Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • "В связи с чем": запятая нужна?
  • Православная молитва святой великомученице екатерине
  • Перевал Дятлова: что случилось на самом деле?
  • Воронцов михаил семенович Князь михаил павлович воронцов краткая биография
  • Боевой путь вывод дивизии в резерв
  • Задания на прощание с артефактами станут доступны в среду утром!
  • Библейские темы в изобразительном искусстве. Библейские сюжеты в живописи. Библейские сказания. Известные библейские сюжеты Библейские сюжеты в живописи. Великий художник Рембрандт

    Библейские темы в изобразительном искусстве. Библейские сюжеты в живописи. Библейские сказания. Известные библейские сюжеты Библейские сюжеты в живописи. Великий художник Рембрандт

    Практически с самого появления человечества оно воспитывается на притчах и песнях, которые приведены в Библии. В наше время Библия пришла сквозь долгие века, преодолев немало трудностей. Ее запрещали читать, уничтожали, жгли в огне, но она по-прежнему цела. Восемнадцать столетий ушло на ее создание, ею занималось около 30 гениальнейших авторов, живших в разные года и эпохи, всего написано 66 книг Библии на разных языках.

    По школьной программе детям обязательно рассказывают про библейские темы в изобразительном искусстве. ИЗО в школе, таким образом, знакомит учащихся с библейскими персонажами и историями, описанными в книге.

    Библейские сюжеты в живописи. Великий художник Рембрандт

    Великие мировые художники использовали библейские темы в изобразительном искусстве. Пожалуй, более ярко оставил свой след гениальный художник Рембрандт. Он сумел очень правдиво и действительно искренне показать неисчерпаемое богатство человека через библейские сюжеты в живописи. Его герои похожи на обычных людей, современников, среди которых жил художник.

    В простом человеке Рембрандт мог увидеть внутреннюю цельность, благородство и духовное величие. У него получалось передать на картине самые прекрасные качества человека. Его полотна наполнены подлинными человеческими страстями, ярким подтверждением этого служит картина «Снятие с креста» (1634 г). Известная картина - «Ассур, Аман и Эсфирь», написаная по в котором рассказывается, как Аман оклеветал иудеев перед царем Ассуром, желая их смертной казни, а царица Эсфирь сумела раскрыть коварную ложь.

    Загадочный Брейгель

    В истории искусства сложно найти более загадочного и неоднозначного живописца, чем Брейгель. Он не оставил после себя никаких записок, трактатов или статей о своей жизни, не рисовал он и автопортретов или портретов своих близких. На его полотнах библейские темы в изобразительном искусстве покрыты тайной, персонажи не имеют запоминающихся лиц и все фигуры лишены индивидуальности. В его картинах можно увидеть Господа и пресвятую Марию, Христа и Иоанна Крестителя. Полотно «Поклонение волхвов» как бы покрыто белоснежной пеленой. Поэтому картины так притягивают. Смотря на них, хочется разгадать тайну.

    Библейские герои Брейгеля изображены среди современников, они ведут свою обыденную жизнь на фламандских городских улицах и в сельской местности. Например, Спаситель, обремененный тяжестью своего креста, теряется среди множества обычных людей, даже не подозревающих, что они делают свой глядя на Бога.

    Полотна Караваджо

    Великий Караваджо писал полотна, которые поражают своей необычностью, они по сей день вызывают горячие споры между ценителями искусства. Несмотря на то, что в эпоху Возрождения любимой темой для живописи были праздничные сюжеты, Караваджо остался верен себе, своей трагической тематике. На его полотнах люди испытывают ужасные мучения и нечеловеческие страдания. Библейские темы в изобразительном искусстве художника прослеживаются на полотнах «Распятие святого Петра», где изображена казнь апостола, распятого вниз головой на кресте, и «Положение во гроб» с изображением народной драмы.

    В его картинах всегда присутствует будничность и обыденность человеческой жизни. Он всячески презирал картины с выдуманным сюжетом, то есть скопированным не из жизни, для него такие полотна были безделушками и детскими забавами. Был уверен в том, что только полотна с изображением реальной жизни могут считаться настоящим искусством.

    Иконопись

    На Руси иконопись появилась в X веке, после того как Русь в 988 году приняла византийскую религию - христианство. В Византии в то время иконопись и сюжеты Ветхого Завета в изобразительном искусстве, превратились в строгую, каноническую систему изображения. Поклонение иконам стало основной частью вероучения и богослужения.

    На протяжении пару веков на Руси предметом живописи была только иконопись, через нее простой народ приобщался к прекрасному искусству. Изображая моменты из жизни Христа, Девы Марии и апостолов, иконописцы старались выразить свое индивидуальное представление о добре и зле.

    Иконописцам всегда приходилось придерживаться строгих правил, они не могли изобразить выдуманный или сфантазированный сюжет. Но при этом они не были лишены возможности творить, можно было истолковать библейские сюжеты в изобразительном искусстве по своему усмотрению, подбирая различное сочетание красок. Иконы некоторых иконописцев отличаются среди других своим особенным стилем написания.

    Иконы Андрея Рублева

    Часто предметом научных дискуссий является принадлежность отдельных икон к творчеству Рублева. Единственное произведение, которое точно написал Рублев - икона «Троица». Авторство остальных пока под сомнением.

    В «Троице» изображена необыкновенная простота и «немногословность» библейского события. С величайшим умением художник выделил именно те детали, которые помогают воссоздать представление происходящего события - это гора, символизирующая пустыню, палата Авраама и Благодаря этой иконе искусство, просто иллюстрирующее Библию, превратилось в познающее. Ранее никто не осмеливался на такое перевоплощение священного текста на картине.

    Древнерусская живопись всегда четко следовала библейскому тексту, ее первоначальной задачей было воссоздать образ, о котором повествует Библия и Евангелие. Рублеву удалось раскрыть философский смысл библейского писания.

    Сюжеты Нового и и библейские темы в изобразительном искусстве

    Сюжеты из Нового и Ветхого Завета занимают одно из основных мест в христианской живописи. Изображая библейские сюжеты, художник должен перенести на полотно священный текст, поспособствовать пониманию, усилить эмоциональное восприятие и укрепить веру. Поэтому изобразительное искусство и Библия тесно связаны между собой, их история изменялась совместно.

    Христианское искусство непросто воспроизводило библейские сюжеты. Талантливые художники создавали потрясающие картины, каждые из которых уникальны, благодаря тому, что по-особенному рассказывают о библейском сюжете.

    Изначально христианство возникло как новое учение в иудаизме, поэтому в раннем христианском искусстве преобладали сюжеты из Ветхого Завета. Но потом христианство стало удаляться от иудаизма и художники стали изображаться сюжеты из

    Авраам в изобразительном искусстве

    Одним из персонажей, объединяющий несколько вер (иудаизм, христианство и ислам) является Авраам. В его образе совмещаются несколько граней:

    • родоначальник евреев, а через детей Агари и Кетуры - разных арабских племен;
    • первооснователь иудаизма, олицетворяющий идеал преданности вере;
    • заступник человечества перед Богом и герой-воитель.

    В иудейских и христианских представлениях бытует понятие «Лоно Авраамово» — это особое потустороннее место для упокоения умерших праведников. В живописи изображают Авраама, сидящего на коленях, у него за пазухой либо во чреве сидят души верующих в виде детей. Это можно увидеть на полотнах «Золотые ворота», «Княжеский портал».

    Жертвоприношение Исаака

    Но самым любимым сюжетом, связанным с Авраамом, является жертвоприношение.

    В библейском писании рассказывается, как Бог попросил Авраама сжечь своего сына Исаака, чтобы доказать свою преданность. Отец устроил жертвенник на горе Мориа, и в последний момент жертвоприношения Исаака к ним явился ангел и остановил его. Вместо ребенка был сожжен ягненок.

    Такой драматический эпизод наводит на глубочайшие размышления о божьей справедливости.

    Библейские темы в изобразительном искусстве всегда притягивали к себе художников. Несмотря на то, что библейские истории давно остались в прошлом, живописцам удается отразить через них современную действительность жизни.

    У Александра Яковлевича Аскольдова комиссаром был отец... Герой Гражданской войны, директор завода «Большевик», одного из крупнейших в Киеве. В 37 году его забрали прямо из больницы, где он лечил старые раны, и увезли на Лубянку, в Москву, где и расстреляли. Потом пришли за мамой. Когда её уводили, ночью, он услышал, как старший сказал конвоиру: оформишь её и обратно за мальцом. Саше было пять, он не умел ещё завязывать шнурки, и дверь открывать не умел. Он трогательно рассказывает об этом: как вдруг всё получилось, когда он понял, что надо бежать: ботиночки зашнуровались и стульчик он догадался приставить к двери и вспомнил, как они весело ходили в гости к папиным друзьям, которые жили рядом, и пошел. Это была многодетная еврейская семья, они всё поняли, и и расплакались, схватили; никто из соседей не донёс; а потом сумели отправить бабушке, в Москву. Он искал их после, но следы терялись где-то в Бабьем Яру...

    «Очевидно, они погибли, эти люди, приютившие меня, и я думаю, что эта благодарность, которая жила во мне все эти годы к этой семье, и была, в какой-то степени, импульсом, который тоже повлиял на рождение картины, которая стала фильмом «Комиссар».

    Бабка моя - простая деревенская женщина, очень умная, очень жёсткая, её девичья фамилия Богородицкая; она ходила в монастырь, ухаживала за очень больной женщиной, которую звали у нас игуменьей... Работала бабка в депо, у Новодевичьего, ночной уборщицей трамваев, а подрабатывала стиркой. Через три года выпустили маму; устроиться было почти невозможно, но она была мужественным, человеком, добилась - взяли нянечкой, мыть горшки...» Александр Аскольдов

    Когда началась война, маминого старого друга назначили директором института переливания крови, он смог сделать её своей помощницей. Она развозила кровь по фронтам. И сама сдавала: донору полагался кусочек сахара и кусочек масла... Мамины заслуги помогли сыну врага народа поступить в институт, а после даже стать помощником министра культуры, мама некогда была дружна с Фурцевой...

    "В какой-то момент, говорит Александр Яковлевич, я почувствовал абсолютную бессмысленность своей работы чиновничей; оттепель завершилась, и я ушёл. И подал наравне со всеми заявление на высшие режиссёрские курсы; это было очень занятно: люди, которых совсем недавно как бы я экзаменовал в своём министерстве, на этот раз экзаменовали меня. Они улыбались, хихикали. Но прошел. Лишь Ромм спросил, не поздно ли. Я сказал: Михал Ильич, наверно, поздно. Но чиновничеством мне больше заниматься невмоготу. Я хочу попробовать что-то сделать...»

    Пришло время снимать дипломный фильм. «И вот, как-то на вечеринке, такой, домашней, приятельница моей мамы, весёлая, хохотушка, вдруг говорит: знаете, я вчера прочитала рассказ Гроссмана, там такая история! Коммисарша приходит в еврейскую семью, ей приспело родить, и так далее... И я выполз из-за стола, в другую комнату, почти не отдавая себе отчета, набросал план будущей картины, и ни о чём больше я думать не хотел. Я наивно думал, что я такую сделаю картину, я такое понимаю про жизнь, что завтра, посмотрев этот фильм, люди станут немножечко лучше. Просто многое меня волновало, я видел огромный диссонанс: межэтнических отношений в стране, меня глубоко ранило абсолютное бескультурье в отношении к религии, возмущало приторное изображение в нашем искусстве Гражданской войны. Я считал, что война - предел безнравственности, а гражданская война - это беспредел». Александр Аскольдов.

    Ролан Быков говорил, что Аскольдов первым показал Гражданскую войну как трагедию. Женщина должна любить, рожать и воспитывать детей, а она убивает. Женский образ - образ Руси; матушки. Его осмысление русского апокалипсиса - это продолжение столбового пути всей русской литературы: недаром он окончил филологический и девять лет помогал Елене Сергеевне разбирать Булгаковский архив... Это и "Петроградская Мадонна" Петрова-Водкина, и, конечно, "кони".

    «Я увидел этот сон - сон о Комиссаре. Я увидел этих лошадей. Я увидел этих детей. Я не видел, как убивают людей в жизни, и подумал, что же я буду это снимать? Это ж выйдет «киношка». Но я понял, что война, несправедливость, ожесточает. Если она ожесточает ребёнка, что же потом из него вырастет... И вот еврейски погром у меня возник в форме детской игры в погром. Наверное, это аморально - заставлять этих детишек, на минуту, превратиться в зверюшек. Я с большим трудом это снимал. Но результат нравственный - это должно родить такое отвращение к насилию! Которое будет сильнее статей и слов». Александр Аскольдов

    «Поначалу, рассказывал Ролан Быков, картину многие поддержали, поскольку тема была поддержана в мире, и хотелось хорошего отношения международных кинематографистов... Но 1-й донос, который был написан на картину, был донос нашего консультанта, раввина московской синагоги. Он написал, что собрались антисемиты Шукшин, Мордюкова и Быков и издеваются над образом еврея. Это письмо пришло в комитет партии... страшная паника. И я попросил Аскольдова, чтоб он мне дал поговорить с этим ребе, и спросил: "Что вас не устраивает?" Он говорит: Почему вы играете такого грязного еврея? Что, евреи такие грязные? Я в ответ: Кто вам сказал, что я играю еврея? Что, играя Гамлета, я должен играть датчанина? Я играю отца семерых детей. Время гражданской войны: на каждом углу парикмахер не работает, бани закрыты, мыла нет: откуда он может взяться, такой чистенький? И потом вы же видите только отдельные кадры, кирпичики, а что я сложу из кирпича, какой храм - не представляете...»

    Они познакомились еще в юности, когда Аскольдов обошёл Быкова на конкурсе чтецов. Потом судьба свела их в Питере, когда Александр Яковлевич, чиновник, отправленный Фурцевой закрыть Быковский спектакль, наоборот защитил его... Сначала Ролан Антоныч отказался играть в Комиссаре. Потом подумал и решил сыграть еврея, которого все не любят, так, чтоб полюбили. Так они и построили роль Ефима Магазаника. Естественно, у него нервный срыв, когда надо отдавать комнату комиссарше. Но узнав, что она ждут ребёнка, он шьёт ей платье, отдаёт тапочки, чинит кроватку. А когда она рожает в муках, молится, как за родную.

    Меняется не только Ефим. Глядя на эту семью, на Марию, их веру и настоящую любовь - он же умывает ей ноги, как Христос апостолам! - Меняется Комиссар. Комиссар становится женщиной и бежит крестить, посвятить своё дитя Богу. «Послушай, как она поёт! Эта кацапка совсем с ума сошла... То он простудится, то у него жар... - как хорошая еврейская мать, одним словом. - А что ты думаешь? Если женщина надевает кожаные штаны, от этого она становится мужчиной…»

    «Для того, чтоб снять сцену «Проход обречённых» нужна была массовка. Где же мне взять столько евреев? Рассказывает А.Я. По совету опутанного человека, надел кепку и пошел к местному раввину. Он меня выслушал и говорит: «Я своё отсидел, ещё за вашу картину сидеть я не хочу, и не могу подставить людей, они мне верят». У меня отчаянье. Пишу письмо секретарю ЦК партии Украины, тов. Скобе: "Я снимаю фильм о революции, о простых людях, о евреях... Помогите!" Что вы думаете? из обкома приехал инструктор, команда была дана, меня только спрашивали, и детей приводить? и детей! А когда массовка та была готова, и мы должны были уже начинать, человек со скрипкой сказал: товарищ Мордюкова, у меня к вам слово. Мы не станем сниматься, потому что над нами будут смеяться потом евреи. Мордюкова говорит: Мы такую картину снимаем, а вы трусите! Эх вы, евреи! Он удалился; кружочек, посовещались; он сказал: товарищ режиссёр, мы будем сниматься. Только ваш фильм никогда не выйдет. Я сказал: выйдет!»

    Когда Александра Яковлевича спрашивают, о чём этот фильм, он всегда отвечает: о Любви; к женщине, к детям, к ближнему и о той, самой большой, про которую Господь говорит в Евангелии: как если кто положит душу свою за друзей своих. Клавдия Вавилова, понимая, чем рискуют полюбившие её люди, как бы провидя их будущее, идёт за них сражаться. Зная, что - на верную смерть.

    «Больней всего было то, говорит Аскольдов, что первыми стали убивать картину не партийные работники, не КГБ, а братья-художники. На студии был просмотр, фильм не приняли. Его выгнали с работы за профессиональную непригодность! «Топот и свист до сих пор у меня в ушах». Потом его обвинили в растрате казённых денег. Были разбирательства. Запросто могли могли посадить... Сочувствующие говорили: убери сцену холокоста, и от тебя отстанут. Он пожертвовал собой.

    Когда наступил момент полного отчаяния - картину смывали, уничтожали весь рабочий материал, он стал писать письма Суслову - прося всесильного идеолога партии сохранить хотя бы одну копию. И Суслов сохранил.

    «Самым тяжелым был 86-й год. Когда уже бушевала Перестройка. Когда прошел V съезд кинематографистов и снимались с полок долго лежавшие на них картины... А по поводу фильма «Комиссар» собралась коллегия Госкино, закрытая, где мои коллеги... закопали «Комиссара» в землю. И я оказался в полной изоляции.

    Был в июле 87 года фестиваль Московский, рассказывает А.. В рамках этого форума была пресс-конференция. И в ответ на вопрос бразильского журналиста - все ли лежавшие на полке картины уже выпущены на экран? - прозвучало: все. Что-то меня возмутило, что-то иррациональное подняло, подошел к президиуму и сказал: "20 лет назад я снял картину, антивоенную, картину о раковой опухоли человечества - о шовинизме. Я не знаю, хорошая она или плохая. Но я вложил в неё все свои силы и умение. Я прошу вас, посмотрите и скажите - жива она или мертва". Горбачёв на следующий день принимал знаменитого писателя Маркеса - а на этом моём демарше присутствовали Де Ниро, Маркес, Ванесса Редгрейв... - и Маркес, очевидно рассказал Горбачёву, что произошло. Была дана команда, и 11 июля, в том же самом Белом зале дома Кино, где меня исключали из партии и мордовали, показали «Комиссара». Реакция публики была потрясающая. Быков плакал, и всем гостям захотелось узнать побольше о судьбе картины, и в общем, этот просмотр решил её судьбу - «Комиссар» вырвался на свободу». Александр Аскольдов

    Парадоксально, но Библия, судя по всему, имеет самый большой тираж в мире. Поговаривают, что за последние пару веков тираж Библии составил 8.000.000.000 экземпляров! Следовательно, она должна быть и самая читаемая книга в мире. Но тогда совсем не понятно, почему люди до сих пор так и не поняли истинное Учение Иисуса, и не соблюдают основные правила нравственной жизни? Ибо за последние 2000 лет, люди как убивали друг друга, так и продолжают убивать. Следовательно, так ничего и не поняли из того чему, Учил Иисус. Конечно, всё это прискорбно осознавать, особенно учитывая, что человек себя величает хомо сапиенсом. Но поступками своими больше чем на животное, порой не тянет. Выходит как в той поговорке: смотрит в книгу, видит фигу. Всё это было бы смешно, если бы не было так грустно. Помимо печатной продукции, фильмов по библейским мотивам также, судя по всему, снято в мире невиданное количество. Всех их, конечно, не пересмотришь, поэтому я хочу вам облегчить задачу, поделившись своей личной коллекцией фильмов. Как мне показавшихся наиболее интересными экранизациями. Желаю приятного просмотра!

    Масштабное и зрелищное эпическое сказание о земной жизни Иисуса из Назарета. Мой самый любимый фильм про жизнь Иисуса. Великолепные актёры, непревзойденная игра.

    Авраам - первый из трех великих библейских патриархов после Потопа, родоначальник многих народов. Его вера была столь глубока, что он готов был принести в жертву собственного сына. Увидев подобное самоотречение, Господь благословил Авраама, пообещав сделать его потомству многие блага на земле. В этом эпическом произведении о жизни великого пророка рассказывается о великом переселении его народа, происшедшего по велению Господа, явившегося Аврааму и призвавшего его. Путь Авраама пролегал через земли Ханаана и Египта и был полон тяжких испытаний, но Господь всякий раз указывал ему дорогу, защищая от врагов и укрепляя веру.


    Апокалипсис: Откровение Иоанна Богослова / San Giovanni — L’apocalisse (2002)

    90-й год новой эры. Римский император Домициан объявляет себя богом, а христиан, не признающих его божественности, - злейшими врагами государства. Престарелый апостол Иоанн, под чужим именем находящийся в заточении на острове Патмос, получает Божественное Откровение о последних днях мира. Движимая желанием увидеть последнего очевидца Страстей Христовых молодая христианка Ирина тайно проникает на остров. Иоанн доверяет ей распространить среди единоверцев записанное им Откровение. Но Ирина не подозревает, что ее возлюбленный Валерий, сын римского полководца Квинта, получил задание выследить Иоанна…

    История Иисуса Христа от Его рождения, до распятия, Воскрешения и Вознесения. «Сын Божий» — киноверсия минисериала «Библия». Прежде чем фильм «Сын Божий» оценят жители США, его уже успело просмотреть духовенство страны. Среди которых есть протестанты и католики. Кардинал Дональд Вюрл: «Я бы посоветовал этот фильм посмотреть некоторым моим знакомым, и особенно, думаю, фильм хорошо подходит для семейного просмотра. Это замечательная история о Сыне Божьем, которая напомнит нам о Его любви к нам.»

    Библейская легенда о воре и убийце Варавве, которого помиловал Понтий Пилат. Была такая традиция в древней Иудее, когда зрители, присутствующие на массовых казнях, которые являлись своеобразным шоу, проходившими при гигантском стечении публики, могли по своему произволу выбрать одного понравившегося им преступника и освободить его от смерти. В тот раз люди выбрали Варавву…

    Давид родился в семье пастуха, но воспитывался пророками Самуилом и Натаном. Восхождение Давида к вершинам власти было нелегким. Ему довелось сразиться со многими врагами - от богатыря-гиганта филистимлян Голиафа до израильского царя Саула. За время своего сорокалетнего правления Давид пережил немало битв, предательств и потерь. Им двигали самые разные чувства - от страстной и запретной любви к Вирсавии до лютой ненависти к внешним и внутренним врагам. Он провел множество войн и пролил реки крови. Поэтому не ему было доверено Богом построить Храм Господень в Иерусалиме. Эта великая судьба выпала сыну Давида…

    Творчество американского режиссёра Сесила Блаунта Де Милля более тридцати лет было связано с понятием «величайшее представление на Земле» (кстати, так называлась одна из его последних картин) - с голливудскими суперпостановками и масштабными зрелищами. Причём неоднократно этот кинотворец обращался к библейским сюжетам. Его карьеру в кино венчает ещё одна версия (а первая была снята вообще в 20-е годы) «Десяти заповедей» - гигантская фреска об исходе евреев из Египта, ведомых Моисеем через пустыни в «землю обетованную». Конечно, теперь что-то в этом фильме покажется вообще наивно-сказочным, даже смешным. Седобородый Моисей, который спускается с горы Синая с каменными скрижалями в руках, пожалуй, даже забавнее пародийного пророка из комедии «Всемирная история. Часть 1» Мела Брукса. Но, в принципе, почти четырёхчасовой киноколосс Де Милля не может не вызвать любопытство у тех, кто, толком не зная Библию, будет смотреть его как обычное историческое кинопроизведение. Подобному интересу способствуют дорогостоящие, впечатляющие «массовки», а также спецэффекты (особенно в сцене перехода Красного моря), которые были заслуженно удостоены премии «Оскар» (номинировалась же картина по семи категориям). Довольно знаменательно, что Сесил Блаунт Де Милль умер в 1959-м - в год кассового и одиннадцатикратного оскаровского триумфа «Бен Гура» Уильяма Уайлера, который словно сменил его на посту титана «религиозных боевиков».

    Этот библейский герой одинаково почитается иудеями, христианами и мусульманами. Моисей - чело­век, оставивший неповторимый след в истории. Над Египетским царством нависла опасность, и, поверив пророчеству, фараон приказал умертвить всех новорожденных младенцев мужского пола. Но один ребенок, рожденный в семье евреев-рабов, выжил. Вверенный судьбе, Моисей вырос при дворе фараона и, выполняя волю Бога, стал вождем и освободителем еврейского народа. Когда фараон Рамзес отверг просьбу отпус­тить евреев из Египта, Моисей предупредил его, что Египетское царство ждет великая кара…


    «Евангелие от Матфея» одна из самых необычных картин итальянского кино. Эта очень необычная и очень сильная картина, отмеченная Специальным призом жюри на МКФ в Венеции в 1964 году, получившая Большой приз экуменистического общества, действующего от имени Ватикана. Иисус в изображении Пазолини кажется гневным, он как бы торопится, быстро и отчетливо выговаривая канонический текст, словно осознавая, что времени у него мало. Те, кто посмотрит картину, будут удивлены, узнав, что сам режиссер был не только атеистом, но и марксистом впридачу. Как будто для того, чтобы подчеркнуть неортодоксальность фильма, Пазолини включил в саундтрек американский «спиритуал» «Sometimes I Feel Like a Motherless Child» в исполнении певицы Одетты. Фильм снят на черно-белую пленку в полудокументальной манере с участием непрофессиональных актеров и производит неизгладимое впечатление от просмотра. Мать режиссера снялась в роли Богоматери.

    Один из могущественнейших правителей прошлого, персидский царь Ксеркс, устроил грандиозный пир. На седьмой день пира он захотел показать гостям свою красавицу-жену, но получил от царицы отказ. Тогда Ксеркс лишил жену царского достоинства и потребовал доставить ему самых красивых девушек со всех концов мира. Юной Эсфири удалось завоевать расположение царя и стать его новой женой.

    История Иакова излагается в Книге Бытие. Она начинается с того, что Бог открыл беременной Ревекке, что та родит близнецов, которым предназначено стать родоначальниками двух народов, причем народ, который произойдет от старшего из братьев, будет подвластен потомкам младшего.

    Царь Иосия решил очистить свою землю от языческих культов, истребляя капища Ваала и Астарты. В это время Иеремия, призванный на высшее пророческое служение, словом и делом поддерживал царя. После смерти Иосии начались религиозный разброд и политическая смута. Народ перестал верить пророчествам Иеремии, и сам он, как нарушитель общественного порядка, подвергался гонениям…

    Иосифа, любимого из сыновей Иакова, завистливые братья продали в рабство. Так Иосиф оказался в Египте, где его купил Потифар, начальник охраны фараона. Несмотря на то, что Иосиф отверг заигрывания жены хозяина, его обвинили в прелюбодеянии и бросили в тюрьму. Но, благодаря своему дару толковать сны, Иосиф был представлен ко двору фараона и, несмотря на все превратности судьбы, стал одним из самых могущественных людей древнего мира.

    Иуда Искариот… Скромный торговец вином со скрытыми бунтарскими наклонностями… Узнав о том, что где-то на просторах оккупированной римлянами родины объявился мессия, Иуда понял, что пришло его время. Он отправился на поиски Иисуса из Назарета - удивительного пророка, который проповедовал любовь и исцелял больных. Принятый в круг учеников Иисуса, Иуда поначалу благоговеет к учителю, но вскоре их отношения накаляются. Иисус отвергает насилие, а Иуда считает его единственным средством избавления от римских захватчиков. И когда их разногласия достигают наивысшей точки, Иуда решается на предательство…

    Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Евангелие от Матфея, глава 1, стих 18. Масштабное кинополотно о земной жизни Иисуса Христа, в котором авторы не ограничились только лишь воссозданием исторической картины событий, но и попытались осмыслить вечную сущность Христа, показать Божественное величие и безграничную мудрость Спасителя…

    Когда фараон Египта Рамзес приказал убить всех еврейских детей, уцелел лишь младенец Моисей. Мать положила его в корзину, которую пустила плыть по Нилу. Дочь фараона нашла младенца, усыновила его, и он воспитывался вместе с наследником престола Мернефтой. Господь призвал Моисея вывести свой народ из египетского рабства в Землю обетованную.

    Ноев ковчег / Noah’s Ark (1999)

    Библейский Ной строит вместе с сыновьями - Яфетом, Симом и Хамом - громадный корабль (ковчег), на котором поместится «каждой твари по паре». Господь обещает вселенский потоп, но обновление мира должно наступить от спасенных в кочеге людей и животных. Долгая засуха побуждает окружение Ноя смеяться над ним. Но внезапный ливень «поглощает» и город, и его обитателей. Ноев ковчег отправляется по волнам…

    Первых последователей Иисуса Христа жестоко преследовали римские власти и представители ортодоксальных учений. Два ведущих апостола -Петр и Павел - боролись за утверждение веры в Сына Божьего. Их жизнь была наполнена драматичными событиями, когда на протяжении ЗО лет, вместе и порознь, они отстаивали учение Христа, страдали и боролись до конца. В фильме вы увидите множество библейских событий, описанных в книге Деяний Апостолов: избиение Стефана камнями, дорога Савла в Дамаск, возврашение в Иерусалим, миссионерские путешествия Павла в Малую Азию и Грецию, споры Петра и Павла об иудейском Законе, их жертвенный путь в Рим. Оба апостола приняли мученическую смерть во времена правления жестокого императора Нерона. Павел был обезглавлен, Петр - распят.

    Дело Назаретянина / L’inchiesta (The Inquiry) (1986)

    Император Тиберий отправляет своего советника по имени Таурус в Палестину, чтобы расследовать обстоятельства исчезновения тела Иисуса из Назарета, распятого тремя годами ранее. По стране ползут слухи о воскрешении Иисуса из мертвых, и приезд императорского посланника вызывает панику у местных чиновников, особенно у римского наместника Понтия Пилата…

    Расследование / L’inchiesta (2006)

    Император Тиберий отправляет своего советника по имени Таурус в Палестину, чтобы расследовать обстоятельства исчезновения тела Иисуса из Назарета, распятого тремя годами ранее. Для выяснения ситуации он посылает туда молодого сенатора и варвара-телохранителя…

    Самсон - один из самых знаменитых ветхозаветных героев. Он происходил из колена Дана, наиболее страдавшего от порабощения филистимлян. Самсон вырос среди рабского унижения своего народа и решил отомстить поработителям. Будучи посвящен Богу в качестве назорея (принявшего обет), он носил длинные волосы, служившие источником его необычайной физической мощи.

    Павел изначально не входил в число Двенадцати апостолов, а в юности даже участвовал в преследовании христиан. На пути в Дамаск произошло его чудесное обращение: Павлу явился Христос и призвал его к апостольскому служению. С этого времени Павел, прозванный «апостолом язычников», из яростного гонителя превратился в ревностного поборника христианства. Будучи римским гражданином, и имея особые права, он активно проповедовал Евангелия в Палестине, Греции, Малой Азии, Италии и других уголках античного мира, где основал многочисленные христианские общины.


    Содом и Гоморра - два города погрязших в распутстве и праздности. Лот - племянник Авраама, со своей семьей попадает на равнину, где расположены греховные города, и поселяется в одном из них. Но праведник не может жить рядом с грешниками. Он призывает их к благоразумию, но не может повлиять на их образ жизни, распутные не желают слышать его. И тогда господь решает разрушить города, и только Лот и его семья останутся в живых…

    Сын Давида и Вирсавии, царь Соломон прожил бурную и героическую жизнь. Его правление называли «Божественным даром». Он прославился огромной мудростью, обладал неслыханными богатствами, построил величественный Иерусалимский храм и сделал свою страну могучим и процветающим государством. И, конечно же, у Соломона было очень много женщин - от красавицы Абишаг, прибывшей во дворец, чтобы скрасить последниегоды престарелого царя Давида, до Царицы Савской, о любовном и политическом союзе с которой говорил весь древний мир…

    Истории Ветхого завета - это истории веры, надежды и мужества, людских страстей, ревности и предательства, ожиданий, искушений, испытаний и, конечно же, любви. Самое главное, что связывает их воедино, - это мечта отыскать Землю обетованную, стряхнуть оковы рабства и обрести свободу. Великие времена, великие герои, великие чудеса…


    Попытка детально воссоздать последние двенадцать часов из жизни Иисуса Христа.

    Фильм снят по трагедии Софокла - мифу об Эдипе, убившем своего отца и женившемся на своей матери. Оракул предсказал отцу Эдипа, что он умрет от рук собственного сына, и маленький Эдип был изгнан из дворца. Воспитанный в семье бездетной пары, Эдип проходит через ряд испытаний, женится на собственной матери, и, узнав об этом, лишает себя зрения…

    История, происходящая в библейские времена. Главный герой - волхв Артабан, изучавший пророчества и ставший свидетелем небесного знамения. Он надеялся, что необычная звезда приведет его к Мессии - царю, дарующему свободу всем людям. Артабан взял с собой три драгоценных дара и 33 года странствовал в поисках Иисуса, чтобы вручить ему свои приношения. За это время он истратил все дары, помогая нуждающимся людям. В итоге состарившийся Артабан, наконец, встретился с Царем царей, но ему уже нечего было преподнести Мессии, которого он искал столько лет.


    История Сына человеческого увидена через цепь искушений, ловушек, развилок. Ее двигает экстатический страх, и смотришь его с тяжелым чувством, потому что это триллер веры. Скорсезе изображает последователей Иисуса совершенно земными. Они желали революции, а Он принял Распятие, пошел на крест и вверг их надежды на земное царство в прах, и уподобил их земное существование праху. Но последующая развилка невероятно мощна: Распятый на кресте освобожден от миссии, у него будет свадьба, дом, дети, дорога от объятий к объятиям, от сына к сыну, возделываемый сад.

    Ниже следуют фильмы, как бы размышления на тему…


    Как описать и начало и конец одновременно. Конечно надо было знать, но мы не знали. Мы можем думать себе, что хотим. В конце концов истина всегда одна и отрицать её невозможно… Миллионы людей исчезли одновременно с лица Земли в результате странного, необъяснимой природы катаклизма: казалось, тела их попросту растворились в воздухе. Остались только личные вещи и предметы: одежда, очки, контактные линзы, парики, слуховые аппараты, зубные пломбы, драгоценности, обувь, даже кардиостимуляторы и хирургические штифты. Однако исчезли далеко не все населявшие Землю люди: многие миллионы остались. Бросалось в глаза то, что, в основном, это были взрослые, кроме них уцелело некоторое число подростков, но совершенно не было детей. Не сохранилось ни одного младенца, включая тех, кто еще не покинул утробу матери, некоторые бесследно растворялись в самый момент своего появления на свет. Результатом этой всемирной катастрофы стал грандиозный хаос. Буквально один за другим в небе и на земле терпели крушение самолеты, сходили с рельсов поезда, сталкивались и летели под откос автобусы и автомобили, тонули корабли, горели дома. Многие из оставшихся в живых, охваченные горем и отчаянием, не видели для себя другого выхода, кроме самоубийства. Даже те средства транспорта и линии коммуникаций, которые не были повреждены, оказались почти полностью парализованными из-за того, что их некому было обслуживать ввиду исчезновения большей части персонала. Тем людям, которые пытались противостоять всеобщему хаосу, приходилось полагаться исключительно на самих себя до тех пор, пока не восстановится хоть какое-то подобие порядка. Некоторые говорили, что на Землю вторглись существа из иных миров, другие утверждали, что исчезновения результат нападения вражеских сил. Однако это явление затронуло все страны земли без исключения. Самое страшное Зло — то, что рядится в одежды Добра. И когда на Земле объявляется харизматичный политик Николае Карпатия, играючи решающий мировые проблемы, оказавшиеся не по зубам главам сильнейших держав, благодарные люди возносят его на вершины власти. Стараясь, при том, не замечать, что их благодетель медленно, но верно прибирает к рукам всю планету. Лишь немногие подозревают, что под широкой улыбкой гениального лидера прячется зловещий оскал главного Врага человечества — Антихриста. И вот, наступает момент, когда истинно верующим придется делать выбор: продолжать плыть по течению жизни послушными чужой воле — или готовиться к предсказанной в Библии Последней Битве со Злом. Битве, которую христиане называют Армагеддон…


    Через неделю после внезапного исчезновения миллионов людей к растерянному миру обратился Президент Объединённых Наций Николаэ Карпатиу. Обещая восстановить порядок и используя доверие людей, Карпатиу стремится подчинить планету своему управлению. Но за тысячи километров от него небольшой группе людей известна правда о Карпатиу и о его порочной сущности. Эти люди пытаются предупредить о его коварных замыслах каждого, кто готов их слушать. Они назвали себя «Отрядом скорби»: всемирно известный тележурналист Бак Уильямс, пастор Брюс Барнс, авиапилот Рейфорд Стил и его 20-летняя дочь Хлоя. Их цель - выполнить опасную миссию - открыть миру глаза на истину.


    Как всегда во сне — неважно какое безумие тебе снится, во всем видится смысл. Я видел как миллионы людей исчезли с лица Земли, но я так и не проснулся. Я улыбнулся, когда они объединились во имя мира и нации, политики и религии уже не имели значения — этого уже могло хватить. Я должен был понять — это слишком хорошо для правды. Когда вся власть над миром попала в руки одного человека я просто смотрел. Просто. Я помог ему. Тогда сон и стал кошмаром и как всегда бывает во сне, когда ты падаешь, именно тогда я должен был вскочить с кровати. Этого не случилось. Полтора года назад мир был поражен самой большой катастрофой, которую когда-либо видели люди. Без предупреждения и без объяснения, сотни миллионов людей просто исчезли с лица земли. Мир был в хаосе как никогда. И все же на Земле нашелся один человек — харизматичный политик Николае Карпатия, играючи решающий мировые проблемы, оказавшиеся не по зубам главам сильнейших держав и, который смог победить хаос, объединить разрозненный мир - и положить конец войнам и кровопролитию, которые правили миром с начала времён. Президент Америки, Джеральд Фитцхью, разделял эту мечту и посвятил свою работу тому, чтобы его нация не стала на пути осуществления этой мечты. Благодарные люди возносят его на вершины власти, стараясь при том не замечать, что их благодетель медленно, но верно прибирает к рукам всю планету. И теперь Карпатия управляет этим миром. Идол всей планеты и мировой лидер Никола Карпатиа наконец-то добился неимоверного. Но когда у Президента Фитцхью открываются глаза на подпольный мир и ужасный зловещий заговор, Президент должен принять правду - Третья Мировая Война стучится в двери - а его преданность мечте о мире сделала Америку бессильной защитить себя. С помощью журналиста, ведущего расследование Бака Уильямса и его подпольного «Отряда скорби», Фитцхью борется с тикающей бомбой, с непреодолимыми разногласиями и своим непониманием, пытаясь найти способ предотвратить смерть миллионов людей и возможным исчезновением всего человечества с лица земли. И вот, наступает момент, когда людям придется делать выбор: продолжать плыть по течению жизни послушными чужой воле — или готовиться к предсказанной в Библии Последней Битве со Злом. Битве, которую христиане называют Армагеддон. Пока толкователи священных текстов пытаются предугадать пришествие Антихриста, кинематографисты давно уже ведут с ним войну - пока, к счастью, на экране. Крэйг Р. Баксли предлагает вниманию зрителей фильм «Последняя война», вариант сценария Армагеддона, смело соединяющий библейские каноны с драматургическими сюрпризами.

    Апокалипсис I. Исчезновения — первая часть серии фильмов «Apocalypse». Бронсон и Элен — журналисты, сообщающие о начале войны на Ближнем Востоке. Но прямо перед их глазами, кое-что неожиданное случается: Миллионы людей исчезают без следа. Когда новый и загадочный лидер появляется во главе Европейского союза, выполняя чудеса и утверждая что каждый может быть богом, мир оказывается втянутым в события которые подозрительно напоминают с Библейские пророчества о конце света…

    Апокалипсис II. Повелитель тьмы — вторая часть серии фильмов «Apocalypse». В тот день настал конец света. Взлетевшие ядерные ракеты затмили солнце, а затем внезапно исчезли, как и миллионы людей, и среди них семья эксперта по борьбе с терроризмом Стоуна. Началась эра правления Мессии, «спасителя мира», объявившего себя Главой Правительства Единой Земли. Но у «мечты о всеобщем единстве» есть противники –движение сопротивления, которое считает самозванного Мессию самым настоящим Антихристом. В отчаянной попытке разобраться в происходящем и найти свою семью Стоун заключает союз с участниками сопротивления — компьютерным хакером и таинственной слепой девушкой. Ключ к разгадке — код доступа в секретную программу виртуальной реальности. Взломав ее, Стоун понимает, что вовлечен в битву, старую как мир – битву с самим сатаной!

    Чудом выжив в результате страшной автокатастрофы, детектив Том Кэнборо оказался в совершенно незнакомом ему мире. Все человечество живет в едином государстве под руководством Франко Макалуссо, называющего себя Мессией и «спасителем мира». Множество людей бесследно исчезло, а оставшиеся не могут вспомнить, кем были раньше. На каждом стоит Знак Зверя, а за теми, кто отказался его признать, идет безжалостная охота. Объяснение может быть лишь одно: прямо на глазах Тома сбывается древнее библейское пророчество пришествие Антихриста. Присоединившись к подпольному движению, которое считает самозванного мессию самым настоящим Сатаной и ведет с ним беспощадную войну, Том вступает в битву за свои жизнь и семью, разум и душу.

    В библейской Книге Откровения был предсказан конец света, который начнётся с появления среди людей Антихриста. В это трудно поверить, но Антихрист - уже среди нас, и у него на руке - печать дьявола, отметина, которая не оставляет сомнений. Добродетельная и религиозная женщина Хелен Ханна - лидер христианских организаций и одна из немногих, кто понимает, что происходит. Она попадает под суд за свою деятельность. Судебный процесс обещает быть очень необычным, так как прокурор и адвокат - ее бывшие любовники, а за стенами здания суда - множество последователей Хелен Ханны, планирующих освобождение.


    В городе Раймонд, Калифорния, во время экономического кризиса, пастор Генри Максвелл и члены церкви начинают сражение за веру и служение. Бизнесмен и политик, Алекс Йорк, выдвигает свою кандидатуру на пост мэра, и обещает принести в город преуспевание, построив в нем казино и узаконив игорный бизнес. Бродяга, пришедший в город, обращается с обличением к членам церкви. Услышав его слова, верующие решают поступать во всем, подражая Христу. Последуют ли их примеру горожане, сделав выбор между моралью и деньгами?


    В долине Мегиддо на Святой Земле археологи обнаружили следы бесчисленных сражений. Согласно «Книге откровений» Нового Завета, именно здесь в «конце времен» должна произойти решающая битва в истории человечества. И в наше время, когда на Землю обрушиваются бедствия библейских масштабов, Высшие силы избрали Дэвида Стоуна, президента Соединенных Штатов, чтобы он возглавил сопротивление воинству Зла. Его сводный брат Александр, ставший воплощением антихриста, Зверем, о котором говорится в «Книге откровений», собирает свою армию в долине Мегиддо на битву Армагеддона, в которой решится судьба человечества.

    30 сентября 1452 года в Майнце Иоганном Гутенбергом напечатана первая книга — Библия. В Библии содержится множество разных сюжетов. Сегодня мы решили сделать подборку из пяти самых популярных сюжетов из Библии.

    Библия — собрание священных текстов христиан, состоящее из Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет также является священным текстом иудеев. Новый Завет — это вторая часть Библии, собрание из 27 христианских книг, дошедших до нас на древнегреческом языке. Эта часть Библии наиболее важна для христианства, в то время как иудаизм боговдохновенной ее не считает.

    Рождество Христово

    Один из самых важных сюжетов в Новом Завете. Мария и Иосиф прибыли в Вифлеем из-за переписи населения Римской империи. Согласно закону каждый житель империи должен был явиться в свой город. И Иосиф, и Мария были потомками Давида, они направились в Вифлеем. Когда Мария и Иосиф прибыли в город, все гостиницы были уже заняты. У Марии подходил срок родов, поэтому Святое семейство укрылось в пещере недалеко от города, которая использовалась как хлев для животных, где родился младенец Иисус Христос. После рождения Иисус лежал в яслях для корма для животных. Из людей ему пришли поклониться пастухи, извещенные об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов. Они преподнесли Христу дары — золото, ладан и смирну.

    Видео

    Видео: TVRadostmoya

    Поцелуй Иуды

    Сюжет о поцелуе Иуды есть в трех версиях Евангелия. Иуда Искариот, решив предать Христа, привел множество первосвященников и вооруженный народ, затем Иуда подошел к Иисусу и предал его, указав на него страже, поцеловав ночью в Гефсиманском саду после моления о чаше. После этого поцелуя, который был знаком для народа, что Иисуса следует арестовать, начались следующие Страсти Христовы. Поцелуй Иуды Искариота — одна из Страстей Христовых.

    Распятие Христово

    Казнь проходила на Голгофе, на ней находилось распятие Христово. Казнь Иисуса Христа через распятие на кресте — завершающий эпизод Страстей Христовых и предшествующий погребению и Воскресению Христову. Иисус страдал на кресте, рядом с ним были распяты два разбойника. Один говорил Христу, что раз Он Христос, то пусть спасет нас и Себя. Второй же разбойник защищал Иисуса и покаялся в своих грехах. Тогда Иисус сказал ему, что будет покаявшийся с Ним в раю.

    Воскресение Иисуса Христа

    Когда прошла суббота, ночью, на третий день после своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос воскрес из мертвых. Его тело полностью преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб. Позже Мария Магдалина опередила остальных женщин-мироносиц и первая пришла ко гробу. Было рано, на улице стояла темень. Мария увидела, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну и говорит: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Услышав такие слова, Петр и Иоанн тотчас побежали ко гробу. Не обнаружив тела Иисуса Христа, они заметили ангела в белой одежде, сидящего по правой стороне места, где был положен Господь, и их объял ужас. Ангел же сказал им: «Не ужасайтесь; Иисуса ищете Назарянина распятого; Он воскрес; Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он встретит вас в Галилее, там вы Его увидите, как Он сказал вам».

    Во многих православных семьях телевизор - предмет non grata. Понять этих людей можно: нынче на экране не часто увидишь что-то полезное для души, спутниковые православные каналы доступны не всем, а по центральным программы христианской тематики можно посмотреть только на Пасху или на Рождество.

    Впрочем, из этого правила есть счастливые исключения, и одно из них - программа «Библейский сюжет», которая выходит на телеканале «Культура». О том, как создать интересную передачу о духовной жизни и что хорошего есть для христианина в современном телеэфире, рассказывает автор и ведущий программы Дмитрий Менделеев.

    - Ваша программа - долгожитель. Сколько же ей лет?

    Передача «Библейский сюжет» выходит на экраны девять лет. В сентябре мы начинаем юбилейный десятый сезон.

    Десять лет назад религиозная тематика еще не была так популярна в СМИ, как сейчас. Почему вам пришла в голову идея делать программу о христианстве?

    Инициатором появления этой передачи был телеканал «Культура». Мы все знаем произведения искусства, мировые шедевры, связанные с христианством, написанные на библейские сюжеты, но плохо себе представляем саму первооснову того или иного произведения. Поэтому возникла идея сделать какую-то просветительскую программу, которая бы объясняла, что нам хотели рассказать Леонардо да Винчи, Рафаэль, Пушкин, Лермонтов, Пастернак, Тарковский. Вот так родилась эта программа.

    - Ваша программа все-таки религиозная или светская?

    Программа рассчитана на самую широкую аудиторию. Можно, конечно, сказать, что она для светских людей, но ведь и церковные люди точно так же не имели возможности получить информацию о жизни великих мастеров прошлого. За 70 лет отсутствия религиозного образования в России мы забыли все самые элементарные вещи, без которых невозможно понять истинные произведения искусства. А ведь все художники своей главной целью видели постижение тайны мира, поиск подлинного смысла существования - то есть они искали Бога. Это неотъемлемая черта настоящего искусства. Кроме того, все по-настоящему великие произведения, которые оставляют след в истории, в жизни народов всего мира, создаются Святым Духом.

    Не соглашусь, что не было. Например, выходила в эфир программа «Слово пастыря», которую вел патриарх Кирилл, тогда еще митрополит Смоленский и Калининградский. На 2-м канале была программа под названием «Православный календарь», потом был «Канон» на 6-м канале. Затем появилась «Православная энциклопедия» на ТВЦ. Практически на каждом канале была своя православная программа. Так что я не могу сказать, что мы появились на ровном месте.

    Я не считаю, чтобы что-то существенно изменилось за десять лет с точки зрения православного телевидения. Пожалуй, только то, что программ стало больше - но это приятная тенденция.

    Качественных же, интересных программ осталось примерно то же количество - они ведь занимают нишу, которую им позволяет занимать телеформат.

    Тем не менее, часто можно услышать мнение, что на телевидении мало духовно-нравственных, в том числе и христианских, программ, в то время как число развлекательных передач превышает все разумные пределы. Как вы можете это прокомментировать?

    Руководство каналов, где есть реклама, естественно, заботится о рейтинге: чем он выше, тем дороже стоит коммерческое пространство. В итоге почти все каналы следуют за зрительской массой. А должно быть наоборот, конечно: телевидение должно воспитывать аудиторию и не забывать о тех людях - внимательных, вдумчивых, отзывчивых, которые нуждаются в серьезном собеседнике. Это аудитория пусть и маленькая, но очень дорогая. Разумеется, рейтинг «Библейского сюжета» не сравнится с рейтингом популярного сериала, но у нас есть свои преданные зрители, и их довольно много.

    Значит, вам удалось сделать серьезную, но в то же время популярную у телезрителей программу. В чем ваш секрет? Как сделать интересную программу о Православии?

    Когда мы начинали эту программу, я и мои товарищи по работе делали только первые шаги в Церкви. Я был неофитом - так, кстати говоря, называется наша телестудия. Мы все были неофитами. Нам это очень помогло, поскольку неофитство - это такое возвышенное состояние, словно первая любовь. Конечно, неофит может выглядеть сумасшедшим в глазах окружающих, но внутри себя он сосредотачивается, у него появляются какие-то колоссальные силы, энергия, энтузиазм, радость жизни. У нас весь этот запал был направлен на создание передачи. Это очень помогло. В ту пору на мое мировоззрение повлияли книги двух чудесных людей: митрополита Антония Сурожского и отца Александра Меня. Хочу привести мысль отца Александра: можно нарисовать Мадонну, и стыдно будет на нее смотреть; а можно написать птицу в небе, но так, чтобы она кричала о красоте Божиего мироздания, о любви Бога к людям, людей к Богу.

    (FLV файл. Продолжительность 26 мин. Размер 79.2 Mb)

    Как-то моя хорошая знакомая, игумения Теодора из монастыря святой Нины в Бодбе (Грузия), сказала, что все, что сделано с любовью, есть дело православное. Эти слова мне очень запомнились. Действительно, суть не в том, чтобы показать лампадку, свечку; главное - сделать передачу с любовью.

    Ну а если судить о ноу-хау с профессиональной точки зрения, то нужно помнить, что журналист - это тот человек, который замечает то, что не замечают другие. Для этого все время нужно заниматься самообразованием, читать, углубляться в ту тему, которую журналист выбрал себе. Это касается не только Православия, нужно постоянно изучать свою тему, будь то политика, экономика или спорт. Нельзя останавливаться.

    Кстати, телевизионщики все же не любят показывать лампадки и свечки - это считают заезженным и «неформатом». Даже богослужение без постоянных пояснений посмотреть по телевизору нельзя…

    Мне, к счастью, в «Библейском сюжете» дают возможность свободно работать. Наш видеоряд цензуре не подвергается, но и канал «Культура», надо признаться, особенный. В процессе работы над программой удалось создать нужный микроклимат, когда меня и моих коллег не загоняли в неудобные рамки - поэтому у нас и получилось что-то.

    Вы также «приложили руку» к созданию известного цикла документальных фильмов «Святыни христианского мира». Что это был за проект, и будет ли снято продолжение сериала?

    Этот цикл рассказывает именно о святынях: о Туринской Плащанице, Кресте Господнем, Гробе Господнем, терновом венце, Ноевом ковчеге, о дарах волхвов… Удивителен сам по себе факт того, что они дошли до нас как, можно сказать, свидетели величайших событий священной истории. Но они еще и помогают глубже постигать Библию, Евангелие.

    Сейчас мы как раз снимаем продолжение сериала. В новых фильмах хотим рассказать о Доме Пресвятой Богородицы, который находится в итальянском Лорето - откуда, кстати, берет начало известный каждому православному ученику чудотворный образ «Прибавление ума»; о ризе Христовой, хранящейся в древнем немецком Трире; о кресте апостола Андрея, о мощах апостола Фомы и святителя Николая.

    - Помогло ли создание православных программ вашему личному воцерковлению?

    Безусловно! И не только моему, но и моих коллег и друзей! Я бесконечно благодарен Богу за программу «Библейский сюжет», потому что, занимаясь ею, мы все возрастаем в вере. Когда мы изучаем материал, из которого предстоит сделать программу, то получаем бесконечное количество новых знаний, новых источников для размышлений, сомнений и открытий. И это очень интересный и увлекательный процесс. И он бесконечный. Изучая духовный путь художника, я открываю сразу еще несколько интересных личностей и тем. Именно поэтому вряд ли в ближайшее время у нас иссякнут идеи для передач. Их гораздо больше, чем мы способны охватить. Я надеюсь, что духовный поиск художников, о котором мы рассказываем, может вдохновить и зрителей наших на какое-то нравственное усилие.

    - Вы упомянули людей, повлиявших на ваше мировоззрение. У вас есть программы об этих людях?

    Есть. И о владыке Антонии, и об отце Александре. Главное, о чем мы хотели в них рассказать, - это их любовь к Богу и ближним. Они были удивительными людьми, и ведь они - почти наши современники, им удавалось быть христианами в мире, который нам так хорошо знаком и который, как нам по нашей лености иногда кажется, абсолютно не располагает к каким-то откровениям духа.

    Меня поражает их проповедь и самоотверженное служение, они горели, как та свеча, о которой в Евангелии сказано: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет». Вот так и они нам всем светили, и мы грелись этим теплом.

    - А какие еще церковные деятели заинтересовали вас в качестве героев для программ?

    У нас были передачи и про отцов Церкви, и про ветхозаветных пророков: Моисея, царя Давида, царя Соломона, Исаию и других. Говорили мы и о преподобном Иоанне Дамаскине, святителях Григории Богослове, Иоанне Златоусте, Василии Великом, о блаженном Августине.

    Человеку трудно гореть постоянно. Были ли в вашей работе какие-то сложности, когда хотелось все бросить и закрыть программу?

    Конечно, такие сложности были. Самый большой мой враг - это я сам. Очень важно для христианской журналистики черпать живую воду из неоскудевающего источника, который есть Бог. «Сеять разумное, доброе, вечное» просто невозможно, если ты сам не будешь стараться жить по Евангелию. Сама тема накладывает на человека очень большие обязательства, и вот из-за того, что мы им не соответствуем, появляются настоящие проблемы. Но работа спасает, не дает погибнуть.

    Сегодня есть несколько спутниковых православных каналов, все чаще и чаще говорится о создании федерального церковного канала. Как вы думаете, реально ли это?

    Трудно сказать. Раньше я был убежден, что такой канал не нужен. Разговоры о его создании велись и пять, и семь лет назад. Кто-то такой канал должен содержать. Но если государство, то тогда встанет вопрос: почему именно православный канал? Тогда должны быть и мусульманский канал, и иудейский. Кроме того, чтобы делать такой канал, нужны были творческие люди, а их тогда в достаточном количестве не было. Не было и такого большого количества качественных православных программ для контента. Мне казалось, что гораздо важнее, чтобы православные программы присутствовали на федеральных каналах - ведь их должны смотреть все, а не ограниченное число воцерковленных людей. Можно ведь делать православное телевидение, используя ресурсы больших каналов. Это, собственно говоря, так и делается.

    (FLV файл. Продолжительность 26 мин. Размер 81.8 Mb)

    Но сейчас, я думаю, может быть, такой канал и нужен, потому что стало больше грамотных церковных людей, больше стало церковных журналистов, которые хотели бы поработать на нем. Помимо журналистов есть и операторы, и гримеры, и художники, и режиссеры, которые не чужды Православию и могли бы трудиться на таком телеканале. Многим творческим людям душно на тех программах, на которых они вынуждены работать. Я бы и сам с удовольствием принял бы участие в создании православного телеканала.

    Но для меня пока большой вопрос, что это будет за канал, кто должен его финансировать, найдутся ли меценаты. Может быть, это будет попечительский совет, или фонд, или что-то еще… Почему я об этом говорю в первую очередь? Потому что журналистам должна быть предоставлена большая свобода. Это не может быть самодеятельность, на уровне «что-то хорошее надо сделать». Если делать - то профессионально, иначе это смотреть не будут, а многие даже отвратятся от Православия, увидев такое «home video». То есть если мы хотим говорить с широкой аудиторией, то мы должны соответствовать современным требованиям телевидения, а это большие деньги, и люди должны работать постоянно и профессионально и получать хорошие зарплаты, чтобы можно было прокормить свои семьи. А когда речь заходит о финансировании, тогда возникает вопрос контроля. Взаимоотношения автора и продюсера - это очень важный момент. Если на журналиста без конца давить, ничего хорошего из этого не получится.

    - А вы сами смотрите православные программы по телевизору?

    Иногда я смотрю такие программы по общедоступным каналам, хотя мне, конечно, в свободное время интереснее не телевидение, так как это моя работа, а за грибами сходить, например. А спутниковой тарелки у меня нет, так что православные каналы не смотрю.

    Мне нравится программа «Слово пастыря» с участием Святейшего Патриарха Кирилла. Этот живой разговор, который ведет со зрителем патриарх, всегда очень интересен, и лично мне несколько раз этот диалог помог разрешить внутренние вопросы, которые касались духовной жизни. То, что патриарх остался телеведущим, можно считать уникальным явлением. И то, что он напрямую обращается к зрителям, - это просто замечательно.

    - А чего вам не хватает на нашем телевидении?

    На мой взгляд, есть много неиспользуемых ресурсов для проповеди. Например, можно было бы создать отличную программу типа «Клуба путешественников» - но показывать не пляжи и туристические услуги, а красоту Божиего мира, храмы и монастыри, паломнические маршруты. Можно снимать фильмы и программы про церковную историю, про жизнь людей.

    Сейчас с экрана практически ушел живой человек, и это настоящая беда. Из программы в программу мы видим одни и те же лица. Помните, недавно выходила программа «Подстрочник», где мама П. Лунгина рассказывала о своей жизни? Никаких современных телевизионных технологий там не было, но страна не отрывалась от экранов, потому что живой человек интересен всегда.

    (FLV файл. Продолжительность 10 мин. Размер 12.7 Mb)

    Я знаю, что в архивах есть большое интервью, например, уже упоминавшегося митрополита Антония Сурожского. Если запустить его вечером, на том же канале «Россия», я даю гарантию, что все это будут смотреть.

    В советское время люди на экране были, и было открытие настоящих личностей. Наши люди изголодались по такому телевидению, и я лично тоже по нему скучаю. Жаль, что главные функции телевидения - просвещение и общение людей - забыты.

    - Что нового ждет нас в юбилейном сезоне «Библейского сюжета»?

    Мы будем продолжать рассказывать про художников, писателей, поэтов и музыкантов. Что касается ближайших программ, то их героями станут Генрих Гейне и другие великие мастера. У Генриха Гейне под конец жизни, когда он серьезно заболел, вышли замечательные книги покаянных стихов - мы расскажем эту историю.

    Еще одна передача будет посвящена Сэмюэлю Морзе - изобретателю знаменитой азбуки. Он много лет терзался духовными исканиями. Не всем известно, что он был художником и одно время даже возглавлял американский творческий союз. Но потом все бросил, начал изучать физику и поверил, что это его призвание. А когда он передал свою первую телеграмму, то это были слова: «Как дивны и велики дела твои, Господи».

    - Кого бы вам еще хотелось видеть героем своей передачи?

    Максима Исповедника. Это великий философ, и у него потрясающая биография; он в одиночку противостоял не только всему государству во главе с императором, но и Церкви: патриарх и все епископы в Константинополе объявляли его еретиком, а ему Господь говорил, что он прав. Его фактически убили, ведь он не пережил той ссылки, в которую его отправили, отрезав ему язык, чтобы он не проповедовал, и отрубив ему руку, чтобы он не писал. Но после его гибели собрался Собор, и все, что он сказал о Христе, о соединении Его двух природ, Божественной и человеческой, - все это стало достоянием Церкви и всего человечества.

    Кроме того, я хотел бы, чтоб поскорее увидел свет фильм из большого четырехчасового интервью митрополита Антония Сурожского. Когда-то давно по каналу «Культура» показали только небольшую 20-минутную программу. Я ее переписывал много раз для друзей, поскольку она тогда вызвала большой интерес.