Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Несколько встреч с интересными людьми Соч на тему интересная встреча
  • Образ и характеристика пирогова в рассказе невский проспект гоголя сочинение Поручик пирогов характеристика
  • Повесть Александра Куприна “Яма”, краткое содежание
  • Характеристика Земляники из "Ревизора" (Н
  • Характеристика старшего Дубровского
  • От чего умер Брюс Ли? Тайна смерти Брюса Ли. Брюс Ли: наследие Мастера Брюс ли и его семья
  • Сочинение на тему Образ Пирогова в повести Гоголя «Невский проспект. Образ и характеристика пирогова в рассказе невский проспект гоголя сочинение Поручик пирогов характеристика

    Сочинение на тему Образ Пирогова в повести Гоголя «Невский проспект. Образ и характеристика пирогова в рассказе невский проспект гоголя сочинение Поручик пирогов характеристика

    Для Пирогова главное в жизни – преуспевание, возможность занять местечко потеплее под солнцем. Это ось, вокруг которой вращаются все помыслы и желании Пирогова. Меньше всего склонен он «терзать» себя решением сложных жизненных проблем. Поглощенный стремлением жить легко и привольно, Пирогов не чувствует в этом никакой надобности. Он предпочитает пользоваться удовольствиями жизни, а не размышлять над тем, что не имеет к ним прямого отношения. живое воплощение пошлости, пирогов интересуется лишь тем, что входит или вошло в моду, стало в той или иной мере нормой поведения «избранной» публики.

    Если, рисуя Пирогова, писатель показал преуспевающую пошлость, господство чина над человеком, то в фигуре Шиллера он раскрыл проявления той буржуазной меркантильности, которая все более давала себя знать в общественной жизни. Образ Шиллера – это меркантильность в ее мещанско-бюргерском выражении. Жажда денег определяет все жизненные устремления героя; она ведет не только к ограничению материальных потребностей, но и к подавлению живых человеческих чувств и страстен. Взамен богатства человеческих переживаний выступает голый, сухой расчет, стирающий человеческую индивидуальность, нивелирующий людей,

    Гоголь блистательно изображает подмену человека чином. Отсутствие положительных качеств не только не мешает, но скорее помогает самоуверенности Пирогова, его развязной наглости. В отношениях с людьми, от которых он не зависит, Пирогов не особенно затрудняет себя в выборе формы обращения.

    Как магнит, притягивает его к себе светское общество; решительно во всем он стремится быть похожим на его представителей. Люди типа Пирогова «любят потолковать об литературе; хвалят Булгарина, Пушкина и Греча и говорят с презрением и остроумными колкостями об А. А. Орлове». Пирогов увлекается театром, живописью, он даже оказывает «покровительство» Пискареву. И все это делает он потому, что «увлечения» эти – признак «хорошего» тона, «изысканной жизни». У Пирогов а есть одна большая и настоящая привязанность – чин. Это предмет его «обожании», предмет «взволнованных» дум и стремлений. Звание, чип Пирогов ценит превыше всего, потому что, определяя место в «обществе», он является источником благ земных, основой легкого и привольного существования. Пирогов «был очень доволен своим чином, в который был произведен недавно, и хотя иногда, ложась на диван, он говорил: «Ох, ох! суета, всё суета! Что из этого, что я поручик?» Но втайне его очень льстило это новое достоинство; он в разговоре часто старался намекнуть о нем обиняком, и один раз, когда попался ему на улице какой-то писарь, показавшийся ему невежливым, он немедленно остановил его и в немногих, но резких словах дал заметить ему, что перед ним стоял поручик, а не другой какой офицер»,

    План пересказа

    1. Описание Невского проспекта в разное время суток.
    2. Пискарев и Пирогов встречают блондинку и брюнетку и следуют за ними.
    3. Рассуждение о художниках Петербурга.
    4. Пискарев следует за брюнеткой и жестоко разочаровывается.
    5. Сон Пискарева.
    6. Художник добывает опиум, чтобы опять увидеть незнакомку во сне.
    7. Мечта Пискарева рухнула.
    8. Пискарев покончил с собой.
    9. Характеристика Пирогова.
    10. Пирогов преследует блондинку и узнает, что она жена мастерового Шиллера.
    11. Настойчивые посещения Пироговым мастерской.
    12. Неудачное свидание Пирогова с блондинкой: мастеровые вышвыривают его.
    13. Поручик взбешен, но быстро успокаивается.
    14. Лживая сущность Невского проспекта.

    Пересказ

    Автор не спешит «разоблачить» Невский проспект. В его описании он сначала предстает как место для гуляний: «Нет ничего лучше Невского проспекта... Едва только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем». Затем Гоголь показывает переменчивую жизнь проспекта в течение суток: «Какая быстрая совершается на нем фантасмагория в течение одного только дня!» Ранним утром Невский пуст, попадаются лишь нищие, рабочий люд, сонные чиновники, спешащие на службу. В двенадцать часов Невский - педагогический проспект: гувернантки, гувернеры, дети заполняют его. Ближе к двум часам начинается парад чинов. По выражению С.Г. Бочарова, «человеческий образ распался на "лики без души": прекрасные должности и службы; бакенбарды, усы чудные; тысячи сортов шляпок, платьев, платков; тоненькие, узенькие талии; дамские рукава и пр.» С двух до трех «происходит главная выставка всех лучших произведений человека. Один показывает щегольской сюртук с лучшим бобром, другой - греческий прекрасный нос, третий несет превосходные бакенбарды, четвертая - пару хорошеньких глазок и удивительную шляпку, пятый - перстень с талисманом на щегольском мизинце, шестая - ножку в очаровательном башмачке, седьмой — галстук, возбуждающий удивление, осьмой - усы, повергающие в изумление». Чиновники сливаются в безликое зеленое пятно. Искажены даже понятия времен года. Весна связывается не с оживлением природы, а с цветом мундиров чиновников.

    Жизнь проходит мимо, и единственное, к чему еще стремятся коллежские регистраторы, губернские и коллежские секретари, — «воспользоваться временем и пройтись по Невскому проспекту с осанкою, показывающей, что они вовсе не сидели шесть часов в присутствии». С четырех часов Невский проспект пуст, но с наступлением сумерек опять оживает. Именно в это время здесь встречаются два приятеля: Пискарев и Пирогов. Поручику Пирогову приглянулась некая блондинка, а Пискареву - брюнетка, приятели последовали за незнакомками. Пискарев хотел только видеть красавицу, не смея надеяться на ее внимание. Пискарев - художник. Странное явление - художники петербургские! Они не похожи на художников итальянских, гордых, горячих, это большей частью «добрый, кроткий народ, застенчивый, беспечный, любящий кротко свое искусство... Они часто питают в себе истинный талант...» К такому роду принадлежал Пискарев, «застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при удобном случае превратиться в пламя».

    Взволнованный Пискарев спешил за незнакомкой, которая вдруг, обернувшись, взглянула на него. Ее лицо было сурово, но настолько обворожительно, что художник решился преследовать ее и дальше. Красавица еще раз обернулась, и на ее губах появилась улыбка. Подошли к четырехэтажному дому. Незнакомка, поднимаясь по лестнице, дала знак следовать за нею. «Он не чувствовал никакой земной мысли; он не был разогрет пламенем земной страсти, нет, он был в эту минуту чист и непорочен, как девственный юноша, еще дышащий неопределенною духовною потребностью любви».

    Девушка постучала в дверь, и они вместе вошли в нее. Встретила их приятная женщина, нагло посмотревшая на Пискарева. Войдя в комнату, он увидел еще трех женщин. Везде царил какой-то неприятный беспорядок. Сквозь приоткрытую дверь другой комнаты раздавались мужской голос и женский смех. Все уверило его, что он попал в тот отвратительный приют, где «женщина, эта красавица мира, венец творения, обратилась в какое-то странное, двусмысленное существо, где она вместе с чистотою души лишилась всего женского...» Изумленный, Пискарев увидел, что девушке всего лет 17, что «ужасный разврат» еще не коснулся ее, она была прекрасна. Потрясенный увиденным, Пискарев бросился со всех ног на улицу.

    Он сидел дома, повесив голову, как «бедняк, нашедший бесценную жемчужину и тут же выронивший ее в море». Стук в дверь заставил его вздрогнуть и очнуться. В комнату вошел лакей в богатой ливрее. Он сказал, что барыня, у которой он перед этим был, просит пожаловать к ней на дом. Пискарев сел в карету, думая, как разрешить это приключение. «Собственный дом, карета, лакей в богатой ливрее... - все это он никак не мог согласить с комнатою в четвертом этаже, пыльными окнами и расстроенным фор-тепианом». Карета остановилась возле роскошного, богатого дома. Молодой человек попал на бал. Его окружали сверкающие дамские плечи и черные фраки. Все было блистательно. Вдруг появилась она, всех лучше и прекраснее. Красавица пыталась все объяснить, но им помешали. Девушка удалилась, приказав ждать. Пискарев бросился на поиски, но тщетно, и тут... Он проснулся. «О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?»

    Наскоро раздевшись, художник лег, чтобы опять увидеть тот же сон, но он не явился. Просидев весь день без дела, наш герой бросился в постель, и вот наконец его долгожданный сон. С этого момента сны сделались его жизнью, и «...вся жизнь его приняла странный оборот». Пискарев разучился спать и решил найти опиум - средство для восстановления сна. Пришел к торговцу шалями персиянину. Тот согласился дать ему опиум в обмен на нарисованную красавицу. Схватив баночку с опиумом, он помчался домой, принял опиум и уснул. И вот опять она! Она говорит ему со слезами на глазах: «Не презирайте меня: я вовсе не та, за которую вы принимаете меня... разве я способна к тому, что вы думаете?» Проснувшись растроганным, Пискарев пришел к мысли, что лучше бы ее вовсе не существовало, а была бы она создана художником на холсте: «Боже, что за жизнь наша! Вечный раздор мечты с существенностью!»

    Молодой человек с помощью опиума научился видеть ее в снах каждый день. Жизнь для него потеряла смысл. Мысленно он представлял ее своей женою. Его посещали странные идеи. Вдруг она вовлечена в разврат каким-то случаем, и душа ее склонна к раскаянию? Он решает на ней жениться и тем самым спасти ее: «Я возвращу миру прекраснейшее его украшение».

    Утром Пискарев отправился к тому злополучному дому. Дверь открыла она. Девушка была все так же прекрасна, но заспана. Она спросила, почему он убежал прошлый раз, и сообщила, что приехала только в семь утра совсем пьяная. Собравшись с духом, Пискарев обрисовал ей все ее ужасное положение и предложил быть его женой: «Правда, я беден, но мы станем трудиться; мы постараемся улучшить нашу жизнь... Я буду сидеть за картинами, ты будешь, сидя возле меня, одушевлять мои труды, вышивать или заниматься другим рукоделием, и мы ни в чем не будем иметь недостатка». Красавица прервала его, с презрением заявив, что она не прачка и не швея, чтобы заниматься работою. Пискарев бросился вон, «потерявши чувства и мысли».

    Прошла неделя, «его запертая комната ни разу не отворялась». Дверь выломали и нашли бездыханный труп с перерезанным горлом. «Так погиб, жертва безумной страсти, бедный Пискарев, тихий, робкий, скромный, детски простодушный, носивший в себе искру таланта, быть может, со временем бы вспыхнувшего широко и ярко». Никто над ним не поплакал. Даже поручик Пирогов не был на похоронах.

    Но обратимся к Пирогову. Он преследовал блондинку и думал с самоуверенностью: «Ты, голубушка, моя!»

    «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества». К таким принадлежал и Пирогов. Поручик обладал «множеством талантов»: декламировал стихи, пускал дым кольцами, рассказывал анекдоты, любил поговорить об актрисах. «Он был очень доволен своим чином».

    Пирогов продолжал преследовать незнакомку, пытаясь заговорить с ней, она отвечала резко и отрывисто. Блондинка вошла в ворота «одного довольно запачканного дома». Пирогов — за нею. Затем она прошла через довольно грязную комнату, видимо, мастерскую, и порхнула в боковую дверь. Войдя, Пирогов увидел сидящего Шиллера, но не того, всем известного писателя, а жестяных дел мастера на Мещанской улице. Картина была странной: Шиллера за нос держал Гофман, тоже не писатель, а хороший сапожник с Офицерской улицы, а в руке у него был нож. На немецком языке Шиллер просил товарища отрезать ему эту часть тела, потому что на нее уходит много табаку, словом, она требует больших расходов. И тот, вероятно, выполнил бы просьбу, если бы не вошедший Пирогов. Поручик поздоровался, но в ответ на это был безжалостно выгнан. Его это неприятно озадачило, но мысли о блондинке вытеснили все.

    На другой день поручик явился в эту мастерскую заказать шпоры и попытался любезничать с блондинкой. Она пригрозила позвать мужа, и вскоре вошел Шиллер, он был с похмелья и ничего не помнил. Пирогов продолжал заигрывать с блондинкой в присутствии мужа. Шиллеру это не понравилось, и он отправил жену на кухню, принял заказ и проводил поручика. Чем недоступнее была блондинка, тем привлекательнее становилась она для Пирогова, поэтому он все чаше стал осведомляться о шпорах. Шиллеру это надоело, и он старался выполнить заказ поскорее. Наконец шпоры были готовы. Пирогов так хвалил работу Шиллера, что у того «чувство самодовольствия распустилось по душе». Незаметно для себя он согласился на новый заказ Пирогова, в чем незамедлительно раскаялся. Пирогов, уходя, нахально влепил блондинке в самые губки поцелуй. Поступки Пирогова вызвали у Шиллера ревность, и он ломал голову, гадая, как ему избавиться от этого русского офицера. Пирогов между тем намекал в кругу своих товарищей об интрижке с хорошенькою немкою.

    Однажды, прохаживаясь по Мещанской, он увидел в окошке немку. В разговоре с ней он выяснил, что Шиллера по воскресеньям не бывает дома. В следующее воскресенье Пирогов явился неожиданно перед блондинкою, испугав ее. Он вел себя очень осторожно и пригласил ее танцевать. «Хорошенькая немка выступила на середину комнаты и подняла прекрасную ножку. Это положение так восхитило Пирогова, что он бросился ее целовать». Она стала кричать и вырываться. В это время в комнату вошли Шиллер, Гофман и столяр Кунц, которые были пьяны, как сапожники. Эти три немца поступили с ним «грубо и невежливо» — выкинули вон.

    Пирогов был взбешен. «Сибирь и плети он почитал самым малым наказанием для Шиллера». Он собирался пожаловаться генералу, а если будет нужно, то самому государю. «Но все это как-то странно кончилось: по дороге он зашел в кондитерскую, съел два слоеных пирожка, прочитал кое-что из «Северной пчелы» и вышел уже не в столь гневном пбложении». Вечером зашел к одному приятелю и «так отличился в мазурке, что привел в восторг не только дам, но даже кавалеров».

    В финале повести — интонация горечи и разочарования. Повествователь восклицает: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!.. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект...»

    оЙЛПМБК зПЗПМШ. оЕЧУЛЙК РТПУРЕЛФ

    ч РПЧЕУФЙ зПЗПМС "оЕЧУЛЙК РТПУРЕЛФ" ЕУФШ ФТЙ ЪБЗБДЛЙ. чП-РЕТЧЩИ - ОБ ЛБЛПН СЪЩЛЕ ЬФП ОБРЙУБОП. чП-ЧФПТЩИ - РПЮЕНХ ДЧЕ ЙУФПТЙЙ, ДЧБ УБНПУФПСФЕМШОЩИ УАЦЕФБ ПВЯЕДЙОЕОЩ Ч ПДОПН ФЕЛУФЕ. ч-ФТЕФШЙИ - ОП ПВ ЬФПН С УЛБЦХ Ч УБНПН ЛПОГЕ.

    оБ ЧПРТПУ П СЪЩЛЕ ПФЧЕФЙФШ Й РТПЭЕ, Й УМПЦОЕЕ ЧУЕЗП. лПОЕЮОП, ОБ ТХУУЛПН; ОБ ОЕВЩЧБМПН, ХДЙЧЙФЕМШОПН, ЖБОФБУНБЗПТЙЮЕУЛПН ТХУУЛПН СЪЩЛЕ. фБЛ ОЕ РЙУБМЙ ОЙ ТБОШЫЕ, ОЙ ЧП ЧТЕНС, ОЙ РПЪЦЕ. оХЦОБ ВПМШЫБС ЧЩДЕТЦЛБ Й УПУТЕДПФПЮЕООПУФШ, ЮФПВЩ УЛЧПЪШ ЧПУФПТЗ ПУПЪОБФШ - НОПЗЙЕ УФЙМЙУФЙЮЕУЛЙЕ ЧЩЛТХФБУЩ зПЗПМС РТПЙУИПДСФ ОЕ ПФ ЧТПЦДЕООПК ПТЙЗЙОБМШОПУФЙ, Б ПФ ОЕХЧЕТЕООПЗП ЪОБОЙС. чП-РЕТЧЩИ, ТХУУЛЙК РТПЪБЙЮЕУЛЙК СЪЩЛ Ч ФПН ЧЙДЕ, ЛБЛ НЩ ЕЗП ЪОБЕН, Ч ЬФП ЧТЕНС ЕЭЕ ФПМШЛП ДЕМБМ РЕТЧЩЕ ЫБЗЙ, Й ЙДФЙ РТЙИПДЙМПУШ ЪБЮБУФХА ПЭХРША; ЧП-ЧФПТЩИ, УФЙМШ зПЗПМС ЗХУФП УДПВТЕО (Б НПЦОП ВЩ УЛБЪБФШ - ЪБУПТЕО) НБМПТПУУЙКУЛЙН ЧМЙСОЙЕН. бИНБФПЧБ ЪБНЕФЙМБ Ч УЧПЕ ЧТЕНС, ЮФП У РЕТЧЩИ УМПЧ СУОП, ЮФП "нЕТФЧЩЕ ДХЫЙ" ОБРЙУБОЩ ИПИМПН - ЛПНХ ЕЭЕ НПЗМП РТЙДФЙ Ч ЗПМПЧХ РПСУОСФШ Ч РЕТЧПН ЦЕ БВЪБГЕ, ЮФП НХЦЙЛЙ, ПВУХЦДБЧЫЙЕ, ДПЕДЕФ ЙМЙ ОЕ ДПЕДЕФ ЮЙЮЙЛПЧУЛПЕ ЛПМЕУП Ч нПУЛЧХ Й Ч лБЪБОШ, - ТХУУЛЙЕ? фП ЦЕ Й Ч "оЕЧУЛПН РТПУРЕЛФЕ": "рП ХМЙГБН РМЕФЕФУС ОХЦОЩК ОБТПД: ЙОПЗДБ РЕТЕИПДСФ ЕЕ ТХУУЛЙЕ НХЦЙЛЙ, УРЕЫБЭЙЕ ОБ ТБВПФХ "; "тХУУЛЙК НХЦЙЛ ЗПЧПТЙФ П ЗТЙЧОЕ ЙМЙ П УЕНЙ ЗТПЫБИ НЕДЙ ". тСД ДТХЗЙИ УФЙМЙУФЙЮЕУЛЙИ УФТБООПУФЕК У ОЕУПНОЕООПУФША ЧЩДБАФ Ч БЧФПТЕ "оЕЧУЛПЗП РТПУРЕЛФБ" ЕУМЙ ОЕ ЧЪЗМСД, ФП ЙОФПОБГЙА ЙОПУФТБОГБ: "пО ХЧЙДЕМ ЪБ ПДОЙН ТБЪПН УФПМШЛП РПЮФЕООЩИ УФБТЙЛПЧ Й РПМХУФБТЙЛПЧ... "; "ЛБНЕТ-АОЛЕТЩ Ч ВМЕУФСЭЕН ЛПУФАНЕ УДЧЙОХМЙУШ РПЪБДЙ ЕЗП УПЧЕТЫЕООПА УФЕОПА ". пУПВЕООП НЕОС РПТБЪЙМ УМЕДХАЭЙК РБУУБЦ: "оП ФЕРЕТШ... лБЛБС ХЦБУОБС ЦЙЪОШ! юФП РПМШЪЩ Ч ФПН, ЮФП ПОБ ЦЙЧЕФ? тБЪЧЕ ЦЙЪОШ УХНБУЫЕДЫЕЗП РТЙСФОБ ЕЗП ТПДУФЧЕООЙЛБН Й ДТХЪШСН, ОЕЛПЗДБ ЕЗП МАВЙЧЫЙН? " рПОБДПВЙМПУШ ОЕЛПФПТПЕ ЧТЕНС, ЮФПВЩ РПОСФШ, ЮФП УМПЧП "ПОБ" ОЕ ПФОПУЙФУС ОЙ Л ЛБЛПК ЗЕТПЙОЕ, Б ПВПЪОБЮБЕФ "ЦЙЪОШ". цЙЪОШ ЦЙЧЕФ! лБЛ ЬФП ОЕРТБЧЙМШОП, ЛБЛ ОЕ РП-ТХУУЛЙ - Й ЛБЛ ЪБНЕЮБФЕМШОП!

    лПНРПЪЙГЙС "оЕЧУЛПЗП РТПУРЕЛФБ" ФПЦЕ ХДЙЧЙФЕМШОБ. уАЦЕФОБС ЮБУФШ ЧУФБЧМЕОБ Ч НБУУЙЧОХА ТБНЛХ МЙТЙЮЕУЛПЗП ПФУФХРМЕОЙС; ЬЛУРПЪЙГЙС ЪБОЙНБЕФ ОЕУЛПМШЛП УФТБОЙГ; УПВУФЧЕООП, ФПМШЛП Ч ЬФПК ТБНЛЕ ТЕЮШ Й ЙДЕФ П оЕЧУЛПН РТПУРЕЛФЕ, РПФПНХ ЮФП ДЕКУФЧЙЕ РПЧЕУФЙ МЙЫШ ЪБЧСЪЩЧБЕФУС ОБ "ЧУЕПВЭЕК ЛПННХОЙЛБГЙЙ рЕФЕТВХТЗБ", Б РТПЙУИПДЙФ УПЧУЕН Ч ДТХЗЙИ НЕУФБИ. фБЛ ЮФП, УФТПЗП ЗПЧПТС, ОБЪЧБОЙЕ ЧЧПДЙФ ЮЙФБФЕМС Ч ЪБВМХЦДЕОЙЕ. лТПНЕ ФПЗП, ЧОХФТЙ ПВТБНМЕОЙС НЩ ОБИПДЙН ДЧЕ УПЧЕТЫЕООП УБНПУФПСФЕМШОЩЕ РПЧЕУФЙ, ЛПФПТЩЕ ПРСФШ-ФБЛЙ МЙЫШ НЙНПИПДПН УПРТЙЛБУБАФУС Ч ЪБЧСЪЛЕ - УПЧЕТЫЕООП ОЕПВСЪБФЕМШОЩН, ЖПТНБМШОЩН ПВТБЪПН, - Б ЪБФЕН ТБЪЧЙЧБАФУС ЛБЦДБС УБНБ РП УЕВЕ. дПВТП ВЩ ЕЭЕ ПОЙ ЛБЛ-ФП РЕТЕРМЕФБМЙУШ - ОЕФ, ПДОБ ТБУУЛБЪЩЧБЕФУС ВЕЪ РЕТЕТЩЧПЧ У ОБЮБМБ ДП ЛПОГБ (РТЙЮЕН ФБЛПЗП, ЮФП НБМП ОЕ РПЛБЦЕФУС - ЗЕТПК ХНЙТБЕФ), ОБЮЙОБЕФУС ДТХЗБС, Й ПОБ ФПЦЕ ТБУУЛБЪЩЧБЕФУС У ОБЮБМБ ДП ЛПОГБ. чУЕ. дБМШЫЕ УМЕДХЕФ ЪОБНЕОЙФЩК РБУУБЦ "п, ОЕ ЧЕТШФЕ ЬФПНХ оЕЧУЛПНХ РТПУРЕЛФХ! "

    л ЮЕНХ ВЩ ЬФП?

    л ФПНХ, ЮФП ОЕ ЧЕТЙФШ ОБДП ОЕ ФПМШЛП оЕЧУЛПНХ РТПУРЕЛФХ, ОП Й зПЗПМА. пО ПВНБОЩЧБЕФ ЮЙФБФЕМС, ЛБЛ ЦЕУФСОЭЙЛ ыЙММЕТ ПВНБОЩЧБМ рЙТПЗПЧБ, ЪБМБНЩЧБС ОЕЧПЪНПЦОХА ГЕОХ Ч РСФОБДГБФШ ТХВМЕК ЪБ ТБВПФХ, ЛПФПТХА ЕНХ ОЕ ИПФЕМПУШ ДЕМБФШ. лПЗДБ ЦЕ рЙТПЗПЧ "ВЕЪ ЧУСЛПЗП РТЕЛПУМПЧЙС ЙЪЯСЧЙМ УПЧЕТЫЕООПЕ УПЗМБУЙЕ ", "ОЕНЕГ ЪБДХНБМУС Й УФБМ ТБЪНЩЫМСФШ П ФПН, ЛБЛ ВЩ МХЮЫЕ УДЕМБФШ УЧПА ТБВПФХ, ЮФПВЩ ПОБ ДЕКУФЧЙФЕМШОП УФПЙМБ РСФОБДГБФШ ТХВМЕК ". л ФПНХ ЦЕ ЕНХ ХЦЕ, "ЛБЛ ЮЕУФОПНХ ОЕНГХ, УДЕМБМПУШ ОЕНОПЗП УПЧЕУФОП ". рПЬФПНХ Й зПЗПМШ Ч ЛПОГЕ ОБЗТПНПЦДБЕФ ПДЙО РТЙНЕТ ПВНБОБ ОБ ДТХЗПК: "чЩ ЧППВТБЦБЕФЕ, ЮФП ЬФЙ ДЧБ ФПМУФСЛБ, ПУФБОПЧЙЧЫЙЕУС РЕТЕД УФТПСЭЕКУС ГЕТЛПЧША, УХДСФ ПВ БТИЙФЕЛФХТЕ ЕЕ? уПЧУЕН ОЕФ: ПОЙ ЗПЧПТСФ П ФПН, ЛБЛ УФТБООП УЕМЙ ДЧЕ ЧПТПОЩ ПДОБ РТПФЙЧ ДТХЗПК. чЩ ДХНБЕФЕ, ЮФП ЬФПФ ЬОФХЪЙБУФ, ТБЪНБИЙЧБАЭЙК ТХЛБНЙ, ЗПЧПТЙФ П ФПН, ЛБЛ ЦЕОБ ЕЗП ВТПУЙМБ ЙЪ ПЛОБ ЫБТЙЛПН Ч ОЕЪОБЛПНПЗП ЕНХ ЧПЧУЕ ПЖЙГЕТБ? уПЧУЕН ОЕФ, ПО ЗПЧПТЙФ П мБЖБКЕФЕ ". зПЗПМА ФПЦЕ ОЕНОПЗП УПЧЕУФОП, Й ПО РТЕДХРТЕЦДБЕФ ОБУ: "чУЕ ПВНБО, ЧУЕ НЕЮФБ, ЧУЕ ОЕ ФП, ЮЕН ЛБЦЕФУС! "

    ч ОЕДБЧОЕН ОЕНЕГЛПН НПМПДЕЦОПН ЖЙМШНЕ "мПМБ ВЕЦЙФ" ЪБ ЮБУ ЬЛТБООПЗП ЧТЕНЕОЙ РТПЛТХЮЙЧБАФУС ФТЙ ЧБТЙБОФБ ПДОПЗП Й ФПЗП ЦЕ УАЦЕФБ: ЗЕТПЙОЕ ОХЦОП УТПЮОП ДПУФБФШ 150 ФЩУСЮ НБТПЛ, Б ОЕ ФП ЕЕ ВПКЖТЕОДБ ОБЖЙЗ ХВШАФ - ОХ, ЙДЕС ЛПНРШАФЕТОПК ЙЗТЩ У НОПЗПЮЙУМЕООЩНЙ "ЦЙЪОСНЙ", ОЙЮЕЗП ПУПВЕООПЗП. ъБВБЧОП ФП, ЮФП РПЛБ мПМБ ВЕЦЙФ, ПОБ УФБМЛЙЧБЕФУС (ЧРПМОЕ ВХЛЧБМШОП) У ТБЪОЩНЙ МАДШНЙ, Й ЙИ ДБМШОЕКЫБС УХДШВБ ЙММАУФТЙТХЕФУС ТСДПН ВЩУФТП УНЕОСАЭЙИУС УФПР-ЛБДТПЧ. дБЦЕ ЕУМЙ ПФ ЧБТЙБОФБ Л ЧБТЙБОФХ ПВУФПСФЕМШУФЧБ УФПМЛОПЧЕОЙС У ЬФЙНЙ МАДШНЙ ОЙЮЕН ОЕ ПФМЙЮБАФУС, ЙИ УХДШВБ Ч ЛБЦДПК ЧЕТУЙЙ ЧУЕ ТБЧОП УПЧЕТЫЕООП ТБЪОБС.

    оБЙЧОП ДХНБФШ, ЮФП ЙДЕС НОПЗПЧБТЙБОФОПУФЙ ТБЪЧЙФЙС УПВЩФЙК ТПДЙМБУШ Ч ХИПДСЭЕН ЧЕЛЕ У ЕЗП УПГЙБМШОЩНЙ Й РТПЮЙНЙ ЛБФБЛМЙЪНБНЙ. рТЕДУФБЧМЕОЙЕ П МЙОЕКОПК ЙУФПТЙЙ - ПФ УПФЧПТЕОЙС НЙТБ ДП уФТБЫОПЗП уХДБ - ЗМХВПЛП ХЛПТЕОЕООПЕ Ч ЙХДЕП-ИТЙУФЙБОУЛПК ФТБДЙГЙЙ - УПРТПФЙЧМСЕФУС ЙЗТБН Ч НОПЦЕУФЧЕООПУФШ ТБЪЧСЪПЛ, ОП ЮЕМПЧЕЛ ХРПТОП РТПДПМЦБЕФ Ч ОЙИ ЙЗТБФШ: ЙОФЕТЕУОП ЦЕ ХЪОБФШ, ЮФП ВЩМП ВЩ, ЕУМЙ... лПОЕЮОП, XX ЧЕЛ ХЧМЕЛБМУС ФБЛЙНЙ ЬЛУРЕТЙНЕОФБНЙ ВПМШЫЕ, ЮЕН РТЕДЩДХЭЙК ("цЕОЭЙОБ ЖТБОГХЪУЛПЗП МЕКФЕОБОФБ"; "пУФПТПЦОП, ДЧЕТЙ ЪБЛТЩЧБАФУС "; ОЕЪБВЧЕООЩК тпнбо Й ЙДЕС ЗЙРЕТФЕЛУФХБМШОПК МЙФЕТБФХТЩ ЧППВЭЕ). оП ЧЕДШ Й рХЫЛЙО Ч "еЧЗЕОЙЙ пОЕЗЙОЕ" РТЕДМПЦЙМ ЮЙФБФЕМСН ГЕМЩИ ДЧБ ЧБТЙБОФБ УХДШВЩ мЕОУЛПЗП, ЕУМЙ ВЩ ФПФ ОЕ РПЗЙВ ОБ ДХЬМЙ.

    зПЗПМШ РПЫЕМ ДБМШЫЕ. пВТБФЙФЕ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ФП, ЛБЛ ПДЙО УАЦЕФ УНЕОСЕФУС ДТХЗЙН: РЕТЧЩК ЗЕТПК ЗЙВОЕФ, ЕЗП ИПТПОСФ; УМЕДХЕФ ЛПТПФЛБС ПФВЙЧЛБ Ч ЧЙДЕ ТБУУХЦДЕОЙС П УНЕТФЙ ("с ОЕ МАВМА ФТХРПЧ Й РПЛПКОЙЛПЧ, Й НОЕ ЧУЕЗДБ ОЕРТЙСФОП... ") - УЧПЕЗП ТПДБ ЮЕТОБС ДЩТБ; ЪБФЕН РМЕОЛБ НПМОЙЕОПУОП ПФНБФЩЧБЕФУС ОБЪБД, Й НЩ ПЛБЪЩЧБЕНУС Ч ЙУИПДОПК ФПЮЛЕ ("нЩ, ЛБЦЕФУС, ПУФБЧЙМЙ РПТХЮЙЛБ рЙТПЗПЧБ ОБ ФПН, ЛБЛ ПО ТБУУФБМУС У ВЕДОЩН рЙУЛБТЕЧЩН... ").

    ъДЕУШ Й ЛТПЕФУС ТБЪЗБДЛБ ЬФПК ДЧПКЮБФЛЙ. оЕФ РП ПФДЕМШОПУФЙ ОЙЛБЛПЗП ИХДПЦОЙЛБ рЙУЛБТЕЧБ Й РПТХЮЙЛБ рЙТПЗПЧБ; ЬФП ПДЙО Й ФПФ ЦЕ ЮЕМПЧЕЛ. дПУФБФПЮОП ЧУМХЫБФШУС Ч БОБРЕУФ ЙИ РПЮФЙ ЙДЕОФЙЮОЩИ ЖБНЙМЙК, ЮФПВЩ ЬФП УФБМП СУОП. фПЗДБ УФБОПЧЙФУС ПРТБЧДБООЩН УЧЕДЕОЙЕ ДЧХИ УАЦЕФПЧ Ч ТБНЛЙ ПДОПК РПЧЕУФЙ: ЬФП ДЧБ ЧБТЙБОФБ ПДОПК УХДШВЩ, Й ЙУФПТЙС Ч ОЙИ РПЧФПТСЕФУС, ЧРПМОЕ РП нБТЛУХ, УОБЮБМБ ЛБЛ ФТБЗЕДЙС, РПФПН ЛБЛ ЖБТУ. рТЙ ЬФПН зПЗПМШ ЧУЕТШЕЪ РТЕДХРТЕЦДБЕФ, ЮФП МАВПЧШ - ЧЕДШ ЙНЕООП МАВПЧШ ПЧМБДЕМБ рЙУЛБТЕЧЩН - ЬФП РЕТЧЩК ЫБЗ ОБ РХФЙ Л ДЕРТЕУУЙЙ, ДХЫЕЧОПК ДЕЗТБДБГЙЙ, ОБТЛПНБОЙЙ Й ЗЙВЕМЙ. б ЕУМЙ ПФОПУЙФШУС Л УЕВЕ Й Л НЙТХ РТПЭЕ, ЛБЛ рЙТПЗПЧ, ФП ДЕМП, ЛПОЕЮОП, ФПЦЕ ЛПОЮЙФУС РМПИП, ОП ЧУЕ ЦЕ ОЕ ФБЛ ВЕЪОБДЕЦОП.

    рЙУЛБТЕЧ ХНЕТ; рЙТПЗПЧ ЧЩЦЙМ, ОП ЮФП У ОЙН РТПЙЪПЫМП - ЬФП Й ЕУФШ ФТЕФШС, НХЮЙФЕМШОБС ЪБЗБДЛБ. "ьФЙ ФТЙ ТЕНЕУМЕООЙЛБ... РПУФХРЙМЙ У ОЙН ФБЛ ЗТХВП Й ОЕЧЕЦМЙЧП, ЮФП, РТЙЪОБАУШ, С ОЙЛБЛ ОЕ ОБИПЦХ УМПЧ Л ЙЪПВТБЦЕОЙА ЬФПЗП РЕЮБМШОПЗП УПВЩФЙС ". нОЕ ФХФ РПЮЕНХ-ФП РТЕДУФБЧМСЕФУС ПДОБ УГЕОБ ЙЪ "лТЙНЙОБМШОПЗП ЮФЙЧБ " фБТБОФЙОП, ЛПФПТЩК ИПТПЫП ХУЧПЙМ МЙФЕТБФХТОЩЕ ХТПЛЙ Й ЙУРПМШЪПЧБМ ЧПЪНПЦОПУФЙ ОЕМЙОЕКОЩИ Й ЧБТЙБФЙЧОЩИ УАЦЕФПЧ ОБ РПМОХА ЛБФХЫЛХ. оП, ОБЧЕТОПЕ, С ХЧМЕЛБАУШ.

    Татьяна Алексеевна КАЛГАНОВА (1941) - кандидат педагогических наук, доцент Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области; автор многих работ по методике преподавания литературы в школе.

    Изучение повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» в 10-м классе

    Рабочие материалы для учителя

    Из истории создания повести

    «Невский проспект» впервые был опубликован в сборнике «Арабески» (1835), получившем высокую оценку В.Г. Белинского. Гоголь начал работать над повестью в период создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (примерно в 1831 году). В его записной книге сохранились наброски «Невского проспекта» вместе с черновыми записями «Ночи перед Рождеством» и «Портретом».

    Повести Гоголя «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет» (1835), «Нос» (1836), «Шинель» (1842) относят к циклу петербургских повестей. Сам писатель не объединял их в особый цикл. Все они написаны в разное время, не имеют общего повествователя или вымышленного издателя, однако вошли в русскую литературу и культуру как художественное целое, как цикл. Это произошло потому, что повести объединены общностью тематики (жизнь Петербурга), проблематики (отражение общественных противоречий), схожестью основного героя (“маленький человек”), целостностью авторской позиции (сатирическое разоблачение пороков людей и общества).

    Тематика повести

    Основная тема повести - жизнь Петербурга и судьба “маленького человека” в большом городе с его социальными контрастами, вызывающими разлад между представлениями об идеале и действительностью. Вместе с основной раскрываются темы равнодушия людей, подмены духовности меркантильными интересами, продажности любви, пагубного влияния наркотиков на человека.

    Сюжет и композиция повести

    Выясняются в ходе беседы. Примерные вопросы.

    Какую роль играет описание Невского проспекта в начале повести?

    Какой момент является завязкой действия?

    Как складывается судьба Пискарёва?

    Как складывается судьба Пирогова?

    Какую роль играет описание Невского проспекта в финале повести?

    Гоголь соединяет в повести изображение общих, типичных сторон жизни большого города с судьбой отдельных героев. Общая картина жизни Петербурга раскрывается в описании Невского проспекта, а также в авторских обобщениях по ходу повествования. Таким образом, судьба героя дана в общем движении жизни города.

    Описание Невского проспекта в начале повести является экспозицией. Неожиданный возглас поручика Пирогова, обращённый к Пискарёву, их диалог и следование за прекрасными незнакомками - завязка действия с двумя контрастными развязками. Завершается повесть также описанием Невского проспекта и рассуждением автора о нём, что является композиционным приёмом, содержащим и обобщение, и вывод, раскрывающий идею повести.

    Описание Невского проспекта

    Рассматривается в ходе беседы. Примерные вопросы.

    Какую роль играет Невский проспект в жизни города, как к нему относится автор?

    Как показаны социальные контрасты и разобщённость жителей города?

    Как выявляется несоответствие показной стороны жизни дворянского сословия и его истинной сущности? Какие качества людей высмеивает автор?

    Как возникает мотив демона в описании вечернего Невского проспекта в начале повести? Как он продолжен в дальнейшем повествовании?

    Как связаны описания Невского проспекта в начале повести и в финале?

    Автор начинает повествование торжественно-приподнятыми фразами о Невском проспекте и отмечает, что это “всеобщая коммуникация Петербурга”, место, где можно получить “верные известия” лучше, чем в адрес-календаре или в справочной службе, это место для гуляния, это “выставка всех лучших произведений человека”. Вместе с тем Невский проспект - это зеркало столицы, в котором отражается её жизнь, это олицетворение всего Петербурга с его разительными контрастами.

    Литературоведы считают, что описание Невского проспекта в начале повести представляет собой своеобразный “физиологический” очерк Петербурга. Его изображение в разное время суток позволяет автору охарактеризовать социальную структуру города. В первую очередь он выделяет простых людей-тружеников, на ком держится вся жизнь, и для них Невский проспект не является целью, “он служит только средством”.

    Простым людям противопоставлено дворянство, для которого Невский проспект составляет цель - это место, где можно показать себя. Иронией пронизан рассказ о “педагогическом” Невском проспекте с “гувернёрами всех наций” и их воспитанниками, а также о дворянах и чиновниках, гуляющих по проспекту.

    Показывая фальшь Невского проспекта, скрывающуюся за его парадным видом изнанку жизни, трагическую её сторону, разоблачая пустоту внутреннего мира гуляющих на нём, их лицемерие, автор использует ироническую патетику. Это подчёркивается тем, что вместо людей действуют детали их внешнего облика или одежды: “Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью неизобразимые <...> Тысячи сортов шляпок, платьев, платков <...> Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда <...> А какие встретите вы длинные рукава”.

    Описание проспекта дано в реалистическом плане, вместе с тем рассказ о переменах на Невском предваряется фразой: “Какая быстрая свершается на нём фантасмагория в течение одного только дня”. Иллюзорность , обманчивость вечернего Невского проспекта объясняется не только сумерками, причудливым светом фонарей и ламп, но и действием безотчётной, таинственной силы, влияющей на человека: “В это время чувствуется какая-то цель или, лучше, что-то похожее на цель, что-то чрезвычайно безотчётное; шаги всех ускоряются и становятся вообще очень неровны. Длинные тени мелькают по стенам мостовой и чуть не достают головами Полицейского моста”. Так в описание Невского проспекта включаются фантастика и мотив демона.

    Переживания и поступки героя объясняются, казалось бы, его психологическим состоянием, однако могут быть восприняты и как действия демона: “...Красавица оглянулась, и ему показалось, как будто лёгкая улыбка сверкнула на губах её. Он весь задрожал и не верил глазам своим <...> Тротуар нёсся под ним, кареты со скачущими лошадьми казались недвижимы, мост растягивался и ломался на своей арке, дом стоял крышею вниз, будка валилась к нему навстречу, и алебарда часового вместе с золотыми словами вывески и нарисованными ножницами блестела, казалось, на самой реснице его глаз. И всё это произвёл один взгляд, один поворот хорошенькой головки. Не слыша, не видя, не внимая, он нёсся по лёгким следам прекрасных ножек...”

    Так же двояко может быть объяснён и фантастический сон Пискарёва: “Необыкновенная пестрота лиц привела его в совершенное замешательство; ему казалось, что какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе”.

    В финале повести мотив демона проявляется открыто: источником лжи и фальши непостижимой игры с судьбами людей, по мнению автора, является демон: “О, не верьте этому Невскому проспекту! <...> Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! <...> Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект, но более всего, когда ночь сгущённою массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё в ненастоящем виде”.

    Художник Пискарёв

    Примерные вопросы для беседы.

    Почему Пискарёв пошёл за девушкой? Как автор передаёт его чувство?

    Кем оказалась девушка? Почему Пискарёв бежал из “отвратительного приюта”?

    Как меняется внешний вид девушки?

    Почему Пискарёв предпочёл реальную жизнь иллюзиям? Смогли ли иллюзии заменить ему реальную жизнь?

    Как погиб Пискарёв, почему он неправ в своём безумном поступке?

    Пискарёв - молодой человек, художник, принадлежит к людям искусства, и в этом его необычность. Автор говорит, что он относится к “классу” художников, к “странному сословию”, подчёркивая тем самым типичность героя.

    Как и других молодых художников Петербурга, автор характеризует Пискарёва как небогатого человека, живущего в маленькой комнате, довольствующегося тем, что у него есть, но стремящегося к богатству. Это “тихий, робкий, скромный, детски-простодушный, носивший в себе искру таланта, может быть, со временем вспыхнувшего широко и ярко”, человек. Фамилия героя подчёркивает его обычность, напоминает о типе “маленького человека” в литературе.

    Пискарёв верит в гармонию добра и красоты, чистую, искреннюю любовь, возвышенные идеалы. Он пошёл вслед за незнакомкой только потому, что увидел в ней идеал красоты и непорочности, она напомнила ему “Перуджинову Бианку” . Но прекрасная незнакомка оказалась проституткой, и Пискарёв трагически переживает крушение идеалов. Очарование красоты и невинности оказалось обманом. Беспощадная действительность разрушила его мечты, и художник бежал из отвратительного приюта, куда привела его семнадцатилетняя красавица, красота которой, не успевшая увянуть от разврата, не сочеталась с улыбкой, исполненной “какой-то жалкой наглости”, всё, что она говорила, было “глупо и пошло <...> как будто вместе с непорочностью оставляет и ум человека”.

    Автор, разделяя потрясённое чувство Пискарёва, с горечью пишет: “...Женщина, эта красавица мира, венец творения, обратилась в какое-то странное двусмысленное существо, где она вместе с чистотою души лишилась всего женского и отвратительно присвоила себе ухватки и наглости мужчины и уже перестала быть тем слабым, тем прекрасным и так отличным от нас существом”.

    Пискарёв не в силах перенести того, что красота женщины, дающей миру новую жизнь, может быть предметом торговли, ведь это поругание красоты, любви и человечности. Им овладело чувство “раздирающей жалости”, отмечает автор и объясняет: “В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата. Пусть бы ещё безобразие дружилось с ним, но красота, красота нежная... она только с одной непорочностью и чистотой сливается в наших мыслях”.

    Находясь в сильном психологическом напряжении, Пискарёв видит сон, в котором его красавица предстаёт как светская дама, пытающаяся объяснить посещение приюта своей тайной. Сон внушил Пискарёву надежду, которая разрушена жестокой и пошлой стороной жизни: “Желанный образ являлся ему почти каждый день, всегда в положении, противоположном действительности, потому что мысли его были совершенно чисты, как мысли ребёнка”. Поэтому он пытается искусственно, принимая наркотик, уйти в мир сновидений и иллюзий. Однако сны и иллюзии не могут заменить реальную жизнь.

    Мечта о тихом счастье в деревенском домике, о скромной жизни, обеспеченной собственным трудом, отвергнута падшей красавицей. “Как можно! - прервала она речь с выражением какого-то презрения. - Я не прачка и не швея, чтобы заниматься работою”. Оценивая ситуацию, автор говорит: “В этих словах выразилась вся низкая, презренная жизнь, жизнь, исполненная пустоты и праздности, верных спутников разврата”. И далее в размышлениях автора о красавице опять возникает мотив демона: “...Она была какою-то ужасною волею адского духа, жаждущего разрушить гармонию жизни, брошена с хохотом в его пучину”. За время, которое художник не видел девушку, она изменилась к худшему - бессонные ночи разврата, пьянство отразились на её лице.

    Бедный художник не мог пережить, по выражению автора, “вечный раздор мечты с существенностью”. Он не выдержал столкновения с суровой действительностью, наркотик разрушил его психику окончательно, лишил возможности заняться работой, противостоять судьбе. Пискарёв кончает жизнь самоубийством. Он неправ в этом безумном поступке: христианская религия считает жизнь величайшим благом, а самоубийство большим грехом. Также и с точки зрения светской нравственности лишение себя жизни недопустимо - это пассивная форма разрешения жизненных противоречий, ибо деятельный человек всегда может найти выход из самых сложных, казалось бы, неразрешимых ситуаций.

    Поручик Пирогов

    Примерные вопросы для беседы.

    Почему Пирогов пошёл за блондинкой?

    Куда попал Пирогов вслед за красавицей, кем она оказалась?

    Почему Пирогов ухаживает за замужней дамой?

    Что высмеивается в образе Шиллера?

    Чем кончается история Пирогова?

    Что высмеивается в образе Пирогова, как автор это делает?

    В чём смысл сопоставления образов Пискарёва и Пирогова?

    О поручике Пирогове автор говорит, что такие, как он, офицеры составляют “в Петербурге какой-то средний класс общества”, подчёркивая этим типичность героя. Рассказывая об этих офицерах, автор, конечно же, характеризует и Пирогова.

    В своём кругу они считаются образованными людьми, потому что умеют развлекать женщин, любят потолковать о литературе: “хвалят Булгарина, Пушкина и Греча и говорят с презрением и остроумными колкостями об А.А. Орлове”, то есть в один ряд ставят Пушкина и Булгарина, иронично замечает автор. В театр они ходят, чтобы показать себя. Их жизненная цель - “выслужиться до полковничьего чина”, достичь обеспеченного положения. Они обычно “женятся на купеческой дочери, умеющей играть на фортепиано, с сотнею тысяч или около того наличных и кучею брадатой родни”.

    Характеризуя Пирогова, автор рассказывает о его талантах, на самом деле раскрывает такие его черты, как карьеризм, ограниченность, наглость, самоуверенная пошлость, стремление подражать тому, что входит в моду у избранной публики.

    Любовь для Пирогова - лишь интересное приключение, “интрижка”, которой можно похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько не смущаясь, довольно пошло ухаживает за женой ремесленника Шиллера и уверен, что “любезность его и блестящий чин дают ему полное право на её внимание”. Он нисколько не утруждает себя думами о жизненных проблемах, стремится к удовольствиям.

    Испытанием чести и достоинства Пирогова явилась “секуция”, которой подверг его Шиллер. Быстро забыв своё оскорбление, он обнаружил полное отсутствие человеческого достоинства: “с удовольствием провёл вечер и так отличился в мазурке, что привёл в восторг не только дам, но даже и кавалеров”.

    Образы Пирогова и Пискарёва связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарёва. “Пискарёв и Пирогов - какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследование своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст!” - писал В.Г. Белинский.

    Шиллер, жестяных дел мастер

    Образы немцев-ремесленников - жестяных дел мастера Шиллера, сапожника Гофмана, столяра Кунца - дополняют социальную картину Петербурга. Шиллер - воплощение меркантильности. Накопление денег составляет цель жизни этого ремесленника, поэтому строгий расчёт, ограничение себя во всём, подавление искренних человеческих чувств определяют его поведение. Вместе с тем ревность пробуждает чувство достоинства в Шиллере, и он, находясь в пьяном виде, не думая в этот момент о последствиях, вместе с друзьями высек Пирогова.

    В черновой редакции фамилия героя была Палитрин.

    Имеется в виду картина художника Перуджино (1446–1524), учителя Рафаэля.

    Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина MSK-MODA.ru. Перейдя по ссылке http://msk-moda.ru/woman/platya, Вы ознакомитесь с действительно потрясающим (более 200 моделей) ассортиментом вечерних платьев . Удобная поисковая система сайта поможет подобрать стильную одежду или обувь по Вашим размерам и предпочтениям. Следите за модными тенденциями вместе с сайтом MSK-MODA.ru !

    Повесть «Невский проспект» Гоголь написал в 1833–1834 годах. Произведение вошло в цикл автора «Петербургские повести». Как и в других повестях цикла, в «Невском проспекте» Гоголь развивает проблему «маленького человека», ставшую одной из главных в русской реалистической литературе. Композиция повести состоит из трех частей: реального описания Невского проспекта, историй Пискарева и Пирогова и изображения автором особого метафизического пространства, мифологического уровня восприятия Невского проспекта.

    Главные герои

    Пискарев – бедный художник, мечтатель; был очарован брюнеткой, которая оказалась проституткой.

    Пирогов – поручик, «имел множество талантов» , любил «все изящное» , ему нравилось проводить время в обществе; ухаживал за женой немца Шиллера.

    Другие персонажи

    Шиллер – «совершенный немец» , «жестяных дел мастер в Мещанской улице» , муж блондинки.

    Гофман – «сапожник с Офицерской улицы» , друг Шиллера.

    Блондинка – жена Шиллера.

    Брюнетка – проститутка.

    «Нет ничего лучше Невского проспекта». «Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга». Ранним утром проспект пуст. До 12-ти часов «постепенно наполняется лицами, имеющими свои занятия, свои заботы, свои досады» . После 12-ти тут появляются «гувернеры всех наций» с воспитанниками.

    Ближе к 2-ум часам – родители детей, а затем люди, «окончившие довольно важные домашние занятия» . Здесь можно увидеть все и всех. В 3 часа проспект «покрывается весь чиновниками в зеленых вицмундирах» . С 4-ех часов он пуст. «Но как только сумерки упадут на домы и улицы, <…> тогда Невский проспект опять оживает и начинает шевелиться».

    По Невскому проспекту прогуливаются поручик Пирогов с приятелем. Пирогову понравилась некая блондинка, тогда как его товарищу – брюнетка, поэтому молодые люди расходятся, устремившись за дамами.

    Приятель Пирогова, художник Пискарев, следуя за брюнеткой, подошел к четырехэтажному дому и поднялся по лестнице. Они вошли в комнату. Осмотревшись по сторонам, Пискарев понял, что попал в публичный дом. Прекрасной незнакомке, пленившей художника, было 17 лет. Однако услышав, как девушка разговаривает – «так глупо, так пошло» , он сбежал.

    После полуночи, когда Пискарев уже собирался спать, к нему неожиданно постучал лакей в богатой ливрее. Гость сказал, что барыня, у которой художник был несколько часов назад, прислала за ним карету. Лакей привез Пискарева на бал. Среди роскошно одетых людей художник замечает прекрасную незнакомку. Она пыталась рассказать Пискареву, что на самом деле не принадлежит «к тому презренному классу творений» , и хотела открыть какую-то тайну, но их прервали. Неожиданно художник очнулся в своей комнате и понял, что это был только сон.

    С того момента Пискарев стал одержим прекрасной незнакомкой, пытаясь снова и снова увидеть ее во сне. Молодой человек начал принимать опиум. Незнакомка снилась ему почти каждый день, во сне он видел ее своей женой. Наконец художник решил на самом деле жениться на девушке.

    Пискарев «тщательно принарядился» и пошел в публичный дом. Молодого человека встретил «его идеал, его таинственный образ» . Собравшись духом, Пискарев «начал представлять ей ужасное ее положение» . Художник сказал, что хотя он и беден, но готов трудиться: он будет рисовать картины, она вышивать или заниматься другим рукоделием. Девушка же неожиданно прервала его, сказав, что она не прачка и не швея, чтобы заниматься такой работой. Пискарев «бросился вон, потерявши чувства и мысли» . Молодой человек заперся в своей комнате и никого не пускал. Когда же дверь выломали, то нашли его мертвым – он покончил жизнь самоубийством, перерезав себе горло. «Так погиб, жертва безумной страсти, бедный Пискарев».

    Пирогов же, преследуя блондинку, вышел вслед за ней на Мещанскую улицу – «улицу табачных и мелочных лавок, немцев-ремесленников и чухонских нимф» , поднялся по лестнице и вошел в большую комнату. Слесарные инструменты и железные опилки говорили о том, что это квартира мастерового. Незнакомка прошла в боковую дверь, Пирогов за ней. В комнате сидели пьяные мужчины: жестяных дел мастер Шиллер и его друг сапожник Гофман. Гофман собирался отрезать Шиллеру нос, так как тому не нужен был нос, на который «выходит три фунта табаку в месяц» . Внезапное появление Пирогова прервало этот процесс. Возмущенный Шиллер прогнал поручика.

    На следующий день Пирогов зашел в мастерскую Шиллера. Его встретила та самая блондинка. Пирогов сказал, что хочет заказать шпоры. Блондинка позвала мужа – им оказался сам Шиллер. Немец, не желая связываться с поручиком, назвал высокую цену и долгие сроки, но Пирогов все равно настоял на том, что хочет заказать именно у Шиллера.

    Пирогов начал часто захаживать к немцу якобы спрашивая, когда будут готовы шпоры, но на самом деле, чтобы ухаживать за женой Шиллера. Когда шпоры были готовы, поручик заказал оправу для кинжала. Ухаживания Пирогова за блондинкой возмущали флегматичного Шиллера, он пытался придумать, как избавиться от поручика. Пирогов же в кругу офицеров уже хвалился интрижкой с хорошенькой немкой.

    Как-то Пирогов пришел к немке тогда, когда Шиллера не было дома. Но только поручик начал целовать ножку женщины, как немец вернулся, а с ним его друзья – Гофман и Кунц. Все они были пьяны и тут же набросились на Пирогова. После случившегося поручик хотел было сразу пойти жаловаться на немцев к генералу, но зашел в кондитерскую и «вышел уже не в столь гневном положении» . К 9 часам поручик совсем успокоился и отправился на вечер, где отличился в мазурке.

    «О, не верьте этому Невскому проспекту!». «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него <…> и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде».

    Заключение

    В повести «Невский проспект» Гоголь использует литературный прием двойничества, который, прежде всего, применяется при изображении Невского проспекта: он одновременно существует в двух мирах: в реальном и в ирреальном, романтическом. Двойственно и изображение двух главных героев – Пискарева и Пирогова, а также историй, которые с ними случаются. Пирогов относится к жизни просто, поверхностно, ему не свойственно мечтать и идеализировать. Пискарев же живет в мире своих грез, приснившиеся события становятся для него словно частью реально произошедших.

    Тест по повести

    Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

    Рейтинг пересказа

    Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 2087.