Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Общая характеристика Насекомых
  • Власть заставляет людей умирать от голода или от холода, но мы национализируем недра и снизим тарифы втрое, - вадим рабинович Рабинович м ц пластическая анатомия челове
  • "В связи с чем": запятая нужна?
  • Православная молитва святой великомученице екатерине
  • Перевал Дятлова: что случилось на самом деле?
  • Воронцов михаил семенович Князь михаил павлович воронцов краткая биография
  • Как человек научился писать. Возникновение письменности Как человек научился писать

    Как человек научился писать. Возникновение письменности Как человек научился писать

    Письменность играет чрезвычайно важную роль в человеческом обществе, она – двигатель человеческой культуры. Благодаря письменности люди могут использовать огромный запас знаний, накопленный человечеством во всех сферах деятельности, и развивать далее процесс познания.

    История письменности начинается с того момента, когда человек стал использовать графические изображения для передачи информации. Хотя и до того люди общались разнообразными способами и средствами. Известно, например, «письмо» скифов персам, состоявшее из птицы, мыши, лягушки и пучка стрел. Персидские мудрецы расшифровали его «ультиматум»: «Если вы, персы, не научитесь летать, как птицы, прыгать по болотам, как лягушки, прятаться в нору, подобно мышам, то будете осыпаны нашими стрелами, как только ступите на нашу землю».

    Следующим этапом было использование условной сигнализации, в которой предметы сами по себе ничего не выражают, но выступают как условные знаки. Это предполагает предварительную договоренность общающихся, что именно должен обозначать тот или иной предмет. Примерами условной сигнализации могут служить письмо инков – «кипу», ирокезское письмо «вампум», зарубки на деревянных дощечках‑«бирках».

    «Кипу» – это система шнуров из шерсти различного цвета с завязанными узелками, каждый из которых имеет определенное значение.

    «Вампум» – нити с нанизанными на них кружочками из раковин разного цвета и размера, нашитые на пояс. С его помощью можно было передать достаточно сложное послание. Используя систему «вампум», американские индейцы составляли мирные договора, заключали союзы. У них были целые архивы таких документов.

    «Бирки» с зарубками использовались для счета и закрепления различных сделок. Иногда бирки расщеплялись на две половины. Одна из них оставалась у должника, другая – у кредитора.

    Собственно письмо представляет собой систему графических знаков (картинок, букв, цифр) для фиксации и передачи звукового языка. Исторически в развитии начертательного письма сменилось несколько типов. Каждый из них определялся тем, какие элементы звукового языка (целые сообщения, отдельные слова, слоги или звуки) служили единицей письменного обозначения.

    Изначальным этапом развития письма явилось рисуночное, или пиктографическое, письмо (от лат. pictus «нарисованный» и греч. grapho – пишу). Оно представляет собой изображение на камне, дереве, глине предметов, действий, событий с целью общения.

    Но этот вид письма не позволял передать информацию, не поддающуюся графическому изображению, а также абстрактные понятия. Поэтому с развитием человеческого общества на базе пиктографического письма возникло более совершенное – идеографическое.

    Его появление связано с развитием человеческого мышления и, как следствие, языка. Человек стал мыслить более абстрактно и научился разлагать речь на составные элементы – слова. Сам термин «идеография» (от греч. idea – понятие и grapho – пишу) указывает на способность этого вида письма передавать отвлеченные понятия, воплощенные в словах.

    В отличие от пиктографии, идеографическое письмо фиксирует сообщение дословно и передает, кроме словесного состава, еще и словопорядок. Знаки здесь не изобретаются заново, а берутся из готового набора.

    Иероглифическое письмо – высший этап развития идеографии. Оно возникло в Египте около IV тысячелетия до н. э. и просуществовало до второй половины III в. до н. э.

    Египетские иероглифы использовали для монументальных надписей на стенах храмов, статуях богов, пирамидах. Их еще называют монументальным письмом. Каждый знак высекался самостоятельно, без связи с другими знаками. Не было установлено и направление письма. Как правило, египтяне писали столбцами сверху вниз и справа налево. Иногда встречались надписи столбцами слева направо и справа налево в горизонтальную строку. Направления строки указывали изображаемые фигуры. Их лица, руки и ноги смотрели в сторону начала строки.

    Эволюция письма привела к тому, что язык народных масс начал передаваться исключительно иератическим письмом, из которого позднее выделилась более беглая и лаконичная форма, названная демотическим письмом.

    Расшифровка надписей, сделанных на древнеегипетском языке, позволила установить, что египетское письмо состояло из трех видов знаков – идеографических, обозначавших слова, фонетических (звуковых) и детерминативов, в качестве которых употреблялись идеографические знаки. Так, например, рисунок «жук» обозначал жука, действие «идти»» передавалось изображением шагающих ног, изображение человека с посохом символизировало старость.

    Не менее древней, чем египетские иероглифы, разновидностью идеографического письма является клинопись. Эта система письма возникла в междуречье Тигра и Евфрата и позже распространилась по всей Передней Азии. Материалом для нее служили мокрые глиняные плитки, на которых при помощи резца выдавливались нужные графические знаки. Полученные углубления были утолщенными вверху, в месте нажима, и утончались по ходу резца. Они напоминали клинья, отсюда и название этой системы письма – клинопись.

    Первыми стали применять клинопись шумеры.

    Наряду с египетской и шумерской одной из древнейших письменностей считается китайская. Старейшими из дошедших до нас памятников китайской письменности являются надписи на черепашьих панцирях, сосудах из керамики и бронзы. Они были обнаружены в конце XIX века в бассейне реки Хуанхэ. В письменах каждый отдельный знак соответствует отдельному понятию.

    Китайское письмо развилось из рисуночного письма.

    Китайские иероглифы обычно писались вертикальными столбцами сверху вниз и справа налево, хотя сейчас для удобства применяется и горизонтальное письмо.

    Недостаток китайской иероглифической системы в том, что для ее усвоения требуется запоминать большое количество иероглифов. Кроме того, начертание иероглифов весьма сложно – самые употребительные из них состоят в среднем из 11 штрихов каждый.

    Недостатком идеографических систем является их громоздкость и трудность в передаче грамматической формы слова. Поэтому, по мере дальнейшего развития человеческого общества, расширения сфер применения письма, произошел переход к слоговым и буквенно‑звуковым системам.

    В слоговом, или силлабическом (от греч. syllabe ) письме каждый графический знак обозначает такую единицу языка, как слог. Появление первых слоговых систем относят ко II–I тысячелетиям до н.э.

    Формирование слогового письма шло разными путями. Некоторые слоговые системы возникли на основе идеографического письма (шумерская, ассиро‑вавилонская, критская, майя). Но они не являются чисто слоговыми.

    Другие, такие как эфиопская, индийские – кхарошта и брахми, появились на основе звукового письма, в котором знаками обозначались только согласные звуки (так называемое консонантно‑звуковое письмо) путем добавления знаков, обозначающих гласные звуки.

    Индийское письмо брахми состояло из 35 знаков. Оно положило начало многим индийским письменностям, а также слоговым системам Бирмы, Таиланда, Центральной Азии и островов Тихого океана (Филиппины, Борнео, Суматра, Ява). На его основе в XI–XIII в. н. э. возникло современное слоговое письмо Индии – деванагари. Первоначально оно использовалось для передачи санскрита, а затем и для передачи ряда современных индийских языков (хинди, маратхи, непали). В настоящее время деванагари является общегосударственным индийским языком. В нем насчитывается 33 слоговых знака. Пишут на деванагари слева направо, покрывая буквы и слова горизонтальной чертой.

    Третью группу составляют слоговые системы, возникшие первоначально как дополнение к идеографическим для обозначения грамматических аффиксов. Они возникли в конце I – начале II тысячелетия н.э. К ним относится японская слоговая азбука кана.

    Японская кана сформировалась в VIII веке н. э. на основе китайской идеографической письменности.

    В основе большинства современных буквенно‑звуковых алфавитов лежит финикийское письмо. Оно состояло из 22 знаков, расположенных в строгой последовательности.

    Следующий шаг в развитии буквенно‑звукового письма был сделан греками. На основе финикийского они создали алфавит, добавив знаки, обозначающие гласные звуки, а также знаки для некоторых согласных, которые отсутствовали в финикийском алфавите. Даже названия греческих букв произошли от финикийских: альфа от алеф, бета от бет. В греческом письме несколько раз менялось направление строки. Первоначально они писали справа налево, затем получил распространение способ «бустрофедон», при котором, закончив написание строки, следующую начинали писать в противоположном направлении. Позже было принято современное направление – справа налево.

    Наиболее распространенный в современном мире латинский алфавит восходит к азбуке этрусков – народа, жившего на территории Италии до прихода римлян. Та, в свою очередь, возникла на основе западно‑греческого письма, письма греческих колонистов. Вначале латинский алфавит состоял из 21 буквы. По мере расширения Римского государства он приспосабливался к особенностям устной латинской речи и насчитывал 23 буквы. Остальные три были добавлены в Средние века. Несмотря на использование латиницы в большинстве европейских стран, она плохо приспособлена для передачи звукового состава их языков в письме. Поэтому в каждом языке есть знаки для обозначения специфических звуков, отсутствующих в латинском алфавите, в частности шипящих.

    Тема: « История письменности» Цели: 1. Познакомить учащихся с историей возникновения и развития письма, с его разными типами. 2. развивать речь учащихся, учить мыслить, рассуждать и доказывать. 3. Прививать любовь к истории. Ход урока.

      Орг. момент.

      Работа по теме урока.

    Нынче к нам на урок

    Поутру невесть откуда,

    Глянь, прислали сундучок-

    Чудо, цвета изумруда.

    В малахитовых разводах

    И окован серебром.

    Вот узнать бы, что таится

    В сундучке старинном том!

    Может, в нем таится клад

    И сокровища лежат?

    Гляньте: грамотка на нём!

    Мы сейчас её прочтём. (разворачиваю грамоту и читаю)

    Здесь, дружок, таится клад

    И сокровища лежат.

    А какие –угадай,

    Но сундук не открывай,

    А взгляни скорей на крышку:

    Коли есть чуть-чуть умишка

    И смекалки хоть на грош,

    Надпись здесь ты разберешь! (открываю крышку, а внутри разрезанные слоги слова письменность).

    Надпись хитрая гласит,

    Что сундук в себе таит.

    Какое же слово можно составить из этих слогов?

    Ребята, я вижу, что кое-кто из вас немного разочарован! Вы, наверное, ждали монет золотых, камней драгоценных, а тут… И всё же можно утверждать, что письменность- это величайшее сокровище из тех, которыми сумел овладеть человек.

    Ребята, а вы что знаете об истории возникновения письменности?

    Чтобы лучше познакомиться с историей письменности, нам нужно отправиться в каменный век, потому, что именно в то время, как утверждают историки, начинала зарождаться письменность. А отправиться в такое далекое путешествие мы с вами сможем только на машине времени. Не забывайте, что вы должны быть предельно внимательны и всё, что услышите, запоминайте и активно участвуйте в беседе.

    Не боитесь отправляться в неизведанное место?

    Ну, тогда в добрый час!

    Перед вами машина времени. Итак, я нахожу кнопку пуска. Сядьте поудобнее! 5,4,3, 2, 1. Пуск».Отправляемся!!! (В это время звучит музыка сопровождающая полет)

    Летим на много тысяч лет назад, когда на земле еще не было городов, не было даже старинных замков, а были непроходимые леса, в которых водились дикие звери и люди жили в пещерах. Ели мясо этих зверей, убитых на охоте, одевались в их шкуры, поддерживали, как драгоценность, с трудом добытый огонь.

    Итак мы с вами оказались в нужном месте. Мы с вами перенеслись в каменный век. Прежде чем выйти из машины времени, запомните, что вокруг могут быть дикие звери, поэтому вести себя надо тихо, держаться всем вместе.

    Ой, ребята, посмотрите, здесь, чьи - то следы (дети видят медвежьи следы)

    Как вы думаете, каких диких животных могли бы быть эти следы?

    А куда же ведут они? (Ребята видят пещеру, заходят в неё, а там на стенах царапины)

    Садитесь, а я вам расскажу одну легенду. Было это очень- очень давно, когда люди жили в пещерах. По всей вероятности в легенде говориться о том времени, в котором мы находимся сейчас. Ну, так вот, в некоторых пещерах обитали медведи. Долго ли, коротко, ли как говорится в сказках, но древние люди каким, то образом выселили древних Топтыгиных из их медвежьих углов. Огляделись люди по сторонам и вдруг увидели на стенах своих жилищ, какие- то таинственные знаки. Но оказались, что ничего таинственного в них нет. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Царапины навели древних людей на очень интересную мысль: значит на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение, а следовательно с помощью изображения можно оставить какое-нибудь сообщение своему племени.

    Так, например, на скале берегу реки можно было углём или мелом нарисовать вот такое изображение (показываю рисунок) 3 раза солнце, одну лодку и в ней 5 черточек: соплеменники понимали, что это значит

    А вы бы как разгадали это сообщение?

    А обозначало это следующее: « Мы уплыли на три дня, нас пятеро в лодке»

    Ученые историки именно так представляют начало дороги к письменности, т.е. с рисуночного письма, хотя ещё не совсем рисунки, но и не надписи.

    Но вот племен становится все больше, жить они стали всё дальше друг от друга. Появилась необходимость сообщать друг другу различные сведения. например, где лучше охотиться, где живут враждебные племена, как предупредить об опасности и т.д. Люди стали посылать друг другу различные предметы, которые являлись своего рода символами, знаками. Сохранилось предание о « Живом « письме, которые посылали скифы персидскому царю Дарию.

    Об этом вам расскажет Кайдалов Андрей.

    Когда –то в давние времена персидский царь Дарий хотел стать властелином мира. Ему покорялись города и царства. Но не мог он победить сводолюбивые племена скифов, живших в бескрайних степях. Однажды к Дарию прибыли послы от скифов и принесли ему « письмо». Они поставили перед ним корзину, в которой были птица, мышь, лягушка и стрелы.

    Как вы думаете, что это могло бы значить?

    Обрадованный царь так разгадал смысл письма: мышь живет в земле, лягушка в воде, птица в небе, а стрелы- это военная храбрость.

    Однако военачальник персов растолковал письмо по-другому. Если вы, персы не улетите, как птицы в небеса или подобно мышам, не скроетесь в земле или, подобно лягушкам не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падёте под удары наших стрел».

    Как вы думаете, удобным ли бы такой способ сообщений?

    А вы слышали такое выражение: « Завязать узелок на память».

    Как вы понимаете это выражение?

    А сейчас послушаем сообщение, которое нам приготовила Перепелица Таня.

    Эта привычка пришла к нам из глубокой древности, когда люди еще не умели писать. Узелки завязывали на веревке. Имело значение и место, где узелок завязан и цвет, и способ завязывания. Так что веревка с узелками- это тоже способ передачи информации. Разбираться в узелках тоже было дело мудреным И не всегда эти сообщения читались точно.

    Такое узловое письмо у древних инков называлось кипу. Итак, как вы видите, ребята и рисуночное письмо и узловое, и живое письмо были не совсем удобно. Поэтому постепенно рисунки- значки, символы постепенно упрощаются, и становятся всё менее, похожи на конкретное изображение и всё более легкими в начертании.

    Вот посмотрите, что напоминает вам это изображение? А, если его перевернуть?

    В прошлом веке американский поэт Генри Лонгфелло написал книгу о легендарном вожде индейцев по имени Гайавата, которую назвал « Песнь о Гайавате»

    Гайавата мудро правилсвоим народом. Он научил людей выращивать хлеб, строить лодки. А для того, чтобы свои знания передать ротомкам, Гайавата придумал письменность. Вот как это было вам расскажет Кайкародцева Снежана.

    Из мешка он вынул краски,

    Всех цветов он вынул краски

    И на гладкой бересте.

    Много сделал тайных знаков,

    Все они изображают

    Наши речи, наши мысли,

    Белый круг был знаком жизни,

    Неба, звёзд, луны и солнца,

    Вод лесов и горных высей.

    И всего, что населяет землю

    Вместе с человеком.

    Для земли нарисовал он

    Краской линию прямую,

    Для небес - дугу над нею

    Для восхода – точку слева.

    Для заката - точку справа,

    А для полдня – на вершине

    Всё пространство под дугою

    Белый день обозначало,

    Звёзды в центре- время ночи,

    А волнистые полоски- Тучи, дождь и непогоду.

    Кончив труд свой Гайавата

    Показал его народу

    Разъяснив его значенье.

    Такое письмо о котором рассказано в поэме и вы видите на рисунке, называется пиктографией.

    А теперь, представьте, что вы ученые- историки и вам нужно разгадать вот такую пиктограмму, в которой первобытный художник рассказал маленькую историю. Как бы вы её поняли? (Работа по рисунку)

    Пиктография давно уже стала историей, однако пиктограммы можно встретить и в нашей жизни. Подумайте, где вы встречали пиктограммы.

    А вам самим не хотелось бы написать пиктограмму, побыть в роли древнего человека.

    Задание 1 группе: Сообщить, что вы вдвоём идёте в лес за грибами.

    Задание 2 группе: Сообщить, что вы идёте втроём заготавливать дрова для костра.

      Физминутка

    « Первобытная почта»

      Продолжение изучение нового материала.

    Работа по учебнику стр. 81.(проверка в виде игры « Продолжи рассказ»)

    Слово» иероглифы» первоначально означало « Священные письмена»

    Послушайте стихотворение Олега Таратутина « Иероглифы»

    На плите, на саркофаге,

    На папирусной бумаге

    И на всём, что видит взгляд,

    Иероглифы пестрят

    Рыбы, звери, птицы, точки

    Загогулины, кружочки…

    Всё знакомое почти!

    Вот в квадрате лев скучает

    Что же это означает?

    Цапля гордая стоит-

    Что она в себе таит?

    Буква эта или сразу

    Вся египетская фраза?

    Может, кончилась строка,

    Возле рыбы и цвет кА?

    Овладеть бы вдруг случайно

    Нам египетскою тайной!

    Задание такое: соотнести, рисунки, которыми раньше обозначали слова со словами в современном русском языке.

    Была ещё одна древняя система письма- клинопись. Это написание мелких значков на глиняных табличках.

    5. Закрепление.

    Подведем итог в виде игры « Историческая азбука»

    Итак мы с вами многое узнали об истории письменности, пора возвращаться домой. Выбираем программу, чтобы попасть обратно.

    Ничего не понимаю! Что это? Написано: « Сбой программы» (Звучит музыка вбегает вирус.

    Ха, -ха, -ха! Ишь, чего захотели! Попасть домой. Я помешаю вам это сделать, у вас ничего не получится.

    А кто ты?

    Я компьютерный вирус, создан специально для того, чтобы выводить из строя машины времени. Так, что ваш компьютер будет очень долго соображать.(Вирус поёт песню на мотив «Остров невезения» и убегает)

    Что же делать?

    Давайте попробуем антивирусную программу. Машина времени выдает нам вот что, нужно разгадать кроссворд.

    Ребята, сегодня состоялась первая встреча с историей письменности. Дома, вспоминая и рассказывая родителям о чём мы сегодня говорили, подумайте: на чем могли писать люди в древности.

    6. Итог урока.

    Награждение учеников картинками с изображением древних человечков

    Развитие письменности происходило в направлении от конкретного к абстрактному. Первоначально для передачи информации использовалось так называемое предметное . Пример подобного метода коммуникации - это узелковое письмо американских индейцев. Также первые записи могли делаться в форме изображений.

    Следующим этапом развития письменности стала пиктография. Изображения предметов упрощались и становились все более схематичными, т.е. пиктограммами. Позднее появились и идеограммы - изображения абстрактных понятий или действий. Данные вид письма не отображал слов, а только их смысл. Также по пиктографическим записям невозможно восстановить грамматический строй языка. Пиктографическое письмо использовалось в ранний период развития шумерской и китайской культур, а также индейцами Мезоамерики.

    Следующим логичным этапом развития пиктографии стала иероглифика. Широко известный пример раннего развития иероглифического письма - это древнеегипетская письменность. Египетские знаки недалеко ушли от пиктограмм и во многом оставались похожими на изображение обозначаемых ими понятий. Однако даже в ранней иероглифике появилась важная особенность этого этапа развития письма - двухсоставность иероглифа. Часть иероглифа отвечала за смысл слова, а вторая часть указывала на особенность его произношения. Сходным образом и современная китайская письменность - даже если вы не знаете конкретный иероглиф, вы можете предположить его значение по ключу, а особенность чтения - по фонетическому элементу.

    В японской письменности иероглифы, пришедшие из Китая, сочетаются с двумя местными слоговыми азбуками. Азбуки служат для добавления к иероглифам грамматических окончаний, а также для написания иностранных слов.
    После иероглифики человечество изобрело слоговое письмо. В рамках этого вида письма передается только произношение слова. В отличие от алфавитов, в слоговых азбуках нет четкого разделения на . В них могут присутствовать отдельные гласные, но большинство символом соответствуют . Пример современной слоговой письменности можно встретить в арабском языке.
    На алфавитном письме базируются европейские, а также некоторые азиатские языки.
    Финальным этапом развития письменности стал алфавит. Одним из первых алфавитов стал финикийский. В алфавитном письме большинству звуков соответствует отдельная буква.

    Развитие счета

    Человеку понадобилось немало времени не только на то, чтобы научиться писать, но и чтобы освоить счет. Считать стало необходимо по мере развития сельского хозяйства и ремесла. Первоначально использовался единичный счет. Число записывалось в виде нескольких палочек или точек.

    Затем появилась шестидесятиричная система счета. Она была известна у шумеров и у ряда других восточных народов. Современные люди продолжают использовать эту систему для счета времени: 60 секунд составляют минуту, а 60 минут - час.

    Римляне использовали и модифицировали египетскую десятиричную систему счисления. Римская запись цифр была позиционной. Буква I означала единицу, V - пятерку, а X - десятку. Но современная система цифр появилась уже у арабов. Они же ввели понятие нуля, которое дало дополнительный импульс развитию математики.

    Первая письменность, которая возникла на Земле – шумерская. Произошло это примерно 5 тысяч лет назад.
    Письменность их названа клинописью по своей позднейшей форме.

    Писали на глиняных табличках с помощью заостренной палочки из камыша. Если таблички обжигались в печи и высушивались, то стали вечными (дошли до нашего времени), благодаря им, мы можем проследить историю возникновения письменности.
    Существуют 2 гипотезы о зарождении письменности:
    • моногенеза (изобретена в 1м месте)
    • полигенеза (в нескольких очагах).

    Письменность представлена в 3х первичных очагах, связь которых не доказана:

    1. месопотамский (шумеры)
    2. египетский (по теории моногенеза занесено от шумер)
    3. письменность дальнего востока (китайская, по теории моногенеза занесена от шумер).

    Письменность всюду развивается однообразно – от рисунков к письменным знакам. Пиктография превращается в графическую систему. Рисуночное письмо превращается в графику языка не тогда, когда исчезают рисунки (например, в Египте использовались рисунки, но это не рисуночное письмо), а когда мы можем угадать, на каком языке текст написан.
    Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы.
    Греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., рассказывает о "письме" скифов к персидскому царю Дарию. Скифский гонец пришел в лагерь персов и положил перед царем подарки, "состоящие из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел". Скифы не умели писать, поэтому так выглядело их послание. Дарий спросил, что означают эти дары. Гонец ответил, что ему велено вручить их царю и сразу вернуться обратно. А персы должны сами разгадать смысл "письма". Долго совещался Дарий со своими воинами и наконец сказал, как он понял послание: мышь живет в земле, лягушка живет в воде, птица подобна лошади, а стрелы -- военная храбрость скифов. Таким образом, решил Дарий, скифы отдают ему свою воду и землю и покоряются персам, отдавая свою военную храбрость.
    Но военачальник персов Гобрий иначе растолковал "письмо": "Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами наших стрел".
    Как видите, предметное письмо можно толковать по-разному. История войны Дария со скифами показала, что правым оказался Гобрий. Персы не смогли победить неуловимых скифов, кочевавших в степях Северного Причерноморья, Дарий ушел со своим войском из скифских земель.
    Собственно письмо, письмо начертательное началось с рисунков. Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus -- живописный и греческого grapho -- пишу). В пиктографии искусство и письмо нерасчленимы, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи, этнографы, искусствоведы, историки письменности. Каждого интересует своя область. Для историка письменности важна информация, заключенная в рисунке. Рисунок-пиктограмма обычно обозначает или какую-нибудь жизненную ситуацию, например охоту, или животных и людей, или различные предметы -- лодку, дом и др.
    Первые надписи были о хозяйственных заботах – еде, оружии, запасах – предметы просто изображались. Постепенно происходит нарушение принципа изоморфизма (т.е. достоверного изображения количества предметов – сколько ваз есть, столько и рисуем). Изображение теряет связь с предметом. Вместо 3-х ваз теперь ваза и 3 черточки, которые передают количество ваз, т.о. количественная и качественная информация даются отдельно. Первые писцы должны были разделить и осознать различие качественных и количественных знаков. Потом развивается иконичность, появляется собственная грамматика.
    На рубеже IV -- III тысячелетия до н. э. фараон Нармер покорил Нижний Египет и приказал увековечить свою победу. Рельефный рисунок изображает это событие. А в правом верхнем углу -- пиктограмма, которая служит подписью к рельефам. Сокол держит веревку, продетую сквозь ноздри человеческой головы, которая как бы выходит из полоски земли с шестью стеблями папируса. Сокол -- символ царя-победителя, он держит на привязи голову побежденного царя Севера; земля с папирусами -- это Нижний Египет, папирус ее символ. Шесть его стеблей -- шесть тысяч пленных, так как знак папируса означает тысячу. Но можно ли было рисунком передать имя царя? Откуда известно, что его звали Нармер?
    Оказывается, в это время египтяне из рисунков уже начали выделять знаки, которые обозначали не нарисованный предмет, а звуки, составлявшие его название. Рисунок навозного жука означал три звука ХПР, а рисунок корзины -- два звука НБ. И хотя такие звуки оставались рисунками, они уже стали фонетическими знаками. В древнеегипетском языке были слова с одно-, двух- и трехбуквенными слогами. А так как египтяне гласных не писали, то односложные слова изображали один звук. Когда египтянам надо было написать имя, они использовали однобуквенные иероглифы.
    Переход от конкретных к абстрактным предметам, которым не соответствует наглядный образ. Китайские иероглифы возникли из рисунков (13в до н.э.) До настоящего времени иероглифы мало изменились, но изменилась грамматика языка (современный китаец может прочитать тексты, написанные до н. э., узнает символы, но смысла не уловит). Рисунок стилизуется, упрощается, стандартизируется.
    В конце концов во всех очагах земного шара знаки начинают отображать звуки. Знаки получали привязку к звучанию целого слова. Пользоваться таким письмом было очень сложно – это искусство. Очень сложная система письма, но она удовлетворяла древних, т.к. ею могла пользоваться лишь ограниченная каста людей, для которых это знание было средством к существованию.
    Необходимость быстро записывать сложные и длинные тексты привела к тому, что рисунки упростились, стали условными значками -- иероглифами (от греческого hieroglyphoi -- священные письмена).
    В 12-13 вв. до н.э. на ближнем востоке - время появления синайских надписей. Это шаг к резкому уменьшению количества письменных знаков. Были выработаны знаки, которые обозначали слог. Письменность стала слоговой . Для разных слов сочетание согласного и гласного разное.
    Благодаря наличию таких однослоговых знаков, обозначающих один звук, из сложной системы письма выделился алфавит . Финикийцы, познакомившись с этими буквами, на их основе создали свое алфавитное письмо, упростив знаки слоговой письменности. Каждому знаку этой письменности была приписана безразличная огласовка. Арабами и евреями использовалось письмо без гласных. Существовала сложная система угадывания, дававшая тем не менее постоянные сбои. Позднее появилась система огласовок, но тем не менее в быту евреи и арабы пользовались письмом без огласовок.
    Греки заимствовали финикийскую систему. Греческий язык – индоевропейский. Греки вводят знаки для гласных – это переворот. Греки изобрели полную систему письменности. Изображались все гласные. Позже стали изображать ударение (место и тип), придыхание. Также ввели изображение просодики (аналог нотам), что невозможно в случае русской письменности и потому нами не используется.
    Можно ли ответить на вопрос: кто, какой человек изобрел систему письменности? Кто первым стал применять алфавитное письмо? На эти вопросы нет ответа. Возникновение письменности было вызвано требованием жизни общества и государства, хозяйственной деятельности людей -- и письменность появилась. Но алфавиты создавались и позже, в эпоху нашей, новой эры, образованными людьми своего времени. Так, Кириллом и Мефодием было создано письмо для славянских языков. Месроп Маштоц создал алфавитное письмо для армянского языка. Вместе со своими учениками Маштоц отправился в разные страны изучать письменность. Это была "настоящая научная, быть может, первая в мире лингвистическая экспедиция, поставившая своей целью выработку алфавита", -- писал член-корреспондент АН СССР Д. А. Ольдерогге.
    У народов Крайнего Севера и Сибири до Октябрьской революции не было письменности. Теперь научные сотрудники Института народов Севера создали для них алфавитное письмо.
    В Таджикской республике было много неграмотных, так как арабское письмо, которым некогда пользовались таджики, очень сложное. Теперь таджики пишут по-таджикски русскими буквами.
    Создаются письменности и в странах современной Африки.

    В древности человек для того, чтобы написать какое-либо слово, наглядно изображал рисунком соответствующий предмет или явление, показывая, например, воду в виде зигзагообразных или волнистых линий, а горы - в виде двух гор, между которыми пролегала долина или ущелье. Такие упрощенные рисунки называются идеограммами.

    Из простейших рисунков и узоров возникли египетская, древнеин­дийская, шумерская, древнекитайская системы письма, где каждый знак (иероглиф) обозначал целое слово.

    Финикийцы создали алфавит, в котором каждый знак обозначал лишь один определенный слог. Начиная с IX в. до н. э. финикийский алфавит стал быстро распространяться во многих странах.

    Историк Геродот писал, что древние греки научились письму от фи­никийцев. И действительно, даже сами названия греческих букв - это финикийские слова. Например, название буквы «альфа» происходит от финикийского слова «алеф» - бык (первоначальная форма этой бук­вы напоминала голову быка). Название греческой буквы «бета» произо­шло от финикийского слова «бет» - дом (первоначально эта буква была упрощенным рисунком плана дома). Само слово «алфавит», по существу сочетание финикийских слов «алеф» и «бет». Буквы в финикийском ал­фавите располагались в определенном порядке. Этот порядок был заим­ствован и греками.

    Финикийский алфавит был родоначальником не только греческого, но и арабского, древнееврейского и других алфавитов. Он удобнее любых иероглифов. Но греческий алфавит еще совершеннее. В нем знаками были обозначены уже не слоги, а буквы. Он лег в основу латинского ал­фавита, а тот, в свою очередь, - всех западноевропейских.

    От греческого алфавита произошел и церковнославянский, состав­ленный братьями Кириллом и Мефодием, - кириллица. При Петре I церковнославянский алфавит был упрощен, появился более легкий для чтения его гражданский вариант, которым с небольшими изменениями пользуются в России и сейчас.

    Почему славянская азбука называется кириллицей

    В 1992 г. в России впервые праздновали День славянской письменно­сти и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. Чем же Кирилл и Мефодий заслужили такую честь? Почему уже второе тысячелетие помнят о них народы?

    Братья Кирилл и Мефодий были родом из македонского города Салуни (сейчас Салоники). Кирилл (его еще называют Константином) изучал богословие (религиозное учение) и преподавал философию. Он владел несколькими языками. Мефодий был правителем одной из сла­вянских областей Восточной Римской империи. Он поддерживал все добрые начинания брата.

    После принятия христианства славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы. Но это былоне очень удобно, так как эти буквы не могли передать всех особенно­стей славянской речи. Вот Кирилл и решил составить славянскую аз­буку. В ней было 38 букв. Часть их была взята из греческого алфавита, а некоторые были придуманы для передачи звуков славянской речи. Так славянские народы получили свою письменность - азбуку, которая на­зывается кириллицей в память о ее создателе.

    На чем и как писали

    Острой палочкой на белой бересте, иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском, и даже на мед­ных листах писали люди в древности.

    Есть такое растение - папирус. Вдвое выше человека, и ствол в руку толщиной. Растет оно в Африке, по берегам рек и болот. У него сладкий сок. Из коры его делали сандалии, из волокна - ткани. Из связанных стволов строили большие корабли. Но больше всего прославился папи­рус не сладким соком, не кораблями. Славен он тем, что на нем писали первые книги. Было это свыше 6 тыс. лет назад.

    Сердцевину тростника-папируса резали на полосы, полосы укла­дывали друг на друга под пресс, сушили на солнце. Получались листы, на которых можно было писать. А потом листы папируса склеивали в длинный-предлинный свиток. Так и появились книги - свитки.

    Там, где не было зарослей папируса, научились писать на пергаме­не. Пергамен делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чисти­ли, скоблили, шлифовали, пока она не становилась желтой или белой. На пергамене писали четко и красиво. Он был дорогой, кое-как писать никто бы не решился. Несколько пергаменных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы, а иногда и не один год.

    Книга

    Еще в древности у человека появилась потребность передать свои опыт, знания последующим поколения. Устно можно поведать о своих деяниях только детям и внукам. А как сделать слово вечным?

    Несколько тысячелетий назад появилась письменность. Графиче­скими значками изображали звуки, слоги и даже целые слова. На чем их записать и как сохранить? Возникло несколько решений.

    В Средние века книги писали от руки на листах пергамена, соеди­ненных в тетради. Чтобы листы не коробились, тетради сшивали вместе и заключали в деревянные крышки, обтянутые кожей или материей. Так возникла та форма книги, к которой мы привыкли. С XIII в. основным писчим материалом в Европе становится бумага.

    Рукописная книга, украшенная рисунками, стоила очень дорого. Наконец в XV в. было изобретено книгопечатание.

    В одной из самых больших библиотек мира - Российской государ­ственной библиотеке в Москве - хранятся миллионы книг. В отделе редких книг собраны самые ценные. Особенно бережно хранятся пер­вые печатные книги - инкунабулы - книги «колыбельного периода» книгопечатания.

    Некоторые редкие книги - это громадные тома, высотой более по­лутора метров, их в одиночку, пожалуй, и не поднимешь. Есть книги-малютки: некоторые не больше спичечной коробки, а есть и с почтовую марку. Хранятся там и книги, напечатанные на коже, на тонких листах пробки, вытканные на шелке, книги-игрушки в виде консервной банки, собачки.

    В наше время есть и другие источники информации: кино, теле­видение. Но только книга способна развить воображение. Читаете вы, например, волшебную сказку, далеко не к каждой странице есть иллю­страция. Это и не нужно. Остальные картины вам дорисует ваше соб­ственное воображение. В наш технический век книга остается верным другом и помощником.

    В XIII в. на Русь обрушились тяжелые испытания . С юга пришло монгольское войско. Монголы - это кочевые (переезжающие с места на место) племена. Они занимались разведением скота - лошадей, верб­людов, коров, овец, коз. Скоту нужны пастбища, поэтому монголы пе­реходили с места на место в поисках новых пастбищ.

    Жили в юртах - легких домах из жердей и войлока. При переездах юрты разбирали и грузили в повозки. Монголы были неприхотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по два-три дня и легко переносили холод. Даже между собой они редко жили в мире и согласии, а уж с другими племенами и народами и подавно постоянно враждовали. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях.

    Племена монголов были сильны своей многочисленностью и воен­ной организацией. По словам древнего историка, они имели «мужество львиное, терпенье собачье». Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого воина. Мужчины много времени про­водили на охоте, упражнялись в стрельбе из лука. Дети с двух-трех лет начинали ездить верхом на лошади и учиться стрелять без промаха. Жен­щины тоже были прекрасными наездницами и не хуже мужчин умели обращаться с оружием, которое всегда было при них.

    Поздней осенью 1237 г. внук Чингисхана Батый привел к русским границам огромное войско. На его пути лежало Рязанское княжество. У рязанцев не было сил, чтобы дать отпор врагу. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к владимирскому и черниговскому князьям, но те не откликнулись на его призыв о помощи. Пять дней держалась Рязань, на шестой пала. Все жители погибли.

    Вслед за Рязанью монголы заняли Коломну, Москву, Тверь, Влади­мир. Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города. Ма­ленький город Козельск враги штурмовали семь недель. 4000 вражеских воинов легли под стенами Козельска, но и защитники города погибли. Врагам достались одни развалины, но и их хан Батый приказал стереть с лица земли. В 1240 г. был разграблен и разрушен Киев.

    Почему же Русь покорилась? Потому что не было мира и согласия между русскими князьями: они соперничали друг с другом, так как каж­дый хотел стать главным среди всех. И как бы ни было сильно каждое княжество в отдельности, его военная сила не шла ни в какое сравнение с необъятной силой монголов. Двести лет хозяйничали монголы на Рус­ской земле. Двести лет понадобилось русским людям, чтобы собрать силы и прогнать врага.

    Батый в 40-х гг. XIII в. основал огромное и пестрое"по составу го­сударство - Золотую Орду. Центром Золотой Орды стал город Сарай (около современной Астрахани). Хотя исконные русские земли терри­ториально не входили в Золотую Орду, они находились в полной зави­симости от нее: подчинялись приказам ханов, платили огромную дань,подвергались опустошающим набегам. Ханы назначали князей по своему усмотрению.

    Однако с течением времени Золотую Орду стали раздирать внутрен­ние противоречия. Многочисленные потомки Чингисхана боролись за власть. Это привело к тому, что в XV в. Орда распалась на несколько отдельных княжеств. Наиболее крупными были Казанское, Астраханское и Крымское царства. Зависимость Руси от ханов постепенно слабела, и в 1480 г. русский народ окончательно освободился от чужеземного ига.

    (Проследить по карте нашествие Батыя на Русь.)

    Но не только монголы нападали на Русскую землю. В то время когда Батый разорял Русь, в Новгороде княжил Александр, сын великого князя Ярослава Всеволодовича. Новгородцы должны были отстаивать свою независимость от шведов и ливонских немцев. В 1240 г., король Швеции отправил большое войско против новгородцев.

    Шведский военачальник Биргер привел войско в устье реки Невы и отправил послов в Новгород к молодому князю Александру Ярославичу. «Ратоборствуй, если сможешь. Я уже на твоей земле», - передали послы слова Биргера. Александр сказал своей дружине: «Нас немного, а враг силен. Но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем». С рассвета до темноты длился бой. Сам Александр бился с Биргером и ра­нил его в лицо. Дружинник Савва подрубил столб шатра Биргера, шатер упал, шведы дрогнули и побежали к кораблям, на которых приплыли. Русские воины преследовали шведов до самых кораблей.

    Весть о победе на Неве разнеслась по всей Руси. Александру по­сле этой битвы дали прозвание Невского. А было князю Александру Ярославичу всего 20 лет. Вскоре после невской победы в русских землях вновь появились крестоносцы. Враг овладел Псковом И стал продвигать­ся к Новгороду. Решающее сражение, как мы знаем из летописи, про­изошло на Чудском озере. Здесь 5 апреля 1242 г. разыгралась знаменитая битва, вошедшая в историю под названием Ледового побоища.

    Обычно немецкие воины строились перед боем клином. Его острие составляли с ног до головы закованные в железо рыцари на конях. Кон­ные рыцари находились и по бокам клина. А внутри его стояли пешие воины. Мощным ударом клин рассекал строй противника, дробил и об­ращал в бегство его войско. Затем пешие воины преследовали и по частям уничтожали бегущих.

    Зная повадки врага, Александр Невский решил построить свои полки следующим образом: в центре поставил срединный полк. Он состоял из горожан, крестьян, вооруженных копьями, луками, боевыми топора­ми, а то и просто ножами. Справа и слева от срединного полка сосредо­точились основные силы - пехота и конница.

    И вот битва началась. Прикрывшись щитами, крестоносцы двига­лись как таран. Они пробили срединный полк, но вдруг русские отсту­пили за специально сделанную преграду из саней. За ними устремились и крестоносцы. За санями начинался берег, усыпанный большими кам­нями. Путь вражеской коннице отрезан. Крестоносцы оказались в запад­не. Местами подтаявший весенний лед, не выдержав тяжести сражающихся, начал трещать и ломаться. Рыцари в железных доспехах камнем шли ко дну. Оставшиеся в живых спасались бегством.

    Вскоре после сражения крестоносцы отправили своих послов в Нов­город просить мира. Александр согласился на мир, но предупредил: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

    Александр Невский - великий человек. Он был причислен к лику святых. Во многих городах ему были поставлены памятники. Роль Алек­сандра в истории нашей страны трудно переоценить. Не зря после его смерти митрополит Кирилл сказал: «Зашло солнце земли Русской».

    ПРОВЕРЬ СЕБЯ

    · Когда Батый напал на Русь? (В 1237г.)

    · Кто напал на Русь в XIII в.? (Монголы.)

    · Кто возглавил поход на Русь? (Хан Батый.)

    · Какой первый русский город оказался на пути завоевате­лей? (Рязань.)

    · Сколько дней оборонялись рязанцы? (Пять дней, но на ше­стой день силы защитников иссякли. Монголы, ворвавшись в город, разгромили и сожгли его, все жители погибли.)

    · Какой город оказал Батыю серьезное сопротивление? (Семь недель войско Батыя провело под городом Козельском.)

    · Что случилось с Киевом? (В 1240 г. он был захвачен и раз­рушен.)

    · Как стало называться государство монголов? (Золотая Орда.)

    · Какая появилась новая угроза? (Опасность исходила от шве­дов и немцев.)

    · Кто выступил против них? (Молодой новгородский князь Александр.)

    · Какое прозвание он получил после победы? (Невский.)

    · Под каким названием в историю вошла битва на льду Чуд­ского озера? (Ледовое побоище.)

    · Как строились крестоносцы? С какой целью? (Клином. Он пробивал самую крепкую оборону.)

    · Чем закончилась битва 5 апреля 1242 г.? (Крестоносцы ока­зались в западне, многие из них провалились под лед и утонули.)