Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Общая характеристика Насекомых
  • Власть заставляет людей умирать от голода или от холода, но мы национализируем недра и снизим тарифы втрое, - вадим рабинович Рабинович м ц пластическая анатомия челове
  • "В связи с чем": запятая нужна?
  • Православная молитва святой великомученице екатерине
  • Перевал Дятлова: что случилось на самом деле?
  • Воронцов михаил семенович Князь михаил павлович воронцов краткая биография
  • Понятие коррупции и ее признаки. Понятие и сущность коррупции Сущность и основные виды коррупции

    Понятие коррупции и ее признаки. Понятие и сущность коррупции Сущность и основные виды коррупции

    (Крюкова Н. И.)

    («Российская юстиция», 2013, N 4)

    СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ И ЕЕ ПРИЧИНЫ

    Н. И. КРЮКОВА

    Крюкова Н. И., доктор юридических наук, профессор.

    В статье подробно анализируются причины коррупции, ее сущность и типология коррупционных отношений, а также предлагается комплекс мер по борьбе с коррупцией.

    Ключевые слова: сущность коррупции, причины коррупции, влияние коррупции на правопорядок.

    In the article the author analyses the causes of corruption, its nature and typology of corruption relations, but also offers a complex of measures on fight against corruption.

    В представленной вашему вниманию статье мы попытались раскрыть сущность коррупции, ее причины и влияние на правопорядок. Ведь проблема коррупции в последнее время носит массовый характер, затрагивает все сферы человеческой жизнедеятельности. Она настолько въелась в российскую жизнь, что не нуждается даже в синонимах. Коррупция превратилась в системную проблему. И этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ.

    Уровень коррупции в нашей стране остается крайне высоким. Только в 2011 году в этой сфере по официальной статистике возбуждено десять с половиной тысяч уголовных дел. Но это только вершина айсберга. Дело в том, что коррупция является не побочным явлением российского общества, а основой основ существования власти и управленческого механизма, потому что основной ценностью для правящей элиты в современной России являются деньги.

    Среди глобальных проблем современности, от решения которых зависит дальнейшее развитие мирового сообщества в новом столетии, одной из самых острых и «кровоточащих» является проблема коррупции. Характеристика современной коррупции имеет ряд особенностей, в их числе:

    1. Современная коррупция сориентирована на максимальное использование возможностей личного обогащения чиновников. Так, несовершенство законодательства о приватизации позволило значительной части чиновничьего корпуса извлечь немалую выгоду.

    Широко практикуется подкуп чиновников в ходе выделения и оформления права собственности на земельные участки. Крупные нелегальные доходы извлекаются при оформлении экспортно-импортных операций, в частности всех операций, касающихся стратегически важных сырьевых товаров.

    2. Современная коррупция тесно связана с общеуголовной преступностью и по своим количественным и качественным показателям характеризуется аналогичными признаками, в том числе такими, как тенденция к увеличению доли деяний, отличающихся более высокой степенью общественной опасности.

    Наибольшую опасность представляют устойчивые связи коррупции с организованной преступностью. Посредством широкомасштабной коррупции создается система защиты организованных преступных структур от социального контроля, состоящая в активном противодействии органам правопорядка, следствию, работе учреждений уголовно-исполнительной системы.

    В современных условиях происходит изменение традиционно сложившихся связей коррупции с должностными, хозяйственными и имущественными преступлениями. Коррупционеры все в большей степени вступают в контакты с уголовниками других «специализаций», например, для обеспечения условий выживания не гнушаются прибегать к услугам наемных убийц, профессиональных вымогателей и др.

    Коррупция в наше время получила прочную опору в виде безнаказанности коррумпированных чиновников. Об этом свидетельствует высокая степень латентности преступлений, совершаемых должностными лицами с использованием служебного положения.

    Современная коррупция существует в условиях напряженной криминогенной обстановки, которая расставляет приоритеты таким образом, что действия продажных чиновников не всегда выдвигаются на первый план по своей опасности.

    Современная коррупция последовательно расширяет «зоны влияния», проникая в новые сферы, ранее от нее хорошо защищенные, в частности в правоохранительную деятельность, оборону.

    Наиболее опасной на сегодняшний день, на наш взгляд, является так называемая верхушечная коррупция, которая характеризуется высоким социальным положением субъектов ее совершения, изощренно-интеллектуальными способами их действий, огромным материальным, физическим и моральным ущербом, исключительной латентностью посягательства, снисходительным и даже бережным отношением властей к этой группе преступников.

    Не удивляет ли народ нежнейшее отношение власти к основному фигуранту дела Оборонсервиса — госпоже Васильевой, укравшей миллионы из государственной казны и, как выяснилось, неспособной жить без домработницы, даже в условиях привлечения к ответственности? Не построить ли на народные деньги этим господам хрустальную колонию с вышколенным обслуживающим персоналом или не отпустить ли их подобру-поздорову в Швейцарию или Англию, как это водится в нашей стране? Ведь эти господа в свои тридцать три года «так много положили сил на обустройство нашей многострадальной страны».

    Коррупция внедрилась в высшие эшелоны власти, что делает ее особенно опасной.

    Вышеперечисленными особенностями характеристика современной коррупции не исчерпывается, но они являются стержневыми и определяющими данное явление.

    Коррупция может привести к масштабному разворовыванию государственного имущества, тем самым существенно подорвать экономику страны.

    Необходим комплекс мероприятий, основными звеньями которых должны стать разработка современной концепции государственной политики в отношении борьбы с коррупцией и принятие реально действующего законодательства о противодействии коррупции.

    Ведь коррупция в России особая, какой ни в одной серьезной стране уже давно нет: у нас воруют по закону, наши нормативные акты то и дело допускают чиновника к «рулению» разного рода активами (в том числе частными), не определяя жесткого алгоритма его действий, — это и есть вечно живой корень коррупции. Она цветет уже неприлично пышным цветом не потому, что за нее не расстреливают, а потому, что огромное количество действующих законов и подзаконных актов с именами, далекими от коррупции, имеют вполне конкретную взяткоемкость (порой почти бесконечную), которая в подлунном мире не может остаться нереализованной.

    Хочу отметить три причины сегодняшней ситуации. Первая — то, что Россия «потеряла» поколение 90-х годов. У сегодняшней молодежи, выросшей в те годы, полностью коррупционное сознание. Вторая причина заключается в создании экономических предпосылок для недопущения коррупции во всех госструктурах путем более тщательного подбора кадров, повышения моральной мотивации и материального стимулирования через повышение оплаты труда чиновников. Третья причина заключается в усилении профилактики коррупции среди тех, кто отвечает за распределение и последующее использование бюджетных средств.

    Искоренить коррупцию — значит создать сильное правовое и демократическое государство, которое эффективно служит всем нам, российским гражданам. Победить коррупцию — это сформировать конкурентоспособную экономику, преодолеть бедность, повысить благосостояние россиян. Ликвидировать коррупцию — значит утвердить новое качество жизни, социальную стабильность, правопорядок и справедливость. Устранить коррупцию — это сформировать зрелое гражданское общество, общество свободных, ответственных и созидательных людей. Уничтожить коррупцию — это остановить терроризм в нашей стране, обезопасить жизнь граждан, сохранить целостность и единство России, сделать ее сильной и конкурентоспособной страной в мировом сообществе.

    Коррупция существовала всегда и во всех странах. О полной победе над ней речи не идет. Но ее нужно загнать в некие рамки, когда она перестанет быть доминирующим элементом социальной и государственной системы. Абсолютная победа над таким злом, как коррупция, невозможна. Но мы в состоянии ограничить ее масштабы до такой степени, чтобы она не подрывала сами основы существования страны и сложившегося правопорядка.

    ——————————————————————

    коррупция социальная государственная служба

    Коррупция - сложное социальное явление, имеющее различные формы проявления, которые не всегда очевидны. Разнообразие формулировок коррупции не всегда позволяет выявить все ее существенные признаки. Общепринятым является понимание коррупции как использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащих установленным правилам. Характерным признаком коррупции можно считать конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества.

    При данном понимании коррупции возникает ряд вопросов. Всегда ли интерес заключается в получении материальной выгоды или он может реализоваться в иных формах? Каково соотношение понятий "коррупция" и "коррупционные проявления"? Только ли должностные лица могут быть субъектами коррупционных правонарушений?

    В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон) под коррупцией понимается "злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами (подп. "а" п. 1 ст. 1) и совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица" (подп. "б" п. 1 ст. 1).

    Однако анализ международных актов, зарубежного законодательства, научных публикаций по вопросам противодействия коррупции позволяют сделать вывод, что в Законе применен узкий подход к раскрытию явления коррупции.

    Чаще под коррупцией понимают использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды; к коррупции также относится использование любым лицом, состоящим на публичной службе (не обязательно должностным лицом), своих служебных полномочий, в том числе временных или основанных на субординационных отношениях, и доверенных ему прав в целях личной выгоды.

    При этом считается, что личная выгода имеет материальный характер (получение денег, подарков, оказание услуг и подобное), морально-материальный характер (внеочередное присвоение классного чина, воинского или специального звания, повышение или перемещение по службе и т.д.), моральный характер, т.е. иная личная заинтересованность (поощрение, в том числе государственной наградой, и др.).

    Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна, и, разумеется, не все формы коррупционного поведения подпадают под понятие преступления. Коррупция проявляется в совершении:

    • - преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);
    • - административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, предусмотренные КоАП РФ);
    • - дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;
    • - запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).

    Таким образом, под коррупцией можно понимать:

    • - подкуп, получение или дачу взятки, иные коррупционные преступления;
    • - любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением как для себя, так и для аффилированных лиц (например, своих родственников) выгоды материального характера (имущества, услуг или льгот), а также иной нематериальной выгоды вопреки законным интересам общества и государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу.

    Характерными признаками коррупции являются:

    • - использование публичным лицом своего должностного или иного служебного положения вопреки законным интересам общества и государства;
    • - получение неправомерных выгод как имущественного, так и неимущественного характера для себя либо другого физического или юридического лица, а равно незаконное предоставление такой выгоды физическим или юридическим лицом должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в своих интересах, а также от имени или в интересах другого физического или юридического лица.
    • - наличие корыстной цели (получение имущественных выгод) или личной заинтересованности в неправомерных преимуществах имущественного или неимущественного характера. Заинтересованность проявляется в стремлении должностного или иного публичного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера в виде денег, ценностей, иного имущества, услуг имущественного характера и других имущественных выгод; иная личная заинтересованность - в стремлении должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, протекционизм, желание получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении каких-либо вопросов.

    Понятие коррупционного правонарушения объединяет уголовные преступления, административные правонарушения и дисциплинарные проступки, а также гражданско-правовые деликты коррупционного характера. Коррупционное правонарушение - это совершенное физическим или юридическим лицом противоправное деяние, обладающее вышеперечисленными признаками, предусмотренное УК РФ, КоАП РФ, состоящее в нарушении антикоррупционных стандартов и влекущее дисциплинарную и (или) гражданско-правовую ответственность.

    К уголовным коррупционным преступлениям относятся получение взятки, дача взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, а также иное предусмотренное УК РФ общественно опасное деяние, обладающее следующими признаками:

    • - незаконное использование лицом полномочий, предоставленных ему по службе в качестве должностного лица или иного служащего, либо должностного или служебного положения;
    • - использование полномочий, должностного или иного служебного положения вопреки интересам службы;
    • - наличие корыстной цели (получение имущественных выгод) или личной заинтересованности в преимуществах имущественного и неимущественного характера.

    К административным коррупционным правонарушениям относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями правонарушения, за которые установлена административная ответственность. Это противоправные, виновные действия (бездействие) в сфере реализации избирательных прав граждан, за которые предусмотрена административная ответственность КоАП РФ: подкуп избирателей (ст. 5.16), незаконное финансирование избирательной кампании (ст. 5.20) и др., а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, устанавливающими административную ответственность за коррупционные правонарушения.

    К дисциплинарным коррупционным проступкам относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями служебные нарушения, за которые установлена дисциплинарная ответственность, регламентированная нормами об отдельных видах государственной (муниципальной) службы.

    Следует отметить, что действующие нормативные правовые акты не содержат понятия коррупционного дисциплинарного проступка, что снижает эффективность института дисциплинарной ответственности применительно к коррупционным проявлениям, не влекущим иной вид юридической ответственности.

    В целях повышения эффективности всех возможных правовых средств противодействия коррупции предлагается внести в Федеральные законы от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и другие нормативные правовые акты дополнения, касающиеся раскрытия перечня дисциплинарных проступков, включая коррупционные. К последним следует отнести несоблюдение "антикоррупционных" обязанностей - таких, как представление сведений о доходах, сообщение о фактах склонения к коррупционным правонарушениям; нарушение таких запретов и ограничений, как участие в управлении коммерческими организациями, представление в государственных органах интересов третьих лиц, выезд за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц и др.; а также умышленное непринятие должностным лицом в пределах его компетенции необходимых мер по предупреждению или пресечению коррупционного дисциплинарного проступка, совершенного подчиненным ему по службе лицом, по предотвращению конфликта интересов и т.д.

    В юридической литературе к коррупционным проявлениям в деятельности государственных служащих, которые по своему сущностному содержанию носят характер коррупционного правонарушения, но не легитимированы в качестве таковых, отнесены:

    • - использование государственным служащим своих служебных полномочий при решении разнообразных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей служащего либо его родственников;
    • - предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) при поступлении на государственную службу и продвижении по государственной службе;
    • - неправомерное предпочтение физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а также в оказании содействия в осуществлении предпринимательской деятельности;
    • - использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;
    • - требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законом;
    • - нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц;
    • - дарение подарков и оказание неслужебных услуг вышестоящим должностным лицам, за исключением символических знаков внимания и протокольных мероприятий .

    Перечисленные и иные подобные формы коррупции по действующему законодательству не могут быть квалифицированы в качестве коррупционных правонарушений. Однако не вызывает сомнения, что их совершение наносит вред интересам государственной и муниципальной службы, поскольку ставит под сомнение ее публичный характер, что объективно требует введения мер юридической ответственности.

    Определение "corrumpere" в римском праве трактовалось самым общим образом, как повреждать, ломать, разрушать, подкупать и означало противоправные действия в судебной практике. Это понятие произошло от сочетания латинских слов "correi" - несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и "rumpere" - ломать, повреждать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых являлась порча или повреждение нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

    В научной, учебной и общественно-публицистической литературе существуют различные определения коррупции. Толковый словарь русского языка характеризует коррупцию как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.

    В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как "злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях.

    Это понятие включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга), непотизм (замещение по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или "своими людьми") и незаконное присвоение публичных средств для частного использования.

    Рабочее определение междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы гораздо шире. Коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента, или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других.

    В докладе, подготовленном Советом по внешней и оборонной политике и Региональным общественным фондом "Индем", указывается, что под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение морально неприемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона (например, фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Характерные признаки данной ситуации: принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы, обе стороны действуют по обоюдному согласию; обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия.

    Согласно ст. 1 ФЗ № 273 -ФЗ от 25 декабря 2008 г. "О противодействии коррупции", коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

    Российская юридическая энциклопедия 2003 года, так дает определение государственной коррупции: "использование государственными служащими (чиновниками) и представителями органов государственной власти занимаемого ими положения, в силу своих служебных прав и властных полномочий для незаконного обогащения, получения и использования материальных преимуществ и иных благ, как в личных, так и в корыстных целях".

    Многообразие точек зрения на определение коррупции свидетельствует о сложности этого явления и требует более глубокого и всестороннего его изучения.

    Теоретически возникновение и существование коррупции становится возможным с момента обособления функций управления в общественной и хозяйственной деятельности. Именно в этом случае у должностного лица (управленца) появляется возможность распоряжаться ресурсами и принимать решения не в интересах общества, государства, фирмы, а исходя из своих личных корыстных побуждений. Исторически это относится ко времени формирования первых классовых обществ и государственных образований в древнейших центрах человеческой цивилизации: Египте, Месопотамии, Индии, Китае в III-II тысячелетиях до н.э.

    Исходя из этого, коррупция в самом общем виде как социально-экономическая категория выражает отношения, складывающиеся между должностными лицами и отдельными членами общества по поводу использования возможностей занимаемой должности с целью получения личной выгоды в ущерб интересам третьей стороны (общества, государства, фирмы).

    Субъектами коррупционных отношений выступают с одной стороны должностные лица, с другой стороны - представители легального и нелегального частного сектора.

    Объектом коррупции могут являться практически все установленные и охраняемые законом общественные и хозяйственные отношения.

    Современная коррупция – это не элементарный уголовно-правовой феномен, который можно было бы квалифицировать конкретной нормой уголовного кодекса как отдельный состав преступления. Коррупцию следует рассматривать как криминологическое, социально-экономическое явление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием, в содержательный объем которого входит комплекс неоднородных видов общественно опасных деяний. Можно с уверенностью сказать, что коррупция распространяется во всех сферах общественной жизни.

    Коррупцию возможно классифицировать по многим критериям: по типам взаимодействующих субъектов (граждане и мелкие служащие, фирмы и чиновники, нация и политическое руководство); по типу выгоды (получение прибыли или уменьшение расходов); по направленности (внутренняя и внешняя); по способу взаимодействия субъектов, степени централизации, предсказуемости и т. д. В России исторически коррупция также различалась по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или незаконных действий («лихоимство»).

    Поскольку формы злоупотреблений служебным положением очень многообразны, по разным критериям выделяют различные виды коррупции.

    1) В зависимости от субъекта коррупции, злоупотребляющего служебным положением:

    Государственная коррупция (коррупция госчиновников); - коммерческая коррупция (коррупция менеджеров фирм); - политическая коррупция (коррупция политических деятелей).

    2) В зависимости от субъекта коррупции, выступающего инициатором коррупционных отношений:

    Запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе должностного лица; - подкуп по инициативе просителя.

    3) В зависимости от субъекта коррупции, являющегося взяткодателем:

    Индивидуальная взятка (со стороны гражданина);

    Предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы); - криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей – например, наркомафии).

    4) В зависимости от формы выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции:

    Денежные взятки; - обмен услугами (патронаж, непотизм).

    5) В зависимости от степени централизации коррупционных отношений:

    Децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе); - централизованная коррупция «снизу вверх» (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими); - централизованная коррупция «сверху вниз» (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным).

    6) В зависимости от уровня распространения коррупционных отношений:

    Низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти); - верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков); - международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений).

    7) В зависимости от степени регулярности коррупционных связей:

    Эпизодическая коррупция; - систематическая (институциональная) коррупция; - клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений).

    Кафедра теории и истории государства и права

    УТВЕРЖДАЮ

    Начальник кафедры ТиИГиП

    подполковник вн. службы

    О.Ю. Ельчанинова

    «___» ______________ 2015 г.

    ЛЕКЦИЯ

    по дисциплине«Антикоррупционная деятельность в УИС»

    тема № 2«Понятие, сущность, виды и причины коррупции. Социально-экономические последствия коррупции»

    для курсантов и слушателей 1 курса юридического факультета

    специальность – 031001.65 Правоохранительная деятельность

    форма обучения– очная, заочная

    Разработал(а):

    заместитель начальника кафедры ТиИГиП

    полковник внутренней службы

    Н.В.Столярова

    Самара 2015


    Лекция рассмотрена и одобрена на заседании предметно-методической секции кафедры ТиИГиП «___»_________2015 г., протокол №___.

    Председатель секции: старший преподаватель, полковник службы Маликова Н.Б. ______________

    Введение ………………………………………………………………………….3

    Вопрос 1. Понятие, сущность, причины и виды коррупции.……. ………......3

    Вопрос 2. Причины и условия, способствующие возникновению коррупции

    в обществе. Современное состояние коррупции...............................................17

    Вопрос 3. Основные причины и условия коррупционных преступлений

    в УИС ………………………………………………………………….…..……22

    Заключение ………………………………………………………………...…..29

    Список источников и литературы ………...…………...……………..……..29

    Введение

    Разнообразные формы человеческого поведения, объединяемые понятием “коррупция”, известны человечеству давно. Многие из них воспринимаются как неотъемлемая часть повседневной жизни в различных странах мира. Однако, как социальное явление она осознана лишь в последние три - четыре десятилетия. Прошедшее десятилетие отмечено взрывом интереса к коррупции. Единодушие относительно природы коррупции, ее причин и последствий, а также антикоррупционных мер - достаточно редкое явление. Исследование развития современного понятия коррупции и ее сущности служит не только лучшему пониманию этиологии коррупции, совершенствованию нормативно-правовых определений данного понятия в национальном и международном законодательстве, но позволяет «увидеть» новые тенденции в изменении социальной оценки самого явления.



    Вопрос 1. Понятие, сущность, причины и виды коррупции

    Изучение доступных источников показывает, что процесс формирования современного понятия коррупции охватывает несколько тысячелетий в истории цивилизации. Упоминание об этом явлении встречается в сочинениях по искусству государственного управления, религиозной и юридической литературе Египта, Месопотамии, Иудеи, Индии и Китая - во всех центрах древневосточных цивилизаций.

    Одно из первых упоминаний о коррупции чиновников можно встретить в архивах Древнего Вавилона (вторая половина 24 в. до н.э. – шумерский царь Урукагин), а позднее (19 в. до н.э.) и в знаменитых Законах вавилонского царя Хаммурапи:

    «§ 5. Если судья разобрал дело, вынес решение и изготовил документ с печатью, а затем решение свое изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения, которое он постановил, и исковую сумму, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить в двенадцатикратном размере; кроме того, в собрании его должны согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде.

    § 6. Если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит».

    Если в первом случае при толковании могут возникать сомнения в возможности отнесения описанной формы судейского произвола к коррупции, то во втором речь, безусловно, идет о коррупционных преступлениях – должностном хищении (в интерпретации современного уголовного законодательства) и «отмывании» имущества, приобретенного в результате коррупционного преступления.

    Одинаковая оценка степени общественной опасности названных коррупционных преступлений представляется совершенно обоснованной. А совместное размещение в тексте закона соответствующих норм указывает на одинаковую природу названных преступлений (во всяком случае, в восприятии древнего законодателя).

    Можно сказать, что в период ранней государственности не существовало собственно термина «коррупция» или его какого либо эквивалента. Понятие коррупции еще только «вызревало» в этот период.

    Качественный скачок произошел уже значительно позже.

    Коррупция [лат. corruptio] означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.

    В римском праве коррупция трактовалась самым общим образом, как повреждать, ломать, разрушать, подкупать и означало противоправные действия в судебной практике. Это понятие произошло от сочетания латинских слов "correi" - несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и "rumpere" - ломать, повреждать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, «соrumpere», который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых являлась порча или повреждение нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

    В величайшем памятнике Древнего Рима в Законах 12 таблиц термин «соrumpere » уже привычно используется в значениях менять за деньги показания в суде и подкупать судью.

    Таким образом, можно с некоторой степенью уверенностью сказать, что формирование современного понятия коррупции совпадает с периодом возникновения и развития римского права.

    Также одним из первых кто пытался дать объяснение коррупции, был древнегреческий философ Платон, который считал, что «корыстолюбие - это один из важнейших социальных пороков, который совершенно недопустим не только для правителей, но и для воинов. Этот порок питается собственностью, поэтому пока те, кто обладает властью и силой лишены собственности, а те, кто производит материальные блага, не имеют силы и власти, государство процветает. В противном случае происходит его вырождение».

    В научной, учебной и общественно-публицистической литературе существуют различные определения коррупции. Толковый словарь русского языка характеризует коррупцию как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.

    В учебнике для вузов "Уголовное право России" указывается: "В широком смысле слова коррупция - это социальное явление, поразившее публичный аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах".

    В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как "злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях". Это понятие включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга), непотизм (замещение по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или "своими людьми") и незаконное присвоение публичных средств для частного использования.

    Рабочее определение междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы гораздо шире. Коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента, или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других.

    В Большом юридическом словаре коррупция понимается как «общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц».

    Более менее детальное понятие коррупции впервые появилось в правовых актах РФ в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» и выглядит оно следующим образом: коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгодыуказанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

    В результате под термином «коррупция» в обществе, в научном мире и в практической сфере нет однозначного понимания этого явления. В тоже время коррупция представляется как явление, заключающееся в разложении власти, где государственные, муниципальные служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют своё служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.

    Существует множество форм (проявлений) коррупции: взяточничество;

    фаворитизм; криминальный лоббизм и непотизм (покровительство на основе личных связей); незаконное распределение, перераспределение или присвоение общественных ресурсов в личных целях; проведение приватизации путем организации незаконных конкурсов, аукционов, фактического захвата пакетов акций, находящихся в федеральной собственности; любое использование или манипулирование служебной информацией в личных или групповых интересах;

    незаконное применение системы преференций в отношении различных промышленных, финансовых, торговых и иных корпоративных групп; вымогательство и др.

    Соответственно приводятся различные классификации коррупции и коррупционной деятельности. Все подходы к классификации коррупции отличаются крайним разнообразием, а также отсутствием четкого определения критериев, что не в полной мере способствует анализу коррупции и ее проявлений в современной практике.

    Более предметной является классификация коррупции, в основе которой лежат строго определенные критерии (основания), среди которых:

    1) сферы проявления коррупции;

    2) статус субъектов коррупции;

    3) уровень коррупции;

    4) степень общественной опасности коррупционного явления;

    5) степень проявления.

    Как свидетельствуют отдельные энциклопедические словари, коррупция происходит от латинского слова «сorrumpere» - растлевать, т.е. это термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите.

    Следует отметить, что среди как украинских ученых-правоведов, так и практиков не существует четкого определения понятия коррупции. Словосочетание «злоупотребление государственной властью» некоторым образом вводит в заблуждение, так как сокращает поле деятельности рассматриваемого явления и затушевывает истинную опасность, исходящую от него. На самом деле государственная власть - это система управления обществом, а социальная опасность от коррупции -- это ущерб, наносимый обществу.

    Следовательно, коррупция -- это злоупотребление управлением общественной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп. Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы и пути их решения. ХабибулинА.Г.Журнал российского права, 2007.

    Из данного определения видно, что коррупция:

    • - всегда связана с государственной службой, государственной властью, в силу этой прямой зависимости неизбежно оказывает в большей или меньшей степени воздействие на характер и содержание власти, ее репутацию в обществе. Это позволяет утверждать, что коррупция приобретает, помимо криминального, политический характер;
    • - коррупция выходит за пределы взяточничества;
    • - она включает в себя непотизм (Непотизм, лат ., замещение должностей предпочтительно родственниками в нарушение общего и справедливого порядка) и многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для личного, группового или корпоративного использования;
    • - коррупция, как злоупотребление властью, может осуществляться для получения выгоды не только в целях личного, но и корпоративного, кланового интереса. Это не всегда прямо связано с присвоением материальных ценностей, так как корпоративный интерес порой преследует политические цели: создание политических условия, обеспечивающих возможности «легального», «законного» захвата, присвоения в будущем материальных и финансовых средств.

    В большинстве случаев коррупция наносит прямой экономический ущерб личности, обществу и государству.

    Кроме того, необходимо учитывать, что коррупция злоупотребляет управлением, общественной властью для получения выгоды в личных целях, в интересах третьих лиц или групп. Необходимо постоянно учитывать антиобщественный характер коррупционной деятельности.

    Если перевести это в практическую область, то можно констатировать, что в основе коррупции лежит незаконная двусторонняя сделка (в коррупцию всегда вовлечены две стороны: тот, кто подкупает, и тот, кто, будучи подкуплен, действует вразрез со своим служебным долгом), в результате которой лицо, находящееся на государственной службе, нелегально «продает» физическим и юридическим лицам свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности, власти и связанных с ней возможностей, а «покупатель» получает возможность использовать государственную структуру в своих целях: для обогащения, законодательного оформления привилегий, ухода от предусмотренной законом ответственности, общественного контроля и т.д.

    Иначе говоря, превращение государственным служащим своего рабочего места в коммерческий товар составляет суть коррупции, несущей реальную угрозу нормальному, законному функционированию системы государственной власти и управления.

    Коррупцию необходимо различать в узком и широком смысле. Коррупция в узком смысле - явление, когда должностные лица намеренно пренебрегают своими обязанностями или действуют вопреки этим обязанностям ради определенного материального вознаграждения.

    Наряду с коррупцией в узком смысле существуют взяточничество и самостоятельное чиновничье предпринимательство. Взяточничество отличается от коррупции тем, что чиновника подкупают не ради нарушения его обязанностей, а ради их исполнения.

    Взяточничество порождается неопределенностью обязанностей чиновника, дефицитом (часто искусственно созданным) административных и финансовых возможностей государства. Подкупающая сторона в данном случае выступает как «страдательная».

    Чиновничье предпринимательство характеризуется тем, что здесь формально нет подкупающей стороны. Заказчик служебного нарушения здесь - это сам исполнитель, извлекающий доход (предпринимательский или рентный) из монополии на принятие или согласование определенного решения.

    На основе условного критерия, коррупцию можно разделить на мелкую (низовую, повседневную или, что будет точнее, бытовую коррупцию, с помощью которой граждане решают свои повседневные проблемы: выплаты гаишникам, оформление документов на дачные участки, взятки в судах, медицинских учреждениях, военкоматах и т.д.) и крупную (вершинную, элитарную, деловая коррупция, т.е. та, с помощью которой решаются крупные проблемы бизнеса).

    Между ними, несмотря на существенную разницу в уровнях, существует органическая взаимосвязь и взаимозависимость, обусловленность и общность централизованного, патерналистского, организационного или социально-психологического характера.

    Первая, низовая, действуя на уровне повседневных потребностей предпринимателей и иных граждан, стала почти нормой и пронизывает самые различные слои общества. Основная масса коррупционных дел связана с разоблачениями именно на этом уровне.

    Привлекательность низовой коррупции в том, что при минимальном риске для обеих сторон она обладает специфической ценностью не только для получателя (или вымогателя) взятки, но и для взяткодателя.

    Взятка помогает решать постоянно возникающие бытовые проблемы; она же служит небольшой платой за постоянную возможность мелких нарушений законов и инструкций, например, за превышение скорости, управление автомобилем в состоянии опьянения и т.д.

    Низовая коррупция в России возникает почти везде, где рядовой гражданин сталкивается с необходимостью обращаться к государству, или, наоборот, -- государство считает уместным тревожить гражданина. Ниже перечисляются только основные сферы.

    Масштабная низовая коррупция предельно опасна, поскольку, во-первых, создает благоприятный психологический фон для существования остальных форм коррупции и, во-вторых, взращивает вертикальную коррупцию.

    Последняя же является исходным материалом для формирования организованных коррупционных структур и сообществ.

    Жилищно-коммунальной сфера , как показывают социологические опросы российского населения, воспринимается им как самая коррумпированная. Казалось бы, появление рынка жилья должно привести к уменьшению коррупции в этой сфере.

    Однако укорененность ее здесь чрезвычайно прочна. Это яркий пример того, что одних мер по ликвидации экономических условий коррупции может не хватать для борьбы с ней.

    Правоохранительные органы , и прежде всего милиция, находятся на втором месте. В последнее время среди привлеченных к ответственности за коррупцию одну четверть составляют работники правоохранительных органов. Как уже упоминалось, наиболее весомый вклад в этот высокий результат вносит ГАИ.

    Помимо дорог граждане часто вступают в коррупционные отношения с правоохранительными органами при выдаче водительских прав, разрешений на хранение огнестрельного оружия и в иных подобных случаях.

    Налоги и таможенные сборы -- прекрасная «питательная среда» для низовой коррупции. Опросы многострадальных российских «челноков» показали, что среди них практически нет тех, кто хоть раз не дал взятку таможеннику.

    Призыв на военную службу последние годы сталкивается с постоянными трудностями. В связи с этим будет небезынтересно узнать, что, по предварительным оценкам, более половины молодых людей, освобожденных от призыва в армию, добились этого с помощью взяток.

    В добавление к перечисленному упомянем еще ряд ситуаций, попадание в которые сопряжено с высокой вероятностью соприкосновения с коррупцией:

    • · сбор штрафов и иных платежей с населения разными ведомствами;
    • · выдача разрешений на занятие различными видами деятельности;
    • · разрешение на строительство и наделение земельными участками;
    • · контроль со стороны государственных служб (пожарные, санэпидемстанция и т.п.), от которого страдает малый бизнес в России.

    Коррупция существует во всех странах независимо от уровня их экономического развития

    Следует отличать коррупцию от лоббизма. При лоббировании должностное лицо также использует свои властные полномочия для повышения шансов переназначения или для продвижения по должностной лестнице в обмен на действия в интересах определённой группы. Отличие состоит в том, что лоббизм удовлетворяет трём условиям:

    ь Процесс оказания влияния на должностное лицо носит конкурентный характер и следует правилам, которые известны всем участникам.

    ь Отсутствуют секретные или побочные платежи.

    ь Клиенты и агенты независимы друг от друга в том смысле, что никакая группа не получает долю от прибыли, заработанной другой группой.

    Самые опасные формы коррупции квалифицируются как уголовные преступления. К ним, прежде всего, относятся растрата (хищение) и взятки.

    Растрата состоит в расходе ресурсов, доверенных должностному лицу, с личной целью. Она отличается от обычного воровства тем, что изначально лицо получает право распоряжаться ресурсами легально: от начальника, клиента и т.д.

    Взятка является разновидностью коррупции, при которой действия должностного лица заключаются в оказании каких-либо услуг физическому или юридическому лицу в обмен на предоставление последним определённой выгоды первому.

    В большинстве случаев, если дача взятки не является следствием вымогательства, основную выгоду от сделки получает взяткодатель. К уголовным преступлениям также относится покупка голосов избирателей (хотя некоторые считают её не формой коррупции, а видом недобросовестной избирательной компании).

    В российском законодательстве определение коррупции отсутствует.

    Тем не менее это явление стало нормой в политике экономике и общественной жизни России.

    Коррупция уже не угрожает этим сферам а является их составной частью. Каждый россиянин платит коррупционный налог скрытый в цене на продукты питания и товары первой необходимости проезд в транспорте коммунальные услуги строительство жилья и дорог услуги медицины и образовательной сферы.

    По данным социологических опросов проведенных Фондом общественного мнения (ФОМ) в марте 2008 года 55 процентов россиян считают что искоренить коррупцию в нашей стране невозможно 34 процента утверждают что это реально 11 процентов респондентов затруднились с ответом.