Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Общая характеристика Насекомых
  • Власть заставляет людей умирать от голода или от холода, но мы национализируем недра и снизим тарифы втрое, - вадим рабинович Рабинович м ц пластическая анатомия челове
  • "В связи с чем": запятая нужна?
  • Православная молитва святой великомученице екатерине
  • Перевал Дятлова: что случилось на самом деле?
  • Воронцов михаил семенович Князь михаил павлович воронцов краткая биография
  • Лупан методика раннего развития в домашних условиях. Развитие детей. Игры на ориентирование в пространстве

    Лупан методика раннего развития в домашних условиях. Развитие детей. Игры на ориентирование в пространстве

    Сесиль Лупан известна многим мамам, как мама-автор методики развития и , в которой она описывает индивидуальный подход к развитию своих дочерей. В своей биографии она указывает, что оставила карьеру актрисы, посвятив себя воспитанию детей. Возможно этот шаг у кого-то вызовет симпатию к автору, но признаться меня это не трогает. В статье я даю свою оценку пригодности подхода Сесиль.

    Начну с того, что эта статья не для экзальтированных родителей, которые использование любой методики раннего развития воспринимают за великое благо. Я в этом отношении придивчива. Мое мнение насчет подхода и автора однозначно — Сесиль в маразме ! (для ярых сторонников Сесиль поясняю: Сесиль с её крайне перегруженной программой просто не дала своим детям развиваться гармонично, как и многие другие родители, которые чрезмерно увлекались/ются различными методиками. Более подробно об этом с мнениями специалистов читайте в посте: ) Для того чтобы читатели могли сами оценить масштаб катастрофы и составить свое мнение относительно её подхода, я привожу в статье в сжатом виде нагрузку рекомендуемую Сесиль для малышей. Книга «Поверь в свое дитя» (предполагаю, что это единственный труд Сесиль который был опубликован), состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть содержит историю её знакомства с методиками развития, в том числе Домана, опыт Сесиль в грудничковом плавании, обучении чтению, письму. Вторая часть книги содержит сборник практических упражнений для занятий.

    Сесиль Лупан | Упражнения для занятий с малышами по возрастам

    • Интересный факт, сама Сесиль в книге пишет, что её дочь Галя, с которой она так тщательно занималась, начала самостоятельно читать в 4 года 7 месяцев! Возникает закономерный вопрос — стоило ли с полутора лет мучить себя, ребенка и всю семью.
    • Подход не предусматривает развитие мелкой моторики, сенсетивных навыков и обычных игр не на эрудицию (прятки, догонялки и т.п.).
    • Во время прочтения книги не уходит впечатление, что автор описывается факты само собой разумеющиеся и в большинстве своём применяет упражнения, которые рекомендованы педагогами при изучении указанных дисциплин в рамках традиционного образования . Например, чтение потешек, стихов рекомендуется в любом источнике. Изучение басен практикуется в школьной программе.
    • При прочтении книги, не следует путать понятия личный и индивидуальный. Потому что индивидуальности в подходе мало, а личных переживаний и эмоций очень много. Я бы не стала называть индивидуальностью сдвиг возрастных рамок в изучении большинства предлагаемых материалов.
    • Так как личный опыт (включая истории, эмоции и другие отступления) сложно поддается процессу формализования, то первая часть получилась несистемной, с дублирующейся информацией в разных ее частях. Вторая часть также далека от точности пособий, издаваемых специалистами с педагогическим образованием. Можно встретить в разных частях книги рекомендации о выполнении в разных возрастах для одного и того же упражнения.
    • Ценность книги «Поверь в свое дитя» заключается в том, что она содержит личный материнский опыт и возможно этим и заслуживает внимание мам;
    • Простой доступный всем мамам язык, без педагогических понятий и терминов;
    • Многообразие рекомендуемых упражнений.

    Свое отношение к подходу я обозначила еще в начале статьи. Надеюсь, её прочтение Вам позволило сформировать своё мнение, в этом и заключается мой посыл для читателей! Напоследок хочется привести к моей статье о методике Домана «Включайте головы и оставляйте амбиции. Дети — не игрушки. Если уж беретесь за обучение, то от желаний и интересов ребенка идите.»

    Навигация по записям

    Сесиль Лупан | развитие детей : 13 комментариев

    1. Татьяна

      прочитала уже несколько Ваших статей, и, почему-то, все оказались какими-то резко-негативными. я согласна, что любую методику нужно подвергнуть здравой критике, прежде, чем применять, а не следовать ей фанатично, но про маразм — это явный перебор. тем более, что Сесиль Лупан не предлагает ничего, что можно было бы охарактеризовать данным словом. я знакома с ее книгой, и книгами других авторов, которых вы так же чрезмерно (на мой взгляд) критикуете, и ее методика направлена на подчекнуто-гармоничное и всестороннее развитие, не выходя за рамки. сложилось впечатление, что вы ищите супер-методику и скачете от одного автора к другому, разочаровываясь в каждом из них. такой методики нет, потому что мы все разные, и дети все разные, и нам остается только искать подходящее нам в каждой из них и придумывать свое(чем вы вполне успешно и занимаетесь, ваши подробные описания выбранных и адаптированных упражнений очень интересны. и, кстати, Сесиль Лупан именно это и советует. ее практическая часть — это упражнения которые вы можете позаимствовать и доработать, а не взять ккнигу и методично прогонять по всем упражнениям своего ребенка с утра до ночи), однако то, что методики эти не подходят вам целиком, не делает их плохими. получается, что вы агитируете других даже и не пробовать. кажется, что у вас вообще негативное отношение к раннему развитию, но вы зачем-то этим занимаетесь. не очень понятно… статьи у вас довольно интересные, но через чур категоричные. и вообще сайт очень хороший, весь вечер сижу изучаю)))

      Вы теоретик, а без практики ваша теория ничто, а в жизни все не так как в книжках. Это как если бы я со своими педагогическими образованиями рассуждала о том, что вендоры, сертифицированные специалисты Microsoft по технологиям серверных баз данных до сих пор пытаются втюхать нашим корпоративным IT-шникам решения на базе FC хотя iSCSI уже затыкают его и по скорости и, уж тем более, по цене.))))

    2. Ангелина

      Знаете, у вас нет ни необходимого специального образования, ни достоверного мамского опыта что бы писать статьи на педагогико-психологические темы. Вот будет вашей дочке больше (хотя бы) 10 лет или появится еще как минимум один ребенок — вам самой будет странно и смешно читать некоторые свои статьи)) Вы молоды и самонадеянны, а по книгам детей не учат и не воспитывают. У вас (в плане учебно-воспитательных мероприятий) все еще очень впереди — и первый год жизни вашего ребенка покажется вам детским лепетом по сравнению с объёмом и глобальностью дальнейшего развития.
      Семью Никитиных, методику Зайцева вам тоже допустимо сказать МАРАЗМАТИКИ?? Ведь отголоски каждой из этих методик можно встретить у Лупан. Может свою методику разработаете, а мы по полочкам разберем???

    3. Ангелина

      Уважаемый автор этой статьи!
      У меня сложилось так же четкое ощущение, что это вы в маразме. Отбиваете у интересующихся мамочек даже шанс ознакомиться с методикой Лупан, исходя из вашего понимания: современные педагоги-наваторы также маразматичны (например Шичида, Ибука и др). потому как закладка и развитие нейронных связей позволяющих мозгу быть гибким и объёмным происходит в большей степени в ограниченный для продуктивности период — детство до 5-7 лет, а раннее развитие ВСЕСТОРОННЕЕ как раз и способствует этому процессу. А про «накачивание энциклопедическими знаниями» очень рекомендую ознакомиться с работами Шичиды и вы сможете углубить свои знания в подобных вопросах. Ваш опыт (по всей видимости) все-таки не даёт вам право писать статью с громким разбором методики с основным напором на отрицание поскольку вы выкладываете свои мысли в «общаг» доступности материалов. Лишь параллельный сравнительный анализ может хоть как-то дать право на жизнь вашему подобному творчеству.
      С уважением

    4. Ирина Снаткина

      Интересно, эта книга в моем обширном списке книг к прочтению. Возможно, и до нее дойдет время и я смогу составить собственное мнение. А вообще я такие книги воспринимаю как источник интересных идей и игр с ребенком, но не как строгую систему и руководство к действию. А многие вещи делаются интуитивно: пение песенок и потешек, показывание картинок в книжках и их описание, совместная деятельность с мамой (по-моему, участие в обычных бытовых делах родителей, пусть и в роли наблюдателя поначалу, это вообще лучший способ развития ребенка)))) и прочее.

    5. Маруся

      Спасибо за такое подробное описание! Не сталкивалась с этой книжицей, и уже по всей видимости не столкнусь;)

    6. Ирина

      Я не читала книгу. И в вашем изложении она не выглядит такой уж катастрофой. К тому же надо учитывать что она несколько устарела. И возможно пару десятков лет назад не принято было вообще заниматься с детьми так как сейчас, или хотя бы вполовину.
      То что я увидела в методике Сесиль — это просто хорошо структурированное описание тех действий, которые каждый родитель совершает со своим ребенком. Просто она это рассортировала по предметам. Все мы показываем деревья, рассказываем истории, животных. Только мы не задумываемся идя в зоопарк, что у нас сейчас урок биологии. Или когда учим младенца частям тела, что у нас урок анатомии и т.д.
      А книжки я тоже хочу сделать, в видео про обучение чтению от Умницы тоже про них рассказывают.
      А про дуть в лицо это вы выделили или Сесиль? Мы тож дуем до сих пор.

    Популярность методики воспитания детей Сесиль Лупан среди родителей объясняется тем, что она написана простым доступным языком, подкупает душевностью автора, живыми примерами, искренней верой в эффективность раннего развития детей.

    Рано или поздно в руки родителей, интересующихся методиками раннего развития детей, попадает книга французской актрисы Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя».

    Она вызывает неоднозначные отзывы: кто-то с энтузиазмом начинает воплощать советы Лупан в жизнь на собственном ребенке, а кто-то находит «тысячу и один» изъян в предложенной методике обучения и воспитания детей.

    Попробуем разобраться кто из них прав, используя современный инструмент познания человека, который дается на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

    Сесиль Лупан родилась в 1955 году в Бельгии, получила профессию актрисы и успешно выступала на бельгийской сцене. В 1981 году она отправилась вслед за мужем в Америку вместе с грудной дочерью на руках. Там она познакомилась и опробовала ее на своих детях. По сути, методика Лупан - это то, что ей удалось осуществить на практике, доработать, используя метод Домана.

    Сесиль объясняет личный неподдельный интерес к раннему развитию тем, что ей хотелось, чтобы ее дочки выросли физически здоровыми и интеллектуально развитыми. Кроме того, она помнила о своем горьком опыте: «Я оказалась последней в классе по успеваемости, так как… испытывала затруднения при чтении». Родители подключили психолога, сами стали уделять ей больше времени и в итоге Лупан преодолела школьные трудности. А какая мама не желает защитить детей от сложностей, которые выпали на ее долю?

    Сесиль всем сердцем любит дочек и приходит к мысли: «Если я могу дать человеку жизнь, почему самая большая радость приобщения моего ребенка к миру знаний должна достаться другим (которые, безусловно, гораздо меньше, чем я, ее почувствуют)?»

    Лупан самозабвенно погружается в воспитание детей. Результат ее наблюдений за малышками, их результаты в освоении разработанных Сесиль программ обучения логике, счету, чтению, плаванию она описала в своей книге.

    Популярность методики Сесиль Лупан среди родителей объясняется тем, что она написана простым доступным языком, подкупает душевностью автора, живыми примерами, искренней верой в эффективность раннего развития детей.

    Основные постулаты методики

    Книга Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя» состоит из двух частей: «Жизнь в семье - самое увлекательное из приключений» и «Практическое руководство». В ней подробно рассматривается развитие малышей в первый год жизни, физическое развитие детей, методика обучения чтению, логике, счету, науке и искусству. При этом, в отличие от методики Глена Домана, здесь уделяется большое внимание индивидуальным особенностям ребенка, его душе и сердцу.

    1. Поддерживать возникающий интерес ребенка.

    2. Заниматься с рождения плаванием, «проныриванием».

    3. Каждый день петь ребенку песенки, гулять, делать массаж, гимнастику, вместе смотреть книжки с картинками, обучающие карточки.

    4. Уделять огромное внимание физическому развитию малыша в первый год его жизни, что будет способствовать в будущем высокому уровню развития его интеллекта.

    Сесиль Лупан. Что родители должны знать о ребенке?

    Ребенок должен видеть интерес взрослого к нему и его желание к совместным занятиям. При этом «необходимо почаще предоставлять ребенка самому себе и позволять ему самостоятельно заниматься делами».

    Но уж если родители находятся с детьми, то должны использовать с максимальной пользой время, проводить его ярко, эмоционально, насыщенно. Они должны поощрять любые усилия детей, радоваться любым их успехам. Поддерживать детскую любознательность новизной, не проверять своего ребенка.

    Сесиль Лупан убеждена, что ребенок больше всего любит учиться «даже больше, чем есть конфеты». Однако для детей учение - это игра. Для того чтобы интерес к обучению не угас, нужно вовремя прекращать игру, прежде чем ребенок устанет от нее.

    Важно, чтобы малыш оставался «не докормлен» и уходил из-за «стола знаний» с ощущением «голода», чтобы ему хотелось «еще».

    У детей нужно воспитывать уверенность в собственных силах, для этого не нужно форсировать события (развивать у ребенка то, что еще не созрело) и обязательно заканчивать занятия с малышом тем элементом, который ему хорошо удается.

    Главный совет, который дает Сесиль Лупан родителям, чтобы открыть для себя как можно раньше удивительный мир детства своего ребенка, - это видеть в нем личность.

    «Тот, кто с самого рождения своего младенца смотрит на него как на уже сложившееся человеческое существо, а не как на личинку, много и четко разговаривает с ним, знакомит его с окружающим миром, объясняет все, что случайно проходит перед его взором; тот, кто относится к своему ребенку с уважением, поощряет его малейшее усилие, радуется самым незначительным успехам, побуждает малыша задавать вопросы и с энтузиазмом отвечает на них, - такой человек уже сделал главное. Очень важно понять это, прежде чем идти дальше…»

    Системное заключение

    Методика Сесиль Лупан - попытка индивидуализировать методику Глена Домана для своих дочек. Ее практическое руководство, разработанные приемы обучения и развития детей от рождения до школы чтению, логике, счету, истории, искусству интересны в качестве изучения родительского опыта.

    Между тем сама Сесиль говорит о том, что ее книга всего лишь рекомендации, а не точная инструкция к действию. Каждый родитель должен сам выбрать те методы, которые он будет использовать при воспитании собственного чада, учитывая его индивидуальные особенности.

    Если убрать главы про плавание в младенческом возрасте, то, по большому счету, советы Сесиль мало чем отличаются от рекомендаций советских педагогов о воспитании дошкольников.

    Следует иметь в виду, что Сесиль Лупан - развитая (о чем свидетельствует и ее профессия актрисы), поэтому она воспринимает процесс воспитания ребенка через призму собственных желаний, потребностей. Так, большое внимание уделяется развитию гибкости у малыша. Однако не все дети от рождения обладают подобными свойствами, чтобы их развивать. Развивать то, чего нет от природы, - большое заблуждение.

    К примеру, не наделены подвижностью, грациозностью, гибкостью, зато они усидчивы, старательны, основательны.

    В методике Лупан достаточно много упражнений, направленных на развитие тактильного восприятия и зрения, что тоже подходит не для всех детей. Это , наделенные чувствительной и нежной кожей, радуются новым тактильным ощущениям, поглаживаниям, массажам, а анальные любят различные «обнимашки». Зрительные малыши получают удовольствие от красивых картинок, красивых вещей, которые их окружают. Для развития врожденных свойств им важны яркие краски и новые впечатления. Звуковые же дети останутся равнодушны к подобным занятиям на развитие зрительного восприятия, для них значимо совсем другое.

    Верным постулатом в данной методике является понимание Лупан значимости воздействия на ребенка через нехватку. Мы все стремимся наполнить наши нехватки. Правильное развитие ребенка включает в себя правильное формирование у него нехваток. Например, читая книгу анально-зрительному ребенку, родители как бы случайно отвлекаются (важные срочные дела), не дочитывают ее до конца, тем самым формируя у него желание самому научиться читать и дочитывать интересные истории самостоятельно.

    Болевыми точками методики Сесиль является то, что она не имеет точных знаний для того, чтобы дифференцировать детей по их врожденным особенностям. Она полагается на свою наблюдательность, которая, как известно, не всегда работает и, более того, у некоторых мам ее вовсе нет.

    Кроме того, очень часто родители, выбирая раннее развитие ребенка, ставят перед собой цели «воспитать не быдло», «вложить по максимуму знания в раннем возрасте, чтобы обеспечить успех в будущем», «воплотить свои мечты в жизнь». Сам же ребенок, его желания, его потребности остаются при этом на заднем плане.

    Выбор методики раннего развития, содержание и частота упражнений - все это отдается на откуп родителям. А они только догадываются об особенностях ребенка, действуют на ощупь в таком серьезном деле как воспитание. Гадают на кофейной гуще. Играют в рулетку с судьбой собственного чада.

    Верно заметил Жак Дежарден: «Вы учите не тому, что вы сами знаете, - вы учите тому, что вы сами собой представляете».

    Необходимо отметить, что, как и в большинстве методик раннего развития, в методике Сесиль Лупан не делается акцент на социализацию как главную задачу дошкольников. Если посмотреть на режим для дочек Сесиль, очевидно, что три часа в день, начиная с четвертого года жизни, слишком мало для пребывания ребенка в детском саду. Малыш не успевает за это время проранжироваться в детском коллективе, т. е. понять свое место в обществе, свою роль, свою ценность, не участвует в стихийных детских играх, где проигрываются различные социальные роли.

    Таким образом, перекос в сторону интеллектуального развития негативно сказывается на выработке социальных навыков общения, опыта взаимодействия в коллективе. В итоге мы получаем одаренного ребенка с широким кругозором, умеющего читать, писать, считать, плавать, но не умеющего выстраивать отношения со сверстниками.

    Нередко юный вундеркинд, наслушавшись педагогов и родителей, смотрит на других детей свысока, что не способствует его принятию в коллектив. Участь изгоя, интеллектуального неадаптанта - вот о чем забывают порой родители! - та крайность, которая может стать реальностью, если в приоритете воспитания маленького ребенка будет лежать не социализация как насущная задача данного возраста, а развитие интеллектуальных способностей.

    Итак, когда речь идет о методике раннего развития Сесиль Лупан, то нужно быть осторожными. И дело не в том, что надо «сохранить малюткам детство», не в том, что дочери Сесиль не стали нобелевскими лауреатами, а в том, чтобы уметь отделить зерна от плевел.

    Родителям, во-первых, необходимо понимать врожденные особенности своего ребенка, чтобы выбрать содержание нужных ему упражнений, чтобы не пытаться «вылепить» из утки орла - все равно, как известно, вырастет несчастная утка.

    Использовать конкретные упражнения из методики Сесиль можно эффективно, если знать врожденные свойства своего ребенка. Тогда вы не будете греметь кастрюлями над звуковым ребенком, «развивая его слух» (он любит тишину), не будете фактором новизны пугать анального ребенка, как и не давать ему доделать до конца начатое дело (анальные люди обладают ригидной психикой, трудно приспосабливаются к переменам, все новое вызывает у них стресс).

    Каждый ребенок, безусловно, индивидуальность и заслуживает индивидуального подхода. И лучше действовать не наобум и не слепо копируя чужой (пусть и успешный опыт) а основываясь на данных современной психологии.

    Во-вторых, родители должны знать актуальные задачи для каждого этапа взросления ребенка. Всему свое время, и важно не опоздать, вовремя создавать условия для удовлетворения насущных потребностей детей.

    Общение со взрослыми решает многие задачи, особенно благотворно сказывается на умственных способностях ребенка, обогащает словарный запас, позволяет раньше научиться читать, развивает логику, дает знания об окружающем мире, но более важно в возрасте от трех лет общение со сверстниками.

    Только понимание природных свойств ребенка, умение правильно формировать нехватки для развития малыша, знание возрастных особенностей и задач поможет родителям вырастить его Человеком, причем Счастливым.

    Корректор: Галина Ржанникова

    Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

    Сесиль Лупан - педагог, мать двоих детей. Она стала еще одним доказательством того, что раннее развитие ребенка - это не пустой звук. На примере собственных детей Сесиль доказала, что такое воспитание дает исключительно положительные результаты и влияет не только на умственное и физическое развитие ребенка, но и на отношения между матерью и детьми.

    Педагоги-новаторы - в большинстве своем люди по-хорошему одержимые своими идеями. Сесиль Лупан - одна из Них. О своем опыте педагогического новаторства Сесиль написала книгу «Поверь в свое дитя» , ставшую вскоре… нет, не бестселлером. Эта книга стала Эталоном настоящего педагогического откровения. Это огромная (полмиллиона знаков) Исповедь.

    С необыкновенной скрупулезностью, чуть ли не по часам Сесиль рассказывает о своем восхождении к простой и великой истине: просвещение детей - это Обязанность, возложенная Создателем на родителей, и - одновременно - дарованное Им высшее родительское Счастье.

    Успешная бельгийская актриса Сесиль Бран в 25 выходит замуж и рожает первую дочь. По приглашению американских коллег она с трехмесячной дочкой в «кенгурушке» приезжает в Штаты преподавать актерское мастерство.

    Судьба сводит ее с создателем одной из первых систем раннего обучения - она посещает его семинар и проникается его идеями. Приехав домой, пытается учить восьмимесячную дочку «по Доману» и… ничего не получается. Сесиль извлекает уроки из поражения и создает свою собственную систему раннего развития детей, которую успешно испытывает на своих дочерях. Испытания тщательно документируются. Свои дневники, которые Сесиль вела, пока учила дочерей, она позже превратит в книгу.

    В своей книге «Поверь в свое дитя», Сесиль Лупан утверждает, что ребенку не нужна лишняя забота и опека. Развитию малыша и укреплению отношений в семье способствует интерес, заинтересованность родителей в собственном ребенке. Так как только родители способны в полной мере быть заинтересованными в своем чаде, Сесиль утверждает, что именно они должны стать первыми педагогами для своего малыша.

    Сущность методики Лупан

    За основу своей теории Сесиль Лупан взяла теорию . Однако впоследствии, эта теория несколько видоизменилась.

    Основным предложением Сесиль Лупан является отказ от ежедневного расписания . Педагог утверждает, что это ограничивает деятельность ребенка, а значит и негативно влияет на заинтересованность малыша в учебе. Вместо распорядка дня Сесиль предлагает составлять расписание на неделю, в котором будет указано все то, что вы бы хотели успеть за неделю, неважно в какой день конкретно. Таким образом, вы никогда не забудете о задуманном, но в то же время не будете находиться в рамках распорядка. Вы сможете смело изменять дневной план, заниматься другой деятельностью, а не той, которую запланировали.

    Принципы раннего обучения по Сесиль Лупан:

    1. Не зацикливайтесь на обучении. Кроме познавательной деятельности день ребенка должен быть полон обычного общения с вами, играми и другой занимательной деятельностью. Самое важно для вас должно быть не умственное развитие малыша, а его отношение к вам.

    2. Планируйте занятия. Ребенок не должен сидеть и ждать, пока вы подготовитесь к тому или иному уроку, поэтому каждое занятие должно быть составлено так, чтобы его можно было провести в любом месте и в любое время. Самое главное, чтобы ребенку был интересен урок. Как только вы чувствуете, что этот интерес угасает - прекращайте занятие и заменяйте его на что-то другое.

    3. Стимулируйте детские занятия творчеством.

    4. Способствуйте любопытству малыша. Очень часто нам надоедает отвечать на бесконечные детские «почему?» и «зачем?». Однако ни в коем случае нельзя игнорировать такие вопросы. Наоборот, любопытство ребенка, его любознательность и стремление разобраться в строении мира, должно быть для вас настоящей радостью.

    5. Воспитывайте ребенка толерантным и терпимым человеком. Он должен считаться с мнением других людей и уважать его.

    6. Чем бы вы ни занимались - делайте это в форме игры. Обучение чтению, математике и любым другим умениям в игровой форме гораздо веселее и доступнее малышам, чем обычное занятие.

    Основная мысль, которую стремиться донести Сесиль Лупан до всех родителей - уделяйте своим детям как можно больше внимания. Ребенок должен чувствовать себя любимым и ни на мгновение не сомневаться в этом. Поэтому не бойтесь переборщить с объятиями и поцелуями, не старайтесь подстроить ребенка под собственные стереотипы. Когда малыш будет чувствовать, что его принимают таким, какой он есть, он будет гораздо быстрее и успешнее обучаться и развиваться.

    Придерживаясь этих принципов, Сесиль Лупан разработала методику со своими собственными играми и упражнениями для детей, которые и описала в книге «Поверь в своё дитя».

    Ведущие тезисы её работы:

    1. Малышам не нужна излишняя опека, им нужен неподдельный интерес. Повышенное опекание ребёнка лишь вредит его развитию, отключает творчество и мешает формированию самостоятельности.
    2. Все дети – разные. В этом Сесиль Лупан убедилась на примере двух своих, совершенно разных, дочерей. Поэтому не следует выполнять ВСЕ упражнения из её книги, если что-то не вызывает интерес конкретно у вашего малыша. Выбирайте то, что подходит именно вам.
    3. Главный принцип воспитания счастливого ребёнка – это любовь. Никакой метод не сработает, если маленький человек не будет уверен в том, что его любят и ценят. Объятия, поцелуи и похвала также развивают крох, как и обучающие занятия.

    Методика раннего развития Сесиль Лупан затрагивает многие области: историю, музыку, географию, искусство, письмо, логику, счёт, иностранные языки и даже плавание.

    Отличия от методики Домана

    Несмотря на то, что истоки системы Сесиль Лупан именно в методике американского врача, она имеет ряд отличий:

    • нет строгих возрастных рамок и графиков развития, используется метод следования за ребёнком;
    • развиваются врождённые склонности, а не навязываются интересы извне;
    • родитель учит ребёнка не собирать информацию («это стул»), а обрабатывать её («это стул, на нём сидят, стул делают из дерева, а ещё из железа» и т.д.);
    • учиться должно быть интересно и радостно как детям, так и их родителям.

    Примеры занятий с детьми до 1 года по Сесиль Лупан

    Воспитание малыша до года базируется на решении 4-ёх задач:

    1. Стимуляция 5 органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).
    2. Развитие двигательной активности.
    3. Обретение ребёнком положительного восприятия себя и окружающих.
    4. Закладывание основ языка.

    Все упражнения опираются на принцип от простого к сложному (методика поэтапного обучения).

    Какие же конкретные игры предлагает Сесиль?

    Например, для развития зрения полезно строить разные гримасы при общении с малышом. Хорошей тренировкой для маленьких глазок будет фокусирование на цветных объектах внутри кроватки: мобиль, специальные картинки (они же иллюстрированные карточки Сесиль Лупан).

    Слух отлично развивается благодаря материнскому пению и включению музыкальных произведений для прослушивания. Даже самый маленький ребёнок способен воспринимать красоту классической музыки.

    Для улучшения осязательных ощущений Лупан советует заворачивать деток в различные материалы (шерсть, бархат, шёлк и т.д.). А также массаж и поглаживания различными предметами: пёрышком, губкой, кисточкой.

    Для самостоятельной игры ребёнку предлагаются игрушки и вещи из домашнего обихода, выполненные из различных, желательно натуральных, материалов: деревянная ложка, металлический колокольчик, старый журнал и т.д. Не давайте малышу больше 3 предметов за раз и меняйте всякий раз, как старый набор наскучивает ребёнку.

    Важно выполнять специальную гимнастику для укрепления всего тела малыша. А от манежа желательно отказаться совсем, ведь он ограничивает физическую активность.

    Чтобы пополнять пассивный словарный запас малыша, важно как можно больше с ним разговаривать, озвучивать все ваши действия, во время массажа акцентировать внимание на названиях частей тела. Полезно придумывать различные истории с участием всех вещей из обихода и малыша.

    Игры и упражнения для детей старше года

    Помимо игр важно соблюдать несколько ключевых правил в общении с ребёнком:

    • общаться с малышом следует как можно больше, живая речь должна сопровождать ребёнка в течение всего дня;
    • не стоит ограничивать кроху в свободном перемещении по дому, помните лишь о безопасности малыша;
    • поощряйте любознательность ребёнка.

    Для развития двигательной активности Сесиль советует:

    • долгие пешие прогулки,
    • обучение прыжкам и бегу,
    • после двух лет можно учить ребёнка ритмическим танцам,
    • а также любым другим видам спорта: коньки, верховая езда, лыжи.

    Речь развивается с помощью:

    • чтения стишков и потешек,
    • проработки слогов,
    • изучения мифов, басен и сказок,
    • походов в детский театр (или организации домашнего театра),
    • совместного изучения книг.

    Счёт можно объяснять малышу в ежедневных ритуалах: при кормлении считать ложки, во время одевания – пуговицы и кнопки. А цифры Сесиль Лупан предлагает вводить лишь после отличного изучения счёта.

    После этого можно переходить к изучению времени и мерам.

    О плюсах и минусах методики

    У методики Сесиль Лупан, как и у любой другой, есть свои достоинства и недостатки.

    • внимательные читатели книги отметили, что Галя, одна из дочерей Лупан, научилась читать лишь в 4 года, то есть, методика себя не оправдала даже в семье автора системы;
    • в книге не описаны упражнения на развитие мелкой моторики;
    • не даются подвижные игры для малышей;
    • многое, описанное в книге, интуитивно понятно родителям и без изучения методики: пение колыбельных, чтение потешек и пр.;
    • в книге слишком большое внимание уделено личным эмоциям Сесиль, которые она иногда выдаёт за индивидуальный подход к детям.
    • чужой личный опыт часто бывает полезен для неопытных мам;
    • Лупан в своей методике обращена к обычным матерям, без педагогического образования, поэтому её система, лишённая сложной терминологии, понятна любым родителям;
    • список упражнений, предложенных автором, действительно велик.

    Когда в семье появляется малыш, практически перед всеми родителями со всей остротой встает вопрос о способах и методах воспитания и развития ребенка. Какую методику раннего развития детей выбрать? А может лучше "не торопить события"? Ответить на эти вопросы могут только сами родители, которым предстоит решить, будут ли они разрабатывать собственные методы воспитания ребенка или воспользуются одной из уже апробированных методик, например, методикой Сесиль Лупан.

    Когда в семье появляется малыш, практически перед всеми родителями со всей остротой встает вопрос о способах и методах воспитания и развития ребенка. Какую методику раннего развития детей выбрать? Как ее адаптировать под особенности своего ребенка? Да и вообще, нужны ли такие методики? Может лучше "не торопить события", и довериться собственной интуиции? Ответить на все эти вопросы могут только сами родители, которым предстоит решить, будут ли они разрабатывать собственные методы воспитания и развития ребенка или воспользуются одной из уже апробированных методик, например, методикой Сесиль Лупан.

    Кстати, среди развивающих методик система воспитания и развития, разработанная Сесиль Лупан, занимает особое место. А вот почему, Вы узнаете из этой статьи.

    Несколько слов о Сесиль Лупан

    В 1955 году в Монсе (Бельгия) в семье Браи родилась девочка, которую назвали Сесиль. После окончания школы повзрослевшая Сесиль получила профессию актрисы, и с головой окунулась в водоворот театральной жизни. Она вышла замуж и сменила фамилию, став Сесиль Лупан . В 1982 году, после рождения первой, а затем и второй дочери (1983 год). Сесиль поняла, что счастье детей намного важнее карьеры, и посвятила свою жизнь воспитанию своих детей.

    Как и многие другие молодые мамы, Сесиль мечтала дать своим детям только все самое лучшее, в том числе и лучшее воспитание. Причем заняться развитием детей она решила с самого раннего возраста. Ознакомившись с несколькими, известными на тот момент методиками развития детей, она остановила свой выбор на системе Гленна Домана, которая привлекала внимание своими прогрессивными взглядами на развитие детского мозга и нетрадиционным подходом к построению обучающей программы.

    Применяя методику Гленна Домана к своим дочерям, Сесиль обратила внимание на то, что она не настолько эффективна, как утверждает автор программы. Поэтому молодая мать приняла решение создать собственную методику на основе обучающей программы Гленна Домана, с учетом особенностей и интересов своих детей.

    В результате такой самодеятельности молодой бельгийской актрисы коллекция методик раннего развития детей пополнилась еще одной эффективной программой, которая подробно описана в книге Сесиль Лупан "Поверь в свое дитя". Сегодня автор этой книги охотно делится секретами успешного развития детей, основанными на собственном опыте, и принимает участие в различных теле- и радиопередачах, посвященных воспитанию детей.

    Особенности методики Сесиль Лупан


    Как уже упоминалось выше в основу методики Сесиль Лупан легла обучающая программа Гленна Домана, но с одним существенным различием. Если Гленн Доман за основу брал показатели среднестатистических детей, то Сесиль Лупан ориентировалась исключительно на потребности и интересы своих детей. Другими словами, Сесиль Лупан уверена, что ребенок сам должен "сообщить" о желании приступить к тем или иным занятиям. Поэтому основной упор методика Сесиль Лупан делает на эмоциональное состояние и индивидуальные особенности ребенка. Главное, не просто "забивать" голову малыша знаниями, а развивать его природные таланты.

    Программа обучения детей Сесиль Лупан включает в себя занятия, направленные на стимулирование всех органов чувств ребенка: осязания, обоняния, слуха, вкуса и зрения. Малыш должен иметь возможность познакомиться с миром на ощупь, по запаху, звуку и т.д. Например, если ребенок потянулся к ковру, то нужно показать ему разницу между пушистым мехом и шелком или другим материалом. Если малыш заинтересовался звуками, то можно погреметь кастрюлями, стаканами, погремушками, и позволить ему сравнить все услышанные звуки.

    Программа обучения Сесиль Лупан охватывает практически все области знаний, необходимые для полноценного развития малышей и дошкольников:

    • искусство (рисование, музыка);
    • логика, счет;
    • развитие речи;
    • письмо, чтение;
    • история, география, иностранные языки и т.д.

    Особое внимание уделяется обучению плаванию новорожденных (по методике Клэр Тимерманс) и физическому развитию детей. Исходя из собственного опыта Сесиль вывела формулу максимально эффективного развития интеллектуальных показателей ребенка: чем больше времени родители будут уделять физическому воспитанию (помимо плавания сюда входят массаж, динамическая гимнастика и физкультура), тем быстрее происходит формирование и созревание коры головного мозга.

    Как проходят занятия по методике Сесиль Лупан


    Занятия по методике Сесиль Лупан – это короткие насыщенные уроки в игровой форме, которые длятся до тех пор, пока ребенок проявляет интерес в происходящему. Как только родители заметили снижение интереса, занятия мгновенно прерываются. Главное, чтобы ребенку было весело и интересно заниматься.

    Построение графика уроков должно основываться исключительно на интересе ребенка. Например, если ребенок в данный момент с особым интересом изучает пластмассовую куклу, то можно показать ему деревянные, гладкие или пушистые игрушки.

    Во время занятий необходимо не просто показывать карточки с изображениями (по методике Гленна Домана), а учить ребенка анализировать и систематизировать информацию. Например, не просто показать картинки с изображением скрипки и рояля, а дать понять, что данные предметы принадлежат к одной группе.

    Сесиль Лупан убеждена, что ребенок лучше воспринимает информацию, если она сопровождается или преподносится в виде шутливых песенок или сказок. Поэтому показ картинок сопровождается интересными историями, сказками и песнями.

    Кроме того, ребенку постоянно необходимо рассказывать об окружающем мире, не беспокоясь о том, что он чего-то может не понять в силу возраста. Сесиль Лупан уверяет, что знание всегда предшествует пониманию.

    Недостатки методики Сесиль Лупан

    Несмотря на задекларированный Сесиль Лупан индивидуальный подход к развитию и воспитанию ребенка, ее методика имеет существенные недостатки. К таким можно отнести:

    • отсутствие общения со сверстниками – как и Гленн Доман, Сесиль Лупан предлагает построить воспитание ребенка исключительно на связке ребенок-родители;
    • большая нагрузка для матери – поскольку Сесиль Лупан уверена, что материнство это ежеминутный труд, ее методика предусматривает, что мать должна уделять ребенку практически все свое время.