Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Общая характеристика Насекомых
  • Власть заставляет людей умирать от голода или от холода, но мы национализируем недра и снизим тарифы втрое, - вадим рабинович Рабинович м ц пластическая анатомия челове
  • "В связи с чем": запятая нужна?
  • Православная молитва святой великомученице екатерине
  • Перевал Дятлова: что случилось на самом деле?
  • Воронцов михаил семенович Князь михаил павлович воронцов краткая биография
  • Идолы бэкона примеры в современном мире. Идолы рынка. Природа научного познания Опыт и эксперимент

    Идолы бэкона примеры в современном мире. Идолы рынка. Природа научного познания Опыт и эксперимент

    Сегодня просматривал материалы, которые собрал для диссертации. В частности наткнулся на конспект учения Френсиса Бэкона об идолах. Идол в философской традиции — это относительный и искаженный образ или принцип, которому ошибочно придается абсолютное значение. Это то, что часто встречается не только в философии, но и в религии. Чье-нибудь частное мнение или личный опыт возводятся в знак абсолюта. Такие идолы мешают нам познавать истину. Именно эти идолы (в христианстве они называются твердыни) ослепляют сердца людей. Невозможно получить свободу, не сокрушив эти идолы.

    Бэкон выделил четыре группы идолов: идолы рода, идолы пещеры, идолы рынка и идолы театра.

    1) Идолы рода находят основание в самой природе человека, в ее несовершенстве, поврежденности. Ум — неровное зеркало, «которое отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».

    Это по сути то, что говорил Павел: «Душевный человек не понимает того, что от Духа Божьего» . Невозрожденный или плотской человек не способен познавать духовные вещи. Сегодняшнее христианство полно невозрожденных или плотских людей. И зачастую эти люди занимают определенное положение в церкви и даже проповедуют с кафедры. Можно только представить, о чем они говорят. Рожденное от плоти есть плоть. Плоть не приемлет Креста. Религиозные люди называют Крест фанатизмом. Плоть строит «церковь» по образцу этого мира.

    2) Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека, прирожденные свойства каждого, особенности воспитания и окружающей среды — личная «пещера». Общая пораженность природы проявляется по разному.

    Любопытно наблюдать сколько разных человеческих традиций и преданий заполонили церковь. Этим традициям придают ранг абсолюта. Несогласие с ними приравнивается к бунту против Бога, хотя корень этих преданий зачастую в капризе одного человека, который просто оказался за кафедрой. Традиция выползла из его личной пещеры.

    3) Идолы рынка возникают из-за неправильного использования слов, что порождает их беспорядочное употребление и видет «людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям». «Необходимо определить понятия»!

    Христиане — эксперты по спорам о словах. Вот почему при беседе мне часто приходится говорить: «Давайте определимся с понятиями! Какой смысл вы вкладываете в эти слова?» Еще первые соборы зачастую были просто спорами о словах. С этой же проблемой я сталкиваюсь на форуме, где обсуждаются статьи с этого блога. Я думаю, большая часть путаницы вызвана просто неправильным использованием слов. Говоришь, что институциональная церковь препятствуют человеку познавать Бога, и религиозные люди считают, что ты вообще против церкви и призываешь к бесчинству и отшельничеству. И начинают доказывать, как важна Церковь, как будто кто-то сомневается, что Церковь важна. Говоришь о свободе, а слышат «бунт». Идолы рынка крайне сильны!

    4) Идолы театра — искажающее воздействие на человека ложных теорий и философских (в нашем случае религиозных) учение, которые мешают его движению к истине, «слепое преклонение перед авторитетами».

    Это, наверное, самая мощная твердыня! Вместо того, чтобы общаться с Богом и самим читать Писание, многие склонные изучать богословие. В самом богословии ничего плохого нет, плохо когда оно выходит на первый план. Плохо когда человек знает богословение, но не знает Бога. А сколько людей принимают все безоговорочно от своего любимого проповедника. И не дай Бог, усомнишься в этом проповеднике! «Не трожь помазанника!» И доходит до того, что люди и квартиры продают и деньги несут, ведь помазанник сказал. Такие люди просеивают все, что слышат, через сито богословия своей церкви. Однако Иоанн говорит, что у нас есть помазание, которое учит нас всему. И нет никакого оправдания, что христиане забывают об этом помазании и вместо этого живут авторитетами.

    Фрэнсис Бэкон Обоснование эмпиризмаУчение о «призраках» («идолах») разума
    Идолы рода
    Идолы пещеры
    Идолы площади (рынка)
    Идолы театра
    Природа научного познания
    Опыт как источник знания
    Опыт и эксперимент
    Знание – сила: опыты светоносные и плодоносные
    Индуктивная логика как орудие научного познания
    Таблицы сущности и присутствия
    Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем
    Таблицы степеней, или сравнений
    Modus tollendo ponens

    Фрэнсис Бэкон (1561-1626)

    Род. 22 января 1561 г.
    в Лондоне
    Учёба в Кэмбриджском
    университете (Тринитиколледж) (1573-1575)
    Служба в английском
    посольстве во Франции
    (1576-1579)
    Адвокатская практика
    (с 1579 г.)
    Член парламента (с 1584 г.)
    Генеральный прокурор
    (с 1613 г.)
    Лорд-хранитель печати
    (с 1617 г.)
    Лорд-канцлер (1618-1621)
    Ум. 9 апреля 1626 г.
    в Лондоне
    Кембридж
    Лондон
    Париж

    Фрэнсис Бэкон (1561-1626)

    Основные сочинения
    Опыты, или наставления
    нравственные и политические
    (1-е изд. – 1597, 2-е изд. – 1612, 3-е
    изд. –1625)
    О мудрости древних (1609)
    Л.-Ф. Рубийяк
    Бюст Фрэнсиса Бэкона
    (1751, Кембридж, Тринити-колледж)
    Великое восстановление наук
    О достоинстве и
    приумножении наук (1605)
    Новый Органон (1620)
    История ветров (1622)
    История жизни и смерти (1623)
    Новая Атлантида (1623-1624?)

    Учение о «призраках» («идолах») разума

    Идолы рода
    Идолы площади
    Есть четыре
    вида идолов,
    которые осаждают
    умы людей
    Идолы пещеры
    Идолы театра

    Ф. Бэкон.
    «Новый Органон».
    Идолы рода находят основание
    в самой природе человека,
    в племени или самом роде людей,
    ибо ложно утверждать, что
    чувства человека есть мера вещей.
    Наоборот, все восприятия
    как чувства, так и ума
    покоятся на аналогии человека,
    а не на аналогии мира.
    Ум человека уподобляется неровному
    зеркалу, которое, примешивая
    к природе вещей свою природу,
    отражает вещи в искривлённом
    и обезображенном виде.

    Учение об «идолах» разума Идолы рода

    Типичные примеры идолов рода:
    Стремление уподоблять природу человеку (как
    проявление общей установки объяснять неизвестное по
    аналогии с известным).
    Тенденция к упрощению, проявляющаяся в
    предположении, что в изучаемом объекте больше порядка
    и целесообразности, чем на самом деле.
    Склонность переоценивать значение неожиданных,
    необычных и удивительных явлений, отнюдь не
    обязательно репрезентативных.

    Ф. Бэкон.
    «Новый Органон».
    Идолы пещеры суть заблуждения
    отдельного человека. Ведь у каждого
    помимо ошибок, свойственных роду
    человеческому, есть своя особая пещера,
    которая ослабляет и искажает свет
    природы. Происходит это или от особых
    прирождённых свойств каждого,
    или от воспитания и бесед с другими,
    или от чтения книг и от авторитетов,
    перед какими кто преклоняется, или
    вследствие разницы во впечатлениях,
    зависящей от того, получают ли их души
    предвзятые и предрасположенные или
    же души хладнокровные и спокойные...

    Учение об «идолах» разума Идолы пещеры

    Типичные примеры идолов пещеры:
    Люди в большинстве своём склонны ценить выше то, во
    что ими вложено больше труда, или то, что им более
    привычно.
    Одни умы склонны придавать большее значение
    различиям в вещах, другие – сходству между ними.
    Одни больше интересуются частностями и
    подробностями, другие – общим и целым.
    Одни умы склонны к почитанию древности, другие
    увлечены любовью к новизне, но немногие могут
    соблюсти такую меру, чтобы и не отбрасывать то, что
    справедливо установлено древними, и не пренебречь тем,
    что верно предложено новыми.

    Ф. Бэкон.
    «Новый Органон».
    Существуют ещё идолы, которые
    происходят как бы в силу взаимной
    связанности и сообщества людей.
    Эти идолы мы называем, имея
    в виду порождающее их общение
    и сотоварищество людей,
    идолами площади.
    Люди объединяются речью.
    Слова же устанавливаются
    сообразно разумению толпы.
    Поэтому плохое и нелепое
    установление слов удивительным
    образом осаждает разум.

    Учение об «идолах» разума Идолы площади (рынка)

    Основные разновидности идолов площади:
    Поверхностный и искусственный характер различий,
    устанавливаемых обыденным словоупотреблением
    (неудачные имена для существующих вещей):
    словесное отождествление вещей, в основах своих различных
    (например, «земля» как одна из «четырёх субстанций»);
    словесное различение вещей, в основе своей идентичных
    (например, лёд, вода, пар).
    Возможность изобретения и употребления имён
    несуществующих вещей (например, «судьба»,
    «перводвигатель» и т.п.), вследствие чего разум
    втягивается в беспредметные, бессмысленные и
    бесплодные споры.

    Учение об «идолах» разума Идолы театра

    Ф. Бэкон.
    «Новый Органон».
    Существуют, наконец, идолы,
    которые вселились в души людей
    из разных догматов философии,
    а также из превратных
    законов доказательств.
    Их мы называем идолами театра,
    ибо мы считаем, что,
    сколько есть принятых или
    изобретённых философских систем,
    столько поставлено
    и сыграно комедий,
    представляющих вымышленные
    и искусственные миры.

    Ф. Бэкон.
    «Новый Органон».
    Два пути существуют и могут
    существовать для отыскания и
    открытия истины. Один воспаряет
    от ощущений и частностей к наиболее
    общим аксиомам и, идя от этих
    оснований и их непоколебимой
    истинности, обсуждает и открывает
    средние аксиомы. Этим путём и
    пользуются ныне. Другой же путь
    выводит аксиомы из ощущений и
    частностей, поднимаясь непрерывно и
    постепенно, пока наконец не приходит
    к наиболее общим аксиомам.
    Это путь истинный, но не испытанный.

    Природа научного познания Опыт как источник знания

    Ф. Бэкон.
    «Новый Органон».
    Оба эти пути исходят
    из ощущений и частностей
    и завершаются в высших общностях.
    Но различие их неизмеримо.
    Ибо один лишь бегло касается опыта
    и частностей, другой надлежащим
    образом задерживается на них.
    Один сразу же устанавливает некие
    общности, абстрактные и бесполезные,
    другой постепенно поднимается
    к тому, что действительно
    более сообразно природе.

    Природа научного познания Опыт как источник знания

    Ф. Бэкон.
    «Новый Органон».
    Никоим образом не может быть,
    чтобы аксиомы,
    установленные рассуждением,
    имели силу для открытия новых дел,
    ибо тонкость природы во много раз

    Но аксиомы, отвлечённые
    должным образом из частностей,
    в свою очередь легко
    указывают и определяют
    новые частности и таким путём
    делают науки действенными.

    Природа научного познания Опыт как источник знания

    Дедукция
    Индукция
    (лат., deductio, выведение) –
    процесс логического вывода,
    т.е. перехода по тем или иным
    правилам логики от некоторых
    данных положений (посылок)
    к их следствиям (заключениям).
    (лат., inductio, наведение) –
    форма мышления, посредством
    которой мысль наводится на
    общее правило, общее
    положение, присущее всем
    предметам какого-либо класса.
    Переход (умозаключение)
    от общего к частному
    Переход (умозаключение)
    от частного к общему

    Природа научного познания Опыт как источник знания

    Универсальная теория
    («наиболее общие аксиомы»)
    Дедукция
    Обобщение
    посредством
    неполной
    индукции
    Теория среднего уровня
    (возможная по
    причине неполноты
    первоначальной
    индукции)
    («средние аксиомы»)
    Дедуктивное
    объяснение
    фактов
    («воспарение»)
    Ф
    Ложный путь
    Коррекция
    универсальной
    теории
    А
    Коррекция
    теории
    среднего уровня
    («подгонка»
    под факты)
    К
    Т
    Ы

    Природа научного познания Опыт как источник знания

    Теории, полученные путём «подгонки»,
    не позволяют открывать новые факты
    и, следовательно, оказываются
    в научном плане бесполезными...
    ... ибо тонкость природы во много раз
    превосходит тонкость рассуждений.

    Природа научного познания Опыт как источник знания

    Истинный путь
    Универсальная теория
    («наиболее общие аксиомы»)
    X
    («средние аксиомы»)
    («средние аксиомы»)
    «Истинная
    индукция»
    Ф
    А
    К
    Т
    Ы
    Y
    X
    новых фактов
    Теория среднего уровня
    Дедукция
    Теория среднего уровня
    новых фактов
    Дедукция
    Обобщение
    теории
    «Истинная
    индукция»
    Ф
    А
    К
    Т
    Ы
    Y

    Природа научного познания Опыт и эксперимент

    Ф. Бэкон.
    «Новый Органон».
    Самое лучшее из всех доказательств
    есть опыт, если только он коренится в
    эксперименте. Ибо если он переносится
    и на другое, что считается сходным,
    и это перенесение не производится
    должным образом, то опыт становится
    обманчивым. Но тот способ пользования
    опытом, который люди теперь
    применяют, слеп и неразумен. И потому,
    что они бродят и блуждают без всякой
    верной дороги и руководствуются только
    теми вещами, которые попадаются
    навстречу, они обращаются ко многому,
    но мало подвигаются вперёд.

    Природа научного познания Опыты светоносные и плодоносные

    Подобно тому как и в гражданских делах
    дарование каждого, а также скрытый смысл души
    и страстей лучше обнаруживаются тогда, когда
    человек подвержен невзгодам, чем в другое
    время, таким же образом и скрытое в природе
    более открывается, когда оно подвергается
    воздействию механических искусств, чем тогда,
    когда оно идёт своим чередом. <…> Надежду же на
    дальнейшее движение наук вперёд только тогда
    можно хорошо обосновать, когда естественная
    история получит и соберёт многочисленные
    Ф. Бэкон.
    опыты, которые сами по себе не приносят пользы,
    «Новый Органон».
    но содействуют открытию причин и аксиом.
    Эти опыты мы обычно называем
    светоносными в отличие от плодоносных.

    Учение [Бэкона] об «идолах»

    http://philosophy.ru/library/bacon/idol.html

    Идолы же, которыми одержим дух, бывают либо приобретенными, либо врожденными. Приобретенные вселились в умы людей либо из мнений и учений философов, либо из превратных законов доказательств. Врожденные же присущи природе самого разума, который оказывается гораздо более склонным к заблуждениям, чем чувства. Действительно, как бы ни были люди самодовольны, впадая в восхищение и едва ли не преклонение перед человеческим духом, несомненно одно: подобно тому как неровное зеркало изменяет ход лучей от предметов сообразно своей собственной форме и сечению, так и разум, подвергаясь воздействию вещей через посредство чувств, при выработке и измышлении своих понятий грешит против верности тем, что сплетает и смешивает с природой вещей свою собственную природу.

    При этом первые два рода идолов искоренить трудно, а эти последние вовсе невозможно. Остается только одно: указать их, отметить и изобличить эту враждебную уму силу, чтобы не произошло так, что от уничтожения старых сразу пойдут новые побеги заблуждений в силу недостатков самой природы ума и в конечном итоге заблуждения будут не уничтожены...

    Первый вид мы обычно называем идолами рода , второй - идолами пещеры и третий - идолами площади . Существует еще и четвертая группа идолов, которые мы называем идолами театра , являющихся результатом неверных теорий или философских учений и ложных законов доказательства….

    Приведем следующий пример идолов рода : человеческий ум по своей природе скорее воспринимает положительное и действенное, чем отрицательное и недейственное, хотя по существу он должен был бы в равной мере воспринимать и то и другое. Поэтому на него производит гораздо более сильное впечатление, если факт хотя бы однажды имеет место, чем когда он зачастую отсутствует и имеет место противоположное. И это является источником всякого рода суеверий и предрассудков. Поэтому правильным был ответ того человека, который, глядя на висящие в храме изображения тех, кто, исполнив свои обеты, спасся от кораблекрушения, на вопрос о том, признает ли он теперь божественную силу Нептуна, спросил в свою очередь: «А где же изображения тех, которые, дав обет, тем не менее погибли?» Это же свойство человеческого ума лежит в основе и других суеверий, таких, как вера в астрологические предсказания, вещие сны, предзнаменования и т.н.

    Что же касается идолов пещеры , то они возникают из собственной духовной и телесной природы каждого человека, являясь также результатом воспитания, образа жизни и даже всех случайностей, которые могут происходить с отдельным человеком. Великолепным выражением этого типа идолов является образ пещеры у Платона. Ибо (оставляя в стороне всю изысканную тонкость этой метафоры) если бы кто-нибудь провел всю свою жизнь, начиная с раннего детства и до самого зрелого возраста, в какой-нибудь темной подземной пещере, а потом вдруг вышел наверх и его взору представился весь этот мир и небо, то нет никакого сомнения, что в сто сознании возникло бы множество самых удивительных и нелепейших фантастических представлений. Ну а у нас, хотя мы живом па земле и взираем на небо. души заключены в пещере нашего тела; так что они неизбежно воспринимают бесчисленное множество обманчивых и ложных образов; лишь редко и на какое-то короткое время выходят они из своей пещеры, не созерцая природу постоянно, как под открытым небом. С этим образом платоновой пещеры великолепно согласуется и знаменитое изречение Гераклита о том, что «люди ищут истину в своих микрокосмах, а не во Вселенной».

    Наиболее же тягостны идолы площади , проникающие в человеческий разум в результате молчаливого договора между людьми об установлении значения слов и имен. Ведь слова в большинстве случаев формируются исходя из уровня понимания простого народа и устанавливают такие различия между вещами, которые простой народ в состоянии понять; когда же ум более острый и более внимательный в наблюдении над миром хочет провести более тщательное деление вещей, слова поднимают шум, а то, что является лекарством от этой болезни (т.е. определения), в большинстве случаев не может помочь этому недугу, так как и сами определения состоят из слов, и слова рождают слова. И хотя мы считаем себя повелителями наших слов и легко сказать, что «нужно говорить, как простой народ, думать же, как думают мудрецы»; и хотя научная терминология, понятная только посвященным людям, может показаться удовлетворяющей этой цели; и хотя определения (о которых мы уже говорили), предпосылаемые изложению той или иной науки (по разумному примеру математиков), способны исправлять неверно понятое значение слов, однако все это оказывается недостаточным для того, чтобы помешать обманчивому и чуть ли не колдовскому характеру слова, способного всячески сбивать мысль с правильного пути, совершая некое насилие над интеллектом, и, подобно татарским лучникам, обратно направлять против интеллекта стрелы, пущенные им же самим.

    Существуют, наконец, идолы, которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств. Их мы называем идолами театра , ибо мы считаем, что, сколько есть принятых или изобретенных философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры. Мы говорим это не только о философских системах, которые существуют сейчас или существовали некогда, так как сказки такого рода могли бы быть сложены и составлены во множестве; ведь вообще у весьма различных ошибок бывают почти одни и те же причины. При этом мы разумеем здесь не только общие философские учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности.

    Идол пещеры

    Если идолы рода происходят от естественных недостатков человеческого разума, которые являются в большей или меньшей степени общими, то идолы пещеры также вызваны врожденными недостатками человеческого разума, но при этом носят более индивидуальный характер.

    Идолы пещеры - это идолы человека как индивида. Ибо каждый индивид кроме ошибок, порожденных природой человека как вида имеет свою индивидуальную пещеру или логово. Эта пещера преломляет и искажает свет природы, с одной стороны, потому, что каждому принадлежит определенная, собственная природа, и с другой стороны, оттого, что каждый получил различное воспитание, образование и имел свой определенный круг общения.

    Так же и потому, что каждый читал лишь определенные книги, почитал и обожал различные авторитеты, и, наконец, потому, что его впечатления были отличны от других, согласно тому, какое сознание они имели - предвзятое и полное предрассудков или же спокойное и уравновешенные, а также по другим причинам того же рода. Так же и собственно человеческий дух является весьма переменчивым, путанным, и как бы случайным. Каждый человек смотрит на мир как бы из собственной пещеры. «Незаметно страсти пятнают и портят разум». Избавиться от этого «идола» легче, чем от первого - коллективный опыт нивелирует индивидуальные отклонения.

    Идол рынка

    Его опасность кроется в опоре на коллективный опыт. Идол - это продукт общения людей, главным образом, речевого.

    "Существуют, однако, такие идолы, которые возникают путем взаимного общения. Их мы называем идолами рынка потому, что возникли они путем взаимной договоренности в обществе. Люди договариваются при помощи речи; слова определяются общим пониманием. Плохой и неправильный выбор слов значительно мешает и разуму. Эти помехи не могут исправить ни определения, ни объяснения.

    Слова просто насилуют разум и все приводят в смятение, а людей ведут к бесчисленным излишним спорам и идеям. Люди полагают, что их разум повелевает словами. Но они непроизвольно проникают в сознание.

    Вредно также и неверное словоупотребление. Принимая слова за вещи, люди ошибаются."

    Здесь его критика направлена против схоластов. Преодолеть идол можно, осознавая, что слова - это знаки вещей. Осознавая, что существуют единичные вещи - то есть нужно встать на позицию номинализма. Слова не репрезентируют реальность, а лишь обобщающую деятельность ума.

    Бэкон уделяет им большее внимание, но не находит эффективного способа их преодоления. Поэтому он и определяет идолы рынка как наиболее вредные.

    Идол театра

    Является продуктом коллективного опыта. Он проявляется в слепой вере человека в авторитеты, особенно в древние. Чем древнее, тем большую иллюзию вызывает данный авторитет.

    Как актеры на сцене, древние мыслители находятся в ореоле своей славы. Это результат «аберрации зрения». Следует понимать, что чем древнее мыслитель, тем его точка зрения наивнее, ибо знания того времени были гораздо меньше, чем знания современности.

    "Это идолы, которые переселились в человеческие мысли из различных философских учений. Называю их идолами театра, ибо все традиционные и до сих пор изобретенные философские системы являются, по моему мнению, как будто театральными играми, которые создали миры, вымышленные как будто в театре. Не говорю здесь ни о нынешних философиях и школах, ни о тех старых, потому что таких игр можно сложить и сообща вести еще очень много. Поэтому истинные причины ошибок, совершенно отличных друг от друга, являются более или менее почти одними и теми же". Михаленко Ю.П. Ф.Бэкон и его учение. М: "Наука" 1975, С.95-103

    Учение о методе эмпиризма и основные правила индуктивного метода

    Труды Бэкона характеризуются определенным подходом к методу человеческого познания и мышления. Исходным моментом в любой познавательной деятельности являются для него, прежде всего, чувства.

    Поэтому его часто называют основателем "эмпиризма" - направления, которое строит свои гносеологические посылки преимущественно на чувственном познании и опыте. Бэкон сам говорит по этому поводу: "Я не переоцениваю слишком непосредственное и собственно чувственное восприятие, но поступаю так, что чувства оценивают только эксперимент, а эксперимент сам говорит о вещах, ведь тонкость опыта далеко превосходит тонкость самих чувств, пожалуй и вооруженных исключительными приборами".

    Поэтому следует определять философию Бэкона как эмпирическую. Эмпирия - это опыт, опирающийся на эксперимент,- он является для него исходным пунктом нового научного метода, который характеризуется им самим как "наукой о лучшем и более совершенном употреблении разума при исследовании вещей и об истинных пособиях разума, который их познает для того, чтобы познающий разум возвысился (насколько это позволяют человеку существующие условия и его смертность) и чтобы ему хватило способности преодолеть то, что в природе является тяжело доступным и темным".

    Одной из главных заслуг Фрэнсиса Бэкона считается его разработка методологии, то есть учения о методе. Он создал новый метод, полностью противопоставляя его схоластике, которую он отвергает в силу ее бесплодности.

    Метод Бэкона - это эмпирико-индуктивное получение истинных обобщений из имеющегося опыта.

    По Бэкону, объектом познания является природа, задачей служит получение истинного знания, а цель знания - это господство над природой, метод же состоит в решении познавательных задач.

    Исходный пункт метода - это опыт. Одна из его крайностей - это слепота, огромная груда опытов и знаний. С другой стороны также не исключена возможность попасть в «паутину схоласта» - опыт должен быть дополнен рациональной организацией, а исследователю необходимо рациональное осмысление и переработка опытных знаний.

    Основным рабочим методом своей логики Бэкон считает индукцию. В ней он видит гарантию от недостатков не только в логике, но и во всем познании вообще.

    Охарактеризовывает он ее так: "Под индукцией я понимаю форму доказательства, которая присматривается к чувствам, стремится постичь естественный характер вещей, стремится к делам и почти с ними сливается".

    Индукция является истинным методом рационального осмысления - это непрерывное, без скачков тщательное обобщение от частного к общему.

    Бэкон отвергает ту индукцию, которая, как он говорит, осуществляется простым перечислением. Такая индукция "ведет к неопределенному заключению, она подвержена опасностям, которые ей угрожают со стороны противоположных случаев, если она обращает внимание лишь на то, что ей привычно, и не приходит ни к какому выводу". Поэтому он подчеркивает необходимость переработки или, точнее, разработки индуктивного метода: "Наукам нужны, однако, такие формы индукции, которые проведут анализ опыта и отличат друг от друга отдельные элементы и только потом, когда ответственно исключат и отвергнут, придут к убедительному выводу". Бэкон не приемлет распространение индукции через перечисление, так как при этом учитывается лишь то, что подтверждает факт, он считает, что необходимо учитывать "отрицательные инстанции", то есть факты, опровергающие наши обобщения, фальсифицирующие наши индуктивные обобщения. Лишь только тогда имеет место истинная индукция.

    Следует относиться к опытному знанию не так, как к результату пассивного знания, а нужно активно вмешиваться в изучаемый процесс, создавать искусственные условия, которые определят, какие обстоятельства ответственны за результат. Другими словами, нужен эксперимент, а не только наблюдение. "Если природа запирается и не выдает своих тайн, ее надо пытать".

    Во-вторых, условием истинной индукции является анализ. То есть "анатомирование" природы с целью раскрытия ее законов. С аналитической ориентацией мы уже сталкивались у Галилея. Но Бэкон идет не так далеко, как Галилей, он переходит не к количественным, а к качественным знаниям. По Бэкону, сочетание простых форм составляет глубинную сущность природных вещей. Тот, кто постиг ее, обладает естественной магией. Его качественный редукционизм имеет Аристотелевские корни, но не дотягивает до механистического редукционизма Галилея. Позиция качественной редукции сближает его с натурфилософами. Но все-таки в области метода Бэкон является родоначальником философии Нового времени.

    Анализ, по мнению Бэкона - лишь начальный этап индукции. На основе анализа нужно делать обобщения, ведущие к познанию причин. Существуют следующие таблицы для организации результатов:

    Таблица положительных инстанций

    Бэкон назвал ее таблицей сущности и присутствия. В ней "следует представить разуму обзор всех известных случаев, которые в этом естественному свойстве согласны, хотя их субстанции не являются подобными. Такой обзор должен быть произведен исторически, без излишних спекуляций или подробностей". Таблица дает относительно полное обозрение основных проявлений исследуемых свойств.

    Знаменитый английский мыслитель – один из первых крупных философов Нового времени, эпохи разума . Сам характер его учения сильно отличается от систем древних и средневековых мыслителей. У Бэкона нет и помину о знании, как чистом и вдохновенном стремлении к высшей истине. Он презирал Аристотеля и религиозную схоластику за то, что они подходили к философскому познанию с такой точки зрения. В соответствии с духом новой, рационально-потребительской эпохи для Бэкона характерно прежде всего стремление к господству над природой. Отсюда и его известный афоризм знание – сила .

    До того как целиком отдаться философии, Фрэнсис Бэкон был одним из виднейших чиновников английского королевского двора. Его общественная деятельность была отмечена крайней беспринципностью. Начав карьеру в парламенте как крайний оппозиционер, он вскоре превратился в верного лоялиста. Предав своего первоначального покровителя, Эссекса , Фрэнсис Бэкон стал лордом, членом тайного совета и хранителем государственной печати, но затем был уличён парламентом в крупных взятках. После скандального разбирательства его присудили к огромному штрафу в 40 тысяч фунтов и заключению в Тауэр. Король простил Бэкона, однако с политической карьерой ему всё же пришлось расстаться (подробнее - см. в статье Бэкон, Фрэнсис – краткая биография). В своих философских трудах Фрэнсис Бэкон провозглашал цель завоевания материального могущества с такой же беспощадной односторонностью и опасным пренебрежением к нравственным законам, с какими действовал в практической политике.

    Портрет Фрэнсиса Бэкона. Художник Франс Пурбус Младший, 1617

    Человечество, по мнению Бэкона, должно подчинить себе природу и господствовать над ней. (Эта цель, впрочем, одушевляет всю эпоху Возрождения .) Род людской двигался вперёд благодаря научным открытиям и изобретениям.

    Признавая гениальность многих древних философов, Бэкон утверждал, однако, что гений их ни к чему не послужил, так как был ложно направлен. Все они бескорыстно искали отвлечённые метафизические и моральные истины, не задумываясь о практических выгодах. Сам Бэкон думает, что «наука не должна сводиться к бесплодному удовлетворению праздного любопытства». Ей следует обратиться к широкой материально-производительной работе. В устремлениях и личности Бэкона исчерпывающе воплотился практический англосаксонский дух.

    «Новая Атлантида» Бэкона

    Фрэнсис Бэкон был проникнут мыслью о том, что развитие науки приведёт в будущем к наступлению золотого века. При почти несомненном атеизме он писал о предстоящих великих открытиях с приподнятым энтузиазмом религиозного пророка и относился к судьбе науки, как к своеобразной святыне. В своей неоконченной философской утопии «Новая Атлантида» Бэкон рисует счастливую, комфортную жизнь мудрого, небольшого народа островитян, которые систематически применяют в «доме Соломона» все ранее сделанные открытия для новых изобретений. У обитателей «Новой Атлантиды» есть паровая машина, воздушный шар, микрофон, телефон и даже вечный двигатель. Самыми яркими красками Бэкон изображает, как всё это улучшает, украшает и удлиняет человеческую жизнь. Мысль о возможных вредных последствиях «прогресса» даже не приходит ему в голову.

    Бэкон «Великое восстановление наук» – кратко

    Все главные книги Фрэнсиса Бэкона объединяются в одно гигантское произведение под названием «Великое восстановление наук» (или «Великое возрождение наук»). Автор ставит в нём перед собой три задачи: 1) обзор всех наук (с установлением и специальной роли философии), 2) развитие нового метода естествознания и, 3) его применение к единичному исследованию.

    Решению первой задачи посвящены сочинения Бэкона «О преуспеянии знания» и «О достоинстве и приумножении наук». Книга «О достоинстве и приумножении наук» составляет первую часть «Великого восстановления». Бэкон даёт в ней обзор человеческих знаний (globus intellectualis). По трем основным способностям души (памяти, воображению и рассудку) он разделяет все науки на три ветви: «историю» (опытные знания вообще, гуманитарные и естественные), поэзию и философию.

    Философия имеет три объекта: Бога, человека и природу. Однако познание Бога, по Фрэнсису Бэкону, недоступно человеческому уму и должно черпаться только из откровения. Науки, изучающие человека и природу – антропология и физика. Опытную физику Бэкон считает «матерью всех наук ». Метафизику (учение о первоначальных причинах вещей) он в число наук включает, но склонен смотреть на неё как на излишнее умозрение.

    Памятник Фрэнсису Бэкону в Лондоне