Войти
Литература. Сочинения. География. Биология. История. Окружающий мир
  • Медведев д а в контакте. Дмитрий медведев. Участие в выборах Президента России
  • Вероника, значение имени, характер и судьба для девочек
  • Как писать сочинение (эссе) по истории в ЕГЭ
  • Проблема сохранения русского языка по тексту М
  • Алкогольный ступор. Ступор. Определение и виды этого состояния. Психоделическая литература, галлюцинозный или галлюцинаторный реализм
  • Актеры воевавшие в ВОВ - история в фотографиях — LiveJournal Известные люди участники афганской войны
  • «Страшный мир» в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект». Анализ повести невский проспект гоголя сочинение Какую проблему затрагивает гоголь в невском проспекте

    «Страшный мир» в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект». Анализ повести невский проспект гоголя сочинение Какую проблему затрагивает гоголь в невском проспекте

    Анализ концепции красоты в повести «Невский проспект»

    2.1 Петербург как образ прекрасного в повести "Невский проспект"

    Петербург всегда вдохновлял и воодушевлял писателей. Его красотой восхищался Пушкин; «Люблю тебя Петра творенье», а также многие писатели того времени. Образ Петербурга неоднозначен, обычно он предстает величественным, прекрасным, но холодным и порой жестоким. Именно в Петербург желали попасть многие выдающиеся деятели России. Именно Петербург был сосредоточение выдающихся талантов и умов.

    Как же относится к городу Гоголь.

    Повесть начинается с описания Невского проспекта: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица - красавица нашей столицы! Я знаю, что ни один из бледных и чиновных ее жителей не променяет на все блага Невского проспекта. Не только кто имеет двадцать пять лет от роду, прекрасные усы и удивительно сшитый сюртук, но даже тот, у кого на подбородке выскакивают белые волоса и голова гладка, как серебряное блюдо, и тот в восторге от Невского проспекта. А дамы! О, дамам еще больше приятен Невский проспект. Да и кому же он не приятен? Едва только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем. Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него, верно, позабудешь о всяком деле. Здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург. Кажется, человек, встреченный на Невском проспекте, менее эгоист, нежели в Морской, Гороховой, Литейной, Мещанской и других улицах, где жадность и корысть, и надобность выражаются на идущих и летящих в каретах и на дрожках. Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга. Здесь житель Петербургской или Выборгской части, несколько лет не бывавший у своего приятеля на Песках или у Московской заставы, может быть уверен, что встретится с ним непременно. Никакой адрес-календарь и справочное место не доставят такого верного известия, как Невский проспект. Всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянье Петербурга! Как чисто подметены его тротуары, и, боже, сколько ног оставило на нем следы свои! И неуклюжий грязный сапог отставного солдата, под тяжестью которого, кажется, трескается самый гранит, и миниатюрный, легкий, как дым, башмачок молоденькой дамы, оборачивающей свою головку к блестящим окнам магазина, как подсолнечник к солнцу, и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика, проводящая по нем резкую царапину, - все вымещает на нем могущество силы или могущество слабости. Какая быстрая совершается на нем фантасмагория в течение одного только дня! Сколько вытерпит он перемен в течение одних суток!» [Н.В.Гоголь. Повести. М - 1949. С.3]

    Петербург у Гоголя - это не просто столица, это величественный мегаполис с великолепными дворцами и улицами и Невой.

    Безусловно, красота города зачаровывает, ведь описанию города, а в частности Невского проспекта отведена третья часть повести. Можно согласиться с Фоминым О. [Фомин О. Тайная символика в "Невском проспекте". Традиционный этюд // Бронозовый век электронная версия. http://www.vekovka.h1.ru/bv/bv23/23fomin.htm] о том что «композиционное членение», повествовательная ткань "Невского проспекта" распадается на три части. Первая часть представляет собой собственно описание Невского проспекта, вторая - история несчастной любви Пискарёва к прекрасной незнакомке и, наконец, третья - "волочение" поручика Пирогова за глуповатой немкой. Причём первая часть как бы расщепляется на пролог и эпилог, в которых даются "образ автора" и пресловутый пейзаж.

    Говоря "пейзаж" по отношению к описанию жизни Невского проспекта мы всё же допускаем известную неточность. Пейзаж здесь в некотором роде перерастает в "портрет". Невский проспект для Гоголя - живое существо, по сути предмета враждебное человеку, но также и не лишённое определённой амбивалентности. Если у Гёте Мефистофель, желая зла человеку, приносит ему благо (что, кстати, отчасти связано со средневековой смеховой трактовкой чёрта), то у Гоголя мы можем наблюдать противоположное "замещение": Невский проспект при откровенной своей положительности - прикровенно отрицателен. Элементы, на которых зиждется "космопсихологос" Санкт-Петербурга - вода и камень (земля)».

    Да Петербург - это живой персонаж, персонаж величественный, красивый, но обманчивый. Его красота многих сводит с ума, люди, приехавшие в Петербург, сталкиваются не только с его красотой, но и с жестокой сущностью. Им приходилось терпеть унижение и нужду; город будто засасывал людей в болото лжи, пошлости, глупости, показной роскоши, за которой нередко скрывалась крайняя нищета.

    Таким образом, красота Петербурга обманчива, иллюзорна. Вся суета - это мишура, все ненастоящее: «Тысячи сортов шляпок, платьев, платков, - пестрых, легких, к которым иногда в течение целых двух дней сохраняется привязанность их владетельниц, ослепят хоть кого на Невском проспекте. Кажется, как будто целое море мотыльков поднялось вдруг со стеблей и волнуется блестящею тучею над черными жуками мужеского пола. Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда: тоненькие, узенькие талии, никак не толще бутылочной шейки, встретясь с которыми, вы почтительно отойдете к сторонке, чтобы как-нибудь неосторожно не толкнуть невежливым локтем; сердцем вашим овладеет робость и страх, чтобы как-нибудь от неосторожного даже дыхания вашего не переломилось прелестнейшее произведение природы и искусства. А какие встретите вы дамские рукава на Невском проспекте! Ах, какая прелесть! Они несколько похожи на два воздухоплавательные шара, так что дама вдруг бы поднялась на воздух, если бы не поддерживал ее мужчина; потому что даму так же легко и приятно поднять на воздух, как подносимый ко рту бокал, наполненный шампанским. Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринужденно, как на Невском проспекте. Здесь вы встретите улыбку единственную, улыбку верх искусства, иногда такую, что можно растаять от удовольствия, иногда такую, что увидите себя вдруг ниже травы и потупите голову, иногда такую, что почувствуете себя выше адмиралтейского шпица и поднимете ее вверх. Здесь вы встретите разговаривающих о концерте или о погоде с необыкновенным благородством и чувством собственного достоинства. Тут вы встретите тысячу непостижимых характеров и явлений». [Н.В.Гоголь. Повести. М - 1949. С.4] В данном описании звучит иронический подтекст. Показана роскошь, фальшь и суета.

    Красота Невского искаженная, можно согласиться с Фоминым, который писал следующее:

    «Водные испарения, туманы искажают, извращают реальность. Стихия воды, как безусловно связанная с лунным символизмом, порождает онирические фантазмы, хранящие своих мертвецов. "Новый левый" (в данном случае под "левым" мы имеем в виду не столько политическую ориентацию, сколько изначальную метафизическую установку) философ Гастон Башляр отмечает: "...литературное самоубийство с поразительной лёгкостью проникается воображением смерти. Оно приводит в порядок образы смерти. Вода - отечество в такой же степени живых нимф, как и мёртвых. Она - подлинная материя смерти в "высшей степени женственной"". Вода - стихия, принимающая и порождающая призраков. Самые известные "города-призраки" - это Лондон и Санкт-Петербург. Вода в "Невском проспекте" - "низшие воды", субстанция низшего астрального мира, мира множественности чувств и иллюзий, тогда как земля - носитель косности рационалистически определённого и скуки ("скучно жить на свете, господа!"). Невский проспект выполняет функцию носителя фантастического. А фантастическое у Гоголя, как правило, враждебно человеку. Позже Гоголь эволюционирует к снятию носителя фантастического (Ю. Манн) и "Невский проспект" как раз запечатлевает промежуточную стадию этого перехода. Фантастическое - это зло, "иллюзорное", ночное, водное и трагическое. Повседневное - это человеческое, "реальное", дневное, земляное и комическое. Эта оппозиция исключает Божественное как таковое. Противопоставляются инфернальные силы и человек.

    В "Невском проспекте" иллюзорное (при всей своей негативной окрашенности) прекрасно. Это проистекает из исходной романтической установки. Но страх перед иллюзорным и торжество Пирогова над Пискарёвым - это прививка от романтизма, его преодоление. Сходные в эвфоническом отношении фамилии героев указывают на их некую взаимосвязь. Пискарёв и Пирогов - "божественные близнецы", бесконечно обменивающиеся элементами традиционных архетипических функций. Это мир, где добра не существует (как в гуманистическом, так и в православном понимании этого слова)». [Фомин О. Тайная символика в "Невском проспекте". Традиционный этюд // Бронозовый век электронная версия. http://www.vekovka.h1.ru/bv/bv23/23fomin.htm]

    Красота обманчива, красота иллюзорна, она притягивает и губит людей, губит главного героя повести. Получается, что выжить в этом величии могут только пройдохи, как Пирогов. В последних строках повести Гоголь говорит, о том, что доверять красоте Невского нельзя: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртучке, очень богат? Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка. Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящеюся церковью, судят об архитектуре ее? Совсем нет: они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой. Вы думаете, что этот энтузиаст, размахивающий руками, говорит о том, как жена его бросила из окна шариком в незнакомого ему вовсе офицера? Совсем нет, он говорит о Лафайете. Вы думаете, что эти дамы... но дамам меньше всего верьте. Менее заглядывайте в окна магазинов: безделушки, в них выставленные, прекрасны, но пахнут страшным количеством ассигнаций. Но боже вас сохрани заглядывать дамам под шляпки! Как ни развевайся вдали плащ красавицы, я ни за что не пойду за нею любопытствовать. Далее, ради бога, далее от фонаря! и скорее, сколько можно скорее, проходите мимо. Это счастие еще, если отделаетесь тем, что он зальет щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом. Но и кроме фонаря, все дышит обманом. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде». [Н.В.Гоголь. Повести. М - 1949. С.3]

    Таким образом, можно сказать, что концепция красоты в изображении Невского проспекта своеобразна. Красота не спасает, а губит. Красота, которая должна нести положительные мотивы, несет ложь и обман. В целом Невский проспект - лишь красивая личина странного, фантастического, полубезумного города.

    Слайд 2

    Н.В.Гоголь

    Родился 20 марта (1 апреля н.с.) в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий. После домашнего образования Гоголь провел два года в Полтавском уездном училище, затем поступил в Нежинскую гимназию высших наук, созданную по типу Царскосельского лицея для детей провинциального дворянства. Здесь учился играть на скрипке, занимался живописью, играл в спектаклях, исполняя комические роли. Думая о своем будущем, останавливается на юстиции, мечтая "пресекать неправосудие".

    Слайд 3

    Дом в Васильевке Мария Ивановна Гоголь Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский

    Слайд 4

    После окончания Нежинской гимназии в июне 1828 в декабре отправился в Петербург с надеждой начать широкую деятельность. Службу получить не удалось, первые литературные пробы оказались неудачными. Разочаровавшись, летом 1829 уехал за границу, но скоро возвратился. В ноябре 1829 получил место мелкого чиновника. Серая чиновничья жизнь скрашивалась занятиями живописью в вечерних классах Академии художеств. Кроме того, властно влекла к себе литература. Нежин. Здание Историко-филологического института князя Безбородко (Гимназия высших наук князя Безбородко, в которой учился Н.В.Гоголь). Середина XIX века

    Слайд 5

    В 1830 в журнале "Отечественные записки" появилась первая повесть Гоголя "Басаврюк", впоследствии переработанная в повесть "Вечер накануне Ивана Купала". В декабре в альманахе Дельвига "Северные цветы" напечатана глава из исторического романа "Гетьман". Гоголь сблизился с Дельвигом, Жуковским, Пушкиным, дружба с которым имела большое значение для развития общественных взглядов и литературного таланта молодого Гоголя. Пушкин ввел его в свой круг, где бывали Крылов, Вяземский, Одоевский, художник Брюллов, дал ему сюжеты для «Ревизора» и «Мертвых душ». «Когда я творил, - свидетельствовал Гоголь, - я видел перед собой только Пушкина... Мне дорого было его вечное и непреложное слово". Н. В. Гоголь, В. А. Жуковский и А. С. Пушкин в Царском Селе. Картина П.Геллера.1880.

    Слайд 6

    Произведения Н.В.Гоголя занимают особое место в русской литературе. Наше исследование посвящено роли детали в художественном произведении, а в частности в произведениях Н.В.Гоголя. Гоголь в своих работах активно использовал данный художественный прием.«Невский проспект» - повесть Николая Васильевича Гоголя. Входит в цикл Петербургские повести. Написана в 1833-1834 годах.Впервые напечатана в книге «Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя», ч. 2-я, СПб, 1835. Замысел «Невского проспекта» относится ещё к 1831 году, когда Гоголь сделал несколько незаконченных набросков, рисующих пейзаж Петербурга.Сохранилось два наброска: «Страшная рука. Повесть из книги под названием: лунный свет в разбитом окошке чердака» и «Фонарь умирал…». Оба наброска, относящиеся к 1831-1833 годам, связывают с замыслом «Невского проспекта».

    Слайд 7

    Невский проспект

    Основная тема повести - жизнь Петербурга и судьба “маленького человека” в большом городе с его социальными контрастами, вызывающими разлад между представлениями об идеале и действительностью. Вместе с основной раскрываются темы равнодушия людей, подмены духовности меркантильными интересами, продажности любви, пагубного влияния наркотиков на человека. Эта повесть определяет основные темы и проблемы сборника. Невский проспект предстает как символ всего Петербурга - го­рода контрастов. Поэтому автор описывает его в различное время одного дня. Лица здесь отсутствуют, есть лишь примечательные детали внешнего облика - шляпки, усы, бакенбарды. На фоне этого описания, также используя принцип контрас­та, писатель раскрывает судьбу художника Пискарева и поручи­ка Пирогова. Автор поднимает проблему сосуществования красо­ты и безобразия. Пискарев - человек искусства, по происхожде­нию из народа, его жизнь - это служение прекрасному, но он далек от реальности и от всего земного. Пирогов - иной человек. Главное для него - личное преус­певание, карьера, деньги, и для достижения этой цели он ис­пользует все средства. Единственная его привязанность - чин. В этом столкновении у Гоголя красота терпит поражение и погибает.

    Слайд 8

    Санкт-Петербург

    Тема Петербурга в творчестве писателей XIX века занимает отнюдь не последнее место. Город, построенный вопреки всем законам природы, по воле одного только человека; город, созданный за небывало короткий срок, словно в сказке; город, ставший воплощением различных человеческих противоречий, символом извечной борьбы благополучия с нищетой, великолепия с уродством, - таким Петербург предстает перед нами в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, многих писателей так называемой натуральной школы.

    Слайд 9

    Место действия произведения - Петербург. Но для писателя это не просто геогра­фическое пространство. Он создал яркий образ-символ города, одновременно реального и призрачного, фантастического. Город обезличивает людей, искажает добрые их качества, выпячивает дурные, до неузнаваемости меняет их облик. Здесь у Гоголя преобладают портретные детали,которые писатель использует, изображая Петербург. Человек, теряя свою индивидуальность, сливается с безликим множеством таких же, как он, людей. Достаточно сказать о том, что «Вы здесь встретите бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук, бакенбарды бархатные, атласные, черные, как соболь или уголь… усы чудные, никаким пером, никакою кистью не изобразимые… Тысячи сортов шляпок, платьев, платков… Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда: тоненькие, узенькие талии, никак не толще бутылочной шейки… улыбку…» и мы получаем исчерпывающее представление о пестрой петербургской толпе. Невский проспект - парадная часть города - представляет весь Петербург. Город существует как бы сам по себе, это государство в государстве - и здесь часть теснит целое. С помощью деталей портрета в "Невском проспекте" писатель дал как бы заставку ко всему циклу "петербургских повестей".

    Слайд 10

    Универсальный художественный прием, который использует писатель в большинстве своего текста, изображая Петербург, - синекдоха. Замещение целого его частью.

    Слайд 11

    Оценка Петербурга всегда была неоднозначна: ненависть и любовь сплетались воедино. Именно сюда стремились, будучи молодыми, самые выдающиеся деятели России, здесь они превращались в замечательных писателей, критиков, публицистов. В Петербурге осуществлялись их честолюбивые мечты. Но с другой стороны, здесь им приходилось терпеть унижение и нужду; город будто засасывал людей в болото -болото пошлости, глупости, показной роскоши, за которой нередко скрывалась крайняя нищета, и центром этого болота, сердцем Петербурга был знаменитый Невский проспект.

    Слайд 12

    Н. В. Гоголь в повести «Невский проспект» писал: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все». Петербург предстает перед читателем не просто как столица, грандиозный мегаполис с великолепными дворцами, прекрасными улицами и Невой, «одетой в гранит», а как оживший великан, обладающий своим лицом, своим характером, своими особенными привычками и капризами. И люди, в течение дня сотнями проходящие по Невскому проспекту, также являются носителями самых разнообразных характеров. «Создатель! Какие странные характеры встречаются на Невском проспекте!».

    Слайд 13

    Невский проспект

    Но несмотря на огромное количество народа, проходящего в любое время по проспекту, все же меж ними не создается ощущения общности, целостности. Единственное, что объединяет их, - место встречи, Невский проспект. Как будто «какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе».

    Слайд 14

    Описание Невского проспекта в начале повести является экспозицией. Неожиданный возглас поручика Пирогова, обращённый к Пискарёву, их диалог и следование за прекрасными незнакомками - завязка действия с двумя контрастными развязками. Завершается повесть также описанием Невского проспекта и рассуждением автора о нём, что является композиционным приёмом, содержащим и обобщение, и вывод, раскрывающий идею повести.

    Слайд 15

    Автор начинает повествование торжественно-приподнятыми фразами о Невском проспекте и отмечает, что это “всеобщая коммуникация Петербурга”, место, где можно получить “верные известия” лучше, чем в адрес-календаре или в справочной службе, это место для гуляния, это “выставка всех лучших произведений человека”. Вместе с тем Невский проспект - это зеркало столицы, в котором отражается её жизнь, это олицетворение всего Петербурга с его разительными контрастами. Литературоведы считают, что описание Невского проспекта в начале повести представляет собой своеобразный “физиологический” очерк Петербурга. Его изображение в разное время суток позволяет автору охарактеризовать социальную структуру города. В первую очередь он выделяет простых людей-тружеников, на ком держится вся жизнь, и для них Невский проспект не является целью, “он служит только средством”. Простым людям противопоставлено дворянство, для которого Невский проспект составляет цель - это место, где можно показать себя. Иронией пронизан рассказ о “педагогическом” Невском проспекте с “гувернёрами всех наций” и их воспитанниками, а также о дворянах и чиновниках, гуляющих по проспекту.

    Слайд 16

    Описание проспекта дано в реалистическом плане, вместе с тем рассказ о переменах на Невском предваряется фразой: “Какая быстрая свершается на нём фантасмагория в течение одного только дня”. Иллюзорность, обманчивость вечернего Невского проспекта объясняется не только сумерками, причудливым светом фонарей и ламп, но и действием безотчётной, таинственной силы, влияющей на человека: “В это время чувствуется какая-то цель или, лучше, что-то похожее на цель, что-то чрезвычайно безотчётное; шаги всех ускоряются и становятся вообще очень неровны. Длинные тени мелькают по стенам мостовой и чуть не достают головами Полицейского моста”. Так в описание Невского проспекта включаются фантастика и мотив демона.

    Слайд 17

    У Гоголя нет как таковых портретных деталей. Внешность героев не описывается – детали портрета, одежды даются как определяющая черта героя. Одежда указывает на место человека в обществе, заменяет его личностные характеристики

    Слайд 18

    Пискарев

    Портрет Пискарева также составляют детали одежды - «молодой человек во фраке и плаще», Гоголь не показывает нам внешность героя, есть только знак, деталь, который ничем не выделяет его из сотни таких же молодых людей. Один из главных героев произведения - скромный, застенчивый художник. Он живёт в своём небольшом мирке, и нечасто вылазиет наружу. В "Невском проспекте" его характеристика противопоставляется характеристике поручика Пирогова. По своей натуре Пискарев "застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при удобном случае превратиться в пламя". Так случается и тогда, когда на Невском проспекте Пискарев встречает симпатичную брюнетку, в которой вскоре разочаруется. Но любовь его не угасает, как свечка, а наоборот раздувается до такой степени, что Пискарев становится невменяем. Его поступки необдуманы, он начинает принимать опиум, прекращает общаться со внешним миром, и в конце концов умирает. Казалось, а таком небольшом произведениии как "Невский проспект" невозможно полноценно раскрыть образ человека, но Гоголь всё же показывает нам главную слабость человека - любовь.

    Слайд 19

    Огромная тема была посвящена любви Пискарева и его «возлюбленной». Очень интересно показана Гоголем эта ситуация.Ведь только глазами художника мы видим портрет, яркую внешность, он прорисовывает образ «своего предмета, так сильно его поразившего». Она предстает перед нами во всей красоте, образ ее вырисовывается деталями портрета. « …о ней, что с темными волосами. И какие глаза! боже, какие глаза! Все положение, и контура, и оклад лица – чудеса. … Ослепительной белизны прелестнейший лоб осенен был прекрасными, как агат, волосами. Они вились, эти чудные локоны, и часть их, падая из-под шляпки, касалась щеки, тронутой тонким свежим румянцем, проступившим от вечернего холода. Уста были замкнуты целым роем прелестнейших грез… ее гармонические уста»

    Слайд 20

    Переживания и поступки героя объясняются, казалось бы, его психологическим состоянием, однако могут быть восприняты и как действия демона: “...Красавица оглянулась, и ему показалось, как будто лёгкая улыбка сверкнула на губах её. Он весь задрожал и не верил глазам своим <...> Тротуар нёсся под ним, кареты со скачущими лошадьми казались недвижимы, мост растягивался и ломался на своей арке, дом стоял крышею вниз, будка валилась к нему навстречу, и алебарда часового вместе с золотыми словами вывески и нарисованными ножницами блестела, казалось, на самой реснице его глаз. И всё это произвёл один взгляд, один поворот хорошенькой головки. Не слыша, не видя, не внимая, он нёсся по лёгким следам прекрасных ножек...”

    Слайд 21

    В «Невском проспекте» нарисована довольно широкая картина Петербурга и дан многосторонний художественно-демографический анализ столицы. Но многосторонний не значит полный. Если бы писатель ограничился картинами движущегося проспекта, изображением «дна», быта неизвестных художников, небогатых мастеровых и жирующих офицеров, картина столицы была бы все-таки сужена. Явно не хватает изображения жизни «верхов». И восполнить этот пробел писатель, очевидно, решил введением в повествование картины сна героя. В сновидении Пискарева все правдоподобно, несмотря на граничащее с чудом появление художника – плебея на светском балу и превращение женщины сомнительного поведения в царицу бала. Если изъять сцену бала из повести, опустив заключительную фразу: «Он поднял глаза: перед ним стоял подсвечник с огнем … » эту сцену можно принять или за самостоятельный рассказ (новеллу), или, в крайнем случае, за фрагмент реалистического произведения.

    Слайд 22

    Гоголь не очень заботился о том, чтобы все детали точно передавали психологическую достоверность сна. Вот, например, как он изображал молодых карьеристов, участников бала: «Они были исполнены такого благородства, с таким достоинством говорили и молчали, так не умели сказать ничего лишнего, так величаво шутили, так почтительно улыбались, такие превосходные носили бакенбарды, так искусно умели показывать отличные руки. Описание многократности действий или состояний персонажей скорее уместно в авторской характеристике: во сне увидеть, что герои не хотели сказать ничего лишнего или величаво шутили, невозможно. Писателю было важно кратко охарактеризовать молодых представителей светского общества, а не воспроизвести в реалистическом плане детали сна Пискарева. Поэтому он невольно обнажил условность описания.

    Слайд 23

    Содержанием сновидения Пискарева является бал. У писателя была возможность нарисовать романтическую красавицу в иной ситуации. Но он бегло говорит о множестве снов Пискарева, выхватывает из них даже два, в которых любимая женщина художника становится хозяйкой деревенского домика, а затем женою, но подробно рисует только сцену бала в высшем свете. Балы были важным структурным элементом дворянского быта. Писателей привлекала возможность показать массу людей в свободной обстановке, в их дружеском и любовном общении, в сложных взаимоотношениях друг с другом.

    Слайд 24

    Пирогов

    Портрет Пирогова вообще не представлен в повести, его образ раскрывается через общество, к которому он принадлежит: «Но прежде, нежели мы скажем, кто таков был поручик Пирогов, не мешает кое-что рассказать о том обществе, к которому принадлежал Пирогов», и все же Гоголь выделяет поручика из толпы «Но поручик Пирогов имел множество талантов, собственно ему принадлежавших», таланты Пирогова также не раскрывают нам личности героя, автор показывает читателю насколько обычен и типичен образ Пирогова. Для Пирогова главное в жизни - преуспевание, возможность занять местечко потеплее под солнцем. Это ось, вокруг которой вращаются все помыслы и желании Пирогова. Меньше всего склонен он «терзать» себя решением сложных жизненных проблем. Поглощенный стремлением жить легко и привольно, Пирогов не чувствует в этом никакой надобности. Он предпочитает пользоваться удовольствиями жизни, а не размышлять над тем, что не имеет к ним прямого отношения. живое воплощение пошлости, пирогов интересуется лишь тем, что входит или вошло в моду, стало в той или иной мере нормой поведения «избранной» публики. Как магнит, притягивает его к себе светское общество; решительно во всем он стремится быть похожим на его представителей. И все это делает он потому, что «увлечения» эти - признак «хорошего» тона, «изысканной жизни». Гоголь блистательно изображает подмену человека чином. Отсутствие положительных качеств не только не мешает, но скорее помогает самоуверенности Пирогова. В отношениях с людьми, от которых он не зависит, Пирогов не особенно затрудняет себя в выборе формы обращения. В отличие от Пискарева, которому свойственно чистое и благородное отношение к женщине, Пирогов - грубый циник.

    Слайд 25

    Любовь для Пирогова - лишь интересное приключение, “интрижка”, которой можно похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько не смущаясь, довольно пошло ухаживает за женой ремесленника Шиллера и уверен, что “любезность его и блестящий чин дают ему полное право на её внимание”. Он нисколько не утруждает себя думами о жизненных проблемах, стремится к удовольствиям. Испытанием чести и достоинства Пирогова явилась “секуция”, которой подверг его Шиллер. Быстро забыв своё оскорбление, он обнаружил полное отсутствие человеческого достоинства: “с удовольствием провёл вечер и так отличился в мазурке, что привёл в восторг не только дам, но даже и кавалеров”.

    Слайд 26

    Шиллер, жестяных дел мастер

    Образы немцев-ремесленников - жестяных дел мастера Шиллера, сапожника Гофмана, столяра Кунца - дополняют социальную картину Петербурга. Шиллер - воплощение меркантильности. Накопление денег составляет цель жизни этого ремесленника, поэтому строгий расчёт, ограничение себя во всём, подавление искренних человеческих чувств определяют его поведение. Вместе с тем ревность пробуждает чувство достоинства в Шиллере, и он, находясь в пьяном виде, не думая в этот момент о последствиях, вместе с друзьями высек Пирогова.

    Слайд 27

    Поручик идет на риск и оказывается в проигрыше, но для него в этом нет ничего необычного, а тем более трагичного. Он без особого труда справляется с охватившим его «гневом и негодованием», причем происходит это не без влияния Невского проспекта: «Прохладный вечер заставил его несколько пройтись по Невскому проспекту; к девяти часам он успокоился...». А вот другой персонаж - герой в плаще и фраке - следует примеру своего друга и так же, как он, проигрывает. Однако для него - одинокого и чужого в северной столице - этот проигрыш становится роковым. «Застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при случае превратиться в пламя», художник Пискарев доверяет Невскому проспекту всю свою жизнь, в то время как Пирогов, рискуя вроде бы всем, не теряет ничего. Для него это игра, а для Пискарева - жизнь. Тонко чувствующий мир человек не может в один день сделаться черствым и грубым, перестать верить миру, позабыть о разочаровании, которое принес ему знаменитый проспект.

    Слайд 28

    Образы Пирогова и Пискарёва связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарёва. “Пискарёв и Пирогов - какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследование своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст!” - писал В.Г. Белинский.

    Слайд 29

    Параллельно ведущийся рассказ о двух героях, противоположных по характеру и судьбе, помогает читателю лучше понять противоречивость самого Невского проспекта. Комичная ситуация, в которую попал поручик Пирогов, противопоставляется трагичности судьбы бедняги Пискарева. Точно так же и комическая пошлость утреннего проспекта сочетается с вечерней, трагической пошлостью, с обманом, ведь «он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него...». Маленьким огоньком, пляшущим пред глазами, манящим за собой и заманивающим в опасные сети, представляет Н. В. Гоголь нам Невский проспект. Любому человеку трудно пережить испытания, выпавшие на долю Пискарева, тем более художнику. Автор пишет: «В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата». Для художника встреча с Невским проспектом, с его обитателями стала причиной краха всех надежд, она буквально опустошила его душу. Не видеть красоты мира - значит не хотеть жить, а когда красота на твоих глазах превращается ни во что, невольно задаешься вопросом: если это все мираж и призрак, то что же тогда реально? И реальным остается Невский проспект с его вечной загадкой и вечным обманом.

    Слайд 30

    По всей повести проявлялся мотив демона а в финале произведения он проявляется открыто: источником лжи и фальши непостижимой игры с судьбами людей, по мнению автора, является демон: “О, не верьте этому Невскому проспекту! <...> Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! <...> Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект, но более всего, когда ночь сгущённою массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё в ненастоящем виде”.

    Посмотреть все слайды

    Петербург как символ могущества России и её неувядаемой славы был воспет ещё поэтами XVIII и первой половины XIX века. Рубежом в разработке и воплощении темы Петербурга явилось творчество Александра Сергеевича Пушкина. Созданный им громадный, многозначно символичный образ рус-ской столицы властно вошел в русскую литературу. Никогда ещё прежде мысль Гоголя так пронзительно и беспощадно не обличала действительность современной России. Весь цикл повестей представлял собой как бы вопль негодования против всех тех, кто её опошлил, обесчеловечил, сделал невыносимой. Пушкинское понимание Петербургской темы определило её воплощение в произведениях великих писателей XIX и XX веков. Первым, кто воплотил в своих произведениях художественные открытия Пушкина в исторической, социальной и философской трактовке темы Петербурга, был Николай Васильевич Гоголь. До Пушкина произведения о Петербурге носили описательный характер. Пушкин – реалист создал образ современного Петербурга, объяснив его бытие, его прошлое и настоящее как столицы русской империи с позиций исторических и социальных, политических и философских. В первой главе романа «Евгений Онегин» Пушкин, пожалуй, впервые так подробно и с такой любовью рисовал дорогой ему и близкий образ Петербурга. Быстрыми штрихами набрасывал он портрет центра столицы. Невский проспект, Летний сад, Дворцовая набережная, Нева, театры, белые ночи Очарование «онегинского» Петербурга достигается и глубоко лирической тональностью описаний, и светлыми, пастельно-прозрачными красками портрета города. Но главное в образе Петербурга первой главы романа – это исторически точно переданная атмосфера общественной жизни конца 1810-х годов, атмосфера надежд, ожидания перемен, вольности и высокой духовности. Образ северной столицы, созданный Пушкиным в первой главе романа, – это декабристский Петербург, Петербург высокой духовности, город, помогающий новому, порожденному великой освободительной войной поколению самоотверженно искать пути к свободе России, к её спасению от рабства.

    Пожалуй, наиболее пушкинской является повесть Гоголя «Невский проспект». Поэтика гоголевской повести, дающая читателю ключ к пониманию её глубокого содержания, своеобразно сфокусирована в названии. Героем сделана центральная улица, символизирующая град Петров. Невский проспект позволял точно выписать социальный портрет столицы чиновного государства. Действия или происходят, или завязываются на проспекте. Именно этот принцип – обнажение идеи конфликтности человека и города и социально конфликтных отношений жителей столицы – был впервые создан ещё Пушкиным в его стихотворной Петербургской повести «Медный всадник». Гоголь чутко относился к пушкинским открытиям, обладал поистине чудесной способностью понимания и разгадывания «тайной музыки» истины, извлекаемой им из поэтического изображения обыкновенного. Гоголем также подчеркнута функция большого пространства в повести «Невский проспект». Обусловлено это было писательским пониманием чиновничества. Чиновничество, по Гоголю, - главный враг нации и народа. Оно виновато во всех бедствиях России. Особенно опасно оно в столице

    2. Петербург в жизни Гоголя

    В основу «Невского проспекта» легли впечатления петербургской жизни Гоголя. Писатель обратился к большому городу, и ему открылся огромный страшный мир, который губит личность, убивает её, превращает в вещь. Белинский писал: «Такие пьесы, как «Невский проспект», могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком, который при этом знает Петербург не понаслышке».

    Шли годы петербургской жизни. Город поражал его картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. За внешним блеском столицы писатель всё отчётливее различал бездушие и хищническую бесчеловечность города-спрута, губящего живые души маленьких, бедных людей, обитателей чердаков и подвалов. И вот столица представилась уже не стройной, строгой громадой, а кучей «набросанных один на другой домов, гремящих улиц, кипящей меркантильности, этой безобразной кучей мод, парадов, чиновников, диких северных ночей, блеску и низкой бесцветности»2. Именно такой Петербург и стал главным героем Петербургских повестей Николая Васильевича Гоголя, в цикл которых и включена повесть «Невский проспект», впервые напечатанная в «Арабесках» в 1835 году.

    Избрав объектом нашего исследования повесть «Невский проспект», попытаемся проследить, как Гоголю удаётся в развитии главной темы сочетать юмор и сатиру.

    Чем отличается юмор от сатиры? Между юмором и сатирой – целая гамма оттенков смеха – шутка, насмешка, ирония, сарказм. Юмор – смех дружелюбный, хотя и не беззубый, но более мягкий. Сатира – бичующий, изобличающий смех, способный причинить большую обиду, нежели простой юмор.

    Гоголь является писателем, юмористический талант которого имел до того сильное влияние на всю литературу, что дал ей совершенно новое направление. Он создаёт юмористическую наполненность, ставя рядом слова, не сочетающиеся лексически. «Видишь что-то и ожидаешь чего-то соответст-вующего слову – и вдруг».

    3. Невский проспект - предмет художественного изучения Н. В. Гоголя.

    «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней в Петербурге» - этими словами восторга начинается повесть.

    Читатель с первых слов предполагает, что Гоголь безумно восхищается Санкт-Петербургом и его главной улицей, но это обман. Подобно тому, как Петербург в своём столичном значении вознесён над Россией, Невский проспект вознесён над самим Петербургом. Эту красоту главного проспекта культурной столицы Николай Васильевич Гоголь рисует как сценическую площадку, на которой сообразно последовательности гулянье», то вместе с тем и бездействующие лица.

    Невский проспект – «всеобщая коммуникация Санкт – Петербурга», соединяющая всех со всеми. «Здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург», - так изначально Гоголь описывает Невский проспект. Но чем дальше продолжаешь читать, тем больше понимаешь, что это миф. Эту идею усиливает авторская ирония. «Как чисто подметены его тротуары, и, боже, сколько ног оставило на нём свои следы!». Только «неуклюжий грязный сапог отставного солдата» может разрушить блаженную чистоту. Тротуар как невинное творение рук человеческих ежеминутно подвергается жутким испытаниям: «миниатюрный лёгкий, как дым, башмачок молоденькой дамы, и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика, проводящая по нём резкую царапину, - всё вымещает на нём могущество силы или могущество слабости». Неугомонное и многоликое шествие по Невскому проспекту с рассвета до темноты – род карнавальной процессии с той только немаловажной разницей, что карнавал мешает людей разных званий, а главная улица столицы сохраняет между ними перегородки и дистанцию.

    Размеренному кругообороту времени соответствует упорядоченный (чинный и чиновный) кругооборот людей. Невский проспект показан Гоголем в разные часы дня (утром, с двенадцати часов, от трёх часов по полудни). Для людей, которые появляются в ранние утренние часы и для кого Невский проспект не представляет цели, он «служит только средством». В это время главный проспект Петербурга «наполнен старухами в изодранных платьях и салопах», нищими, «русскими мужиками, спешащими на работу, запачканными известью», теми, кому не до гуляний и у кого «свои занятия, свои заботы, свои досады».

    3. 1 Каким увидел Гоголь Невский проспект в ранние утренние часы.

    Утром до обеда знатный Петербург ещё спит, несмотря на то, что нищий и рабочий люд («нужный народ») уже берётся за работу. Благодаря сочетанию несочетаемых слов: «благородная щётка; летавший вчера, как муха, с шоколадом» - становится ясно, что Гоголь посмеивается над дворянами и их пустой хлопотнёй, а простые небогатые люди, в понимании Гоголя, «нужный народ». Он не говорит, что дворяне не нужный народ, но читатель уже самостоятельно понимает, о чём ему хочет сказать автор. В то же время Гоголь, прибегая к гиперболе, колко отзывается о «русских мужиках»: «в сапогах, запачканных известью, которых и Екатерининский канал, известный своею чистотой, не в состоянии был бы обмыть». Простой народ Н. В. Гоголь называет русским, а дворяне и высший свет русскими не называются. Виной всему мода! Мода на всё французское. Вся Россия была помешана на Европе, и русские традиции сохранились только в простых семьях. И в то время, когда на улице появляется «русский народ», дамам становится неприлично ходить по улице, потому что там, слегка иронизирует автор, «русский народ» любит изъясняться такими резкими выражениями, каких они, верно, «не услышат даже в театре», но настолько ли чистолюбивы уши молодых дам? « В это время, что бы вы на себя ни надели, - никто этого не заметит », никто ни на кого не обращает внимания.

    2. Ирония как один из основных художественных приёмов в изображении жизни Невского проспекта днём.

    Но уже к двенадцати часам картина меняется, и те, кто был с утра, исчезают. Им на смену показываются гувернёры со своими питомцами. В это время Невский проспект становится педагогическим. Каким же наукам можно здесь обучиться? И снова Гоголь иронизирует и показывает совсем иное: гувернёры с приличной солидностью изъясняют своим питомцам, для чего предназначены вывески на магазинах, а гувернантки учат вертлявых девчонок, на сколько выше надо держать плечо. Они уходят со сцены к двум.

    Зато днём Невский проспект, как замечает автор, ослепит любого на-блюдателя лучшими произведениями «природы и искусства». К этому вре-мени, закончив домашние дела, на прогулку выходят дамы с подругами и служащие иностранной коллегии, отличающиеся благородством своих знаний и привычек. Гоголь смеётся над привычками дворян, над их глупостью и ограниченность. Через мелкие детали автор передаёт читателю своё отношение к этим людям. Гоголь использует приём метонимии: «лёгкий, как дым башмачок молодой дамы», «щегольской сюртук с лучшим бобром», человек, «несущий превосходные бакенбарды», дама, «несущая пару хорошеньких глазок». Эти люди нам могут показаться странными, потому что под словами «важное домашнее задание» они предполагают разговоры с доктором о погоде и о небольшом прыщике на носу. Они не наделены особым умом, и здоровье их детей и лошадей находится на одной чаше весов. Гоголь, посмеиваясь над ними, иронически замечая: «Судьба наделила их благословенным званием чиновников по собственным поручениямБоже, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служил и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников». Эта чистая чиновная публика поражала необыкновенным благородством и приличием. Она демонстрирует самую привлекательную поверхность людей и вещей. И ничего, кроме этой поверхностной привлекательности. Поэтому в пёстрой фантасмагории меняющихся картин, освещённых дневным светом, вперемешку мелькают только щегольские сюртуки и бакенбарды, усы и платья, рукава и талии, хорошенькие глазки и шляпки, ножки, улыбки и галстукиЭто всё «выставка», вынесенная на всеобщее обозрение, которая прячет истинную сущность людей и вещей, скрытую под миниатюрной пёстротой на всё наброшенного покрова. Люди на этой «выставке» не имеют никакого значения. Гоголя не покидает чувство насмешки и иронии: «Всё исполнено приличия». Автор неспроста оживляет усы и бакенбарды, используя приём синекдохи. Ему важно показать, что внешняя красота, поверхностное приличие – всё это лишь красочная маска. Описание не самих людей, а отдельных частей одежды просто выстреливает из общего фона повести. Да, и ранее Невский проспект был красочный и яркий, но деталь описания людей через одежду придаёт настолько ослепляющее и разительное представление, что без этой детали не в полной мере была бы раскрыта истинная сущность человека. Гоголь сравнивает женщину с морем мотыльков, которые поднялись над чёрными жуками мужеского пола, а рукава платьев «похожи на два воздухоплавательных шара». А как автор иронизирует по поводу улыбки, замечая: «улыбка, верх искусства». Она может сделать с человеком всё, что её вздумается. А люди? Как странно они себя ведут: « встретившись с вами, непременно посмотрят на ваши сапоги». Гоголь пребывает в недоумении, кто же эти люди. Он даже смеет предположить, что это сапожники, но снова обманывает читателя, говоря, что эти люди «большею частию служат в разных департаментах». Всё обман и игра.

    Но бьёт три часа, толпа редеет. Улица наполняется чиновниками в зелёных вицмундирах.

    К четырём часам Невский проспект пуст и «вряд ли вы встретите на нём хотя одного чиновника, развё какая-нибудь швея из магазина, какой-нибудь заезжий чудак, которому все часы равны, какая-нибудь англичанка, какой-нибудь артельщик- больше никого не встретите вы на Невском проспекте». Но встретите на нём тех (как бы много их ни было), у кого нет ни чина, ни отведённых ему часов, значит, вообще никого не встретить.

    3. 3 Невский проспект в сумеречное время.

    Только в сумерки, когда глаза могут быть обмануты, но не ослеплены ни блеском дня, ни мраком или блеском ночи, приоткрывается изнанка столичной жизни, тёмные и тайные её глубины. Когда начинает смеркаться, молодые коллежские регистраторы, губернские и коллежские секретари очень долго прохаживаются, в отличие от своих старых коллег, которые сидят дома, потому что «это народ женатый»: в XIX веке женитьба считалась ярлыком, женатый человек терял свободу, становился одомашненным барином, не имевшим собственного мнения. Показное благородство и приличие уступают место неприглядной действительности – неизменным страстям и грязному пороку. Не отражаясь на внешности обеспеченных людей, эта низость и грязь - пятна их душ. Привлекательная и смешная фантасмагория дня сменяется, в конце концов, мрачной фантасмагорией ночи.

    Читая описание Невского проспекта и сменяющихся на нём людей, не предполагаешь, что далее будет выстроена целая вереница событий. Гоголь рисует две сюжетные линии, две судьбы, совершенно не похожие одна на другую. В повести два героя - поручик Пирогов и художник Пискарёв. Они встречаются единожды на Невском проспекте. Гоголь постоянно противо-поставляет друг другу два мира: мир дворян (или среднего класса) и бедняков – мир Пирогова и Пискарёва. После встречи на Невском каждый пошёл своей дорогой.

    4. Композиционно и идейно - художественная роль новелл о судьбах поручика Пирогова и художника Пискарёва.

    Сначала о первой истории и о Пискарёве. Он является типичным ху-дожником с тайным миром внутри себя и ранимой душой. У него есть идеал - красота. Он страстно влюблён в красоту. Пискарёв - мечтатель, романтик, его лучшие мечты слились с образом незнакомки. Душа его была открыта прекрасному и возвышенному. Ничто земное не мешало предаваться радостям творчества. Восторженный мечтатель, он самозабвенно был предан своему искусству. Его можно сравнить с Ленским (роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»). Они оба жили мечтами и не могли смотреть на мир глазами реалиста. Художник, заметив на Невском проспекте одно из «дивных созданий», следит за нею. Потрясённый внешностью девушки, он создал в своём воображении идеальный образ, который стал для него объектом поклонения. Очаровательная, прекрасная, она как видение, сошедшее с картины великого мастера. Один взгляд или улыбка красавицы пробуждали в голове героя противоречивые мысли, мечтания, надежды, но красавица оказывается обитательницей «отвратительного притона». Пискарев как мечтатель, живущий вне действительности, противостоит главной улице с её светской толпой. Он не вписывается в рамки времени и общества, которое его окружает. Художник Пискарёв был жертвой, по выражению Гоголя, «вечного раздора мечты с существенностью». Этот молодой человек «принадлежал к тому классу, который составляет у нас довольно странное явление и столько же принадлежат к гражданам Петербурга, сколько лицо, являющееся нам в сновидении, принадлежит к существенному миру». Гоголь ставит под сомнение тот факт, что в мрачном, сером, гладком и бледном Петербурге может жить художник. Он считает, что это неподходящее место для творчества. Спасительным местом он видит Италию. Пискарёв в глазах автора «застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при удобном случае превратиться в пламя». И эта искра вспыхнула, когда наш художник увидел таинственную незнакомку на Невском. К сожалению, его чувствам не было суждено долго пылать. Именно безответная любовь сожгла его изнутри и убила. После этой встречи несчастный художник погрузился в мир иллюзий и сновидений. С ним произошло самое ужасное, что только может случиться с молодым человеком, – он потерял желание творить и вкус к жизни. Он не жил, а существовал. Его перестало интересовать творчество. Живопись была заброшена. Проснувшись утром, ждал ночи, не ел и не выходил из комнаты. Во сне все его мечты становились реальностью. Он уже не понимал, что тот мир, в котором он живёт, всего лишь его воображение, но ему так не хотелось возвращаться в суровую реальность. И вот однажды он не вернулся. Его жизнь оборвалась, так и не успев начаться. В день его похорон не было никого, и никто не плакал над ним, кроме «солдата -сторожа, и то потому, что выпил лишний штоф водки».

    Эта история не могла не затронуть душу читателя, она наполнена лиризма, драмы и горьких разочарований. Обидно было осознавать, что бал, на котором оказался Пискарев и где встретил вновь таинственную незнакомку, оказался сном. Вмиг рухнули все мечты и надежды молодого художника, да и автора тоже. Гоголь как будто преднамеренно дает надежду на лучшее и тут же ее отнимает. Он, как судьба, играет со своим героем. Отношение Гоголя к Пискарёву двойственное. С одной стороны, ему глубоко симпатичен характер этого благородного мечтателя, с негодованием отвергающего фальшивые и пошлые устой современного мира. Однако, с другой стороны, писатель не может не чувствовать беспочвенность романтического идеала своего героя. Гоголь видел слабость Пискарева и неверность его жизненной позиции.

    Сатирическая, обличительная наполненность повести особенно сильно выражена во второй новелле, посвящённой Пирогову. Пирогов – типичный представитель среднего класса. Он офицер, который выслужил этот чин многолетними трудами. Он был доволен своим чином, имел множество талантов: «декламировал стихи из «Дмитрия Донского» и «Горе от ума», имел собственное искусство пускать дым кольцами, умел очень приятно рассказывать анекдоты ». Ограниченный и самоуверенный, удачливый, преуспевающий, всегда в отличном расположении духа, Пирогов был совершенно чужд каким бы то ни было нравственным терзаниям. В отличие от Пискарева, поручик был весь с головой погружен в петербургское общество и являлся его частью. Он был рядовой участник «выставки». Судьба Пирогова сложилась совершенно по-другому. Увязавшись за молоденькой немкой, он обнаруживает место ее проживания. Его даже не смущает то, что она замужем за немцем – ремесленником. Девушка отвергает нахальные ухаживания нового знакомого, но его это не останавливает, потому что этот человек не привык к отказу. И Пирогов добивается своего, после чего его избивают двое немцев (муж и его друг), но он не считает себя виноватым. Сначала поручик вознегодовал, хотел жаловаться, а потом, как саркастически замечает автор, съел в кондитерской два слоеных пирожка, успокоился и даже тем же вечером отличился в мазурке.

    Поручик Пирогов не вызывает никакого сочувствия. А за что его жалеть? Он такой же подлый и низкий, как большинство представителей его сословия, которые только и живут ради развлечений, балов и мимолетных романов. Его судьбой не управляет злостная сатира, он сам виновник той ситуации, которая с ним приключилась. Писатель создал очень яркий человеческий тип, ставший нарицательным обозначением многих сторон современного ему общественного бытия. Его история вызывает больше смех и негодование, чем сострадание. Вся сущность Пирогова ничтожна и глупа. Он – самовлюбленный эгоист, который ради своей прихоти практически разрушил чужую семью и при этом не чувствовал угрызений совести. Совесть в нем молчала. Ему самому становится нелепо и смешно от этой истории, что приключилась с ним. Для него это всего лишь развлечение, возможность разнообразить свою жизнь, и он с радостью вновь готов погрузиться в какую-нибудь новую авантюру. Образ Пирогова принадлежит к числу лучших художественных созданий Гоголя. По силе и глубине обобщения он, возможно, стоит в одном ряду с Хлестаковым и Чичиковым.

    Существует мнение, что обе истории можно воспринимать как два самостоятельных рассказа. Может, Гоголь решил сплести в одну две отдельные повести? Внешне сходство существует: оба героя оказались на Невском проспекте, и оба увлеклись (хотя любовь каждый из них понимает по-своему). Только один из них быстро утешился пирожками в кондитерской, а другой кончил жизнь самоубийством. Пискарев и Пирогов – два противоположных героя. Их связывает только прогулка по Невскому.

    Заметим, что Гоголь использует принцип говорящей фамилии. Пискарев представлен маленькой рыбкой, живущей в огромном океане, среди других непохожих на него. Он так же не заметен ни для кого, его почти никто не знает. Его можно сравнить с маленькой рыбкой – пискарем. Имена Шиллера («довольно хорошего сапожника») и Гофмана Гоголь противопоставляет именам писателя-романтика Шиллера и писателя-фантаста Гофмана. Пирогов же, как подмечает сам автор, полностью оправдывает свою фамилию. Он убивает горе, съев пару пирожков. Белинский скажет о нём: «Пирогов! – восклицал он. – Святители! Да это целая красота, целый народ, целая нация!. ».

    «Невский проспект» соединяет несоединимых – поручика Пирогова и художника Пискарева. Два человеческих характера. Две судьбы, два совершенно различных взгляда на действительность – всё это сталкивает в своей повести Гоголь. Герои дают яркое представление о сложности жизни Петербурга, о зоркости и остроте художественного зрения писателя. Гоголь приводит читателя к выводу: какой же странный это город Петербург, в котором гибнет честный, никем не защищённый талант и преуспевает наглая, самодовольная пошлость!

    В конце повести Н. В. Гоголь вновь возвращается к Невскому проспекту, чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать всю свою ненависть к капиталистическому городу с его продажностью и равнодушием ко всему прекрасному и к человеку. Петербург в повести представлен городом двойственным. Гоголь много иронизирует по поводу Петербурга и его жителей. Ему противны те маски, которые надел на себя город. Автор так и хочет сорвать их, но люди настолько привыкли к этим маскам, что уже потеряли себя и собственную сущность. Писатель подчеркивает противоречие города между видимостью и сущностью (« все не то, чем кажется»). В повести странное переплетается с повседневным, реальное – с фантастическим, величественное – с низким, красивое – с безобразным. Одновременно с этим присутствует глубоко реалистическое видение Петербурга.

    5. Ирония и сатира как неотъемлемая часть повествования о жизни Невского проспекта.

    Сатира в повести представлена в обличии судьбы. Она смеется над Пискаревым, не жалея его, ведь он не герой своего времени, и Пирогов вполне реалистическая личность (если его можно назвать личностью). Он живет по правилам своего времени, а Пискарев обыкновенный чудак, к которому судьба не столь благосклонна. Этот человек не создан для жизни, он не умеет выживать.

    Юмор в повести – это Петербург. С виду яркий, честолюбивый, праздничный, а внутри серый, грязный, скучный. В каждом описании знатного жителя присутствует доля иронии. О них невозможно говорить без улыбки и насмешки.

    Драма – это жизнь. Каждый по-разному относится к жизни. У Пискарева драма – это разочарование в любимом человеке, а у Пирогова – отказ от его ухаживаний и внимания симпатичной немкой. И в чьей же жизни была истинная драма?

    Когда повесть попала к цензору, тот взбеленился. Написать, как позорно высечен был офицер – да ещё поручик! – какими-то немцами-ремесленниками. Это ниспровержение самих основ! Несомненно, что этого печатать нельзя.

    Обеспокоенный судьбой своей повести, Гоголь обратился за советом к Пушкину. Пушкин ответил короткой запиской: «Прочёл с большим удовольствием. Кажется, всё может быть пропущено. Секуцию жаль выпустить: она, мне кажется, необходима для полного эффекта вечерней мазурки. Авось Бог вынесет! С Богом!». Однако Бог не вынес, и Гоголю пришлось передать конец повести, лишь прозрачно намекнув на постигшее поручика Пирогова наказание.

    «Странно играет нами судьба, странные происшествия случаются на Невском проспекте!» - не раз восклицает Гоголь в этой повести.

    Заключение

    В повести «Невский проспект» (как, впрочем, и в других художественных произведениях) Н. В. Гоголь талантливо применяет различные приемы комического и не менее талантливо сочетает драматическое и комическое.

    Работа над темой данного исследования позволила увидеть особенности художественной манеры Гоголя, обогатила автора данного исследования новыми литературоведческими знаниями, новым опытом литературоведческого анализа.

    Невский проспект анализ произведения Гоголя по плану

    1. История создания . Замысел повести "Невский проспект " возник у Н. В. Гоголя в 1831 г. Писатель уже три года жил в столице Российской империи и накопил достаточно впечатлений для описания Петербурга и его жителей.

    Непосредственная работа над повестью проходила в 1833-1834 гг. Перед предоставлением рукописи в цензурный комитет Гоголь советовался с Пушкиным насчет "опасных" мест произведения. Оба подозревали, что может быть вымарана сцена порки Пирогова, как ущемляющая честь офицерства.

    Опасения Гоголя и Пушкин а не оправдались. Повесть была допущена к печати. Цензура потребовала лишь удалить намерение Пирогова жаловаться на обидчиков царю. "Невский проспект" вместе с повестями "Нос" и "Шинель" был впервые опубликован в сборнике "Арабески" (1835 г.).

    2. Смысл названия . Невский проспект - одна из главных "парадных" улиц Санкт-Петербурга, на которой сосредоточены самые значительные достопримечательности. Проспект олицетворяет собой "лицо" громадной империи, главную коммуникационную артерию страны. Прогуливающаяся по Невскому проспекту толпа - "выставка всех лучших произведений человека". Здесь в концентрированном виде сосредоточено все огромное многообразие человеческих типов и характеров.

    3. Жанр . Повесть.

    4. Главная тема произведения - существенная разница между подлинной и призрачной действительностью. Повесть начинается торжественным восхвалением неописуемой красоты Невского проспекта. Главным украшением улицы являются пышные наряды прогуливающихся людей, их безупречный внешний вид и благородная манера поведения. За первыми красочными впечатлениями постепенно приходит осознание, что мерой ценности человека в этой толпе является не внутренний мир (скрытый от постороннего глаза), а всего лишь внешние атрибуты (знаки государственных различий и общественного положения).

    Расхождение представлений с действительностью раскрывается в трагедии бедного художника Пискарева. Внимание молодого идеалиста привлекает прекрасная брюнетка. Сначала он даже не может сравнить свою жалкую фигуру с этой "знатной дамой" и лишь по совету Пирогова начинает робкую слежку за красавицей. В настоящее изумление художника приводят едва уловимые знаки, которыми девушка поощряет его преследование. Пискарев полностью находится во власти очарования прекрасной незнакомки и сам не замечает, куда она его приводит.

    Прозрение приходит к нему уже в "отвратительном приюте", населенном петербургскими уличными женщинами. Художник испытывает чудовищное потрясение и убегает из проклятой квартиры. Однако образ красавицы полностью заполнил его сознание. Пискарев бесконечно страдает от противоречия между ангельской красотой и родом занятий прекрасной незнакомки. Навязчивые мысли становятся причиной счастливого сна Пискарева, в котором это противоречие снимается.

    Художник мечтает забыть о реальности и пытается найти утешение в сновидениях. Начав употреблять опиум, он фактически зажил другой призрачной жизнью, в которой его ждет взаимное счастье с красавицей. В конце концов наркотические мечты Пискарева приводят его к мысли спасти незнакомку, вытащив ее из разврата. Он не может поверить, что молодая девушка с ангельской внешностью добровольно ведет распутную жизнь. Попытка образумить красавицу заканчивается очередным трагическим разочарованием. Ее презрение к честному трудовому образу жизни наносит роковой удар по романтической душе художника.

    Не в силах вынести страдания, Пискарев совершает самоубийство. Резкой противоположностью Пискареву является другой герой повести - поручик Пирогов. Этот самодовольный пошляк олицетворяет собой всю грязь и мерзость завсегдатаев Невского проспекта. Пирогов бесконечно далек от романтики. Его интересует не красота, а доступность женщины. Пирогов - неотъемлемая часть пошлой среды, в ней он чувствует себя, как рыба в воде.

    Начав грубое волокитство за женой немца-ремесленника, поручик уверен, что непременно добьется успеха. Офицерский мундир является залогом неприкосновенности его достоинства. Позорное наказание приводит Пирогова в бешенство. Однако его намерение расквитаться с обидчиками "как-то странно кончилось". Первым шагом к успокоению стало съедение поручиком "двух слоеных пирожков" (!). Приятный вечер с танцами заставил его полностью отказаться от мести.

    5. Проблематика . Центральная проблема повести - торжество пошлости над честностью и искренностью. Романтизм Пискарева, столкнувшегося с грубой действительностью, приводит к его гибели. Пошлая натура Пирогова примиряется с "ужасным оскорблением", лишь бы никто никогда не узнал об этом. Поручику достаточно просто продолжать придерживаться правил "призрачной" жизни, ведь именно они являются показателем ценности человека в насквозь лживом обществе.

    6. Герои. Пискарев, Пирогов.

    7. Композиция . Повесть можно условно разделить на четыре части: авторское вступление, две истории главных героев, авторское заключение.

    Образ Петербурга в творчестве Гоголя

    Чем же так привлекал Петербург писателей? Вспомнить хотя бы историю этого города - то, что несмотря на все законы природы, волей одного Петра в кратчайший срок город поднялся над Невой, и веками символизировал борьбу контрастных понятий, таких как: бедность и роскошь, великолепие и безобразие, сила и слабость. Все это удивительно уживалось в Петербурге.

    Невозможно сделать точный анализ повести "Невский проспект" без рассмотрения образа Петербурга. Мы не удивляемся тому, что таланты России буквально стекались сюда, чтобы завоевать положение в обществе, развить способности и показать свое мастерство. В Петербурге получили становление лучшие публицисты, писатели и критики, хотя именно в этом городе они столкнулись с бедностью и преследованиями, были унижены и ущемлены. Показная роскошь, глупость и пошлость затягивали людей в трясину, а место, где начинались самые невообразимые, интригующие и завораживающие события, называлось Невский проспект. Да, главной улице города отведена роковая роль.

    Поскольку мы делаем анализ "Невского проспекта" Гоголя, скажем, что это понятие проспекта символизирует душу самого Петербурга, который по мнению автора не просто является большим мегаполисом, где можно пройтись по красивым улицам и полюбоваться архитектурой. Город похож на ожившего великана, у которого свой характер, капризы, привычки и тайны.

    Невский проспект в Петербурге - это место, где каждый день ходят тысячи людей. И у каждого из них свой уникальный характер. Этот момент важно учесть, когда мы анализируем задумку Гоголя в отношении целостности толпы. У каждого свои дела, свой путь, но эти люди вместе только потому, что их объединило место встречи, и больше ничего.

    Пирогов и Пискарев

    Но не только непосредственно сам проспект фигурирует в произведении, ведь продолжая анализ повести "Невский проспект", мы видим появление двух героев - это поручик Пирогов и Пискарев, которого автор описывает как "молодого человека", одетого во фрак и плащ. Пирогов прекрасно знает, как устроен современный мир, и понимает, что жить в Петербурге - это все равно что играть в "рулетку". Однако выиграть возможно, только нужно рисковать и верить, что твои сокровенные мечты станут реальностью. У поручика такие принципы, и он сам готов рисковать. Даже если ему придется ощутить горечь поражения, Пирогов не считает это чем-то трагичным и нелепым. Поэтому после проигрыша он преодолевает свой гнев и негодование, причем, прохлада вечернего Петербурга как будто остужает его пыл.

    Посмотрим на второго героя - Пискарева. Характер этих двух людей чрезвычайно важен в анализе "Невского проспекта". Пискарев хочет равняться на своего приятеля, и он тоже становится в роль проигравшего, однако в отличие от Пирогова второй персонаж одинок и почти чужой в этом городе, поэтому для него неудача стала роковой. Будучи робким и застенчивым, он целиком доверился объятиям Невского проспекта, надеясь, что искорки чувств, всегда живаших в его сердце, станут пламенем.

    Две истории, которые мы анализируем в этом произведении, похожи внешне, но суть их абсолютно разная. И Пирогов, и Пискарев ставят на карту все, что есть, но первый относится к этому, как к игре, и по большому счету ничего не теряет, а для второго это оказывается чем-то непреодолимым. Ведь Пискарев, ощущающий мир совсем иначе, не может резко превратиться в грубого и черствого человека, потеряв всякое доверие. Но и выбросить из головы и сердца жестокое разочарование, пришедшее к нему, тоже нельзя. А виноват в этом Невский проспект.

    Выводы в анализе повести "Невский проспект"

    Гоголь великолепно показывает двух героев, которые противоположны друг другу - у них разные характеры и разное восприятие мира. Но читатель на этом контрасте понимает глубину противоречивости главного образа повести - Невского проспекта. С одной стороны мы видим комичную ситуацию Пирогова, с другой стороны трагичную судьбу бедного Пискарева. То же можно сказать и об атмосфере проспекта - комическая пошлость и трагичная пошлость и ложь, вот что сочетается в главной улице Петербурга. Гоголь подчеркивает, что "этот Невский проспект всегда лжет".

    Душа Пискарева после встречи с Невским проспектом буквально опустошена. Краски всего мира меркнут в его глазах, и он оказывается холоден и пуст. Тогда художник думает, а чтоже может быть реальным, если все это оказалось призрачным миражом? Гоголь отвечает: реален Невский проспект, и его вечные тайны сочетаются с вечной ложью.

    Надеемся, что анализ повести "Невский проспект" Гоголя оказался полезным для вас. Больше статей вы можете найти в нашем