Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Вероника, значение имени, характер и судьба для девочек
  • Как писать сочинение (эссе) по истории в ЕГЭ
  • Проблема сохранения русского языка по тексту М
  • Алкогольный ступор. Ступор. Определение и виды этого состояния. Психоделическая литература, галлюцинозный или галлюцинаторный реализм
  • Актеры воевавшие в ВОВ - история в фотографиях — LiveJournal Известные люди участники афганской войны
  • Олег Смолин: биография Олег смолин депутат госдумы биография семейное положение
  • Практическая работа 4 получение и свойства кислорода. Практическая работа по химии на тему «Получение кислорода и изучение его свойств» (8 класс). Получение кислорода и изучение его свойств

    Практическая работа 4 получение и свойства кислорода. Практическая работа по химии на тему «Получение кислорода и изучение его свойств» (8 класс). Получение кислорода и изучение его
свойств

    Получение кислорода методом вытеснения воздуха Укрепите прибор в лапке штатива. 3. Газоотводную трубку опустите в стакан, не касаясь дна, на расстоянии 2 – 3 мм (рис. 2). 1. Перманганат калия (КMnO 4) поместите в сухую пробирку. У отверстия пробирки положите рыхлый комочек ваты. 2. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, проверьте на герметичность (рис. 1).


    4. Газоотводную трубку опустите в стакан, не касаясь дна, на расстоянии 2–3 мм (рис. 2). 5. Подогрейте вещество в пробирке. (Помните правила техники безопасности.) 6. Проверьте наличие газа тлеющей лучинкой (угольком). Что наблюдаете? Почему кислород можно собирать методом вытеснения воздуха? 7. Соберите полученный кислород в две колбы для проведения следующих опытов. Колбы закройте пробками.




    Получение кислорода методом вытеснения воды 1. Пробирку заполните водой. Закройте пробирку большим пальцем и переверните ее вверх дном. В таком положении опустите руку с пробиркой в кристаллизатор с водой. Подведите к концу газоотводной трубки пробирку, не вынимая ее из воды (рис. 3). 2. Когда кислород вытеснит воду из пробирки, закройте ее большим пальцем и выньте из воды. Почему кислород можно собирать способом вытеснения воды? Внимание! Выньте газоотводную трубку из кристаллизатора, не прекращая нагревать пробирку с КMnО 4. Если этого не сделать, то воду перебросит в горячую пробирку. Почему?




    Горение угля в кислороде 1. Закрепите уголек на металлической проволоке (препаровальной игле) и внесите в пламя спиртовки. 2. Раскаленный уголек опустите в колбу с кислородом. Что наблюдаете? Дайте объяснение (рис. 4). 3. После извлечения несгоревшего угля из колбы, прилейте в нее 5–6 капель известковой воды Са(ОН) 2. Что наблюдаете? Дайте объяснение. 4. Оформите отчет о работе в табл. 1.




    Горение стальной (железной) проволоки в кислороде. Прикрепите к одному концу стальной проволоки кусочек спички. Зажгите спичку. Проволоку с горящей спичкой опустите в колбу с кислородом. Что наблюдаете? Дайте объяснение (рис. 5). Оформите отчет о работе в табл. 1.




    Отчет о работе Выполняемые операции (что делали) Рисунки с обозначениями исходных и полученных веществ Наблюдения. Условия проведения реакций. Уравнения реакций Объяснения наблюдений. Выводы Сборка прибора для получения кислорода. Проверка прибора на герметичность Получение кислорода из KMnО 4 при нагревании Доказательство получения кислорода c помощью тлеющей лучинки Характеристика физических свойств О 2. Собирание О 2 двумя методами: вытеснением воздуха, вытеснением воды Характеристика химических свойств О 2. Взаимодействие с простыми веществами: горение угля, горение железа (стальная проволока, скрепка)


    Отчет о работе Выполняемые операции (что делали) Рисунки с обозначениями исходных и полученных веществ Наблюдения. Условия проведения реакций. Уравнения реакций Объяснения наблюдений. Выводы Сборка прибора для получения кислорода. Получение кислорода из KMnО 4 Доказательство получения кислорода Физические св. Собирание О 2 Химические свойства О 2

    Цель работы

    Необходимое оборудование и реактивы

    Оборудование:

    • штатив лабораторный с лапкой или пробиркодержатель;
    • спиртовка;
    • два химических стакана;
    • стеклянная пластинка;
    • пробирка ;
    • пробка с газоотводной трубкой;
    • ложка для сжигания веществ;
    • спички;
    • лучинка;
    • вата.

    Вещества:

    • перманганат калия (твердый) KMnO 4 ;
    • уголь С;
    • известковая вода - Са(ОН) 2.

    Меры предосторожности

    Работа со спиртовкой:

    • Не переносите горящую спиртовку с места на место.
    • Гасите спиртовку только с помощью колпачка.
    • При нагревании не забудьте прогреть пробирку. Для этого пробирку, закрепленную в лапке штатива, медленно проведите сквозь пламя от донышка до отверстия и обратно. Эту операцию повторите несколько раз: чтобы стекло равномерно прогрелось. Признаком прогрева стекла можно считать исчезновение запотевания на стенках пробирки.
    • Дно пробирки должно находиться в верхней части пламени.
    • Дно пробирки не должно касаться фитиля.
    Работа со стеклом:


    Проверка прибора на герметичность:

    • Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, опустите конец трубки в стакан с водой. Плотно обхватите ладонью пробирку и внимательно следите за появлением пузырьков воздуха.

    ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ

    Загрузите по очереди два следующих видео - опыта и внимательно наблюдайте за экспериментом:
    1. Получение кислорода (нажмите "Посмотреть опыт")

    Кислород(O 2) в лаборатории получают разложением перманганата калия KMnO 4 (марганцовки). Для опыта понадобится пробирка с газоотводной трубкой. В пробирку насыпаем кристаллический перманганат калия. Для сбора кислорода приготовим колбу. При нагревании перманганат калия начинает разлагаться, выделяющийся кислород поступает по газоотводной трубке в колбу. Кислород тяжелее воздуха, поэтому не покидает колбу и постепенно заполняет ее. Тлеющая лучинка вспыхивает в колбе: значит нам удалось собрать кислород.

    2 KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2

    Чистый кислород впервые получили независимо друг отдруга шведский химик Шееле (при прокаливании селитры) и английский ученый Пристли (при разложении оксидов ртути и свинца). До их открытия ученые считали, что воздух ‑ однородная субстанция. После открытия Шееле и Пристли Лавуазье создал теорию горения и назвал новый элемент Oxygenium (лат.) – рождающий кислоту, кислород. Кислород - необходим для поддержания жизни. Человек может выдержать без кислорода всего несколько минут.
    2. Обнаружение кислорода
    Кислород поддерживает горение - это свойство кислорода используется для его обнаружения
    3. Горение угля в кислороде

    Кислород активно взаимодействует со многими веществами. Посмотрим, как реагирует кислород с углем. Для этого раскалим кусочек угля на пламени спиртовки. На воздухе уголь едва тлеет, потому что кислорода в атмосфере около двадцати процентов по объему. В колбе с кислородом уголь раскаляется. Горение углерода становится интенсивным. При сгорании углерода образуется углекислый газ:

    С+О 2 = СО 2

    Добавим в колбу с газом известковую воду – она мутнеет. Известковая вода обнаруживает углекислый газ. Вспомните, как разжигают гаснущий костер. Дуют на угли или интенсивно обмахивают их для того, чтобы увеличить подачу кислорода в зону горения.

    Оформите и сдайте отчёт о проделанной работе

    Практическая работа №3

    Получение и свойства кислорода

    Цель работы :

    Получить кислород (методом вытеснения воздуха) и изучить его свойства.

    Приборы и оборудование : KMnO 4 – перманганат калия (марганцовка), С – древесный уголь, известковая вода, пробка с газоотводной трубкой, лучинка, спиртовка, спички, колба, вата, пробирка.

    Ход работы :

    Название опыта, рисунок

    Наблюдения, выводы

    Уравнение химической реакции

    1. Получение и собирание кислорода

    KMnO 4 t = K 2 MnO 4 +.?.+.?. (назовите продукты)

    Разделы: Химия

    Практическая работа №1

    9-й класс.

    Получение кислорода и изучение его свойств.

    • научиться получать, собирать кислород методом вытеснения воды и методом вытеснения воздуха; изучение физических и химических свойств кислорода; горение угля в кислороде и на воздухе; совершенствовать приемы безопасной работы, проверкой прибора на герметичность.
    • самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, сотрудничество, наблюдательность.
    • умение составлять уравнения химических реакций, умение делать выводы, соблюдать правила техники безопасности.

    Приборы: пробирки, газоотводная трубка, стакан химический, ложечка для сжигания, стеклянная пластина, вата, пробка, сухое горючее, спички.

    Реактивы: Перманганат калия, сосуд с водой, уголь.

    Знакомство с инструкцией №1, №7.стр51.

    Ход работы:

    1. В пробирку с перманганатом калия положим комок ваты и закроем пробкой с газоотводной трубкой и проверим прибор на герметичность. Для этого, опустим газоотводную трубку в воду, нагреем ладонью пробирку. Если прибор герметичный, то из газоотводной трубки выйдет пузырек воздуха.

    2.Закрепим пробирку в штативе в горизонтальном положении. Сначала прогреем всю пробирку, затем прокалим ту часть, где находится перманганат калия. Кислород плохо растворяется в воде, поэтому пузырьки кислорода, выходящие из газоотводной трубки, будут вытеснять воду из пробирки. Газоотводную трубку следует вынуть из воды, не прекращая нагревания пробирки с перманганатом калия. Если вы собираете кислород методом вытеснения воды, то не прекращаете нагревание, пока газоотводная трубка находится под водой!

    3. С помощью тлеющей лучинки докажем наличие кислорода в пробирке. Если лучина вспыхивает ярко, то в пробирке есть кислород. Так как кислород - бесцветный газ, плотность кислорода больше плотности воздуха, малая растворимость в воде.

    4. Получение кислорода. Нарисовать рис.37 и 38. Стр. 111!

    2 KMnO 4 >K 2 MnO 4 +MnO 2 +O 2 ^

    2H 2 O 2 >2H 2 +O 2 ^

    2KClO 3 >2KCl+3O 2 ^

    5. Горение угля, простого вещества в кислороде.

    6. Горение сложного вещества, метана в кислороде.

    CH 4 +2O 2 >CO 2 +2H 2 O

    Вывод. Научились получить кислород 2 спосабами: методом вытеснения воздуха и методом вытеснения воды. Познакомились физическими свойствами кислорода. Научились составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства кислорода. Вещества в кислороде горят лучше. При взаимодействии сложных веществ с кислородом образуются углекислый газ и вода.

    Отчет можно оформить в виде таблицы.

    Практическая работа №3 , Химия 8 класс. Автор – Минченков Е.Е.

    Получение водорода и его сжигание .

    • научиться получать водород, изучать физические и химические свойства водорода, совершенствовать приемы работы с лабораторным оборудованием и с веществами;
    • воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, сотрудничество, наблюдательность, прилежность, внимание;
    • учащиеся должны уметь собирать установку для получения водорода, проверять на чистоту , уметь оформлять результаты практической работы, делать правильные выводы из наблюдаемых опытов.

    Приборы: пробирки, газоотводная трубка, спички, штатив.

    Реактивы: цинк, соляная кислота.

    Требование безопасности при работе: осторожно с кислотой, с огнём, стеклянной посудой, вещества брать в малой дозе, соблюдать порядок и тишину, не мешать соседа.

    Ход работы:

    Физические свойства

    Химические свойства

    Молекула водорода двухатомна-H 2 . При обычных условиях – это газ без цвета, запаха и вкуса. Самый легкий газ, его плотность в 14,5 раза меньше плотности воздуха. Обладает высокой теплопроводностью, как самые легкие молекулы движутся быстрее. По распространенности во Вселенной занимает первое место. На Земле находится в виде соединений. Значение водорода велико, как и кислорода.

    Молекулы водорода довольно прочны. Чтобы водород мог вступить в реакцию, должна быть затрачена большая энергия. Реагирует только с очень активными металлами, образуя гидрид.

    Взаимодействует с неметаллом-фтором, образуя фтороводород.F 2 +H 2 =2HF

    При нагревании он отнимает кислород от некоторых оксидов.

    CuO+H 2 =Cu+H 2 O

    Что делаю

    Наблюдения

    Уравнение реакции

    1.Получение водорода.

    Осторожно опускаем в пробирку 3-4 кусочков цинка, закрепим пробирку в штативе. Наливаем соляную кислоту (2–3 см.). Пробирку закрываем пробкой с газоотводной трубкой. На верхний конец трубки надеваем сухую пробирку.

    2.Проверка водорода на чистоту. Через минуту снимаем пробирку с трубки и, не переворачивая, поднесем её отверстием к пламени.

    3.Горение водорода.

    Поднесем горящую спичку к концу газоотводной трубки.

    4.Над пламенем горящего водорода держим перевёрнутый вверх дном стакан.

    1.Выделяется газ. Так как газ легче воздуха, поэтому пробирку-приемник устанавливаем вверх дном.

    2. Если водород сгорит с легким глухим хлопком, то это доказывает, что он чистый. Если раздастся свистящий звук, то водород смешан с кислородом воздуха. Поджигать такой водород нельзя. Он может взорваться.

    3.Водород горючий газ, поэтому горит.

    4. Внутренняя стенка стакана запотевает.

    Zn+2HCl=ZnCl 2 +H 2

    2H 2 +O 2 = 2H 2 O

    Атомы металла вытеснили атомы водорода из молекулы кислоты.

    При взаимодействии молекул водорода с молекулами кислорода образуется молекулы воды в виде пара.

    Промышленный способ получения водорода. Реакция метана с водой при высокой температуре.CH 4 +2H 2 O=CO 2 +4H 2 - 165кДж.

    Лабораторный способ. Разложение воды электрическим током. 2H 2 O=2H 2 +O 2

    Вывод работы. Научились получать водород. Изучили физические и химические свойства водорода.

    Практическая работа №6, химия 8 класс. Автор – Минченков Е.Е.

    Обобщение сведений о классах неорганических соединений.

    • изучить свойства веществ, зкрепить основные признаки и условия протекания химических реакций, научиться составлять уравнения химических реакций, делать выводы из наблюдений, совершенствовать приемы работы с веществами и лабораторными оборудованиями.
    • воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, сотрудничество, наблюдательность, прилежность, внимание.
    • учащиеся должны уметь делать выводы из наблюдений, уметь оформлять результаты практической работы, уметь правильно ставить опыты.

    Оборудование и реактивы: cпиртовка, держатель, предметное стекло, пробирки, СuO, HCl, NaOH, Mq, CuSO 4 .

    Требования безопасности при работе: Осторожно с кислотой, щелочью, спичкой и стеклянной посудой; вещества брать аккуратно в малой дозе, соблюдать порядок и тишину, не мешать соседа.

    Зад. 1. СuO CuCl 2 Cu(OH) 2 Cu

    Что делаю

    Наблюдения

    Уравнение реакции

    В пробирку ложу оксид меди и приливаю соляную кислоту

    Оксид меди растворяется

    CuO+2HCl=CuCl 2 +H 2 O

    Идёт реакция нейтрализации с образованием соли и воды

    К образовавшемуся раствору добавляю щелочь гидроксид натрия

    Выпадает синий осадок

    CuCl 2 +2NaOH=Cu(OH) 2 +2NaCl

    В результате связывания ионов меди и ионов ОН образуется нерастворимое основание гидроксид меди

    На предметное стекло капаю раствор гидроксида меди и держу над пламенем спиртовки

    Осадок чернеет

    Cu(OH) 2 CuO+H 2 O

    Так как гидроксид меди нерастворимое основание, то оно при нагревании разлагается на оксид меди и воду

    Зад. 2. Mg MgO MgCl 2 Mg(OH) 2

    Что делаю

    Наблюдения

    Уравнение реакции

    Сжигаю магний в ложке

    Магний сгорает ярким пламенем

    Образуется твердое белое вещество –оксид магния

    Порошок оксида магния ложу в пробирку и приливаю соляную кислоту

    Оксид магния растворяется

    MgO+2HCl=MgCl 2 +H 2

    К образовавшемуся раствору приливаю щелочь

    Выпадает осадок

    MgCl 2 +2NaOH=Mg(OH) 2 +2NaCl

    В результате связывания ионов магния и ионов ОH образуется нерастворимое основание

    Зад. 3. СuSO 4 Сu(OH) 2 CuO CuCl 2

    К раствору медного купороса наливаю щелочь

    Выпадает синий осадок

    CuSO 4 +NaOH= Cu(OH) 2 +Na 2 SO 4

    В результате связывания ионов меди и и ОН образуется нерастворимое основание

    Осадок нагреваю

    Осадок чернеет

    Cu(OH) 2 =CuO+H 2 O

    Нерастворимое основание при нагревании разлагается на оксид меди и воду

    К осадку добавляю соляную кислоту

    Осадок растворяется

    CuO+2HCl=CuCl 2 +H 2 O

    Идёт реакция нейтрализации с образованием соли и воды

    Вывод работы.

    Изучили физические и химические свойства основных классов неорганических веществ. Выяснили существование генетической связи между классами неорганических веществ. Из оксидов получили соли, из солей основания, а из оснований оксиды. Ещё раз вспомнили основные признаки и условия протекания химических реакций.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Практическая работа № 3. Тема: Получение и свойства кислорода Цель: Получить кислород (методом вытеснения воздуха) и изучить его свойства. Оборудование: штатив лабораторный с лапкой или пробиркодержатель; спиртовка; два химических стакана; стеклянная пластинка; пробирка; пробка с газоотводной трубкой; ложка для сжигания веществ; спички; лучинка; вата. Реактивы: перманганат калия (твердый) KMnO4; уголь С; известковая вода - Са(ОН)2. Ход работы:

    2 слайд

    Описание слайда:

    Меры предосторожности: Работа со спиртовкой: Не переносите горящую спиртовку с места на место. Гасите спиртовку только с помощью колпачка. При нагревании не забудьте прогреть пробирку. Для этого пробирку, закрепленную в лапке штатива, медленно проведите сквозь пламя от донышка до отверстия и обратно. Эту операцию повторите несколько раз: чтобы стекло равномерно прогрелось. Признаком прогрева стекла можно считать исчезновение запотевания на стенках пробирки. Дно пробирки должно находиться в верхней части пламени. Дно пробирки не должно касаться фитиля.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Меры предосторожности: Работа со стеклом: Помните, что горячее стекло по внешнему виду не отличается от холодного. Не прикасайтесь к горячей пробирке.Закрепляя пробирку в лапке штатива, не закручивайте сильно винт. При нагревании стекло расширяется и пробирка может треснуть

    4 слайд

    Описание слайда:

    Меры предосторожности: Проверка прибора на герметичность: Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, опустите конец трубки в стакан с водой. Плотно обхватите ладонью пробирку и внимательно следите за появлением пузырьков воздуха.

    5 слайд

    Описание слайда:

    6 слайд

    Описание слайда:

    1. Получение кислорода Кислород(O 2) в лаборатории получают разложением перманганата калия KMnO 4(марганцовки). Для опыта понадобится пробирка с газоотводной трубкой. В пробирку насыпаем кристаллический перманганат калия. Для сбора кислорода приготовим колбу. При нагревании перманганат калия начинает разлагаться, выделяющийся кислород поступает по газоотводной трубке в колбу. Кислород тяжелее воздуха, поэтому не покидает колбу и постепенно заполняет ее. Тлеющая лучинка вспыхивает в колбе: значит нам удалось собрать кислород. 2 KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2 Чистый кислород впервые получили независимо друг отдруга шведский химик Шееле (при прокаливании селитры) и английский ученый Пристли (при разложении оксидов ртути и свинца). До их открытия ученые считали, что воздух ‑ однородная субстанция. После открытия Шееле и Пристли Лавуазье создал теорию горения и назвал новый элемент Oxygenium (лат.) – рождающий кислоту, кислород. Кислород - необходим для поддержания жизни. Человек может выдержать без кислорода всего несколько минут. 2. Обнаружение кислорода Кислород поддерживает горение - это свойство кислорода используется для его обнаружения 3. Горение угля в кислороде Кислород активно взаимодействует со многими веществами. Посмотрим, как реагирует кислород с углем. Для этого раскалим кусочек угля на пламени спиртовки. На воздухе уголь едва тлеет, потому что кислорода в атмосфере около двадцати процентов по объему. В колбе с кислородом уголь раскаляется. Горение углерода становится интенсивным. При сгорании углерода образуется углекислый газ: С+О2= СО2 Добавим в колбу с газом известковую воду – она мутнеет. Известковая вода обнаруживает углекислый газ. Вспомните, как разжигают гаснущий костер. Дуют на угли или интенсивно обмахивают их для того, чтобы увеличить подачу кислорода в зону горения.

    >> Практическая работа № 3. Получение кислорода и изучение его свойств

    Практическая работа № 3

    Получение кислорода и изучение его свойств

    Перед выполнением работы внимательно прочитайте правила работы и техники безопасности в химическом кабинете (с. 14-15, 22).

    Вспомните, как следует обращаться со спиртовкой, сухим горючим, как нагревать вещества в пробирках. В случае необходимости прочитайте соответствующий текст на с. 18-19, 21 учебника.

    Будьте осторожны в обращении с огнем.

    Опыт I

    Получение кислорода нагреванием калий перманганата

    Сборка прибора.

    Прибор для получения газа состоит из пробирки и резиновой пробки с отверстием, в которое вставлена согнутая стеклянная трубка (её называют газоотводной).

    Соберите его (рис. 59). Для этого плотно закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, будто вкручивая ее. He прилагайте излишних усилий, чтобы не треснуло стекло.

    Рис. 59. Прибор для получения газа

    Проверьте прибор на герметичность. В небольшой стакан налейте воды до половины его объема. Конец газоотводной трубки погрузите в воду и согрейте пробирку рукой (рис. 60).


    Рис. 60. Проверка прибора на герметичность

    Если соединения пробирки, пробки и газоотводной трубки герметичны, то через несколько секунд из трубки начнут выходить пузырьки воздуха.

    (Объясните этот эффект.) Если воздух из трубки не выделяется, то следует разъединить части прибора, а затем снова соединить их. Можно заменить пробирку или пробку с газоотводной трубкой на другие - большего или меньшего размера.

    Насыпьте в пробирку кристаллический порошок калий перманганата слоем в 1,5-2 см. Поместите в нее, поближе к отверстию, комочек ваты, чтобы твердое вещество во время опыта оставалось в пробирке. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и закрепите ее в штативе с помощью лапки. Поставьте возле прибора небольшой химический стакан и опустите свободный конец газоотводной трубки почти до его дна (рис. 61).


    Рис. 61. Получение кислорода

    Проведение реакции.

    Начните нагревать пробирку с калий перманганатом. Сначала равномерно прогрейте всю пробирку, а потом нагревайте ту ее часть, где находится вещество. Периодически проверяйте полноту заполнения стакана кислородом с помощью тлеющей лучинки. Когда стакан заполнится кислородом, накройте его стеклянной или керамической пластинкой.

    Опыт 2

    Реакция между кислородом и углеродом. Возьмите пинцетом кусочек древесного угля и раскалите его в пламени. Потом быстро внесите уголек в стакан с кислородом. Что наблюдаете?

    Свои действия, наблюдения, выводы, а также уравнения реакций разложения калий перманганата и взаимодействия кислорода с углеродом запишите в таблицу:

    145. На рисунке 62 изображены способы собирания кислорода. Благодаря каким свойствам кислорода можно использовать каждый способ?

    146. Объясните, почему раскаленный уголек неодинаково ведет себя на воздухе и в кислороде.


    Рис. 62. Собирание кислорода: а - вытеснением воздуха; 6 - вытеснением воды

    Попель П. П., Крикля Л. С., Хімія: Підруч. для 7 кл. загальноосвіт. навч. закл. - К.: ВЦ «Академія», 2008. - 136 с.: іл.

    Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации