Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Медведев д а в контакте. Дмитрий медведев. Участие в выборах Президента России
  • Вероника, значение имени, характер и судьба для девочек
  • Как писать сочинение (эссе) по истории в ЕГЭ
  • Проблема сохранения русского языка по тексту М
  • Алкогольный ступор. Ступор. Определение и виды этого состояния. Психоделическая литература, галлюцинозный или галлюцинаторный реализм
  • Актеры воевавшие в ВОВ - история в фотографиях — LiveJournal Известные люди участники афганской войны
  • Лучезарный батюшка николай гурьянов. Старец Николай Гурьянов — Vera77. Причислен ли о. Николай к лику святых

    Лучезарный батюшка николай гурьянов. Старец Николай Гурьянов — Vera77. Причислен ли о. Николай к лику святых

    24 августа мы чтим память великого старца – протоиерея Николая Гурьянова (1909–2002). Более 40 лет старец служил в храме святителя Николая Чудотворца на острове Талабск (Залит) Псковской епархии. Будучи сам великим старцем, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил о протоиерее Николае Гурьянове, что он является «единственным по-настоящему прозорливым старцем на территории бывшего СССР».

    Старец Николай Гурьянов советовал:

    «Будьте всегда радостны и в самые тяжелые дни вашей жизни не забывайте благодарить Бога: благодарное сердце ни в чем не нуждается».

    «Не огорчайтесь за посещение неприятностей: это спутники жизни в наших оздоровлениях».

    «Верующий человек, он должен любвеобильно относиться ко всему, что его окружает. Любвеобильно!»

    «Человек рожден для того, чтобы беседовать с Богом».

    «Надо жалеть неверующих людей и всегда молиться: “Господи, избави их от этого вражеского помрачения”».

    «Ведь это мы сейчас в гостях, а потом все пойдем домой. Но только, мои драгоценные, горе будет нам дома, если мы в гостях были да что-то нехорошее делали».

    «Жить так, словно ты завтра умрешь».

    «Идите и делайте добро. Всякая любовь покрывает множество грехов».

    Старец в воспоминаниях современников

    Игумения Пюхтицкого монастыря Варвара (Трофимова) вспоминала о старце Николае (Гурьянове): «К отцу Николаю, как к своему духовному отцу, ездили мы с матушкой Георгией (ныне игумения Горненской Иерусалимской обители) на остров ежегодно. Обычно мы ехали через Псково-Печерский монастырь. Я очень люблю эту древнюю обитель и особенно батюшку отца Иоанна (Крестьянкина). Они с отцом Николаем были очень похожи друг на друга: и почти ровесники, и говорили почти одно и то же. Разница была лишь в том, что отец Иоанн говорил прямо, а отец Николай в разговоре немного юродствовал, часто давал ответ духовной песней. Бегая славы человеческой, он ходил иногда в беретике, в маминой кофточке, в калошиках. Это мои любимые старцы!

    Простота и любовь к людям, животным, растениям, ко всему, что сотворено Богом, выделяли его среди других… Когда отец Николай приехал на остров, около его домика было пустое место, напротив – кладбище с разбитой оградой и ни одного деревца. А ему так хотелось всё украсить! И он из Киева, Почаева, Вильнюса, Пюхтиц собирал растения, корни кустов и цветов и сажал на острове. Батюшка с любовью ухаживал за деревцами. Тогда еще там не было водопровода, и воду батюшка носил с озера, по 100–200 ведер. Всё сам поливал: и кусты, и цветы, и будущие деревья. Рядом с домом батюшка посадил хризантемы, георгины, гладиолусы. Теперь мы видим плоды его трудов: повсюду зазеленели туи, пихты, лиственницы. А где зелень, там и птицы. Сколько их наполнило своими голосами ранее пустой остров! Для них, для пташек Божиих, отец Николай устроил “столовую под открытым небом”. Чистой своей душою батюшка был близок всему, что сотворено десницей Божией.

    Отец Николай был целибат. У нас в Вильнюсе его все знали и поминали в записочках как священноинока Николая. Я у матушки игумении Нины (Баташевой; в схиме – Варвары) спрашивала об этом, и вот что она мне рассказала. Отец Николай говорил, что, если будет угодно Господу, он примет постриг в монашество. У матушки Нины даже хранилась одежда, которую сестры сшили для пострига отца Николая. Но в войну, когда женский монастырь сильно бомбили, у матушки игумении всё сгорело, в том числе и эта одежда. Отец Николай рассудил, что на его монашество нет Божией воли, и пострига не принимал».

    Протоиерей Иоанн Миронов , которого связывала со старцем Николаем полувековая духовная дружба, рассказывал: «Двор скромного батюшкиного домика-келлии был словно иллюстрацией к первым главам Книги Бытия: каштаны, кипарисы и другие деревья, множество голубей на ветвях и крыше сидят плотно, как куры на насесте. Тут же воробьи и прочие мелкие пташки. А рядом с курами мирно прогуливаются кошки и собачка. И всех батюшка старался приголубить, угостить. У батюшки 28 лет прожила кошечка Липушка, совсем очеловечилась. Однажды ворону кто-то подбил камнем, так батюшка ее выходил, вылечил, и она стала совсем ручной. Каждое утро потом встречала батюшку, каркала, хлопала крыльями – здоровалась. И всё кругом – и деревца, и цветы – всё на острове жило батюшкиной заботой. Пчелки, мошки, жучки – всё ему было не чужим. Комара даже не обидит. Всё творение было батюшке по сердцу. Он всегда внимательно смотрел, чтобы ни цветок, ни деревце не повредили».

    Владыка Павел (Пономарев; ныне митрополит Минский и Заславский, Патриарший экзарх всея Беларуси; в 1988–1992 годах – наместник Псково-Печерского монастыря) рассказывал такую историю: «Приехала к нам в Печоры матушка Георгия (Щукина). Оказывается, у нее был разговор со Святейшим Патриархом о возможном направлении ее в Иерусалим. И ей нужно было посоветоваться с духовником – отцом Николаем, известным старцем на острове Залит. Но попасть на остров ей не удалось: пароходы уже не ходят, а лед еще не встал… А эконом меня спрашивает: “Так благословите на вертолет?”… Позвонили в аэропорт – оказалось, вполне доступно. Через 40 минут вертолет уже был в монастыре. Прилетели – а там и приземляться-то некуда. Только что выпал снег хороший. Сели куда-то в огород. Видим: сам отец Николай идет. И матушки бегут, что-то шумят. Оказывается, после службы и трапезы все по кельям разошлись – и вдруг отец Николай стал всех звать. “Выходите, – кличет. – Матушки, к нам гости едут: матушка игумения Иерусалимская, отец-наместник с братией монастыря”. Они говорят: “Батюшка, ты в своем уме? Кто к нам едет? Пароходы не ходят. Ложись, отдыхай”. И вдруг – вертолет, шум. А ведь тогда не то что мобильников, вообще связи с островом не было. И ведь называл уже отец Николай матушку игуменией Иерусалимской, хотя о ее будущем совсем никто не знал…»

    Протоиерей Олег Тэор рассказывал о старце: «Батюшку я оценил с первой же встречи и очень почитал его всегда. Меня удивляла его прозорливость. Он предвидел многое и, если нужно было, говорил то, что потом сбывалось. Например, был такой случай. Отец Николай всегда помнил о смерти, о своей к ней подготовке, часто говорил на эту тему и наказывал, в чем его хоронить. Однажды он обещал одной своей духовной дочери, что она будет на его похоронах. Другая, по имени Антонина, тут же заявила: “И я буду, батюшка. Обязательно приеду”. А он так прикровенно и говорит: “Да нет, ты дома будешь”. И оказалось, что эта Антонина умерла. А та, которой было обещано присутствовать на похоронах, действительно там была. И мне батюшка говорил, что я его похороню. Так и вышло.

    Сейчас я также чувствую его молитвенную поддержку. Бывает, что, когда его поминаю, мне идет помощь. Отец Николай имел и дар исцелений. Молитва его была очень действенной. Одна его духовная дочь так тяжело заболела, врачи признали рак. Она себя чувствовала очень слабо, лицо ее было бледное, прозрачное. Работала она на тяжелой работе, где ей приходилось иметь дело с вредными для ее здоровья химикатами. Врачи рекомендовали ей перейти на другую работу. Но отец Николай не благословил. Больная послушалась. Прошло уже много лет, а она, по молитвам батюшки, поправилась и живет до сих пор. Когда я сильно заболел, отец Николай тоже очень убежденно уверил меня, что Господь исцелит. И действительно, я исцелился.

    Отец Николай старался привить своим чадам память о смерти. Говорил, что если бы люди знали, что им уготовано, то они вели бы себя по-другому. Часто он для вразумления и наглядности показывал гостям икону Страшного суда, объясняя ее и напоминая о возмездии за грехи. Наставлял очень убежденно, евангельскими словами и примерами. Указывал на изображении, где и за какой грех человеку предстоит мучиться. Это многих отрезвляло и заставляло задуматься и помнить всегда о смертном часе».

    Архимандрит Амвросий (Юрасов) вспоминал: «Были со мной еще два человека. Одного старец легонько ударил по щеке, а потом сказал: “Батюшка, благослови”. – “Да я не батюшка!” – “Не батюшка? Да?” Прошли годы. Теперь тот человек игумен. Девушке, которая приехала с нами, вынес нотную бумагу. Она удивилась: зачем это? Она же художник. Не поет. Нот не знает. А ныне она регент в монастыре».

    Протоиерей Георгий Ушаков делился: «Часто я видел, что, даже когда батюшка говорил с человеком, у него в перерыве между фразами шевелились губы. Думаю, что он был непрестанный молитвенник. Отсюда происходили и его прозорливость, и открытость к горнему миру. Во время молитвы Господь открывал ему душу человека и Свою волю о нем».

    Протоиерей Владимир Степанов рассказывал: «Я жил тогда в Пскове и служил диаконом в Троицком кафедральном соборе. Рядом с собором стоит колокольня, в которой в 1970-е годы жила монахиня Архелая. Захожу однажды навестить матушку. Речь зашла об отце Николае. Она мне рассказывает, что ей было очень тяжело, и она молитвенно обращалась к батюшке: “Отец Николай! Помоги мне! Отец Николай! Помоги мне…” И так несколько раз. Утром следующего дня батюшка приезжает в Псков, приходит к матушке Архелае и с порога говорит ей: “Ну что ты меня просишь: отец Николай, помоги мне, отец Николай, помоги мне…”

    Господь наградил батюшку живой верой и непрестанной молитвой. Часто было заметно, что он творит Иисусову молитву. Силу его молитвы я испытал на себе, и не раз. Один из примеров: у меня была серьезная проблема, и я зимой пешком от большака пришел по озеру к старцу. Он меня выслушал, затем встал и говорит: “Давай помолимся”. Батюшка становится на колени на своей крохотной кухоньке, я за ним тоже. Несколько минут молитвы. Встаем с колен. Отец Николай меня благословляет, и я ясно в душе ощущаю, что моей проблемы больше нет. Слава Богу!»

    Священник Алексий Лихачёв вспоминал: «Батюшка мне показался немного наивным: он всё уговаривал меня ежедневно читать утренние и вечерние молитвы. А я был таким усердным студентом, что для меня странным казалось не то что молитвы не прочесть – я и Псалтирь читал неукоснительно. “Разве он не знает, что я и без всяких уговоров это делаю?” Но потом в академии я оказался в кружке молодых людей, знатоков и приверженцев греческой традиции, которые, вышучивая наше российское благочестие, иронизировали: “Без вычитки этого правила вам никак не спастись”. Так батюшка заранее меня укрепил, чтобы не поддаться. И еще: теперь, через десять лет, я настолько оказался обременен строительством храма, а также семейными трудностями и бытовыми неурядицами, что засыпаю иногда, не раздеваясь. Но слова отца Николая звучат сегодня – как укор.

    Батюшкин язык надо было еще уметь понять. Он открывал людям такие глубокие вещи, да еще в нескольких словах, что их приходилось облекать в форму образов или символов, которые прояснялись постепенно, по прошествии времени, наполняясь новыми духовными смыслами и поворотами судьбы. Некая послушница, приехавшая вместе со мной на остров, стала рассказывать батюшке о нестроениях в монастыре. Он ласково прикоснулся к ее шее: “А ты крестик-то носишь?” Она вынула крестик с груди. “Вот и носи”. (У нее через год открылось душевное расстройство.)

    А девушке Вале, интересовавшейся у него, можно ли ей заниматься конным спортом и танцами, отец Николай с лаской и улыбочкой говорит: “А дай-ка я тебе красочки-то добавлю”, – и берет седую прядь со своих волос и будто перекладывает ей. Она, знай, смеется. А ведь он ей намекал на горе до седины».


    Врач Владимир Алексеевич Непомнящих рассказывал о старце: «Внешне он казался отрешенным от всего земного. Чувствовалось, что между нами, грешными, и старцем было громадное расстояние. Многим, подходившим под благословение, батюшка уже не отвечал на вопросы, а только молча крестообразно елеем помазывал лоб. При этом люди чувствовали, как необходимость в расспросах исчезала. Однако с теми, у кого действительно была нужда, отец Николай беседовал, отвечал им на вопросы и даже приглашал людей к себе в домик. Он отвечал не на все вопросы, а выборочно… Несомненно, старец Николай знал волю Божию и открывал ее в той мере, в какой считал необходимым».

    Андрей Лукин вспоминал: «От юности моей я пристрастился к алкоголю, и к 26 годам понял, что без него не могу долго обходиться. Я начал искать выход, пробовал закодироваться – не помогло, только хуже стало… Стал брать обеты. Обещался пред Богом, на кресте и Евангелии, в присутствии священника о воздержании от алкоголя, сначала на полгода, потом на год и полтора. Так продолжалось шесть лет, но беда в том, что, как только наступал конец срока обета, буквально в тот же день я начинал снова пить, так как страсть подступала и невозможно было бороться с ней. И вот в 1999 году, в августе месяце, я приехал на остров Залит к отцу Николаю Гурьянову. Я подошел к нему и говорю: “Батюшка, благословите меня не пить три года и не курить год (взять обеты)”. Отец Николай благословил меня большим крестом и сказал: “Не будешь ни пить, ни курить до конца жизни твоей”. С тех пор прошло семь лет, и за это время у меня даже помысла не возникало (слава Богу!) ни выпить, ни покурить. А ведь я курил больше 20 лет.

    А за два года до этого чудного события моя жена вместе со старшей дочерью ездила к отцу Николаю с вопросом о том, уходить ли мне с мирской работы и трудиться всецело в церкви или нет. Батюшка, не зная моего имени, сказал жене: “Низкий поклон Андрюшеньке, и прошу ваших молитв”. Какое у батюшки смирение – как он назвал меня, алкаша… А жене ответил: “С мирской работы уходить не надо, а регентом пусть поработает”. Так и вышло: “поработал”, через полгода, меньше, пришлось мне из регентов уйти. Еще жена спрашивала про дочь: учиться ли ей дальше, так как успехи в учебе были неважные, на что старец сказал: “Учись, учись и учись. Тройка и четверка тоже хорошие отметки”. Дочь окончила школу, среднее специальное заведение, сейчас учится в высшем, на четвертом курсе. При поступлении за основной предмет получила пять, за остальные четыре. А ведь в школе училась на тройки!»

    Ольга Кормухина, известная певица, делилась: «Надо сказать, что в это время у меня были две серьезные проблемы: курение (я никак не могла бросить курить, хотя и очень хотела этого) и еще мне нравились вкусные спиртные напитки. Я, можно сказать, “кайфовала” от изысканных ликеров, ромов, вин и ничего не могла с собой сделать… Вот подходим мы к домику, видим: люди вокруг старца кучками собрались; мы к ним присоединились. А он бегает между людьми и спрашивает: “Пьешь, куришь? Пьешь, куришь? Пьешь, куришь?” А меня не спрашивает. Я думаю: “Ведь это моя проблема. А меня он не спрашивает”. Я хочу сказать, а не могу. Чувствую, что бес мне рот заткнул. Просто натурально это чувствую. У меня вены на шее надулись, а я не могу ни слова сказать. Но чувствую, что если я сейчас не скажу, то мне конец. Просто конец. И всё! Я напряглась из последних сил и взмолилась: “Господи! Помоги мне!” И тут же закричала: “Батюшка! Я пью, курю! Ненавижу себя за это!” А он как будто ждал этого, подбежал ко мне, перекрестил рот и говорит: “Всё. Больше не будешь”. И действительно, это было 19 июля 1997 года, с тех пор я не принимаю ни спиртного, ни сигарет.

    Один профессор математики, русский, приехал со своим английским другом, тоже профессором математики, совершенно неверующим. И русский очень молился, чтобы тот уверовал. А англичанин имел помысел: “Если покажет мне этот старец чудо, тогда уверую”. Приехали, батюшка их встретил, завел в келью и сразу же, с первых слов говорит: “Какое же чудо тебе, сынок, показать?” Подошел к выключателю и начал щелкать: “Вот есть свет, а вот нету света. Вот есть свет, а вот нету света. Ха-ха-ха”. Посмеялись, и отец Николай отправил их домой: “Езжайте, сынки, с Богом, пока тихонько”. Англичанин тоже посмеялся: мол, какие могут быть чудеса? Ведь ученый человек. Приехали они с острова обратно на материк, а там толпа народа, милиция, рабочие какие-то провода тащат. “А что случилось-то?” – “Так три дня уже на островах света нет”. И ученый наш тут же развернул лодку обратно».

    Анна Ивановна Трусова вспоминала: «Я приехала на остров вместе с моим племянником. Он защищал одного человека, на которого напали хулиганы. В результате на него пало несправедливое обвинение. Следователь давал ему две статьи. Мы поехали к старцу Николаю просить его святых молитв. Батюшка не стал спрашивать, за что, почему, только я вдруг увидела, как изменились его глаза – таких глаз я не видела ни у кого в жизни. Он ушел далеко, он не присутствовал здесь, среди нас. Я прямо-таки затрепетала от этого батюшкиного взгляда. Не знаю, сколько он так молился. Пять минут или больше, но только потом он глубоко вздохнул и сказал: “Не осудят. Оправдают”. Так за какие-то несколько минут старец вымолил человека».

    Людмила Иванова, церковный фотограф , вспоминала об одном случае: «Собрался однажды отец Николай поздним зимним вечером в сильную пургу куда-то идти. “Батюшка, в такую стужу!.. Зачем?” – испугались матушки. “Зовут”, – тихо сказал старец. И, несмотря на уговоры женщин, ушел в ночную тьму. Ветер выл лютым зверем, метель не стихала. Батюшка долго не возвращался. Бежать, искать – куда? Оставалось молиться, уповая на волю Божию. Вернулся батюшка не один. Мужика замерзшего привел. Тот заблудился в пургу, стал силы терять и даже о смерти думать. От страха взмолился угоднику Божию Николаю Чудотворцу, хотя и считал себя неверующим. Отец Николай услышал».

    Игумен Роман (Загребнев) рассказывал, как они с другом приехали к старцу на остров. Друг, не имевший опыта общения со старцами, растерялся и ни о чем не спросил батюшку. И вот, когда они уже собрались уходить, отец Николай сам остановил молодого человека: «Скажи мне, разве это дело? Дома писал-писал хартию с вопросами, положил в карман и, не разрешив ни одного вопроса, уезжаешь! Разве это дело? Сейчас сядешь в “Ракету” и поплывешь, а вопросы в кармане. Ну-ка, доставай сейчас же. А то ведь поплывешь до Пскова, руку случайно сунешь в карман, сердечко-то так и екнет. Чтобы оно было спокойно, и нужда есть разрешить вопросы. Понял?!» «Упал к батюшке в ноги мой попутчик, слезы побежали из глаз, прося прощения и терпения на разрешение написанных вопросов».

    Емилиан Лашин вспоминал: «Человек, с которым мне пришлось отправиться на остров Залита, недавно вышел из тюрьмы. Он рано потерял мать, а мачеха плохо обращалась с ним и его сестрой, и оба они начали воровать, и так продолжалось, пока его не посадили. Сидел он два или три раза и когда вышел, уже был очень болен туберкулезом. У него не было ни работы, ни денег, ни прописки, ни жилья, а в больницу было не устроиться. Тогда решили поехать к отцу Николаю. Это было в сентябре, в конце месяца – тяжелое для чахоточников время.

    Помню, в тот день у батюшки было много самого разнообразного народа… А мой “подопечный” стоял за воротами у большого камня и не решался (или уже не был в силах) войти. Батюшка едва взглянул на него и сразу окликнул по имени, сам вышел за калитку и долго-долго о чем-то разговаривал с этим человеком. А потом благословил его трижды и сказал громко: “Всё будет хорошо”. Надо ли говорить, что сразу по нашем возвращении этого человека взяли в самую лучшую клинику, будто внезапно забыв обо всех препонах и доводах, которые те же самые люди находили всего несколько дней тому назад. В этой клинике он пролежал более полугода, совершенно излечившись от страшного недуга. За это время оформили и прописку, и постоянно какимто чудным образом находились средства на лекарства, стоившие немалых денег».


    Алексей Белов, известный музыкант, рассказывал: «Мы были свидетелями такого случая. Однажды на острове поднялась страшная буря и вдруг мгновенно затихла. А когда мы подошли к келье батюшки, то его келейница сказала, что шел смерч, батюшка вышел, перекрестил, и всё рассыпалось. А потом оказалось, что он мальчика от смерти спас. Этот мальчик вышел рыбачить на большой лодке, и во время смерча он мог бы погибнуть, разбиться на этой лодке.

    Батюшка вообще спасал людей от смерти не один раз. Так было с нашей дочкой. В младенчестве она очень тяжело переносила высокую температуру, у нее начинались судороги. И вот однажды судороги были такие сильные, что у нее запал язык и началась асфиксия, она уже синеть начала. Тогда я про себя закричал: “Отец Николай, помоги!” И язык вернулся на место, она задышала ровно.

    У монахов, с которыми мы встретились на Афоне, были фотографии старца. Все его очень почитали. Когда мы были на вечерней службе в Хиландаре, в сербском монастыре, духовник принимал у меня исповедь. Я решил ему подарить фото отца Николая, так как взял с собой целую пачку, чтобы дарить людям. Он взял фотографию, посмотрел и сказал: “Отец Николай!” Потом я узнал, что духовники некоторых афонских монастырей, в том числе отец Тихон из Хиландара, приезжали на остров к батюшке Николаю. Для меня это было поразительно. Ведь Святая Гора – центр сосредоточения монашеского опыта более тысячи лет. Можно сказать, что это “институт старчества”, здесь возросло много старцев, в том числе современных. И вот с Афона монахи ехали на какой-то далекий остров в России, чтобы увидеть святого».

    Иеромонах (ныне игумен) Нестор (Кумыш), духовное чадо старца, делился: «Диаконство мое было им тоже предсказано. Перед поступлением в семинарию я, как обычно, приехал на остров, ибо тогда уже ездил регулярно, не мог уже без этого. Побеседовал со старцем, всё, что нужно было, решил. На прощание он мне говорит: “Скоро диаконом будешь”. “Когда?” – спрашиваю. “Следующим летом”, – ответил старец. С тем и уехал. Но в душе недоумение: какое диаконство, когда я еще не поступил даже в семинарию? Пошутил, может, батюшка? На деле же вышло всё по его слову. Меня, как окончившего вуз, зачислили в семинарию сразу во второй класс…

    По окончании второго класса мне предложили перейти в четвертый, минуя третий. Не дав никакого ответа, я уехал за город к родственникам до сентября следующего учебного года. А в начале июля неожиданно позвонили из епархиального управления с требованием немедленно явиться в город для сдачи ставленнических экзаменов и прохождения исповеди перед хиротонией.

    Для успешного хода реставрационных работ по храму, где я служил, благотворитель, совершавший его восстановление, подарил мне машину. “Немедленно продай ее”, – категорично потребовал от меня старец, когда я поведал ему об этом. Но я не послушался и решил это сделать по окончании реставрационных работ… На полном ходу у меня заклинило двигатель, и машина стала неуправляемой. Через две-три ужасных минуты я оказался в кювете всеми четырьмя колесами вверх. По милости Божией всё обошлось благополучно, и я отделался испугом. Но с тех пор не решался нарушать или как-то переиначивать слово, сказанное старцем.

    Был у меня один грех, причинявший мне немало огорчений и переживаний. Периодически я страдал рецидивами мрачной раздражительности и вспыльчивости. Трудно жить с этим христианину, так как ничто столько не отравляет существование окружающим и ничто так не унижает человеческого достоинства, как потеря самообладания. Но и борьба с этим распространенным недугом непроста. И вот однажды по приезде на остров я обратился к старцу с довольно глупым вопросом, не лишенным к тому же затаенного тщеславия. Я спросил отца Николая, что бы мне этакое особенное делать для вящего благоугождения Богу. Не глядя на меня, старец ответил: “Не скандальте”. Ух, как больно мне стало от этого слова! Я отскочил от батюшки, как будто меня обдали крутым кипятком. Его слова попали в самую точку и глубоко уязвили мое самолюбие. Но что делать? Для нашего излечения иногда нужны не сладкие пилюльки, а горькие лекарства, и отец Николай решительно употреблял их там, где это требовалось. Впоследствии – как я полагаю, не без молитвы батюшки – я обнаружил главную причину терзавшего меня недуга и освободился от него».


    Протоиерей Валериан Кречетов делился: «Батюшка всё время повторял: “Всё хорошо, да, всё хорошо. Какие мы счастливые, что мы в Церкви, что мы причащаемся…” Старца спрашивали о России, а он отвечал: “Россия не умирала. Ох, как хорошо у нас. Слава Тебе, Господи. Господь не оставляет нас”».

    Священник Алексий Лихачев вспоминал о последних днях жизни старца и о последней встрече с ним: «И вот я у самого дорогого человека. Снова, как в первую встречу, сижу подле ног. Только батюшка… был уже другим. Он умалился, как когда-то Господь. Он был совсем как ребеночек. Поцеловал мне руку: ты, мол, священник, а я – уже никто. Когда отдавал ему в подарок скромные святыньки, батюшка по-детски спрашивал: “А это что? Крестик?” И умиленно плакал. Я ему привез ваточку, обмакнутую в миро с иконы Царя-мученика. Он раза три переспрашивал, что это за ваточка. Попросил его поставить крестик на книге с его стихами. “Вот здесь? Здесь?” – спрашивал, пока я не показал пальцем. В послушание мне батюшка минут пять старался своей немощной рукой начертить этот крестик, рука дрожала… Я тоже стал плакать. Всего того душевного, что я знал и чего ждал, уже не было. Не было НАВСЕГДА. Явно почувствовалось, что человеческое в батюшке уже уходит. Внешне об этом говорила противоестественная бледность лица: ни кровиночки! Его плоть держалась только Духом – ради нас, по его любви и милости Божией. И только на вопросы все старец ответил. Отвечал, закрывая глаза и молясь, – и только в эти секунды я узнавал “своего батюшку”. Даже тон его становился твердым и властным».

    Протоиерей Борис Николаев вспоминал: «Когда батюшка лежал в гробу, правая рука у него была настолько теплая и живая, что у меня закралась в голову мысль, не живого ли мы хороним. Дело в том, что отец Николай был близок к горнему миру. Праведники в особые минуты, особенно после Причащения Святых Христовых Таин, перестают чувствовать разницу между миром горним и миром видимым, могут временно переходить в иной мир. Отец Валериан часто в последние годы причащал батюшку и несколько раз замечал, что старец словно умирал. Дыхание останавливалось, но пульс продолжал биться. Через некоторое время отец Николай выходил из своей келейки к встревоженному отцу Валериану, келейницам и с улыбкой спрашивал: “Ну, что вы тут?”».

    Иерей (ныне протоиерей) Алексий Николин вспоминал о похоронах старца: «Было 40 служащих священников, два владыки: архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий и Никон, епископ Екатеринбургский на покое… Вначале прощалось священство, потом пошли миряне. Прибыли монахи Псково-Печерского монастыря, архимандрит Тихон (Шевкунов)… приехал со своим хором. Хор Сретенского монастыря пел отпевание… Когда закончилось отпевание, подняли гроб, обнесли вокруг храма с каноном “Волною морскою” и понесли на кладбище».

    Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) утешал скорбящих: «Не плачьте! Теперь отец Николай у Престола Небесного за нас молится».

    Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!

    Подготовила Ольга Рожнёва

    Видео фильм о Благодатном Духоносном прозорливом старце наших времен, о его житии, чудесах, благословениях, духовных чадах и пророчествах на наши времена.
    Смотрите, познавайте промысел Божий и Божиих людей — таких светильников православной веры как старец Николай Гурьянов. Очень благодатное видео, уверен оно коснется вашего сердца, и откроет вам ответы на многие вопросы нашей современности. Фильм из серии пяти видео «Соль земли», каждый из них о Благодатных и прозорливых старцах последних времен, и каждый из них однозначно достоен внимания.
    Духоносный старец Николай Гурьянов («Соль земли» Фильм 3-ий)

    Нажмите ПОЖАЛУЙСТА на лайк и на кнопочки, поддержите и поделитесь!! СпасиБо!:

    Скачать книгу

    Старец Николай Гурьянов имел от Господа благодать опытного духовника и проповедовал путь спасения, отводящий без блуждания в Царство Божие. Он говорил: «Церковь Христова – это Царство Божие, а оно, по слову Спасителя, внутри нас, потому человеку необходимо стяжать Христа в сердце, а не заниматься внешним благочестием».
    Батюшка принимал и утешал всех, кто шел к нему за помощью: православных, католиков, лютеран, некрещеных… И через его любящее и смиренное сердце Бог творил чудеса – люди принимали Христа, наше спасительное Православие. Он был удивительным пастырем, который безмерно уважал свободу человека. Любого, даже самого падшего. Он никого ни к чему не принуждал, не читал нравоучений, не окружал себя почитателями. Он не отделял себя от людей, никогда не держался с высокомерием. Батюшке можно было высказать все, некоторые с ним даже спорили – и он не обижался и не останавливал, давая возможность облегчить душу, и пытался по-дружески помочь. В этой его простоте было ослепительное величие сердца! Им было пронизано все – улыбка, слова, взгляд, все его движения. Батюшка повторял людям: «Будьте всегда со Христом… Веруйте в Него несомненно! Держитесь за Ризы Спасителя и не будьте рабами человека».

    Сугубо отличало Батюшку то, что он видел души с одного взгляда. И не только души живых на земле, но и упокоившихся в Вечность, ведь души безсмертны… Ему была открыта участь пропавших без вести людей и загробная участь души. Душа Батюшки отражала Небеса, угодников Божиих, Ангельский мир, и он изредка приоткрывал духовную завесу неземного мира. В последние пять лет он не раз говорил: «Я уже не земной… Я давно не здесь. А голова моя вся домашняя, уже Дома»… «Домом» он именовал Царство Небесное. Как часто Батюшка повторял, взирая на наш суетный мир: «Мне это уже ничего не нужно… Я давно Там… Вы все держите меня на земле молитвой, а мне пора к Своим… Царь меня ждет, Императрица, мамушка моя…» Как свидетельствует от таких состояниях избранных праведников Исаак Сирин, он «чувством ощущал духовные вещи оного века, превышающие понятия человеческие, уразумение которых возможно только силою Святого Духа». Как-то Батюшку спросили вдруг вошедшие люди: «Что Вы сейчас делали?» — Старец взметнул удивленно глазами, ибо вопрос был странным, и ответил: «Я молюсь… всегда молюсь».

    В 2001 году духовные чада сидели в келлии Батюшки и размышляли над прочитанными пророчествами Старца Аристоклия Афонского о последних временах мира: «Сейчас мы переживаем предантихристово время. Начался Суд Божий над живыми, и не останется ни одной страны на земле, ни одного человека, которого это не коснется. Началось с России, а потом дальше… А Россия будет спасена… Но сперва Бог отнимет всех вождей, чтобы только на Него взирали русские люди. Все бросят Россию, откажутся от нее другие державы, предоставив ее себе самой. Это чтобы на помощь Господню уповали русские люди. Услышите, что в других странах начнутся беспорядки и подобное тому, что и в России, и о войнах услышите, и будут войны – вот, уже время близко. Не бойтесь ничего, Господь будет являть Свою чудесную милость. Конец будет через Китай. Какой-то необычный взрыв будет, и явится чудо Божие. И будет жизнь совсем другая на земле, но на не очень долго. Крест Христов засияет над всем миром, потому что возвеличится наша Родина и будет как маяк во тьме для всех».

    Ныне Церковь и Россия недугуют. Суть болезни, — сокрушался Батюшка, — в том, что мы лишены сугубой укрепляющей Благодати, изливающейся на Cвященную Главу Помазанника Божия, а через Него – подданным, на всю Россию». «Помазанник, Который управляет нами при особенном содействии от Духа Святого, Помазанник, через Которого управляет нами Сам Бог» — так учил Святитель Макарий Московский. «Такова сила Царской харизмы!» — напоминал благодатный Старец.
    Одной из основных бед Батюшка считал недопонимание природы Самодержавия. Особенно духовенством. С сокрушением сердца говорил, что Церковь, хранительница Царской Благодати Миропомазанничества, не уберегла Царя и промолчала, большинство священнослужителей отреклись и предали. Бунт против Священного Помазанника не был осужден от лица Церкви. Промолчали… «А сейчас, — горько заметил отец Николай, — все должны нести епитимию… Особенно духовенство. Искупительную епитимию за отвержение Царя. И если бы не Крестные Муки Царской Семьи – кто знает, что было бы со всеми нами, с Церковью Русской»…

    Возвращаясь постоянно в беседах к общему отпадению от Веры, говорил: «Но нельзя думать, что Русь утеряла крепкую Веру в Бога по вине какого-то одного человека или группы людей, вина на всех общая, все и страдаем… Больше всего виновато в том было духовенство, священство, которое, забыв о Небесном, прилепилось к земле. Они допустили мудрецам-безбожникам совершить беззаконие над народом, и над Царем».
    Сокрушался талабский затворник: «Спит народ, спит духовенство. Только Церковь может явить и свидетельствовать в эти апокалиптические времена Правду о Царе и Царской Семье».
    Он часто повторял: «Почитание Царя и Царской Власти – Евангельская заповедь, которая дана всем христианам, и грешно ее нарушать. Осуждение Помазанников Божиих – грех против Господа. За это может быть страшное наказание Божие Церкви».
    «Без истинного покаяния нет истинного прославления, — говорил он, — Господь не дарует России Царя, пока не покаемся истинно за то, что допустили очернить и ритуально умучить Царскую Семью иноверцам. Должно быть духовное осознание».

    «Молитва к Царю Николаю – духовный щит России. Он имеет против диавольских слуг великую силу Божию. Бесы страшно боятся Царя» — говорил Старец. Благословил молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Царственных Мучеников помилуй нас, грешных, и спаси землю русскую».
    «Жертва Царя Николая — полное сораспятие Христу, Жертва за Русь Святую…»
    «Святой Царь не отрекался, на Нем нет греха отречения. Он поступил как истинный христианин, смиренный Помазанник Божий. Ему надо в ножки поклониться за Его милость к нам, грешным. Не Он отрекся, а Его отвергли».
    «Над Россией постоянно нависает меч страшной войны, и только молитва Святого Царя Николая отводит от нас гнев Божий. Надо просить Царя, чтобы не было войны. Он любит и жалеет Россию. Если бы вы знали, как Он Там плачет о нас!»

    Благодатный Старец говорил о видимом очами души, очищенной страданиями. Ангельский мир, мир темных духов ясно видело его око. Невыносимо больно было слышать откровения старца о кровавых мучениях Царственных Ангелов: он говорил, что Детей истязали на глазах онемевших Святых Страдальцев, особо мучали Царственного Отрока… Царица не проронила ни слова. Государь весь стал белый. Батюшка плакал: «Господи! Что они с Ними со всеми сделали! Страшнее всяких мучений! Ангелы не могли зреть! Ангелы рыдали, что они с Ними творили! Земля рыдала и содрогалась… Была тьма… Умучили, разрубили страшными топорами и сожгли, а пепел выпили… С чайком… Пили и смеялись… И мучались сами. Имена тех, кто это сделал, не открыты. Мы их не знаем… Они не любили и не любят Россию, сатанинская злоба у них… Ведь они Святую Кровь Их пили… Пили и боялись освятиться: ведь Кровь Царская – Святая. Надо молиться Святому Страдальцу, плакать, умолять, чтобы всех простил… Имен мы их не знаем. Но Господь знает все!»

    Еще одно видео: «Старец Николай Гурьянов. Беседа о старце с его келейницей.»


    На Псковском озере есть остров, носящий имя Залита. В течение четырёх десятилетий настоятелем расположенного на нём храма святителя Николая был ныне почивший протоиерей отец Николай Гурьянов. Своим служением Богу и людям он снискал славу мудрого и прозорливого старца, к которому за советом и помощью съезжались православные верующие со всей страны.

    Что такое старчество?

    В российском православии издревле укоренилась особая форма служения Богу, именуемая старчеством. Это вид деятельности, включающий в себя духовное руководство верующими, осуществляемое богоизбранными людьми - старцами. Ими, как правило, бывают лица духовного звания, но история церкви знает примеры, когда в этой роли выступали и миряне. Причём само понятие старец предполагает не возрастную характеристику, а духовную Благодать, ниспосланную Богом для несения этого подвига.

    Люди, избранные Господом для столь высокого служения, часто бывают наделены способностью внутренним взором созерцать и видеть душевный склад каждого отдельного человека. Это даёт им возможность с удивительной точностью дать всем, кто обращается к ним за помощью и духовным наставлением, единственно верный совет.

    Семья регента церковного хора

    Будущий старец Николай Гурьянов, предсказания которого о будущем России в наши дни приобрели известность, родился в 1909 году в семье регента церковного хора, проживавшего в селе Чудские Заходы Санкт-Петербургской губернии Алексея Ивановича Гурьянова. У Николая было три брата, унаследовавших от отца музыкальные способности, старший из которых Михаил даже преподавал в Санкт-Петербургской консерватории.

    Но их таланту не суждено было развиться - все они погибли в годы Первой мировой войны. Глава семьи - отец Николая Алексеевича ушёл из жизни в 1914 году, и лишь его матери Екатерине Степановне Господь ниспослал долголетие. Она дожила до 1969 года, помогая сыну нести его пастырское служение.

    Несостоявшееся студенчество

    Уже в годы Советской власти Николай окончил педагогический техникум и затем поступил в Ленинградский педагогический институт. Но вскоре он был исключён, так как нашёл в себе смелость публично выступить против закрытия одного из городских храмов. Это произошло в конце двадцатых годов, и вся страна была охвачена очередной антирелигиозной кампанией. Своим отчаянным поступком он не смог остановить машину атеистического мракобесия, но лишился возможности продолжать учёбу и попал в поле зрения органов ГПУ.

    Чтобы добыть себе пропитание, Николай был вынужден давать частные уроки по биологии, физике и математике, так как в этих предметах имел достаточную подготовку. Но главным для него оставалась церковь. С 1928 по 1931 год он служил псаломщиком в различных храмах Ленинграда и области.

    Годы заключения и работа в Тосно

    Политика гонения на церковь, проводимая коммунистами, предполагала прежде всего репрессии в отношение её служителей, многие из которых оказались в тюрьмах и лагерях. Не стал исключением и Николай Гурьянов. Он был арестован за религиозную пропаганду и в ожидании суда провёл несколько месяцев в печально известной ленинградской а затем был отправлен в сыктывкарский лагерь, являвшимся в те годы одним из элементов необозримого Там, работая на строительстве железной дороги, он получил тяжёлую травму обеих ног, которая сделала его инвалидом на всю жизнь.

    Отбыв за решёткой пять лет и вернувшись в Ленинград, репрессированный клирик не смог получить городскую прописку и поселился в Тосненском районе. По счастью, там остро ощущалась нехватка педагогических кадров, и Гурьянова приняли на работу в сельскую школу, несмотря на судимость и отсутствие диплома. Учителем он проработал вплоть до начала войны.

    Когда в стране была объявлена всеобщая мобилизация, Николая в армию не взяли по причине его инвалидности. Не дали возможности даже потрудиться в тылу - недавняя судимость делала его изгоем. Когда фронт приблизился к Ленинграду, Николай оказался на оккупированной территории, где, как и в прежние годы, служил псаломщиком в одной из церквей.

    Принятие священства и служение в храмах Прибалтики

    В годы оккупации Гурьянов окончательно решил посвятить свою жизнь служению Богу. В начале февраля 1942 года он был рукоположен во дьякона, а уже через неделю во священство. Этот сан он принял целибатом, то есть дал до конца своих дней. Таинство над ним совершил также оказавшийся в оккупации митрополит Сергий (Воскресенский). Окончив в том же году богословские курсы, Николай Гурьянов (старец) был направлен в Ригу, где служил священником в женском Свято-Троицком монастыре, а затем некоторое время пробыл уставщиком вильнюсского Свято-Духовского монастыря.

    С 1943 по 1958 год длится период его служения в Литве в православной церкви села Гегобросты. Там же отец Николай возводится в сан протоиерея. Сохранились воспоминания одной из его прихожанок, в которых она пишет о том, что отца Николая всегда отличали необычайная внутренняя доброта и приветливость, редкие даже для людей духовного звания.

    Он умел вовлечь людей в богослужение, выполняя все предписанные действия вдохновенно и красиво. Для прихожан церкви, где служил батюшка, он являлся образцом истинно христианской жизни. Не будучи монахом, отец Николай был истинным аскетом, следуя христианским нормам и в молитве, и в отношении с людьми.

    Предсказание, определившее дальнейшую жизнь

    Николай Гурьянов умел совмещать служение на приходе с учёбой. За время пребывания в Литве он окончил в 1951 году Виленскую семинарию, а затем продолжил обучение на заочном отделении Ленинградской духовной академии.

    По воспоминаниям близко знавших его людей, уже завершив своё образование, в 1958 году отец Николай посетил некоего старца, имя которого осталось неизвестным, и тот открыл ему место, которое Господь предназначил для будущего служения, и куда надлежало прибыть в скорейшем времени.

    Это был на получивший в советский период имя видного коммуниста Зилата. Подав заявление в епархиальное управление и получив благоприятный ответ, отец Николай прибыл в указанное место, где в непрестанном служении провёл последующие сорок лет вплоть до своей кончины.

    Трудности первых лет

    Трудно даже представить все сложности, с которыми столкнулся на новом месте прибывший священник. Это был период, когда страна была охвачена хрущёвскими антирелигиозными кампаниями, и СМИ не переставали трубить о скорой победе над мракобесием - так они называли веру, лежащую в основе всей истории нашей Родины. Поэтому когда Николай Гурьянов (старец) прибыл на остров и поселился со своей матерью на окраине посёлка, его встретили подозрительными взглядами.

    Однако очень скоро его незлобивость, кротость, а главное, доброжелательность по отношению к людям стёрли эту возникшую вначале пелену отчуждения. Церковь, в которой ему предстояло служить, находилась тогда в полуразрушенном состоянии, и, не имея ни малейшей поддержки со стороны епархиальных властей, батюшке приходилось самому изыскивать средства на её восстановление. Своими руками он клал кирпичи, перекрывал заново крышу, красил и выполнял все прочие необходимые работы, а когда в отремонтированном помещении начались богослужения, сам пёк просфоры.

    Жизнь в рыбацком посёлке

    Но, кроме выполнения своих церковных обязанностей, отец Николай много времени уделял помощи всем, кому только мог её оказать. Поскольку мужское население посёлка составляло рыболовецкую артель, и их семьи подолгу не видели своих кормильцев, отец Николай не гнушался помогать женщинам по хозяйству, мог присмотреть за детьми или посидеть с больными и престарелыми. Так снискал доверие, а затем и любовь односельчан будущий старец Николай Гурьянов.

    Биография этого человека в дальнейшем неотделима от острова, где Божьей волею ему суждено было вершить свой подвиг, и где его трудами были возвращены в лоно церкви десятки и сотни человек, отторгнутые от неё безбожной властью. Это был трудный путь. В первые годы пребывания на острове, батюшке приходилось служить в пустом храме. Жители посёлка его любили, уважали, но в церковь не шли. По крупицам приходилось нести в сознание этих людей Слово Божие, прежде чем это доброе зерно дало свои всходы.

    Чудо, явленное по молитве праведника

    В тот период, а это были шестидесятые годы, гонения на церковь особенно усилились, под давлением властей одна из жительниц села написала на батюшку донос. Приехавший уполномоченный грубил и хамил священнику, а под конец заявил, что на следующий день заберёт его. Отец Николай Гурьянов (старец) собрал вещи и всю ночь провёл в молитве.

    То, что произошло потом, одни считают чудом, другие - стечением обстоятельств, но только утром на тихом в это время года озере поднялась настоящая буря, и в продолжение трёх суток остров был отрезан от материка. Когда же стихия унялась, власти о священнике как-то забыли и впредь не трогали.

    Начало старческого служения

    В семидесятые годы старец Николай Гурьянов, предсказания которого поразительным образом сбывались, приобрёл необычайно широкую известность. К нему съезжались люди со всей страны, и он не знал ни минуты покоя. На всех производило неизгладимое впечатление внешнее проявление тех даров, которые в изобилии были ниспосланы ему Господом.

    Например, обращаясь к совершенно незнакомым людям, он безошибочно называл их имена, указывал на давно забытые ими грехи, о которых никак не мог знать, предупреждал об опасностях, которые им угрожали, давал наставления, как их избежать, и совершал ещё много того, что не поддаётся рациональному объяснению. Невозможно также сосчитать людей, которым он вернул здоровье, вымаливая у Бога исцеление, порой даже в тех случаях, когда медицина оказывалась бессильной.

    Мудрый наставник и учитель

    Но главное, в чём состояло его служение, это помощь, которую батюшка оказывал людям, желавшим изменить свою жизнь, устроив её на истинно христианских началах. Не пускаясь в общие рассуждения и избегая ненужных слов, он умел дать человеку конкретное наставление, относящееся к нему лично.

    При этом, прозревая внутренний мир каждого, с кем приходилось общаться, и видя многое, что хранится в потаённых уголках души и тщательно скрывается от окружающих, старец умел говорить об этом с необычайным тактом, не причинив человеку моральной травмы, а уж тем более не унизив его достоинства. Об этой стороне его дара, свидетельствуют многие, посетившие остров Залита.

    Старец Николай Гурьянов был, по мнению многих его почитателей, едва ли не единственным на всю страну по-настоящему прозорливым старцем. Его способность видеть сокрытое от глаз обычных людей была настолько развита, что в девяностые годы он не раз помогал как частным лицам, так и государственным органам в розыске людей, пропавших без вести.

    Всеобщее признание

    В период перестройки, когда в корне изменилась политика государства по отношению к церкви, получили большую свободу в своём служении и старцы России. Николай Гурьянов был одним из тех, чьи имена тогда часто упоминались средствами массовой информации. Это, разумеется, увеличило число его почитателей, приезжавших на остров, и часто остававшихся там на длительное время.

    Особенный авторитет Николай Гурьянов (старец) приобрёл после того, как на всю страну о нём заявил другой наш известнейший подвижник отец подвизавшийся тогда во Псково-Печерском монастыре. Он охарактеризовал отца Николая как носителя Божьей Благодати, наделившей его дарами прозорливости, мудрости и кротости.

    Тогда же, в конце девяностых, стали достоянием общественности предсказания старца Николая Гурьянова о России. Они прозвучали в ответ на вопрос одного из посетителей, пожелавшего знать, что ждёт страну после окончания правления Б.Н. Ельцина. Старец был немногословен, и сказанное им, по-видимому, таит в себе смысл, который нам, сегодняшним жителям России, не дано понять в полной мере.

    Старец Николай Гурьянов: предсказания о будущем России

    На вопрос о том, кто придёт на смену находившемуся тогда у власти президенту Б.Н. Ельцину, он ответил, что это будет военный человек, и оказался прав, поскольку нынешний глава государства действительно имеет воинское звание. Но смысл дальнейших его слов для нас остаётся загадкой, и трудно понять, что имел в виду старец Николай Гурьянов. Предсказания о будущем России, сделанные им в тот день, предрекали стране будущее правление, которое он уподобил власти коммунистов. По его словам, церковь вновь будет подвергаться гонениям, но продлится это недолго.

    Закончил же старец на весьма оптимистической ноте, предсказав приход в наш мир Православного Царя. На вопрос о том, когда это произойдёт, сказал, что большинство присутствующих доживёт до того дня. Вот какой ответ дал старец Николай Гурьянов о будущем России. Не допуская и тени сомнения в справедливости его слов, отметим все же, что В. В. Путин, возглавивший страну после ухода с президентского поста Б. Н. Ельцина, в большей степени соответствует образу православного царя, чем гонителя веры, возможно, именно его имел в виду старец.

    За годы его правления церковь в полной мере возродилась после десятилетий атеизма, господствовавшего в стране и являвшегося основным принципом государственной идеологии. О чём же в таком случае говорил старец? Об этом мы можем лишь догадываться.

    Не раз высказывались предположения, что Николай Гурьянов (старец), пророчества которого вызывают сегодня столь откроенные недоумения, действительно прозревал в те дни новые гонения, уготованные российской церкви. Возможно, что к этому бы и привёл ход исторических событий. Но, по молитвам ревнителей веры, одним из которых был, несомненно, и сам отец Николай, Господь явил великую милость, избавив Россию от бед, которые она переживала на протяжении семи десятилетий. В результате пророчества старца сбылись, но Господь, по неизреченному человеколюбию Своему, избавил нас от повторения кошмара, охватившего страну в XX столетии.

    Наставления старца Николая Гурьянова

    Кроме пророчеств, о которых говорилось выше, отец Николай снискал известность и теми наставлениями, которые он давал людям, обращавшимся к нему за советом и помощью. Многое из сказанного им сохранилось в записях, сделанных его почитателями, приезжавшими на остров Залита.

    Старец Николай Гурьянов прежде всего учил жить и молиться Богу так, как будто завтра суждено умереть, и, представ перед Господом, дать Ему ответ в своих деяниях. Это, говорил он, поможет очистить душу от скверны, подготовить себя к переходу в вечность. Кроме того, отец Николай учил с любовью относиться ко всему, что окружает нас, ведь всё это не что иное, как творение Божье. К неверующим же людям он призывал относиться без осуждения, с жалостью, постоянно молиться Богу об избавлении их от этого дьявольского помрачения. Много и иных мудрых и полезных наставлений получили от него посетители.

    Посмертное почитание старца Николая

    Как и многие прежде почившие старцы, протоиерей Николай Гурьянов, после своей кончины, последовавшей 24 августа 2002 года, стал почитаться многими в нашей стране как святой, канонизация которого является лишь вопросом времени. В день его похорон на остров Залита съехалось более трёх тысяч человек, желавших отдать последний долг его памяти. И хотя с тех пор прошло уже немало лет количество почитателей старца не уменьшается.

    В связи с этим вспоминаются слова, произнесённые другим известнейшим представителем российского старчества, преподобным отцом Нектарием, произнесённые им незадолго до закрытия большевиками Оптиной пустыни. Он учил ничего в этой земной жизни не бояться и всегда молиться почившим старцам, так как, предстоя пред Престолом Божьим, они молят о нас, и Господь внемлит их словам. Вот так же, как те старцы, отец Николай Гурьянов во Царствии Небесном ходатайствует перед Всевышним о тех, кого оставил в этом тленном мире.

    Неудивительно, что всей своей жизнью заслужил любовь и память сотен тысяч своих почитателей скромный служитель Божий протоиерей отец Николай Гурьянов (старец). Остров, являвшийся в течение последних сорока лет жизни его домом, сегодня стал одновременно и его памятником, и местом, куда для поклонения ему съезжаются православные верующие.

    Вскоре после кончины старца ими было учреждено общество ревнителей его памяти, члены которого уже сегодня проводят работу, направленную на прославление отца Николая в лике святых. О том, что это событие рано или поздно состоится, никто из членов общества не сомневается, и уже сегодня именуют его не иначе как преподобным Николаем Псковоезерским.

    (2002-08-24 ) (93 года)

    Николай Алексе́евич Гурья́нов (24 мая , село Чудские Заходы , Санкт-Петербургская губерния - 24 августа , Залит , Псковская область) - протоиерей . Один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви конца XX - начала XXI веков .

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 3

      ✪ "Где просто, там Ангелов сo сто" Старец Николай

      ✪ О молитве "Господи, помилуй".

      ✪ КЕЛИЯ МОНАХА. ТРИО " ЯБЛОНЬКА"

      Субтитры

    Биография

    Семья и детство

    Родился в крестьянской семье. Отец, Алексей Иванович Гурьянов, был регентом церковного хора, скончался в . Старший брат, Михаил Алексеевич Гурьянов, преподавал в Санкт-Петербургской консерватории; младшие братья, Пётр и Анатолий, также обладали музыкальными способностями. Все трое братьев погибли на войне. Мать, Екатерина Степановна Гурьянова, долгие годы помогала своему сыну в его трудах, скончалась 23 мая , похоронена на кладбище острова Залит .

    С детства Николай прислуживал в алтаре в храме Михаила Архангела. В детстве приход посетил митрополит Вениамин (Казанский) . Отец Николай так вспоминал об этом событии: «Я мальчишкой совсем ещё был. Владыка служил, а я посох ему держал. Потом он меня обнял, поцеловал и говорит: „Какой ты счастливый, что с Господом…“».

    Учитель, заключённый, священник

    Окончил Гатчинский педагогический техникум, учился в Ленинградском педагогическом институте, откуда был исключён за выступление против закрытия одного из храмов [ ] . В - служил псаломщиком в Тосно , подрабатывая репетиторством по математике, физике и биологии. Затем был псаломщиком в Свято-Никольском храме села Ремда Середкинского района Ленинградской (теперь Псковской) области. Был арестован, находился в ленинградской тюрьме «Кресты», отбывал заключение в лагере в Сыктывкаре Коми АССР [ ] . После освобождения не смог получить прописку в Ленинграде и преподавал в сельских школах Тосненского района Ленинградской области.

    Служение в Литве

    «Талабский старец »

    С 1958 служил в Псковской епархии, был назначен настоятелем храма св. Николая на острове Талабск (Залита) на Псковском озере, являлся им бессменно до самой кончины. В был награждён митрой и правом служения с открытыми Царскими Вратами до «Херувимской». В удостоен права служения литургии с открытыми Царскими Вратами до «Отче наш» - высшего церковного отличия для протоиерея (исключая крайне редкий сан протопресвитера). В течение многих лет к о. Николаю за советом приезжали православные верующие из разных регионов страны. Залитский священник имел репутацию мудрого старца. Его называли «Талабским» или «Залитским» (по прежнему названию острова, который был переименован в советское время в память о большевистском активисте Залите) старцем.

    островом Православия называли небольшой, едва различимый и на крупномасштабной карте, остров Талабск (Залита), омываемый водами Псковского озера. Сюда, на эту крохотную часть суши, долгие годы корабли и лодки перевозчиков доставляли паломников со всего православного мира. Маршрут никогда не менялся: большая земля - остров - домик протоиерея Николая Гурьянова… Но именно здесь, в келье, собственно и начинался остров Православия, начинался с него, залитского старца отца Николая. Он и являлся этим благодатным островом; островом, незыблемо стоящим средь бушующего житейского моря; островом и одновременно кораблём, идущим самым удобоспасаемым маршрутом к блаженной вечности.

    Иеромонах Нестор (Кумыш) вспоминал об о. Николае:

    Он ясно видел прошлую, настоящую и будущую жизнь своих чад, их внутреннее устроение. Но как бережно он обращался с тем знанием о человеке, которое вручал ему Господь как Своему верному рабу! Ведая всю правду о человеке, он не допускал ни одного намёка, могущего ранить или задеть его самолюбие. В какую мягкую форму облекал он свои назидания! «Ты полегче», - таким советом встретил он моего знакомого, не успевшего ещё и двух слов сказать, который усвоил себе несколько суровую манеру обращения со своей супругой. Так бывало часто и со многими: приезжая с одной целью, человек уезжал от него с тем откровением о себе и с тем уроком, которого вовсе не ожидал услышать и получить.

    Существует рассказ о том, что о. Николая спросили: «К Вам за Вашу жизнь приходили тысячи людей, Вы всматривались внимательно в их души. Скажите, что Вас больше всего беспокоит в душах современных людей - какой грех, какая страсть? Что для нас сейчас наиболее опасно?». На это он ответил: «Безверие», и на уточняющий вопрос - «Даже у христиан» - ответил: «Да, даже, у православных христиан. Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец». По мнению о. Николая, верующий человек должен любвеобильно относиться ко всему, что его окружает.

    В похоронах о. Николая на острове Талабск (Залит) участвовали более трёх тысяч православных верующих. Многие почитатели посещают могилу старца. Учреждено Общество ревнителей памяти праведного Николая Псковоезерского (Николая Гурьянова).

    Еще рано говорить о той роли в жизни сегодняшней Церкви, которая отведена была Промыслом Божиим отцу Николаю, более сорока лет подвизавшемуся на острове Залит. Слишком мало для оценки его деятельности прошло времени. Но уже сейчас можно сказать со всей определенностью, что он был дан нашей Церкви в один из самых ответственных моментов Ее бытия.

    Конечно, при характеристике деятельности этого подвижника можно вполне удовлетвориться указанием на общую традицию, в рамках конторой издревле проходило служение старца православному человеку. Она включает в себя духовное окормление паствы, укрепление ее религиозности, поддержания в ней ревности к богоугождению, соблюдение в душе человека теплоты и любви к Богу и Его заповедям, возвещение Божественной воли тем, кто ее взыскует, врачевание моральных недостатков людей, забота о нравственном возрастании души христианина, необходимая духовная поддержка тех, кто находится в скорби или недуге... Одним словом, старец - это тот, кто, в личном подвиге достигнув безстрастия, духовно питает церковный народ и формирует его веру, выполняет миссию высокую и значительную. В нынешнее время величайшего духовного оскудения и глубокой помраченности духа современного общества старчество уже само по себе является бесценным даром страждущему человеку, стремящемуся в сегодняшнем мире сохранить верность Евангельской Истине. И к нему призываются только те редчайшие избранники Божий, которые способны соделать жизнь свою беспрестанным мученичеством. Поэтому старец нашего времени уже самим фактом своего существования, в силу своей деятельности заслуживает глубокого почитания и сохранения памяти о нем со стороны всей Церкви Христовой, всего народа Божия. Явление отца Николая можно считать феноменом русской религиозной жизни конца XX столетия. В чем же его уникальность?

    Родился он 26 мая 1910 года в погосте Самолва Гдовского уезда Петербургской губернии в семье частного землевладельца. В 1926 году он закончил Гатчинское педагогическое училище, а в 1929 году получил неполное педагогическое образование в Ленинградском институте, из которого был исключен за то, что на собрании высказался против закрытия одного из близлежащих храмов. После этого он был репрессирован и семь лет провел в Сыктывкаре в заключении. Выйдя из заключения, Николай работал учителем в школах Тосненского района, так как в ленинградской прописке ему было отказано. Во время войны он не был мобилизован по причине болезни ног, которые он повредил себе шпалами на работах в лагере. После того, как Гдовский район был оккупирован немецкими войсками, Николай вместе с другими жителями был угнан немцами в Прибалтику. Здесь он становится студентом Виленской семинарии, открытой в 1942 году. Проучившись два семестра в ней, он был рукоположен в священный сан экзархом митрополитом Сергием (Воскресенским) в Рижском кафедральном Христорождественском соборе и затем служил на разных приходах Прибалтики. В 1949 - 1951 годах отец Николай обучался на заочном секторе Ленинградской семинарии, а в 1951 году был зачислен на первый курс академии, но, отучившись в ней заочно один год, продолжать далее обучение не стал. В 1958 году попал на остров Залит, на котором и провел остальные сорок четыре года своей жизни. В этом перечне фактов его биографии мы не обнаружим ни длительного пребывания в обители, ни продолжительного окормления у опытного духовника. Следовательно, те благодатные дары, которые он заключал в себе, образовались в нем при непосредственном Божием водительстве. В истории Церкви были такие подвижники, которые достигали духовного преуспеяния без видимых руководителей. К ним относятся преподобные Павел Фивейский, Антоний Великий, Мария Египетская и другие. Эти люди, как утверждает преп. Паисий Величковский, «чудесне, по особому смотрению Божию, нарочне были позваны к такому житию, которое совершенным и бесстрастным единым приличествует и ангельский крепости требует».

    Однако в феномене Залитского старца удивительно не только и, может быть, даже не столько это. Он сформировался и сложился как подвижник необычайной силы не только без необходимого руководителя, «чудесне, по особому смотрению Божию», но и в самый трагический период истории нашей Церкви, в тот ее момент, когда в стране была развернута беспримерная кампания по ее ликвидации. К 1937 году практически все русские монастыри были разгромлены, иноки и инокини расстреляны или сосланы в лагеря, а то, что уцелело, поставлено под жесточайший контроль спецслужб. Этими действиями властей традиция монашеского делания была насильственно пресечена. Любые тайные попытки сохранить уклад монашеской жизни в условиях тоталитарного режима оказывались обреченными. И вот в это время разгула ужасов богоборческого строя, под самый корень подрубившего многовековое древо русского Православия, в стране, где беспощадно выкорчевывались остатки уцелевшей религиозности, промысл Божий взращивал... старца - личность небывалого масштаба и исключительной силы духа. Для чего и для кого? Все это было тогда никому неведомо и составляло тайну Божию.

    Интересно, что то, чем обладал Залитский старец в тот момент, когда о нем вдруг узнали и заговорили все, - бесстрастие, любовь, прозорливость, назидательность, - было достигнуто им задолго до его выхода к народу. Пюхтицкая игумения Варвара, уже более тридцати лет возглавляющая знаменитую обитель, поведала в одной из бесед автору этих строк, что в ее бытность монахиней Виленского Свято-Духовского монастыря отец Николай как-то во время трапезы после праздничного богослужения сказал ей: «Матушка, а как вас сватать-то будут!» «Что вы, батюшка, такое говорите, - отвечала та, - я ведь в постриге, обет Господу дала». Но отец Николай повторил свое, как будто и не слышал возражения: «Как вас, матушка, сватать будут! Вы уж тогда не отказывайтесь». Через некоторое время Виленская монахиня стала Пюхтицкой игуменией и тогда уразумела, о каком сватовстве шла речь за праздничным столом. Но до положенного Богом срока старец пребывал в потаенном месте и в безвестности.

    Время «обретения» старца, когда он распахнул двери своей убогой келлии для всех нуждающихся, наступило вместе с падением советского режима. Это был год не только годом провозглашения «демократических свобод», но и годом начала второго крещения Руси. С этого момента Русская Церковь стала вбирать в себя громадное количество новообращенных. Начался быстрый и грандиозный рост вновь открывающихся приходов, духовных и воскресных школ, возрождающихся обителей. Облик городов и сел повсеместно украшался золотом восьмиконечных крестов. Появились лавки с религиозной литературой, мастерские церковной утвари, периодические издания не только епархий, но даже отдельных приходов. Открылись благотворительные учреждения Церкви, заработали паломнические службы.

    Все эти отрадные и радующие душу явления не могли, конечно, отменить закономерностей любого развития. Процесс роста всегда труден сам по себе, содержит в себе немало внутренних противоречий и всегда вызывает действие противостоящей силы. Нелегко было новорожденной пастве, появившейся в Церкви, утверждать в себе начала новой жизни. Слишком искалечены оказались люди предыдущими десятилетиями безбожия. Задача христианского возрастания, сама по себе требующая от человека немалого внутреннего напряжения, постоянства и терпеливости, безмерно усложнилась еще одним роковым обстоятельством: начавшимся безудержным распадом и разложением российской действительности. Всему новоиспеченному «хлебу» Русской Церкви, оказавшемуся в весьма неблагоприятных для дальнейшего роста условиях, для поддержания духа требовалась закваска совершенно особой силы. И, как думается, она была дана ему Господом, незримым Главой Церкви, в лице старца протоиерея Николая. На это указывает и необычное местопребывание старца - остров Залит, и исключительный дар прозорливости, в нем обитавший, и необыкновенная назидательность его слов, облеченных в предельно лаконичную форму, доходивших до самых затаенных глубин души и вызывавших в ней коренные перемены. Поистине, он был теми «дрожжами», на которых всходила, всходит и еще будет всходить русская православная религиозность, тем Моисеем, который вел «новый Израиль» в «землю обетованную». Он был той духовной силой, которая проникала не только в души потянувшихся ко Христу людей, но и вчерашних коммунистов и нынешних либералов, и даже их заставляла благоговеть перед Богом. Возле него вся новокрещенная Россия, имевшая представление о праведности, в лучшем случае, по книгам, получила ясное, ощутимое представление о том, что такое православная святость.

    Зачем люди ездили к нему? Он, казалось, ничего особенного и не говорил. Но от его дивных и неожиданных в своей простоте наставлений веяло какой-то высшей, небесной мудростью, и в них человек, несмотря на всю невзрачность и внешнюю невыразительность слов старца, безошибочно узнавал волю Божию, духовно прозревал, освобождаясь от плена приобретенных жизнью представлений, начинал в ином свете видеть путь своей жизни, вдруг осознавал свою неправду перед Богом, самим собой, другими людьми. Те, кто пережил это, уезжали с острова с чувством глубочайшей благодарности старцу за пережитое откровение, в результате которого в них открывались новые силы для дальнейшей жизни в Боге. При этом бесконечно поражало то, что каждому, невзирая на его возраст, профессию, социальное положение, нрав, характер, моральный уровень, он говорил то, что касалось сокровенной сути именно его жизни.

    Его дивная прозорливость была очевидна для всех, кто к нему обращался. Когда я приехал к нему впервые (это было в 1985 году, когда я, как студент Педагогического института, проходил практику в школе), он с порога своего домика неожиданно спросил меня: «А ты выучил, как пишутся частицы «не» и «ни»?», - давая этим мне понять, что и без моих пояснений знает меня. Потом, пригласив меня в домик, усадив за стол и поставив передо мной тарелку клубники с сахаром, он продолжил: «Значит, ты у нас филолог. А читал ли ты Достоевского?»

    Он ясно видел прошлую, настоящую и будущую жизнь своих чад, их внутреннее устроение. Но как бережно он обращался с тем знанием о человеке, которое вручал ему Господь, как Своему верному рабу! Ведая всю правду о человеке, он не допускал ни одного намека, могущего ранить или задеть его самолюбие. В какую мягкую форму облекал он свои назидания! «Ты полегче», - таким советом встретил он моего знакомого, не успевшего еще и двух слов сказать, который усвоил себе несколько суровую манеру обращения со своей супругой. Так бывало часто и со многими: приезжая с одной целью, человек уезжал от него с тем откровением о себе и с тем уроком, которого вовсе не ожидал услышать и получить.

    Любовь, снисхождение и долготерпение по отношению к ближнему были главными пунктами его наставлений. Раба Божия 3. приехала к батюшке со своей печалью: ее невестка была неверна своему мужу. Отец Николай, разглядев ее в толпе приехавших, пригласил к себе в домик, посадил на стул и затем после паузы сказал ей: «Ты не разводи их, а не то будешь в аду мучиться». Женщина, не выдержав, расплакалась и потом долго хранила в своей душе урок любви, преподанный ей на острове. Впоследствии жизнь в семье ее сына наладилась.

    Батюшка и сам был милостив и снисходителен к кающимся людям, приезжавшим к нему. Один посетитель, стоявший возле ограды домика старца и от стыда, его мучившего, не решавшийся не только обратиться к старцу, но и глаза на него поднять, услышал тихий голос отца Николая. «Поди, позови его», - сказал он своей келейнице. Та пригласила приехавшего к старцу, который помазывал его маслицем и все время приговаривал: «С тобой милость Божия, милость Божия с тобой...» И его гнетущее состояние растаяло и исчезло в этом луче батюшкиной любви. Однако тех, кто не имел в себе покаяния, старец мог встретить иначе. «Больше ко мне не приезжайте», - сказал он одному паломнику. Страшно было слышать такие слова от великого праведника.

    Выполнение благословения, данного старцем, требовало от вопрошавшего человека самоотреченности и самопожертвования, готовности идти против себя и своих хотений. Мой знакомый, получив от правящего архиерея престижное назначение в приход, находящийся в центре города, поехал за благословением на остров. Однако отец Николай велел священнику отправляться в другое место: в глухую деревню, где стояла огромная, поруганная и пострадавшая в годы гонений церковь, требующая больших капитальных вложений, где не было никакого жилья и где весь наличный приход исчислялся пятью старушками. Но если человек находил в себе силы следовать тому, что говорил ему старец, то впоследствии, с годами, получал от этого громадную духовную пользу. Нарушение же данного благословения всегда оборачивалось для вопрошавшего тяжелыми последствиями, о которых он потом горько сожалел. Бывали и такие среди приезжавших, которые, получив конкретное благословение, потом меняли свое решение и опять докучали старцу просьбой благословить их «новый вариант». «Живите, как хотите», - ответил батюшка однажды одному из таких просителей.

    Батюшка был великий любитель простоты. «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного», - повторял он любимую поговорку прп. Амвросия Оптинского. Однажды он целой толпе собравшихся преподал выразительный урок простоты, не сказав при этом ни единого слова. Когда он вышел ко всем приехавшим и столпившимся вокруг его крылечка, то народ затрепетал от появления старца. Затем легкое нетерпение пробежало по собравшимся. Каждому хотелось поскорее поговорить о своем, каждый, не замечая соседа, свое считал наиболее важным и значимым. Но старец молчал. В это время мимо калитки шел местный рыбак лет пятидесяти, погруженный в свои повседневные и нехитрые думы. Батюшка вдруг позвал его по имени. Рыбак остановился, снял головной убор и пошел к отцу Николаю. Старец благословил рыбака, на лице которого засияла добродушная улыбка. После этого рыбак нахлобучил шапку на голову и направился к калитке. Эта немая сцена продолжалась не более двух минут. Но многие поняли ее смысл. Старец как бы говорил собравшимся: «Найдите простоту в отношении к самому себе, и обретете благословение».

    Многие испытали на себе громадную силу обличительных слов отца Николая. Он умел сказать незамысловато и безстрастно, но в то же время с поразительной точностью и глубиной, так что слово его проникало в самые затаенные и укромные места души человеческой. Помню, как-то раз я собирался к нему. Об этом узнал мой давнишний знакомый по семинарии С., человек своенравный и упрямый, проводивший жизнь не во всех отношениях безупречную. «Спроси его о моем будущем», - попросил меня С. И старец указал ему на его будущее, «А С, передай, - проговорил мне батюшка в конце встречи, намекая на «затемненную» сторону его жизни, - что он перед Богом отвечать будет». Когда потом по телефону я воспроизвел эти слова старца, то они вызвали у С, человека абсолютно «несентиментального», кратковременную потерю дара речи. В телефонной трубке наступило безмолвие. Слышен был только легкий потрескивающий фон аппарата. Казалось, что человек на том конце провода совсем куда-то исчез. Испытывая неловкость за то, что случайно узнал чужую тайну, я прервал это бесконечно затянувшееся молчание возобновлением разговора. Помню и другое. Привезла к отцу Николаю на остров одна женщина высокопоставленного чиновника из Москвы в расчете на то, что благословение старца поможет ему продвинуться еще выше. «Благословите его, батюшка», - попросила она, подводя к отцу Николаю своего «протеже». Старец взглянул не на него, а как бы сквозь него, и без долгих предисловий и обиняков неожиданно сказал: «Да ведь это вор». Пришибленный и пристыженный чиновник, за давностью лет забывший, что такое укоры совести, и привыкший из своего рабочего кресла смотреть на жизнь сверху вниз, вышел из кельи старца в состоянии подавленном и растерянном.

    Старец обладал тонким чувством юмора и иногда свои обличения облекал в довольно своеобразную форму. Приехал к нему однажды один господин, имевший страсть вкусно, разнообразно и обильно поесть. «Приходите ко мне в шесть часов вечера, - велел ему отец Николай и после паузы неожиданно прибавил, - мы с вами... пожрем». В шесть часов господин стоял возле дверей кельи старца, из-за которой доносился запах жареной картошки. Постучав в дверь, посетитель громко сказал: «Батюшка, я пришел». Спустя некоторое время из-за закрытой двери раздался голос старца: «А я никого не жду». Постояв немного, обескураженный господин вышел за ограду домика.

    Никто доподлинно не знает, какие подвиги нес отец Николай на острове. Он скрывал это от всех, близко никого к себе не подпускал и сам за собой ухаживал, за исключением последних десяти лет, когда уже не мог этого делать. В последнее время ему очень трудно было переносить свою немощь. Видя, как старцу не только тяжело говорить, но даже сидеть, как при этом он напрягает свои последние силы, я как-то участливо сказал ему: «Батюшка, вам бы полежать...» Отец Николай, не поднимая опущенной головы, ответил: «Лежат только лентяи». В другой раз на такое же сочувственное предложение отдохнуть, исходившее от другого лица, он заметил: «Отдыхать - это грех». По этим скупым замечаниям можно отчасти предугадать меру его телесного подвига.

    Батюшка был человеком глубочайшей веры и ни на секунду не сомневался в Божием покровительстве, распростертом над каждым верующим человеком и над всей Церковью в целом. «Все будет так, как вам надо», - часто говорил он боязливым людям, как бы говоря, что никакие обстоятельства не властны над христианином, если в нем есть подлинная, несомневающаяся вера. В старце не было и мельчайшей части той болезненной истерии, которой охвачены и одурманены сегодня многие в Церкви, Эта истеричность, порождаемая нашим безверием, нагоняет на нас пустой страх и заставляет нас энергично бороться с какими угодно химерами, только не с подлинными врагами нашего спасения. Одному молодому человеку на вопрос: «Будет ли война?» батюшка дал поразительный ответ. Он сказал: «Об этом не только спрашивать, но и думать не должно». Вдумываясь в этот ответ, невольно вспоминаешь евангельское: «Сын Человеческий, пришед, обрящет ли веру на земли?»,

    Он был ровесником века и пережил все страшные катаклизмы русской и мировой истории XX столетия: октябрьскую революцию, гражданскую войну, коллективизацию, репрессии сталинского времени, вторую мировую войну, хрущевские гонения... Бурное и жестокое время, сломавшее не одну судьбу и привнесшее громадные перемены в сознание людей, не смогло повлиять на идеалы его души: несмотря на стремительный водоворот истории, которым и он, как человек своего времени, был захвачен, эти идеалы остались неколебимы никакой внешней силой и, пожалуй, в результате пережитого еще глубже вросли в тайники его боголюбивой души. Его внутренняя «клеть», выстроенная на фундаменте евангельских заповедей, выдержав все удары извне, оказалась сильнее всех ужасов времени и безмерно возвысилась над веком сим. В этом смысле его удивительная жизнь может быть примером для всех тех, кому кажется, что в условиях апокалиптического конца нет никакой возможности во всем и до конца соблюсти верность Богу.

    24 августа 2002 года старец Николай завершил свою высокую, исключительную миссию и ушел от нас к вечному покою. Один Бог ведает, какого неимоверного, нечеловеческого напряжения исполнена была эта жизнь, которой Он предуготовал особую роль – свидетельствовать истину о Христе людям, отлученным от Бога и Его Церкви, на самом закате XX, страшного по своим историческим событиям, столетия. Многих страшит будущность без праведника. Однако без боязни впасть в ошибку можно сказать следующее: велик тот народ, который и в апостасийной действительности рождает таких людей, которые своим духовным масштабом напоминают подвижников первых веков христианства. И не может быть, чтобы у народа, до неузнаваемости изуродованного жестокими «экспериментами» XX столетия и все-таки не утратившего способности рождать таких людей, а главное - усваивать их духовные уроки - не было своего, особого в будущем предназначения. часть 1-ая, остальные 12 частей в YouTube c аналогичным названием.