Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Медведев д а в контакте. Дмитрий медведев. Участие в выборах Президента России
  • Вероника, значение имени, характер и судьба для девочек
  • Как писать сочинение (эссе) по истории в ЕГЭ
  • Проблема сохранения русского языка по тексту М
  • Алкогольный ступор. Ступор. Определение и виды этого состояния. Психоделическая литература, галлюцинозный или галлюцинаторный реализм
  • Актеры воевавшие в ВОВ - история в фотографиях — LiveJournal Известные люди участники афганской войны
  • Конспект логопедического занятия «Звук и буква Ш. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фоне Изучаем звук и букву ш

    Конспект логопедического занятия «Звук и буква Ш. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фоне Изучаем звук и букву ш

    Данный конспект занятия по подготовке к обучению грамоте является одним из конспектов рабочей программы «От звука к букве», составленной мною, учителем-логопедом Сажаевой Н. К. Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте включает в себя 72 занятия и рассчитана на старший дошкольный возраст. За методическую основу был взят «Логопедический букварь» Н. С. Жуковой. Более пяти лет я занимаюсь с детьми, используя это методическое пособие.

    Задачи:

    1. Продолжать учить ориентироваться в пространственно-временных категориях «неделя», «время года»;

    2. Продолжать формировать умение называть предмет по родо-видовым признакам («одежда»);

    3. Продолжать учить приёмам словоизменения, а именно: единственное и множественное число существительных, в том числе отработка множественного числа родительного падежа существительных; уменьшительно-ласкательные суффиксы;

    4. Продолжать знакомить детей с понятиями «звук», «гласный звук», «согласный звук», учить называть характерные признаки гласных и согласных звуков, учить различать их между собой;

    5. Продолжать формировать умение называть обобщающее понятие;

    6. Дать представление о понятии «буква», продолжать учить различать понятия «звук» и «буква»;

    7. Дать представление графического изображения буквы Ш, ш;

    8. Продолжать формировать умение соотносить изучаемую букву со знакомыми предметами;

    9. Продолжать формировать умение выделять на слух заданный звук в различных позициях: начало, середина, конец слова;

    10. Продолжать формировать умение придумывать слова на заданный звук и определять местоположение звука в слове;

    11. Продолжать формировать умение работать с кассой букв и слогов;

    12. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчиковых упражнений;

    13. Продолжать развивать общую моторику с помощью физических разминок.

    Оборудование: предметные картинки ШАПКА, ШАРФ, ШАР, МЫШЬ; «Волшебный мешочек», касса букв, карточки для обозначения звуков, карточки для выкладывания слоговой структуры слова, магнитная доска.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    Приветствие. Уточнение дня недели. Проговаривание всех дней недели в прямом и обратном порядке. Рассказ «Дни недели» (хоровое проговаривание).

    «Я знаю семь дней недели: это понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница – это рабочие дни, а суббота и воскресенье – выходные».

    Назвать текущее время года и перечислить осенние месяцы.

    2. Проверка домашнего задания

    • «Назовите гласные звуки из пройденных» («А, У, О»). «Почему они гласные?» («При их произнесении воздух в ротовой полости проходит свободно. Состоят из голоса. Образуют слог»).
    • «Назовите согласные звуки из пройденных» («М, С, Х, Р»). «Почему они согласные?» («При их произнесении воздух в ротовой полости встречает преграду. Состоят из голоса и шума»).
    • Чтение страницы букваря «Р» (это предыдушая тема занятия).

    3. Объявление темы занятия.

    Картинки из «Волшебного мешочка»: ШАПКА, ШАРФ, ШАР, МЫШЬ.

    (Слова проговариваются и картинки вывешиваются на магнитную доску).

    «Назовите слово, которое обозначает головной убор» («Это шапка»).

    «Назовите слово, которое обозначает предмет одежды, надеваемый на шею для удерживания тепла» («Это шарф»).

    «Назовите слово, которое обозначает предмет круглой формы, наполненный воздухом» («Это шар»).

    «Назовите слово, которое обозначает мелкого грызуна» («Это мышь»).

    • Игра «Классификация»

    «Какие картинки можно положить вместе и почему?» («Можно положить вместе шарф и шапку, потому что они – одежда»).

    • Игра «Один-много» («Шапка – шапки»…).
    • Игра «Назови ласково» («Шапка – шапочка»…).
    • Игра «Назови огромный» («Шапка – шапище»…).
    • Игра «Кого/чего не стало»: дети закрывают глаза, а логопед прячет картинку («Не стало шапки»…).

    Звук выделяется из звучащей речи. «Какой звук слышится во всех этих словах?» («Звук [Ш]»). «Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком [Ш]».

    4. Анализ классификационных признаков.

    Звук [Ш] гласный или согласный и почему?» («Звук [Ш] согласный, потому что воздух встречает преграду в ротовой полости»).

    «Звук [Ш] звонкий или глухой и почему?» («Звук [Ш] глухой, потому что горлышко не поёт – голосовые связки не работают». Проверить тактильно-вибрационным контролем).

    «Звук [Ш[ твёрдый или мягкий и почему?» («Звук [Ш[ твёрдый, потому что язык прямой»).

    «Звук [Ш[ твёрдый глухой согласный, обозначаем квадратом синего цвета» (Логопед предъявляет квадрат синего цвета).

    5. Развитие фонематического слуха и восприятия.

    «Поднимите руку, если услышите звук [Ш]:

    в звуковом ряду: а, ш, р, ж, о, м, ш, л, с, ш, р, щ …;

    из слогового ряда: ша, аш, са, жа, шу, ща, ач, ши, шо, сы, то, со, ку, шу …;

    из слов: сок, шар, корка, шуба, самовар, шапка, Жучка, мышь, жёлудь …».

    «Определи место звука в слове» (начало, середина, конец слова): ШАПКА, ШАРФ, МЫШЬ, ШАР.

    «Придумайте свои слова с изучаемым звуком и определите место звука в слове» (начало, середина, конец слова).

    6. Соотнесение звука с буквой.

    Предъявляется карточка с печатной буквой (большой и маленькой). «Звук [Ш] обозначается в русском языке буквой «Ш» (ша)».

    Звуки мы слышим и говорим, буквы мы видим и пишем.

    7. Анализ образа буквы.

    «Большая и маленькая буква «Ш» пишутся одинаково». «Из каких элементов состоит наша буква?». «Проводим три прямые линии сверху вниз на одинаковом расстоянии друг от друга. Внизу проведём одну линию, только слева направо, она соединяет все три линии вместе. Получилась буква «Ш» (логопед сопровождает написание буквы показом на доске).

    Физминутка

    Шарик

    — Надуваем быстро шарик,

    (Пальцы собраны в щепотку около рта и постепенно «расширяются»)

    — Он становится большой.

    (Руки через верх в сторону, описывают круг)

    — Шарик лопнул,

    — Воздух вышел,

    (Наклон вниз, присесть)

    — Стал он тонкий и худой.

    (Встать, прижав руки к туловищу)

    Мышка

    — Это мама – мышка.

    (Погладить голову)

    — Она красивая как все мышки.

    (Погладить лицо)

    — У неё большие ушки,

    (Погладить ушки)

    — У неё большие глазки,
    (Погладить область вокруг глаз)

    — У неё мягкие щёчки,

    (Погладить щёчки)

    — У неё острый носик,

    (Погладить нос)

    — У неё зубастый ротик.

    (погладить губы)

    8. Соотнесение образа буквы со знакомыми предметами.

    — Шура сено ворошил,

    Вилы в сене позабыл. (Г. Виеру)

    — На что похожа Ш?

    На зубья этого ковша. (В. Степанов)

    — Ах, табуретка хороша!

    Перевернул – и буква Ш!

    «На какие предметы похожа буква «Ш» (ответы детей).

    «На какие буквы русского языка похожа буква «Ш» (ответы детей).

    «На какие цифры похожа буква «Ш» (ответы детей).

    9. Работа с букварём.

    (Страницы 29-30). Чтение речевого материала сначала логопедом, затем – детьми.

    Пальчиковая гимнастика

    Зимняя одежда

    — Мама свяжет дочке

    («Вяжем на спицах»)

    — Шарфик

    (Провести ладонью по шее и отвести руку за плечо – «перекидывает шарф»)

    — И носочки,

    (Показать на ноги)

    — Шапочку и варежки,

    (Показать на голову и кисти)

    — Чтоб не мёрзнуть Варюшке.

    (Погрозить – покачать указательным пальцем влево-вправо).

    (О. Крупенчук)

    10. Работа с кассой букв и слогов.

    Выложить в кассе букв и слогов:

    — большую/заглавную «Ш»;

    — маленькую/строчную «ш»;

    — АШ – ША – ШАР – ШАРЫ

    — ша – Маша

    — УШ – ШУ – ШУМ – ШУМЫ

    — Шу – Шура

    — ОШ – ШО

    Слогов столько, сколько гласных.

    «Сколько слогов в словах: шар, шары, Маща, шум, шумы, Шура?». Выкладываемые слова сопровождать карточками для обозначения звуков.

    11. Подведение итога.

    «Какой звук учили?» (коллективный ответ детей).

    «Какой буквой обозначали?»

    12. Домашнее задание.

    Чтение страницы букваря (стр. 29-30). Выкладывать заглавную и строчную букву Ш, ш . Придумать слова изучаемым звуком. Придумать имена для мальчиков и для девочек, в которых есть изучаемый звук. Подумать, на что похожа буква Ш и получить сертификат к аттестации ?

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности (второй год обучения).

    Тема «Звук и буква Ш»

    Интеграция образовательных областей:

    • «Познавательное развитие»,
    • «Речевое развитие»,
    • «Социально-коммуникативное развитие»,
    • «Физическое развитие».

    Цель.

    • Формировать правильное произношение звука [ш],
    • познакомить с буквой Ш.

    Задачи:

    • закрепить навык чёткого произношения звука [ш] в слогах, словах, фразе;
    • развивать подвижность артикуляционного аппарата;
    • упражнять в звукобуквенном, слоговом анализе и синтезе слов;
    • упражнять в согласовании слов в предложении;
    • познакомить с буквой Ш, правилом написания слов с «ши»;
    • развивать фонематический слух, память, внимание.

    Оборудование:

    • предметные картинки, в названии которых есть звук [ш], индивидуальные зеркала, картинки – символы для выполнения артикуляционных упражнений, ручки, тетради, предметные картинки с изображением воздушного шара, королевства, замка, принцессы Шуток; электронная игра «Сбор урожая», буква Ш, счётные палочки, цветные карандаши, печатная буква Ш на каждого ребёнка.

    Примерный ход непосредственно образовательной деятельности:

    I. Организационный момент.

    Сегодня мы с вами отправимся в сказочное королевство Принцессы шуток. Так её назвали за то, что она любит смех и веселье. Но чтобы попасть в королевство, нужно назвать звуки в словах по порядку: ваш, наш, душ, Маша, шум, наша, каша, шина, Даша, Миша, суша.

    Назовите звук, который чаще других повторялся в этих словах (звук [ш])

    Сегодня мы будем знакомиться с этим звуком во время нашего путешествия по сказочному королевству.

    II. Основная часть.

    1. Упражнения на расслабление.

    Вот мы и оказались в королевстве. Принцесса шуток, просыпаясь, каждое утро смотрится в зеркало, улыбается и идёт пить чай с вареньем. Сделаем так и мы:

    • «Напряжённая улыбка» — улыбнитесь, напрягая и с силой растягивая губы. Затем расслабьтесь, приоткрыв рот.
    • «Рупор» — приоткройте рот, вытяните губы вперёд, округлив их, расслабьтесь.
    • «Лопатка» — улыбнитесь, положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживайте такое положение под счёт до 10.
    • «Вкусное варенье» — улыбнитесь, приоткройте рот, широким передним краем языка оближите верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Закройте рот, расслабьтесь.
    • «Чашечка» — улыбнитесь, приоткройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу, затем поднимите его к верхней губе, спрячьте «чашечку» в рот. Потом расслабьтесь, положив язык на дно ротовой полости.

    2. Д/у «Волшебное заклинание».

    Мы с вами очутились перед воротами замка. Но эти двери не простые, а волшебные. Чтобы их открыть, надо произнести заклинание. Слушайте и повторяйте за мной:

    • ша – шо – ша аш – аш – ош ше – ша – ше
    • ши – ши – шу уш – ыш – уш шо – ше – ша
    • шо – ша – шо ош – аш – ош уш – уш – ша
    • ша – ши – шо уш – ыш – ош иш – аш – иш

    3. Д/у «Воздушный шар».

    Но что-то ворота не открываются. Тогда перелетим через них на воздушном шаре. Но сначала надуем его.

    Надуваем быстро шарик, Пальцы обеих рук в щепотке
    Он становится большим, соприкасаются кончиками.
    Вдруг шар лопнул, воздух вышел, В этом положении подуть на них,
    Стал он тонким и худым. пальчики принимают форму шара.
    Воздух выходит, пальчики принимают исходное положение.
    Шо- шо — шо — лететь нам хорошо.

    При произнесении звука [ш] наши губы округляются, вытягиваются вперёд, но воздух имеет преграду, в виде языка. Воздух прорывается сквозь щель и производит шум: «ш-ш-ш».

    Запомните: звук [ш] – согласный, потому что его нельзя петь и тянуть; глухой, потому что при его произношении горлышко не дрожит; всегда твёрдый, поэтому обозначается синим кружочком.

    4. Д/и «Подарки для Принцессы».

    Вот мы и очутились в замке. Нас встречает Принцесса. Но в гости принято приходить с подарками. Выберем подарки.

    Рассмотрите картинки: мишка, вафли, шары, щенок, шоколад, печенье, шарф, конфеты, карандаш, мышка, ватрушка, машина, лягушка, собака, подушка, самокат.

    Выберите только те, в названии которых есть звук [ш].

    Что вы выбрали? (мишку, шары, шоколад, шарф, карандаш, мышку, ватрушку, машину, лягушку, подушку)

    А теперь среди этих предметов назовите только те, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова (шары, шоколад, шарф).

    5. Д/у «Новые слова».

    Принцесса шуток рада вашим подаркам и предлагает с ней пошутить. Замените в слове первый звук на [ш] и получится новое слово:

    • чашка – шашка дар – шар маг – шаг
    • мышка – шишка мыло – шило жаль – шаль
    • Гарик – шарик топот – шёпот сок – шок
    • губы — шубы тапки – шапки кашка – шашка

    6. Д/у «Сбор урожая».

    У Принцессы шуток есть волшебный сад, в котором растут деревья. На деревьях уже давно поспел необычный урожай. Помогите собрать урожай в три корзины. В первую корзину соберите предметы с одним слогом, во вторую корзину – с двумя слогами, в третью корзину – с тремя слогами.

    Картинки: шуба, шут, шашки, машина, мышь, шляпа, катушка, шар, пушка, лягушка, шарф, шахматы, шина, тушь, шляпа, шиповник.

    8. Физминутка.

    Потрудились в саду, устали, отдохнём.
    Слушай, сказочный народ, собираемся на сход.
    Поскорее в круг вставайте
    И зарядку начинайте.
    Потягушки, потянитесь!
    Поскорей, скорей проснитесь!
    По коленкам шлёп, шлёп,
    По плечам теперь похлопай!
    По бокам себя пошлёпай,
    Можем хлопнуть за спиной,
    Хлопаем перед собой.
    Вправо можем, влево можем,
    И крест-накрест руки сложим.

    9. Пальчиковая гимнастика.

    Раз, два, три, четыре, пять – Хлопки в ладоши.
    Будем пальцы загибать.
    Вот большой, вот указательный, Поочерёдное загибание
    Будьте вы теперь внимательны! пальцев рук.
    Средний мы сейчас загнём,
    Безымянный позовём.
    И мизинчик – молодец
    Опустился наконец!
    Получились кулачки,
    Застучали молотки:
    Тук, тук, тук! Постукивание кулачка о кулачок.
    Вы послушайте свой стук!

    10. Знакомство с буквой Ш.

    а) показ буквы.

    Посмотрите, на замке Принцессы нарисован герб – знак того, что дворец принадлежит ей. Этот герб – буква Ш.

    Посмотри на букву Ш –
    Буква очень хороша,
    Шура сено ворошил,
    Вилы в сене позабыл.

    Звук [ш] на письме обозначается буквой Ш.

    Выложите букву Ш из палочек. Сколько элементов в написании буквы?

    На что похожа буква Ш? Превратите букву в любой предмет, добавив недостающие детали.

    б) работа в тетрадях:

    Печатание букв Ш ш;
    - печатание слов под диктовку: каша, пушка, кошка, мишка;
    - звукобуквенный и слоговой анализ слов: уши, шишка (знакомство с правилом написания «ши»).

    11. Д/у «Мост от замка».

    Нам пора возвращаться, а для этого построим мост от замка Принцессы до детского сада. «Подружите» слова, соберите их в предложение:

    Шкаф, вешать, в, Миша, шуба. – Миша вешает шубу в шкаф.
    Алёша, машина, дедушка, купить.
    Кушетка, на, отдыхать, дедушка.
    Маша, каша, кушать.
    В, писать, Маша, школа, буквы.
    Алёша, подарить, мишка, плюшевый.
    Штанишки, Маша, Миша, шить.
    Яша, шишка, возить, машина, на.

    III. Итог:

    Где мы сегодня побывали?

    С каким звуком и буквой познакомились?

    Овчинникова Т.Н.,
    учитель-логопед

    Логопедическое занятие. Тема: звук и буква «Ш».

    Цели :

    Развивать фонематический слух

    Автоматизировать звук [Ш] в словах , слогах, тексте

    Умение находить места звука в слове

    Закреплять произношение звуков в словах

    Обучать словоизменению

    Закреплять навык звукобуквенного и звукослогового анализа слов

    Знакомство с буквой Ш

    Развитие мелкой моторики (учить сопровождать речь с движением рук)

    Развивать внимание, мышление, память

    Расширять словарный запас

    Объяснение правописания имен собственных

    Оборудование :

    Картинки со звуком [Ш] , конверты с индивидуальными карточками, фонарики, схемы, фигурки персонажей мультфильма "Маша и Медведь", блокнот, карандаш, трафареты с изображением ёжика, "слоговой домик "

    Ход занятия:

    1. Оргмомент-назови первый звук в имени .

    2. Игра на внимание «Четвертый лишний» .

    Выставляются четыре картинки, из которых "лишняя" со звуком [Ш] , который находится в разных позициях ("шина", "машина", "ковш")

    Логопед : «Ребята, какой звук слышим чаще всего в названиях этих картинок?»

    Предполагаемый ответ : «Звук «ш»

    3. Логопед : "Ребята, давайте потренируемся произносить звук [Ш] правильно . Возьмите, пожалуйста, свои зеркала".

    Артикуляционная гимнастика.

    «Заборчик» , «Трубочка» , «Окошко» , «Лопатка» , «Качели» , «Чашечка» , «Вкусное варенье»

    Чтобы звук красивым вышел ,

    Шире язычок и выше.

    Дыхательная гимнастика «Надуваем шарик» .

    4. Характеристика звука .

    [Ш]-согласный, всегда твердый, глухой, шипящий.

    Завели машину - Ш-Ш-Ш!

    Накачали шину – Ш-Ш-Ш!

    Улыбнулись веселей

    И поехали скорей!

    Дети имитируют движение машины и отправляются в гости к героям сказки.

    5. Задание по автоматизации звука

    Логопед : «Ой, беда, ребята! По дороге бежит ёжик без иголок. Он, наверное, заболел. Поможем ёжику? Он нам покажет путь к нашим героям».

    (дети на шаблоне рисуют ёжику иголки, произнося звук [Ш] )

    6. Воспроизведение слоговых рядов :

    А) ша-шо-шу

    Б) аш-ош-уш-ыш

    Ёш-аш-ош-уш

    В)аша-оша-иша

    Аши-еши-иши

    Г) шма-шмо-шму

    Шло-шла-шли

    Чистоговорка :

    Ши-ши-ши – притихли малыши.

    Шо-шо-шо – нам гулять хорошо.

    Шу-шу-шу – я сижу и не шуршу.

    Ша-ша-ша – наша Маша хороша.

    7. Задание : выделение заданного звука на слух (фонарики) .

    Появляются сказочные герои, Маша и Медведь.

    Маша : «Ребята, вы меня звали?»

    Логопед : «Ребята знакомятся со звуком [Ш] . Хотите помочь нам?»

    Дети выделяют звук [Ш] с помощью фонариков в :

    А) в слогах

    Б) в словах

    В) в стихотворении

    Мы у мышки были,

    Чай из чашек пили,

    Кушали ватрушки,

    Лепешки да пышки.

    Мышка играла

    На губной гармошке,

    От души плясала,

    Весело ей стало.

    Логопед : «Мишутка учится говорить, правильно звуки произносить . Место звука в слове искать и четко его называть».

    8. Игра «Найди звук в слове » - с логопедом на фланелеграфе вывешивают картинки.

    9. Звуковой анализ слов («Маша» и «Миша» )

    10. Игра «Я-ты-он-они-мы» : (изменение слов по образцу) .

    А) Я мешаю и ты мешаешь, он мешает и она мешает, они мешают и мы мешаем.

    Я шью и ты…

    Я штопаю и ты…

    Я пишу и ты…

    Я спешу и ты…

    Б)Я штопаю штанишки плюшевому мишке.

    11. Игра «Подели слова на слоги»

    Логопед : «надоело мишке спать в берлоге, делит он слова на слоги» .

    Мыши, мышь, шуба, шапка, машина, лягушка…

    Логопед : «Ребята, откройте конвертики, возьмите картинку. Это подарок Маше и Мише». (дети см. вывешивают картинки в " звуковой домик ")

    На поляне дом стоит,

    Ну, а в домик путь закрыт.

    Я ворота открываю,

    В гости в домик приглашаю,

    Слова по слогам скажи

    И в ворота поспеши.

    12. Физкультминутка «Мишка шел, шел, шел…»

    13. Знакомство с буквой .

    a) Логопед : «Чем отличается звук от буквы

    b) Показ буквы

    c) Название буквы и звука .

    d) Объяснение правописания имен собственных

    14. Дети печатают букву , слоги, слова (Маша, Миша)

    15. Пальчиковая гимнастика

    Шла по улице машина,

    Шла машина без бензина,

    Шла машина без шофёра,

    Без сигнала светофора.

    Шла сама, куда не зная,

    Шла машина заводная.

    16. Итог занятия

    Маша :

    «Ох, спасибо, ребятишки!

    Угощу вас всех коврижкой!»

    Миша :

    «Ох, спасибо вам, детишки!

    Угощу всех вкусной шишкой!»


    Конспект занятия звук и буква Ш

    Учителя- логопеда МБДОУ

    «Детский сад № 15 компенсирующего вида»

    г. Кандалакша

    Беляевой Анны Сергеевны

    Цель:

      Закрепление правильного произношения звука, знакомство с буквой;

      Развитие навыка звукового анализа и синтеза слова;

      Продолжать учить детей составлять предложение по схеме;

      Развитие внимания, памяти.

    Ход занятия

    Организационный момент

    Л.- Дети, сегодня к нам на занятие пришел дед Буквоед, и принес разные задания, что бы проверить, готовы ли вы к школе.

    А вот и первое задание от деда Буквоеда. Загадки. Отгадав загадки, вы узнаете, с каким звуком и буквой вы познакомитесь сегодня на занятии.

    Л.- Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песни поет.

    Д.- Кошка

    Л.- Он обнимет шею,

    Станет мне теплее.

    Д.- Шарф

    Л.- Звучит труба басисто.

    Не трогайте солиста!

    Пускай садится на цветок

    И пьёт в антракте сладкий сок.

    Д.- Шмель

    Л.- Какой звук встречается чаше других в отгадках?

    Д.- Звук Ш встречается чаще

    Сообщение темы

    Л.- Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой Ш.

    Основная часть:

    Знакомство со звуком.

    Л.- Возьмите зеркала и произнесите звук [Ш], глядя в зеркало. Определите, согласуется ли у вас язычок с зубками?

    Губки округлены и слегка вытянуты вперед.

    Широкий язычок наверху образует “чашечку”.

    Теплая воздушная струя идет по центру язычка.

    Горлышко “молчит”.

    Л.- Расскажите деду Бувоеду о звуке Ш

    Л.- Звук “ш”гласный или согласный?

    Д.- Звук Ш согласный

    Л.- Почему?

    Д.- Воздух встречает преграду

    Л.- Каким цветом мы обозначаем согласные звуки?

    Д.- согласные звуки мы обозначаем синим цветом.

    Л.- Определим, звук Ш звонкий или глухой? Поставьте ладонь к горлу, голосок «звенит»?

    Л.- Значит, звук Ш звонкий или глухой?

    Д.- В горлышке не звенит голосок, звук ш глухой

    Л.- Запомните, звук “ш” всегда твердый!

    Развитие фонематического слуха

    На доску выставляется «звуковая» линейка и картинки в названии которых звук Ш стоит, в начале слова, середине слова и конце слова.

    Л.- дед Буквоед приготовил картинки

    Л.- Посмотрите на картинки, найдите среди них слова, в названии которых звук Ш стоит в середине слова

    Л.- Найдите звук Ш в середине слова

    Найдите звук Ш в начале слова.

    В конце слова.

    Л.- дед Буквоед, посмотри какие наши дети внимательные

    Знакомство с буквой:

    На доску выставляется картинка с изображением шляпы.

    Л.- Что это?

    Д.- Это шляпа

    Л.- Какой первый звук в слове шляпа?

    Д.- Первый звук в слове шляпа, звук Ш

    Л.- Какой буквой мы обозначаем звук Ш?

    Д.- Звук Ш мы обозначаем буквой Ш

    Л.- На что похожа буква Ш?

    Д.- Буква Ш похожа на забор

    Д.- Буква Ш похожа на расческу

    Д.- Буква Ш похожа на шпалы

    Л.- Найдите букву Ш в коробке и поставьте на линейку.

    Физминутка:

    Л.- Устал дед Буквоед, отдохнуть хочет. Тихонько встаньте, подойдите к ковру.

    Накачаем шины на нашей машине ш-ш-ш

    Хорошо накачали шины? Проверим.

    Л.- Наехали мы на камень. Спустило шину шшшшшшш

    Работа над звуковым составом слова:

    На доску выставляется картинка Шуба

    Л.- Дети, что это?

    Д.- Это шуба

    Л.- Составим схему к слову “шуба” для деда Буквоеда

    Л.- Сначала, разделим слово на слоги, приготовьте ладошки

    ШУ-БА

    Л.- Какой первый слог в слове шуба?

    Д.- Первый слог в слове шуба, слог Шу

    Л.- Какой второй слог в слове шуБа?

    Д.- Второй слог в слове шуба, слог Ба

    Л.- Сколько всего слогов в слове шуба?

    Д.- В слове шуба, два слога

    Л.- Какое слово получилось?

    Д.- Шуба

    Л.- Я предлагаю поиграть в игру «Живые звуки»

    Игра «Живые звуки»

    Л.- Какой первый звук в слове шуба?

    Д.- Первый звук в слове шуба, звук Ш

    Л.- Выходи …

    Л.- Какой второй звук в слове шуба?

    Д.- Второй звук в слове шуба, звук У

    Л.- Выходи…

    Л.- Какой третий звук в слове шуба?

    Д.- Третий звук в слове шуба, звук Б

    Л.- Какой четвертый звук в слове шуба?

    Д.- Четвертый звук в слове шуба, звук А

    Л.- Читайте за моей рукой: «Шуба»

    Л.- Сядьте на места и выложите слово шуба с помощью фишек.

    Л.- Напишите слово шуба с помощью букв.

    Работа по схеме предложения:

    На доску выставляется схема предложения и картинки

    Л.- деду Буквоеду будет очень приятно, если вы составите для него предложения.

    Л.- Придумайте предложение про мышку по предложенной схеме.

    Л.- Мышка что делает?

    Д.- Мышка прыгает,

    Д.- Мышка бегает.

    Л.- Дети, кто это?

    Д.- Это шмель

    Л.- Придумайте предложение про шмеля по предложенной схеме

    Д.- шмель летит

    Д.- шмель жалит

    Л.- А теперь составьте предложение из трех слов о мышке, шмеле.

    Л.- Мышка пищит как?

    Д.- Мышка пищит тихо

    Л.- Шмель летит как?

    Д.- Шмель быстро лети

    Подведение итогов занятия

    Л. — Поиграем в игру «Добавь слог». Я начинаю слово, а вы добавляете слог “шка”

    Бабу – шка пу — шка

    Лягу – шка мы – шка

    Поду – шка ко – шка

    Кату – шка ми – шка

    Неваля – шка гармо – шка

    Л.- С каким звуком и буквой сегодня познакомились?

    Д.- Мы сегодня познакомились со звуком и буквой Ш

    Л.- Что вызнаете о звуке Ш?

    Д.- Звук Ш согласный, глухой, твердый.

    Л.- Дети, вспомните слова со звуком Ш

    Л.- деду Буквоеду понравилась Аня. Она составила интересное предложение, Даша внимательно слушала все задания, которые задавал дед Буквоед. Варвара следила за звуками и отвечала полным предложением.

    Цель занятия: изучаем букву Ш, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

    • познакомить дошкольника с буквой Ш, правильным произношением звука;
    • научить писать печатную букву Ш по клеточкам;
    • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

    Назови, что нарисовано на картинках снизу:

    Шары Шмель Шишки Шахматы

    В Шурином доме отключили воду. Открывает Шура кран - воды нет, только воздух шипит: ш-ш-ш…

    1. Как шипит воздух в кране?
    2. Как звали девочку?
    3. Какой первый звук в слове ШУРА?
    4. Какой звук есть и в слове ШАПКА, и в слове МЫШКА, и в слове ДУШ?
    5. В начале, в конце или в середине слова звук [ш] в слове ШЛЯПКА? - ДУШ? - МЫШКА? - ШУБА? - КОШКА?

    Когда мы произносим звук [ш], кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Произнеси: ШШШ. И язык, и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ш].

    • Гласный или согласный звук [ш]?
    • Звонкий или глухой этот звук?
    • Почему?
    • Какие еще согласные звуки ты знаешь?

    Задание: печатная буква Ш для дошкольников

    Рассмотри букву Ш. Нашили букву Ш в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

    В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
    Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

    Продолжи фразу

    Если мы растем на ели,
    Мы на месте, мы при деле.
    А на лбах у ребятишек
    Никому не нужно… (шишек).

    Я рубашку сшила мишке.
    Я сошью ему … (штанишки).

    Сегодня все ликует!
    В руках у детворы
    От радости танцуют
    Воздушные … (шары).

    Слышит мишка краем уха,
    Как жужжит над ухом муха.
    Мишка лапой муху хвать!
    Мухи слыхом не слыхать!
    Но понять не может мишка,
    Отчего над ухом … (шишка).

    Сказка про букву Ш

    Как Мыша шалил

    Мышонок Мыша был страшным шалуном. Собирается, например, его папа куда-нибудь промышлять. Шарит, шарит по всем шкафам: ищет свои шлепанцы, штаны, шарф и шляпу, а их нигде нет.

    Мыша! Где мои вещи?! - грозно спрашивает папа.
    - Я их съел… Нечаянно…
    - Как съел? Ах ты шалопай!
    - Ну что ты шумишь? - заступается мама.
    - Он же пошутил.
    - А шапку в прошлом году съел тоже в шутку?!

    Или залезет Мыша за ширму и шуршит там: шур-шур-шур…

    Кошка!!! - визжит мама, и они вместе с папой шарахаются под шкаф.

    Или привяжет шпагат к шлангу и тянет его через всю комнату.

    Змея…- шепчет папа и вместе с мамой падает в обморок.
    - Это не жизнь, а кошмар!- возмущается папа.
    - Мы в свое время так не шалили.

    Загадки для детей на букву Ш

    Наша тетушка игла
    Строчку по полю вела.
    Строчка в строчку,
    Строчка в строчку.
    Будет платье вашей дочке.
    (Швейная машина)

    Твой хвостик я в руке держал,
    Ты полетел, я побежал.
    (Шарик воздушный)

    На квадратиках доски
    Короли свели полки.
    Нет для боя у полков
    Ни патронов, ни штыков.
    (Шахматы)

    Пословицы и поговорки на букву Ш

    За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
    Знай больше, а говори меньше.
    В гостях хорошо, а дома лучше.
    Кошке игрушки, а мышке слезки.
    На мышку и кошка зверь.
    Шила в мешке не утаишь.
    Если не видишь - взойди на гору, если не понимаешь - спроси у старшего.
    Ошибся, что ушибся,- вперед наука.
    Поспешишь - людей насмешишь.
    С кем поведешься, от того и наберешься.
    Раньше начнешь, раньше и поспеешь.

    Веселые стихи про букву Ш для детей

    Что у нас в лесу на букву Ш?
    Это шишка шлепнулась, шурша.
    Шмель и шершень шумно шарят в кашке.
    Шебуршат в шиповнике букашки.
    Что еще в лесу на букву Ш?
    Шум и шорох возле шалаша.
    (М. Яснов)

    Шавка очень громко лает.
    Шавка очень твердо знает:
    Тот, кто громче скажет «гав»,
    Тот всегда и будет прав!
    (Б. Заходер)

    Шар воздушный,
    Шаловливый,
    Непослушный,
    Вместе с ветром убежал,
    А куда?
    И не сказал.
    (Ф. Бобылев)

    Шарик свернутый лежал,
    Чтоб в окно не убежал.
    А теперь его надую,
    С ним на улицу пойду я.
    (Г. Сатир)

    Шарфик
    Шел я лесом и боялся…
    Чей-то шарфик мне попался.
    Сразу лес не страшным стал.
    - Эй, кто шарфик потерял?
    (Г. Виеру)

    Шила шубку -
    Сшила юбку,
    Шила шапку -
    Сшила тапку!
    Хороша швея Наташа!
    (Е. Благинина)

    Шмель продает шары воздушные.
    Шары такие непослушные!
    Шары шуршат и в небо рвутся,
    А шелковинки-нитки рвутся.
    (Г. Сатир)

    Шмель шнырял, шуршал в шалфее,
    Шмель ужасный шум затеял.
    Сколько дел он натворил -
    Даже шершня разбудил.
    (А. Пудваль)

    Шпагоглотатель не шутил,
    Пять шпаг бесстрашно проглотил.
    Эй, шалуны! Прибавьте шагу!
    Несите мне шестую шпагу.
    (В. Берестов)

    Шуршат осенние кусты.
    Шуршат на дереве листы.
    Шуршит камыш.
    И дождь шуршит.
    И мышь, шурша,
    В нору спешит.
    А там тихонечко шуршат
    Шесть шустрых маленьких мышат.
    Но все вокруг возмущены:
    - Как расшуршались шалуны!
    (А. Усачев)

    Итоги урока:

    1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
    2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
    3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
    4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.