Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Медведев д а в контакте. Дмитрий медведев. Участие в выборах Президента России
  • Вероника, значение имени, характер и судьба для девочек
  • Как писать сочинение (эссе) по истории в ЕГЭ
  • Проблема сохранения русского языка по тексту М
  • Алкогольный ступор. Ступор. Определение и виды этого состояния. Психоделическая литература, галлюцинозный или галлюцинаторный реализм
  • Актеры воевавшие в ВОВ - история в фотографиях — LiveJournal Известные люди участники афганской войны
  • Решение уравнений с параметром по математике. Решение систем линейных уравнений с параметрами Как решаются системы уравнений с параметрами

    Решение уравнений с параметром по математике. Решение систем линейных уравнений с параметрами Как решаются системы уравнений с параметрами

    Уравнение вида f (x ; a ) = 0 называется уравнением с переменной х и параметром а .

    Решить уравнение с параметром а – это значит, для каждого значения а найти значения х , удовлетворяющие этому уравнению.

    Пример 1. ах = 0

    Пример 2. ах = а

    Пример 3.

    х + 2 = ах
    х – ах = -2
    х(1 – а) = -2

    Если 1 – а = 0, т.е. а = 1, то х 0 = -2 корней нет

    Если 1 – а 0, т.е. а 1, то х =

    Пример 4.

    (а 2 – 1) х = 2а 2 + а – 3
    (а – 1)(а + 1)х = 2(а – 1)(а – 1,5)
    (а – 1)(а + 1)х = (1а – 3)(а – 1)

    Если а = 1, то 0х = 0
    х – любое действительное число

    Если а = -1, то 0х = -2
    Корней нет

    Если а 1, а -1, то х = (единственное решение).

    Это значит, что каждому допустимому значению а соответствует единственное значение х .

    Например:

    если а = 5, то х = = ;

    если а = 0, то х = 3 и т. д.

    Дидактический материал

    1. ах = х + 3

    2. 4 + ах = 3х – 1

    3. а = +

    при а = 1 корней нет.

    при а = 3 корней нет.

    при а = 1 х – любое действительное число, кроме х = 1

    при а = -1, а = 0 решений нет.

    при а = 0, а = 2 решений нет.

    при а = -3, а = 0, 5, а = -2 решений нет

    при а = -с , с = 0 решений нет.

    Квадратные уравнения с параметром

    Пример 1. Решить уравнение

    (а – 1)х 2 = 2(2а + 1)х + 4а + 3 = 0

    При а = 1 6х + 7 = 0

    В случае а 1 выделим те значения параметра, при которых Д обращается в нуль.

    Д = (2(2а + 1)) 2 – 4(а – 1)(4а + 30 = 16а 2 + 16а + 4 – 4(4а 2 + 3а – 4а – 3) = 16а 2 + 16а + 4 – 16а 2 + 4а + 12 = 20а + 16

    20а + 16 = 0

    20а = -16

    Если а < -4/5, то Д < 0, уравнение имеет действительный корень.

    Если а > -4/5 и а 1, то Д > 0,

    х =

    Если а = 4/5, то Д = 0,

    Пример 2. При каких значениях параметра а уравнение

    х 2 + 2(а + 1)х + 9а – 5 = 0 имеет 2 различных отрицательных корня?

    Д = 4(а + 1) 2 – 4(9а – 5) = 4а 2 – 28а + 24 = 4(а – 1)(а – 6)

    4(а – 1)(а – 6) > 0

    по т. Виета: х 1 + х 2 = -2(а + 1)
    х 1 х 2 = 9а – 5

    По условию х 1 < 0, х 2 < 0 то –2(а + 1) < 0 и 9а – 5 > 0

    В итоге 4(а – 1)(а – 6) > 0
    - 2(а + 1) < 0
    9а – 5 > 0
    а < 1: а > 6
    а > - 1
    а > 5/9

    (Рис. 1 )

    < a < 1, либо a > 6

    Пример 3. Найдите значения а , при которых данное уравнение имеет решение.

    х 2 – 2(а – 1)х + 2а + 1 = 0

    Д = 4(а – 1) 2 – 4(2а + 10 = 4а 2 – 8а + 4 – 8а – 4 = 4а 2 – 16а

    4а 2 – 16 0

    4а (а – 4) 0

    а(а – 4)) 0

    а(а – 4) = 0

    а = 0 или а – 4 = 0
    а = 4

    (Рис. 2 )

    Ответ: а 0 и а 4

    Дидактический материал

    1. При каком значении а уравнение ах 2 – (а + 1) х + 2а – 1 = 0 имеет один корень?

    2. При каком значении а уравнение (а + 2) х 2 + 2(а + 2)х + 2 = 0 имеет один корень?

    3. При каких значениях а уравнение (а 2 – 6а + 8) х 2 + (а 2 – 4) х + (10 – 3а а 2) = 0 имеет более двух корней?

    4. При каких значениях а уравнение 2х 2 + х а = 0 имеет хотя бы один общий корень с уравнением 2х 2 – 7х + 6 = 0?

    5. При каких значениях а уравнения х 2 +ах + 1 = 0 и х 2 + х + а = 0 имеют хотя бы один общий корень?

    1. При а = - 1/7, а = 0, а = 1

    2. При а = 0

    3. При а = 2

    4. При а = 10

    5. При а = - 2

    Показательные уравнения с параметром

    Пример 1 .Найти все значения а , при которых уравнение

    9 х – (а + 2)*3 х-1/х +2а *3 -2/х = 0 (1) имеет ровно два корня.

    Решение. Умножив обе части уравнения (1) на 3 2/х, получим равносильное уравнение

    3 2(х+1/х) – (а + 2)*3 х+1/х + 2а = 0 (2)

    Пусть 3 х+1/х = у , тогда уравнение (2) примет вид у 2 – (а + 2)у + 2а = 0, или

    (у – 2)(у а ) = 0, откуда у 1 =2, у 2 = а .

    Если у = 2, т.е. 3 х+1/х = 2 то х + 1/х = log 3 2 , или х 2 – х log 3 2 + 1 = 0.

    Это уравнение не имеет действительных корней, так как его Д = log 2 3 2 – 4 < 0.

    Если у = а , т.е. 3 х+1/х = а то х + 1/х = log 3 а , или х 2 – х log 3 а + 1 = 0. (3)

    Уравнение (3) имеет ровно два корня тогда и только тогда, когда

    Д = log 2 3 2 – 4 > 0, или |log 3 а| > 2.

    Если log 3 а > 2, то а > 9, а если log 3 а < -2, то 0 < а < 1/9.

    Ответ: 0 < а < 1/9, а > 9.

    Пример 2 . При каких значениях а уравнение 2 2х – (а – 3) 2 х – 3а = 0 имеет решения?

    Для того чтобы заданное уравнение имело решения, необходимо и достаточно, чтобы уравнение t 2 – (a – 3) t – 3a = 0 имело хотя бы один положительный корень. Найдем корни по теореме Виета: х 1 = -3, х 2 = а = >

    а – положительное число.

    Ответ: при а > 0

    Дидактический материал

    1. Найти все значения а, при которых уравнение

    25 х – (2а + 5)*5 х-1/х + 10а * 5 -2/х = 0 имеет ровно 2 решения.

    2. При каких значениях а уравнение

    2 (а-1)х?+2(а+3)х+а = 1/4 имеет единственный корень?

    3. При каких значениях параметра а уравнение

    4 х - (5а -3)2 х +4а 2 – 3а = 0 имеет единственное решение?

    Логарифмические уравнения с параметром

    Пример 1. Найти все значения а , при которых уравнение

    log 4x (1 + ах ) = 1/2 (1)

    имеет единственное решение.

    Решение. Уравнение (1) равносильно уравнению

    1 + ах = 2х при х > 0, х 1/4 (3)

    х = у

    ау 2 –у + 1 = 0 (4)

    Не выполняется (2) условие из (3).

    Пусть а 0, то ау 2 – 2у + 1 = 0 имеет действительные корни тогда и только тогда, когда Д = 4 – 4а 0, т.е. при а 1.Чтобы решить неравенство (3), построим графики функций Галицкий М.Л., Мошкович М.М., Шварцбурд С.И. Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа. – М.: Просвещение, 1990

  • Крамор В.С . Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа. – М.: Просвещение, 1990.
  • Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И . Сборник задач по алгебре. – М.: Просвещение, 1994.
  • Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я. Алгебра и начала анализа. Решение экзаменационных задач. – М.: Дрофа, 1998.
  • Макарычев Ю.Н. и др. Дидактические материалы по алгебре 7, 8, 9 кл. – М.: Просвещение, 2001.
  • Саакян С.И., Гольдман А.М., Денисов Д.В. Задачи по алгебре и началам анализа для 10–11-х классов. – М.: Просвещение, 1990.
  • Журналы “Математика в школе”.
  • Л.С. Лаппо и др. ЕГЭ. Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2001–2008.
  • Цель:

    • повторить решение систем линейных уравнений с двумя переменными
    • дать определение системы линейных уравнений с параметрами
    • научит решать системы линейных уравнений с параметрами.

    Ход урока

    1. Организационный момент
    2. Повторение
    3. Объяснение новой темы
    4. Закрепление
    5. Итог урока
    6. Домашнее задание

    2. Повторение:

    I. Линейное уравнение с одной переменной:

    1. Дайте определение линейного уравнения с одной переменной

    [Уравнение вида ax=b, где х – переменная, а и b некоторые числа, называется линейным уравнением с одной переменной]

    2. Сколько корней может иметь линейное уравнение?

    [- Если а=0, b0, то уравнение не имеет решений, х

    Если а=0, b=0, то х R

    Если а0, то уравнение имеет единственное решение, х =

    3. Выясните, сколько корней имеет уравнение (по вариантам)

    II. Линейное уравнение с 2 –мя переменными и система линейных уравнений с 2- мя переменными.

    1. Дайте определение линейного уравнения с двумя переменными. Приведите пример.

    [Линейным уравнением с двумя переменными называются уравнения вида ах +by=с, где х и у – переменные, а, b и с – некоторые числа. Например, х-у=5]

    2. Что называется решением уравнения с двумя переменными?

    [Решением уравнения с двумя переменными называются пара значений переменных, обращающие это уравнение в верное равенство.]

    3. Является ли пара значений переменных х = 7, у = 3 решением уравнения 2х + у = 17?

    4. Что называется графиком уравнения с двумя переменными?

    [Графиком уравнения с двумя переменными называется множество всех точек координатной плоскости, координаты которых является решениями этого уравнения.]

    5. Выясните, что представляет собой график уравнения:

    [Выразим переменную у через х: у=-1,5х+3

    Формулой у=-1,5х+3 является линейная функция, графиком которой служит прямая. Так как, уравнения 3х+2у=6 и у=-1,5х+3 равносильны, то эта прямая является и графиком уравнения 3х+2у=6]

    6. Что является графиком уравнения ах+bу=с с переменными х и у, где а0 или b0?

    [Графиком линейного уравнения с двумя переменными, в котором хотя бы один из коэффициентов при переменных не равен нулю, является прямая.]

    7. Что называется решением системы уравнений с двумя переменными?

    [Решением системы уравнений с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая каждое уравнение системы в верное равенство]

    8. Что значит решить систему уравнений?

    [Решить систему уравнений – значит найти все ее решения или доказать, что решений нет.]

    9. Выясните, всегда ли имеет такая система решения и если имеет, то сколько (графическим способом).

    10. Сколько решений может иметь система двух линейных уравнений с двумя переменными?

    [Единственное решение, если прямые пересекаются; не имеет решений, если прямые параллельны; бесконечно много, если прямые совпадают]

    11. Каким уравнением обычно задается прямая?

    12. Установите связь между угловыми коэффициентами и свободными членами:

    I вариант:
    • у=-х+2
    • y= -x-3,

    k 1 = k 2 , b 1 b 2, нет решений;

    II вариант:
    • y=-х+8
    • y=2x-1,

    k 1 k 2 , одно решение;

    III вариант:
    • y=-x-1
    • y=-x-1,

    k 1 = k 2 , b 1 = b 2, много решений.

    Вывод:

    1. Если угловые коэффициенты прямых являющихся графиками этих функций различны, то эти прямые пересекаются и система имеет единственное решение.
    2. Если угловые коэффициенты прямых одинаковы, а точки пересечения с осью у различны, то прямые параллельны, а система не имеет решений.
    3. Если угловые коэффициенты и точки пересечения с осью у одинаковы, то прямые совпадают и система имеет бесконечно много решений.

    На доске таблица, которую постепенно заполняет учитель вместе с учениками.

    III. Объяснение новой темы.

    Определение: Система вида

    • A 1 x+B 1 y=C
    • A 2 x+B 2 y=C 2

    где A 1, A 2, B 1 ,B 2, C 1 C 2 – выражения, зависящие от параметров, а х и у – неизвестные, называется системой двух линейных алгебраических уравнений с двумя неизвестными в параметрах.

    Возможны следующие случаи:

    1) Если , то система имеет единственное решение

    2) Если , то система не имеет решений

    3) Если , то система имеет бесконечно много решений.

    IV. Закрепление

    Пример 1.

    При каких значениях параметра а система

    • 2х - 3у = 7
    • ах - 6у = 14

    а) имеет бесконечное множество решений;

    б) имеет единственное решение

    Ответ:

    а) если а=4, то система имеет бесконечное множество решений;

    б) если а 4, то решение единственное.

    Пример 2.

    Решите систему уравнений

    • x+(m+1)y=1
    • x+2y=n

    Решение: а) , т.е. при m1 система имеет единственное решение.

    б) , т.е. при m=1 (2=m+1) и n1 исходная система решений не имеет

    в) , при m=1 и n=1 система имеет бесконечно много решений.

    Ответ: а) если m=1 и n1, то решений нет

    б) m=1 и n=1, то решение бесконечное множество

    • у - любое
    • x=n-2y

    в) если m1 и n - любое, то

    Пример 3.

    • ах-3ау=2а+3
    • х+ау=1

    Решение: Из II уравнения найдем х=1-ау и подставим в I уравнение

    а(1-ау)-3ау=2а+3

    а-а 2 у-3ау=2а+3

    А 2 у-3ау=а+3

    А(а+3)у=а+3

    Возможны случаи:

    1) а=0. Тогда уравнение имеет вид 0*у=3 [у ]

    Следовательно, при а=0 система не имеет решений

    2) а=-3. Тогда 0*у=0.

    Следовательно, у . При этом х=1-ау=1+3у

    3) а0 и а-3. Тогда у=-, х=1-а(-=1+1=2

    Ответ:

    1) если а=0, то (х; у)

    2) если а=-3, то х=1+3у, у

    3) если а 0 и а?-3, то х=2, у=-

    Рассмотрим II способ решения системы (1).

    Решим систему (1) методом алгебраического сложения: вначале умножим первое уравнение системы на В 2, второе на – В 1 и сложим почленно эти уравнения, исключив, таким образом, переменную у:

    Т.к. А 1 В 2 -А 2 В 1 0, то х =

    Теперь исключим переменную х. Для этого умножим первое уравнение системы (1) на А 2 , а второе на – А 1 , и оба уравнения сложим почленно:

    • А 1 А 2 х +А 2 В 1 у=А 2 С 1
    • -А 1 А 2 х-А 1 В 2 у=-А 1 С 2
    • у(А 2 В 1 -А 1 В 2)=А 2 С 1 -А 1 С 2

    т.к. А 2 В 1 -А 1 В 2 0 у =

    Для удобства решения системы (1) введем обозначения:

    - главный определитель

    Теперь решение системы (1) можно записать с помощью определителей:

    Приведенные формулы называют формулами Крамера.

    Если , то система (1) имеет единственное решение: х=; у=

    Если , или , , то система (1) не имеет решений

    Если , , , , то система (1) имеет бесконечное множество решений.

    В этом случае систему надо исследовать дополнительно. При этом, как правило, она сводится к одному линейному уравнению. В случае часто бывает удобно исследовать систему следующим образом: решая уравнение , найдем конкретные значения параметров или выразим один из параметров через остальные и подставим эти значения параметров в систему. Тогда получим систему с конкретными числовыми коэффициентами или с меньшим числом параметров, которую надо и исследовать.

    Если коэффициенты А 1 , А 2 , В 1 , В 2 , системы зависят от нескольких параметров, то исследовать систему удобно с помощью определителей системы.

    Пример 4.

    Для всех значений параметра а решить систему уравнений

    • (а+5)х+(2а+3)у=3а+2
    • (3а+10)х+(5а+6)у=2а+4

    Решение: Найдем определитель системы:

    = (а+5)(5а+6) – (3а+10) (2а+3)= 5а 2 +31а+30-6а 2 -29а-30=-а 2 +2а=а(2-а)

    = (3а+2) (5а+6) –(2а+4)(2а+3)=15а 2 +28а+12-4а 2 -14а-12=11а 2 +14а=а(11а+14)

    =(а+5) (2а+4)-(3а+10)(3а+2)=2а 2 +14а+20-9а 2 -36а-20=-7а 2 -22а=-а(7а+22)

    К задачам с параметром можно отнести, например, поиск решения линейных и квадратных уравнений в общем виде, исследование уравнения на количество имеющихся корней в зависимости от значения параметра.

    Не приводя подробных определений, в качестве примеров рассмотрим следующие уравнения:

    у = kx, где x, y – переменные, k – параметр;

    у = kx + b, где x, y – переменные, k и b – параметр;

    аx 2 + bх + с = 0, где x – переменные, а, b и с – параметр.

    Решить уравнение (неравенство, систему) с параметром это значит, как правило, решить бесконечное множество уравнений (неравенств, систем).

    Задачи с параметром можно условно разделить на два типа:

    а) в условии сказано: решить уравнение (неравенство, систему) – это значит, для всех значений параметра найти все решения. Если хотя бы один случай остался неисследованным, признать такое решение удовлетворительным нельзя.

    б) требуется указать возможные значения параметра, при которых уравнение (неравенство, система) обладает определенными свойствами. Например, имеет одно решение, не имеет решений, имеет решения, принадлежащие промежутку и т. д. В таких заданиях необходимо четко указать, при каком значении параметра требуемое условие выполняется.

    Параметр, являясь неизвестным фиксированным числом, имеет как бы особую двойственность. В первую очередь, необходимо учитывать, что предполагаемая известность говорит о том, что параметр необходимо воспринимать как число. Во вторую очередь, свобода обращения с параметром ограничивается его неизвестностью. Так, например, операции деления на выражение, в котором присутствует параметр или извлечения корня четной степени из подобного выражения требуют предварительных исследований. Поэтому необходима аккуратность в обращении с параметром.

    Например, чтобы сравнить два числа -6а и 3а, необходимо рассмотреть три случая:

    1) -6a будет больше 3a, если а отрицательное число;

    2) -6а = 3а в случае, когда а = 0;

    3) -6а будет меньше, чем 3а, если а – число положительное 0.

    Решение и будет являться ответом.

    Пусть дано уравнение kx = b. Это уравнение – краткая запись бесконечного множества уравнений с одной переменной.

    При решении таких уравнений могут быть случаи:

    1. Пусть k – любое действительное число не равное нулю и b – любое число изR, тогда x = b/k.

    2. Пусть k = 0 и b ≠ 0, исходное уравнение примет вид 0 · x = b. Очевидно, что у такого уравнения решений нет.

    3. Пусть k и b числа, равные нулю, тогда имеем равенство 0 · x = 0. Его решение – любое действительное число.

    Алгоритм решения такого типа уравнений:

    1. Определить «контрольные» значения параметра.

    2. Решить исходное уравнение относительно х при тех значениях параметра, которые были определены в первом пункте.

    3. Решить исходное уравнение относительно х при значениях параметра, отличающихся от выбранных в первом пункте.

    4. Записать ответ можно в следующем виде:

    1) при … (значения параметра), уравнение имеет корни …;

    2) при … (значения параметра), в уравнении корней нет.

    Пример 1.

    Решить уравнение с параметром |6 – x| = a.

    Решение.

    Легко видеть, что здесь a ≥ 0.

    По правилу модуля 6 – x = ±a, выразим х:

    Ответ: х = 6 ± a, где a ≥ 0.

    Пример 2.

    Решить уравнение a(х – 1) + 2(х – 1) = 0 относительно переменной х.

    Решение.

    Раскроем скобки: aх – а + 2х – 2 = 0

    Запишем уравнение в стандартном виде: х(а + 2) = а + 2.

    В случае, если выражение а + 2 не нуль, т. е. если а ≠ -2, имеем решение х = (а + 2) / (а + 2), т.е. х = 1.

    В случае, если а + 2 равно нулю, т.е. а = -2, то имеем верное равенство 0 · x = 0, поэтому х – любое действительное число.

    Ответ: х = 1 при а ≠ -2 и х € R при а = -2.

    Пример 3.

    Решить уравнение x/a + 1 = а + х относительно переменной х.

    Решение.

    Если а = 0, то преобразуем уравнение к виду а + х = а 2 + ах или (а – 1)х = -а(а – 1). Последнее уравнение при а = 1 имеет вид 0 · x = 0, следовательно, х – любое число.

    Если а ≠ 1, то последнее уравнение примет вид х = -а.

    Данное решение можно проиллюстрировать на координатной прямой (рис. 1)

    Ответ: нет решений при а = 0; х – любое число при а = 1; х = -а при а ≠ 0 и а ≠ 1.

    Графический метод

    Рассмотрим еще один способ решения уравнений с параметром – графический. Этот метод применяется достаточно часто.

    Пример 4.

    Сколько корней в зависимости от параметра a имеет уравнение ||x| – 2| = a?

    Решение.

    Для решения графическим методом строим графики функций y = ||x| – 2| и y = a (рис. 2) .

    На чертеже наглядно видны возможные случаи расположения прямой y = a и количество корней в каждом из них.

    Ответ: корней у уравнения не будет, если а < 0; два корня будет в случае, если a > 2 и а = 0; три корня уравнение будет иметь в случае а = 2; четыре корня – при 0 < a < 2.

    Пример 5.

    При каком а уравнение 2|x| + |x – 1| = a имеет единственный корень?

    Решение.

    Изобразим графики функций y = 2|x| + |x – 1| и y = a. Для y = 2|x| + |x – 1|, раскрыв модули методом промежутков, получим:

    {-3x + 1, при x < 0,

    y = {x + 1, при 0 ≤ x ≤ 1,

    {3x – 1, при x > 1.

    На рисунке 3 хорошо видно, что единственный корень уравнение будет иметь только при а = 1.

    Ответ: а = 1.

    Пример 6.

    Определить число решений уравнения |x + 1| + |x + 2| = a в зависимости от параметра а?

    Решение.

    График функции y = |x + 1| + |x + 2| будет представлять собой ломаную. Ее вершины будут располагаться в точках (-2; 1) и (-1; 1) (рисунок 4) .

    Ответ: если параметр a будет меньше единицы, то корней у уравнения не будет; если а = 1, то решение уравнения является бесконечное множество чисел из отрезка [-2; -1]; если значения параметра а будут больше одного, то уравнение будет иметь два корня.

    Остались вопросы? Не знаете, как решать уравнения с параметром?
    Чтобы получить помощь репетитора – .
    Первый урок – бесплатно!

    blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.


    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия

    Секция математика

    Решение систем уравнений с параметром

    Работу выполнила: учащаяся 11 класса "А"

    Чиркова Елизавета Васильевна

    Руководитель: учитель математики

    Баталова Елена Владимировна

    Чайковский, 2012

    Оглавление

    • Введение
    • I. Теоретическая часть
    • II . Практическая часть
    • Заключение

    Введение

    В нашей жизни важно получить высшее образование. И чтобы быть успешным необходимо закончить высшее учебное заведение. Но перед этим очень важно сдать единый государственный экзамен. А сдать ЕГЭ поможет только очень хорошая подготовка к нему. Больше всего баллов в ЕГЭ по математике можно получить за часть С. А в части С могут встретиться задачи повышенной сложности с переменной.

    В своей исследовательской работе я рассматриваю только системы с параметром.

    Проблема: Задачи с параметрами вызывают большие затруднения у учеников. Это связано с тем, что решение таких задач требует не только знания свойств функций и уравнений, умения выполнять алгебраические преобразования, но также высокой логической культуры и хорошей техники исследования.

    Объектная область исследования: область стереометрии.

    Предмет исследования: системы с параметром.

    Цель: Нахождение методов и способов решения систем с параметром; выявление алгоритма действий.

    Гипотеза: Системы с неизвестным параметром можно решить, если знать различные методы и способы по решению системы.

    В связи с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:

    1. Изучение научной литературы по данной теме.

    2. Изучение таких понятий, как: цилиндр, конус, шар, их построение.

    3. Поиск задач с телами вращения в литературе.

    4. Решение найденных задач разными способами.

    Методы исследования:

    1. Анализ литературных и Интернет источников.

    2. Моделирование.

    3. Сравнение.

    4. Методы визуализации данных.

    5. Описание.

    I. Теоретическая часть

    Линейная функция: - уравнение прямой с угловым коэффициентом. Угловой коэффициент равен тангенсу угла наклона прямой к положительному направлению оси .

    Линейные уравнения с параметрами

    Уравнение

    Если , уравнение имеет единственное решение.

    Если , тоуравнение не имеет решений , когда , и уравнение имеет бесконечно много решений , когда .

    Иногда в уравнениях некоторые коэффициенты заданы не конкретными числовыми значениями, а обозначены буквами.

    Пример: ax+b=c .

    В этом уравнении х - неизвестное, a,b,c - коэффициенты, которые могут принимать различные числовые значения. Заданные таким образом коэффициенты называются параметрами.

    Системы линейных уравнений с параметром решаются теми же основными методами, что и обычные системы уравнений: метод подстановки, метод сложения уравнений и графический метод. Знание графической интерпретации линейных систем позволяет легко ответить на вопрос о количестве корней и их существовании.

    Решить уравнение с параметрами - это значит:

    1. Указать, при каких значениях параметров уравнение имеет корни и сколько их при разных значениях параметров.

    2. Найти все выражения для корней и указать для каждого из них те значения параметров, при которых это выражение определяет корень уравнения.

    Обратимся к уже приведенному уравнению с параметрами ax+b=c и решим его.

    система уравнение параметр корень

    Если а 0, то. Если а= 0, то получаем b=c , если это действительно так, то корнем уравнения является любое действительное число, если же b c , то уравнение решений не имеет.

    Таким образом, мы получили: при а 0 , ; при а=0 и b=c, х - любое действительное число; при а=0 и b c, уравнение корней не имеет.

    В процессе решения этого уравнения мы выделили значение параметра а=0 , при котором происходит качественное изменение уравнения, такое значение параметра мы в дальнейшем будем называть "контрольным". В зависимости от того, какое уравнение мы имеем, "контрольные" значения параметра находятся по-разному. Рассмотрим различные типы уравнений и укажем способ нахождения "контрольных" значений параметра.

    II. Практическая часть

    Задание № 1. а система

    у = х 2 - 2,

    х 2 + у 2 + а 2 = + 2ау

    имеет решения?

    Решение.

    Перепишем исходную систему в виде

    (х - 1 2 = у + 1,

    (у - а ) 2 + (х - 1 ) 2 = 1 .

    Отсюда приходим к системе

    (у - а ) 2 + у +1= 1

    У + 1 ? 0 .

    или к системе

    у 2 + (1-2а ) у + а 2 = 0,

    у ? - 1 .

    Решая первое уравнение этой системы, находим, что у 1,2 = .

    Требование задачи будет выполнено, если последняя смешанная система имеет хотя бы одно решение. Искомые значения а находятся из неравенства

    1, решая которое, получаем а [ -2, ].

    Ответ: а [ -2, ].

    Задание №2. При каких значениях параметров а и b система имеет бесконечно много решений?

    Решение.

    На координатной плоскости хОу множество точек, удовлетворяющих любому из уравнений системы - прямые. А тогда решением системы будут точки пересечения этих прямых. Поэтому исходная система будет иметь бесконечное множество решений в том и только в том случае, когда эти прямые совпадают. В общем случае две прямые, заданные уравнениями и совпадают, если, и (при они имеют одну точку пересечения, при и точек пересечения у них нет). Следовательно, система будет иметь бесконечно много решений в том случае, когда совместна система

    Решая систему, получаем, .

    Ответ: , .

    Задание №3. При каких значениях параметра а хотя бы при одном значении параметра с система имеет решения для любых значений параметра b ?

    Решение.

    Если умножить второе уравнение на b и из полученного уравнения вычесть первое уравнение системы, то будем иметь

    Если же умножить на b первое уравнение и из полученного уравнения вычесть второе уравнение системы, то

    Таким образом, исходная система равносильна системе

    При любом система всегда имеет единственное решение. Если же, то система будет иметь решения уравнения

    Рассматривая его как квадратное относительно параметра с, приходим к выводу, что оно будет иметь хотя бы одно решение, если и, т.е. если.

    При приходим к рассмотрению уравнения

    В данном случае решая неравенство, где, находим, что.

    Ответ: .

    Задание №4. При каких значениях параметра а система имеет четыре решения?

    Решение.

    Полагая, перепишем систему в виде

    Заметим, теперь что если пара является решением системы, то и пара - также решение этой системы. Следовательно, если - решение системы такое, что и, то система будет иметь восемь решений.

    Таким образом, исходная система будет иметь четыре решения в следующих двух случаях: , или.

    А тогда, если; то. Если же или, то.

    Ответ: , .

    Задание №5. а , при каждом из которых система имеет единственное решение.

    Решение.

    Преобразуем исходную систему:

    Уравнение задает пару пересекающихся прямых и.

    задает части этих прямых, расположенные правее прямой, т.е. лучи DB и CE (без точек B и С ), см. рис.

    Уравнение задает прямую m с угловым коэффициентом a , проходящую через точку. Следует найти все значения а , при каждом из которых прямая m имеет единственную общую точку с объединением лучей BD и СЕ .

    а) Прямая АB m не пересечет ни луч BD , ни луч СЕ .

    б) Прямая АС задается уравнением. Поэтому при прямая m пересечет луч BD , но не пересечет луч СЕ .

    в) При прямая m пресечет и луч BD , и луч СЕ .

    г) Наконец, при прямая m пересечет только луч СЕ , а при она не пересечет ни луч BD , ни луч СЕ .

    Ответ: , .

    Задание №6. Найдите все значения параметра a , при каждом из которых система уравнений имеет ровно два решения.

    Решение.

    Заменим первое уравнение разностью, а второе - суммой исходных уравнений:

    При второе уравнение системы, а, значит, и вся система решений не имеет. При получаем:

    Ясно (см. рисунок), что при система имеет четыре решения (координаты точек A , B , C и D ), а при - два решения (координаты точек M и N ).

    Ответ: .

    Заключение

    У подрастающего поколения название царицы всех наук на устах. Кому-то вплоть до высшей ступени образования она не дается. Но все в обязательном порядке сдают ЕГЭ по этому предмету. А ЕГЭ по математике не такой уж легкий. Поэтому те, кому остался год или меньше, или больше уже начинают подготовку. И это подтверждает то, что выбранная мной тема исследовательской работы актуальна.

    В моей исследовательской работе все фигуры неотрывно связано с планиметрией, но чтобы понять эту науку, нужно знать и о стереометрии. В ходе выполнения работы я узнала важные понятия, формулы к решению задач с определенными фигурами: шар, конус, цилиндр. В решении задач мне помогли такие приемы и методы как: умение выполнять действия с геометрическими фигурами; решение планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей); решение простейших стереометрических задач на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); изображение пространственных фигур; сечения куба, призмы, пирамиды; площадь треугольника, круга, площадь поверхности конуса, цилиндра; объем цилиндра, конуса, шара. Выбранные мной задачи решались с помощью понятий о той или иной фигуре и формул, что подтверждает мою гипотезу.

    Подобные документы

      Стандартные методы решений уравнений и неравенств. Алгоритм решения уравнения с параметром. Область определения уравнения. Решение неравенств с параметрами. Влияние параметра на результат. Допустимые значения переменной. Точки пересечения графиков.

      контрольная работа , добавлен 15.12.2011

      Знакомство с уравнениями и их параметрами. Решение уравнений первой степени с одним неизвестным, определение множества допустимых значений неизвестного. Понятие модуля числа, решение линейных уравнений с модулем и квадратных уравнений с параметром.

      контрольная работа , добавлен 09.03.2011

      Способы решения системы уравнений с двумя переменными. Прямая как график линейного уравнения. Использование способов подстановки и сложения при решении систем линейных уравнений с двумя переменными. Решение системы линейных уравнений методом Гаусса.

      реферат , добавлен 10.11.2009

      Определение понятия уравнения с параметрами. Принцип решения данных уравнений при общих случаях. Решение уравнений с параметрами, связанных со свойствами показательной, логарифмической и тригонометрической функциями. Девять примеров решения уравнений.

      реферат , добавлен 09.02.2009

      Приближенные числа и действия над ними. Решение систем линейных алгебраических уравнений. Интерполирование и экстраполирование функций. Численное решение обыкновенных дифференциальных уравнений. Отделение корня уравнения. Поиск погрешности результата.

      контрольная работа , добавлен 18.10.2012

      Приближенные значения корней. Метод дихотомии (или деление отрезка пополам), простой итерации и Ньютона. Метод деления отрезка пополам для решения уравнения. Исследование сходимости метода Ньютона. Построение нескольких последовательных приближений.

      лабораторная работа , добавлен 15.07.2009

      Основные определения. Алгоритм решения. Неравенства с параметрами. Основные определения. Алгоритм решения. Это всего лишь один из алгоритмов решения неравенств с параметрами, с использованием системы координат хОа.

      курсовая работа , добавлен 11.12.2002

      Поиск базисного решения для системы уравнений, составление уравнения линии, приведение его к каноническому виду и построение кривой. Собственные значения и векторы линейного преобразования. Вычисление объема тела и вероятности наступления события.

      контрольная работа , добавлен 12.11.2012

      Методы решений иррациональных уравнений. Метод замены переменных. Линейные комбинации двух и более радикалов. Уравнение с одним радикалом. Умножение на сопряженное выражение. Метод решения уравнений путем выделения полных квадратов под знаком радикала.

      контрольная работа , добавлен 15.02.2016

      Численное решение уравнения методом Эйлера и Рунге-Кутта в Excel. Программа на языке Turbo Pascal. Блок-схема алгоритма. Метод Рунге-Кутта для дифференциального уравнения второго порядка. Модель типа "хищник-жертва" с учетом внутривидового взаимодействия.