Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Общая характеристика Насекомых
  • Власть заставляет людей умирать от голода или от холода, но мы национализируем недра и снизим тарифы втрое, - вадим рабинович Рабинович м ц пластическая анатомия челове
  • "В связи с чем": запятая нужна?
  • Православная молитва святой великомученице екатерине
  • Перевал Дятлова: что случилось на самом деле?
  • Воронцов михаил семенович Князь михаил павлович воронцов краткая биография
  • Крутицкое подворье. Крутицкое патриаршее подворье Церковь успения богородицы на крутицах

    Крутицкое подворье. Крутицкое патриаршее подворье Церковь успения богородицы на крутицах

    Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 3: Москва в границах 1917 года. М., 1995, с. 289-293

    Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Крутицах

    1 Крутицкий пер., 4-а

    "Крутицкие наб., ул., вал, 1-4 пер. названы в XVIII-XIX вв. по бывшему здесь с XIII в. Крутицкому подворью архиереев, епархия которых находилась в г. Сарае - столице Золотой орды и охватывала местности по р. Дону, отчего они носили звание архиереев Саранских и Подонских. Перед 1480 г. они оттуда выехали и поселились на постоянное жительство в Крутицком подворье... Название "Крутицкое" дано ему по нахождению на высоком и крутом берегу р. Москвы".

    "В 1261 г. в Великом Сарае, по ходатайству кн. Александра Невского, митр. Кирилл учредил православную Сарайскую епархию. Первым пастырем ее стал епископ Митрофан, имевший постоянное местопребывание в Орде. В 1269 г. с Сарайской епархией была соединена епископия южного Переяславля-Русского", "Учрежденная еще в 1078-1093 гг. При князе Данииле Александровиче ей была пожертвована земля, на высоком и крутом берегу р. Москвы, на которой она устроила свое Крутицкое подворье".

    "Епископ Феогност назывался уже Переяславским и Сарайским. По ходатайству еп. Афанасия митр. всероссийский Феогност присудил Сарайским архиереям заведовать церквами в селениях на юге Рязанского княжества по рекам Дону, Хопру и Червленскому Яру, и еп. Афанасий и его преемники стали именоваться Сарскими и Подонскими. В XV в. еп. Сарский Вассиан (1454-1466) перенес свою кафедру в Москву на Крутицы, на место, уже с XIII в. служившее подворьем Сарских епископов".

    "Церковь Успения на Крутицах служила кафедральным собором России в смутное время, когда Кремль был захвачен поляками".

    "Во второй половине XVII в. митрополиты Сарские и Подонские усиленно обстраивали и украшали свою резиденцию, превратив ее, по отзыву современников, в "некий рай".

    "Успенский собор строился с 1682 г. Основавший его митрополит Варсонофий II скончался 18 мая 1688 г. и был погребен "в новосозданной его святой церкви Петра и Павла" - нижнем храме собора. 23 июня 1689 г. на освящение Успенского храма на Крутицы "ходил" Патриарх. Кроме Варсонофия, в нижней церкви погребены Трифиллий (ум. в 1701 г.) и Феодосий (ум. в 1712). Обстановка там была вся новая, ход в верхнюю церковь с северо-запада устроен в 1823 г. Иконостас старый, барочный, с поновлениями. Древнее архиерейское место, сделанное наподобие двух тронов Софийского собора в Новгороде, с 1788 г. находится в соборе г. Дмитрова. 2 июля 1895 г. в восточном конце южной галереи освящен придел преп. Сергия. С 1788 г. церковь стала приходской".

    "Когда в 1764 г. титул Сарский и Подонский был упразднен, а епархия до учреждения Тульской и Калужской присоединена к Московской", "то присоединенная епархия получила наименование Крутицкой".

    "Указом же 1788 г. велено было: архиерейскую ризницу, домашнюю утварь, экипажи и прочее, кроме лошадей и скота, отдать в Чудов монастырь, архиерейское подворье упразднить. Крутицкому Успенскому собору положено быть приходской церковью, при ней оставлен из соборных служителей один лишь священник. Архивные дела сданы в архив московской консистории". "Некоторое время после этого ц. Успения была приписной к Даниловскому монастырю".

    "Само подворье с 1816 г. занято казармами".

    "Храм обновлялся в 1899 г.".

    Согласно материалам проходившей на Крутицах в 1968 г. выставки "Архитектурные памятники в произведениях художников", в 1920 г. Успенский храм был передан под общежитие Московскому военному округу; а в 1964 г. отдан в свою очередь Обществу охраны памятников. В 1968 г. внутри еще помещался филателистический отдел Главкниги. В 1980-х гг. здесь находились Экспериментальные специальные научно-реставрационные производственные мастерские Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), сокращенно именуемые ЭСНРПМ, реставрация подворья продолжалась в течение многих лет под научным руководством его подлинного воскресителя П. Д. Барановского. Внутри Успенского храма время от времени устраивались выставки. Работы по восстановлению велись на средства, собранные ВООПИиК, частично силами добровольцев. Ко храму Успения было пристроено с севера новое крыльцо, в соответствии с архитектурными разысканиями находившееся здесь первоначально. В 1990 г. храм принадлежал филиалу Гос. Исторического музея (ГИМ) "Крутицкое подворье".

    "Рядом - знаменитый терем, выстроенный при митрополите Сарском и Подонском Павле". "Крытым переходом с ц. Успения соединен Крутицкий теремок, построенный в 1693-1694 гг. О. Д. Старцевым и Л. Ковалевым, который руководил работами в отсутствие Старцева. Все декоративные детали, как изразцовые, так и белокаменные, выполнены в мастерской О. Д. и И. О. Старцевых. Главный фасад теремка сплошь облицован цветными орнаментированными изразцами". Низ теремка, расписанный снаружи фресками в XIX в., ныне находится в облупленном состоянии; верх реставрируется.

    В проемы ворот теремка видны здания Крутицких казарм. "Со стороны Москвы-реки за древними постройками Крутицкого подворья можно видеть небольшой одноэтажный дом XVIII в., в котором А. И. Герцен провел первые дни после своего ареста в 1837 г.". Ныне казармы превращены в московскую гарнизонную гауптвахту. Считается, что именно здесь сидел после своего свержения Лаврентий Берия. Гауптвахта работает и по сей день; время от времени можно наблюдать, как через территорию бывшего подворья проводят под конвоем арестованных солдат со снятыми поясами.

    В 1990 г. приказные палаты XVII в. - южная часть гауптвахты - реставрировались; северная часть все также занята "губой".

    Крытый переход, недавно отреставрированный, ведет от теремка и в другую сторону, в архиерейский дом с его ц. Воскресения.

    Весь комплекс подворья стоит на государственной охране под № 93 и включает в себя следующие объекты:

    "1. Ц. Воскресения, 1498 г. XVII-XVIII вв.; 2. Успенский собор с колокольней 1664-1689 гг.; 3. Палаты Крутицких митрополитов, 1665-1696, начало XVIII в.; 4. "Святые ворота" с Крутицким теремком, 1694, и стена-переход, конец XVII в., мастера Л. Ковалев, О. Старцев; 5. "Набережные палаты" начала XVIII в.; 6. Палаты Крутицкого казенного приказа конца XVII в. по адресу Арбатецкая ул., 2; 7. Башня северо-западная (основание) с остатками западной стены XVII в.; 8. Башня северо-восточная с пряслом восточной стены XVII в. (воссоздание 1978 г.)".

    По исторической связи с титулом московского митрополита во второй половине XVIII в. - "Московский и Крутицкий" - нынешние архиереи, занимающие московскую кафедру (за исключением самого города, где архиереем считается сам Патриарх), носят титул "митрополит Крутицкий и Коломенский". В Новодевичьем монастыре помещается и епархиальное управление с палатами митрополита.

    "В 1992 г. комплекс подворья передан Всецерковному православному молодежному движению".

    Александровский, № 189.

    Рукопись Александровского, № 410.

    Синодальный справочник.

    Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 469.

    Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1870.

    Сытин. С. 703.

    Дионисий, архим. Даниловский мужской монастырь в Москве. М., 1899, 138 с., ил. (Последняя глава посвящена ц. Успения, которая именуется также по приделу Петропавловской, есть фото).

    Ильин М. Москва. М., 1970. С. 140.

    Воздвиженский Ф., свящ. История храма Успения на Крутицах // Труды комиссии по осмотру и изучению церковной старины Москвы и Московской епархии. М., 1907. Т. 1. С. 1-9.

    Материалы. С. 852.

    Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 166.

    (Малый Успенский собор , Богородицкая церковь ; Успенская церковь ) - православный храм в Таганском районе Москвы, на территории Крутицкого подворья. Относится к Покровскому благочинию Московской городской епархии.

    История

    Когда в 1454 году в Крутицкий монастырь прибыл епископ Сарайский Вассиан, в Крутицах уже существовал каменный храм во имя святых апостолов Петра и Павла. В 1516 году этот храм был перестроен и переосвящен во имя Успения Божьей Матери, получивший в отличие от Успенского собора в Кремле название Крутицкий Малый Успенский собор . В 1612 году, когда кремлёвские соборы были захвачены поляками, Малый Успенский собор был фактически кафедральным храмом московского православия.

    При митрополите Павле III были возведены Митрополичьи палаты - дворец Крутицких митрополитов. Примыкавший к Митрополичьей палате подклет бывшего Успенского собора в 1672-1675 годах был превращен в парадную Крестовую палату (приёмная митрополита), Никольский же придел стал домовой церковью крутицких иерархов.

    В 1665 г. было начато строительство нового каменного здания соборной церкви с двумя престолами: Петра и Павла (нижним, зимним) и верхним - в честь Успения Богородицы. Закончилось строительство в 1689 году, освящен собор был в 1699 году, в главный Успенский престол (верхний летний храм) был достроен лишь в 1700 году.

    В 1895 году был добавлен придел во имя Сергия Радонежского.

    в XX веке

    В 1920 году храм был закрыт, митрополичья усыпальница уничтожена. Здание перестроили под жилые помещения общежития, настенную живопись закрасили.

    В 1960-1980 собор использовался как производственное помещение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, с 1990 - как филиал Исторического музея «Крутицкое подворье».

    В 1993 возобновились богослужения в нижнем храме. В верхнем храме в настоящее время заканчивается реставрация.

    Архитектура

    Старый, одноэтажный храм был одноглавым четырёхстолпным, с подклетом (первый этаж), с крещатыми сводами, с притвором, с трёхчастной апсидой и верхним приделом во имя св. Николая.

    Новый собор получил 4-х скатное покрытие, завершавшееся ярусом декоративных кокошников и традиционным пятиглавием. Также в ансамбль собора входят колокольня с шатровым завершением, западный притвор с двумя шатровыми крыльцами и боковые галереи, протянутые к митрополичьему дворцу в 1694 году. Высота собора - 29 метров (до подкрестного яблока). Всё, даже луковичные главки, сделано из красного кирпича.

    Года здесь обосновался греческий епископ Варлаам, первый Крутицкий архиерей. Вероятно, метопребывание епископа Варлаама, по смерти его, было обращено было в подворье для приезда в Москву Сарайских епископов. Поначалу они останавливались тут при посещении Всероссийских митрополитов и великих князей Московских.

    Русские князья не забывали Крутицкое подворье своими милостями. Получивший в году ярлык на великое княжение Иоанн Иоаннович Красный в своей духовной грамоте года завещал значительный вклад «к Святой Богородице на Крутицах, себе в память». Возможно он был даже ктитором подворья и основателем его Успенского храма: из его завещания видно, что он обеспечивал денежными взносами только три церкви, причем Успенский храм на Крутицах именуется в их числе первым. Святой благоверный князь Димитрий Донской повторил подобное распоряжение в своей духовной грамоте года.

    Важное значение для процветания Крутицкого подворья играло его месторасположение: близость водной (река Москва) и сухопутной (Николо-Угрешская дорога) магистралей. Направляясь в Орду, Московские князья часто ездили по Николо-Угрешской дороге. Играли свою роль близко расположенные Симонов и Новоспасский монастыри, привлекавшие многочисленных паломников.

    С 1450-х годов Сарские владки обосновались на подворье на постоянное жительство. Так Крутицкое подворье стало кафедрой обширной Сарской, а затем Крутицкой, епархии и местопребыванием ближайших помощников предстоятелей Русской Церкви.

    Владимирский летописец сообщает что в году Крутицкий владыка Досифей заложил на подворье каменный Успенский храм. Новое здание стало возводиться во второй половине XVII века. Успенский собор имеет высоту от земли до подкрестного яблока 29 метров и завершен традиционным пятиглавием. Выстроен он из красного кирпича и являет собой самое большое сооружение Крутицкого ансамбля. Ко входу в притвор ведет крытая лестница на столбах. Интересная особенность храма в том, что луковичные главки также выложены из кирпича.

    Храм двухярусный и главный, Успенский, престол , расположен в верхнем ярусе, сооруженном в году. Нижний ярус с теплым храмом апостолов Петра и Павла был сооружен в – годах и освящен 29 июня года. Однако, по некоторым сведениям, освящение совершил патриарх Иоаким . Строительные работы велись при митрополите Варсонофии , погребенном в южной части нижней церкви. Придел преподобного Сергия Радонежского был устроен в году.

    С правой стороны от входа в Петропавловскую нижнюю церковь собора к храму примыкает шатровая

    Крутицкое подворье - исторический памятник, основанный в XIII веке как резиденция епископов Сарских и Подонских; филиал Государственного исторического музея. Памятник архитектуры XVII века. Расположен в Таганском районе Москвы на пересечении Крутицкой улицы и 1-го Крутицкого переулка. Название подворья происходит от слова «Крутицы», обозначавшего в древности возвышенности на левом берегу реки Москвы ниже устья Яузы.

    Крутицкое подворье было основано еще в 1272 года при московским князе Данииле Александровиче, в то время, когда Русское государство попало под монголо-татарскую зависимость. Множество русских православных людей тогда вынужденно находилось в Золотой Орде. Но, будучи в пленении, люди сохраняли православную отеческую веру. Для их духовного окормления Русской Православной Церковью была учреждена особая епархия – Сарская и Подонская, а местом постоянного проживания Сарских митрополитов было определено местечко Крутицы, находившееся недалеко от тогдашней границы Москвы.


    Во второй половине XV века архиереи Сарайские и Подонские (именно так они стали именоваться к этому времени) окончательно перебрались в Москву. В 1589 году был учрежден титул Крутицких митрополитов.


    Крутицкое подворье играло тогда весьма заметную роль в жизни России. В начале XVII века, в так называемое Смутное время, когда Московский Кремль был занят поляками, Успенский собор Крутицкого подворья выполнял роль кафедрального. Именно здесь находились в это время все церковные иерархи Москвы.


    Начало каменного строительства на Крутицах началось со времен перевода сюда из Орды центра Сарской и Подонской епархии. «Того же лета (1516) заложил церковь каменну Успения Святой Богородицы на Крутицах владыка Крутицкий Досифей». Первоначальный собор не сохранился, но предполагают, что по своей архитектуре он напоминал современные ему храмы, принадлежавшие к распространенному
    типу московского зодчества конца XV - начала XVI столетий.


    Нынешнее «новое» здание Успенского собора имеет два этажа. Нижний ярус с теплым храмом св. Апостолов Петра и Павла сооружен в 1667–1689 гг. и освящен 29 июня 1699 г. По некоторым сведениям, освящение совершил Патриарх Иоаким. Строительные работы велись при митрополите Варсонофии (Черткове), погребенном в южной части нижней церкви. Верхний (летний) храм с главным Успенским престолом сооружен в 1700 г.

    Вход в нижний ярус Успенского собора


    Успенский собор имеет высоту от земли до подкрестного яблока 29 метров и завершен традиционным пятиглавием, символизирующим образ Господа нашего Иисуса Христа в окружении четырех евангелистов. Выстроен он из красного кирпича и являет собой самое большое сооружение Крутицкого ансамбля. Двухцветный, двухэтажный, пятиглавый храм, с примыкающей лестницей на аркадах во многом типичен для своего времени. Успенский собор выстроен из красного кирпича и являет собой самое большое сооружение Крутицкого ансамбля. Ко входу в притвор ведет крытая лестница на столбах. Интересная особенность храма в том, что луковичные главки также выложены из кирпича.

    Крыльцо Успенского собора


    К нему пристроена невысокая колокольня с арочными пролётами в основании, «о шести пролетах», завершённая над ярусом звона шатром с двумя рядами слухов и маленькой главой. Еще в конце XIX века здесь имелись мощные колокола, один из которых, малый, был отлит в 1730 году.

    ###Страница 2

    Собор соединён со Святыми воротами крытой галереей - переходом, двускатная кровля, которой опирается на массивные колонки - столбцы.


    Лестница собора

    Бриллиант ансамбля Крутицкого подворья и его художественное ядро - это Святые ворота с надвратным теремом, ведущие от митрополичьих покоев в Успенский собор. Вся их поверхность, включая архитектурные детали (сложно раскрепованные карнизы, фронтоны, декоративные колонки, увитые виноградной лозой), выполнена из поливной многоцветной керамики. При сооружении теремка израсходовано примерно 1500–2000 изразцов, изготовителем, которых предположительно был мастер Степан Иванов и представляет собой сказочное зрелище. Святые ворота были украшены фресковыми изображениями Успения Пресвятой Богородицы, Спасителя и некоторых святых. Строительные работы велись под наблюдением выдающегося русского зодчего XVII века Осипа Старцева и каменных дел мастера Лариона Ковалева с 1693-94гг.
    По преданию, из окон этого теремка Крутицкие архиереи благословляли собравшийся на площади народ, любовались видом Москвы, а также разделяли милостыню нищим.


    К сожалению, красота комплекса постепенно меркнет, последний раз он реставрировался в 1979 г.


    Парадный фасад Святых врат


    Церковь Успения известна в этой местности с XIV века. Современный собор имеет два этажа. В 1667-1689 гг. возведён нижний ярус с тёплым храмом во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящен 29 июня 1699 г. В 1700 г. был сооружён верхний храм с главным Успенским престолом. Храм пострадал при пожаре 1812 года и был возобновлён к 1823 г. В 1895 г. устроен придел преподобного Сергия, игумена Радонежского. В 1700 г. вокруг храма были устроены паперти, на стенах которых были изображены российские государи, начиная от князя Владимира до царя Алексея Михайловича. Высота собора 29 метров. Венчает собор традиционное пятиглавие, символизирующее Христа в окружении 4-х евангелистов.

    Выстроен собор из красного кирпича. Главы собора также сложены из кирпича. Ко входу в притвор ведёт крытая лестница на столбах. С стороны к храму примыкает шатровая колокольня «о шести пролетах». Ко входу в притвор ведет крытая лестница на столбах. Собор соединён стеной-переходом с Митрополичьими палатами подворья. Храм закрыли 1920 г. и передали под общежитие. В 1992 г. храм передан верующим. Ко дню празднования Пасхи 1993 г. верующим был передан нижний этаж Успенского собора — зимний (теплый) храм святых Апостолов Петра и Павла. Внутри этой церкви была проведена большая реставрация. На потолке трапезной части хорошо сохранилось изображение возносящегося на небо Иисуса Христа — копия аналогичного изображения из храма Христа Спасителя в Москве. Резной иконостас храма, покрытый сусальным золотом, был выполнен артелью вятских мастеров. Иконы для местного ряда приобретены в антикварном магазине, а храмовой образ св. Апостолов Петра и Павла и св. мученицы Татианы написан художниками Мугрузиным и Золотарёвым.

    В 2003-2004 гг. купола Успенского собора были покрыты медью, а старые кресты, установленные в середине ХХ века П.Д. Барановским, заменены новыми, покрытыми позолотой. В то же время были поновлены гражданские сооружения подворья — дома №11 и 13 по Крутицкой улице.



    Успения Пресвятой Богородицы в Крутицах церковь (Крутицкая улица, дом № 11/13).

    Известна в этой местности с начала XIV века. Современное церковное двухэтажное здание из кирпича с пятью главами было выстроено в 1684 г. В нижнем этаже освятили храм апостолов Петра и Павла, в верхнем - Успенский храм. Здание соединили стеной-переходом с митрополичьими палатами. В 1689 г. завершили строительство новой колокольни. После пожара 1812 г. Успенский храм смогли восстановить только в 1823 г. В 1895 г. в верхнем храме устроили придел преподобного Сергия Радонежского, для которого соорудили трехъярусный иконостас в византийском стиле. Стены придела украсили живописью.

    Храм закрыли в 1920 г. и передали под общежитие. Его реставрация началась в середине 1960-х годов. В 1992 г. храм передали общине верующих. Богослужения в нижнем храме возобновились в 1993 г.

    Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни". http://rutlib.com/book/21735/p/17



    Крутицы представляют собой сложный, многосоставной памятник - для Москвы уникальный не столько своей сохранностью, сколько, если уместно так сказать, закупоренностью, отгороженностью от внешнего московского мира, значительно изменившегося с той поры, когда на Крутицах привитали митрополиты Сарские и Подонские. Успенский собор - смысловой и архитектурный центр Крутицкого подворья, самое заметное его сооружение. На первый взгляд, из-за непривычной (с южной стороны) постановки колокольни, примыкающих к основному объёму крылец и переходов, он кажется частью какой-то зодческой фантасмогории. На самом деле его планировочное решение типично для ХVII века. Отрешённый от "приставных" элементов, он являет собой привычный человеку, сколько-нибудь насмотренному в церковном зодчестве, двухэтажный "храм-корабль" с бесстолпным верхним четвериком (центральный барабан - световой), поставленным на высокий подклет и ступенчатым расположением апсид (апсиды нижнего этажа выступают дальше, чем апсиды верхнего). Окна четверика оформлены характерными килевидными наличниками, а его верх - поясом полуциркульных кокошников. "Корабельность" планировки Успенского собора подломлена отсутствием западного крыльца (оно существовало, но уже очень давно было разобрано; до сего дня сохранились лишь основания его опор) и, как уже сказано, сдвигом колокольни с обычного для такого рода храмовых композиций пункта. Такое решение было продиктовано, очевидно, условиями местности: храм-то ставили не в чистом поле. Западный фасад Успенского собора и примыкающая к его юго-западному углу галерея образуют главную площадь Крутицкого подворья. Сложно сказать, почему именно было разобрано западное крыльцо, которое должно было, по всему, служить парадным входом в собор. А вот через северное крыльцо с его крутой лестницей на столбах посетитель попадает в верхней Успенский храм. Протяжённость лестницы равна протяжённости западного фасада. Нынешний вид крыльца ярко иллюстрирует особенности реставрационного метода Барановского, заключавшегося в полной "зачистке" памятника от позднейших наслоений.

    Собор увенчан традиционным пятиглавием. Барабаны (средний - световой) оформлены аркатурно-колончатыми поясками и кокошниками в основании. Луковичные главки выложены из кирпича и покрыты медью. После закрытия Крутицкого подворья в 1920-е годы с собора сбросили кресты, восстановлены они были в середине ХХ века в рамках реставрационных работ, проводившихся под руководством П.Д. Барановского. По возвращении собора Церкви эти кресты заменены новыми позолоченными. Шатровая колокольня благодаря своему расположению как бы выглядывает "из-за спины" собора. Устройство её обычно для своего времени. До разорения Крутиц в послереволюционные годы на ней был неплохой подбор колоколов, два из которых отлили ещё тогда, когда её не существовало. Под колокольней в годы войны находились "квартирки", в которых помещались "сторожа и трапезник". Здесь же ютился со своим семейством о. Алексий Румянцев, вернувшийся осенью 1812 года на разорённый Крутицкий двор из подмосковных скитаний. Поднявшись по северному крыльцу, мы попадаем в помещение крытой паперти. Налево из неё - вход в сам храм, весьма просторный благодаря отсутствию столпов.

    "Стоя посередине верхнего храма Успения Божией Матери, - говорит "Историческое описание...", - мы видим вокруг себя четырёхугольный куб, светлый (в два света окна), с шатровым, украшенным живописью сводом, законченным наверху светлым куполом... Всё в этом храме так просто, несложно, даже бедно, но всё как-то величественно, торжественно..." От дореволюционного убранства верхней церкви почти ничего не сбереглось, кроме - частично - росписи сводов, относящихся по стилю к академической школе. В ходе недавней реставрации собора росписи поновлены. И иконостас, и киоты выполнены в новейшее время - в духе конца ХVII века (дореволюционный иконостас, устроенный в храме в 1820-е годы, имел ампирные черты). Пол в верхнем храме - также современный (реставрация 2007 года) и, признаться, не особенно радующий взгляд. Нижний же храм Успенского собора возвращён Церкви гораздо раньше верхнего. В 1993-1995 годах здесь проводилась масштабная реставрация: со стен была снята побелка и масляная краска, раскрыты уцелевшие фрагменты росписей ХIХ века (изображения апостолов над иконостасом, ветхозаветных пророков на западной стене, а также картины на новозаветные сюжеты в трапезной части - "Благовещение Пресвятой Богородицы", "Рождество Христово" и "Крещение Господне"; на потолке в трапезной, кроме того, сохранился образ возносящегося на небо Спасителя). Резной позолоченный иконостас храма выполнила вятская артель. Иконы - частью современные, частью приобретённые у антикваров. Наиболее чтимые иконы располагаются, по традиции, у левого и правого клиросов в киотах. Слева - икона Божией Матери "Неопалимая Купина", справа - Феодоровский образ Пресвятой Богородицы, написанная специально для этого храма в 2005 году в мастерских Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и освящённая у древней Феодоровской иконы, пребывающей в Богоявленско-Анастасиином монастыре в Костроме.



    Существует предание, повествующее о том, что в 1206 году князь Даниил Московский так "возлюби место сие", что "восхоте дом собе устроити". Но что якобы живший тут в хижине "человек римлянин имя ему Подон" воспрепятствовал ему следующим пророчеством: "Княже! не подобает тебе здесь вселиться, то место Дом Божий: здесь созиждут Храм Божий и пребудут архиреи Бога Вышняго служители". Как гласит предание, в скором времени сам же князь Даниил сам способствовал исполнению пророческого глагола: "На горах Подонских на хижине Подонове заложи церковь Всемилостиваго Спаса и устрои ю светолепну".

    Действительно, храм Божий был выстроен на Крутицах, по всей видимости, князем Даниилом Московским - но несколько позднее и не из одних только благочестивых побуждений. Необходимость выстроить на Крутицах храм возникла вскоре после учреждения Сарайской епархии с кафедрой в Сарай-Бату, столице Золотой Орды. Тысячи русских людей находились у татар в плену, по многу месяцев проводили в Орде русские князья, и нельзя было оставить их без церковного окормления. Кафедра была основана митрополитом Киевским Кириллом III при великом князе Александре Невском, именно в год рождения у него сына Даниила. Ради нужд сарайских архиреев и появилось, очевидно, подворье на Крутицах - первоначально с храмом Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. В 1454 году, с ослаблением Золотой Орды, Крутицы сделались не подворьем, а постоянной резиденцией Сарайских архиреев. Первым жителем Крутиц был епископ Вассиан, о котором, к сожалению, ничего более не известно. С этого времени речь идёт уже о Крутицкой епархии и об одноимённых епископах. Сарскими и Подонскими их продолжали называть - но уже "из почтения к древности", без действительной географической привязки. Что касается зоны ответственности крутицких владык - с учреждением в 1589 года Патриаршества возведённых в митрополичье достоинство, - то она была весьма обширной.

    Историк И.М. Снегирёв отмечал: "К ней (епархии) в ХVII веке приписаны были соседственные монастыри Даниловский, Покровский на убогих домах, или скудельницах, и другие иногородние мужские и женские обители; в область её входило несколько городов: Можайск, Боровск, Козельск, Белёв, Серпейск, Мещовск, Воротынск, Перемышль, Лихвин, Ярославец Малый, Оболенск, Таруса, Медынь, Мосальск, Болхов, Одоев, Московского уезда Загорьевска десятина от Звенигородской на Боровскую дорогу". Успенский собор на Крутицах построил, по сообщению летописца, в 1516 году епископ Досифей: "Того же лета заложи церковь каменну Успения Святой Богородицы на Крутицех..." Как выглядел этот первоначальный Успенский храм, мы не знаем. При нашествии польско-литовских интервентов Крутицы сильно пострадали, о чём свидетельствовал Дмитрий Пожарский в письме к митрополиту Казанскому Ефрему (июль 1612 года), говоря об Успенском храме как о находящемся "в последнем оскудении и разорении". В 1619 году дыры в соборе подлатали, необходимый ремонт произвели, но тем дело и ограничилось. В лучшую свою эпоху Крутицы вступили полувеком позднее, при митрополите Павле III. Тогда же было начато и строительство нового Успенского собора. Освятили главный престол собора только в 1700 году. Десятью годами ранее состоялось освящение нижнего тёплого храма, унаследовавшего посвящение первой крутицкой церкви - Петропавловской. Сорок лет не просуществовал Успенский собор в порядке: московский пожар 1737 года (известный как Троицкий, поскольку приключился именно в Троицу) достиг Крутиц. До конца царствования Анны Иоановны собор простоял в разорении, и только при Елизавете Петровне, любившей и Москву, и церковное благолепие, был, по её особому повелению, исправлен.

    С 1788 года Успенский собор на Крутицах становится обычной приходской церковью. "Так кончилась, - эпически повествует "Историческое описание...", - слава древнейшего Крутицкого Собора, но не кончились ещё бедствия этого храма. Настал бедственный 1812 год". Нашествие французов Успенский собор встретил под настоятельством молодого тогда священника Алексия Румянцева. Прежде чем увезти семью из Москвы, следовало ещё позаботиться о церковном имуществе. Наиболее ценную утварь батюшка спрятал в нижнем Петропавловском храме, сложив её в печное углубление и засыпав мусором. Вернувшись в Москву в середине октября 1812 года, отец Алексий нашёл свой храм в самом печальном положении. Верхняя Успенская церковь выгорела полностью и осталась без кровли, нижнюю Петропавловскую огонь пощадил, но здесь зато "потрудились" оккупанты. Первой заботой настоятеля было возобновить богосужения. С помощью прихожан о. Алексий привёл в порядок нижнюю церковь и освятил её. Но на ремонт верхнего храма сил и средств не хватило. Больше десяти лет он стоял непокрытым и разорённым, будучи освящён лишь в 1823 году. Московский главнокомандующий А.П. Тормасов даже порывался разобрать его на кирпич и перестроить в конюшню, но, к счастью, отступился от своего неблагочестивого намерения. Впрочем, военные и так заполонили чуть ли не всё Крутицкое подворье: большинство его зданий было обращено в казармы. "В 1828 году, - рассказывается в "Историческом описании...", - иконостас верхней Успенской церкви был покрыт белым колером, и вся резьба во всех ярусах, а также и царские двери с сиянием были вызолочены. Внутри стены были украшены живописью из Евангельской истории. С тех пор до сего времени (1893) в этой церкви никаких существенных изменений не было". В нижнем храме ремонт производился в 1857 году, но к концу ХIХ века он пришёл "в такую ветхость и в такой упадок, каких не скоро встретишь и в самом бедном сельском храме". Что говорить: даже престол "подгнил в своём основании и покачивался". Лишь благодаря усилиям московского купца И.И. Герасимова, ставшего в начале 1890-х годов крутицким старостой, Петропавловскую церковь удалось возродить. Герасимов и сам много жертвовал на ремонтные работы, и сумел расположить к пожертвованиям других прихожан.

    К 1917 году Успенский храм представлял собой образец "опрятной бедности". О былом его - соборном - значении напоминали лишь немногие уцелевшие реликвии да надгробия крутицких архиреев в Пеиропавловской церкви. Но, конечно, послереволюционная участь Крутиц была много горше, чем всё, что довелось пережить им до того. В 1918 году Крутицкая кафедра была восстановлена. Когда именно прекратились богослужения в Успенском храме, неизвестно, но, судя по всему, не раньше 1924 года. Во второй половине 1920-х годов Крутицы полностью заняли военные: жилые здания были казармами и раньше, а теперь под общежитие был передан Московскому военному округу и Успенский храм. Крутицкие казармы носили имя "товарища Алёшина", революционера, участвовавшего во время Октябрьской революции в захвате как раз этих самых казарм. К 1940-м годам подворье приобрело совсем запущенный вид. Футбольное поле на месте кладбища, ободранные купола Успенского собора, перестроенный в жилой корпус Воскресенский храм. В конце 1940-х годов был составлен проект реставрации Крутицкого двора; работы велись под руководством П.Д. Барановского. С 1964 года Успенский храм находился в ведении ВООПИиК, с 1968 года в нём находился филателистический отдел Главкниги, с начала 1980-х - реставрационные мастерские и склад экспонатов Государственного исторического музея.

    Процесс передачи зданий подворья Церкви начался в 1991 году. Успенский собор возвращали в два этапа: к Пасхе 1993 года нижний храм, в 2004 году - верхний. В 1996 году Крутицы покинуло Министерство обороны (до последнего на подворье находилась гауптвахта Московского гарнизона - рассказывают, что здесь содержался перед расстрелом Лаврентий Берия). В 2007 году было совершено первое богослужение в верхнем храме Успенского собора. В наши дни Крутицы имеют статус Патриаршего подворья. Кроме того, здесь расположен Синодальный отдел по делам молодёжи.

    Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №272, 2017 г.