Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Медведев д а в контакте. Дмитрий медведев. Участие в выборах Президента России
  • Вероника, значение имени, характер и судьба для девочек
  • Как писать сочинение (эссе) по истории в ЕГЭ
  • Проблема сохранения русского языка по тексту М
  • Алкогольный ступор. Ступор. Определение и виды этого состояния. Психоделическая литература, галлюцинозный или галлюцинаторный реализм
  • Актеры воевавшие в ВОВ - история в фотографиях — LiveJournal Известные люди участники афганской войны
  • Почему Островский назвал драму “Гроза”. Смысл названия пьесы «Гроза Почему произведение островского называется гроза кратко

    Почему Островский назвал драму “Гроза”. Смысл названия пьесы «Гроза Почему произведение островского называется гроза кратко

    А. Н. Островский написал много пьес, которые можно увидеть и в настоящее время по телевизору или в театре. Но одной из самых известных является драма “Гроза”. Она была написана в 1860 году – накануне отмены крепостного права.

    Поэтому многие современники Островского видели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе.
    Хоть нам и кажется в начале драмы, что ее название связано с природным явлением (в конце первого действия хорошая погода внезапно сменяется надвигающейся грозой), но на самом деле в нем заложен более глубокий смысл.
    Впервые

    Слово “гроза” употребляется в сцене прощания с Тихоном: “Недели две никакой грозы надо мной не будет”. Ему хочется хотя бы ненадолго избавиться от чувства страха и зависимости. Под грозой в произведении подразумевается страх и освобождение от него. Это страх возмездия за грехи. “Гроза-то нам в наказание посылается”, – поучает Дикой Куличика.

    Власть этого страха распространяется на многих героев драмы и не проходит даже мимо Катерины. Она религиозна и считает грехом то, что полюбила Бориса. “Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами”.

    Один лишь механик – самоучка Кулигин не боялся грозы, видел в ней зрелище величественное и красивое, но вовсе не опасное для человека, который легко может унять ее разрушительную силу с помощью простейшего шеста – громоотвода. Обращаясь к толпе, объятой суеверным ужасом, Кулигин говорит: “Ну чего вы боитесь, скажите на милость. Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! У вас все гроза!

    Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь”.
    Идейным стержнем пьесы является вечный конфликт между “хозяевами жизни”, представляющими “темное царство самодержавно-крепостнического деспотизма”, и их подчиненными, т. е. простыми крепостными. И сама борьба между этими двумя противоположностями похожа на грозу. Чтобы более полно представить это, вспомним, как все происходит в природе: солнце внезапно закрывает грозовая черная туча, становится темно, налетает сильный ветер, который клонит все к земле.

    Начинается сильный дождь, неожиданно сверкают молнии и долетают раскаты грома. Подобно этому, развиваются события и в драме. Подтачивает темное царство разум, здравый смысл Кулигина; высказывает свой протест Катерина, хотя и бессознательны ее действия, но она не хочет примириться с мучительными условиями жизни и сама решает свою судьбу: она бросается в Волгу. Во всем этом заключается главное значение реалистического символа, символа грозы.

    Это как раскат грома после продолжительного назревания. Даже в любви Катерины к Борису есть что-то стихийное, природное, как в грозе.
    В заключение можно сказать, что образ грозы у всех писателей ассоциируется с образом больших перемен (вскоре после выхода драмы происходит знаменитая отмена крепостного права). Поэтому Островский уже в названии хотел заложить надежду на перемены к лучшему.


    (1 votes, average: 5.00 out of 5)


    Related posts:

    1. Почему Островский назвал свою драму “Гроза”? Александр Николаевич Островский – автор большого количества пьес, многие из которых до сих пор с успехом ставятся на театральных сценах и экранизируются. Одним из самых популярных произведений драматурга считается драма “Гроза”, которая была закончена в 1859 году, то есть буквально за полтора года до Крестьянской реформы в России. В […]...
    2. Появление пьесы Островского ” Гроза ” вызвало большой резонанс в обществе. Многочисленные споры об этом произведении не утихают до сих пор. Один из важнейших вопросов, который тревожит многих и современных критиков: “Почему Островский назвал свою пьесу “Гроза”?”. Это очень интересный вопрос и для меня. На самом деле, случайно ли название пьесы именно “Гроза”. ” Ведь […]...
    3. Смысл названия. В “Грозе”; Островский предпринимает по­пытку художественного осмысления конфликта между светлыми и темными началами русской жизни, изображая его через семейно­бытовой конфликт в купеческой среде, доведенный до трагического противоречия. Название пьесы многозначно и символично, хотя реальная гроза также присутствует в ходе действия пьесы. Более того, именно перед грозой под раскаты грома происходит кульми­национная сцена пьесы: […]...
    4. Для каждого из героев гроза представляет собой абсолютно разные понятия. Для Катерины она – источник страхов, предвестник несчастья: “Гроза! Побежим домой! Поскорее!” Для Тихона гроза – это жизнь у матери, ее власть над ним, а точнее неволя: “Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах […]...
    5. Пьеса А. Н. Островского “Гроза”, написанная в середине ХIХ века, вот уже много десятилетий подряд не сходит с театральных подмостков всего мира. В чем же заключается успех этой драмы, описывающей жизнь в маленьком купеческом городке на Волге? Я думаю, в том, что автор затронул в произведении вопросы, актуальные во все времена. Появившись в печати, “Гроза” […]...
    6. В своих произведениях Островский Александр Николаевич неоднократно описывал быт купцов. Его творчество было настолько реалистичным и искренним, что литературный критик Добролюбов недаром назвал его пьесы – “пьесами жизни”. Купеческий быт в этих пьесах показан с его печальной стороны – скорбь, боль и отчаяние владеет сердцами возданных им персонажей. Все тот же Добролюбов в своей критической […]...
    7. Островский свою пьесу “Гроза” посвятил проблеме, связанной с переломом общественной жизни. Автору не удается абсолютно беспристрастно относиться к своим персонажам, хотя и выражение позиции ему достается очень трудно. Раскрытие авторской позиции производится посредством недостаточно выразительных и, представленных в малом числе, ремарок. Остается вариант выражения авторской позиции через определенного героя, посредством композиции, или символики. Сюжет драматического […]...
    8. Заглавие “Гроза” имеет важную роль в понимании пьесы Островского. С одной стороны, природная стихия периодически сопровождает происходящие в драме действия, с другой – она является символом идеи самого произведения. В грозу писатель вложил так много значений, что она освещает практически все грани драматической коллизии. Гроза важна для композиции драмы, она усиливает эффект восприятия произведения. Обитатели […]...
    9. Идейно-тематическое содержание. “Гроза”; была создана в третий период творчества драматурга, охватывающий предреформенные годы (1856-1860). Если в первый период (1847-1851) Ост­ровский занимает критические позиции по отношению к показан­ному в его ранних пьесах “темному царству”;, а в пору близости к славянофилам в москвитянский период (1852-1855), наоборот, склонен идеализировать патриархальный купеческий мир, то в предреформенный период, когда драматург […]...
    10. А. Н.Островский “Гроза” Премьера “Грозы” состоялась 2 декабря 1859 года. Новая пьеса произвела на зрителей сильное впечатление и вызвала бурную дискуссию. Спор развернулся, прежде всего, вокруг трактовки характера и судьбы Катерины Кабановой. Обстоятельный анализ “Грозы” дал критик журнала “Современник” Н. А.Добролюбов. Его статья “Луч света в темном царстве”, написанная с позиции революционера-демократа, продолжила его размышления […]...
    11. История создания. А. Н. Островский – величайший русский драматург. Современники стали называть его “Колумбом Замоск­воречья”;, поскольку главным действующим лицом своих пьес впер­вые в русской литературе Островский сделал купца – выразителя русской натуры и средоточия народной жизни. По словам Гончарова, автор 47 оригинальных пьес, Островский достроил здание, “в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь”;. […]...
    12. Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе “Гроза” В пьесе Островского “Гроза” поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 50-х годах XIX века, смены общественных устоев. Драматург не может быть абсолютно беспристрастным, но выразить свою позицию ему очень трудно – авторская позиция раскрывается в ремарках, которых не очень много и они недостаточно выразительны. Остается […]...
    13. Система образов. В соответствии с точкой зрения, базирующей­ся на статье Добролюбова, существовала традиция усматривать в системе образов “Грозы”; разделение героев на два противостоящие друг другу лагеря. Защитники старого уклада, “темного царства”;, Дикой и Кабаниха при этом противопоставлялись героям, несущим в себе недовольство существующими порядками. К ним относились Варвара, дочь Кабановой, Кудряш, Борис, местный чудак Кулигин […]...
    14. В драме А. Н. Островского “Гроза” трагическая судьба ее главной героини Катерины не может не вызвать глубокого сочувствия. Подобной жизнью проживали многие женщины на Руси, но немногие, подобно Катерине пытались противиться своей нелегкой женской доле. Катерина, как и другие молодые невестки, попадает в полное подчинение семьи своего мужа Тихона. В его доме безраздельно правит его […]...
    15. Из всех жителей города Калинова, больше всего мне запомнился образ Кулигина. На него мало обращают внимание, но на самом деле, Кулигин-единственный умный человек в этом “темном царстве”. Так какого его значение в пьесе “Гроза”? Кулигин-простой механик-самоучка, лет пятидесяти. Восхищается природой: “Пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу, а все наглядеться не могу…”. Кулигин умен, […]...
    16. После выхода из печати и постановки драмы Островского “Гроза” современники увидели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь написана она была в 1860 году, когда все ждали отмены в стране крепостного права. В центре пьесы – общественно-политический конфликт: конфликт хозяев жизни, представителей “темного царства”, с их жертвами. На фоне прекрасного пейзажа рисуется невыносимая […]...
    17. Что сильнее в Катерине – веление сердца или веление нравственного долга? (По драме А. Н. Островского “Гроза”) Драма А. Н. Островского “Гроза” написана в 1859 году, почти полтора века назад. (Казалось бы, что нам сегодня до купеческой жены Катерины Кабановой, которая изменила мужу, сама во всем призналась и бросилась в Волгу? Почему же “Гроза” до […]...
    18. Определение образа героини драмы А. Н. Островского “Гроза” Катерины Кабановой как “луча света в темном царстве” принадлежит Н. А. Добролюбову и дано им в критической статье, посвященной анализу драмы. Почему Добролюбов так называет героиню? По мысли критика, Катерина – это “русский сильный характер”, поражающий “своей противоположностью всяким самодурным началам”. С точки зрения окружающих, она “странная, […]...
    19. Островский – не только великий русский драматург, но и основоположник национального театра. Написанная в 1859 году “Гроза” стала одной из самых известных пьес автора наряду с “Бесприданницей” и “Снегурочкой”. Ключевая героиня драмы разительно отличается от других действующих лиц, Катерина явно чужая в патриархальном мире провинциального Калинова. Ее жизнь до замужества была иной: Катя росла в […]...
    20. В написанной накануне отмены крепостного права “Грозе” А. Н. Островский показал начало перелома общественного сознания. Пьеса наполнена драматизмом, противоречиями и вопросами социального неравенства, что делает ее актуальной и в нынешнее время. “Гроза” по праву признается одним из лучших произведений Островского. В нем автор показал несправедливость, произвол и тиранию, царящие в обществе. Местом действия избран небольшой […]...
    21. Катерина – луч света в темном царстве Из под пера знаменитого драматурга 19 века Александра Николаевича Островского вышло множество пьес, в которых обрисовывался мир купечества. В основном этот мир населен властолюбивыми, невежественными людьми, от деспотизма которых, в первую очередь, страдают родные и близкие. В 1859 году критик Николай Александрович Добролюбов, впечатленный пьесами Островского, написал статью […]...
    22. Название своей знаменитой пьесе “Гроза” Александр Николаевич Островский придумал не случайно. В данном контексте образ грозы очень не прост и имеет большое количество значений. Более того, в этой пьесе гроза, как природное явление, является одним из действующих лиц, участников происходящего в произведении. А различные явления грозы смогли показать практически все стороны роковых столкновений сторон. Кроме […]...
    23. В пьесе Александра Николаевича Островского “Гроза” описание природы, пейзажей встречается не часто, в начале сцен коротко описывается обстановка или место действия. Но в самой пьесе, в монологах, природа, пейзажи встречаются часто. Эти отступления наиболее наглядно четко передают настроения героев. Катерина, рассказывая о своей юности, описывает посещение Храма “светлый столб вниз идет, и в этом столбе […]...
    24. Пьеса Островского “Гроза” раскрывает вечные, социокультурные проблемы общества. Катерина – главная героиня драмы. В ее образе воплощена борьба русского героического характера: борьба за любовь, осуществление возвышенных идеалов, за справедливость, правду и свободу. Кулигин – самоучка-механик – является второстепенным героем драмы. Он не включен в главную интригу и даже не встречается с Катериной при ее жизни, […]...
    25. В драме “Гроза” Островский показывает не только мертвящие устои “темного царства”, но и нетерпение к ним. Обличение ханжества и невежества естественно сливается в пьесе с ростками положительных и светлых сил, готовых отстаивать свою свободу. Непримиримость главной героини произведения с несправедливостью, ее решительный протест и отстаивание собственных прав обернулись, к сожалению, душевной драмой. Все началось с […]...
    26. После выхода из печати и постановки драмы Островского “Гроза”, современники видели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь написана она была в 1860 году, когда все ждали отмены в стране рабства, крепостного права. В центре пьесы – общественно-политический конфликт: хозяев жизни, представителей “темного царства” с их жертвами. На фоне прекрасного пейзажа рисуется невыносимая […]...
    27. Наверное, называть какие-либо персонажи “Грозы” внесюжетными, эпизодическими не вполне правильно. Да, они упоминаются эпизодично, на первый взгляд служат фоном к общей сюжетной конструкции, являются, как тот же Борис, предметом обстановки. Но роль их весьма важна, без них все произведение могло бы рассыпаться, как рассыпается дом, не имеющий связывающей арматуры. Этот же Борис настолько чужд атмосфере […]...
    28. События происходят в первой половине XIX в., в вымышленном приволжском городке Калинове. Первое действие – в общественном саду на высоком берегу Волги. Местный механик-самоучка Кулигин беседует с молодыми людьми – Кудряшом, приказчиком богатого купца Дикого, и мещанином Шапкиным – о грубых выходках и самодурстве Дикого. Затем появляется Борис, племянник Дикого, который в ответ на расспросы […]...
    29. Анализ произведения Это произведение было напечатано в 1860 году, в период об­щественного подъема, когда начали рушиться крепостнические устои, и в душной, тревожной атмосфере действительно собира­лась гроза. В русской литературе гроза издавна была олицетворением борь­бы за свободу, и у Островского это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. В пьесе отразились впечатления от путешествия по […]...
    30. Кульминация (от лат. “culmen”-вершина, высшая точка) – это точка наивысшего напряжения, подъема, развития действия. В пьесе Островского “Гроза” таким действием является конфликт Катерины против старого Калиновского уклада жизни, а также любовная линия сюжета, внутренняя борьба чувства долга к Тихону и искренней любви к Борису. В шестом явлении четвертого действия сцена покаяния главной героини становится точкой […]...
    31. А. Н. Островский в своей пьесе “Гроза” показывает жизнь купечества, его нравы и быт. Суть пьесы – конфликт между двумя поколениями, противостояние старого и нового, “темного царства” и светлого начала. В пьесе мы видим много разный героев, но всех их объединяет, как писал Добролюбов, невежество и покорность. В начале произведения показаны отношения купца Дикого и […]...
    32. В пьесе “Гроза” заложены две основные мысли А. Н. Островского: мощное отрицание гнета “темного царства” и появление положительного начала. В любой драме изначально заложен конфликт – противоречие, развивающее сюжет. Он проявляется во всех событиях, в столкновениях страстей и характеров. Каков же главный конфликт “Грозы”? Противоречие между самодурством купечества и униженностью жителей Калинова нельзя характеризовать как […]...
    33. Драма А. Н. Остовского ” Гроза ” несет в себе глубокий общественный смысл. В ней речь идет даже не о частной истории, произошедшей в провинциальном городке. “Гроза” прочитывается как трагедия общественных отношений и как трагедия рус-ской женщины в “темном царстве”. В этом самом “темном царстве” возникает яркая, светлая, способная на протест личность. Она, то есть […]...
    34. Был ли иной путь у Катерины? Пьеса “Гроза”, которая была написана Островским в 1859 году, одна из самых популярных у автора. Такой успех произведения совсем неудивителен. В драме был описан совершенно новый женский образ, который отличался силой и глубиной. Героиня словно бы олицетворяла собой протест против душного и затхлого мира, где царствовал патриархальный уклад, по […]...
    35. В творчестве А. Н. Островского важное место занимают пьесы о купечестве. Они отличаются яркостью и правдивостью, неслучайно Добролюбов назвал их “пьесами жизни”. Эти произведения описывают купеческую жизнь как мир скорби, затаенной и тихо вздыхающей, мир боли, тупой и ноющей, мир молчания, тюремного и гробового. И даже если вдруг появляется робкое роптанье, то оно утихает в […]...
    36. Анализ третьего явления пятого действия драмы “Гроза”. Драма “Гроза” – одна из самых ярких и интересных пьес А. Н. Островского. Она была написана в предреформенный период творчества писателя, когда начинали появляться образы из таких слоев русской жизни, как купечество, чиновничество. Действие “Грозы” происходит в небольшом городе Калинове, который стоит на берегу Волги. Хотя природа города […]...
    37. “Роман”, “повесть”, “поэма” – так называл “Мертвые души” сам Н. В. Гоголь, работая над этим произведением. Писатель, наверное, хорошо осознавал необычность жанра своего творения: “Вещь, над которой сижу и тружусь теперь…не похожа ни на повесть, ни на роман” – писал Н. В. Гоголь. Мне кажется, назвать “Мертвые души” поэмой автора побудило сочетание в произведении субъективного […]...
    38. Катерина Катерина – жена Тихона Кабанова и невестка Кабанихи. Это центральный персонаж пьесы, с помощью которой Островский показывает судьбу сильной, неординарной личности в условиях маленького патриархального городка. В Катерине еще с детства очень сильно желание счастья, которое с взрослением перерастает в желание взаимной любви. Несмотря на свою религиозность, Катерина остается земной и живой девушкой, переживающей […]...
    39. В пьесе “Гроза” А. Н. Островский создает абсолютно новый женский образ, простой, глубокий характер. Речь идет о Катерине, главной героине драмы “Гроза”. От ранее созданных героинь писателя она отличается силой духа, гармоничностью своей личности, собственным мироощущением. На мой взгляд, Катерина – натура поэтическая, светлая, возвышенная, мечтательная, у которой сильно развитое воображение. Ведь воспоминания Катерины составляют […]...
    40. Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину “сильным русским характером”? В драме Островского показан сложный, трагический процесс раскрепощения оживающей души. Здесь мрак борется со светом, взлеты сменяются падениями, здесь сказывается и живучесть морали “темного царства”, и шаткость этой морали. Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым. Здесь звучит мотив народной песни – мотив неминуемой гибели (“Ты […]...

    Название произведения очень часто отражает либо же его суть, либо даёт читателю хоть немного понять, о чём будет идти речь. Это не касается текстов конца XX и начала XXI века, но зато это положение в полной мере можно применить к текстам эпохи реализма. Например, в «Бедных людях» Ф. Достоевского действительно рассказывается о бедных людях, а в «Детство. Отрочество. Юность» Л. Толстого показаны именно эти этапы жизни человека. То же самое можно сказать и по отношению к пьесам. Одна из драм Островского, о которой пойдёт речь, была написана в 1859 году, во время острых социальных противоречий. Смысл названия пьесы «Гроза» не сводится лишь к характеристике природного явления.

    Для того чтобы наиболее точно ответить на вопрос, почему Островский назвал драму «Гроза», нужно детальнее рассмотреть этот образ.

    Как известно, сентименталисты ввели в литературу образ природы, передавая с помощью пейзажа чувства и эмоции героев. Гром и молния в пьесе Островского выполняют те же функции. Изначально автор описывает предгрозовое время. Это касается не только погоды (некоторые персонажи замечают, что вскоре может начаться дождь), но и общественной ситуации. Перед грозой обычно бывает очень душно – точно так же и в городе Калинове. Людям, которым не нравятся ложь и лицемерие, невозможно дышать в такой среде. Разговоры о деньгах, пьянство и осуждение концентрируются до такой степени, что катастрофа становится неизбежной. Чтобы такое положение дел изменилось, нужен был толчок, удар, катализатор, которым и выступает в тексте пьесы гром с грозой.

    Гроза является одним из основных действующих лиц в четвёртом действии, а именно в сцене прогулки по набережной. Кулигин обращает внимание на собирающийся дождь, восхищаясь силой природы. Он думает о том, что громоотвод был бы полезен всем жителям города, но его идеи не разделяет Дикой. В действии №4 неоднократно повторяются авторские ремарки о том, что слышен удар грома. Эти звуки становятся аудиальным оформлением кульминационной сцены, увеличивая смысловую нагрузку и усиливая остроту разворачивающейся трагедии. Именно гроза пугает Катерину, делает её нервной и слабой. Девушка, слыша раскаты грома, признаётся в измене своему мужу и Кабанихе, а уже со следующим ударом молнии падает без чувств.

    Как уже было обозначено ранее, смыслов заглавия пьесы «Гроза» несколько. Есть ещё один аспект, который нужно рассмотреть более подробно. Гроза предстаёт перед читателем не только как проявление стихии, а и как отдельный персонаж. Гроза представляется роком, которой навис над всеми героями. Неслучайно Тихон перед отъездом говорит, что над ним «грозы не будет две недели».

    Под словом «гроза» Кабанов подразумевает всю ту нездоровую атмосферу, которая царит в их семье. В основном это касается нравоучений Марфы Игнатьевны, ведь целых две недели мать не будет лезть в жизнь сына.
    Кулигин, например, не боится грозы. Наоборот, он призывает жителей опомниться от беспричинного беспокойства: «убивает не гроза!… убивает благодать!». Пожалуй, Кулигин единственный персонаж, у которого нет внутреннего ощущения грозы. Нет предчувствия надвигающегося несчастья. Дикой считает, будто «гроза посылается в наказание». Купец думает, что люди должны бояться грозы, хоть и самого Дикого она пугает. Катерина считает грозу божьей карой. Девушка тоже боится её, но не так, как Дикой. Между понятием «кара» и «наказание» есть существенная разница: кара воздаётся только за грехи, а вот наказать можно и просто так. Катерина считает себя грешницей, потому что предала мужа. В её душе, так же, как и в природе, начинается гроза. Сомнения накапливаются постепенно, Катерина разрывается между желанием жить своей жизнью и самостоятельно распоряжаться своей судьбой и остаться в привычной обстановке, постаравшись забыть о чувствах к Борису. Между этими противоречиями не может быть компромисса.

    Ещё одним из смыслов названия драмы «Гроза» можно назвать сюжетообразующий фактор. Гроза становится толчком к развязке конфликта. Как внутреннего противоречия главной героини, так и конфликта между представителями «тёмного царства» и образованными людьми XIX века. Катерина испугалась слов полоумной Барыни о красоте, которая непременно ведёт в омут, но только после раздавшегося удара грома Катерина признаётся в измене.

    Отношения между Борисом и Катей также можно сравнить с грозой. В них много решительного, страстного, стихийного. Но, как и гроза, эти отношения не продлились бы долго.
    Итак, какой же заложен смысл в название пьесы «Гроза» Островского? Гроза предстаёт как природное явление, обрамляя произведение аудиальной рамкой; как отдельный образ; как символ рока и наказания; как некое обобщённое отображение той общественной катастрофы, которая нависла над Россией XIX века.

    Приведенные версии заглавия драмы Островского призваны дать ответ на популярный вопрос “почему грозу назвали грозой”, эта информация может помочь ученикам 10 классов при раскрытии соответствующей темы в сочинении «Смысл названия пьесы «Гроза» Островского».

    Тест по произведению

    А. Островский - великолепный русский драматург. Его бессмертные произведения по сей день ставятся на подмостках театров, а цитаты из комедий стали крылатыми выражениями. "Свои люди - сочтемся", "Лес", "Не все коту Масленица", "Бесприданница" - произведения А. Островского составят весьма большой список.

    Самая известная драма Островского - "Гроза". Она повествует о событиях в маленьком городе. Драматург прибег к удивительному приему, где участие в человеческих жизнях принимает природное явление, заключающее в себе основную мысль произведения. Вот почему Островский назвал "Грозу" грозой, и этому факту нужно уделить особое внимание.

    "Гроза" была написана в 1859 году, в дореформенный период Действие происходит в небольшом провинциальном городке Калинове. История повествует о семействе, которое живет под предводительством авторитарной Кабанихи. Ее сын Тихон женился на Катерине, которая его не любит. Ее сердце принадлежит Борису, племяннику Дикого. Борису Дикой должен отдать наследство, однако Дикой отличается такими качествами, как агрессивность, жестокость и алчность. Варвара, дочь Кабанихи, устраивает Катерине свидание с Борисом. Та сначала боится, но женщина не в силах противиться любви. Она изменяет мужу Тихону, который находился в отъезде.

    Тихон возвращается. Катерина не в силах держать все в себе, она признается в измене. Дикой ссылает Бориса в Сибирь. Катерина понимает, что ей придется остаться и жить по-прежнему терпя унижения Кабанихи. В результате она не выдерживает, прыгает с берега в воду и умирает.

    Такая трагичная история любви! Так почему Островский назвал "Грозу" грозой? Потому что все действия сопровождаются грозой. Сначала она собирается, небо заволакивают тучи, а в кульминационный момент гроза обрушивается на Калинов. Если подумать, почему Островский назвал драму "Гроза", и никак иначе, то становится ясно, что гроза в произведении - это не просто природное явление. Она имеет глубокую символику и потаенный смысл.

    Гроза в душе Катерины

    Если проанализировать композицию драмы (завязку, развитие событий, кульминацию), то становится понятным, почему Островский назвал "Грозу" грозой. Вначале, когда Катерина делится с Варварой своими чувствами к Борису, на небе "вон никак гроза заходит..." Однако самой грозы пока еще нет. Когда Катерина отправляется на свидание с Борисом, в тексте снова упоминается гроза. Но самой грозы снова нет.

    Гроза входит в полную силу лишь тогда, когда Катерина не выдерживает мук совести и стыда. Муж Катерины вернулся и все так же любит ее, Кабаниха все так же злорадствует. Никто не заметил измены Катерины, ей все могло сойти с рук. Но вдруг разразилась суровая гроза, и Катерина пугается ее как Божьей кары. Катерина была правильно воспитана, и измена для нее была серьезным грехом. Так почему Островский назвал "Грозу" грозой? Потому что гроза, разразившаяся в душе Катерины, и гроза в небесах в кульминации драмы сливаются воедино, и в этот момент тайна девушки раскрыта. Катеринин грех становится известным всему Калинову.

    Гроза для Кулигина

    На фоне других персонажей выделяется образ Кулигина. Механик-самоучка, своеобразный мечтатель, он становится свидетелем всех событий. Кулигин живет в Калинове и видит его темноту и пороки. Патриархальный уклад семьи разрушен, самое время переходить к новому, но Кабаниха и Дикой продолжают жить по старым правилам.

    Кулигину доверяют большинство персонажей. Он не боится власти Кабанихи и Дикого и способен смело высказывать свое мнение. "Вот ваша Катерина, делайте с ней, что хотите!" - бросает он Кабанихе после смерти женщины. Он положительный герой, и мы понимаем, почему. Островский назвал произведение "Гроза", и гроза стала живительной, новой силой, которая дала Калинову луч света. Кулигин ее не боится, а, наоборот, радуется: "Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, словно напасти какой". Кулигин предлагал Дикому поставить громоотводы в городе, и это своеобразная аллегория: как легко громоотвод отводит грозы от города, так и Кулигин мягко противостоит людским порокам.

    Гроза для самодуров

    При ответе на вопрос, почему Островский назвал пьесу "Гроза", стоит обратить внимание на то, как к ней относится Дикой. Дикой - человек, который подчиняет себе других при помощи страха. Грозу он воспринимает как наказание, ее нужно бояться. Хотя сам Дикой также является грозой для домочадцев и прислуги.

    Вторая "гроза" города Калинова - Кабаниха. Тихон называет грозой ее власть, ругань и постоянный контроль.

    Таким образом, становится понятно, почему Островский назвал пьесу "Гроза" и никак иначе. Гроза в произведении является созидательной разрушительной силой. Если бы Островский дал драме другое название, то, скорее всего, читатели бы не уловили основной смысл произведения.

    А.Н.Островский написал много пьес, которые можно увидеть и в настоящее час по телевизору или в театре. Но одной из самых известных является драма "Гроза". Она была написана в 1860 году – накануне отмены крепостного права. Поэтому многие современники Островского видели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе.

    Хоть нам и кажется в начале драмы, что ее название связано с природным явлением (в конце первого действия хорошая погода вдруг сменяется надвигающейся грозой), но на самом деле в нем заложен более основательный смысл.

    Впервые слово "гроза" употребляется в сцене прощания с Тихоном: "Недели две никакой грозы надо мной не будет". Ему хочется хотя бы ненадолго освободиться от чувства страха и зависимости. Под грозой в произведении подразумевается страх и освобождение от него. Это страх возмездия за грехи. "Гроза-то нам в наказание посылается", - поучает Дикой Куличика. Власть этого страха распространяется на многих героев драмы и не проходит более того мимо Катерины. Она религиозна и считает грехом то, что полюбила Бориса. "Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами". Один лишь механик – самоучка Кулигин не боялся грозы, видел в ней представление величественное и красивое, но совсем не опасное для человека, который легко может унять ее разрушительную силу с помощью простейшего шеста – громоотвода. Обращаясь к толпе, объятой суеверным ужасом, Кулигин говорит: "Ну чего вы боитесь, скажите на милость. Каждая теперь травинка, любой цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! У вас все гроза! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь".

    Идейным стержнем пьесы является вечный конфликт между "хозяевами жизни", представляющими "темное царство самодержавно-крепостнического деспотизма", и их подчиненными, т.е. простыми крепостными. И сама борьба между этими двумя противоположностями похожа на грозу. Чтобы более полно представить это, вспомним, как все происходит в природе: солнце вдруг закрывает грозовая черная туча, становится темно, налетает сильный ветер, который клонит все к земле. Начинается сильный дождина, неожиданно сверкают молнии и долетают раскаты грома. Подобно этому, развиваются события и в драме. Подтачивает темное царство разум, здравый смысл Кулигина; высказывает свой протест Катерина, хотя и бессознательны ее действия, но она не хочет примириться с мучительными условиями жизни и сама решает свою судьбу: она бросается в Волгу. Во всем этом содержится главное важность реалистического символа, символа грозы. Это как раскат грома после продолжительного назревания. Даже в любви Катерины к Борису есть что-то стихийное, природное, как в грозе.

    В заключение можно сообщить, что образ грозы у всех писателей ассоциируется с образом больших перемен (вскоре после выхода драмы происходит знаменитая отмена крепостного права). Поэтому Островский уже в названии хотел заложить надежду на перемены к лучшему.

    Хоть нам и кажется в начале драмы, что ее название связано с природным явлением (в конце первого действия хорошая погода внезапно сменяется надвигающейся грозой), но на самом деле в нем заложен более глубокий смысл.
    Впервые слово “гроза” употребляется в сцене прощания с Тихоном: “Недели две никакой грозы надо мной не будет”. Ему хочется хотя бы ненадолго избавиться от чувства страха и зависимости. Под грозой в произведении подразумевается страх и освобождение от него. Это страх возмездия за грехи. “Гроза-то нам в наказание посылается”, - поучает Дикой Куличика. Власть этого страха распространяется на многих героев драмы и не проходит даже мимо Катерины. Она религиозна и считает грехом то, что полюбила Бориса. “Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами”. Один лишь механик – самоучка Кулигин не боялся грозы, видел в ней зрелище величественное и красивое, но вовсе не опасное для человека, который легко может унять ее разрушительную силу с помощью простейшего шеста – громоотвода. Обращаясь к толпе, объятой суеверным ужасом, Кулигин говорит: “Ну чего вы боитесь, скажите на милость. Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! У вас все гроза! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь”.
    Идейным стержнем пьесы является вечный конфликт между “хозяевами жизни”, представляющими “темное царство самодержавно-крепостнического деспотизма”, и их подчиненными, т.е. простыми крепостными. И сама борьба между этими двумя противоположностями похожа на грозу. Чтобы более полно представить это, вспомним, как все происходит в природе: солнце внезапно закрывает грозовая черная туча, становится темно, налетает сильный ветер, который клонит все к земле. Начинается сильный дождь, неожиданно сверкают молнии и долетают раскаты грома. Подобно этому, развиваются события и в драме. Подтачивает темное царство разум, здравый смысл Кулигина; высказывает свой протест Катерина, хотя и бессознательны ее действия, но она не хочет примириться с мучительными условиями жизни и сама решает свою судьбу: она бросается в Волгу. Во всем этом заключается главное значение реалистического символа, символа грозы. Это как раскат грома после продолжительного назревания. Даже в любви Катерины к Борису есть что-то стихийное, природное, как в грозе.
    В заключение можно сказать, что образ грозы у всех писателей ассоциируется с образом больших перемен (вскоре после выхода драмы происходит знаменитая отмена крепостного права). Поэтому Островский уже в названии хотел заложить надежду на перемены к лучшему.