Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

История школы

 Материал  предоставлен  учителем  истории  Тимофеевой Л.В.

Приблизительно в 1844 году при деревянной церкви в селе Горшечное было построено деревянное здание церковно-приходской школы, где было два класса. В этой же школе находилась церковная караулка.

В 1896 году было построено кирпичное здание церкви и при ней новое кирпичное здание школы. В новой школе было четыре класса. Ежегодно школу заканчивали 40-50 учеников. В основном, это были дети зажиточных крестьян, торговцев. Главными предметами в школах были арифметика, грамматика, закон Божий.

Состояние просвещения в с. Горшечное в 19-20 веках по сведениям журнала Нижнедевицкого уездного земского собрания за 1899 год. ( из материалов Воронежского архива, архивных документов музея народного образования Курского института непрерывного профессионального образования).

В 1897 г. в Нижнедевицком уезде было 24 сельских и одно городское училище. В близлежащих к Горшечному сёлах школы и училище возникли гораздо раньше. Например, в 1896 году училище были в сёлах Бекетово, Быстрик, Боровке, Знаменское, Ключ, Солдатское, Удобное, Ясенки.

В 1907-1909 г.г. В Нижнедевицком уезде было уже 45 земских училищ.

В с. Горшечное подобных учебных заведений ещё не было.

В 1908 году уездное земство ассигновало 720 рублей на постройку школьного здания в селе Горшечное с расчетом на 120 учащихся. Об отсталости края в культурном и духовном плане говорят хотя бы такие примеры: по переписи 1897 года всего 18.3 процента населения умели писать и читать, а большинство не имело доступа к знаниям и культуре. Грамотных женщин ещё меньше – 9.1 процента. Средних учебных заведений не было. Только в больших сёлах Солдатской, Быковской, Старомелавской. Ясеновской волостей функционировали 9 церковно-приходских и две земских двух трёх классные школы, а в уездном городе Девицке – двух классное училище. Но в этих школах учились преимущественно дети богатых господ, священников, зажиточных крестьян.

В 1909 году число жителей в Горшечном составило 1660 человек, из них: 149 детей в возрасте от 8 до 11лет.

В церковно-приходском училище обучалось 100 человек. Преподавательский состав училища состоял из одного законоучителя и двух учителей.

Горшеченское церковно-приходское училище обслуживало такие селения, как Берёзово 1- 2-е, Верхний Олым, х. Глушковский.

В 1910 году в Нижнедевицком уезде было открыто 10 училищ, среди них в селе Горшечное Солдатской волости двухклассное училище. Законоучителем был назначен священник С. Казьмин. Помимо основных дисциплин преподавали садоводство и огородничество.

В журнале Нижнедевицкого уездного земского собрания за 1910 год (стр57) выражается благодарность собрания за полезную деятельность земству Екатерине Дмитриевне Решетовой, выразившуюся в её заботах по содержанию за свой счёт школы сапожного и шорнажного ремесла.

Иван Теадьевич Алисов за свой счёт в 1910 году отремонтировал здание земского училища в селе Удобное.

В 1914 году Нижнедевицкая уездная земская управа обратилась в земское собрание с докладом, целью которого было – дать более широкое развитие народному образованию. Поднимался вопрос об открытии в уезде трёх высших начальных училищ (с. Солдатское, Горшечное, Турово).

По количеству учащихся в селе Горшечное:

на 1 января 1913 года – 80 мальчиков, 23 девочки,

на 1 января 1914 года – 73 мальчика, 26 девочек.

В 1916 году в Горшечном планировали открыть 4-х кoмплектную школу.

В первом классе могли обучаться и двенадцатилетние, и пятнадцатилетние подростки.

Об учёбе в школе рассказывала одна из её выпускниц Мазалова П.Ф.: «Я пошла в школу очень рано, с 7 лет. Школа в это время была очень маленькая. В помещении было всего две комнаты. В каждой комнате занимались сразу ученики двух классов. В первом классе учеников учили писать, читать, решать примеры, задачи. В самом старшем классе, четвёртом, кроме арифметики и грамматики, ученики изучали историю, географию, закон Божий. Ученики четвёртого класса в конце учебного года сдавали экзамены. В то время не было тетрадей, мы писали на больших листах грубой, неразлинованной бумаги. На уроках арифметики пользовались грифельными досками, писали не карандашами, а грифелями. Дисциплина в школе была очень хорошая. Если ученик плохо вёл себя, то учитель, взяв линейку, мог бить нарушителя, ставить его в угол на колени. Линейкой били не только шалунов, но и нерадивых учеников. Школа была очень тесной, не было необходимых удобств. Не только в школе, но и дома, ученики читали и писали при свете керосиновой лампы. Школьной формы не было. В школу ходили преимущественно мальчики, девочки работали дома. В школе торжественно отмечали религиозные праздники, «царские дни», посвящённые дням рождения Николая Второго и всей его семьи».

Ученикам, окончившим школу на отлично, вручался Похвальный лист с большим портретом царя «За отличные успехи и примерное поведение».

До 1917 года на территории, входящей в современный Горшеченский район, было всего 31 начальная школа. Из них:

церковно-приходских – 13,

земских – 16,

1-й ступени – 2.

В начальных школах всех ведомств обучалось 785 учащихся. В них работали 33 учителя со средним специальным образованием и 9 дьячков без образования.

Более 46% детей школьного возраста не обучались.

Просвещение стояло на низком уровне. На уроках учителя пользовались только мелом, классной доской, учебники были не у всех. Школьные глобусы были большой редкостью. На обеспечение школ отводились ничтожные ассигнования.

Крайне неприглядное было положение основной массы народных учителей, работавших в начальных школах. Например, в Висловской церковно-приходской школе обучалось 35 детей. В школе работал один учитель. Жил он очень бедно. Питался по дворам своих учеников, по очереди.

В селе Бараново до 1917 года функционировали две школы: земская и церковно-приходская, где обучались 100 учащихся. Школы работали в приспособленных помещениях, здания отапливались соломой, в зимнее время занятия часто не проводились из-за холодов и отсутствия тёплой одежды у детей.

Для уезда были типичным нищета основной массы крестьян, темнота и невежество.

После Октябрьской революции произошли кардинальные изменения в жизни нашей страны. Образование становится доступным широким народным массам.

Декрет Советского правительства, опубликованный 20 января 1918 года « Об отделении церкви от государства и школы от церкви», по которому объявлялась свобода совести, запрещалось преподавание в учебных заведениях религиозных вероучений и исполнение обрядов религиозного культа.

С мая 1918 года обучение стало совместным, бесплатным, обязательным. Были опубликованы первые программные материалы и первый учебный план.

В августе 1918 года церковноприходские, земские школы были преобразованы в школы первой ступени.

К началу учебного 1918 года с многообразием школ было покончено. Вводилась единая трудовая общеобразовательная средняя, находившаяся в ведении наркомата просвещения.

Все начальные школы составили школы первой ступени, а начальные училища – школы второй ступени. В начальной школе обучение проходило четыре года, в неполной средней школе – семь лет.

В 1918-1920 годах в районе действовало 12 средних, 13 восьмилетних, 17 начальных школ.

Чтобы готовить умелых хлеборобов и животноводов, 5-й съезд комсомола в 1922 году рекомендовал сельские семилетние школы преобразовать в школы крестьянской, а с 1930 года колхозной молодёжи.

В 1924 году 13 съезд ВКП(б) одобрил эти решения, и началась новая реорганизация школ с введением производительного труда и профессионального обучения.

В 1935 году народное образование: в районе – 31 начальная школа с 2930 учащимися и 47 преподавателями ; 6 неполных средних школ с 738 учащимися и 27 преподавателями. Школ неграмотных и малограмотных – 36, охватывающих 897 неграмотных и 364 малограмотных. Развернута работа 36 сезонных детских площадок.

Рост грамотности на территории Горшеченского района

1917 год - грамотность 15%

1930 год - грамотность 40%

1940 год - грамотность 78%

1983 год - грамотность 100

Сеть школ Горшеченского района

1973 год- всего школ 63: начальных – 29, восьмилетних – 26, средних – 8.

1974 год- всего школ 60: начальных – 26, восьмилетних – 26, средних – 8.

1975 год- всего школ 56: начальных – 23, восьмилетних – 25, средних – 8.

1976 год- всего школ 54: начальных – 22, восьмилетних – 25, средних – 7.

1977 год- всего школ 47: начальных – 20, восьмилетних – 20, средних – 7.

1983 год- всего школ 42: начальных – 17, девятилетних – 13, средних – 12.

1990 год- всего школ 34: начальных – 11, основных – 9, средних – 14.

2009 год- всего школ 32: начальных – 8, основных – 9, средних – 15.

2011 год- всего школ 22: начальных – 2, основных – 5, средних – 15.

2013 год- всего школ 20: начальных – 1, основных – 5, средних – 14.

В результате реформы реконструкции образовательных учебных заведений в 2010 – годах были закрыты малокомплектные начальные и основные средняя школы.

Из истории образовательных учебных заведений Горшеченского района.

3

     МКОУ «Горшеченская средняя общеобразовательная школа»

Горшеченская средняя школа как средняя школа начала функционировать в 1936 году.

В 8-й класс поступило 70 заявлений. По результатам контрольных работ в среднюю школу было зачислено 40 человек. Время было сложное, тяжёлое. Подростки стремились облегчить материальное положение своих семей, хотели как можно быстрее получить профессиональное образование. Поэтому в процессе обучения в 8-10 классах многие учащиеся выбыли в другие учебные заведения. Среднюю школу окончили только 17 человек.

Все юноши первого выпуска 1939 года Горшеченской средней школы ушли на фронт Великой Отечественной войны: Вторников Николай, Козырев Виктор, Рындин Александр, Зиновьев Михаил, Москаленко Евгений. Вернулся израненным только один: Бобрышев Василий Иванович. Все юноши первого выпуска школы погибли. Вторников Николай погиб в последний день войны 8 мая 1945 года, он был единственным ребёнком в семье старого уже учителя Гологузовской семилетней школы Горшеченского района. Девушки первого выпуска средней школы:Сергеева А., Кузнецова К., Ряполова А. Ракитянских В., Дерусова М. стали учителями в школах своего района.

1

             Первый выпуск средней школы, 1939 год

 Первые выпускники школы занимались в старом здании (в настоящее время это ветхое помещение по переулку Первомайскому снесено). Новая школа (основное здание современной Горшеченской средней) было построено к 1 сентября 1939 года. Из её стен произведено два довоенных выпуска в1940 и 1941-х годах.

В 1936 году директором школы стал Лунёв Григорий Капитонович, который был направлен на работу в Горшечное после окончания педагогического института. Он преподавал историю. Человек широкого кругозора, целеустремлённый, патриот, предан Родине и партии. После войны работал преподавателем в Курском медицинском институте, инструктором обкома партии.

Первый заместитель директора по учебно-воспитательной работе – Винюков Тимофей Дмитриевич, учитель математики.

  6

                   Первые учителя довоенного времени:

Победов Александр Николаевич – учитель русского языка,

Мишина Мария Митрофановна – учитель физики,

Светицкая Нина Алексеевна – учитель биологии, химии,

Попова Анна Афанасьевна – учитель географии.

 5

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, здание средней школы было занято под госпиталь. Оккупировав село, немцы в школе расположили конюшню, позже здесь разместили пленных.

При освобождении Горшечного в феврале 1943 года в результате сильных бомбёжек здание школы было разрушено. Отстраивали школу всем селом. Полностью школа была восстановлена к 1948 году.

7

С 1942 по 1947г.г. средняя школа в Горшечном не функционировала (давала среднее образование только Солдатская школа, где здание не было разрушено. Восстанавливали школу всем селом. Об этом свидетельствует статья в районной газете «Маяк коммунизма», 1947г

a

                                            Восстановление  школы                      

   

8

                                         Первые ученики послевоенной поры

9

Афанасьев Гавриил Емельянович – директор школы 1948-1953 г.г.

 С 15 января 1953 года Горшеченскую среднюю школу по июнь 2008 года возглавлял школу Жиронкин Николай Ильич.

Николай Ильич вместе с супругой Людмилой Петровной прибыли на работу в село Горшечное. Всю свою трудовую жизнь с 1951 года трудились учителями математики, физики, обучая, воспитывая молодое поколение горшеченцев.

2

    Выпуск 1953 года

Жиронкин Н.И. награждён многими государственными наградами: знаки «Отличник народного образования РСФСР» «Отличник народного просвещения СССР», Почётное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР», медаль имени Н.К.Крупской, Почётный знак Курской области «За Труды и Отечество». В 1996 году присвоено звание «Почётный работник образования и науки Курской области», Победитель областного конкурса общественного признания «Человек года» в 2005 году в номинации «Мудрость и опыт».

За свою 57-летнюю педагогическую деятельность Николай Ильич обучил математике более двух тысяч учащихся. Многие из них стали учителями математики, физики, инженерами, врачами, военными. Три поколения горшеченцев помнят и благодарны Учителю и Наставнику Николаю Ильичу Жиронкину.

Они закладывали фундамент знаний и традиций Горшеченской средней школы

333

  Максакова Галина Ивановна - 1896-1967, учитель русского языка и литературы,

первая в Горшеченском районе награждена орденом Ленина.

Батищева Александра Назаровна, учитель начальных классов –

первый Заслуженный учитель школы РСФСР в нашем районе.

Рощупкина Анна Михайловна – учитель истории, обществоведения,

Заслуженный учитель школы РСФСР.

Дуракова Людмила Михайловна, учитель начальных классов – Заслуженный учитель школы РСФСР,

награждена орденом Дружбы народов СССР.

Матусова Екатерина Максимовна – учитель русского языка и литературы, почти четверть века проработала заместителем директора по учебно-воспитательной работе, в настоящее время ветеран педагогического труда. Пишет стихи, издано две книги, в своём поэтическом творчестве прославляет Горшеченскую землю, родную школу, труд земляков. Две её дочери: Самофалова Татьяна Николаевна – учитель русского языка и литературы трудится в Старо-Оскольском районе, Дидик Людмила Николаевна – учитель иностранного языка успешно работает в родной Горшеченской школе.Рощупкина Анна Михайловна – учитель истории, обществоведения, Заслуженный учитель школы РСФСР.

  

5

  2008 по 2010 г.г. школу возглавлял Ананьев Владимир Васильевич.

С 2010 года – директор школы Сукманова Вера Леонидовна, учитель математики, отличник народного просвещения, окончила Горшеченскую школу с золотлй медалью

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе – Вострикова Ольга Павловна, учитель химии, почётный работник общего образования.

Заместитель директора по воспитательной работе – кандидат исторических наук Тихонов Алексей Петрович, учитель обществознания, отличник народного просвещения, Председатель Представительного Собрания Горшеченского района, окончил Горшеченскую школу с золотой медалью.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе начальной школы – Зиновьева Вера Николаевна, учитель начальных классов, почётный работник общего образования, выпускница Горшеченской школы.

В настоящее время в школе трудятся 82 работника, из них – 61 педагог.

Звание «Заслуженный учитель школы РФ» - 3 учителя.

Награждены нагрудным знаком «Отличник народного просвещения», «Почётный работник общего образования РФ» - 28 учителей.

3 учителя – победители Всероссийского конкурса «Лучшие учителя России»:

Тимофеева Л.В. в 2006 году,

Подкопаева В.Е. в 2007 году,

Матюхина Л.Ю. в 2009 году

Кандидат исторических наук – 1 чел.,

Высшая квалификационная категория – 9 учителей:

Артёмов Н.М. – учитель физической культуры,

Безручко А.В. - учитель физической культуры,

Вострикова О.П. – учитель химии,

Дуракова Л.М. – учитель начальных классов,

Матюхина Л.Ю. – учитель русского языка и литературы,

Подкопаева В.Е. – учитель математики,

Степовая Л.И. – учитель химии,

Тимофеева Л.В. – учитель истории, обществознания,

Шурупов Ю.А. – учитель информатики.

Первая квалификационная категория – 41 человек.

26 учителей - выпускники Горшеченской средней школы.

В 2007 году школа – победитель Всероссийского конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные технологии.

00     За 75 лет школа осуществила 69 выпусков, дала путёвку

    в жизнь более пяти тысячам выпускникам.

246 человек окончили школу с золотой медалью, 137 человек – с серебряной.

В настоящее время в школе - 541 обучающихся.

Миссия школы:

Формирование интеллектуальной, творческой личности, имеющей активную        гражданскую позицию, социально-адаптированной к жизни, способной быть по-настоящему успешной.

По желанию детей и их родителей школьники могут посещать:

- курс дошкольной подготовки,

- группу продлённого дня (1-4 классы),

- логопедический кабинет,

- кабинет психолога,

- элективные курсы по предметам.

- медицинскую комнату.

С1971 года ведётся профессиональная подготовка водителей автомобиля.

В 2004 году открыт класс кадетов.

С 2007 года действует патриотический клуб «Память».

7 спортивных секций.

С 2011 года школа первой в районе осуществляет переход на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения.

Педагоги школы успешно внедряют в педагогическую практику инновационные технологии: эдоровьесберегающие, модульно-блочные, информационно-компьютерные, компетентностного обучения, развивающее обучение, проектную деятельность, системно-деятельностный подход.

В школе заложены прочные традиции по нравственно-патриотическому воспитанию. формированию активной жизненной позиции подрастающего поколения

55533