Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Медведев д а в контакте. Дмитрий медведев. Участие в выборах Президента России
  • Вероника, значение имени, характер и судьба для девочек
  • Как писать сочинение (эссе) по истории в ЕГЭ
  • Проблема сохранения русского языка по тексту М
  • Алкогольный ступор. Ступор. Определение и виды этого состояния. Психоделическая литература, галлюцинозный или галлюцинаторный реализм
  • Актеры воевавшие в ВОВ - история в фотографиях — LiveJournal Известные люди участники афганской войны
  • Скачать презентацию на тему разговорный стиль речи. Презентация на тему: Разговорный стиль. Лексика характеризуется различными оттенками экспрессивной окраски

    Скачать презентацию на тему разговорный стиль речи. Презентация на тему: Разговорный стиль. Лексика характеризуется различными оттенками экспрессивной окраски


    ТЕМА: Разговорный стиль речи.

    ТИП УРОКА: комбинированный (изучение нового материала, формирование практических умений и навыков, контроль знаний).

    ЦЕЛЬ УРОКА: Расширить знания об особенностях разговорного стиля речи.

    ЗАДАЧИ УРОКА:

    1. формирование умения анализировать особенности и колорит устно - разговорной речи;

    2. развивать умения анализировать тексты разговорного стиля, составлять диалог;

    3. воспитание коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения), воспитание бережного отношения к языку.

    ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Определяют основные черты разговорного стиля, особенности языковых средств. Работают по плану характеристика определения стиля. Умеют вести диалог в группе, учатся доказывать, опираясь на теоритический материал.

    КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ: Обучение через диалог в ЗБР. Развивать критическое мышление, навыки анализа текстов, умение оценивать, сотрудничество.


    • Организационный момент.
    • Позитивный настрой.
    • Проверка домашнего задания.
    • Целеполагание. ТРИЗ «Необъявленная тема»
    • Изучение новой темы:

    А) Стратегия «ЗХУ»

    Б) Составление критерий характеристики стиля речи.

    6. Физминутка.

    7. Работа с текстом. Стратегия «Прочитай и подумай».

    8. Исследовательская работа по тексту.

    9. Подведение итогов урока: Стратегия «ЗХУ».

    10. Домашнее задание.

    11. Оценивание.

    12. Рефлексия.




    1. Презентация «Стили речи»

    2. Привести свои примеры на каждый стиль речи.


    Задание:

    • выделить особенности стиля(речь, форма общения, языковые средства)

    - Определить тему и цель урока.



    Знаю

    Хочу узнать

    Узнал


    Ознакомиться с теоретическим материалом в учебнике и на слайде.

    Составить план характеристики разговорного стиля речи. И по плану рассказать новую тему .


    Общие признаки:

    -неофициальность

    -непринуждённость

    -неподготовленность

    Порядок слов в предложении свободный.

    Яркий разговорный характер имеют простые глагольные сказуемые, выраженные инфинитивом(она опять плакать);

    междометием (а он бац об землю);

    повторением сказуемого (и делать не делает).

    Сфера употребления.

    Сфера бытовых и профессиональных отношений.

    Чаще представлен в устной речи; большое значение имеют паузы, выделение голосом слов, ускорение и замедление темпа речи, усиление и ослабление силы голоса.

    Формы речи. Устная форма: диалог, монолог, полилог.

    Письменная форма: частное письмо, записки, дневниковые записи


    1 Цель высказывания.

    2. Форма высказывания.

    (диалог, монолог, полилог)

    3. Языковые средства

    (особенности лексики, синтаксиса)



    «Пуськи бятые». С.227, учебник

    Ответьте на вопросы:

    - На каком языке она написана?

    - Почему вы так думаете?

    - Назовите действующие лица сказки. Кто они?

    - Дайте оценку персонажам сказки и описанному событию.

    - Определите, к какому стилю относится данный текст.

    - Докажите, найдя признаки этого стиля? (смотрите правило.)


    Задание:

    Докажите, что приведённый текст на карточке относится к разговорному стилю.

    Какие языковые средства могут быть охарактеризованы как примета этого стиля?


    Карточка 1. Докажите, что приведённый текст относится к разговорному стилю. Какие языковые средства могут быть охарактеризованы как примета этого стиля?

    Н. Вот, Михал Евгенич, вы много прожили здесь. Вот этот Арбат. Значит, вы помните эти места арбатские? Вот Собачья площадка... знаменитая.

    М. А как же, ну, а как же!

    Н. Наверно, играли там? В детстве?

    М. На Собачьей? Мы не играли, а... проходили просто. Там керосинова ла-а-вка была. Да. Лавка была. Потом, по-моему, больница Морозова что ли.

    М. По-моему, там. Где как раз мой дядя умер. Костя. Во время войны.

    __________________________________________________________________


    Знаю

    Хочу узнать

    Узнал


    • Подготовить план развернутого связного ответа на тему «Что такое разговорный стиль речи». Каким стилем при этом вы будете пользоваться? Почему?
    • Придумать лингвистическую сказку с фантастическими героями, несуществующими словами, но узнаваемыми действиями.
    • Приготовить «простые и сложные вопросы.»

    Лист оценивания

    Ученика(цы) 7 « В » класса _______________________

    Тема урока: « Разговорный стиль речи »

    Очень хорошо-5

    Хорошо-4

    Средне-3

    Работа в группе

    оценщик

    Работа в паре

    напарник

    Я-сам

    Итог

    вывести

    самостоятельно



    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Стили речи: разговорный стиль

    Особенности разговорного стиля Сложился в городской среде, имеет принципиальные отличия от литературного языка, являясь его частью. Это неподготовленная речь в условиях свободного общения. Стиль может быть представлен в устной и письменной форме (реплики в пьесах, диалоги в художественных произведениях и т.д.). Наличие разговорной лексики. Частое использование неполных предложений.

    Разговорный стиль Особые признаки: Отсутствие подготовленности. Непосредственность и н епринужденность речевого общения. Экспрессивная окраска. Закон «упрощения языковых средств», т.е. закон языковой экономии. Основные функции В устной форме – средство общения. В художественной литературе – воплощение авторского замысла.

    Основные функции разговорного стиля в художественных произведениях Создание словесного портрета. Воссоздание быта той или иной социальной среды. Создание комического эффекта (при столкновении с элементами книжной речи). Средство стилизации.

    1. Создание словесного портрета Черт побери, есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только домой! Что ты прикажешь делать? Второй месяц пошел как уже из Питера! Профинтил дорогой денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул и не горячится! Ах, боже ты мой, хоть бы какие-нибудь щи! Кажись, так бы теперь весь свет съел. (монолог Осипа из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

    2. Воссоздание быта той или иной социальной среды Это ты чей же будешь? Кошевой. Акимкин сын? Как бы ни звали и какой бы ни был, тебя это не касаемо. Почему, говорю, за Дон не уехал? Не схотел, того и не уехал. А ты что же это? В анчихристовы слуги подался? Красное звездо на шапку навесил? Это ты, сукин сын, поганец, значит, супротив наших казаков? Супротив своих-то хуторных? (разговор Кошевого и деда Гришака из произведения М.А. Шолохова «Тихий Дон»

    3. Создание комического эффекта Ваше высокоблагородие, господин мировой судья! Стало быть, по всем статьям закона выходит причина аттестовать всякое обстоятельство во взаимности. Виновен не я, а все прочие. Всё это дело вышло из-за, царствие ему небесное, мертвого трупа. Иду я третьего числа с женой Анфисой тихо, благородно, смотрю – стоит на берегу куча разного народа людей… (А.П. Чехов «Унтер Пришибеев»)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

    Мы говорим не так, как пишем. Наша речь
    спонтанна и ситуативна.
    Разговорный стиль выполняет, прежде всего,
    функцию общения. Его назначение –
    непосредственная передача информации,
    преимущественно в устной форме. Исключение
    составляют частные письма,
    записки, дневниковые записи.
    Данному стилю свойственны
    непринужденность,
    экспрессивность,
    неофициальность.

    Большое влияние на разговорный стиль оказывает ситуация –
    реальная, предметная обстановка речи. Это позволяет предельно
    сокращать высказывания. В них могут отсутствовать отдельные
    компоненты, что, однако, не мешает правильному восприятию
    разговорных фраз.
    Например, в булочной нам не кажется странной фраза «Мне,
    пожалуйста, один с отрубями и половинку черного».
    На вокзале уместно и понятно прозвучит просьба: «Два до
    Одинцова: детский и взрослый».
    В повседневном общении реализуется конкретный, ассоциативный
    способ мышления и непосредственный, экспрессивный характер
    выражения. Отсюда и проистекает неупорядоченность,
    фрагментарность речевых форм и эмоциональность данного стиля.

    Как и любой стиль, разговорный имеет свою особую сферу
    применения, определенную тематику.
    Чаще всего
    предметом разговора становятся погода, здоровье,
    новости, какие-либо интересные события, покупки, цены.
    При обсуждении научных достижений, новостей
    культурной жизни лексика разговоров обогащается
    книжными словами, терминами.
    Необходимым условием непринужденной беседы
    является отсутствие официальности, доверительные,
    свободные отношения между
    участниками диалога или
    полилога.

    Установка на естественное, неподготовленное общение
    определяет использование определенных языковых
    средств.
    1. В разговорном стиле, для которого устная форма
    является исконной, важнейшую роль играет звуковая
    сторона речи и, прежде всего, интонация. Именно
    она (в совокупности со своеобразным синтаксисом)
    создает
    впечатление
    разговорности.
    Непринужденная речь отличается резкими повышениями и
    понижениями тона, удлинением, «растягиванием» гласных,
    скандированием слогов, паузами, изменениями темпа речи.
    По разному звучанию можно легко отличить полный
    (академический, строгий) стиль произношения, присущий
    лектору,
    оратору,
    профессиональному
    диктору,
    вещающему по радио от неполного, свойственного
    разговорной речи.

    2. В разговорном стиле отмечается менее отчетливое
    произношение звуков, их сокращение или редукция.
    Так, вместо «Александр Александрович» мы скажем «Сан
    Саныч», вместо «Мария Сергеевна» «Марь Сергевна».
    Меньшая напряженность органов речи приводит к
    изменениям качества звуков и даже порой к их полному
    исчезновению: «Здрасьте», а не «Здравствуйте», «Грит», а
    не «Говорит», «терь», а не «теперь».

    Стоит отметить, что в радио- и тележурналистике особые правила произношения и интонации.
    С
    одной
    стороны,
    в
    импровизированных,
    неподготовленных
    текстах
    (беседа,
    интервью)
    закономерно
    и
    естественно
    следование
    произносительным нормам разговорного стиля, однако
    не просторечным, а нейтральным вариантам.
    В то же время высокая культура речи говорящего
    требует точности произнесения слов, постановки
    ударений, выразительности интонационного рисунка
    речи.

    ЛЕКСИКА РАЗГОВОРНОГО СТИЛЯ
    делится на две большие группы:
    1) Общеупотребительные слова (день, год, работать,
    спать, рано, поздно, плохой \ хороший, молодой \ старый,
    я, ты, он...);
    2) Разговорные слова (картошка, читалка, заправский,
    примоститься и т.д.).
    Не исключается также использование жаргонизмов,
    просторечий, снижающих стиль.
    Вся эта лексика преимущественно бытового содержания,
    конкретная.
    Весьма узок круг книжных слов, отвлеченной лексики,
    терминов и заимствований. (Таких, например, как
    «альтернатива», «ренессанс», «конфиденциальный»,
    «сентенция», «фатально» и т.д.).

    ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ (НЕЙТРАЛЬНАЯ) И РАЗГОВОРНАЯ
    ЛЕКСИКА. РАЗЛИЧИЯ. ПРИМЕРЫ:
    Нейтральная \\ общеупотребительная \\ межстилевая лексика –
    это слова, которые не имеют стилистических помет в словаре
    (книжн., офиц., высок., разг., просторечн.). То есть это такие слова,
    которые без ограничений употребляются в любом стиле речи: в
    непринужденной беседе и в речи ораторов, в учебниках и в научных
    статьях..
    К разговорной лексике относятся слова, придающие речи оттенок
    неофициальности, непринужденности, (но не грубости!) Такие, как,
    например, здоровяк, остряк, тарарам, чепуха, безалаберный,
    новенький, расхлябанный, наобум, по-свойски, прихвастнуть,
    облапошить, ага, вроде, (вроде того), хлоп, бац и другие
    звукоподражания («Бац, бац, и мимо!» «Свадьба в Малиновке»).

    В художественных текстах использование разговорных и просторечных слов служит
    одним из средств речевой характеристики героев:
    «Да... Значит, вроде моя коса будет косить, а сам я в это время спать. А ты
    почем знаешь, что сам-то я не пойду? По-твоему, зачем я встал в такую рань?
    Может, я и встал, чтобы на покос идти» (Солоухин) ;
    «Видать, из поездки воротился, Вихров?.. Ну, нагляделся, поди, как люди-то
    живут?» (Леонов) ;
    «Браток, - сказал вдруг Сугоняй, - тут по дороге никакой забегаловки нет?
    Жрать хочется» (Л. Лиходеев)
    ***
    «Ну что, собрал манатки? – услышал Отличник грубый голос комендантши. - Все,
    пора и честь знать, давай выметайся»
    «Силком тя волочить, Симаков? – спросил Гапонов»;
    « - Бросай книжку, пойдем на дискач!..(молодежный сленг) – смеясь, крикнула
    она...»;
    « - Зашкаливает же!! Сейчас как дам динамиком по балде!! – заорал Бумагин...»
    («Общага-на-крови», А. Иванов)
    Общага – разг.-сниж. (просторечн.)

    НЕПРИНУЖДЕННАЯ БЕСЕДА: типичная ситуация использования разговорного стиля.

    Показательна в разговорном стиле активность
    экспрессивно-эмоциональной лексики (фамильярной,
    ласкательной, неодобрительной, иронической).
    Оценочная лексика имеет здесь обычно сниженную
    окраску.
    Характерно использование окказиональных слов,
    словосочетаний, неологизмов: пиарщик, открывашка,
    андеграунд, рыба = образец статьи; увнучить (по аналогии
    с усыновить), ми-ми-мишный, пользительный, ревность
    перешкаливает и т.д.

    * Фьюжн (англ. fusion – букв. сплав, слияние) - современное стилевое направление,
    возникшее в 1970-е гг. на основе джаз-рока, синтеза элементов европейской
    академической музыки и неевропейского фольклора.

    В разговорном стиле действует закон «экономии
    речевых средств», поэтому здесь часто встречаются
    сокращения слов (например, преподаватель – препод,
    преп; дискотека – дискач, диско..., движение - движ и
    т.д.).
    Вместо названий, состоящих их двух и более слов, чаще
    употребляется одно: вечерняя газета – вечерка,
    сгущенное молоко – сгущенка, подсобное помещение –
    подсобка, пятиэтажный дом – пятиэтажка.
    В некоторых случаях сокращаются устойчивые
    сочетания слов: скажем, ученый совет – совет,
    больничный лист – больничный, декретный отпуск декрет, студенческий билет – студенческий, студак и
    т.д.

    Особое место в разговорной лексике занимают
    слова с общим или неопределенным значением,
    которые конкретизируются в определенной
    ситуации: вещь, штука, дело, история... («Да, было
    дело!.. Жили мы у моря...»; «Вот так история!.. Я
    окончательно запутался, и ничего не понимаю!»).
    К ним близки «пустые» слова, «лексические
    нули», обретающие определенное значение лишь в
    контексте
    (волынка,
    бандура,
    драндулет).
    Например, «А куда ты эту бандуру денешь?» (во
    время ремонта, о шкафе), «Снова – отдыхать!..
    Знаем мы эту музыку!» (т.е. знаем, что будет
    сказано много слов, а сделано будет мало –
    положиться не на кого).

    Разговорный стиль богат фразеологией. Большинство русских фразеологизмов
    обладают именно разговорным характером: нежданно-негаданно, как с гуся вода,
    рукой подать, расквасить нос, пускать пыль в глаза, первый блин комом, без ножа
    зарезать...
    Сравним: уйти из жизни – сыграть в ящик, вводить в заблуждение – вешать
    лапшу на уши \\ втирать очки, придумывать – брать с потолка.
    Разговорные и просторечные фразеологизмы придают речи яркую образность.
    От книжных и нейтральных фразеологизмов (например, «кануть в Лету», «тьма
    кромешная», «во время оно»...) они отличаются не значением, а особой
    выразительностью и сниженным стилистическим звучанием (тянуть резину,
    тянуть канитель; разделать под орех, дать задний ход...).
    Для фразеологизмов типично наличие
    той или иной оценки событий
    (личности).
    К примеру, «синий чулок», «голубая
    кровь», «на широкую ногу»,
    «не в своей тарелке», «видал виды»,
    «как мешком прибитый»...

    СЛОВООБРАЗОВАНИЕ разговорной речи характеризуют черты,
    обусловленные ее экспрессивностью и оценочностью.
    Употребительными являются суффиксы субъективной оценки со
    значениями ласкательности - неодобрения, уменьшительности увеличительности и др. (мамочка, лапушка, солнышко, дитятко;
    кривляка, пошлятина, домище, холодина...), а также суффиксы с
    функциональной
    окраской
    разговорности,
    например,
    у
    существительных: суффиксы – к (раздевалка, ночевка, свечка,
    печка), - ик (ножик, дождик), - ун (говорун), - яг(а) (работяга), ятин(а) (вкуснятина), - ш(а) (докторша, кондукторша,
    секретарша и др.).
    Активно используются бессуфиксальные образования (храп,
    хрип, пляс) и словосложение (лежебока, пустозвон, пустомеля).
    В целях усиления экспрессии нередко используется удвоение
    слов: огромный-(пре)огромный, глазастая-глазастая, умнаяпреумная и т.п.

    В области МОРФОЛОГИИ разговорный стиль выделяется особой
    частотой глаголов, они здесь употребляются даже чаще, чем
    существительные.
    Показательно и особенно частое использование личных и
    указательных местоимений, «из-за постоянной необходимости
    обозначать участников разговора» (Г.Я. Солганик).
    «Любой диалог (а это основная форма разговорной речи)
    предполагает я – говорящего, ты – слушающего, который
    попеременно берет на себя роль говорящего, и он – того, кто
    непосредственно не участвует в беседе. В формулу я – ты – он
    можно вложить любое содержание» (Г.Я. Солганик).
    Указательные
    местоимения нужны разговорному стилю
    благодаря свойственной им широте, обобщенности значения. Их
    конкретизирует жест, что создает условия для весьма сжатой
    передачи той или иной информации (например, «Это не здесь, а
    там», «Вам туда!»).

    Из прилагательных в разговорной речи находят применение
    притяжательные (мамина работа, дедово ружье...). Краткие формы
    прилагательных используются редко. Почти совсем не встречаются причастия и
    деепричастия.
    Часто используются частицы и междометия: Что уж говорить! Вот так штука!
    Упаси бог об этом и вспоминать-то! На тебе, сюрприз!
    В разговорном стиле отдается предпочтение вариантным формам
    существительных (в цеху, в отпуску, на дому; стакан чаю, меду; цеха, слесаря),
    числительных (пятидесятью, пятистами \\ вместо пятьюдесятью,
    пятьюстами), глаголов (прочту, а не прочитаю, подымать, а не поднимать, не
    видать, не слыхать). В живой беседе часто встречаются усеченные формы
    глаголов, имеющие значение мгновенного и неожиданного действия: хвать,
    прыг, скок, стук и т.п. Например: А этот хвать его за рукав; А кузнечик прыг
    - и в траву. Используются разговорные формы степеней сравнения
    прилагательных (получше, покороче...), наречий (поскорей, поудобней,
    вероятней всего) и варианты окончаний местоимений (саму хозяйку, в ихнем
    доме). Даже просторечные формы встречаются здесь в шутливых контекстах
    (ейный ухажер, евонные товарищи). В разговорной речи закрепились нулевые
    окончания в родительном падеже множественного числа таких
    существительных, как килограмм, грамм, апельсин, помидор и т.п. (сто грамм
    масла, несколько помидор, пять килограмм апельсин).

    Под действием закона экономии речевых средств разговорный стиль допускает
    употребление вещественных существительных в сочетании с числительными
    (два молока, две ряженки - в значении «две порции»).
    Здесь обычны своеобразные формы обращений - усеченные существительные:
    мам! пап! Кать! Вань!
    Не менее самобытна разговорная речь и в распределении падежных форм:
    здесь господствует именительный, который в устных репликах заменяет книжные
    управляемые формы.
    Например: Он построил дачу - станция рядом;
    Купила шубу - серый каракуль;
    Каша - посмотри! (разговор на кухне);
    Дом обуви - где выходить? (в автобусе);
    Поверните налево, переход и магазин спорттоваров.
    Особенно последовательно именительный падеж
    заменяет все остальные при употреблении в речи числительных:
    Сумма не превышает триста рублей (вместо: трехсот);
    с тысяча пятьсот тремя рублями (с тысячью пятьюстами тремя)...

    Синтаксис
    Синтаксис разговорной речи весьма своеобразен, что обусловлено ее устной
    формой и яркой экспрессией. Здесь господствуют простые предложения, чаще
    неполные, самой разнообразной структуры (определенно-личные,
    неопределенно-личные, безличные и другие), к тому же, предельно лаконичные,
    короткие. Сама ситуация восполняет пропуски в речи, делая ее понятной
    слушающим: Покажите, пожалуйста, в линейку (при покупке тетрадей); Таганку
    я не хочу (при выборе билетов в театр); Вам от сердца? (в аптеке) и т.д.
    В устной речи мы часто не называем предмет, а описываем его: В шляпе здесь не
    проходила? Они любят смотреть приключенческие (имеются в виду фильмы).
    В результате неподготовленности речи в ней возникают присоединительные
    конструкции: Надо ехать. В Санкт-Петербург. На конференцию. Такое
    дробление фразы объясняется тем, что мысль развивается ассоциативно,
    говорящий словно припоминает подробности и дополняет высказывание.
    Сложные предложения не характерны для разговорной речи, чаще других
    употребляются бессоюзные: Уеду - тебе будет легче; Ты говори, я слушаю.
    Некоторые бессоюзные конструкции разговорного типа не сопоставимы ни с
    какими книжными фразами. Например: А там что, богатый выбор или вы не
    были?; А к следующему разу, чтоб, пожалуйста, и этот урок, и прошлый!

    Необычен и порядок слов в живой речи: на первое место ставится, как правило,
    самое важное в сообщении слово: Компьютер мне купи; Валютой расплатился;
    Всего ужаснее - то, что ничего уже нельзя сделать; Дворцовая площадь выходите?; Вот эти качества в нем я и ценю.
    При этом иногда переплетаются части сложного предложения (главное и
    придаточное):
    Я и так воды не знаю где достать;
    И голод узнал, и что такое холод;
    Вы спрашиваете о ней и что я сделал?
    Для типичных разговорных сложных
    предложений характерно ослабление
    функции придаточного, слияние его с
    главным, структурная редукция:
    Ты могла бы поговорить о чем захотела;
    Будешь работать с кем прикажут;
    Зови кого хочешь; Живу как придется.
    В ряде разговорных типов предложений
    могут совмещаться вопросно-ответные
    построения и отражаться структурные черты
    диалогической речи, например: Кого я уважаю на курсе, так это Иванова; Кто
    мне нужен, так это ты.

    Следует отметить следующие черты разговорного синтаксиса:
    · Употребление местоимения, дублирующего подлежащее: Вера, она
    поздно приходит; Участковый, он это заметил.
    · Вынесение в начало предложения важного по смыслу слова из
    придаточной части:
    Хлеб я люблю, чтоб всегда свежий.
    · Употребление слов-предложений: Ладно; Ясно; Можно; Да; Нет;
    Отчего же? Конечно! Еще бы! Ну да! Да нет! Возможно.
    · Использование вставных конструкций, вносящих добавочные,
    дополнительные сведения, поясняющих главное сообщение: Я думал
    (тогда я был еще наивен), он шутит; А мы, да ты и сам знаешь,
    всегда рады гостю; Коля - он вообще добрый человек - хотел
    помочь...
    · Активность вводных слов: может быть, кажется, к счастью, как
    говорится, так сказать, скажем так, знаете.

    В заключение стоит отметить, что разговорный стиль в большей
    степени, чем все другие стили, обладает ярким своеобразием
    языковых черт, выходящих за рамки нормированного
    литературного языка. Он может служить убедительным
    доказательством того, что стилистическая норма принципиально
    отличается от литературной.
    Каждый из функциональных стилей выработал свои
    собственные нормы, с которыми следует считаться. Это не значит,
    что разговорная речь всегда вступает в противоречие с
    литературными языковыми правилами. Отступления от нормы
    могут колебаться в зависимости от внутристилевого расслоения
    разговорного стиля. В нем есть разновидности сниженной, грубой
    речи, просторечие, впитавшее влияние местных говоров, и т.д.
    Разговорная речь интеллигентных, образованных людей вполне
    литературна, но в то же время она резко отличается от книжной,
    связанной строгими нормами других функциональных стилей.




















    1 из 19

    Презентация на тему: Разговорный стиль

    № слайда 1

    Описание слайда:

    № слайда 2

    Описание слайда:

    № слайда 3

    Описание слайда:

    Цели урока: образовательная: обобщить и углубить сведения об особенностях разговорной речи по цели высказывания, по сфере применения; совершенствовать навыки и умения анализа речевого высказывания; уметь доказывать принадлежность текста к разговорному стилю речи, совершенствовать навыки анализа текста; развивающая: способствовать активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитие устной и письменной речи, навыков исследовательской работы, умения наблюдать, анализировать, обобщать, рецензировать ответ своего товарища; воспитательная: формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, гарантированность достижения желаемых результатов, воспитание культуры умственного труда, коммуникативного общения учащихся

    № слайда 4

    Описание слайда:

    № слайда 5

    Описание слайда:

    помимо основной функции - средства общения - разговорная речь выполняет и другие функции: в художественной литературе она используется для создания словесного портрета, в авторском повествовании служит средством стилизации, а при столкновении с книжной речью может создавать комический эффект.

    № слайда 6

    Описание слайда:

    № слайда 7

    Описание слайда:

    № слайда 8

    Описание слайда:

    № слайда 9

    Описание слайда:

    № слайда 10

    Описание слайда:

    КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ ПОТРЕБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕНИИ, ОТНОШЕНИИ К СПОСОБУ ОБЩЕНИЯ КОММУНИКАТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ: ВЛАДЕТЬ ИНИЦИАТИВОЙ В ОБЩЕНИИ, АКТИВНОСТЬЮ ПОЗИЦИИ, СПОСОБНОСТЬЮ К САМОСТИМУЛЯЦИИ И ВЗАИМНОЙ СТИМУЛЯЦИИ ВЛАДЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ: ЗНАНИЕ НОРМ И ПРАВИЛ ОБЩЕНИЯ

    № слайда 11

    Описание слайда:

    № слайда 12

    Описание слайда:

    № слайда 13

    Описание слайда:

    Речевые ситуации 1реч. ситуация - Вас пригласили на вечер авторской песни и попросили подготовить выступление о жизни и творчестве В.С.Высоцкого. Какой жанр вы выберете? Обоснуйте! Запишите начало своей речи (См. памятку "Риторический анализ, его разновидности".) Памятка "Риторический анализ, его разновидности" - кто адресант? - кому адресовано данное высказывание? - зачем, с какой целью создается или воспринимается жанр? - где и когда происходит общение? - что говорится (пишется), т. е. какова тема высказывания? - с помощью каких речевых средств (словесных и несловесных) реализован речевой жанр? удалось ли говорящему (пишущему) реализовать своё коммуникативное намерение? 2. речевая ситуация - Почтальон вручает письмо для соседа, которого нет дома. Какой разговор может произойти между ним и тем, кто открыл двери? Охарактеризуйre речевой жанр. 3. речевая ситуация - Представьте, что в классе возник спор на тему: "Любить себя - эгоизм или благодеяние?" Какую точку зрения Вы будете отстаивать? Какие аргументы и способы доказательства выберете? Какой вывод сделаете?

    № слайда 14

    Описание слайда:

    Письмо А.С.Пушкина 22 июля 1831 г. Из Царского Села в Петербург. Письмо твое от 19-го крепко меня опечалило. Опять хандришь. Эй, смотри: хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу. Дельвиг умер, Молчанов умер; погоди, умрет и Жуковский, умрем и мы. Но жизнь все еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жены наши – старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, веселые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам то и любо. Вздор, душа моя; не хандри – холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы. Жаль мне, что ты моих писем не получал. Между ими были дельные; но не беда. Эслинг сей, которого ты не знаешь, – мой внук по лицею и, кажется, добрый малый – я поручил ему доставить тебе мои сказки; прочитай их ради скуки холерной, а печатать их не к спеху. Кстати, скажу тебе новость (но да останется это, по многим причинам, между нами): царь взял меня в службу – но не в канцелярскую, или придворную, или военную – нет, он дал мне жалованье, открыл мне архивы, с тем чтоб я рылся там и ничего не делал. Это очень мило с его стороны, не правда ли? Когда же мы, брат, увидимся? Ох уж эта холера! Прощай. Кланяюсь всем твоим. Будьте здоровы. Христос с вами. 22 июля

    № слайда 15

    Описание слайда:

    Вопросы и задания Уровень I 1. Выпишите из письма 1 разговорные и просторечные слова, образованные суффиксальным способом. Какой оттенок значения привносят суффиксы в эти слова? 2. Выпишите из письма 1 слова со сниженной стилистической окраской. 3. Выпишите разговорный фразеологизм из письма 2. 4. Выделите из письма 3 глаголы, стоящие в форме повелительного наклонения. Чем вы можете объяснить частотность их употребления в тексте письма? 5. Отметьте употребленные междометия в письмах А.С. Пушкина. Какие настроения и чувства они выражают? 6. Выделите из текста письма 3 обращения. Как характеризуют они автора письма, в каких отношениях находится он с адресатом? УРОВЕНЬ II 7. Найдите в письме 2 интересно звучащую русскую фамилию. О чем свидетельствует такое произношение фамилии? 8. Выпишите из письма 1 неполное предложение. Дайте (устно) его полный вариант. Почему, по-вашему, для письма Пушкин выбрал именно неполный вариант предложения? 9. Подберите синонимичное двусоставное предложение к пушкинскому...мне грустно без него. Сравните варианты. Почему Пушкин употребил безличное предложение?

    № слайда 16

    Описание слайда:

    Укажите приметы разговорного стиля в отрывках из письма А.П. Чехова к брату Ал. П. Чехову 5 июня 1890 года из Иркутска Европейский брат! Конечно, неприятно жить в Сибири; но лучше быть в Сибири и чувствовать себя благородным человеком, чем жить в Петербурге и слыть за пьяницу и негодяя. Я не говорю о присутствующих. Сибирь есть страна холодная и длинная. Еду, еду и конца не видать. Интересного и нового вижу мало, зато чувствую и переживаю много. Воевал с разливами рек, с холодом, с невылазной грязью, с голодухой, с желанием спать, Такие ощущения, которые в Москве и за миллион не испытаешь. Тебе бы надо в Сибирь! Попроси прокуроров, чтобы тебя сюда выслали. В общем я своею поездкой доволен и не жалею, что поехал. Тяжко ехать, но зато отдых чуден. Отдыхаю с наслаждением. Ну, будь здоров… Благословляю тебя обеими руками. Твой азиатский брат А. Чехов

    № слайда 17

    Описание слайда:

    Вывод Разговорная речь резко выделяется среди функциональных стилей русского языка. Она противопоставлена другим -книжным стилям – фактически по всем признакам. И эта противопоставленность создает благоприятную почву для их взаимодействия, а значит, для развития русского литературного языка в целом. Разговорная речь обогащает книжные стили живыми, свежими словами, оборотами, конструкциями. Книжная речь в свою очередь оказывает влияние на разговорный язык, в который интенсивно вливаются термины. Взаимодействие разговорной речи и книжных стилей – один из главных процессов развития русского литературного языка

    № слайда 18

    Описание слайда:

    Домашнее задание Прислушайтесь к речи взрослых – дома, на улице, в транспорте и запишите 10-12 оборотов, характерных для устной разговорной речи. Напишите зарисовку-сочинение в разговорном стиле речи, используя диалог на одну из предложенных тем (старайтесь при этом не снижать общеречевой культуры текста): 1. Встреча друзей после летнего отдыха; 2. впечатления от просмотренного кинофильма, спектакля; 3. О своих музыкальных интересах; 4. о своем любимом певце, актере. Постарайтесь, используя выразительные средства языка, написать в разговорном стиле сочинение, в котором были бы разные типы речи. Сочинение может быть грустным, а может быть и весёлым, юмористическим. Темы: веник. Придумайте несколько заглавий, сопоставьте их, выберите наиболее удачное.

    № слайда 19

    Описание слайда:

    Уровень I 1. Выпишите из письма 1 разговорные и просторечные слова, образованные суффиксальным способом. Какой оттенок значения привносят суффиксы в эти слова? 2. Выпишите из письма 1 слова со сниженной стилистической окраской. 3. Выпишите разговорный фразеологизм из письма 2. 4. Выделите из письма 3 глаголы, стоящие в форме повелительного наклонения. Чем вы можете объяснить частотность их употребления в тексте письма? 5. Отметьте употребленные междометия в письмах А.С. Пушкина. Какие настроения и чувства они выражают? 6. Выделите из текста письма 3 обращения. Как характеризуют они автора письма, в каких отношениях находится он с адресатом? УРОВЕНЬ II 7. Найдите в письме 2 интересно звучащую русскую фамилию. О чем свидетельствует такое произношение фамилии? 8. Выпишите из письма 1 неполное предложение. Дайте (устно) его полный вариант. Почему, по-вашему, для письма Пушкин выбрал именно неполный вариант предложения? 9. Подберите синонимичное двусоставное предложение к пушкинскому...мне грустно без него. Сравните варианты. Почему Пушкин употребил безличное предложение?