступали за продолжение переговоров с Арафатом, считали, что ее не следует сбрасывать со счетов. Другой аргумент в пользу осторожного оптимизма состоял в том, что переговоры создавали динамику, объединяющую стороны на умеренных позициях, от которых весьма тяжело отказаться, принимая во внимание как усталость собственного народа от войны, так и давление международного сообщества и мирового общественного мнения. Несомненно, однако, что личность Арафата символизировала борьбу палестинцев против Израиля и в глазах многих идентифицировалась с самим существованием арабской Палестины.

    Твердая позиция премьер-министра Израиля А. Шарона , отказавшегося иметь дело с Арафатом как с одним из главных виновников палестинского террора, давление со стороны США, Европейского союза, Египта и России привели к тому, что Арафат был вынужден согласиться на введение в Палестинской автономии поста премьер-министра. 11 марта 2003 г. этот пост занял Абу-Мазен (Махмуд Аббас). Арафат передал Абу-Мазену часть властных полномочий (см.