Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • "В связи с чем": запятая нужна?
  • Православная молитва святой великомученице екатерине
  • Перевал Дятлова: что случилось на самом деле?
  • Воронцов михаил семенович Князь михаил павлович воронцов краткая биография
  • Боевой путь вывод дивизии в резерв
  • Задания на прощание с артефактами станут доступны в среду утром!
  • Сша собор богоматери ангелов лос анджелес. Священник Алексий Чумаков (Лос-Анджелес): «Ложная религиозность опаснее прямого и честного неверия Православный храм в лос анджелесе

    Сша собор богоматери ангелов лос анджелес. Священник Алексий Чумаков (Лос-Анджелес): «Ложная религиозность опаснее прямого и честного неверия Православный храм в лос анджелесе

    На бульваре Санта-Моника расположен Калифорнийский Храм Лос-Анджелеса. Это второй по величине храм в городе, он управляется Церковью Иисуса Христа Святых последних дней. Во время его основания в 1956 году он был самым крупным храмом церкви.

    Los Angeles California Temple – это первый храм, в котором появилась статуя ангела Морони. Площадь сооружения занимает 17 709 квадратных метров. В результате реконструкции, начавшейся в 2005 году, и без того величественное здание стало еще прекрасней. Был произведен сейсмический капитальный ремонт, полная реконструкция и модернизация баптистерий, где изначально была плохая вентиляция.

    Перед храмом расположены хорошо ухоженные зеленые площадки, наполненные различной растительностью. Здесь есть несколько разновидностей пальм, оливковые деревья, редчайшие китайские деревья Гинкго и сосны Канарских островов. На территории находятся различные церковные объекты, в том числе молитвенник, штаб-квартира церковной миссии, апартаменты миссионеров, храм меценаты и даже поля для игры в бейсбол.

    Высокое светло-коричневое здание необычной формы радует взор. Архитектура храма выполнена в стиле модерн, наружная облицовка состоит из смеси дробленого кварца и белого портландцемента, который добывается в штате Юта и Неваде. Сооружение достигает 112 метров в длину и 82 метра в ширину, а на самом верху храма гордо возвышается статуя ангела Морони.

    Массонский храм Хэйленд Парк

    В 1923 году в Лос-Анджелесе был построен Масонский храм, известный также как здание Highland или Mason. Он выполнен в стиле Ренессанс эпохи Возрождения и внесен в Национальный реестр исторических мест, как историко-культурный памятник.

    Кирпичное сооружение состоит из трех этажей и находится на Figueroa Street в Хэйленд парке, в Южной Калифорнии, на северо-востоке Лос-Анджелеса. Здание служило масонам на протяжении 60 лет, но в 1983 году они были вынуждены оставить это место, так как расходы на реконструкцию помещения для удовлетворения требований сейсмической безопасности стали для них слишком велики.

    Когда-то второй и третий этаж занимали масоны, а на первом были расположены торговые площадки, которые обеспечивали храму стабильный доход. Сегодня здесь размещены магазины розничной торговли с банкетным залом на втором этаже. Оригинальный номер под названием Lodge был восстановлен, все настенные покрытия, деревянные вишневые панели и другие элементы декора были сохранены в их первоначальном виде и превращены в банкетный зал.

    Убранство здания не может не впечатлять. В обоих концах зала развешаны картины с изображением египетских сцен. Внешний вид также красив. На великолепном фризе, вдоль крыши, виднеется масонская символика, а фасад с колоннами и балконами в виде арок привлекает взгляды туристов.

    Храм на Вилшир Бульваре

    В 1862 году в Лос-Анджелесе, на Вилшир Бульваре, была основана реформистская синагога. Ее называют еще Конгрегацией Бней Брит. Она является одной из достопримечательностей города, благодаря своему шикарному византийскому куполу, выполненному в стиле эпохи Возрождения.

    Это старейшая еврейская община в Калифорнии, которая приобрела свой окончательный вид только в 1929 году. Она включена в Национальный реестр исторических мест. Высота синагоги – 135 футов, диаметр – 100 футов. Храм сияет под лучами солнца благодаря желто-оранжевому цвету отделки. Вход храма состоит из трех массивных деревянных дверей, над которыми виднеется большой узорчатый круг с шестиконечной звездой в самом центре. Архитектором храма является Авраам Эдельман – сын первого раввина конгрегации.

    Внутренняя отделка поражает своей роскошью. Святилище создано в готических традициях. Окна на южной стене и витражи храма – одни из лучших образцов этого вида искусства. В центре изображена Звезда Давида и свиток Торы. Стены состоят из 5 000 – 6 000 кусочков стекла – это символ 12 колен Израилевых. Стекло создавалось по той же технологии, что и в XIII веке для европейских соборов.

    Строительство сооружения обошлось в 1,5 миллиона долларов. Оно считается одной из наиболее впечатляющих синагог Америки.


    Достопримечательности Лос-Анджелеса

    , Калифорния , США

    Координаты : 34°05′42″ с. ш. 118°18′28″ з. д.  /  34.09500° с. ш. 118.30778° з. д.  / 34.09500; -118.30778 (G) (Я)

    Спасо-Преображенский собор (англ. Holy Transfiguration Cathedral ) - храм Сан-Францииской и Западноамериканской Русской православной церкви заграницей

    История

    Идея создания храма появилась в 1929 году. Инициативная группа русских иммигрантов собрала 50 долларов, на которые был организован приезд из Харбина протоирея Николая Кикловича, отслужившего первую литургию 13 мая 1930 года .

    В течение нескольких лет службы для прихожан проходили в различных временных помещениях. В 1935 года начался сбор средств на приобретение здания для церкви, а в 1937 году эта идея была успешно реализована. На добровольные пожертвования прихожан собор отреставрировали, и 17 октября 1937 года была проведена церемония его освящения. В последующие годы собор расширился, внутри него появились алтарь и иконостас .

    В 1948-1949 годы здание собора стало предметом судебного спора об имуществе между РПЦЗ и отделившейся от неё в конце 1946 года Северо-Американской митрополией , который закончился в пользу первой. Обстоятельства этого дела были описаны протопресвитером Михаилом Польским в работе «Американская митрополия и дело Лос-Анджелесского прихода» (Джорданвилл, 1952) .

    В августе 2004 года архиепископ Кирилл (Дмитриев) на праздник Преображения Господня совершил освящение купола и креста .

    12 октября 2004 года был поднят главный купол и крест на верхушку Собора. Настоятель Собора, протоиерей Александр Лебедев , в интервью репортерам после поднятия купола сказал: «Сегодня знаменательный день, не только для членов нашего прихода, но и для всех православных жителей города. В течение почти двадцати пяти лет со времени начала строительства нашего соборного храма, мы ждали этот день - день, когда наш храм увенчается крестом и куполом. И теперь, милостию Божиею, мы наконец увидели, дожили до этого дня. Будем молить Господа, да поможет Он завершить успешно весь план строительства, когда над храмом возвысятся еще двадцать куполов и крестов» .

    22 декабря 2012 года в собор проникли воры, укравшие многие предметы богослужебной утвари, в том числе священные сосуды и напрестольный крест. Предварительная оценочная стоимость украденного превышает 50 тыс. долларов .

    Напишите отзыв о статье "Спасо-Преображенский собор (Лос-Анджелес)"

    Примечания

    Отрывок, характеризующий Спасо-Преображенский собор (Лос-Анджелес)

    Он сделал вид, что привстает. Генералы откланялись и удалились. Было уже за полночь. Князь Андрей вышел.

    Военный совет, на котором князю Андрею не удалось высказать свое мнение, как он надеялся, оставил в нем неясное и тревожное впечатление. Кто был прав: Долгоруков с Вейротером или Кутузов с Ланжероном и др., не одобрявшими план атаки, он не знал. «Но неужели нельзя было Кутузову прямо высказать государю свои мысли? Неужели это не может иначе делаться? Неужели из за придворных и личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью?» думал он.
    «Да, очень может быть, завтра убьют», подумал он. И вдруг, при этой мысли о смерти, целый ряд воспоминаний, самых далеких и самых задушевных, восстал в его воображении; он вспоминал последнее прощание с отцом и женою; он вспоминал первые времена своей любви к ней! Вспомнил о ее беременности, и ему стало жалко и ее и себя, и он в нервично размягченном и взволнованном состоянии вышел из избы, в которой он стоял с Несвицким, и стал ходить перед домом.
    Ночь была туманная, и сквозь туман таинственно пробивался лунный свет. «Да, завтра, завтра! – думал он. – Завтра, может быть, всё будет кончено для меня, всех этих воспоминаний не будет более, все эти воспоминания не будут иметь для меня более никакого смысла. Завтра же, может быть, даже наверное, завтра, я это предчувствую, в первый раз мне придется, наконец, показать всё то, что я могу сделать». И ему представилось сражение, потеря его, сосредоточение боя на одном пункте и замешательство всех начальствующих лиц. И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он, наконец, представляется ему. Он твердо и ясно говорит свое мнение и Кутузову, и Вейротеру, и императорам. Все поражены верностью его соображения, но никто не берется исполнить его, и вот он берет полк, дивизию, выговаривает условие, чтобы уже никто не вмешивался в его распоряжения, и ведет свою дивизию к решительному пункту и один одерживает победу. А смерть и страдания? говорит другой голос. Но князь Андрей не отвечает этому голосу и продолжает свои успехи. Диспозиция следующего сражения делается им одним. Он носит звание дежурного по армии при Кутузове, но делает всё он один. Следующее сражение выиграно им одним. Кутузов сменяется, назначается он… Ну, а потом? говорит опять другой голос, а потом, ежели ты десять раз прежде этого не будешь ранен, убит или обманут; ну, а потом что ж? – «Ну, а потом, – отвечает сам себе князь Андрей, – я не знаю, что будет потом, не хочу и не могу знать: но ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, Боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, – самые дорогие мне люди, – но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей», подумал он, прислушиваясь к говору на дворе Кутузова. На дворе Кутузова слышались голоса укладывавшихся денщиков; один голос, вероятно, кучера, дразнившего старого Кутузовского повара, которого знал князь Андрей, и которого звали Титом, говорил: «Тит, а Тит?»
    – Ну, – отвечал старик.
    – Тит, ступай молотить, – говорил шутник.
    – Тьфу, ну те к чорту, – раздавался голос, покрываемый хохотом денщиков и слуг.
    «И все таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими, дорожу этой таинственной силой и славой, которая вот тут надо мной носится в этом тумане!»

    Ростов в эту ночь был со взводом во фланкёрской цепи, впереди отряда Багратиона. Гусары его попарно были рассыпаны в цепи; сам он ездил верхом по этой линии цепи, стараясь преодолеть сон, непреодолимо клонивший его. Назади его видно было огромное пространство неясно горевших в тумане костров нашей армии; впереди его была туманная темнота. Сколько ни вглядывался Ростов в эту туманную даль, он ничего не видел: то серелось, то как будто чернелось что то; то мелькали как будто огоньки, там, где должен быть неприятель; то ему думалось, что это только в глазах блестит у него. Глаза его закрывались, и в воображении представлялся то государь, то Денисов, то московские воспоминания, и он опять поспешно открывал глаза и близко перед собой он видел голову и уши лошади, на которой он сидел, иногда черные фигуры гусар, когда он в шести шагах наезжал на них, а вдали всё ту же туманную темноту. «Отчего же? очень может быть, – думал Ростов, – что государь, встретив меня, даст поручение, как и всякому офицеру: скажет: „Поезжай, узнай, что там“. Много рассказывали же, как совершенно случайно он узнал так какого то офицера и приблизил к себе. Что, ежели бы он приблизил меня к себе! О, как бы я охранял его, как бы я говорил ему всю правду, как бы я изобличал его обманщиков», и Ростов, для того чтобы живо представить себе свою любовь и преданность государю, представлял себе врага или обманщика немца, которого он с наслаждением не только убивал, но по щекам бил в глазах государя. Вдруг дальний крик разбудил Ростова. Он вздрогнул и открыл глаза.

    Собор Богоматери Ангелов, Лос Анджелес, США

    Cathedral of Our Lady of the Angels


    Путешествуя по Калифорнии, мы хотели побольше времени провести в разных музеях Сан-Франциско и Лос-Анджелеса. В Лос-Анджелесе мы с мужем провели два дня в музее Гетти, и под конец второго дня моя подруга предложила нам поехать посмотреть новый собор, «который не похож ни на один другой собор мира, который мы видели до сих пор». Ее слова, безусловно, заинтриговали нас. И мы поехали.

    С холма, на котором располагается собор, открывался красивый вид на город. Уже только ради этого следовало бы сюда приехать. Да, здание необычное, но интересное. Войдя в здание, мы попали в прохладную комфортную обстановку, располагающую к тому, чтобы оставить за дверью дела мирские и подумать о вечном.


    Собор Богоматери Ангелов — собор римско-католической церкви, главная церковь архиепископа Лос-Анджелеса. Прихожанами его являются около 4 миллионов католиков. Собор был открыт в 2002 году.

    Решение о строительстве было принято после того, как в 1994 году землетрясением был разрушен Кафедральный Собор Святой Вивианы. Собор Святой Вивианы был построен в 1840 году, но вскоре стал слишком мал для быстро растущего Лос-Анджелеса. Собирались строить новый собор в 1904 году, но помешал экономический спад. В 1940 году опять заговорили о строительстве собора, в котором можно было усадить 3000 человек, и даже Римом было одобрено название — «Собор Богоматери Ангелов». Но умер архиепископ, а его переемник решил, что церкви больше нужны школы, на финансирование их строительства и передали собранные на собор деньги.




    В январе 1994 года землетрясение сильно повредило кафедральный собор Святой Вивианы, и его вынуждены были закрыть из соображений безопасности. Епархия объявила о строительстве нового собора на месте собора Святой Вивианы, а существующий собор подлежал сносу. После этого началась битва между архиепархией и реставраторами, которые утверждали, что собор был достопримечательностью города. Поэтому его нужно либо восстановить, либо каким-то образом включить в новый собор. Архиепархия сочла, что сумму, необходимую на восстановление собора, собрать не удастся. Поэтому решили строить новый собор на другом месте.



    Здание построено по проекту испанского архитектора Хосе Рафаэля Монео Вальдеса с использованием элементов постмодернистской архитектуры. Особенностью здания является отсутствие прямых углов — только острые или тупые.

    Собор был назван в честь Пресвятой Девы Марии, престольное название «Собор Богоматери Ангелов». Лос-Анджелес был основан испанскими миссионерами и изначально назывался El Pueblo de Nuestra Señorala Reinade los Ángeles «Город Богоматери Королевы Ангелов».




    Длина собора 101 м, а высота колеблется от 24 до 30 м. Одновременно он вмещает более 3000 верующих.

    В бронзовые люстры собора встроены еще и динамики.

    Орган собора 143-й по величине в мире, в нем 6019 труб, причем использованы 1929 труб органа Кафедрального Собора Святой Вивианы. Высота органа 18 метров и он поднят на 7, 3 метров над уровнем пола. Орган имеет защиту от землетрясений, для чего его поддерживает массивная стальная рама.



    Внутри собора есть источник со святой водой. Табличка предупреждает, что нельзя бросать монеты.



    В часовне рядом с мавзолеем находится гробница Святой Вивианы, перенесенная сюда из разрушенного Собора.


    Художник Джон Нава, автор гобеленов

    Украшен Собор гобеленами художника Джона Нава. По заказу архитекторов художник выполнил серию из 25 гобеленов «Причащение Святых». Одним из условий этого заказа было пожелание, чтобы изображения были разнообразны, как и представители общины Лос-Анджелеса. Поэтому на гобеленах изображены предстиавители белой расы, латиноамериканцы и черные.


    В мавзолее есть витражи, которые раньше находились в Соборе Святой Вивианы.



    Под храмом находится мавзолей, там 1270 склепов и колумбарий на 4746 ниш для захоронения. Там любой желающий может приобрести место для захоронения. Доход от продажи мест идет в благотворительный фонд для финансовой стабильности собора. В этом соборе, например, похоронен актер Грегори Пек.


    При проектировке церкви или собора всегда уделяется большое значение входным дверям, которые, традиционно, считаются мостиком между прошлым и настоящим. Двери этого собора выполнены скульптором Робертом Грэмом. Двери выполнены из меди, они обошлись в 3 миллиона долларов. Вскоре Роберт Грэм умер, он был похоронен в мавзолее собора.


    В небольшом скверике при соборе установлены разнообразные скульптурные композиции. Некоторые из них связаны с библейским сюжетом. Тут приятно прогуляться и просто отдохнуть от будничной суеты. Вход в собор свободный.



    Во дворе несколько фонтанов. Интересный фонтан у входа на территорию, на мраморном диске написано в том числе и по-русски: «Я дам вам живую воду».


    Собор после постройки подвергся критике, как за отклонение от традиционной архитектуры, так и за высокую стоимость его строительства. Говорили, что не было необходимости в церкви такого размера, а деньги можно было потратить на социальные программы. Собор обошелся в 189,7 млн. долларов. Читала, что его называли за большую стоимость строительства «Тадж-Махони» и «Родж-Махал», так как решение построить собор в таком архитектурном стиле принимал архиепископ Роджер Махони.

    Как бы там ни было, собор построен, он давно стал любимым местом города и его достопримечательностью. Сюда приезжают туристы не только из других городов Америки, но и всего мира. Мне лично собор очень понравился. Много путешествуя по миру, я обратила внимание, что самым интересным для меня, когда я приезжаю в какой-нибудь старый город, основанный в глубокую старину, найти и рассмотреть культурные пласты, которые оставили жители города в разные эпохи. Поэтому, мне кажется, что этот необычный собор - достойный памятник нашему ХХ1 веку.

    Хрустальный храм в Лос-Анджелесе продан с молотка.



    Описание

    С конца XX века в мире господствует тенденция строительства храмов, грандиозность архитектуры которых поражает воображение. Традиционное видение кафедрального собора отходит на второй план, уступая место модернистским идеям.

    Уникальная архитектура

    Главным примером таких величественных архитектурных сооружений является протестантский Хрустальный собор (Crystal Cathedral – сейчас Christ Cathedral) в небольшом городке Garden Grove недалеко от Голливуда.. Здание, построенное по проекту Филиппа Джонсона в 1980 году, являет собой настоящий полет инженерной мысли: 12 этажей, более 12000 прямоугольных стеклянных блоков и 77-метровая колокольня, шпиль которой разрезает облака. Зеркальные панели из стекла выполняют функцию окон и регулируют внутренний климат здания в зависимости от погоды и времени года. Под управлением специальной компьютерной программы блоки могут открываться и закрываться, наклоняясь под определенным углом. Сам же Хрустальный собор построен в форме четырехконечной звезды, высота которой - 39 метров.

    Показать больше

    Изначально церковь принадлежала реформаторской общине Гарден Гроув, созданной в 1955 году и возглавляемой Робертом Шуллером - любимцем телезрителей программы «Час Бога». Эта популярнейшая рейтинговая американская передача транслировала службы храма еженедельно. Каждое воскресенье у экранов телевизоров собирались миллионы зрителей, чтобы стать свидетелями уникальных шоу с джазовым оркестровым аккомпанементом или сольными и хоровыми партиями. Были случаи, когда священники читали проповеди прямо с крыши! К слову сказать, в свое время в качестве проповедников этой церкви были замечены Арнольд Шварценеггер, Чарльтон Хестон и Глен Кэмпбелл.

    Интерьер Хрустального собора выглядит не менее впечатляюще, нежели экстерьер. Внутренний зал храма может вместить 2900 человек, и для того, чтобы каждый прихожанин мог внимать службе в полной мере, внутри был установлен огромный телеэкран. Тех же, кому не удалось попасть вовнутрь или приехать вовремя к началу службы, порадует наличие еще одного монитора, наружного, причем обладающего не меньшими размерами. Центральное место церкви – это, безусловно, знаменитый орган. Инструмент с 16 тысячами труб является пятым по величине в мире.

    Вокруг здания расположен небольшой парк с многочисленными лавочками, струящимися ручьями, зеленью газонов, скульптурами библейской тематики и даже небольшим озерцом. Среди возведенных композиций можно увидеть Христоса, шагающего по воде, скрижали с десятью заповедями, возвращение блудного сына, Моисея и много всего другого.

    “Хрустальный храм” в Лос-Анджелесе превратят в “Собор Христа”

    В 2011 году реформаторской общине Гарден Гроув пришлось расстаться с Хрустальным собором и продать его епархии Оринджа за сумму более чем 50 миллионов долларов. Ныне официальное название храма – «Церковь Рождества Христова».

    Католическая епархия округа Орандж в Южной Калифорнии объявила о планах переоборудовать приобретенное ими здание бывшего «Хрустального храма», который теперь называется «Храм Христа»

    «Благодаря новому дизайну храм изнутри будет похож на собор Христа, в котором мы сможем проводить различные таинства. Это будет подходящим местом, чтобы люди смогли услышать Слово Божье и провести время общения с Богом», – заявил епископ Кевин Ванн.

    «Храм станет святым местом, в котором будет обитать Бог», – добавил он.

    Как сообщает Catholic News Agency, благодаря переоборудованию, храм сможет вмещать около 10 тысяч прихожан. В центре храма будет установлен алтарь и орган.

    Католическая епархия приобрела здание в 2012 году, ранее принадлежавшее протестантской церкви, пастором и основателем которой являлся Роберт Шуллер.

    Здание является архитектурной достопримечательностью южной Калифорнии.

    Адрес: 13280 Chapman Ave, Garden Grove, CA 92840, USA
    Телефон(ы): +1 714 971 2141

    В Лос-Анджелесе нередко нет надобности возводить для фильмов декорации. Декорации здесь – сама природа, улицы и строения. Есть в городе даже храм, который, по передающемуся многие десятилетия из уст в уста преданию, был построен в 1920-е годы специально для съемок одного русского фильма. Фильм сняли, киношники уехали, а церковь – осталась и была подарена приходу.

    Нынешний ее настоятель рассказал, что о ней, намоленной красавице, мало кто за пределами православного Лос-Анджелеса знает. У храма Пресвятой Богородицы и сегодня, спустя почти 100 лет, киношники арендуют парковку. Это местные реалии, к которым здесь быстро привыкаешь.
    Лос-Анджелес (а чаще его называют сокращенно – «Эл Эй» («LA») – или Город ангелов) – центр Большого Лос-Анджелеса с населением свыше 17 млн. человек, крупнейший по численности город в Калифорнии и второй – в стране.
    На прибрежных его территориях в XVI веке жили индейцы, потом приплыли испанцы, а с 1920-х годов в Лос-Анджелесе быстрыми темпами стали развиваться авиационная промышленность и открываться киностудии.


    Лос-Анджелес является домом для представителей более чем 140 стран, говорящих как минимум на 224 языках. Важный и колоритный элемент культуры Лос-Анджелеса – многочисленные этнические кварталы: Китайский, Корейский, Таиландский, Филиппинский, Маленькая Армения, Тегеранджелес, Маленькая Эфиопия.
    В городе живет более 100 тысяч русских, занимая по численности 5-е место после немцев, ирландцев, британцев и итальянцев.
    Живут иммигранты из бывшего СССР в разных районах и предместьях Лос-Анджелеса, но больше всего их в Западном Голливуде – одном из самых крупных из 80 районов Большого Лос-Анджелеса. Учитывая размер мегаполиса, это совсем недалеко от известного символа города. Здесь издается русскоязычная пресса, организуются гастроли артистов из России и стран бывшего СССР, здесь сконцентрированы русские магазины и рестораны. И, конечно, русские православные храмы.
    Несмотря на все это многообразие, а может быть благодаря ему, кого-то Город Ангелов очаровывает, а для кого-то становится одним из самых больших разочарований от посещения США. Потому что город – главная кинофабрика страны и мира – вовсе не такой, каким его показывают в фильмах, мультфильмах и сериалах.
    В любом случае, если кто-то думает, что все, чем славен Лос-Анджелес, – это только знаменитые киностудии, актеры, которых можно встретить прямо на улицах и Аллее славы в Голливуде, то спешу вас обрадовать: этот город знаменит и своей богатой христианской историей, представляющей разные православные юрисдикции и традиции. Русских православных храмов здесь три, и находятся они как раз в западной части мегаполиса и в Голливуде, а настоятелей их, хотя и приблизительно, можно отнести к представителям трех поколений – как по возрасту, так и по времени переезда в США: старшее, среднее и младшее. Так и начнем.

    Преображенский собор



    Идея создания храма появилась в 1929 году. Инициативная группа русских иммигрантов – в их числе были и офицеры Белой армии, и казаки – собрала 50 долларов, на которые организовала приезд из Харбина протоиерея Николая Кикловича, отслужившего 13 мая 1930 года для верующих первую Литургию.
    В течение нескольких лет службы проходили во временных помещениях. В 1935 году начался сбор средств на приобретение здания для церкви, и в 1937 году церковное здание было куплено. На добровольные пожертвования прихожан храм отреставрировали, и 17 октября 1937 года он был освящен в честь Преображения Господня.
    С объявлением Северо-Американской митрополией своей самостоятельности в конце 1946 года часть прихожан осталась верной Зарубежной Церкви. В связи с этим в 1948–1949 годах здание церкви стало предметом судебного спора об имуществе между Зарубежной Церковью и митрополией, который закончился в пользу первой.
    – Большой наплыв эмигрантов наблюдался в Лос-Анджелесе после Второй мировой войны, когда сюда из Европы и Дальнего Востока стали прибывать беженцы, – рассказывает настоятель собора протопресвитер Александр Лебедев. – Тогда же при храме была создана русская школа, в которой сейчас обучаются 140 учеников.
    Сам отец Александр родился в Австрии, в лагере беженцев около Зальцбурга. В 1951 году его родителям через агентство «Church World Service» удалось перебраться в Америку, за что им, людям с высшим образованием, пришлось отработать три года на ферме.
    За десятки лет, похоже, мало что изменилось. Подобной судьбы не избежали и иммигранты последующих волн. После развода родителей Александр с мамой переехал в Лос-Анджелес. Там он поступил в четырехлетнюю церковно-приходскую школу при Преображенском храме.
    – Так что с приходом я связан уже 63 года, а священником здесь служу 35 лет, – продолжает рассказ отец Александр. – В Лос-Анджелесе тогда жилось нелегко. Старая эмиграция, приехавшая сюда после Первой мировой войны, не доверяла прибывшим из СССР после Второй мировой. Отец моей матушки, Арсений Васильевич Ромашко, хотя и был из новой эмиграции, смог это недоверие перебороть, и его выбрали старостой прихода.
    Начиная с 1950-х годов приход принялся проектировать постройку большого собора. Созданное Общество ревнителей 30 лет собирало деньги, и в 1979 году началось строительство нового каменного храма. Когда в 1982 году половина работ была завершена, в храме начались богослужения. Храм тогда еще стоял без куполов, и местное население не всегда знало, какой деноминации он принадлежит.
    Сейчас трехпрестольный собор украшают 10 куполов, в иконостасе – 130 икон, написанных иконописцем и регентом из Сан-Франциско Владимиром Красовским.
    – В 1990-х годах в Лос-Анджелес начали приезжать русские православные – третья волна эмиграции, – говорит отец Александр. – Многие воцерковлялись. Сейчас наш приход состоит из всех этих групп, а также греков, сербов, румын и американцев, перешедших в Православие из других конфессий.
    Официально членов прихода – 80. Новоприезжие из бывших стран СНГ, как говорят представители ранних волн иммиграции, в приход вступать не желают – не привыкли. И такая картина наблюдается по всей православной Америке.
    Служат в Преображенском храме в основном на церковнославянском, английского почти не употребляют. Желающие молиться по-английски могут поехать в соседние церкви – Покровскую или в Свято-Богородицкую, где Литургии служат на двух языках. Поэтому настоятели шутят, что в Лос-Анджелесе храмов – три, а приход – как бы один!
    Сам же Преображенский собор ежегодно принимает молодежные съезды Западно-Американской епархии, певческие съезды. Летом молодые прихожане отправляются в скаутский лагерь. С 1930-х годов при соборе действует Общество помощи русским детям, которое занимается сбором денег для детских приютов и для детей, которым требуется операция – им прихожане собора оплачивают приезд в США, лечение, а их родителям – проживание во время операции и реабилитации. При храме работает также фонд помощи нуждающимся. Как считает отец Александр, храм – это не только место, где совершаются богослужения, но и центр социальной и благотворительной деятельности.
    В 1960-е годы приход пережил разделение. В 1963 году группа его бывших прихожан купила место на авеню Аргайл в Голливуде и устроила еще один большой приход – Покровский.

    У подножья Голливудских холмов: Покровский храм



    Этот храм – как раз в самом Голливуде, рядом с Аллеей славы, у подножья Голливудских холмов, где живут многочисленные звезды: кино, телевидения, спорта. А еще тут поселилось много армян и русских, большинство из которых с киноиндустрией не связаны.
    Покровский храм – ближайший к надписи «Hollywood», появившейся летом 1923 года на склоне горы Маунт-Ли над калифорнийскими холмами. Первоначально она была написана как «Hollywoodland», не имела никакого отношения к кино и означала рекламу нового жилого района, но сразу же стала привлекать к себе внимание туристов.
    Слово «Hollywoodland» ночью подсвечивалось электрическими лампочками, а днем белые буквы были видны с 40-километрового расстояния. Рекламировать «Hollywoodland» предполагалось полтора года, но надпись так и осталась на своем месте.
    В 1949 году надпись отремонтировали и удалили четыре последние буквы. К тому времени Hollywood, изначально означавший название местности, уже превратился в символ Лос-Анджелеса и всей индустрии развлечений.
    Основание Покровскому приходу было положено 16 июня 1952 года по благословению второго первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Анастасия (Грибановского). Первый храм прихода был устроен в здании на 150 S. Alexandria Ave. Но к 1964 году в состав прихода вошло много новых прихожан, и церковное здание уже не вмещало всех молящихся, поэтому в сентябре 1964 года было решено в спешном порядке найти более подходящее помещение. Так был приобретен старокатолический костел на Аргайл авеню.


    Великое освящение отремонтированного храма состоялось 4 июля 1965 года. Освящали храм митрополит Филарет (Вознесенский) – Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, святитель Иоанн (Максимович) – ныне прославленный архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский – и епископ Эдмонтонский Савва (Сарачевич) из Канады.
    При храме устроили воскресную школу, культурно-образовательный центр, большой церковный зал.
    С 1967 по 2000 годы приход окормлял епископ Александр (Милеант) – один из тех немногих, кто следовал завету Христа Спасителя: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16: 15). Трудно подсчитать количество православных брошюр на самые разнообразные темы, которые разослал владыка Александр с помощниками по всему миру, включая и Россию.
    Скончался владыка Александр (на тот момент епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский) в ночь на 12 сентября, день своего небесного покровителя – благоверного князя Александра Невского.


    Святыни храма – шесть ковчегов с мощами и облачение святителя Иоанна Шанхайского – по иронии судьбы попали в раскольничий приход, который не пошел на воссоединение с Церковью в Отечестве 10 лет назад. С того времени среди прихожан ведет отсчет традиция собирать святыни для храма.
    Нынешний настоятель Покровского храма протоиерей Виктор Цешковский служит у престола Божия уже 36 лет, и если назовут его «советским священником» – не обижается.


    – Советский священник – это особый священник, поэтому название это я не воспринимаю как оскорбление, – улыбается отец Виктор. – В брежневские времена священник должен был уметь обхитрить уполномоченного по делам религий, чтобы тот писал в своих отчетах, что на его территории «все спокойно». Церковь всеми силами и способами надо было сохранить, чтобы она пережила «тихие гонения».
    Сам отец Виктор в храме – с детства. Все пять сыновей в родительской семье стали священниками. Сестра замужем за священником, племянники – тоже священники. Все служили в Крымской и Днепропетровской епархиях. Потом отца Виктора назначили в первый его заграничный приход – новооткрытый храм в Швеции, потом был Никольский храм в Сан-Франциско, приход в Канаде, где нужен был священник-украинец; Свято-Николаевский патриарший собор в Нью-Йорке. Были приходы около Милана, в Испании, на Канарских островах. После воссоединения Русской Церкви в 2007 году отцу Виктору предложили служить в Русской Зарубежной Церкви. За последние 10 лет это были Новая Коренная пустынь под Нью-Йорком, храм в Бруклине, а теперь – Покровский храм в Западно-Американской епархии – в Голливуде.
    – Не хотелось бы, чтобы люди считали Православие чем-то для Голливуда чуждым, несовместимым с ним, – говорит отец Виктор. – Здесь течет своя православная жизнь. Приход наш обустроенный, активный. Голливудские прихожане – русские артисты, режиссеры, спортсмены, творческая интеллигенция, обычные новоприезжие русскоязычные люди из разных мест бывшего Советского Союза. По воскресеньям мы служим две Литургии: на английском служит священник-американец, за ней следует Литургия на славянском языке. На обеих службах причащаются до 200 человек. У меня есть мысль организовать при приходе детскую студию: специалисты хорошие есть, талантливые дети – тоже.

    Храм Пресвятой Богородицы



    – Если на церковной автостоянке в будний день много машин, значит, где-то рядом снимается кино: администрация фильма арендует нашу парковку, и на стоянке можно увидеть машины, принадлежащие голливудским звездам, – рассказывает настоятель храма Пресвятой Богородицы протоиерей Назарий Полатайко. – Автобус забирает команду и увозит на съемочную площадку.
    Так что храм этот – самый что ни на есть голливудский, но он – храм. И именно этот храм – самый большой секрет Голливуда.
    – Пришедших помолиться наших прихожан никто в храме не беспокоит, и потому все чувствуют себя комфортно, – продолжает отец Назарий. – Люди настолько привыкли видеть лица, которые регулярно появляются на экране, что никто не бежит и не просит автограф. Самое главное, что приход наш – это молитвенное собрание: здесь молятся, а не тусуются. Многие прихожане сами работают в сфере киноиндустрии: это продюсеры, композиторы, сценаристы, музыканты. И даже когда молитва закончена и начинается обед, который готовит наше сестричество, в зале все вместе пьют кофе, общаются, но нет никакого ажиотажа – никто не хватается за телефон, чтобы сделать селфи!


    Свято-Богородицкий приход был основан в 1923 году группой русских иммигрантов, которые посвятили его Божией Матери и иконе Ее «Взыскание погибших». Здесь хранятся многочисленные святыни: частица Честного Креста Господня; икона праведного Иоанна Кронштадтского с частицей его мантии и икона Пресвятой Богородицы, освященная самим святым батюшкой Иоанном; мощи великомученика Пантелеимона, благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского, преподобного Серафима Саровского, святителей Феофана Затворника и Иоасафа Белгородского, Иннокентия Московского, Иоанна Шанхайского и Тихона, Патриарха Московского, преподобного Амвросия Оптинского, новомучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Тихвинская икона Пресвятой Богородицы была написана на Святой Горе Афон, это дар царю-страстотерпцу Николаю II. А в 2015 году со Святой Горы в храм привезли копии двух чудотворных икон: Ватопедскую из одноименного монастыря и «Скоропослушницу» – из Дохиара.
    Прихожанами храма были графы Голицыны и Волконские, композитор Сергей Рахманинов, американская актриса Натали Вуд и наши соотечественники из кино- и телеиндустрии.
    Старые прихожане оставили образа «Всех скорбящих Радость» и святителя Николая чудотворца. Есть в храме икона, принадлежавшая композитору Сергею Васильевичу Рахманинову. В церковном зале – его же рояль, который и сейчас используется по назначению, «участвуя» в концертах церковной и хоровой музыки.
    – В этот храм меня благословил блаженнейший Онуфрий, митрополит Киевский и всея Украины, в бытность свою еще митрополитом Черновицким и Буковинским, – рассказывает отец Назарий. – Я был доволен своим приходом в Канаде, но здесь потребовался двуязычный священник. Среди наших прихожан есть люди, которые вообще не знают русского языка, – это американцы ирландского, китайского происхождения, а есть те, кто слабо говорит по-английски, – это приехавшие работать сюда украинцы, молдаване.

    Когда я приехал, то, как художник, сразу оценил храм-красавец. Его делали с любовью и со вкусом. Он пахнет древностью, пропитан молитвой и опытом. Один из моих предшественников сказал, что «в нем ладан вытекает из стен».
    В храме – активная для Северной Америки литургическая жизнь. Хотя бы одна Литургия обязательно служится в будние дни. На Пасху во дворе людям не видно конца. Крестный ход проходит вокруг квартала, и когда духовенство уже заходит в передние ворота храма, то завершающие ход прихожане только выходят из него. Церковный двор на Пасху – это всегда продолжение храма.
    При храме работают две школы: субботняя и воскресная. Субботняя школа – это русская школа с преподаванием русского языка, истории России, Церкви, Закона Божия, литературы. Все уроки начинаются с молитвы в храме и продолжаются с 10:00 до 15:00. Потом – общая трапеза. Дети – от 5 до 16 лет, преподаватели – профессионалы из бывшего СССР. Школа, как образовательная, дает сертификат для поступления в университет.
    Воскресная школа проводится для детей каждое второе воскресенье, и уроки религии там преподают на английском.
    Для взрослых по вторникам работает молодежный кружок. Это самое активное и посещаемое мероприятие. Занятия кружка начинаются с пения акафиста перед иконой Божией Матери «Взыскание погибших» на двух языках.
    – В первый вторник месяца мы смотрим и обсуждаем кино, – рассказывает отец Назарий. – Бывает, что авторы фильмов – это наши же прихожане. Во второй вторник мы приглашаем лектора. Это может быть священник из православного храма любой юрисдикции или богослов. В лекторах мы недостатка не испытываем: в местном университете есть факультет религиоведения. А еще мы можем устроить видеоконференцию.
    В третий вторник месяца – библейские занятия. А в последний вторник настоятель читает лекции по иконологии и разъясняет, как научиться понимать язык иконы.
    – Каждый второй четверг мы служим молебен и проводим вечер вопросов и ответов, продолжает отец Назарий.
    Отец Назарий – родом из Черновцов, из семьи художника. Из детства помнит, как отец, председатель Союза художников области, коллекционировал иконы. Но напоказ не выставлял: иконы хранились в детской комнате, и Назарий с братом росли, созерцая святые образа. А вот у прабабушки иконы были «функциональные» – она молилась перед ними, это было для нее, по словам отца Назария, «окно ее разговоров с Божией Матерью». В начальной школе в руки ему попало Евангелие, и после рассказов бабушки он начал молиться – своими словами.


    – В храм меня никто не водил, хотя праздники Рождества и Пасхи в семье отмечали, – вспоминает отец Назарий. – Лет в пятнадцать мне захотелось пойти в храм, хотя и до этого в храмы заходил, но как в музей. А в тот раз впервые пошел в храм помолиться: не было никакой духовной нужды, просто почувствовал зов.
    В то время я был обычным подростком, интересовался философией, современным искусством. Много лет спустя, когда уже учился в семинарии, понял, что все свое детство я жил среди икон. Я смотрел на иконы, а они смотрели на меня, и неведомым мне путем Господь Бог выработал для меня план спасения. С тех пор я больше храм не покидал.
    В начале 1990-х отец Назарий оказался в Канаде, где стал еще ближе к церковной жизни. – Однажды меня попросили написать икону для храма. И когда я первый раз в жизни сел писать икону, то понял, что не понимаю, как это делать. На родине я окончил художественный техникум, но иконопись нам не преподавали. Я был светским художником, и икона для меня была одной из форм искусства. И тогда я закончил семинарию на английском языке, потом получил степень бакалавра богословия. Меня рукоположили во диакона. Защитил кандидатскую диссертацию в Киевской духовной академии, служил протодиаконом в Оттаве, а потом, по благословению митрополита Онуфрия, перешел в Американскую Православную Церковь и стал настоятелем этого храма Пресвятой Богородицы.
    Рассказывая о Православии в Лос-Анджелесе, нельзя не упомянуть и о приходском сестричестве храма Пресвятой Богородицы – наследнице Дамского общества, которое организовала матушка одного из первых настоятелей – отца Павла Разумова; и об известном священнослужителе – протоиерее Димитрии Гизетти, родственнике Святейшего Патриарха Алексия II: отец Димитрий служил здесь настоятелем с 1957 по 1979 год; и о нашем современнике – композиторе и музыканте русского происхождения Джоне (Иоанне) Соколове, который вырос при Преображенском соборе и засыпал в детстве под музыку Рахманинова, а сейчас собирает уже своими фортепианными произведениями огромные аудитории, превращая даже приходские залы в залы концертные, где ведется сбор средств на поддержание здешних православных храмов. Но все это – уже совсем другие истории. Потому что Лос-Анджелес – это не только Город Ангелов, но и город конкретных людей; мир не только киношный, но и мир реальных судеб наших соотечественников.