Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Вероника, значение имени, характер и судьба для девочек
  • Как писать сочинение (эссе) по истории в ЕГЭ
  • Проблема сохранения русского языка по тексту М
  • Алкогольный ступор. Ступор. Определение и виды этого состояния. Психоделическая литература, галлюцинозный или галлюцинаторный реализм
  • Актеры воевавшие в ВОВ - история в фотографиях — LiveJournal Известные люди участники афганской войны
  • Олег Смолин: биография Олег смолин депутат госдумы биография семейное положение
  • Михаил Кутузов (1952). Севастопольцы будут добиваться возвращения крейсера "михаил кутузов" из новороссийска домой Крейсер 1 ранга михаил кутузов

    Михаил Кутузов (1952). Севастопольцы будут добиваться возвращения крейсера

    Корабль-музей «Михаил Кутузов» пришвартован у центральной набережной Новороссийска, рядом с Морским вокзалом. Его длина 210 метров, ширина — 22 метра, а толщина брони — 100 мм. Высота между высшей и низшей точками корабля, клотиком и килем — 59 метров. Экспертами крейсер признан одним из шедевров мирового судостроения, а ЮНЕСКО занесло его в каталог, как корабль, представляющий историческую ценность.

    Звучит же впечатляюще да? Но вот по факту… Корабль представляет печальное зрелище, особенно, в качестве музея, такими темпами станет больше похож на бесхозную груду металлолома, чем на музей. Да, не все туристы со мной согласятся, и положительных отзывов тоже пока еще полно, но впечатление всецело зависит от ваших ожиданий и фантазии.

    Как достопримечательность, мне объект понравился. Ведь в округе нет ничего подобного, а я на корабле был всего один раз в жизни и это был даже не корабль, а подводная лодка в Калиниграде. Мне, правда, было очень интересно подняться по трапу и заглянуть внутрь… Но внутри-то ведь почти ничего нет! Представьте себе здание обычного музея, из которого вынесли все экспонаты. Интересно? Если здание какое-то необычное, а в данном случае крейсер был для меня необычным, то интересно, но хочется-то же посмотреть на быт команды, начиная от командира, заканчивая простыми матросами. А в нормальном состоянии была только кают-компания, остальные помещения пустые. Причем, открыты буквально несколько комнат и есть доступ только на две палубы. Идешь по коридорам и сплошные закрытые двери… Возможно с экскурсоводом было бы интереснее (когда я приезжал, группа так и не набралась), но все равно пришлось бы довольствоваться словами, так как экспонатов нет.

    Мне кажется, из данного крейсера можно было бы конфетку сделать. Не сложно же вернуть в помещения некоторые личные вещи, пусть даже это будет некоторая стилизация, дать доступ на кухню (туда было окно только открыто), в машинный зал, в рулевую рубку. Понятно, что для этого всего нужно финансирование, которого нет. И проблема похоже в том, что музеи никому не нужны в стране. В общем, мне было интересно посмотреть, но увидел я только часть того, чего хотелось бы. Поэтому могу рекомендовать к просмотру, но не стройте слишком больших ожиданий. А так да размеры поражают! Это такая махина огромная..

    Площадь — место для прогулок или медитаций

    UPDATE. Мне тут несколько человек написало, что не флаг, а гюйс развевается, но никто не пояснил, что да как, кроме того, что гюйс висит на носу коробля. Так вот я разобрался, почему в интернете многие говорят, что на крейсере Кутузов висит именно флаг. Андреевский флаг — это белое полотнище с синим диагональным крестом, гюйс же красное полотнище с таким же синим крестом и белым крестом (как у меня на фото). Но одно время красная краска выгорела и таким образом на носу висел Андреевский флаг (хоть и в прошлом он был гюйс). Когда я посещал крейсер, то старый гюйс уже заменили на новый, и теперь он выглядит, как и должен.

    Историческая справка

    Крейсер, названный в честь Михаила Илларионовича Кутузова, был заложен в феврале 1951 года на Николаевском судостроительном заводе, а в августе 1954 года на крейсере был поднят флаг. После испытаний корабль был зачислен в состав Черноморского флота и проходил службу в Средиземном и Чёрном морях, в центральных районах Атлантики. Во время взрыва линкора «Новороссийск» в 1955 году в бухте Севастополя, «Михаил Кутузов» оказался ближайшим судном к линкору. Из 93 человек, отправленных с крейсера для помощи экипажу «Новороссийска», погибло 27. В 1957 году крейсер прошел вокруг Европы и направляясь на празднование 40-летия Октябрьской революции в Ленинград, получил задание: для проверки корабля пройти по пути сквозь сильный шторм. В районе Шетландских островов 9-бальный шторм почти положил крейсер на борт, он получил повреждения, но устоял и дошел Ленинграда, а после ремонта участвовал в праздничном параде на Неве. В 1961 году на крейсере проходили съёмки фильма «Увольнение на берег», где небольшую роль играл Владимир Высоцкий. В то же время корабль с официальным визитом посетил Юрий Гагарин. В 1964 году «Михаил Кутузов» первым из кораблей Черноморского флота вышел на боевую службу в Средиземное море. В июне 1967 года он находился в порту Александрии, оказывая помощь вооружённым силам Египта, а в 1968 году крейсер был направлен в Сирию. За время службы крейсер «Михаил Кутузов» посещали президент Индонезии, глава Египта, король Эфиопии, шах Ирана.

    В 1987 году крейсер был переведён в резерв, затем в 1992 году — исключен из состава ВМФ, после чего находился на отстое в Севастополе. Из боевого состава корабль был выведен в 1998 году. В 2001 году корабль перевели в Новороссийск. За годы службы он прошёл 211 900 миль. Ранее экипаж крейсера составлял 1200 военнослужащих, теперь его обслуживают всего 20 человек. В 2002 году, в день ВМФ, корабль начал свою историю в качестве филиала музея Военно-Морского флота и был отрыт для широкой публики.

    Каждое утро над крейсером поднимается андреевский флаг и спускается ровно во время захода солнца. На корабле более 2000 помещений, в том числе каюты, кубрики и даже библиотеки. Можно осмотреть штурманскую рубку, офицерскую кают-компанию, каюту флагмана — обычно это высокопоставленные гости корабля, каюту офицеров, кубрики матросов срочной службы. Экскурсия по крейсеру начинается с артиллерийской башни, затем посетители проходят в командирский отсек, где находятся каюты командира корабля, начальника штаба и флагмана. В каюте флагмана можно посмотреть экспозицию, рассказывающую о главнокомандующем ВМФ СССР С.Г. Горшкове. В каюте командира представлен стенд с фотографиями командиров крейсера. В каюте начальника штаба экспозиция посвящена фельдмаршалу М.И. Кутузову. После осмотра башни главного калибра, экскурсия продолжается в кубриках, где можно познакомиться с бытом и матросов. В следующем кубрике рассказывается об истории отечественных крейсеров, начиная с 60-х годов XIX века и, далее, история собственно крейсера «Михаил Кутузов». Экскурсия завершается на полубаке и баке корабля, где можно посмотреть устройство якоря.

    Видео

    Информация для посещения

    Вход платный, стоимость экскурсии 200 руб взрослые, 100 руб студенты. Набирается группа 10 человек.
    Непрофессиональная фото/видеосъемка 50 руб.
    Профессиональная фото/видеосъемка 1000/2000 руб.

    Как правило, внутрь пускают с экскурсией. В сезон группа набирается быстро, а вот в межсезонье, либо придется долго ждать, либо могут пустить без экскурсовода. Без гида не так интересно, зато можно ходить дольше и тщательнее все рассматривать, а потом всю информацию прочитать в Интернете.

    С кораблями-музеями у нас, честно говоря, слабовато. Их всего 11, считая макеты-копии. Плюс еще 7 подводных лодок. Слабовато, если честно, для такой огромной страны. Надо бы побольше, ибо где еще, как не на таком корабле-музее, поднимать интерес пацанов к флоту?
    Речь пойдет о событиях, которые разворачиваются в последнее время вокруг корабля боевой славы крейсера «Михаил Кутузов». Крейсер, если кто не в курсе, стоит в Новороссийске, в морском порту. И представляет собой корабль-музей и имущество флота одновременно.

    Крейсер «Михаил Кутузов» стал двенадцатым кораблём проекта 68-бис. Заложен он был в феврале 1951 года на Николаевском судостроительном заводе и спущен на воду 9 августа 1954 года. После прохождения ряда испытаний корабль был введён в состав Черноморского флота. Зоной его ответственности стали Средиземное и Чёрное море, а также центральная Атлантика, где «Михаил Кутузов» нёс службу вплоть до вывода из боевого состава в 1998 году. К этому моменту корабль прошёл 211 900 миль.

    «Михаил Кутузов», будучи весьма красивым и представительным кораблем, сделал себе, помимо военной, еще и политическую карьеру и стал местом встреч на самом высоком уровне. Его гостями в разные годы были президент Индонезии Сукарно, глава Египта Абдель Насер, король Эфиопии Хайле Селассие I, шах Ирана с супругой и другие сильные мира сего.

    Официально «Михаил Кутузов» участвовал в двух вооружённых конфликтах в ходе Арабо-израильской войны, в 1967 и 1973 годах. Оба раза он находился в порту Александрия в качестве командного пункта главного военного советника СССР в Египте. Прямого участия в боевых действиях крейсер не принимал, но сам факт его нахождения в Александрии был гарантом мира.

    Нападение на «Михаил Кутузов» было бы равнозначным нападению непосредственно на СССР. Отчасти именно поэтому налёта на александрийский порт удалось избежать.

    Сегодня «Михаил Кутузов» - корабль-музей. По крейсеру проводят экскурсии, но вот именно над кораблем-музеем что-то сгущается. То ли тучи, то ли свет в конце тоннеля.

    Идея заключается в том, что крейсер обязан вернуться в Севастополь, откуда его увели в 2001 году, когда истекал срок аренды нашей базы. Были серьезные опасения, что корабль пойдет под разделку на металл. Так, собственно, «Кутузов» и оказался в Новороссийске. И уже там стал музеем.

    Сегодня довольно большая инициативная группа, в которую входят такие известные люди, как адмиралы В.Н. Чернавин, И.В. Касатонов, контр-адмирал Е.А. Кобцев, контр-адмирал А.И. Аладкин, адмирал В.А.Кравченко, вице-адмирал В.Д. Рязанцев, контр-адмирал А.П. Гринкевич, контр-адмирал В. Урывский, вице-адмирал Р.А. Голосов, ратует за возвращение крейсера обратно в Севастополь.

    Мотивация проста: крейсер обязан вернуться обратно в город-герой Севастополь, чтобы стать там частью исторического наследия. Мнения и доводы высказываются разные, некоторые в исполнении севастопольцев читать даже неприятно, как, например, Стефановского.

    Замечу в пику Стефановскому, что Новороссийск - такой же город-герой, как и Севастополь. И такой же город воинской славы. Вот только его не сдали в Великую Отечественную войну. И кровь тех, кто защищал Новороссийск, ничем не отличалась от крови защитников и освободителей Севастополя. И этот город не менее достоин, чтобы в нем был свой корабль-музей.

    Но вернемся к «Михаилу Кутузову», тем более, что всего неделю назад я посетил его в качестве экскурсанта.

    Всем привет дорогие друзья! Данный пост собирался написать две недели назад, но из-за нехватки времени он публикуется только сегодня. Пост посвящается прошедшему 23 февраля, всех защитников отечества с праздником! Лучше поздно, чем никогда не поздравить! 😀 В своём путешествии по , в ожидании поезда до Екатеринбурга мы с женой отправились гулять по славному городу Новороссийску. Перед прогулкой по городу, выполнил домашнее задание, как описывал в статье про . И уже по прибытию в город знал на что посмотреть, и вот мы отправились тихим шагом к Крейсеру «Михаил Кутузов». Обо всём подробней читайте ниже.

    История и служба

    Самой известной достопримечательностью города Новороссийска по праву считается крейсер-музей « Михаил Кутузов». В недалёком прошлом, был одним из самых сильных и хорошо вооружённых кораблей на Черноморском побережье. На данный момент крейсер встал на свою вечную стоянку в порту и функционирует как музей.

    Крейсер построен по проекту 68-бис (классификация НАТО), одному из первых проектов, реализованных после Второй Мировой Войны. Крейсера вошли в топ 10 самых лучших боевых кораблей мира XX века и положили начало создания в СССР океанского флота. Это первые боевые корабли страны, которые вышли за пределы омываемых морями территории Советского союза.

    Корабль был создан третьим по счёту кораблём в городе Николаеве на судостроительном заводе имени Н.И. Носенко следом за крейсерами «Адмирал Нахимов» и «Дзержинский». Построили его всего лишь за год, а спустя два года на нём торжественно подняли флаг, и зачислили в Краснознамённый Черноморский флот. Первым начал выполнять задания по боевой службе в Средиземном море и Атлантике, совершив в общей сложности 15 дальних походов. На крейсере подготавливались будущие командиры флотилий. С корабля выпустились примерно 70 капитанов первого ранга и около семнадцати адмиралов. А сколько с дружеским визитом заходил в иностранные порты во время дипломатических миссий, не счесть! Ладно, хватит историй, вперёд гулять по крейсеру! 🙂

    Экскурсия по крейсеру «Михаил Кутузов»

    Заранее хочу попросить прощения у моряков и любителей военных кораблей, я не силён во всех морских терминах. Поэтому, если вы заметили, что что-то назвал не так, обязательно поправьте меня и я всё исправлю!

    Начну с того, что просто так побродить по кораблю не получится, разрешают только в составе экскурсионной группы. И то, всё бегом, бегом… Толком всего и не рассмотрели. Но мне этого времени хватило сделать несколько фотографий как на самом корабле, так и внутри него. Перед тем, чтобы вас пустили по трапу на корабль, требуют собраться группой около 10-15 человек, и только тогда всех зазывают на корабль. Нам с женой пришлось подождать немного, но как только собралось нужное количество людей мы отправились на экскурсию.

    Оплатив билеты в кассе, всех сначала запускают на палубу, где дожидаемся экскурсовода и людей, которые ещё оплачивают за вход. Пока дожидались отставших, мы с женой время не теряли, сделали несколько фотографий орудий и кораблей, находящихся в порту Новороссийска. Как впервые побывавшим в порту, всё кажется необычным, и рука на затворе фотоаппарата работает почти без остановки! 😀

    Отвлёкся от темы, немного поговорим об вооружении крейсера. На палубах установлены четыре башни МК-5-бис с тремя орудиями по 152 миллиметров каждое. Зарядка производилась автоматически при помощи элеваторов, по которым подавались снаряды. Всё приводилось в движение при помощи 23 электродвигателей в первых трёх башнях и 20 электродвигателей в четвёртой. Но не все операции осуществлялись автоматически. Загрузка на элеватор и транспортёр осуществлялась вручную, при помощи матросов. Каждую башню обслуживало около 68 человек, а прицельная стрельба осуществлялась на 32 километра. Это как из моего родного можно стрельнуть примерно в Билимбай или в Подволошную и снаряд гарантированно долетит!

    На палубе находится ещё один интересный предмет. Долго думал, что это за устройство, которое передвигалось по небольшим рельсам. Как оказалось, это обычная морская мина. На крейсер можно было погрузить от 60 до 130 штук, в зависимости от их типа и назначения. Все они находились на палубе на миниатюрных рельсах. Если приглядеться, то на предыдущей и фотографии снизу можно разглядеть следы от демонтированных рельсов. Экскурсовод сказал, что их убрали специально для безопасности посетителей, так как из-за них был разбит ни один нос и не одна коленка. Примерный вес мины составляется более 700 килограмм, а для того, чтобы отправить её за борт, нужно было не менее 18 человек. Мина подкатывалась к краю палубы и скидывалась в воду, где после ожидала своего звёздного часа.

    Каждая экскурсия начинается возле колокола, именуемого у моряков рындой. Экскурсовод рассказывает историю крейсера и затем демонстрирует удар в рынду. Экскурсовод ударил не со всей силы, но по ушам ударило прилично. Как он рассказал далее, звон корабельной рынды слышен в радиусе 14 километров в открытом море. Для справки, такой колокол отлит из сплава серебра и бронзы, а его вес составляет более 80 килограмм. Что больше веса среднестатистического человека, читающего мой блог! 😀

    Одним из серьёзных вопросов на крейсере была организация противовоздушной обороны. Для этого было установлено 16 советских зенитных установок В-11. Конструкция которых состоит из двух сдвоенных автоматических пушек 70-к по 37 миллиметров каждая. Обладает скорострельностью по 180 выстрелов в минуту на ствол. Для предотвращения перегрева при интенсивной стрельбе была предусмотрена охлаждающая система. Установка могла поразить воздушную цель на дальности до трёх километров, в надводную до четырёх километров.

    Помимо зенитных орудий на крейсере было установлено шесть башен СМ-5-1 с двумя 100 миллиметровыми орудиями. Предназначаются не только для поражения целей на море и берегу, но и в воздухе.

    После небольшого хождения по палубам, мы наконец-то спустились внутрь корабля. Экскурсовод то и дело бегал и ругался, чтобы нигде не споткнулись, не ударились головой и вообще не отставали. К моему великому удивлению, удалось сделать несколько удачных кадров с рук в темных помещениях.




    Недолгого блуждая по коридорам, попали в офицерскую кают-компанию. Тут, у меня получилось сделать только одну фотографию хорошего качества. Во времена, когда крейсер находился на военной службе, в эту кают-компанию допускались только 72 офицера и пять вестовых (обслуживающий персонал на флоте). По корабельному уставу, в данном помещении можно было курить только с шести до десяти вечера.

    Далее мы пробежали быстрым ходом мимо кают капитана и двух медицинских помещений. На сколько я понял, одно из них помещение хирурга, второе терапевта. Помимо этих двух врачей был ещё стоматолог. Все несложным операции врачи могли провести прямо на корабле, а потребности в серьёзных операциях не возникало. На просторах интернета видел экскурсии, в которых были показаны ходовая рубка и каюта капитана, но мы к сожалению туда не попали.




    За то увидели элитный кубрик матросов. Почему элитный спросите? А всё потому, что он рассчитан всего на 27 матросов и имеет иллюминаторы. Все остальные кубрики находятся на палубах ниже, где иллюминаторы отсутствуют. Кубрики на корабле имеют вместительность от 24 человек до 70 в каждом.

    Спальные места трёхуровневые. Обычный человек увидит всего две койки, но рундук под кроватью (сундук у которого поднимается крышка) тоже застилался и являлся спальным местом. Само собой, это место являлось не престижным и там спали в основном новички.

    Столовая для матросов на крейсере не предусматривалась, они питались прямо в своих кубриках. На шесть-восемь человек назначался бочковой, который шёл на камбуз и получал бочки под первое, второе, чайник и приносил в кубрик. Там матросы обедали за раскладными столами, которые устанавливались в проходах.

    Обо всём остальном вооружении я подробно рассказывать не буду, долго это и муторно. Думаю, многим это будет не интересно, а тем, кому интересно почитают об этом в интернете и расскажут нам об этом в комментариях. Единственное, что могу сказать, шары на мачте, которая изображена на третьей фотографии – это антенны для космической связи. Если я не прав, то обязательно поправьте меня. Также где-то на мачтах расположена базовая станция одного из местных операторов связи.









    Предлагаю к вашему просмотру несколько видеороликов о крейсере «Михаил Кутузов». Первый видеоролик от создателей компьютерной игры World of Warships, посвященной военным действиям на море.

    Съёмка с корабля во время залпов. Было произведено несколько залпов, плюс произошла осечка, но её быстро устранили. Залпы на столько мощные, что где-то вдалеке на берегу срабатывает автомобильная сигнализация.

    Мой рассказ прекрасно дополнят три документальных фильма, которые прикрепил снизу. Первое видео взято с канала MySTIC channel.

    Второе видео взято с канала «Новороссийский Информационный», в котором не мало старинных видеофрагментов из фильма, который снимался при участии крейсера.

    И третье видео с канала «Кубань 24». Этот репортаж об крейсере и о том, что Новороссийск может лишиться его, так ли это, узнаем из этого видео репортажа.

    Видеоролики на момент написания статьи, ещё не посмотрел, но уверен, что они будут интересны многим, кому понравилась эта статья. После публикации обязательно вместе с вами посмотрю.

    Если у вас нет возможности попасть на корабль, обязательно прогуляйтесь рядом с ним. С берега можно рассмотреть все основные элементы, а из моей статьи и видеороликов можно узнать, что внутри! Цена на посещение примерно в районе 200-500 рублей, фотосъёмка оплачивается отдельно. Цену лучше уточнять прям перед экскурсией, так как из года в год она меняется.

    Где находится крейсер «Михаил Кутузов»

    Крейсер находится в порту города Новороссийска, в конце улицы Новороссийской Республики, возле речного вокзала. Также рядом находится набережная возле Форумной площади. Думаю, по карте всё будет ясно! 🙂

    Неужели я написал эту статью, то времени не хватало, то мысль не шла, то лень было… Но самое главное собрался мыслями и дописал. Все появившиеся мысли и пожелания обязательно оставляйте в комментариях. На этом всё, до скорых встреч! 🙂

    Если Вам понравилась моя статья, или считаете её полезной и интересной, то обязательно поделитесь ей с друзьями в своих социальных сетях:


    В Севастополе нет ни одного корабля-памятника, - говорит Владимир Владимирович. - В США их четырнадцать. В Китае, в Англии, в Бельгии – есть. Даже в Перу – два корабля. А у нас в Севастополе – нет! Наше упущение, которое нужно выправлять. В Севастополе нужно показывать историю отечественного кораблестроения. От какого корабля начинали, над чем работали, на что нацеливались. Конечно, все корабли в один ряд не поставишь. Но стремиться к этому нужно. И крейсер «Михаил Кутузов» не имеет равных во всем мире по красоте архитектурного решения. По всем тактико-техническим данным с ним никто в те времена не мог ровняться. Это символ эпохи противостояния, крейсер – ветеран холодной войны.

    Владимир Стефановский

    Перевод был спасением

    Леонид Щербаков служил на крейсере «Михаил Кутузов» в должности заместителя командира корабля по политической части с 1986 по 1990 гг. Ветеран отмечает, что это был период вывода крейсера из состава боевых кораблей и перевода его в консервацию у Троицкой пристани:

    Команда в то время и занималась консервацией, - вспоминает Леонид Михайлович. - Больно было наблюдать. Корабль только что вышел из завода после капитального ремонта. Крейсер был как новый! Ничуть не хуже «Очакова» и «Керчи». Решение о консервации у офицеров экипажа крейсера вызвало удивление и возмущение. Из тысячи членов экипажа осталось только сто. Остальные были расформированы и переведены на другие корабли. Уже с первого дня консервации оставшийся экипаж вынашивал мысль создать корабль-музей. Совет ветеранов тогда возглавлял капитан второго ранга Филиппович. Но политическая коньюктура на тот момент была не в пользу Совета ветеранов. Три крейсера, стоящих рядом, «Ушаков», «Дзержинский», «Жданов» были проданы за рубеж. Когда покупатели увидели, сколько там цветного металла, они онемели. У них волосы стали дыбом, не могли они поверить в свое счастье - в то, что корабли буквально набиты цветным металлом. Их прибыль превышала все ожидаемые пределы. Крейсер «Михаил Кутузов» нужно было спасать. И его перевели в Новороссийск. Совет ветеранов продолжал ездить туда на все значимые праздники. Но Совет ветеранов – только малая толика всей той массы моряков, служивших на крейсере. Их очень много. И они готовы выступить с поддержкой передислокации крейсера в Севастополь.


    Анатолий Супонин, командир крейсера

    Леонид Михайлович не может ничего рассказать о дальнейшей судьбе проданных крейсеров. Официально корабль продали индийскому магнату для разделки на металл. Но капитан буксира, уводившего из Севастополя первый крейсер, обещал вернуться за вторым через две недели. Оказалось, что корабли уже дважды перепроданы и первый владелец их обязан отбуксировать только до Средиземного моря...

    Директор Севастопольского художественного музея им. Крошицкого капитан первого ранга Николай Краснолицкий на крейсере «Михаил Кутузов» не служил. Но вместе с председателем Совета ветеранов, бывшим командиром крейсера Малинкой, прилагал усилия для спасения корабля и придания ему статуса музея. Нужно было решение на самом высоком уровне. На тот момент подобным музеем столь высокого масштаба был только крейсер «Аврора». Ветераны корабля на свои личные средства вели большую работу. Адмирал Геннадий Сучков непосредственно принимал участие в решение этой задачи. Нужно было крейсер перевести в реестр музеев. И он стал на первых порах филиалом музея Черноморского флота. Перевод его в Новороссийск был мерой вынужденной. Но ветераны и тогда верили, что эта мера временная. Ощущение неизбежности возвращения «Кутузова» в Севастополь оставалось у всех. И если сегодня всерьез говорить о создании в Севастополе парка «Патриот», то крейсер в нем просто необходим.


    Николай Малинка и Владимир Стефановский в Морском собрании

    За прошедшие с момента капремонта корпуса крейсера время накопились проблемы. Пора крейсер ставить в док. А такой док есть только в Севастополе. При любом раскладе «Михаила Кутузова» следует буксировать в Севастополь для докового ремонта. А для города-героя, как музея под открытым небом, такой экспонат просто необходим.

    Без боя не отдадут

    Леонид Щербаков собирал отзывы о музей-корабле в Новороссийске. Большинство из них оставляет печальное впечатление. Ветераны корабля мечтают о лучшей доле для «Михаила Кутузова». У корабля есть собственник – Минобоpоны РФ. И этот собственник в полной мере может пользоваться своим правом. Решение о создании парка «Патриот», в состав которого войдут две береговые батареи (Михайловская и Николаевская) и крейсер «Кутузов», вселяет надежду на то, что корабль вернется в Севастополь. Но следует ожидать усилий турагентств Новороссийска, желающих сохранить объект в его нынешнем состоянии.


    Башня "Кутузова"

    За прошлый год корабль-музей посетило более 105 тыс. туристов. Уход корабля приведет к потере турфирмами до половины выручки. И у этой стороны есть не только свои аргументы, но и серьезное лобби. Потому уже сейчас тиражируются неправдоподобные аргументы о невозможности ремонта крейсера и его стоянки в Севастополе. Все это – легенды, сказки, уловки. А реально и в Новороссийске специалисты понимают, что ремонт возможен только в сухом доке Севастополя. Руководство Новороссийского порта реально ищет место, куда бы переставить корабль, что бы он не мешал хозяйственной деятельности и швартовке круизных лайнеров. Председатель Совета ветеранов крейсера «Кутузов», экс-командир крейсера Николай Малинка готов поставить свою подпись под ходатайством о переводе корабля в Севастополь только тогда когда будет решен вопрос с конкретным причалом. Владимир Стефановский, как профессиональный гидротехник-проектировщик не видит сложности в том, что бы найти в Севастополе место для стоянки крейсера. Западный берег Южной бухты – идеальное место, где и глубин хватает, и доступ из центра города не затруднителен, и подвоз туристов автобусами возможен. Там крейсер не будет закрывать обзор с видовых площадок, не будет подвергаться ветровому и волновому воздействию при непогоде. Такого мнения придерживается капитан первого ранга Павел Волгин, служивший на «Кутузове» штурманом.


    Павел Волгин, штурман крейсера

    По его мнению, это идеальное место для стоянки корабля-музея. Но и это вопрос второго плана. Как и стоимость буксировки, как и техническое состояние корпуса. Сейчас нужно решить главный вопрос: где стоять «Михаилу Кутузову», в каком городе?

    Обсуждая вопросы патриотического воспитания молодежи нельзя не вспомнить о Нахимовском училище, о кадетском колледже, о призывниках флота и учебных отрядах. При изучении истории Черноморского флота крейсер станет важнейшим наглядным пособием. Будут оборудованы кубрики, кают-компании, каюта командира, развешаны и расставлены экспонаты флота той эпохи. Два часа такой экскурсии заменят многочасовые ежедневные лекции по истории. Кстати, уже в период консервации на борту крейсера располагалась флотская школа боцманов. На «Кутузове» готовили боцманов для всего флота. В ходе круглого стола экс-командир крейсера Анатолий Супонин высказался за то, чтобы добиваться положительного решения о переводе корабля на самом высоком уровне.


    Крейсер "Михаил Кутузов"

    Справка «МК»

    Легкий артиллерийский крейсер «Михаил Кутузов» был заложен на стапеле Николаевского завода в 1951 году, на воду спущен в 1952-м. Флаг ВМФ поднят в 1955-м. Броневая защита – до 130 мм. По две 3-орудийные башни в носу и в корме крейсера имели двенадцать 152-мм орудий Б-38. Дальность стрельбы составляла 30 км при массе снаряда 55 кг. Экипаж – 1057 офицеров, мичманов, старшин и матросов.

    Есть мнение, что Россия - морская держава. Морской державе пристало хранить традиции, иметь памятные места и хранить корабли с историческим прошлым, и, как пример и как это практикуется, в качестве музеев или учебных судов.


    С кораблями-музеями у нас, честно говоря, слабовато. Их всего 11, считая макеты-копии. Плюс еще 7 подводных лодок. Слабовато, если честно, для такой огромной страны. Надо бы побольше, ибо где еще, как не на таком корабле-музее, поднимать интерес пацанов к флоту?

    Речь пойдет о событиях, которые разворачиваются в последнее время вокруг корабля боевой славы крейсера «Михаил Кутузов». Крейсер, если кто не в курсе, стоит в Новороссийске, в морском порту. И представляет собой корабль-музей и имущество флота одновременно.

    Крейсер «Михаил Кутузов» стал двенадцатым кораблём проекта 68-бис. Заложен он был в феврале 1951 года на Николаевском судостроительном заводе и спущен на воду 9 августа 1954 года. После прохождения ряда испытаний корабль был введён в состав Черноморского флота. Зоной его ответственности стали Средиземное и Чёрное море, а также центральная Атлантика, где «Михаил Кутузов» нёс службу вплоть до вывода из боевого состава в 1998 году. К этому моменту корабль прошёл 211 900 миль.

    «Михаил Кутузов», будучи весьма красивым и представительным кораблем, сделал себе, помимо военной, еще и политическую карьеру и стал местом встреч на самом высоком уровне. Его гостями в разные годы были президент Индонезии Сукарно, глава Египта Абдель Насер, король Эфиопии Хайле Селассие I, шах Ирана с супругой и другие сильные мира сего.

    Официально «Михаил Кутузов» участвовал в двух вооружённых конфликтах в ходе Арабо-израильской войны, в 1967 и 1973 годах. Оба раза он находился в порту Александрия в качестве командного пункта главного военного советника СССР в Египте. Прямого участия в боевых действиях крейсер не принимал, но сам факт его нахождения в Александрии был гарантом мира.

    Нападение на «Михаил Кутузов» было бы равнозначным нападению непосредственно на СССР. Отчасти именно поэтому налёта на александрийский порт удалось избежать.

    Сегодня «Михаил Кутузов» - корабль-музей. По крейсеру проводят экскурсии, но вот именно над кораблем-музеем что-то сгущается. То ли тучи, то ли свет в конце тоннеля.

    Идея заключается в том, что крейсер обязан вернуться в Севастополь, откуда его увели в 2001 году, когда истекал срок аренды нашей базы. Были серьезные опасения, что корабль пойдет под разделку на металл. Так, собственно, «Кутузов» и оказался в Новороссийске. И уже там стал музеем.

    Сегодня довольно большая инициативная группа, в которую входят такие известные люди, как адмиралы В.Н. Чернавин, И.В. Касатонов, контр-адмирал Е.А. Кобцев, контр-адмирал А.И. Аладкин, адмирал В.А.Кравченко, вице-адмирал В.Д. Рязанцев, контр-адмирал А.П. Гринкевич, контр-адмирал В. Урывский, вице-адмирал Р.А. Голосов, ратует за возвращение крейсера обратно в Севастополь.

    Мотивация проста: крейсер обязан вернуться обратно в город-герой Севастополь, чтобы стать там частью исторического наследия. Мнения и доводы высказываются разные, некоторые в исполнении севастопольцев читать даже неприятно, как, например, Стефановского.

    Замечу в пику Стефановскому, что Новороссийск - такой же город-герой, как и Севастополь. И такой же город воинской славы. Вот только его не сдали в Великую Отечественную войну. И кровь тех, кто защищал Новороссийск, ничем не отличалась от крови защитников и освободителей Севастополя. И этот город не менее достоин, чтобы в нем был свой корабль-музей.

    Но вернемся к «Михаилу Кутузову», тем более, что всего неделю назад я посетил его в качестве экскурсанта.

    Конечно, хотелось сделать более подробный обзор корабля, со всеми подробностями, но дирекция музея совершенно не захотела пойти нам навстречу. И предложила пробивать разрешение через руководство ВМФ в Санкт-Петербурге. Так что мы попросту не успели, что, может быть, и к лучшему. Посетивши корабль на общих основаниях, проще сделать некоторые выводы.

    Какие выводы мы сделали? А не очень хорошие.

    Крейсер находится далеко не в прекрасном состоянии. Да, экскурсоводы говорят о недостатках финансов, но кто об этом не говорит сегодня? Но кораблю однозначно требуется хороший ремонт. Вызывает удивление и ржавчина на палубах, и откровенно пришедшее в негодность деревянное покрытие.

    Сама экскурсия по кораблю в стиле «галопом по европам». Без претензий к экскурсоводам, все они люди, однозначно влюбленные в корабль и знающие его и морскую тематику. Но неужели нельзя сделать более масштабную экскурсию, пусть и за большие деньги?

    Верхняя палуба с обзором артиллерии, корабельный колокол, минное вооружение. Далее лекция в кают-компании корабля (весьма интересная, кстати) и пробежка (других слов нет) по некоторым внутренним помещениям. Камбуз, кубрик, медпункт, один из боевых постов и кубрик для бытовых нужд. Все. Честно - меньше чем мало. Такой огромный корабль, по нему можно было бы водить часа два, и было бы интересно. А так - получасовая пробежка.

    АК-230. Результат модернизации


    Кают-компания крейсера


    Каюта офицерского состава


    Один из постов управления


    Корабельный медпункт


    Матросский кубрик. Крутой, с иллюминаторами.


    Камбуз и один из корабельных котов на вахте


    КБУ. Каюта бытовых услуг.

    Мне ситуация с «Кутузовым» напомнила многие музеи в нашей стране. Где стоят макеты танков с заваренными люками, а экскурсоводы водят народ вокруг и что-то там вещают. Прошлый век, короче. Слияния с кораблем не вышло, к сожалению.

    Для пацанов, которым дали повертеть штурвальчики управления 37-мм установкой ПВО, радости было много. Для людей более искушенных - только удивление.

    Какое может быть будущее у крейсера?

    Можно продолжать играть роль одной из немногих достопримечательностей Новороссийска. До полного обветшания и окончательного списания. На сколько лет хватит «Михаила Кутузова», сказать не берусь, но рано или поздно конец все равно придет. Море - это не бетонный постамент все-таки.

    Можно сделать капитальный ремонт корабля. Но это однозначно не в Новороссийске. Местные судоремонтные заводы не в состоянии обслужить этот корабль. Значит, Морской завод или что-то подобное. В Крыму. А там и до Севастополя несколько ближе, чем обратно в Новороссийск…

    Кроме того, в Севастополе есть и Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П. С. Нахимова, и филиал Нахимовского военно-морского училища. Вряд ли курсантам и нахимовцам помешал бы учебный корабль, подобный «Михаилу Кутузову». В том случае, если он пройдет капитальный ремонт и снова будет в состоянии совершать походы пусть не в Атлантику и Средиземноморье, а хотя бы по Черному морю.

    И, кстати, с уходом для корабля проблем не будет.

    А по выходным корабль вполне может стоять где-то на рейде и работать музеем. Как действительный корабль, а не макет с доступом в единичные помещения.

    В любом случае, это хорошее продолжение жизни крейсера.

    Кроме того, имя фельдмаршала Кутузова для Крыма не чужое. Михаил Илларионович воевал в тех местах вместе с Суворовым, и воевал хорошо.

    А что с Новороссийском?

    А Новороссийску обязательно нужно выделить что-то взамен. Город не богат на столь значительные памятники, поэтому просто взять и увести оттуда «Михаила Кутузова» мягко говоря, некрасиво.

    Возможно, «Керчь» вполне подойдет.

    4 ноября 2014 года, на БПК «Керчь» произошёл пожар, повредивший ряд кормовых отсеков. По результатам работы комиссии, расследовавшей происшествие, принято решение о списании и утилизации корабля в 2015 году. Позднее утилизация БПК «Керчь» была временно отложена с его переводом в резерв в качестве корабля подготовки плавсостава и плавучего штаба ЧФ. В июле 2015 года появилась официальная информация о повторной ревизии корабля с целью решения вопроса о его восстановлении.

    Над кораблём шефствуют: Юго-Восточный административный округ Москвы, администрация Белгорода и администрация Красноармейского района Волгограда. Решением начальника Генерального штаба 18 августа 2015 года БПК «Керчь» выведен из боевого состава Черноморского флота и помещен в разряд военного имущества, с последующим расположением в нем военного музея Черноморского флота.

    Почему музей ЧФ не может стоять в Новороссийске? Кроме того, «Керчь» изрядно моложе «Кутузова», и при такой поддержке корабль явно еще долго сможет радовать посетителей из числа жителей Новороссийска и гостей города, если организовать процесс должным образом, а не как сейчас на "Кутузове".

    Вопрос в том, что у проекта перевода «Кутузова» есть и противники. Весь вопрос в том, кто одержит верх в битве за крейсер.

    В любом случае, надо что-то менять. Конечно, хотелось бы, чтобы крейсер был отремонтирован и еще послужил. Что музеем, что учебным кораблем. Но в любом случае не так, как сегодня поставлено дело в Новороссийске.